Законопроект о войсках национальной гвардии. Федеральный закон о войсках национальной гвардии рф

Зыков Андрей Павлович, преподавателькафедры кадровогоиморальнопсихологического обеспечения деятельностиОВД, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России

Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих войск национальной гвардии

Аннотация.В статье рассматриваютсявопросы предоставления отдельным категориям военнослужащих войск национальной гвардии жилых помещений; медицинское обеспечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы (службы), и членов их семей; право военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии Российской Федерации на бесплатный проезд.Ключевые слова:социальные гарантии, военнослужащие войск национальной гвардии, медицинское обеспечение, жилищное обеспечение, бесплатный проезд.

В настоящее времени вопросы нормативноправового регулирования обеспеченияправовой и социальной защиты военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардииРоссийской Федерации имеютряд правовых и организационных проблем. Порядок выполнения военнослужащими(сотрудниками) войск национальной гвардии Российской Федерации возложенных на них задач, порядок и условия несения ими боевой службы, выполнения служебнобоевых задач, должностные и социальные обязанности военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерациипорядок их исполнения регулируетсязаконодательством Российской Федерации.В части касающейся предоставления гарантийправовой и социальной защиты военнослужащим(сотрудникам) войск национальной гвардииРоссийской Федерации правовое регулирование обеспечивается положениямифедеральных законов от 3 июля 2016 года № 226ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», от 19 июля 2011 года № 247ФЗ«О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении измененийв отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 30 ноября 2011 года№ 342ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 3 июля 2016 года №227ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих(сотрудников) войск национальной гвардииРоссийской Федерации реализуются в следующих направлениях: 1. Предоставление отдельным категориям военнослужащих войск национальной гвардии жилых помещений.3. Медицинское обеспечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардииРоссийской Федерации, граждан, уволенных с военной службы (службы), и членов их семей.4. Право военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардииРоссийской Федерациина бесплатный проезд.Организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаныобеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии,относящимисяк жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций.Организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленномчастью 1

статьи27 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226ФЗ, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности.В случае отсутствия жилых помещений, указанных вчасти 3

статьи 27 Федерального закона от 3 июля 2016 г.№ 226ФЗ, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащихежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии, граждане, уволенные с военной службы (службы), и члены их семей имеют право на медицинское обеспечение и санаторнокурортное лечение, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих (сотрудников), граждан, уволенных с военной службы (службы), и членов их семей.Медицинское обеспечение, медицинское освидетельствование, военноврачебная экспертиза и санаторнокурортное лечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан, уволенных с военной службы (службы) из войск национальной гвардии и внутренних войск, на которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации распространяются права и социальные гарантии по медицинскому обеспечению и санаторнокурортному лечению, установленные для военнослужащих (сотрудников)и членов их семей, осуществляются в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете соответственно уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел на эти цели.Медицинская помощь включает в себя профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную и иные виды помощи, в связи, с чем ведомственную систему здравоохранения включены санатории, госпитали, поликлиники, аптечные учреждения.Сотруднику, выполнявшему задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в отдельных регионах Российской Федерации, а также сотруднику, проходившему службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий,катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций и в иных особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, при наличии показаний к медикопсихологической реабилитации в трехмесячный срок предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью до 30 суток. Предусмотренная медикопсихологическая реабилитация сотрудника проводится бесплатно.Оказание всех видов медицинской помощи военнослужащим (сотрудникам)и членам их семей осуществляется в медицинских учреждениях по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения .Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии обеспечиваются проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения впорядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии при осуществлении полномочий по доставлению задержанных лиц пользуются правом проезда и провоза задержанных лиц на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения без приобретения проездных документов, а в сельской местности на попутном транспорте по предъявлении служебного удостоверения.Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии, несущие службу на железнодорожных и водных коммуникациях либо в районах, на территориях которых введен режим чрезвычайного или военного положения, в служебных целях при непосредственном обеспечении мероприятий по охране коммуникаций и обеспечении режима чрезвычайного или военного положения имеют право на бесплатный проезд в поездах, на морских или речных судах в пределах территорий охраняемых коммуникаций и территорий указанных районов без приобретения проездных документов по предъявлении служебного удостоверения.Жизнь и здоровье военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардииподлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.Вред, причиненный имуществу, принадлежащему военнослужащему (сотруднику)или его близким родственникам, в связи с выполнением служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с последующим взысканием выплаченной суммы возмещения с виновных лиц.Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардииосуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным закономот 28 марта 1998года №52ФЗ «Об обязательном государственномстраховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РоссийскойФедерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовноисполнительной системы».Нормативно правовые акты, реализующие предоставление военнослужащим(сотрудникам) войск национальной гвардиигарантийправовой и социальной защиты активно совершенствуются. В настоящее время на военнослужащих(сотрудников) войск национальной гвардииРоссийской Федерации распространяются положения законов от 19 июля 2011 года№ 247ФЗ«О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении измененийв отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 30 ноября 2011 года № 342ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ссылки на источники1.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 2016 года№227ФЗ// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».2.О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №226ФЗ// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».3.О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации:Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».4.О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».5.Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовноисполнительной системы: Федеральныйзаконот 28 марта 1998года №52ФЗ// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" / КонсультантПлюс

"О войсках национальной гвардии Российской Федерации" / КонсультантПлюс

Принят

Государственной Думой

Одобрен

Советом Федерации

Глава 1. Общие положения

  • Статья 1. Войска национальной гвардии Российской Федерации и их предназначение
  • Статья 2. Задачи войск национальной гвардии
  • Статья 3. Правовая основа деятельности войск национальной гвардии
  • Статья 4. Принципы деятельности войск национальной гвардии
  • Статья 5. Общий состав войск национальной гвардии
  • Статья 6. Руководство и управление войсками национальной гвардии
  • Статья 7. Дислокация войск национальной гвардии

Статья 1. Войска национальной гвардии Российской Федерации и их предназначение

Статья 2. Задачи войск национальной гвардии

Статья 3. Правовая основа деятельности войск национальной гвардии

Статья 4. Принципы деятельности войск национальной гвардии

Статья 5. Общий состав войск национальной гвардии

Статья 6. Руководство и управление войсками национальной гвардии

Статья 7. Дислокация войск национальной гвардии

Глава 2. Полномочия войск национальной гвардии

  • Статья 8. Полномочия войск национальной гвардии
  • Статья 9. Общие полномочия войск национальной гвардии
  • Статья 10. Задержание
  • Статья 11. Вскрытие транспортного средства
  • Статья 12. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории)
  • Статья 13. Оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов
  • Статья 14. Формирование и ведение банков данных о гражданах
  • Статья 15. Полномочия войск национальной гвардии по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции
  • Статья 16. Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и их должностных лиц, железнодорожных перевозчиков, перевозчиков на внутреннем водном транспорте и воздушном транспорте по содействию войскам национальной гвардии в выполнении возложенных на них задач
  • Статья 17. Обеспечение полетов воздушных судов войск национальной гвардии

Статья 8. Полномочия войск национальной гвардии

Статья 9. Общие полномочия войск национальной гвардии

Статья 10. Задержание

Статья 11. Вскрытие транспортного средства

Статья 12. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории)

Статья 13. Оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов

Статья 14. Формирование и ведение банков данных о гражданах

Статья 15. Полномочия войск национальной гвардии по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции

Статья 16. Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и их должностных лиц, железнодорожных перевозчиков, перевозчиков на внутреннем водном транспорте и воздушном транспорте по содействию войскам национальной гвардии в выполнении возложенных на них задач

Статья 17. Обеспечение полетов воздушных судов войск национальной гвардии

Глава 3. Применение военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники

  • Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники и порядок их применения
  • Статья 19. Применение физической силы
  • Статья 20. Применение специальных средств
  • Статья 21. Применение оружия
  • Статья 22. Применение боевой и специальной техники
  • Статья 23. Гарантии личной безопасности военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и членов их семей

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники и порядок их применения

Статья 19. Применение физической силы

Статья 20. Применение специальных средств

Статья 21. Применение оружия

Статья 22. Применение боевой и специальной техники

Статья 23. Гарантии личной безопасности военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и членов их семей

Глава 4. Личный состав войск национальной гвардии

  • Статья 24. Военная служба, служба в войсках национальной гвардии. Комплектование войск национальной гвардии личным составом
  • Статья 25. Подготовка кадров для войск национальной гвардии

Статья 24. Военная служба, служба в войсках национальной гвардии. Комплектование войск национальной гвардии личным составом

Статья 25. Подготовка кадров для войск национальной гвардии

Глава 5. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии

  • Статья 26. Порядок выполнения военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии возложенных на них задач
  • Статья 27. Предоставление отдельным категориям военнослужащих войск национальной гвардии жилых помещений
  • Статья 28. Медицинское обеспечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан, уволенных с военной службы (службы), и членов их семей
  • Статья 29. Право военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии на бесплатный проезд

Статья 26. Порядок выполнения военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии возложенных на них задач

Статья 27. Предоставление отдельным категориям военнослужащих войск национальной гвардии жилых помещений

Статья 28. Медицинское обеспечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан, уволенных с военной службы (службы), и членов их семей

Статья 29. Право военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии на бесплатный проезд

Глава 6. Финансовое и материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии

  • Статья 30. Финансовое обеспечение войск национальной гвардии
  • Статья 31. Материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии
  • Статья 32. Имущество войск национальной гвардии, порядок использования земельных участков

Статья 30. Финансовое обеспечение войск национальной гвардии

Статья 31. Материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии

Статья 32. Имущество войск национальной гвардии, порядок использования земельных участков

Глава 7. Прокурорский надзор за деятельностью войск национальной гвардии

Статья 33. Прокурорский надзор

Глава 8. Заключительные положения

Статья 34. Заключительные положения

Статья 35. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Другие документы:

  • ????? от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, / КонсультантПлюс от 03 Июля 2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, / КонсультантПлюс
  • ????? от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" / КонсультантПлюс от 03 Июля 2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" / КонсультантПлюс
  • ????? от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и / КонсультантПлюс от 03 Июля 2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и / КонсультантПлюс ????? от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" / КонсультантПлюс от 03 Июля 2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" / КонсультантПлюс

Защита граждан от внутренних и внешних угроз - одна из первоочередных задач любого государства. На территории РФ она выполняется войсками национальной гвардии, наряду с другими воинскими формированиями. Правовую базу данного вопроса составляет федеральный закон №226.

Настоящим ФЗ 226 «О войсках национальной гвардии», описываются, в первую очередь, права и обязанности военнослужащих, состав Росгвардии, и органы, осуществляющие надзор за ее деятельностью.

В общих положениях ФЗ 226, представлена информация о задачах национальной гвардии, и правовой основе их деятельности. Также, настоящим федеральным законом описывается принцип управления войсками Росгвардии, и порядок передислокации воинских частей.

Остальные главы закона определяют спектр полномочий, прав и обязанностей национальной гвардии. В них же указываются обязанности официальных органов при содействии ей и право на применение военнослужащими силовых методов. Наконец, в законе имеются статьи, которые дают гарантии безопасности сотрудников Росгвардии и их семей, в отношении вопросов социальной, правовой и физической защиты. (Читайте о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ в ).

Закон был принят Государственной Думой 22 июня 2016 года, а вступил в силу 3 июля. С того момента, изменений в ФЗ 226 не вносилось.

Текст закона 226

В ФЗ 226 входит 8 глав и 35 статей. Часть из них вступают в силу 1 января 2018 года. Это касается пунктов 12, 17 и 19 части 1 статьи 9 настоящего закона. В них описываются полномочия Росгвардии, по вопросам хранения, изъятия и уничтожения нелегально приобретенных или завезенных взрывчатых веществ и огнестрельного оружия, а также порядок выдачи последнего физическим и юридическим лицам, на основаниях, описанных нормативными актами законодательства РФ, включая ФЗ 226. с текстом настоящего Федерального Закона можно по этой ссылке.

Последние изменения закона «О национальной гвардии»

Основные изменения, внесенные ФЗ 226 «О войсках национальной гвардии РФ», заключаются в том, что данное военное формирование было преобразовано из внутренних войск МВД России. Его задача - обеспечение государственной и общественной безопасности РФ, в соответствии с настоящим федеральным законом.

Несмотря на отсутствие изменений в настоящем ФЗ, необходимо рассмотреть ключевые статьи, содержащие наиболее ценную информацию.

Статья ФЗ 226, которая описывает суть и задачи войск национальной гвардии Российской Федерации, заключающиеся в установлении и поддержании безопасности государства и его граждан, и защиты прав последних.

В данной статье ФЗ 226 предоставляется список задач Росгвардии. Среди них стоит отметить следующие:

  • поддержание общественного порядка;
  • борьба с террористическими и экстремистскими группировками; (так же в РФ есть целый )
  • территориальная оборона РФ (последняя редакция закона об обороне в РФ ) ;
  • надзор за оборотом оружейной продукции;
  • иные задачи, которые может возлагать Президент Российской Федерации, в соответствии с Конституцией и федеральными законами.

Эта статья ФЗ 226 описывает общие полномочия войск нац. гвардии, включая пресечение правонарушений, и проверку документов у личностей, подозреваемых в совершении преступления, с возможным последующим задержанием. Несколько пунктов статьи закона, описанных выше, вступают в силу с 1 января 2018 года.

Ст. 18

Важная статья настоящего федерального закона, которая описывает, когда военнослужащие войск Росгвардии имеют право применять физическую силу или оружие. При этом сотрудники обязаны, в соответствии с ФЗ 226, стремиться к минимизации ущерба, если это не повлечет за собой жертв среди мирного населения или сослуживцев.

Ст. 19

Эта статья ФЗ 226 подробно раскрывает один из пунктов предыдущего пункта - применение военнослужащими Росгвардии физической силы. В законе обращается внимание - прибегать к силовым способам можно, если несиловые не дают возможности выполнить возложенную задачу.

Ст. 21

Данный пункт ФЗ 226 описывает, в каких случаях сотрудники национальной гвардии получают право применять оружие: при защите граждан, сослуживцев, для пресечения террористических актов или при задержании преступных элементов.

Ст. 23

Эта статья ФЗ 226 обращает внимание на то, как обеспечивается безопасность военнослужащих войск нац. гвардии, и их родственников и семей. Это включает право на ношение и применение оружия, а также конфиденциальность по вопросам дислокации воинских частей Росгвардии.

Законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии установлена система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых должностей, присвоенных воинских (специальных званий), общей продолжительности военной службы (службы), в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения военной службы (службы).

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, сотрудников, граждан, уволенных со службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников, руководителей).

Основными нормативными актами, регулирующими вопросы социального обеспечения военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии, в настоящее время являются:

другие нормативные правовые акты, изданные в развитие вышеуказанных актов, в том числе постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты Росгвардии и МВД России.

(Одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол №21)

I. Общие положения

1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - Типовой кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона "Об основах муниципальной службы" (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.), федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - государственные (муниципальные) служащие).

3. Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

4. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу (далее - государственная и муниципальная служба), обязан ознакомиться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

5. Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типового кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.

6. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.

7. Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.

8. Типовой кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.

9. Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих

10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.

11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.

18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

25. В служебном поведении государственному (муниципальному) служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

26. В служебном поведении государственный (муниципальный) служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

27. Государственные (муниципальные) служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные (муниципальные) служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

28. Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение положений Типового кодекса

29. Нарушение государственным (муниципальным) служащим положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Типового кодекса влечет применение к государственному (муниципальному) служащему мер юридической ответственности.

Соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Войска национальной гвардии Российской Федерации и их предназначение
Статья 2. Задачи войск национальной гвардии
Статья 3. Правовая основа деятельности войск национальной гвардии
Статья 4. Принципы деятельности войск национальной гвардии
Статья 5. Общий состав войск национальной гвардии
Статья 6. Руководство и управление войсками национальной гвардии
Статья 7. Дислокация войск национальной гвардии
Глава 2. Полномочия войск национальной гвардии
Статья 8. Полномочия войск национальной гвардии
Статья 9. Общие полномочия войск национальной гвардии
Статья 10. Задержание
Статья 11. Вскрытие транспортного средства
Статья 12. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории)
Статья 13. Оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов
Статья 14. Формирование и ведение банков данных о гражданах
Статья 15. Полномочия войск национальной гвардии по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции
Статья 16. Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и их должностных лиц, железнодорожных перевозчиков, перевозчиков на внутреннем водном транспорте и воздушном транспорте по содействию войскам национальной гвардии в выполнении возложенных на них задач
Статья 17. Обеспечение полетов воздушных судов войск национальной гвардии
Глава 3. Применение военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники
Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники и порядок их применения
Статья 19. Применение физической силы
Статья 20. Применение специальных средств
Статья 21. Применение оружия
Статья 22. Применение боевой и специальной техники
Статья 23. Гарантии личной безопасности военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии и членов их семей
Глава 4. Личный состав войск национальной гвардии
Статья 24. Военная служба, служба в войсках национальной гвардии. Комплектование войск национальной гвардии личным составом
Статья 25. Подготовка кадров для войск национальной гвардии
Глава 5. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии
Статья 26. Порядок выполнения военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии возложенных на них задач
Статья 27. Предоставление отдельным категориям военнослужащих войск национальной гвардии жилых помещений
Статья 28. Медицинское обеспечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы (службы), членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии)
Статья 29. Право военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии на бесплатный проезд
Глава 6. Финансовое и материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии
Статья 30. Финансовое обеспечение войск национальной гвардии
Статья 31. Материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии
Статья 32. Имущество войск национальной гвардии, порядок использования земельных участков
Глава 7. Прокурорский надзор за деятельностью войск национальной гвардии
Статья 33. Прокурорский надзор
Глава 8. Заключительные положения
Статья 34. Заключительные положения
Статья 35. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона