Ст 194 ук рф объект. «Это необязательно сексизм»: Google против манифеста сотрудника об отличиях женщин от мужчин

Задолжать государству можно различными способами. И основной из них — . Рассмотрим один из них, связанный, кроме прочего, с нарушением таможенного законодательства.

Особенности злодеяния

За перемещение товаров через границу России необходимо платить. Если этого не делать, речь пойдёт о правонарушении либо преступлении.

Понятие и нормативные акты

  • В Уголовном кодексе РФ есть 194-я статья. Она посвящена неуплате физлицами или организациями таможенных платежей. При этом используется формулировка «уклонение».
  • В КоАПе статья 16.22 посвящается схожему деянию. Однако здесь речь идёт о нарушении платёжных сроков.

Когда же речь идёт о правонарушении, а когда – о преступлении? В первом случае важен сам факт неуплаты вовремя. Во втором имеются квалифицирующие признаки, речь о которых пойдёт ниже.

Правовая характеристика

В случаях с таможенными платежами юристы говорят о бланкетном характере норм. Это означает, что знакомства с одной статьёй УК или КоАПа недостаточно.

Оба кодекса отсылают нас к другим нормам, причём в широком диапазоне. Главным образом речь идёт о Федеральном законе, который призван регулировать таможенные отношения в России (№311-ФЗ, утверждён 27.11.2010).

Способы

Когда речь идёт о неуплате таможенных платежей, способы совершения преступления или правонарушения не важны, и законом они не определены. Здесь можно провести сравнение с уклонением от уплаты налогов.

В текстах статей 198 и 199 УК можно прочесть о совершении преступления каким-либо путём. В статьях 194 и 16.22 такой формулировки нет. Речь идёт о любых действиях или бездействии, в результате которых закон был нарушен.

Важный момент: если были не просто нарушены сроки расчётов по таможенным платежам, но и обнаружено недостоверное декларирование, статья 16.22 не применяется. Такое административное правонарушение карается по статье 16.2.

В случае с преступлением важны другие моменты, о них – в следующем разделе. Статья 194 УК имеет свой состав преступления, о нем мы поговорим далее.

Состав преступления и квалифицирующие признаки

У правонарушения и преступления есть некоторые общие черты. Например, ответственность несёт любой вменяемый субъект, которому уже есть 16 лет. Умысел исключительно прямой. В обоих случаях виновный наносит ущерб бюджету России.

В статье 16.22 КоАП нет квалифицирующих признаков. В 194-й статье УК четыре части, которые соответственно рассматривают:

  • неквалифицированное преступление (уклонение физлицом или организацией плюс крупный ущерб, то есть сумма долга превышает миллион рублей);
  • злодеяние, в котором виновна группа лиц;
  • уклонение плюс особо крупный (свыше трёх миллионов рублей) ущерб;
  • преступление, где виновно должностное лицо, злоупотребившее своим служебным положением;
  • применение насилия к таможенным/пограничным контролирующим сотрудникам;
  • действия организованной группы.

Про методику расследования уклонение от уплаты таможенных платежей и связанные с ней проблемы расскажем далее.

Методика расследования

Следствие по делам такого рода почти всегда оказывается очень сложным, трудоёмким делом. Главной проблемой криминалисты называют весьма сжатые сроки следственных действий, на которые обычно даётся 15 суток (по особому решению прокурора – 25).

Чтобы доказать злодеяние, приходится проводить анализ и исследование огромного количества документов. Это не только таможенные декларации и бухгалтерские отчёты. Например, при обысках правоохранители изымают всевозможные черновики, блокноты, ежедневники и тому подобные предметы. В них могут обнаружиться различные записи, которые подтвердят вину подозреваемых.

Особенно сложно расследование квалифицированных преступлений. Если действовала группа, необходимо вычислить всех её членов. Должностные лица порой мастерски скрывают свои контакты с преступниками. В итоге криминалисты должны продемонстрировать истинный профессионализм.

Наказание и ответственность

Теперь рассмотрим, какие меры могут быть применены к виновным. И начнем мы с административной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей.

Административная

КоАП, как обычно, делит виновных на три категории: физлица, люди на должности, организации. В зависимости от этого показателя варьируются суммы штрафов.

  • Если таможенный платёж просрочит физлицо, штраф составит 500 – 2500 рублей.
  • Для должностных и юрлиц суммы возрастают: 5 – 10 и 50 – 30 тысяч рублей соответственно.

Уголовная

Здесь меры наказания сложнее. В зависимости от квалификации наказанием становится:

  1. , минимум – 100 тысяч, максимум – один миллион рублей.
  2. То же, но в сумме дохода в трёхлетнем пределе.
  3. (480 часов максимум).
  4. сроком до пяти лет.
  5. (вести определённую деятельность) как дополнение к принудительным работам, назначается необязательно, сроком до трёх лет.
  6. , максимальный срок – 12 лет.
  7. как дополнение к предыдущему наказанию (факультативно), максимум на два года.

Профилактика преступления

  • Одной из важных профилактических мер можно назвать ужесточение законов. Относительно недавно крупный и особо крупный ущерб определялись большими суммами, чем сейчас.
  • В качестве других мер можно назвать усиление таможенного/пограничного контроля.
  • Также необходимы антикоррупционные меры.

А теперь рассмотрим судебную практику по ст. 194 УК РФ в отношении уклонения от уплаты таможенных платежей и или .

Судебные решения по статье 194 УК РФ об уклонении от уплаты таможенных платежей

Пример 1. А. В. «поработала» с довольно крупным объектом таможенного декларирования, а именно – с ввозимым в Россию для ремонта вертолётом. Сотрудница авиакомпании составила такую декларацию, что таможенные платежи составили немногим больше полутора миллионов рублей вместо шестнадцати.

Нарушения были выявлены и доказаны. Однако к моменту суда срок уголовного преследования истёк. В итоге А. В. признали виновной, но от уголовной ответственности и наказания (штраф 100 тысяч рублей) освободили.

Пример 2. О. М. в течение нескольких лет приобретал автобусы, которые были ввезены в Россию незаконно. Преступление сопровождалось также подделкой документов и другими нарушениями закона.

Ст. 194 УК РФ определяет уголовный ответ и наказание за нежелание оплачивать пошлину таможне путём перемещения предметов чрез державные кордоны. Это обложение – непременная плата в бюджет государства. Ввозимые и вывозимые товары через границы Российской федерации подлежат обязательному таможенному обложению.

Субъекты используют все варианты, которые позволяют не вносить таможенные выплаты. Такое деяние приводит к суровому наказанию, по которому виновный лишается свободы на длительное время или судебным органом назначается административное взыскание, учитывая тяжесть правонарушения.

Деяние – уклонение от уплаты таможенных платежей со стороны организации, физического лица, совершаемое в значительном объёме, юридически наказуемо.

Назначают:
  1. Оплату штрафа 100 – 500 тыс. руб. с доходов, зависящих от размеров заработка подсудимого за 1-3 года.
  2. Выполнение обязательной трудовой повинности на 480 часов.
  3. Принудительную отработку на 24 месяца.
  4. Заключение под стражу на два года.

За неуплату налогов распространённый вид наказания для физлиц – это оплата штрафов в назначенной судом сумме.

Когда это же правонарушение совершает в крупном размере сговорившаяся группа лиц, за совершённое уклонение от выплаты налогов, пошлин они караются наказанием в виде выплаты денежных средств 300 – 500 тыс. руб., которые высчитываются из заработка или иной прибыли подсудимых.

Назначается наказание:

  1. Трудовая отработка на 60 месяцев с запретом на частный бизнес и занятие руководящих постов на 36 месяцев или запреты не применяют.
  2. Заключение под стражу на 60 месяцев с запретом работать на руководящих постах три года или запреты не применяются.
  3. Заключение под стражу на 60 месяцев с запретом работать на руководящих должностях, заниматься предпринимательством3 года или без запретов.

Предусмотренное в ч. 1 и ч. 2 ст.194 УК РФ действие, которое совершается субъектами, занимающими руководящий пост, использующими должностное преимущество. Если они применяют насильственные действия по отношению к объекту, проводящему проверку таможни, то это правонарушение карается заключением на срок 5 – 10 лет, с выплатой штрафного взыскания 1 млн руб. с суммы заработка, иной прибыли виновного за 60 месяцев. При этом учитывается умысел должностного лица, который действовал из-за корыстного или личного интереса.

Есть случаи, когда отменяется штрафное взыскание, но применяется заключение под стражу на полтора года.

Правонарушения, которые указываются в ч. 1, 2, 3 действующей статьи, совершаемые созданной организованной группировкой, подлежат наказанию. Назначают заключение под стражуна 7 –12 лет и выплату штрафной суммы в 1 млн руб. с заработка, другой прибыли виновных за 5 лет. Также применяют заключение под стражу на 24 месяца.

Неуплата таможенных платежей УК РФ признаётся в крупном размере, если продукция, пересекающая таможню, внезависимости от количества товарной партии составляет сумму больше 2 млн руб., а особенно в крупном размере – это партии продукции на 6 млн руб.

Все таможенные обложения указаны в статье 70 ТК и ТС. Таможенным, Налоговым Кодексами Российской республики даётся разъяснение понятий о платежах(гл. 21 – 22 НК, раздел 2 ТК).

В налоговом кодексе указано:

  1. Основание взносов.
  2. Срок.
  3. Плательщик.
  4. Правило выплат.

Гражданами выполняются указанные законодательством правила, чтобы в дальнейшем не попасть под уголовное преследование.

Оплата таможенного налога бывает 5 видов:
  • пошлина на импорт товара;
  • таможенные отчисления при экспорте продукции;
  • выплата НДС при ввозе предметов чрез кордон;
  • акцизное отчисление на доставку изделий чрез таможенную границу;
  • таможенное обложение.

Обязанности по отчислениям таможенного сбора, налога наступают после пересечения товаром таможенного кордона.

Это касается:
  1. Ввоза продукции.
  2. Вывоза изделий после разрешения таможенного органа на убывание с таможенных территорий.

Закон Таможенного кодекса ст. 82 регулирует дату уплат сборов, разрешает вносить платежи с отсрочкой или рассрочкой.

Этим кодексом в ст. 80-81 указывается на возможность прекращения выплат таможенных пошлин, налогов, разъясняется, когдаможно не платить.

Декларант, другие субъекты, декларирующие продукцию, у которых есть законное право на проведение мытных выплат, уголовно отвечают за произведённый своевременно процесс оплаты таможенных обложений.

Объективную сторону уклонений от выплат пошлин, характеризуют юридическим бездействием, связанным с утайкой предметов, подлежащих обложению, но также не исключается неуплата налога при выдаче всех сведений о продукции.


Уклонением выплат таможенного обложения также считают ложную информацию, предоставляемую в документации, декларациях в таможню.

Это касается деталей:
  • мытных процедур;
  • цены;
  • сведений о производителе продукции;
  • сведений об автотранспорте.

Предоставляют неверную информацию для снятия мытной пошлины или чтобы получить её в небольшом размере.

Внесённые обложения, направляемые в таможню, приобретают статус державной собственности. Если возникает желание присвоить их путём предоставления ложной документации, дающей правовые основания на возвращение этой суммы, согласно ст.89 – 90 ТК, то это квалифицируется как мошенничество пост.159 УК.

Уголовная ответственность за неуплату таможенных платежей начинается с превышения на сумму 3 миллиона руб. Когда образовывается невыплата из-за невнесения некоторых видов мытной пошлины, то по ч. 1 ст. 194 УК РФ требуется обоснование неуплаты платежа по единому умыслу.Статья 194 УК РФ состав преступления – неуплату пошлин определяет как вредоносный результат непоступления в державный бюджет мытного сбора в положенную дату, установленную законом.


У правонарушения признак умышленности: гражданин желает и осознаёт невыплату мытного сбора.Субъектом преступных посягательств является физическое лицо, обязанное оплачивать пошлины, а также руководящие лица, главбухи предприятий.

Правонарушение, предусматриваемое ч. 1 комментируемой статьи, относят к правонарушению небольшой тяжести, а ч. 2 относят к средней тяжести.

В ст. 194 УК РФ комментарий указывает, предметом правонарушения может стать таможенный налог:

  1. Мытная пошлина на оплату импорта.
  2. Налог на вывоз.
  3. НДС, взимающийся за экспорт предметов чрез таможенные кордоны.
  4. Обязательный акцизный налог, берущийся на мытной территории.

Собирающиеся суммы относят к таможенным сборам. Исчисление налоговой пошлины происходит от мытной цены и численности продукции.

Сбор и налог оплачивает декларант, другие субъекты с полномочиями. Правонарушение характеризуется невнесением платежей в таможенный орган в больших объёмах, для физлиц сумма составляет 1млн руб., для организаций — 2 млн руб.

Изыскиваются варианты, чтобы избежать выплат по таможенным оплатам:

  1. Снижение цены перемещаемой продукции.
  2. Сокрытие предметов.
  3. Ложные сведения о мытном режиме.
  4. Неправдивые данные о стране-производителе товаров.

Бывают случаи, когда при полной или неполной оплате мытной пошлины, налога в указанную дату таможенная инстанция взыскивает их принудительно.

Данное действие производят не позже 10 дней после выявления факта невыплаты сборов. Соответствующими органами плательщику направляется требование о необходимости положенных выплат.

На исполнение этих требований даётся 20 дней с момента получения требования.

Если не последует добровольное поступление требуемых сумм, мытными органами принимаются радикальные меры:

  • возбуждение уголовного дела;
  • принудительное взыскание.

Правонарушение считается оконченным с даты завершения срока, определённого для выплаты мытного платежа. К ответу за выплаты привлекаются декларанты и лица, декларирующие продукцию самостоятельно. Брокеры также отвечают за неверную оплату таможенной пошлины, налога.

Предусматриваемый ст.194 УК РФ признак преступления – применимо к объекту, контролирующему таможню, – насильственные действия, которые причинили вред здоровью. О полномочиях таможенников рассказано в статье 95 ТК.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Комментарий к статье 194 УК РФ:

1. Диспозиция статьи бланкетная. Помимо Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ред. от 06.12.2011) порядок уплаты таможенных платежей определяется рядом нормативных актов, например Таможенным кодексом Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 (ред. от 16.04.2010), Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в ред. от 06.12.2011), Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ" и др.
Непосредственный объект - экономические и финансовые интересы Российской Федерации.
Предмет преступления - таможенные платежи.

В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы.

Конкретные размеры каждого из указанных платежей устанавливаются действующим законодательством.

2. Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия и состоит в уклонении от уплаты любого из таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица и составляющих предмет настоящего преступления в крупном размере.
В примечании к комментируемой статье указывается, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если стоимость неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает 1 млн. руб., а организации - 2 млн. руб. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Следовательно, преступление следует считать оконченным с момента принятия таможенной декларации.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает так действовать.

4. Субъект преступления - специальный. Это физическое лицо, вменяемое, обязанное уплачивать таможенные платежи.

5. Ответственность усиливается при наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2 данной статьи: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК РФ); уклонение от уплаты платежей в особо крупном размере (согласно примечанию эта сумма должна превышать для физических лиц 3 млн. руб., с организации - 10 млн. руб.).
В ч. 3 предусмотрена повышенная ответственность должностных лиц и при применении насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. В ч. 4 комментируемой статьи ответственность усилена для участников организованной группы.

В последнее время в сфере внешнеэкономических связей наблюдается тенденция к увеличению числа правонарушений, одни из которых носят административный характер, а другие - уголовный. Несмотря на то что в Таможенном кодексе Российской Федерации содержатся статьи, непосредственно касающиеся преступлений в таможенной сфере, ответственность за такие правонарушения устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации.

Сфера внешней торговли с начала 90-х годов была демонополизирована, в результате чего предприятия всех форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономические операции. Были созданы новые таможенные структуры, система валютного и экспортного контроля, призванные осуществлять регулирование ВЭД, контроль за законностью в этой сфере. По официальным данным Федеральной службы государственной статистики, в 2009 г. (с января по сентябрь) внешнеторговый оборот России составил 321,409 млрд. долларов, в том числе экспорт 304 млрд. долларов импорт 114,833 млрд. долларов, а это 64,9% по отношению к показателям 2008 г. Так, в январе 2010 г. таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 274,77 млрд. рублей.

Вместе с тем такая важная составляющая федерального бюджета, как таможенные платежи, подвергается серьезным рискам и угрозам в результате криминальной деятельности субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В целом ряде случаев это связано с уклонением от уплаты таможенных платежей, установленных законом. В качестве факторов преступлений данного вида следует назвать форсированную либерализацию режима ВЭД, различие структуры внутрироссийских и мировых цен, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень криминализации экономических отношений как фактор использования внешнеэкономических связей для легализации капиталов, полученных преступным путем, недостаточную эффективность экспортного и валютного контроля, противоречия и пробелы таможенного законодательства в части регулирования таможенных платежей, регламентации режима их уплаты. Последнее обстоятельство стало предметом повышенного внимания в процессе правотворческой деятельности государства.

В последние годы экономическая активность сопровождается интенсивным правотворчеством в сфере таможенного регулирования. На сегодняшний день в России действует Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, и активизация правотворческой деятельности происходит систематическим внесением изменений. Так, Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в статью 334 Таможенного кодекса Российской Федерации" была дополнена ст. 334 "Основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов". Теперь предусматривается возможность предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении отдельных видов ввозимых на территорию РФ иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень.

Обновление таможенного законодательства прямо влияет на уголовный закон в той его части, которая устанавливает основания ответственности за преступления, совершаемые в сфере таможенного дела. Это обусловлено бланкетным характером диспозиций соответствующей группы преступлений (ст. 188 "Контрабанда" и ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" УК РФ). Итак, описание признаков составов данных преступлений взаимосвязано с положениями таможенного законодательства, а наличие оснований уголовной ответственности прямо зависит от наличия тех конструктивных критериев (предмет преступления, место совершения, способ и т.д.), признаки которых закреплены не в уголовном, а в таможенном законодательстве.

Товары при перемещении через таможенную границу Российской Федерации подлежат обложению таможенными платежами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Согласно ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; таможенные сборы.

Рассмотрим особенности преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ. Для того чтобы дать исчерпывающую характеристику рассматриваемого деяния, необходимо обратиться к нормам Таможенного кодекса РФ и определить понятийный аппарат. Согласно ТК РФ таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Ввозная или вывозная таможенная пошлина - это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории. Под таможенными сборами понимаются платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, - это обязательные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет.

Сумма таможенного платежа имеет непосредственное значение для установления признаков состава ст. 194 УК РФ. Порядок исчисления, а также сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в соответствии с Таможенным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе", Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 "Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" и другими федеральными и региональными нормативными актами. Например, по общему правилу при ввозе товаров таможенные пошлины и налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации.

По смыслу и по тексту ст. 194 УК РФ уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых как с организаций, так и с физических лиц. Вместе с тем известно, что субъектом преступления по российскому уголовному праву могут быть только физические лица. Анализ признаков субъекта по ст. 194 УК РФ и признаков лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин и налогов (ст. 320 ТК РФ), позволяет сделать вывод о том, что с юридической точки зрения уголовное и таможенное законодательство не находятся в противоречии. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 2 ст. 144 ТК РФ. При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов. Кроме того, ст. 328 ТК РФ в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов признает декларантов и иных лиц, на которых возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. Соответственно на этих же субъектов будет возложена и уголовная ответственность при наличии соответствующих к тому оснований.

С уголовно-правовой точки зрения представляют интерес ситуации, когда субъект получает право не уплачивать таможенные пошлины и налоги. Помимо общих уголовно-правовых обстоятельств, освобождающих субъекта от ответственности, в данной области действуют и особые обстоятельства. Их содержание следует не из уголовного, а из таможенного законодательства. Пункт 2 ст. 319 ТК РФ предлагает исчерпывающий перечень таких обстоятельств: "Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если: в соответствии с законодательством Российской Федерации: товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение; до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации); товары обращаются в федеральную собственность". Кроме того, ст. ст. 333 - 335 ТК РФ устанавливают основания и пределы предоставления отсрочки или рассрочки таможенных платежей (которые, разумеется, нельзя отождествлять с освобождением от их уплаты).

Несомненно, толкование норм таможенного и уголовного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что наличие указанных выше обстоятельств делает сложным применение ст. 194 УК РФ. Представляется, что в такого рода ситуациях речь идет об отсутствии материальных оснований уголовной ответственности, поскольку субъект полностью или на определенное время освобожден от обязанности вносить таможенный платеж в соответствии с законом. В целом анализ положений ст. 194 УК РФ и корреспондирующих положений Таможенного кодекса позволяет сделать вывод о том, что изменения самой диспозиции ст. 194 УК и изменения бланкетной нормативной базы (нормы ТК РФ) существенно сузили формально-юридические основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Уголовная ответственность наступает за такое уклонение, которое сопряжено с повышенной степенью общественной опасности (в связи с повышением размера неуплаченных сумм). Менее опасные деяния, объективная сторона которых также выражается в уклонении от уплаты таможенных платежей, подпадают под действие иных отраслей законодательства. Видимо, следует говорить о том, что произошло разумное смещение юридической ответственности за такое экономическое правонарушение, как уклонение от уплаты таможенных платежей в сферу отраслевого регулирования за пределами уголовного законодательства. При этом сохраняется роль положений Таможенного кодекса как бланкетного источника установления критериев оснований уголовной ответственности за данное деяние.

Объект преступления - установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей. При установлении объективной стороны преступления необходимо прежде всего доказать наличие предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния, которое представляет собой внешнее проявление преступного поведения лица. Такие действия (бездействие), связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, раскрываются в нормах Таможенного кодекса РФ: ст. ст. 281, 282, 283, 284, ч. 1 ст. 254 ТК РФ.

Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей включает в себя: нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам; действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение; действия, направленные на возврат уплаченных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований; нарушение сроков уплаты таможенных платежей; выдача без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрата или недоставление в таможенный орган Российской Федерации товаров, транспортных средств и документов на них; неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим. Такие противоправные деяния образуют состав преступления при условии, что уклонение от уплаты таможенных платежей совершено в крупном размере (ч. 1 ст. 194 УК РФ). Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей или нескольких действий по неуплате таможенных платежей, то необходимо учитывать, что неуплата всех платежей охватывалась единым умыслом обвиняемого. Предметом доказывания являются и квалифицирующие признаки объективной стороны рассматриваемого преступления: совершение двух и более фактов уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере, где каждый из вменяемых эпизодов представляет собой самостоятельное преступление, не охватываемое единым умыслом виновного; уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере (п. "г" ч. 2 ст. 194 УК РФ). Доказыванию при уклонении от уплаты таможенных платежей, кроме признаков, описанных в диспозиции ст. 194 УК РФ, подлежат и иные имеющие значение для правильного разрешения дела: время, место, способ и другие обстоятельства совершения деяния. Если же они остались невыясненными, если не известны ни время, ни место, ни способ совершения деяния, то и само это деяние нельзя признать установленным. Без определения времени совершения преступления невозможно решить вопросы о действии уголовного закона во времени, применении срока давности, проверить выдвинутое обвиняемым алиби и т.п. Для привлечения к ответственности за нарушение сроков уплаты таможенных платежей следует исходить из того, что под установленными сроками, указанными в диспозиции ст. 284 ТК РФ, следует понимать сроки, устанавливаемые таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством.

По каждому уголовному делу должен быть установлен способ совершения преступления, т.е. комплекс осуществляемых лицом в определенной последовательности действий, которые приводят к преступному результату. Без определения порядка, метода, последовательности и целенаправленности деяния в большинстве случаев не представляется возможным установить, является ли данное деяние преступным. Осуществление преступных действий определенным способом иногда свидетельствует и о невиновности в этом конкретного лица (например, использование такого способа, который требует наличия определенных полномочий, знаний, навыков и т.п., отсутствующих у подозреваемого). Способы совершения преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, в законе не указаны, они могут быть различными и на квалификацию не влияют.

Субъект уплаты таможенных платежей, как это происходит и с налоговыми платежами, стремится к законной минимизации таможенных и налоговых платежей. Возможно, при этом он неверно оценивает юридическую природу совершенных им сделок, режим перемещаемого имущества, свои обязанности в отношении декларирования товаров и т.п. Это подтверждается большим количеством дел о спорах между юридическими лицами и таможенными органами, которые рассматриваются в арбитражных судах, причем значительная часть исков налогоплательщиков, в том числе плательщиков таможенных платежей, арбитражными судами удовлетворяется. Поэтому в таких случаях не стоит оказывать ненужное воздействие на хозяйствующие субъекты, чтобы не расходовать понапрасну ресурс правоохранительных органов, их силы и средства. В этом смысле было бы правильно разграничивать действия по уклонению от уплаты таможенных платежей, могущие образовать при наличии указанных условий состав данного преступления, и действия, которые, будучи, возможно, неправомерными, образуют предмет спора, решаемого в судебном порядке. Это трудная проблема, и можно лишь посоветовать шире использовать помощь специалистов в области таможенного дела, могущих дать объективную правовую оценку положения.

Проводя юридический анализ норм ст. 194, нельзя не обратить внимания на схожесть состава преступления с составом, предусмотренным ст. 188 УК РФ "Контрабанда". Контрабанда посягает на монополию внешней торговли государства со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для экономики Российской Федерации.

Многие юристы утверждают, что содержащиеся в ст. ст. 188 и 194 УК РФ нормы фактически являются одним и тем же преступлением. Дело в том, что с учетом статистических данных ФТС России ст. 194 УК РФ не работает. За 2009 г. правоохранительной службой по ст. 194 УК РФ - 1% возбужденных уголовных дел. В 2009 г. таможенными органами Российской Федерации возбуждено 5757 уголовных дел, что на 15,4% больше, чем в 2008 г. (4988 дел).

Увеличение количества возбужденных уголовных дел отмечено в регионах деятельности Калининградской, Северо-Западной, Дальневосточной, Южной, Приволжской, Сибирской, Центральной и Восточно-Сибирской оперативных таможен, а также в Домодедовской и Шереметьевской таможнях. На протяжении 2009 г. в структуре таможенных преступлений преобладала контрабанда, доля которой в общем количестве возбужденных уголовных дел находилась на уровне 87%. По ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации возбуждено 5032 дела, что на 8% больше, чем в 2008 г. (4647 дел).

Предметами преступлений, квалифицируемых по ст. 188 УК России, чаще всего являлись:

По подозрению в совершении преступления в отчетном периоде задержано 524 лица (в 2008 г. - 448). К 225 лицам применялась мера пресечения в виде заключения под стражу (в 2008 г. - 138).

В суды с обвинительными актами направлено 717 уголовных дел, что на 2% больше по сравнению с 2008 г. (704).

По 573 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры (в 2008 г. - 547).

Стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, составила около 14 млрд. рублей (в 2008 г. - 13,6 млрд. рублей), сумма неуплаченных таможенных платежей - 916,5 млн. рублей (в 2008 г. - 1,3 млрд. рублей).

В связи с уклонением от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК России) возбуждено 257 уголовных дел.

Несомненно, оба этих преступления являются сходными, но ни в коем случае не являются идентичными. Более того, при квалификации одних и тех же действий недопустимо вменение обоих этих составов, так как они являются во многом взаимоисключающими. С точки зрения направленности умысла различают преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 188 УК РФ, и преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 194 УК РФ. При контрабанде умысел преступника направлен именно на перемещение товаров через таможенную границу. В данном случае можно рассматривать пример, когда товар ограничен, запрещен к ввозу, к нему применяются меры нетарифного регулирования. При уклонении же от уплаты таможенных платежей умысел преступника направлен на избежание материальных затрат по таможенному оформлению. Уточнения требует умысел уклонения от уплаты таможенных платежей. Исходя из анализа ст. 194 УК РФ, умысел данного преступления прямой, но данный вопрос представляется спорным, так как при заполнении декларации возможно не умышленное скрытие информации, а допущение неумышленной ошибки.

Сложности разграничения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей во многом возникают в связи с тем, что обе статьи, предусматривающие ответственность за совершение этих преступлений, содержат бланкетные диспозиции и для их толкования необходимо учитывать целый ряд предписаний таможенного законодательства, а также сложившуюся судебную практику в части оценки их содержания и смысла.

При контрабанде действия направлены на обеспечение незаконного перемещения предметов через таможенную границу. Недекларирование или недостоверное декларирование в ст. 188 УК рассматривается несколько иначе, чем иные способы незаконного перемещения. Законодатель указывает на перемещение, сопряженное, т.е. сопровождаемое, с недекларированием или недостоверным декларированием, а не совершаемое, например, помимо или с сокрытием от таможенного контроля, т.е. путем ухода от него. В случае же уклонения от уплаты таможенных платежей цель действия (бездействия) - уменьшение таможенной стоимости товаров, полное или частичное уклонение от уплаты таможенных платежей. Основания возможности перемещения товаров или иных предметов через таможенный контроль определяются исходя из установленных ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" принципов, из задач защиты страны от проникновения предметов, противоречащих началам нравственности, вредных для здоровья и проч. Основания же уплаты и размер таможенных платежей определяются, исходя из бюджетных задач, тарифной политики, необходимости защиты отечественного предпринимателя и т.д. Следовательно, если действия (бездействие) направлены на то, чтобы уменьшить сумму этих платежей либо вообще избежать их уплаты, деяние подпадает под ст. 194 УК РФ. К таким действиям на практике относят: заявление недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, что дает основания для снижения таможенных платежей. При этом указанные сведения не влияют и не могут влиять на принятие решения о разрешении переместить товары через таможенную границу, поскольку их внешний вид либо сведения об их идентификационных признаках не изменялись.

Таким образом, к настоящему времени в правовой литературе и судебной практике сложилось совершенно однозначное представление о разграничении составов, предусмотренных ст. ст. 188 и 194 УК. Если сформулировать кратко, оно сводится к тому, что по ст. 188 УК могут квалифицироваться только такие незаконные действия, которые совершаются в случае ввоза при перемещении товара через таможенную границу, а при вывозе - в момент подачи таможенной декларации или иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товары. Иные действия, совершенные с товаром, перемещенным через таможенную границу на таможенную территорию России, должны квалифицироваться по другим статьям УК РФ в зависимости от умысла и конкретных обстоятельств.

Анализ статистических данных ФТС России и судебная практика по рассматриваемым составам преступлений (ст. ст. 188, 194 Уголовного кодекса Российской Федерации) указывают на то, что состав, предусмотренный ст. 194 УК РФ, поглощается составом ст. 188 УК РФ, что порождает факт неприменения правоохранительными органами состава уклонения от уплаты таможенных платежей и еще раз подтверждает факт того, что ст. 194 УК РФ не работает, а законодатель искусственно разделил составы, в связи с чем возникает множество вопросов при квалификации и разграничении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный технический университет»

(ФГБОУ ВПО «СамГТУ»)

Управление и системный анализ в теплоэнергетике

на тему «Особенности квалификации преступления по статье 194 УК РФ»

Ильина Е.А.

Самара 2014

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Особенности квалификации преступления по статье 194 УК РФ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Под квалификацией преступлений в уголовном праве понимается процесс установления сходства (соответствия) совершенного деяния элементам и признакам того или иного состава преступления и его закрепление юридическими символами (ссылкой на статью, часть, пункт).

Иными словами, квалификация есть юридическая оценка тех или иных поступков человека.

Квалификация является одной из форм применения уголовного закона. Последняя представляет более широкую деятельность, чем квалификация, и включает (наряду с ней) назначение наказание, определение иных видов уголовной ответственности (условного осуждения, судимости). Применение уголовного закона охватывает также оценку непреступных, а иногда и общественно полезных поступков, имеющих внешнее сходство с преступлениями (необходимая оборона).

Квалификация преступлений в сфере таможенного дела имеет некоторые особенности, объясняющиеся их спецификой. Сложность решения вопросов уголовно - правовой оценки содеянного часто обусловлена здесь тем, что составы преступлений по своей конструкции относятся к бланкетным. Поэтому приходится обращаться как к нормам уголовного, так и таможенного, административного, финансового и других отраслей права. Эти нормативные акты, как правило, содержат специальную терминологию, используемую и в уголовном законе. Дополнительные трудности связаны с тем, что весь массив нормативных актов, к которому требуется обращаться при квалификации рассматриваемых преступлений, постоянно изменяется и дополняется. уголовный таможенный платеж уклонение

В данном реферате мы остановимся на статье 194 УК РФ.

1. Особенности квалификации преступления по статье 194 УК РФ

Статья 194 УК РФ звучит как: Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Для начала рассмотрим ее содержание.

1.Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

б) утратил силу;

в) утратил силу;

г) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Следует отметить, что к данной статье имеется примечание, смысл которого состоит в следующем: Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей, а в особо крупном размере - три миллиона рублей.

Рассмотрев содержание ст.194.УК РФ, перейдем к ее квалификации, то есть подробно опишем ее предмет, объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъект.

Предмет преступления - это таможенные платежи, предусмотренные ст.70 ТК ТС:

- ввозная таможенная пошлина;

- вывозная таможенная пошлина;

- НДС, взимаемый при ввозе товаров на территорию ТС;

- акциз(-ы), взимаемый(-ые) при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;

- таможенные сборы;

- таможенные пошлины, налоги, уплаченные физическими лицами при перемещении товаров для личного пользования

Размер суммы неуплаченных таможенных платежей должен превышать 1 млн.рублей.

Объект преступления - установленный порядок уплаты таможенных платежей.

Объективная сторона - выражена в ст.194 УК РФ.

Субъективная сторона- прямой умысел.

Субъект преступления - декларант или иные лица(например: таможенный представитель, но которого возлагается обязанность по уплате таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством ТС или законодательством РФ о таможенном деле. Следует сказать, что декларант или таможенный представитель имеются ввиду должностные лица). Также к субъекту относятся и физические лица.

Помимо всего вышеописанного существуют квалифицирующие признаки, усиливающие ответственность - это совершение преступления:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере (размер суммы неуплаченных таможенных платежей превышает 3 млн.рублей);

в) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

г) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что квалификация преступлений в уголовном праве -- точная уголовно- правовая оценка конкретного общественно опасного деяния. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, сформулировано в законе в виде формального состава преступления. Юридическим основанием квалификации преступления является его состав. Элементы состава преступления - объект, субъект, объективная и субъективная стороны преступления. Таможенные органы уполномочены совершать дознание и неотложные следственные действия по ряду статей УК РФ. Согласно п3.ч2 ст.157 УПК РФ по делам, предусмотренным статьей 194 УК РФ, таможенные органы осуществляют производство неотложных следственных действий.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, значение и содержание состава преступления как юридической основы квалификации преступления. Значение общественно опасных последствий для квалификации преступлений. Обстоятельства, смягчающие наказание, и их учет при назначении наказания.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2010

    Установление объекта преступления по признакам, указанным в уголовном законодательстве. Расследование объективной стороны состава преступления. Основные признаки субъекта преступления. Принципы квалификации преступлений с бланкетными признаками состава.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2016

    Исследование субъекта преступления с учетом современных реалий и существенных изменений в уголовном законодательстве. Понятие, особенности и признаки субъекта преступления. Правоприменительные проблемы привлечения лица к уголовной ответственности.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2013

    Понятие и основные виды ошибок в уголовном праве, их влияние на уголовную ответственность. Юридическая ошибка и особенности ее квалификации. Особые обстоятельства оценки поведения субъекта преступления. Фактическая ошибка и особенности ее квалификации.

    контрольная работа , добавлен 22.09.2011

    Понятие и значение состава преступления, его элементы, виды и признаки. Характеристика объекта и субъекта преступления. Общественно опасное действие или бездействие. Причинная связь и ее значение в уголовном праве. Двойная (смешанная) форма вины.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Понятие субъекта преступления и его возрастные особенности. Вменяемость и невменяемость как признаки субъекта преступления. Основные сложности квалификации некоторых деяний при наличии специального субъекта преступлении, рекомендации по их устранению.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Понятие контрабанды в нормативно-правовых источниках. Уголовная ответственность за контрабанду: состав преступления, квалифицирующие признаки. Особенности квалификации по предмету преступления. Анализ проблем, связанных с квалификацией контрабанды.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2008

    Особенности и сущность Уголовного кодекса Российской Федерации. Понятия, виды и значение стадий совершения преступления. Характеристика стадий совершения преступлений: подготовка, покушение и окончание. Проблемы квалификации и назначения наказания.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2008

    Понятие состава преступления. Соотношение состава преступления и преступления. Состав преступления как юридическая основа квалификации. Рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования состава преступления в уголовном праве.

    отчет по практике , добавлен 28.01.2015

    Сущность квалификации и разновидность налоговых преступлений, субъекты и место их совершения. Особенности привлечения к уголовной ответственности и освобождение от нее по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов с организации, назначение наказания.