Нормативный правовой акт: понятие, признаки и виды. Признаки нормативных правовых актов

Нормативно-правовые акты - это акты постоянного действия, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их.

Нормативный акт издается органами обладающими компетенцией в строго установленной форме, является офиц. документом.

Признаки нормативно-правовых актов:

1. Имеют государственный характер, выражают волю государства.

2. Издаются специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.

3. Издаются в ходе установленных законодательством процедур (правотворческих)

4. Имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие, т.е. распространение на общественные отношения, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц.

5. Имеют нормативный характер, содержат в себе, вводят в действие, изменяют, отменяют правовые нормы. (не имеет нормативного характера преамбула, также поручение конкретным органам.)

Виды нормативно-правовых актов:

По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и постановления местных органов гос.власти, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества нормативные акты разделяются на:

Нормативные акты государственных органов

Нормативные акты иных соц. структур (муницип.органов, акцион.общ.)

Нормативные акты совместного характера (госуд.органов и иных соц.структур)

Нормативные акты принятые на референдуме

В зависимости от сферы действия делятся на: общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.

В зависимости от срока действия норм. акты делят на: акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.

Нормативные акты следует отличать от актов применения права (приговора, решения). Их отличия в следующем:

1. Нормативные акты содержат оригинальные нормы права, а правоприменительные не содержат.

2. Нормативные и правоприменительные акты издаются неодинаковым кругом субъектов. Нормативный круг уже, нежели правопримен.

3. Различны наименования и структура нормативных и правоприменительных актов.

4. Нормативные акты направлены неопределенному кругу лиц, а правоприменительные адресованы конкретному лицу.

5. Нормативные акты не исчерпываются однократным исполнеием, действуют постоянно до своей отмены.

Определения нормативного правового акта за прошедшие последние сто лет не претерпели принципиальных изменений. Типичным является следующее определение: нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой

демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.

Основное свойство, через которое описывается данная форма права, - нормативность. Подчеркивается его исключительная, практически неоспоримая легитимность, и защита со стороны государства.

Этот официальный документ «устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.... Ему присущи письменная, строго документированная форма и особый порядок принятия. Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности» . Достаточно часто существенным признаком называется предмет правового регулирования нормативного правового акта, в качестве которого выступает определенный вид общественных отношений, и неоднократное применение .

Легального определения нормативно-правового акта не существует, но в проекте Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» содержится следующее определение: нормативный правовой акт - письменный

официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное

применение.

Нормативность акта определяется с учетом пунктов 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». В частности, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Также вопрос нормативности рассматривался и постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» (далее - постановление № 58). АПК РФ закрепляет за арбитражными судами рассмотрение дел по заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ). Учитывая, что в законодательстве нет понятия нормативного правового акта, это научная категория, в постановлении № 58 судьи решили закрепить его на уровне разъяснений; предложенное для использования судами определение этого термина хорошо знакомо юристам еще из курса теории государства и права. Так, по мнению Пленума ВАС РФ, под нормативным правовым актом следует понимать акты, принятые органом государственной власти, местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. В том числе к нормативным актам относятся и акты, правовые нормы в которых содержатся не в основном тексте, а в приложении, утвержденном таким актом (п. 1 постановления № 58).

0 В частности, акты органов власти и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд Пленум ВАС РФ отнес к ненормативным правовым актам.

0 По общему правилу решения об утверждении тарифов для конкретного субъекта или объекта (или содержащие иные конкретизирующие признаки) судам следует рассматривать как ненормативные.

Но если суд установит, что такие акты распространяются на неопределенный круг лиц, он может признать их нормативными по своей инициативе.

Нормативные акты характеризуются

следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются,

либо отменяются. Нормативные акты - это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются

в документальную форму и должны иметь следующие определенные реквизиты. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем

нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно

подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е.

Требования, предъявляемые к нормативным актам

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать

объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий.

2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Исключения могут составлять акты для определенной сферы деятельности, понятные специалистам определенной отрасли (напр., технический регламент на молоко).

Не смотря на разные подходы к пониманию термина и признаки, основным отличием нормативного акта от ненормативного следует считать следующее: нормативный правовой акт распространяется на неопределенный круг лиц, даже, если иметь ввиду корпоративный акт, а ненормативный, как правило, перечисляет субъекта или субъектов, на которых он распространяется.

Нормативно-правовой акт - официальный акт-волеизъявление (решение) уполномоченных субъектов права, устанавливающий (изменяющий, отменяющий) правовые нормы с целью регулирования общественных отношений. Или иначе: акт правотворчества, содержащий юридические нормы. Итак, нормативно-правовой акт представляет собой решение правотворческого органа, направленное на установление, изменение или отмену действия норм права.

Нормативно-правовой акт выполняет две равнозначные функции: функцию юридического источника права и функцию формы права , то есть выступает как способ существования и выражения норм права.

Признаки нормативно-правового акта:

1) принимается или санкционируется уполномоченными органами государства (правотворческими органами) либо народом (референдум);

2) всегда содержит новые нормы права или изменяет (отменяет) действующие, четко формулирует содержание юридических прав и обязанностей;

3) принимается с соблюдением определенной процедуры;

4) имеет форму письменного акта-документа и строго определенные реквизиты:

а) вид акта (закон, указ, постановление);

б) наименование органа, который принял акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти);

в) заголовок (некоторые акты, напр., распоряжения Кабинета Министров Украины принимаются без заголовка);

г) дата принятия акта;

д) номер акта;

е) сведения о должностном лице, подписавшем акт;

5) публикуется в официальных специальных изданиях с обязательным соответствием аутентичности тексту официального образца (в Украине законы публикуются в «Ведомостях Верховной Рады Украины», газетах «Голос Украины» и «Юридичний віс ник Украї ни»; постановления Кабинета Министров - в «Собрании постановлений правительства Украины» и газете «Урядовий кур"є р»; законы и подзаконные акты - в журнале «Офіційний вісник України »).

Структура нормативно-правового акта зависит от его специфики и вида, предполагает распределение нормативного материала по подразделениям.

Правовые акты главы государства, подлежащие в соответствии с конституцией подписанию главой правительства или министром (скрепляются подписями соответствующих должностных лиц с определением их реквизитов: название должностей и имен этих должностных лиц) называются контрассигнованными актами. См. о них подробнее в § 10 «Понятие подзаконного нормативно-правового акта».

Основные структурные элементы нормативно-правового акта:

1. Преамбула - вступительная часть, бесстатейное (не содержащее норм права) общее введение, в котором дается обоснование закона, определяются цели, задачи и порой формулируются исходные мировоззренческие положения. Сейчас преамбулы в законах встречаются редко;

2. Пункты, статьи - содержат исходные единицы нормативно-правового акта - нормативные предписания. Через нормативное предписание статья соотносится с нормами права.

Статьи могут подразделяться на части, а пункты на абзацы и подпункты. И статью, и части, из которых она состоит, принято обозначать сокращенно начальными буквами: статью - «ст.», а части (абзацы) статей - «ч.». Статьи в законах нумеруются, нередко нумеруются и части (абзацы) статей, тогда они, как правило, называются пунктами;

3. Главы - имеются в больших по объему нормативно-правовых актах;

4. Разделы - объединяют главы в больших по объему нормативно-правовых актах. Возможна и иная ситуация, когда ста-тьи, пункты объединяются в разделы, а разделы - в главы;

5. Части - наибольшие подразделения закона, содержатся, как правило, в кодексах. Так, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс подразделяются на две части: Часть Общая и Часть Особенная.

Расположение норм права в статьях нормативно-правового акта:

1) обычно правовая норма заключена в одной статье, чем облегчается ее восприятие;

2) в ряде случаев для выражения сложной нормы права требуется несколько статей;

3) иногда в одной статье содержится несколько норм права.

В чем состоит различие между нормативным актом и иными правовыми актами (в частности, актом толкования норм права и актом применения норм права)?

1. Нормативно-правовой акт содержит в себе правовые нормы, устанавливает новые права и обязанности, которых ранее не было, либо изменяет (отменяет) их. Иные юридические акты не устанавливают новых норм права. Например, акт толкования! норм права дает только объяснение действующих норм.

2. Нормативно-правовой акт содержит нормы права общего характера, тогда как индивидуальный акт (акт применения норм права) имеет индивидуальную направленность. Он относится к конкретному лицу или к решению конкретного юридического дела (например, повреждение насаждений запрещено - адресовано ко всем, а Указ Президента назначить какого-то» председателем областной администрации - это правовой, а не нормативно-правовой акт, ибо норм права в нем нет, т.е. нет прав и обязанностей, значит это - акт применения норм права).

Блог

Новости

Как поступить в университет Голландии

Голландские вузы стараются по максимуму упростить процедуру зачисления мотивированных студентов из стран Балтии и СНГ. Поэтому поступить в университет Голландии вполне реально.

Для поступления необходимо иметь среднее или высшее образование, сдать тест TOEFL или IELTS на знание английского языка и, конечно же, иметь финансовые средства для оплаты обучения и проживания за рубежом.

Переводчик Яндекса обучили эльфийскому языку

Ко дню рождения Джона Толкиена команда Яндекса добавила в «Яндекс.Переводчик» эльфийский язык синдарин. Об этом CNews сообщили в «Яндексе». Пока функция перевода с эльфийского или на эльфийский работает только в веб-версии в альфа-режиме. Для письменного отображения синдаринских текстов используется письменность Tengwar.

«Универсариум» - открытая электронная образовательная платформа, построенная по технологии массовых открытых онлайн-курсов. Проект предоставляет российским гражданам возможность получения качественного образования от ведущих университетов и лучших российских преподавателей.

Нормативно-правовые акты являются наиболее распространённой формой права в большинстве стран мира.

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. НПА – это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов или непосредственно народа (при референдуме).

НПА содержит общеобязательные правила поведения, обращенные к персонально неопределённому кругу субъектов права и действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он и отличается от актов, не обладающих признаками нормативности.

НПА следует отличать от и от актов толкования, в которых даются лишь разъяснения содержания юридических норм, при этом само содержание нормы не изменяется.

По сравнению с другими источниками права НПА имеет ряд преимуществ: в нём чётко и ясно формулируются правовые предписания, им легко пользоваться при разрешении различных юридических дел, вносить в него уточнения и изменения в случае необходимости, осуществлять контроль за его исполнением.

В странах с романо-германской правовой системой НПА является основным источником права.

Юридическая сила НПА зависит прежде всего от того, какое место в государственном механизме занимает орган, его издавший.

Виды НПА.

Все НПА по юридической силе в теории права подразделяются на две крупные группы: законы и подзаконные акты.

Законы занимают ведущее место в иерархии всех НПА.

Закон – это такой НПА, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Законы подразделяются на конституционные и обычные. К конституционным принято относить Конституцию, законы, вводящие её в действие и вносящие в неё изменения и дополнения.

В РБ высшей юридической силой обладает Конституция.

Другую группу НПА составляют подзаконные акты. Они принимаются в строгом соответствии с Конституцией, другими законодательными актами и не должны им противоречить. В числе подзаконных актов большей, после закона, юридической силой обладают Указы Президента РБ в тех случаях, когда они изданы на основе закона. В соответствии со своим положением Президент может издавать и распоряжения. Они обычно издаются по текущим вопросам оперативного характера и не относятся к нормативным актам.

К числу подзаконных относятся нормативные акты палат Национального собрания РБ, Правительства, высших судебных органов, Генерального прокурора.

Важными подзаконными актами являются постановления Совета Министров РБ. Они издаются по вопросам управления экономикой страны, обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, национальной безопасности и др.

Премьер-министр издаёт в пределах своей компетенции распоряжения, которые содержат конкретные предписания, т. е. относятся к актам индивидуального регулирования.

Наиболее многочисленными подзаконными актами являются ведомственные акты, издаваемые центральными органами государственного управления – министерствами, государственными комитетами, учреждениями, подчинёнными Совету Министров РБ. Эти акты регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих органов. Некоторые из этих актов имеют и межведомственное значение.

Ведомственные акты принимаются в форме приказов и постановлений. Они могут также приниматься и в форме инструкций, положений, уставов, правил, но они подлежат утверждению постановлениями или приказами.

Подзаконные НПА принимают также местные представительные и исполнительно-распорядительные органы власти (областей, городов, районов).

Местные органы принимают нормативно-правовые акты в форме решений. Управления и отделы исполнительно-распорядительных органов принимают приказы и инструкции. Такие акты являются актами локального значения. Они принимаются также руководителями предприятий и учреждений.

Акты локального регулирования распространяют своё действие только на членов соответствующих организаций.

4.Систематизация нормативных правовых актов: понятие, цели и виды.

Для лучшего нахождения правовых норм и ориентации в нормативном материале НПА определённым образом группируются и даже перерабатываются. Юридическая наука выработала средство, которое облегчает задачу поиска и использования НПА, даёт возможность оперативно находить соответствующие нормы и квалифицированно решать юридические дела. Таким средством является систематизация НПА.

Систематизация НПА – это деятельность государственных органов, негосударственных организаций и отдельных лиц по упорядочению и совершенствованию НПА, приведение их в упорядоченную, согласованную систему.

При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность, раздробленность нормативных актов. Они упорядочиваются и располагаются по определённым признакам. Осуществляя систематизацию, компетентные органы отменяют устаревшие нормы, устраняют обнаружившиеся пробелы в праве, проводят обновление законодательства. Значение систематизации велико как для правотворческой деятельности, так и для правоприменительной.

В науке и юридической практике различают следующие виды систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация – такое объединение действующих НПА по определённым признакам, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники, собрания законодательства без изменения их нормативного содержания. При этом в первоначальные тексты нормативных актов вносятся официальные изменения, опускаются статьи, пункты, имевшие временное значение, потерявшие силу, о чём делаются соответствующие отметки.

Обработанный таким образом материал группируется по определённым признакам: по хронологическому, отраслевому, по юридической силе. Иногда используется алфавитный признак. Допускается и сочетание этих признаков. Инкорпорацией может охватываться всё законодательство или его часть.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.

Официальная проводится уполномоченными государственными органами. К официальным можно отнести, например, Ведомости Национального Собрания РБ. Такие сборники являются официальными источниками нормативно-правовых установлений и на них можно ссылаться.

Неофициальная инкорпорация может осуществляться научными и иными учреждениями, организациями, специалистами по собственной инициативе. На такие сборники нельзя официально ссылаться. Они имеют справочно-информационное значение, способствуют доступности нормативного материала.

Кодификация – такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативного материала, но и изменение его содержания. При кодификации отменяются устаревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве, противоречия между актами.

Наиболее распространёнными формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила. Кодекс – это систематизированный, внутренне согласованный законодательный акт, объединяющий в определённом порядке обновлённые нормы права, регулирующие однородную группу общественных отношений.

Среди многочисленных источников права важное место занимают нормативные правовые акты государственных органов. Большое значение нормативных правовых актов по сравнению с другими источниками права связано с повышением роли государства в регулировании наиболее значимых общественных отношений. Кроме того, нормативный правовой акт отличает способность быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, а документально-письменная форма позволяет непосредственно и оперативно знакомиться с его содержанием.

Наиболее характерным для Российской Федерации источником права является нормативный правовой акт. Правом на издание нормативных правовых актов обладают управомоченные государством субъекты правотворчества. Прежде всего, к ним относятся законодательные (представительные) органы государственной власти и государственные органы исполнительной власти. При этом каждый орган может издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме.

Нормативно-правовые акты как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. В чем они проявляются?

– во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов;

– во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм;

– в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.

Нормативный правовой акт – это :

        выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права (Марченко).

        официальный документ, принимаемый от имени государства в порядке установленной государством процедуры, содержащий правила поведения обобщенного характера (норму права), регулятивно-охранительное воздействие которых распространяется на неперсонифицированный круг субъектов (Р.А. Ромашов).

        официальный государственный документ, в котором содержатся нормы права (А.Н. Соколов).

        акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами (Л.А. Морозова).

Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Особая юридическая значимость нормативного правового акта определяется рядом признаков:

1) принимается от имени государства в порядке предусмотренной законом процедуры;

2) является результатом правотворческой деятельности компетентных субъектов (государственных органов и органов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т.д.) которым право на нормотворчество делегировано государством);

3) содержит в себе правила поведения обобщенного характера (нормы права), регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношении неперсонифицированного круга субъектов;

4) реализуется в особом процессуальном порядке;

5) имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.);

7) обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).

В нормативных правовых актах содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.

Так, согласно действующей Конституции России предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации – Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают «законы и иные нормативные правовые акты» (ст. 76).

Конституция определяет компетенцию различных государственных органов, а, следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. Так, например, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ очерчивается общий круг вопросов, по которым российское правительство может издавать свои постановления и распоряжения. Это вопросы, касающиеся федерального бюджета, проведения в пределах Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также – единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществления управления федеральной собственностью; принятия мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществления мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Кроме данного круга вопросов, по которым российское Правительство издает постановления и распоряжения, оно также «осуществляет иные полномочия», возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (п. «ж» ст. 114 Конституции РФ). В Конституции особо оговаривается, что «порядок деятельности Правительства», а, значит, и порядок (процедура) издания правительственных актов определяются федеральным конституционным законом.

Нормативно-правовые акты как источники права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера . В их числе, прежде всего, акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют.

Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем.

Нормативные правовые акты

Индивидуальные правовые акты

общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение

адресованы

широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц

обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.)

охватывается

весьма широкий круг общественных отношений

Определенное, конкретное правоотношение с персонифицированным кругом участников

действие

продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом

завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.). Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.

создаются (издаются)

в результате нормотворческой деятельности органов государства и организаций

правоприменительными органами

оформляются

в виде законов, указов, положений, актов нормативного характера

в виде указов, постановлений, приказов, распоряжений, относящихся к названным в них лицам и конкретным обстоятельствам

Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ Федеральное собрание принимает не только законы – нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер. Статья 102 (п. 3) и ст. 103 (п. 2) Конституции предусматривают, что Совет Федерации – верхняя палата российского парламента и Государственная Дума – его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.

Совет Федерации принимает, в частности, постановления по вопросам, связанным с утверждением указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора России, с назначением выборов Президента РФ, с назначением на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Государственная Дума, согласно Конституции, принимает постановления по вопросам, касающимся дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства России, решения вопроса о доверии Правительству, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ, объявления амнистии и др.

Нормативно-правовые акты следуетотличать также отактов разъяснения илитолкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно-правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены, прежде всего, на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также – пределов действия ранее установленных норм.

Как верно отмечают английские юристы, основное правило толкования «законодательных положений», по отношению к которому все прочие являются второстепенными, заключается в том, что законы (статуты) следует разъяснять «в соответствии с намерениями тех, кто их создал». При этом всегда сохраняет свою силу «презумпция невнесения в действующее право изменений, выходящих за пределы, предусматриваемые толкуемым статутом».

Действуют также другие принципы толкования, сводящиеся, в частности, к тому, что толкование, «по возможности», не должно придавать статуту обратной силы, влечь за собой несправедливости или приводить к нелепым либо абсурдным последствиям»; нормы уголовного права «толкуются» только в пользу обвиняемого, и т.д.