Декоративное рисование в средней группе на тему «Украшение свитера». Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) на тему «Коврик для кошечки и собаки Узоры для ковра средняя группа

Цель: дать знания о функциях и назначении ковра как элемента интерьера.

Программное содержание:

1) формировать диалогическую и монологическую речь детей старшего дошкольного возраста;

2) развивать интегративные творческие способности средствами дизайна;

3) дать знания о правилах композиции ковровых орнаментов;

4) история возникновения ковра как интерьера, его применение в Древней Руси;

5) развивать умелость рук;

6) воспитывать самостоятельность в выборе материала, в композиционном решении;

7) воспитывать аккуратность.

Используемые материалы : картон, салфетки, бисер, пайетки, ленты.

Ход занятия

Актуализация знаний.
— Ребята, посмотрите, вот у нас на полу ковер, есть и в спальне на стене ковер. А у вас дома есть ковры?

— А как вы думаете, зачем нужен ковер? (Ответы детей). Все вы правы.

Рассказ и беседа о коврах.
Древний человек, когда приходил домой в пещеру, ложился на голые камни. Ветер дул в открытую пещеру. Человеку было холодно. Но однажды, вернувшись с охоты, он кинул шкуру на камень, сел на нее, ему стало тепло. Потом он повесил шкуру на вход в пещеру, ветер перестал дуть. И шкуры животных стали использовать как украшение жилища и как место для ночлега.
Человек постепенно развивался, и изменялось его жилище. Вместо шкур на полу и на стенах стали вешать ковры. Со временем человек изобрел нитки, станки для вязания ковров. Ковры делают из шерсти животных, из ниток.

На Руси вместо ковров использовали самотканые дорожки, их стелили на полати, вместо покрывала, на полы. Женщины плели их из полосок ткани. Позже ковры стали ткать на ткацких станках, вышивали вручную разные узоры. Посмотрите, какие красивые ковры.

— А какой формы бывают ковры? (Прямоугольные, квадратные, овальные, фигурные).

Экспериментальная деятельность детей.
— А теперь давайте найдем доказательства моих слов. Из чего строят наши дома? (Из кирпича, камня).

— А какой он? (Холодный, жесткий, твердый). А приятно ручками держаться за холодные стены? А попробуйте ковер. Какой он? (Теплый, мягкий).

— А теперь присядьте на камень, удобно? А давайте постелим ковер. А теперь удобно? Тепло? Итак, зачем у нас дома ковер?

Физкультминутка.
— Ребята, а вы чистите дома ковер? Как? А давайте мы с вами представим, как надо чистить ковер.

Коврик долго нам служил,
Запылился, загрустил.
Сначала мы его свернем
И на улицу пойдем.
Там развесим и расправим,
Выбивалочкой побьем,
Повисеть его оставим
И обратно занесем.

— Ну вот выбили ковер, а теперь вернемся в группу. А как вы думаете, а в нашем домике для кукол нужны ковры? А если мы сделаем для них ковер, им будет приятно?

Беседа о правилах композиции.
— Сейчас мы с вами сделаем ковры для нашего домика. Но для начала вспомним правила композиции. Рисунок идет от центра, в центре основное изображение. А по кромочке ковра идет бордюр. Из чего можно сделать бордюр? (Из бумаги, ленточек).

— Выберите свой бордюр. Вы уже создали свой эскиз карандашом, сейчас наклеивайте рисунок по карандашу. Узоры могут быть разными, но помните, что все цвета должны различаться, нужно брать контрастные цвета. Если фон желтый, не надо брать желтый цвет для узора. Узоры могут быть геометрические, травные, цветочные, сюжетные. Узор в центре самый большой, а от него отходит основное. Посмотрите, какие у нас есть материалы, из чего можно сделать узор? (Жгутики, шарики, пайетки, бисер, бумага).

— Представьте, что вы на ткацкой фабрике и сами должны создать красивый ковер. Подумайте, какие материалы будете брать, с чего надо начинать. Приступайте. Но для начала, чтобы наши ручки не устали, мы их разомнем.

Пальчиковая гимнастика.
Этот палец самый сильный, самый толстый и большой,
Этот палец для того, чтоб показывать его.
Этот палец самый длинный и стоит он в середине,
Этот палец безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

Самостоятельная работа детей.

(Дети самостоятельно выбирают необходимые материалы. В течение всей работы они могут подходить к столу и брать любой материал).

Подведение итогов.




— А сейчас покажите свой ковер. Из каких материалов он сделан? Какие узоры нарисованы? Все вы молодцы, куклам очень понравились ваши ковры.

(В ходе сюжетно-ролевой игры идет обыгрывание полученных изделий.)

ГБОУ «Гимназия №1272» дошкольное отделение «Академия детства»

Конспект занятия

по нетрадиционному рисованию средняя группа

тема: «Осенний ковер»

воспитатель

Игошева Ирина Федоровна

Москва, 2015-2016г.

Программное содержание:
Познакомить детей с рисованием гуашью, способом - эстамп. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Способствовать возникновения интереса к экспериментированию. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность. Материалы и оборудование:
Листы белой бумаги, кисти, салфетка, клеенка, листья, краски осенних цветов, банка – непроливайка, емкость для использованных листьев. Предварительная работа: Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев, разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», а также эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? Дети: Осень. Воспитатель: Назовите ее приметы? Дети: Похолодало, листья пожелтели, начали опадать; пошли дожди, птицы собираются улетать в теплые края, животные готовятся к зиме. Воспитатель: А вам нравится осень? Чем? Мне нравится ходить по опавшим листьям как по золотому ковру. Вот послушайте стихотворение писателя М. Иверсена: Падают, падают листья В нашем саду листопад. Красные, желтые листья По ветру вьются, летят. Приходилось ли вам гулять по осеннему городу? Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня мы с вами станем волшебниками и нарисуем волшебную осеннюю картину. А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем необычным способом - эстамп. Что это такое? Это отпечатывание, с каких – либо форм, в данном случае с листьев, на бумагу. А как же мы это будем делать? Берем клееночку. Кладем на неё наш лист и покрываем его краской с помощью кисти. Затем окрашенной стороной осторожно кладем на наш лист бумаги, прижимаем салфеткой, а затем аккуратно все убираем. (В процессе рассказа, воспитатель все показывает). Но прежде чем мы приступим к работе, предлагаю вам немного отдохнуть. Подвижная игра «Осень» Мы листики осенние, На ветках мы сидели, Ветер дунул - полетели, Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели. Воспитатель: Отдохнули, а теперь давайте сядем на свои места, возьмем кисть в правую руку и аккуратно приступим к работе.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель занятия: формирование потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному.

Задачи :

  • Учить выражать характер человека через цвет, ритм, декор;
  • Помочь детям в выразительной передаче образа мужских сказочных героев;
  • Активизировать и закреплять словарный запас детей; употреблять в речи глаголы и прилагательные;
  • Развивать воображение, творчество детей;
  • Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в творческой деятельности;
  • Воспитывать интерес к деятельности;
  • Умение работать индивидуально.

Музыкальный ряд:

  • П.И.Чайковский «Баба-Яга»
  • М.Мусоргский «Гном»;
  • Р.Шуман «Дед Мороз»;
  • С. Майкапар «Облака плывут»;
  • Л.Тимофеев «Ветерок».

Зрительный ряд:

  • Репродукция картины В.Васнецова «Ковер-Самолет»;
  • иллюстрации замка»;
  • иллюстрации ковра-самолета.

Дидактический материал: дидактическая игра «Волшебные камешки».

Материал для работы:

  • трафареты ковров для каждого ребенка;
  • гуашь или акварель;
  • кисти.

Ход занятия

Звучит музыка.

Дети берут подушки и садятся на коврик.

– Ребята, мы сегодня с вами побываем в сказочной стране. Но чтобы попасть туда, нужно на чем-то отправиться. На чем? (Перечисляют).

– Ребята. Раз мы хотим попасть в сказочную страну, то давайте и транспорт выберем сказочный.

Конечно, мы с вами полетим на ковре-самолете (звучит музыка). Полетели. Ковер-самолет поднимается высоко, держимся крепко! Прилетели!

– Посмотрите, ребята, что изображено на этой картине? (Ковер-самолет).

Часто в сказках герои передвигаются на волшебном летающем ковре-самолете.

Ребята, а в названии каких сказок встречается ковер-самолет? (…)

А кто на них летал, какие герои? (…)

Представим себе, что мы попали в сказочную страну и перед нами оказались два одинаковых ковра. (Показываю, расцветка одного темнее другого).

Но мы-то знаем, что один из них принадлежит доброму, а другой – злому волшебнику. Какие? Почему? (Дети определяют).

– Давайте сочиним сказку о том, почему ковры кажутся одинаковыми и как их можно различить. Вслушайтесь в музыку. Какой из музыкальных фрагментов больше подходит для ковра доброго волшебника, а какой – злого? (Звучит музыка).

– Почему первая музыка подходит для ковра доброго волшебника? (Веселая, радостная…)

А вторая музыка? (Громкая, грубая…)

Правильно, молодцы!

– Давайте сочиним сказку.

Жили-были два брата волшебника. Один из них был злой, а другой добрый.

Почему первый был злой? (…)

Почему второй – добрый? (…)

Да, первый был сердитый на весь окружающий мир и потому был злым, завидущим. А второй старался всем помочь.

– Злого волшебника звали Шерхен, а доброго – Милан. Почему их так звали? (…)

Обратите внимание на то, как имя может передать характер героя. Вслушайтесь, как и звучат имена (…)

– Шерхан и Милан поселились каждый в своей стране, выстроили себе по замку. Давайте пофантазируем, какими могут быть замки одного и другого сказочного героя. А поможет нам в этом музыка (…) (Затем вывешиваются иллюстрации).

– Ребята, посмотрите, какая крепость у Шерхана? (…) Где она стоит? (…) (Дети описывают или один ребенок.)

Замок с высокими стенами и остроконечными башнями, на которых развиваются флаги с устрашающими изображениями. А что вокруг замка? (…) Глубокий ров с мутной водой, через него перекинут узкий мост.

– А теперь посмотрите на замок Милана. Где он стоит? (…) На берегу красивого озера, он светлый, как бы сложенный из солнечных камней. А что вокруг замка растет? (…) Много зелени, цветов. А на крыше сидят сказочные птицы. На башнях развиваются красивые флаги и колышатся воздушные шары.

– И так, ребята, что можно сказать о замках? (…) Замок Шерхана мрачный, темный, страшный, а замок Милана светлый, красивый…

– К каждому замку пролегает тропинка, а какая именно – вы сами догадайтесь!

ФИЗМИНУТКА: (д/и «Волшебные камешки»)

Ребята, выложите к замкам Шерхана и Милана волшебные камешки.

Какие камешки подходят для замка Шерхана (мрачные, острые…)

А для замка Милана? (яркие, округлые…)

(Дети выкладывают).

Молодцы! (дети садятся за столы)

– Шерхан ужасно сердился на своего брата, что у того много друзей и сам он все время весел и все у него получается. И решил он однажды хитростью переманить друзей Милана. У братьев были волшебные ковры, которые могли летать – одинаковые по размеру и по рисунку, но сильно отличались цветом. Чьи это ковры? (Определяют).

– Ковер Милана всегда спасал от беды, уносил бедствующих в светлую страну, где все они становились счастливыми и добрыми. Ковер же Шерхана мог отнести лишь в темную страну, где люди постоянно злились и делали друг другу разные пакости. Шерхан достал какую-то зловещую смесь и обрызгал ею оба ковра. И от действия этой смеси ковры стали совершенно одинаковыми, их оказалось совершенно невозможно отличить. И теперь каждый мог ошибиться, сесть, например, на ковер Шерхана и улететь в его темную страну.

Но мы же этого не хотим? (…)

– Давайте попробуем помочь доброму Милану и его друзьям – раскрасим ковры так, чтобы никто не ошибся. (Дети раскрашивают.)

– Молодцы!

Дима, как ты раскрасил свой ковер? Чей? (…)

А Яна, твой ковер кому принадлежит? Почему? (…)

– Молодцы! Теперь никто не ошибется и не попадет в темную страну. Мы очень помогли Милану и его друзьям.

Занятие окончено, молодцы!

В конце занятия можно собрать два больших ковра, склеив детские работы.

Приложение к работе - Проект «Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»

Программное содержание:

Задачи:

1. Учить детей различать (называть) основные цвета спектра;

2. Учить самостоятельно, выбирать цвет для рисования;

3. Продолжать учить детей рисовать линии, круги, точки, цветы, листья;

4. Продолжать развивать сюжетно-игровой замысел;

5. Продолжать развивать мелкую моторику рук;

6. Воспитывать интерес к изо-деятельности, к нетрадиционной технике рисования;

7. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, заботе о них.

Интеграция образовательных областей:

1. Познание:

  • Дать детям знания о том, что у манной крупы можно изменить цвет (покрасить);

2. Социализация:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к животным, заботе о них.

3. Коммуникация:

  • Совершенствовать навыки диалогической речи у детей.

4. Художественное творчество:

  • Закрепить навыки рисования на манной крупе линий, точек, кругов;
  • Составлять самостоятельно орнамент на ковре.

5. Труд:

  • Побуждать детей приходить на помощь педагогу в подготовке (уборке) рабочего места.

6. Физическая культура: физкультминутка

7. Здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столом.

Материал и оборудование: стол-поднос, манная крупа разных цветов

(красная, желтая, синяя, зеленая, белая), выполненные заранее 3-4 цветных коврика, игрушки кошки и собаки.

Предварительная работа: рассмотрение декоративно украшенных «ковриков», иллюстраций Ю. Васнецова к русским народным сказкам «Маша и медведь», «Три медведя», «Курочка Ряба», потешкам.

В группу входит почтальон с посылкой

Почтальон: Это самый лучший детский сад?

Вот посылка для ребят.

Почтальон уходит. Дети с воспитателем открывают посылку. Из посылки выскакивают кот Матроскин и собака Шарик.

Кот: Здравствуйте, ребята! Нам по секрету сказали, что в этом детском саду живут добрые, трудолюбивые дети. Мы к вам за помощью пришли.

В: Что у вас случилось?

Шарик: Наш коврик совсем прохудился. Лапки на полу стали мерзнуть.

Помогите, ребятки, пожалуйста, коврик новый нам соткать.

В: Ребята, поможем нашим друзьям мохнатым?

Д: Поможем.

В: Посмотрите, у меня в чемодане завалялись разноцветные «коврики».

(Воспитатель с детьми рассматривают «Коврики»)

Посмотрите, как оригинально выстроен рисунок на коврах, какие красивые полоски, кружочки, линии, листочки изображены на них. На таких ковриках будет сладко спать, и видеть удивительные сны.

Для Шарика и Матроскина, ребята сами соткут «Коврики». Сейчас я вас научу. Смотрите внимательно. Не отвлекайтесь.

В: «Коврики» мы будем ткать необычно, новым способом из манной крупы.

Для начала нам нужно сделать фон. Набираем песок в кулаки, и рассыпает его равномерным слоем по столу-подносу.

Получилось у нас полотно. Приступаем выкладывать рисунок.

Вы это можете делать, но я вам напомню.

Сначала рисовать будем линии. Для этого в кулак правой руки и в кулак левой руки наберем манную крупу синего цвета и проведем линию сверху вниз, справа-налево, слева-направо.

Затем рисуем круги, щепотью правой руки набрать манную крупу желтого цвета, высыплем ее в одном месте. Затем прикладываем ладонь на высыпанную кучку и фиксируем круг. Вот и получился круг.

Цветочки будем рисовать крупой красного цвета, для этого наберем щепотью правой руки манную крупу красного цвета, высыплем по кругу в маленькие кружочки. Лепесточки фиксируем указательным пальцем правой руки. Накладывая палец на каждый кружок. Вот и вырос цветочек на полянке.

Красивый «Коврик» получился, ребята?

Д: Да. Красивый.

В: Перед работой предлагаю размяться, чтобы не лениться.

(Воспитатель с детьми делают пальчиковую гимнастику)

«Паучок»

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью,

а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,

качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять,

("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Хорошо мы с вами зарядились энергией. Приступим к работе.

В: сейчас, ребята будут украшать «коврики», для наших милых друзей.

Аккуратно, ребятки, работаем с крупой, не рассыпаем везде, только на столе-подносе.

(Дети начинают украшать коврики. Воспитатель подходит к каждому ребенку, помогает ему. Ведет беседу: «Какие узоры ты хочешь изобразить на «ковре»?», «Какого цвета манная крупа тебе понадобиться?»,« Как ты будешь делать узоры?»)

В: Благодаря разнообразию цветов «коврики» получились нарядные, разноцветные.

(Дети с воспитателем любуются декоративным украшением «Ковров» изготовленных детьми)

Кот: Какие нарядные, разноцветные ковры у вас получились. На них будет тепло, мягко спать. Спасибо вам ребята большое.

За ваш труд, помощь мы приготовили, ребята, вам вознаграждение.

(Дети с педагогом делают физкультминутку)

«Бегал по двору щеночек»

Кот и Щенок: Спасибо, ребята! Весело и интересно с вами. Но нам пора отправляться домой.

Д: До свидания, приходите еще.

(Воспитатель уносит игрушки собаки и кошки, дети прощаются с ними.)

Тема: "Ковер злого и доброго волшебника"

Развивающая задача: Развивать воображение, творчество детей;

Обучающая задача: Продолжать учить детей составлять декоративный узор на прямоугольной форме.Учить выражать характер человека через цвет, ритм, декор;

Воспитательная задача: Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в творческой деятельности; Воспитывать интерес к деятельности; интерес к сказкам.

Здоровьесберегающая задача: Способствовать сохранению правильной осанки во время работы.

Индивидуальная работа: Максимом П. Арманом И. воспитывать аккуратность

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций ковров, замков; беседа о разновидностях ковров; слушание музыки; упражнения на расписывание салфеток.

Материал : альбомный лист, гуашь, кисти, банка с водой, салфетки; музыка -

П.И.Чайковский «Баба-Яга», М.Мусоргский «Гном»; Р.Шуман «Дед Мороз»;

репродукция картины В.Васнецова «Ковер-Самолет»; иллюстрации замка;

Иллюстрации ковра-самолета; элементы декора (растительные, геометрические, прямые, волнистые линии)

Ход занятия

Часть занятия

Методы и приёмы работы

Вводная часть

Словесные

Беседа

Наглядные

Рассматривание картины

Словесный

Поддержка замысла ребёнка

Игровые

Игровой материал

Дети заходят в группу, встают полукругом около воспитателя.

– Ребята, мы сегодня с вами побываем в сказочной стране. Но чтобы попасть туда, нужно на чем-то отправиться. Как вы думаете на чём нам можно отправиться в путешествие? (Перечисляют).

– Ребята. Раз мы хотим попасть в сказочную страну, то давайте и транспорт выберем сказочный.

Я предлагаю вам полететь на ковре-самолете (звучит музыка). Ребята, садитесь на ковер-самолет. (Дети присели на небольшой палас) Посмотрите какой он красивый, необычный! Полетели. Ковер-самолет поднимается высоко, держимся крепко! Посмотрите какие под нами волшебные замки, леса, моря. Кругом так красиво! Вот и прилетели!

Дети садитесь на стульчики. (Дети садятся на стульчики)

Представим себе, что мы попали в сказочную страну и перед нами оказались два ковра. (Показываю, расцветка одного темнее другого). Ребята, сравните ковры. Как вы думаете какой ковер принадлежит доброму волшебнику?Почему?

Сейчас я предлагаю вам послушать музыку.

Какой из музыкальных фрагментов больше подходит для ковра доброго волшебника, а какой – злого? (Звучит музыка).

– Почему первая музыка подходит для ковра доброго волшебника? (Веселая, радостная, яркая, торжественная)

А вторая музыка? (Громкая, грубая, печальная и тревожная)

Правильно, молодцы!

– Сейчас я вам расскажу сказку про двух волшебников.

Жили-были два брата волшебника. Один из них был злой, а другой добрый.

Как вы думаете почему один волшебник был добрым, а другой злым?

Да, одинбыл сердитый на весь мир и потому был злым. А другой старался всем помочь.

Злой волшебник достал какую-то зловещую смесь и обрызгал ею оба ковра. И от действия этой смеси ковры стали совершенно одинаковыми, их оказалось совершенно невозможно отличить. И теперь каждый мог ошибиться, сесть, например, на ковер злого волшебника и улететь в его темную страну.

ФИЗМИНУТКА: «Птичка и ветер»

Но мы же этого не хотим? (Нет)

Основная часть

Словесные

Обсуждение

Наглядные

Показ образца

– Давайте попробуем помочь доброму волшебнику и его друзьям – раскрасим ковры так, что никто ни попал в темную страну.

Дети,подумайте, какими элементами можно расписать ковры.

А теперь вы сами попробуйте расписать ковры –самолеты для Милана и его друзей.

Ребята, посмотрите, как можно украсить ковры. Из каких элементов он состоит?

(Спина прямая, взяли в руки кисточки, проверяет положение пальцев и помогает взять кисть правильно.) Рисуем сначала у коврика края. Затем украшаем уголки и середину.

Заключительная часть

Наглядный Рассматривание

Словесный Обсуждение

Анализ детских работ:

Рисунки выложены на столе.

Ангелина, как ты раскрасила свой ковер? Для какого волшебника ты нарисовала ковер? Максим а ты ковер для кого нарисовал?

Ирина, а твой ковер кому принадлежит? Почему? (…)Какой ковер вам понравился? Почему?

– Молодцы! Теперь друзья доброго волшебника не ошибутся и не смогут сесть на ковер злого волшебника и не попадут в темную страну. Мы очень помогли доброму волшебнику и его друзьям .

Дети скажите а как нам вернутся в детский сад из сказочной страны?. На чём? (на ковре –самолете) Хорошо. Полетели. Ковер-самолет поднимается высоко, высоко летим держимся крепко! Прилетели! .

КОНСПЕКТ

открытого мероприятия по рисованию

В средней группе

Тема: «Ковер злого и доброго волшебников».

Воспитатель: Дворянкина Л.П.

25.04.2012г

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Солнышко» п.Знаменский Ивантеевского района Саратовской области».

КОНСПЕКТ

открытого мероприятия

во втором младшей группе