Что такое закрытый конкурс по 44 фз. Типы госзакупок: тендеры, конкурсы, аукционы

Обращаясь к первой части статьи 84 Закона о контрактной системе можно найти определение закрытых способов закупок, в том числе таких как закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием и другие способы. При этих видах закупок сведения, в том числе и документация, о таких закупках направляются организатором закупки ограниченному кругу поставщиков. Разберем особенности таких закупок.

1. Закрытые способы закупок и их применение

Закрытые способы закупки используются федеральными заказчиками, в случае если в документации есть сведения, содержащие государственную тайну, либо планируется заключить контракт, предметом которого будут страхование, охрана или транспортировка драгоценных камней или металлов для Государственного фонда Российской Федерации. Закрытые способы закупки также применяются если это закупка клининговых услуг или услуг водителей, и заказчики относятся к судебной системе или к судебным приставам, или контракт включает в себя услуги страхования, охраны и транспортировке музейных предметов, редкие и ценные издания, архивные рукописи или документы, которые относят к историческим ценностям, имеющими художественное или культурное значение. Также если эти такие ценности принимаются от физических или юридических лиц заказчиками для проведения выставок на территории Российской Федерации и (или) иностранных государств.

Итак, данная статья контрактной системы, предполагает, что закрытыми могут быть только определенные виды закупок, а именно:

г) аукцион.

Все эти способы закупок являются конкурентными, потому что в закупке могут участвовать несколько претендентов.

Если же обратиться к ранее действовавшему федеральному закону N 94 от 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» то увидим, что законом подразумевается лишь закрытый конкурс и закрытый аукцион.

Признаком закрытости такой закупки является участие потенциальных поставщиков, которые получили соответствующие приглашения от организатора процедуры, в отличие от открытых закупок, где участие могут принять все желающие поставщики.

Заказчики, направляя обращения к участию потенциальным участникам, устанавливают определенные требования к претендентам на участие в процедуре, которым они должны соответствовать. Эти требования заявлены в статье 31 ее первой части закона о контрактной системе. Потенциальные участники закупки, принимая приглашение для участия в закрытых способах закупки, также должны иметь возможность выполнить все условия описанные в процедуре закупки. Предметом могут быть работы и услуги, или осуществление поставки, на условиях проекта контракта.

2. Разрешены ли закрытые торги по 223-ФЗ?

На данный момент ясного и понятного ответа на этот вопрос нет. Законом №223-ФЗ не установлено применение понятие закрытых торгов, в нем лишь описаны случаи, когда сведения о закупке не размещаются в Единой информационной системе. Эти случаи разрабатываются и указываются в положении самим заказчиком. Хотя был прецедент, когда таким образом заказчик провел закрытые торги руководствуясь и опираясь на свои положения о закупочной деятельности. При этом он отклонил одну из заявок. Участник направил иск в суд на неправомерный отказ. И Двадцатый арбитражный апелляционный суд решил, что заказчик нарушил тем самым закон, проводя закупку в закрытой форме Постановление от 10.04.2014 по делу N А09-8106/2013.

Федеральная антимонопольная служба придерживается противоположного мнения. Она считает, что заказчик может проводить закрытые торги, если это предусмотрено его положением о закупочной деятельности. Решение от 14.11.2013 по делу N 223ФЗ-43/2013 .

3. Органы, согласовывающие закрытые способы закупок

Закрытые торги перед их началом направляют на прохождение согласования с федеральным органом исполнительной власти. Данный орган осуществляет свои полномочия в рамках постановления правительства РФ . Согласно данному постановлению этим органом является Федеральная антимонопольная служба России. Руководствуясь этим же положением, а именно пунктом первым, органом регулирующим контрактную систему указано Министерство экономического развития Российской Федерации. Минэкономразвития РФ же согласовывает порядок использования закрытых способов определения поставщиков.

После того как поступило заявление о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков, их подрядчиков или исполнителей, с момента поступления и до окончания его рассмотрения должно пройти не более десяти рабочих дней. После того как будет принято решение, оно действует с момента его принятия девяносто календарных дней до даты отправки обращения к участию потенциальным участникам, которые будут заинтересованы в данных закрытых торгах.

4. Правила, которые должен соблюдать заказчик при закрытых торгах

Итак, эти правила одинаковы для всех государственных заказчиков:

а) запрещается в форме электронных документов доносить до потенциальных поставщиков закупочную документацию, изменения и разъяснения к ней, потенциальным поставщикам запрещается подавать запросы на разъяснения положений закупочной документации в электронном виде, такие запросы направляются только в посменной форме;

б) давая разъяснения, заказчик предоставляет в письменной форме их всем потенциальным поставщикам, которые получили предложения предлагающие участие в закрытых торгах и были ознакомлены с документацией по закупке. В разъяснении указывается сам вопрос, но участник, направивший запрос должен остаться неизвестным;

в) сведения о закупке, о ходе ее проведения, в том числе и итоговые протоколы не могут быть опубликованы в единой информационной системе либо в информационной сети для общего доступа;

г) при проведении закрытых торгов запрещается проводить аудио- и видеозаписи.

Если при проведении закупки закрытым способом и подведении ее итогов такие закупки признаны заказчиком несостоявшимися, то заказчик имеет право на свой выбор:

первое-заново провести торги для того, чтобы определить заново поставщика, с внесение соответствующих изменений в тендерную документацию;

второе-может согласовать осуществление такой закупки с единственным поставщиком с федеральным органом исполнительной власти. Минэкономразвития Российской Федерации учреждает нормативным документом последовательность такого согласования.

5. Закрытый конкурс

Закрытый конкурс это торговая процедура, по определению схожа с открытым конкурсом. Но в отличие от него, сведения о закрытой процедуре закупки направляются только тем потенциальным претендентам на участие, которых выбирает заказчик исходя из того, что эти претенденты подходят под те требования, которые предусмотрены законом о контрактной системе и самой закупочной документацией. Эти требование будут рассмотрены ниже.

Претенденты на участие имеют возможность выполнить все условия контракта, являющиеся предметом закупки. Данную возможность участники подтверждают документально. Заказчик определяет победителя того участника, чье предложение наиболее лучшее по своим условиям.

Проводя все виды закрытого конкурса, которые содержат сведения о государственной тайне, заказчик размещает извещение о проведении такой закрытой торговой процедуры в единой информационной системе за тридцать дней и более, до даты распечатывания членами конкурсной комиссии конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе.

Но не стоит забывать, что извещение о закрытых торгах не предусмотрено размещение в ЕИС организатором закупки в следующих случаях;

во-первых, закупка клиринговых услуг или услуг водителей, и заказчики относятся к судебной системе или к судебным приставам;

во-вторых, планируется заключить контракт, предметом которого будут страхование, охрана или транспортировка драгоценных камней или металлов для Государственного фонда Российской Федерации;

в-третьих, условия в закупочной документации и ее предмет закупки включает в себя услуги страхования, охраны и транспортировки музейных предметов, редкие и ценные издания, архивные рукописи или документы, которые относят к историческим ценностям, эти предметы имеют художественное или культурное значение. Также если эти такие ценности принимаются от физических или юридических лиц заказчиками для проведения выставок на территории Российской Федерации и (или) иностранных государств;

в-четвертых, если в закупочной документации есть сведения о государственных сведениях, которые можно классифицировать общим понятием как государственная тайна.

Таким образом, заказчик может разместить в единой информационной системе само извещение о закупке в форме закрытого конкурса. А вот закупочную документацию направляет потенциальным претендентам на участие после их обращения с ознакомлением и после предоставления подтверждения на соответствие законодательным требованиям о защите государственной тайны.

Эти требования регламентируются законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне». Положения этого закона предписывают оформление специального допуска для организаций, должностных лиц и граждан РФ, этот допуск дает право доступа к сведениям соответствующей степени секретности.

Под допуском к сведениям, относящимся к государственной тайне для предприятий, учреждений и организаций, проводящими работы с применением средств защиты и шифрования информации, либо оказывающим услуги по защите секретных сведений понимается наличие правильно оформленной лицензии.

Эта лицензия на работы с секретными государственными сведениями или лицензии на шифрование, выдаваемая сроком на пять лет. Без этой лицензии ни один претендент на участие в закрытой торговой процедуре не может проводить работы на военные и специальные объекты, например воинские части, или же это предприятия, работа на которых подразумевает дополнительные меры безопасности. Так же участник не будет допущен без лицензии к поставке в атомную отрасль (случаи, связанные с безопасностью объектов) и если предмет контракта содержит доступ к информации, запрещенной к распространению третьим лицам. Законом однозначно прописаны случаи, когда требуется данная лицензия, требование ее в иных случаях от участников закупки незаконно.

Организации проходят специальную экспертизу, а их руководители, ответственные за защиту секретных сведений проходят аттестацию. Организациями также оплачиваются расходы при получении лицензии.

Участникам, подтвердившим соответствие запрашиваемым требованиям и наличие лицензий, которые отправляли обращение на ознакомление с конкурсной документацией, организатор торговой процедуры направляет в течение трех дней, с момента получения указанного запроса конкурсную документацию. Она передается только в письменной форме. При этом заказчик вправе установить плату за предоставление тендерной документации. Ее размер не может превышать расходы, которые несет организатор при изготовлении копий документов содержащих сведения о закупке. Если такое условие имеется, то сведения о ней содержатся в предложении принять участие в закрытом конкурсе. Внеся необходимую плату, участник получает все запрашиваемые сведения о закупке.

Либо заказчик сам направляет предложения к участию в закупке потенциальным участникам, которые соответствуют требованиям, для того, чтобы они приняли участие в закрытом конкурсе. Такие предложения к участию в торговой процедуре тоже должны быть в письменной форме и содержат сведения, перечисленные в статьях 42, 49 44-ФЗ.

Участники, готовые осуществить выполнение условий конкурса, являющихся его предметом закупки, должны получить обращения с предложением участвовать в торговой процедуре не менее чем за двадцать дней до момента распечатывания конвертов с заявками. Федеральная антимонопольная служба в этот же срок должна получить список потенциальных участников, которым были направлены приглашения для участия в закрытых торгах.

Заказчик может ускорить проведение процедуры, перенеся даты вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками, но при этом с этим должны согласиться все участники процедуры, ответы участников направляются организатору и оформляются в письменном виде.

После рассмотрения заявок в закрытом конкурсе, комиссией оформляется и подписывается протокол подведения итогов в двух экземплярах и в течении одного рабочего дня с момента его подписания направляется в ФАС России. Копии данных протоколов также направляются сторонам принимавшим участие в закрытой торговой процедуре.

6. Закрытый конкурс с ограниченным участием

Закрытый конкурс с ограниченным участием очень близок по определению к конкурсу с предварительным отбором. Потенциальные участники сначала проходят предварительную квалификацию, после чего могут пройти на второй этап закрытого конкурса с ограниченным участием и предлагать свои условия связанные с предметом закупки и по исполнению контракта.

Описывая условия предварительной квалификации, заказчиками могут быть установлены не только общие требования к претендентам на участие установленные законом. Заказчик вправе и довольно часто пользуются данным правом, установить особенные требования к претендентам на участие в закрытых торгах (закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или закрытых аукционов), которые не должны противоречить статье 31 части 2.

в-третьих , наличие у участников положительной деловой репутации, либо опыт аналогичных поставок или выполнение услуг, работ;

Прежде чем выбрать данный вид закрытых торгов заказчику необходимо изучить критерии к ее возможному проведению в статье 56 части 2 44-ФЗ. После этого, ознакомившись с установленными случаями и убедившись, что закупка соответствует, заказчики могут проводить конкурс с ограниченным участием. К проведению закрытого конкурсу с ограниченным участием они тоже применяются. Ограничение участия происходит когда предмет закупки содержит сохранение объектов исторического и культурного наследия, в том числе реставрацию объектов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, работы связанные с безопасностью музейных редких ценностей и их безопасностью. Либо перечень случаев согласно Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99:

а) предмет закупки содержит проведение работ с объектами атомной энергии (проектирование, вывод из эксплуатации);

б) предмет з относится к услугам по хранению и транспортировке ядерных отходов и радиоактивных веществ, в том числе переработка и захоронение;

в) закупка конструкций или оборудования, которое будет применяться на обетах атомной отрасли;

г) закупаются ремонтные работы военного ядерного оружия и техники;

д) закупка содержит капитальное строительство или капитальный ремонт, если НМЦ превышает сто пятьдесят миллионов рублей, в случае с закупкой на муниципальном уровне она НМЦ должна превышать пятьдесят миллионов рублей;

е) закупаются услуги для образовательных и медицинских учреждений, учреждений связанных с оздоровительным отдыхом детей и организаций социального обслуживания, которые позволяют обеспечить их общественное питание, НМЦ в этом случае должна превышать пятьсот тысяч рублей;

ж) закупаются услуги аудита государственных инвестиционных проектов и их финансирования, а также финансирование таких объектов за счет выделенных бюджетных средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;

з) предметом закупки является оказание услуг по организации оздоровительного отдыха детей.

Далее, как и в закрытом конкурсе, потенциальные участники подают запросы на ознакомление с документами по закрытому конкурсу с ограниченным участием. В запросе они прилагают документы содержащие подтверждение соответствию требованиям, предусмотренным законом, после чего могут оформлять заявки на участие в закрытом конкурсе.

Заказчик, рассмотрев все заявки в закрытом конкурсе с ограниченным участием, оформляет и подписывает протокол предквалификационного отбора. Данный протокол оформляется в двух экземплярах и в течение одного рабочего дня с момента его подписания направляется в ФАС России. Копии данных протоколов также направляются сторонам принимавшим участие в процедуре.

7. Закрытый двухэтапный конкурс. Этапы двухэтапного конкурса.

Закрытый двухэтапный конкурс – это конкурентный способ закупки имеющий этапы проведения. Закрытый двухэтапный конкурс это тот же открытый двухэтапного конкурса. Разница лишь в том, что он организовывается с участием лишь тех претендентов, которые были приглашены заказчиком, т.е. есть ограничение привлеченных участников. Он проводится в два этапа, причем претенденты могут принимать участие не во всех этапах двухэтапного конкурса. После прохождения первого этапа они вправе не продолжать участие и могут не подавать предложения на следующий этап. Сведения о предмете закупке, сроках его проведения и прочее предается ограниченному кругу претендентов, обратившихся за получением копий документации по закупки. Сроки ее предоставления соответствуют срокам, которые установлены для проведения закрытого конкурса.

Выбирая данный способ закупки, заказчик должен руководствоваться статьей 57 закона 44-ФЗ и соблюдать единовременно выполнение двух требований, а именно:

первое-цель закупки заключить контракт на осуществление научных экспериментов и исследований, проектных работ, к которым относиться, архитектурно-строительное проектирование, либо обеспечение инновационной и высокотехнологичной продукцией, либо в целях создания объекта интеллектуальной деятельности (например, произведения искусства) или требуется заключение договора, на энергосберегающие технологии, позволяющие экономить эксплуатационные расходы, повышая тем самым энергоэффективности и вводя технологий, обеспечивающие энергосбережение.

В первом этапе закрытого двухэтапного конкурса подаются заявки на участие без ценового предложения. Обеспечение заявки на участие на данном этапе не требуется. После рассмотрения заявок на участие в закрытом конкурсе, второй этап это предоставление заявки уже с ценовым предложением.

Переходя ко второму этапу закрытого двухэтапного конкурса члены комиссии заказчика, предлагают претендентам объявить окончательное предложение, в котором будут содержаться результаты уточнения после обсуждений на первом этапе и будет указана цена с учетом всех затрат. На этом этапе проведения закрытого конкурса заказчик может запросить обеспечение заявок у участников, перешедших на данный этап. После прохождения всех этапов двухэтапного конкурса и рассмотрения заявок, оформляется и подписывается членами комиссии протокол подведения итогов в двух экземплярах и в течение одного рабочего дня с момента его подписания направляется в ФАС России. Копии данных протоколов также направляются сторонам принимавшим участие в процедуре.

8. Закрытый аукцион

При этом способе закупки заказчик также отправляет всю информацию в письменной форме тем претендентам, которые сделали письменный запрос на ее предоставление. Закрытый аукцион также требует согласование с обоснованием в течение десяти рабочих дней в ФАС России. Закрытый аукцион не может проводиться в электронной форме. Если сам заказчик рассылал предложения претендентам для участия, то такое обращение должно быть выслано за десять дней до окончания подачи заявок, а в случаях с закупками, содержащими секретные государственные сведения тридцать дней до распечатывания членами комиссии конвертов с заявками участников.

Заказчик также извещает ФАС обо всех претендентах, которым были направлены документы по закрытому аукциону не менее чем за пять дней до вскрытия конвертов.

Как писалось выше, заказчик может устанавливать плату за предоставление документов по закрытой процедуре, ее размер не может превышать расходы, которые несет заказчик при изготовлении копий сведений о закупке на основании статей 86 и 87. Требовать же плату с претендентов за участие в закрытом аукционе запрещается. В документации по закрытому аукциону заказчик вправе установить обеспечение заявки. Размер этого обеспечения не должен быть более пяти процентов от НМЦ.

Документация закрытого аукциона должна содержать в себе определенные сведения, которые устанавливает закон о контрактной системе статьей 87.

Претенденты на участие в закрытом аукционе могут направлять письменные запросы разъяснений не менее чем за три дня до окончания подачи заявок. Поле направления такого запроса заказчик в двухдневный срок отправляет запросившему участнику ответ.

Заказчик может вносить изменения в документацию закрытого аукциона не менее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок. Принимая такое решение, заказчик в двухдневный срок направляет претендентам на участие, которым были присланы приглашения сведения о таких изменениях. При этом срок окончания подачи заявок необходимо переносить минимум на десять дней.

Заказчик после подписания протокола закрытого аукциона в двух экземплярах направляет один из экземпляров в течение трех рабочих дней с даты его подписания претенденту победившего в закрытом аукционе. Так же копия этого протокола направляется в ФАС в течение одного дня с момента его подписания.

По итогам аукциона заключается контракт, который подписывается только в бумажном виде. Протокол разногласий к такому контракту по закону не предусмотрен законодательно. После проведения процедуры заказчик обязан хранить в течение трех лет все протоколы, заявки участников и аукционную документацию.

Такой тендер используют, когда:

  1. Закупаемая продукция для нужд, относящихся к гостайне.
  2. Информация о продукции, указанная в документации или проекте контракта, является гостайной.
  3. Заключают сделку на охрану, страхование и перевозку драгоценных камней и металлов РФ, музейных ценностей, передаваемых во временное пользование (например, выставки).
  4. Приобретают услуги на обслуживание судей и судебных приставов (уборка, услуга водителя).

Подобные закупки проводят только после согласования с ФАС. Участвовать могут только поставщики, которым заказчики направили специальные приглашения.

Один из важных вопросов — где взять ИКЗ для закрытого конкурса. Он указан именно в этих приглашениях ().

Как проводится

В целом этапы схожи с открытыми закупками, но имеют ряд особенностей:

  1. Разработка и утверждение тендерной документации. Предоставляется участникам по запросу, в письменной форме и после оплаты (если предусмотрено). Стоимость за это не должна превышать цены за изготовление копии документации.
  2. Публикация извещения в ЕИС. Используется, только если в документации или в проекте контракта содержатся сведения, которые относятся к гостайне. В остальных случаях публикация извещения не требуется.
  3. Направление приглашений принять участие лицам, которые соответствуют требованиям и имеют доступ к гостайне.
  4. Ознакомление с документацией. Заказчик предоставляет в антимонопольную службу список участников, которым отправлена документация, а также копии всех приглашений.
  5. Подача заявок. Составляет как минимум 30 дней после публикации извещения и не менее 20 дней после направления приглашений (если извещение не требуется).
  6. Вскрытие конвертов. При согласии всех участников этот этап могут провести раньше срока.
  7. Анализ и оценка заявок. Допущенным присваиваются баллы на основе критериев оценки. Победил тот, кто предложил лучший условия.
  8. Заключение контракта. Не раньше 10 и не позже 20 дней после публикации протокола оценки заявок.

Особенности закрытого конкурса с ограниченным участием

Особенности двухэтапного конкурса

Можно ли проводить закрытым способом? Да, такая возможность предоставлена . При этом, главной особенностью является объединений норм об открытом двухэтапном конкурсе () и закрытого характера процедуры. В результате получается, что основания остаются неизменными, они перечислены выше. Но допускается предварительное обсуждение с участниками объекта закупки, после чего на втором этапе они готовят полноценные предложения.

Закрытый конкурс по 223 ФЗ

В тексте 223 закона нигде не регламентировано проведение таких тендеров. Но, так как всю закупочную деятельность заказчика определяет его Положение о закупках, в нем могут быть прописаны случаи, когда можно организовывать процедуры не для всех.

Практика разрешения споров в этом случае неоднозначна. Так, в Постановлении от 10.04.2014 по делу №А09-8106/2013, заказчика признали нарушившим закон. А вот Решение ФАС от 14.11.2013 по делу №223ФЗ-43/2013, напротив, разрешает заказчикам проводить подобные торги, если это прописано в Положении.

1. Закрытый конкурс - это Закрытым конкурсом считается такая процедура, которая очень похожа на открытый конкурс, но отличие составляет такой факт, как то, что сведения о проведение такого вида закупки не публикуются , а данные о закупке напрямую отправляются потенциальным конкурсантам из числа отобранных Заказчиком.

Каждый из конкурсантов, который получил извещение о проведение процедуры имеет шанс на победу в борьбе за контракт. Чтобы принять участие в процедуре - требуется подтвердить свои намерения документацией, после чего происходит выбор претендента, чье предложение оказалось наиболее привлекательным среди всех поданных.

2. Случаи проведения закрытого конкурса

Закрытый способ по определению Исполнителя применяется в 4 нижеприведенных случаях:
  • Закупка товара, работы или услуги для нужд федерации, при условии, что данные о нуждах являются гостайной.
  • Закупка товара, работы или услуги, данные который являются гостайной и содержат такую информацию в своей документации.
  • Услуги страхования, транспортировки и охране ценностей госфонда драгоценных металлов и камней России. Историческое достояние страны (предметы искусства, рукописи, картины и т.д).
  • Закупка услуг для обеспечения деятельности судебных приставов (часть 2 статьи 84)

3.Участие в закрытом конкурсе по 44-ФЗ

Закрытый конкурс проводится в рамках двух законов, первый который мы рассмотрим в этой статье, будет закрытый конкурс по 44-ФЗ. Поскольку мы рассмотрели случаи при которых проводится закрытый конкурс, рассмотрим инструкция по его проведению в рамках 44 Федерального закона:

  • Пошаговая инструкция участия в закрытом конкурсе для Поставщика

Выше мы уже описали процедуру со стороны заказчика, с полным описанием каждого шага, разберем теперь инструкцию для Исполнителей:

Этап 1. Получение приглашения.

Этап 2. Отправка заявки.

После того, как вы получили приглашение на принятие участия, вам следует создать заявку и отправить заказчику для того, чтобы вас внесли в список участников процедуры.

Этап 4. Отправить предложения.

Этап 5. Рассмотрение заявок.

Следует дождаться даты рассмотрения заявок и дождаться результатов.

Этап 6. Заключение договора.

Если вы победили, то Заказчик должен направить вам документ-договор, вам следует изучить его и подписать, отправив обратно Заказчику. Данная процедура происходит в том же формате, что и в любой открытой процедуре.

  • Пошаговая инструкция закрытого конкурса для Заказчика

Инструкция к закрытому конкурсу делится на ряд этапов, рассмотрим данные этапы проведения закрытого конкурса в рамках 44 Федерального Закона.

3.1 Подготовка проведения закрытого конкурса

Этап 1. Подготовка тех-документации.
для того, чтобы составить документы на закрытый конкурс на поставку товара, следует обратить свое внимание на данные составляющие:
  • Описание объекта закупки;
  • Техзадание;
  • Список претендентов;
  • Условия допуска Исполнителей к данным о процедуре;
  • Критерии по которым будет проходить оценка заявок;
  • Условия на которых будет происходить заключение договора и форма для принятия участия;
  • Обоснование проведение закрытого вида закупки.

Этап 2. Получение разрешение от ФАС.

После того, как была собрана вся документация, следует отправить ее в ФАС. После того, как были собраны все вышеописанные документы, папку с их полным набором, следует оправить в ФАС, поскольку все виды закрытых процедур должны быть проведены только с разрешения уполномоченного федерального органа. Согласование происходит не более, чем в течение 10 календарных дней, о чем говорится в 3 части статьи 84.


После того, как было получено разрешение на проведение процедуры, следует опубликовать сам факт об ее проведение .

Особый момент, опубликованию не подлежат никакие сведения о предмете проведения закупки, в случае, если Заказчиком будет нарушено данное условия, закупка будет отменена, а в отношении организатора применены штрафные санкции.

Особый момент. документы к конкурсу должны быть высланы в письменной форме и только после получения платы за предоставления таких сведений.

Скачать форму приглашения можно у нас на сайте, она выглядит вот так:

3.2. Рассмотрение заявок и выбор победившего претендента.

После того, как были выполнены предыдущие действие, следует опять отправить в ФАС (не позднее, чем в течение 20 календарных дней после вскрытие конвертов) уведомление, в котором содержится список с претендентами и копии приглашений.

Вскрывать заявки следует в заранее определенное время и день. Данная процедура подлежит записи в протокол, который на следующий день отсылается в ФАС, а вот производить какие-либо видео, фото или аудио записи СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО законом.

Комиссия имеет 20 дней для того, чтобы произвести оценку заявок, тут существует возможность продления, но не больше, чем на 10 календарных дней.

Заявка, которая содержит в себе самые наилучшие условия будет записана как первая (“1”), в случае, если были поданы идентичные заявки, то они должны быть пронумерованы в том же порядке, в котором они и были поданы.

В случае, если все заявки были признаны несоответствующими, то такой конкурс признается - несостоявшимся.

3.3. Заключение контракта

После того, как был создан итоговый протокол, следует выслать проект контракта победившему претенденту. Данный документ должен быть создан с учетом предложения которое поступило от победившего Исполнителя, но при этом цена не должна быть выше, чем НМЦК.


Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!

4. Закрытый конкурс по 223-ФЗ

Выше мы уже рассмотрели закрытый конкурс по 44-ФЗ, теперь рассмотрим закрытый конкурс в рамках 223-ФЗ:

  • Проведение закрытого конкурса по 223-ФЗ

В описании 223 Федерального закона нет четко регламентированного описания проведения данного вида закупок. Однако, как и любая процедура, эта определяется Положением о закупках, в котором и прописываются случаи, когда Заказчик имеет право проводить данный вид торгов.

Поэтому если вы решили провести закрытую закупку по 223-ФЗ, то внимательно ознакомьтесь с Положением, то же касается и Исполнителей. При принятии решения участвовать в закупке, сначала изучите ее на предмет явных нарушений Законодательства России. Если таковых не наблюдается - зеленый свет, газ, вперед.

5. Видео-инструкция как оценивают заявку на закрытый конкурс по 44-ФЗ

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Тендер (торги)

Тендер (tender - предложение) - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений. Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.

Российское законодательство

21 июля 2005 года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января 2006 года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется более правильный термин, присутствующий в законодательстве РФ - открытый конкурс. Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, предварительный отбор, биржевые торги.

24 июля 2007 года был принят федеральный закон № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др. В дальнейшем были приняты Федеральные законы № 257-ФЗ от 08.11.2007, № 160-ФЗ от 23.07.2008, № 225-ФЗ от 01.12.2008, № 308-ФЗ от 30.12.2008, № 323-ФЗ от 30.12.2008, № 68-ФЗ от 28.04.2009, № 93-ФЗ от 08.05.2009 и № 144-ФЗ от 01.07.2009, № 147-ФЗ от 17.07.2009, № 155-ФЗ от 17.07.2009 и № 164-ФЗ от 17.07.2009 вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция содержит поправки, вступившие в силу 17 июля 2009 г. с выходом закона № 164-ФЗ (Ст. 7). По материалам ru.wikipedia.org

Типы госзакупок

  • С проведением торгов
    • Конкурсы
      • Открытый конкурс
      • Закрытый конкурс
    • Аукционы
      • Открытый аукцион
      • Закрытый аукцион
      • Электронный аукцион

Открытый конкурс

Самым распространенным способом конкурентных закупок является открытый конкурс, в котором может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Конкурс проводит заказчик или его уполномоченный. Все требования к предмету закупки и поставщикам, а также критерии выбора победителя и процедура конкурса излагаются в конкурсной документации. Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.

На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя – участника, подавшего самое выгодное предложение. С ним проводятся переговоры о заключении контракта.

Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.

Закрытый конкурс

Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. Отличие состоит в выборе участников. Если в открытом конкурсе может принять участие любой правомочный поставщик, то приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

  • продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
  • продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;
  • ремя и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.

Открытый аукцион

Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена. Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В определенных законом случаях извещение о проведении открытого аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершению раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.

Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.

Закрытый аукцион

Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.

Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако платой за это является снижение эффективности.

Электронный аукцион

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) - это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Его порядок регулируется главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ и постановлениями правительства.

Извещение о проведении аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года - заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что обеспечивает конкуренцию и уменьшает возможность коррупции.

Аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) для госзаказов

Согласно решению Минэкономразвития России, к 1 января 2010 года были выбраны пять электронных торговых площадок:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»;
  • ООО «РТС-тендер».
Отличия электронных аукционов от других видов торгов

Характеристики

Электронный аукцион

Запрос котировок

Подача предложений

Многократная/в электронной форме

Однократная/на бумажных носителях

Обязательства заказчика и победителя торгов

Юридически закреплены (на основе электронной цифровой подписи)

Отсутствуют

Юридически закреплены

Относительный объем документооборота

Минимальный, подается единоразово

Небольшой

Преимущества электронных аукционов

Помимо экономии бюджетных средств и снижения риска коррупции, ОАЭФ обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. В числе преимуществ электронных аукционов, по сравнению с обычными аукционами и конкурсами, можно назвать следующие:

  • Короткие сроки проведения;
  • Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
  • Прозрачность и открытость процесса закупок;
  • Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  • Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  • Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
  • Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
  • Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.
Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме:
  • Для участия в аукционе нужно зарегистрироваться на электронной торговой площадке и в день проведения аукциона зайти на сайт аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
  • Аукцион проходит на понижение цены. Если цена опускается до нуля - то на повышение.
  • В момент начала аукциона участник может сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
  • Участник может неоднократно подавать ценовые предложения.
  • Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего ценового предложения от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
  • Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.
  • Выявляется также участник, сделавший следующее после победителя лучшее предложение по цене.
  • Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.
  • Без проведения торгов
    • Запрос котировок цен
      • ограничение по сумме: до 500 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам
      • ограничение по товарам: должен быть существующий рынок товаров/работ/услуг, требования заказчика должны быть достаточно общими
      • ограничение по сумме: до 100 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам

Запрос котировок

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Порядок проведения запроса котировок регламентируется главой 4 федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

Этот способ обычно используется в тех случаях, когда речь идет о серийной, стандартной продукции, например, о компьютерах, канцелярских товарах, горюче-смазочные материалах, некоторых видах строительных работ, аренде помещений и т. д. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.

Граница размещения заказа путем запроса котировок по максимальной цене контракта не должна превышать 500 000 рублей.

Способ запроса котировок - самый простой и быстрый из конкурентных процедур. В этом случае не нужно разрабатывать конкурсную документацию и критерии оценки заявок, а поскольку чаще всего закупается серийная продукция, оценка котировочных заявок, с учетом всех согласований, происходит примерно за 1-7 дней.

Недостатком способа запроса котировок является возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

Размещение заказа у единственного поставщика

При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком.

Закупка у одного поставщика используется в следующих случаях:

  • когда продукция предоставляется только одним поставщиком или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, а равноценной замены нет;
  • при продлении заключенного контракта, если он предусматривал такую возможность;
  • если подрядчик нуждается в закупке ключевых позиций у конкретного поставщика в качестве гарантии выполнения контракта;
  • при чрезвычайных обстоятельствах (ликвидация последствий стихийных бедствий);
  • если при проведении закупки конкурентным методом подходящих предложений не было.
У одного поставщика целесообразно закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор поставщиков гораздо больше, чем цена приобретаемой продукции.