Тенденции в развитии европейского права. Основные тенденции развития европейского права. Основные проблемы интеграции в ЕС

Корпоративное право ЕС - совокупность правовых норм, содержащихся в учредительных договорах ЕС, актах вторичного права ЕС, принятых институтами ЕС в целях реализации основных свобод ЕС и регулирующих отдельные аспекты финансово-правовых, административно-правовых, трудовых, гражданско-правовых и информационных отношений в организации, основанной на объединении лиц и капиталов. Корпоративное право в широком смысле - система правил поведения, разработанных в организации, представляющей собой автономное образование, объединение лиц и капиталов, выражающих волю ее коллектива и регулирующих различные стороны её деятельности.

Потребители в сообществе, кроме того, считают морально неприемлемым, что их более широкое использование биотоплива может привести к разрушению биоразнесенных земель. По этим причинам необходимо обеспечить критерии устойчивости, гарантирующие, что биотопливо может претендовать на стимулы только тогда, когда можно гарантировать, что они не происходят в биоразнесенных районах или в районах, предназначенных для целей охраны природы, или для защиты редких, находящихся под угрозой исчезновения или находящихся под угрозой исчезновения экосистем или видов.

Основную роль в выработке и осуществлении политики ЕС в области корпоративного права играют политические институты: Совет Европейского Союза, Европейский парламент и Европейская комиссия.

Современные тенденции корпоративного права ЕС можно определить следующим образом:

1. Законодательное регулирование деятельности корпораций осуществляется на двух уровнях: национальном (каждого из государств-членов ЕС) и наднациональном (общеевропейском).

Соответствующий компетентный орган должен продемонстрировать, что производство сырья не мешает этим целям. В критериях устойчивости следует рассматривать лес как биологически разнообразный, где он является основным лесом в соответствии с определением, используемым Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций в его Глобальной оценке лесных ресурсов. Следует включать районы, в которых происходит сбор недревесных лесных товаров, при условии, что воздействие человека невелико.

Кроме того, биотопливо, изготовленное из сырья, происходящего из высоко биоразнесенных зон некоторых лугов, в том числе высоко биоразнесенных саванн, степей, кустарников, такие земли и прерии не должны претендовать на стимулы, предусмотренные настоящей Директивой.

2. Унификация европейского законодательства открывает компаниям возможность осуществлять деятельность на всей территории ЕС, создавать наднациональные европейские формы (например, Европейское объединение по экономическим интересам, Европейская компания - о которых речь пойдет ниже);

3. Параллельно унификации осуществляется также процесс гармонизации внутреннего законодательства государств - членов ЕС.

Кроме того, Комиссии следует установить соответствующие критерии и географические диапазоны для определения таких высоко биоразнесенных лугов в соответствии с наилучшими имеющимися научными данными и соответствующими международными стандартами. Основной недостаток использования биоэнергии преодолевается особым акцентом на биомазу второго поколения и с особым акцентом на конкретный контроль и мониторинг типа биомассы, используемой в соответствии с международными параметрами по этому вопросу.

В Европе ясно, что нет места для использования биоэнергии без уважения к окружающей среде. Эти цели представлены в рамках европейской правовой базы. В пункте 15 европейский законодатель утверждает, что: Стимулы, предусмотренные в настоящей Директиве, будут способствовать увеличению производства биотоплива во всем мире. В тех случаях, когда биотопливо производится из сырья, производимого в рамках Сообщества, они также должны соответствовать экологическим требованиям Сообщества для сельского хозяйства, включая требования к защите качества подземных и поверхностных вод, а также к социальным требованиям.

Однако все эти процессы осложнены рядом проблем. К примеру, существенным препятствием для европейского законодателя стало то, что в состав ЕС входят государства, принадлежащие к разным правовым семьям: континентальной и англо-саксонской (т. н. прецедентной). Каждая из них имеет свои традиции, отказ или пересмотр которых в пользу общеевропейского интереса проходит весьма болезненно. Многие страны пока не готовы идти на уступки, считая это ущемлением национального интереса.

Вместе с тем существует опасение, что производство биотоплива в некоторых третьих странах может не учитывать минимальные экологические или социальные требования. Поэтому целесообразно поощрять разработку многосторонних или двусторонних соглашений и добровольных международных или национальных схем, которые охватывают ключевые экологические и социальные соображения, с тем чтобы обеспечить устойчивое производство биотоплива во всем мире. В отсутствие таких соглашений или схем государства-члены должны требовать от экономических операторов представления данных по этим вопросам.

Несмотря на имеющиеся сложности, ЕС методично осуществляет «приведение к общему знаменателю» законодательств государств и разработку наднациональных актов в области корпоративного права.

Континентальное же право традиционно не признавало иных оснований отмены решений директоров, кроме тех, которые приняты с отступлением от установленной процедуры либо с превышением полномочий.

В этой связи особое внимание следует уделить важным деталям, касающимся соблюдения минимальных экологических или социальных требований производства биотоплива в некоторых третьих странах Европейским союзом. Особое внимание уделяется объединению этой точки с измерением использования международной биоэнергии. Европейская правовая основа признает международные потребности и в настоящее время защищает уважение подлинности в использовании биоэнергии также в третьих странах. На самом деле важным вопросом в вопросе биоэнергетики является невозможность достичь однородности правовых рамок в каждой стране, а не общей однородности, но минимальная однородность фундаментальной охраны окружающей среды в отношении использования биоэнергии.

Принятие Евросоюзом директив по гармонизации акционерного права способно привести к изменениям концепций английского акционерного права, поскольку в Директивах ЕС нет специальных упоминаний об использовании критерия интересов компании для оценки решений ее должностных лиц.

Законодательство ЕС в области корпоративного права обращено к коммерческим юридическим лицам, подпадающим под юрисдикцию одного из государств-членов. Проблема состоит в том, что понятие и признаки юридического лица, равно как и круг субъектов, охватываемых этим понятием, разнятся в зависимости от конкретного национального законодательства.

Роль права имеет важное значение в этой цели, и европейская правовая основа, окружающая биоэнергетическую отрасль, может быть хорошим нормативным примером. К сожалению, пока не существует определенного уровня защиты негативных аспектов биоэнергетики в правовых рамках каждой страны. Это неудача не только в международном измерении, но и в европейском измерении, поскольку каждая национальная правовая база в Европе не обеспечивает такой же уровень защиты и тот же уровень развития в области использования биоэнергии.

Последние тенденции в европейских коммуникациях и связях

Биоэнергетика и возобновляемые источники энергии все еще находятся на рассмотрении. Хотя в Европе есть хорошая правовая основа, вопрос о биоэнергетике остается открытым вопросом. Понятно, что биотопливо первого поколения имеет ограниченную роль в декарбонизации транспортного сектора.

Правовое регулирование юридических лиц в праве Европейского Союза в настоящее время носит частичный и вспомогательный характер: оно дополняет по определенным вопросам сложившееся регулирование на национальном уровне. Данная отрасль права Европейского Союза развивается медленно и сталкивается с большим сопротивлением, вызванным, в первую очередь, серьезными расхождениями во внутреннем законодательстве различных государств-членов.

Кроме того, следует следовать плану действий в отношении инвестиций. Финансирование также будет поступать от государств-членов и частного сектора. К сожалению, на карту поставлен важный шаг по минимизации негативного аспекта биоэнергетики. Этот компромисс, предложенный литовским председательством, потерпел неудачу, но есть вероятность, что его можно обсудить до конца этого компромисса в отношении решения, принятого по вопросу о первом производстве биотоплива.

Это, в то же время, хороший повод проверить реальную эффективность этой новой формы энергии и прекрасную возможность кристаллизовать европейское законодательство по биоэнергетике. По общему признанию, по-прежнему существует неопределенность среди передовых инвесторов в области биотоплива и государств-членов. В Европейском Союзе существует острая необходимость заменить биотопливо первого поколения вторым типом биотоплива. В частности, Европа запускает стратегию чистого топлива, выступает за поддержку устойчивых передовых биотоплив, получаемых из лигноцеллюлозного сырья и воды, а также из водорослей и микроорганизмов.

Совершенно новым явлением в правовой истории становятся юридические лица, основанные непосредственно на праве Европейского Союза. В основе их легитимации лежат потребности реализации принципов внутреннего рынка, они основываются на специальном регламенте, и в их случае соотношение наднациональных и внутригосударственных норм прямо противоположное. Основное значение здесь получают положения регламентов ЕС, тогда как национальное право регулирует такие новые виды юридических лиц только субсидиарно, в случае прямого указания на такую возможность в регламенте. Принимаемые в рамках, унификации законодательства регламенты ЕС основываются не на каком-либо специальном положении учредительного договора о торговых товариществах или свободе учреждения, а на обшей норме ст. 308 Договора о ЕС.

Антидемпинговые пошлины на импорт биодизеля из Аргентины и Индонезии

Стратегия не рекомендует публичную поддержку биотоплива первого поколения, произведенного из продовольственных культур после. Последним важным моментом, который следует учитывать при выходе на арену международной торговли, являются антидемпинговые пошлины на импорт биодизеля из Аргентины и Индонезии. Действительно, Аргентина и Индонезия - две страны, которые экспортируют большое количество этанола и продуктов биодизеля в Европейский Союз.

Антидемпинговые меры включают дополнительную пошлину в среднем на 24, 6% для Аргентины и 18, 9% для Индонезии. Эти меры основаны на решении, принятом Советом после 15-месячного расследования, проведенного Европейской комиссией. Исследование показало, что производители биодизеля Аргентины и Индонезии сбрасывали свою продукцию на европейский рынок. Сброшенный экспорт оказал значительное негативное влияние на финансовые и операционные показатели европейских производителей.

ТЕМА №1: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА.

1. Основные этапы становления европейского права.

Парижский договор, образование ЕОУС, первые шаги по формированию европейского права.

3. Римские договоры, Образование ЕЭС и Евроатома.

Единый европейский акт.

Маастрихтский договор 1992 г. и образование Европейского Союза.

Антидемпинговые меры также существуют с Соединенными Штатами Америки. Во-первых, антидемпинговые пошлины на импорт биодизеля из Аргентины и Индонезии могут оказаться исключительно экономическим выбором, учитывая необходимость сохранения европейских производителей. Эта позиция родилась из экономических оценок, но не только.

Этот маневр может быть помещен в законодательную базу, в которой четко определены цели достижения «зеленой» экономики. Можно ли реализовать устойчивое развитие посредством использования биоэнергии? Целью этого исследования является изучение возможного развития использования биоэнергии в качестве решения классической проблемы поиска методов производства энергии, обеспечивающих защиту окружающей среды. В последние годы возникло много противоречивых мнений по биоэнергетике, поскольку биоэнергия первого поколения имеет много недостатков и мало преимуществ.

Амстердамский договор. Ницский договор. Подписание Общеевропейского конституционного акта.

Основные этапы становления европейского права.

Формирование Европейских сообществ и европейского права представляют собой единый и тесно взаимосвязанный процесс. Создание и строительство Европейских сообществ с самого начала осуществлялось на строго юридической основе. Соответственно, оформление и правовая база этих Сообществ, их структура, цели и задачи, условия и порядок деятельности – всё это должно было найти отражение и закрепление в нормах европейского права. В свою очередь, создание единой системы европейского права невозможно без существования соответствующих структур. Иначе говоря, становление европейского права немыслимо без образования Европейских сообществ, его функционирование и развитие невозможны вне Европейских сообществ.

В частности, это опасно для окружающей среды и продовольственной безопасности. Но в последние годы биоэнергия второго поколения оказалась хорошим решением проблем энергоснабжения в том смысле, что она может стать источником чистой энергии в будущем. Область наших исследований ограничена Европейским Союзом. Можно сказать, что у Европейского Союза всегда были проблемы с энергетическими ресурсами, и в последние годы он рассчитывает на возобновляемые источники энергии. Существует множество директив для дисциплины использования биоэнергии в европейском законодательстве и многих сообщений и отчетов для рассмотрения будущего развития использования биоэнергии в Европе.

Совершенно очевидно, что некорректно ставить вопрос о том, что чему предшествовало – возникновение европейского права образованию сообществ или наоборот. Здесь представлены взаимообусловленные моменты, без которых на сегодняшний день невозможно представить процессы общеевропейской интеграции. Среди факторов, обусловивших интеграционные процессы, право играло весьма важную роль. Необходимые предпосылки и уcловия единого экономического, культурного и таможенного пространства привели к формированию европейского права и единого государства.

Но вопрос энергетических проблем - не единственный открытый вопрос для Европы. Использование биоэнергии может быть хорошим решением для каждой страны в мире. Но необходимо изложить позитивные аспекты биоэнергетики, которые тесно связаны с уважением окружающей среды и устойчивого развития. Подход Европейского союза к биоэнергетике показывает, что правильная и точная правовая основа может оптимизировать использование биоэнергии путем решения проблемы развития этой формы энергии: биоэнергии второго поколения.

Роль права - принятие хорошей правовой основы - обеспечивает безопасность этого форма энергии: уважать земли, воду, воздух, защищать производство продуктов питания и в то же время, предоставляя возможность использовать ту форму энергии, которая может быть определена как «чистая». В заключение, европейская правовая основа является хорошей моделью для баланса положительные и отрицательные аспекты биоэнергетики. Способ, которым осуществляется правовая основа, определяет успех его вклада в смягчение отсутствия продовольственной безопасности и нищеты и обеспечение ответственного использования биоэнергии.

Сами по себе идеи европейского единения не представляют собой нечто свойственное только ХХ в., хотя именно в его второй половине первоначальные наброски концепции консолидированного государства стали претворяться в жизнь. В истории европейской интеграции известны многочисленные примеры активного выступления различных видных общественных и политических деятелей в поддержку идей европейской интеграции и европейского союза. Известны также конкретные проекты реализации этих идей. Сразу, после Первой мировой войны в Европе получает сравнительно широкое развитие панъевропейское движение, обретающее даже некоторые организационные формы. Нельзя не отметить, что всякий раз, когда Европа становилась ареной кровопролитных конфликтов, столкновений и противостояний, как реакция на эти события возникали и получали дополнительный импульс идеи мира и единения, выдвигались конкретные проекты и предложения общеевропейского урегулирования. Так было и в далекие эпохи Столетней и Тридцатилетней войн, так было и в начале ХХ века.

В соответствии с европейской правовой базой можно сделать несколько рекомендаций для страны мира: устранить использование биоэнергии первого поколения и повысить биоэнергию второго поколения, установить четкие цели и программы с помощью которая уравновешивает необходимость производить энергию с учетом окружающей среды.

Но есть договоренность о том, что Комиссия по устойчивому развитию слишком слаба и нуждается в трансформировании в более мощное учреждение. В этой связи Европейский союз, Норвегия и Швейцария предложили создать Совет по устойчивому развитию, который будет проходить более регулярно и иметь больше ресурсов и полномочий. Фицморис, Современные вопросы международного экологического права, Челтнем.

Соглашения, достигнутые в годы Второй мировой войны между ведущими державами антигитлеровской коалиции, казалось, должны были открыть перспективу для активного и всестороннего послевоенного сотрудничества в рамках Европы. Однако этого не произошло. Ялтинские и Потсдамские соглашения положили в основу нового мироустройства такие идеи и принципы, которые означали фактический раздел мира на сферы влияния наиболее могущественных держав, прежде всего США и СССР. Противоборство двух политических и социально-экономических систем не только разъединяли страны Европы, но и отдельные государства, как это было, например с Германией.

Между тем, сложившаяся после Второй мировой войны на европейском континенте обстановка неизменно требовала интеграции. Следовало, прежде всего, ликвидировать последствия этой войны. Большинство европейских государств лежало в руинах. Таким образом, объединение усилий в социально-экономической сфере стало определенным императивом, без следования которому нельзя было преодолеть последствий войны.

В основу периодизации процесса европейской интеграции могут быть положены различные критерии, связанные с достижениями в экономической или социальной областях, с тем или иным прогрессом в валютно-финансовой сфере, в характере взаимоотношений между государствами-членами и т. д. Однако с правовой точки зрения наибольший интерес представляют те кардинальные изменения, которые происходят в структуре Сообществ, в сфере их ведения и порядке осуществления тех полномочий, которыми эти Сообщества, а затем и Союз наделяются. Все такого рода перемены в жизни Сообществ и Союза находят свое отражение и закрепление, прежде всего, в учредительных договорах, т.е. в таких актах, которые действительно вносят кардинальные изменения в построение и функционирование Сообществ и Союза. Соответственно и периодизация эволюции европейского права самым тесным образом связана с выработкой и заключением учредительных договоров. С этой точки зрения в становлении и развитии европейского права можно выделить несколько главных этапов.

Первый из них - это выработка и введение в действие Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). На данном этапе происходит формирование первого европейского интеграционного объединения, закладываются принципиальные основы самой интеграции и начинается формирование европейского права.

Второй период связан с созданием двух новых Сообществ. В 1957 г. в Риме подписываются два договора: Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Вступление в силу 1 января 1958 г. этих двух договоров знаменует начало нового этапа в развитии интеграционных процессов. Особенно большое значение имел Договор о создании ЕЭС, в котором сформулированы важнейшие принципиальные основы интеграционного объединения, определены условия и порядок его функционирования, закреплены важнейшие достижения в области экономического, социального и правового развития. В этот период развертывается создание «общего рынка», складываются и утверждаются основные принципы европейского права, начинает функционировать система юрисдикционного контроля за его применением и соблюдением. В ходе второго этапа развития вырабатываются нормативные положения, обеспечившие создание и работу единой системы институтов, которые внесли существенные перемены в порядок их формирования и функционирования, юридически оформляется новая система финансового обеспечения Сообществ, их взаимодействия с государствами-членами. В этот же период происходит существенное увеличение числа членов Европейских сообществ, что в свою очередь сказывается и на расширении сферы применения европейского права, и на определенных структурных изменениях в системе объединенных институтов Сообществ.

Углубление интеграционных процессов, расширение сферы взаимодействия и сотрудничества государств-членов приводит к выдвижению новых программных установок и созданию правовых механизмов их обеспечения и реализации. В результате довольно длительных и непростых переговоров стороны приходят к выработке нового важнейшего правового инструмента, положившего начало третьему этапу в развитии Сообществ и европейского права. Юридически его наступление было оформлено подписанием Единого европейского акта (ЕЕА), который вступил в силу в 1987 г. В результате произошло заметное расширение сферы ведения Европейских сообществ, были внесены изменения в их институциональную структуру и намечены основные контуры развития сотрудничества государств-членов в сфере внешней политики и безопасности. Единый европейский акт создал правовую основу для перехода к новому, более высокому уровню сотрудничества государств - к созданию Европейского Союза. В соответствии с программными установками этого документа был начат переход от общего к единому внутреннему рынку, что должно было в перспективе подготовить создание Экономического и валютного союза.

Новый четвертый этап в развитии процесса европейской интеграции связан с подписанием (февраль 1992 г.) и введением в действие (ноябрь 1993 г.) Договора о Европейском Союзе. По месту заключения его иначе именуютМаастрихтским договором. Образование Европейского Союза составляет главное содержание перемен в области европейского строительства в целом и европейского права в частности. Союз учреждается на базе Европейских сообществ, дополненных сферами политики и формами сотрудничества, определенными этим Договором. Этими сферами и формами становятся внешняя политика и безопасность, сотрудничество в области юстиции и внутренних дел.

Новеллы, привнесенные Договором оСоюзе в европейское право, далеко не однозначны. Практически ссозданиемСоюза вырисовываются новые контуры взаимодействия в правовой сфере, которые заметно отличаются от сложившихся в рамках Сообществ. Каковы бы, однако, ни были споры по вопросу о прогрессеили регрессе в правовой сфере,несомненным является то, что система европейского права получает дальнейшее развитие, а ее воздействие распространяется на все новые и новые сферы сотрудничества.

Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-членов с институтами ЕС в новых областях. В развитие этих постановлений была созвана межправительственная конференция, которая в сравнительно короткие сроки подготовила новый учредительный договор, внесший изменения в Договор о Европейском Союзе. Этот новый Договор был подписан 2 октября 1997 г. в Амстердаме. По месту своего подписания он получил наименование Амстердамского договора. Новый договор внес ряд существенных новелл в строительство Европейского Союза. Они касаются таких концептуальных и практических положений, как формула продвинутого сотрудничества, уточнение принципов субсидиарности и пропорциональности, более четкое определение понятия общей политики и общих действий Сообществ, уточнение сферы сотрудничества в области внешней политики и безопасности. Заметно расширены положения, связанные с охраной и защитой прав человека, в результате создания пространства свободы, безопасности и законности, уточнены некоторые аспекты деятельности институтов Европейского Союза, расширена сфера действия права ЕС за счет так называемой коммунитаризации ряда областей, которые в прошлом не входили в ведение Сообществ, а, следовательно, не регулировались нормами права Европейских сообществ.

Вместе с тем некоторые вопросы, подлежавшие рассмотрению в ходе подготовки Амстердамского договора, решены не были. В частности, это относится к попыткам реформы институциональнойструктуры Союза, котораябыла осуществлена только фрагментарнои весьма робко, с отнесением более кардинальныхрешений на будущее.

Амстердамский договор, как и любой другой учредительный акт, былпередан на ратификацию государствам-членам. Процесс ратификации был завершен в первой половине 1999 г., и с мая этого года данный Договор, вносящий ряд существенныхизменений в структуру и порядок функционирования Сообществ и Союза, введен в действие. Важно, однако, подчеркнуть, что создание и эволюция Европейского Союза не означают исчезновение или просто поглощение Европейских сообществ. Все три Европейских сообщества продолжают существовать как самостоятельные интеграционные объединения, одновременно участвующие в Европейском Союзе. При изучении европейского права, действующего в настоящее время, следуетиметь в виду, что это весьма динамичная система, которая претерпевает в ходе эволюции Сообществ весьма существенные изменения. Необходимость дальнейших реформ и изменений прямо предусмотрена Амстердамским договором.

Договор о создании Европейского Союза был подписан 7 февраля 1992 г. в старинном голландском городе Маастрихт. Процедура его ратификации государствами-членами, являвшаяся необходимым условием вступления Договора в силу, заняла сравнительно большой промежуток времени. Связано это с тем, что почти во всех государствах-членах Европейских сообществ введение в действие этого Договора потребовало предварительного внесения изменений в текст национального основного закона. Обусловлено это было в первую очередь тем, что с созданием Европейского Союза заметно расширился круг суверенных полномочий, передававшихся государствами-участниками в ведение Союза. При проведении референдума об одобрении Договора в Дании большинство участвовавших в голосовании высказалось против его утверждения. Понадобились дополнительные усилия по выработке особых приложений к Маастрихтскому договору, позволившие повторно провести референдум в этой стране, в ходе которого удалось добиться позитивного результата. Сложная процедура конституционных пересмотров была осуществлена в ФРГ, во Франции. В последней в текст Конституции страны была введена даже новая специальная глава о Европейских сообществах и Европейском Союзе. Однако, несмотря на все сложности, связанные с одобрением Договора о создании Европейского Союза, он был единогласно ратифицирован всеми государствами-членами Европейских сообществ и 1 ноября 1993 г. вступил в силу.

Маастрихтский договор определяет, прежде всего, состав и структуру Европейского Союза, его цели и принципы. Согласно ст. А этого Договора Союз создается на основе Европейских сообществ (в русском переводе текста Договора приводится иногда единственное число, что, очевидно, не совсем точно). Новыми политиками и формами сотрудничества стали по Договору 1992 г. общая внешняя политика и политика безопасности, а равно сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел.

Союз ставит своей задачей сохранение достижений Сообществ и на этой основе дальнейшее продвижение к более тесному и сплоченному взаимодействию в экономическом и социальном развитии, утверждение индивидуальности Союза на международной арене, защиту прав и свобод человека и осуществление на этой основе сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел.

Таким образом, Европейский Союз включал как бы три слагаемых: во-первых, все три уже существующих Сообщества; во-вторых, совместная внешняя политика и политика безопасности и, в-третьих (в том, что касается последнего слагаемого после уточнения, внесенного в последующем Амстердамским договором), сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере.

Маастрихтский договор, отличаясь довольно сложной структурой и значительным объемом, содержит, с одной стороны, постановления, относящиеся непосредственно к Европейскому Союзу, с другой стороны, положения, которые вносят изменения в уже действующие учредительные договоры о ЕОУС, Европейском экономическом сообществе и Евроатоме. Маастрихтский договор, особо подчеркивая то обстоятельство, что Европейское экономическое сообщество явно переросло рамки чисто экономического сотрудничества и превратилось из функционального в универсальное объединение, изменил его наименование. Отныне оно стало называться Европейское Сообщество (ЕС). Основные слагаемые Союза получили наименование трех опор.

Маастрихтский договор определяет основные цели Союза, имея в виду обеспечение большей сплоченности народов и государств, его образующих. Союз характеризуется не только как объединение государств, но и как союз народов стран-членов Союза. Он предусматривает обеспечение дальнейшего экономического и социального прогресса путем образования пространства без внутренних границ, построение экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой европейской валюты. Создание Европейского Союза призвано было упрочить его позиции на международной арене, укрепив безопасность государств, входящих в Союз. Кроме того, задачей являлось распространение взаимодействия государств Союза на такую важную сферу, как защита прав и свобод граждан, усиление сотрудничества правоохранительных органов.

Цели Союза, сформулированные в самом общем виде, детализируются и дополняются изложением задач, которые встают перед Европейским Сообществом. Важнейшей задачей Сообщества провозглашается построение Экономического и валютного союза. В этих целях Маастрихтский договор устанавливает программу и график реализации ЭВС и введения общей валютной единицы. Договор и приложения к нему определили условия участия государств-членов в Валютном союзе и финальную дату введения в обращение новой общей валютной единицы - евро. Конечной датой реализации этой цели должно было стать и стало 1 января 1999 г. Несмотря на возникшие сложности, несмотря на скептическое отношение многих влиятельных политических сил в странах ЕС и даже со стороны отдельных правительств, цель, поставленная Маастрихтским договором, была достигнута. Действительно. С 1 января 1999 г. 11 государств-членов Европейского Союза (из 15) ввели в действие новую валютную систему и новую валютную единицу. Уже одного этого обстоятельства было бы вполне достаточно для того, чтобы оценить Маастрихтский договор и создание Европейского Союза, как новый крупный прорыв на пути европейской интеграции. Одна из важнейших сфер осуществления национального суверенитета перешла в совместное ведение государств-членов Европейского Союза, создавших единую валютную систему.

Вторым не менее важным следствием образования Европейского Союза стало заметное расширение сферы ведения интеграционных объединений. С одной стороны, заметно расширилась юрисдикция Европейского Сообщества. В ведение ЕС было передано осуществление полномочий в таких областях, как: сотрудничество в области культуры, здравоохранения, защита прав потребителя, координация политики в сфере занятости и ряд других. С другой стороны, с созданием Европейского Союза в сферу его ведения начинают переходить новые и принципиально важные области взаимодействия государств-членов, такие как внешняя политика, безопасность, сотрудничество в области юстиции, охраны прав граждан. Определяются пути и методы этого сотрудничества, создаются новые структуры взаимодействия и координации политики, принимаются конкретные решения, которые должны способствовать защите прав и свобод человека. В этом плане особый интерес представляло введение на основе Маастрихтского договора института гражданства Европейского Союза - еще один важный шаг, свидетельствующий о восприятии начал характерных не для международной, а для государственно-правовой публичной организации.

Вместе с тем создание Европейского Союза заметно усилило гетерогенность, т.е. неоднородность нового образования. За десятилетия, прошедшие с момента создания Европейских сообществ, в рамках этих объединений сложилась достаточно четкая и строгая система институтов, сформировалась правовая система Сообществ, которая играла и продолжает играть исключительно важную роль в обеспечении интеграционных процессов и жизнедеятельности самих Сообществ. С появлением Европейского Союза и созданием второй и третьей опоры возникла проблема правового оформления и регулирования этих двух сфер деятельности Европейского Союза.

Конечно, с созданием Европейского Союза усилилась гетерогенность интеграционного объединения. Сам Союз по сравнению с Сообществами отличается меньшей ясностью и четкостью, правовых предписаний, действующих в его рамках. Нередко создаваемые в рамках второй и третьей опор структу­ры отличаются определенной рыхлостью. Тем не менее, прогресс, который достигнут в деле интеграции в результате создания Европейского Союза, распространение сотрудничества на сферу политического взаимодействия, формирование именно политического союза наряду с экономическим и валютным - все это, несомненно, говорит о том, что процесс интеграции не только не был остановлен или повернут вспять, а продолжал и продолжает развиваться. Об этом свидетельствует и новый учредительный акт - Амстердамский договор, который был разработан и подписан на основе предписаний Маастрихтского договора и призван способствовать дальнейшему развитию и упрочению Европейского Союза и его правовых установлении.