При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения является его эвакуация из опасных районов (зоны ЧС).
Эвакуация. Это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС в заранее подготовленные безопасные районы. Особенности эвакуации определяются видом ИЧС, масштабом воздействия его ПФ, численностью эвакуируемых, временем и срочностью ее проведения.
В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация подразделяется на плановую и экстренную.
Плановая эвакуация - заблаговременный (упреждающий) вывоз населения и материальных ценностей для защиты от современных средств поражения (в военное время) или при достоверном прогнозе ЧС крупного масштаба (в мирное время). Основанием для принятия данной меры является достоверный краткосрочный прогноз возникновения ЧС (от нескольких десятков минут до нескольких суток), который может уточняться за это время.
В зависимости от характера развития ЧС и численности населения, подлежащего эвакуации, последняя может быть локальной, местной и региональной (масштаб эвакуации).
Локальная эвакуация проводится, когда зона возможного воздействия ПФ ИЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эвакуированных не превышает несколько тысяч человек. Они размещаются, как правило, в непострадавших районах города или населенных пунктов.
Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуированные размещаются обычно на ближайших безопасных территориях региона.
Региональная эвакуация проводится при условии распространения ПФ на площади, охватывающей территории с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население может быть вывезено на значительные расстояния.
Для проведения эвакуации в короткие сроки используют транспорт всех видов (железнодорожный, автомобильный, речной, морской, реже воздушный), а также транспорт индивидуального пользования. При этом может быть задействован не только пассажирский, но и грузовой транспорт (грузовые вагоны, баржи и т.д.). На малые расстояния и при недостаточном количестве транспорта может использоваться пешее передвижение. В этом случае транспорт используется для тех, кто не может передвигаться самостоятельно (престарелые, больные, дети до 10 лет и т.д.).
В зависимости от охвата населения, оказавшегося в зоне ЧС, эвакуация может быть общей и частичной. При общей эвакуации вывозят (выводят) население всех категорий, при частичной - только нетрудоспособное население (дети дошкольного возраста, учащиеся школ и т.д.).
В основу организации эвакуации положен территориально-производственный принцип. Организованная часть населения (рабочие и служащие и их семьи) эвакуируются по производственному принципу (по предприятиям, учреждениям). Неработающее население (пенсионеры, престарелые и т.д.) эвакуируются через жилищные конторы по месту жительства (территориальный принцип). Студенты высших и средних специальных учебных заведений-эвакуируются университетами, институтами, техникумами и т.д. Дети дошкольного и школьного возрастов эвакуируются вместе с родителями.
Расселяют эвакуированных в безопасных районах в домах местных жителей, в общественных зданиях (школах, домах отдыха, спортивных базах, пансионатах и т.д.), а также во временно возводимом жилье (сборно-разборных домах, палатках и т.п.).
Экстренная (или безотлагательная) эвакуация проводится при очень малом времени упреждения ЧС или в условиях воздействия ПФ ИЧС. Особенности ее в отличие от плановой:
как правило, масштаб эвакуации носит локальный характер;
решение о проведении эвакуации принимается на местном уровне;
места для размещения эвакуированных выбираются оперативно в зависимости от складывающейся обстановки.
Организация эвакуации. При возникновении ЧС эвакуация может быть крайне необходимым и порой единственно надежным способом защиты. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ возлагает решение задач, связанных с организацией эвакуации населения, на органы испол-
нительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Непосредственно этим занимаются эвакуационные органы соответствующих административно-территориальных образований, объектов экономики и органы управления ГОЧС. С этой целью, начиная с объекта (предприятие, организация, учреждение), детально прорабатываются планы эвакуации. Плановую эвакуацию предусматривается проводить:
а) при угрозе военных действий - из категорированных городов; населенных пунктов, в которых имеются объекты особой важности, и крупных железнодорожных станций; пограничных районов в зоне боевых действий;
б) в мирное время при возникновении ЧС - из зон возможного катастрофического затопления; возникновения сильных (М = = 7...8) землетрясений, из 30-километровой зоны вокруг АЭС.
В разрабатываемых планах для экстренной эвакуации предусматривается несколько ее вариантов в зависимости от места и масштабов аварии на ПОО или опасного природного явления. Во всех планирующих документах отражаются:
порядок оповещения эвакоорганов, транспортных служб и населения о начале эвакуации;
порядок, сроки и транспортное обеспечение;
пункты посадки и высадки населения, маршруты движения, размещение населения в местах расселения и т.д.
Эвакуация считается завершенной, когда все население, находящееся в зоне действия ПФ, покинет опасные районы.
Основным рабочим органом для организации эвакуации на объекте является объектовая эвакуационная комиссия (ОЭК), которая и разрабатывает все документы на эвакуацию, вплоть до размещения эвакуированных и их жизнеобеспечение.
Для сбора, регистрации и организованной отправки населения организуются сборные эвакуационные пункты (СЭП), к которым приписываются ближайшие объекты, а также неработающее население данного района. Если конечный пункт находится на значительном расстоянии, то организуются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) создаются для встречи эвакуированных и их размещения на конечных пунктах.
Подготовка населения к эвакуации. Большое и, может быть, решающее значение для организованного проведения эвакуации имеет своевременное оповещение населения о сроках и порядке ее проведения.
Получив распоряжение о начале эвакуации, начальник ГО (руководитель предприятия, учреждения) сообщает об этом руководителям производственных подразделений, указывая при этом место сбора эвакуированных (номер СЭП и место его расположения) и время прибытия на СЭП. Руководители производственных
подразделений оповещают рабочих и служащих объекта, а те - членов семей.
Неработающее население оповещается по месту жительства жилищными органами.
Узнав об эвакуации, граждане должны немедленно подготовиться к выезду. Брать с собой следует самое необходимое:
личные документы (паспорт, военный билет, свидетельство о браке, рождении детей, пенсионное удостоверение), деньги;
продукты питания на 2 - 3 сут и питьевую воду;
одежду (в том числе и теплую), белье, туалетные принадлежности, некоторые постельные принадлежности.
Из продуктов питания следует брать только такие, которые могут храниться без холодильника: консервы, концентраты, сыр, сахар и т. п.
Все вещи и продукты следует уложить в чемоданы, сумки, рюкзаки. Если эвакуация проводится пешим порядком, лучше все вещи и продукты питания уложить в рюкзак или вещевой мешок.
Перед уходом из квартиры необходимо выключить все осветительные и нагревательные приборы (лучше обесточить квартиру), закрыть краны водопроводной и газовой сетей, закрыть окна, форточки, включить охранную сигнализацию (если такая есть), закрыть квартиру на все замки.
Если в семье кто-то не может эвакуироваться вместе со всеми (больные, престарелые), об этом следует сообщить начальнику СЭП для принятия необходимых мер.
Црибыв на СЭП, необходимо обязательно зарегистрироваться.
Общие обязанности населения при подготовке и проведении эвакуации. Для организованного и быстрого проведения эвакуации следует соблюдать ряд мер.
1. В квартире (доме) держать постоянно включенными репродукторы, радиоприемники (особенно после получения сигнала «Внимание всем!»). Это позволит в любое время услышать распоряжения, сигналы и указания административных органов.
2. Получить (если не были получены ранее) и привести в готовность СИЗ (желательно потренироваться в их использовании). Всегда иметь при себе СИЗ. При отсутствии табельных СИЗ изготовить простейшие средства защиты органов дыхания, приспособить для защиты кожи повседневную одежду.
3. Подготовить домашнюю аптечку: градусник, нашатырный спирт, йод, питьевую соду, вату, бинты и другие средства.
4. Провести противопожарные мероприятия в квартире, убрать воспламеняющиеся предметы, подготовить средства пожаротушения.
5. Повысить защитные свойства квартиры от радиоактивных веществ и сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). Для этого тщательно заделать все щели и неплотности в окнах и дверях.
6. Защитить продукты питания и воду от попадания радиоактивных веществ, СДЯВ и бактериальных средств.
7. При объявлении о начале эвакуации быстро к ней подготовиться и к назначенному времени прибыть на СЭП (или в другое указанное место), зарегистрироваться и ждать дальнейших распоряжений.
Глава 7 ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Эвакуация- это организованный вывоз или вывод людей из опасных районов в загородную зону.
Под загородной зоной понимается территория в пределах административных границ республик, краев или областей, расположенная вне зон возможных разрушений, химического заражения, катастрофических затоплений либо возможного радиоактивного заражении, пригодная для проживания населения.
Эвакуация осуществляется в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, при угрозе их возникновения, при стихийных бедствиях, катастрофах, крупных авариях, а также и случае возможного применения противником ядерного оружия.
Решение на эвакуацию городов принимает правительство. Эвакуация занятых в производственной сфере работников, а также членов их семей производится по производственному признаку, т.е. по месту работы. Остальная часть населения эвакуируется по территориальному признаку, т.е. по месту жительства.
Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы:
1) рабочие и служащие, продолжающие работу в городе, а также члены их семей;
2) рабочие и служащие, переносящие производственную деятельность в загородную зону, а также члены их семей;
3) неработающее население и учащиеся.
Эвакуируют вначале первую группу, затем вторую и третью. В ближайшей зоне размещают первую группу, посередине размещают вторую группу и в дальней зоне - третью группу.
Каждому предприятию (организации, учреждению, учебному заведению и т.д.), из которого планируется эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения. В зависимости от численности эвакуируемых этот район может включать один или несколько рядом расположенных населенных пунктов.
Для проведения эвакуации создаются эвакуационные, комиссии при правительстве, в областях, городах и на крупных объектах.
О предстоящей эвакуации население оповещается заблаговременно через средства массовой информации, т.е. через радиотрансляционную сеть, телевидение или другими способами.
Для эвакуации используются различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, включая личный, водный и воздушный. Эвакуация может осуществляться и пешим порядком. В этом случае ее проводят организованно, колонны ведут по специальным маршрутам. Если используют автотранспорт, вывоз планируется на расстояние до 100 километров, при этом формируют колонны по 25 - 30 машин.
В условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени эвакуация населения имеет свои особенности.
Эвакуацию планируют, организуют и проводят исполнительные органы власти и руководители предприятий и организаций. Основную роль берут на себя комиссии по чрезвычайным ситуациям. Планирование эвакуации осуществляется на основе прогнозов чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Эвакуация осуществляется не просто в загородную зону, а в безопасные районы. Эвакуируются в первую очередь дети, старики, больные и т.д. Порядок эвакуации может быть любым и диктоваться будет конкретными обстоятельствами.
В целях быстрого и организованного проведения эвакуации необходимо предусмотреть и заблаговременно спланировать: транспортное обеспечение; материальное обеспечение; медицинское обеспечение; инженерное обеспечение; противорадиационное и противохимическое обеспечение; техническое обеспечение; охрану общественного порядка.
Транспортное обеспечение включает организацию и проведение вывоза населения, учреждений и материальных ценностей в загородную зону или в безопасные районы, перевозку рабочих смен из загородной зоны в город и обратно.
Материальное обеспечение предусматривает обеспечение всех видов транспорта, используемого для эвакуационных перепонок, топливом, смазочным и иными материалами, а эвакуируемого населения - продовольствием и предметами первой необходимости. В загородной зоне (безопасном районе) снабжение населения производится через местные органы торговли и общественного питания. Местным органам власти поручается расширить сеть магазинов, столовых, коммунально-бытовых учреждений, организовать их работу по уплотненному графику, используя для этого эвакуированных работников.
Медицинское обеспечение организуется на всех этапах эвакуации. Создаваемые медицинские пункты обязаны:
оказывать неотложную медицинскую помощь заболевшим людям;
выявлять и изолировать инфекционных больных с последующей эвакуацией в лечебные учреждения.
В состав эшелона (колонны) включаются 1 - 2 человека среднего медицинского персонала, несколько санитарных дружинниц, а при эвакуации на большие расстояния и врач. Сопровождающий население медицинский персонал обязан осуществлять медицинский контроль над питанием и водоснабжением эвакуированных людей, оказывать им медицинскую помощь. В местах расселения эвакуируемого населения медицинское обеспечение организуется за счет местных органов здравоохранения, усиленных медицинскими силами, прибывшими из города.
Инженерное обеспечение включает:
Оборудование пунктов посадки и высадки, колонных путей на пешеходных маршрутах.
Противорадиационное и противохимическое обеспечение предусматривает:
Организацию радиационной и химической разведки в местах сбора, на станциях посадки и высадки, на маршруте и в местах расселения людей в загородной зоне (безопасном районе)
Укрытие населения по сигналу оповещения гражданской обороны в защитных сооружениях, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Техническое обеспечение заключается в организации технически правильной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта транспортных средств и других машин, используемых для выполнения мероприятий ГО, а также эвакуации неисправной техники на сборные пункты поврежденных машин, снабжении их запасными частями и ремонтными материалами. К выполнению указанных мероприятий привлекаются формирования технической службы (ремонтные предприятия, станции технического обслуживания, склады запасных частей).
Для поддержания общественного порядка на объектах, на станциях посадки и высадки, в местах расселения выставляются посты охраны общественного порядка, организуется патрулирование. На важных объектах может быть выставлено оцепление. К выполнению этих мероприятий привлекаются формирования охраны общественного порядка, создаваемые за счет ведомственной военизированной и сторожевой охраны и добровольных народных дружин.
Вопросы для самоконтроля
1. Что означает термин «эвакуация»?
2. В каких случаях осуществляется эвакуация населения?
3. Кто принимает решение об эвакуации населения города?
4. Каков порядок эвакуации населения из города?
5. Каковы особенности эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени?
6. Как осуществляются транспортное и медицинское обеспечение эвакуации?
В ряде случаев эффективным способом защиты населения от поражающих факторов катастроф являются временная эвакуация, рассредоточение и отселение неработающего населения, рабочих и служащих из предполагаемых очагов поражения. Вместе с тем не исключается, что указанные мероприятия могут проводиться и после возникновения катастрофы.
Эвакуация – комплексмероприятий по организованному вывозу (выводу) из крупных городов и других заблаговременно назначенных населенных пунктов рабочих и служащих объектов экономики, переносящих свою деятельность в загородную зону или npекращающих её на военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения из зоны возможных катаклизмов. Она производится на длительный период с возможным возвращением людей в места прежнего проживания. Эвакуированное население постоянно проживает в загородной зоне до особого распоряжения.
Рассредоточение - комплекс мероприятий по организованному вывозу из крупных городов и других заблаговременно назначенных населенных пунктов и размещению в загородной зоне рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих работу в военное время в этих городах и населенных пунктах. Рассредоточенные в загородной зоне рабочие и служащие посменно въезжают в город (населенные пункты) для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.
Отселение - организованный вывоз нетрудоспособного и не занятого в производстве населения из районов, загрязненных РВ и опасных для проживания, в безопасные места на постоянное жительство.
В соответствии с прогнозируемой обстановкой на случай возникновения чрезвычайной ситуации соответствующими штабами гражданской обороны (эвакокомиссиями) разрабатываются планы на эвакуацию населения для каждого объекта экономики и населенного пункта. При перемещении больших групп населения в планах по эвакуации предусматривают продовольственно-вещевое, медицинское, санитарно-эпидемиологическое обеспечение эвакуируемых.
В военное время до начала общей эвакуации возможно проведение, по специальному распоряжению правительства, заблаговременной или частичной эвакуации нетрудоспособного и не занятого в производстве населения, к которому относятся:
a. студенты общеобразовательных учреждений, учащиеся колледжей и школ-интернатов;
b. воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и специальных детских учреждений;
c. пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых;
d. преподаватели, воспитатели и обслуживающий персонал вышеперечисленных учреждений, отправляемые вместе с указанными категориями населения.
Срок проведения данных мероприятий не более 5 суток.
При планировании эвакомероприятий в военное время в расчет численности населения, подлежащего эвакуации, не включаются:
· военнообязанные, имеющие мобпредписания;
· нетранспортабельные больные и обслуживающий их персонал.
При своевременном проведении эвакуационных мероприятий удается вывести из-под ударов основную массу населения городов, могущих быть вероятными объектами нападения противника.
Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
· по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;
· по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
· по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта РФ, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа; государственная (в пределах РФ);
· по временным показателям: временная {с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца.
В зависимости от развития чрезвычайной ситуации и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.
Локальная эвакуация
проводится в том случае, если зона возможного
воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами от
дельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или непострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону опасности попадают средние города, отдельные районы крупных и крупнейших городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составить от нескольких тысяч до сотен тысяч человек. При проведении местной эвакуации вывозимое население размещается, как правило, в безопасных районах пострадавших и соседних с ней областей.
Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.
Загородная зона – территория за пределами зон возможных разрушений, установленных для крупных городов и важных объектов, расположенных вне этих городов до границы области (края). В ней размещается группировка сил ГО, эвакуированное и рассредоточиваемое население. Подготовкой загородной зоны занимаются в мирное время.
Зона возможных разрушений – условная зона вокруг крупного города, на территории которой в результате нападения противника могут возникать разрушения зданий и сооружений и потери среди населения. Границы зоны возможных разрушений устанавливаются в зависимости от значения города и численности его населения.
Основными способами являются:
A. Эвакуация пешим порядком.
B. Вывоз населения всеми видами транспорта.
C. Комбинированный.
Наиболее полно отвечает современным условиям комбинированный способ, сущность которого состоит в том, что вывод пешим порядком части населения сочетается с одновременным выводом остального населения всеми видами транспорта, свободного от воинских и срочных прочих перевозок.
Транспортом в первую очередь вывозятся:
§ население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);
§ рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах;
§ сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).
Остальное население планируется выводить пешим порядком. Работающие смены объектов, продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в убежищах. Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из загородной зоны.
Категории и численность населения, рассредоточиваемого и эвакуируемого транспортом и пешим порядком могут уточняться в областях и городах в зависимости от наличия транспорта, состояния дорожной сети, времени года и других условий. Проведение рассредоточения и эвакуации населения может осуществляться только по специальному распоряжению Президента РФ или по его поручению распоряжением начальника гражданской обороны РФ и Правительства РФ. Оно должно быть начато не позднее 4 часов после получения распоряжения и завершено в сроки, не превышающие:
· из городов с населением до 500 тыс.чел. - до 12 часов;
· из городов с населением до 1 млн.чел. - до 20 часов;
· из городов с населением свыше 1 млн.чел., а также для других городов в которых по местным условиям нельзя провести эвакуацию в указанные сроки время на проведение эвакуации уточняется начальниками ГО субъектов РФ, на территории которых они находятся, а для городов федерального значения начальника гражданской обороны РФ.
Начало эвакуации время отправки первых поездов, судов, автоколонн и пеших колонн, окончание эвакуации время вывода (вывоза) из зон возможных сильных разрушений (за границу проектной застройки городов, отнесенных к группам по гражданской обороны) и зон затопления (зоны ЧС в мирное время) всего населения (за исключением работающей смены объектов, продолжающих работу в городах в военное время).
Эвакуацию населения по планам ГО предусматривается проводить:
§ из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне (категорированных городов);
§ из населенных пунктов с объектами особой важности;
§ из населенных пунктов с жд станциями первой категории;
§ из населенных пунктов, расположенных в зонах возможных сильных разрушений вокруг объектов особой важности;
§ из населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления (при этом эвакуация производится с получением распоряжения на эвакуацию из населенных пунктов, для которых время добегания волны прорыва составляет 4 часа и менее, а из остальных при непосредственной угрозе затопления).
Для определения порядка и очередности вывода (вывоза) людей из городов, назначения районов их размещения в загородной зоне все население городов распределяется на три группы:
A. 1-я группа (рассредоточиваемое население) рабочие и служащие объектов, продолжающих свои производственную деятельность в военное время в зонах возможных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность.
B. 2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону.
C. 3-я группа остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.
Необходимо стремиться к максимальному сокращению числа работающих в категорированных городах в военное время, создавая условия для переноса их деятельности на подготовленных производственных базах в загородной зоне.
Проведение эвакуационных мероприятий возлагается на специально создаваемые эвакуационные органы, руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений.
К эвакуационным органам относятся:
Эвакуационные комиссии;
Сборные эвакуационные пункты (СЭП);
Приемные эвакуационные комиссии;
Приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
Администрация пунктов посадки (ПП), пунктов высадки (ПВ), промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ).
Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых.
Виды эвакуации могут классифицироваться по следующим признакам:
■ видам опасности - эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологическою заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и др.;
■ способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
■ удаленности - локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);
■ временньт показателям - временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до одного месяца); продолжительная (более одного месяца);
а в зависимости от времени и сроков проведения - упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация. Заблаговременная эвакуация населения из опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия, экстренная - при возникновении чрезвычайной ситуации.
Для непосредственного осуществления и планирования эвакуации работающих и населения создаются эвакуационные органы:
я эвакуационная комиссия;
эвакуационная приемная комиссия;
я сборные эвакуационные пункты (СЭП);
промежуточные и приемные пункты эвакуации.
Каждый сборный эвакуационный пункт обеспечивается бланками эвакуационных удостоверений. Эвакуационное удостоверение состоит из трех частей: собственно удостоверения, корешка и талона.
В удостоверении указывают фамилию, имя, отчество, год и место рождения эвакуируемого, адрес его местожительства до эвакуации, куда он эвакуировался, кто еще с ним эвакуировался, а также номер и адрес эвакуационного пункта. Талон к эвакуационному удостоверению остается на сборном пункте, а корешок передают в отделение полиции. Собственно эвакуационное удостоверение хранится у эвакуируемого и вместе с паспортом служит документом, удостоверяющим его личность.
Рис. 42. Эвакуация больных и персонала из лечебного учреждения
Получив указания об эвакуации, население в назначенное время прибывает на СЭП. Каждому эвакуируемому необходимо иметь при себе: документы, средства индивидуальной защиты, теплые вещи (даже летом), туалетные и постельные принадлежности, медикаменты, продукты питания (на 3 дня). Все вещи должны быть уложены в сумку (чемодан, рюкзак). Перед уходом из дома надо выключить все осветительные и нагревательные приборы, перекрыть водопровод и газ, закрыть окна и форточки (рис. 42). Основные задачи СЭП:
э поддержание связи с эвакуационной комиссией города, объектами, приписанными к СЭП, транспортными органами, исходными пунктами маршрутов пешей эвакуации, информирование их о времени прибытия населения на СЭП и времени отправления его в загородную зону; в контроль за своевременной подачей транспортных средств, организацией отправки эвакуируемого населения в загородную зону;
ж ведение учета эвакуируемого населения, вывозимого всеми видами транспорта и выводимого пешим порядком, и представление в установленном порядке донесения в эвакуационную комиссию города;
т. оказание медицинской помощи больным во время нахождения их на СЭП;
а обеспечение соблюдения населением общественного порядка и укрытие его в защитных сооружениях по сигналам ГО. Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят: от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транспортных средств; количества маршрутов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуационных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого населения.
Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента РФ или начальника ГО Российской Федерации - Председателя Правительства РФ, а в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, - по решению начальников ГО субъектов Российской Федерации. Эвакуация занятой в производственной сфере части населения, а также членов их семей проводится по производственному признаку, т.е. по месту работы, остальной части населения - по территориальному признаку, т. е. по месту жительства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ,
1. Что понимается под эвакуацией?
2. По каким признакам различают эвакуацию населения?
3. Как различают эвакуацию в зависимости от времени и сроков проведения?
4. Назовите эвакуационные органы, которые создаются для планирования и организации эвакуации.
5. Каковы основные задачи сборного эвакуационного пункта?
6. От чего зависят способы и сроки проведения эвакуации?
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ У\ ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ, ПРОВОДИМЫЕ В ЗОНАХ ЧС
Лыарийно-1-пп(ате.1ыты<. и;//;I гай н^шлложлыг работы (АСДНР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Организация АСДНР является одной из основных задач ГО.
АСДНР проводятся формированиями ГО для решения следующих задач:
■ спасения людей и оказания помощи пострадавшим;
■ локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ;
■ создания условий для последующего проведения восстановительных работ.
Для организации более эффективного управления проведением АСДНР с учетом их характера и объема, рационального использования имеющихся сил и средств на территории объекта определяются места работ с учетом особенностей территории объекта, характера планировки и застройки, расположения защитных сооружений и технологических коммуникаций, а также транспортных магистралей. АСДНР имеют различное содержание, но проводятся, как правило, одновременно.
Каварийно-спгкягельным работам относят: разведку маршрутов движения формирований и участков предстоящих работ;
а локализацию и тушение пожаров на путях движения формирований и участках работ; ? розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений;
« подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляцией; к вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений, спасение находящихся в них людей (рис. 43); в оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения; а вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;
■ санитарную обработку людей, обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, воды и продовольствия. Для обеспечения успешного проведения спасательных работ в
очаге поражения проводятся ругие нео гложные рабт ы. К ним относятся:
■ прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках;
а локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях;
■ укрепление или обрушение угрожающих обвалом конструкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ.
При ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, образовавшихся в результате военных действий, дополнительно проводятся:
■ обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвав- шихся боеприпасов в обычном снаряжении;
■ ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.
Одновременно могут проводиться и такие работы, как:
■ обеззараживание очагов поражения;
■ сбор материальных ценностей;
■ обеспечение питанием нуждающегося в нем населения;
■ утилизация зараженного продовольствия ц другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпидемии.
В АСДНР принимают участие силы и средства ликвидации ЧС, к которым относятся:
■ военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
■ формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
■ формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза и продовольствия РФ;
■ военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
■ формирования ГО РФ территориального и объектового уровней, специально подготовленных сил и средств Войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
■ службы поискового и аварийно-спасательного полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
■ восстановительные и пожарные поезда МПС РФ;
Рис. 43. Аварийно-спасательные работы после обрушения здания
я аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России.
Кроме того, отработаны вопросы привлечения сил и средств Минобороны, МВД, Федеральной пограничной службы, ряда других министерств и ведомств. МЧС России постоянно проводит планомерную работу по совершенствованию сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС. Отрабатывается программа, курируемая Центром поиска и спасения на морях и в водных бассейнах РФ. Развивается и укрепляется поисково-спасательная служба, создаются специализированные подразделения этой службы в республиках, краях и областях.
Эффективность применения сил и средств аварийно-спасательных подразделений во многом зависит от их технической оснащенности и от того, насколько быстро они смогут приступить к проведению работ.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие задачи должны решать АСДНР, проводимые в зонах ЧС?
2. Какие виды работ относятся к аварийно-спасательным?
3. Назовите другие неотложные работы, которые осуществляются для обеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге поражения.
4. Укажите специфику проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляемых в зонах ЧС военного времени.
5. Дайте характеристику силам и средствам ликвидации ЧС.
ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГО
Обучение населения в области ГО осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Обучение является обязательным и проводится в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, на курсах ГО муниципальных образований, по месту работы, учебы и мес*у жительства граждан (рис. 44).
Правовую основу содержания и методики обучения населения основам ГО составляет Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», принятое в связи с подписанием Федерального закона от 12 февраля 1998 г, № 28-ФЗ «О гражданской обороне», который определил в качестве одной из основных задач в области ГО: «обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий», а в числе лиц, подлежащих обучению, - учащихся учреждений общего образования и студентов учреждений профессионального образования.
Основные задачи обучения населения в области ГО: о изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; « совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО; ■ выработка умений и навыков для проведения АСДНР; я овладение личным составом гражданских организаций ГО приемами и способами действий по защите населения, материальных
Рис. 44. На учениях по гражданской обороне |
15В |
и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; ч обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления действиям по защите населения от ЧС; - выработка у руководителей и специалистов федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Россий
ской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков в подготовке и управлении силами и средствами, входящими в РСЧС;
■п практическое усвоение работниками в составе сил РСЧС своих обязанностей при действиях в условиях ЧС;
я проведение противопожарной пропаганды и обучение мерам пожарной безопасности.
Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:
руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются - руководители);
должностные лица ГО, руководители и работники органов, осуществляющих управление ГО (далее именуются - должностные лица и работники ГО), преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в учреждениях общего и профессионального образования;
личный состав формирований и служб; работающее население;
обучающиеся в образовательных учреждениях, за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей (далее именуются - обучающиеся);
неработающее население.
Обучение населения в области ГО осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1/1 ЗАДАНИЯ
1. Что является правовой основой обучения населения в области ГО?
2. Перечислите основные задачи обучения населения по защите от ЧС
3. Назовите группы лиц, подлежащих обучению в области защиты населения и территорий от ЧС.
Гллвд 7
Похожая информация.
При угрозе и возникновении техногенной аварии или катастрофы одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации является его эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.
Запомните!
Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций и его временное размещение в заранее подготовленных безопасных районах.
слева - школьники в ватно-марлевых повязках выходят по запасному выходу из «задымленной» школы; справа - учащиеся спецкласса кадетов-спасателей школы № 55 (Владивосток) отрабатывают действия в условиях чрезвычайной ситуации
Трагедия Беслана. Бойцы спецназа оказывают помощь заложникам, эвакуированным из-под обстрела террористов. 3 сентября 2004 г.
Количество людей, подлежащих перемещению в безопасную зону, определяется местными органами исполнительной власти с учетом рекомендаций органов ГОЧС, которые исходят из конкретных условий обстановки, характера и масштабов чрезвычайной ситуации.
Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими мероприятиями:
- укрытием людей в защитных сооружениях;
- использованием средств индивидуальной защиты;
- медицинской профилактики и противорадиационных, противопожарных и инженерных работ.
Особенности организации и проведения эвакуации определяются источником возникновения чрезвычайной ситуации, поражающими факторами, численностью эвакуируемого населения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий.
Поэтому виды эвакуации могут определяться по ряду признаков:
- по видам опасности;
- по способам эвакуации;
- по удаленности безопасного района;
- по длительности проведения;
- по времени начала проведения.
По видам опасности эвакуация может проводиться:
- из зон химического и радиоактивного заражения (загрязнения);
- из зон возможных сильных разрушений и катастрофического затопления.
По способам эвакуации она может проводиться различными видами транспорта, пешим порядком и комбинированным способом. При этом комбинированный способ позволяет осуществить эвакуацию из зон чрезвычайных ситуаций в более сжатые сроки. При комбинированном способе максимально возможное количество населения выводится пешим порядком с одновременным вывозом остальной его части имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства при комбинированном способе эвакуации используются прежде всего для вывоза детских учреждений, больных, женщин с детьми до 10 лет, людей, проживающих в домах престарелых.
По удаленности безопасного района эвакуация может быть:
- локальной (в пределах города, населенного пункта, района);
- местной (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования);
- региональной (в границах федерального округа, который объединяет несколько субъектов Российской Федерации);
- государственной (в пределах Российской Федерации).
По длительности проведения эвакуация может быть:
- временной, с возвращением на постоянное место жительства в течение нескольких суток;
- среднесрочной - до одного месяца;
- продолжительной - более одного месяца.
Повремени начала проведения эвакуация может быть:
- упреждающей (заблаговременной);
- экстренной.
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах. Основанием для проведения упреждающей эвакуации является краткосрочный прогноз возникновения техногенной аварии на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов.
Экстренная эвакуация населения также может проводиться в случае нарушения нормальных условий жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени, необходимого для восстановления нормальных условий жизнеобеспечения людей, над временем, которое население может прожить при отсутствии этих условий без ущерба для жизни и здоровья.
В зависимости от масштабов распространения чрезвычайной ситуации и характера опасности ее последствий может проводиться общая эвакуация или частичная.
Общая эвакуация предполагает вывод (вывоз) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и образовательных учреждений начального профессионального образования.
Внимание!
Эвакуация населения из зон чрезвычайной ситуации техногенного характера и его временное размещение в безопасных районах остаются одним из основных способов снижения масштабов людских потерь и размеров ущерба экономике страны.
Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов чрезвычайной ситуации, численности населения, оставшегося в опасной зоне, наличия транспорта и других местных условий.
Решение о необходимости проведения эвакуации населения, а также ответственность за реальность ее планирования, качество организации и осуществления эвакуационных мероприятий лежат на руководителях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых возможно возникновение чрезвычайной ситуации.
Размещение эвакуированного населения: вверху - в палаточном городке; в центре - на турбазе; внизу - в пансионате
Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения в зависимости от обстановки. Для кратковременного размещения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреждений и заведений (клубов, пансионатов, домов отдыха, туристических баз). В летнее время возможно кратковременное размещение эвакуированного населения в палаточных городках.
По данным МЧС России в настоящее время усилия должностных лиц и органов управления РСЧС направлены на дальнейшее совершенствование качества планирования эвакомероприятий и повышение уровня профессиональной подготовки специалистов эвакоорганов. Решаются проблемы обеспечения эвакомероприятий транспортными средствами, осуществляются меры совершенствования системы жизнеобеспечения населения, эвакуированного из прогнозируемых зон поражения. Решаются вопросы, связанные с определением мест размещения эвакуируемых, обеспечением их продовольствием, водой, предметами первой необходимости, медикаментами.
По утверждению МЧС России, минимально необходимые запасы средств, требуемые для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых, повсеместно созданы и спланирован порядок по их восполнению и освежению.
Отметим, что, несмотря на все мероприятия, которые проводятся в стране по обеспечению эвакомероприятий, каждый человек в определенной степени должен быть готов к этому и в личном плане. К проведению эвакуации необходимо готовиться заблаговременно, причем, лучше быть готовым к самому сложному ее варианту - экстренной эвакуации. В условиях экстренной эвакуации времени для сборов будет очень мало, что может привести у неподготовленного человека к возникновению спешки и паники. Специалисты советуют заранее подготовиться и хранить в определенном месте все необходимое, что потребуется при эвакуации.
Документы, деньги, ценности должны храниться в определенном постоянном месте, чтобы их было можно быстро забрать с собой. Личные вещи, средства индивидуальной защиты, одежду и белье для длительного пребывания в безопасной зоне желательно хранить в рюкзаке, вес его должен быть не более того, что может унести человек при пешем передвижении. Необходимо всегда иметь готовый пакет с продуктами на 2-3 суток. Все вещи, продукты и средства индивидуальной защиты должны размещаться так, чтобы вам не потребовалось много времени взять их и подготовиться к экстренной эвакуации.
Вопросы
- Когда и для каких целей проводится эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации?
- Какие существуют виды эвакуации?
- В каких случаях проводится экстренная эвакуация? Перечислите ее особенности.
- Кто принимает решение на проведение эвакуации населения из района чрезвычайной ситуации?
- Как подготовиться на случай возникновения необходимости эвакуироваться из района проживания?
Задание
Продумайте и вместе с родителями определите перечень необходимых документов и вещей на случай экстренной эвакуации, распределите их между членами семьи и определите место их хранения. Сделайте соответствующие пометки в дневнике безопасности.