Глобальный рейтинг вузов qs. «Важно очень осторожно подходить к рейтингам»: опубликован предметный рейтинг QS

Чем сильны российские вузы, какой рекорд побил МГУ и почему предметным рейтингам можно доверять - в материале сайт.

28 российских университетов вошло в 2017 году в предметный рейтинг QS (World University Rankings by Subject). Они заняли 147 мест по 46 предметам. Для сравнения: в прошлом году в рейтинг попало только 17 российских вузов (28 предметных областей). Всего в исследовании оценивались университеты из 74 стран.

Даже бакалавры смогут исследовать. Они собираются раз в месяц и занимаются ключевыми вопросами, включая заработную плату и финансирование. Он убедил филантропов внести большой вклад. Исследования основаны на ключевых темах. Хотя это рискованно, он приносит величайшие прорывы в знаниях. Доверие вездесущее, студенты работают вместе. И письменные экзамены тоже уединены дома! Хотя наиболее авторитетные американские университеты на вершине рейтинга, скорее всего, укрепят свои позиции, многие другие ведущие американские высшие учебные заведения находятся в рейтинге.

Первую строчку в 2017 году занял Гарвард, став лучшим университетом мира в 15 различных направлениях. На втором месте расположился Массачусетский технологический институт, получивший первое место в 12 дисциплинах.

Среди российских вузов лучший результат показал МГУ имени М.В. Ломоносова. Он установил рекорд за всю историю показателей QS World University Rankings by Subject и попал в список 50 ведущих вузов мира по семи предметам. МГУ поднялся на 13-е место по «Лингвистике», занял 21-е место по «Физике и астрономии», 33-е место по «Математике».

Хотя среди них были и частные, и государственные учреждения, наиболее пострадавшими были общественность, а не только маргинальные учреждения. Еще одно падение рейтинга в годовом исчислении было зафиксировано ключевыми исследовательскими институтами, которые являются частью Калифорнийского университета - Сан-Диего и Дэвиса.

Общая ситуация аналогична в Соединенном Королевстве, которая также в последние годы боролась с сокращением инвестиций и финансовыми мерами, которые, несомненно, влияют на местоположение высших учебных заведений в рейтинге. С одной стороны, лучшие британские университеты подтверждают свои лучшие позиции на лестнице - Лондон - самый успешный город в мире по концентрации лучших университетов. С другой стороны, другие британские институты теряют свои позиции.

«Мы активно развиваемся во всех областях, и естественнонаучной, и гуманитарной. МГУ подтверждает свой статус крупнейшего международного центра науки и образования, с лучшей профессурой и целеустремленными студентами, - прокомментировал ректор МГУ Виктор Садовничий. - Данный рейтинг в очередной раз доказывает, что Московский университет входит в число влиятельных высших учебных заведений мира, формирующих международное научно-образовательное пространство.

В Сингапуре как Национальный университет Сингапура, так и Технологический университет Наньяна улучшили свои позиции в рейтинге. Даже почти четверть улучшила оценку в исследованиях, 15% в цитировании, 8% в преподавании и примерно 1% в прогнозах по международным перспективам и промышленности.

Половина рейтинга - репутация

Увы, Бартушек и Ян Куцкий разработали. Репутация школ, то есть способ восприятия академическим миром и крупных работодателей в международном контексте, составляет 50%. Вот почему Оломоуцкого университета раньше не было.

Возможное влияние на финансы для чешских школ

Университет Палацки уже входит в два из трех самых престижных мировых рейтингов университетов. Тот факт, что мы оказываемся в обществе лучших академий, имеет большое значение как для международного научного сотрудничества, так и для репутации университета, - сказал его ректор Ярослав Миллер, заявив, что в будущем рейтинг в международных рейтингах также может учитываться в системе распределение финансов для чешских университетов.

Современный уровень развития фундаментальных и прикладных научных исследований требует подготовки специалистов, обладающих междисциплинарными компетенциями. Именно понимание необходимости междисциплинарного подхода к обучению сподвигло нас создать факультеты биоинженерии и биоинформатики, наук о материалах, фундаментальной медицины, иностранных языков и регионоведения, а также Высшую школу перевода. В этом году впервые будет проводиться набор на факультет космических исследований. Успешно развиваются межфакультетские курсы, мы видим их востребованность со стороны студентов».

Лучшие чешские университеты: с восточным шагом Запад далеко не идеален

Первые три места заняли американские университеты - Массачусетский технологический институт, Стэнфорд и Гарвардский университет. Всего три чешских университета в десятке лучших школ? То, что кажется на первый взгляд, невероятно объясняет тот факт, что порядок школ ограничен областью «развивающейся Европы и Центральной Азии». Он не может сравнять чехов с западными.

Среди более чем 500 школ в 20 отобранных странах лучшим из них является Московский университет Ломоноса. Рядом с ней находится еще одна русская школа - Новосибирский государственный университет. Третье место занимает Чешский университет Карлова университета.

Добились успехов и другие вузы: Санкт-Петербургский горный институт стал 15-м в мире по предмету «Инженерное дело - Добыча полезных ископаемых и горная промышленность». Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» также вошел в «Инженерное дело - Добыча полезных ископаемых и горная промышленность», заняв 31-е место.

Оценка также касается рейтинга чешских университетов. Десять чешских университетов получили выбор «сто пятьдесят». Однако настоящую конкуренцию и качество, которые должны охватывать чешские университеты, следует искать в другом месте. Чешские университеты смотрят на мировую элиту на почтительное расстояние. И это не только лучшие школы Оксфорда, Гарварда, Стэнфорда или Колумбии.

Аргумент о том, что университеты из Чехии не имеют возможности конкурировать с «университетами в центрах глобальной власти», по мнению «Возможного», не применяется. Сравнение с аналогичными крупными странами. Бельгия имеет в первой сотне Лёвена и лучше, чем в Карловском университете, семь. Даже небольшая Дания имеет Копенгаген в первой сотне и лучше, чем любой из чехов, там три университета. Пятимиллионная Финляндия имеет три университета, более ранжированных, чем наши равные большие три страны и Шотландия четыре, - сказал Иво Можны, конкурент.

Московский физико-технический институт поднялся до 42-й строки по направлению «Физика и Астрономия». Новосибирский государственный университет занимает 50-е место по «Физике и Астрономии». Это единственный предмет, по которому сразу несколько российских вузов вошли в 50 лучших университетов.

ВУЗ Кол-во упоминаний* Лучшая дисциплина Лучший результат
МГУ имени М.В. Ломоносова 33 Лингвистика 13
СПбГУ 18 Лингвистика, математика 51-100
Экономика и эконометрия
Высшая школа экономики 15 Политика и Международные отношения 51-100
Социология
Новосибирский государственный университет 12 Физика и Астрономия 50
Казанский федеральный университет 9 Лингвистика 101-150
Московский физико-технический институт 8 Физика и Астрономия 42
МГТУ имени Н.Э. Баумана 6 Техника - Машиностроение** 151-200
Техника - Электротехника и Электроника
СПбПУ 6 Техника - Машиностроение** 201-250
Физика и Астрономия
Томский политехнический университет 6 Техника - Химичеcкая технология 201-250

Вузы не должны стремиться только к тому, чтобы улучшать свои позиции в международных рейтингах, отметил проректор по научной работе и стратегическому развитию МФТИ Тагир Аушев. «Продвижение в рейтингах - лишь индикатор достигнутых результатов. Физтех выбрал, как и положено вузу такого уровня, более консервативную стратегию, имеющую в своей основе глубинные изменения в вузе, а не просто погоню за рейтингами. Человеческий капитал - это главное, за что идет борьба в XXI веке. Наша задача быть центром притяжения не только талантливых студентов, но и лучших ученых, инженеров, предпринимателей, всех тех, кто создает новые знания, технологии и умеет внедрять их в экономику», - заявил Аушев.

Некоторые люди с Гарвардом сделали такой жест во всем мире, что они поставили под сомнение не только такие графики, но, в целом, всю концепцию «успеха» системы образования. Возможно, такое зло не может быть компенсировано даже хорошо выполненными тысячами ремонтников сельскохозяйственной техники, оно вряд ли рассчитано и рассчитано, и даже нет спроса на такие расчеты. Однако не говорится, что, например, экономическая или политическая власть, «Люди» дают неподтвержденные актеры, постколористы или лесники. Фактически, именно такой незначительный глоссарий указывает на то, что престижный колледж может активно помогать в совершении поистине чудовищных, массовых преступлений, даже если его обучают, например, деловой этике. Тем не менее, было обнаружено, что больше такого социального зла совершают неграмотные феодалисты, необразованный поп и неподготовленный художник. Чешское образование не способно изучать английский язык или через 26 лет после бархата. Государство вводит единый диплом, которого нет у Китая. Однако на дешевом монтаже идеальными являются сборные выпускники. Уважаемый господин, когда вы решите прекратить хруст чешского языка, вы можете критиковать других за то, что они пришли на другие языки. Имейте в виду, что президент из поколения, где было нелегко добраться до английского языка и, в конце концов, практиковать его. На данный момент он также является его возрастом, и этот человек так легко не учит этому. У вас гораздо лучшие условия для существования и, судя по качеству вашего вклада, вы не используете много энергии. Кроме того, вы могли бы продемонстрировать некоторую элементарную порядочность в обращении к старшему и президенту этой страны и обращению к нему без пошлости. Благодарю вас. Почему наше высшее образование так жалкое?

Эксперты отмечают, что российских университетов в международных рейтингах становится все больше. «Причин тут может быть несколько. Это происходит и за счет того, что растет финансирование этих вузов, и сами они отправляют более полные данные. Кроме того, надо учитывать, что за последние годы российские вузы приобрели опыт в конкурентной борьбе за место на рынке образования», - рассказал сайт руководитель центра развития цифровой экономики МГУ, член рабочей группы по созданию Московского международного рейтинга «Три миссии университета» Барасби Карамурзов.

Важную роль играет проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов «5-100», считает региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева. «Рост количества и качества представительства российских университетов в предметных рейтингах QS отчасти является результатом проекта "5-100". 59 новых номинаций среди 28 университетов, включая впервые вошедшие в публикуемые таблицы МИСиС, ИТМО, РЭШ и прочие вузы, подтверждает, что проект дает эффект не только для участников, но и всех вузов страны. Особенно приятно то, что такой рост является для многих органичным, а не искусственно накрученным», - отметила она.

Такого же мнения придерживается и и.о. директора ФГАНУ «Социоцентр» (Проект «5-100») Надежда Полихина. «Если в прошлом году в рейтинги входило девять университетов проекта, а в топ-100 присутствовало только два вуза в единственной категории "Физика и астрономия", то в этом году вузы-участники проекта "5-100" совершили настоящий скачок: 15 вузов в рейтинге, сразу три университета: МИСиС, МФТИ и НГУ - попало в топ-50, еще два, МИФИ и ВШЭ, вошло в число 100 лучших. В общей сложности университеты-участники проекта присутствуют в топ-100 пяти предметных рейтингов», - рассказала сайт Полихина.

Предметные рейтинги можно считать одними из наиболее объективных. «Попасть в предметные рейтинги не так просто, поскольку там нет репутационной оценки, которая могла бы отразиться на позиции университета. А если репутационная оценка и присутствует, то ее проводит узкий круг экспертов-специалистов по данному направлению. Отмечу, что важно очень осторожно подходить к рейтингам. Наша рабочая группа по созданию международного рейтинга «Три миссии университета» провела анализ, который показал, что репутационные рейтинги достаточно субъективны. Ведущие мировые рейтинги, скажем Times Higher Education или Шанхайский рейтинг, не оценивают влияние университета на общество, а ведь это одна из важнейших функций университета, особенно если он классического типа», - рассказал Барасби Карамурзов.

«Предметные рейтинги наиболее точно отражают реальные достижения университетов в науке и образовании: они в лучшей степени учитывают качество научных публикаций, и оценка репутации вуза проводится профессионалами, а «не понаслышке», как это случается в так называемых институциональных или сводных рейтингах, где оцениваются вузы в целом», - отметили в пресс-службе Высшей школы экономики.

«Ценность подобных рейтингов по учебным дисциплинам заключается в том, что они позволяют получить более углубленную информацию по сравнению с рейтингами общей направленности. И еще раз подтверждают, что на уровне конкретных предметов и наук российские вузы занимают достойные позиции среди лучших учебных заведений мира», - отметил начальник исследовательского отдела QS Бен Саутер.

Проекту 5-100 еще рано пожинать плоды

Присоединяйтесь к обсуждениям #QSWUR

Лондон, 15 сентября 2015: Массачусетский Технологический Институт (MIT) удерживает первое место в двенадцатом рейтинге университетов QSWorldUniversityRankings 2015/16. На втором месте следует Гарвард, а третье место поделили Кембридж и Стэнфорд. Два ведущих сингапурских вуза впервые пробились в топ 15: Национальный университет Сингапура (NationalUniversityofSingapore), который также считается ведущим вузом в Азии, занял 12 место, а Наньянгский технологический университет (NanyangTechnologicalUniversity) дышит ему в спину, поднявшись на двадцать шесть позиций и расположившись на 13 месте. Из 891 университетов, вошедших в рейтинг QS, 21, как и в прошлом году, являются российскими: МГУ им. М.В. Ломоносова поднялся в этом году на шесть позиций и занял 108 место, приблизившись к топ 100 впервые с 2010 года.

Однако рост МГУ в рейтинге не является показательным для всей страны: 13 российских университетов поднялись в рейтинге, в то время как 8 - опустились. Показатели российских университетов нестабильно распределяются между шестью используемыми индикаторами: отношение сотрудников вуза к студентам, являющееся традиционно сильным, нивелируется по-прежнему низким индексом цитирования. Помимо этого, в этом году немного ослабли и результаты академической репутации. России по-прежнему еще предстоит долгий путь для достижения цели программы 5/100, стартовавшей в 2013 году, согласно которой пять российских университетов должны войти в топ 100 университетов мира к 2020 году.

Топ 15 лучших университетов мира - 2015




Этот год оказался успешным для МГУ им. М.В.Ломоносова – по трем из шести критериев оценки он приблизился или вошел в топ 100: репутация в академической среде (88 место), репутация вуза среди работодателей (103 место) и отношение количества преподавателей к студентам (29 место). Высокие показатели по этим критериям помогли МГУ вырасти в рейтинге и позволяют прогнозировать попадание университета в топ 100 в ближайшие пару лет. Некоторые другие российские университеты также выросли: Томский государственный университет и Питерский Политех поднялись на шаг каждый, войдя в группы 481-490 и 471-480 соответственно, Томский же политехнический университет впервые пробился в топ 500, расположившись в группе мест 481-490. Дальневосточный федеральный университет также показал положительную динамику и вошел в группу 651-700.

QS World University Rankings 2015/16 - Россия


Самым высоким показателем МГУ было отношение количества студентов к сотрудникам вуза (29 место), и по этому показателю двенадцать российских университетов вошли в топ 100 мира, 6 - в топ 50. Национальный исследовательский Саратовский государственный университет показал самый высокий результат по этому критерию - 12 местo, в очередной раз зарекомендовав себя как лучший университет, где студенты могут тесно общаться с преподавателями. В топ 50 по этому критерию также вошли Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (27 место), Московский физико-технический институт (38 место), Московский государственный институт международных отношений (44 место) и Санкт-Петербургский государственный университет (46 место).

Несмотря на высокие показатели по некоторым критериям, в целом узнаваемость российских университетов в академической среде ухудшилась: 16 университетов показали понижение по этому индикатору. Однако большинство понижений произошло не более, чем на 25 позиций, что укладывается в нормальную флуктуацию, связанную с интенсивностью исследовательской деятельности, количеством научных публикаций и низкой долей иностранных студентов к преподавателям. Российские университеты традиционно демонстрируют слабую позиции по индексу цитируемости, что является показателем исследовательской активности - ни один университет, кроме Новосибирского государственного университета, не поднялся выше 651-700 места по этому индикатору. Однако Московский физико-технический институт нарушил тенденцию, поднявшись на двадцать одно место в рейтинге по индексу цитируемости.

Бен Саутер , руководитель исследовательского департамента QS , говорит: "Российское высшее образование меняется и очень быстро развивается. Но требуется много времени для того, чтобы увидеть результаты этого развития, и еще больше - чтобы их оценить. Таким образом, усилиям, приложенные российскими университетами в последнее время, еще только предстоит повлиять на рейтинг. Самой большой проблемой для российских университетов в любом глобальном рейтинге остается объем научных публикаций в международных индексированных журналах. Значительная доля таких показателей, как репутация и мнение экспертов, а не публикации на английском языке, делает рейтинг QS наиболее благоприятным для многих российских университетов, однако для достижения высоких позиций необходимо значительное увеличение международных публикаций в течение нескольких следующих лет".

Целью рейтинга QSWorldUniversityRankings является предоставление точной и сравнимой информации студентам для обоснованного решения при выборе будущего образования. В этом году, приняв во внимание отзывы студентов и в результате серьезным обсуждений с консультационным советом, QS принял новый подход нормализации индекса цитирования по пяти областям науки. Эта реформа учитывает большой объем цитирования в науках о жизни и, в меньшей степени, в естественных науках.

Региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева поясняет: «Каждый год QS собирает сотни предложений по улучшению сбору данных, анализу и т.д. После серьезного анализа и горячих дискуссий с академическим сообществом и нашим Советом, в этом году мы внесли изменения в методологию. Это первые серьезные изменения с 2007 года, и, разумеется, результат оказался весьма заметным: многие вузы изменили свои позиции больше, чем когда-либо. Главные изменения заключаются в нормализации индекса цитирования – до этого года при анализе данных Скопуса для QSWorldUniversityRankings мы рассматривали все результаты в целом, однако принимая во внимание неравномерное распределение продуктивности ученых в каждой из областей знаний было принято решение отобразить это в подходе. По данным Скопуса, 49% цитат приходится на науки о жизни и медицину и лишь 6% - на социальные науки и 1% - на гуманитарные науки и искусство. Однако если посмотреть на количество студентов, обучающихся по этим направлениям, ситуация прямо противоположная. В Великобритании, например, 55% студентов изучают науки, дающие в сумме эти 7% цитат. В итоге нами была разработана скользящая шкала, позволяющая оценить и нормализовать индекс цитирования в зависимости не только от общего количества цитат, но и от языка публикации, продуктивности страны в той или иной области знаний в целом и т.д. (подробно см. IU.qs.com или [email protected]). Данная нормализация ударила в первую очередь по вузам, чьи научные успехи связаны с науками о жизни и медицине. В России ярче всего это проявилось на примере РУДН, оказавшемся в этом году в группе 601-650 вместо прошлогодней 471-480.

Однако учитывая позитивную динамику этих двух университетов и работу, которая ведется в них под руководством ректоров, я уверена, что это временное явление, и уже в ближайшее время мы увидим выправление результатов и возвращение к уже привычному росту.

Прочие изменения включают в себя исключения ряда типов публикаций из анализа (пресс-релизы, обзоры конференций и т.д.) и расширение кумулятивной оценки экспертных опросов с трех до пяти лет.

Я хочу подчеркнуть, что многие университеты, сотрудничающие с QS и предоставляющие свои данные для анализа, демонстрируют стабильный рост и улучшение своих результатов. Большинство, если не все, смещения этого года – это результат изменения методологии. Как я уже упоминала, мы крайне редко идем на подобные шаги, но мы верим, что новые правила оценки позволят нам давать всем университетам более взвешенную и реалистичную оценку, не полагаясь лишь на одну какую-то сильную сторону.»