Восстановление в армии из запаса офицером. Особенности прохождения службы офицерами запаса

Постановления от 14 февраля 2000 г. "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" дал следующие разъяснения.

В случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения его жилым помещением он на основании п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.

В том случае, когда увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, но нарушен установленный Положением о порядке прохождения военной службы порядок увольнения военнослужащего, должно приниматься решение не о восстановлении военнослужащего на военной службе, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списков личного состава воинской части, восстановлении непосредственно нарушенных прав и возмещении ущерба. При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путем возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

В случае если сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

Полное восстановление нарушенных прав военнослужащего, уволенного с военной службы без производства расчета, предполагает восстановление его в списках личного состава части до момента выплаты всех причитающихся сумм.

Принципиальное решение принято Военной коллегией Верховного Суда РФ по делу Д.

Майор Д. обжаловал в суд действия командира войсковой части, связанные с исключением его из списков личного состава части ввиду увольнения с военной службы без производства с ним расчета по всем видам довольствия, положенным на день увольнения.

Военный суд удовлетворил жалобу: действия командира признал неправомерными, а его приказ в части, касающейся исключения Д. из списков личного состава части, - незаконным и не действующим с момента его издания. Кроме того, суд обязал командира части восстановить Д. на военной службе, выплатить причитающиеся ему деньги с учетом индексации, а денежную компенсацию взамен продовольственного пайка выплатить исходя из его стоимости, действующей на момент фактической выплаты, после чего исключить заявителя из списков личного состава части.

Приволжский окружной военный суд решение изменил, признав неправильным указание об отмене приказа об исключении Д. из списков личного состава и восстановлении его на военной службе, в остальной части решение суда первой инстанции оставил без изменения.

Окружной суд указал, что увольнение Д. произведено на законных основаниях и не оспаривалось заявителем, однако при этом не соблюден порядок увольнения, и названное нарушение в полной мере могло быть устранено путем выплаты задолженности с учетом ее индексации и своевременного исполнения судебного решения, а не путем восстановления заявителя на военной службе.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене определения суда второй инстанции.

Военная коллегия протест удовлетворила, отменила определение Приволжского окружного военного суда и оставила в силе решение военного суда о восстановлении Д. на военной службе до момента производства с ним окончательного расчета, указав следующее.

Как видно из материалов дела, Д., уволенному с военной службы и исключенному из списков личного состава части, не выплачены: единовременное денежное вознаграждение по итогам 1997 и 1998 годов; денежные компенсации взамен продовольственного пайка, за поднаем жилых помещений, за санаторно - курортное лечение и взамен вещевого имущества; пособие на детей; материальная помощь и выходное пособие.

Вместе с тем согласно ст. ст. 12, , , 15, и Федерального закона "О статусе военнослужащих" перечисленные выплаты и компенсации установлены для военнослужащих, т.е. для лиц, проходящих военную службу. Поэтому упомянутыми видами довольствия военнослужащий должен быть обеспечен в период прохождения военной службы, а не после увольнения с нее.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил, объявленного приказом Министра обороны Российской Федерация No. 100 1985 г., днем увольнения офицера с действительной военной службы считается день, с которого офицер приказом по воинской части исключается из списков личного состава части. Согласно же ч. 4 ст. 65 инструкции к названному приказу "О порядке применения Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил" увольняемый военнослужащий своевременно и полностью должен быть удовлетворен всеми видами положенного ему на день увольнения довольствия (данные нормативные акты действовали на момент возникновения спорных правоотношений и в период рассмотрения дела судом).

Поскольку с Д. на день увольнения не был произведен окончательный расчет, то издание приказа об исключении его из списков личного состава воинской части нарушало требования названных нормативных актов и ущемляло права военнослужащего. В связи с этим суд первой инстанции правильно удовлетворил требования заявителя о восстановлении его в списках личного состава воинской части до производства с ним окончательного расчета. Определение же суда второй инстанции не устраняло допущенные в отношении Д. нарушения.

Это решение Военной коллегии согласуется с требованиями нового законодательства, в частности с нормами п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. No. 1237, в соответствии с которыми военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Восстановление на военной службе дело не простое. Наша адвокатская практика свидетельствует о том, что вопрос восстановления бывшего военного после трансформации его правового статуса в поле гражданское опять-таки в роль защитника отечества является крайне сложной процедурой. Но наши опытные готовы справиться даже с этой проблемой.

Восстановление военнослужащего на военной службе

Есть постановление, которое действует в ВС на протяжении нескольких лет. Большинство военных попало под процедуру досрочного увольнения на основании этого постановления. То есть, срок действия текущих контрактов не истек, а трактуется это на базе организационно-штатных мероприятий (ОШМ).

Сокращение по ОШМ может быть оправдано в следующих случаях:

  1. Вышло время пребывания в распоряжении командования части.
  2. Занятая должность попадает под сокращение, а назначение на аналогичную позицию не представляется возможным.
  3. Понижение звания в рамках текущей должности.

Восстановление военнослужащего на военной службе на основании этой статьи происходит довольно просто. Необходимо вновь подать заявление в комиссариат воинского учета и пройти комиссию. Далее придется выполнить шаги аналогичные требованиям при заключении нового служебного контракта.

Возврат на службу после сокращения по показаниям здоровья

Восстановление на военной службе после увольнения по показаниям здоровья имеет место быть. Обращайтесь в госпиталь по адресу воинского учета и проходите повторную комиссию.

Суд по восстановлению на военную службу

Помните о том, что при увольнении из части по ОШМ у вас есть право на ряд льгот и гарантий. В случае, когда их не дали или процесс увольнения был выполнен с рядом нарушений, можно смело обращаться в суд. Если удастся все доказать, то вам обеспечено восстановление на военной службе по решению суда с выделением компенсации за тот промежуток времени, когда действовало незаконное сокращение.

Восстановление на военной службе по причине нарушения контрактных условий:

Есть заблуждение, что для увольнения на основании нарушения обязанностей заключенного контракта необходимо иметь конкретное числа нарушений и взысканий. Но не все понимают, что каждое нарушение законодательных пунктов или прописанных правил устава может быть поводом для увольнения по НУК. Увольнение по НУК - это особенность дисциплинарного воздействия, и уже командующий состав может применять ее на свое усмотрение.

В случае сокращения по НУК, мало что может помочь вам для возвращения в часть. Суды по восстановлению на военную службу здесь мало на что способны, но вся надежна все равно на них. Дело в том, что понимать увольнение по НУК можно по-разному - это и небольшие огрехи в несении службы, и более серьезные провинности. В любом случае, это очевидное пятно в биографии служащего.

Вам необходимо подать иск о восстановлении на военную службу и доказывать в ходе разбирательств неправомерное увольнение из части.

Как происходит восстановление на военной службе, с чем сопряжен этот процесс?

  1. Во-первых, адвокат должен выяснить причину увольнения со службы. Если военнослужащий необоснованно уволен, то сама процедура возвращения ему первоначального положения будет проходить по одной схеме - признания увольнения незаконным. Если же для принятого решения в отношении конкретного подзащитного есть реальные основания и причины, то тут военный адвокат будет выстраивать тактику и их интересов иначе - бороться с необоснованностью причин, послужившим основанием.
  2. Во-вторых, профессиональный страж интересов добивается возвращения не просто статуса военного, но и его полного обеспечения, назначенных ранее льгот (читайте про по ссылке) и срока для стажа службы. Изданный ранее приказ в результате вердикта судебного органа теряет свою силу, что помогает сделать процесс реабилитации (восстановление на военной службе) на конкретной должности более простым и скорым.
  3. В-третьих, на защиту прав и интересов военнослужащего приходят свидетели. Именно сослуживцы могут нередко сыграть ключевую роль в том, какое решение будет принято судьей в отношении конкретного лица. Учитывается все: характер самого подзащитного, его взаимоотношения с командным составом и руководством, определенные обстоятельства, которые предшествовали процедуре увольнения, формулировка причины смещения с должности.

ВНИМАНИЕ : смотрите видео с советами, как получить жилье военнослужащим, расторгнуть контракт и отстоять свое право. Подпишитесь на наш канал YouTube и через комментарии к ролику Вы сможете бесплатно советоваться с военным юристом по решению своей проблемы.

Образец административного искового заявления в военный суд

В Екатеринбургский гарнизонный военный суд

620062, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 26

Административный истец:

Административный ответчик:

Командующий войсками Центрального Военного округа

Владимир Борисович Зарудницкий

620219, г. Екатеринбург ГСП-184, ул. Ленина, д. 71

Цена иска: заявление неимущественного характера

Государственная пошлина: 300 рублей

Административное исковое заявление

о признании незаконным приказа об увольнении военнослужащего,

восстановлении на военной службе

Административный истец проходил военную службу в вооруженных силах с 01.08.2003, однако был досрочно уволен с военной службы приказом командира воисковой части 71592, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Такое дисциплинарное взыскание как - досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта ему не объявлялось. О указанном дисциплинарном взыскании заявитель узнал при рассмотрении уголовного дела судом. Своего согласия на увольнение с военной службы он не давал. Несмотря на то, что в отношении него было возбуждено уголовное дело, на день издания приказа об увольнении он не был признан судом виновным. С приказом об увольнении заявитель ознакомлен в установленном законом порядке не был.

Таким образом, заявитель полагает, что оспариваемый приказ подлежит отмене, как незаконный, а Истец должен быть восстановлен на военной службе с возмещением всех причиненных убытков.

Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

Согласно ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Не смотря на то что оспариваемый приказ был вынесен 31 января 2017 года, о нарушении своих прав, административном у истцу стало известно лишь 30 марта 2017 года,.

Статья 95 КАС РФ гласит, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео и узнаете, почему любой образец иска, жалобы лучше составлять с нашим адвокатом, пишите вопрос в комментариях ролика, подписывайтесь на канал YouTube

Не уведомление административного истца о вынесении оспариваемого приказа является существенной причиной для восстановления срока подачи заявления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ФЗ «О статусе военнослужащих»,

ПРОШУ:

  • восстановить процессуальный срок для подачи административного искового заявления на приказ, командующего войсками центрального военного округа по личному составу
  • признать приказ, командующего войсками центрального военного округа по личному составу части увольнения В. с военной службы незаконным
  • обязать командующего войсками центрального военного округа отменить приказ в части досрочного увольнения В. с военной службы, восстановив его на военной службе.

Приложение:

  1. копия настоящего заявления для сторон по делу;
  2. документ подтверждающий оплату государственной пошлины;
  3. копия выписки из приказа командующего войсками центрального военного округа
  4. копия выписки из приказа командира войсковой части полевая почта 20022 по строевой части
  5. копия приговора

Дата, подпись

Для чего необходимо обращение к военному адвокату:

Обращение к помощи опытного и профессионального в вопросах военного и гражданского права юристу помогает сократить срок пребывания лица «не в том статусе», восстановиться на военной службе, реанимировать заслуги перед родиной и вернуть доброе имя, при этом не подпортив репутацию, личное дело и стаж. Специалист сумеет найти рычаги в позиции защиты, которые положительно повлияют на ход судебного разбирательства.

Наша адвокатская деятельность строится в полном соответствии с нормами и требованиями законов Российской Федерации и направлена на защиту Ваших прав и интересов.

Читайте еще о работе нашего военного адвоката:

Узнайте о с помощью адвоката


В ходе встречи с доверенными лицами президента РФ Владимира Путина министр обороны Сергей Шойгу заверил, что компетентные офицеры, уволенные из Вооруженных Сил при его предшественнике Анатолии Сердюкове. вернутся на службу в армейские и флотские подразделения. «Возвратим тех офицеров, которые были цветом науки, цветом военного образования», — заверил глава военного ведомства.

Значительное сокращение офицерского корпуса при прежнем министре обороны стало одним из основных этапов проведения реформы российских Вооруженных Сил.

Войдите или зарегистрируйтесь

На вопросы читателей «КП» отвечает старший преподаватель Военного университета Минобороны РФ, кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук полковник юстиции Владимир ТАРАНЕНКО.

Я был уволен по сокращению штатов в 1992 году. Сейчас мне 42 года. Имею 9 лет выслуги. Могу ли восстановиться в Российской армии? Сколько лет нужно мне служить, чтобы оформить пенсию и получить жилье?

Речь может идти не о восстановлении на военной службе, а о заключении нового контракта.

Восстанавливают ли сейчас из армии офицеров запаса?

1 ответ. Москва Просмотрен 2842 раза. Задан 2011-08-29 08:23:13 +0400 в тематике «Оборона военная служба, оружие» Подскажите.Восстановление в армию - Подскажите.Восстановление в армию. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 1268 раз. Задан 2013-02-04 17:18:01 +0400 в тематике «Оборона военная служба, оружие» Есть вопрос - Есть вопрос. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 92 раза. Задан 2013-06-14 11:10:18 +0400 в тематике «Оборона военная служба, оружие» Как уволиться с армии по несоблюдению контракта и сразу восстановиться в в - Как уволиться с армии по несоблюдению контракта и сразу восстановиться в в.

Восстановление в ВС РФ офицера запаса

Хочу восстановиться из запаса. Уволился в 2009 году по завершению срока контракта с должности старшего преподавателя, кандидат военных наук, капитан-лейтенант запаса. 32 года. На службе работал с экспортным В и ВТ, обучал иностранцев. На гражданке занимал разные должности (руководил службой сервиса, был ГИПом, был главным конструктором), приобрел интересный опыт, который был бы полезен в профильных флотских НИИ или ВУЗе, но вот беда в том, что там нет вакантных должностей, стало быть, несмотря на решение ученого совета ВУНЦ о рекомендации меня к восстановлению в должности «Старший преподаватель» мне отношения никто не даст.

юрист писал(а): Разумеется, в данном случае вступают в силу чисто договорные отношения, в порядке определенным ГК РФ.

Как восстановиться в армии офицеру запаса

Возможно ли ему сново вернуться в армию. это считается как. для офицеров запаса. Форум Форумы для офицеров запаса и военнослужащих Общие. в этом то вся и проблема, что я офицер, а контрактников то всегда. как восстановить одежду чёрного цвета Б о необходимости лечения в стационарных условиях офицера. Годными к обучению по программе военной подготовки офицеров запаса на военных. службы не восстановится, заключение военно-врачебной комиссии о.

Как восстановиться в армию офицеру запаса

Вообще, за последние годы система военного управления в России серьезно изменилась, общая численность армии «урезана» до миллиона человек. При этом призывников в общей структуре военнослужащих стало около 30%, зато больше стало контрактников (через 5 лет их должно быть около 425 тысяч человек).

На этом фоне существенно выросли зарплаты офицеров (скажем, по официальным данным месячная зарплата лейтенанта сейчас – не менее 50 тысяч рублей), решается ещё одна большая проблема – жилищная.

Российское правительство уже выполняет поручение: в следующем году жилищный вопрос закрыть в полном объеме.

Как восстановиться офицеру запаса на военную службу? (1 из 2)

Как восстановиться офицеру в российской армии есть два способа. Первый, это пойти в военкомат, где состоит на учете офицер запаса и подать рапорт о желании продолжить службу в рядах Российской Армии в такой-то должности. Второй способ менее продуктивный, поскольку вопрос нужно решать через суд. Однако это возможно, если офицера в запас уволили незаконно. Но доказать эту незаконность будет весьма и весьма проблематично.

Как офицеру восстановится в армии?

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, окончившие до призыва на военную службу государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и получившие в указанных образовательных учреждениях высшее профессиональное образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее 3 месяцев;

Сроки призыва на военную службу

В отличие от граждан, не состоящих в запасе и не имеющих офицерского звания, призыв на военную службу офицеров запаса не определен строгими временными рамками и неотвратимостью призыва всех 100% офицеров запаса, не имеющих оснований для освобождения или для отсрочки от призыва на военную службу.

Призыв на военную службу офицеров запаса осуществляется в сроки, установленные Президентом Российской Федерации (п. 2 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). В настоящее время призыв офицеров запаса на военную службу осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации "О призыве офицеров запаса на военную службу в 2000-2005 годах" от 10 апреля 2000 г. N 660. Согласно подп. "а" п. 1 этого Указа на военную службу ежегодно призывается до 15 тыс. граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера и не имеющих права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, в том числе до 5 тыс. граждан - непосредственно по окончании указанных образовательных учреждений, по военно-учетным или гражданским специальностям, родственным соответствующим военно-учетным специальностям, согласно плану, ежегодно разрабатываемому Министерством обороны Российской Федерации.

Таким образом, определяющим в призыве на военную службу офицеров запаса в конкретном военкомате является задание на призыв офицеров запаса, которое получает военный комиссар.

Ежегодные планы призыва офицеров запаса по видам Вооруженных Сил, родам войск, главным и центральным управлениям Министерства обороны Российской Федерации, военным округам и другим федеральным органам исполнительной власти на основании их заявок разрабатывает Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Доводит до военных комиссариатов субъектов Российской Федерации задание на призыв офицеров запаса по военно-учетным специальностям и распределяет отобранных на призыв кандидатов из числа офицеров запаса согласно полученному заданию на призыв управление кадров военного округа.

Этапы и виды призыва на военную службу офицеров запаса

Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу офицеров запаса включает в себя три этапа:

Кроме того, специфика призыва на военную службу офицеров запаса заключается в том, что такой призыв может быть реализован:

Призывом на военную службу непосредственно после окончания вузов;

Призывом на военную службу в другое время, по плану реализации задания на призыв.

Медицинское освидетельствование офицеров запаса

Медицинское освидетельствование офицеров запаса при призыве их на военную службу проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123) и ст.ст. 205-215 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 20 августа 2003 г. N 200.

Освидетельствование офицеров запаса проводится по распоряжению военного комиссара района военно-врачебной комиссией военного комиссариата района. Заключения военно-врачебной комиссии записываются в книгу протоколов заседаний военно-врачебной комиссии и, кроме того:

В отношении лиц, признанных годными к военной службе, годными к военной службе с незначительными ограничениями, - в карту медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе;

В отношении лиц, признанных не годными к военной службе, - в свидетельство о болезни, которое направляется на утверждение в штатную военно-врачебную комиссию военного округа;

В отношении лиц, признанных ограниченно годными к военной службе, временно не годными к военной службе, - заполняется карта медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе, которая направляется на утверждение в штатную военно-врачебную комиссию военного комиссариата субъекта Российской Федерации.

Офицеры запаса, призванные на военную службу (при наличии приказа министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу), но еще не отправленные к месту службы и заявившие жалобы на состояние здоровья, военным комиссаром направляются на освидетельствование в гарнизонные или госпитальные военно-врачебные комиссии.

Вопрос: Являюсь офицером запаса, имею заболевание, которое по графе 1-й Расписания болезней "тянет" на категорию "В". А по этой графе освидетельствуются граждане при призыве на военную службу. Могу ли я рассчитывать на освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья?

Ответ: Согласно подп. 15 п. 84 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 200, вы как офицер запаса будете освидетельствоваться по другой графе, по графе III Расписания болезней. Критерии установления категории годности по разным графам не совпадают, и о вашем праве на получение освобождения от призыва на военную службу станет известно только после установления врачами вам категории годности к военной службе.

Призыв на военную службу офицеров запаса непосредственно после окончания вузов

Начальник военной кафедры в вузе после получения задания на призыв граждан из числа студентов, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса, оканчивающих вуз, проводит предварительный отбор кандидатов на призыв на военную службу. На отобранных кандидатов составляются списки, которые направляются в военный комиссариат района по месту расположения учебного заведения. Отбору подлежат граждане, не имеющие права на отсрочку.

Военный комиссар района по месту расположения учебного заведения указанных в списке граждан направляет на медицинское освидетельствование в целях определения категории годности к военной службе. Граждане подлежат медицинскому освидетельствованию как офицеры запаса.

Военный комиссар района в отношении граждан, не имеющих права на отсрочку от призыва на военную службу, принимает решение об их призыве на военную службу.

На граждан, отобранных военным комиссаром района для призыва на военную службу, начальник военной кафедры оформляет необходимые документы (призывной материал) и направляет их в военный комиссариат субъекта Российской Федерации. Перечень документов определяют управления кадров военных округов. После проверки представленных документов военным комиссаром субъекта Российской Федерации они направляются в управление кадров военных округов в установленном порядке.

Управление кадров военного округа полученные документы на офицеров запаса в соответствии с нарядом Главного управления кадров распределяет по видам Вооруженных Сил, родам войск, главным и центральным управлениям Министерства обороны Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти, в которые согласно указу Президента Российской Федерации производится призыв офицеров запаса; составляет именные списки, которые утверждаются у командующего войсками военного округа и вместе с послужными картами высылаются в соответствующие кадровые органы.

Управления (отделы) кадров видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации готовят в четырех экземплярах проекты приказов министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу офицеров запаса и после визирования первых экземпляров этих проектов соответствующими главнокомандующими (начальниками) представляют все экземпляры в Главное управление кадров. При этом проекты приказов о призыве на военную службу офицеров запаса - выпускников вузов вместе с послужными картами должны быть представлены за 2 месяца до выпуска.

Управлениями (отделами) кадров видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации выписки из приказов министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу офицеров запаса направляются не позднее 7 суток после получения приказов в управления кадров военных округов и военные комиссариаты субъектов Российской Федерации с указанием условных наименований воинских частей и пунктов их дислокации, куда подлежат направлению эти офицеры, а также в кадровые органы военных округов, флотов, армий, флотилий, объединений и соединений, в распоряжение которых зачислены призванные на военную службу офицеры.

Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации выписки из приказов министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу офицеров запаса должны доводить до подчиненных военных комиссариатов: на офицеров запаса из числа выпускников вузов - не позднее чем за 15 суток до выпуска, а на остальных офицеров запаса - в течение 5 суток после получения выписок из приказов.

Начальниками военных кафедр вузов совместно с приглашенными представителями глав администраций районов, городов и военных комиссариатов приказы министра обороны Российской Федерации о призыве офицеров запаса - выпускников вузов на военную службу объявляются в торжественной обстановке.

Офицер запаса, призванный на военную службу непосредственно после окончания вуза, должен прибыть в военный комиссариат района не позднее 3 суток после окончания учебного заведения за получением отпускного билета и предписания на убытие к месту службы.

Если в течение месяца после окончания учебного заведения гражданин, на которого поступила выписка из приказа министра обороны Российской Федерации, не откомандирован к месту военной службы по различным причинам, его личное дело с выпиской из приказа о его призыве направляется в течение 5 дней в военный комиссариат района по месту жительства офицера. Данный офицер откомандировывается к месту военной службы военным комиссаром района по месту его жительства в установленном порядке.

Указанные офицеры, не откомандированные в течение месяца после окончания высших учебных заведений к месту службы без уважительной причины, теряют право на получение отпуска перед откомандированием к месту службы.

Такими уважительными причинами являются:

Нахождение на излечении, тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника призванного на военную службу офицера запаса (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого находился офицер запаса);

Пожар или другое стихийное бедствие, постигшее семью или близкого родственника офицера запаса.

Призванным на военную службу офицерам запаса в военном комиссариате района выдаются два экземпляра предписания об убытии к месту прохождения военной службы. Второй экземпляр с отметкой о прибытии призванного офицера командир воинской части высылает в военный комиссариат района, который его откомандировал.

Рассматриваемый порядок призыва на военную службу офицеров запаса непосредственно после окончания вуза содержит ряд спорных позиций.

Подпунктом "б" п. 1 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определены юридические факты, при наличии которых, наряду с возрастными параметрами, гражданин попадает в конкретную категорию - категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу:

Окончание государственного, муниципального или имеющего государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования;

Зачисление в запас с присвоением воинского звания офицера.

Указанные юридические факты должны состояться до начала призыва на военную службу. Об этом свидетельствуют и другие законодательные нормы. Получить воинское звание лейтенанта гражданин, успешно завершивший обучение на военной кафедре вуза, может только по окончании образовательного учреждения (подп. "б" п. 2 ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237).

Как уже указывалось выше, призыв на военную службу офицера запаса включает в себя три этапа:

Явку на медицинское освидетельствование;

Явку к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;

Явку в военкомат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.

Таким образом, призыв на военную службу, а точнее, первое из указанных мероприятий призыва на военную службу - явка на медицинское освидетельствование, должно состояться только после окончания гражданином вуза и зачисления его в запас с присвоением воинского звания офицера.

Реально данное условие, определенное законом, не соблюдается. Мероприятия по призыву на военную службу начинают проводиться в отношении студентов, не входящих в категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Два из трех этапов призыва на военную службу (медицинское обследование и принятие военкомом решения о призыве на военную службу) проводятся в отношении студентов, не закончивших вуз и не зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера.

Согласно п.п. 26 и 27 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера (приложение N 2 к приказу министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400), еще до отправки начальником военной кафедры необходимых документов (призывного материала) в военный комиссариат субъекта Российской Федерации студенты проходят медицинское освидетельствование как офицеры запаса. В этот же период военный комиссар района по месту расположения учебного заведения в отношении граждан, не имеющих права на отсрочку от призыва на военную службу, принимает решение об их призыве на военную службу.

В связи с вышеизложенным есть необходимость приведения некоторых положений указанного приказа министра обороны Российской Федерации в соответствие с законодательными нормами.

Призыв на военную службу офицеров запаса в другое время, по плану реализации задания на призыв

Офицер запаса, не призванный на военную службу непосредственно после окончания вуза, вызывается в военкомат после получения выписки из приказа министра обороны Российской Федерации повесткой установленного образца. Этот приказ должен быть доведен до офицера запаса в течение 5 суток после получения военкоматом выписи из приказа.

Офицер запаса вызывается в военкомат по мере необходимости, определяемой ежегодным заданием на призыв офицеров запаса на военную службу.

После получения задания на призыв офицеров запаса военный комиссар района и начальник 3-го отделения военного комиссариата оценивают наличие и качественную характеристику офицеров запаса, подлежащих призыву, и возможность выполнения задания. На офицеров запаса, подлежащих призыву на военную службу, отбираются учетные документы.

Для ведения целенаправленной работы по отобранным кандидатам на призыв составляется список офицеров запаса, подлежащих призыву на военную службу, исходя из задания на призыв. В данный список включаются все офицеры запаса, имеющие военно-учетные специальности, указанные в задании на призыв, а также имеющие гражданскую специальность, родственную военно-учетной специальности, по которой получено задание на призыв.

Офицеры запаса, имеющие право на отсрочку (освобождение) и не подлежащие в текущем году призыву по различным причинам, учитываются в списке офицеров запаса в возрасте до 27 лет, имеющих право на освобождение и отсрочку от призыва.

На отобранных для призыва на военную службу офицеров запаса подбираются личные дела для предварительного изучения. Выявляются офицеры запаса, привлекающиеся или привлекавшиеся к уголовной или административной ответственности, находящиеся под следствием, состоящие на учете в туберкулезных, психиатрических, кожно-венерологических, наркологических диспансерах, а также имеющие право на освобождение и отсрочку от призыва на военную службу.

Военный комиссар в ходе беседы изучает семейное положение, состояние здоровья и другие вопросы, влияющие на принятие решения о призыве на военную службу. Результаты беседы отражаются в листе изучения кандидата на призыв. В отношении офицера запаса принимается одно из следующих решений:

О призыве на военную службу;

О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

Об освобождении от призыва на военную службу;

Об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Решение военного комиссара в отношении офицера запаса записывается в лист изучения, который подписывается военным комиссаром, заверяется гербовой печатью и подшивается в личное дело офицера запаса, а также заносится в книгу решений военного комиссара по призыву на военную службу офицеров запаса.

В случае принятия решения о призыве конкретного офицера запаса на военную службу ему выдаются два экземпляра предписания об убытии к месту прохождения военной службы.

Вопросы:

1. Я - офицер запаса. В феврале этого года вызывали в военкомат (якобы для постановки на учет). После личной беседы начальник отдела по работе с офицерами запаса сказал, что в июне меня точно призовут. Считается ли это устное заявление решением военкомата о призыве? Если нет, то как это решение должно выглядеть? В данный момент есть приказ министра обороны и мне пытаются вручить повестку. Должно ли быть в этом приказе указано мое имя? Или там просто сказано, сколько человек призвать? До какого числа могут призвать офицера запаса (до 30 июня, как солдат, или круглый год)?

2. Заканчиваю вуз, прошел кафедру, и в отношении меня выходит приказ министра обороны на призыв. Но у меня есть право на отсрочку (в моем случае - по работе). Что происходит в данном случае? Отменяется ли приказ о моем призыве совсем, или он будет надо мной "висеть", и меня призовут в случае, если у меня кончится отсрочка? В военкомате говорят что-то вроде: как только к ним придет приказ, мне надо будет написать рапорт об отмене приказа, или что-то в этом духе. Объясните, пожалуйста, точно, что происходит и как технически осуществляется.

Ответ: Алгоритм отбора и призыва на военную службу офицера запаса определен гл. III Инструкции (приложение N 2 к приказу министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400). Решение военного комиссара в отношении офицера запаса не только объявляется ему устно, но и записывается в лист изучения, который подписывается военкомом, заверяется гербовой печатью и подшивается в личное дело офицера запаса, а также заносится в книгу решений военного комиссара по призыву на военную службу офицеров запаса. При желании гражданина, в отношении которого принято решение, ему выдается копия данного решения (п. 6 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Приказы министра обороны Российской Федерации, которыми офицерам запаса присваивается офицерское звание, содержат фамилии, имена, отчества конкретных граждан, которым присвоено воинское звание офицера. Приказы не содержат указаний о том, что данные граждане, которым присвоено офицерское звание, подлежат призыву в конкретном периоде времени, например в июле такого-то года. В таких приказах содержится также и норма, определенная законом, о том, что данные граждане подлежат призыву на военную службу в соответствии с действующим законодательством. Действующее же законодательство предусматривает и предоставление отсрочки. Если на день принятия военкомом решения в отношении конкретного офицера запаса этот офицер представит ему документы, подтверждающие право на отсрочку от призыва, военный комиссар обязан будет ему отсрочку предоставить.

Строго определенного периода призыва на военную службу офицеров запаса в течение года не существует. Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. N 660 определено лишь общее количество офицеров запаса, подлежащих призыву на военную службу ежегодно, - до 15 тыс. Окончание срока отсрочки от призыва на военную службу еще не означает, что офицер запаса однозначно будет призван на военную службу. В таких случаях все будет определяться планом призыва офицеров запаса, который есть в это время у военкома и который составляется в Генеральном штабе на каждый год исходя из потребностей Министерства обороны Российской Федерации в офицерах конкретных специальностей.

Вопрос: Как все-таки должны проходить службу выпускники военных кафедр с присвоенными званиями офицеров? В Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" на этот вопрос очень трудно получить однозначный ответ (в одних местах говорится одно, в других совершенно другое). По призыву, по контракту (на добровольной основе), согласно указам президента, по решению военных комиссаров?

Ответ: Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает только два варианта прохождения гражданами военной службы в России: по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Это определено п. 2 ст. 2 данного Закона.

Согласно подп. "б" п. 1 ст. 22 указанного Закона выпускники военных кафедр, которым присвоено офицерское звание, в возрасте от 18 до 27 лет входят в категорию лиц, которые подлежат призыву на военную службу (независимо от их желания). Потребность, т.е. конкретное число офицеров запаса, которых необходимо призвать на военную службу в течение года, в настоящее время определяет Указ Президента Российской Федерации "О призыве офицеров запаса на военную службу в 2000-2005 годах" от 10 апреля 2000 г. N 660 - ежегодно до 15 тыс.

Решение о призыве на военную службу конкретного офицера запаса принимает военный комиссар (п. 1 ст. 28 вышеназванного Закона).

Контракт может быть первым или новым (Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы").

В вашем случае это именно новый контракт.

Контракт не может быть заключен с гражданином (иностранным гражданином), в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданином, лишенным на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинскую должность, в течение этого срока.

Заключение контракта , прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Федеральным законом (Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Контракт о прохождении военной службы вправе заключать (Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"):

военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

граждане, пребывающие в запасе; Это ваш случай!!!

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;

граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в следующих случаях (Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) статья 9:

а) при окончании срока предыдущего контракта;

б) при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;

в) при отчислении из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры;

г) при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой.

Новый контракт заключает желающий продолжить прохождение военной службы военнослужащий (Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) статья 9 пункт 2:

а) освобожденный от должности руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) ранее проходивший военную службу по контракту при прекращении оснований для приостановления военной службы.

Новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту , не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, и при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 10 статьи 8 настоящего Положения, либо при зачислении в военно-учебное заведение.

Пунктом 10 статьи 8 настоящего Положения это:

Основаниями для отказа кандидату в заключении с ним первого контракта являются:

а) отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;

б) решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;

в) решение комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов (совместной комиссии пункта отбора и военного комиссариата, аттестационной комиссии воинской части) о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

Других условий, а тем более сроков по заключению нового контракта в: