Правовые основы социального обслуживания в российской федерации. Перечень основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы социального обеспечения и социального обслуживания граждан Правовой акт социального обслуживания

Множество и разнообразие источников права социального обслуживания предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников права социального обслуживания составляют нормы международных актов.

Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства - члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе и в области социального обеспечения.

Вторую группу источников права социального обслуживания составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.


Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что ФЗ № 323 закрепляет гарантии обеспечения этого права, среди которых - право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

Основой же законодательства в сфере правоотношений, связанных с социальным обслуживанием граждан является Федеральный закон от 28 декабря 2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ.

Третью группу составляют различные подзаконные нормативные правовые акты, среди которых:

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» № 95;

Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2005 «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» № 2347-р;

Постановление Правительства Свердловской области от 10 июня 2008 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления в государственной системе социальных служб Свердловской области социального обслуживания на дому, полустационарного социального обслуживания в дневное время, реабилитационных услуг, консультативной помощи и срочного социального обслуживания бесплатно, а также на условиях полной или частичной оплаты» № 572-ПП.

Право на социальное обеспечение - одно из основных социально-экономических прав человека. Оно закреплено во многих международных документах. Это ещё раз подчеркивает важность этого права и закрепляет, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и тех, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, признается одной из общечеловеческих ценностей в современном цивилизованном обществе.

Положения Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 года, которая является первым нормативным документом общего характера в области прав и свобод человека, закрепляют право каждого как члена общества на социальное обеспечение. В статье 22 Декларации сказано: «Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015.».

А 25 статья Всеобщей декларации прав человека провозглашает следующее: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015.».

Право на социальное обеспечение и социальное обслуживание содержится также в Международном Пакте об экономических, социальных, культурных правах 1966 года. Статья 9 этого международного документа закрепляет: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015.».

В статье 14 Европейской социальной хартии прописано следующее относительно права на социальное обслуживание: «В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обслуживание Стороны обязуются:

1. содействовать деятельности или созданию служб, которые, используя методы социальной работы, способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде;

2. поощрять участие отдельных лиц, а также добровольных или иных организаций в создании и деятельности таких служб Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015.».

Следует сказать, что концепция о правах человека, правовом государстве и социальной справедливости получили свое развитие в актах Международной организации труда о социальном обеспечении.

В Конвенциях и Рекомендациях МОТ закрепляется право человека на отдельные виды социального обслуживания (медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, права инвалидов на профессиональную реабилитацию и трудоустройство, протезно-ортопедическую помощь, права на медицинскую помощь, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.).

Например, Конвенция МОТ № 159 посвящена профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. В ней говорится, что каждое государство, участвующее в Конвенции, считает задачей профессиональной реабилитации обеспечение инвалида возможностями получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции. Конвенция N 159 Международной организации труда «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 20.06.1983) // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015.

Международной организацией труда также принята Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения Конвенция Международной Организации Труда N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (Женева, 28 июня 1952 г.) // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015.. Она состоит из 15 разделов, посвященных медицинской помощи, различным видам пособий и др. Россия пока не участвует в этой конвенции.

Таким образом, право на социальное обслуживание, наряду с правом на социальное обеспечение и социальное страхование, закреплены в документах такой значимой международной организации, как МОТ.

После распада СССР, в связи с образованием Содружества Независимых Государств, государства - члены Содружества 26 мая 1995г. приняли Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека.

Статья 16 данной Конвенции закрепила право гражданина на социальное обслуживание как самостоятельное право:

«1. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в других случаях, установленных национальным законодательством.

2. В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь Договаривающиеся Стороны обязуются обеспечить, чтобы любое лицо, которое не имеет достаточных средств и которое не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников, в частности за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, получало необходимую помощь, а в случае болезни - уход, необходимый в его состоянии.

3. В целях обеспечения эффективного осуществления права матерей и детей на социальную и экономическую защиту Договаривающиеся Стороны примут все надлежащие и необходимые меры в этом направлении, включая создание и содержание соответствующих институтов или служб Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015.».

Таким образом, в важнейших международных актах о правах человека содержатся основные социальные стандарты, виды социальной помощи, закрепляется право человека на социальное обеспечение и обслуживание.

Россия должна уважительно относиться к международному праву и его основополагающим принципам и принимать во внимание то, что написано о правах и свободах в общепризнанных международных документах. Для построения правового государства необходимо ориентироваться на международное право.

Главным и основным законом Российской Федерации является Конституция. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права Конституция Российской Федерации: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ. // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015..

В Конституции нашей страны содержится важное положение о том, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора Конституция Российской Федерации: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ. // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015.» (п.4 ст. 15). Эта статья Конституции определяет взаимосвязь международного и российского права с учетом верховенства международного права.

В Конституции наряду с другими важными правами человека также говорится о праве на социальное обслуживание как элемента социально-правового статуса гражданина. Поэтому можно утверждать о конституционном характере данного права.

Статья 7 провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты Там же..

Статья 39 Основного Закона гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность Там же..

Статья 41 Конституции закрепляет, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений Конституция Российской Федерации: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ. // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015..

Однако Конституция закрепляет лишь общие положения, которые должны получать развитие в принимаемых на её основе различных нормативных актов.

Нормы законодательства о социальном обслуживании действуют на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.

Основными Федеральными законами, регулирующими социальное обеспечение в РФ, являются следующие:

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015..

Данный закон был принят 28 декабря 2013 года. А законопроект, принятый в качестве данного Закона, разработан во исполнение перечня поручений Президента РФ от 27 ноября 2010 г. № Пр-3464ГС по итогам заседания президиума Государственного совета РФ 25 октября 2010 г. и внесен в Государственную Думу Правительством РФ.

Сам закон вступил в силу с 1 января 2015 года и внёс существенные изменения в систему и порядок предоставления социального обслуживания.

Такой временной интервал позволит, по мнению законодателя, социальным учреждениям и службам постепенный переход к нововведениям, которые предусмотрены в новом законе.

С момента вступления в силу Федерального закона № 442-ФЗ прекращается действие Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Так как в предыдущий закон 1995 года вносилось множество изменений, получилось так, что дальнейшее внесение в него новых изменений было бы просто нецелесообразно, и легче было разработать новый и уже совершенный с точки зрения всех произошедших в области социальной защиты и социального обслуживания корректировок и изменений.

Таким образом, новый Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в большей степени отражает современные условия, в нем уже учтён прошлый накопленный опыт.

Всё это улучшает качество оказываемых социальных услуг, благодаря появлению этого нормативного акта вводятся единые нормы социального обслуживания населения на всей территории Российской Федерации.

а) в Российской Федерации каждый год растет число лиц, нуждающихся в предоставлении им социального обслуживания: это инвалиды, старые люди, семьи с детьми, лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию;

б) положения, закрепленные в новом законе, будут способствовать повышению качества и эффективности оказываемых социальных услуг и такой организации системы социального обслуживания, чтобы помочь как можно большему числу населения;

в) законопроект предполагает признание утратившими силу действующих законов и формирование единого законодательного акта, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения;

г) разработка будет происходить с учётом норм действующего законодательства и международных документов, подписанных Российской Федерацией, с учётом изучения действующей практики реализации предписаний законов и опираясь на опыт в данной сфере зарубежных государств.

Новый принятый закон устанавливает:

1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;

2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;

3) права и обязанности получателей социальных услуг;

4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.

Действие данного Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев, а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Во 2 статье Федерального закона № 442-ФЗ закреплено следующее: «Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015..

Закон устанавливает основные принципы социального обслуживания, уточняет основные понятия из сферы социального обслуживания, определяет формы социального обслуживания, виды социальных услуг и условия их предоставления, принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания.

Законом определен перечень полномочий федеральных органов государственной власти, перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

Теперь, согласно данному документу, предоставление и отказ от социальных услуг возможны только с учетом волеизъявления получателя. О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения как в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ либо непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания.

Законом вводятся новые понятия «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», понятие «стандарт социальной услуги» излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (постатейный) // Гарант: справочно-правовая система - М.,2014..

В данном Законе не содержится понятия «трудная жизненная ситуация», понятие которой было предусмотрено в предыдущем законе 1995 года. Вместо этого в 15 статье четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании.

Нормативный акт оговаривает индивидуальный подход к установлению получателям социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания субъекта РФ, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг.

Законом также предусмотрено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, базирующееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь (на основе регламентов, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ).

Закон содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля. См.: там же.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015..

Данный Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В законе даются понятие «инвалида» - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015..

Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Этот закон является одним из основных правовых актов, определяющих уровень социальной защищенности людей с ограниченными возможностями.

Федеральный закон от 21декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015..

Данный закон относится к категории нормативных правовых актов, закрепляющих право отдельных категорий на социальное обеспечение, в том числе и на социальное обслуживание.

Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке данной категории граждан представляют собой совокупность социальных мер, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий, получения дополнительного образования, медицинского обслуживания, реализации права на труд и т.п.

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 22.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «О ветеранах». // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015..

Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Он распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к определенным категориям ветеранов.

Закон «О ветеранах» является первым опытом отечественного законодателя свести воедино весь массив основных положений, касающихся социальной поддержки ветеранов. До его принятия действовало значительное количество нормативных актов, различных по ведомственной принадлежности, юридической силе и сфере применения. С принятием Закона N 5-ФЗ была создана единая правовая основа для реализации основных направлений социальной политики в сфере поддержки ветеранов. При этом Закон не раскрывает подробно механизма обеспечения ветеранов мерами социальной поддержки, а только определяет круг лиц, на которых распространяется действие Закона, и декларирует их основные права и гарантии Слобцов И.А., Шашкова О.В., Шашмурина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». // Гарант: справочно-правовая система, 2014..

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015..

Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

В самом начале закона подчеркивается, что «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности Там же.».

Наряду с другими основополагающими понятиями, в нем содержится определение понятия «социальные службы для детей». Это организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

Помимо Федеральных законов приняты и действуют подзаконные акты, регулирующие вопросы в сфере социального обслуживания, например, к ним относятся:

Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 694 «О реализации протезно-ортопедических изделий» Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 694 «О реализации протезно-ортопедических изделий» // Гарант: справочно-правовая система - М.,2015.;

Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» // Гарант: справочно-правовая система - М.,2015.;

Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» // Гарант: справочно-правовая система - М.,2015.;

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // Гарант: справочно-правовая система - М.,2015.;

Постановление Правительства РФ от 25.09.2007 N 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)» Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2007 N 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)» // Гарант: справочно-правовая система - М.,2015.;

Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2005 N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Гарант: справочно-правовая система - М.,2015.;

Постановление Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. N 25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» Постановление Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. N 25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // Гарант: справочно-правовая система - М.,2015. и другие акты.

Согласно пункту «ж» статьи 72 Конституции РФ «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение Конституция Российской Федерации: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ. // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015.».

Таким образом, правовое регулирование отношений по социальному обслуживанию может осуществляться и в регионах.

Главная цель такого регулирования -- повышение степени социальной защиты граждан. Эти акты предусматривают дополнительные, повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

Субъекты Федерации могут принимать свои нормативные правовые акты, программы социального развития регионов, которые учитывают специфику данного региона и повышают социальную защищенность граждан, в нём проживающих.

Вместе с положениями, закрепленными в федеральном законодательстве, региональными нормативными актами устанавливаются дополнительные гарантии и принципы социального обслуживания для граждан конкретного субъекта, увеличивается круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание, вводятся дополнительные виды социального обслуживания.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015.» к полномочиям органов местного самоуправления в области социального обеспечения относит обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения, а это имеет непосредственное отношение к социальному обслуживанию.

Стоит сказать, что действующий Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения ГОСТ Р 52495-2005. «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения» // М., Стандартинформ, 2006.. Термины и определения» имеет немаловажное значение для гарантированности государством социальных услуг.

Данный стандарт устанавливает термины и определения понятий в области социального обслуживания населения. Термины и определения, содержащиеся в нем, включают общие понятия (например, социальная служба, социальное обслуживание, трудная жизненная ситуация и др.), виды социальных услуг, учреждения социального обслуживания и категории клиентов социальной службы.

Наряду с федеральным и региональным, существует муниципальное и локальное регулирование в области социального обслуживания.

На современном этапе развития государства, когда формируется рыночная экономика, немаловажное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения. Цель муниципальных и локальных нормативных актов - устанавливать более высокую степень социальной защиты граждан на муниципальном уровне и на уровне отдельно взятой организации. Право социального обеспечения России: Учебник / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. - М.: Проспект, 2014. - с. 109.

Такое регулирование может проявляться в создании дополнительных гарантий социальной защиты, например, в конкретной организации, независимо от ее организационно-правовой формы. При создании коллективного договора, в нём, например, могут быть предусмотрены различные виды социальной помощи и т.д.

При этом используются следующие способы регулирования отношений, возникающих по поводу социального обслуживания: дозволение, запрет, позитивное обязывание, рекомендации.

Однако нормы рекомендательного характера в сфере оказания социальных услуг применяются только к органам, предоставляющим социальные услуги, а не к гражданам. И правовосстановительная санкция в регулировании отношений по социальному обслуживанию не характерна. Благодир, А.Л. Правовое регулирование социального обслуживания граждан: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.05 / А.Л. Благодир. - М., 2002. - с. 21.

Правовой основой, регламентирующей деятельность учреж­дений, предприятий социальных служб, является федераль­ный закон «Об основах социального обслуживания населе­ния в Российской Федерации», вступивший в действие в де­кабре 1995 г.

Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психоло­го-педагогических, правовых услуг, осуществлению социаль­ной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В систему служб, осуществляющих социальное обслужи­вание, входят: государственные (федеральные, региональные); муниципальные (местные); смешанные (государственно-общественные); частные и службы других форм собственности.

К основным видам социального обслуживания относятся:

Материальная помощь (денежная и продуктово-товарная);

Социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО;

Предоставление временного приюта;

Консультативная помощь по различным направлениям;

Реабилитационные услуги и т.д.

Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания включает: планирование и финансирование, кадровую политику, организацию и оплату труда работни» ков.

Источниками финансирования социальных служб являются:

Нормативные отчисления из бюджета соответствующего уровня;

Поступления из Фонда социальной поддержки населе­ния за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

Средства из Федерального бюджета на выполнение ус­тавных задач и целевых программ;

Финансирование в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию региональных, областных, городских и район­ных программ;

Дополнительные средства из областного и местного бюд­жетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

Доходы от реализации платных услуг и хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

Доходы от приватизации государственной собственнос­ти, а также специальных источников: видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии, от коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муници­пального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

Благотворительные пожертвования и взносы предприя­тий, общественных организаций и частных лиц, поступившие от благотворительных акций.

1. Сущность экономической политики государства

В основе экономической деятельности в сфере социальной работы лежит экономическая политика государства. В условиях рыночных отношений на первый план выступает ее социально ориентированная направленность. Этим в значительной мере обусловлено создание необходимой материальной базы социальной защиты и поддержки населения.

Сущность эконом. политики государства – это выражение и воплощение целей, задач, интересов страны, государства, народа и его правительства, а также придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемых в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Таким образом, необходимо государственное вмешательство на таком уровне потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, а удовлетворяется за счет развитого промышленного производства.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;

СОЦИАЛЬНАЯ УСЛУГА - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Право на социальное обслуживание имеют граждане, признанные нуждающимися в социальном облуживании из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев. Это пожилые граждане, инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, граждане без определенного места жительства.

Основными видами социального обслуживания являются следующие:

Материальная помощь;

Социальное обслуживание на дому;

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях;

Предоставление временного приюта;

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

Консультативная помощь;

Реабилитационные услуги.

Правовое регулирование предоставления гражданам социального обслуживания осуществляется несколькими нормативными правовыми актами. Среди основных следует указать федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» устанавливает:

1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;

2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;

3) права и обязанности получателей социальных услуг;

4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.

Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

Основные принципы социального обслуживания граждан, закрепленные в Федеральном законе:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

· соблюдения прав человека и гражданина;

· предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

· обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

· преемственности всех видов социального обслуживания;

· ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

· приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

· ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.


12. Долг и ответственность как основные понятия и категории деонтологии социальной работы.

Долг – это совокупность требований, предъявляемыx человеку обществом (коллективом, организацией), которые выступают перед ним как его обязанности, и соблюдение которых является его внутренней моральной потребностью.

Данное определение, раскрывающее сущность долга, включает в себя две стороны: объективную и субъективную. Объективной стороной долга является само содержание его требований, вытекающих из специфики тех ролей, которые выполняет человек и которые зависят от занимаемого им в обществе места. Объективность этих требований следует понимать в смысле независимости от желаний отдельного человека. Субъективной стороной долга является осознание отдельным человеком требований общества, коллектива как необходимых применительно к себе как исполнителю определенной социальной роли, а также внутренняя готовность и даже потребность их выполнить. Эта сторона долга зависит от человека, его индивидуальности. В ней проявляется общий уровень нравственного развития того или иного человека, уровень и глубина понимания им своих задач.

Категория «профессиональный долг» выражает общественные и профессиональные связи специалиста, нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой, прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.

Для общества нужны и полезны все профессии. Сам факт их существования говорит о том, что они востребованы обществом, следовательно, нужны, важны и полезны. Все существующие профессии прямо или опосредованно, в конечном счете, служат интересам человека и человечества. Однако существуют профессии, внешние проявления которых (т.е. конечные результаты деятельности специалистов) оказывают существенное влияние на развитие общества, его безопасность, культурное и нравственное состояние или затрагивают непосредственно интересы человека.

К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Особое внимание уделяется моральным качествам работников тех сфер, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей. Здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии здравоохранения, воспитания, управления, социальной работы и т.д.). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп прибавляют к моральным отношениям новый элемент – взаимодействие с людьми – объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном итоге к деградации самой личности.

Применительно к социальной работе деонтология – это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника.

Долг внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Если долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и практически реализовать требования профессиональной морали, то ответственность его определяется с точки зрения выполнимости долга.

Ответственность специалиста характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностных качеств. Ответственность без долга беспредметна, она никогда не выступает изолированно, особенно если речь идет об ответственности перед самим собой.

Деятельность социального работника сопряжена с высокой степенью самостоятельности и моральной ответственности, представляющей собой сознательное отношение к профессиональному долгу.

Ответственность, в свою очередь, не является отвлеченным понятием, она неотделима от творчества и самостоятельности, внимания к людям, окружающим социального работника в его повседневной практической деятельности. В этих случаях понятие профессионального долга вменяет в обязанность специалисту быть способным предвидеть последствия своей деятельности, особенно негативные последствия, – в соответствии с известным принципом: «прежде всего, не навреди», приписываемом Гиппократу.

Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальныx работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества.

Деонтология социальной работы – это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

Таким образом, профессиональный долг специалиста – это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью.

Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью пo решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности.

Осознание социальным работником своего профессионального долга есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста.

Чувство долга побуждает социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали.Социальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникают в ответ на объективную общественную необходимость. Соответственно, обязанности социального работника и функции социальной работы являются отражением объективной социальной реальности.

Обязанности человека в отношении общества одновременно и объективны, и субъективны. Первое означает, что эти обязанности существуют независимо от того, признает их человек или нет. Они вытекают из самого факта жизни человека в обществе. Второе означает, что личность признает наличие этих обязанностей и добровольно возлагает их на себя. Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом к деятельности и поведению людей, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере. Это содержание профессионального долга может быть документировано в большей или меньшей степени, но оно существует объективно.

Не всякая функциональная обязанность социального работника может рассматриваться как его долг. Те обязанности, ко­торые навязываются социальному работнику извне под влия­нием ситуации или вышестоящими должностными лицами и не идущие на пользу клиенту и обществу, не могут рассматри­ваться как его долг, но вместе с тем они могут быть выполнены. Мерилом ответственности социального работника за выполне­ние такого рода обязанностей в данном случае являются его моральное чувство, честь и достоинство, гражданское чувство ответственности и дисциплинированность исполнителя.

При определенных условиях объективный и профессиональный долг становится фактически внутренним нравственным долгом социального работника как личности и как представителя профессии. Моральный долг – как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе «человек – среда» – для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии.

Для профессионального социального работника требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами, в силу чего он осознает долг как необходимость, внутреннюю потребность, моральную обязанность. Веления профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального работника, являются определяющим духовным стимулом его деятельности.

Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:

– высокий профессионально-квалификационнный уровень как гарант качества работы;

– четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;

– профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

– глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

– сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

– заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;

– высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;

– наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

– стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

Таким образом. можно сказать, что деонтология показывает, какие требования предъявляет общество к социальному работнику как к специалисту, гражданину и человеку.


Похожая информация.


  • 1. Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. 25 декабря 1993. - № 237.
  • 2. Трудовой кодекс РФ [Текст]: Федеральный закон от 30.12.2001г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - №1 (ч.1). - Ст. 3.
  • 3. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений [Текст]: Федеральный закон от 30.04.2008г. № 56-ФЗ / СЗ РФ. - 2008. - № 18. - Ст. 1943.
  • 4. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 15.12.2001г. № 167-ФЗ / СЗ РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4832.
  • 5. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831.
  • 6. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ / СЗ РФ. - 2001. - № 52 (1 ч.). - Ст. 4920.
  • 7. Об основах обязательного социального страхования [Текст]: Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3686.
  • 8. О государственной социальной помощи [Текст]: Федеральный закон от 17.07.1999г. № 178-ФЗ / СЗ РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3699.
  • 9. О негосударственных пенсионных фондах [Текст]: Федеральный закон от 07.05.1998г. № 75-ФЗ / СЗ РФ. - 1998. - № 19. - Ст. 2071.
  • 10. О ветеранах [Текст]: Федеральный закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ / СЗ РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 168.
  • 11. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Текст]: Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - №21. - Ст. 1929.
  • 12. О социальной защите инвалидов в РФ [Текст]: Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ / СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563.
  • 13. О занятости населения в РФ [Текст]: Закон Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 / СЗ РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.
  • 14. Закон Кемеровской области от 14.01.99 № 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области»
  • 15. Закон Кемеровской области от 18.05.2004 № 29-ОЗ «О предоставлении льготы на проезд детям работников, погибших (умерших) в результате несчастных случаев на производстве на угледобывающих и горнорудных предприятиях»
  • 16. Закон Кемеровской области от 18.11.2004 № 75-ОЗ «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка»
  • 17. Закон Кемеровской области от 18.11.2004 № 82-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Кемеровской области»
  • 18. Закон Кемеровской области от 17.12.2004 № 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований»
  • 19. Закон Кемеровской области от 20.12.2004 № 105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда»
  • 20. Закон Кемеровской области от 20.12.2004 № 114-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»
  • 21. Закон Кемеровской области от 17.01.2005 № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг»
  • 22. Закон Кемеровской области от 17.01.2005 № 11-ОЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области»
  • 23. Закон Кемеровской области от 27.01.2005 № 15-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»
  • 24. Закон Кемеровской области от 14.02.2005 № 25-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов»
  • 25. Закон Кемеровской области от 14.02.2005 № 32-ОЗ «О наградах Кемеровской области»
  • 26. Закон Кемеровской области от 10.06.2005 № 73-ОЗ «Об областных домах для ветеранов»
  • 27. Закон Кемеровской области от 10.06.2005 № 74-ОЗ «О социальной поддержке граждан, достигших возраста 70 лет»
  • 28. Закон Кемеровской области от 13.07.2005 № 86-ОЗ «О мерах социальной поддержки работников государственных учреждений социального обслуживания Кемеровской области»
  • 29. Закон Кемеровской области от 27.07.2005 № 99-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения»
  • 30. Закон Кемеровской области от 27.07.2005 № 100-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан»
  • 31. Закон Кемеровской области от 14.11.2005 № 122-ОЗ «О государственном социальном обслуживании населения Кемеровской области»
  • 32. Закон Кемеровской области от 14.11.2005 № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области»
  • 33. Закон Кемеровской области от 08.12.2005 № 140-ОЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам»
  • 34. Закон Кемеровской области от 16.06.2006 № 78-ОЗ «Об установлении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда»
  • 35. Закон Кемеровской области от 12.12.2006 № 156-ОЗ «О денежной выплате отдельным категориям граждан»