Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности влечет. Нарушение требований в области транспортной безопасности

(Шабунина А. Н., Горевой Е. Д.) («Мировой судья», 2011, N 10)

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А. Н. ШАБУНИНА, Е. Д. ГОРЕВОЙ

Шабунина А. Н., мировой судья судебного участка N 4 Центрального округа г. Курска, кандидат юридических наук.

Горевой Е. Д., мировой судья в отставке, кандидат юридических наук.

Научно-технический прогресс, развитие техники и технологии, с одной стороны, и старение парка технических средств в России — с другой, придают новое звучание вопросам обеспечения безопасности и ответственности за нарушение требований соответствующих правил и регламентов. Проблема ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности представляется сегодня особенно актуальной в связи с целым рядом трагедий в этой области. В 2010 г. принят Федеральный закон, установивший уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на транспорте <1>, а именно за неисполнение гражданами, должностными и юридическими лицами требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах (ст. 263.1 УК РФ). ——————————— <1> Федеральный закон от 27.07.2010 N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4164.

Научных работ последних лет, посвященных исследованию темы уголовной ответственности за нарушение правил безопасности, в принципе не так много <2>, а работ, учитывающих последние внесенные законодателем изменения, практически нет. В то же время норма очевидно жизнеспособная и будет востребована практикой. Но на пути реализации этой нормы правоприменителя будут подстерегать многочисленные проблемы: субъектный состав; перечень правил, ответственность за нарушение которых может наступать по ст. 263.1 УК РФ; отграничение от смежных составов и др. Для преодоления этих проблем, уяснения основных правил квалификации подобных преступлений рассмотрим подробнее состав преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ. ——————————— <2> См.: Иванцова Н. В., Сосновский А. Л. Уголовно-правовые меры охраны жизни в сфере безопасности дорожного движения // Транспортное право. 2010. N 2. С. 5 — 8; Майоров В. И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения // Транспортное право. 2009. N 4. С. 38 — 42; Пикуров Н. И. Новое уголовное законодательство об ответственности лиц, связанных с обеспечением безопасности движения транспорта // Российская юстиция. 2011. N 2. С. 11 — 13; Скрынник А. М. Система государственного контроля и надзора в сфере обеспечения транспортной (морской) безопасности // Транспортное право. 2010. N 3. С. 20 — 25; и др.

Непосредственным объектом состава преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, являются требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. С объективной стороны деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 263.1 УК РФ, возможно как в форме действия, так и бездействия и выражается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности. Диспозиция ст. 263.1 УК РФ бланкетная, т. е. не содержит конкретных признаков преступления, а отсылает к другим нормативным актам. При определении перечня актов, имеющих правовое значение для квалификации по данной статье, можно ориентироваться на Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <3>, согласно п. 2 которого государственный транспортный инспектор при осуществлении контрольных (надзорных) функций руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также Положением. ——————————— <3> Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 N 409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций» (вместе с Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции) // СЗ РФ. 2010. N 25. Ст. 3170.

Состав сконструирован как материальный, т. е. предусматривает обязательное наступление общественно опасных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1); смерть человека (ч. 2); смерть двух и более лиц (ч. 3). С субъективной стороны состав характеризуется двумя формами вины: во-первых, прямым или косвенным умыслом по отношению к самому нарушению правил, т. е. лицо осознает, что не исполняет требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, и желает или сознательно допускает такое неисполнение; во-вторых — неосторожностью по отношению к последствиям. Субъект преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, является специальным — лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности. Такое лицо должно быть назначено собственником объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства или использующим их на иных законных основаниях, юридическом и фактическом адресе, полном наименовании объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства. Например, согласно ч. 1 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта, безопасность судоходства обеспечивает судовладелец, в том числе и путем назначения лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов. В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ «О транспортной безопасности» <4> для обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств разрабатываются соответствующие планы. ——————————— <4> Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.

Согласно пп. 3 п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств <5>… в Плане обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства отражаются сведения о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц, занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, лиц, занимающих должность на транспортном средстве и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности. ——————————— <5> Приказ Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» // Российская газета. 07.04.2010.

Кроме того, наличие в штате лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, может быть одним из условий лицензирования. Например, такое правило содержится в пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом <6>. ——————————— <6> Постановление Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4711.

При анализе диспозиции ст. 263.1 УК РФ возникает вопрос, с которым неизбежно столкнется и правоприменительная практика: следует ли относить к числу субъектов данного преступления государственных транспортных инспекторов. Правовой статус государственных транспортных инспекторов — должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта — детально урегулирован упоминавшимся уже Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, согласно которому государственные транспортные инспекторы осуществляют контрольные (надзорные) функции в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, судоходных гидротехнических сооружений, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности. В том числе инспекторы осуществляют контроль и надзор за обеспечением транспортной безопасности и соблюдением законодательства о транспортной безопасности, а также обязаны оказывать помощь в предотвращении либо прекращении нарушения требований к безопасности на транспорте. С учетом вышеприведенных п. п. 1, 3, 10 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта представляется, что их также следует отнести к кругу лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, и, соответственно, к числу субъектов состава, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ. Преступление, предусмотренное ст. 263.1 УК РФ,- неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах — необходимо отличать прежде всего от преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, — недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Данные преступления отличаются по характеру совершаемых деяний. Так, объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, составляют недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. В судебной практике под недоброкачественным ремонтом транспортного средства понимается неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установка недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства), а под выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств понимается невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями <7>. ——————————— <7> См.: п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // БВС РФ. 2009. N 2.

Кроме того, составы, предусмотренные ст. ст. 263.1 и 266 УК РФ, отличаются и по субъектам. Так, субъектами преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, могут быть как работники автотранспортных организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть <8>. ——————————— <8> См.: пункт 18 того же Постановления.

Субъект данного преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления. Им является лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств. Это прежде всего должностные лица транспортных хозяйств и любых других предприятий, организаций, на которых действующими приказами, распоряжениями руководителей либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность по обеспечению ремонта и выпуска на линию транспортного средства и организации его безопасной эксплуатации. К их числу могут быть отнесены заведующие гаражами, дежурные механики, диспетчеры, дорожные контролеры, инженерно-технические работники. Из закона не вытекает, что субъектом является должностное лицо. Руководители автохозяйств, троллейбусных и трамвайных парков могут своим приказом назначить ответственными лиц, не являющихся должностными, но по своему образованию, профессиональной подготовке способных исполнять возложенные на них обязанности по проверке выпускаемых на линию транспортных средств <9>. Исходя из принятого судебной практикой толкования субъекты преступлений, предусмотренных ст. ст. 263.1 и ст. 266 УК РФ, совпадают. ——————————- <9> См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. Б. Т. Разгильдиева и А. Н. Красикова. Саратов: СЮИ МВД России, 1999. С. 465.

По сути, поскольку при недоброкачественном ремонте и при выпуске в эксплуатацию технически неисправного ТС нарушаются требования по обеспечению транспортной безопасности, норму ст. 263.1 УК РФ можно назвать общей по отношению к норме ст. 266 УК РФ, и при выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, совершенном лицом, на которого возложена ответственность по организации его безопасной эксплуатации субъектом преступлений, ответственность наступает по ст. 266 УК РФ как по специальной норме. В остальной части ст. ст. 263.1 и 266 УК РФ не конкурируют между собой и соотносятся как смежные составы преступлений (см. табл.).

Сравнительная характеристика преступлений, предусмотренных ст. ст. 263.1 и 266 УК РФ

N Наименование Ст. 263.1 УК РФ Ст. 266 УК РФ признака

Родовой Общественная безопасность

Видовой Безопасность движения и эксплуатации транспорта

1 Непосредственный:

Требования по обеспечению Порядок эксплуатации транспортной безопасности всех видов основной на объектах транспортной транспортных средств инфраструктуры и транспортных средств

здоровье человека

дополнительный собственность —

факультативный жизнь человека

Транспортные средства, пути сообщения, предмет средства сигнализации преступления или связи либо иного транспортного оборудования

Объективная сторона

Недоброкачественный Деяние Неисполнение требований ремонт, а равно выпуск в эксплуатацию

2 Тяжкий вред здоровью человека

либо крупный ущерб Последствия (свыше 1 млн. руб.)

Смерть человека (ч. 2)

Смерть 2 или более лиц (ч. 3)

Специальный:

3 Субъект лицо, ответственное лицо, ответственное за обеспечение за техническое транспортной безопасности состояние транспортных средств

Субъективная сторона

4 Смешанная: Форма вины лицо осознает общественную опасность деяния; лицо неосторожно относится к последствиям

Таким образом, даже поверхностный анализ состава ст. 263.1 УК РФ показывает, что практическое применение этой нормы вызовет определенные проблемы. Тем более что преступления, квалифицируемые по ч. 1 этой статьи, подсудны мировым судьям, поскольку ее санкция не превышает трех лет лишения свободы, а в перечень изъятий из подсудности мировых судей новая статья не включена (ст. 31 УПК РФ), в то время как части первые ст. ст. 263 и 264 с сопоставимыми санкциями отнесены к подсудности районных судей ввиду сложности предмета доказывания по данным делам. Совершенно очевидно, что требуется дальнейший теоретический анализ положений ст. 263.1 УК РФ, основанный на анализе прокурорско-следственной практики, а потому приглашаем всех желающих к дискуссии.

——————————————————————

Прессовщик лома и отходов цветных и черных металлов Прием лома и отходов цветных и черных металлов Контроль взрывобезопасности лома и отходов цветных и черных металлов Контролер лома и отходов цветных и черных металлов Радиационный и дозиметрический контроль лома и отходов цветных и черных металлов Обучение по радиационной безопасности и радиационному контролю Подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов в сфере транспортной безопасности Подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов организаций, занимающихся оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры Права на лодку (курсы судоводителей) в Череповце Права на снегоход, квадроцикл, мотовездеход в Череповце Курс профессиональной переподготовки по пожарной безопасности Курсы повышения квалификации по пожарной безопасности Пожарно-технический минимум Целевой инструктаж специальных должностных лиц и иных работников в целях ПОД/ФТ Курсы экологической безопасности Курс подготовки и повышения квалификации по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС) Курсы промышленной безопасности Подготовка к сдаче ЕГЭ/ГИА Элективные курсы по углубленному изучению математики для школьников 7–8 классов в возрасте 13–15 лет Обучение по профессии «Фитнес-инструктор» Повышение квалификации инженерно-технических работников морского и речного флота Повышение квалификации членов экипажей судов внутреннего плавания Обучение по тепловым энергоустановкам и тепловым сетям Обучение работников ЖКХ Маркшейдерское дело: профессиональная переподготовка и повышение квалификации дистанционно Повышение квалификации строителей для вступления в СРО (саморегулируемые организации) Профессиональное обучение строителей Курсы промышленного альпинизма Обучение и повышение квалификации преподавателей и инструкторов автошкол Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по безопасности дорожного движения Обучение методам и приемам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии Обучение технического эксперта Заочные курсы обучения руководителей охране труда Менеджмент организации туризма и гостиничного хозяйства Туризм Инструктор-проводник (инструктор по туризму) Вожатый лагеря Экскурсовод (гид) Государственное и муниципальное управление Менеджмент в образовании Управление персоналом Менеджмент организации Маркетинг Тайм-менеджмент Тайм-менеджмент в организации Взыскание недополученной заработной платы Увольнение и оспаривание увольнения работников за совершение виновных действий Педагог дополнительного образования Профессиональная переподготовка и повышение квалификации по арт-терапии для детей Курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка воспитателей и педагогов дошкольных учреждений Курсы повышения квалификации и переподготовка по инклюзивному образованию Курсы повышения квалификации и переподготовка специалистов школьных учреждений Психология. Профессиональная переподготовка Консультант по грудному вскармливанию Эмоциональная травма ребенка и психологическая работа с ней Профориентационная работа в общеобразовательных учреждениях Эффективное скорочтение для детей 4−7 лет. Инструктор по развитию памяти и скорочтения Эффективное скорочтение для детей 7−12 лет. Инструктор по развитию памяти и скорочтения Эффективное скорочтение для детей 12−18 лет. Инструктор по развитию памяти и скорочтения Эффективное скорочтение для взрослых. Инструктор по развитию памяти и скорочтения Обучение по профессии «Термист» Обучение по профессии «Сталевар электропечи» Обучение по профессии «Стропальщик» Профессиональная переподготовка и повышение квалификации дезинфекторов и дезинсекторов Повышение квалификации и профессиональное обучение для работников в сфере лифтового хозяйства Рабочие специальности Противодействие коррупции Привлечение работодателя к уголовной ответственности за задержку заработной платы Привлечение к ответственности за дисциплинарные нарушения и оспаривание вины в их совершении Организация сокращения штатов и борьба с сокращением штатов Администратор учебного центра Курсы для тренера по шахматам Подготовка операторов технических средств досмотра при осуществлении допуска посетителей и персонала на объекты массовых мероприятий Курс «Как увеличить продажи в детском центре» Метрология и стандартизация курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки дистанционно

Текст статьи 11.15.1 КоАП РФ в новой редакции.

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

(Статья дополнительно включена с 10 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 195-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 мая 2014 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года N 15-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 11.15.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом рассматриваемого деяния выступает обеспечение безопасности на транспорте. Нормы настоящей статьи носят общий характер и направлены на обеспечение транспортной безопасности в целом в отношении как транспортных средств, так и объектов транспортной инфраструктуры.

Квалификация деяний по тем или иным статьям КоАП РФ производится посредством детализации объективной стороны совершенного правонарушения. Так, например, ряд предусмотренных гл. 11 КоАП РФ правонарушений также связан с необходимостью соблюдения требований безопасности в рамках процесса использования транспортных средств и осуществления перевозок различными видами транспорта. Нарушение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которое определяет объективную сторону деяний, регламентированных настоящей статьей, может быть квалифицировано и по иной статьей гл. 11 КоАП РФ комментируемого акта. Требования по обеспечению транспортной безопасности в настоящее время регламентированы Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 41 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта", а также Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта". Таким образом, нарушения предписаний указанных нормативных актов и представляют собой состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

Следует также заметить, что в отличие от большинства административных правонарушений нормы настоящей статьи устанавливают санкции за рецидив данного деяния, т.е. повторное совершение такого же правонарушения одним и тем же лицом. Причем в случае рецидива ответственность правонарушителя увеличивается посредством повышения тяжести ответственности. Для юридических лиц, например, повторное совершение аналогичного правонарушения сопряжено не только с применением штрафных санкций, но и с приостановлением их деятельности, которое может повлечь более серьезные последствия для субъекта ответственности, нежели выплата штрафа, даже в повышенном размере.

2. Субъектом данного правонарушения может выступать практически любое лицо, которое относится к категории субъектов административной ответственности. Так, субъектный состав рассматриваемого деяния охватывает собой физических лиц, достигших возраста 16 лет. Следует заметить, что комментируемая норма определяет данную категорию субъектов как граждан, т.е. физических лиц, характеризующихся наличием устойчивой связи такого субъекта с Российской Федерацией. Отсутствие российского гражданства исключает возможность привлечения лица к ответственности по настоящей статье.

Особой категорией физических лиц являются должностные лица, т.е. граждане, на которых соблюдение требований транспортной безопасности возложено в силу их должностного положения. Факт назначения (избрания) лица на соответствующую должность свидетельствует о возникновении у субъекта обязанностей по обеспечению транспортной безопасности как в отношении объектов транспортной инфраструктуры, так и в отношении транспортных средств.

Нарушение требований транспортной безопасности может быть допущено и юридическим лицом, что свидетельствует об отнесении данной категории субъектов к субъектам административной ответственности по настоящей статье. Следует обратить внимание на такую категорию субъектов, как индивидуальные предприниматели. Санкции ч. 1 комментируемой статьи не предусматривают ответственности индивидуальных предпринимателей. Однако в случае рецидива данного правонарушения индивидуальные предприниматели поименованы в качестве субъектов административной ответственности. Таким образом, по смыслу закона в случае однократного нарушения требований транспортной безопасности индивидуальные предприниматели не привлекаются к ответственности, в случае повторного совершения аналогичного деяния - привлекаются. Подобный подход не позволяет в полной мере реализовать меры ответственности, поскольку исключение первичной ответственности, т.е. за совершение правонарушения, установленного ч. 1, одновременно исключает и рецидив данного деяния. В подобной ситуации следует акцентировать внимание на правовом статусе индивидуального предпринимателя - это физическое лицо, которому в силу закона предоставлено право осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, в случае первичного нарушения предписаний комментируемой статьи указанные субъекты могут быть привлечены к ответственности в качестве физического лица. Однако рецидив данного деяния свидетельствует о применении специальных мер ответственности за такое нарушение.

Предусмотренное настоящей статьей деяние может быть совершено как умышленно, так и неосторожно, причем должностные и юридические лица в большинстве случаев совершают указанные деяния умышленно, для физических лиц нередко характерно неосторожное совершение правонарушений.

Об уголовной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах см. ст. 263.1 УК РФ .

Следующий комментарий к статье 11.15.1 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 11.15.1 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. В комментируемой статье установлена ответственность за два состава административного правонарушения, один из которых является основным (ч. 1), а второй - составом с отягчающими обстоятельствами (ч. 2). Объектами правонарушения являются отношения в области обеспечения транспортной безопасности, под которой понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ).

2. Предметами правонарушения являются объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, понятия которых раскрываются в Федеральном законе "О транспортной безопасности". Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Транспортные средства представляют собой воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (ст. 1 упомянутого Федерального закона).

3. Требования по обеспечению транспортной безопасности, нарушение которых составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения, содержатся в Федеральном законе "О транспортной безопасности", а также - применительно к различным видам транспорта - в транспортных кодексах и приказах Минтранса России. Правонарушение может совершаться как действием, так и бездействием. Состав правонарушения сформулирован как формальный.

4. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной виной.

5. Субъектами правонарушения могут быть граждане, включая индивидуальных предпринимателей, должностные и юридические лица.

6. При привлечении к ответственности по комментируемой статье надо иметь в виду, что сформулированный в ней состав правонарушения является общим и распространяется на все виды транспорта. При этом в КоАП РФ содержатся также специальные составы правонарушений, предусматривающие ответственность за невыполнение требований по обеспечению безопасности функционирования отдельных видов транспорта (например, ст. ст. 11.3.1, 11.6, 11.10, 11.16 и др.). При конкуренции общей и специальной норм КоАП РФ ответственность должна наступать по норме, содержащей специальный состав административного правонарушения.

7. В ч. 2 комментируемой статьи содержится состав рассматриваемого правонарушения, совершенного при отягчающих обстоятельствах. Закон рассматривает в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, повторность совершения правонарушения. Повторность понимается как совершение такого же административного правонарушения, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении этого наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

8. Дела о правонарушении, ответственность за которое содержится в комментируемой статье, рассматривают по ч. 1 данной статьи должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36); органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42); органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43). Дела по ч. 2 данной статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы составляют перечисленные выше должностные лица (ч. 1 ст. 28.3; п. п. 44, 50, 51 ч. 2 ст. 28.3).

Президент РФ Владимир Путин подписал , совершенствующий законодательство в области обеспечения транспортной безопасности.

Документом, в частности, вносятся изменения в Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ . Так, вводятся новые понятия: "зона транспортной безопасности", "аттестующие организации", "силы обеспечения транспортной безопасности", "досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности" и другие.

Под зоной транспортной безопасности следует понимать объект транспортной инфраструктуры, транспортное средство или их части, для которых устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.

При этом подразделения транспортной безопасности , согласно новому законодательству, – это подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта или юридические лица, аккредитованные для соответствующих целей. Отметим, персоналу таких подразделений разрешается хранение, ношение и применение служебного оружия и специальных средств .

С целью повышения безопасности населения, а также защиты от актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, законом введены положения о:

  • досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на объектах транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах сотрудниками как соответствующих подразделений, так и полиции (отказавшиеся от досмотра в зону транспортной безопасности не допускаются);
  • обязательной сертификации технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности;
  • обязательной аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и персонала, непосредственно принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
  • обязательной аккредитации организаций (подразделений транспортной безопасности), привлекаемых для осуществления функций по защите объектов транспорта от актов незаконного вмешательства.

Кроме того, федеральным законом расширен перечень лиц, которым запрещено выполнять работы по обеспечению транспортной безопасности. В него включены граждане, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также те, кто сообщил заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу или не прошел соответствующую подготовку и аттестацию. Кроме того, к работам не должны допускаться лица, имеющие медицинские противопоказания к их выполнению.

Помимо это, ужесточается уголовная и административная ответственность за нарушение требований в этой сфере. Так, максимальный срок лишения свободы за неисполнение требований по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры для лиц, непосредственно ответственных за это, если их деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба (), составляет теперь пять лет . Ранее в качестве максимальной меры наказания за это преступление предусматривались три года ограничения свободы.

Срок лишения свободы за такое преступление, совершенное группой лиц и повлекшее за собой смерть человека, увеличивается с пяти до семи лет лишения свободы, а за совершенное организованной группой и повлекшее смерть несколько человек, – с семи до восьми лет .

Корреспондирующие изменения внесены федеральным законом в , федеральные законы , и другие правовые акты.

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарий к Ст. 11.15.1 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого деяния выступает обеспечение безопасности на транспорте. Нормы настоящей статьи носят общий характер и направлены на обеспечение транспортной безопасности в целом в отношении как транспортных средств, так и объектов транспортной инфраструктуры.

Квалификация деяний по тем или иным статьям КоАП РФ производится посредством детализации объективной стороны совершенного правонарушения. Так, например, ряд предусмотренных гл. 11 КоАП РФ правонарушений также связан с необходимостью соблюдения требований безопасности в рамках процесса использования транспортных средств и осуществления перевозок различными видами транспорта. Нарушение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которое определяет объективную сторону деяний, регламентированных настоящей статьей, может быть квалифицировано и по иной статьей гл. 11 КоАП РФ комментируемого акта. Требования по обеспечению транспортной безопасности в настоящее время регламентированы Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 41 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта», а также Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта». Таким образом, нарушения предписаний указанных нормативных актов и представляют собой состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

Следует также заметить, что в отличие от большинства административных правонарушений нормы настоящей статьи устанавливают санкции за рецидив данного деяния, т.е. повторное совершение такого же правонарушения одним и тем же лицом. Причем в случае рецидива ответственность правонарушителя увеличивается посредством повышения тяжести ответственности. Для юридических лиц, например, повторное совершение аналогичного правонарушения сопряжено не только с применением штрафных санкций, но и с приостановлением их деятельности, которое может повлечь более серьезные последствия для субъекта ответственности, нежели выплата штрафа, даже в повышенном размере.

2. Субъектом данного правонарушения может выступать практически любое лицо, которое относится к категории субъектов административной ответственности. Так, субъектный состав рассматриваемого деяния охватывает собой физических лиц, достигших возраста 16 лет. Следует заметить, что комментируемая норма определяет данную категорию субъектов как граждан, т.е. физических лиц, характеризующихся наличием устойчивой связи такого субъекта с Российской Федерацией. Отсутствие российского гражданства исключает возможность привлечения лица к ответственности по настоящей статье.

Особой категорией физических лиц являются должностные лица, т.е. граждане, на которых соблюдение требований транспортной безопасности возложено в силу их должностного положения. Факт назначения (избрания) лица на соответствующую должность свидетельствует о возникновении у субъекта обязанностей по обеспечению транспортной безопасности как в отношении объектов транспортной инфраструктуры, так и в отношении транспортных средств.

Нарушение требований транспортной безопасности может быть допущено и юридическим лицом, что свидетельствует об отнесении данной категории субъектов к субъектам административной ответственности по настоящей статье. Следует обратить внимание на такую категорию субъектов, как индивидуальные предприниматели. Санкции ч. 1 комментируемой статьи не предусматривают ответственности индивидуальных предпринимателей. Однако в случае рецидива данного правонарушения индивидуальные предприниматели поименованы в качестве субъектов административной ответственности. Таким образом, по смыслу закона в случае однократного нарушения требований транспортной безопасности индивидуальные предприниматели не привлекаются к ответственности, в случае повторного совершения аналогичного деяния — привлекаются. Подобный подход не позволяет в полной мере реализовать меры ответственности, поскольку исключение первичной ответственности, т.е. за совершение правонарушения, установленного ч. 1, одновременно исключает и рецидив данного деяния. В подобной ситуации следует акцентировать внимание на правовом статусе индивидуального предпринимателя — это физическое лицо, которому в силу закона предоставлено право осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, в случае первичного нарушения предписаний комментируемой статьи указанные субъекты могут быть привлечены к ответственности в качестве физического лица. Однако рецидив данного деяния свидетельствует о применении специальных мер ответственности за такое нарушение.

Предусмотренное настоящей статьей деяние может быть совершено как умышленно, так и неосторожно, причем должностные и юридические лица в большинстве случаев совершают указанные деяния умышленно, для физических лиц нередко характерно неосторожное совершение правонарушений.

Об уголовной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах см. ст. 263.1 УК РФ.

Навигация по записям