Кто дает разрешение на переоборудование маломерных судов. Отсутствуют или разгерметизированы предусмотренные конструкцией судна гермоотсеки и воздушные ящики

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001; 2003, № 14, ст. 1256, № 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 50, ст. 5279, № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 27, ст. 3213, № 46, ст. 5554, 5557, № 50, ст. 6246; 2008, № 29 (ч. I), ст. 3418, № 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 30, № 18 (ч. I), ст. 2141, № 29, ст. 3625, № 52 (ч. I), ст. 6450; 2011, № 15, ст. 2020, № 27, ст. 3880, № 29, ст. 4294, № 30 (ч. I), ст. 4577, 4590, 4591, 4594, 4596, № 45, ст. 6333, 6335; 2012, № 18, ст. 2128, № 25, ст. 3268, № 26, ст. 3446, № 31, ст. 4320; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 6, ст. 566, № 42, ст. 5615, № 45, ст. 6153, № 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, № 1 (ч. I), ст. 55, № 29 (ч. I), ст. 4356, 4359; 2016, № 11, ст. 1478) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о классификации и об освидетельствовании судов.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:

от 1 ноября 2002 г. № 136 "Об утверждении Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания" (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2002 г., регистрационный № 3932);

от 11 января 2009 г. № 1 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 136" (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2009 г., регистрационный № 13313).

Положение о классификации и об освидетельствовании судов
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 14 апреля 2016 г. № 102)

I. Общие положения

1. Положение о классификации и об освидетельствовании судов (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"* (далее - КВВТ) и определяет порядок осуществления классификации и освидетельствования судов организациями, уполномоченными в соответствии с пунктом 1 статьи 35 КВВТ на классификацию и освидетельствование судов (далее - организация по классификации).

Классификация и освидетельствование судов осуществляются организацией по классификации в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Валовая вместимость судов (кроме маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов) рассчитывается в соответствии с приложением № 1 к настоящему Положению.

2. Классификация и освидетельствование осуществляется в соответствии с настоящим Положением, а также правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов (далее - Правила), которые утверждаются и издаются в соответствии с пунктом 2 статьи 35 КВВТ.

3. Целью классификации и освидетельствования является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия судов, материалов и изделий для установки на судах, организаций, осуществляющих проектирование, строительство, модернизацию, переоборудование и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов (далее - организация), Правилам.

4. Классификация и освидетельствование включают в себя рассмотрение и согласование технической документации на строительство, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов, освидетельствование судов и организаций, техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий, ремонтом изделий, постройкой, ремонтом, модернизацией и переоборудованием судов с присвоением им класса или категории, а также подтверждение, приостановление, возобновление, восстановление и аннулирование класса или категории на основании результатов освидетельствований судов в соответствии с Правилами.

По результатам классификации и освидетельствования оформляются документы, предусмотренные Правилами.

5. Работы, выполняемые организацией по классификации в рамках классификации и освидетельствования судов, осуществляются на возмездной основе** на основании договоров или заявок.

II. Рассмотрение и согласование технической документации

6. Техническая документация по строительству, ремонту, модернизации и переоборудованию судов, изготовлению материалов и изделий для установки на судах согласовывается организацией по классификации в соответствии с Правилами с целью проверки выполнения их требований.

7. При наличии в технической документации решений (положений), отличающихся от установленных Правилами требований, организация, являющаяся разработчиком технической документации, представляет в организацию по классификации их перечень с изложением их содержания и технических обоснований, доказывающих, что предлагаемые разработчиком технической документации решения (положения) являются с точки зрения безопасности не менее эффективными, чем те, которые установлены Правилами.

8. Срок действия согласования технической документации, за исключением случаев, указанных в пункте 9 настоящего Положения, составляет шесть лет.

9. Согласование технической документации на ремонт, переоборудование или модернизацию судов, а также на ремонт изделий действует без ограничения срока.

10. Действие согласования технической документации прекращается в следующих случаях:

1) истечения срока, указанного в пункте 8 настоящего Положения;

2) истечения трехлетнего срока с даты согласования технической документации до даты начала постройки судна, изготовления материалов и/или изделий;

3) внесения изменений в согласованную ранее техническую документацию без согласования с организацией по классификации.

III. Техническое наблюдение

11. Техническое наблюдение является составной частью классификации и включает в себя поэтапные проверки выполнения Правил и участие в испытаниях в процессе постройки, переоборудования, модернизации, ремонта судов и их элементов, изготовления и ремонта изделий и изготовления материалов для установки на судах (далее - объекты технического наблюдения), осуществляемые организацией по классификации в соответствии с Правилами. Перечень объектов, формы и объем технического наблюдения определяются Правилами.

12. Техническое наблюдение осуществляется при условии согласования организацией по классификации технической документации до начала работ, указанных в пункте 11 настоящего Положения.

13. Материалы и изделия, являющиеся объектами технического наблюдения, допускаются к установке на суда при наличии документов, подтверждающих соответствие устанавливаемых материалов и изделий требованиям Правил, выданных организацией по классификации, или документов, подтверждающих соответствие устанавливаемых материалов и изделий одобренному типовому материалу и/или изделию, выданных организацией по классификации.

При допуске к установке на судах материалов и/или изделий признаются предусмотренные абзацем первым настоящего пункта документы, выданные как организацией по классификации, осуществляющей классификацию и освидетельствование судна, на которое устанавливаются материалы и/или изделия, так и на условиях договора с ней другими организациями по классификации, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов в соответствии с пунктом 1 статьи 35 КВВТ.

14. Одобрение типовых материалов и/или изделий для установки на судах осуществляется организацией по классификации в соответствии с Правилами.

15. Организация по классификации на условиях заключенного договора вправе передать выполнение своих полномочий по техническому наблюдению за постройкой конкретного судна и/или изготовлением конкретных материалов и/или изделий другой организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов в соответствии с пунктом 1 статьи 35 КВВТ, а также на условиях заключенного договора принять полномочия по техническому наблюдению за постройкой конкретного судна и/или изготовлением конкретных материалов и/или изделий от другой аналогично уполномоченной организации по классификации.

16. Организация по классификации осуществляет техническое наблюдение в процессе постройки, переоборудования, модернизации, ремонта судов и их элементов, изготовления и ремонта изделий и изготовления материалов для установки на судах в соответствии с Правилами путем проведения уполномоченным лицом организации по классификации проверок, а также участия в испытаниях объектов технического наблюдения.

Объемы и методы проверок и испытаний объектов технического наблюдения определяются Правилами.

17. В случае положительных результатов проверок и испытаний организация по классификации выдает на объекты технического наблюдения документы в соответствии с пунктом 74 настоящего Положения, удостоверяющие соответствие объекта технического наблюдения требованиям Правил.

18. Организация в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения должна применять в производстве материалы и/или изделия, являющиеся объектами технического наблюдения, при наличии на них документов, указанных в пункте 74 настоящего Положения.

19. На материалы и/или изделия одного типа (типовые материалы и/или изделия) организация по классификации в порядке, установленном Правилами, выдает свидетельство об одобрении типа материала или свидетельство об одобрении типа изделия соответственно, в случае, если установленные путем проверок, испытаний и указанные в согласованной технической документации конструкция, свойства, параметры, характеристики образца типового материала или изделия соответствуют требованиям Правил.

20. Свидетельство об одобрении типа материала или изделия действительно до истечения срока действия согласования технической документации на соответствующий тип материала или изделия.

21. Для допуска к установке на суда материалов и/или изделий, имеющих свидетельство об одобрении типа изделия или свидетельство об одобрении типа материала соответственно, организация по классификации проводит в порядке, установленном Правилами, проверку соответствия конкретного изделия и/или материала информации, указанной в свидетельстве об одобрении типа изделия или свидетельстве об одобрении типа материала соответственно. Испытания допускаемого к установке на суда изделия или материала в этом случае не проводятся.

22. Организации, осуществляющие проектирование, строительство, ремонт, модернизацию и переоборудование судов, изготовление и ремонт изделий, изготовление материалов для установки на судах, выполняющие работы, результаты которых используются организацией по классификации при осуществлении классификации, а также испытательные лаборатории получают от организации по классификации в соответствии с Правилами свидетельство о признании, удостоверяющее, что организация изготавливает продукцию, выполняет работы и/или оказывает услуги в соответствии с требованиями Правил.

Освидетельствования организаций с целью получения свидетельства о признании проводятся организацией по классификации один раз в два года.

Свидетельство о признании прекращает действие в следующих случаях:

нарушения качества выполнения работ, на которые выдано свидетельство о признании;

выполнения работ или проведения испытаний с нарушением требований, установленных Правилами;

сокращения в организации производственных мощностей, а также наличие иных изменений, в результате которых выполнение организацией работ, на которые выдано свидетельство о признании, в соответствии с требованиями Правил становится невозможным.

IV. Освидетельствование судов в процессе их эксплуатации

23. Освидетельствование судов в процессе их эксплуатации осуществляется в соответствии с Правилами и включает в себя:

проверку наличия согласованной технической документации, предусмотренных Правилами сертификатов (актов о соответствии) на материалы и комплектующие изделия, использованные или установленные на судне за время, прошедшее с предыдущего освидетельствования, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований;

наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания судна и его элементов;

оформление и выдачу организацией по классификации документов, предусмотренных Правилами.

Организация по классификации в случае несоответствия судна, которому присвоен ее класс, требованиям Правил не выдает документы или аннулирует ранее выданные документы, предусмотренные Правилами.

24. В целях освидетельствования суда, указанные в пункте 1 настоящего Положения, ставятся на классификационный учет организации по классификации в следующих случаях:

после постройки судна;

при переходе на классификационный учет организации по классификации с классификационного учета другой организации по классификации;

если судно ранее было снято с учета или не состояло на учете в этой организации по классификации;

при смене судовладельца.

25. Для постановки судна на классификационный учет судовладелец или его доверенное лицо (далее - заявитель) представляет в организацию по классификации следующие информацию и документы:

1) заявление о постановке на классификационный учет, содержащее:

фамилию, имя, отчество (при наличии) и данные документа, удостоверяющего личность судовладельца, являющегося физическим лицом, или наименование и адрес судовладельца, являющегося юридическим лицом;

предыдущие название и регистрационный номер судна, а также фамилию, имя, отчество (при наличии) предыдущего судовладельца, являющегося физическим лицом, и его адрес или наименование предыдущего судовладельца, являющегося юридическим лицом, и его адрес;

сведения о судне (название, класс или категория плавания в соответствии с судовым билетом (при наличии), номер проекта, наименование строителя, место и год постройки, заводской номер (при наличии); для маломерных и спортивных парусных судов указываются материал корпуса, тип парусного вооружения (при наличии);

2) конструкторскую и построечную документацию (при наличии);

3) ранее выданные свидетельства о годности к плаванию, свидетельства о классификации и акты освидетельствований (при наличии);

4) документы, удостоверяющие личность заявителя - физического лица или государственную регистрацию юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) копии документов, подтверждающих факт законного владения судном;

6) доверенность, подтверждающую в установленном порядке полномочия представителя судовладельца;

7) судовой билет (для судов, прошедших регистрацию) - для маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов;

8) сведения о местонахождении судна и/или наименование порта (места) регистрации.

26. Для маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов судовладельцем представляется в организацию по классификации помимо информации и документов, указанных в пункте 25 настоящего Положения, следующие информация и документы:

1) характеристики судна (длина наибольшая (м), ширина наибольшая (м), осадка килем максимальная (м), водоизмещение (тонн), максимальное число людей на борту (чел.), максимальная площадь парусов (кв. м);

2) характеристика двигателей (тип, марка, заводской номер, мощность, кВт);

3) документы строителя (при наличии).

27. Снятие судна с классификационного учета организации по классификации производится:

при утилизации судна;

при переходе на классификационный учет другой организации по классификации;

если судно не предъявлялось к освидетельствованию более двух лет подряд, а в случае маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов - более пяти лет подряд;

при конструктивной гибели судна;

при смене судовладельца;

при смене флага судна.

Снятие судна с учета в организации по классификации, за исключением случая, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, производится по заявке судовладельца, в которой должна быть указана причина снятия судна с учета.

28. При осуществлении классификации организация по классификации проводит следующие виды освидетельствований судов:

первоначальное - после постройки судна, после ремонта, переоборудования или модернизации, следствием которых явилось изменение типа и назначения судна, при переклассификации судна, при постановке судна на классификационный учет;

очередное - по истечении пяти лет с даты первоначального или последнего очередного освидетельствования;

ежегодное - по истечении 12 месяцев с даты первоначального, последнего очередного или последнего ежегодного освидетельствования;

доковое - перед третьим ежегодным освидетельствованием, отсчитываемым от даты первоначального или последнего очередного освидетельствования. Период между доковым и очередным освидетельствованиями не может превышать 36 месяцев;

промежуточное - между второй и третьей годовщиной очередного освидетельствования (для маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов);

внеочередное - в случаях, предусмотренных пунктом 41 настоящего Положения.

Объем, формы и методы освидетельствования определяются Правилами.

29. Сроки, объем, формы и методы освидетельствования элементов судов и судовых технических средств определяются Правилами.

30. Судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете организации по классификации, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно организацией по классификации.

31. Освидетельствование судов, за исключением освидетельствования при аварийных случаях, осуществляется по предварительным заявкам, направляемым в организацию по классификации не менее чем за десять дней до предлагаемой даты проведения освидетельствования.

32. На судне, кроме спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, должен храниться акт о готовности судна к эксплуатации, подготовленный по результатам проверки судна комиссией судовладельца после зимнего или другого длительного отстоя. При отсутствии указанного акта судно считается не готовым к освидетельствованию.

33. При всех видах освидетельствований судовладелец или командный состав судна обязаны предоставить уполномоченному лицу организации по классификации:

информацию и документы обо всех замеченных дефектах, случаях отказов элементов судна и судовых технических средств в период между предыдущим и проводимым освидетельствованиями;

информацию и документы об изменениях в составе оборудования и снабжения в период между предыдущим и проводимым освидетельствованиями;

информацию и документы о ремонтах, проведенных в период между предыдущим и проводимым освидетельствованиями;

документы, акты предыдущих освидетельствований, техническую документацию, а также акты проверок и испытаний элементов судна и судовых технических средств, установленные Правилами.

34. Организация по классификации признает судно пригодным для перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов в порядке и на условиях, установленных Правилами.

35. Организация по классификации признает непассажирское судно, включая маломерные и прогулочные суда, пригодным для перевозки пассажиров или организованных групп людей в порядке и на условиях, установленных Правилами.

36. При первоначальном освидетельствовании организацией по классификации проверяется соответствие элементов судна согласованной технической документации и Правилам, выявляются их конструктивные особенности и техническое состояние для присвоения судну класса или категории плавания, на судно выдаются документы, предусмотренные настоящим Положением.

В случае если по результатам освидетельствования установлено, что предъявленное судно не соответствует установленным Правилами требованиям, согласованной организацией по классификации технической документации или не соответствует заявленному классу/категории, указанная информация отражается в акте первоначального освидетельствования.

37. Очередное освидетельствование проводится с целью определения технического состояния элементов судна, возобновления класса или категории и оформления нового свидетельства о классификации и свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна или внесения в судовой билет сведений, подтверждающих годность судна к плаванию.

Судно и его элементы проверяются на соответствие требованиям Правил и согласованной организацией по классификации технической документации.

Очередное освидетельствование включает освидетельствование подводной части судна на берегу (на слипе, в доке), за исключением судов с железобетонным корпусом, освидетельствование подводной части которого проводится на воде.

По результатам очередного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт очередного освидетельствования.

Первое очередное освидетельствование назначается в пределах пятилетнего периода от даты завершения первоначального освидетельствования, и в последующем через пятилетние периоды от назначенной даты предыдущего очередного освидетельствования, при этом судовладелец имеет право предъявить судно к освидетельствованию досрочно.

Для спортивного парусного, маломерного и прогулочного судна в случае истечения срока проведения очередного освидетельствования до начала очередной навигации или при временном отказе судовладельца спортивного парусного, маломерного и прогулочного судна от его эксплуатации судно предъявляется к очередному освидетельствованию до первого выхода судна в плавание.

38. Допускается перенос срока очередного освидетельствования судна на срок до двенадцати месяцев, за исключением следующих случаев:

1) если отдельные судовые технические средства выработали назначенный ресурс до капитального ремонта или списания;

2) если организации по классификации в отношении судов с классом "О-ПР", "М-ПР" и "М-СП" возрастом 15 лет и более не представлены расчетные обоснования достаточной прочности их корпусов для эксплуатации на срок предоставляемой отсрочки.

В случае переноса срока очередного освидетельствования срок следующего очередного освидетельствования не изменяется.

39. Ежегодное освидетельствование судна (за исключением маломерного, прогулочного и спортивного парусного судов) проводится в период между очередными освидетельствованиями, включает в себя контрольную проверку технического состояния судна с целью определения соответствия судна требованиям Правил.

При ежегодном освидетельствовании проводятся наружные осмотры элементов судна, выполняются проверки их в действии, объем которых определяется Правилами.

Дата ежегодного освидетельствования назначается уполномоченным лицом организации по классификации в пределах трех месяцев до или трех месяцев после даты, отсчитываемой от назначенной даты последнего ежегодного, очередного или первоначального освидетельствования. Дата фактического прохождения освидетельствования не изменяет назначенную дату следующего освидетельствования.

По результатам ежегодного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт ежегодного освидетельствования.

40. Доковое освидетельствование проводится в отношении судов классов "О-ПР", "М-ПР" и "М-СП", а также судов, признанных годными с ограничениями, предусматривающими снижение внешних нагрузок на корпус судна, с целью выявления признаков потери общей прочности, недопустимых местных остаточных деформаций и нарушений целостности наружной обшивки. При проведении докового освидетельствования проверяется состояние элементов судовых устройств, расположенных в подводной части корпуса, донно-бортовой арматуры и движительного комплекса. По результатам докового освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт докового освидетельствования.

41. Внеочередное освидетельствование судна проводится:

после повреждений, без устранения которых не обеспечивается безопасность плавания судна;

в случае выявления дефектов, угрожающих безопасности плавания, и при уточнении технического состояния или района плавания судна, а также для проверки устранения причин, вызвавших приостановление действия документов, выданных на судно организацией по классификации;

при вводе в эксплуатацию и при выводе из эксплуатации (кроме спортивных парусных, маломерных, прогулочных судов);

после ремонта или модернизации спортивных парусных, маломерных, прогулочных судов без изменения типа, назначения и класса/категории плавания судна, но с существенным изменением его конструкции и/или оборудования;

для судов, допустивших нарушение района плавания или сезонных ограничений, установленных документами организации по классификации;

при выявлении несоответствий по результатам проверки судна инспекцией государственного портового контроля в отношении элементов судна и судовых технических средств, влияющих на безопасность пассажиров и экипажа судна, безопасность судоходства, загрязнение окружающей среды;

по предписанию органов государственного надзора (контроля), лица, осуществляющего государственный портовый контроль;

при постановке и снятии судна с классификационного учета;

при подготовке и после осуществления разового перехода (перегона) судна вне установленных для судна районов и сезонов плавания;

по заявке судовладельца.

42. Промежуточное освидетельствование осуществляется в отношении маломерного, прогулочного или спортивного парусного судна и проводится на плаву.

При промежуточном освидетельствовании проверяется наличие технической документации, техническое состояние элементов судна, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия использования судна.

По результатам промежуточного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт промежуточного освидетельствования.

43. Изменение ранее присвоенного класса судну (переклассификация) осуществляется в порядке и на условиях, установленных Правилами, путем проведения первоначального освидетельствования.

По результатам первоначального освидетельствования судну присваивается класс, назначаются условия и районы плавания, определяются высота надводного борта, сроки следующих очередного и ежегодного освидетельствований.

При присвоении судну нового класса выдается новое свидетельство о классификации.

44. В случае повреждения судна или отказа его элементов, снижающих безопасность эксплуатации судна, судовладелец немедленно уведомляет организацию по классификации и предъявляет судно к внеочередному освидетельствованию.

45. Результаты внеочередного освидетельствования судна, на котором произошло повреждение, оформляются актом внеочередного освидетельствования.

К акту внеочередного освидетельствования должны быть приложены копия акта транспортного происшествия и копия технического акта***, составляемого на поврежденные корпус, механизмы, движители, рулевые устройства.

46. Разовый переход (перегон) судна, за исключением спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, вне районов и сезонов плавания, установленных судовыми документами, может осуществляться в порядке и на условиях, установленных Правилами, в следующих случаях:

переход (перегон) вновь построенного или приобретенного судна от места постройки или приема-передачи к месту достройки или месту эксплуатации в разрешенном районе;

переход (перегон) судна к новому месту эксплуатации;

переход (перегон) судна в целях предъявления его к освидетельствованию в доке (на слипе);

переход (перегон) судна к месту модернизации, переоборудования, ремонта или утилизации.

47. Разовый переход (перегон) судна после повреждений, без устранения которых не обеспечивается безопасность плавания, до места разгрузки или ремонта, а также для освидетельствования в целях возобновления судовых документов может осуществляться в пределах района плавания, установленного для судна ранее действовавшими судовыми документами.

48. Судно, подготовленное к разовому переходу (перегону), предъявляется к внеочередному освидетельствованию организацией по классификации.

49. При положительных результатах освидетельствования судна, подготовленного к разовому переходу (перегону), уполномоченное лицо организации по классификации оформляет акт внеочередного освидетельствования и выдает свидетельство на разовый переход (перегон) от пункта, в котором производились работы по подготовке судна к разовому переходу (перегону), до места назначения.

50. После завершения разового перехода (перегона) морем, за исключением разового перехода (перегон) в целях ремонта, суда предъявляются к внеочередному освидетельствованию организацией по классификации.

51. Присвоение, подтверждение, возобновление или восстановление класса или категории, установление годности судна к плаванию, а также назначение объема необходимого ремонта осуществляется в порядке, установленном Правилами, в соответствии с техническим состоянием элементов судна и судовых технических средств, которое определяется по результатам осмотров, измерений, испытаний, проверок в действии и на основании документов, предъявляемых судовладельцем, с учетом норм допускаемых дефектов, установленных Правилами.

52. Если все элементы судна и судовых технических средств удовлетворяют требованиям Правил, а параметры выявленных дефектов находятся в пределах допускаемых Правилами значений, техническое состояние судна признается годным, ему присваивается (подтверждается, возобновляется или восстанавливается) класс/категория и оно признается годным к плаванию в условиях, определяемых его классом/категорией и назначением.

53. Если судно или его элементы не удовлетворяют требованиям Правил, а также в случае, если ранее установленные судну класс/категория и условия эксплуатации не обеспечивают безопасность плавания, охрану жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей судов, сохранность перевозимых на судне грузов, а также экологическую безопасность, судну снижается класс/категория и/или оно признается годным к эксплуатации только с ограничениями (далее - эксплуатационные ограничения), к которым относятся:

увеличение высоты надводного борта (снижение грузоподъемности);

ограничение по ветро-волновому режиму;

ограничение по району плавания и сезону эксплуатации;

ограничение по роду перевозимых грузов;

ограничение по способу загрузки;

исключение плавания порожнем и без балласта;

изменение схемы балластировки и размещения груза;

исключение или ограничение работы в ледовых условиях;

уменьшение пассажировместимости;

снижение мощности главных двигателей;

исключение работы без постоянной вахты в машинном помещении;

ограничение мощности одновременно включаемых потребителей электрической энергии;

ограничение грузоподъемности и/или вылета судовых и плавучих кранов;

снижение грузоподъемности или уменьшение удельной нагрузки на стапель-палубу плавучих доков.

Могут быть одновременно установлены одно или несколько указанных в настоящем пункте ограничений.

Ограничения снимаются после проведения работ, подтвержденных актом внеочередного освидетельствования, в результате которых устраняются причины установления ограничений.

54. Если техническое состояние элемента или нескольких элементов судна или судовых технических средств признано негодным, дальнейшая эксплуатация судна несет непосредственную угрозу жизни людей, окружающей среде или самому судну, класс или категория плавания судну не присваивается (не подтверждается, не возобновляется, не восстанавливается) и оно не признается годным к плаванию.

55. Внеочередное освидетельствование при вводе и выводе судна из эксплуатации осуществляется в целях оценки технического состояния судна перед вводом и выводом судна из эксплуатации для зимнего или иного отстоя. По результатам внеочередного освидетельствования при вводе и выводе судна из эксплуатации уполномоченным лицом организации по классификации выдается акт внеочередного освидетельствования с указанием введенного или выведенного из эксплуатационного режима оборудования, машин, механизмов демонтируемого оборудования, удаленного снабжения и условий безопасной стоянки судна.

V. Особенности классификации и освидетельствования спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов

56. Классификация и освидетельствование спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Положения и Правил.

57. При классификации спортивного парусного, маломерного или прогулочного судна организацией по классификации проводятся первоначальное освидетельствование судна и присвоение класса/категории в соответствии с настоящим Положением и Правилами, с внесением в судовой билет записи о годности к плаванию.

58. Вместимость спортивного парусного, маломерного и прогулочного судна не определяется.

59. Для спортивных парусных, маломерных или прогулочных судов длиной более 12 м, спроектированных или построенных без учета требований, установленных настоящим Положением и Правилами, решение о возможности присвоения класса/категории принимается организацией по классификации после анализа соответствия судна Правилам.

60. В процессе эксплуатации спортивное парусное, маломерное и прогулочное судно подлежит первоначальному, очередным, промежуточным и внеочередным освидетельствованиям.

61. Первоначальное освидетельствование спортивного парусного, маломерного или прогулочного судна проводится перед постановкой судна на учет организации по классификации. Освидетельствование проводится на берегу или на плаву.

62. При классификации маломерного или прогулочного судна проверяются исправность и работоспособность судовых технических средств, техническая документация на судно, устанавливаются обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, допускаемой высоте волны, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным оборудованием и средствами связи.

Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте) или ином документе организации-изготовителя судна, дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости).

63. По результатам первоначального освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт первоначального освидетельствования, в котором дает оценку, является ли предъявленное к освидетельствованию судно спортивным парусным, маломерным или прогулочным судном и при положительном решении присваивает судну класс или категорию.

64. В случае внесения изменений в конструкцию судна или его элементы, изменяющих характеристики судна, указанные в судовом билете или в акте первоначального освидетельствования судна; при повреждениях в конструкции и/или оборудовании судна, без устранения которых не будет обеспечиваться безопасность плавания судна, судовладелец обязан обратиться в организацию по классификации для проведения освидетельствования судна в целях подтверждения или изменения класса или категории судна и подтверждения его годности к плаванию.

65. Если в результате первоначального освидетельствования судна установлено, что его характеристики не соответствуют данным судового билета или техническое состояние судна не соответствует Правилам, в акте первоначального освидетельствования указываются выявленные несоответствия и в судовой билет не вносится запись, подтверждающая его годность к плаванию.

Судовладелец после устранения выявленных несоответствий уведомляет об этом в письменном виде организацию по классификации и предъявляет судно к внеочередному освидетельствованию.

По результатам внеочередного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт внеочередного освидетельствования.

66. Очередное освидетельствование спортивного парусного судна, маломерного или прогулочного судна проводится в соответствии с Правилами один раз в пять лет.

По результатам очередного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт очередного освидетельствования и при положительных результатах освидетельствования вносит в судовой билет запись о годности судна к плаванию.

67. Очередное освидетельствование проводится с осмотром судна на берегу и на плаву.

68. Дата очередного освидетельствования назначается уполномоченным лицом организации по классификации.

69. Внеочередное освидетельствование спортивного парусного, маломерного и прогулочного судна производится в случаях, установленных настоящим Положением в соответствии с Правилами.

По результатам внеочередного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт внеочередного освидетельствования.

70. Промежуточное освидетельствование спортивного парусного, маломерного и прогулочного судна проводится между вторым и третьим годом, отсчитываемым от даты первоначального или последнего очередного освидетельствования.

Промежуточное освидетельствование спортивного парусного, маломерного и прогулочного судна проводится на плаву.

Дата промежуточного освидетельствования назначается уполномоченным лицом организации по классификации.

По результатам промежуточного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт промежуточного освидетельствования и при положительных результатах освидетельствования вносит в судовой билет запись о годности судна к плаванию.

VI. Документы организации по классификации

71. Судовыми документами, подтверждающими выполнение требований Правил, являются:

свидетельство о классификации;

свидетельство о годности судна к плаванию;

мерительное свидетельство;

свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна.

72. Судовые документы выдаются на суда при классификации и освидетельствовании судов, кроме спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, на срок до даты следующего очередного освидетельствования (кроме свидетельства о годности судна к плаванию) с ежегодным их подтверждением.

73. Документами, подтверждающими соответствие Правилам спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, являются акты освидетельствований, составляемые по результатам освидетельствований, указанных в настоящем Положении.

74. Документами, подтверждающими соответствие Правилам материалов и изделий, изготавливаемых под техническим наблюдением организации по классификации, являются:

свидетельства или сертификаты (акты о соответствии) организации по классификации, выдаваемые на материалы и изделия;

документы организации по классификации о проведенных испытаниях и/или осмотрах;

документы, выдаваемые по согласованию с организацией по классификации, организациям на производимые ими материалы и изделия или лабораториями на проведенные ими испытания.

75. Судовые документы, указанные в пункте 71 настоящего Положения, а также акты освидетельствований спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов:

1) приостанавливают действие в следующих случаях:

после повреждений судна, без устранения которых не обеспечивается безопасность эксплуатации;

в случае непредъявления судна к освидетельствованию в установленный срок;

при осуществлении без предварительного согласования с организацией по классификации работ, связанных с конструктивными изменениями судна;

при нарушении условий плавания, указанных в судовых документах;

при невыполнении требований Правил и организации по классификации.

Для восстановления действия судовых документов судно предъявляется к освидетельствованию после устранения причин, вызвавших приостановление действия документов или актов;

2) прекращают действие в следующих случаях:

гибели или пропаже судна;

утилизации (списании) судна;

непредъявления судна к освидетельствованию более двух лет (маломерных и прогулочных судов более пяти лет);

переходе судна в класс другой организации по классификации.

76. Организация по классификации отказывает в выдаче судовых документов (в подтверждении их действия), указанных в пункте 71 настоящего Положения, а также актов освидетельствований спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, в следующих случаях:

1) при несоответствии судна (его элементов или судовых технических средств) требованиям Правил;

2) отсутствия документов, предусмотренных абзацем вторым пункта 23 настоящего Положения (кроме спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов);

3) отсутствия акта о готовности судна к эксплуатации (кроме спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов).

VII. Назначение класса или категории плавания судна

77. Класс судна обозначается последовательностью условных символов (формула класса), присваиваемых судну при его классификации и характеризующих конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в соответствии с Правилами, исходя из требований безопасности.

78. Класс судам назначается в соответствии с классификацией водных бассейнов и указывается в судовых документах, а также актах освидетельствования.

79. Внутренние водные бассейны классифицируются по разрядам "Л", "Р", "О" и "М" в зависимости от их ветро-волнового режима, исходя из следующих условий:

в бассейнах разрядов "Л", "Р" и "О" волны 1%-ной обеспеченности высотой соответственно 0,6; 1,2 и 2,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени;

в бассейнах разряда "М" волны 3%-ной обеспеченности высотой 3,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени.

Морские районы классифицируются по разрядам "О-ПР", "М-ПР" и "М-СП" в зависимости от их ветро-волнового режима и обеспеченности местами убежища.

В бассейнах разрядов "О-ПР", "М-ПР" и "М-СП" волны 3%-ной обеспеченности высотой соответственно 2,0; 3,0, 3,5 и 4,5 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени.

80. Основными символами в формуле класса судов внутреннего плавания являются буквы "Л", "Р", "О" и "М", определяющие конструктивные особенности судна и разряд водного бассейна, в котором оно признано годным к эксплуатации.

Основными символами в формуле класса для плавания судов в морских районах являются буквенные сочетания "О-ПР", "М-ПР" и "М-СП", определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах.

81. В зависимости от конструктивных особенностей судна основной символ класса в формуле класса дополняется дополнительными символами организации по классификации.

82. Организация по классификации исключает или изменяет в формуле класса тот или иной символ при изменении или нарушении условий, послуживших основанием введения в формулу класса данного символа.

83. Для маломерных судов длиной 12 м и более, не имеющих водонепроницаемых закрытий грузовых и прочих люков, расположенных на открытых участках палубы надводного борта, устанавливаются ограничения по условиям эксплуатации в зависимости от разряда внутреннего водного бассейна в соответствии с приложением № 2 к настоящему Положению.

84. Для маломерных судов длиной до 12 м классификация устанавливается путем присвоения следующих категорий для плавания в морских районах и внутренних водных бассейнах:

для судов, имеющих водонепроницаемые закрытия грузовых и прочих люков, расположенных на открытых участках палубы надводного борта, самоотливной кокпит:

для судов, не имеющих водонепроницаемых закрытий грузовых и прочих люков, расположенных на открытых участках палубы надводного борта:

85. При классификации спортивных парусных судов организация по классификации присваивает одну из следующих категорий плавания, учитывающих вероятные ветро-волновые условия плавания и удаленность от места убежища:

категория плавания 0 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания длительное время в неограниченном районе с вероятной силой ветра более 28 м/с и высотой волны более 7 м, температурой воздуха или моря ниже 5°С, способному осуществлять автономное плавание, противостоять штормовым условиям плавания, а также преодолевать последствия серьезной аварии без надежды на постороннюю помощь;

категория плавания 1 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в открытом море вдали от берега с вероятной силой ветра более 28 м/с и высотой волны более 7,0 м, способному осуществлять автономное плавание, противостоять штормовым условиям плавания, а также преодолевать последствия аварии без надежды на постороннюю помощь;

категория плавания 2 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 28 м/с и высотой волны до м, с удалением от места убежища не более 200 морских миль, имеющему высокую степень автономности и обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

категория плавания 3 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 24 м/с и высотой волны до м, с удалением от места убежища не более 50 морских миль (92,6 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

категория плавания 4 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 21 м/с и высотой волны до м, с удалением от места убежища не более 12 морских миль (22 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

категория плавания 5 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в защищенной акватории с вероятной силой ветра до 17 м/с и высотой волны до м, с удалением от места убежища не более 3 морских миль (5,5 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

категория плавания 6 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в защищенной акватории с вероятной силой ветра до 17 м/с и высотой волны до м, с удалением от места убежища не более 3 морских миль (5,5 км) при наличии судов обеспечения, способных оказать немедленную помощь.

______________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001; 2003, № 14, ст. 1256, № 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 50, ст. 5279, № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 27, ст. 3213, № 46, ст. 5554, 5557; № 50, ст. 6246; 2008, № 29 (ч. I), ст. 3418, № 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 30, № 18 (ч. I), ст. 2141, № 29, ст. 3625, № 52 (ч. I), ст. 6450; 2011, № 15, ст. 2020, № 27, ст. 3880, № 29, ст. 4294, № 30 (ч. I), ст. 4577, 4590, 4591, 4594, 4596, № 45, ст. 6333, 6335; 2012, № 18, ст. 2128, № 25, ст. 3268, № 26, ст. 3446, № 31, ст. 4320; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 6, ст. 566, № 42, ст. 5615, № 45, ст. 6153, № 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, № 1 (ч. I), ст. 55, № 29 (ч. I), ст. 4356, ст. 4359; 2016, № 11, ст. 1478.

** Пункт 1 статьи 35 KBBT.

*** Пункт 9 приложения № 2 к Положению по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 декабря 2003 г. № 221 (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2004 г., регистрационный № 5493), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 296 (зарегистрирован Минюстом России 28 апреля 2011 г., регистрационный № 20613).

Приложение № 1
к Положению о классификации
и об освидетельствовании
судов (п. 1),
утвержденному приказом
Министерства транспорта РФ
от 14 апреля 2016 г. № 102

Расчет валовой вместимости судна

Валовая вместимость судов внутреннего плавания рассчитывается по формуле:

где V - объем всех помещений судна, , определяемая путем их обмера или подсчитываемый по формуле:

где L и В - длина и ширина судна по конструктивной ватерлинии, м;

Н - высота борта, м;

Т - осадка судна по конструктивную ватерлинию, м;

Коэффициент полноты водоизмещения;

Коэффициент полноты конструктивной ватерлинии;

l, b, h - соответственно средние длина, ширина и высота надстроек или рубок, м.

В валовую вместимость не включаются объемы рулевой рубки, камбузов, туалетов, объемы, ограниченные комингсами световых люков, и сходных небольших (по объему не более 3 ) рубок.

Приложение № 2
к Положению о классификации
и об освидетельствовании
судов (п. 83),
утвержденному приказом
Министерства транспорта РФ
от 14 апреля 2016 г. № 102

Ограничения по условиям эксплуатации в зависимости от разряда внутреннего водного бассейна для маломерных судов длиной 12 м и более, не имеющих водонепроницаемых закрытий грузовых и прочих люков, расположенных на открытых участках палубы надводного борта

Характеристика допустимых условий эксплуатации Тип судна Разряд внутреннего водного бассейна
М О Р Л
Допустимая высота волны, м, не более Моторные лодки катера - 0,6 0,6 0,6
1,2 1,0 0,6 0,6
Надводный борт, м, не менее, при длине судна, м: до 7 Моторные лодки и катера 1,2 0,4 0,3 0,3
от 7 до 18 1,2 0,8 0,5 0,3
от 18 до 20 1,2 1,0 0,6 0,3
Скорость ветра, м/с, не более Моторные лодки катера - 7,0 6,0 6,0
7,0 7,0 6,0 6,0
Удаление от берега, км, не более Моторные лодки катера - 1,5 1,5 1,5
1,5 1,5 1,5 1,5
Удаление от места убежища, км, не более Моторные лодки - 2,0 2,0 2,0
катера 3,0 3,0 3,0 3,0
(ГИМС Москвы и Московской области техосмотр) осуществляется за принадлежащими физическим и юридическим лицам (маломерными судами см. Изменения): (Определение "Маломерное судно" в КоАП (источник МЧС России) отличается от приведённого ниже, отсутствием фразы "используемыми в целях мореплавания", что существенно меняет условия прохождения техосмотра):

самоходными судами внутреннего плавания и иными плавучими объектами вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами) и несамоходными судами вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), используемых во внутренних водах;

прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами и плавучими средствами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами) и несамоходными судами вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемыми в целях мореплавания.

2.2. Технический надзор (ГИМС техосмотр) за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров.

2.3. Первичное техническое освидетельствование (ГИМС Москвы и Московской области техосмотр) проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию (приложение N 1).

Указанные в акте первичного технического освидетельствования (техосмотр ГИМС Москвы и Московской области ) условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию (далее - технический талон) установленного образца.

На используемые в целях мореплавания прогулочные суда, которым установлены морские районы плавания 0, I, II или III категории сложности, по результатам первичного технического освидетельствования вместе с судовым билетом оформляется свидетельство о годности морского прогулочного судна к плаванию.

2.4. Ежегодное техническое освидетельствование ГИМС техосмотр проводится до начала пользования маломерного судна в текущем году, как правило, до открытия навигации. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования.

Маломерные суда, прошедшие первичное техническое освидетельствование в текущем году, на ежегодное техническое освидетельствование в этом году не представляются.

2.5. Техническое освидетельствование (техосмотр) проводится по месту регистрации маломерного судна на пункте технического осмотра соответствующего подразделения ГИМС МЧС Москвы и Московской области или непосредственно по месту базирования (стоянки) маломерного судна с предъявлением судового билета.

Место, время, организация работы пунктов технического осмотра и графики проведения ежегодного технического освидетельствования маломерных судов доводятся до сведения судовладельцев и владельцев баз (сооружений) для стоянок этих судов.

2.6. Техническое освидетельствование (техосмотр) маломерного судна проводится, как правило, на плаву. Государственный инспектор по маломерным судам (далее именуется - государственный инспектор) вправе потребовать в необходимых случаях от судовладельца создания дополнительных условий при освидетельствовании - создание крена, дифферента или подъема судна на берег.

2.7. Оценка технического состояния маломерного судна Москвы и Московской области устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию, а для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно - по мореходным качествам.

Для определения годности маломерного судна к плаванию в соответствии с техническими требованиями предусматриваются три оценки его технического состояния: "годное", "ограниченно годное", "запрещенное к пользованию". Оценка технического состояния маломерного судна в целом устанавливается по низшей оценке одного из элементов, перечисленных в абзаце первом настоящего пункта.

2.8. При получении маломерным судном оценки "годное" судовладельцу выдается технический талон, а в судовом билете делается отметка о техническом освидетельствовании.

2.9. Маломерные суда Москвы и Московской области , получившие оценку технического состояния "ограниченно годное ", могут быть допущены к плаванию с ограничениями, обеспечивающими безопасность плавания:

по волновому режиму;

по району плавания и удалению от берега;

по допустимой мощности двигателя;

по грузоподъемности и пассажировместимости;

по площади парусов.

При получении маломерным судном оценки "ограниченно годное" составляется акт технического освидетельствования, в котором указываются установленные ограничения.

Установленные в акте ограничения вносятся в судовой билет, а для используемых в целях мореплавания прогулочных судов, которым установлены морские районы плавания 0, I, II и III категорий сложности, эти сведения вносятся и в свидетельство о годности морского прогулочного судна к плаванию, после чего делается отметка о техническом освидетельствовании в судовом билете и выдается технический талон.

2.10. На маломерное судно, получившее оценку "запрещенное к пользованию ", составляется акт технического освидетельствования в двух экземплярах с заключением о запрещении пользования этого судна, один экземпляр акта передается судовладельцу. После устранения указанных в акте замечаний маломерное судно может быть предъявлено к повторному техническому освидетельствованию.

2.11. Технические осмотры проводятся после ремонта, переоборудования и аварии маломерных судов, а также по просьбе судовладельца.

Результаты осмотра оформляются в двух экземплярах на бланке акта технического освидетельствования, который заполняется в части, касающейся результатов осмотра. Один экземпляр акта передается судовладельцу.

2.12. Пользование маломерными судами запрещается при наличии следующих технических неисправностей:

2.12.1. По корпусу:

имеются свищи, пробоины набора и обшивки;

отсутствуют или разгерметизированы предусмотренные конструкцией судна гермоотсеки и воздушные ящики.

2.12.2. По рулевому устройству:

не обеспечивается полный угол перекладки руля (35 градусов на борт), затруднено вращение рулевого штурвала;

повреждены перо руля или детали рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), имеются разрывы каболок штуртроса;

отсутствуют предусмотренные конструкцией детали крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки и т.п.).

2.12.3. По двигателю, подвесному мотору:

топливо подтекает из бензобаков, топливного шланга, системы питания;

имеется значительная вибрация;

отсутствует или неисправен глушитель;

повреждена система дистанционного управления двигателем;

не обеспечивается легкое включение (выключение) реверс-редуктора, рукоятка реверса не фиксируется в положениях "вперед", "назад", "нейтрально" (возможно его самопроизвольное включение и выключение), неисправна блокировка запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе, где это предусмотрено конструкцией.

2.12.4. Отличительные огни не соответствуют установленным требованиям.

2.12.5. Комплектация и оборудование судна не соответствуют нормам, указанным в судовом билете.

О запрещении пользования судна делается запись в судовом билете в разделе "Особые отметки и дополнительные сведения".

Максимально допустимая мощность двигателя маломерного судна определяется на стадии его проектирования организацией, разрабатывающей проект этого судна, в зависимости от его конструктивных данных, характера деятельности и условий плавания, для которых оно предназначено. Произвольное увеличение максимальной мощности главного двигателя ведет к увеличению массы оборудования, изменению ходовых и потере маневренных качеств маломерного судна, обеспечивающих безопасность его плавания, что в итоге приводит к предпосылкам аварийных ситуаций.

Государственная инспекция по маломерным судам не уполномочена проводить работы, связанные с изменением мощности главных двигателей маломерного судна, а также устанавливать в одностороннем порядке предельно допустимую мощность двигателей для судов промышленного изготовления.

Право изменения тактико-технических характеристик судна (внесение изменений в конструкцию, элементы судовых систем, увеличение или уменьшение мощности двигателей, изменение типов и видов приводов) имеет строитель судна (двигателя), т. е. владелец конструкторской документации, либо его официальный представитель, либо другие лица (органы), имеющие лицензию на проведение такой работы. При этом организация, которая имеет право провести указанные изменения, дает заключение о возможности безопасной эксплуатации маломерного судна при увеличенной мощности главного двигателя и с указанием ограничений, которые необходимо установить этому судну по району плавания, высоте волны и силе ветра.

После замены двигателя на более мощный уполномоченной организацией, в соответствии с пунктом 5 Правил классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820, проводится классификация и освидетельствование маломерного судна. Для проведения освидетельствования маломерного судна в соответствии с подпунктом «г» пункта 2.11 Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 18.10.2012 № 608, заявитель в числе других документов должен представить техническую документацию на переоборудование маломерного судна.

В случае согласованного с изготовителем, разработчиком маломерного судна или организацией, уполномоченной изменять тактико-технические характеристики маломерных судов, такая техническая документация должна содержать данные по:

  • расчету максимально допустимой мощности двигателей;
  • узлам крепления двигателя с расчетами их безопасности;
  • перерасчетам блоков плавучести в случае увеличения массогабаритных характеристик судна;
  • грузоподъемности и количеству людей на борту;
  • минимальной высоте надводного борта.

По окончанию классификации судно в соответствии с требованиями пункта 29 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, подлежит повторной государственной регистрации.

Консультацию проводит внештатный инспектор ГИМС
Пеганов Валерий Юрьевич
тел.: 8-930-105-41-87
e-mail:

С 1 января 2017 года обновились Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Утратившими силу признаются Приказ МЧС России от 29.06.2005 № 500, а также вносившие в него изменения и дополнения Приказы МЧС России от 30.03.2009 № 189 и от 21.07.2009 № 424.

Компания «Море лодок» оказывает помощь (пакет документов) в регистрации лодки, надувной лодки ПВХ, моторной лодки, лодки с мотором, гидроцикла (скутера), катера и иного маломерного водного транспорта в ГИМС МЧС России Ярославской области.

  1. Комплектуем лодки и катера под требования ГИМС.
  2. Помощь в регистрации нового маломерного судна приобретенного в «Море лодок».
  3. Помощь в регистрации нового маломерного судна приобретенного в другом месте.
  4. Помощь в регистрации маломерного судна в связи со сменой владельца.
  5. Помощь в регистрации маломерного судна самостоятельной (индивидуальной) постройки.
  6. Помощь в снятии с учета маломерного судна.
  7. Помощь в получении утерянного судового билета (дубликата).

А теперь мы попробуем рассказать все по порядку:

Комплектация




Документы

Перечень документов, необходимых для регистрации гребной, моторной лодки, катера, водного мотоцикла (гидроцикла), надувной лодки ПВХ, лодки самостоятельной постройки.

Внимание!
Помните, при покупке новой лодки (до 6 метров), требуйте от продавца сертификат соответствия! Иначе вы лодку на учет не поставите.

На лодки более 6 метров сертификат не требуется.

Документы необходимые для регистрации маломерных судов физическому лицу:

  • Копия гражданского паспорта.
  • Копия свидетельства о присвоении ИНН.
  • Балансовая справка с указанием наименования, типа и модели судна/двигателя, заводских номеров судна/двигателя, стоимостью и местом приобретения.

Документы необходимые для регистрации маломерных судов юридическому лицу:

  • Подлинники и копии учредительных документов, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица и постановки на учет в ИМНС.
  • Справку юридического лица о наличии на его балансе регистрируемого судна/двигателя.
  • Копию приказа руководителя о назначении лица, ответственного за эксплуатацию судна.
  • Документы подтверждающие право собственности на судно (справка-счёт, договор купли-продажи, счёт-контракт).
  • Руководство по эксплуатации судна (технический паспорт судна, заверенный надлежащим образом печатью и подписью должностного лица продавца).
  • Документы подтверждающие право собственности на двигатель (справка-счёт, договор купли-продажи, счёт-контракт).
  • Руководство по эксплуатации двигателя (технический паспорт на двигатель, заверенный надлежащим образом печатью и подписью должностного лица продавца).
  • Приказ о назначении ответственного лица за эксплуатацию судна.
  • Надлежащим образом оформленную доверенность на сотрудника нашей компании, который будет представлять ваши интересы во всех государственных и коммерческих учреждениях, и совершать все необходимые для исполнения поручения действия.

Место регистрации

По старым правилам лодку можно было ставить на учет либо по месту её постоянного нахождения и эксплуатации, либо по месту прописки владельца. Теперь лодка или катер, регистрируется только по месту регистрации его собственника.

Внимание!
Вы можете подать документы в любое подразделение ГИМС МЧС РФ вне зависимости от того где вы прописаны.

Регламент

Срок предоставления государственной услуги со дня приема документов заявителя до получения результата государственной услуги - не более 3 рабочих дней. (Примечание: рассчитывайте на 3 дня)

При обнаружении в документах заявителя оснований для приостановления предоставления государственной услуги срок предоставления государственной услуги может быть продлен на 30 рабочих дней.

Процедура



Сам процесс постановки на учет проходит в два этапа. Это регистрация и техническое освидетельствование.

Регистрация - в ГИМС вы привозите документы и заполняете регистрационную карточку.


Внимание!
Не забудьте оплатить государственную пошлину.

Техническое освидетельствование - вам потребуется, или отвезти маломерное судно в отделение ГИМС, или инспектор выезжает к вашей лодке. Там инспектор проведет полный осмотр, сначала на берегу, а потом на воде. Он сверит заводские номера (VIN) катера и мотора, а также проверит соответствие характеристики заявленным в паспорте, оценит состояние корпуса и двигателя, сверит комплектацию и оборудование по нормам, произведет испытания мореходных качеств. По завершению процедуры освидетельствования инспектор ставит судну оценку о его техническом состоянии. При получении маломерным судном оценки «годное», владельцу выдается технический талон, а в судовом билете делается отметка о техническом освидетельствовании. Во время ТО маломерного судна хозяин сам обеспечивает спуск лодки на воду и его подъем из воды.

Лодки и катера, получившие оценку технического состояния, как «ограниченно годное», могут быть допущены к плаванию с ограничениями (например, район плавания). На судно, получившее оценку, как запрещенное к пользованию, составляется акт технического освидетельствования в двух экземплярах с заключением о запрещении пользования этого судна, один экземпляр акта передается судовладельцу. После устранения указанных в акте замечаний маломерное судно может быть предъявлено к повторному техническому освидетельствованию. Повторное техническое освидетельствование проводится заново. После этого документы (номера лодок, моторов), проверяются по базе данных, на момент угона. Тут процедура может затянуться. Смотрите пункт регламент.

Номер (флагу быть)

С этого года вы обязаны (после получения судового билета нового образца) нести Государственный флаг Российской Федерации.

Судовой билет



Новый судовой билет называется теперь «СУДОВОЙ БИЛЕТ маломерного судна, используемого в некоммерческих целях», что ниже продублировано на английском. Названия всех полей судового билета двойные: на русском и на английском. Он будет представлять собой не книжечку, а лист, гербовой бумаги формата А4, заполненный с двух сторон. Как и другие важные документы, судовой билет должен храниться у вас дома, а с собой на катере вы должны возить копию, заверенную ГИМС, которую вам там сразу же и выдадут вместе с оригиналом.

Помощь

Если вы хотите, чтобы мы произвели регистрацию без вашего участия, то вам необходимо заключить с нами договор на оказание услуг по регистрации или снятию с учета катера или лодки. Представить все документы на вашу лодку или катер. Оформить доверенность (нотариальную) на нашего сотрудника для предоставления ваших интересов в ГИМС.
Скачать доверенность на регистрацию судна
Скачать доверенность на снятие судна с учета

Если вы воспользуетесь услугами «Море лодок», вам не нужно будет тратить свое время, а оно дорого, на поездки в ГИМС, заполнение документов и уплату госпошлин, простаивание в очередях. По окончанию регистрации вам будут предоставлены: судовой билет и оригиналы документов, со штампом государственной регистрации ГИМС.

Снятие с учета

Внимание!
Для снятия судна с учета кроме вашего желания, теперь нужно законное основание.

Регламент, перечень документов, любой из которых может служить подтверждением наличия основания для снятия лодки с учёта.

  • договор в отношении судна, совершенный в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения судна на момент совершения сделки;
  • судебный акт, вступивший в законную силу;
  • решение государственного органа о реквизиции судна;
  • справка о прекращении гражданства Российской Федерации, выданная на имя собственника судна;
  • документ, подтверждающий реорганизацию или ликвидацию юридического лица, являющегося собственником судна;
  • документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель судна, пропажу судна без вести, а также утрату судном качества судна в результате перестройки либо любых других изменений.

Примечание: если в качестве подтверждающего документа предоставляется договор (купли продажи, мены, дарения и т. д.), то лицо, к которому переходит право собственности на маломерное судно, должно лично присутствовать. Один экземпляр договора остаётся в ГИМС.

В завершении вы получаете судовой билет с отметкой о снятии с учета и «Свидетельство об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов».


P. S.

Народная мудрость: «Дурацкие правила - это не те правила, которые придумали дураки, а те, которые придумали чтобы усложнить нам жизнь».



Многие уже знают, что с 1 января 2017 года в силу вступили новые правила регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Попробуем разобраться более детально в этом вопросе.

Внимание! Если в ы НЕ покупаете у нас лодку, Мы НЕ отвечаем на вопросы по поводу регистрации, так являемся интернет магазином, и наши знания ограничены. Вопросы по поводу регистрации адресуйте в государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС)

Ссылки на новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Новая редакция правил ГИМС 2017 (Согласно приказу №340) года вступила в законную силу с 1 января, и уже успела наделать шуму среди обывателей. Новые нормативные правовые акты по вопросу регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
«Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №339).
«Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №340).
Согласно этим приказам, новый порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, существенно отличается от действующего, который устанавливал приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500.

Для начала надо вспомнить что же такое маломерное судно. Это судно, длина которого не более 20 метров, количество пассажиров – не более 12 человек. Согласно правилам от 2015г., государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат те маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг. или если мощность установленного двигателя (лодочного мотора) свыше 8 кВт (9.9л.с.).

Как определить массу маломерного судна

Основные отличия от правил ГИМС 2016

Регистрация

Было. До нововведений, все процессы, связанные с регистрацией судна выполнялись по месту жительства того человека, на кого оно было оформлено, или же там, где судно базировалось.
Стало. Сейчас же, после вступления в законную силу изменений в правилах, вся процедура регистрации будет проходить по адресу регистрации собственника судна в любом подразделении Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России на территории РФ.

Номер маломерного судна

Было. До вступления в законную силу новых правил регистрации маломерных судов, в редакции 2016 специальный номер регистрации включал в себя 7 знаков, среди которых было 3 буквы и 4 цифры. Судовладельцы наносили его на оба борта, с некоторыми техническими особенностями. Так, располагаться он должен был на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня, и обязательно – в одну строчку. В высоту буквы должны были быть не менее 150 мм, в ширину – 100 мм, а толщина линий -15-20 мм. Когда конструктивные особенности судна не позволяли хозяину нанести номер в соответствии с правилами, то размеры и место нанесения регистрационного номера определял орган регистрации.

Стало.

Стало. Регистрационный номер должен быть нанесен на обоих бортах. Он наносится одной строкой так, чтобы середина номера находилась на расстоянии 1/4 длины корпуса судна от форштевня.
В соответствии с новыми Правилам 2017 года высота цифр и букв остается прежней – 15 см, но так как по длине номер получается в два раза больше, чем прежде, то на многие суда (особенно на лодки ПВХ), он физически не помещается, поэтому Правилами предусмотрено разрешение наносить номера меньего размера, который физически возможно разместить на борту с учетом конструктивных особенностей судна. В таких случаях размеры и место нанесения номера определяются органом регистрации, о чём делается запись в судовом билете и реестре маломерных судов.

Структура нового регистрационного номера ГИМС 2017 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Буквы Порядковый номер Обозначение субъекта Российской Федерации

Разряды 1, 2 - это 2 буквы русского алфавита, имеющие свои аналоги в латинском алфавите.
3,4,5,6 – цифры порядкового номера. Их всегда 4: от 0001 до 9999.
Разряды 7,8,9 – трехбуквенный код нашей Родины, России, а именно «RUS».
10,11 – двух-цифровой код субъекта РФ (по аналогии с автомобильными номерами).
Например, лодка зарегистрирована в Московской области. Её регистрационный номер будет выглядеть примерно так: РГ 1221 RUS 50
Регистрационный номер наносится контрастным цветом на обоих бортах судна. Середина регистрационного номера должна находиться на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина - 100 мм, а толщина линий шрифта - 15 - 20 мм. («Правила», п.9)
Таким образом, длина номера составит примерно 1,40 м без учёта флага, который в соответствии с новыми Правилами ГИМС 2017 г. теперь в обязательном порядке требуется наносить на все суда. Не размещать флаг РФ на бортах судна можно лишь в том случае, если конструкция судна предусматривает наличие флагштока и/или мачты и на них уже имеется флаг РФ. Если же на судне нет ни того, ни другого, изображение флага размером не менее 300 Х 200 мм наносится сразу за номером. Вместе с флагом длина номера составит около 1,60-1,75 м.

Срок предоставления государственной услуги

Было. В редакции 2016 года, все маломерные суда проходили процесс регистрации, либо получали отказ в получении этой процедуры - в течение 3-х рабочих дней с того момента, как соответствующий орган государственной власти получал весь необходимый пакет документов.
Срок предоставления государственной услуги со дня приема документов заявителя до получения результата государственной услуги - не более 3 рабочих дней. При обнаружении в документах заявителя оснований для приостановления предоставления государственной услуги срок предоставления государственной услуги может быть продлен на 30 рабочих дней.
Государственная пошлина за исключением (снятие с учета) из реестра маломерных судов
Было. Ранее такая пошлина не взималась.
Стало. Теперь же государственная пошлина установлена в размере 200 руб.
Флаг РФ
Было. Ранее наносить флаг на судно мы имели право, но не были обязаны.
Стало. Теперь Государственный флаг РФ мы не только имеем право нести на своем борту, но и обязаны это делать.

Отказ в регистрации

В новые правила 2017 года были добавлены следующие пункты:
Наличие признаков изменения, уничтожения маркировки, нанесенной строителем судна;
Представление заявителем документов, числящихся утраченными или похищенными;
неявка заявителя в орган регистрации, в срок превышающий 30 календарных дней с назначенной даты.

Новый судовой билет формата А4

Теперь судовой билет будет представляет собой не книжечку, а лист, что называется, гербовой бумаги формата А4, заполненный с двух сторон.

Новый судовой билет называется теперь «СУДОВОЙ БИЛЕТ маломерного судна, используемого в некоммерческих целях», что ниже продублировано на английском: «VESSEL CERTIFICATE non-commercial small craft (20 meters overall length or less and no more than 12 persons on board)». Названия всех полей судового двойные: на русском и на английском.

Лицевая и оборотная стороны бланка судового билета имеют водяной знак в виде волн и защитную фоновую сетку, плавно переходящую из розовой цветовой гаммы в центральной части к голубой - в верхней и нижней частях. В центральной части лицевой стороны в виде прозрачной подложки изображена стилизованная эмблема ГИМС МЧС России диаметром 8 см (приложение N 3 к Правилам государственной регистрации маломерных судов).

Как и другие важные документы судовой билет должен храниться у Вас дома в надёжном месте. А вот с собой на лодке Вы должны возить копию, заверенную ГИМС, которую Вам там сразу же и выдадут вместе с оригиналом. Если вдруг эту копию Вы потеряли или нужна ещё одна, для её получения просто берёте оригинал и идёте в ГИМС.

Время от подачи документов на регистрацию до выдачи судового - 3 дня. Однако если будут найдены основания для приостановления регистрации, срок предоставления данной государственной услуги может быть продлён до 30 дней.

Новые судовые, и, соответственно, новые бортовые номера будут выдаваться с 2017 г. при регистрации маломерных судов.

Все, кто зарегистрировал лодки до 2017 г. пока остаются со старыми номерами и судовыми билетами.

Ознакомительное видео по новым правилам регистрации 2017года. Отвечает старший госинспектор по маломерным судам Центра ГИМС МЧС России по Кемеровской области Кижаев Роман Сергеевич. 03марта 2017г. /Что нового в регистрации маломерных судов? Какие суда попадают под регистрацию? На кого распространяются новые Правила? Как наносить бортовые знаки? и т.д.