Вступления в силу а. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


Документ с изменениями, внесенными:

(Российская газета, N 212, 26.10.1999);
(Российская газета, N 238, 24.10.2011) (вступил в силу с 10 ноября 2011 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010030);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2019, N 0001201905010039) (о порядке вступления в силу см. ).

____________________________________________________________________

Статья 1

Статья 1. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Статья 2

Статья 2. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Статья 3

Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Статья 4

Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
(Статья в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2011 года Федеральным законом от 21 октября 2011 года N 289-ФЗ .

Статья 5

Статья 5. "Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете". Обязательному опубликованию в "Парламентской газете" подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании (часть дополнительно включена с 26 октября 1999 года Федеральным законом от 22 октября 1999 года N 185-ФЗ).
____________________________________________________________________
Части первая и вторая предыдущей редакции с 26 октября 1999 года считаются соответственно частями второй и третьей настоящей редакции - Федеральный закон от 22 октября 1999 года N 185-ФЗ .
____________________________________________________________________

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Статья 6

Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Статья 7

Статья 7. "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Статья 8

Статья 8. "Собрание законодательства Российской Федерации" состоит из пяти разделов:

в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;

во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;

в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части - иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.

Статья 9

Статья 9. Публикуемые в "Собрании законодательства Российской Федерации" акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Статья 9_1.

Статья 9_1. "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 148-ФЗ .

На "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающие введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат частью 1 статьи 102 и частью 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации , указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации о разъяснении постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, а также иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования).
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 254-ФЗ ; (в редакции, введеной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 83-ФЗ .

На "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) актов, указанных в части третьей настоящей статьи, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 10 ноября 2011 года Федеральным законом от 21 октября 2011 года N 289-ФЗ)

Статья 10

Статья 10. Признать утратившими силу:

Закон РСФСР от 13 июля 1990 года "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 6, ст.93);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст.8).

Статья 11

Статья 11. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 12

Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки и порядок вступления в силу Федеральный закон от 22.10.2004 № 125 - ФЗ (ред. От 13.05.2008) «Об архивном деле в РФ»..

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом России.

Акты Палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 октября 1996 г. 17-П По делу о проверке конституционности части первой ст. 2 ФЗ от 7 марта 1996 года О внесении изменений в закон РФ Об акцизах высказывает следующие правоположение: день 11 марта 1996 года, которым датирован выпуск Собрания законодательства РФ с текстом ФЗ О внесении изменений в Закон РФ Об акцизах не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

В Российской газете оспариваемый ФЗ был опубликован 13 марта 1996 г. Именно этот день должен быть признан днем официального его опубликования. Следовательно, данный Закон в части, ухудшающей положение налогоплательщиков, не подлежит введению в действие ранее 24 марта 1996 г, когда истекает десятидневный срок с момента его опубликования.

ь Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. 1009);

Акты Президента России подлежат официальному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания. Иные акты Президента России, в т.ч. акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента России может быть установлен иной срок вступления их в силу.

Акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную тайну или иные сведения конфиденциального характера. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их опубликования, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, иные акты Правительства РФ со дня их подписания.

Таким образом, можно сделать вывод, что Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Источниками официальной публикации являются Собрание законодательства РФ, Парламентская газета или Российская газета. Датой публикации считается опубликование полного текста правового акта.

С какого времени начинает действовать нормативно-правовой акт? С момента его принятия? С момента его опубликования? Где он должен быть опубликован?

Как закон определяет порядок вступления в силу нормативно-правовых актов

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов определяется

  • Федеральным законом от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" ,
  • Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти" .

В силу п.3.ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию . Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Как вступают в силу законодательные акты

По общему правилу федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Однако самим законом может быть установлен специальный порядок вступления его в силу .

Наиболее распространенным специальным правилом является указание в самом законе точной даты вступления его в силу, но могут быть и разновидности этого правила:
- например, в Федеральном законе "О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указано: "Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования."

  • "Парламентской газете" или
  • "Российской газете" или
  • Собрании законодательства РФ.

"Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете".

Как вступают в силу нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ

Акты Президента РФ , имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования .

Акты Правительства РФ , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

  • в "Российской газете",
  • в Собрании законодательства РФ,
  • официальными являются также тексты названных актов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

Так же как и законы, акты Президента РФ и Правительства РФ могут устанавливать иной порядок вступления их в силу, что широко используется в правотворческой деятельности как Президента РФ, так и Правительства РФ.

Как вступают в силу ведомственные нормативные акты

Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 указывают, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие права и законные интересы граждан :

  • должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ
  • вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если только самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

При этом под официальной публикацией признается публикация

  • в газете "Российские вести" в течение 10 дней после дня их регистрации,
  • а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" .

Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно - техническим центром правовой информации "Система" .

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, или прошедшие регистрацию, но не опубликованные в указанных газетах, не вступают в силу, т.е. не действуют.

Данные положения не распространяются на акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные акты МНС России

Письмом МНС РФ от 10 сентября 2003 г. N 27-0-10/215-АЕ915 журнал "Документы и комментарии" определен в качестве
публикатора официальных нормативных актов МНС России, в том числе не требующих государственной регистрации в Минюсте России.

Как вступают в силу акты субъектов РФ и органов местного самоуправления

Акты субъектов Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в изданиях субъекта РФ - так, например, в Москве акты публикуются

  • в газете "Тверская, 13",
  • в "Ведомостях Московской Думы",
  • в "Вестник Мэрии Москвы".
Если нормативно-правовой акт опубликован в другом издани

Если нормативно-правовой акт опубликован в другом издании, не в том, которое считается официальным? Можно ли им пользоваться? - Тексты правовых актов могут быть опубликованы в любых печатных изданиях или информационных системах и пользоваться ими, конечно, можно. Однако эти публикации не имеют официального статуса и не могут служить основанием для констатации факта вступления в силу правового акта.

Например, бывает, что газеты публикуют какой-либо особо интересный нормативный акт до его регистрации в Министерстве юстиции, а акт не проходит эту регистрацию и поэтому не вступает в силу (и не публикуется в официальном издании).

Сначала - ответ лингвистический. Предлоги - это части речи, которые сами по себе не имеют смыслового значения, но с их помощью другие слова / другие части речи так организуются в предложение, что проявляется их конкретное значение в данной ситуации и получает смысл весь текст, отражается управленческая ситуация. В языке документов (деловой стиль русского литературного языка и соответствующие его подстили, которые требуют точности, краткости и ясности) периоды времени, временные границы, относящиеся к срокам исполнения, срокам действия документов, принято выражать с помощью предлогов «с... по», «к», «с» (они обозначают именно границы периодов, продолжительность). А предлогами «от» и «до» преимущественно обозначаются границы расстояний.

Пример 1

Формулировка временных периодов в документах

Свернуть Показать

На период временного отсутствия генерального директора ООО «Знак» Сидорова П.С. с 10 по 14 ноября 2014 г.;

Руководителям структурных подразделений представить в Управление делами проекты номенклатур дел подразделений на 2015 год к 25.10.2014;

Приказ вступает в силу с даты подписания.

Ответ документоведческий связан с характеристикой распорядительных документов как правовых актов. Приказы, распоряжения и указания издаются на основе единоначалия, а протоколы, решения, постановления издаются на основе принципа коллегиальности. Они содержат правовые нормы, обязательные для исполнения всеми сотрудниками организации, должностными лицами и руководителями подразделений, которые в данных документах названы ответственными исполнителями и контролерами, а также всеми лицами, которые заинтересованы в решении того или иного вопроса или реализации той или иной функции органа управления.

Чтобы правовые нормы соблюдались, они должны быть известны, опубликованы, понятны, доступны исполнителям . В процессе составления распорядительных документов соблюдаются такие же приемы юридической техники, как и при выражении содержания законодательных и иных нормативных правовых актов. Одно из важнейших правил их разработки - определение общего и конкретного срока действия всего нормативного правового акта, его конкретных правовых норм, даты вступления в силу / введения в действие, порядка введения в действие и связанного с ним порядка опубликования.

Руководители организаций в процессе издания распорядительных документов берут пример с законотворческой деятельности и нормо­творческой деятельности исполнительных органов. Именно поэтому в распорядительных документах организаций и даже органов местного самоуправления можно встретить следующие заключительные пункты:

Пример 2

Обозначение момента вступления в силу документа - заимствования из законотворческой и нормотворческой практики не всегда уместны

Свернуть Показать

«Приказ вступает в силу по истечении ста дней после дня его подписания» - очевидно, что решения плохо проработаны, если в поручительском приказе требуется выполнение еще нескольких действий / поручений в качестве обязательных условий его вступления в силу и на это еще нужно предусмотреть продолжительное время;

«Инструкция вступает в силу в день, следующий за днем ее подписания и официального опубликования» - не указан способ опубликования;

«Приказ вступает в силу через десять дней после его подписания и официальной регистрации» - очевидно, в организации должна быть разработана и регламентирована система внутренней регистрации локальных нормативных актов, которая ­оценивается как «официальная», и способы их опубликования.

Но заметьте, что вопросы вступления в силу нормативных правовых актов и сроки их опубликования регламентируются на самом высоком уровне - указами Президента РФ. Например, указом от 14.10.2014 № 668 «О совершенствовании порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлены сроки вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов (в течение 10 дней после дня их государственной регистрации), устанавливаются ­определение понятия «официальное опубликование» и порядок ­опубликования.

Поэтому в регламентирующих документах по делопроизводству, например, в регламенте издания распорядительных документов , необходимо отразить разработанные процессы трансляции документов и корпоративной информации в организации. Трансляция - новое понятие, означающее не только опубликование, информирование, не просто доведение до исполнителей, но и способы, применяемые технологии, процессы, ответственность в формировании единого информационного пространства, поскольку сотрудники организации должны понимать, как она управляется. Срок вступления в силу (дата введения в действие) распорядительного документа, помимо конкретности и «исполняемости» ­принятых решений, реально зависит от сроков и порядка их трансляции .

А в заключение хочу напомнить, что дата документа как его реквизит представляет собой:

Поэтому, строго говоря, дата подписания приказа, оформленная в заголовочной части, и должна быть датой вступления его в силу без дополнительного напоминания об этом в тексте (если, конечно, нет необходимости в связи с проведением дополнительных мероприятий сдвинуть дату начала его действия на более поздний срок - вот тогда и нужно ­конкретно ее устанавливать, например: «Приказ вступает в силу с 01.01.2015»).

1. Вступление в силу законов

В праве это, момент с которого закон начинает действовать, применяться на практике. В РФ федеральные конституционные законы, федеральные законы, актыпалат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актамипалат не установлен другой порядок вступления их в силу. В РФ правила вступление в силу законов и опубликования законов установлены ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актовпалат Федерального Собрания».

Согласно ч. 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации государство в лице его органовобязано официально публиковать принимаемые законы. Официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в Российской Федерации закона - федерального или субъекта Федерации, ибо неопубликованные законы не должны применяться.

Таким образом, в ч. 3 ст. 15 Конституции содержится, с одной стороны, веление, обращенное к участникам законодательного процесса, официально опубликовать принятый закон, с другой - запрет, обращенный к любому правоприменителю, - не применять неопубликованный закон. Правоприменители, включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления, суды в силу прямого запрета Конституции не должны применять не опубликованные официально законы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 мая 1994 г. (14 июня 1994 г.) N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Статья 4 этого закона устанавливает, что официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». При этом применительно к «Собранию законодательства Российской Федерации» правоприменителям необходимо иметь в виду не дату подписания издания в печать, обычно указываемую в выходных сведениях, а дату фактического опубликования, в результате которого реально обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

Законы и акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Конституция и Федеральный закон от 14 июня 1994 г. не устанавливают срок, в течение которого глава государства направляет подписанный им закон для официального опубликования. Представляется, что такое направление должно осуществляться незамедлительно после его подписания, ибо иное было бы воспрепятствованием законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.

Существуют обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

Во-первых, официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке. Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА. В-третьих, НПА должен быть опубликован в официальном издании полностью.

Таким образом, под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.Официальные источники опубликования: "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", дополнительно с 26.10.1999 - "Парламентская газета". Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ

В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В пункте 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88, дается более подробное описание нормативных актов, которые подлежат государственной регистрации, а именно:

Гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

Механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)).

Согласно пункту 15 тех же Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию :

а) индивидуальные правовые акты;

Персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

Действие которых исчерпывается однократным применением;

Срок действия которых истек;

Оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;

е) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативные акты Банка России, устанавливающие:

курсы иностранных валют по отношению к рублю;

изменение процентных ставок;

размер резервных требований;

размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

прямые количественные ограничения;

правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Зарегистрированные НПА подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).