Независимость государственной власти. В чем проявляется верховенство государство государственной власти

Примечательно, что в Конституцию РФ 1993 г. глава «Основы конституционного строя» попала не сразу. В проекте Конституции РФ, вынесенном на обсуждение Конституционного совещания 5 июня 1993 года, глава 1 именовалась «Общие положения. Права и свободы человека». Но во многом под влиянием принципиальной позиции Конституционной комиссии в окончательном варианте проекта Конституции РФ соответствующие правовые нормы были упорядочены, приведены в стройную систему и трансформировались именно в «Основы конституционного строя». Закрепление их в первой главе Конституции России — не случайно. Тем самым подчеркивается их особое значение в национальной правовой системе РФ — они как бы обобщают, сводят воедино в концентрированном виде положения Основного закона нашего государства.

Поэтому основы конституционного строя имеют особую юридическую силу. Им не могут противоречить никакие другие положения Конституции, которая сама по себе, как известно, имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем остальным нормативным правовым актам, принятым в Российской Федерации. Как следствие, положения первой главы Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ . Их пересмотр возможен только посредством принятия Конституционным Собранием либо всенародным голосованием нового Основного закона страны. Тем самым устанавливается важнейшая гарантия защиты от непродуманных, продиктованных сиюминутными политическими соображениями поправок к Конституции России, ибо любое ее изменение не должно вступать в противоречие с положениями главы 1. В противном случае такая поправка будет юридически ничтожной.

Содержание основ конституционного строя раскрывается в науке по-разному. Нередко соответствующие нормы-принципы подразделяют на группы в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений. Наиболее удачной представляется систематизация, предложенная С.А.Авакьяном, по мнению которого, основами конституционного строя России являются: народовластие (народный суверенитет); существование Российского государства, как организации всего народа, признание России демократическим, федеративным, правовым, социальным, светским государством с республиканской формой правления; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима ; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности .

Человек, его права и свободы как высшая ценность

В советских конституциях присутствовала иная гуманистическая формула: высшей ценностью объявлялись материальные и духовные потребности людей, что, однако, далеко не всегда реализовывалось на практике. Конституция России, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, на первый план выдвигает человека как самостоятельную, суверенную личность, способную позаботиться о самой себе. Для этого человеку предоставляются общепризнанные права и свободы, а государство берет на себя обязанность гарантировать, уважать и соблюдать их.

В марксистско-ленинской теории очевиден классовый подход к проблеме народного суверенитета, ибо под народом здесь подразумевалась совокупность трудящихся и эксплуатируемых классов. Отсюда социалистическая демократия противопоставлялась буржуазной, а диктатура пролетариата объявлялась едва ли не самой демократичной формой государства в мире.

Действующая Конституция России, указывая на принадлежность всей власти в Российской Федерации ее многонациональному народу, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Что же означает «народ»? В юридической науке нет единства мнений на этот счет. Отмечается абстрактность этого понятия, а по мнению О.Э.Лейста, доктрина практически не нуждается в раскрытии его содержания. Тем не менее термин «народ» присутствует в целом ряде конституционно-правовых норм , а значит, необходимо его правильное толкование. В связи с этим, вероятно, следует согласиться с О.Е.Кутафиным, считающим, что с юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане», ибо только они в подавляющем большинстве случаев обладают политическими правами и свободами . Таким образом, если вернуться к толкованию ряда положений отечественной Конституции, то многонациональный народ Российской Федерации есть совокупность ее граждан.

Суверенитет народа обладает рядом важнейших свойств: единством, верховенством, полнотой и неограниченностью, неотчуждаемостью.

Единство народного суверенитета означает, что народ является единственным источником власти в РФ. И в этом отношении народ выступает единой общностью людей, принимающей властные решения на основе волеизъявления большинства граждан при безусловном уважении мнения их меньшинства.

Верховенство власти народа выражается в том, что никто и ничто не может быть выше его воли. Решения, принятые на всенародном голосовании — референдуме , могут быть отменены только референдумом. Народ и только народ наделен правом выбирать главу государства и высший орган законодательной и представительной власти. Конституция, принятая народом, обладает верховенством и высшей юридической силой на всей территории РФ.

Полнота и неограниченность суверенитета народа подразумевает, что гражданам России принадлежит весь объем власти, который может быть реализован в предусмотренных Конституцией и законами РФ формах во всех ключевых сферах общественной жизни: в праве на землю и недра, на свободное экономическое развитие, на пользование достижениями науки, культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами и т.п.

Наконец, неотчуждаемость народного суверенитета нашла свою реализацию в норме Конституции РФ (ч.4 ст.3) о том, что никто «не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону ».

С процессуальной точки зрения, народ осуществляет принадлежащую ему власть в двух формах: непосредственно (прямая демократия), а также через выборные органы государственной власти и местного самоуправления (представительная демократия). В данном случае высшим проявлением и выражением власти народа являются референдум и свободные выборы .

Интересно, что демократические процедуры в кризисные, неустойчивые периоды общественного и государственного развития нередко вызывают у значительной части народа недовольство и даже раздражение, потребность в «сильной руке». В это время, как отмечает О.Э.Лейст, возрастает активность антидемократических сил, обретающих возможность прийти к власти, а сам народ невольно становится инструментом подавления демократии. И «в случае победы над гражданским обществом и свойственной ему демократией тоталитарные режимы могут существовать продолжительное время». Вот почему так важно сохранение гражданского мира и согласия как основы поступательного демократического развития общества и государства.

Россия как федеративное государство

Унитарное государство едино и делится на административнотерриториальные части, не обладающие политической самостоятельностью и специфическим государственно-правовым статусом. То есть в унитарном государстве действует одна конституция, существуют абсолютно единые правовая и судебная системы , а государственную власть осуществляют только центральные органы.

В отличие от унитарного государства федерация состоит из государств либо государственноподобных образований, обладающих некоторыми элементами суверенитета, определенной политической самостоятельностью и именуемых субъектами данной федерации. Субъекты могут носить самые разные названия: штаты, земли, провинции, кантоны и т.п. Они имеют собственные органы государственной власти , издают законодательные акты, а нередко даже принимают конституцию.

Конфедерация является крайне редкой формой государственного устройства. По сути, это союз суверенных государств, которые образуют объединенные органы, главным образом, для координации совместных усилий в экономической, политической, военной или иной сферах международных отношений.

Россия стала отвечать признакам федеративного государства лишь в 1990-е годы. Ранее она, хотя и именовалась Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР), но по форме, а тем более по содержанию являлась унитарным государством.

В конце 1980-х— начале 1990-х годов целостность России была поставлена под угрозу. Входившие в нее автономные республики, активно поддерживаемые руководством бывшего Союза ССР, стали активно заявлять о своем суверенном статусе и самостоятельном вхождении в уже распадавшийся СССР. Остановить разрушительный для России процесс удалось 31 марта 1992 года подписанием в Москве Президентом РФ и Председателем Верховного Совета РФ, с одной стороны, и руководителями регионов РФ — с другой Федеративного Договора . Он представлял собой три самостоятельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти: суверенных республик в составе РФ; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; автономной области, автономных округов в составе РФ.

Именно тогда было официально оформлено понятие субъектов РФ , которые получили значительный объем полномочий, но в рамках целостного неделимого Российского государства. Вместе с тем Федеративный Договор закрепил юридическое неравенство краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов по сравнению с суверенными республиками. Последние обладали высокой степенью самостоятельности (во многом независимо от федерального центра устанавливали собственные избирательную систему , законодательство, систему кадрового обеспечения органов власти, вели внешнеэкономическую деятельность и т.п.), тогда как остальные субъекты Федерации оставались на положении по-прежнему дефакто бесправных административно-территориальных единиц.

Поэтому в процессе разработки новой Российской Конституции главным требованием большинства регионов России было закрепление равноправия всех субъектов Федерации. И действительно, как справедливо указывает В.А.Туманов, равноправие есть «тот обязательный комплекс, без которого нет феномена, называемого федерацией». В окончательном проекте Основного закона страны это требование было учтено и вошло в Конституцию РФ 1993 г. в качестве принципа, составляющего основы конституционного строя .

Применительно к республикам в составе России исключено слово «суверенные». Тем не менее, оставаясь «государствами», они все-таки обладают несколько более объемным конституционно-правовым статусом, чем края, области и т.п. У них есть: собственные конституции, государственный язык, гражданство , особые органы государственной власти (президент, конституционный суд) и пр.

Конституция РФ закрепила следующие принципы федеративного устройства России : 1) суверенитет РФ; 2) верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории страны; 3) целостность и неприкосновенность территории РФ; 4) равноправие субъектов РФ, в частности, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; 5) наличие у субъектов РФ собственной правовой системы /конституции и законодательства — у республик, устава и законодательства — у краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; 6) единство системы государственной власти; 7) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; 8) равноправие и самоопределение народов России.

В связи с этим важно дать определение понятий государственного и национального суверенитетов, на которые указывается в тексте Конституции РФ. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, причем как во внутренних делах, так и в сфере внешней политики и международных отношений. Национальный суверенитет выражает право народов, проживающих в РФ, на самоопределение. Формы такого самоопределения могут быть различными: республика в составе России, автономная область, автономный округ, национально-культурная автономия. При этом в соответствии с принципами и нормами международного публичного права , самоопределение народов не должно вести к территориальному разделу существующих многонациональных государств.

Конституционное понятие правового государства

Идея подчинения государства праву и закону возникла в глубокой древности. Она проявлялась в реформах знаменитого греческого мудреца Солона в VI веке до н.э. Мысль о том, что подлинная государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы, последовательно отстаивали Сократ, Платон и Аристотель. Эти идеи античных мыслителей в Средние века активно развивали Н.Макиавелли и Ж.Боден, в Новое время — Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье и др. Но сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в работах К.Т.Велькера, Р. фон Моля и др. В России видными сторонниками доктрины правового государства были Б.Н.Чичерин, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, И.А.Пок- ровский, В.М.Гессен.

Российский путь к правовой государственности был крайне сложным, путаным и противоречивым. Господствовавший долгое время тоталитаризм радикально отрицал не только принцип верховенства права над государством, ценность прав и свобод личности , автономность гражданского общества , но и подменял государственную власть практикой жесткого партийного администрирования. Поэтому было бы некорректно утверждать, что сейчас мы находимся в завершении этого пути. Во многом положение Конституции РФ 1993 г. о правовом государстве — это норма-идеал, норма-цель, к которой надлежит последовательно и упорно стремиться в ходе дальнейшего развития России. Тем не менее в Конституции РФ закреплены важнейшие предпосылки построения правовой государственности: Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

Верховенство Конституции РФ. Ей не может противоречить ни один иной нормативный правовой акт . Все органы государственной власти и местного самоуправления обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию и федеральные законы, а любое их действие в нарушение данного принципа может быть обжаловано в суде и повлечь меры юридической ответственности . Кроме того, Конституция РФ обладает прямым действием, то есть подлежит непосредственному применению в случае противоречия ей любого нормативного правового акта. Все принимаемые законы подлежат официальному опубликованию. Таким образом, все субъекты правоприменительной деятельности получают возможность ознакомиться с ними, действующее право становится открытым для граждан . Тем более исключается ситуация, сложившаяся в годы тоталитаризма, когда гражданин нередко привлекался к ответственности по секретным, неизвестным широкому кругу лиц законам. Неопубликованные законы не подлежат применению вообще. А любые нормативные правовые акты, будь то федеральный закон, указ Президента РФ , постановление Правительства РФ и т.п., не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Социальная сущность Российского государства

Общепризнано, что реализация в жизнь принципа социального государства (ст.7 Конституции РФ) является исключительно важной задачей в плане построения в России правовой демократической государственности. Еще Ж.-Ж.Руссо писал, что «ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один — настолько беден, чтобы быть вынужденным продаваться». «Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно, не допускайте ни богачей, ни нищих».

К сожалению, эта мудрая и, в общем-то, простая заповедь не соблюдалась в Советском государстве с его обеспечением весьма скромного достатка основной массе населения, подавлением частной хозяйственной инициативы, сокрытием от посторонних глаз богатства и власти кремлевских небожителей, других представителей партноменклатуры. Не соблюдалась она и в последние годы, когда новые «уравнители» на волне популистского лозунга «борьбы с привилегиями», обретя власть, быстро поделили между собой «общенародное» достояние, а пропасть между богатыми и бедными достигла угрожающих размеров. Данная тревожная ситуация в современной России заметно усугубляется отсутствием полноценного «среднего класса», служащего «буфером» между низшими (бедными) и высшими (богатыми) слоями общества . По мнению многих социологов, политологов, юристов-теоретиков, это и есть та «социальная цена реформ», о которой предпочитают не говорить официальные власти. Тем не менее, как справедливо отмечает Ю.А.Дмитриев, социальная политика Российского государства, являющаяся одной из важнейших составляющих обеспечения права человека на достойную жизнь, получив конституционное закрепление, на практике не соответствует своему содержанию, сформулированной в Основном законе цели — обеспечению достойной жизни и свободного развития человека .

В связи с этим конституционный принцип социального государства требует от властей проведения политики, сглаживающей наиболее острые противоречия между частным и публичным интересом, не допускающей противозаконных действий со стороны естественных монополий и иных субъектов хозяйственной деятельности, охраняющей права прежде всего социально незащищенных слоев населения России.

Но построение социального государства неосуществимо лишь посредством какой-то особой государственной политики. Необходима продуманная и эффективная законодательная реформа, пересмотр всей существующей административной практики в социальной сфере, а главное — создание гибкой социально-ориентированной экономической системы, обеспечивающей общественный консенсус.

Социально-ориентированная экономическая система государства должна отражать закрепленные в Конституции РФ (ст.8) либеральные ценности: поддержка конкуренции , свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности . В то же время неукоснительному соблюдению подлежат требования ст.7 Конституции РФ: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда , обеспечивается государственная поддержка семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии , пособия и иные гарантии социальной защиты.

Перечисленные конституционные положения к настоящему времени конкретизированы значительным массивом законодательных и иных нормативно-правовых актов , среди которых можно назвать: Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от июля 1993 г.; Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г.; федеральные законы от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 27 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и пр. Но до тех пор, пока многие установленные ими положения остаются на бумаге, бессмысленно утверждать о формировании в России социального государства.

Ключевым компонентом принципа социального государства выступает право человека на достойную жизнь и свободное развитие. Его содержание раскрывается в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В частности, право на достойную жизнь подразумевает: а) право на достаточное питание, одежду и жилище, как для человека, так и для его семьи; б) право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Свободное развитие человека требует непрерывного улучшения условий его жизни, что реализуется в праве индивида на повышение образовательного уровня, получение более высокого вознаграждения за труд в соответствии с его результатами, на улучшение состояния окружающей среды.

Российская Федерация — светское государство

Светский характер государства закреплен в основных законах большинства стран современного мира, при том что существуют государства, в которых одна из религий признается государственной, а руководители церкви осуществляют верховную власть (Иран, Ватикан).

Подробнее конституционные нормы о светском характере РФ раскрываются в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятом в ходе бурных и продолжительных дебатов между Президентом РФ и

В свою очередь, религиозное объединение: создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям, то есть на него не распространяются нормы трудового права ; не выполняет функций органов государственной власти и местного самоуправления ; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Вместе с тем государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает им финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и иных объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования у граждан того или иного отношения к религии.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений .

По просьбам религиозных организаций органы государственной власти РФ вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях . В частности, в РФ нерабочим днем является праздник Рождества Христова, в Республике Татарстан — мусульманский праздник Курбан-байрам.

Верховенство государственной власти означает ее первенство главенство по отношению к иным формам общественной организации и управления на территории суверенного государства. Сложился данный принцип в середине 16- конце 19 веков. В рамках так называемой Вестфальской системы государств под влиянием становления капитализма и демократизации.

Ярким примером тому была казнь короля примерно в 1648 году во время революции в Англии. При старом порядке король считался монархом, которого Бог назначил и благословил. Высшей властью была власть короля. Король был выше закона. Для военной поддержки сторонников монархии король призвал на помощью Францию с просьбой начать войну и высадить войска. Он был казнен по обвинению в предательстве. Тем самым декларировалось, что никто не может быть выше закона.

Государственная власть может ограничиваться только Конституцией, законами, подзаконными актами. Таким образом, исключается двоевластие и обеспечивается подчинение власти закону.

Верховенство выражено в распространении власти на все общество, ликвидации незаконных проявлений другой власти. Верховная власть определяет весь строй отношений в обществе устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Наилучшим образом это выражено в конституции и, на наш взгляд, в деятельности конституционных судов, трактующих законы, проекты законов, постановления на предмет соответствия Конституции и высшим законодательным актам .

Попыткой реализации принципа верховенства права президентом Ющенко в Украине была инициатива создания национального Универсала с целью дальнейшей трансформации Конституции и законов на его основе. Нарушение принципа верховенства права в России в 1917 году, когда с одной стороны страной управляли Советы народных депутатов, а с другой - Государственная дума привело к свержению власти и кровопролитной гражданской войне.

Верховенство закона проявляет себя в наделении властными полномочиями и определении обязанностей должностных лиц осуществляющих правоприменение. Примером служит законодательство об административных правонарушениях и государственной службе.

Верховенство права выражено и в виде наказаний за неподчинение законным приказам, указаниям и так далее. Это законные приказы должностных лиц, военачальников и др.

Оно проявляет себя в пресечении формирования альтернативных незаконных структур власти на территории суверенного государства. Чеченская война была начата федеральным правительством с целью как минимум уменьшить влияние незаконно сформированной Ичкерийской республики. Необходимо было учредить власть законов Российского государства и ликвидировать власть правительства Дудаева.

Верховенство государственной власти означает также существование единой иерархической системы органов управления построенной на общих принципах в соответствии с их функциями. Верховенство признает принцип функционального разделения ветвей власти на судебную, исполнительную и законодательную. Однако любая ветвь государственной власти должна быть признана законом.

Например, самосуд над преступником тоже считается преступлением. Ярким примером считается судебный процесс над куклусклановцами, членами расистского объединения Кукс-клан, которые приговоры чернокожим участникам политической деятельности в США и осуществляли в виде издевательств и даже убийств.

Официальный приговор, вынесенный федеральным судом давал понять, что на территории США действуют только законы этой страны и только государственный суд может трактовать действия граждан и давать им правовую оценку.

ЛЕКЦИЯ №2

Тема:« Основы Конституции»

Для студентов медицинского факультета по специальности: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» (2 часа)

Учебные цели лекции.

· Дать студентам четкое представление о конституции.

· Объяснить понятия народовластие как основа конституционного строя.

· Дать понятие государственный суверенитета ЛНР на примере Российской Федерации.

· Разобрать актуальные понятия принципа Разделение властей.

План лекции.

1. Понятие конституционного строя.

2. Народовластие как основа конституционного строя.

3. Государственный суверенитет Российской Федерации.

4. Разделение властей.

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор

Видеоаппаратура

Ноутбук

4. Методы активизации студентов во время изложения лекционного материала :

проблемные ситуации

юридические примеры

ситуационные задачи

1. Какое государство считается светским?
отрицающее любую религию
закрепившее государственную религию
*признающее равенство религиозный конфессий, которые отделены от государства

2. Какие формы собственности признаются в России?
*частная, государственная, муниципальная и иные
только государственная
никакие

3. Кто представляет в России законодательную ветвь государственной власти?
Президент
Федеральное Собрание
Правительство

4. Что такое государственный суверенитет?
признак государства
*верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти как вовне, так и внутри государства
правовой акт, принятый государством

5. Какое государство считается правовым?
старающееся не менять своих правовых норм
закрепленное в праве
*признающее примат права над государством, обязательность предписаний права для всех

6. Что такое всенародный референдум?
всенародное обсуждение
*голосование по важнейшим вопросам
собрание представителей народа

7. Чем государственный орган отличается от общественной организации?
только способами образования
*сразу несколькими признаками, присущими только государственному органу и, среди них, право применять различные формы государственного принуждения
способностью принимать нормативные акты

8. Что нового внесла Конституция России 1993 года в правовое положение местного самоуправления?
ничего
изменила название органов местного самоуправления
*отделила органы местного самоуправления от государственных органов

9. Кто решает вопрос о том, какие органы местного самоуправления организуются в данном муниципальном образовании?
*население муниципального образования самостоятельно
Правительство России
органы власти субъекта Федерации

10. Что такое народный суверенитет?
*принадлежащее ему верховенство власти
благосостояние народа
форма правления

(правленые ответы выделены жирным шрифтом).

Тема «Основы конституционного строя ЛНР на примере Российской Федерации

1. Понятие конституционного строя. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких особенностей позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства и общества. Эти особенности, закрепленные конституцией государства, становятся его конституционным строем.

Таким образом, конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства и общества, закрепленный в его конституции, определенный механизм властвования.

Глава 1 Конституции ЛНР закрепляет основы конституционного строя. Что же такоеосновы конституционного строя?

Под основами конституционного строя ЛНР понимаются устои, важнейшие исходные начала государства и общества, основные принципы , на которых построено наша республика и общество.

Основы конституционного строя имеют особое значение в правовой системе ЛНР. Согласно статье Конституции ЛНР никакие другие положения Конституции ЛНР не могут противоречить основам конституционного строя, т.е. положениям первой главы Конституции. Это означает, что предписания первой главы обладают более высокой юридической силой по сравнению с положениями других глав.

Незыблемость основ конституционного строя гарантируется особым порядком изменения первой главы Конституции ЛНР. Как мы уже говорили, первая глава Конституции ЛНР не может быть изменена Народным Собранием. ВЛНР и Российской Федерации основами конституционного строя являются:

Народовластие;

Государственный суверенитет.

Республиканская форма правления;

Приоритет прав и свобод человека и гражданина;

Верховенство права, или правовое государство;

Федерализм;

Разделение властей;

Идеологическое многообразие и политический плюрализм;

Свобода хозяйствования и многообразие форм собственности;

Социальное государство.

Основы конституционного строя необходимо рассматривать и исследовать не в статике, а в их развитии. Уникальность понятия конституционного строя заключается в том, что это понятие носит одновременно и революционный и консервативный характер. С одной стороны, конституционный строй является не чем иным, как продуктом революции, скачкообразного изменения социально-политических сил. В этом смысле конституционный строй есть дитя и продукт революционного изменения механизма властвования, есть результат революции. Но с другой стороны, когда этот результат достигается и закрепляется в конституции, возникает иная цель – защиты конституционного строя. Революционная сторона уходит в прошлое. На передний план выдвигается цель сохранения и укрепления конституционного строя, создание условий его необратимости и стабилизации.

Рассмотрим с этой точки зрения конституционное развитие России с 1990 года. В июне 1990 года принимается Декларация о государственном суверенитете РСФСР, в которой провозглашается суверенитет РСФСР, верховенство российский законов над советскими законами, а природные ресурсы России объявляются как принадлежащие российскому народу. Федеративный договор 1992 года закрепляет федеративные основы российского государства, устанавливает разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституционная реформа получила свое завершение принятием Конституции РФ 1993 года. А после новый конституционный строй в России выполнял уже не столько революционную, сколько консервативно-стабилизирующую функцию.

Рассмотрим структурные элементы основ конституционного строя.

2. Народовластие как основа конституционного строя. Народовластие – это принадлежность всей власти народу и свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Конституционный принцип народовластия закреплен статьей 3 Конституции.

В соответствии со статьями.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в ЛНР является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в ЛНР. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Конституция ЛНР основана на доктрине делегирования народом своей власти, точнее права на власть, которым пользуются органы государства и должностные лица, осуществляя принадлежащие им полномочия.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Исчерпывается ли непосредственная демократия референдумом и выборами? Очевидно, что не исчерпывается. Сводить народовластие только к референдуму и выборам вряд ли обоснованно. Голосование – это очень тонкая нить, едва ли достаточно крепкая для того, чтобы считать, что народ правит, выбирая своих представителей. Если демократия действительно занимает существенное место в развитии человеческой цивилизации, то роль народа в управлении обществами должна основываться на чем-то большем, чем просто голосование на выборах.

Другими формами непосредственной демократии являютсямитинги, шествия, демонстрации, пикетирования, всенародное обсуждение законопроектов, публичные слушания, наказы избирателей, отзыв избирателями избранных ими представителей и т.п.

А что еще? Забастовки, акции неповиновения. И, революция, наконец.

Эти и иные формы непосредственной демократии, являясь обратной связью в системе публичного управления, выступают в качестве своеобразных «приводных ремней» между народом и его представителями, обращая их внимание на издержки в организации и функционировании власти и влияя своими действиями на принятие тех или иных политических решений.

Примером непосредственной демократии могут служить массовые выступления граждан РФ по поводу «монетизации льгот» в 2004 году, которые привели к серьезной корректировке принятого федерального закона. Аналогично, массовые акции против повышения транспортного налога в 2009 году привели к исключению из законопроекта норм о повышении транспортного налога.

Митинги за честные выборы, прокатившиеся по стране после декабрьских выборов в Государственную Думу, заставили руководство страны задуматься о реформировании политической системы и осуществить первоначальные шаги в этом направлении.

Конституционную модель народовластия можно условно представить в виде схемы, состоящей из концентрических окружностей, в центре которой находится многонациональный российский народ, участвующий в формировании и функционировании всей системы публичной власти в стране.

Итак, что же получается?Публичная власть не существует сама по себе, не дарована сверху и не является наследственной. В центре всей системы публичной власти в стране находится народ. То есть мы с Вами. Мы с Вами являемся единственным источником власти. Но мы же с Вами не можем непосредственно управлять всеми делами государства. Разыскивать преступников, оказывать социальную помощь нуждающимся, принимать законы, по которым нам приходится жить. По этой причине, непосредственно, управляя государственными делами, мы выбираем своих представителей, которые должны от нашего имени и в наших интересах управлять страной.

Мы с Вами часто ругаем власть. Власть оторвалась от народа и не думает о нас. Давайте вместе с Вами посмотрим, откуда же берется власть в нашей стране.

Прежде всего, народ учреждает всю систему публичной власти, путем принятия Конституции на общенародном референдуме и на этой основе участвует в формировании всех уровней публичной власти: федеральной, региональной и местной.

Рассмотрим этот важный вопрос подробнее.

1. Народ участвует в формировании органов государственной власти .

Во-первых, на основе принятой нами Конституции и законов мы с Вами выбираем главу нашего государства – Президента республики.

Во-вторых, мы выбираем Государственный совет, который принимает законы, по которым нам с Вами приходится жить. Таким образом, путем выборов мы сформировали высший законодательный орган ЛНР.

В-третьих, выбранный нами Глава Республики вносит на согласование в выбранную нами Государственный совет кандидатуру председателя, после чего назначает председателя Правительства и всех членов Правительства.

исполнительную федеральную власть.

В-четвертых, Государственный совет, сформированный, как будет показано в дальнейшем, представителями народа, утверждает судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда по представлению избранного народом Главы, который назначает также всех остальных федеральных судей.

Таким образом, избранные нами представители формируют судебную федеральную власть.

Вывод - все ветви федеральной власти.

2. Народ субъекта ЛНР участвует в формировании региональных органов государственной власти .

Во-первых, народ субъекта ЛНР непосредственно путем прямых выборов выбирает депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти.

Таким образом, путем выборов мы формируем законодательный орган.

Во-вторых, избранный народом субъекта ЛНР депутатский корпус по предложению избранного народом Глава ЛНР наделяет гражданина ЛНР полномочиями высшего должностного лица субъекта ЛНР, который формирует исполнительные органы субъекта ЛНР.

Таким образом, избранные нами представители формируют исполнительную региональную власть.

В-третьих, избранный народом субъекта ЛНР депутатский корпус назначает мировых судей, которые являются судами субъекта ЛНР.

Таким образом, избранные нами представители формируют судебную региональную власть.

Вывод - народ путем прямых выборов и через избранных им представителей формирует

3. Население муниципального образования участвует в формировании органов местного самоуправления, т.е. в формировании муниципальной власти.

Во-первых, мы выбираем, депутатов представительных органов местного самоуправления, а также глав муниципальных образований (путем прямых выборов или через депутатов представительных органов местного самоуправления).

Во-вторых, наши представители формируют местную администрацию, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Таким образом, население муниципального образования путем прямых выборов и через избранных им представителей формирует все ветви региональной власти.

Общий вывод - многонациональный народ непосредственно или через избранных им представителей формирует всю публичную власть в стране, которая функционирует от имени народа и должна действовать в интересах народа.

Таким образом, власть в нашей стране не берется ниоткуда, не завезена с Марса. Эту власть мы с Вами все вместе выбираем. Власть остается за нами, мы просто на время делегируем избранным нами людям лишь право на власть, а не саму власть. Таким образом, государственные органы и их должностные лица – это просто наши представители, поверенные в наших делах, которые действуют от нашего имени и должны действовать в наших интересах.

В реальности имеется серьезный отрыв органов власти от источника этой власти, единственного суверена в нашем государстве – народа. Происходит отчуждение народа от власти. В чем же проявляется отчуждение народа от власти?

Во-первых, сокращается перечень органов государственной власти и должностных лиц, которые формируются путем прямых выборов.

Во-вторых, уменьшается представительный характер избираемых законодательных органов. Должна быть установлена постоянная обратная связь между народом и его представителями на всех уровнях власти от Главы республики и депутатов до главы сельского поселения и депутатов сельсовета с системой наказов избирателей, отчетностью перед ними и возможностью досрочного прекращения полномочий по инициативе избирателей, причем в достаточно простом и реализуемом порядке.

В такой схеме взаимоотношений заложена идея общественного договора, заключаемого гражданами со своим избранниками в ходе свободных выборов и предполагающего добросовестное выполнение ими властных полномочий, делегированных народом, с юридической ответственностью за невыполнение или ненадлежащее выполнение этих полномочий.

В настоящее время начинается реформирование политической системы общества. Будем надеяться, что оно будет успешным.

__________________________________________________________

3. Государственный суверенитет ЛНР. Основами конституционного строя закреплен государственный суверенитет ЛНР. Носителем суверенитета и единственным источником власти в ЛНР является ее многонациональный народ. Суверенитет распространяется на всю ее территорию. Само понятие суверенитета, которое имеет особое значение в федеративном государстве, ни в Конституции ЛНР законах не раскрывается. Поэтому этот вопрос требует отдельного и специального рассмотрения.

Суверенитет, как политическое и правовое понятие, отражая расстановку и соотношение политических сил в конкретных государствах, наполнялся различным содержанием в ходе исторического процесса. Под флагом борьбы за суверенитет и государственную независимость нередко разрушались одни государства и создавались другие. История политического развития нашей страны показывает, что понятие суверенитета использовалось, в частности, для обоснования обретения независимости ЛНР и установления полномочий государственной власти и государственной власти субъектов ЛНР.

Особое значение идеи суверенности приобретали в наиболее драматические периоды истории, что, естественно, способствовало активной разработке теории суверенитета, обусловливало различное его понимание в зависимости от общественных интересов народов, классов и государства в целом.

Основоположником понятия государственного суверенитета считается французский ученый Жан Боден, учение которого было направлено на обоснование абсолютной, единой и неделимой суверенной власти монарха в борьбе с правителями провинций, отстаивающих самостоятельность и независимость своей власти. По мере развития гражданского общества и зарождения буржуазных отношений теория абсолютного суверенитета сменилась концепцией ограниченного (Дж.Локк) и народного суверенитета (Ж.Ж.Руссо), пониманием народа как единственного источника государственной власти и носителя суверенитета.

Возникновение федеративных государств привело к пересмотру прежних положений и появление новых подходов в теории суверенитета, объясняющих создание и функционирование власти, разделенной между федеративным государством и составляющими его субъектами. Мы с Вами не будем заниматься анализом различных научных точек зрения, а сразу перейдем к раскрытию понятия государственного суверенитета.

Суверенитет государства – неотъемлемое свойство государственной власти, которое заключается в ее верховенстве внутри страны и независимости в международных отношениях.

Таким образом, выделяются два необходимых и достаточных признака суверенитета: верховенство внутри страны и независимость в международных отношениях.

Верховенство означает высшую силу государственной власти внутри страны перед любыми иными властями на ее территории.

Как это понимать? На территории нашей страны существуют три уровня публичной власти: федеральная власть, т.е. власть государства в целом, региональная власть и муниципальная власть.

Верховенство означает высшую силу власти государства, т.е. федеральной власти внутри страны над региональной и муниципальной и закреплено статьей 4 Конституции РФ.

Статья 4 Конституции ЛНР.

1. Суверенитет ЛНР распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция ЛНР и законы имеют верховенство на всей территории.

3. ЛНР обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Перейдем теперь к независимости государства в международных отношениях. Означает ли это, что, предположим, Наше государство, ничем не ограничено в своих действиях на международной арене? Предположим, руководство не устраивает отношение к нам какой-нибудь страны, не важно какой, можем ли мы взять и напасть на эту страну и поменять ее верховное руководство? Абсолютная независимость на международной арене невозможна. Иначе это означало произвол.

Действия любого государства на международной арене в определенной мере ограничены. Чем? Нормами международных договоров, которые они подписали. Подписав эти договоры, государство само ограничило себя в части своих прав. Очевидно, что такое самоограничение не означает утраты суверенитета государства.

Независимость государства в международных отношениях означает свободу действий государства в международных отношениях, ограниченную международными договорами, которые подписаны этим государством.

Рассмотрим вопрос о независимости государства на международной арене на примере Договора о нераспространении ядерного оружия, который был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 года.

Участниками договора являются почти все независимые государства ира. Не являются участниками договора Израиль, Индия, Пакистан, КНДР и ряд других стран (всего 12 стран).

Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

По Договору, каждое из государств - участников Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные устройства; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Каждое из государств - участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного и/или других ядерных взрывных устройств; равно как и не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и не принимать какой-либо помощи в их производстве.

Индия, Пакистан, Серная Корея, Израиль не подписали этот Договор и как суверенные государства не самоограничили себя в производстве ядерного оружия, хотя в настоящее время реально обладают им.

Вопрос 4. Принцип разделения властей. Данный принцип, сформулированный в VIII веке Ш.Монтескье, является основой организации власти в демократическом государстве вне зависимости от формы его устройства, присущ унитарным и федеративным государствам и, как правило, закрепляется в их конституциях.

В Конституции ЛНР принцип разделения властей закреплено:

«Государственная власть в ЛНР осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

«Все погибло бы, - писал Ш.Монтескье, - если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном их сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характере и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

Суть принципа разделения властей заключается в следующем:

Каждая из трех ветвей государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) занимается своими, юридически порученными ей делами;

Каждая из трех ветвей государственной власти самостоятельна, не имеет права вмешиваться в деятельность других ветвей власти и подменять друг друга;

Каждая из трех ветвей государственной власти обладает средствами воздействия на другие ветви власти, чтобы обеспечивался баланс властей, чтобы одна ветвь власти не была доминирующей по отношению к другой.

Принцип разделения властей выступает важнейшим государственно-правовым механизмом «сдержек и противовесов» между различными ветвями власти, используется для взаимного их уравновешивания, достижения баланса законодательной, исполнительной и судебной власти, исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно – их взаимодействие.

Рассмотрим, как принцип разделения властей, закрепленный Основами конституционного строя ЛНР, реализуется во взаимоотношениях между различными ветвями государственной власти в нашей стране.

Приведем пример на фоне Р.Ф. с Федерального Собрания Российской Федерации, которое состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации, и является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Итак, федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации. Законодательные полномочия принадлежат исключительно Федеральному Собранию, никакой другой орган государственной власти, будь то Президент или Правительство не вправе принимать федеральные законы и вмешиваться в процесс принятия законов. Однако во избежание концентрации всех законодательных полномочий у Федерального Собрания и возникновения своеобразного «перекоса» в балансе властей, когда Федеральное Собрание принимает по своему усмотрению любые законы, изменяющие жизнь страны, Конституция РФ закрепляет такой порядок, согласно которому принятый федеральный закон поступает Президенту для подписания и обнародования. Если Президент согласен с законом, он подписывает и обнародует его, если нет, он имеет право отклонить его. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации повторно рассматривает федеральный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Таким образом, установлен определенный баланс законодательной и исполнительной власти в процессе принятия федеральных законов с тем, чтобы в законе выражалась согласованная воля этих двух ветвей власти. А где же третья ветвь власти – судебная? Она также имеет отношение к законодательному процессу – в рамках последующего судебного нормоконтроля. Так, Конституционный Суд вправе признать те или иные нормы федерального закона несоответствующими Конституции РФ и по этой причине недействующими.

Очевидно, что точно «как на весах» уравновесить различные ветви власти, чтобы они были полностью равноправны, невозможно и в зависимости от особенностей формы правления в той или иной стране это соотношение властей различно. В парламентарных республиках отмечается определенное доминирование законодательной ветви власти, в президентских республиках – налицо доминирование исполнительной ветви власти.


Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Однако вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера. Уже в начале ХХ века появляются суждения, что “власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне - зависимостью его от международного общения, изнутри - от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться”Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран Современная эпоха: Учебник для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. / Н.А. Крашенинникова. М.: НОРМА,1994. - С. 368, т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.

Любое демократическое государство, в частности и Россия, внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина (ст.18 Конституции РФ). В международных отношениях государство берет на себя обязательства считаться с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.

Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. - М.: Юристъ,1997.- С.97

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Специфика же реализации государственного суверенитета в сфере международного права обусловлена тем обстоятельством, что международное общение есть общение суверенных государств. В своём непосредственном проявлении суверенитет каждого государства не может учитывать фактор действия суверенитета других государств, а потому с необходимостью осуществляется в форме взаимных соглашений различных государств. Существование государств как суверенных субъектов служит основанием наличия современного международного права и международных организаций. Этим обусловлен тот факт, что «международное право и международные организации основываются на согласовании воли государств».Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. - М.: Юристъ,1997.- С.115

Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).

Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Он так же включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость от какой бы то ни было другой власти в международных отношениях. Признаками суверенитета являются полновластие и верховенство государства внутри границ, независимость государства на международной арене, единство суверенитета государства (государственной власти). Это значит, что государство в рамках своих границ осуществляет полновластную деятельность в процессе реализации всех своих функций. Государственная власть обладает верховенством на территории государства, так как нет иной власти на этой территории, которая существовала бы наряду с данной властью. Верховенство государственной власти проявляется в верховенстве ее законов, в осуществлении территориального верховенства, а также в верховном положении государственных органов. Независимость вовне не может означать, что соответствующие субъекты не находятся в связи с другими субъектами. Государства вступают в различные союзы и объединения, становятся членами международных организаций, заключают международные договоры и соглашения, из чего, однако, не следует, будто они тем самым ограничивают свой суверенитет. Права субъектов международного права ограничиваются на строго добровольных основах, в чем суверенитет находит одно из своих высших проявлений. Так, Конституция Российской Федерации предусматривает возможность участия страны в межгосударственных объединениях и передачи им части своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России (ст. 79). Единство Г.с. означает его неделимость между разными субъектами, что вытекает из характеристики суверенитета как свойства (качества) государства. Именно поэтому суверенитет по самой своей идее нельзя ограничить, расширить, как не может быть «полусуверенитета» или «ограниченного суверенитета». 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, предусматривающая решимость создать демократическое государство в составе обновленного Союза. Понятие Российской Федерации как суверенного государства, определение конституционных основ его существования даны в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих положениях ст. 4 ч. 1 Конституции РФ: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Это означает, что Российская Федерация обладает всей полнотой власти, и никакая другая власть на ее территории не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти. Указывается далее, что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Россий ской Федерации». Наконец, ч. 3 утверждается также, что «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Конституция Российской Федерации исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Г.с. является исходным понятием для таких общепризнанных принципов международного права, как суверенное равенство государств, взаимное уважение Г.с., невмешательство во внутренние дела и др. Понятие «государственный суверенитет» раскрывается в международно-правовых документах через следующие характеристики: 1. Суверенное равенство всех государств. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. отмечено: «Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера». Понятие суверенного равенства включает в себя ряд элементов: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; г) территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны; д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. 2. Невмешательства во внутренние дела государства. Принцип невмешательства распространяется не только на недопустимость использования военной силы, но и на другие способы воздействия экономического, культурного, политического характера. 3. Верховенство государственной власти над всеми лицами и их действиями. Эта исключительная территориальная юрисдикция относится к власти законодательной, судебной и исполнительной. 4. Принцип полноты государственной власти. Суверенное государство обладает всеми полномочиями - суверенными правами без каких бы то ни было ограничений извне. Одним из суверенных прав государства является осуществление им юрисдикции. При этом государственная власть России распространяется на всю без исключения территорию Федерации, на все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также объекты с государственной символикой страны (например, корабли, авиалайнеры и т. д.). 5. Иммунитет государства. В соответствии с принципом государственного иммунитета, вытекающим из принципа суверенного равенства государств, государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, иначе как в случае своего прямого согласия. Так, юрисдикция Международного суда распространяется на стороны конфликта или спора только в том случае, если государство предварительно заявило о своем признании юрисдикции этого суда. Одной из важнейших проблем теории суверенитета является необходимость ее применения при характеристике совершенно различных субъектов: государство (государственная власть), народ, нация. В своем наиболее общем определении суверенитет предстает как политико-пра- вовое понятие, внешне выражающее внутреннюю самостоятельность субъекта-носителя, которая и проявляется в верховенстве, независимости, политической, экономической, социальной свободе, в реальной способности этого субъекта решать вопросы своего существования. (О народном и национальном суверенитете см. Суверенитет). Литература: Палиепко Н.И. Суверенитет: историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. Ярославль, 1903; Левин И.Д. Суверенитет. М., 1948; Бар- циц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000; Шевцов B.C. Государственный суверенитет. М., 1979. © Барциц И.Н.

Еще по теме ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ:

  1. Часть VII НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (помимо территориального суверенитета и государственной юрисдикции)