Является ли закупка у единственного поставщика торгами. Стадии проведения закупки у единственного поставщика

Вы можете заключить контракт с единственным поставщиком в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом процедура закупки имеет ряд особенностей. В некоторых случаях вам понадобится дополнительно обосновать невозможность провести конкурентную процедуру закупки, согласовать заключение контракта с контрольным органом или уведомить его. Для ряда закупок у единственного поставщика вы можете заключить договор в свободной форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, а также не размещать извещение. Отдельные сложности может вызвать внесение изменений или отмена закупки после размещения извещения .

Как выбрать единственного поставщика

Заключить контракт с единственным поставщиком можно только в определенных случаях. Например, если закупаются товары на сумму не более 100 или 400 тыс. руб.

За заключение контракта с единственным поставщиком в ситуации, которая в законе не указана, предусмотрен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. Кроме того, вашу закупку могут отменить.

Нужно ли вносить в план закупок информацию о закупках у единственного поставщика

Нужно, потому что в соответствии с планом закупок вы (ч. 2 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). А провести закупку, которой нет в плане-графике, нельзя (ч. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

Закупки у единственного поставщика нужно вносить в план закупок в общем порядке. Исключением являются особые закупки, по которым информация вносится в упрощенном виде.

Как включить в план-график закупку у единственного поставщика

План-график вы формируете в личном кабинете заказчика в ЕИС на основании плана закупок. Вы вносите информацию непосредственно в ЕИС в форме машиночитаемого документа, а не в виде отдельного файла.

Закупки у единственного поставщика в большинстве случаев включают в план-график в общем порядке. Для этого в личном кабинете заказчика вы заполняете соответствующие вкладки. Эта информация будет отражена в форме плана-графика, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 или Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554.

Не забудьте поставить галочку в строке «Лекарственные препараты».

Если вы планируете закупки на основании п. п. 4, 5, 23, 26, 33, 42, 44 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, то в плане-графике информацию по ним внесите во вкладку «Особые закупки».

При заполнении плана-графика вам понадобится обосновать закупку и цену контракта во вкладке «Обоснования». Для закупок по п. п. 4, 5, 26, 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ нужно будет обосновать общий годовой объем средств на их проведение.

Как обосновать закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ

Важно отличать обоснование закупки у единственного поставщика от обоснования закупки в плане закупок и плане-графике. Последнее необходимо для любой позиции при ее включении в планы.

Вы должны обосновать закупку у единственного поставщика, если заключаете контракт на основании п. п. 3, 6, 9 — 14, 17, 18, 22, 23, 30 — 32, 34, 35, 37 — 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Для этого нужно составить отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика и разместить его в ЕИС.

Как составить отчет — обоснование закупки у единственного поставщика

Для этого отчета нет утвержденной формы. В качестве причины заключения контракта с единственным поставщиком вы можете указать, например, срочность закупки или отсутствие конкуренции. Также необходимо обосновать цену и иные существенные условия контракта.

Пример отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика

Реквизиты контракта, предмет Основания (обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)) Обоснование цены контракта Обоснование иных существенных условий контракта
Закупка печатных изданий Пункт 14 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Использование конкурентных способов закупки нецелесообразно, так как ООО «Издательство» обладает исключительными правами на использование печатных изданий, указанных в спецификации к контракту

Цена определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании данных, представленных тремя коммерческими организациями Срок поставки — 20.08.2018; количество печатных изданий — 450 экземпляров. Закупка к установленному сроку и в требуемом объеме необходима для организации учебного процесса в новом учебном году

Как разместить отчет в ЕИС

Требования о размещении в ЕИС у единственного поставщика законом не установлено. Однако есть общее правило, по которому в ЕИС должны быть размещены отчеты заказчиков, предусмотренные Законом N 44-ФЗ (п. 13 ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ). Поэтому рекомендуем разместить в ЕИС отчет-обоснование, чтобы не возникло спорных ситуаций.

Сделайте это перед началом такой закупки либо сразу после размещения плана-графика, чтобы на момент заключения контракта выбор закупки у единственного поставщика был уже обоснован.

Как составить приказ об осуществлении закупки у единственного поставщика

Вы не обязаны составлять приказ о закупке у единственного поставщика. Однако если вам удобно оформить такой документ, укажите в нем:

  • объект закупки;
  • какие действия нужно совершить и в какие сроки;
  • лиц, ответственных за эти действия и за исполнение приказа.

Подписать этот документ может руководитель заказчика или иное лицо, ответственное за проведение закупок.

Как заключить контракт с единственным поставщиком

В контракт с единственным поставщиком включаются те же существенные условия, что и в иные контракты. Правда, в ряде случаев вы можете их не указывать и заключить договор в любой форме по Гражданскому кодексу РФ.

Если вы хотите иметь возможность в ходе исполнения изменить цену контракта или расторгнуть его в одностороннем порядке, предусмотрите это в контракте.

При заключении контракта с единственным поставщиком нужно учесть и иные особенности. Например, если контракт заключается по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры, в ряде случаев его нужно согласовать с контрольным органом. А срок заключения контракта будет зависеть от того, есть ли соответствующая позиция в плане-графике, вносились ли в него изменения и нужно ли согласовывать заключение контракта с контрольным органом.

Как разместить извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика

Вы должны , если заключаете контракт с единственным поставщиком на основании п. п. 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Не нужно составлять извещение, если сведения о закупке составляют гостайну (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Как составить извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика

В электронную форму в ЕИС нужно внести следующую информацию (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ):

  • о заказчике: наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо;
  • краткое изложение условий контракта в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ;
  • об ограничении в отношении участников закупок. Здесь укажите в том числе конкретный пункт ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, на основании которого заключается контракт с единственным поставщиком;
  • об обеспечении исполнения контракта, если вы установили такое требование. Укажите размер, порядок предоставления и требования к такому обеспечению.

По закону вы не обязаны размещать проект контракта с единственным поставщиком. Актуальная позиция Минэкономразвития России и ФАС России это подтверждает (Письмо Минэкономразвития России от 28.02.2017 N Д28и-1257, Решение ФАС России от 18.08.2017 по делу N К-1062/17). При этом ФАС России решает, есть ли в извещении вся необходимая информация, чтобы сделать вывод о необходимости размещения проекта контракта.

Однако раньше мнение было другим. В Решении от 20.01.2016 по делу N 2-17-12864/77-15 Московское УФАС России посчитало нарушением неразмещение проекта контракта. Позиция была подкреплена Письмом Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2739 с аналогичной точкой зрения.

В какой срок разместить извещение о закупке у единственного поставщика

Извещение нужно разместить за пять дней до заключения контракта с единственным поставщиком или ранее (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Нужно ли составлять и размещать в ЕИС с единственным поставщиком

Вы составляете с единственным поставщиком, кроме контрактов, заключенных по п. п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Отчет нужно сделать по утвержденной форме.

Подготовить отчет можно, заполнив электронную форму в ЕИС в личном кабинете заказчика (Письмо Минэкономразвития России от 16.10.2015 N Д28и-3000).

После заполнения всех полей подпишите отчет электронной подписью и разместите в ЕИС.

Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он составляется, но в ЕИС не размещается (п. 11 Положения N 1093).

Как внести изменения в закупку у единственного поставщика

В плане-графике закупки вы можете внести изменения в закупку у единственного поставщика за один день до заключения контракта или размещения извещения о закупке, если оно необходимо.

В размещенное извещение вносить изменения нежелательно, так как данный вопрос законом не урегулирован. Технически такая возможность предусмотрена только по предписанию контрольного органа или суда.

После заключения контракта вы можете изменить ряд существенных условий. Однако в некоторых случаях такую возможность необходимо предусмотреть на этапе заключения контракта.

Как отменить закупку у единственного поставщика после размещения извещения

Отмена закупки у единственного поставщика не предусмотрена Законом N 44-ФЗ. Также это технически невозможно сделать в ЕИС по инициативе заказчика — только по решению контрольного органа или суда.

Поэтому для отмены закупки после размещения извещения целесообразно обратиться в свой контрольный орган с соответствующим запросом (Письмо Минэкономразвития России от 04.05.2016 N ОГ-Д28-5672). Например, государственные заказчики города Москвы могут обратиться в Главконтроль, федеральные заказчики — в территориальное УФАС России.

Обращаем внимание, что по результатам внеплановой проверки должностное лицо заказчика может быть привлечено . Например, когда отмена закупки требуется для устранения нарушений (Решение Тамбовского УФАС России от 12.03.2018 по делу N ВП-64/18).

Когда вы получите предписание контрольного органа об отмене закупки, не забудьте разместить в ЕИС извещение об отмене закупки и внести соответствующие изменения в план-график.

У неконкурентных закупок самые короткие по сравнению с остальными способами сроки проведения каждой из стадий. Отсутствует сложная процедура отбора участника для заключения с ним контракта. Нет необходимости в составлении документации о закупке. Между тем в ряде случаев от заказчика потребуют обосновать выбор такого способа закупки, согласовать заключение контракта в контрольном органе, привлечь к приемке товаров экспертную организацию и т. д.

Закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - единственный поставщик) осуществляют в кратчайшие сроки.

Заключению контракта предшествует подготовка, включающая в себя несколько этапов. Если будет проведена проверка и в ходе нее обнаружат нарушения правил Закона № 44-ФЗ (от выбора основания, обоснования закупки и условий контракта до составления и контракта), такую процедуру признают недействительной.

Подготовка к проведению

Основная задача этого этапа - выбрать организацию, которая станет исполнителем контракта. Когда заказчику предоставлена возможность выбора, как правило, он обращается к поставщику, которому доверяет или с которым работал раньше. Если провести самостоятельный отбор нельзя, как, например, в случае, установленном в пункте 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, единственного поставщика определяют согласно вышедшему правовому акту.

На этом этапе заказчик готовит следующие документы для закупки:

  • отчет о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами;
  • расчет цены и обоснование;
  • обращение о согласовании закупки;
  • проект контракта;
  • извещение о проведении закупки у единственного поставщика.

В каждом отдельном случае могут понадобиться только некоторые из указанных документов.

Разработка отчета о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами

Чуть больше чем в половине случаев закупок у единственного поставщика необходимо составить отчет, в котором будут объяснены причины выбора неконкурентной закупки. Заказчик получит полное право на ее проведение, если применение других способов невозможно. Например, можно сослаться на недостаток времени для проведения закупки другими способами. Зачастую такую причину указывают, когда возникает авария. Если заказчик объяснит нецелесообразность конкурентной закупки, контракт также можно будет заключить с единственным поставщиком.

Отчет составляют в следующих случаях:

  • закупки у органов власти (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • безопасность (пп. 3, 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • медицина и ликвидация чрезвычайных ситуаций (пп. 9, 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • культура, наука, образование и спорт (пп. 10, 13, 14, 17, 18, 35, 37 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • недвижимость (пп. 22, 23, 31, 32, 38, 39, 43 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки для нужд госаппарата (п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Отчет должен быть документально оформлен и подписан руководителем (уполномоченным лицом заказчика).

Конкретный перечень существенных условий, который должен быть отражен и обоснован в отчете, Законом № 44-ФЗ не установлен. Как правило, документ представляет собой таблицу, которая содержит следующие данные:

  • идентификационной код закупки;
  • наименование заказчика;
  • указание на то, что закупку проводят у единственного поставщика, и соответствующий пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, являющийся основанием для такой закупки, а также обоснование такой потребности (например, неисправность электрической проводки привела к выводу из строя всех компьютеров класса информатики; поскольку авария произошла за неделю до проведения экзаменов, необходимо организовать срочную закупку техники по основанию, указанному в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
  • существенные условия контракта (в отдельных случаях достаточно указать его предмет, наименование товаров (работ, услуг) и их количество; цену контракта, сроки поставки (исполнения, оказания)), каждое из которых тоже необходимо обосновать (в частности, количество новых компьютеров соответствует числу выведенных из строя устройств; поставка и настройка компьютеров - в соответствии с планируемым сроком проведения экзаменов);
  • дату подготовки контракта.

Расчет цены контракта и ее обоснование

Во всех перечисленных выше случаях потребуется еще один документ - расчет и обоснование цены контракта.

Цену контракта определяют по общим правилам, то есть с использованием тех же методов, что и при проведении конкурентных закупок:

  • метода сопоставимых рыночных цен;
  • нормативного метода;
  • тарифного метода;
  • проектно-сметного метода;
  • затратного метода.

Особый порядок расчета будет действовать в двух случаях:

  • закупки для целей гособоронзаказа (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) - по правилам Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ;
  • приобретение жилья экономического класса (п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) - в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 407.

Отправка обращения о согласовании закупки

Обращение о согласовании закупки отправляют в контрольный орган при закупках у единственного поставщика после несостоявшихся конкурентных процедур (пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ).
Право на заключение контракта появится только после получения положительного ответа от органа. Такое обращение рассматривают не более 10 рабочих дней.

Размещение информации о закупке

Извещение о закупке - единственный документ, который заказчик должен обязательно опубликовать в единой информационной системе (на официальном сайте) до проведения закупки. Законом установлен принцип прозрачности и открытости (ст. 7 Закона № 44-ФЗ). Именно с ним связано размещение извещения в открытом доступе.

Это нужно сделать только в некоторых случаях закупок у единственного поставщика с условием, что в извещении нет сведений, на распространение которых государство наложило запрет:

  • закупки у ограниченного круга поставщиков (пп. 1, 2, 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в сфере безопасности и обороны (пп. 3, 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки коммунальных услуг (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки при участии учреждений уголовно-исполнительной системы (пп. 11, 12 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в сфере культуры, науки, образования и спорта (пп. 13, 14, 16-18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в области недвижимости (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Документ должен оказаться на сайте за пять календарных дней или ранее до заключения контракта. К нему может быть приложен проект контракта, но это не является обязанностью заказчика.

При закупках по результатам несостоявшихся процедур следует учитывать, что достаточно того извещения, которое было размещено при первоначальной закупке, поэтому второй раз его публиковать не нужно.

В извещении отражают следующую информацию (пп. 1, 2, 4, 8 ст. 42 Закона № 44-ФЗ):

  • сведения о заказчике (наименование, месторасположение, почтовый и электронный адреса, телефон), ответственное лицо заказчика, специализированной организации;
  • условия контракта без подробного изложения (наименование, описание, количество (объем) закупаемой продукции или услуг, место доставки (выполнения, оказания), сроки получения заказчиком товаров или выполнения работ либо график оказания услуг, цену контракта, источник финансирования);
  • наличие ограничений (например, закупка у субъекта малого предпринимательства);
  • при необходимости информацию об обеспечении исполнения контракта (размер, порядок предоставления, требования к обеспечению, банковское сопровождение).

Требование обеспечения исполнения контракта устанавливают в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 (если это предусмотрено соответствующим правовым актом), 3, 12, 16, 18, 19, 24, 25, 35, 37-39, 42, 43 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом единственный поставщик должен предоставить обеспечение (например, посредством банковской гарантии) до подписания контракта. В остальных случаях заказчик сам решает, добавлять ли ему это требование. Особые правила действуют при закупке бюджетным учреждением банковской гарантии (п. 36 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В таком случае нельзя обязать исполнителя обеспечить контракт. То же при проведении закупки, участником которой является государственное или муниципальное казенное учреждение или если предмет контракта - это услуги по выдаче кредита. Например, единственный участник, который подал заявку на электронный аукцион является казенным учреждением, и с ним заключают контракт как с единственным поставщиком, на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В извещении о закупке было установлено требование об обеспечении контракта. Но в соответствии с частью 8 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения закона об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяют.

Заключение контракта

Контракты допускается заключать в двух формах:

  • в типовой - с включением всех условий, предусмотренных статьей 34;
  • в упрощенной - с пониженными требованиями к составу.

Второй вариант допустим при закупках:

  • у субъектов естественных монополий и центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • при малых закупках (пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • услуг коммунального хозяйства (пп. 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в области культуры и спорта (пп. 15, 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • для нужд госаппарата (пп. 20, 21 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в сфере медицины (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в области безопасности (пп. 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Упрощенная форма означает, что можно использовать любой вид контракта (договора), который предусмотрен Гражданским кодексом РФ. При этом заказчик вправе не применять требования частей 4-9, 11-13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Например, такое исключение установлено для закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такой контракт можно заключить в устной форме (ст. 158 Гражданского кодекса РФ).
Заказчик ставит в известность контрольный орган о факте подписания контракта при закупках, указанных в пунктах 6, 9, 34 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Это нужно сделать не позднее следующего рабочего дня.
Сведения о контрактах, заключенных по основаниям части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (не включая пункты 4, 5), вносят в реестр контрактов.

Исполнение контракта

Согласно части 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ в отдельных ситуациях в обязанности заказчика входит приглашение специалистов для проведения к участию в экспертизе результатов по контракту с единственным поставщиком. Сюда относятся случаи, указанные в пунктах 10-13, 16, 24, 31, 34, 35, 37-39, 43 части 1 статьи 93, а также части 4.1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Причем при закупках по основанию пункта 24 требование действует только для обеспечения региональных и муниципальных нужд.

Заказчик может не проводить экспертизу:

Отчет об исполнении контракта, публикуемый в единой информационной системе, составляют во всех случаях закупок из единственного источника, кроме малых. В него включают сведения и документы, перечисленные в частях 9, 10 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Что такое закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)? Это прямая выдача контракта. Или другими словами неконкурентный способ закупки. По данному способу заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. Закупка у единственного поставщика является правом, а не обязанностью заказчика. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В перечне (с учетом последних изменений от от 13.07.2015 предусмотрено 45 случаев закупки у единственного поставщика. Причем в большинстве случаев решение принимает заказчик и без согласования и уведомления заключает контракт. Но в ряде случаев необходимо уведомление или согласование контрольного органа в системе закупок.

Осуществление закупки у единственного поставщика это не просто заключение контракта, а процедура закупки, которая требует от заказчика проведения мероприятий и подготовки необходимых документов в установленные законом сроки. Необходимо внимательно изучить статьи 93-96, но особенно обратить внимание на статью 93 не только часть 1, но и части 2, 3 и 4, статью 94, часть 4, статью 96 часть 2. В данных статьях указано когда (применяя какие случаи закупки, указанные в части 1, статьи 93) заказчик обязан:

· давать извещение о закупке у единственного поставщика;

· устанавливать ;

· уведомлять контрольный орган о закупке;

· согласовывать осуществление закупки с контрольным органом;

· привлекать при приемке продукции.

Документы, которые готовит заказчик при проведении закупки у единственного поставщика:

1.Приказ (или другой документ) об осуществлении закупки у единственного поставщика (до размещения извещения и заключения контракта).

2.Расчет и обоснование цены контракта.

3.Отчет с обоснованием заключения контракта и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки (до размещения извещения и заключения контракта).

4.Разработка проекта контракта (до размещения извещения и заключения контракта).

5.Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (не менее чем за 5 дней до заключения контракта).

6.Обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных пунктами 24 и 25, части 1, статьи 93). Другими словами, когда не состоится процедура конкурентных способов закупки (конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений), поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник. Порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком утвержден Приказом МЭР РФ от 13 сентября 2013 года №537. В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Также установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.

7.Подписание контракта после предоставления документа по обеспечению контракта. Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях, установленных частью 2, статьи 96.

Учреждения силовых министерств и ведомств осуществляют закупки конкурентными способами: в виде открытого конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок (в том числе в электронной форме), а также проводят закупки у единственных поставщиков. Частью 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) предусмотрена возможность осуществить закупку у единственного поставщика в случае выполнения работ по мобилизационной подготовке, поставке российского вооружения и военной техники, заключения контрактов для обеспечения деятельности объектов госохраны и т. д. Кроме того, этим же способом можно закупить услуги по водоснабжению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению, подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ. Расскажем, как же провести закупку у единственного поставщика.

Малые закупки у единственного поставщика.

Прежде всего рассмотрим самое распространенное основание для проведения закупки у единственного поставщика, которое предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, – закупку товаров, работ и услуг на сумму до 100 000 руб. Это основание очень удобно для осуществления мелких закупок, поскольку Законом № 44-ФЗ данные закупки не ограничены правилом об одноименности. То есть учреждение может раз в месяц или каждый квартал покупать таким образом любые товары, работы или услуги. Главное, чтобы сумма контракта не превышала 100 000 руб.

Для осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлены ограничения. В частности, годовой объем таких закупок не должен превышать:

1) 2 млн руб.;

2) 5% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) или 50 млн руб.

Указанные ограничения не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

СГОЗ – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с данным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Он рассчитывается по формуле:

Следует помнить, что годовой объем закупок по рассматриваемому основанию может быть сокращен, если лимиты бюджетных обязательств будут отозваны. Если к тому моменту объем закупок у единственного поставщика будет исчерпан и составит более 2 млн руб., заказчику грозит административная ответственность за то, что он принял решение о применении способа определения поставщика в нарушение требований Закона № 44-ФЗ (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ). Ввиду этого Минэкономразвития в Письме от 12.02.2015 № Д28и-229 не рекомендует осуществлять такие закупки в полном объеме в начале финансового года.

Закупать по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ можно любые товар, работу или услугу, даже если для их закупки имеется отдельный пункт в рассматриваемой статье закона.

Также к малым закупкам относятся закупки у единственного поставщика, проводимые на основании п. 5 этой части. Правда, проводить закупки по данному пункту могут лишь определенные заказчики. В их число входят образовательные или физкультурно-спортивные организации. Годовой объем таких закупок не должен превышать 50% СГОЗ и должен составлять не более 20 млн руб.

Процедура размещения заказа у единственного поставщика.

Закупку у единственного поставщика можно разделить на несколько этапов.

Планирование.

В первую очередь отметим, что любая закупка у единственного поставщика должна быть запланирована. Помните, что провести закупку, которой нет в плане-графике закупок, нельзя. Таково правило ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. План-график формируется в личном кабинете заказчика в ЕИС на основании плана закупок.

Напомним, что правила формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок утверждены следующими постановлениями Правительства РФ:

    для федеральных нужд – от 05.06.2015 № 553;

    для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд – от 05.06.2015 № 554.

Для формирования плана-графика в личном кабинете заказчика нужно заполнить соответствующие вкладки. Информация о закупках на основании п. 4, 5, 23, 26, 33, 42, 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в плане-графике вносится во вкладку «Особые закупки».

Отметим, что при заполнении плана и плана-графика закупок потребуется обоснование закупки. Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг при их составлении, а также форма такого обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Для закупок по п. 4, 5, 26, 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ нужно обосновать лишь общий годовой объем средств на их проведение. Об этом говорил Минфин в письмах от 02.10.2017 № 24-01-10/64054, от 27.09.2017 № 24-01-10/62476.

Обоснование закупки.

Согласно ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для заключения контракта с единственным поставщиком заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и другие существенные условия контракта. Не путайте этот отчет с обоснованием закупки, включаемым в план и план-график закупок.

Итак, учреждение должно обосновать закупки у единственного поставщика, если планируется заключение контракта по п. 3, 6, 9 – 14, 17, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Для этого составляется отчет в произвольной форме. В качестве причины заключения контракта с единственным поставщиком можно указать, например, срочность закупки или отсутствие конкуренции. Также необходимо обосновать цену и иные существенные условия контракта. При этом для обоснования цены нужно пользоваться методами, указанными в ст. 22 Закона № 44-ФЗ и методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.

Согласование заключения контракта с единственным поставщиком.

В некоторых случаях придется согласовать возможность заключения контракта с единственным поставщиком. Так, это нужно делать после признания несостоявшимися (ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

Если несостоявшимся признан электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений или любой вид конкурса в электронной форме, согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не надо (п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 данной статьи).

Порядок согласования установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189.

Для согласования заключения контракта с единственным поставщиком учреждению нужно подготовить и направить соответствующее обращение в контрольный орган. Для федеральных закупок и всех закрытых процедур это ФАС, для региональных и муниципальных закупок – контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ, муниципального образования.

Обращение в контрольный орган направляется в следующие сроки.

Контрольный орган рассматривает обращение в течение 10 рабочих дней с момента поступления обращения и принимает одно из следующих решений:

    о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

  • об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Отметим, что отказ возможен, если при рассмотрении обращения выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

К сведению:

В случае положительного ответа о согласовании закупки у единственного поставщика контракт заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, с даты размещения в ЕИС соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.

Выбор поставщика.

По общему правилу заказчик самостоятельно выбирает поставщика, за исключением случаев, когда таковой определен актами Правительства РФ или Президента РФ. Например, Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2594-р установлены единственные исполнители закупок моторного топлива для служебных транспортных средств системы МВД на 2018 и 2019 годы.

Подготовка документов.

Документация о закупке у единственного поставщика не разрабатывается. Однако некоторые документы все-таки придется составить.

  1. Контракт. В него включаются все существенные условия того или иного вида договора, иначе он может быть признан незаключенным. В любом случае в контракте должны быть условия:

    о цене контракта (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

    об ответственности заказчика и поставщика за нарушение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

    порядок и сроки оплаты контракта;

    порядок приема исполнения контракта и оформления его результатов (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

    требование предоставить обеспечение исполнения контракта, если оно предусмотрено закупкой (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Отметим, что в силу ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44 – 46, 51 – 53 ч. 1 ст. 93 закона, в контракт могут не включаться некоторые условия, закрепленные в ст. 34. Кроме того, в этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, установленной ГК РФ для совершения сделок.

К сведению:

В случае осуществления закупки в соответствии с п. 24, 25, 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для заключения контракта должен быть использован проект, включенный в документацию (приложенный к извещению) о несостоявшейся закупке.

При разработке проекта нужно учитывать, что в него включаются расчет и обоснование цены контракта в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрено документальное оформление отчета с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 4 ст. 93). Обычно такой расчет составляется в виде отдельного приложения.

При заключении по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контрактов на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, а также договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения следует применять типовые договоры, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645. Такое мнение высказала ФАС в Письме от 16.11.2017 № ВК/79958/17.

  1. Извещение об осуществлении закупки. Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при проведении закупки по п. 1 – 3, 6 – 8, 11 – 14, 16 – 19 ч. 1 ст. 93 данного закона необходимо подготовить и разместить в ЕИС извещение об осуществлении закупки. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (за исключением проведения закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, подведомственными им государственными учреждениями, включенными в перечень, утверждаемый Правительством РФ).

Извещение должно содержать:

    наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;

    краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, выполнения работы или оказания услуги, сроки поставки, цену контракта, источник финансирования;

    ограничение участия в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ (если такое ограничение установлено заказчиком);

    размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения (если установление требования об обеспечении исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.

Заключение контракта и уведомление об этом контрольного органа.

Контракт заключается путем его подписания сторонами. Важно перед подписанием контракта проверить предоставление обеспечения его исполнения (если требование об обеспечении исполнения контракта установлено в извещении (проекте контракта)).

Срок подписания контракта с единственным поставщиком законодательством не установлен. Однако, если контракт заключается по итогам несостоявшихся процедур, он должен быть подписан не позднее 20 календарных дней с момента получения заказчиком от органа контроля соответствующего согласования или с даты, когда размещены в ЕИС протоколы с информацией о признании определения поставщика несостоявшимся.

При закупке у единственного поставщика по п. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ учреждение обязано уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Если закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд, уведомление направляется в ФАС, а если закупка проводится для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, то в орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящей нормой контракта с обоснованием его заключения.

Подводя итог, напомним, что нужно составить отчет об исполнении контракта с единственным поставщиком (за исключением контрактов, заключенных по п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Форма такого отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Его можно составить в ЕИС, подписать электронной подписью и разместить в системе. Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он составляется, но в ЕИС не размещается.

Большинство закупок, особенно на государственном уровне, проходит при использовании системы торгов. Конкурентные процедуры (тендеры, аукционы) подразумевают, что клиент не может самостоятельно выбирать исполнителя, он только предъявляет требования, которые должен удовлетворить будущий подрядчик. Такой подход позволяет обеспечить условия для создания наиболее честной конкуренции. Но есть вариант осуществления закупочной деятельности только у одного поставщика - законодательство содержит такую ​​процедуру, как «покупки у единственного поставщика».

Современное законодательство о закупках предусматривают несколько видов процедур в этой области. Одна из них - возможность подписать контракт с единственным поставщиком посредством закупок у него. Такие процедуры называются неконкурентными. Покупка у одного поставщика, пожалуй, самая любимая процедура среди клиентов и поставщиков. В этом случае договор обходит стадию закупок, например, рассмотрение заявок, аукцион, подведение итогов. То есть контракт заключается сразу между продавцом и покупателем.

Сущность закупок

Закупки - это процесс предоставления всех видов материально-технических ресурсов в требуемое время и в объемах, необходимых для нормального осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Правильно организованная закупка позволяет не только получить нужное количество товаров в необходимое время, но и повлиять на поставщика или производителя. Такое влияние позволяет улучшить качество поставляемой продукции, а также постоянно обновлять и расширять ассортимент своей продукции, что в итоге повышает конкурентоспособность предприятия и максимально удовлетворяет потребительский спрос.

Законодательная и нормативная база

Основными законодательными актами в сфере изучаемых вопросов являются ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ.

В таблице представлены сравнительные характеристики двух законов.

Применение 44-ФЗ

Возможности осуществления данной формы закупок описаны в 1 части 93 статьи 44-ФЗ. На самом деле закон не требует использования этого метода. Он дает клиентам такое право, а использовать его или нет - решение остается за клиентом.

Клиенты пользуются этим правом с удовольствием, но для строго ограниченной суммы по закону (до 100 тысяч руб.)

В некоторых случаях для покупок допускается большая сумма, например, приобретения у одного поставщика для обеспечения сирот всего, что им необходимо. В такой ситуации суммы контрактов могут доходить до 400 тыс. руб. Варианты, которые предполагают закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ, охватывают любую форс-мажорную ситуацию, требующую срочных решений. Закон описывает 52 пункта, когда такая покупка может быть совершена.

В нем также говорится о том, какие покупки совершать. Но покупатель обязан информировать контролируемый орган и согласовывать перечень с ним. В то же время тот, кто совершает покупку, вынужден приобретать товары по заявленным ценам продавца без возможного снижения и на его условиях, это большой минус для клиента, поскольку он вынужден согласиться с условиями контракта без возможности их изменения.

В то же время вся сумма закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ может достигать максимума не более двух миллионов рублей в год или пяти процентов от всех покупок клиента, но не более пятидесяти миллионов рублей.

Применение 223-ФЗ

Аналогичное понятие имеет и федеральный закон 223-ФЗ. Инициатива может исходить как от клиента, так и от продавца. Правила такой закупки составляют в соответствии с 223-ФЗ, они указаны в положениях о закупках заказчика.

Концепция единого поставщика

Единственный поставщик. Определение этого понятия заключается в том, что им является любое юридическое лицо (организация, предприятие, учреждение) или лицо, которое поставляет товары или услуги клиентам.

Поставщик ведет бизнес в соответствии с условиями контракта на поставку, который является одним из видов договора купли-продажи. В соответствии с договором поставки он обязуется передать в установленные сроки товары, произведенные или приобретенные им клиенту для применения в хозяйственной деятельности или для других целей, не связанных с личными, семейными, домашними или другими аналогичными методами использования.

Определение понятия закупок у одного поставщика

Закупки у одного поставщика являются неконкурентной формой установления контрагента, при которой отсутствует формальная процедура отбора. Также это механизм закупок, в котором клиент предлагает только одному подрядчику выполнить контракт, минуя процедуры тендера и не привлекая других участников торгов.

Стоит отметить, что покупка у единственного поставщика является правом, а не ответственностью клиента. Единственными исключениями являются покупки, когда конкурентные процедуры в 44-ФЗ терпят неудачу. Покупки у единственного поставщика привлекают клиентов с их относительной простотой и низкими затратами времени.

Преимущества данной формы закупок

Данная схема взаимодействия между клиентом и поставщиком имеет несколько положительных сторон:

  • поставщику гарантирован контракт;
  • клиент получает гарантированного проверенного поставщика;
  • вероятность неисполнения договора минимальна;
  • процедура проста и удобна для всех, она не требует больших затрат труда и времени;
  • короткие сроки покупки;
  • клиент связывается с поставщиком, который может выполнить гарантированный договор;
  • почти невозможно приостановить контракт;
  • чтобы заключить договор с одним поставщиком, последнему не нужно использовать большой объем человеческих ресурсов.

Недостатки такой формы закупок

Они включают в себя:

  • ситуацию, когда отсутствует здоровая конкуренция, как следствие, минимальный уровень снижения цен;
  • по очевидным причинам такой тип закупок всегда привлекает внимание надзорных органов.

Осуществление процедур закупки по 44-ФЗ

За время своего существования 44-ФЗ неоднократно подвергался различным изменениям и дополнениям.

Невозможно приобрести продукцию у одного поставщика, если такая покупка не указана в списке случаев, установленных данным законом. Список случаев, в которых покупка может быть выполнена у единственного поставщика по 44-ФЗ, приведен в части 1 ст. 93.

В этом перечне в настоящее время предусмотрено 45 случаев такой покупки.

Выделим основные группы:

  • если конкурсные процедуры не состоялись;
  • при строительстве объектов, их ремонте, обслуживании;
  • закупки в области культурных направлений, спорте и образовании;
  • закупки в области медицины и реагирования на чрезвычайные ситуации;
  • приобретение услуг в сфере коммунальных, электро- и теплоуслуг;
  • покупки от естественных монополий;
  • закупки в области государственного управления и обороны;
  • и другие случаи, когда закупки могут производиться у одного поставщика.

Клиент принимает решение заключить договор с одним поставщиком без каких-либо утверждений от контрольного органа. Иногда такая координация и уведомление необходимы.

Организация закупок по 223-ФЗ

Покупка у одного поставщика по 223-ФЗ также иногда называется прямой.

В зависимости от инициативной стороны закупки у одного поставщика могут быть осуществлены посредством сообщения о возможности заключении контракта выбранному поставщику без учета конкурирующих предложений.

Случаи прямых закупок устанавливаются клиентом в его правилах (часть 2 статьи 2 223-ФЗ). Регламент закупок - документ, который регулирует всю деятельность по приобретению товаров.

Основная часть покупок, сделанных клиентами и не превышающая 100 (500) тысяч рублей, - это приобретения товаров у одного поставщика. В таких случаях клиенты также имеют право не размещать информацию о закупках, включая уведомления, документацию и протоколы, что значительно упрощает жизнь клиентов.

Наиболее распространенные случаи закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ:

  • невысокая стоимость приобретенных продуктов (работ, услуг), когда использование конкурентных методов закупок не подходит;
  • наличие необходимых продуктов только у одного поставщика;
  • поставщик является владельцем исключительных прав в отношении этого товара;
  • ранее проведенные закупки на конкурсной основе не состоялись;
  • срочная потребность в продуктах (чрезвычайные ситуации, несчастные случаи и т. д.).

Отчетность о закупках у единого поставщика распределяется в отдельном разделе как часть общей ежемесячной отчетности, размещенной на официальном веб-сайте в соответствии с частью 19 статьи 4 223-ФЗ.

Контракт: основы разработки

Когда контракт заключен с единственным поставщиком, то он по своему наполнению может иметь точно такую же форму и содержание, что и обычный договор поставки. В статье 34 44-ФЗ уточняется, что содержание контракта должно соответствовать положениям ГК РФ. Некоторые разделы могут быть пропущены.

Например, можно не отмечать ответственность сторон друг перед другом, правила расчета и уплаты штрафов. Можно не указывать график выполнения работ и порядок расчетов с предпринимателем. Еще одним дополнительным условием для документа, подписанного с одним поставщиком, является процедура обеспечения контракта и возврата средств.

В то же время, если исполнителем является лицо, которое не зарегистрировано в качестве ИП, в договоре обязательно указывается, что сумма контракта с единственным поставщиком уменьшается на сумму налога, так как клиент в этом случае является налоговым агентом.

Организация закупочной деятельности у одного поставщика

Поскольку мы рассматриваем этот вид закупок у поставщиков, мы не будем останавливаться на всех действиях, которые должен выполнить клиент, а определим только общий алгоритм.

  1. Клиент выбирает компанию, с которой он подписывает контракт, и соглашается с условиями покупки и текстом соглашения (контракта).
  2. Уведомление размещается покупателем в системе (единая информационная система), до подписания контракта остается еще пять дней.
  3. У покупателя есть один день после подписания контракта на то, чтобы уведомить контрольный орган о предстоящих закупках.

Все неконкурентные методы закупок находятся под тщательным надзором регулирующих органов, и это необходимо учитывать при составлении документов.

Нет алгоритма для оценки того, насколько законным является заключение с единственным поставщиком контракта. Все зависит от персонала надзорного органа и от аргументации о необходимости закупок. Поскольку внимание к таким методам закупок увеличивается. Правильное обоснование единственного поставщика и его цен значительно упростят жизнь не только клиенту, но и заказчику.

Пошаговая инструкция

Пошаговая инструкция по покупке у единственного поставщика (ЕП) следующая.

Этап 1. Подготовка к покупке данным образом.

  • Шаг № 1. Подготовка Приказа (или другого документа) по реализации закупок у одного поставщика.
  • Шаг № 2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям законодательства и документации по закупкам.
  • Шаг № 3. Подготовка заявки на утверждение заключения (возможность оформления) договора с единственным поставщиком.

Этап 2. Формирование документации для покупки у ЕП.

  • Шаг № 4. Разработка и утверждение проекта контракта.
  • Шаг № 5. Расчет и обоснование закупки у единственного поставщика и цены контракта.
  • Шаг № 6. Подготовка отчета, подтверждающего заключение договора с ЕП и нецелесообразность проведения конкурсных процедур закупок (до размещения уведомления и заключения договора).
  • Шаг № 7. Занесение в единую справочную систему уведомления о закупке у ЕП.

Этап 3. Непосредственно сам процесс заключения контракта с ЕП.

  • Шаг № 8. Обратиться к надзорному органу с просьбой одобрить сделку через извещение о единственном поставщике.
  • Шаг № 9. Подписание контракта после того, как поставщик представил документ для обеспечения исполнения контракта.

Этап 4. Уведомление надзорного органа о контракте с ЕП.

  • Шаг № 10. Представление уведомления (с копией заключенного договора и обоснования его заключения) в контрольный орган.

Этап 5. Принятие товаров.

  • Шаг № 11. Привлечение независимых экспертов.

Расчет цены контракта

Клиент может применять другие варианты расчета цены контракта с поставщиком, если перечисленные не могут быть использованы.

Согласование закупки с контрольным органом

Когда конкурентная покупка не состоялась и происходит заключение договора с одним поставщиком, необходима координация действий с вышестоящим контрольным органом управления.

Также всегда необходимо координировать работу с единственным поставщиком по исходам открытых закупок, за исключением трех случаев:

  • автономная организация осуществляет закупки в соответствии с подразделом 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • юридическое лицо осуществляет закупки в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • запрос на котировки не состоялся.

Контракты с единственными поставщиками по результатам электронных закупок не нуждаются в координации.

Необходимо отправить уведомление следующим организациям:

  • ФАС - на уровне покупок для федеральных нужд;
  • контрольный орган в области государственных оборонных заказов;
  • исполнительный орган субъекта РФ, который контролирует закупки (приобретение товаров для региональных нужд);
  • местный орган самоуправления, который контролирует покупки, когда приобретает продукцию для муниципальных нужд.

Необходимо приложить копию договора и обоснование осуществления закупки у единственного поставщика к уведомлению. Отправлять документы в орган контроля необходимо не позже одного рабочего дня с даты заключения договора. В противном случае работник службы контрактов будет оштрафован на 15 тыс. рублей, а организация - 100 тыс. рублей.

Новые правила

Так как подобный вид закупок является вторым по популярности способом оформления контрактов (в 2017 году почти половина всех сделок осуществлялась таким образом), то законодательство постоянно следит за исполнением договоров, время от времени их совершенствуя.

Новые изменения правил уже в ближайшем будущем состоятся в следующем:

  1. Отпадает необходимость размещения извещения о проведении закупок у ЕП. Заранее будет формироваться специальный график-план с указанием такой информации;
  2. Устраняется обязанность организаторов торгов по обоснованию невозможности осуществления закупки в конкурентной форме;
  3. Устраняется необходимость проведения внешней экспертизы для госконтрактов;
  4. Случаи согласования с ФАС будут необходимы только в ходе отдельных способов определения поставщика;
  5. Будут введены новые обеспечения гарантий обязательств поставщика;
  6. У заказчика будет право заключения госконтракта с участником второго номера в ситуации, когда с первым номером контракт расторгнут;
  7. Ранее заказчик имел право заключать арендный договор по следующим объектам: здания, строения, сооружения. Теперь в этот список добавлен такой объект, как земельный участок.

Заключение

Для того чтобы стать единственным поставщиком, необходимо следовать следующим советам:

  • добросовестно выполнять все контракты, поддерживать хороший имидж;
  • предлагать уникальный продукт на рынке: клиенту просто негде больше купить данный товар.

В заключение остановимся на нескольких важных моментах..

  1. Во-первых, покупки у ЕП для клиентов являются очень привлекательной формой закупок, хотя они требуют большего внимания со стороны регулирующих органов.
  2. Во-вторых, необходимо внимательно прочитать статьи 93-96 44-ФЗ для того, чтобы понять, покупаются ли данные товары таким образом или нет.
  3. В-третьих, если компания планирует участвовать в закупках по 223-ФЗ, нужно исследовать положения о закупках клиента, в процедуре которого он будет участвовать.
  4. В-четвертых, полностью и своевременно исполнять взятые обязательства перед клиентами по заключенным договорам.