Что такое национальное право.

Национальное (внутригосударственное) и международное право являются самостоятельными, но взаимосвязанными системами права. Если национальное право регулирует отношения внутри страны, то с помощью норм международного права регулируются отношения между государствами и другими его субъектами, согласовываются эти отношения, и только в случае необходимости обеспечиваются коллективным принуждением. Как нормы международного права не имеют непосредственного действия в национальном праве государств-участников международного сообщества, так и нормы национального (внутригосударственного) права не применяются в международно-правовой сфере.

Соотношение национального и международного права - это всегда отношения связи и обратных связей, образующих в комплексе взаимодействие самостоятельных систем.

Формы взаимодействия национального и международного права:

1) национальное право служит своеобразным источником международного права, поскольку нормы последнего создаются в результате соглашения между его субъектами - суверенными государствами, преимущественно с целью удовлетворения национальных интересов. Национальное право определяет организацию и деятельность государства, его политику не только внутри страны, но и на международной арене через внешнюю политику и дипломатию утверждает правовые нормы и принципы, закрепленные в моральном сознании своего народа, отечественных нормативно-правовых актах и тем влияет на международное право. Необходимость объединить потенциал двух систем (национальной и международной) в деле достижения и охраны высших ценностей человеческой цивилизации требует от внешнеполитической деятельности любого государства привносить в международное право успехах национального права, с учетом которых оно обновляется. Нормы национального права, отражающих национальные обычаи, традиции и являются объективными закономерностями социального бытия, будучи трансформированы в нормы международного права, служат источниками международного права, в частности способствуют возникновению международных обычаев.

По структуре международное право приближается к структуре национальной системы права (разделение на частную и публичную, наличие отраслей права - экономическое, космическое, воздушное, морское, охраны окружающей среды, уголовное право и др.);

2) международное право, его нормы и принципы определяют идейную и нормативную основу национального права. Общечеловеческие принципы и нормы, содержащиеся в международном праве, требуют от национального права, законов страны быть их хранителями. Нормы права, прежде чем стать частью национального права, проверяются на соответствие общечеловеческим ценностям, которые содержатся в международном праве. Конституции ряда государств закрепляют основные принципы и нормы международного права, создающие юридические гарантии того, что эти принципы и нормы будут учтены государственными органами и должностными лицами во внутренней жизни страны.

В процессе заключения государством различных международных договоров (соглашений, конвенций), подписание международных деклараций, вступления в международные организации (вступление Украины в СЕ) национальное право обогащается за счет международного. Примером связи между национальным и международным правом является основополагающий принцип международного права pacta sunt servanta ("договоров надо соблюдать"). Применение норм международного права во внутригосударственной сфере обусловлено принципом добросовестного выполнения международных обязательств (bona fides), а также формулой статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров: "Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания относительно неисполненного им договора". При помощи международных договоров, соглашений происходит унификация ряда отраслей внутригосударственного права, то есть приведение к единству правовых норм, действующих в пределах различных государств и государственных образований. Например, государство с помощью норм международного права устанавливает ширину территориального моря или стандарты охраны окружающей среды или прав человека, то есть в такой способ реализует и конкретизирует нормы международного права. Нормы внутригосударственного права нередко корректируются при вступлении государств в международные и европейские организации. Так, при вступлении Украины в Совет Европы наряду с ратификацией Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, как обязательное условие было выдвинуто ратификация протокола к конвенции об отмене нормы, санкционирует смертную казнь.

Защита прав человека на внутригосударственном уровне менее эффективен, если внутреннее право не открытое нормам и принципам международного права. В национальном праве должны законодательно закрепляться действие норм международного права и условия их реализации.

Принципы соотношения национального и международного права:

1) принцип приоритета международного права (международных договоров) над национальным - предполагает, что при их разногласий применяются нормы международного права (договора). Этот принцип принимается государствами или в законодательном порядке, либо на практике. Так, в США международный договор, как и Конституцию и законы государства, изданные в ее исполнение, отнесено к высших законов страны. В конституциях ряда стран (Германии, Греции, Болгарии, Испании, Кыргызстана, РФ, Литвы, Армении и др.) определены международные договоры как составная часть правовой системы (или права, или законодательства). Приоритет международного права перед национальным правом сопровождается ответственностью государства за выполнение международно-правовых норм и решений;

2) принцип приоритета национального права над международным - предполагает, что при расхождении норм международного и национального права применяются нормы национального права, поскольку международное право расценивается как сочетание международно-правовых норм различных государств. Считается, что нормы международного права применяются в том случае, если они не противоречат национальному праву;

3) принцип дуализма - предполагает взаимодействие обеих систем права (национального и международного), поскольку основывается на признании их наличии.

в настоящее время является действующим принцип приоритета международного права (договора) над национальным, если его нормы признаны государством в законодательном порядке. Преимуществом перед национальными законами обладают те международные договоры, которые в установленном законом порядке ратифицированы и опубликованы.

Нормы международного права в национальном праве реализуются через следующие системы:

1) система инкорпорации (прямой способ) - включения в национальную систему права правил международного договора в силу акта ратификации или иного вида принятия договора и непосредственное применение норм международного права государственными органами, прежде всего судами, а также должностными лицами и гражданами. Эта система характерна для РФ, США, Франции и Германии, поскольку на территории этих государств нормы международного права имеют прямое действие. Систему инкорпорации называют еще прямой трансформацией или включением, а правила международного договора - "самовиконуючими", то есть такими, что не нуждаются в конкретизации со стороны государства;

2) система трансформации (опосредованный способ) - способ выражения согласия государства на обязательность для нее международного договора, если на его основе выдается национальный (внутригосударственный) нормативный акт, который более-менее воспроизводит содержание договора. Сама по себе норма международного права не наделяет человека правами, только нормы внутреннего законодательства дают возможность лицу осуществлять права и обязанности, гарантированные государством в связи с заключенным ею международным соглашением. То есть, чтобы приобрести применение, нормы и принципы соответствующих международных договоров имплементируются - воплощаются в национальное право. Эта система действует в Великобритании и других странах общего права;

3) смешанная система - объединяет и систему трансформации, и систему инкорпорации.

Совсем не принципиально, какой способ введения норм международного права в национальное право (система трансформации или система инкорпорации) взятый государством за основу. Главным является то, чтобы международно-правовые нормы находили освещения в правовой системе государства и имели приоритет над внутренними правовыми нормами в случае коллизии (столкновения) с ними.

Принципы соотношения права ЕС и национального права:

o приоритет права ЕС над национальным;

o прямое действие права ЕС на территории государств-членов".

В современном праве Японии переплетаются живущие и поныне традиции внесудебного решения споров с новыми кодексами, которые создавались по образцам сперва французского и немецкого права, и после Второй мировой войны - американского права.

Л. X. Саидов

Право Японии в Новейшее время претерпело значительные изменения. Оно развивалось по достаточно оригинальному пути, сочетая принципы западноевропейского законодательства с некоторыми институтами японского происхождения. С конца XIX в. отмечалось заимствование японцами французского и немецкого права. О значении рецепции германского права говорит бытовавшая в то время фраза: «Что не является немецким правом, не является правом вообще».

В соответствии с традициями континентального права японская юридическая наука разделяла право на публичное и частное. В последнее время ряд японских правоведов обращают внимание на сложность и определенную условность выделения публичной и частной составляющих правовой системы.

Поражение Японии и ее семилетняя оккупация американскими войсками привели к существенным изменениям в японском праве. Это способствовало тому, что англо-американская правовая семья (преимущественно в ее американском варианте) стала оказывать доминирующее влияние на развитие японского права. Наиболее ощутимо оно проявилось в конституционном, гражданском, торговом и уголовно-процессуальном праве.

Вместе с тем право в Японии отмечено достаточно ярко выраженным национальным своеобразием. На его формирование оказали влияние синтоизм, буддизм и конфуцианство. С синтоизмом было связано становление японской государственности, основанной на культе императорской династии и эмоциональном единстве нации. С помощью отдельных положений буддизма происходило обоснование иерархичности общественного строя. Конфуцианство послужило фундаментом социальной этики. Сложившееся под влиянием этих религиозных течений, японское правосознание характеризуется понятием «ва» (дух гармонии). В этом понятии соединяются присущие японской культуре представления об иерархии и гармонии. Принцип «ва» требует уклоняться от критики (критика допускается только в завуалированной форме, чтобы критикуемый «не потерял своего достоинства») и предполагает мирное, полюбовное разрешение споров, возникающих в сфере управления.

В Новейшее время в основном действовало гражданское законодательство конца XIX - начала XX в. После Второй мировой войны гражданское право было модернизировано. В этом, наряду с переработкой старых гражданских уложений, большую роль сыграли новые обобщающие законодательные акты - так называемые Основные законы (об образовании 1947 г., о сельском хозяйстве 1961 г., о защите интересов потребителей 1968 г. и др.). Наличие таких актов стало важной вехой в истории японского гражданского права.

Произошла трансформация основных институтов гражданского права в сторону большей степени учета интересов общества в целом. Из сферы гражданско-правовой регламентации выделились области, регулируемые оформившимися к этому времени новыми отраслями права, и прежде всего трудовым и социальным правом.

Изменения коснулись семейного и наследственного права. Исходной точкой реформы послужило положение новой японской конституции о равенстве супругов и личной свободе в браке. Был ликвидирован институт главы семейства и клановой семьи в целом. Браки стали заключаться свободно, и только несовершеннолетним требовалось согласие родителей. В решении вопросов семейной жизни, местожительства, выбора фамилии и т.д. права мужа и жены стали равными.

Изменилось содержание родительской власти в отношении детей. Она была признана за обоими родителями. Вместе с гем на семейные суды возлагались право и обязанность лишать родителей их власти в случае, если она признавалась злоупотреблением. Некоторые формальные пережитки все-таки сохранились: родители давали разрешение ребенку на занятие профессией, имели право подвергать ребенка наказанию и т.д. Сохранялись традиции старой патриархальной семьи в наследственном праве.

Постоянно росло число законов, являвшихся источниками административного права. К началу 1980-х гг. в Японии действовало свыше 1500 законов, при этом более 1000 законов относилось к сфере государственного управления и административного права. К числу основных законов в административном праве относятся законы о кабинете министров, об организации государственного управления, о государственных служащих, о местном самоуправлении и некоторые другие законодательные акты.

К разряду обычных законов могут быть отнесены законы о статусе министерств и ведомств, в которых устанавливаются структура, штаты, основные задачи центральных органов публичной администрации, механизмы межведомственной координации, а также многочисленные законы об отраслевом регулировании.

Японское административное законодательство, в отличие от гражданского, не кодифицировано. Административно-правовые нормативные акты собраны в Сборнике действующих законов и постановлений, который издается Бюро юридических исследований при министерстве юстиции.

Совершенствовалось уголовное законодательство. В начале XX в. (1907 г.) в Японии было принято новое Уголовное уложение, закрепившее вплоть до окончания Второй мировой войны германское влияние на уголовное право Японии. Была заметна его политическая направленность. На первое место были поставлены преступления против императорской фамилии. Жестокие наказания устанавливались за любую «бунтовщиче- скую» деятельность.

Было расширено судейское усмотрение и введены институты условного осуждения и условного освобождения. Допускалось смягчение наказания по усмотрению суда. Что касается определения размеров наказания, то свобода судейского усмотрения определялась здесь двумя обстоятельствами: во-первых, суд мог маневрировать в выборе размера санкции, пользуясь тем, что законодатель зафиксировал сильно расходящиеся верхние и нижние пределы санкций; во-вторых, законодатель предусмотрел, что суд может увеличить наказание выше предела, установленного законом (при квалификации преступления как рецидивного).

Данное Уголовное уложение в течение всего довоенного периода сохраняло центральное место в системе уголовного права. Оно постоянно пополнялось новыми уголовными законами и уголовно-правовыми нормами законодательства, содержащими различного рода изменения.

Реальные крупные перемены в уголовном законодательстве последовали после падения авторитета монархии и в общей связи с широкой правовой реформой, проведенной после Второй мировой войны. Законом 1947 г. из Уложения были исключены преступления против императорского дома, упразднены семейно-моральные преступления вроде нарушения супружеской верности. Вместе с тем в него были введены наказания за военные преступления, за преступления против мира и человечности и др. В основном же до конца XX в. уголовное право основывалось на принципах Уложения 1907 г. Некоторые его положения актуальны и в современный период.

В целом влияние зарубежного права не было всеобъемлющим. Влияние права США на японскую правовую систему оказалось не настолько сильным, чтобы «перетянуть» японское право полностью в семью англосаксонского права.

Вводились самобытные новеллы, неизвестные буржуазному праву. Некоторые акты свидетельствовали о влиянии как континентального, так и англосаксонского права. Большинство институтов основных отраслей японского права: гражданского, гражданско-процессуального и уголовного - по-прежнему базировалось на традициях романо-германской правовой семьи.

Судебная система Японии носила разветвленный характер. В 20-е гг. XX в. основными органами общей юстиции стали местные и районные суды, рассматривавшие основную массу гражданских и уголовных дел. Местный судья единолично решал незначительные дела, в основном гражданские с небольшой суммой иска. В районных судах дела решались коллегиально, кроме того, районные суды выступали как суды второй инстанции в отношении местных судов. Незначительные правонарушения разбирали низовые полицейские суды.

Существовали окружные апелляционные суды, где дела рассматривались только в порядке обжалования. Во главе судебной системы находился Верховный суд. В нем разбирались обвинения в государственной измене, выступления против членов императорской династии и др.

Особую систему составляли суды по семейным делам. Они действовали при окружных судах и рассматривали споры о наследстве, споры, связанные с семейным правом, выполняли посреднические функции по семейным делам. В 1921 г. был создан арбитраж по коммерческим спорам.

С принятием новой Конституции Японии была реформирована и судебная система. Конституция установила полную самостоятельность судебной ветви власти, несменяемость судей, гласность и открытость судопроизводства. Новая судебная организация была установлена Законом о судоустройстве 1947 г.

В соответствии с ним была сформирована четырехуровневая система судов, единых для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Упразднялись особые и административные суды. Основная масса дел разбиралась в так называемых суммарных (в стране было учреждено около 600 таких судов) и районных судах. Председатели всех судов назначались от имени императора, судьи - министерством юстиции.

Действовали Высокие суды, рассматривавшие апелляции на решения низовых органов юстиции. Верховный суд помимо апелляционных функций был наделен полномочиями конституционного надзора и управления судебными делами.

В 1949 г. усовершенствованию подверглись и семейные суды, которые стали частью общей юстиции. Суды были образованы повсеместно и решали вопросы об ответственности несовершеннолетних с учетом мнения органов социальной защиты и воспитательных учреждений.

Сегодня судебную ветвь власти Японии возглавляет Верховный суд. Он осуществляет конституционный контроль, а также является высшей инстанцией для рассмотрения других дел, окончательно рассматривает дела о преступлениях против государства. Верховный суд осуществляет полномочия судебного управления, издает руководящие указания для нижестоящих судов, обобщает судебную практику.

Существуют окружные суды, которые рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел. Они являются также апелляционной инстанцией для так называемых дисциплинарных судов - низшего звена всей судебной системы.

В дисциплинарных судах слушаются мелкие уголовные дела и гражданские дела с определенной ценой иска. Дела рассматриваются единолично судьей, который не обязательно должен иметь юридическое образование.

Сам процесс судопроизводства содержит как рецепированные романогерманские модели, так и традиционные нормы, сложившиеся в прошлом . Современное японское право наряду с судебной процедурой предоставляет возможность выбрать специальную, примирительную процедуру. Согласно этой процедуре, компетентный суд создает по заявлению одной из сторон специальный арбитражный комитет в составе двух-трех неспециалистов и под председательством назначаемого в большинстве случаев профессионального судьи. Этот комитет вызывает и выслушивает спорящие стороны, а затем пытается склонить их к мировому соглашению. В случае неудачи такой попытки иск может быть подан в судебном порядке. На практике согласительные процедуры имеют большое значение, тем более что суды зачастую пользуются возможностью приостановить рассмотрение дела и передать его в арбитражный комитет .

Данное явление в японском судопроизводстве не стоит переоценивать. В последние годы значительно возросло число судебных процессов, особенно касающихся защиты окружающей среды и ответственности за качество производимой продукции. С подобными исками выступают тысячи истцов.

Говоря о будущем японского права, Р. Давид справедливо утверждает, что даже если японские правовые институты будут полностью вестернизированы, а юридическая техника модернизирована, применение права все равно будет ощущать на себе живучесть и действенность традиционных принципов этой страны .

Несмотря на определенную схожесть японской и западной систем права и судопроизводства, правовая система Японии характеризуется рядом институтов, выработанных собственно японской практикой. Традиционное начало выражается прежде всего в особенностях нравопонимания в японской культуре.

Японцев сегодня отличают высокая степень корпоративизма и верно- подданничества, равнодушие к свободе личности и человеческому достоинству, когда дело касается их лично. Японцы стараются по возможности избегать судебных разбирательств, предпочитают посредничество третьих лиц в разрешении различных коллизионных ситуаций. Им свойственна высокая степень ответственности при исполнении обязательств. Обращение в суд с точки зрения японской этики - поступок, достойный порицания, поскольку любой спор можно решить полюбовно . Именно это наделяет особым значением деятельность участкового полицейского, который является частым и желанным гостем в домах, всегда готов уладить возникающие проблемы. Японская полиция наделяется правом самостоятельно принимать меры в отношении малозначительных преступлений. Такие полномочия, предоставляемые полицейским, помимо прочего позволяют значительно сократить нагрузку на органы уголовной юстиции, что позволяет последним сосредоточить свои усилия на рассмотрении серьезных преступлений. По данным японской статистики, число лиц, в отношении которых была применена указанная система, составило около 40% всех взрослых, задержанных полицией по подозрению в совершении преступлений. В связи с совершением малозначительных преступлений (кражи, укрывательства краденого, мошенничества и др.) и с причинением незначительного ущерба дела этих лиц были разрешены полицией путем вынесения им официальных предостережений. Надзор за правильностью применения процедуры принятия мер по малозначительным делам осуществляет прокурор.

Вступили в силу положения, которые предусматривали судебные разбирательства с участием непрофессиональных судей, избираемых из числа граждан страны. Предложенная структура представляет собой гибрид системы судов присяжных, утвердившихся в странах англо-американского права, и системы судов, свойственных странам континентальной системы права.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Каковы особенности государственно-правового развития Японии в первой половине XX в.?
  • 2. Каковы причины и последствия установления фашистского режима в Японии?
  • 3. Как сказался на развитии послевоенной Японии американский оккупационный режим?
  • 4. Каковы форма правления и государственного режима Японии по Конституции 1947 г.?
  • 5. В чем заключалась система сдержек и противовесов по Конституции 1947 г.?
  • 6. Каковы особенности государственного строя Японии между мировыми войнами?
  • 7. Почему послевоенная политика демократизации очень скоро сменилась политикой «обратного курса, ужесточением политического режима?
  • 8. В чем особенности современного государственного устройства Японии?
  • 9. Какие изменения произошли в правовой системе Японии?

Тесты

  • 1. «Ассоциация помощи трону», образованная в довоенной Японии, выполняла функции:
    • а) политической партии;
    • б) службы безопасности парламента;
    • в) профсоюзов.
  • 2. Каковы причины установления в предвоенной Японии фашистской корпоративной системы:
    • а) экономический кризис конца 1920-х - начала 1930-х гг.;
    • б) выступление военных за отмену буржуазно-демократических реформ;
    • в) вмешательство государства в сферы общества;
    • г) массовый террор полиции против левых сил;
    • д) милитаризация всех сфер жизни?
  • 3. В послевоенной Японии по Конституции 1947 г. была установлена форма правления:
    • а) парламентская республика;
    • б) президентская республика;
    • в) парламентская монархия;
    • г) смешанная республика.
  • 4. Функции конституционного надзора в Японии выполняет:
    • а) Конституционный суд;
    • б) Конституционный совет;
    • в) Верховный суд;
    • г) Палата советников.
  • 5. Какая инстанция возглавляет судебную систему Японии:
    • а) Верховный суд;
    • б) парламент;
    • в) император?
  • 6. Какие суды выступают в качестве апелляционных инстанций:
    • а) высшие суды;
    • б) верховный суд;
    • в) территориальные суды?
  • 7. Существует ли в Японии институт присяжных заседателей?
  • а) нет;
  • б) да;
  • в) только по делам об умышленных убийствах?
  • 8. Что такое то в системе высших префектур:
    • а) осака;
    • б) токио;
    • в) хоккайдо;
    • г) КИОТО?
  • 10. Какие цели предусматривали послевоенные реформы государственного управления:
    • а) демилитаризация Японии;
    • б) чистка государственного аппарата, суд над военными преступниками;
    • в) парламентские реформы;
    • г) ограничение прерогатив императора:

Задания

  • 1. Объсните, почему Японии в Новейшее время удалось избежать порабощения индустриальн ы ми странами?
  • 2.11одумайте, почему Японии удалось избежать крупных социальных потрясений.
  • 3. Объясните и покажите на конкретных примерах, что отличительной чертой формирования права Японии Новейшего времени является сочетание принципов западноевропейского права и национального права.
  • 4. Объясните большое влияние на все слои японского общества монархии.
  • 5. Объясните, какие мотивы в отношении к государству со стороны граждан Японии мы можем отметить в послевоенные годы? Почему произошла демократическая коррекция в государственно-правовой структуре?
  • 6. Охарактеризуйте судоустройство и судопроизводство современной Японии.
  • В Новейшее время в процесс судопроизводства постоянно вносились изменения.Так, в 1926-1929 гг. был принят Гражданско-процессуальный кодекс, установивший новыйпорядок разбора дел (в день можно было заслушивать лишь одного свидетеля, и любое делорастягивалось на месяц-полтора). Действовал институт присяжных заседателей. Представителями государства в процессах выступали прокуроры. Новый Уголовно-процессуальныйкодекс (1947 г.) существенно демократизировал уголовный процесс, отменив важное ранеепредварительное слушание, основанное на презумпции виновности обвиняемого. В 1949 г.был принят Закон об адвокатуре. В последующий период эти документы дополнялисьв соответствии с изменяющимися условиями, а также принимались новые законы.
- 65.50 Кб

Государственный Университет – Высшая Школа Экономики

Реферат по Сравнительному правоведению

на тему: «Особенности национального права стран Африки»

Москва, 2008 г.

Введение

Список литературы

Введение

Одна из самых интересных тем из всего курса сравнительного правоведения, на мой взгляд, - это тема, посвященная особенностям обычного права Африки. Интересна она, возможно, потому, что очень мало изучена, сложна в исследовании, но этим и привлекательна. Нельзя не попытаться понять или просто оставить без внимания такой пласт истории, права и ценностей целой континентальной культуры, ведь африканская правовая семья охватывает правовые процессы на огромной территории. В результате особенностей исторического развития сейчас право африканских государств, обретших национальную независимость после распада колониальной системы, сочетается с элементами старого, с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере общественных отношений.

Исследование африканского обычного права имеет для сравнительного правоведения особое значение, так как основывается на обработке материала двоякого рода: законодательного, даваемого писаным правом современных культурных народов или правовыми памятниками угасших в прошлом цивилизаций, и обычно-правового, заимствованного из юридической этнографии.

Следует отметить, что термин «обычное право» часто используется для обозначения традиционного права, которое существовало у африканских народов до колонизации. Традиционное право представляло собой преимущественно совокупность неписаных правил, устно передаваемых из поколения в поколение. Английский юрист А.Эллот отмечал, что африканское обычное право не знало юридических произведений: не было ни юридических текстов, ни манускриптов по правовым вопросам, ни исковых заявлений и т.д.

В традиционном праве моральные и правовые нормы выступают в неразрывной связи, поэтому при решении конфликтов руководствуются идеей, целью примирения.

Следует отметить большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного африканского современного государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения. Все это многообразие дополняется большими различиями по системам родства и семейного уклада.

В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа:

Первый этап – развитие традиционного африканского права.

Второй этап – колониальное развитие обычного права и влияние на него основных правовых семей.

Третий этап – независимое развитие, формирование современных правовых систем африканских стран.


Традиционное африканское обычное право

Африканское обычное право является правом групп, сообществ, но не правом индивидов. Эта отличительная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права. В брачном праве брачный договор представлял собой скорее соглашение двух семейных групп, чем союз двух индивидов, и развод был возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит социальной группе. В наследственном праве имущество также переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При компенсации ущерба выплату производила одна семья другой, но не одно лицо другому. И, наконец, тяжбы возникали главным образом между сообществами или группами.

В обществах Африки действовали два основных вида судов (иногда в одном обществе они действовали одновременно): это своего рода арбитраж и суд с соблюдением юридических формальностей. В обществе без вождей или при отсутствии централизованной политической власти споры решались с помощью арбитража или переговоров внутри местной общины. В разрешении конфликтов внутри семьи или клана участвовали старейшины и другие влиятельные члены семьи; когда же разногласия возникали между соседями, арбитраж и переговоры вели разного рода официальные и неофициальные лидеры.

Суды, соблюдавшие юридические формальности, действовали в обществах с более или менее централизованной властью. Обычно эти суды образовывали иерархию в соответствии с политической иерархией, и апелляции направлялись от низших судов (например, судов мелких вождей) к высшим (например, судам крупных вождей). Суды обладали полномочиями вызывать свидетелей, назначать штрафы и наказания, следить за выполнением своих решений.

Однако вне зависимости от способа разрешения конфликта задача суда или арбитража сводилась не столько к отысканию фактов, формулированию правовых норм и применению их с учетом этих фактов, сколько к наведению порядка, устранению причиненного зла и восстановлению гармонии в общине. Гармонию же можно восстановить только тогда, когда все вовлеченные стороны будут уверены в том, что справедливость восторжествовала.

Следует отметить и роль сверхъестественного в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявлялся в основном в том, что для выяснения истины заставляли клясться и проводили испытание «судом божьим».


Влияние основных правовых семей на традиционное африканское право

Второй этап развития традиционного общего права был связан с колонизацией Африки в XIX в., которая внесла крупные перемены в юридическую жизнь континента. Давление и влияние права колониальных держав становились доминирующими.

Вся Африка за небольшим исключением была колонизирована европейскими державами. В XIX в. колониальные власти – английские, французские, португальские и бельгийские – в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Так, французское право было введено во Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское – в Конго, португальское – в Анголе и Мозамбике, общее – в английских колониях, Романо-голландское, позже измененное под влиянием английского общего права, - в Южной Африке. Либерия заимствовала общее право и некоторые судебные обычаи Англии и США.

Принцип прецедента был воспринят в ряде стран Африки. Причем прецедентное право в африканских странах общего права имел ряд особенностей: в них происходит рост национального прецедентного права и продолжается активное заимствование английских прецедентов.

Следует отметить, что наряду с внедрением собственных правовых институтов колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права, которая не противоречила их интересам. Так возникла дуалистическая система права, включавшая в себя право, введенное метрополиями, и обычное право. Первое охватывало преимущественно административное право, торговое и уголовное. Традиционные области – землевладение, семейное и наследственное право – оставались в сфере действия обычного права.

Дуализм судов проявлялся весьма заметно. С одной стороны, действовали колониальные суды с европейскими судьями, правом метрополии и колониальным законодательством; с другой – были организованы местные суды, контроль за деятельностью которых осуществляли административные чиновники, которые ведали назначением и смещением членов судов.

Таким образом, можно выделить четыре изменения в обычном праве в колониальный период:

  1. отход от традиционных методов урегулирования с постепенным внедрением судебной системы, первоначально базировавшейся на прежних племенных установлениях, но со временем перестроившейся по образцу буржуазного судоустройства;
  2. восприятие европейских норм судьями, которые вели разбирательство в местных судах по нормам обычного права;
  3. введение законов, которые хотя и не отменяют обычное право, но все же предоставляют африканцам возможность регулировать свои правовые отношения на основе буржуазного права;
  4. прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими, например рабства и нанесения увечья.


Формирование современных правовых систем африканских стран

Третий этап развития африканского права связан с получением государствами Африки национальной независимости. Здесь наблюдаются две тенденции. С одной стороны, сохранялись почти без изменений прежние принципы, законы и иные нормативные акты, привнесенные из других правовых семей. С другой стороны, интенсивно развивается национальная правовая система африканских государств.

В некоторых африканских странах проводились реформы, ставившие целью создание кодификации и законодательных, и обычных норм. Они удались лишь применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному.

В колониальный период в британских колониях действовал уголовный кодекс, основанный на английском общем праве. Наряду с этим местные суды рассматривали деяния как уголовные, руководствуясь сложившимися обычаями. После получения независимости некоторые страны включили составы, основанные на обычае, в уголовный кодекс. Большинство стран поступило еще проще, отменив основанное на обычае уголовное право и провозгласив уголовный кодекс единственным актом, который определяет, какие действия считаются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них.

Здесь хотелось бы отметить отдельно историю смертной казни в Африке. В ряде африканских обществ предпочтение отдавалось изгнанию как альтернативе смертной казни. Об этом свидетельствуют многие исследователи традиционного доколониального африканского права. Даже должность палача, существующая ныне, не была известна до прихода колонизаторов в Африку. По обычному праву Уганды, например, убийца обязан был только выплатить родственникам убитого компенсацию женщинами, домашними животными, тканями. Случайное убийство вообще не считалось преступлением. Однако, как свидетельствует М.А. Супатаев, ссылаясь на мадагаскарскую газету «Имунку ваувау» от 25 марта 1988 г., на юге страны были отмечены многочисленные случаи самосуда в соответствии с древними традициями. «Ворам, грабителям, насылавшим “порчу” колдунам и другим лицам, нарушившим “коллективное соглашение”, которое заключается между жителями одной или нескольких деревень, - писала газета, - отрубают голову, а тело сжигают. Хоронить убитого там, где покоятся предки, нельзя, а это, по традиционным верованиям, является самой страшной карой».

На 1 января 2001 г. 10 африканских государств отменили смертную казнь. Страны, уголовные законодательства которых предусматривают смертную казнь как вид наказания, можно разделить на три группы:

 страны, активно применяющие смертную казнь;

 страны, редко применяющие смертную казнь;

 страны, хотя и сохранившие смертную казнь в законе, но не применяющие ее на практике (отменившие смертную казнь de facto).

К странам первой группы относятся Нигерия, Камерун, Эфиопия, Сьерра-Леоне, Судан.

Во вторую группу стран, применяющих смертную казнь, редко входят такие государства, как Зимбабве, Танзания, Гана, Малави. К третьей группе стран относятся такие государства, как Мали, Сенегал, Конго.

Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области брачно-семейного и наследственного права. Хотя такие попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферах не был преодолен.

Например, в 1962 г. в Гане был опубликован проект закона о браке, разводе и наследовании. Однако судьба этого проекта оказалась неудачной. Трижды предпринимались попытки претворить его в жизнь, но безуспешно. А в Кении для этой задачи были созданы две комиссии: одна занималась вопросами заключения и расторжения брака, другая – вопросами наследования. В сентябре 1968 г. комиссии представили итоговые отчеты, в которых содержались рекомендации с целью замены разнообразных норм брачного и наследственного права одним кодексом.

Сказанное дает основание утверждать, что традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом кодификации и систематизации.

Вывод

Современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется правовой многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы. С усилением роли конституционного права как юридического фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права.

Как вывод, я бы хотела также сказать о том, что тема действительно очень интересная, мне понравилось работать с теми немногими источниками, в которых изложены какие-то определенные сведения относительно права Африки; в частности, наибольший интерес вызвала книга А.Х. Саидова по сравнительному правоведению, которая и явилась основным источником в моей работе.


Список литературы

 М. 1981

 Мезяев А.Б. «Смертная казнь в современном мире. Уголовное право государств Африки», журнал «ПРАВО И ПОЛИТИКА» №6, 2001

 Allot A. New Essays in African Law L., 1970


Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Мезяев А.Б. «Смертная казнь в современном мире. Уголовное право государств Африки»

Формирование современных правовых систем африканских стран
Вывод
Список литературы

Национальное право о соотношении с международным правом. Роль национального права в определении соотношения и взаимодействия двух систем иная, чем международного. Если международное право содержит только общие принципы, исходные положения, то задача внутреннего права государства - определить статус норм международного права в рамках своей юрисдикции, ответственные за их выполнение органы, формы и способы их осуществления, т. е. в целом механизм имплементации.

На высшем нормативно-правовом уровне эти вопросы регулируются конституциями - актами верховной юридической силы. Они по-разному решают проблему взаимодействия международного права с внутренним.

Одна из старейших и стабильных - Конституция США 1787 г. в ч. 2 ст. VI гласит: «Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры... являются верховным правом страны». Согласно американской официальной доктрине «верховенства» федеральные законы и международные договоры заключаются «властью Соединенных Штатов», которая имеет источником Конституцию, а потому производны от нее.

В соответствии со ст. 55 Конституции Франции «международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной». Как видно, далеко не всякий международный договор имеет преимущество перед национальным законом.

Некоторые конституции придерживаются иного подхода и вводят международные договоры в структуру национального законодательства.

Так, в соответствии со ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой, являются частью национального законодательства Украины.

Ключевые правила конституций развиваются в действующем законодательстве, а в ряде стран - и в специальных законах о международных договорах, где устанавливаются конкретные формы внутригосударственной имплементации международных норм.

В российской системе права существуют группы однородных норм, регулирующих его отношение к международному праву: нормы-принципы, нормы о компетенции, нормы о способах осуществления международных предписаний, образующие институт исполнения международных обязательств.

Нормы-принципы определяют исходные, принципиальные начала отношения отечественного права к международному. Это прежде всего упоминавшиеся положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Данный принцип воспроизводится с учетом отраслевых особенностей в некоторых кодексах (ГК РФ, ТК РФ, Лесной кодекс РФ и др.) и федеральных законах.

Рассмотрим нормы о компетенции. Выполнение норм международного права зависит в первую очередь от государственных органов. Поэтому не случайно ст. 32 Закона о международных договорах РФ, посвященная обеспечению выполнения договоров, оговаривает роль Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, МИД России.

В кодексах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах об определенной сфере деятельности или о конкретном органе (виде органов) предусматриваются их функции, компетенция, полномочия по обеспечению исполнения соответствующих договоров (УПК РФ, ГПК РФ и др.).

Нормы о способах осуществления международных предписаний отвечают на вопрос, как реализуются нормы международного права, что должны предпринять компетентные органы для их реализации, при каких условиях они могут быть применимы в решении конкретных правовых ситуаций. Такие нормы рассредоточены во многих актах законодательства. Прежде всего это ч. 4 ст. 15 Конституции РФ как общее дозволение органам, организациям, гражданам ссылаться на международные нормы, использовать их в нормотворчестве, в правоприменении для аргументации, а также для вынесения правовых решений. Другие акты дают более конкретные ориентиры. Так, ч. 3 ст. 5 Закона о международных договорах РФ предусматривает, что они реализуются двумя основными способами: положения договоров, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Для осуществления иных положений принимаются соответствующие правовые акты.

Формы осуществления международных обязательств во внутригосударственной сфере. Два основных способа конкретизируются и воплощаются в следующих наиболее часто используемых правовых формах исполнения международных обязательств.

Приведение законодательства в соответствие с международным правом. При такой форме вносятся дополнения и изменения в содержание материального и процессуального права страны: принимаются новые, корректируются или отменяются действующие акты или отдельные нормы. Например, в связи с ратификацией ЕКПЧ был принят Федеральный закон от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод».

Определение порядка выполнения конкретного договора. Для выполнения некоторых договоров необходимо не только введение содержательных изменений в законодательство, но и определение механизма исполнения конкретного договора. Например, комплекс правообеспечительных мер был принят в связи с ратификацией Россией КЗХО.

Особенность данной формы и роль таких актов заключается в том, что в них конкретизируются, разъясняются отдельные положения договора, определяются ответственные за его реализацию органы, предусматриваются необходимые для имплементации мероприятия или порядок, процедура выполнения договора, дается указание руководствоваться его положениями (отсылка).

Включение в законодательство отсылочных норм к международному праву. Такие нормы являются юридическим основанием для использования и (или) применения норм международного права в конкретных ситуациях, что предполагает их самостоятельное или совместное с внутригосударственными нормами действие и применение (ст. 78 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2 Закона о гражданстве РФ и др.).

Включение в законодательство норм о приоритете применения норм международных договоров. Данные нормы не только отсылают к договорам, но и однозначно предписывают отдать предпочтение договору, если закон с ним расходится, т. е. выступают одновременно санкцией, юридическим основанием применения договора и правилом разрешения коллизии. Данная норма получила отражение в Конституции и во многих кодексах и федеральных законах (АПК РФ, ГПК РФ, ГК РФ, ЖК РФ и др.).

Нормы о приоритете играют важную роль в исполнении международных договоров и в динамичном функционировании права. Во- первых, их исполнение не требует дополнительных нормотворческих мер. Во-вторых, они позволяют оперативно учитывать случаи, когда законодательство устанавливает общий режим, а двусторонние договоры - специальные правила в зависимости от договоренности с тем или иным государством, отличные от законодательства и других аналогичных договоров. Конечно, отразить в законодательстве особенности всех договоров невозможно - это породило бы путаницу и хаос. Значит, такая схема гибкого реагирования в подобных ситуациях представляется оптимальной.

Место норм и источников международного права в национальной правовой системе. По Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Правовая система шире, чем законодательство или даже право страны в целом: она есть совокупность всех явлений правовой реальности и включает действующее в стране право, правовую деятельность (по созданию и реализации права), правовые идеи, представления, теории, взгляды, доктрины (правосознание в широком смысле). Нормы международного права, таким образом, присутствуют во всех компонентах правовой системы.

Отсюда очевидно, что они не становятся частью права России, а действуют совместно (наряду) с ним, им лишь придается юридическое значение в иной системе. Они не меняют свою природу и формы (источники). Государство обеспечивает выполнение именно норм международного права как результат выражения своей воли не в законодательной, а в иной (договорной, согласованной) форме. Согласно практике они толкуются и принимаются судами и другими органами как нормы иного, не внутреннего, права.

В равной мере источники международного права занимают обособленное положение в нормативной части правовой системы государства, рядом с источниками внутреннего права. Они действуют совместно, наряду с последними, не вливаются в общий массив, а являются источниками одного из видов действующих в стране правовых норм.

Из сказанного вытекает, что нормы международного права должны толковаться и применяться в соответствии с его целями и принципами, с установленными в нем и в конкретном договоре временными, пространственными и субъектными пределами действия, в контексте значения используемых в нем терминов, а не как нормы внутреннего права.

Юридические условия применения норм международного права в сфере национальной юрисдикции. Независимо от форм и способов введения норм международного права в национальную правовую систему государства, как правило, исходят из того, что существование общепризнанной нормы или вступление договора в силу сами по себе не означают их обязательность в пределах юрисдикции государства для субъектов внутреннего права. Необходимо наличие юридических условий их действия и применения.

Первое условие - общая отсылка к международному праву, т. е. закрепление возможности действия и применения международных норм без изменений законодательства. Она является «зеленым светом», открывающим возможность нормам международного права регулировать отношения в сфере внутригосударственной юрисдикции наряду с нормами внутреннего права, благодаря ей нормы международного права обретают юридическую силу на территории государства. В российской правовой системе эту функцию выполняет норма ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Другое важное условие - признание Россией конкретной общепризнанной нормы, а в отношении договора - выражение согласия на его обязательность в одной из форм, предусмотренных Законом о международных договорах РФ: подписание, обмен документами, ратификация, утверждение, принятие, присоединение и т. д. Любой орган, ссылающийся на договор, особенно суд, обосновывающий решение нормами конкретного договора, должен установить факт его признания Россией, более того, является ли вообще международный документ договором, а не рекомендательным документом (резолюцией, декларацией и т. п.).

Договор должен вступить в силу - еще одно условие. Только действующий договор порождает юридические последствия. Закон о международных договорах РФ недвусмысленно отмечает: договор подлежит выполнению с момента его вступления в силу для Российской Федерации (ч. 3 ст. 31). Соответственно суды, ссылаясь на договор, должны устанавливать факт его действительности во времени.

О значимости такого юридического условия, как опубликование договора, свидетельствует факт, что оно включено в Конституцию РФ как одна из основ конституционного строя страны: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15). Источниками официального опубликования являются «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень международных договоров» и официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), а для межведомственных договоров - официальные издания соответствующих органов. Опубликованию подлежат как вступившие в силу для России, так и временно применяемые по договоренности между сторонами договоры.

Как особое условие применения договора при рассмотрении конкретного судебного дела может выступать необходимость установления обязательности договора и для государства, в отношении граждан или организаций (органов) которого выносится решение суда. Это очевидное и непременное требование: норма или договор должны юридически связывать обе страны.

Соотношение юридической силы норм международного и внутреннего права. Конституция РФ обладает приоритетом применения перед международными договорами РФ. Она есть акт высшей юридической силы в правовой системе страны. Все действующие на территории нашей страны акты, в том числе международные договоры, не должны противоречить Конституции. Данное положение подтверждает ст. 22

Закона о международных договорах РФ: если договор содержит правила, требующие изменения Конституции, решение о согласии на обязательность договора возможно только после внесения соответствующих поправок в Конституцию. Еще одним подтверждением является то, что КС РФ может признать не вступивший в силу договор не соответствующим Конституции, и тогда он не подлежит введению в действие и применению. Иными словами, международным договором РФ не могут быть установлены иные правила, чем в Конституции.

Международные договоры РФ бывают трех видов - межгосударственные, межправительственные и межведомственные. Договоры, согласие на обязательность которых выражено в форме федерального закона (о ратификации, присоединении и т. д.), выше по юридической силе федеральных законов и нижестоящих внутригосударственных актов.

Межгосударственные договоры, согласие на обязательность которых выражено не в форме федерального закона, обладают приоритетом применения перед всеми подзаконными актами, а межправительственные - перед правительственными и нижестоящими актами. Наконец, межведомственные договоры имеют приоритет перед актами соответствующего и нижестоящего уровня в пределах компетенции министерства (ведомства).

Иными словами, не всякий международный договор имеет преимущество в применении перед законами. Смысл в том, что не может быть выше по своей силе договор, принятый от имени России органом, акты которого ниже законов.

Постановление Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» формулирует обобщенное положение: правила международного договора, согласие на обязательность которого принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти или уполномоченной организацией, заключившими данный договор (абз. 2 п. 8).

Самоисполнимые и несамоисполнимые нормы. Применимыми в решении конкретных ситуаций могут быть только самоисполнимые нормы. Это устоявшееся положение зарубежной доктрины и судебной практики обсуждается и в отечественной литературе. В российском законодательстве первые ориентиры самоисполнимых норм появились в середине 1990-х гг. в ГК РФ, Законе о международных договорах РФ, Водном и Лесном кодексах РФ.

Следует разграничивать нормы, способные непосредственно порождать правоотношения, регулировать права и обязанности (само- исполнимые), и нормы, требующие принятия конкретизирующего нормативного акта (несамоисполнимые).

Отметим следующие наиболее значимые признаки первого вида норм.

Важный признак - наличие в договоре указания о применимости его норм к отношениям в сфере национального права. Так, в договорах о правовой помощи говорится, что их положения относятся к физическим и юридическим лицам, к учреждениям юстиции договаривающихся сторон; в конвенциях об избежании двойного налогообложения отмечается, что их положения относятся к лицам, которые с точки зрения налогообложения рассматриваются как имеющие постоянное местопребывание в одном или обоих договаривающихся государствах.

Данные нормы содержат права и обязанности непосредственно физических или юридических лиц либо конкретных видов органов. Наконец, они детальны, конкретны, содержат четкое указание на возможное или должное поведение, т. е. формально определены. Из этого, в свою очередь, вытекает возможность субъектов использовать права или выполнять обязанности, а судов - разрешать дела на основе или с помощью норм международного права.

Напротив, второй вид норм адресован государству в целом («стороны гарантируют», «стороны признают», «стороны обязуются, будут содействовать» и т. д.), содержит обязанности государств проводить «национальную политику», осуществлять необходимые мероприятия для реализации договора, принять законодательство и т. д. Такие нормы применяются совместно с нормами внутригосударственного конкретизирующего акта. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», например, в ст. 82 оговаривает: в подобных случаях наряду с международным договором РФ применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений договора.

(далее Сайт) с уважением относится к правам посетителей Сайта. Мы безоговорочно признаем важность конфиденциальности личной информации посетителей нашего Сайта.
Посещая Сайт и регистрируясь на Сайте в качестве пользователя, Вы полностью соглашаетесь с данной Политикой конфиденциальности.
Основные положения нашей политики конфиденциальности формулируются следующим образом:

  • Мы не передаем Вашу персональную информацию третьим лицам.
  • Мы не передаем Вашу контактную информацию без Вашего согласия.
  • Вы самостоятельно определяете объем раскрываемой персональной информации.

Собираемая информация

Мы собираем следующую информацию:

  • Ваша персональная информация, которую Вы сознательно согласились раскрыть нам, став зарегистрированным пользователем Сайта
  • Техническая информация, автоматически собираемая программным обеспечением Сайта во время его посещения.
  • Персональная информация, предоставляемая Вами при регистрации на сайте, проверке на достоверность не подвергается.
  • Техническая информация. Во время посещения вами Сайта, администрации Сайта автоматически становится доступной информация из стандартных журналов регистрации сервера (server logs). Сюда включается IP-адрес Вашего компьютера (или прокси-сервера, если он используется для выхода в Интернет), имя Интернет-провайдера, имя домена, тип браузера и операционной системы, информация о сайте, с которого Вы совершили переход на Сайт, страницах Сайта, которые Вы посещаете, дате и времени этих посещений, файлах, которые Вы загружаете. Это информация анализируется нами в агрегированном (обезличенном) виде для анализа посещаемости Сайта, и используется при разработке предложений по его улучшению и развитию. Связь между Вашим IP-адресом и Вашей персональной информацией никогда не раскрывается третьим лицам, за исключением тех случаев, когда это требует законодательство.
  • Техническую информацию о посещении Сайта (обезличенную) также собирают установленные на сайте счетчики статистики.

Использование полученной информации

Информация, предоставляемая Вами при подписке, а также техническая информация используется исключительно для улучшения работы сайта. Вся контактная информация, которую Вы нам предоставляете, раскрывается только с Вашего разрешения. Адреса электронной почты никогда не публикуются на Сайте и используются нами только для связи с Вами.

Предоставление информации третьим лицам

Мы никогда не предоставляем Вашу личную информацию третьим лицам, кроме случаев, когда это прямо может требовать законодательство (например, по запросу суда).

Использование cookies

На Сайте применяется технология идентификации пользователей, основанная на использовании файлов cookies. Сookies – это небольшие текстовые файлы, сохраняемые на Вашем компьютере посредством веб-браузера.
При использовании Пользователем Сайта на компьютер, используемый им для доступа, могут быть записаны файлы cookies, которые в дальнейшем будут использованы для автоматической авторизации Пользователя на Сайте, а также для сбора статистических данных, в частности о посещаемости Сайта. При этом мы никогда не сохраняем персональные данные или пароли в файлах cookies.
Если Вы все же полагаете, что по тем или иным причинам использование технологии cookies для Вас неприемлемо, Вы вправе запретить сохранение файлов cookies на компьютере, используемом для доступа к Сайту, соответствующим образом настроив браузер. При этом следует иметь в виду, что все сервисы в сети Интернет, использующие данную технологию, окажутся недоступными.

Ссылки на другие сайты

Сайт может содержать ссылки на другие веб-сайты. Мы, в свою очередь, не несем ответственности за политику конфиденциальности данных сайтов. Мы призываем Вас быть осторожными, когда Вы покидаете наш сайт, и внимательно читать правила конфиденциальности каждого сайта, который собирает личную информацию о пользователе. Настоящая политика конфиденциальности относится исключительно к информации, которую собирает Сайт

Защита данных

Администрация Сайта осуществляет защиту информации, предоставленной пользователями, и использует ее только в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности. На Сайте используются общепринятые методы безопасности для обеспечения защиты информации от потери, искажения и несанкционированного распространения. Безопасность реализуется программными средствами сетевой защиты, процедурами проверки доступа, применением криптографических средств защиты информации, соблюдением политики конфиденциальности.

Администрация Сайта никогда не запрашивает пароль доступа к Вашему аккаунту и никогда не меняет его ни по чьему требованию, в том числе по и по Вашему. В случае необходимости, пароль Вы меняете самостоятельно, через специальную форму.

Рекомендации по безопасности для пользователей

Для того чтобы злоумышленники или просто случайные третьи лица не получили доступ к Вашей учетной записи, необходимо соблюдать ряд приведенных ниже рекомендаций. Помните, что все действия, совершенные на Сайте Пользователем, авторизованным под Вашей учетной записью, считаются совершенными лично Вами. Обязанность доказательства обратного лежит на Вас.
Не используйте электронную почту и средства оперативной отправки сообщений типа ICQ для передачи ваших паролей, поскольку такой способ коммуникации не может обеспечить необходимую защиту передаваемых данных.Не используйте простые (к примеру, 12345) или слишком короткие пароли (короче 4 символов), а также пароли, имеющие смысловую нагрузку (к примеру, ваше имя, кличка животного или дата рождения родственника). В идеале пароль должен представлять собой не имеющее смысла сочетание букв, цифр и знаков верхнего и нижнего регистра. Никогда не сообщайте Ваш пароль третьим лицам.
Если Вы подозреваете, что Ваш пароль мог стать известен другим лицам, как можно скорее смените его. Всегда завершайте сессию работы на Сайте под Вашей учетной записью, особенно если Вы работаете на компьютере, к которому имеют доступ другие лица.
Никогда не соглашайтесь сохранить пароль для сайта, если веб-браузер предложит Вам сделать это, в случае если Вы работаете не на своем компьютере или компьютере с публичным доступом (например, в Интернет-кафе, компьютерном клубе и т.п.).
Никогда не устанавливайте флажок «Запомнить пароль», если Вы работаете не на своем компьютере или компьютере с публичным доступом. Всегда контролируйте, кто имеет доступ к Вашему почтовому ящику. Помните, что с помощью e-mail злоумышленник может восстановить (заменить) пароль и тем самым получить доступ к Вашей учетной записи.

Заключительные положения

Никакие из содержащихся здесь заявлений не означают заключения договора или соглашения между Владельцем Сайта и Пользователем, предоставляющим персональную информацию. Политика конфиденциальности лишь проинформирует Вас о подходах Сайта к работе с персональными данными.

Мы оставляем за собой право вносить изменения в настоящую политику конфиденциальности в любое время без предварительного уведомления.
По всем возникающим вопросам Вы всегда можете обратиться к Администрации Сайта через