Организация комендантской службы при проведении специальной операции. Общие положения

Комендантская служба

система мероприятий, организуемых и проводимых в целях обеспечения своевременного и скрытного передвижения, сосредоточения, развертывания и размещения войск, а также поддержания общего порядка в районах их расположения и несения службы. В Пограничной службе РФ организуется штабом регионального управления (пограничного отряда, воинской части) в соответствии с решением командира (начальника) и распоряжением вышестоящего штаба. Осуществляется на маршрутах передвижения, в районах расположения подразделений и пунктов управления, а также в районах ведения служебно-боевых действий.


Пограничный словарь. - М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое "Комендантская служба" в других словарях:

    Комендантская служба - система мероприятии по обеспечению своевременного и скрытного передвижения, сосредоточения, развёртывания н размещения войск, а также по поддержанию общего порядка в районах их расположения и действий, контроля за соблюдением мер маскировки и… … Словарь военных терминов

    Комендантская служба - комплекс мероприятий, организуемых и проводимых во всех видах бежевой деятельности войск с целью поддержания общего порядка в районах расположения и действий.войск, а также с целью регулирования движения и контроля за соблюдением войсками мер … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    Дорожно-комендантская служба - организуется дорожными войсками (См. Дорожные войска) на военных автомобильных дорогах. Основные задачи обеспечение движения колонн войск и транспорта по автомобильным дорогам, ремонт и содержание дорог и мостов, охрана и оборона тоннелей … Большая советская энциклопедия

    Дорожно-комендантская служба - разновидность комендантской службы. Организуется на военно автомобильных дорогах (ВАД) в целях обеспечения непрерывного руководства воинским движением, поддержания дисциплины на этих дорогах, контроля за соблюдением правил движения и мер… … Словарь военных терминов

    Служба дорожно-комендантская - разновидность службы комендантской, организуемой на автомобильных дорогах в целях обеспечения непрерывного передвижения людей, грузов, техники и др. С. д. к. поддерживает дисциплину на этих дорогах, осуществляет контроль за соблюдением правил… …

    Служба комендантская - система мероприятий, организуемых и проводимых в целях обеспечения своевременного передвижения, сосредоточения, развёртывания и размещения войск и др. формирований в период ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также поддержания общего порядка в… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Служба - 1) система штатных органов управления и воинских формирований, предназначенная для обеспечения и обслуживания войск (сил) в соответствии со своей специализацией (например, С. автомобильная, вещевая, продовольственная, медицинская и др.); 2)… … Словарь военных терминов

    Пожары и служба МЧС в Курортном районе СПб - Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 октября 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    коменданттық қызмет - (Комендантская служба) әскерлердің белгіленген уақытымен және жасырын қозғалысын, шоғырлануын, ұрыстық ретке жайылуы мен орналасуын қамтамасыз ету, сондай ақ олар орналасқан аудан мен ұрыс қимылдарындағы жалпы тәртіпті сақтау мақсатында… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

    Пост регулирования движения - Не следует путать с Постом дорожно патрульной службы термином дорожно патрульной службы (ДПС) ГИБДД МВД России. Не следует путать с Контрольным постом военно автомобильной инспекции термином военно автомобильной инспекции (ВАИ)… … Википедия

Совокупность мероприятий, организуемых и проводимых с целью обеспечения своевременного, безопасного и организованного передвижения войск, а также поддержания общего порядка в районах их расположения.

К.с. в соединениях и частях РВСН организуется на маршрутах передвижения частей и подразделений при выводе ракетного полка (рп) [(ракетного дивизиона (рдн), стартовых батарей, групп подготовки и пуска (гпп), самоходных пусковых установок (СПУ)] и подвижных пунктов управления на маршруты боевого патрулирования (МБП), при смене ими полевых позиций (районов боевого патрулирования), при выводе частей специальных войск и тыла (ЧСВТ) из пунктов постоянной дислокации в полевые районы (позиции) и их смене, при транспортировке головных частей (ГЧ), при марше рдн (стартовых батарей, гпп), подвижного командного пункта (ПКП) рп, подвижного запасного командного пункта (ПЗКП) рд на техническую позицию рд для проведения технического обслуживания (устранения неисправностей) и при возвращении обратно, при размещении частей и подразделений в полевых районах (позициях), а также в др. случаях.

В РВСН на К.с. возлагаются следующие основные задачи: обеспечение порядка и регулирование движения колонн частей (подразделений); охрана маршрутов движения (маршрутов боевого патрулирования); своевременное представление на пункты управления доклада о прохождении колонн через контрольные точки; предупреждение частей и подразделений об обнаружении противника, о состоянии маршрутов, радиационной, химической и биологической обстановке на них; контроль выполнения мер маскировки при передвижении войск и расположении на месте; сбор и отправка в свои части (подразделения) отставшего личного состава и техники; поддержание установленного порядка передвижения местного населения в районах расположения частей (подразделений).

В позиционном районе (ПР) рд, рп К.с. организуется в соответствии с решением командира. Задачи частям и подразделениям по К.с. доводятся соответствующими распоряжениями, а порядок и мероприятия по ее организации отражаются в плане К.с.

Развертывание К.с производится заблаговременно, до выхода войск на соответствующие маршруты или в районы, а свертывание - по выполнении возложенных на нее задач. Нa маршрутах передвижения войск организуются комендантские участки, а в районах расположения частей и подразделений - комендантские районы. Непосредственное руководство К.с осуществляет штаб через комендантов районов маршрутов, участков и начальников комендантских постов. Для К.с. создается отдельная сеть связи.

Для решения задач К.с. в рд (рп) назначается комендантский наряд.

Комендантский наряд, специально выделенные и подготовленные силы и средства, привлекаемые для выполнения задач К.с. на определенный срок.

В состав К.н. назначаются: комендант маршрута; коменданты участков маршрута; комендантские посты; посты регулирования; контрольно-пропускные пункты; резерв комендантской службы; средства связи и передвижения, в т.ч. вертолёты, для развёртывания, свёртывания комендантской службы.

Комендантский участок, часть маршрута передвижения войск с организованной на нём К.с.

Комендантский район, 1) участок местности для размещения частей, подразделений или место для дневки при перемещении частей на большие расстояния с организованной на них комендантской службой; 2) участок местности, по которому проходят несколько маршрутов с организованной на них К.с.

Комендантский пост, группа военнослужащих, выполняющая задачи К.с. в определённом пункте или на участке маршрута. К.п. может быть подвижными и неподвижными.

Пост регулирования, группа военнослужащих в составе комендантского наряда, выполняющая задачи по регулированию движения войск в определённом месте.

П.р. движения выставляются в пунктах пересечения маршрутов, на развилках дорог, на площадях и перекрестках улиц в населенных пунктах, на труднопроходимых участках маршрута и маршрутах с односторонним движением (у входа и у выхода из них), у объездов и съездов с дороги, у разворотов, крутых закрытых поворотов, на крутых и длинных спусках и подъемах, на проходах через заграждения, зараженные участки и в других местах, где необходимо указывать направление движения и предупреждать части и подразделения об опасности.

Предназначение и организация взвода

Дорожно-комендантский взвод предназначен для организации регулирования движения и диспетчерского контроля на участке ВАД. Он включает два дорожно-комендантских отделения и диспетчерский пункт (ДП).

Регулирование движения на ВАД осуществляется дорожно-комен-дантскими отделениями в составе каждое: командира отделения - начальника поста регулирования, двух начальников постов регулирования, радиотелеграфиста-регулировщика, химика-разведчика-регулировщика, двух регулировщиков, водителя-регулировщика, мотоциклиста-регулировщика, пулеметчика-ре-гулировщика. Для организации регулирования движения каждое дорожно-комендантское отделение оснащено автомобилем, мотоциклом и радиостанцией.

ДП взвода включает начальника диспетчерского пункта, двух радиотелеграфистов-регулировщиков, водителя-регулировщика. Он оснащен автомобилем, радиостанцией, полевой кухней.

Командир дорожно-комендантской роты в своем приказе на организацию дорожно-комендантской службы гарнизонно-патрульным методом командиру дорожно-комендантского взвода дополнительно указывает состав гарнизона, место и время его оборудования, интервал патрулирования взводного участка ВАД комендантскими нарядами.

После получения задачи командир дорожно-комендантского взвода уясняет протяженность патрулируемого участка автомобильной дороги, место, время и состав гарнизона, дополнительно выделенные силы и средства, интервал патрулирования участка ВАД комендантскими нарядами, возможность нападения противника на гарнизон или комендантские наряды. Далее определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно, рассчитывает время, отдает указания по подготовке личного состава, вооружения, техники и технических средств организации и регулирования движения, проверке готовности радиостанций к работе, пополнении запасов боеприпасов и материально-технического имущества, указывает время готовности к выполнению поставленной задачи.

Оценивая обстановку и принимая решение, командир взвода обращает внимание на такие вопросы: изучение участков или районов, на которых необходимо сосредоточить основные усилия; порядок использования подвижных постов регулирования по организации патрулирования, сопровождения колонны, оборудования взводного гарнизона, обороны и охраны; порядок использования диспетчерского пункта и приданных средств в общей задаче взвода; состав резерва, его задачи, местонахождение и порядок использования; организация взаимодействия с соседними гарнизонами; порядок оказания медицинской помощи, эвакуации раненых, пополнения материальных средств, заправки и технического обслуживания техники в ходе выполнения задачи; организация управления. Принятое решение он оформляет на рабочей карте и по возможности докладывает командиру роты.

После утверждения решения командир взвода отдает приказ на организацию дорожно-комендантской службы, где указывает: возможность нападения противника на гарнизон и комендантские патрули; район и время оборудования гарнизона; интервал патрулирования взводного участка ВАД, приданные силы и средства; замысел действий по организации регулирования, сопровождения колонн по взводному участку; задачи дорожно-комендантским отделениям и диспетчерскому пункту; порядок организации взаимодействия с соседними дорожно-комендантскими подразделениями; время готовности к выполнению задачи, порядок представления донесений, сигналы управления и оповещения.

После отдачи приказа командир взвода обеспечивает его выполнение, решает вопросы организации взаимодействия, материально-технического обеспечения, уточняет внезапно возникшие задачи, принимает по ним решение и даст указания подчиненным.

Действия взвода по развертыванию и несению дорожно-комендантской службы гарнизонно-патрульным методом

В район гарнизона взвод может следовать в составе роты или самостоятельно. По прибытии в район командир взвода организует его рекогносцировку совместно с командирами отделений и начальником ДП, в ходе которой уточняет задачи подчиненным по оборудованию элементов гарнизона. Затем командир взвода составляет схему обороны и охраны, представляющую собой детально разработанное решение оформленное на карте или специальной схеме, где показывает позиции непосредственного и сторожевого охранений, огневую

позицию. В пояснительной записке к решению он указывает расчет с распределением личного состава по сигналам тревоги и схему связи.

Район размещения гарнизона командир взвода выбирает вблизи дороги (объекта) с учетом лучших условий для организации обороны и охраны. Во взводном гарнизоне личным составом оборудуются (рисунок 1) замаскированные огневые позиции, пункт управления взвода (место отдыха личного состава); устраиваются заграждения, укрытия для штатной техники, задержанных машин и аварийной техники, место для приема пищи, укрытия для радиостанции ДП, площадка для посадки вертолета. Место размещения взвода, охраняемый объект (узел) и участок дороги подготавливаются к круговой обороне. Отрываются стрелковые окопы для стрельбы стоя, окопы для пулемета «Утес» и СГМ, открытые и перекрытые щели. В наиболее опасных местах отрываются участки траншей, которым придается ломаное начертание, отдельные участки перекрываются. От пункта управления взвода до траншеи или группы одиночных окопов отрывается ход сообщения. Пункт управления взводом оборудуется в таком месте, которое позволяет вести наблюдение за прилегающей местностью. На ПУ оборудуются места для наблюдения, работы и отдыха личного состава взвода.

Рисунок 9.10 - Оборудование района взводного гарнизона (пункта управления коменданта участка):

1 - противопехотные мины направленного поражения: 2 - окоп для стрелка; 3 - пешие патрульные; 4 – место приготовления пищи; 5 – площадка для посадки вертолета; 6 – площадка для задержанных машин; 7 – диспетчерский пункт; 8 - проволочный забор; 9 - вероятное направление нападения противника; 10 - фугасные противопехотные мины; 11 – окоп на отделение с ходом сообщения; 12 - ПУ взвода; 13 – перекрытая щель; 14 - укрытие для техники.

Место для наблюдения обычно представляет собой ячейку, которая хорошо маскируется. Место для работы и отдыха - это блиндаж, обычно устраиваемый в центре ПУ.

В радиусе 150 - 200 м от центра гарнизона назначается запретная зона. Периметр зоны или же отдельные направления (подступы) по возможности ограждаются забором из колючей проволоки. Наиболее опасные направления (подступы) минируются.

Для непосредственной охраны взводного гарнизона назначается один трехсменный пост, личный состав которого несет службу наблюдением: 1-я смена - на посту регулирования, 2-я - на наблюдательном пункте (3-я смена - отдыхающая). Их взаимное расположение должно обеспечить наблюдение всех подступов к гарнизону.

Для штатной техники в районе гарнизона недалеко от дорог устраиваются простейшие укрытия, защищающие от светового излучения и ударной волны ядерного оружия, а также от осколков обычных средств поражения. Укрытия устраиваются на одну или две машины. При этом в целях уменьшения объемов земляных работ высота брустверов может быть увеличена до 100 - 150 см. Задержанная и аварийная техника укрывается в складках местности в районе гарнизона и маскируется, а при наличии сил и времени для нее устраиваются аналогичные укрытия в количестве 3 - 4 шт.

Место для приема пищи организуется в блиндаже, в траншее, ходе сообщения), на специальной площадке или в свободном от техники укрытии.

Работы по оборудованию гарнизона согласно требованиям по защите от ОМП проводятся в определенной последовательности. В первую очередь отрывают одиночные окопы и открытые щели, устраивают заграждения и оборудуют укрытие для радиостанции диспетчерского пункта. Во вторую очередь перекрываются щели, оборудуются пункт управления взвода и укрытия для штатной техники.

В дальнейшем отрываются траншеи и ходы сообщения, оборудуется площадка для посадки вертолета. При наличии в составе гарнизона дорожного взвода к выполнению работ по инженерному оборудованию привлекается его штатная техника.

Регулирование движения в районе гарнизона организуется выставлением неподвижных постов. Между гарнизонами (на взводном участке) дорожно-комендантская служба организуется патрулированием комендантскими нарядами, высылаемыми от взвода через 2 - 4 ч. Частота патрулирования определяется комендантом участка или же комендантом ВАД.

Комендантский наряд патрулирует участок ВАД на штатном транспортном средстве. Для уменьшения потерь личного состава комендантских нарядов, борта автомобилей могут обкладываться мешками с песком. В некоторых случаях патрулирование может осуществляться на приданных бронетранспортерах.

При проезде по дороге личный состав наряда осуществляет: контроль за соблюдением правил дорожного движения на ВАД; контроль за соблюдением мер светомаскировки; устранение пробок и заторов на участке ВАД; наблюдение за состоянием участков дорог, радиационной и химической обстановкой на них; устранение небольших препятствий и повреждений дороги; контроль за дорожными знаками; удаление неисправной техники с проезжей части; эвакуацию попутным транспортом пострадавших водителей, охрану имущества и техники при отправке пострадавшего водителя.

Кроме транспортного средства комендантский наряд оснащается штатным оружием (АКМ, пулеметами), радиостанцией, комплектом знаков ограждения, приборами химической и радиационной разведки.

Личный состав наряду с патрулированием основного маршрута ВАД производит периодическое патрулирование закрепленных за взводом запасных маршрутов и объездов, а также ведет разведку новых маршрутов, объездов крупных населенных пунктов.

Диспетчерский пункт взвода развертывается совместно с гарнизоном и работает так же, как и при линейном методе организации регулирования движения.

Личный состав взвода (гарнизона) в процессе несения службы распределяется следующим образом: 30 - 40% - несут дорожно-комендантскую службу патрулированием участка ВАД и охраняют взводный гарнизон; 30 - 40% - отдыхают; 20 - 40% - находятся в резерве в готовности к отражению нападения противника.

Командир взвода составляет боевой расчет на случай нападения на гарнизон, на патруль и на сопровождаемую колонну. В расчете он указывает, кто, по какому сигналу и что делает. Расчет уточняется при каждой смене комендантских нарядов.

Действия дорожно-комендантского взвода при организации дорожно-комендантской службы линейным методом.

Работа командира взвода при принятии решения и постановке задач

В приказе на организацию дорожно-комендантской службы командир роты указывает границы участка ВАД, места обязательного выставления постов регулирования, место диспетчерского пункта, особые задачи по регулированию движения, время готовности участка ВАД, время и место развертывания пункта управления взвода. Кроме того, в приказе указываются необходимые данные по организации обороны и охраны, взаимодействия, обеспечения и управления.

После получения приказа командир взвода уясняет задачу взвода по месту, времени и особенности организации службы, порядок организации взаимодействия, намечает мероприятия по подготовке взвода к выполнению задачи.

При расчете времени командир взвода определяет, сколько необходимо времени для совершения марша и организации службы, Сколько времени возможно выделить для подготовительных мероприятий.

Затем командир взвода отдает командирам отделений и начальнику диспетчерского пункта указания по подготовке взвода, в которых указывает: какие дополнительные средства (медицинские аптечки, индивидуальные противохимические пакеты, боеприпасы, сухие пайки и т. п.) получить у старшины роты; что сделать по подготовке технических средств регулирования, радиостанций и транспорта к работе; к какому сроку закончить подготовку.

Оценивая обстановку, командир взвода делает выводы, необходимые для принятия решения, а именно:

– где и какие объекты или участки дорог, на которых возможно нападение противника, что необходимо выполнить, чтобы обеспечить надежную защиту, оборону и охрану;

– способен ли взвод в данное время выполнить поставленную задачу, а если нет, то что необходимо сделать для его усиления, о чем просить командира роты;

– какие подразделения и части действуют в пределах и на границах взводного участка ВАД, где их командные пункты или пункты управления, чем они могут помочь в ходе выполнения задачи (в отражении нападения, в оказании медицинской, технической и другой помощи);

– на какие участки ВАД обратить внимание, что необходимо сделать, чтобы движение по ним было надежным и безопасным в любое время суток и года, а при необходимости - в чем просить помощи;

– сколько времени и в каких условиях предстоит нести службу постам регулирования, что надо сделать, чтобы не снизилась их боеспособность.

При оценке обстановки и принятии решения на дорожно-комендантскую службу линейным методом командир взвода должен постоянно помнить, что при этом методе личный состав постов регулирования будет действовать в зависимости от обстановки, длительное время в отрыве от своего взвода, в различных погодных, климатических и тактических условиях. Поэтому, с одной стороны, необходимо воспитывать и учить подчиненных самостоятельным действиям в таких условиях, а с другой - проявлять постоянное внимание и заботу к обеспечению их горячей пищей, теплой и влагозащитной одеждой, при необходимости оказывать помощь в обогреве и сушке обмундирования, доставке газет и писем.

В решении командир взвода определяет:

1. на каком участке (объекте) сосредоточить основное внимание, где выставить неподвижные посты регулирования, на каком участке и в каких границах организовать подвижное регулирование, где необходимо выставить дорожные знаки и кому это исполнить;

2. задачи постов регулирования и диспетчерского пункта;

3. кто, с кем, когда и какие вопросы взаимодействия должен согласовывать;

4. объем и сроки инженерного оборудования постов регулирования, диспетчерского пункта, отдельных участков дороги;

5. порядок действий при заражении местности и нападении противника;

6. порядок партийно-политического, материального и медицинского обеспечения личного состава, технического обеспечения, сроки и исполнителей;

7. порядок поддержания связи с постами регулирования.

В процессе принятия решения командир взвода оформляет рабочую карту (схему), на которой наносит направление ВАД и границы взводного участка, показатели состояния дороги, места выставления постов регулирования и диспетчерского пункта, пункты управления взвода и роты, места установки дорожных знаков, границы участков (районов) соседних подразделений, запасные маршруты, обходы и объезды и другие данные.

Затем командир взвода доводит до начальника диспетчерского пункта радиоданные и порядок использования радиостанции, проверяет готовность взвода и в назначенное время в составе роты либо самостоятельно с разрешения командира роты выдвигается со взводом к месту выполнения задачи.

Действия взвода при организации дорожно-комендантской службы линейным методом

По прибытии на границу закрепленного участка ВАД дорожно-комендантский взвод, если он совершил марш в колонне роты, выходит из нее и дальнейшее продвижение по участку совершает самостоятельно.

В процессе движения командир взвода постоянно сверяет дорогу и местность с картой, отмечая при этом участки, на которые необходимо обратить внимание в целях повышения пропускной способности (гололедица, воронки, разбитая техника и т. п.), и места, требующие выставления дополнительных дорожных знаков при проведении каких-либо других организационных мероприятий, по которым не было принято решение в подготовительном периоде. Учитывая быстрое изменение обстановки, в том числе и дорожной, эта работа проводится командиром взвода на закрепленном участке при каждом контрольном проезде.

В отмеченном на карте месте выставления поста регулирования командир взвода останавливает колонну, дает команду на построение поста, ставит конкретную задачу по особенностям несения службы, указывает место несения службы регулировщиком и его особые обязанности на данном посту, направление вероятного нападения противника, место возведения укрытия, объем работ по инженерному оборудованию и время готовности, вручая ему карточку поста (рисунок 2).

После постановки задачи командир взвода с остальным личным составом убывает к очередному месту выставления поста регулирования.

Расчет диспетчерского пункта по разрешению командира взвода может продолжить движение дальше самостоятельно.

По окончании выставления постов регулирования командир взвода прибывает в указанное место развертывания пункта управления, ставит задачу резерву личного состава на его оборудование и докладывает командиру роты о развертывании дорожно-комендантской службы на закрепленном участке.

В процессе несения службы командир взвода периодически совершает контрольные проезды по участку (не реже двух раз в сутки), проверяет порядок несения службы и уточняет задачи подчиненным, организует обеспечение их горячей водой и пищей и другими материальными средствами, принимает меры по обеспечению бесперебойного движения.

Рисунок 2 - Карточка поста регулирования

При постановке задач подвижному посту регулирования командир взвода дополнительно указывает границы участка патрулирования, особые обязанности, интервал патрулирования, места и наименование выставляемых дорожных знаков, с какими постами регулирования организовать взаимодействие, порядок действий по устранению задержек движения.

После получения задачи и убытия командира взвода начальник поста выставляет одного регулировщика на место несения службы и указывает порядок регулирования, наблюдения, охраны, а сам со вторым регулировщиком приступает к выполнению работ по инженерному оборудованию поста, цель которых заключается в отрывке трех окопов на направлениях вероятного нападения противника, указанных командиром взвода, щели для укрытия расчета поста регулирования с последующим ее перекрытием подручными средствами, в оборудовании места отдыха расчета поста регулирования.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что наличие оборудованного места отдыха содействует качественному выполнению задачи расчетом поста регулирования, поскольку имеется возможность отдохнуть, укрыться и обогреться в ненастную погоду, что важно и в психологическом плане. Поэтому, если нет возможности использовать в этих целях существующие постройки, личный состав поста регулирования возводит простейшие полевые постройки с применением подручных средств. Тип построек зависит от продолжительности несения службы в данном месте.

Начальник поста регулирования устанавливает график несения службы на посту, производит смену регулировщиков. Продолжительность несения службы определяется начальником поста в зависимости от состояния погоды и климатических условий. Одновременно несут службу два человека: дежурный регулировщик - на дороге в указанном месте, бодрствующий регулировщик - по охране района поста, а при необходимости он усиливает регулирование движения на дороге.

Действия дорожно-комендантского взвода при организации дорожно-комендантской службы методом сопровождения колонн.

Командир дорожно-комендантского взвода может получить задачу на организацию регулирования движения методом сопровождения:

– на взводном участке ВАД в течение всего или части времени несения службы;

– на каком-либо маршруте для одноразового сопровождения отдельной колонны в район назначения.

При организации регулирования на закрепленном участке ВАД методом сопровождения личный состав взвода должен хорошо изучить все особенности этого участка, состояние и условия проезда, возможные объезды и обходы, укрытия и участки, требующие при сопровождении повышенной бдительности и боеготовности.

Регулирование осуществляется только для колонного движения. Движение одиночных машин по участку в некоторых случаях не допускается, поэтому они на границах участка собираются в колонны либо присоединяются к организованным колоннам.

Командир взвода распределяет взвод на два расчета с задачами:

1-й расчет - в составе не менее двух постов регулирования организовать формирование колонн в районах ожидания на границах участка;

2-й расчет - организовать сопровождение колонн на участке между районами ожидания челночным способом (рисунок 3).

В целях обеспечения постоянного поступления информации об обстановке необходимо обеспечить надежную связь между расчетами с использованием штатных или приданных радиосредств.

Колонна, входящая по сигналу на участок ВАД из района ожидания, принимается 2-м расчетом взвода. При этом основная часть расчета на штатном автомобиле движется впереди колонны на удалении до 100 м (в пределах видимости и огневого взаимодействия), обеспечивая регулирование и охрану, а остальная часть расчета - в конце колонны, не допуская отставания машин и обеспечивая охрану с тыла. Между расчетами регулирования должка поддер -

живаться связь, так как командир взвода, двигаясь впереди, должен быть убежден в том, что вся колонна движется компактно и никто не отклонится от маршрута.

Если связь между расчетами регулирования не обеспечена, то целесообразно выделить в центр колонны подвижный пост регулирования, задачи которого заключаются в усилении контроля за выдерживанием правильного направления движения, дополнительной охране.

По прибытии на конец участка командир взвода передает колонну соседнему взводу для дальнейшего сопровождения. В некоторых случаях, особенно при сопровождении колонн через город в ночных условиях, командир взвода, двигаясь впереди колонны на удалении до 500 м, выставляет в местах поворотов и сложных пересечений регулировщиков с задачей указания направления движения, контроля за соблюдением мер маскировки и охраны. Непосредственно в голове колонны движется на мотоцикле специально назначенный пост регулирования, который ведет ее по маршруту и одновременно предупреждает регулировщиков. Конец колонны прикрывается машиной комендантского наряда, в котором старшим назначается один из начальников постов регулирования. Его дополнительная задача - снятие регулировщиков с постов (рисунок 4).

При недостаточном количестве регулировщиков отдельные направления на маршруте могут быть показаны временными дорожными знаками, которые также по указанию командира взвода выставляются первой и снимаются последней машиной комендантского наряда.

Во всех случаях регулирования методом сопровождения командир взвода обязан организовать постоянное ведение химической и радиационной разведки, обеспечить постоянную готовность личного состава к открытию огня из всех видов штатного оружия при нападении противника.

Действия дорожно-комендантской роты при развёртывании дорожно-комендантской службы сходу.

Работа командира роты при принятии решения и постановке задач

В условиях ограниченного времени командир роты организует развертывание дорожно-комендантской службы с ходу. Приказ на развертывание службы он получает от командира части, который указывает характер действий противника в районе выполнения задачи, задачу роте по организации дорожно-комендантской службы на участке ВАД, соседей и характер выполняемых ими задач, порядок обеспечения выполнения задачи и организацию управления.

Особенность работы командира заключается в том, что он не будет иметь возможности в полном объеме оценить обстановку и организовать взаимодействие заранее. Решение в данном случае принимается по карте, часто без учета данных разведки из-за их отсутствия, а затем в ходе развертывания службы это решение уточняется.

Уясняя задачу, командир роты должен уточнить маршрут выдвижения, условия совершения марша и время начала движения, границы ротного участка ВАД, места развертывания диспетчерских пунктов и пункта управления роты, время готовности службы, места развертывания пунктов управления соседних дорожно-комендантских рот и других частей и подразделений, выполняющих задачи в пределах ротного участка, наметить вопросы взаимодействия с ними; определить мероприятия, которые необходимо выполнить немедленно (организация разведки, подготовка подразделений роты).

В результате уяснения задачи и расчета времени командир роты отдает указания заместителю, командирам взводов и старшине роты по подготовке роты к маршу и выполнению задачи. Подготовка роты включает: проверку, текущий ремонт и заправку техники; проверку и подготовку к работе технических средств регулирования, связи; пополнение до установленных норм боеприпасов, химического, медицинского и другого имущества; получение и загрузку установленного запаса продовольствия. Командир роты назначает командира разведывательной группы, при необходимости - командира отряда обеспечения движения и ставит задачу на укомплектование их личным составом, техникой и на подготовку к выезду для проведения дорожно-комендантской разведки и пропуска колонны роты.

Кроме того, командир ставит задачу командиру дорожно-эксплуатационного взвода на формирование колонны тихоходной техники, обеспечение ее сопровождения и подготовку к самостоятельному совершению марша, если эта колонна выходит сразу же за отрядом обеспечения движения или разведкой. Затем принимает решение на организацию дорожно-комендантской службы на ротном участке ВАД, в котором определяет: замысел действий; направления сосредоточения основных усилий; метод организации дорожно-комендантской службы; порядок использования подразделений роты и их задачи; границы взводных дорожно-комендантских участков; места оборудования взводных дорожно-комендантских гарнизонов и выставления отдельных постов регулирования, диспетчерских пунктов и пунктов управления; порядок совершения марша (походный порядок, скорость движения, порядок боевого, материального и технического обеспечения, время начала движения); порядок и сроки разведки участка ВАД; вопросы, которые необходимо уточнить в ходе разведки; по каким вопросам, с кем организовать взаимодействие, кто исполнитель; мероприятия по боевому, материальному и техническому обеспечению в ходе выполнения задачи и ответственных за их исполнение; порядок поддержания связи, представления донесений; время и место развертывания пункта управления роты и заместителей.

Полнота и объем принятия решения зависят от времени, которым располагает командир роты, а также от исходной информации, указанной командиром части. Но в любом случае командир роты должен принять решение своевременно до начала выполнения задачи.

После принятия решения командир роты отдает подчиненным устный боевой приказ на организацию дорожно-комендантской службы. После этого он проверяет готовность роты, доводит задачу до личного состава и в установленное время дает команду на совершение марша.

Для уточнения решения и своевременной корректировки задач взводам в соответствии с реальной дорожной обстановкой командир роты организует разведку на ротном участке ВАД. При этом наиболее лучшим вариантом действий разведывательной группы будет такой, при котором к моменту прибытия роты на начало участка разведка будет закончена и командир группы готов доложить о ее результатах. В этом случае командир роты заранее (на стадии решения) планирует привал на границе участка, во время которого изучает данные разведки, уточняет ранее принятое решение и доводит его до командиров подразделений.

Задачу командиру разведывательной группы на проведение разведки командир роты ставит по карте лично. При этом указывает: время выхода и маршрут движения; мероприятия боевого обеспечения в ходе разведки; границы ротного участка и что должно быть уточнено; планируемые места развертывания пунктов управления взводов и роты, диспетчерских пунктов; куда и к какому сроку доставить результаты разведки.

В ходе марша командиры подразделений принимают решение на выполнение боевой задачи своими подразделениями, утверждают его у командира роты, организуют службу, наблюдение за химической и радиационной обстановкой, наземным и воздушным противником, отражение нападения противника, для чего заранее в период подготовки к маршу производят боевой расчет и указывают порядок действий по управлению подчиненными подразделениями.

Развертывание дорожно-комендантской службы с ходу

С выходом на ротный участок ВАД дорожно-комендантские взводы самостоятельно убывают на указанные участки и приступают к развертыванию службы. Задачу каждому посту регулирования командир взвода ставит во время движения согласно очередности. По карте или схеме ориентирует начальника поста регулирования о дорожной обстановке и указывает порядок действий. Необходимые сведения начальник поста регулирования записывает в блокнот.

После выставления постов регулирования в указанных командиром роты местах командир взвода принимает решение на выставление остальных постов согласно требованиям реальной дорожной обстановки и докладывает командиру роты о готовности участка.

В дальнейшем он организует взаимодействие с подразделениями, действующими в пределах взводного участка ВАД, разведку запасных участков, определяет потребность в дорожных знаках и указателях (по номенклатуре и количеству), организует оборону и охрану постов регулирования и объектов.

Диспетчерский пункт роты (взводов) также получает задачу в ходе выдвижения, а на месте развертывания задача уточняется. При этом задачами расчета диспетчерского пункта являются немедленное развертывание средств связи и вхождение в связь, учет движения и доклад на вышестоящий диспетчерский пункт сведений о движении.

Командир роты, уточнив задачи подразделений по данным разведки, доводит их до командиров в виде короткого распоряжения. В дальнейшем после доклада командиру части о развертывании службы он организует взаимодействие, обеспечение выполнения задачи, контроль и помощь подчиненным.

УСТНЫЙ ПРИКАЗ КОМАНДИРА ДОРОЖНО-КОМЕНДАНТСКОЙ РОТЫ НА РАЗВЕРТЫВАНИЕ ДОРОЖНО-КОМЕНДАНТСКОЙ

СЛУЖБЫ НА УЧАСТКЕ ВАД (ВАРИАНТ)

1. Противник ведет боевые действия с применением обычных средств поражения. Возможно нанесение ядерных ударов по населенным пунктам Востряково, Октябрьское. Объектами ракетно-артиллерийского удара могут быть Сараево, Новинкино, Пинеж. В районе Петрово, Окатово, Юрьев замечено действие диверсионно-разведывательных групп составом до взвода.

2. 1 дкр поставлена задача к 01.00 26.04 с ходу развернуть дорожно-комендантскую службу на участке ФВАД № 1 Бронское, Суворове, Красный Партизан, Видное, Варкутинск, Щедрово протяженностью 96 км с пропускной способностью 6000 авт./сут.

Дорожно-комендантскую службу на участке Бронское, Суворове, Красный Партизан, Варкутинск, Щедрово развернуть линейным методом, на участке Видное, Варкутинск - гарнизонно – патрульным методом.

3. На участке роты действует 2 понр с задачей технического прикрытия моста через р. Теша. ПУ с 20.00 25.04 в районе Столбцы.

На участке ФВАД № 1 Щедрово, Новопетровск, Хапово, Саратовск дорожно-комендантскую службу развертывает 2 дкр. ПУ с 20.00 25.04 в районе 2 км зап. Новопетровска.

– основные усилия роты сосредоточить на эксплуатации участка ФВАД № 1 Варкутинск, Щедрово, на обеспечение бесперебойного движения в районе мостовой переправы через р. Теша;

дорожно-комендантскую службу развернуть с ходу , на участке Бронское, Суворово, Красный Партизан, Варкутинск, Щедрово - линейным методом, на участке Видное, Варкутинск - гарнизонно-патрульным методом;

– подразделения использовать: 1 дкв на участке Бронское, Суворово, Красный Партизан, Видное; 2 дкв на участке Видное, Варкутинск, Щедрово; гарнизон оборудовать в районе 3 км зап. Столбцы; 3 дэв - для эксплуатационного содержания участка ВАД № 1 Видное, Варкутинск, Щедрово; резерв в составе одного отделения 2 дкв иметь при управлении роты.

5. Приказываю:

– 1 дкв к 18.30 25.04 передать обслуживаемый участок ФВАД № 1 Зорька, Ореховое, Станица, Новомосковск 2/14 дкб, совершить марш по маршруту Новомосковск, Сухое, Бронское и к 01.00 26.04 организовать регулирование движения и диспетчерский контроль на участке Бронское, Суворово, Красный Партизан, Видное. Основное внимание обратить на регулирование движения на участке Суворово, Красный Партизан. ДП № 2 развернуть в районе 3 км вост. Знаменки. Диспетчерские сводки передавать по прохождении колонн. Посты регулирования выставить: № 1 в районе ж.-д. переезда 2 км сев. Суворово, остальные - своим решением. Взаимодействие осуществлять: со 2 дкв, ПУ в районе 3 км зап. Столбцы - по вопросу регулирования движения в районе Видное; с 3 дэв, ПУ в районе 3 км зап. Столбцы - по вопросу эксплуатационного содержания взводного участка; ПУ взвода с 21.30 иметь в районе 3 км вост. Знаменки.

– 2 дкв к 18.30 25.04 передать обслуживаемый участок ФВАД № 1 Саранское, Черное, Южное, Зорька 2/14 дкб, совершить марш по маршруту Зорька, Станица, Новомосковск, Суворово, Видное и к 01.00 26.04 организовать регулирование движения и диспетчерский контроль на участке Видное, Варкутинск, Щедрово. Основные усилия сосредоточить на регулировании движения на участке Видное, Варкутинск. ДП № 3 развернуть в районе 2 км зап. Столбцы. Диспетчерские сводки передавать по прохождении колонн. Посты регулирования выставить: № 1, 2 - в районе мостовой переправы через р. Теша, остальные - своим решением. Взаимодействие осуществлять: с 1 дкв, ПУ в районе 3 км вост. Знаменки, с 3 дэв, ПУ 3 км зап. Столбцы - по вопросам эксплуатационного содержания участка; со 2 понр, ПУ в районе Столбцы- по вопросам пропуска колонн, охраны и обороны моста через р. Теша. ПУ взвода с 22.00 иметь в районе размещения гарнизона 3 км зап. Столбцы.

– 3 дэв к 18.30 25.04 передать обслуживаемый участок ФВАД № 1 Саранское, Южное, Зорька, Станица, Новомосковск 2/14 дкб, совершить марш по маршруту Зорька, Новомосковск, Бронское, Красный Партизан, Видное и к 01.00 26.04 организовать эксплуатационное содержание дороги на участке Видное, Варкутинск, Щедрово. Основные усилия сосредоточить на эксплуатационном содержании дороги и подъездов в районе мостовой переправы через р. Теша и на обходе. Взаимодействие осуществлять со 2 дкв, ПУ 3 км. зап. Столбцы - по вопросу регулирования движения в районе переправы и на обходе. ПУ взвода с 22.00 иметь в районе размещения гарнизона 3 км зап. Столбцы.

– ДП № 1 в составе 1 дкв совершить марш в район 2 км сев. Видное и к 21.30 25.04 развернуть диспетчерский пункт с задачей организации диспетчерского контроля на участке ФВАД № 1 Бронское, Суворово, Красный Партизан, Видное, Варкутинск, Щедрово. Диспетчерские сводки представлять по прохождении колонн. Взаимодействие осуществлять с 1/2 дкв по вопросам обороны и охраны.

Отделению технического обслуживания и медицинскому пункту совершить марш в составе 1 дкв и к 20.00 25.04 развернуться в районе ПУ роты. Взаимодействие осуществлять с 1/2 дкв по вопросам обороны и охраны.

6. Материальные средства получать со складов батальона, расположенных в районе Вереск. Неисправную и поврежденную технику направлять в отделение технического обслуживания в район ПУ роты. Технику, требующую капитального ремонта, направлять в район Ситово. Эвакуацию раненых и больных производить в медпункт роты.

7. Время готовности к выполнению задачи 18.00 25.04.

8. Сигналы оповещения:

– о радиоактивном (химическом, биологическом) заражении - «Радиационная опасность» («Химическая тревога»), по радио - 555, сигнальный патрон СХТ;

– о воздушном нападении - «Воздух», по радио - 333, сигнальный патрон красного огня;

– о наземном нападении - «Противник справа (слева), огонь», по радио - 222, серия сигнальных патронов красного огня в сторону противника.

Сигналы управления: боевая тревога - «Тревога», по радио - 141, сигнальный патрон красного дыма; … и т. д.

Связь через диспетчерские пункты и посыльными.

Донесения представлять по прибытии на место немедленно, далее - через каждые 2 ч.

9. ПУ роты с 21.30 в районе 2 км. сев. Видное.

Мои заместители: штатный и командир 1 дкв.

Действия дорожно-комендантских подразделений при организации обороны и охраны районов расположения, важных дорожных объектов, районов выполнения задач.

Работа командира подразделения при принятии решения

и постановке задач

В ходе выполнения различных задач дорожные и мостовые подразделения могут действовать в отрыве от своих частей, что накладывает на командиров подразделений особые обязанности по организации обороны и охраны.

Указания по организации обороны и охраны командиры подразделений получают при постановке им задач в боевых приказах. Получив задачу на организацию обороны и охраны района расположения подразделения или важного дорожного объекта, командир подразделения уясняет характер условий ее выполнения, место расположения района или объекта, возможность воздействия противника различными способами и видами оружия, время готовности к выполнению задачи.

В результате определения мероприятий по подготовке подразделения к выполнению предстоящей задачи и расчета времени командир подразделения отдает указания по подготовке техники, вооружения, шанцевого инструмента и средств связи, дополучению боеприпасов и другого материально-технического имущества, указывает время готовности подразделения, время и место получения приказа на организацию обороны и охраны.

В ходе оценки обстановки, которую командир подразделения должен проводить непосредственно в районе расположения подразделения или важного дорожного объекта, он более тщательно анализирует вероятные действия противника с учетом характера местности, учитывая сведения о противнике, полученные от старшего начальника, возможности своего и приданных подразделений, границы района, наличие подъездных и внутренних дорог, условия организации обороны и охраны, наличие скрытых подступов.

На основании оценки обстановки командир подразделения принимает решение, в котором определяет: места размещения пунктов управления подчиненных подразделений, техники, продовольственного пункта; организацию непосредственного охранения района расположения; участки оборудования позиций подразделений; секторы обстрела; объем, очередность и сроки выполнения работ по инженерному оборудованию района; сигналы оповещения и управления, действия личного состава.

При постановке задач на расположение на месте командир роты в боевом приказе указывает:

– взводам - места расположения, порядок их занятия и инженерного оборудования;

– охранению - состав, маршруты дневного и ночного патрулирования, порядок открытия и ведения огня, поддержания связи и доклада о противнике, порядок смены, пропуск и отзыв;

– дежурному подразделению - состав, к каким действиям быть готовым, сигнал вызова.

Затем командирам подразделений он указывает позиции, порядок их подготовки и выхода на них, возможный маневр огнем. Каждый командир подразделения разрабатывает план обороны и охраны, представляющий собой решение, оформленное на карте или схеме.


| | | | | | | | | | | | 13 | | | |

система мероприятий, организуемых и проводимых в целях обеспечения своевременного передвижения, сосредоточения, развертывания и размещения войск и др. формирований в период ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также поддержания общего порядка в районах их размещения. На С.к. возлагаются: регулирование движения на маршрутах, переправах, проходах в заграждениях, разрушениях и на загрязненной (зараженной) местности; обеспечение организованного перемещения пунктов управления, снабжения и медицинского обслуживания; контроль за доставкой и передвижением специальной техники, материалов и снаряжения; охрана маршрутов и объектов на них; организация борьбы с диверсиями, террористическими актами, преступлениями; ведение радиационного и химического наблюдения на маршрутах; поддержание установленного порядка поведения, передвижения и при необходимости эвакуации местного населения из районов чрезвычайных ситуаций. При организации С.к. определяются комендантские районы, комендантские участки, места и состав комендантских постов, постов регулирования движения, диспетчерские пункты, контрольно-пропускные пункты и пункты питания, обогрева, заправки горючим, технической и медицинской помощи. На каждый район, участок, переправу назначается комендант с выделяемыми в его распоряжение силами и средствами. Для несения С.к. привлекаются штатные подразделения, в т.ч. ГО, а также дорожные войска и части (подразделения) инженерных войск.

Районов стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Комендантская служба организуется в целях обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управления и сил ГО и РСЧС, выдвижения их в исходные районы и к местам проведения АСДНР.

Комендантская служба создается:

В районах развертывания и сосредоточения сил ГО и РСЧС, на маршрутах передвижения;

В местах расположения пунктов управления;

На участках проведения работ;

В районах установления карантина (обсервации);

На маршрутах эвакуации населения и массовых перевозок грузов в интересах ГО и РСЧС.

На комендантскую службу возлагается:

Регулирование движения на маршрутах, переправах, проходах в разрушениях и на зараженной местности в интересах первоочередного пропуска сил ГО и РСЧС, осуществления эвакуационных и других перевозок;

Организация контроля передвижения людей через установленные границы участков (очагов) поражения;

Ведение радиационного и химического наблюдения на маршрутах и в районах сосредоточения сил;

Организация информации органов управления и сил о состоянии маршрутов и местности в районе предстоящих действий.

К несению комендантской службы привлекаются подразделения и формирования службы охраны общественного порядка, подразделения воинских частей ГО и других войск, формирования ГО с необходимыми средствами передвижения, связи и дорожного оборудования.

Планирование комендантской службы осуществляется заблаговременно с учетом прогноза возможной обстановки, местных условий и решения начальника ГО (председателя КЧС). План комендантской службы разрабатывается УВД территории на карте с пояснительной запиской и согласуется территориальными органами управления ГОЧС.

В плане определяются:

Привлекаемые силы и средства, их распределение и задачи;

Маршруты передвижения сил и эвакоперевозок, создаваемые на них комендантские участки и районы с расчетом находящихся в каждом из них сил и средств;

Организация взаимодействия, управления и сроки их готовности.

В пояснительной записке излагаются:

Цели и задачи;

Расчет сил и средств;

Порядок взаимодействия; организация управления.

В распоряжении по комендантской службе указываются:

Краткие сведения об обстановке;

Задачи, границы района (участка) комендантской службы;

Выделяемые силы и средства;

Очередность и время занятия районов силами ГО и РСЧС;

Прохождение частями, формированиями и автоколоннами установленных рубежей;

Места комендантов и их штабов;

Порядок организации связи.

На каждый комендантский район и участок назначается комендант. В районах расположения сил ГО и РСЧС, местах сосредоточения эваконаселения, а также на маршрутах, переправах, проходах в разрушениях выставляются комендантские посты, посты регулирования, диспетчерские пункты со средствами связи. На них оборудуются пункты питания, обогрева, заправки горючим, технической и медицинской помощи, сборные пункты поврежденных машин.

Развертывание комендантской службы производится заблаговременно до занятия силами ГО и РСЧС назначенных им районов и начала выдвижения их к местам проведения аварийно-спасательных работ, а также до начала выдвижения колонн эваконаселения.

СЕДЬМОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Организация взаимодействия между формированиями ГО и РСЧС,

Воинскими частями и подразделениями войск ГО, Вооруженных СИЛ РФ,

Других войск и воинских формирований, привлекаемых для проведения АСДНР.

Сущность взаимодействия состоит в целесообразной деятельности, согласованной по целям, задачам, месту, времени и способам действий органов управления и сил ГО и РСЧС на всех этапах работ. Взаимодействие организуется заблаговременно еще на стадии разработки и согласования планов действия, совершенствуется при их ежегодном уточнении, а также уточняется при угрозе и возникновении конкретной ЧС.

Оперативное взаимодействие участников ликвидации ЧС организуется с началом АСДНР руководителями ликвидации ЧС, КЧС, органами управления ГО и РСЧС. В ходе работ поддержание взаимодействия достигается единым оперативным планированием, постановкой и уточнением задач с учетом хода работ и изменений обстановки, отдачей согласованных распоряжений, непрерывной координацией действий, контролем их результатов.

Для проведения АСДНР в очагах поражения будут привлекаться формирования ГО, общего назначения и формирования служб (территориальные и объектовые), нештатные аварийно-спасательные формирования, аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Силы постоянной готовности могут привлекаться МЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РИФ, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС.

Войска гражданской обороны, специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются ля ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ. Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ. Силы и средства РСЧС, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС, определены Постановлением Правительством РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» от 3 августа 1996 г. № 924.

Решение командира формирования является основой для организации взаимодействия формирований различного предназначения при согласованных действиях в очагах поражения (участках работ). Организации взаимодействия формирований в первую очередь служат такие элементы решения, как замысел действий, задачи формированиям. Командир формирования, кроме того, должен определить конкретные меры по взаимодействию и довести их до подчиненных и приданных (взаимодействующих) формирований.

Организуя взаимодействие, командир формирования должен согласовать:

Порядок выдвижения формирований к участкам (объектам) работ;

Действия формирований при ведении АСДНР на участках (объектах) в очаге поражения;

Взаимные действия с соседями;

Порядок эвакуации пораженных;

Сигналы оповещения, порядок использования связи и передачи информации.

При проведении АСДНР командир формирования организует взаимодействие с командирами формирований:

Разведывательными;

Инженерными;

Медицинскими;

Противопожарными;

Аварийно-техническими;

Радиационной и химической защиты;

Охраны общественного порядка;

И другими.

После завершения АСДНР или при получении установленной дозы облучения, а также при поражении личного состава химическими веществами или АХОВ личный состав выводится из очага поражения. Перед этим командир формирования согласовывает свои действия с командиром прибывшего на смену формирования. Он вводит прибывшего командира в обстановку, определяет с ним порядок смены. При этом уточняются:

Места участков (объектов) работ, степень и характер разрушений на них;

Радиационную и химическую обстановку на объектах работ и степень зараженности территории и техники;

Объем выполненной и предстоящей работы;

Порядок использования техники;

Режим ведения работ и меры безопасности;

Места для укрытия и отдыха личного состава;

Порядок взаимодействия внутри формирования и с соседями;

Порядок материально-технического обеспечения;

Местонахождения старшего начальника и порядок поддержания связи ним.

Во время смены формирования командир является старшим сменяемого формирования. О сдаче и приеме участков (объектов) работ командиры сменяемого и прибывшего формирований докладывают старшему начальнику.