Муниципальный земельный контроль порядок проведения проверок. Муниципальный земельный контроль

Земельный контроль - материалы проверки представляют собой пакет документов, составляемых в ходе и по результатам проведения проверки соблюдения земельного законодательства. Об особенностях земельного контроля и документах, оформляемых по его итогам, и расскажет предлагаемая нами статья.

Земельный контроль — правовые аспекты

Согласно статье 71 ЗК РФ, государственный земельный контроль (надзор) — это совокупность мероприятий, проводимых в целях исследования соблюдения норм ЗК РФ, условий и целей использования земли, а также выявления и пресечения нарушений в сфере земельного законодательства. Проводится земельный контроль в форме надзора (статья 71 ЗК РФ), в рамках которого сотрудниками федеральных органов власти осуществляются периодические проверки участков землепользователей, а также в виде обследования (статья 71.2 ЗК РФ), предполагающего дистанционное наблюдение и анализ деятельности владельцев земли.

Статья 72 ЗК РФ также наделяет правом проводить контрольные мероприятия в отношении землепользователей органы местной власти. Порядок контроля и полномочия таких органов устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в каждом регионе самостоятельно. При этом их сотрудники, согласно пунктам 5 и 6 статьи 72 ЗК РФ, вправе лишь выявлять допущенные нарушения законодательства и составлять акты об обнаруженных нарушениях. Копии составленных актов подлежат направлению в течение 5 дней в федеральные органы, осуществляющие земельный надзор, для их проверки и принятия решения о привлечении виновных лиц к ответственности (применение мер административного воздействия на землепользователей не входит в компетенцию местной власти).

Надзорные органы и их компетенция

Разграничение компетенции надзорных органов проводится согласно положению, принятому постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 02.01.2015 № 1 (далее — Положение), согласно пунктам 2-5 которого контрольные мероприятия вправе проводить:

  1. Росреестр, проводящий проверки, касающиеся:
    • соблюдения целей использования земли, наличия правомочий лиц, владеющих участками, пресечения самовольного строительства и иного незаконного использования земель;
    • законности предоставления участков органами власти в собственность или аренду гражданам и организациям, наличия и правильности оформления правоустанавливающих документов на землю;
    • приведения участков в состояние, отвечающее разрешенным целям использования (контроль за сносом самостроя, рекультивацией земель и т. д.).
  2. Россельхознадзор, следящий за соблюдением:
    • требований сохранности плодородного слоя почвы, а также норм, касающихся применения пестицидов и удобрений;
    • правил мелиорации и защиты почвы от эрозии;
    • обязанностей пользователей земли по проведению рекультивации после выполнения строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ.
  3. Росприроднадзор, контролирующий соблюдение:
    • требований о предотвращении ухудшения состояния земли;
    • режима лесопользования и правил землепользования в прибрежных и водоохранных зонах;
    • обязанностей по рекультивации земель после разработки недр и строительства (сноса) объектов лесоразработки;
    • требований на запрет снятия плодородного слоя почвы.

Обследование земельных участков

Порядок обследования и перечень документов, составляемых по его итогам, определен правилами, введенными в действие постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 18.03.2015 № 251 (далее — Правила). Согласно пункту 2 Правил, административное обследование предполагает систематическую работу, направленную на изучение состояния и методов пользования землей. Обследование проводится путем изучения документации о земельном участке, его владельцах и разрешенном режиме пользования (наличии ограничений, запретов и т. д.), а также сопоставления полученной информации с данными визуального наблюдения, результатами аэрофотосъемки и различных видов исследований (агрохимического, почвенного, токсикологического и пр.).

Проведение обследования не требует какого-либо согласования и предварительного оповещения владельцев земель, так как в ходе него не осуществляется взаимодействие инспекторов с правообладателями объектов земельных отношений. Проводится данная процедура, согласно пункту 7 Правил, преимущественно в отношении наиболее ценных земель, востребованных в гражданском обороте. Также особое внимание уделяется сельхозугодиям, используемым для селекционного животноводства и семеноводства.

Оформление результатов обследования

Согласно пунктам 8 и 11 Правил, при отсутствии нарушений со стороны землепользователей проверяющий орган составляет соответствующее заключение. При этом повторное обследование такого участка не допускается в течение 2 лет, а плановая проверка, согласно пункту 10 Правил, не может проводиться в течение 3 лет с момента проведения обследования.

В случае обнаружения специалистами, проводившими обследование, правонарушений готовится акт, в котором помимо информации об участке указываются способы проведения обследования в конкретном случае, а также перечисляются выявленные нарушения. Сам по себе такой акт не является основанием для привлечения к ответственности, однако в силу пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ служит поводом для проведения внеплановой проверки со стороны контролирующих органов.

Важно также помнить, что осуществлявший обследование орган власти, согласно пункту 12 Правил, обязан в течение 10 дней после проведения проверки опубликовать на своем ресурсе в интернете акт обследования либо заключение об отсутствии нарушений на обследованном участке.

Проверки землепользователей

Основной формой контроля соответствия деятельности землепользователей законодательству является, согласно пункту 5 статьи 71 ЗК РФ, проведение плановых или внеплановых проверок. Порядок их проведения регламентируется нормами ЗК РФ, упомянутого выше Положения, а также закона «О защите…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Согласно пункту 5 статьи 71 ЗК РФ, в рамках проведения проверок сотрудники надзорных органов имеет право письменно запрашивать у землепользователей информацию (документы):

  • о правах на земельные участки и имеющиеся на них объекты;
  • владельцах участков,
  • характере и видах осуществляемой производственной и иной хозяйственной деятельности;
  • пределах разрешенного использования земли;
  • иные сведения, относящиеся к предмету проверки.

В случае необходимости при предъявлении удостоверения и копии соответствующего документа (приказа о проведении проверки) уполномоченные сотрудники вправе осуществлять осмотр как самостоятельно, так и с привлечением специалистов в целях уточнения соответствия фактической деятельности землепользователей сведениям, обозначенным в правоустанавливающих документах, и требованиям законодательства.

Срок проведения проверки, согласно статье 13 ФЗ № 294, не может превышать 20 дней. Его продление допустимо лишь в случаях необходимости проведения сложных экспертных исследований, но допускается оно также не более чем на 20 дней.

Важно помнить, что каждая из 3 надзорных служб, согласно пункту 8 Положения, готовит отдельный план проверочных мероприятий, поэтому проверки по предмету надзора каждой из них не синхронизируются и могут проходить в разное время.

Не знаете свои права?

Плановые проверки

Согласно части 4 статьи 9 ФЗ № 294, контролирующими органами осуществляется ежегодное планирование проверочных мероприятий. Сведения о планируемых проверках общедоступны и размещаются на сайте Генпрокуратуры РФ не позднее 31 декабря года, предшествующего плановому периоду.

В плане указываются:

  • наименования проверяемых организаций;
  • основания и цели осуществления контрольных мероприятий;
  • даты начала и общие сроки проверки;
  • наименование органа, проводящего проверку (если она совместная — всех осуществляющих ее органов).

О предстоящем контрольном мероприятии, согласно требованиям части 12 ФЗ № 294, землепользователь должен быть уведомлен письменно (в бумажном или электронном виде) за 3 дня до его начала.

Согласно части 2 статьи 9 ФЗ № 294, плановые проверки каждой из служб не должны проводятся чаще, чем 1 раз в 3 года. Однако в отношении землепользователей, согласно пунктам 4(1), 5(1), 10(1) Положения, каждой из надзорных служб применяется система определения рисков, в рамках которой землепользователю может быть присвоена умеренная или средняя категория вероятности допущения нарушений, на основании которой и определяется частота проведения проверок. При наличии средней степени риска проверки проводятся 1 раз в 3 года, умеренной — 1 раз в 5 лет. Категории риска присваиваются решениями соответствующих надзорных служб на основании приложений № 1 и 2 к Положению.

ВАЖНО! В силу требований пунктов 4(3), 10(4) Положения плановые проверки не проводятся, если в отношении землепользователя категория риска не установлена.

Внеплановые проверки

Проведение внеплановой проверки допустимо только при наличии веских оснований, перечень которых является исчерпывающим и содержится в пункте 6 статьи 71.1 ЗК РФ, а также статье 10 ФЗ № 294.

В частности, надзорные органы вправе принять решение о проведении такой проверки в случае:

  • неисполнения в установленный срок предписания надзорного органа, выданного по результатам предыдущей проверки (как плановой, так и внеплановой);
  • поступления жалоб, заявлений или иной достоверной информации о наличии нарушений со стороны землепользователя;
  • выявления в ходе обследования признаков нарушения земельного законодательства;
  • заявления самого землепользователя о выдаче ему лицензии или наделении его специальным статусом;
  • возникновения угрозы или нанесения вреда людям, растениям, животным, памятникам, безопасности государства, правопорядку либо осуществления землепользователем деятельности, создающей вероятность возникновения чрезвычайных происшествий, аварий;
  • непредставления в срок декларации об использовании участка, полученного по договору безвозмездного пользования на Дальнем Востоке (часть 23 статьи 8 закона «Об особенностях…» от 01.05.2016 № 119-ФЗ);
  • наличия у надзорных органов сведений об использовании сельхозугодий не по назначению в течение 3 лет (пункт 16 статьи 6 закона «Об обороте…» от 24.07.2002 № 101-ФЗ).

Внеплановая проверка может быть как документальной, то есть проводиться путем направления запросов и получения необходимых документов и сведений от владельца участка, так и выездной, в рамках которой проводится непосредственный осмотр земельного участка.

Уведомление о проведении проверки

При принятии решения о проведении внеплановой проверки оно, согласно части 9 статьи 10 ФЗ № 294, должно быть согласовано с местными органами прокуратуры. Согласование такого решения производится в день его поступления в местный орган прокуратуры.

Предмет согласования — соблюдение таких требований законодательства о проведении проверок, как наличие необходимых оснований и контрольных полномочий у надзорного органа и правильность оформления соответствующего решения о проведении проверки.

О предстоящей проверке, согласно части 16 статьи 10 ФЗ № 294, землепользователь должен быть уведомлен любым доступным надзорному органу способом не позднее чем за сутки до начала контрольных мероприятий. Однако стоит помнить, что проведение проверки допустимо и без предварительного информирования землепользователя, если на участке причиняется (или уже причинен) вред здоровью людей, животных, растений, природе, памятникам, либо в результате деятельности имеется вероятность возникновения аварий и ЧС (часть 17 статьи 10 ФЗ № 294).

Итоги проверки, образец акта проверки соблюдения земельного законодательства

Скачать форму акта проверки

По результатам проведения контрольного мероприятия (как планового, так и внепланового) составляется, согласно пункту 7 статьи 71 ЗК РФ, соответствующий акт , в котором фиксируются факт соблюдения требований законодательства при проведении проверки и ее результаты. При этом унифицированной формы для акта земельного контроля законом не установлено, поэтому государственные или муниципальные надзорные органы могут составлять подобные документы в произвольном виде.

Важно лишь проследить, чтобы в акте содержались необходимые реквизиты:

  • наименование органа, проводившего проверку;
  • наименование документа;
  • место, дата начала и время проведения проверки;
  • вид и форма проверки (документальная или выездная, плановая или внеплановая);
  • Ф. И. О. и должности сотрудников контрольных органов и специалистов, присутствовавших при проведении проверки;
  • сведения о собственниках (владельцах) проверяемого участка и иных лицах, присутствовавших при проведении проверки;
  • сведения о разъяснении прав и обязанностей лицам, чьи участки являются предметом проверки;
  • информация о наличии нарушений либо их отсутствии;
  • информация о возражениях со стороны землепользователя или присутствующих лиц;
  • сведения о вручении копии акта владельцу участка;
  • подписи лиц, проводивших проверку.

Образец оформления акта с использованием всех необходимых реквизитов вы можете скачать на нашем сайте .

Фиксация нарушений при проверке

Согласно пункту 7 статьи 71 ЗК РФ, при обнаружении нарушений со стороны землепользователя помимо акта составляется предписание об устранении нарушений. Основная цель составления данного документа — установление разумного срока для устранения допущенных нарушений. При этом предписание, в отличие от акта, имеет унифицированную форму, утвержденную приказом Минэкономразвития «Об утверждении…» от 26.12.2014 № 851.

В случае неисполнения требований, которые указаны в предписании надзорными органами, помимо привлечения к административной ответственности виновного лица может быть в силу требований статьи 54 ЗК РФ поставлен и вопрос об изъятии земельного участка, используемого не по назначению. При этом важно понимать, что изъятие участка, согласно пункту 1 статьи 54 ЗК РФ, возможно только при наличии судебного решения и применимо лишь в отношении участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования.

Подводя итог, отметим, что процедура проведения проверок и требования к составляемой по их итогам документации жестко регламентированы целым рядом нормативных актов, что позволяет максимально упорядочить работу надзорных органов и защитить права землепользователей при проведении земельного контроля.

12322

Основные определения

Государственный земельный надзор по своей сути является деятельностью специальных органов государства, направленной на выявление и пресечение неправомерных действий органов власти, граждан и организаций, других юридических образований, а также лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью в сфере . Закон позволяет данным уполномоченным структурам организовывать и осуществлять проверки и другие мероприятия, направленные на устранение последствий нарушения Земельного Кодекса или на их прекращение.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:

В полномочия исполнительных структур входит анализ, наблюдение, прогнозирование и координирование действий государственных и частных субъектов и граждан РФ в сфере четкого соблюдения норм и правил земельного законодательства.

Государственный земельный надзор осуществляется органами исполнительной власти, которым Правительство предоставляет соответствующие полномочия:

  1. Организацией, осуществляющей государственную регистрацию, кадастр и картографию (Росреестр).
  2. Службой, осуществляющей инспекцию в сфере ветеринарии и фитосанитарии (Россельхознадзор).
  3. Инспекцией в сфере природопользования (Росприроднадзор).
  4. Органами вышеуказанных служб территориального значения.

При выявлении каких-либо нарушений или несоответствий нормативным документам, данные структуры дают возможность виновникам исправить ситуацию и привести все в должное состояние. Если это требование игнорируется, назначается административная и другие виды .

Все основные понятия и нормы, касающиеся надзора в сфере обращения с земельными участками регулируются .

Предмет проверок государственной инспекции в области земельных отношений

Проведение инспекций регулирует положение о государственном земельном надзоре . В нем проведена детализация предмета проверок и его разбивка по службам.

Уполномоченные структуры осуществляют наблюдение за выполнением требований в следующих сферах:

  • самовольное занятие земли или ее неправомерное использование;
  • либо , внесение изменений в права пользования участками;
  • эксплуатация земель, находящихся в территориальной или государственной собственности;
  • уход за участками и осуществление действий, необходимых для поддержания их состояния или улучшения характеристик земли;
  • сохранение плодородного слоя земли, препятствие его незаконному перемещению;
  • проведение охранных мероприятий в сфере защиты от воздействия стихий – воды и ветра;
  • эксплуатации наделов в специальных зонах: лесах и прилегающих к водоемам территориях;
  • правильное обращение с ядовитыми веществами и удобрениями химического и любого другого происхождения;
  • выполнение требований законодательства о наделах и соблюдение всех установленных правил в сфере земельных отношений.

Права должностных лиц структур, осуществляющих государственную земельную инспекцию

Органы, осуществляющие государственный земельный надзор , обладают соответствующими правами, которые установлены 71 статьей ЗК :

  1. Проводить проверки как плановые, так и незапланированные.
  2. Направлять в государственные или муниципальные органы, частные предприятия, физическим лицам и предпринимателям письменные требования о предоставлении необходимых для проведения инспекции документов.
  3. Посещать соответствующие земельные участки, не встречая препятствий со стороны проверяемых субъектов. При этом инспектор должен иметь при себе удостоверение и официальный документ, подтверждающий назначение проверки.
  4. Оформлять акты об и проводить его.
  5. Привлекать органы внутренних дел к осуществлению наказания нарушителей законодательства о наделах.
  6. Результаты инспекции оформлять в виде предписания, контролировать исполнение всех рекомендаций.
  7. При возникновении проблем или спорных моментов привлекать к инспектированию экспертов или соответствующие организации.
  8. Направлять в органы самоуправления предложения о приведении ими нормативных документов в соответствие с законодательством.

Результаты проверки

Существуют типовые формы и виды бланков, используемых при выполнении проверки. А порядок проведения инспекции предполагает соответствующее оформление ее результатов. Итогом мероприятия становится акт проверки . Если нарушений не выявлено, он остается единственным документом. В обратном случае – при обнаружении неправомерных действий, в дополнение к акту создается предписание. В нем описываются все нарушения и указываются сроки их устранения или ликвидации последствий халатного отношения к наделу.

Предписание составляется на бланке установленной формы. Документ состоит из трех основных частей :

  1. Вводной, которая информирует о дате, месте составления, должностном лице, виновнике нарушения, основании – акте проверки.
  2. Описательной, содержащей перечень нарушений и нормативных документов.
  3. Заключительной, являющейся перечислением требований документа, четко установленных сроков, отведенных на устранение нарушений и возможности оспаривания решения проверяющего органа.

В течение пятнадцати дней с момента проверки, ответственные органы власти направляют документы о результатах инспекции проверяемым субъектам. В случае составления предписания, ответчик должен выполнить его требования в сроки, указанные в документе и письменно уведомить проверяющие структуры.

В органы самоуправления направляются предложения о приведении нормативных актов о земельных отношениях в соответствие с требованиями законодательства. Если данные документы не принимаются в течение месяца , инспекция по окончании 15 дней сообщает о выявленных несоответствиях в прокуратуру.

Последствия игнорирования предписания

Предписание – официальный правовой документ, выполнение требований которого обязательно. Если данная норма не соблюдается, то нарушитель привлекается к административной ответственности.

В тридцатидневный срок после привлечения виновного к административной ответственности, уполномоченный орган, проводивший инспекцию, сообщает о факте игнорирования предписания и предоставляет установленный законодательством пакет документов следующим органам:

  1. Исполнительный орган власти или орган самоуправления на местах – в случае нарушений, относящихся к наделам, которыми владеет государство или муниципалитет.
  2. Орган власти, уполномоченный на обращение в суд для принятия решения о принудительном изъятии участка у владельца из-за неправильного использования с последующей продажей его.

Заключение

Отношения, касающиеся использования земельных участков, требуют постоянного контроля со стороны государства. С целью пресечения неправомерных действий в данной сфере создан государственный земельный надзор. Он заключается в следующем:

  1. Выявление нарушений.
  2. Недопущение повторения неправомерных действий.
  3. Контроль сохранности земель и их состояния.
  4. Наказание виновных.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по государственному земельному надзору

Вопрос:

Здравствуйте. Мне пришло уведомление о проведении плановой инспекции участка, который находится в моей собственности. В случае выявления каких-либо нарушений будет ли назначен штраф? Марат.

Ответ:

Добрый день, Марат. В соответствии с ЗК РФ, а именно с его 71 статьей , и положением о проверках, результат инспектирования оформляется нормативным документом – актом. В случае выявления нарушений законодательства в сфере земельных отношений, будет составлено предписание. В нем раскрывается суть неправомерных действий или бездействия, их перечень и сроки ликвидации последствий или устранения нарушений. Если предписание игнорируется, ответственный орган имеет право привлечь к административной ответственности с наложением штрафа.


Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность властных органов муниципальных образований по осуществлению полномочий за соблюдением законодательства в сфере земельных отношений, по порядку пользования, владения и распоряжения земельными участками в пределах границы поселения. По смыслу закона все юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве предпринимателей обязаны соблюдать правовой режим в отношении земель, входящих в состав города, поселения, района на территории которого они проживают и осуществляют деятельность. Осуществление муниципального земельного контроля должно быть направлено на профилактику нарушений земельного законодательства, поиск и выявление лиц, незаконно и нерационально пользующихся землей.

Муниципальный земельный контроль

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ — Что это? Земля всегда являлась и будет являться главным достоянием и основой благосостояния и жизнедеятельности населения. Использование земельных участков должно осуществляться в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 Земельного Кодекса РФ).


В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель.

Проблемные вопросы при проведении муниципального земельного контроля

Понятие муниципального земельного контроля Согласно действующему земельному законодательству понятие муниципального земельного контроля заключается в осуществлении ответственными органами местного муниципального самоуправления деятельности по контролю за соблюдением законодательных норм в сфере земельных отношений органами государственной власти, местного муниципального самоуправления, физическими и юридическими лицами, частными предпринимателями и гражданами государства. Муниципальный контроль земельной сферы играет важнейшую роль в процессе сохранения, оптимальной эксплуатации, а также предотвращения осуществления всевозможных незаконных действий в отношении земли: загрязнения, самовольного захвата, организации незаконных застроек.

Муниципальный земельный контроль подразумевает обязательное составление акта, в котором должны содержаться следующие данные:

  • дата, место оформления и учетный номер акта проверки;
  • учетный номер муниципального распоряжения;
  • инициалы лица, которое составляет документ;
  • сведения о понятых и других лицах, которые присутствовали при осмотре места;
  • данные о земельном участке;
  • сведения о лице, которое использует контролируемый участок, а также его объяснения;
  • подписи всех участников процесса проверки.

В качестве дополнительных доказательств к акту прилагаются фотографические таблицы, замеры площади территории и любые доказательства, которые подтверждают или опровергают наличие правонарушений.

Земельныйэксперт

получение распоряжения муниципального руководства при проведении плановой проверки или же наличие серьезного повода для осуществления внеплановой проверки;

  • осуществление непосредственно проверки, составление акта, сборка дополнительных доказательств;
  • передача полученных материалов в главное управление для рассмотрения акта и принятия окончательного решения;
  • рассмотрение материалов проверок и вынесение решения;
  • проверка устранения нарушений законодательства земельной сферы;
  • составление учета муниципальных проверок земли.

Функции муниципального земельного контроля и органы власти его осуществляющие Муниципальный земельный контроль проводится с целью получения максимально достоверной и полной информации, которая может эффективно использоваться любыми государственными органами в целях пресечения различных правонарушений в земельной сфере.

Проблемы муниципального земельного контроля»

Внимание

КоАП РФ), необходимо сведения о таких выявленных нарушениях (с приложением подтверждающих материалов) направлять в территориальный отдел Управления Росреестра по Чувашской Республике для принятия решения о привлечении лица, допустившего нарушение, к административной ответственности. Перечень основных нормативных актов, регулирующих сферу осуществления муниципального земельного контроля: Þ Земельный кодекс Российской Федерации (статьи 25, 26, 42, 65) Þ Федеральный закон -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Þ Федеральный закон -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 16) Þ Постановление Правительства РФ «О государственном земельном контроле».

Процесс осуществления мероприятий по муниципальному земельному контролю происходит при тесном взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами внутренних дел (полиции) и органами прокуратуры, организациями, а также гражданами. — Каковы последствия проведенных мероприятий по муниципальному земельному контролю? По итогам проведенных мероприятий по контролю составляется акт проверки по установленной форме, к которому прикладываются фотоснимки, результаты произведенных замеров участка, иные доказательства наличия или отсутствия правонарушения, принимаются меры реагирования в рамках компетенции органа муниципального земельного контроля.

Вопросы по осуществлению муниципального земельного контроля

При проведении проверки сотрудники органов земельного надзора вправе беспрепятственно проходить на территорию или объект, которые должны быть обследованы. Проверяемы физические и юридические лица, должны представлять правоустанавливающие документы на землю.


Если в результате работы надзорного органа будут выявлены нарушения, составляется акт, в котором излагается суть проступка. Акт должен быть составлен в 2-х экземплярах и вручен проверяемому лицу под роспись.
Если в действиях проверяемых лиц обнаружены признаки административного правонарушения, ответственность, за которую наступает по нормам КоАП РФ, то одновременно с протоколом выдается предписание об устранении допущенного в течение определенного срока. До составления протокола у нарушителя должно быть получено объяснение.
Несогласное с результатами проверки лицо вправе их обжаловать, обратившись в суд.

Инфо

С указанной целью проводятся проверки, ведется наблюдение за деятельностью землепользователей и властных органов по распоряжению земельными участками. Основной контрольной функцией являются меры по предотвращению нарушений прав законных землепользователей.


На сегодняшний день эта проблема очень актуальна. Экономический кризис способствует массовой миграции сельских жителей в города, в связи с чем, участились случаи самозахвата ими муниципальных земель и строительство на них незаконного жилья. Хозяйствующие субъекты так же замечены в нерациональном пользовании земельными участками, предоставленными им на законных основаниях.
Однако не все органы направили проекты планов на согласование. Те же проекты планов, которые были направлены ОМСУ, согласованы быть не могут.
Так как не соблюдены обязательные требования при подготовке плана проверок. Так, органами местного самоуправления при подготовке плана не соблюдается типовая форма ежегодная плана проверок, на согласование представляются проекты планов в отношении физических лиц (согласуется только план проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на согласование представляются планы проверок на текущий 2015 год, в план проверок включаются лица, не являющиеся правообладателями земельных участков. Ст. 72 Земельного кодекса РФ в новой редакции определила конкретные округа, на территории которых ОМСУ должны осуществлять муниципальный земельный контроль. Так, ОМСУ городского округа проверяют объекты на территории городского округа.

Земельный контроль как правовая мера выполняет три основные функции: предупредительную, направленную на предотвращение еще не начавшегося противоправного воздействия на земельные участки; информационную, направленную на сбор сведений о подконтрольных объектах, и карательную, направленную на привлечение нарушителей земельного законодательства к юридической ответственности.

Классификацию видов земельного контроля можно производить по нескольким критериям. По критерию субъекта, осуществляющего земельный контроль, следует выделить государственный, муниципальный, производственный и общественный земельный контроль. При этом необходимо иметь в виду, что государственный земельный контроль может осуществляться только федеральными органами власти. Возможность проведения государственного земельного контроля субъектами РФ ЗК РФ не предусматривает.

По критерию направленности контроля следует различать внешний (надведомственный) и внутренний (внутриведомственный) земельный контроль. Внутренний земельный контроль осуществляется самим хозяйствующим субъектом (соответствующими структурными подразделениями) и носит название производственного. Земельный контроль в отношении организационно неподчиненных объектов проявляется в форме государственного, общественного и муниципального земельного контроля.

Государственный земельный контроль - это система мер, проводимых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области использования и охраны земель.

Государственный земельный контроль следует подразделить на о6щий , который осуществляется органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.), и специальный, осуществляемый специально уполномоченными органами исполнительной власти, главным образом, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости.

Государственный земельный контроль как элемент механизма управления земельными ресурсами имеет ряд особенностей. Первая особенность полномочий органов государственного земельного контроля состоит в том, что их деятельность носит надведомственный характер, охватывает все категории земель, а также деятельность любых хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.

Вторая особенность государственного земельного контроля заключается в содержании мер административного принуждения, применяемым государственными инспекторами к нарушителям земельного законодательства. К числу таких мер относятся меры административной ответственности (предупреждение, штраф), административного пресечения (например, меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и т.д. Утверждены и перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Законодательством предусматривается ряд гарантий интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от произвола со стороны контрольных органов посредством уточнения взаимных прав, обязанностей и ответственности, а также установления правовых процедур контроля. Такие гарантии, в частности, предусматривает Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ (ред. от 31 декабря 2005 г.) «O защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833 «O государственном земельном контроле».

Так, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю; соблюдением порядка переуступки права пользования землей; предоставлением достоверных сведений о состоянии земель; своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации и т.д.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право: посещать в порядке, установленном законодательством РФ, при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима посещения); давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок; составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности и т.д.

Муниципальный земельный контроль - это деятельность, осуществляемая органами местного самоуправления в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства в границах муниципальных образований, обеспечения соблюдения правообладателями земельных участков требований в области использования и охраны земель.

При определении объекта муниципального земельного контроля следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, при его осуществлении органы местного самоуправления не могут присваивать себе функции специально уполномоченных органов государственного земельного контроля. Во-вторых, если государственный земельный контроль (п. 1 ст.71 ЗК РФ) и общественный земельный контроль (п. 3 ст.72 ЗК РФ) осуществляется за использованием и охраной земель, то муниципальный земельный контроль - только за использованием земель. Такой подход можно объяснить тем, что контроль за охраной земель является разновидностью экологического контроля, который с 1 января 2006 г. органы местного самоуправления не осуществляют.

Закон о местном самоуправлении выделяет несколько разновидностей муниципальных образований, причем по замыслу законодателя муниципальный земельный контроль осуществляется в поселениях, муниципальных районах и городских округах. В муниципальных образованиях городов федерального значения перечень вопросов местного значения определяется законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства (п. 3 ст. 79).

Порядок ведения муниципального земельного контроля определяется нормативно-правовыми актами органа в местного самоуправления. Правообладатели земельных участков по требованию специалиста отдела муниципального земельного контроля обязаны: обеспечивать свое присутствие или присутствие своих представителей при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю; представлять документы о правах на земельные участки, об установлении сервитутов или особых режимов использования земель, проектно-технологические и другие материалы, регулирующие вопросы использования и охраны земель; оказывать содействие в организации мероприятий по муниципальному земельному контролю и обеспечении необходимых условий специалистам отдела муниципального земельного контроля при выполнении указанных мероприятий.

Общественный земельный контроль - это деятельность граждан и их объединений по осуществлению проверки соблюдения установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Осуществляется общественный земельный контроль, исходя из буквального толкования п. 2, лишь тремя категориями субъектов: органами территориального общественного самоуправления, общественными организациями (объединениями), гражданами. Характерно отличие субъектов общественного экологического контроля и субъектов земельного контроля: согласно ст. 12 Закона об охране окружающей среды, в осуществлении общественного экологического контроля участвуют общественные и иные некоммерческие объединения. ЗК РФ определяет участие общественности в этом смысле более узко (без иных некоммерческих объединений). С другой стороны, в качестве субъекта общественного экологического контроля в Законе об охране окружающей среды не указаны органы территориального общественного самоуправления, что вполне логично, учитывая их зависимость от муниципальных органов власти.

Производственный земельный контроль осуществляется специальной службой (отдельным работником) юридических лиц или индивидуальным предпринимателем на своих земельных участках и имеет задачей проверку соблюдения и исполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований законодательства в области использования и охраны земель.

Как следует из п. 1 ст. 73 ЗК РФ, производственный земельный контроль может осуществляться всеми субъектами вещных прав на землю (кроме обладателей сервитута), а также некоторых обязательственных прав (права аренды и права безвозмездного срочного пользования). Естественно, нет никакого смысла организовывать производственный земельный контроль на дачном земельном участке в шесть соток. Речь идет об организации производственного контроля на территории крупных землепользователей.

Предыдущая

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 24.08.2017);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 06.03.2019);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 22.04.2019).
____________________________________________________________________


В соответствии со , , Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Московской области от 13.07.2015 N 545/26 "Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области" .

3. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области - министра экологии и природопользования Московской области Куракина Д.А.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 марта 2019 года постановлением Правительства Московской области от 5 марта 2019 года N 104/7 .

Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьев

Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Московской области
от 26 мая 2016 года N 400/17

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации , Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Федеральный закон N 294-ФЗ), статьей 3 Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" определяет деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области предусмотрена административная и иная ответственность (далее - муниципальный земельный контроль).

1.2. Целями муниципального земельного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства, а также осуществление контроля за рациональным и эффективным использованием земель на территории Московской области.

1.3. Основной задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений (далее - объекты земельных отношений) требований законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области предусмотрена административная ответственность.

1.4. Муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на организацию и проведение на территории муниципального образования Московской области проверок соблюдения обязательных требований (далее - органы муниципального земельного контроля). Перечень должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, устанавливается в соответствии с уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами.
постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2. Порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

2.1. Муниципальный земельный контроль в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется должностным лицом органа муниципального земельного контроля (далее - должностное лицо) на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.2. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами муниципального земельного контроля ежегодных планов проведения плановых проверок.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.2_1. В ежегодных планах проведения плановых проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

а) наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), места их нахождения, фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, а также места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

б) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

в) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

г) наименование органа муниципального земельного контроля, осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки совместно с иными органами указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

2.2_2. Проекты ежегодных планов проведения плановых проверок до их утверждения направляются органами муниципального земельного контроля на согласование в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор (далее - территориальные органы федеральных органов государственного земельного надзора), до 1 июня года, предшествующего году проведения соответствующих проверок.
(Пункт дополнительно включен с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

2.2_3. Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

2.3. Проведение плановых и внеплановых проверок в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 294-ФЗ .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.4. О проведении плановой проверки органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели уведомляются органом муниципального земельного контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством направления факса, телефонограммы, телеграммы в адрес местонахождения проверяемого лица, а также посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен органом государственной власти, органом местного самоуправления, юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в орган муниципального земельного контроля.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.5. О проведении внеплановой проверки органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели уведомляются в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.6. По результатам проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю должностным лицом составляется акт проверки по установленной форме в двух экземплярах.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.7. В случае выявления при проведении проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства орган муниципального земельного контроля в течение трех рабочих дней со дня составления акта проверки направляет копию акта проверки в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию для рассмотрения и принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.8. В целях подтверждения достоверности полученных в ходе проверки сведений, к акту проверки прилагаются фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка и иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения требований земельного законодательства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

2.9. Плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся должностными лицами в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий без взаимодействия с правообладателями земельных участков. Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий, порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков устанавливается органами местного самоуправления.

Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
(Абзац дополнительно включен с 23 апреля 2019 года постановлением Правительства Московской области от 22 апреля 2019 года N 219/11)
(Пункт дополнительно включен с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

2.10. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков нарушений обязательных требований должностные лица принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки правообладателя земельного участка.
(Пункт дополнительно включен с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

2.11. В случае выявления при проведении проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.4 , статьей 19.4.1 , частью 1 статьи 19.5 , частью 5 статьи 6.11 Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - Кодекс Московской области об административных правонарушениях), должностными лицами органа муниципального земельного контроля в соответствие с
постановлением Правительства Московской области от 5 марта 2019 года N 104/7)

2.12. В случае если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.
(Пункт дополнительно включен с 7 марта 2019 года постановлением Правительства Московской области от 5 марта 2019 года N 104/7)

3. Порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля в отношении граждан

3.1. Муниципальный земельный контроль в отношении граждан осуществляется должностными лицами в форме плановых и внеплановых проверок, а также в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.2. Плановые проверки в отношении граждан проводятся не чаще одного раза в два года.

3.3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органом муниципального земельного контроля ежегодных планов проведения плановых проверок.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.4. Ежегодные планы проведения плановых проверок в отношении граждан формируются в срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, и утверждаются руководителем органа муниципального земельного контроля. Ежегодный план проведения плановых проверок в отношении граждан доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В ежегодных планах проведения плановых проверок в отношении граждан указываются следующие сведения:

- дата начала проведения каждой плановой проверки;

- предмет, цель и основание проведения каждой плановой проверки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.5. Планы проведения плановых проверок в отношении граждан с органами прокуратуры не согласовываются.

3.6. По результатам проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю должностным лицом составляется акт проверки.
постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

Акт проверки должен содержать следующие необходимые данные:

- дату, номер, место и время составления акта;

- время начала и окончания проверки;

- фамилию, имя, отчество и должность лица, составившего акт проверки;

- номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля проведении проверки;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

- данные о понятых, присутствовавших при проведении проверки (при их наличии);

- данные о других лицах, присутствующих при проведении проверки (при их наличии);

- сведения о земельном участке, на котором проводится проверка;

- сведения о лице, использующем проверяемый земельный участок;

- выводы о результатах проведенной проверки, о выявленных нарушениях требований законодательства Российской Федерации в сфере землепользования;

- подписи всех лиц, участвовавших при проведении проверки.

Материалы проверки должны содержать документы, подтверждающие надлежащее извещение лица о месте и времени проведения проверки.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается гражданину или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия гражданина или его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица от подписания акта проверки акт направляется гражданину или его уполномоченному представителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В целях подтверждения достоверности полученных в ходе проверки сведений, к акту проверки прилагаются фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка и иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения требований земельного законодательства.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.7. О проведении плановой проверки гражданин уведомляется органом муниципального земельного контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством направления факса, телефонограммы, телеграммы в адрес местонахождения проверяемого лица, а также посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты гражданина, если такой адрес ранее был представлен гражданином в орган муниципального земельного контроля.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.8. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

- истечение срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

- поступление в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о признаках нарушения земельного законодательства или фактах неустранения ранее выявленных нарушений;

- мотивированное представление должностного лица по результатам проведения планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков без взаимодействия с правообладателями земельных участков о выявленных нарушениях земельного законодательства;

Приказ или распоряжение руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.9. О проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или направления факса, телефонограммы, телеграммы в адрес местонахождения проверяемого лица или посредством его размещения на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в официальном печатном издании.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.10. Согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан не требуется.

3.11. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

3.12. Предметом документарной проверки являются документы, акты предыдущих проверок и иные материалы, имеющиеся в распоряжении должностного лица.

Организация документарной проверки осуществляется по месту нахождения уполномоченного лица. В процессе документарной проверки должностными лицами в первую очередь рассматриваются документы, которые имеются в распоряжении уполномоченного лица.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

В случае если достоверность сведений, которые содержатся в документах, имеющихся в распоряжении должностного лица, вызывает обоснованные сомнения или эти сведения не позволяют оценить исполнение гражданином требований, установленных действующим земельным законодательством, должностные лица направляют в адрес гражданина запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа или распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.13. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах гражданина сведения, а также состояние используемых им земельных участков и принимаемые им меры по исполнению требований, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, муниципальными правовыми актами в области земельного законодательства.

Выездная проверка проводится по месту нахождения земельного участка. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении уполномоченного органа документах гражданина;

- оценить соответствие использования земельного участка требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами в области использования земель.

3.14. Выездная проверка в случае отсутствия гражданина или его уполномоченного представителя может быть проведена при условии своевременного извещения о необходимости прибытия заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телеграммой либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату.

3.15. В случае выявления при проведении проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства орган муниципального земельного контроля в течение трех рабочих дней со дня составления акта проверки направляет копию акта проверки в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию для рассмотрения и принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.16. Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных пунктом 3.11 настоящего Порядка, не может превышать двадцати рабочих дней, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3.17 настоящего Порядка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

3.17. В отношении одного гражданина общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятнадцати часов в год.
(Пункт дополнительно включен с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

3.18. Плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся должностными лицами в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий без взаимодействия с правообладателями земельных участков. Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий, порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков устанавливается органами местного самоуправления.
(Пункт дополнительно включен с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

3.19. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков нарушений обязательных требований должностные лица принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки правообладателя земельного участка.
(Пункт дополнительно включен с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28)

3.20. В случае выявления при проведении проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.4 , статьей 19.4.1 , частью 1 статьи 19.5 , статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 6.11 Кодекса Московской области об административных правонарушениях , должностными лицами органа муниципального земельного контроля в соответствие с частью 3_1 статьи 16.5 Кодекса Московской области об административных правонарушениях составляется протокол об административном правонарушении, который вручается или направляется лицу, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
(Пункт дополнительно включен с 7 марта 2019 года постановлением Правительства Московской области от 5 марта 2019 года N 104/7)

3.21. В случае если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.
(Пункт дополнительно включен с 7 марта 2019 года постановлением Правительства Московской области от 5 марта 2019 года N 104/7)

4. Права и обязанности должностных лиц уполномоченного органа при проведении проверки

постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

4.1. Должностные лица при осуществлении проверки в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан имеют право:

а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля получать доступ на земельные участки, посещать и обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании, аренде у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан;

б) привлекать специалистов, экспертов, переводчиков для проведения обследования земельных участков, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель, а также для участия в мероприятиях по осуществлению муниципального земельного контроля;

в) запрашивать и рассматривать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию, материалы и документы на земельные участки и на объекты недвижимости, необходимые для осуществления муниципального земельного контроля.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

4.2. Должностные лица при проведении проверок в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан обязаны:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемых лиц;

в) проводить проверку на основании распоряжения уполномоченного органа;

г) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей;

д) не препятствовать проверяемому лицу, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

е) предоставлять проверяемому лицу, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

ж) знакомить проверяемое лицо, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

з) соблюдать сроки проведения проверки, установленные положениями Федерального закона N 294-ФЗ или требованием прокурора;

и) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

к) не требовать от проверяемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

л) перед началом проведения выездной проверки по просьбе проверяемого лица, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

м) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;

н) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органом государственной власти, органом местного самоуправления, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

о) обеспечивать качественную подготовку материалов в целях их направления в органы государственного земельного надзора;

п) обеспечивать направление в Министерство имущественных отношений Московской области сведений и подтверждающих документов о выявленных случаях неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у его собственника права собственности на земельный участок.

4.3. Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и муниципальными правовыми актами.

5. Ответственность должностных лиц за решения и действия (бездействие) при проведении проверки

(Наименование в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

5.1. Должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, должностных (служебных) обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. Орган муниципального земельного контроля осуществляет контроль за исполнением должностными лицами должностных (служебных) обязанностей, ведет учет случаев ненадлежащего исполнения должностными лицами должностных (служебных) обязанностей, проводит соответствующие служебные проверки и принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры в отношении таких должностных лиц.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

5.3. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, в течение 10 рабочих дней со дня принятия таких мер уполномоченный орган обязан сообщить в письменной форме органу государственной власти, органу местного самоуправления, гражданину, права и (или) законные интересы которых нарушены.

6. Отчетность при осуществлении муниципального земельного контроля

6.1. Орган муниципального земельного контроля направляет отчет об осуществлении муниципального земельного контроля в Министерство имущественных отношений Московской области.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

Форма отчета о проведении муниципального земельного контроля и сроки предоставления устанавливаются Министерством имущественных отношений Московской области.

6.2. Ежегодно орган муниципального земельного контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет подготовку докладов об осуществлении муниципального земельного контроля, об эффективности такого контроля и представляет указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии муниципального контроля, в том числе в электронной форме, и его представление в Правительство Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2017 года постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2017 года N 690/28 .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"