Какие земли находятся в федеральной собственности. Виды государственной собственности

Федеральной собственностью являются те земельные участки, которые приняты таковыми согласно действующему на территории РФ законодательству.

К федеральной собственности относятся следующие виды участков:

  • Относящиеся к данной категории в соответствии с действующими федеральными законами;
  • Те их виды, на которых возникло право собственности, которое возникло в результате разграничения государственной собственности на различные земли. При этом существуют отдельные категории граждан, которым правительство компенсирует траты. Это процедура носит название национализация земли;
  • Приобретенные с учетом всех условий правительством РФ благодаря действующему гражданскому законодательству. Такие основания могут быть оформленный договор купли-продажи на недвижимость и выкуп участков;
  • Национализация земли. К нему следует отнести процесс, когда государство изымает для муниципальных и государственных нужд у владельца участок и выплачивает ему полную сумму денег за него. Также владелец может осуществить выкуп участка.
  • Специфические основания. К ним следует отнести условия принудительное изъятие земельного участка у собственника. Для муниципальных и государственных нужд.

Также к федеральной собственности относятся те участки, которые были переданы в незаконное владение граждан. Чаще всего это происходит в результате действия федерального закона о « Распоряжение вопросом государственной собственности на земельные участки». Помимо этого только в федеральной собственности расположены земельные участки, которые относятся к министерству обороны и безопасности страны и подлежащие изъятию. Они предназначены для муниципальных и государственных нужд. Однако можно владельцем осуществить выкуп.

Также к ним следует земли, относящиеся к лесному фонду. Исключением являются земли лесного массива, относящиеся к частной собственности субъектов РФ.

Также от имени РФ, т.е право собственника земельные участки могут приобретать компетентные органы и лица. Таким образом, они могут осуществлять имущественные сделки. Следует помнить, что это земельные участки, подлежащие изъятию.

Правительство может выплатить компенсацию за участок. Основные причины этого - национализация земли. Также собственник может осуществить выкуп.

Помимо этого право федеральной собственности возникает тогда, когда федеральный орган приобретает земельный участок в результате его изъятия для муниципальных и государственных нужд. Следует отметить, что чаще всего правительство компенсирует все траты. Данный процесс осуществляется с помощью такой процедуры как национализация земли. Собственник может осуществить выкуп.

Следует также отметить, что к федеральной собственности относятся земельные участки, относящиеся к землям запаса, особенно если на них располагается недвижимое имущество, которое находится в федеральной собственности или приватизировано. Помимо этого эти земельные участки, подлежащие изъятию при необходимости. Они предназначены для муниципальных и государственных нужд. Однако владелец может осуществить на них выкуп.

Особо охраняемые природные территории федерального значения считаются также федеральной собственностью и ими распоряжаются федеральные органы государственной власти. Эти земельные участки, подлежащие изъятию при необходимости. Они предназначены для муниципальных и государственных нужд. Однако в некоторых случаях владелец может осуществить выкуп.

При этом правительством чаще всего осуществляется выплата всех затрат. Этот процесс носит название национализация земли. Происходит это, если участки требуются для муниципальных и государственных нужд.

Помимо этого к федеральной собственности относятся следующие виды объектов:

  • Водные объекты, акватории и водоемы, бассейны;
  • Участки, расположенные на двух и более субъектах РФ;
  • Водные объекты, расположенные под землей;
  • Объекты, расположенные на внутренних морских водах.

Также существует определенное право на федеральную собственность на земельные участки, находящиеся в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель в поселениях и запасе. Они необходимы для муниципальных и государственных нужд. Владельцы могут осуществить их выкуп.

Если по закону человек имеет право получить данную землю, а это сделать невозможно, то правительством осуществляется предоставление денежной компенсации. Этот процесс носит название национализация земли. Также владелец может осуществить выкуп.

При установлении на них права необходимо выполнить определенный порядок оформления и ряд существенных условий:

  • данные участки должны располагаться на участках с недвижимостью, которая принадлежит к федеральной собственности.
  • предоставление данных участков органами государственной власти РФ.
  • распоряжение федеральными участками, находящимися в недрах их контролирование осуществляется с помощью закона о недрах. Благодаря данному закону определяются критерии и условия признания определенных земельных участков в качестве зон для федеральной собственности. Эти участки необходимы для муниципальных и государственных нужд.

Следует помнить, что в некоторых случаях владелец может осуществить выкуп данных зон.

Если данный порядок не обеспечен, то правительство может осуществить принудительное изъятие земельного участка. При этом гражданину осуществляется выплата денежной компенсации. Этот процесс называется национализация земли. Такие земли используются для муниципальных и государственных нужд. Также владелец может осуществить их выкуп.

Кто может распоряжаться федеральной собственностью?

Данным имуществом могут распоряжаться только компетентные органы, которые действуют от имени государственной власти и защищают общественные интересы. Данные организации осуществляют их выкуп.

Они используются для муниципальных и государственных нужд.

Как проходит процесс получения федеральной собственности?

Распоряжение данным имуществом происходит на основе действующим, на территории РФ постановлениям. При нарушении постановлений у гражданина земля может быть изъята, а ему может быть выплачена денежная компенсация. Этот процесс носит название национализация земли.

Что относится к объектам федеральной собственности?

К данным объектам относится имуществом граждан, которое закреплено на основании действующего хозяйственного ведения или же управления унитарными и бюджетными предприятиями. Также к данной категории относится имущество государства.

Также следует отметить, что федеральной собственностью граждан не являются земельные участки, которые имеют одного или несколько владельцев, особенно если они работают в государственной или муниципальной организации. При оформлении данных участков могут возникнуть проблемы.

Кто осуществляет процесс управления федеральной собственностью?

Обычно управление данным имуществом осуществляется компетентными органами. К ним можно отнести: правительство РФ, фонд федерального имущества, граждан, работающих в Федеральном казначействе, а также граждан, осуществляющих управление доходами и расходами бюджета РФ.

Следует отметить, что ввести федеральное имущество в гражданский оборот можно благодаря фиксированию его имущественных ресурсов. Это обычно осуществляется в определенном порядке и унитарными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность на основе хозяйственного владения. Следует отметить, что необходимо следить за порядком выполнение всех условий.

Таким образом, объектами, которые по действующим постановлениям считаются лишь федеральной собственностью, являются:

  • Предметы, составляющие национальное богатство страны;
  • Предметы, находящиеся в поле деятельности федеральных органов;
  • Объекты, относящиеся к оборонному производству и отраслям, обеспечивающие деятельность народного хозяйства;

К объектам, относящимся к федеральной собственности, которая может передаваться в частную собственность относятся:

  • Все сферы народного хозяйства, которые согласно закону занимают лидирующие позиции на рынке;
  • Крупные объекты народного хозяйства;
  • Объекты атомного и машинного строения;
  • Зоны общереспубликанского строительства и обеспечение производства строительных материалов;
  • Объекты, относящиеся к телевидению, радио;
  • Службы полиграфии;
  • Различные издательства, информационные ресурсы, телеграфные службы;
  • Министерства здравоохранения и образования народа, а также культуры и спорта.

Какие документы нужны для оформления федеральной собственности в личное пользование?

Для того чтобы получить право стать законным владельцем федеральной собственности владельцу необходимо оформить соответствующее заявление и направить его в компетентные органы. При этом Росимущество должно в течение двух месяц направить заявителю соответствующий договор. Следует отметить, что данное право не облагается какими-либо государственными пошлинами.

Перечень необходимых документов:

  • Оформленное заявление от заявителя. Следует также отметить, что данное заявление может быть оформлено как в письменном, так и электронном виде. Оно должно содержать следующие данные: название органа, куда направляется бумага; личные данные заявителя и его почтовый адрес; основное содержание документа (цель написания); личная подпись и дата составления;
  • Копия гражданского паспорта и основания на право получения земли на определенный или безвозмездный срок.

Если пакет документов предоставляется представителем заявителя, то необходимо оформить нотариальную доверенность на данное лицо и также может потребоваться копия паспорта данного представителя.

В каких случаях государство не может отказать в предоставлении земельного участка из федеральной собственности владельцу?

Государство обязано предоставить заявителю земельный участок в следующих случаях:

  • Для строительства жилья. Исключением являются случаи, когда данная земля была изъята из оборота;
  • Если по закону он имеет право на данные участки, но на них наложен запрет на приватизацию;
  • В случае резервирования земли для государственных и муниципальных служб.

Однако не следует думать, что любой из граждан может получить право на пользование землей из федеральной собственности. Для оформления также существуют серьезные проблемы.

Процесс распределения землей осуществляется Законом о планировании использования земельных участков. Благодаря ему определяются цели использования земли. Также при предоставлении земли важную роль играет правовой статус граждан.

Перечень граждан, которые могут получить право на пользование землей из федеральной собственности

Следует отметить, что наиболее полный список граждан, которым предоставляется земля, зафиксирован в действующих федеральных законах. Рассмотрим их более подробно:

  • Граждане, участвующие в военных действия или являющихся инвалидами войны;
  • Для людей, долгое время находящихся в тылу или работающие в период войны;
  • Для граждан, пострадавших от военных действия и призванных нетрудоспособными;
  • Военнослужащим, осуществляющим службу или практика по контракту. При условии если общий срок их службы составляет около 15 лет и увольнение их с места работы происходит в связи с выходом его на пенсию;
  • Сотрудникам, долгое время прослуживших или имеющих практику работы в органах внутренних дел;
  • Гражданам, имеющим звание « Герой Социалистического труда и « Советского союза»;
  • Многодетные семьи, а также те, кто воспитывает детей-инвалидов.

Также государство предоставляет земельные участки детям, оставшимся без попечительства родителей и круглым сиротам.

Земельные участки, принадлежащие государству на правах собственности, относятся к особой категории субъектов РФ. В нижеприведенной статье читайте, что такое государственная собственность на землю, какие ее виды существуют и возможен ли выкуп участка от государства.

Собственность земли в юридическом своем понимании признается, как одна из основных экономических категорий в российском законодательстве. В отличие от права собственности и других вещных прав на имущество, форма земельной собственности напрямую зависит от свойств земли, ее особенностей и, соответственно, ее целевого назначения. В теории права существует два основных понятия:

  • собственность объекта - система отношений между лицами посредством производства, обмена, потребления, распределения, то есть приобретение чего-либо в свою принадлежность; собственность земли носит бессрочный характер и существует в течение всего времени, пока существует непосредственно объект недвижимого имущества; согласно закону земельный участок может принадлежать одному или нескольким собственникам;
  • право собственности - полное имущественное право, порядок назначения в котором определен законодательными актами РФ; право собственности позволяет совершать любые действия с объектом недвижимости, не запрещенные законом.

Земля входит в число обособленных объектов гражданско-правового института, и кроме и полного распоряжения имуществом, российское федеральное законодательство предусматривает ряд ограничений прав на землю (Земельный кодекс РФ и т.д.). В первую очередь, ограничения связаны с необходимостью в сохранении природных объектов и памятников, несущих историческую и культурную ценность, с охраной жизни и здоровья людей, с созданием условий, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, а также с эксплуатацией транспортных, телекоммуникационных и промышленных объектов. Различные целевые назначения определяют ограничения прав на землю, устанавливаемые актами органов местного управления либо органами законодательной власти.

Право государственной собственности на землю

Как и любое иное недвижимое имущество, земля может находиться в собственности государства, физических и юридических лиц. При этом, государственная собственность на землю предполагает принадлежность непосредственно государству правомочий владения, пользования и распоряжения объектом. Государственная собственность на земельные участки подразделяется на следующие виды:

  • Собственность федерального значения - земли, принадлежащие государству РФ на праве собственности. К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные таковыми на основании федерального закона (п. 1 ст. З ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
    • земельные участки, право собственности государства РФ на которые возникло в порядке разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены государством РФ на основании пунктов Гражданского кодекса РФ.
  • Собственность субъектов РФ - земли, принадлежащие субъектам государства РФ на праве государственной собственности (республики, края, области, автономные округа и области). К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные собственностью субъектов РФ на основании федерального законодательства;
    • земельные участки, право собственности на которые возникло в процессе разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены субъектами РФ на основании гражданского законодательства.

При этом правомочия государственной собственности распределяются между различными органами государственной власти и местными органами самоуправления, а их реализация и исполнение осуществляется посредством установленной системы полномочий и функций управления, определенной государством. Объекты права государственной собственности на землю - земельные участки, расположенные на индивидуально обособленных территориях и не являющиеся собственностью физических или юридических лиц, муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Государственные земли обладают большей площадью и несут в себе значительную экологическую и экономическую значимость. Подавляющее большинство промышленно-производственных и природоохранных предприятий располагается на землях, принадлежащих государству. Государственные земли могут быть переданы в пользование физическим либо юридическим лицам на правах срочного или бессрочного пользования, аренды, пожизненного наследования. По закону допускается приватизация земель, находящихся в собственности у государства, при этом учитываются ограничительные меры, которые были установлены для земель отдельных категорий. Приобретатели земельных участков от государства несут круг обязанностей относительно рационального использования земель. Пользование государственной землей является платным, уплата налога должна производиться в установленном законом объеме и сроках, также в соответствующие сроки в государственные органы предоставляется .

Как выкупить земельный участок у государства

Земельный участок, находящийся в собственности у государства, можно выкупить, взять в аренду, а также получить бесплатно в безвозмездное пользование, если только он не является землей особого назначения (заповедник, земля, на которой расположены оборонные объекты и т.д.). Право приобретения регулируется ст. 37 Земельного кодекса РФ. Покупка земельного участка у государства имеет свое целесообразное значение и может быть необходимой:

  1. если недвижимость, переданная по наследству и расположенная на государственной земле, может быть оформлена в собственность только в случае покупки данного земельного участка у государства;
  2. если планируется на участке, принадлежащем государству, но ранее уже использовано право на приватизацию объекта недвижимости;
  3. если ранее приватизированный земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, имеет площадь менее заявленной в документах.

Для того, чтобы произвести выкуп участка у государства в тех случаях, когда не требуется проведение торгов, необходимо подать в органы местной администрации заявление с указанием в нем точного места расположения земельного участка, его размера и площади, целевого назначения, письменное подтверждение согласия на внесение авансового платежа.

Вместе с заявлением необходимо приложить следующий пакет документов:

  • документ, подтверждающий право пользования землей;
  • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность (паспорт);
  • документ, на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.

Поданное заявление рассматривается местными властями в течение 30 дней, затем заявителю отсылается уведомление о разрешении либо мотивированном отказе на приобретение земельного участка. В случае получения положительного решения заявителю необходимо:

  • Обратиться в местную администрацию для утверждения договора и внесения установленной суммы.
  • После утверждения договора, в присутствии нотариуса необходимо заключить , в котором определяются условия выплаты денежных средств за земельный участок.
Сроки выплаты устанавливаются по согласованию всех сторон и могут иметь отсрочку, не превышающую 10 лет.
  • Далее, в течение 30 календарных дней заявителем вносится на банковский государственный счет 50% от экспертной оценочной стоимости участка. Оставшаяся сумма выплачивается равными частями в срок не реже, чем один раз в квартал. Просрочка платежа предполагает начисление пени в размере, установленной договором.
Важно! Оформить земельный участок в частную собственность можно только после исполнения долгового обязательства в полном объеме. Процесс государственной регистрации земли в собственность может длиться до 6 месяцев.

Земельные участки, принадлежащие государству, делятся на три категории: на федеральные, региональные и те, что принадлежат . Право распоряжаться федеральными участками земли принадлежит исключительно федеральным властям. Власти местного и регионального уровней не имеют таких полномочий.

Законодательством РФ определены категории федеральных земель:

  • На основании п.5 ст.1 ФЗ № 33, в федеральной власти находятся заповедные территории федерального значения и национальные парки.
  • В соответствии с п.10, ст.1 ФЗ № 61 и ФЗ № 226, территории с расположенными на них военными объектами и земли, отведенные под нужды российской армии и войска Национальной гвардии, находятся под властью федерации.
  • Земельные участки, относящиеся к лесному фонду страны, являются федеральными, о чем говорит Лесной кодекс РФ (ст.8).
  • Территории расположения предприятий, организаций и иных зданий, принадлежащих РФ.
  • Города закрытого типа.

Также в России существует фонд резервных земель, которые являются федеральными.

Причины внесения определенных территорий в список федеральной собственности указываются в 17 статье ЗК РФ (п. 1):

  • Участки могут принадлежать в рамках действующего законодательства.
  • Земли становятся частью федеральной собственности по итогам разграничения земельных владений страны.
  • Участки земли, которые приобретены органами государственной власти РФ.

Разграничение земель

Эта процедура означает передачу земли, которая была частью не разграниченной территории в собственность одному из субъектов государства.

Также сюда относится практика передачи прав на землю от одного субъекта к другому (например, от региона к федерации).

Само понятие разграничения земель появилось в 2001 году. Изначальный порядок проведения процедуры имел силу до 2006 года. Но, по причине большой сложности процесса, закон был отменен. С июля 2006 года разграничение земель проводится в соответствии со ст. 3.1 № 137-ФЗ.

Определение земель к федеральной, региональной или муниципальной собственности проводится на основании трех основных признаков:

  • Если на участке расположено здание или сооружение, имеющее принадлежность к одному из субъектов, в вопросе разграничения он имеет приоритет.
  • Земля, находящаяся в пользовании одного из государственных, муниципальных предприятий и организаций, может быть передана в распоряжение субъекту, на территории которого эта организация расположена.
  • Если об этом свидетельствует один из законов федерального, регионального или муниципального уровней.

Существует определенный алгоритм действий, в соответствии с которым производится процедура разделения земель и передача их в федеральную собственность:

  • Первым делом происходит разработка закона, на основании которого будет проводится весь процесс.
  • Далее планируется проведение работы кадастровых служб, о чем создается отдельный акт.
  • Границы участка, которые были определены в ходе работ, закрепляются официально. После этого определяется индивидуальный номер для данного земельного участка.
  • В итоге принимается законодательный , в котором говорится о том, что эта территория является федеральным владением.

Закон содержит информацию о категории земли, к которой относится данный участок, так же в нем указаны цели ее использования.
В силу определенных обстоятельств, федеральные земли могут перейти в собственность иных субъектов – регионов или муниципалитетов.

Виды государственной собственности

  • Объекты, которые выполнением своих функций обеспечивают нормальное существование и развитие страны. К ним относятся некоммерческие предприятия, структуры ВС РФ, а также казна РФ;
  • Предприятия, которые выпускают продукцию, предназначенную для обороноспособности государства.
  • Общероссийские автомобильные дороги и те организации, которые осуществляют их обслуживание.
  • Организации, которые можно отнести к категории народного хозяйства страны.

По договору социального найма можно обменять только равноценную квартиру. Как это сделать, читайте в тематическом .

Субъекты и объекты федеральной собственности

Когда дело касается чьего-либо имущества, субъектом в этих отношениях выступает владелец. В случае с федеральной собственностью в качестве субъекта выступает государство в целом. Официальным подтверждением того, что имущество на самом деле принадлежит федерации, является государственный реестр.

Объекты государственной собственности, ни при каких обстоятельствах, не могут быть имуществом в частных руках. К таким объектам можно отнести бюджет страны, налоги и сборы, транспортные системы государства, организации связи, федеральные финансовые организации, и т.д. Некоторые объекты федеральной собственности могут быть переданы в руки муниципалитетов и регионов. Контроль за частью объектов осуществляется бюджетными организациями, остальная часть являет собой казну государства.

Нет похожих статей.

Федеральные земли

При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены на территории (в границах) субъектов Федерации. Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами (зданиями, сооружениями, предприятиями, объектами и др.), относятся к федеральной собственности. Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерации и ее субъектом.

К федеральным землям относятся также земли, выделяемые для федеральных нужд и целевых программ, иные земли общефедерального значения (водного и лесного фондов, особо охраняемых территорий и др.).

Впервые выделение федеральных земель было приведено Указом Президента Российской Федерации “О федеральных природных ресурсах” от 16 декабря 1993 г. № 2144. В нем разграничение производится исходя из принципа общегосударственного значения земель.

К землям федерального значения, относятся земли, которые имеют общероссийское значение, правовой режим которых установлен федеральными законами или распоряжение которыми осуществляется Правительством Российской Федерации или с его согласия.

Федеральными землями являются земельные участки, определяемые федеральными законами либо договорами (соглашениями) о разграничении земель (например, земли запаса федерального значения).

Участки, отнесенные к федеральной собственности, предоставляют, как правило, федеральным предприятиям и организациям в пользование или аренду.

В ст. 294 300 гл. 19 ГК РФ говорится о хозяйственном ведении и оперативном управлении имуществом, государственными и муниципальными предприятиями и организациями.

Земельные участки федеральной собственности, представленные в пользование или аренду физическим и юридическим лицам, должны пройти государственную регистрацию в соответствии со ст. 131 ГК РФ.

Регистрируются они в едином государственном реестре органами юстиции.

Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий (ст. 124127 ГК РФ). Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.

В отношении этих земель федеральные органы выполняют и публичные функции (учет, контроль, ведение мониторинга и кадастра, привлечение к ответственности и др.).

Земли субъектов Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации также являются субъектами гражданских и соответствующих им земельных отношений как равноправная сторона, как собственники земли на своих территориях.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами принимают свои законодательные и иные правовые акты, регулирующие земельные отношения на своей территории, заключают договоры и соглашения с Российской Федерацией, с муниципальными образованиями.

Но конечно, не все земли находятся в собственности субъекта Российской Федерации. В его собственности находятся земли, занимаемые объектами промышленности, транспорта, культуры, науки и др. В его собственность могут переходить земельные участки в связи с передачей объектов федеральной собственности в собственность субъекта. В собственность Российской Федерации переходят земельные участки в связи с приобретением их муниципальных нужд.

Земли субъекта Российской Федерации также предоставляются в пользование или аренду юридическим и физическим лицам, в пожизненное наследуемое владение. Все земли также проходят государственную регистрацию в установленном порядке, о чем говорилось выше.

Субъекты Федерации, являясь субъектами гражданских и земельных отношений, выступают как собственники земли на своих территориях. На них также распространяются нормы и правила о юридических лицах. От имени субъектов Российской Федерации выступают их органы власти в пределах своей компетенции.

А как органы публичной власти они выполняют также и публичные функции.

Право муниципальной собственности на землю

Правом муниципальной собственности на землю обладают органы местного самоуправления. Несмотря на то, что данная форма собственности была провозглашена еще в 1992 г. Законом "О местном самоуправлении", долгое время в отношении муниципальной собственности был известен только ее субъект - орган местного самоуправления. Поскольку правом муниципальной собственности обладают негосударственные органы власти, необходимо было детально урегулировать, какие земли и в каком порядке могут быть переданы органам местного самоуправления. Однако это было выполнено только в Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ

"О разграничении государственной собственности на землю".

В муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах), сельских поселений, а также других муниципальных образований для обеспечения их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке. Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 19 ЗК РФ муниципальная собственность включает в себя земельные участки:

Которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;

Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Помимо муниципальной собственности, крупные муниципальные образования - районы и округа - с 1 июля 2006 г. в соответствии с ФЗ от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации приобрели право распоряжаться не разграниченными государственными землями. Это право предоставлено муниципальным районам и округам, за исключением столиц субъектов и административных центров, порядок предоставления земельных участков в которых устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

земля право собственность