Сферы общественной жизни. А

В1. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) производство товаров и услуг

1) экономическая

Б) отношения «отцов» и «детей»

2) социальная

В) межнациональный конфликт

Г) оказание банковских услуг

В2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них за исключением одной образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованному по другому признаку:

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

В3. Найдите в приведённом ниже списке пути общественного развития и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:

1) дифференциация

2) эволюция

3) мобильность

4) стратификация

5) революция

В4. Запишите слово, пропущенной в приведенной ниже схеме:

В5. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1) политическая

А) Повышение налогов на бензин.

2) экономическая

Б) Выражение недоверия правительству.

3) социальная

В) Премьера оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

4) духовная

Г) Повышение пенсий по старости на 200 рублей.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Прочтите текст и выполните задания С1-С4

Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, тради­ции. Социальные группы классифицируют по различным осно­ваниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на фор­мальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.

К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инст­рукциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определен­ным образом структуру. К неформальным группам относят сти­хийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.

В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десят­ков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой груп­пой можно называть объединение не более 5-7 человек). К ос­новным характеристикам малой группы относят: прямой кон­такт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распреде­ление функций и социальных ролей, общность интересов, соци­альных норм, традиции, определенную локализацию в про­странстве и устойчивость во времени. Главное же в малой груп­пе - это сила, с которой группа действует на своего члена.

(Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

СЗ. Что отличает формальную группу от неформальной? Ис­пользуя содержание текста, укажите два отличия.

С4. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном до­ме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка заби­рает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство.

Какие указанные в тексте признаки малой группы проявля­ются в данном примере?

1. Верны ли следующие суждения об основных сферах жизни общества? А. Основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно

связаны. Б. Изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1. Общества стран Африки и индустриальное общество объединяет: а) взаимосвязью всех сфер жизни общества

б) применением мобильных телефонов

в) высоким уровнем образования

г) урбанизацией

2. Процесс объединения наций и народностей, стирающий границы в культуре и экономике, проявляется в:

а) доминировании массовой культуры в мире

б) снижении роли ООН

в) образовании международных корпораций

г) ультиматумах странам третьего мира

3. В государстве А. директивная экономическая система. Это означает, что там:

а) существуют все формы собственности

б) есть частная собственность на квартиры

в) преобладает государственная собственность

г) есть частная собственность на землю

4. Какое из действий гражданин не должен совершать при защите своих прав потребителя?

а) обращаться в суд

б) обращаться к адвокату

в) встретиться с нарушителем прав

г) разбивать товар

5. Политическая партия - это организованная группа людей, стремящаяся......... .:

а) получить льготы

б) получить ордена

в) получить власть или возможность на нее влиять

г) получить премию

6. Политические партии бывают:

а) правые, левые и центристские

б) либеральные и коммунистические

в) главные и второстепенные

г) парламентские и оппозиционные

7. Что из нижеперечисленного относится к проявлениям духовной культуры?

а) жилой дом

в) телевизор

г) правила поведения

8. Что из перечисленного ниже является лишним?

а) членораздельная речь

б) прямохождение

в) наличие разума

г) умение общаться

9. Николай внес деньги на счет в банке. В данном случае деньги являются:

а) средством обмена

б) средством платежа

в) средством накопления

г) мерой стоимости

10. Один из перечисленных источников семейного бюджета относится к социальным выплатам.

а) заработная плата отца

б) прибыль от семейного бизнеса

в) стипендия сына - студента

г) пенсия бабушки

11. Некоторые понятия из приведенных ниже являются лишними. Исключите их.

а) заработная плата

б) банковский процент

в) коммунальные платежи

г) пенсия

12. Что объединяет приведенные понятия? Фермерское хозяйство, коммерческий банк, туристическое агенство, ателье.

а) они относятся к экономической сфере

б) они относятся к сфере услуг

в) они относятся к сфере производства

г) они приносят прибыль владельцам

13. Что объединяет приведенные понятия?

Торговля, цена, продавцы, покупатели.

а) они относятся к политической сфере

б) это проявления социальной мобильности

в) это элементы отношений купли-продажи

г) они относятся к сфере управления экономикой

14. Запрет на какие-то действия, древнейшая форма обычая, называемая:

а) ограничение

б) дозволение

г) предостережение

15. Исключите лишнее понятие среди приведенных:

б) молодежь

г) пожилые

16. Ученые установили, что на выборы Президента РФ пришло больше молодежи, чем на выборы в Государственную Думу. С помощью каких методов исследования это могло быть установлено?

а) наблюдение

в) измерение

г) эксперимент

1. К потребностям человека, порожденным обществом, отно­сится потребность в: 1) трудовой деятельности; 2) нормальном

теплообмене 3) сохранении здоровья; 4) физической активности.

2. К потребностям человека, обусловленным его биологической

организацией, относится потребность в:

1) самореализации; 2) самосохранении; 3) самопознании; 4) самообразовании

3. Личность - это:

1) любой представитель человеческого общества; 2) социально значимые черты, характеризующие человека как члена об­щества; 3) всякий человеческий индивид; 4) совокупность биологических и социальных характеристик человека.

4. Индивидуальность - это:

1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму; 2) темперамент человека, его характер; 3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в чело­веке; 4) совокупность человеческих потребностей и способностей.

5. Социализация личности - это:

1) общение с окружающими; 2) изменение социального статуса; 3) усвоение социального опыта, накопленного человечеством; 4) переход из одной социальной группы в другую.

6. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от по­ведения животных, является:

1) проявление активности; 2) целеполагание; 3) приспособление к окружающему миру; 4) взаимодействие с природой.

7. Что такое «нарушение экологического равновесия»?:

а) резкое ухудшение состояния природной среды;

б) изменения в экосистеме, ведущие, в конечном счете, к ее замене другой экосистемой на длительный или бесконечный срок.

8. К какой сфере относится понятие «нравственность»:

а) социальной;

б) духовной;

в) политической;

г) экономической.

9. Выберите правильные утверждения:

а) Свобода человека состоит в его способности жить вне об­щества.

б) Нет человека - нет общества.

в) Каждое новое поколение включается в уже сложившиеся общественные отношения.

г) Жизнь общества не подвержена изменениям.

д) Знания, трудовые умения, нормы морали являются про­дуктами общественного развития.

10. Выберите правильные утверждения:

а) Труд создает все необходимое для жизни людей.

б) На протяжении всей истории общество рассматривало труд как величайшее благо.

в) Труд связан с природой и воздействует - прямо или кос­венно - на природные объекты.

г) Появление автоматической техники освобождает челове­ка от необходимости трудиться.

д) Внедрение в производство машин позволило заменить на многих операциях руку человека.

11. Выберите правильные утверждения:

а) Политические отношения всегда касаются власти, госу­дарства.

б) Политика и политические отношения возникли вместе с появлением человеческого общества.

в) Только государство издает законы, обязательные для всех его граждан.

г) Интересы больших социальных общностей формулируют и выражают политические партии.

д) Членство в одной из политических партий является обя­занностью каждого гражданина.

12. Что является факторами производства?:

3) капитал;

4) предпринимательские способности;

5) информация.

13. Какой вид экономики встречается чаще всего?:

а) традиционная;

б) централизованная;

в) рыночная;

г) смешанная.

14. Выберите верное утверждение:

а) главный принцип рынка – сделка должна быть выгодной или только для продавца, либо только для покупателя;

б) основная проблема экономики – распределение безграничных ресурсов;

в) три главных вопроса экономики – что, как и для кого производить.

15. Приведите в соответствие:

1) власть, государство, выборы прези­дента, избирательное право

2) производство материальных благ, финансы, банки, торговля

3) классы, нации, первичные коллек­тивы, неравенство

4) театр, религия, наука, нравствен­ные нормы, ценности

А) духовная сфера жизни общества

Б) социальная сфера жизни общества

В) экономическая сфе­ра жизни общества

Г) политическая сфера жизни общества

  • 1.6.Мир и человек, мышление и бытие в древнегреческой философии
  • 1.7 Объективный идеализм Платона. Метафизика Арестотеля
  • 1.8 Особенности философии Средних веков. Августин Блаженный.Схоластика. Фома Аквинский
  • 1,9. Эпоха Возрождения. Антропоцентризм и Гумманизм
  • 1.10. Основные особенности философии Нового времени. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта
  • 1.11. Английская философия 17-18 веков гоббс локк беркли юм
  • 1.13.Исторические корни и основные черты немецкой классической философии
  • 1.15. Философская система г. Гегеля и ее структура. Диалектика Гегеля
  • 1.16 Философия Ницше Фридрих
  • 1.17. Диалектический материализми социальная философия марксизма.
  • 1.19. Русская религиозная философия в.С.Соловьев и н.А.Бердяев
  • 1.20 Основные черты современной западной философии
  • 1.23.Западная религиозная философия. Неотомизм
  • 1.24.Фил-я экзинстенциализма к.Ясперс и м.Хайдегер. Экзинстенциализм ж.П.Сарта и а.Камю
  • 1.25.Психоанализ: главные идеи и основные понятия(Фрейд)Фрейд о бессознательном Неофрейдизм. К.Юнг о коллективном бессознательном
  • 2.1 .Проблема бытия в истории философии. Виды бытия материальное и идеальное.
  • 2.2. Пространство и время как философские категории. Теория относительности о связи пространства времени и массы.
  • 2.4. Проблема человека в истории философии. Философия о происхождения человека. Концепция происхождения человека в естествознании, религии, дарвинизме и марксизме.
  • 2.6. Концепции соотношения социального и биологического в человеке. Человек: индивид,личность, индивидуальность.
  • 2.7. .Структура сознания. Мышление, язык, эмоции, воля. Сознание, подсознательное и бессознательное.
  • 2.10. Представление о государстве в истории философии. Гражданское общество и государство.
  • 2.11 . Человек и исторический процесс. Проблема субьекта истории. Роль личности в истории.
  • 2.12. Концепции общественного развития. Общественно-экономические формации(к. Маркс) и цивилизации (а.Тойнби)
  • 2.13 Деятельность и ее виды. Субьекты и обьекты деятельности. Понятие практики.
  • 2.16. Чувствительное и рациональное познание. Формы чувств и рациональное познание. Рациональность и иррациональность в познавательной деятельности.
  • 2.17.Проблема истины в познании. Понятие объект, абсолют и относит истины.Критерии истины
  • Методы научного познанияПроблема, гипотеза, теория
  • Научные факты
  • Эмпирические методы познанияОсновой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
  • 2.19. Проблема смысла жизни человека. Жизнь, смерть, бессмертие. Проблема судьбы человека в истории философии.
  • 2.20. Ценность ориентации человека в мире. Иерархия ценностей. Ценности человека и человечества. Понятие идеала.
  • 2. 21.Этические проблемы в истории ф-фии.Свобода и ответств-ть.Мораль и право.Экзистенциализм о свободе и ответственности личности.
  • 1.Глобальные - это проблемы, существующие в масштабах всего земного шара.
  • 2,24. Научно технический прогресс и общественное развитие. Отношение к техническому прогрессу и нтр. Философия техники. Технический детерминизм. Сциентизм и антисциентизм.
  • 2,5Сознание его происхождение и сущность
  • 2.9. Социальная структура общества. Сферы общественной жизни. Социальные институты и их роль в обществе

    Социальная структура общества - это совокупность взаимосвя­занных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социаль­ных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый со­циальный организм. Чтобы более наглядно представить всю слож­ность и многомерность социальной структуры, ее условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная структура общества. 1. Социальный состав общества - это совокупность взаимодей­ствующих социальных общностей, социальных групп и индивидов, обра­зующих конкретное общество. 2. Институциональная структура общества - это совокупность взаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устой­чивые формы организации и управления обществом .

    3. Институциональную систему общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которой заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общно­стей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает относительной устойчивостью. Например, Президент Украины в соответствии с Конституцией Украины переизбирается каждые пять лет, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течение многих лет; роди­тели стареют и умирают, и их статусы занимают новые поколения.

    4. В демократическом обществе все социальные институты фор­мально (по закону) равны между собой. Однако в реальной жизни одни институты могут доминировать над другими. Например, поли­тические институты могут навязывать свою волю экономическим и наоборот. В каждом социальном институте имеются свои социаль­ные статусы, которые также не равнозначны. Например, статус пре­зидента в политических институтах является главным; статус депу­тата парламента более значим, чем статус рядового избирателя; ста­тус владельца фирмы или менеджера в экономических институтах более предпочтителен, нежели статус рядового работника, и т. д.

    Сферы общественной жизни - области общественной жизни, в которых удовлетворяются важнейшие потребности людей.

    Учёные выделяют четыре главные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную и духовную. Такое деление условно, но оно помогает лучше ориентироваться в многообразии общественных явлений.

    Экономическая сфера включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, шахты и др. То есть всё то, что позволяет обществу производить такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные материальные потребности людей - в пище, жилье, одежде, досуге и т.д.

    Основная задача экономической сферы - организация деятельности больших групп людей по производству, потреблению (покупка и использование купленного в своих собственных целях) и распределению товаров и услуг.

    В экономической жизни участвует всё население. Дети, пенсионеры, инвалиды в большинстве своём не являются производителями материальных благ. Но они участвуют в обмене - когда покупают товары в магазине, распределении - когда получают пенсии и пособия, и, конечно, в потреблении материальных благ. Вы ещё не создаёте материальные блага, но зато активно их потребляете.

    Политическая сфера включает государство и органы государственной власти и управления. В России - это Президент, правительство, парламент (Федеральное Собрание), местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная службы, а также политические партии. Основная задача политической сферы - обеспечение порядка в обществе и его безопасности, разрешение социальных конфликтов, принятие новых законов и осуществление контроля за их исполнением, защита внешних границ, сбор налогов и т.д.

    Социальная сфера включает повседневные взаимоотношения граждан, а также взаимоотношения больших социальных групп общества: народов, классов и т.д.

    К социальной сфере относятся и различные учреждения по обеспечению жизнедеятельности людей. Это магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (жилищные управляющие компании и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение (поликлиники и больницы), связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы).

    К духовной сфере относятся наука, образование, религия и искусство. Она включает университеты и академии, научно-исследовательские институты, школы, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, объединения верующих и т.д. Именно в этой сфере осуществляется накопление и передача духовных богатств общества следующим поколениям, а люди и целые общества находят ответ на вопрос о смысле жизни и своего существования.

    Социальный институт - относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей в определенной сфере жизнедеятельности. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические - в экономической и т. д.

    Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества и, наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношения собственности, наследования и др.

    Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную (институциональную) систему. Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации отношений называется институционализацией.

    Институционализация отношений в определенной сфере жизнедеятельности предполагает, что большинство членов общества признают легитимность (правомерность) данного социального института. Кроме того, институционализация предполагает организационное (правовое) оформление социального института.

    Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемые институтами, носят обезличенный характер. Социальные институты (социальные системы) не состоят из конкретных людей, в них люди участвуют, занимая те или иные позиции, приобретая соответствующие социальные статусы и выполняя обусловленные статусом роли. Например, институт семьи - это не конкретные родители, дети и другие члены семьи. Это определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения.

    Любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, обязан выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемые институтом социальные функции и роли, то его могут лишить занимаемого им социального статуса. Например, родителя могут лишить его родительских прав, чиновника - занимаемой должности и т. д.

    Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Так, для функционирования института образования создаются такие учреждения как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения; выделяются денежные средства и другие ресурсы.

    Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Например, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения - роддоме; первичную социализацию проходит в институте семьи; получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.Основными социальными институтами в обществе являются:- семьи и брака - потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;- политические (государство, партии и др.) - потребность в безопасности, порядке и управлении;

    Экономические (производство, собственность и др.) - потребность в добывании средств существования;- образования - потребность в социализации подрастающих поколений, передачи знаний, подготовке кадров;-культуры - потребность в воспроизводстве социокультурной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;- религии - потребность в решении духовных проблем. Институциональная система общества не остается неизменной.

    По мере развития общества, возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают совсем. Например, такие социальные институты, как институт рабства, крепостничества, монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, парламентаризма, гражданского общества. А такие институты, как институты семьи и брака, религии существенно трансформировались.

    Общество — понятие довольно сложное, и определений ему можно дать несколько. В первом случае – это группа людей, которые объединены схожими интересами и совместной деятельностью. Также общество можно назвать частью материального мира, которая тесно связана с природой, но не являющаяся ее подвидом. Общество состоит из индивидов с их способами организации деятельности.

    Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. Оно сложное, то есть состоит из большого количества элементов, компонентов. Чтобы изучить общество целиком, необходимо изучить каждый из его компонентов.

    Существует четыре системы общества: экономическая, политическая, социальная и духовная. Эти сферы тесно взаимосвязаны, без одной из них не смогли бы существовать и другие.

    Социальная сфера

    Охватывает социальные общности и связь между ними. Эта сфера включает в себя и обеспечение качественного уровня жизни населения: выплата пенсий и пособий, бесплатное образование и медицинские услуги.

    Основным предметом изучения данной сферы является человек как существо социальное. Ни один индивид не может существовать без общества, как и оно без него. За всю свою жизнь человек выполняет несколько социальных ролей и имеет определенный статус. Социальный статус человека определяется занимаемым человеком положении в обществе в соответствии со своим полом, возрастом, профессией, стилем жизни. Статус предполагает выполнение человеком определенных обязанностей.

    Статус, предписанный человеку от рождения, называется врожденным: Такими являются пол, возраст, расовая принадлежность. Людям, рожденным в семье с хорошим материальным достатком, гораздо легче построить свою карьеру, чем более бедным. Но большее место занимают статусы приобретенные – те, которые получаются человеком в течение всей его жизни: образование, трудолюбие.

    Статус определяет, что его носитель может и должен делать в конкретной ситуации, а что нет. Устанавливаются рамки для его деятельности.

    Не менее важно и понятие престижа – некоей популярности, которой пользуется в обществе та или иная сфера деятельности. Чем дороже оплачивается профессия человека, тем она престижнее.

    Социальной же ролью называется предписание соответствующему статусу поведения. Каждый человек имеет свой ролевой набор – совокупность выполняемых им ролей. Мальчик или девочка, сын или дочь, ученик или работник – все это является социальными ролями. Они могут меняться в течение жизни (ученик — студент — работник) или оставаться неизменными (сын — дочь).

    Важным элементом социальной сферы является деление общества на группы — социальная стратификация. Основными ее видами считаются рабство (один человек собственность другого), касты (замкнутая группа людей, которые связаны происхождением; характерна для ряда стран Азии), сословия (замкнутая группа людей, положение в обществе в которой, определятся наличием определенных прав и обязанностей, переходящих по наследству) и сословия (замкнутая группа, положение в обществе в которой напрямую связано с отношением к частной собственности). Когда есть социальная стратификация, есть и неравенство – условия, при которых люди имеют неравный доступ к материальным благам.

    В современном мире условно выделяют страты, определяющие положение человека. К ним относятся образование, доход, власть и престиж. Переход между стратами возможен, уровень социальной мобильности (горизонтальной и вертикальной) очень высокий. Особое влияние на мобильность оказывают социальные лифты, они позволяют перейти из одной страты в другую за максимально короткий период времени. Социальными лифтами являются армия, церковь, брак, семья, школа и многое другое.

    Люди, вышедшие из одного общественного класса, но по какой-либо причине не примкнувшие к другому, называются маргиналами, то есть внеклассовыми индивидами. Они свободны от стереотипов и зависят только от себя, не утруждаются работой.

    Социальный институт — это устойчивая форма организации совместной человеческой деятельности. Существует несколько основных институтов и их функции: семья (репродуктивная функция – воспроизводство рода), государство (обеспечение правопорядка и безопасности), образование (воспитательная функция, получение новых знаний, первичная социализация), религия (решение духовных проблем, поиск смысла жизни). Задачей социальных институтов является удовлетворение потребностей человека. Его первичными, то есть самыми необходимыми для успешной жизнедеятельности считают потребность в еде, питье, одежде, жилище, общении.

    Социальные ценности абстрактны: жалость, взаимопомощь, доброта – их нельзя измерить или потрогать.

    Социальные нормы регулируют поведение в обществе. К ним относятся правовые нормы, то есть нормы, установленные юридически (законы, нормативные акты), мораль (понятие о добре и зле), религиозные (Библия гласит: «не убей», «не укради») и технические (когда маленькому ребенку объясняют, что пальцы в розетку совать опасно).

    Все люди так или иначе взаимодействуют между собой. При это они обязаны уважать мнения и интересы других, быть толерантными. При отсутствии этого качества начинаются конфликты, самой тяжелой и опасной формой которых являются конфликты межэтнические. Каждый этнос помимо определенной территории, языка, политики и экономики имеет свою национальную культуру. Культура каждого этноса уникальна, и нужно стараться сохранить ее для потомков. Каждая культура может быть выражена менталитетом – национальным характером.

    Она регулирует взаимоотношения между властью и обществом. Данная система динамична: она не стоит на месте и постоянно развивается.

    Политика охватывает не только власть правителя, но и его оппозицию и их связь с народом. Это политические взгляды и идеи; правовая культура и политические отношения, правовые и политические ценности и нормы. Кроме того, политическая сфера обладает коммуникацией – связывает между собой все слои общества.

    Функции политики столь обширны, что охватывают все стороны человеческой жизни.

    — Законотворчество – издание законов и регулирование их исполнения

    — Формирование политического сознания людей и манипуляция массами – при помощи Средств Массовой Информации (СМИ): газет, журналов, теле и радиовещания

    — Определение задач и путей развития и их реализация в массы

    — Согласование интересов общества с интересами государства

    Традиционная форма правления – монархия, власть при которой передается по наследству. Монархия бывает абсолютной, когда власть правителя ничем не ограничена, и ограниченная (конституционная и парламентская). При республиканской форме правления правитель выбирается на определенный срок, это может быть президент или парламент.

    Политический режим указывает на способы организации власти в государстве. Самым «свободным» является демократический режим. Власть сосредоточена в руках народа, он ее источник. Демократия – это обязательное разделение властей (на законодательную, судебную и исполнительную), равенство всех граждан перед законом и всеобщее избирательное право. Решения принимаются большинством, о с учетом мнения меньшинства, а также политический плюрализм – свобода мнений и взглядов, большое количество партий, существование оппозиции.

    Тоталитарный и унитарный режимы считаются недемократическими. Государство вмешивается в общественную жизнь (при авторитаризме только в экономику и политику, при тоталитаризме – включая личную жизнь), участие народа минимальное, существует единая идеология, иногда даже культ личности.

    Большое влияние на политику оказывают Средства Массовой Информации: благодаря их деятельности меняется отношение граждан к власти государства, их выбор при голосовании. СМИ оказывают большое влияние на человека, регулируют его сознание. Многие даже называют СМИ «четвертой властью» — так велико их влияние.

    Средства Массовой Информации осуществляют оценка информации и комментарии к ней, политическую социализацию (привлечение людей к политической сфере, повышение политической активности), представление интересов различных групп и общественных объединений.

    СМИ редко сообщают о скучных заседаниях или маловажных законах. Чаще всего они несут людям сенсационные заявления, чрезвычайные происшествия и сообщения о ранее неизвестных явлениях. Такие новости привлекают среднестатистического читателя и повышают их политическую культуру, приобщают к ценностям политики.

    Все мысли и чувства человека, связанные с его политическим участием, называются политическим сознанием. Политическое сознание, сформированное у каждого человека и отражающее то, что он запоминает в повседневной жизни, называется обыденным. Политические чувства, переживания, роль индивида в политике попадают под рассмотрение политической психологии. Политическая психология формируется на основе взаимодействия между гражданами и государством.

    Целостный набор идей и представлений, которые служат основой для политических действий, называется идеология. В двадцатом веке преобладала коммунистическая идеология, когда на первое место вышли идеи Маркса о революционном насилии. Иосиф Сталин продолжил развитие этой идеологии и на свет появилась идея мировой революции. Руководство пролетариата, установление диктаторского режима, переустройство общества на принципах равенства и справедливости – вот основные идеи коммунизма.

    Под ее регулирование попадают отношения между людьми, которые возникают в сфере товаров и услуг. Они включают в себя производство, потребление, обмена и распределение материальных благ.

    Экономика понимается как наук, исследующая использование людьми имеющихся у них благ. Все ресурсы, которые люди используют в процессе своей деятельности, называют факторами производства. Основными факторами производства являются труд (деятельность людей по производству материальных благ), земля (все виды природных ресурсов), капитал (здания и сооружения, деньги), предпринимательство (способность правильно оценить и построить свое производство).

    К сожалению, в современном мире существует проблема ограниченности ресурсов. Эта проблема связана с тем, что люди не в состоянии рационально использовать то, что им даровано. Желания человека безграничны, они давно превысили его первичные потребности. И чтобы удовлетворить большинство из них, необходим запас ресурсов гораздо больший, чем есть сейчас.

    Экономическая система представлена тремя основными типами экономики: традиционной, командной и рыночной.

    Традиционная экономическая система хоть и присуща доиндустриальному (традиционному) обществу, проявляется и в современном мире — у многих людей есть огороды, дачи – натуральное хозяйство.

    Командная система полностью отрицает существование частной собственности, вся собственность является государственной. Каждое предприятие работает по определенному плану (сколько и какой продукции необходимо произвести за определенный промежуток времени), установленному властью.

    Рыночная экономика играет в экономической сфере самую важную роль. Ее основу составляют право частной собственности, развитие конкуренции, экономическая свобода. В рыночную экономику государство не вмешивается, оно лишь регулирует и защищает ее посредством законов.

    Духовная культура — это процесс освоения культуры, науки, религии. Она определяет ценностно — нравственные качества общества, отражает его уровень и качество развития.

    Самой первой ступенью духовного развития общества является мораль. Ее можно сравнить с правовым обычаем, незакрепленным в законах, но составляющим его основу. Нормы морали отражают основные ценности общества, меру его эстетического, религиозного развития.

    Культуру можно разделить на материальную (скульптуры, архитектурные постройки) и духовную (достижения науки и искусства). Новаторство в культуре невозможно без преемственности: авторы, создавая свои творения, опираются на достижения прошлого.

    Внутренняя духовная жизнь каждого индивида считается его духовным миром. Человек, у которого духовный мир отсутствует, называется бездуховным. Существует огромная разница между людьми, регулярно посещающими театры и разнообразные выставки и отрицающими искусство как таковое.

    Культура – одна из высших человеческих ценностей. Она ориентирована на понятия о доброте и зле, истине и красоте. Важен и патриотизм – любовь к Родине.

    Взгляды человека на окружающий его мир составляют его мировоззрение – целостное представление о природе, человеке, обществе, идеалах личности. Мировоззрение может основываться на вере в Бога, концентрироваться на человеке или науке, природе.

    Искусство – это пусть постижения прекрасного. Это движущееся колесо, точка обзора которого постоянно меняется. Искусство создано для того, чтобы преодолеть возможности коммуникации между отдельными нациями.

    Was last modified: Январь 12th, 2016 by Елена Погодаева

    В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

    Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

    Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

    Каждая сфера включает в себя:

    • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
    • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
    • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

    Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
    • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
    • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
    • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

    Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

    Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

    Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

    Социальный институты в сферах общества

    В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

    В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

    Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

    В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

    В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

    Взаимосвязь сфер общественной жизни

    Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

    В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

    Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.