В федеральной собственности находятся земельные участки которые. Федеральная собственность на землю

Земельные участки, принадлежащие государству, делятся на три категории: на федеральные, региональные и те, что принадлежат . Право распоряжаться федеральными участками земли принадлежит исключительно федеральным властям. Власти местного и регионального уровней не имеют таких полномочий.

Законодательством РФ определены категории федеральных земель:

  • На основании п.5 ст.1 ФЗ № 33, в федеральной власти находятся заповедные территории федерального значения и национальные парки.
  • В соответствии с п.10, ст.1 ФЗ № 61 и ФЗ № 226, территории с расположенными на них военными объектами и земли, отведенные под нужды российской армии и войска Национальной гвардии, находятся под властью федерации.
  • Земельные участки, относящиеся к лесному фонду страны, являются федеральными, о чем говорит Лесной кодекс РФ (ст.8).
  • Территории расположения предприятий, организаций и иных зданий, принадлежащих РФ.
  • Города закрытого типа.

Также в России существует фонд резервных земель, которые являются федеральными.

Причины внесения определенных территорий в список федеральной собственности указываются в 17 статье ЗК РФ (п. 1):

  • Участки могут принадлежать в рамках действующего законодательства.
  • Земли становятся частью федеральной собственности по итогам разграничения земельных владений страны.
  • Участки земли, которые приобретены органами государственной власти РФ.

Разграничение земель

Эта процедура означает передачу земли, которая была частью не разграниченной территории в собственность одному из субъектов государства.

Также сюда относится практика передачи прав на землю от одного субъекта к другому (например, от региона к федерации).

Само понятие разграничения земель появилось в 2001 году. Изначальный порядок проведения процедуры имел силу до 2006 года. Но, по причине большой сложности процесса, закон был отменен. С июля 2006 года разграничение земель проводится в соответствии со ст. 3.1 № 137-ФЗ.

Определение земель к федеральной, региональной или муниципальной собственности проводится на основании трех основных признаков:

  • Если на участке расположено здание или сооружение, имеющее принадлежность к одному из субъектов, в вопросе разграничения он имеет приоритет.
  • Земля, находящаяся в пользовании одного из государственных, муниципальных предприятий и организаций, может быть передана в распоряжение субъекту, на территории которого эта организация расположена.
  • Если об этом свидетельствует один из законов федерального, регионального или муниципального уровней.

Существует определенный алгоритм действий, в соответствии с которым производится процедура разделения земель и передача их в федеральную собственность:

  • Первым делом происходит разработка закона, на основании которого будет проводится весь процесс.
  • Далее планируется проведение работы кадастровых служб, о чем создается отдельный акт.
  • Границы участка, которые были определены в ходе работ, закрепляются официально. После этого определяется индивидуальный номер для данного земельного участка.
  • В итоге принимается законодательный , в котором говорится о том, что эта территория является федеральным владением.

Закон содержит информацию о категории земли, к которой относится данный участок, так же в нем указаны цели ее использования.
В силу определенных обстоятельств, федеральные земли могут перейти в собственность иных субъектов – регионов или муниципалитетов.

Виды государственной собственности

  • Объекты, которые выполнением своих функций обеспечивают нормальное существование и развитие страны. К ним относятся некоммерческие предприятия, структуры ВС РФ, а также казна РФ;
  • Предприятия, которые выпускают продукцию, предназначенную для обороноспособности государства.
  • Общероссийские автомобильные дороги и те организации, которые осуществляют их обслуживание.
  • Организации, которые можно отнести к категории народного хозяйства страны.

По договору социального найма можно обменять только равноценную квартиру. Как это сделать, читайте в тематическом .

Субъекты и объекты федеральной собственности

Когда дело касается чьего-либо имущества, субъектом в этих отношениях выступает владелец. В случае с федеральной собственностью в качестве субъекта выступает государство в целом. Официальным подтверждением того, что имущество на самом деле принадлежит федерации, является государственный реестр.

Объекты государственной собственности, ни при каких обстоятельствах, не могут быть имуществом в частных руках. К таким объектам можно отнести бюджет страны, налоги и сборы, транспортные системы государства, организации связи, федеральные финансовые организации, и т.д. Некоторые объекты федеральной собственности могут быть переданы в руки муниципалитетов и регионов. Контроль за частью объектов осуществляется бюджетными организациями, остальная часть являет собой казну государства.

Нет похожих статей.

4035

Федеральная собственность на землю – это государственные территории, разграниченные и указанные в соответствующих нормативных правовых актах. В федеральную собственность не может быть отнесена какая-либо отдельная .

На данный момент земельным законодательством предусмотрены следующие земли федеральной собственности:

  • Согласно , территории, на которых размещены и действуют указанные соединения.
  • На основании исключительно в федеральной собственности находятся земли , предоставленные для военных нужд и расположения различных армейских подразделений
  • Согласно в федеральной собственности находятся земельные участки , которые были переведены в государственный лесной фонд. Приобретение таких территорий оговорено в ЗК РФ, где определены равные права на выкуп для физических и юридических лиц.
  • В соответствии со к объектам федерального значения относятся государственные природные заповедники и национальные парки.

Перечисленные федеральные законы, регламентирующие категорию земель, относящихся к не являются единственными нормативными актами в этой сфере. Отдельный правовой статус иных территорий, например, земель промышленности , регулируется постановлениями правительства и указами президента РФ.

Порядок установления федеральной собственности

Порядок использования, установления и принимается Правительством России согласно основному закону – ЗК РФ и иным нормативам, принятым на его основании.

Перевод территорий из одной категории в другую осуществляется путем разграничения участков . Это действие производится через установку или отмену соответствующих границ. При этом земли различных категорий не должны пересекаться и быть наложенными друг на друга.

Данная процедура регламентирована .Согласно нормативу, для передачи земель в другую категорию путем разграничения, заинтересованное лицо направляет заявление в уполномоченный орган, который в течение 5 суток принимает решение о дате и месте проведения публичных слушаний по данному вопросу. На основании собрания выносится соответствующее решение и утверждается законодательный акт.

Для федеральной собственности слушания проводятся парламентом или его уполномоченным органом по региону на основании права совместного распоряжения и передачи ему отдельных полномочий.

Пример по федеральной собственности на землю

Гражданин Полынкин Н.Г. решил приобрести земельный участок для строительства жилищного комплекса. Для этой цели он посетил региональный муниципалитет и составил соответствующее заявление. На основании заявления был получен ответ с предложением поучаствовать в аукционе, предоставляющем право , находящихся в федеральном ведении.

Возможность проведения такого аукциона оговорена Согласно данному закону, процедура осуществляется государственным жилищным фондом, в частности, для строительства недвижимости экономкласса.

Поучаствовав в аукционе, гражданин Полынкин приобрел несколько сотен квадратных метров для постройки жилищного комплекса. На основании выигранного тендера муниципальный орган отправил заявление в федеральное отделение Росимущества с предложением предоставить указанному гражданину земельный надел. В течение тридцати дней был получен официальный ответ, предоставляющий право Полынкину начать подготовительные процедуры для строительства объекта недвижимости.

Заключение

Федеральная земельная собственность – это территории России, не обремененные правами иных физических и юридических лиц. Перечень таких местностей утвержден ЗК РФ, а также иными законами, постановлениями и указами, принятыми на его основе. Перечень основных земель федеральной собственности:

  1. Территории, на которых расположены внутренние войска МВД РФ.
  2. Земли обороны. Военно-стратегические объекты.
  3. Лесной фонд России.
  4. Земли промышленности стратегического и федерального значения.
  5. Водный фонд РФ.
  6. Государственные природные заповедники и национальные парки.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него о федеральной собственности на землю

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Николай Витальевич. Я директор региональной компании по лесозаготовке и деревообработке. Как я могу получить от государства участок леса, находящийся в федеральном ведении?

Ответ: Добрый день, Николай Витальевич. Согласно регламенту о регулировании лесных отношений вашего региона необходимо оформить договор купли-продажи лесных насаждений в местном муниципалитете с указанием целей вырубки. При этом необходимо заранее выбрать необходимую территорию. Обращаем ваше внимание на то, что данный договор заключается только по итогам аукциона. Если документ будет оформлен, вы можете начинать свою деятельность на указанной территории. После окончания работ необходимо избавиться от производственных отходов с территории вырубленной делянки. Если это не будет выполнено, на Вас может быть назначен штраф Росприроднадзором, а также запрет на дальнейшую аналогичную деятельность.

Министерством экономического развития России определен порядок переоформления земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Росимущество может предоставить федеральную землю в собственность, в аренду и в безвозмездное срочное пользование. Соответствующее заявление могут подавать физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Срок для заключения договора определен в два месяца со дня регистрации заявления. Через один день после этого Росимущество обязуется направить или выдать договор заявителю. Форма заявления о переоформлении права на землю, адреса и телефоны территориальных управлений Росимущества содержится . Подробная информация о государственной услуге по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке переоформления прав размещена, в том числе, на едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Услуга не облагается государственной пошлиной или иной платой. Поданное заявление обязаны зарегистрировать в течение трех дней с момента поступления в Росимущество или его территориальный орган.

Документы, которые нужно представить

Чтобы получить услугу по переоформлению земли нужно представить: заявление по форме (Приложение 3); копию паспорта заявителя или его представителя; копию доверенности; копии правоустанавливающих или удостоверяющих документов; копию документа, который подтвердит обстоятельства, дающие право на приобретение земли; перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, где нужно указать их кадастровые (инвентарные) номера и адресные ориентиры.

В заявлении о переоформлении земельного участка должны быть:

  • наименование получателя: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или наименование территориального управления Росимущества, в которое направляется заявление;
  • ФИО заявителя или наименование организации;
  • почтовый адрес, на который получатель отправит ответ или уведомление о переадресации заявления;
  • суть заявления;
  • личная подпись и дата.

Заявление можно распечатать, заполнить от руки печатными буквами чернилами черного или синего цвета или в электронной форме, используя цифровую подпись.

Документы, которые можно представить

Кроме перечисленных выше бумаг, заявитель может приложить документы из органов местного самоуправления и других официальных органов: кадастровую выписку о земельном участке, выписку из ЕГРП на земельный участок, выписку из ЕГРП на здание, строение, сооружение, которые находятся на этом участке, а также копию или ИП и и ЕГРИП.

Эти документы можно представить самостоятельно или ждать, пока у официальных источников их запросит Росимущество. Непредставление заявителем указанных документов не может быть поводом для отказа в предоставлении государственной услуги по переоформлению земли. Не принять представляемые документы также не могут.

Основания для отказа в переоформлении земли

Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по переоформлению земельного участка исчерпывающий. Такими основаниями могут быть следующие обстоятельства: земельный участок не относится к федеральной собственности, заявитель не вправе переоформлять землю, переоформление в собственность, или срочное пользование запрещено законодательством, существуют действующие судебные акты, которые ограничивают оборот земли, в государственном кадастре недвижимости нет сведений о границах земельного участка (кроме бессрочного пользования), представлен неполный комплект обязательных для представления документов (п. 2.8 Административного регламента).

К письму об отказе в предоставлении государственной услуги прилагаются (возвращаются) представленные заявителем документы.

Если в случае заявителя предоставление государственной услуги не предусмотрено Российским законодательством, то Росимущетво уведомит его. Срок направления уведомления - не более 30 дней с момента обращения заявителя.

Статья 17 ЗК РФ закрепляет следующие основания признания земельных участков объектами права федеральной собствен­ности. Право федеральной собственности на земельный уча-

СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.

Глава 3. Право собственности ни земно 95

сток может быть прямо признано федеральным законом. Фе­деральная собственность может быть установлена в результате процедуры разграничения государственной собственности на землю, кᴏᴛᴏᴩая предусмотрена Федеральным законом "О раз­граничении государственной собственности на землю". И, кроме ϶ᴛᴏго, право федеральной собственности может быть приобретено Российской Федерацией по основаниям, кᴏᴛᴏᴩые предусмотрены в гражданском законодательстве.

В качестве таких оснований приобретения права собствен­ности на землю могут быть юридические факты, указанные в ст. 8 ГК РФ: договоры и иные сделки, предусмотренные зако­ном, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмот­ренные законом, но не противоречащие ему; акты государст­венных органов и органов местного самоуправления, кᴏᴛᴏᴩые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права собственности на землю; судебное решение; в результа­те приобретения имущества по основаниям, допускаемым за­коном; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с кᴏᴛᴏᴩыми закон или иной право­вой акт связывает наступление гражданско-правовых послед­ствий.

Гражданское законодательство (ст. 214 ГК РФ) предусмат­ривает, что от имени Российской Федерации права собствен­ника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. От имени Российской Федерации могут ϲʙᴏими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязан­ности органы государственной власти в рамках их компетен­ции, установленной актами, определяющими статус данных орга­нов. Право федеральной собственности может возникнуть, если федеральный орган государственной власти приобретет земельный участок на основании договора купли-продажи, кᴏᴛᴏᴩый был в частной или муниципальной собственности. Возможно приобретение права федеральной собственности в результате изъятия земельных участков для федеральных нужд на основании ст. 49, 55 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ.

Исходя из ст. 3 Федерального закона "О разграничении го­сударственной собственности на землю" к федеральной собст­венности ᴏᴛʜᴏϲᴙтся земли лесного фонда; земли особо охраня­емых природных территорий федерального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности; земли обороны и безопасности; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных

96 Земельное право современной России

пунктов: земли промышленности, транспорта, связи, радиове­щания, телевидения, информатики и космического обеспече­ния, энергетики и иного назначения; земли природоохранно­го, рекреационного и историко-культурного назначения; зем­ли водного фонда, если на данных земельных участках распола­гается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; данные земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его террито­риальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой неком­мерческой организации, кᴏᴛᴏᴩые созданы органами государст­венной власти Российской Федерации; на данных находящихся в государственной собственности земельных участках располага­ется приватизированное недвижимое имущество, находившее­ся до его приватизации в собственности Российской Федера­ции; под поверхностью данных земельных участков находятся участки недр федерального значения.

Федеральной собственностью будут также земли запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находяще­еся в федеральной собственности, или приватизированное не­движимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Исключая выше сказанное, федеральной собственностью будут земли лесного фонда. Поскольку согласно ст. 7 ЛК РФ земли лесно­го фонда включены в содержание понятия "лесной фонд", а ст. 19 ЛК РФ предусматривает, что лесной фонд и располо­женные на землях обороны леса находятся в федеральной соб­ственности, следовательно, и земли лесного фонда будут федеральной собственностью.

Вопросы права собственности на особо охраняемые при­родные территории и их земли урегулированы в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.)1. Преамбула Закона относит особо охраняемые природные тер­ритории к объектам общенационального достояния. Согласно п. 6 ст. 2 ϶ᴛᴏго Закона особо охраняемые природные террито­рии могут иметь федеральное, региональное и местное значе­ние и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно являться федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или муниципальной собственностью.

СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024; 2002. № I. (Ч. 1) Ст. 2.

Глава 3. Право собственности на землю 97

Особо охраняемые природные территории федерального значения будут федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Госу­дарственные природные заповедники и национальные парки ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к особо охраняемым природным территориям феде­рального значения. Государственные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, ле­чебно-оздоровительные местности и курорты могут быть отне­сены к особо охраняемым природным территориям либо фе­дерального, либо регионального значения.

Правительство РФ и органы исполнительной власти субъе­ктов Федерации определяют особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения. Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 8 указанного Закона государственный при­родный заповедник учреждается постановлением Правитель­ства РФ при условии согласия субъектов Федерации на отне­сение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемым по представлению органов государственной власти субъектов Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в обла­сти охраны окружающей природной среды. Расширение тер­ритории государственного природного заповедника произво­дится в том же порядке. Национальные парки согласно ст. 14 Закона также учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов Федерации на отнесение со­ответствующих территорий субъектов Федерации к объектам федеральной собственности.

Вопросы права собственности на земли водного фонда регу­лируются главным образом водным законодательством. Так, в ст. 1 Водного кодекса РФ содержится понятие "водный объект" как сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рель­ефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Понятие водного объекта уточнено в ст. 7 ВК РФ. По­верхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ни­ми (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. По϶ᴛᴏму право собственности на земли водного фонда, так же как и на земли лесного фонда, подчинено праву собственности на воды. Собственник водного объекта будет одновременно и собственником земель водного фонда.

Исходя из ст. 33 ВК РФ водные объекты могут находиться в собственности Российской Федерации и субъектов Федерации. Водный объект не может одновременно находиться в собствен-

98 Земельное право современной России

ности нескольких субъектов права государственной собствен­ности. Эти нормы конкретизируют п. 2 ст. 214 ГК РФ, в соот­ветствии с кᴏᴛᴏᴩым земля и другие природные ресурсы, не на­ходящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образонаний, будут государственной соб­ственностью. Предполагается, что водные объекты находятся в государственной собственности (федеральной собственности или собственности субъектов Федерации) Исходя из ст. 34 ВК РФ в нашей стране устанавливается государственная собствен­ность на водные объекты. Водные объекты, находящиеся в го­сударственной собственности, не подлежат передаче в собст­венность муниципальным образованиям, гражданам и юриди­ческим лицам.

В ст. 36 ВК РФ указаны виды водных объектов, кᴏᴛᴏᴩые находятся в федеральной собственности, порядок их призна­ния в качестве таких объектов и принципы управления ими. В федеральной собственности находятся:

поверхностные водные объекты, акватории и бассейны

кᴏᴛᴏᴩых расположены на территориях двух и более субъ­

ектов Федерации;

подземные водные объекты, расположенные на террито­

риях двух и более субъектов Федерации;

■ водные объекты, расположенные на территории одного

субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обо­

роны, безопасности, федеральных энергетических систем,

федерального транспорта и иных государственных нужд,

реализация кᴏᴛᴏᴩых отнесена к полномочиям Российской

Федерации;

водные объекты, являющиеся средой обитания анадром-

ных и катадромных видов рыб;

трансграничные (пограничные) водные объекты;

внутренние морские воды;

■ территориальное море Российской Федерации;

Водные объекты, являющиеся особо охраняемыми при­

родными территориями федерального значения или пред­

ставляющие собой часть данных территорий;

■ водные объекты, являющиеся частью территории курортов

или лечебно-оздоровительных местностей федерального

значения;

Иные особо охраняемые водные объекты федерального

значения.

Глава 3. Право собственности па землю 99

Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполни­тельной власти ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих субъектов Федерации. Земли водного фонда, занятые данными водными объектами, также яв­ляются федеральной собственностью.

Управление водными объектами и занятыми ими землями, являющимися федеральной собственностью, осуществляет Правительство РФ. Часть полномочий по управлению феде­ральной собственностью на водные объекты Правительство РФ в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией РФ и ВК РФ может передать ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим федеральным органам исполнительной вла­сти и органам исполнительной власти субъектов Федерации.

Вопрос о праве федеральной собственности на земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, земель запаса и иных, кᴏᴛᴏᴩые указаны в ст. 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", решается иначе. Право федеральной собственности на данные земельные участки признается при на­личии определенных условий: нахождении на данных участках недвижимости, являющейся федеральной собственностью; предоставлении данных участков органу государственной вла­сти Российской Федерации или его территориальному органу, государственному унитарному предприятию и др.

Правовой режим участков недр федерального значения и тем самым земель, под поверхностью кᴏᴛᴏᴩых они находятся, определяется в законодательстве о недрах. Исходя из ст. 2.1 За­кона РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 г. (ред. от 3 марта 1995 г. и с изм. от 29 мая 2002 г.)1 для гарантированного обес­печения государственных потребностей Российской Федера­ции стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие кᴏᴛᴏᴩых влияет на ее национальную безопасность, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Феде­рации отдельные участки недр, в т.ч. содержащие мес­торождения полезных ископаемых, могут получать статус объ­ектов федерального значения на основании совместных реше­ний федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. Часть месторо­ждений федерального значения, в т.ч. оϲʙᴏенных и под­готовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

ВВС РФ. 1992. № 16. Ст. 834; СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2026.

земельное право современной России

Статья 2.1 Закона о недрах определяет критерии, условия и основания признания определенных участков недр в качестве объектов права федеральной собственности. Разграничение фе­деральной собственности и собственности субъектов Федера­ции на недра урегулировано следующим образом. Пункт 6 ст. 3 Закона РФ о недрах устанавливает правило, по кᴏᴛᴏᴩому орга­ны государственной власти Российской Федерации выделяют совместно с субъектами Федерации участки недр федерального значения, регионального значения и местного значения. Со­гласно п. 7 ст. 4 данного Закона в компетенцию органов госу­дарственной власти субъектов Федерации в сфере регулирова­ния отношений недропользования на ϲʙᴏих территориях входит выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения.

Часть 3 ст. 2.1 рассматриваемого Закона предусматривает, что порядок отнесения участков недр к объектам федерально­го значения, в т.ч. к федеральному фонду резервных ме­сторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собствен­ности устанавливаются федеральными законами. Так, ст. 11 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газо­снабжении в Российской Федерации" установлен порядок формирования федерального фонда резервных месторождений газа, ст. 5 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (с изм. и доп. от 10 января 2002 г.)1 - порядок формирования феде­рального фонда резервных месторождений драгоценных ме­таллов и драгоценных камней.

Право федеральной собственности на земельные участки и участки недр предусмотрено также в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. N° 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (с изм. от 30 декабря 2001 г.)2. Государственный ре­зерв будет особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных указанным Федеральным законом. В состав государственного резерва входят запасы ма­териальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, запа­сы материальных ценностей для обеспечения неотложных ра-

1 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст- 1463; 2002. № 2. Ст. 131.

2 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 3; 2001. № 53. Ст. 5030.

Глава 3. Право собственности ни землю

бот при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. За­пасы государственного резерва независимо от места их разме­щения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также зе­мельные участки, на кᴏᴛᴏᴩых данные организации расположены, и участки недр, кᴏᴛᴏᴩые могут быть использованы для хранения государст­венного резерва, будут федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога (ст. 4)

Статья 9 ЗК РФ наделяет Российскую Федерацию правом управлять и распоряжаться теми землями, кᴏᴛᴏᴩые находятся в федеральной собственности. При этом ст. 209 ГК РФ опреде­ляет содержание права собственности, состоящее из правомо­чий владения, пользования и распоряжения. Содержание пра­ва собственности не зависит ни от объекта, ни. от субъекта права собственности.

В теории земельного права вопрос об объеме правомочий государства - собственника земли неоднократно был предме­том специального анализа. Так, А.П. Павлов полагал, что уп­равление государственным земельным фондом будет со­ставной частью содержания права государственной собствен­ности на землю1. Несколько позднее Г.А. Аксененок, A.M. Ту-рубинер и Л.И. Дембо также повествовали, что управление земельным фондом представляет собой элемент содержания права госу­дарственной собственности на землю. Вместе с тем данное правомочие уступает по ϲʙᴏему значению правомочию распо­ряжения, оно подчинено ему2. Считалось, что традиционная цивилистическая триада не в состоянии раскрыть всей полно­ты содержания права государственной социалистической соб­ственности на землю и другие природные ресурсы.

По мнению И.И. Краснова, юридической основой государ­ственного управления землями будет единство в одном субъекте в лице государства: а) территориального верховенст­ва как элемента суверенитета, б) права государственной собст­венности на землю3. Важно заметить, что одновременно высказывались мнения, подвергавшие критике данные утверждения.

1 Павлов А.П. Конспект курса земельно-колхозного права. М., 1938. С. 23.

2 Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР. С. 225,

226; Он же. Земельные правоотношения в СССР. С. 344-356; Турубинер A.M.

Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. С. 140,

195; Дембо Л.И.
Стоит отметить, что основные проблемы советского водного законодательства.

Л.. 1948. С. 67, 68.

3 Краснов Н.И. Правовой режим земель специального назначения. С. 71.

102 Земельное право современной России

Отметим тот факт - что в современных условиях, когда государственная собствен­ность на землю утратила исключительный характер, вряд ли есть основания для того, ɥᴛᴏбы включать в состав правомочий государство - собственника земли правомочие управления. Управление в сфере использования и охраны земель основано не на праве собственности, а на праве территориального вер­ховенства.

В отличие от указанных выше авторов, кᴏᴛᴏᴩые стремились обосновать расширение объема правомочий государства как собственника земли, высказывались и иные мнения. Так, И.А. Иконицкая полагает, что содержание права государственной собственности на земли состоит только из правомочий владения и распоряжения. Из всех правомочий, вытекающих из права собственности, государство в лице его органов, бесспорно, об­ладает двумя из них: правом владения и правом распоряжения. Право же пользования, под кᴏᴛᴏᴩым обычно понимается право хозяйственной эксплуатации имущества, государство практиче­ски всегда передает другим лицам1.

Как отмечалось выше, основанием правомочия управления всеми землями, независимо от того, в чьей собственности они находятся, будет право территориального верховенства го­сударства. Право распоряжаться землями вытекает из права собственности Российской Федерации. Наделение Российской Федерации в ст. 9 ЗК РФ как собственника федеральных зе­мель правомочием управления будет необоснованным. Это принципиально не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует основам гражданско-право­вого регулирования отношений собственности. Аналогичное замечание относится и к полномочиям субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления как собственников земель, кᴏᴛᴏᴩые сформулированы в ст. 10 и 11 ЗК РФ.

Между тем в юридической литературе продолжают выска­зываться мнения о том, что правомочия государства-собствен­ника реализуются посредством управленческих действий. Бо­лее того, органы законодательной власти включаются в число органов управления государственным имуществом. Так, утвер­ждается, что законодательная власть в системе органов управ­ления федеральным имуществом представлена Федеральным Собранием Российской Федерации2.

1 Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенден­

ции развития. С. 72, 73.

2 Ершова И.В. Проблемы правового режиму государственного имущества в хо­

зяйственном обороте. М„ 2001. С. 122, 131.

Глава 3. Право собственности на землю 101