Прохождение аттестации госслужащих. Аттестация государственных гражданских служащих

Аттестация государственных гражданских служащих – важное кадровое мероприятие, которое обязательно для всех сотрудников, занимающих таковые должности. Оно помогает определить, подходит ли работник для означенной работы, соответствует ли всем требованиям, которые она выдвигает. И для того, чтобы аттестация гражданских служащих прошла без нарушений, необходимо знать, какими нормами она регулируется и какие законодательные акты утверждают процедуру проверки навыков сотрудников.

Процедура аттестации гражданских служащих

Аттестация государственных гражданских служащих – комплексное мероприятие, проводимое работодателем для того, чтобы узнать, кто из его работников не соответствует должностным критериям. При этом в законе Российской Федерации, а именно в Указе Президента от 01.02.2005 №110, различают два основных вида аттестации гражданских служащих:

  • Аттестация, которая проводится с определенной частотой – один раз в три года.
  • Внеочередная аттестация гражданских служащих. Внеочередная аттестация гражданских служащих может проводиться по нескольким причинам. Это может быть обоюдное соглашение сторон, заключивших трудовой договор или же решение руководителя территориального подразделения государственного органа.

Есть ещё одна группа причин, по которым можно провести повторную аттестацию гражданского служащего. Это соответствующее решение руководителя о том, что на предприятии необходимо провести сокращение должностей. Также аттестация гражданского служащего раньше срока возможна, если от начальства поступило распоряжение о сокращении заработной платы определенным категориям работников.

Аттестация гражданского служащего проводится для всех категорий гражданских служащих, кроме некоторых исключений. Среди них есть:

  • Сотрудники, которые не проработали на гражданской должности ещё и года;
  • Специалисты, которые достигли возраста в 60 лет;
  • Беременные сотрудницы и находящиеся в отпуске по беременности или уходу за ребенком;
  • Сотрудники, которые замещают руководящие или советнические должности временно, по заключенному срочному контракту;
  • Сотрудники, которые прошли сдачу квалификационных тестов меньше чем за год до начала аттестации;

Вся процедура проверки знаний служащих проходит в несколько этапов.

Подготовительный этап. Во время подготовительного этапа руководитель предприятия должен сделать несколько обязательных шагов для того, чтобы начать процедуру аттестации гражданских служащих.

Если непосредственный начальник служащего решил оставить свой отзыв в отчете, который сотрудник собрался отправлять аттестационной комиссии, ему необходимо будет указать и другую дополнительную информацию. Например, сведения о тех поручениях, которые он выполнил – насколько сложные, как быстро и как качественно.

За неделю до того, как начнутся заседания аттестационной комиссии, работники кадровой службы предприятия должны ознакомить сотрудника не только с документацией, но и с отзывом, который о нём оставил начальник.

За сотрудником остается право корректировать показания, которые указаны в составленной о нем характеристике. Если он не согласен с тем, что написано в бумаге, составленной его руководителем, то он может добавить отсутствующую информацию и составить заявление о том, что не согласен с тем отзывом, который отправил его руководитель. Также сотрудник имеет право передать аттестационной комиссии просьбу отозвать его прямого начальника.

Второй этап – аттестация служащих. Аттестация проводится в следующем порядке. Служащие, состоящие в комиссии, приглашают каждого работника, который должен пройти проверку, на заседание. Есть вероятность, что он не сможет прийти. Если это произошло по уважительным причинам, например, по болезни, то заседание просто переносится. А если он не явился на заседание без уважительной причины или если совсем отказался прийти, то тогда, вместе с переносом заседания, руководитель обязан наказать провинившегося дисциплинарно.

Любые обсуждения работника, которые проходят на комиссии, должны следовать нескольким правилам. Первое – затрагивать только деловые качества сотрудника. Второе – быть максимально объективными в оценке.

Третий этап – заключительный. Решение принимается аттестационной комиссией путем голосования. Если за одно из решений оказывается больше голосов, то оно становится действующим и заносится в протокол заседания.

После того, как аттестация закончилась и все результаты собраны, комиссия начинает принимать решения. Они, проанализировав все собранные данные, могут выставить одну из следующих оценок:

  • Сотрудник на все 100% соответствует требованиям, которые представлены к должности.
  • Сотрудник, прошедший аттестацию, не только на все 100% соответствует требованиям, но также может быть включен в список кадрового резерва для роста по карьерной лестнице;
  • Сотрудник будет соответствовать занимаемой им должности, если его отправят на курсы переподготовки или повышения квалификации;
  • Сотрудник не соответствует условиям, которые выдвигаются к занимаемой им должности.

После того, как аттестация закончилась и все вопросы были выяснены, отчет о проделанной работе отправляется работодателю. Срок выполнения этой задачи – не больше 7 суток.

После того, как отчет аттестационной комиссии оказывается на руках работодателя, у того есть месяц, чтобы принять окончательное решение по тем сотрудникам, которые не прошли аттестацию. Руководитель организации может:

  • Отправить не сдавшего аттестацию сотрудника на переобучение или повышение квалификации;
  • Принять решение о том, что сотрудника необходимо понизить в должности;

Также стоит отметить, что служащий имеет право отказаться от перевода и поездки на курсы повышения квалификация. В таком случае у работодателя не остается выбора, и он разрывает со служащим трудовой договор, освобождая должность гражданского служащего.

Ответственность на государственной гражданской службе

Поощрение, как и дисциплинарные взыскания, служат на государственной гражданской службе одной цели – поддержанию эффективной работы внутри организации.

Федеральный закон Российской Федерации устанавливает список основных методов, при помощи которых сотрудника, занимающего соответствующую должность, можно поощрить за хорошую работу:

  • Работодатель может выписать официальную благодарность сотруднику и присовокупить к ней денежное поощрение;
  • Работодатель может выплатить единовременное денежное поощрение в связи с тем, что сотрудник вышел на пенсию;
  • Правительство Российской Федерации может выписать отдельное поощрение, так же, как и Президент;
  • Сотрудник может быть приставлен к одному из почетных званий Российской Федерации;

А в Указе Президента РФ от 25.07.2006 №765 вместе с некоторыми мерами из тех, что описаны выше, могут применяться и дополнительные денежные поощрения. Сумма такого поощрения, в зависимости от условий и факторов, установлена в пределах от одного месячного оклада сотрудника до десяти месячных окладов сотрудника.

Но кроме позитивных методов, есть и другие способы влиять на сотрудника и повышать эффективность его работы. Один из них – служебная проверка. Её можно провести, если работодатель издаст соответствующий указ. Во время служебной проверки необходимо установить:

  • Совершался ли сотрудником вообще дисциплинарный проступок, в котором его обвиняют;
  • Доказательства вины сотрудника, работающего на должности гражданского служащего;
  • Причины и факторы, которые повлияли на государственного гражданского служащего и привели к тому, что он совершил этот проступок;
  • Насколько сильный вред нанес служащий организации своей ошибкой и какой характер этих повреждений;

После того, как служебная проверка закончилась, должна быть составлена специальная служебная записка. В её тексте в обязательном порядке необходимо указать основные факты, установленные во время проведения проверки. Также там должны быть указаны меры дисциплинарного наказания, которые советуется применить к провинившемуся сотруднику.

Как только проверка закончилась и служебная записка составлена, нужно чтобы ее подписал начальник подразделения по вопросам кадров. Эта запись будет храниться в личном деле сотрудника, рядом с результатами других подобных проверок и аттестаций.

У гражданского служащего, против которого возбудили служебную проверку, тоже наличествуют права:


Обжалование результатов аттестации

У сотрудника есть полное право обжаловать любое решение, принятое на его счет. Это касается как заключения, составленного аттестационной комиссией на последнем этапе тестирования, так и решения, принятого работодателем уже по итогам пройденной проверки. Работник может начать обжалование как во внутрислужебных органах, через трудовой спор, так и сразу в судовом порядке.

Обе процедуры нужно проводить в тех порядках, которые установлены для них законодательством Российской Федерации и Трудовым Кодексом. Там говорится о том, что обжаловать решение комиссии можно при помощи назначения трудового спора, во время которого будет проходить заседание и слушание всех участников конфликта.

И если трудовой спор закончился, а согласие между сторонами не настигло, то в таком случае сотрудник имеет полное право обратиться к соответствующим организациям, чтобы те занялись решением вопроса в судебном порядке.

1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

17. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Аттестация госслужащих – важная кадровая процедура, которую должен пройти каждый сотрудник, занимающий такую должность. Раз в определенный срок подобные работники должны подтверждать свои профессиональные навыки и знания, чтобы показать, что соответствуют этому рабочему месту. Аттестация госслужащих – это сложный комплексный процесс, подчиняющийся процедурам, установленным и оговоренным в действующем законодательстве.

Как проходит аттестация госслужащих

Основная законодательная норма, утверждающая статус этих специалистов - это Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 ФЗ, аттестация госслужащих тоже частично подчиняется ему. Законодательство различает два основных вида государственных служащих:

  • Служащий, работающий в федеральном органе;
  • Служащий, занимающий должность в гражданском органе субъекта РФ.

Аттестация госслужащих проводится для того, чтобы определить, соответствует ли специалист занимаемой должности. Она проводится достаточно тщательно и под пристальным вниманием со стороны правительства. Государственным служащие должны соответствовать множеству критериев и требований, чтобы хорошо выполнять свою работу. А учитывая цену ошибки, которую могут допустить эти люди, не удивительно, что правительство уделяет столько внимание их подготовке и проверке профессиональных знаний и навыков.

Аттестация работников государственных учреждений – не единственный существующий вид проверки знаний. Также подобную оценку навыков должны проходить все специалисты, должности которых имеют большое влияние на жизнь внутри государства. В этот список входят:

  • Судьи;
  • Исполнительный руководитель предприятия или производства;
  • Специалист, отвечающий за безопасность и охрану труда;
  • Педагогический персонал учебных заведений;

Это далеко не полный список всех профессий, которые должны проходить периодическую проверку профессиональных знаний.

Проведение аттестации государственных служащих состоит из таких процедур:

  • Перед началом аттестации орган, ответственный за начало проверки, занимается составлением целей и задач;
  • Ответственные служащие берутся за разработку мероприятий, которые должны подготовить предприятие к проверке;
  • Аттестационная комиссия составляет список всех сотрудников, которые должны пройти аттестацию. Потом они начинают собирать всю доступную информацию по каждому из проверяемых служащих. Они изучают её, полностью разбирают, анализируют и в итоге получают обобщенные данные о сотруднике;
  • Аттестационная комиссия начинает официальную процедуру проверки знаний. Во время неё служащий должен продемонстрировать, что он до сих пор соответствует требованиям, которые выдвигаются к его должности;
  • После того, как проверка знаний закончилась, аттестационная комиссия занимается подготовкой общих рекомендаций по каждому из проверенных сотрудников;
  • Комиссия занимается определением порядка, в котором будут приниматься решения по каждому из сотрудников. На этом этапе специалисты определяют, какой разряд будет присвоен служащему, стоит ли выделить материальные поощрения работникам;
  • Составляется список мероприятий, которые нужно провести, чтобы улучшить качество показателей государственных служащих. Также на этом этапе комиссия занимается определением возможных рисков и последствий для каждого из принятых решений.

На процедуру проведения аттестации, и то, в каком порядке она должна проводиться, влияют несколько нормативных актов, кроме Федерального закона, который указан выше. Это ФЗ №119 от 31.07.1995 и указ Президента №353 от 09.03.1996. Эти законодательные акты следует изучить, чтобы лучше понимать, по каким процессам проходит проверка знаний государственных служащих Российской Федерации.

Порядок проведения аттестации госслужащих

Для того, чтобы аттестация прошла нормально, а её результаты оказались верными и полными, она должна пройти по порядкам и нормам, которые установлены в законодательстве. Проверка знаний государственных служащих проводится один раз в 2-3 года.

Аттестация знаний госслужащих обязательна для всех, кто работает в этой сфере. Кроме определенных категорий граждан, таких как:

Рассмотрением собранных данных о сотрудниках, классификацией полученной информации и вынесением окончательного решения занимается специальная аттестационная комиссия. Для того, чтобы она имела право оценивать знания и навыки государственных служащих, в состав этого органа должны входить:

  • Сотрудник, выполняющий обязанности председателя аттестационной комиссии;
  • Человек, исполняющий обязанности заместителя председателя аттестационной комиссии;
  • Секретарь, ответственный за ведение протокола и обработку полученных от сотрудников данных;
  • Рядовые члены комиссии, ответственные за то, чтобы каждое решение комиссии было объективным и не зависело от личных отношений.

Для того, чтобы комиссия могла выносить решения по любому вопросу, касающемуся качества труда того или иного работника нужно, чтобы в её состав были включены определенные должности. Среди членов аттестационной комиссии должны присутствовать представитель юридического отдела, работник из кадрового органа предприятия, официальный представитель соответствующего профсоюза и независимый консультант, помогающий проводить проверку.

Стоит помнить, что основное требование, которое проверяется на аттестации – это способен ли служащий качественно исполнять обязанности, возложенные на него должностью.

Для того, чтобы сотрудника можно было проверить на аттестации, он должен отработать минимум три года на государственной должности. За это время результаты его деятельности станут ощутимыми и аттестационной комиссии будет легче проводить сбор и анализ данных.

Аттестация проходит в несколько этапов:

  • Подготовительный этап, предполагающий написание сотрудниками итоговых отчетов о своей деятельности;
  • Этап тестирования, когда сотрудники, проходящие проверку, получают практические задания и опросы;
  • Собеседование, во время которого члены комиссии общаются с отдельными сотрудниками, чтобы уточнить неполные данные;
  • Итоговый этап, когда члены аттестационной комиссии составляют окончательное мнение о проведенной проверке и принимают решение;

Стоит отметить, что подготовительный этап нужен не только для сотрудников. Также руководитель предприятия, где будет проводиться проверка, получает время, чтобы заняться проведением нужных для проверки знаний мероприятий. Он должен собрать все необходимые данные, которые понадобятся для первоначальной работы. После этого руководителю предприятия нужно заняться разработкой графика, по которому будет проводиться аттестация. А учитывая, что аттестационная комиссия, которая будет проводить оценивание профессиональных навыков, формируется на базе предприятия, то руководителю нужно заняться формированием её состава. И, кроме этого, начальник производства обязан установить, когда и где будет проводиться проверка.

Большинство подготовительной работы по проведению аттестации проводит именно руководитель. Но не всю. Отдел кадров, отвечающий за набор и обучение персонала, должен определить служащих, которых нужно будет проверить на соответствие занимаемой должности.

После того, как подготовительный этап закончился и всё готово к проведению аттестации, руководитель должен издать указ по предприятию. В этом документе он должен указать, какие именно работники обязаны пройти аттестацию, в какие сроки будет проведено это мероприятие, и где оно будет проходить.

За месяц до того, как начнется аттестация, руководитель организации обязан письменно уведомить всех работников, которые подвергнутся проверке. Для этого начальнику необходимо составить служебную характеристику и отправить её кадровикам, для рассылки. Те ознакомят сотрудника с полученной характеристикой за три недели до того, как пройдет заседание аттестационной комиссии. Если работник не согласен с той информацией, которая указана в предоставленном документе, то он имеет право внести туда собственные правки.

После уведомления и ознакомления с характеристикой, каждому сотруднику предоставляются обязательные аттестационные листы. После того, как работник их заполняет, собранные данные направляются секретарю проверочной комиссии.

Особенности проведения аттестации госслужащих

Порядок проведения аттестации и её особенности выглядят следующим образом:


Сотрудник может не согласиться с решением, которое комиссия прописала в протоколе. В таком случае он имеет право начать трудовой спор по нормам, указанным в законодательстве. Если по окончанию процедуры спора согласие так и не достигнуто, то работник может обратиться за помощью в суд.

Аттестация гражданских служащих

Занимающего должность гражданского служащего, проводят по несколько другим законодательным нормам. За проверку его знаний отвечает ст. 43 ФЗ №79 от 27.07.2004. Но процедуры между собой почти не различаются. Даже категории работников, которые не должны проходить проверку, одинаковы.

При проверке профессиональных знаний государственного служащего аттестационная комиссия должна обращать внимание на такие факторы, как:

  • Какие обязанности исполнял гражданский служащий в промежутке между аттестациями;
  • Данные, предоставленные гражданским служащим, о выполнении проектов и общей его деятельности за предыдущий год;
  • Комиссия должна изучить мнения прямых руководителей сотрудника;

Подобная дотошная проверка навыков и знаний государственного и гражданского служащего объясняется тем, что от их решений иногда зависит очень многое. А значит такие специалисты должны быть подготовлены самым лучшим образом.

10.1. Понятие аттестации

Под аттестацией государственных служащих понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами которой становятся оценка и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа. Итак, аттестация - это прежде всего деятельность, которая раскрывается в полном объеме только при эффективном функционировании ее механизма. Эта деятельность осуществляется на протяжении всех этапов аттестации: подготовка аттестации; проведение оценки и осуществление контроля за работой служащих; принятие решения соответствующим руководящим органом или руководителем по результатам аттестации; реализация рекомендаций аттестационных комиссий по совершенствованию работы служащих и всей администрации в целом; разрешение возникающих споров, связанных с проведением аттестации и ее результатами; подведение итогов аттестации; распространение передового аттестационного опыта.

10.2. Цель, задачи и значение аттестации

Аттестация имеет важнейшее значение в практической деятельности служащих, поскольку является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении государственной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в государственных органах, и, в конечном счете, в формировании персонала управления (кадрового потенциала) в государственных органах.

Аттестация необходима для регулярного определения уровня профессиональной подготовки служащего и степени ее соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы, а также для присвоения квалификационного разряда. Совершенствование и упорядочение прохождения государственной службы невозможно без периодической аттестации служащих. Разработка правил и

порядка проведения аттестации и продвижение по службе представляют собой тесно взаимосвязанные процедуры (правовые институты). Поэтому институт аттестации государственных служащих получит адекватное осмысление только тогда, когда будет четко определено его положение в структуре института государственной службы, а точнее, в системе прохождения службы1.

Аттестация в узком смысле проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе. В ст. 24 ФЗ от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" определяется, что аттестация проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда. Таким образом, законодатель выделяет две основные задачи аттестации:

1) установление соответствия служащего занимаемой должности (определение уровня профессиональной подготовки);

2) присвоение квалификационного разряда.

Аттестация в более широком понимании решает следующие основные задачи:

соблюдение на практике принципов государственной службы;

обеспечение законности в системе функционирования государственной службы;

формирование профессионального кадрового персонала государственных органов;

выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью повышения его по службе;

применение к государственному служащему мер ответственности и стимулирования; повышение дисциплины и ответственности;

обеспечение реального функционирования механизма продвижения служащих по служебной лестнице;

1 Представители науки трудового права рассматривают институт аттестации в качестве структурного образования (правового института) трудового права. Например, В. И. Курилов пишет: "Нормы, регулирующие аттестацию работников в рамках правового института трудового договора, составляют группу, внутреннее единство которой обусловлено общностью целей и содержания названных норм". По мнению В. Н. Скобелкина, аттестационные комиссии выступают в качестве субъектов трудовых правоотношений. См.: Курилов В. И. Аттестация и личность работника в советском трудовом праве. Владивосток, 1983. С. 101-102; Скобелкин В. Н. Трудовые правоотношения внутри трудового коллектива // СГП. 1989. № 6. С. 35.

поддержание стабильности государственной службы;

стимулирование повышения квалификации и профессионализма служащих;

предупреждение и борьба с правонарушениями и коррупцией в системе государственной службы.

Аттестация является персональной оценкой профессиональных качеств государственного служащего. Иногда аттестации проводятся для достижения весьма конкретной цели и решения четко поставленной задачи. Например, в 1992 г. была проведена аттестация служащих с целью установления разрядов по Единой Тарифной Сетке; Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" также определил в качестве одной из основных задач борьбы с правонарушениями проведение аттестации. Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта (утв. приказом Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11 марта 1994 г.), регламентирует процедуру аттестации служащих транспорта, проведение которой было обусловлено многочисленными случаями пренебрежения требованиями безопасности и снижением в транспортных организациях контроля за соблюдением нормативных требований. Для решения поставленных задач Министерство труда и Министерство юстиции предложили всем субъектам транспорта сначала обеспечить повышение квалификации специалистов и иных служащих транспорта в специализированных учебных заведениях, а затем проводить аттестацию. В соответствии с названным нормативным актом аттестацию проходят исполнительные руководители и специалисты всех транспортных предприятий независимо от форм собственности. Аттестационные комиссии образуются в региональных органах государственного управления на транспорте. К ним относятся региональные органы управления воздушным транспортом, создаются морские администрации в портах, государственные речные управления. А там, где таких региональных органов нет, комиссии будут создаваться в отделениях Российской транспортной инспекции, которые имеются практически в каждой области и в крупных городах. В комиссию могут включаться независимые эксперты. Аттестация проводится в форме собеседования, ее результатом являются две оценки: соответствует лицо занимаемой должности или не соответствует.

Сотрудник органов внутренних дел, заключивший контракт о службе в органах внутренних дел на определенный срок, проходит аттестацию при его продлении, а сотрудник, заключивший

контракт на неопределенный срок, - каждые пять лет службы. Сотрудники аттестуются также при представлении к назначению на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоящую должность или в другую службу (подразделение) органов внутренних дел, а также при увольнении по отдельным установленным в нормативных актах основаниям. Порядок проведения аттестации определяется министром внутренних дел Российской Федерации.

10.3. Правовой институт аттестации

Правовые нормы, входящие в институт аттестации, устанавливают определенный порядок деятельности органов, направленный на организацию и проведение оценки служащих. Внутренняя связанность и обособленность норм, регламентирующих аттестационно-должностные отношения в процессе прохождения служащими государственной службы, образуют своего рода нормативный блок, что свидетельствует о существовании сложившегося правового института аттестации.

Под правовым институтом аттестации следует понимать систему правовых норм, регулирующих аттестационно-должностные отношения, складывающиеся при прохождении государственной службы в процессе осуществления деятельности по оценке деловых, личных, нравственных качеств, результатов их труда и действенному контролю за работой служащих в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда и повышения эффективности управления (понимаемого в широком смысле).

С теоретико-правовой точки зрения, аттестация служащих как правовой институт содержит нормы, которые регулируют отношения в системе подинститута прохождения государственной службы. В настоящее время порядок прохождения и продвижения по службе регламентируется специальными нормативными актами. Как правило, в каждом конкретном случае он осуществляется исходя из результатов оценки деловых, личных, нравственных качеств лица, учета эффективности его деятельности, результатов исполнения должностных обязанностей. Чтобы обеспечить справедливое продвижение служащих по службе, необходимо создать и закрепить в правовых нормах научно обоснованный механизм Движения государственных служащих. В таком механизме аттестация является одним из основных элементов.

По результатам аттестации государственных служащих, т. е. по результатам оценки и проверки качества и эффективности выполнения служащими должностных обязанностей определяется возможность продвижения по службе и изменения правового положения служащего. Правовое регулирование прохождения государственной службы должно быть направлено на совершенствование работы всего аппарата государственных органов. Правовые нормы, регламентирующие деятельность по оценке служащих, являются фактором эффективного воздействия на процесс движения служащих по службе.

В правовой институт аттестации государственных служащих включаются материальные нормы, т. е. устанавливающие статутные аттестационно-правовые положения (необходимость подготовки аттестационной характеристики, сроки проведения аттестации, виды аттестационных оценок), и процессуальные нормы, регулирующие саму процедуру аттестации. Аттестационные нормы устанавливают порядок возникновения, прохождения и прекращения аттестационно-должностных отношений и служат для определения: целей и задач проведения аттестации; круга лиц, подлежащих аттестации; сроков ее проведения; состава аттестационных комиссий; порядка проведения аттестации; принятия решений по результатам аттестации и разработки мероприятий по совершенствованию процедуры аттестации и улучшению деятельности государственных органов (их структурных подразделений).

10.4. Нормативная основа и порядок проведения аттестации

В настоящее время порядок проведения аттестации устанавливается нормами ряда законов и положений о статусе определенных категорий служащих, иными правовыми актами федеральных и других органов государственной власти1. Вместе с тем в

1 Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353 "Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего" утвердил до принятия соответствующего федерального закона Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего. Этим Указом Президента РФ рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления руководствоваться положениями вышеназванного Положения при проведении аттестации государственных служащих органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных служащих органов местного самоуправления. См.: СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1036. См. также: Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Утв. приказом ГТК РФ от 30 апрелч 1998 г. № 281.

будущем еще предстоит принять множество основополагающих документов о порядке проведения аттестации государственных и муниципальных служащих. Аттестация проводится во многих организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности1.

Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" устанавливает, что государственный служащий подлежит аттестации не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Признание аттестационной комиссией государственного служащего несоответствующим занимаемой государственной должности может повлечь постановку вопроса о его профессиональной переподготовке либо с его согласия о переводе на нижестоящую (другую) должность или об увольнении.

Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего устанавливает порядок проведения аттестации. Для проведения аттестации: формируется аттестационная комиссия; утверждается график проведения аттестации; составляются списки федеральных государственных служащих, подлежащих аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии включаются представители кадровой службы и юридической службы государственного органа. Руководитель государственного органа привлекает к работе комиссии независимых экспертов, представителей профсоюзов. Аттестационная комиссия формируется руководителем государственного органа по согласованию с соответствующей комиссией по делам государственных служащих. Такой порядок формирования аттестационной комиссии в литературе критикуется, так как в состав этой комиссии могут быть включены только "угодные и зависимые" от руководителя лица. Ю. А. Розенбаум подчеркивал, что формирование независимой и высококвалифицированной аттестационной комиссии является главнейшим условием проведения качественной оценки государственного служащего2. Конечно, с этим

1 См., например: Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России. Утв. постановлением Гос-гортехнадзора России от 11 января 1999 г. № 2 // РГ. 1999. 17 марта.

См.: Розенбаум Ю. А. Проблемы оценки государственного служащего // Административное право и административный процесс: Старые и новые проблемы (по материалам Лазаревских чтений) // ГиП. 1998. № 8. С. 25. К)- А. Розенбаум отмечал, что для проведения объективной оценки слу-

едва ли следует спорить, но не стоит и переоценивать значение института аттестационных комиссий и самих демократических начал при ее организации. В любом случае аттестацию организует руководитель государственного органа; следовательно, он и должен создавать аттестационную комиссию. Возникают и другие вопросы: как создавать комиссию; в какой степени осуществлять контроль за деятельностью комиссии; как обеспечить гласность деятельности комиссии и ознакомление всех служащих в государственном органе с результатами ее работы; как предоставить возможность обжалования результатов проведенной аттестации. Качественное решение этих и других вопросов будет способствовать тому, что аттестация станет действительно важным правовым средством, обеспечивающим качественное функционирование государственной службы.

Оценка экспертами качеств федерального государственного служащего является одним из аргументов, характеризующих аттестуемого.

В результате аттестации федеральному государственному служащему дается одна из следующих оценок:

1) соответствует замещаемой государственной должности;

2) соответствует замещаемой государственной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности;

3) не соответствует замещаемой государственной должности. Аттестационная комиссия проводит не реже одного раза в

шесть месяцев государственный квалификационный экзамен для присвоения квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного, в следующих случаях: по инициативе федерального государственного служащего без последующего перевода его на другую государственную должность; при переводе государственного служащего на государственную должность иной группы и иной специализации; при назначении впервые на государственную должность. Рекомендации аттестационной комиссии по результатам государственного квалифика-

жащего необходимо по меньшей мере соблюдение трех условий: 1) независимость комиссии от руководителя государственного органа, в котором работает аттестуемый; 2) более высокий уровень профессиональной подготовки и знаний у членов комиссии по сравнению с оцениваемыми лицами; 3) применение научных методов оценки профессиональных и личных качеств служащего. В качестве итога автор совершенно справедливо отмечает, что радикальных преобразований в системе оценки персонала государственных органов не произошло.

ционного экзамена служат основанием для принятия соответствующим руководителем государственного органа решения о присвоении в установленном порядке федеральному государственному служащему квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга).

Вопросы, связанные с проведением аттестации, рассматриваются соответствующим государственным органом или в суде.

Продвижение по государственной службе осуществляется путем назначения на высшую государственную должность, объявления конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы, а также присвоения более высокого квалификационного разряда (классного чина). Право на продвижение по государственной службе реализуется при условии успешного и добросовестного выполнения государственным служащим своих должностных обязанностей. При этом учитываются и итоги (материалы) проведенной аттестации, рекомендации аттестационной комиссии.

10.5. Механизм (система) аттестации

Механизм аттестации представляет собой способ организации и осуществления аттестационной деятельности, содействующий реализации функций аттестации, достижению ее эффективного воздействия на совершенствование кадровой функции государственного управления. Механизм аттестации государственных служащих является комплексным организационным образованием и состоит из следующих четырех элементов: 1) субъект аттестации; 2) объект аттестации; 3) непосредственная деятельность по оценке и контролю за работой служащих (управленческая процедура) и 4) правовые нормы, регулирующие порядок проведения аттестации.

1. Субъект аттестации - это группа лиц (коллегия), которая производит оценку профессиональных, деловых, личных и нравственных качеств служащего и результатов его деятельности. Субъекты аттестации оценивают лицо при прохождении государственной службы. В узком смысле субъектом аттестации является аттестационная комиссия, состоящая из наиболее авторитетных, профессиональных и принципиальных сотрудников. Аттестация - это деятельность, процесс, начинающийся с момента принятия решения о проведении аттестации и заканчивающийся принятием решения об итогах аттестации, выполнением всех рекомендаций аттестационных комиссий, а также замечаний и предложений ат-

тестуемых, высказанных ими на заседаниях аттестационных комиссий. Таким образом, на разных стадиях аттестационной процедуры субъектами аттестации становятся многие категории государственных служащих, представляющие различные органы, организации и их структурные подразделения.

2. Объектом аттестации являются государственные служащие, которые согласно требованиям специального нормативного акта подлежат аттестации, т. е. это те, кого оценивают (лица, занимающие государственные должности государственной службы в центральных органах федеральной государственной власти, в государственных органах субъектов Российской Федерации).

3. Непосредственная деятельность по осуществлению аттестации - это управленческая аттестационная процедура, которая имеет организационно-правовой характер. Аттестационная процедура представляет собой порядок последовательной реализации требований (условий) аттестационной деятельности в различных государственных органах и органах местного самоуправления, их организационного и технического обеспечения, т. е. систему последовательных действий по осуществлению аттестации. Соблюдение процедуры создает гарантии объективного подхода к оценке государственных служащих, способствует эффективному решению задач аттестации. В нормативных актах, регламентирующих аттестационно-должностные отношения, содержится множество процессуальных норм. Специальные процедурные нормы, регулирующие аттестационную деятельность, определяют, кто и в каком порядке оценивает работу государственных служащих. В соответствии с задачами, целями и функциями аттестации устанавливаются критерии, по которым оцениваются профессиональные, личные и нравственные качества служащих, а также результаты исполнения ими должностных обязанностей.

Аттестационная процедура включает следующие основные элементы: 1) постановка целей и задач аттестации; 2) разработка подготовительных мероприятий; 3) сбор, изучение, анализ и обобщение информации об аттестуемом лице; 4) выработка системы оценки служащих; 5) проведение аттестационной оценки служащих, выявление степени их соответствия занимаемой государственной должности государственной службы; 6) подготовка аттестационными комиссиями рекомендаций; 7) установление порядка принятия руководящим органом либо руководителем государственного органа решения по результатам аттестации о присвоении государственному служащему квалификационного разряда, о материальном или моральном поощрении (стимулировании), вклю-

чении его в резерв на выдвижение и т. п.; 8) формирование порядка реализации итогов аттестации -- оценок и рекомендаций аттестационных комиссий (разработка необходимых мер, способствующих этому; установление периодичности действий, выявление субъектов и методов осуществления этих действий; определение последствий реализации действий и ответственности должностных лиц за их выполнение).

В аттестационную процедуру входит и проведение оценки государственных служащих. Аттестационная процедура (аттестация), как и конкурс, считается способом оценки государственных служащих. Оценка - показатель степени соответствия аттестуемого занимаемой государственной должности государственной службы, посредством которой, т. е. при помощи выбранных критериев и методов, выявляется соответствие служащего занимаемой должности. Сама оценка также имеет конкретную процедуру и осуществляется посредством совершаемых действий. Таким образом, оценка является одним из главнейших элементов аттестационной процедуры.

В специальной литературе обсуждаются современные проблемы оценки государственного служащего1.

Механизм оценки, обеспечивающий ее эффективные результаты, должен обязательно включать в себя следующие элементы: 1) субъект оценки; 2) объект оценки; 3) научно разработанные критерии оценки деятельности государственных служащих, т. е. конкретные требования, которым должна соответствовать деятельность служащего, его личностные качества и результаты труда; учет других факторов, раскрывающих содержание работы; 4) методы оценки; 5) процедура оценки (создание рациональной системы учета показателей работы служащих, позволяющей анализировать собранную информацию; выделение служащих, занимающихся проведением оценки; компьютерное обеспечение процесса оценки; проведение оценки как таковой и т. д.).

В литературе можно встретить различные точки зрения по вопросу о критериях оценки работы служащих. Однако на практике надежных критериев оценки государственных служащих, гарантирующих качественное проведение аттестации, а следовательно, и успешность государственной деятельности, пока не разработано. Критерий оценки при аттестации - это проявление тре-

1 См.: Розенбаум Ю. А. Проблемы оценки государственного служащего / Административное право и административный процесс: Старые и новые проблемы (по материалам Лазаревских чтений) // ГиП. 1998. № 8. С. 24-25.

бований к служащему по занимаемой им государственной должности государственной службы, а также конкретизация деловых и личных качеств, необходимых для эффективного выполнения служащими своих должностных обязанностей.

Объективные, точные и научно обоснованные критерии - основа для отработки методов полной и всесторонней оценки служащих. От принятого способа оценки служащего зависит качество проводимого анализа информации об аттестуемом и, следовательно, результаты аттестации. При создании современной системы оценки государственных служащих целесообразно использовать и зарубежный опыт оценки персонала органов публичной власти. В качестве примера можно привести порядок проведения оценки государственных чиновников в ФРГ. После проведения оценки на каждого из чиновников составляется служебная характеристика с указанием следующих параметров (показателей):

1) сообразительность - способность быстро и дифференцированно воспринимать существо дела;

2) мыслительные и оценочные способности - способность анализировать проблемы и делать выводы;

3) специальные знания - объем, широта и глубина специальных знаний;

4) готовность к труду, проявляемая при выполнении задач, энергия и интенсивность - готовность к выполнению задач, не входящих в его компетенцию;

5) приспособляемость - способность приспосабливаться к новой ситуации или к новому подходу при решении задач;

6) организационные способности - способность к рациональному планированию и организации выполняемой работы;

7) личная инициатива - готовность и способность отыскивать проблемы по собственной инициативе;

8) способность принимать решения и претворять их в жизнь - готовность отстаивать свои планы и намерения несмотря на внешнее сопротивление;

9) умение вести переговоры - способность приспосабливаться к партнеру по переговорам и убедительно аргументировать свои мысли;

10) качество труда - пригодность результатов труда к использованию (тщательность выполнения, надежность, рациональность, экономичность);

11) интенсивность - темп труда в заданное время;

12) способность к выражению своих мыслей - ясное изложение мыслей. Материал пригоден для использования в виде заме-

ток, указаний, докладов. Устное изложение краткое и ясное, яркий, убедительный стиль, плавная речь. Способность убедительно излагать свои мысли перед большой аудиторией;

13) способность выдерживать большие нагрузки, справляться с ними;

14) способность руководить (управление людьми, постановка целей, стимулирование труда);

15) стиль общения (с начальниками и подчиненными; открыто);

16) стиль общения с другими гражданами (отзывчивый, готовый помочь, хороший собеседник);

17) дополнительные важные черты.

Каждый пункт характеристики оценивается по одной из шести позиций: блестящие данные, данные значительно выше требований, данные выше требований, полностью отвечает требованиям, в основном отвечает требованиям, данные ниже требований. Эта информация дает возможность сделать следующие выводы с использованием шестибалльной шкалы: блестящие данные, служащий имеет глубокие специальные познания, отличную производительность; данные значительно выше требуемых, служащий обладает очень хорошими знаниями, самостоятелен и инициативен; данные выше требуемых, служебно-трудовые показатели превосходят установленные данные; данные в основном отвечают требованиям, навыки служащего нуждаются в совершенствовании, недостаточно самостоятелен; данные ниже требований, производительность служащего значительно ниже ожидаемой, он часто получает замечания1.

Аттестационная процедура предназначена для осуществления периодически проводимой деятельности в государственных органах и имеет относительно самостоятельный характер. Это обусловило необходимость закрепления данной процедуры в специальных нормативных актах, содержащих систему правовых норм.

4. Заключительным элементом механизма аттестации является правовая основа - нормы, регулирующие аттестационно-пра-

1 См.: Шкатулла В. Правовые основы подбора кадров // ХиП. 1994. № 5. С. 132-133; Bieler F. Die dienstliche Beurteilung: Beamte, Angestellte und Arbeiter im öffentichen Bereich, 2. Aufl. Berlin, 1999, Klinkhardt V. Dienstliche Beurteilungen, Beförderungsentscheidungen, Dienstpostenbewertungen: Rechtsschutz gegen Benachteiligungen der beruflichen Entwicklung. Bonn, 1982; Lücke T. Dienstliche Beurteilung. Bonn, 1997; Schnellenbach H. Die dienstliche Beurteilung der Beamten und der Richter. Heidelberg, 1986. S. 36-39.

новые отношения. Право - это важнейший компонент механизма аттестации, придающий ей государственно-правовую значимость, общеобязательность, устойчивость и эффективность. Как уже было отмечено, правовая регламентация аттестации государственных служащих осуществляется с помощью системы нормативных актов: от указов Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. "Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего"), постановлений Правительства РФ, центральных органов федеральной исполнительной власти, решений государственных органов субъектов РФ до решений по этим вопросам органов местного самоуправления1. Порядок и условия проведения аттестации государственных служащих будет устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абз. 3 п. 1 ст. 7, п. 3 ст. 24 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации").

Следует отметить, что в отдельных государственных органах (ведомствах) могут проводиться персональные аттестации государственных служащих с целью представления их к присвоению специального звания, классного чина, назначения на другую должность, увольнения. Особенность таких аттестаций состоит в том, что они проводятся только в отношении отдельных служащих и связаны с подготовкой важных для конкретного государственного служащего решений. Такая аттестация является фактором изменения реального правового статуса государственного служащего.

" См.: Основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Утв. постановлением Министерства труда РФ и Министерства юстиции РФ от 23 октября 1992 г.; Основные подходы к оценке деловых качеств и квалификации работника при установлении разряда оплаты труда, предусмотренного ETC (с Приложением № 1 к Основным положениям о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденном постановлением Министерства труда РФ и Министерства юстиции РФ от 23 октября 1992 г.; Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов федеральной исполнительной власти. Утв. постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 700; Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта. Утв. приказом Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11 марта 1994 г.; Положение о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. Утв. приказом Государственного таможенного комитета РФ от 16 марта 1992 г.

В этой связи важен вопрос о квалификационных разрядах (классных чинах). ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" устанавливает квалификационные разряды, присваиваемые государственным служащим по результатам проведенной аттестации. Присвоение квалификационного разряда производится в соответствии с категорией занимаемой государственной должности государственной службы, с уровнем профессионального образования, квалификацией, стажем и опытом работы по специальности.

Иногда с институтом аттестации связывается прекращение государственной службы для некоторых категорий служащих. Одним из оснований для увольнения, например сотрудника органов внутренних дел, является служебное несоответствие в аттестационном порядке.

Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения аттестации, ее результатов, содержания выданных аттестационных характеристик.

Сведения о проведенной аттестации государственного служащего и ее результатах должны содержаться в его личном деле. Личное дело государственного служащего ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе государственного служащего на новое место государственной службы передается по указанному адресу государственной службы. Если по результатам аттестации принято решение о включении государственного служащего в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы, то эти данные вносятся в федеральный Реестр государственных служащих и реестры государственных служащих субъектов Российской Федерации. Обеспечивая на практике действие принципа внепартийности государственной службы, государственным органам запрещено вносить в личное дело и в реестры служащих сведения об их политической и религиозной принадлежности.

10.6. Функции и принципы аттестации

В процессе аттестации государственных служащих выполняются следующие функции: оценки; контроля; политическая функция; функция улучшения работы с персоналом; экономическая; организационная; коммуникативная функция; функция информирования; Функция стимулирования.

Содержание и сущность аттестационной деятельности раскрываются в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой государственных органов. Аттестация государственных служащих строится на следующих основных принципах: внепартийность; всеобщность, гласность, периодичность (систематичность) аттестации; объективность и комплексность оценки; коллективность и обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии; обязательность принятия по результатам аттестации организационно-правовых мер ответственности и стимулирования (действенность аттестации).

Внепартийность аттестации означает отсутствие одностороннего политического подхода к оценке исполнения должностных обязанностей государственного служащего, так как в соответствии с принципом политического нейтралитета во время исполнения служебных государственных функций он обязан руководствоваться не собственными политическими интересами и пристрастиями, а выработанной единой государственной политикой в конкретном государственном вопросе в целях удовлетворения публичного интереса.

Принцип всеобщности аттестации означает, что она проводится во всех государственных органах. Аттестации подлежат все лица, занимающие государственные должности государственной службы.

Принцип гласности заключается в том, что аттестационная процедура осуществляется открыто. Этот принцип характеризуется доступностью всех аттестационных материалов, демократизмом проведения оценки, открытостью обсуждения профессиональных, личных и нравственных качеств аттестуемого, всех сторон его служебной деятельности. Гласность выражается и в том, что подлежащему аттестации служащему предоставляется право ознакомления с подготовленной на него характеристикой. Он имеет возможность выдвигать свои возражения по существу характеристики и вносить предложения и замечания по улучшению работы конкретного государственного органа или его подразделения. Результаты аттестации сообщаются открыто сразу же после голосования.

Важным принципом аттестации является коллективность оценки. Суть этого принципа состоит, во-первых, в том, что процесс сбора, анализа, обобщения аттестационной информации, рассмотрения профессиональных, деловых и нравственных качеств и выработка оценки служащих осуществляются группой высококвалифицированных служащих, авторитетных специалистов, т. е.

аттестационной комиссией. Во-вторых, коллективность оценки предполагает проведение продуктивного обмена мнениями о сильных и слабых сторонах аттестуемого служащего. Гласность, коллективность оценки и учет общественного мнения при проведении аттестации должны создавать условия для реализации важного требования о преимущественной ориентации служащих государственных органов не на собственные, а на общественные интересы1.

Принцип периодичности (систематичности) аттестации означает, что она проводится постоянно через определенные в нормативных актах промежутки времени. От этого принципа зависит и эффект аттестации как организационно-правового явления в структуре системы работы с персоналом. Принцип периодичности должен обеспечивать надлежащий уровень исполнения служащими должностных обязанностей вне зависимости от внешних факторов, перемен, политических условий.

Аттестация выполняет основное свое предназначение только в том случае, если ее оценка объективна. Особенно велик субъективизм оценок, когда их собираются использовать как удобный повод для сведения счетов с "неугодными" служащими. Принцип объективности оценки выражается в том, что профессиональные, деловые, личные и нравственные качества служащего рассматриваются с точки зрения их практического проявления, т. е. такими, какими они являются в действительности. Объективность оценки означает, что в процессе аттестации освещаются только реальные факты (успехи, недостатки, ошибки) в деятельности каждого служащего. Главной чертой принципа объективности оценки является беспристрастность, отсутствие всяких предубеждений относительно делового поведения служащего.

Принцип комплексности оценки должен гарантировать всесторонность, принципиальность и объективность оценки служащих. Комплексность оценки означает аттестацию служащих как таковых, т. е. оценку их работы по трем основным направлениям: 1) оценка результатов деятельности служащих; 2) оценка процесса управленческого труда, исполнения должностных обязанностей; 3) оценка личностных качеств служащего.

См: Курашвгти Б. П. Очерк теории государственного управления. М., 1987. С. 166-167; Оболонский А. В. Человек и государственное управление. M , 1987. С. 35-84.

ность и справедливость, убедить в том, что она отражает действительные заслуги, а также имеющиеся недоработки и ошибки служащего.

Степень реализации всех других принципов, а также правовая значимость аттестации определяется принципом действенности аттестации - обязательным принятием по результатам аттестации организационно-правовых мер, присвоением квалификационного разряда (классного чина), а в необходимых случаях - мер ответственности и стимулирования. Аттестация не обеспечит своего главенствующего положения в системе работы с персоналом, если ее результаты не будут подтверждаться и развиваться стимулирующими мероприятиями. Гарантированность выполнения рекомендаций аттестационной комиссии - залог достижения всех целей аттестации. Кроме того, одной из целей аттестации является соответствие интересов государства, общества и служащих для обеспечения качественного и эффективного управления. Двигателем механизма аттестации должен стать интерес - материальный, моральный, организационный, политический и т. д.

Для эффективной работы государственных органов необходимо, чтоб кадры имели соответствующую подготовку и квалификацию. Именно в этом залог успешного функционирования всей системы, поэтому необходимо проводить проверку и оценку кадров на регулярной основе.

Для чего нужна аттестация сотрудников?

Чтобы государственная власть была эффективной и действенной, чиновники, осуществляющие эту власть, должны быть высокопрофессиональны и компетентны. Проверить уровень знаний служащих, соответствие их профессиональной компетенции предъявляемым требованиям можно в результате проведения аттестации государственных служащих .

К тому же данная проверка позволяет выявить наиболее талантливых и перспективных из них, а в будущем учитывать их кандидатуры для замещения вакансий вышестоящих должностей.

С другой стороны, аттестация является серьезным инструментом кадровой политики. Сотрудники, оценка которых вызывает сомнения в их подготовленности, направляются затем на дополнительные учебные курсы и переподготовку. А работники, показавшие неудовлетворительный результат, освобождаются от работы.

Цель проведения аттестации сотрудников:

  • оценить соответствие уровня профессиональной подготовки государственного служащего квалификационным требованиям;
  • направлять на переподготовку и повышение квалификации госслужащих, результаты служебной деятельности которых вызывают сомнения;
  • выявить наиболее перспективных государственных служащих для дальнейшего продвижения их по службе;
  • избавляться от государственных служащих, не соответствующих занимаемой должности.

Правовое регулирование

Основные понятия и принципы организации аттестации закреплены в 79-ФЗ и Указе Президента N 110.

Помимо этого в любом государственном органе разработан и принят нормативный правовой акт (положение, регламент или порядок).

Итак, перечень актов, регулирующих процесс аттестации государственных служащих:

  • Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»
  • Правовой акт органа государственной власти (положение, регламент или порядок)

Кого нельзя подвергать оценке?

Не все сотрудники подлежат аттестационной проверке. Отдельные категории работники не должны включаться в список аттестуемых:

  1. Сотрудники, работающие на госслужбе 11 месяцев и меньше.
  2. Сотрудники, которым уже исполнилось 60 лет.
  3. Женщины в положении.
  4. Матери, которыенаходятся в отпуске по уходу за детьми.
  5. Женщины, после декрета вернувшиеся на работу и отработавшие 11 месяцев и менее.
  6. Руководители, заключившие срочный контракт.
  7. Помощник (или «советник»), работающие по срочному контракту.
  8. Работники, которые сдали квалификационный экзамен 11 месяцев назад и менее.
  9. Сотрудники, аттестация которых состоялась менее трех лет назад.

Этапы проведения процедуры

Аттестация предполагает четыре основных этапа :

  1. подготовительный;
  2. тестирование;
  3. собеседование;
  4. итоговое решение.

Каждый из этапов, в свою очередь, делится на подэтапы.

Подготовка аттестации – самая трудоемкая и кропотливая ее часть. Она требует от кадровых специалистов тщательной проработки вопроса. Из чего же складывается подготовительный этап?

Шаг 1. Сформировать комиссию для аттестации.

Комиссия создается и утверждается приказом или распоряжением представителя нанимателя. На федеральном уровне не указана конкретная форма правового акта для формирования комиссии, поэтому каждый госорган выносит решением о виде утверждающего акта самостоятельно . Это может быть как приказ, так и распоряжение.

Обычно предложения о персональном составе и количестве членов, о точных сроках проведения готовит кадровый отдел.

В организации при необходимости возможно создание не одной, а двух комиссий. Так создается отдельная комиссия для аттестации государственных служащих, работа которых, так или иначе, предполагает использование информации, содержащей гостайну. Ее создание может утверждаться одним общим актом или готовится дополнительный приказ.

Комиссия не будет являться правомочной, если в ее состав не будут включены:

  • руководитель учреждения, прямые начальники госслужащего, в том числе из юридического, кадрового подразделений;
  • руководитель уполномоченного органа государственной службы;
  • независимые эксперты — члены общественных организаций, преподаватели высших учебных заведений. Причем в процентном соотношении число приглашенных экспертов должно равняться 25% от всех членов комиссии;
  • член общественного совета, если при организации создан такой совет.

Формируя комиссию, необходимо исключить ситуации, влекущие за собой конфликт интересов , тем самым предупредив возможность влияния на итоговое решение.

Возглавляет комиссию Председатель. Также в составе должна быть предусмотрена должность заместителя председателя и секретаря.

Если работник является членом аттестационной комиссии, то его работа в этой комиссии временно прекращается.

Необходимо учесть, что специалисты, включенные в комиссию по проверке сотрудников, работающих с информацией ограниченного распространения, также должны иметь допуск к гостайне.

Шаг 2. Составить список работников, подлежащих аттестационной проверке.

При формировании списка нужно проверить правомерность внесения в него данных. Так, в список не могут быть включены некоторые группы лиц. Информацию об этих группах смотри выше.

Шаг 3. Разработать и утвердить график проведения аттестации.

Подготовленный список указывается в графике проведения аттестационных мероприятий.

Сведения, указываемые в графике:

  1. наименование организации
  2. перечень служащих, подлежащих аттестации
  3. календарная дата и место, где будет проводиться заседание аттестации
  4. сроки предоставления пакета необходимых документов и ответственные за это.

Шаг 4. Обеспечить ознакомление аттестуемых с графиком не позднее, чем за один месяц до начала аттестации, сотрудники должны ознакомиться с графиком.

Шаг 5. Скомплектовать пакет документов для работы комиссии.

На каждого госслужащего, подлежащего аттестации, нужно подготовить пакет документов:

  • отзыв об исполнении возложенных обязанностей.
  • информация о поручениях, исполненных работников, и подготовленных им проектах документов.
  • аттестационный лист, в котором зафиксированы данные предыдущей проверки.

Для более полной оценки дополнительно включаются также копия должностного регламента и справка-объективка.

Шаг 6. Издать нормативный правовой акт о заседании комиссии.

Следующий этап предполагает прохождение тестирования.

С целью выявления уровня соответствия аттестуемого должности, которую он занимает, применяются различные методы тестирования. Например, письменные тестовые испытания, но, чтобы исключить возможность фальсификации результатов, предпочтительнее проведение тестовых зачетов в автоматизированной форме.

В разработке теста участвуют сотрудники кадровых служб, юристы, психологи.

Проверочный тест должен охватывать следующие темы:

  • отраслевая специфика организации;
  • основы законодательства;
  • противодействие коррупции;
  • основы общегражданского и делового этикета;
  • информационно-компьютерные технологии.

Третий этап – собеседование.

Для проведения заседания следует обеспечить явку членов комиссии и явку аттестуемого.

Неявка последнего влечет за собой серьезные последствиявплоть до привлечения к дисциплинарной ответственности . В случае причины, которая может быть расценена как уважительная, (заболел, находился в служебной командировке), сотрудника не наказывают, аттестацию переносят на иную дату.

Комиссия рассматривает предоставленные материалы и заслушивает работника. Стиль обсуждения — благожелательный, но объективный.

Заседание комиссии оформляется протоколом, где указывается решение и итоги голосования. Подсчет голосов проводится в отсутствии испытуемого.

Итоги процедуры

Заключительный этап аттестации – решение, которое утверждается нормативным актом. Также по итогам процедуры оформляется аттестационный лист. Его нужно довести до сведения госслужащего под роспись, а затем подшить в личное дело.

По итогам процедуры могут быть принято решение о премировании, присвоении новой категории или же об увольнении. Обратите внимание, что госслужащие должны быть ознакомлены с итогами аттестации и подписать аттестационные листы.

Если не сделать этого, тогда итоги не имеют никакой юридической силы. И увольнение их основании не правомочно, может быть оспорено в суде.