Не проверяет ростехнадзор. Проверки Ростехнадзора: встречаем во всеоружии

Большинство объектов, которые контролирует Ростехнадзор, относится к промышленности, строительству, энергетике. Однако существует много причин, по которым проверяющие могут прийти в учебное заведение. И к этому надо быть готовым.

Когда в учебное заведение могут прийти проверяющие

В настоящее время Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) действует на основании Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401. Помимо этого Положения проверяющие используют в работе и другие нормативные документы, в числе которых особое место занимает Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Итак, если исходить из этих документов, то образовательное учреждение может быть проверено на предмет того, как оно соблюдает требования по эксплуатации и обслуживанию:
- электроустановок и электрических сетей (за исключением бытовых);
- тепловых установок и сетей (например, школьных котельных);
- отдельных видов оборудования, в том числе учебного, представляющего повышенную опасность (это касается в первую очередь учреждений среднего и высшего профессионального образования).

Кроме того, в ведении проверяющих находится и строительный надзор (постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54). Так что если учебное заведение ведет строительство или реконструкцию, например, учебных корпусов, то появление контролеров из Ростехнадзора вполне возможно.

Проверяющим также позволено оценивать техническое состояние различного рода подъемных устройств (в первую очередь лифтового оборудования). Кроме того, Ростехнадзор осуществляет ряд специальных функций, в частности, по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Какие виды проверок существуют

Особенности проверок Ростехнадзора в зависимости от вида надзора определяются различными правовыми актами. Так, например, строительный надзор помимо Градостроительного кодекса РФ осуществляется на основании специального Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54.

Ростехнадзор, как и все прочие контролирующие ведомства, при проверках обязан руководствоваться Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Сами проверки могут быть плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Предстоящую проверку Ростехнадзор должен согласовать с прокуратурой. При этом особо оговорен случай, когда предметом проверки является соблюдение учреждением требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В этом случае плановая проверка может проводиться чаще, чем раз в три года (ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Основания для внеплановой проверки перечислены в статье 10 Закона № 294-ФЗ. Так, поводом для нее может послужить информация об угрозе или причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде и т. д. Также Ростехнадзор внепланово может проверить то, как учреждение исправило нарушения, выявленные в ходе плановой проверки.

Проводить внеплановую проверку можно только с разрешения прокуратуры. Правда, в отдельных случаях (например, если причинен вред жизни или здоровью граждан) контролеры могут самостоятельно приступить к проверке, лишь известив об этом прокуратуру.

Ход проверки

Назначать проверку может руководитель территориального органа Ростехнадзора либо его заместитель. В распоряжении о проверке оговариваются основания, сроки, цели предстоящей проверки, виды и объем контрольных мероприятий, список привлекаемых экспертов. Перед началом проверки контролеры обязаны ознакомить руководителя или иное должностное лицо учреждения с этим распоряжением. Также проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения. Если у контролеров отсутствует хотя бы один из этих документов, то их можно не пускать не территорию учреждения.

Также стоит учесть, что сотрудники Ростехнадзора не имеют права проводить проверку, если при этом отсутствуют руководитель учебного заведения или иные должностные лица.

Руководителю учреждения не обязательно присутствовать при проведении проверки. Это можно поручить любому должностному лицу или уполномоченному представителю учреждения.


В свою очередь руководство учебного заведения обязано представить контролерам все необходимые документы, связанные с целями проверки, обеспечить доступ на свою территорию и к используемому оборудованию.

Выездная проверка проводится по местонахождению учебного заведения и (или) по месту фактического осуществления деятельности. К примеру, многие вузы имеют несколько учебных корпусов, зачастую расположенных по различным адресам. В подобном случае проверка проводится как по местонахождению самого вуза, указанному в его уставе, так и по местонахождению его обособленных кафедр.

В первую очередь контролеры займутся проверкой затребованных документов. Так, к примеру, если речь идет об энергоустановках, то контролеры могут проверить, как ведется техническая документация (например, специальные журналы, в которых фиксируются параметры работы конкретной установки), а также наличие у обслуживающего персонала соответствующих допусков и т. п. Далее оценивается состояние зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования транспортных средств и т. д.

Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней. Продлить проверку контролеры вправе, если, например, требуется сложное длительное исследование или экспертиза.

Отметим, что органы Ростехнадзора вправе привлекать к проведению выездной проверки экспертов, которые не состоят с учебным заведением в гражданско-правовых и трудовых отношениях. Также к проверке могут привлекаться различные экспертные организации.

Результаты проверки

В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть немало статей, производство по которым находится в компетенции Ростехнадзора. Так, к примеру, статья 9.11 предусматривает ответственность за нарушение правил пользования топливом и энергией и неправильное использование соответствующего оборудования и установок.

Поэтому если будет выявлено нарушение, подпадающее под административную ответственность, то контролеры вправе составить об этом протокол, который в дальнейшем может стать основанием для привлечения учебного заведения и его руководства к ответственности. Также Ростехнадзор вправе приостановить деятельность учебного заведения, если, например, выявлена реальная угроза здоровью и жизни граждан.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений передается руководителю учебного заведения или иному должностному лицу под роспись (ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Если по каким-то причинам должностное лицо не подписывает акт, то он высылается по почте с уведомлением о вручении. Сведения о проведенной проверке должны быть внесены должностными лицами Ростехнадзора в специальный журнал учета проверок, вести который - обязанность учебного заведения. Учебное заведение, привлеченное к административной ответственности, вправе обжаловать соответствующее постановление в арбитражном суде.

Важно запомнить

Итак, контролеры должны вручить руководителю учебного заведения или иному должностному лицу распоряжение о проверке и предъявить свои удостоверения. Без этого их можно не пускать на территорию. Срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок проверки может быть увеличен еще на 20 рабочих дней. Плановую проверку Ростехнадзор обязан согласовать с прокуратурой и не имеет права проводить ее чаще, чем раз в три года. Внеплановая проверка также должна проходить с разрешения прокуратуры, но в исключительных случаях этого не требуется. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений передается руководителю учебного заведения или иному должностному лицу под роспись. Если по каким-то причинам должностное лицо не подписывает акт, то он высылается по почте с уведомлением о вручении.

Права работадателя и полномочия инспекторов

Ключевые проблемы

  • Какие права у инспектора Ростехнадзора?
  • Какие ошибки допускают инспекторы при проверках?
  • Какие права у работодателя?

Если вашу организацию проверяет Ростехнадзор, важно знать, какие права и обязанности есть у инспекторов. Это поможет грамотно отстоять свою точку зрения, избежать незаконного предписания и штрафа. Разберемся, на что обратить внимание при проверке.

Какие права у инспектора Ростехнадзора

При проверке инспектор Ростехнадзора должен руководствоваться определенным перечнем документов.

  1. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). Он регулирует отношения между организациями и индивидуальными предпринимателями с одной стороны и проверяющими - с другой.
  2. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Этот закон определяет все основные понятия в области промышленной безопасности, закрепляет права и обязанности организаций и контролирующих их надзорных органов, в частности Ростехнадзора.
  3. Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280 . Он определяет сроки и порядок проведения проверок инспекторами Ростехнадзора на ОПО, а также порядок взаимодействия представителей Ростехнадзора и проверяемых организаций.

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете .

Кроме того, по каждому конкретному виду надзора применяются административные регламенты. Например, при проверках в рамках энергетического надзора применяются регламенты по энергосбережению, энергоэфективности и т. д.

Инспекторы Ростехнадзора при исполнении должностных обязанностей имеют право:

  • посещать поднадзорные организации;
  • знакомиться с необходимыми документами;
  • проверять правильность проведения технических расследований инцидентов на ОПО;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;
  • давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности;
  • давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников;
  • привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях, и направлять в правоохранительные органы материалы об их привлечении к уголовной ответственности.

Предупреждает Екатерина ЗУБАРЕВА, начальник отдела охраны труда ГУП МО «МОБТИ»

На практике проверка происходит таким образом: работодатель получает копию распоряжения о проведении плановой проверки (документарной или выездной) не менее чем за три дня до ее начала. О внеплановой проверке работодателя извещают не менее чем за 24 часа любым доступным способом (например, по телефону). В некоторых случаях инспектор не обязан уведомлять проверяемых о внеплановой проверке. Например, если есть угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде или при аварии на ОПО.

Какие ошибки допускают инспекторы при проверках

Инспекторы Ростехнадзора могут допускать ошибки во время проверки . Например:

  1. В распоряжении о проверке указано одно лицо, а проверку осуществляет другое. В этом случае работодатель вправе отказать инспектору в допуске на предприятие. Если же распоряжение о проверке оформлено на нескольких сотрудников, а прибыл только один - оснований для отказа в проведении проверки нет.
  2. Проверку проводят в отсутствие руководителя или его законного представителя, что недопустимо и является достаточным основанием для отказа в проверке. Кроме случаев внеплановой проверки при угрозах жизни, здоровью людей и окружающей среде, а также авариях.
  3. Если внеплановая проверка проводится по ранее выданному предписанию, то контрольные мероприятия не должны выходить за его рамки.
  4. Не все знают, что работодатель обязан представить документы для проверки в течение 10 дней после получения мотивированного запроса (п. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Часто инспекторы сокращают этот срок по каким-либо причинам, но он установлен законодательно.
  5. Инспектор требует нотариально заверить копии представленных для проверки документов, что неправомерно. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя организации (п. 6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Документы можно предъявить в электронной форме.
  6. За проверку взимается плата. Это грубое нарушение, потому что контрольные мероприятия являются бесплатными. Работодатель должен оплатить только экспертизы, анализы, если их необходимо проводить в ходе проверки.

Подмеченные ошибки инспектора можно использовать для обжалования выписанного предписания или постановления об административном правонарушении.

Какие права у работодателя

Работодатель вправе попросить инспектора Ростехнадзора ознакомить его с административными регламентами проведения проверки. Но лучше сделать это самостоятельно заранее, чтобы не упустить важных моментов и суметь поправить инспектора, если он не прав.

Нельзя запрещать инспектору доступ на территорию или к документам. При этом работодателю лучше присутствовать при проверке, чтобы получать разъяснения по возникшим вопросам и ознакомиться с результатами. Сразу по окончании проверки составляется акт в двух экземплярах. Один остается у работодателя, второй - у инспектора. При наличии Журнала учета проверок инспектор делает в нем запись о прошедшем контрольном мероприятии.

Советует Елена ГУРЬЕВА, заместитель начальника отдела персонала ООО «Группа компаний «Столия» (Волгоград)

Журнал учета проверок нужен, чтобы все контрольные мероприятия фиксировались и соблюдались сроки плановых проверок. Однако работодатель сам решает - вести его или нет. Отсутствие такого журнала не является нарушением.

Если инспектор неверно трактует нормативные акты, ошибается в оформлении документов по итогам проверки, работодатель может высказать свои замечания непосредственно в ходе проверки либо обжаловать действия инспектора у вышестоящего руководства. Также работодатель имеет право мотивированно отказаться от подписи акта. Но отказ особого смысла не имеет. В этом случае инспектор направит акт заказным письмом с уведомлением о вручении.

Как часто могут проводиться проверки?

Как часто Ростехнадзор может приходить с проверкой?
Ольга ЗАМОСКВОРЕЦКАЯ, руководитель (Омск)

Ростехнадзор может проводить плановые проверки не чаще одного раза в три года (п. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Частота внеплановых проверок не ограниченна. Они проводятся по результатам выполнения ранее выданных предписаний, в случае сообщений об угрозе жизни и здоровью работников, окружающей среде и т. д. (п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). В отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в социальной сфере плановые проверки могут проводиться два раза в три года и более.

Журналы регистрации работы по охране труда

Журнал учета проверок вы можете скачать .

Какова допустимая продолжительность проверки?

Сколько может длиться проверка Ростехнадзора в организации?
Семен ЛЕВИН, специалист по промышленной безопасности (Сургут)

Срок проведения проверки не может быть более 20 рабочих дней. Что касается субъекта малого предпринимательства - общий срок плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятия. В исключительных случаях (если нужны длительные и сложные экспертизы) руководитель территориального органа Ростехнадзора может продлить срок проверки на такой же период.

Если организация работает на территории нескольких субъектов России, то длительность проверок определяется по каждому филиалу в отдельности, но в общем не должна превышать 60 рабочих дней.

Какие организации проверяет Ростехнадзор?

В какие организации Ростехнадзор обычно приходит с проверками?
Ирина ЕРМОХИНА, инженер (Череповец)

В ведении Ростехнадзора находятся организации, которые:

  • занимаются разработкой и использованием недр;
  • используют атомную энергию (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения);
  • эксплуатируют электрические и тепловые установки и сети (кроме бытовых установок и сетей);
  • эксплуатируют гидротехнические сооружения (за исключением судоходных гидротехнических сооружений);
  • производят, хранят и применяют взрывчатые материалы промышленного назначения .

Под внимание попадут организации, работающие с взрывчатыми и токсичными веществами, оборудованием под давлением, грузоподъемными механизмами. Ростехнадзор вправе проверить строительные организации, а также организации, эксплуатирующие котельные, производящие газированную воду, химические производства, нефтедобывающие предприятия, ведущие подземные работы, и т. д.

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное

1 Инспектор Ростехнадзора вправе проверять предприятие только при наличии распоряжения о проверке на его имя.

2 Проверка проводится только в присутствии руководителя предприятия или его представителя. За исключением случаев, когда есть угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде или существует риск аварии.

3 Проверка не может выходить за рамки вопросов, указанных в распоряжении о проверке или ранее выданном предписании.

4 Ошибки инспектора можно использовать для обжалования выписанного предписания или постановления об административном правонарушении.

22.08.2011
"Расчет"

В законе разобралась Генеральный директор юридического бюро «Вертус Лекс» Юлия Мешкова

«Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» утверждена правительством 13 ноября 2009 года. Ее цель - максимально эффективное использование природных ресурсов. Важнейшая стратегическая задача страны - сократить к 2020 году энергоемкость отечественной экономики на 40 процентов. Все крупные предприятия должны в обязательном порядке пройти первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года, по результатам которого компания получает энергопаспорт.

Повторять эту процедуру придется каждые пять лет. Проверки проводятся в отношении продукции, технологического процесса, в соответствии с Законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее - Закон № 261-ФЗ). По общему правилу, энергетическое обследование производится добровольно. Но некоторые компании должны провести его в обязательном порядке, в силу прямого указания закона (п. 1 ст. 16 Закона № 261-ФЗ).

В частности, к ним относятся: органы государственной власти, местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц; компании с участием государства или муниципального образования и организации на бюджетном финансировании, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета. Кроме того, к этой же категории законодатель отнес фирмы, осуществляющие регулируемые виды деятельности, а также добычу, производство и транспортировку воды, тепловой или электрической энергии, топлива; организации, совокупные затраты которых на потребление энергии или топливных материалов превышают 10 миллионов рублей в год.

Аудит специального назначения

Обследованием предприятий, которые обязаны получить энергопаспорта, должны заниматься специальные компании, получившие лицензию на проведение энергоаудита. Основная цель исследования - определить, какое количество энергии тратит компания, насколько такое потребление ресурсов оправданно и не происходит ли утечек, которые снижают эффективность потребления ресурсов. Кроме того, аудиторам необходимо изучить, какие процессы являются наиболее энергозатратными и каким образом можно снизить потребление ресурсов.

По итогам такого исследования составляется энергетический паспорт. Как выбрать компанию, которая сможет провести грамотное обследование? Проводить такие мероприятия могут лица, состоящие в саморегулируемых организациях. Минимальные требования для вступления в СРО: для компаний - не менее четырех энергоаудиторов в штате; для индивидуальных предпринимателей достаточно одного. При этом у аудиторов должны быть дипломы о законченном высшем техническом образовании. Кроме того, организация (или ИП) должны быть внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Сейчас в России насчитывается 91 СРО в области энергообследования. Полный список расположен на официальном сайте Минэнерго РФ http://minenergo.gov.ru/

Энергетический паспорт

Что же получает компания после прохождения такого обследования? Энергетический паспорт, согласно пункту 7 статьи 15 Закона № 261-ФЗ РФ должен содержать информацию: об оснащенности приборами учета и объеме используемых ресурсов, показателях энергоэффективности, потенциале сокращения потребления ресурсов и перечне типовых мероприятий по энергосбережению. Компании, осуществляющие передачу ресурсов, дополнительно указывают величину потерь.

Требования по оформлению энергопаспорта утверждены приказом Министерства энергетики от 19 апреля 2010 года № 182. Если взять за основу сметные расценки на испытания и измерения, которые проводит Ростехнадзор, то стоимость энергоаудита с составлением энергетического паспорта примерно будет равна 3-5 процентам от годовой нормы потребления. Для небольших предприятий эта цифра может находиться в диапазоне от 100 до 300 тысяч рублей. Но все будет зависеть от состояния организации и методики проведения обследования. По окончании исследования СРО направляет паспорт в ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России - оно создано в декабре 2009 года на базе Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития специально для этих целей.

Чиновники в течение 10 дней утверждают этот документ или возвращают его аудиторам для устранения недостатков. Если же нареканий нет, компания получает энергопаспорт и специально разработанную для организации программу по энергосбережению, в соответствии с которой необходимо будет сокращать ресурсы по следующему алгоритму: за первый год - 3 процента, за второй год - 6 процентов, за 5 лет - до 15 процентов. В долгосрочной перспективе, к 2020 году, планируется добиться экономии до 20 процентов.

Визиты ревизоров

Государственный контроль за энергоэффективностью будет осуществляться на федеральном и региональном уровне, в соответствии с «Правилами осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», утвержденными постановлением правительства от 25 апреля 2011 года № 318. Этот документ предусматривает плановые и внеплановые, документальные и выездные проверки. Кроме того, ревизионные мероприятия могут вестись совместно с другими органами исполнительной власти. Плановые проверки можно будет проводить лишь два раза в три года и с разрешения руководителя контролирующего органа.

Для ряда организаций, в том числе тех, чьи совокупные затраты на потребление энергии превышают 10 миллионов рублей в год, такие мероприятия начнут проводить с 2013 года. Госстройнадзор будет проверять все объекты капитального строительства на предмет оснащенности приборами учета воды и электроэнергии, поэтому откладывать мероприятия по получению энергопаспорта не стоит. К тому же уже сейчас известно, что в первую очередь ревизоры посетят тех, у кого по итогам энергоаудита будут выявлены самые плохие показатели по потерям ресурсов и их неэффективному использованию. Поэтому устранить утечки энергии следует еще до начала обследования, так как последующая работа может проходить уже под бдительным оком проверяющих. Законом № 261-ФЗ были введены изменения в КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Ростехнадзор проверяет организации, которые эксплуатируют опасные производственные объекты, энергоустановки, ведут строительство, эксплуатируют гидротехнические сооружения или объекты атомной энергетики. В статье мы расскажем, каким образом проводятся проверки, и где можно скачать проверочные листы.

Читайте в статье:

Что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке

  • промышленной безопасности ();
  • безопасности гидротехнических сооружений ();
  • применения технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ();
  • электроэнергетики ();
  • программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, которые полностью или частично принадлежат государству ();
  • энергетической эффективности нежилых зданий и сооружений, оснащения приборами учета энергетических ресурсов ();
  • энергетического обследования ();
  • инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта саморегулируемыми организациями объектов капитального строительства (Приказ от 25.07.2013 № 325);
  • строительства, реконструкции объектов капитального строительства ();
  • пожарной безопасности взрывных работ ();
  • безопасного ведения работ, которые связаны с недрами ();
  • пожарной безопасности на подземных объектах ();
  • ядерной и радиационной безопасности ();
  • использования атомной энергии ().

Скачать проверочные листы Ростехнадзора:

Периодичность внепланового контроля не зависит от плана на сайте Генеральной прокуратуры. Инспектор Ростехнадзора имеет право провести проверки предприятий в любое время вне плана, если:

  • поступило обращение граждан, в том числе работников организаций, получена информация от госорганов, СМИ по вопросам в компетенции РТН;
  • истек срок исполнения ранее выданного предписания;
  • издан приказ о внеплановой проверке по поручению Президента или Правительства либо на основании соответствующего требования прокурора.

В распоряжении указывается, кто из специалистов будет проверять организацию, вид, цель и предмет проверки, срок ее проведения и т.д. От предмета инспекции и полномочий инспектора в области надзора зависит, что именно будет проверять РТН, а также по каким чек-листам.

Надзорный орган обязан согласовать внеплановые мероприятия по надзору с прокуратурой. В случаях, когда основанием стало заявление о вреде жизни или здоровью граждан, прокуратуру уведомляют без согласования (ч. 12 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Срок проверки крупных предприятий не превышает 20 рабочих дней, малых предприятий – 50 часов в год, микропредприятий – 15 часов в год. Это указано в статье 13 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Проверка Ростехнадзора по энергосбережению: что проверяют

Обязанность потребителей электроэнергетики установить и соблюдать режим энергосбережения указана в ПТЭЭП .

В ходе проверки инспектора РТН обязаны удостовериться, каким образом на проверяемом предприятии реализуются:

  • мероприятия по сбережению электрической энергии;
  • меры по энергосбережению в сфере тепло- и водоснабжения;
  • мероприятия по сбережению газа;
  • оптимизация работы канализации.

К основным мероприятиям по сбережению электроэнергии относятся:

  • оптимизация нагрузки в трансформаторах: снижение потребления электроэнергии до 10%;
  • замена устаревших электроустановок (электродвигателей) на современные модели с высокой энергоэффективностью;
  • замена системы освещения на более экономичную, внедрение новых энергоэффективных светильников, что позволяет добиться сокращения затрат на электроэнергию для освещения помещений до 70%. Переход на люминесцентные лампы позволяет снизить потребление электричества в 5 раз, а светодиодных светильников – в 8 раз.

Инспектор обязательно проверит как наличие, так и соблюдение параметров, указанных в паспорте энергоэффективности. Паспорт энергоэффективности объекта является документом, необходимым для получения разрешения на ввод его в эксплуатацию. Это документ, подтверждающий соответствие параметров построенного или реконструированного объекта капитального строительства проектной документации , в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В сферу надзора входит соблюдение на предприятии требований:

  • Закона РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Его обязаны исполнять как субъекты электроэнергетики (электросетевые компании и т.п), так и организации-потребители электрической энергии.
  • Программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, которые полностью или частично принадлежат государству (приказ РТН от 02.02.2012 № 72).
  • Энергетической эффективности нежилых зданий и сооружений, оснащения приборами учета энергетических ресурсов (приказ РТН от 12.12.2011 № 697), энергетического обследования (приказ РТН от 22.11.2011 № 653).

Проверочные листы Ростехнадзора

Чек-лист – это определенный перечень вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований законодательства, составляющих предмет проверки.

Списки контрольных вопросов применяют с начала 2018 года только при плановых надзорных мероприятиях. За рамки данных вопросов проверяющий не вправе выходить.

Ниже вы можете скачать проверочные листы:

2. Требования по электробезопасности (проект разработан для шахт)

3. Производство газа и газопотребление

Применение контрольных вопросов призвано ликвидировать отдельные случаи взяточничества и других коррупционных проявлений, сделать проверку прозрачнее, дать возможность работодателю самому проверить состояние промбезопасности. В настоящее время Ростехнадзор продолжает разработку проверочных листов.

Если вашу организацию проверяет Ростехнадзор, важно знать, какие права и обязанности есть у инспекторов. Это поможет грамотно отстоять свою точку зрения, избежать незаконного предписания и штрафа. Разберемся, на что обратить внимание при проверке.

Какие права у инспектора Ростехнадзора

При проверке инспектор Ростехнадзора должен руководствоваться определенным перечнем документов.

  1. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ ). Он регулирует отношения между организациями и индивидуальными предпринимателями с одной стороны и проверяющими – с другой.
  2. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Этот закон определяет все основные понятия в области промышленной безопасности, закрепляет права и обязанности организаций и контролирующих их надзорных органов, в частности Ростехнадзора.
  3. Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280 . Он определяет сроки и порядок проведения проверок инспекторами Ростехнадзора на ОПО, а также порядок взаимодействия представителей Ростехнадзора и проверяемых организаций.

Кроме того, по каждому конкретному виду надзора применяются административные регламенты. Например, при проверках в рамках энергетического надзора применяются регламенты по энергосбережению, энергоэфективности и т. д.

Инспекторы Ростехнадзора при исполнении должностных обязанностей имеют право:

  • посещать поднадзорные организации;
  • знакомиться с необходимыми документами;
  • проверять правильность проведения технических расследований инцидентов на ОПО;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;
  • давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности;
  • давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников;
  • привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях, и направлять в правоохранительные органы материалы об их привлечении к уголовной ответственности.

Предупреждает

Екатерина ЗУБАРЕВА,

начальник отдела охраны труда ГУП МО «МОБТИ»

На практике проверка происходит таким образом: работодатель получает копию распоряжения о проведении плановой проверки (документарной или выездной) не менее чем за три дня до ее начала. О внеплановой проверке работодателя извещают не менее чем за 24 часа любым доступным способом (например, по телефону). В некоторых случаях инспектор не обязан уведомлять проверяемых о внеплановой проверке. Например, если есть угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде или при аварии на ОПО.

Какие ошибки допускают инспекторы при проверках

Инспекторы Ростехнадзора могут допускать ошибки во время проверки . Например:

  1. В распоряжении о проверке указано одно лицо, а проверку осуществляет другое. В этом случае работодатель вправе отказать инспектору в допуске на предприятие. Если же распоряжение о проверке оформлено на нескольких сотрудников, а прибыл только один – оснований для отказа в проведении проверки нет.
  2. Проверку проводят в отсутствие руководителя или его законного представителя, что недопустимо и является достаточным основанием для отказа в проверке. Кроме случаев внеплановой проверки при угрозах жизни, здоровью людей и окружающей среде, а также авариях.
  3. Если внеплановая проверка проводится по ранее выданному предписанию, то контрольные мероприятия не должны выходить за его рамки.
  4. Не все знают, что работодатель обязан представить документы для проверки в течение 10 дней после получения мотивированного запроса (п. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ ). Часто инспекторы сокращают этот срок по каким-либо причинам, но он установлен законодательно.
  5. Инспектор требует нотариально заверить копии представленных для проверки документов, что неправомерно. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя организации (п. 6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ ). Документы можно предъявить в электронной форме.
  6. За проверку взимается плата. Это грубое нарушение, потому что контрольные мероприятия являются бесплатными. Работодатель должен оплатить только экспертизы, анализы, если их необходимо проводить в ходе проверки.

Подмеченные ошибки инспектора можно использовать для обжалования выписанного предписания или постановления об административном правонарушении.

Какие права у работодателя

Работодатель вправе попросить инспектора Ростехнадзора ознакомить его с административными регламентами проведения проверки. Но лучше сделать это самостоятельно заранее, чтобы не упустить важных моментов и суметь поправить инспектора, если он не прав.

Нельзя запрещать инспектору доступ на территорию или к документам. При этом работодателю лучше присутствовать при проверке, чтобы получать разъяснения по возникшим вопросам и ознакомиться с результатами. Сразу по окончании проверки составляется акт в двух экземплярах. Один остается у работодателя, второй – у инспектора. При наличии Журнала учета проверок инспектор делает в нем запись о прошедшем контрольном мероприятии.

Советует

Елена ГУРЬЕВА,

заместитель начальника отдела персонала ООО «Группа компаний «Столия» (Волгоград)

Журнал учета проверок нужен, чтобы все контрольные мероприятия фиксировались и соблюдались сроки плановых проверок. Однако работодатель сам решает – вести его или нет. Отсутствие такого журнала не является нарушением.

Если инспектор неверно трактует нормативные акты, ошибается в оформлении документов по итогам проверки, работодатель может высказать свои замечания непосредственно в ходе проверки либо обжаловать действия инспектора у вышестоящего руководства. Также работодатель имеет право мотивированно отказаться от подписи акта. Но отказ особого смысла не имеет. В этом случае инспектор направит акт заказным письмом с уведомлением о вручении.

Ответы на ваши вопросы

Как часто могут проводиться проверки?

Как часто Ростехнадзор может приходить с проверкой?
Ольга ЗАМОСКВОРЕЦКАЯ, руководитель (Омск)

Ростехнадзор может проводить плановые проверки не чаще одного раза в три года (п. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ ). Частота внеплановых проверок не ограниченна. Они проводятся по результатам выполнения ранее выданных предписаний, в случае сообщений об угрозе жизни и здоровью работников, окружающей среде и т. д. (п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ ). В отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в социальной сфере плановые проверки могут проводиться два раза в три года и более.

Какова допустимая продолжительность проверки?

Сколько может длиться проверка Ростехнадзора в организации?
Семен ЛЕВИН, специалист по промышленной безопасности (Сургут)

Срок проведения проверки не может быть более 20 рабочих дней. Что касается субъекта малого предпринимательства – общий срок плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятия. В исключительных случаях (если нужны длительные и сложные экспертизы) руководитель территориального органа Ростехнадзора может продлить срок проверки на такой же период.

Если организация работает на территории нескольких субъектов России, то длительность проверок определяется по каждому филиалу в отдельности, но в общем не должна превышать 60 рабочих дней.

Какие организации проверяет Ростехнадзор?

В какие организации Ростехнадзор обычно приходит с проверками?
Ирина ЕРМОХИНА, инженер (Череповец)

В ведении Ростехнадзора находятся организации, которые:

Под внимание попадут организации, работающие с взрывчатыми и токсичными веществами, оборудованием под давлением, грузоподъемными механизмами. Ростехнадзор вправе проверить строительные организации, а также организации, эксплуатирующие котельные, производящие газированную воду, химические производства, нефтедобывающие предприятия, ведущие подземные работы, и т. д.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ