Конфедеративная форма государственного устройства. Федерация и конфедерация — общие черты и различия, примеры стран

Современная политическая карта мира пестрит разнообразием форм государственного устройства . Республики, федерации и автономии соседствуют с королевствами, княжествами и эмиратами. Одной из многочисленных форм государственности является конфедерация.

Вконтакте

Что такое конфедеративное государство

Важно! Конфедерация - особая форма политического и административного устройства, когда добровольно объединяются несколько государств.

Основными признаками такого устройства считаются:

  1. Сохранение суверенитета участников объединения.
  2. Приоритет законов стран – участниц над общими законами (если таковые имеются).
  3. Принцип свободного выхода из конфедерации.
  4. Наличие общего, координирующего органа.
  5. Основой принятия решения служит согласие всех членов конфедерации.

При этом сохраняется полная независимость субъектов . Государства – субъекты вместе решают различные виды проблем.

Для решения вопросов создаются наднациональные органы, координирующие интересы членов союза. Законы, действующие на территории субъектов, приоритетны перед общими законами.

Конфедерация политически слабее , чем или федеративное государство. Возможность свободного выхода любой части временного союза делает его существование нестабильным, чувствительным к влиянию действующих исторических процессов.

Отличие подходов к принципу свободного выхода из союза разделяет конфедеративную и федеративную форму управления.

Но конфедерализм как способ политического объединения зачастую оказывается крепче унитарных моделей государств , основой которых стали ошибочные принципы управления.

Союзы государств и территорий

Самой известной конфедерацией стал союз трёх швейцарских кантонов, образовавшийся около 1291 г. Территории Швиц, Ури, Унтервальден подписали федеративную хартию , послужившую основой формирования Швейцарии.

Причина крылась в противостоянии императорской власти и местной элиты, поддержанной большинством населения. Провозгласив независимость, союз трёх кантонов отстоял её в войнах против Габсбургов, постепенно расширяя территорию.

В XIV – XVI веке территория северной Европы контролировалась Кальмарской унией . В унию входили такие страны, как:

  1. Дания.
  2. Швеция.
  3. Норвегия.

Скандинавские государства сообща противостояли засилью Ганзейского союза на торговых путях. Но что особенно интересно – последствиям изменений европейского климата.

Похолодание вызвало экономический кризис , поэтому феодалы, владеющие землями по всей северной Европе, нуждались в общей центральной власти.

Другой пример – Речь Посполитая. Объединившись после династического брака в одну страну, Польское королевство с Великим княжеством Литовским представляли собой фактическую конфедерацию .

Обе части государства имели отдельные органы управления , законы, вооружённые силы, армию, суд. Во внешних делах, войнах и охране границ Речь Посполитая функционировала, как единое целое , под управлением действующего монарха.

Конфедерации Азии и Южной Америки

Ещё одним вынужденным союзом было государство Маратхов на территории современной Индии. Созданное индуистскими правителями для противодействия мусульманской экспансии империи Моголов, оно просуществовало более ста лет. Коалиция маратхских княжеств эффективно противодействовала исламским государствам , очистив центральную часть полуострова Индостан.

С 1858 по 1862 год на карте мира обозначалась Гранадская конфедерация . Она возникла на территории республики Новая Гренада из-за многочисленных противоречий внутри страны. В попытке удержать её от центробежных тенденций, конфедеративное устройство было предложено частью парламента. Но целостность страны сохранить не удалось . Во многом «благодаря» усилиям , добившихся выделения Панамы в особую единицу.

Внимание! Финансово – промышленные круги США фактически отторгли от суверенного государства значительную территорию, для того чтобы проложить Панамский канал.

Союзы племён и другие догосударственные конфедерации

Довольно частыми были союзы между племенами или государственными образованиями древности. Они возникали как ситуативные объединения, имевшие целью увеличение военной мощи. Как для нападения, так и для отражения агрессии. Наиболее известны:

  1. Союз семи славянских племён.
  2. Конфедерация Аро (Африка).
  3. Германские военные союзы племен периода войн с Римской империей.
  4. Племенные союзы североамериканских индейцев.

Последний наиболее интересен как опыт противостояния экспансии высокоразвитой цивилизации.

Индейские конфедерации

Западную индейскую конфедерацию организовали 17 племён для переговоров с Британской империей и Соединёнными Штатами, объявившими Войну за независимость.

Опыт взаимодействия позволил краснокожим выработать общую линию поведения , а также наладить контакт между мобильными вооружёнными группами, находящимися под управлением разных командиров.

Получая оружие и советников – англичан, индейцы дезорганизовали работу тыла вражеской армии. В течение долгого времени они успешно вели войну против американцев , отвергая их предложения о перемирии, одержав несколько громких побед.

Политическая эволюция конфедерализма

Не имеющие прочной основы племенные союзы распадались по достижению результата, либо после военного поражения. С развитием экономики база добровольных государственных союзов стала гораздо более прочной, скреплённой к тому же религиозными, историческими и культурными составляющими . Более сложные формы взаимодействия как между людьми, так и между социумами приводили к образованию геополитических связей , нацеленных на длительную перспективу.

Даже конфедеративное государство средневековья – Швейцарский союз — имел целью уже не аккумуляцию лишь военной силы для достижения тактического успеха. Австрия, независимости от которой добивались швейцарцы, была вполне лояльна к мятежным горцам. Подоплёкой конфликта с имперской властью явилось стремление к единоличному контролю над торговыми путями через горные перевалы.

Устойчивость добровольных союзов Европы

Образование и развитие устойчивых конфедераций именно в Европе объясняется значительной степенью свободы, которую имело население и социально-политические образования (цеховые союзы, города, торговые сообщества). Основанные ввиду опасности либо возможной выгоды, они, при кажущейся рыхлости своего устройства, оказались очень эффективными .

Внимание! Особенности конфедерации европейских стран заключается в том, что ни одна из них не распалась в результате сепаратизма отдельных частей.

Примеры хорошо известны из истории, если изучить список стран - союзов:

  1. Швейцарский союз. Сохранился до настоящего времени.
  2. Речь Посполитая. Завоёвана соседями.
  3. Соединённые провинции Нидерландов. Прекратила существование из-за экспансии революционной Франции.
  4. Германский союз. Потерпел вместе с Австрией поражение от стремительно развивающейся Пруссии.
  5. Конфедерация Ирландии. Пала под натиском английских войск.

Как исключение можно отметить Шведско – норвежскую унию . Однако этот союз имел много исторических и экономических противоречий. Кроме того, уния создавалась с целью удержания Норвегии.

Добровольные объединение государств оказались зачастую крепче иных империй . Более того, начав с защиты своих территорий, они быстро переходили к расширению сферы своего влияния.

Даже Конфедеративные штаты Америки, те, кто спустил флаг только после тяжелейшей изнурительной войны за независимость, это ещё один пример того, чего можно добиться на основе свободного союза.

Североамериканская конфедерация

Недолгое существование союза южан прошло под знаком кровопролитной Гражданской войны . В популяризированной форме конфликт подаётся как война прогрессивного Севера против рабовладельцев – южан. Однако истоки войны гораздо глубже, кроме того, позиционирование северян ревнителями свободы негров не бесспорна.

Наряду с экономическими и политическими мотивами конфликта, существовал ещё один, не менее важный. Уклад жизни, ментальность, основные ценности противоборствующих сторон настолько расходились, что в сражениях участвовало множество добровольцев. Среди них было много подростков . Негры из армии генерала Ли сражались за Юг с не меньшей храбростью, чем их «братья» из частей северян.

Несмотря на ограниченность ресурсов (основная часть военных заводов была расположена на севере США), конфедераты смогли наладить управление , создать вооружённые силы и нанести ряд крупных поражений врагу.

Поражение Юга обусловили не отделение её частей и даже не превосходство янки в военном отношении: это произошло из-за обескровливания экономики (план Анаконда).

Конфедерации и конфедерализм в современной истории

В ХХ веке, середина которого ознаменовалась демонтажем колониальной системы, возникло немало образований, имеющих признаки конфедеративного государства. Это, прежде всего, арабские союзы 60–70 годов (ОАР, Федерация Арабских Республик, Объединённые Арабские Государства, Арабская Исламская Республика). Интересной явилась попытка Сенегала объединить однородные по национально-культурному признаку территории Сенегала и Гамбии в Сенегамбию .

После распада СССР существует Содружество Независимых Государств и Союзное государство, имеющее некоторые признаки конфедерации . В большей степени принципы конфедерализма применяются Европейским Союзом.

Внимание! Конфедерализм как явление развивается вместе с другими формами общественно – политического устройства.

Формы государственного устройства

Конфедеративные Штаты Америки

Принципы интеграции будущего

Сущность и потенциал конфедеративного устройства меняется в зависимости от текущей политической жизни мира в целом, а также конкретного региона в частности. Экстраполировать условия, при которых развивались Швейцария или Голландские провинции, на современные реалии некорректно. Однако принципы формирования свободных союзов с успехом можно применять для решения вызовов сегодняшнего дня. Добровольное сотрудничество способно положить начало интеграции регионов, нивелировать конфликты внутри больших объединений (Европа) или остановить распад отдельных стран (Грузия, Молдавия, Украина).

Для осуществления таких принципов необходима добрая воля различных групп , их терпимость, понимание проблем партнёров и готовность к сотрудничеству . Возможно, с выходом цивилизации на новый уровень развития принцип конфедерализма станет основой построения всемирного государства.

В теории государства и права всегда велись споры по поводу формы государства. Это сложное понятие состоит из нескольких взаимосвязанных структурных элементов, которые, в свою очередь, также являются сложными механизмами. Форма государства помогает познавать страны, изучая их форму территориального устройства, политический режим, форму правления. В совокупности все эти элементы дают возможность разобраться в самых незначительных особенностях той или иной державы.

Государственных форм очень много, при этом все они абсолютно разные по своей сути. Но в представленной статье мы разберёмся не с формой в целом, а с её особым элементом - формой территориального устройства.

Форма территориального устройства государства

Многие учёные-классики, изучающие теорию государства и права годами, выделяют следующие типы территориальной организованности государства, а именно:

  • федерация;

Если не вдаваться в подробности, то два этих вида очень легко различить. Федерация - это форма территориальной организации, при которой её субъекты (составляющие части, например, земли, штаты, кантоны и прочее) наделены определённым суверенитетом во внешних и внутренних делах. Несложно догадаться, что прямой противоположностью федеративному устройству является унитарный, при котором субъекты практически не имеют независимости. Весь их суверенитет ограничивается путём жёсткой централизации власти. Помимо этих особенностей, в каждой из форм существуют другие, индивидуальные аспекты. Но в теории государства и права выделяют ещё одну форму - конфедерацию. По поводу неё ведутся дискуссионные баталии вот уже несколько десятилетий. Именно о ней пойдёт речь далее.

Конфедерация в теории государства и права

Сразу следует оговориться, что этот термин достаточно неоднозначно воспринимается многими учёными по всему миру. Даже на просторах постсоветского пространства представители разных школ теории государства и права по-своему воспринимают термин "конфедерация". Это понятие породило много споров по поводу его принадлежности к форме территориального устройства. Существует два основных взгляда на конфедерацию:

  1. Конфедерация - это структурный элемент территориальной формы государства, другими словами, следующая после федерации форма.
  2. Приверженцы второй теории не воспринимают конфедерацию как форму вообще. На их взгляд, понятие вообще не относится к форме территориального устройства и является отдельной правовой категорией.

Нужно отметить тот факт, что вторая теория более популярна в кругу западных учёных. Споры по поводу принадлежности понятия «конфедерация» к составу форм, ведутся исключительно между отечественными учёными.

История появления термина

Конфедеративный тип создания государства появился ещё в 1777 году, на территории современных США. В то время американские штаты вели кровопролитную войну с английскими колонизаторами. Для большей эффективности и организации своих действий некогда разрозненные штаты объединились в один конфедеративный союз. В данном случае идёт речь больше не о территориальном, а о политическом союзе. В «Статьях Конфедерации» были чётко прописаны все аспекты управления этой территориально-политической машиной. Упор был сделан на независимость каждого члена во внутренней и внешней политике, а также других насущных вопросах. С этого момента можно говорить о появлении термина «конфедерация».

Следует также выделить такие конфедеративные образования, как Швейцария и Европейский Союз. Они были созданы в менее горячих условиях, а задания и функции претерпели сильную эволюцию со времён американских колоний. Швейцария и Евросоюз созданы для удовлетворения экономических, а не военных интересов.

Конфедерация - это…? Суть понятия

Итак, учитывая все представленные выше факты, можно сделать вывод, что конфедерация - это союз независимых суверенных государств, с целью координации и выполнения совместных действий, которые направлены на получение конкретного позитивного результата, экономического или политического. Подобный союз требует создания единых органов власти, причём их юрисдикция не будет распространена на территорию и граждан субъектов. Любые решения должны быть приняты каждым составляющим звеном отдельно. Конечно, подобная власть будет очень слабой, так как будет иметь низкий процент централизации, поэтому многие учёные вообще исключают существование конфедеративной формы. Тем не менее, конфедерация - это форма государственного устройства, пусть и утопическая, однако существующая. Возьмём, к примеру, Евросоюз. Тут есть страны-участники, единые органы власти. Цель создания конфедерации - торговля и экономическое благосостояние. Решения высших органов конфедеративной власти исполняются.

Таким образом, конфедерация - это достаточно сложное политическое и территориальное формирование, которому присущи характерные признаки.

Признаки конфедеративного устройства

Можно выделить много признаков данной формы, но в любой литературе представлены основные семь, например:

  1. Внутри конфедерации отсутствуют границы. Вся территория воспринимается как единая.
  2. Общие органы власти хоть и существуют, но играют чисто номинальную роль.
  3. Гражданство, финансовая система, конституция - эти все элементы представлены только внутри государств-участников. Прецедент с единым гражданством имел место во времена Конфедерации Америки. Однако в то время США еще не имели государственности, поэтому вопрос гражданства достаточно спорный.
  4. Субъекты конфедерации наделены полным суверенитетом.
  5. Общий орган конфедеративной власти состоит из делегатов от каждой страны.
  6. Все решения органа власти принимаются законодательным органом каждой страны в отдельности.
  7. Все участники имеют вольное право выхода из конфедерации.

Политическая основа конфедеративного строя

В процессе изучения формы территориального устройства государства нужно понимать тот факт, что федерация, конфедерация, унитарное государство - это не только характеристика государственного деления, но ещё и пример взаимосвязи высших органов власти с отдельными частями страны. С этой точки зрения, конфедеративное устройство - это эволюция политических взаимоотношений.

Существует теория, что конфедерация - это форма правления внутри особого наднационального сотрудничества государств. Но в таком случае термин подходит для определения даже межправительственных организаций, таких как ООН, НАТО, ОБСЕ и т. п. Подобное утверждение полностью опровергается одним-единственным фактом: любая конфедерация должна занимать территорию, состоящую из территорий стран-участниц, и иметь общую, открытую внутреннюю границу.

Плюсы и минусы конфедерации

Многие современные специалисты в области теории государства и права говорят, скорее, о негативных, нежели позитивных аспектах конфедеративного союза. Они объясняют свою точку зрения тем, что подобная форма межгосударственного сотрудничества совершенно не подходит современным странам. Во-первых, в мире очень много военных конфликтов локальных. Действия окружающих государств направлены не на уничтожение страны, в которой присутствует горячая точка, а на поддержание порядка и организацию помощи. Во-вторых, с экономической точки зрения конфедерация способствует не улучшению, а ухудшению национальной экономики государств-участников. Любые невзгоды экономического плана в одной стране по цепочке вызовут серьёзные проблемы во всех остальных. В-третьих, политическая власть практически не существует, если форма сотрудничества между государствами - конфедерация. Государство - это сложный социально-политический механизм, которым практически невозможно управлять извне.

Из позитивных моментов можно выделить огромные прерогативы в области торговли. Внутри конфедеративного образования она развивается постоянно. Но этот рост продолжается вплоть до первых экономических невзгод.

Страны конфедеративного строя

Во все времена существовали политические образования, которые имели все черты конфедерации:

  • Самой яркой формой подобного строя в современности является швейцарская конфедерация. Это объединение кантонов на законодательном уровне.

  • Речь Посполитая изначально была конфедерацией, пока поляки не ассимилировались с литовским населением.
  • Конфедерация Штатов Америки существует и сейчас.

  • Босния и Герцеговина по факту объединены на основе конфедерации.
  • Европейский союз - это второй по популярности «механизм», изначально основанный как конфедерация.

Итог

В заключение нужно оговориться, что федерация и конфедерация - это, по сути, одно и то же. Отличие состоит лишь в сути организации власти и размерах каждого политико-территориального образования. В статье были приведены примеры и основные особенности, отличающие конфедерацию от других форм территориального устройства.

Необходимо понимать разницу между государством федерацией и конфедерацией. Конфедерация , проще говоря, это союз независимых стран . В отличие от федерации конфедерация не имеет общих законов для всех (как например, Конституции), в том числе и законодательных органов, а так же общих границ. Она лишь служит для достижения общих целей.

Примеры стран-конфедераций в истории

Я думаю, что самым ярким примером конфедерации можно считать Конфедеративные Штаты Америки (КША) . Оно образовалось из 13 независимых рабовладельческих штатов. Правда, государство просуществовало всего 4 года — с 1861 по 1865 годы и было захвачено Соединенными Штатами Америки. Сами США на начальном развитии тоже были конфедерацией, но тоже недолго. В 1781 были приняты первые конституционные законы — Статьи Конфедерации, а уже через 6 лет в 1787 была принята первая конституция США, где было закреплено то, что государство является федерацией.

Многие еще спрашивают: « «? Могу точно сказать, что Советский Союз таковым не являлся, все сомнения можно отсеять.

Швейцария — конфедерация или федерация?

Еще часто в пример приводят Швейцарию , которая тоже при своем формировании была конфедерацией, но со временем, как и США, превратилась в федерацию. Очень давно несколько кантонов (на данный момент административный субъект) объединились. Союз, конечно, лучше, чем развиваться в одиночку. Позже Швейцария превратилась в республику , но это ненадолго, так как из-за столкновений и противоречий кантонов пришлось вновь возвращать государство к прежнему территориальному устройству. После принятия Конституции, которая ограничила власть и самостоятельность кантонов, Швейцария перестала быть конфедерацией. Сомнения ходят из-за того, что официальное название государства звучит «Швейцарская Конфедерация», но фактически государство превратилось в федерацию. Таким образом, мы видим пример объединения нескольких государств в одно целое с общими законами, законодательными органами, границами и прочим.

В современном мире привести примеры довольно сложно, хотя на экзаменах часто встречаются такие вопросы. Несмотря на то, что Швейцария — это федерация, её часто приписывают к конфедерациям. Поэтому страна часто звучит как пример и является правильным ответом, если вдруг на экзамене других подходящих примеров нет.

Евросоюз — конфедерация или нет?

Многие спорят, Евросоюз это федерация или конфедерация, но на самом деле они сочетают в себе признаки международной организации и самостоятельного государства. Евросоюз не может являться федерацией , так как он состоит из отдельных стран, которые имеют свои законы, границу, армию, суверенитет. Он изначально создавался для достижения экономических и политических целей . Часто их называют европейская интеграция. Таким образом они смогли объединить большинство стран Европы и укрепить разные сферы экономики, создав общий рынок, где участники одной страны могли свободно принимать участия в торгах другой страны. Граждане имеют право без виз разъезжать по Европе, создавать бизнес в нескольких странах и развивать его. Создали и одну валюту — евро для удобства расчётов. И при этом Евросоюз не может являться конфедерацией , так как такой тип территориального-государственного устройства не подразумевает создания единой финансовой системы (еврозоны) и системы управления (парламента).

СНГ — конфедерация или нет?

СНГ тоже сложно назвать конфедерацией . Хоть единой финансовой системы и системы управления он не имеет в отличие от Евросоюза, скорее всего, целесообразней отнести этот союз к международной организации. Так же часто приводят в пример европейское государство Боснию и Герцеговину , но это только фактически. Многие до сих пор спорят и называют эту страну конфедерацией, но на самом деле это государство далеко не конфедерация, так как её участники не могут легко покинуть. Сейчас Босния и Герцеговина имеют федеративный тип территориального устройства.

С одной стороны конфедерация полезна для её участников — они смогут добиться больших результатов, если объединят усилия, но чаще всего конфедерации распадаются или постепенно переходят в федерацию, так как убеждаются в том, что без единого центра или по-другому централизованной власти трудно организовать процесс работы . А при появлении каких-то общих границ, органов власти и тем более одного закона конфедерация сразу же превращается в федерацию. Поэтому в современном мире попросту не существует конфедераций, так как общество поняло их уязвимость.

Единственное , с большой натяжкой конфедерацией можно назвать Содружество Наций и то, по-моему мнению, это международная организация.

Вопрос, чем конфедерация отличается от федерации, часто звучит на экзаменах по конституционному праву России. Он особенно актуален для нашей страны, ведь именно Россия позиционирует себя как многонациональное федеративное государство, где каждый субъект имеет свои полномочия в рамках конституционных прав.

Как следует отвечать на вопросы по конституционному праву: чем конфедерация отличается от федерации, в чем суть таких политических институтов? Попробуем ответить на них в рамках стандартного курса конституционного права и прочих обязательных дисципллин, необходимых будущим юристам и политологам.

Конфедерация и федерация: в чем основное различие

Одна из современных форм государственного устройства - федерация. Ее можно охарактеризовать как совокупность различных территориально обособленных единиц в границах одного государства. Существует и другая похожая которая также является совокупностью автономных территориальных единиц.

Если сформулировать тезис, чем федерация отличается от конфедерации, кратко, то основное различие будет следующим: не могут в одностороннем порядке выйти из состава государства. Обычно данная норма закреплена в основном документе страны - Конституции. Субъекты конфедерации таким правом обладают. Отсюда можно сделать и другой вывод: являются более стабильными по своему Конфедерации могут распадаться в одностороннем порядке на несколько самостоятельных суверенных государств.

Примеры из истории

Классическим примером того, чем конфедерация отличается от федерации, является сравнение политического устройства конфедерации южных штатов накануне Гражданской войны в США. Каждый субъект конфедерации имел свое законодательство, суды, полицию и прочее. После поражения Юга особенно сложным политическим решением был не только отказ от рабства, но и приведение свода законов к общей базе.

В настоящее время конфедеративная форма политического устройства сохранилась в Швейцарии.

Классическим примером является Россия. Существуют и другие государства, политическое устройство которых является симбиозом конфедеративных и федеративных отношений. Среди таких можно отметить США, Германию и др.

Другие различия данных государственных устройств

Чем конфедерация отличается от федерации по другим параметрам? В первую очередь все субъекты конфедерации сохраняют свою самостоятельность в проведении внешней и внутренней политики. Нет механизма назначения чиновников на места, нет единого центрального бюджета, куда члены конфедерации перечисляют налоги. При федеративном устройстве управление ведется из одного центра, туда же стекаются налоговые отчисления из местных бюджетов.

Ответы на тесты по конституционному праву

На вопрос: определите, чем федерация отличается от конфедерации, можно дать несколько ответов:

  • субъекты конфедерации обладают самостоятельностью в сфере внешней и внутренней политики, единых государственных органов управления, суда и прочее. При федеративном устройстве государственными органами управляют из единого центра. Обязательным является использование одного языка в пределах федерации, особенно в государственных органах власти.
  • Федерация включает несколько уровней подчинения: республики, автономные округа и др.
  • При конфедерации каждое государство имеет право выйти их союзного договора в одностороннем порядке. При федерации такой механизм не предусмотрен.
  • Языковой вопрос в конфедерации несущественен - каждый субъект разговаривает на собственном языке или наречии. Общение между двумя государствами осуществляется на любом языке. При федерации определяется один язык, обязательный для изучения всеми субъектами федерации. Местные языки и наречия имеют региональное значение.
  • Конфедерации чаще всего создаются для достижения краткосрочных и среднесрочных целей, к примеру, объединение государств в оборонных целях. Федерации ставят своей задачей объединение в единое государство вне определенного временного периода или других условий.

Альтернативные источники информации

В онлайн-тестах часто предлагают ответить на вопрос: определите, чем федерация отличается от конфедерации. "Декан" и другие популярные сайты могут помочь в подготовке к экзаменам по этой и другим дисциплинам.

Для более тщательной подготовки следует искать альтернативные источники информации: в библиотеках или Интернете, анализировать политические новости из достоверных СМИ.

Отличие федерации от конфедерации видно из таблицы.

Основные характеристики Конфедерация Федерация
Характер договора между станами-участниками союза Договор между членами союза носит характер международного договора. Конфедерация не является субъектом международного права. Договор является внутригосударственным документом. Государство является субъектом международного права.
Возможность выхода из состава союза Государства, входящие в конфедерацию, имеют право свободно­го выхода из нее, что оговаривается условиями договора. Субъекты федерации не вправе выйти из состава союза. Попытка сецессии (одностороннего разрыва отношений с союзом) рассматривается как мятеж и пресекается государством.
Отношение к суверенитету (степень самостоятельности) Члены конфедерации суверенны и вправе свободно проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. Никакие решения союзной власти не имеют силы без их согласия. И хотя в рамках конфедерации создаются некоторые органы для решения общих для ее участников вопросов, с точки зрения международного права, по своей сути конфедерация больше соответствует международной организации. Субъекты федерации не обладают суверенитетом. Их компетенция ограничена предметами ведения, которые закрепляются договором об образовании федерации (федеративным договором) и федеральной конституцией. Их внешнеполитическая деятельность осуществляется в рамках предоставляемых им федерацией и носит ограниченный характер.
Цели образования союза Конфедерация создается для решения определенного ее участниками круга вопросов. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав этого международного союза. Целью федерации является создание единого целостного суверенного государства с единым гражданством.
Компетенция высших органов государственной власти. Для осу­ществления задач, определенных странами-участницами, образуются общие межгосу­дарственные законодательные и исполнительные органы, компетенция которых носит строго ограниченный характер. Федеральные органы государственной власти призваны решать общенациональные задачи и ограничены в предметах ведения и полномочий только федеральной конституцией.
Порядок образования представительных (законодательных) органов власти Представительный орган конфедерации формируется либо предста­вительными органами стран-участниц, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям, либо, как это имеет место в Европейском Союзе с 1979 г. путем прямых выборов, в которых принимают участие все граждане входящих в него государств. Представительные (законодательные) органы государственной власти на федеральном уровне избираются (формируются) в соответствии с конституцией страны.
Характер и юридическая сила нормативных правовых актов, издаваемых высшими органами власти союза. Акты, издаваемые органами власти конфедерации, носят рекомендательный характер и не содержат норм прямого действия. Они адресованы не гражданам, как это имеет место в федеративных государствах, а орга­нам власти субъектов конфедерации. Членам конфедерации принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в при­менении актов союзной власти. Акты, издаваемые высшими органами государственной власти в пределах их сферы ведения и полномочий, обязательны для исполнения на всей территории государства, имеют высшую юридическую силу и им должны соответствовать нормативные правовые акты субъектов федерации и органов местного самоуправления. Они адресованы гражданам федерации, которые обязаны их исполнять.
Порядок формирования и исполнения бюджета Бюджет конфедерации составляют добровольные взносы входящих в нее стран, отсутствует непо­средственное налогообложение и принудительное взыскания взносов. Федеральный бюджет – основной финансовый план правительства федерального государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона, главное звено бюджетной системы государства. Доходная часть федерального бюджета формируется за счет налоговых источников и неналоговых поступлений, а расходы осуществляются на цели и направления, закрепленные конституцией или иным законодательным актом за федеральным правительством.
Таможенные ограничения, передвижение лиц, товаров, услуг и капиталов. Право устанав­ливать таможенные и иные ограничения, препятствую­щие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов принадлежит каждой из стран-участниц.. Субъекты федерации не вправе вводить какие-либо ограничения в данной области по отношению к другим субъектам федерации или гражданам, проживающим в других регионах федеративного государства. Если такие факты имеют место, то они должны пресекаться.
Валюта и денежное обращение. Страны-участники имеют свою валюту и собственную систему денежного обращения Федеративное государство имеет единую валюту и единую (национальную) систему денежного обращения.
Вооруженные силы. Вооруженные силы членов конфедерации формируются на национальной основе и нередко имеют двойное подчинение. Вопросы обороны и безопасности, строительства вооруженных сил и вопросы военной стратегии находятся в сфере ведения федерального центра.

В последние десятилетия в мире возникает множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество, союз , автономия и др.

Империя – исторически сложившееся на основе жесткой централизованной власти объединение этнических и административно-территориальных образований. Империи, возникнув во многих цивилизациях и в разные эпохи, обладали специфическими чертами. Однако можно выделить и общие признаки:

Огромная территориальная основа;

Сильная централизованная власть;

Правящая элита, стремящаяся к экспансии;

Отсутствие единого государственно-правового статуса у входящих в империю образований;

Асимметричные отношения господства и подчинения между центром и провинциями, метрополией и колониями;

Подчиненность интересов различных социальных групп слоев общим политическим проектам;

Разнородный этнический и культурный состав,

Империи можно классифицировать на континентальные (Российская, Австро-Венгерская, Германская) и межконтенинтальные (Великобритания).



Империя – это насильственное объединение государств, осуществленное путем завоевания, либо в результате иного вида давления, например, экономического.

Сообщество – межгосударственное образование, основанное на межгосударственном договоре , которое направлено на усиление интернациональных связей государств-членов.

Союз – разновидность государственных соединений, в большей степени направленный на политические, экономические или государственные цели, объединенный единым органом власти.

Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азовские острова в Португалии).

СОДРУЖЕСТВО государств

– это союз суверенных государств, складывающийся на основе экономической, ресурсной, социально-культурной, образовательной, валютной и др. интеграции, создающий условия для взаимовлияния и выравнивания развития входящих в состав союза субъектов (Европейский союз, возможно СНГ).

1. Содружество государств, как правило, формируется на базе достигнутого уровня развития – рыночная динамичная экономика, ценности демократии, в том числе признание и реализация основных прав человека, развитость и адаптируемость правовой системы и др.

2. Содружество государств складывается на международно-правовой договорной основе.

3. Государства содружества не утрачивают и не уступают в пользу союза суверенных прав.

4. Члены содружества имеют право выхода из союза.

5. Содружества могут формировать надгосударственные структуры и правовые институты (европарламент, европравительство, евросуд, интерпол, евроконституция и др.), не имеющие прямых властных полномочий по отношению к гражданам государств.

6. В содружестве нет единой территории и границ, единого гражданства, единой системы налогообложения и финансовой системы, но возможно единое таможенное пространство, валюта и др.

7. Решения органов содружества (соглашения) не имеют императивного значения для его членов (т.е. не требует обязательного подчинения).

*** ЧИЛИ. Аугусто Пиночет:

· 11 сентября 1973 С первых дней своего правления военный режим объявил состояние «внутренней войны » противы коммунистов . Были учреждены военные трибуналы, заменившие гражданские суды, созданы несколько концлагерей для политзаключенных.

  • Реально в Чили только в первый месяц после переворота – до «нормализации» – было убито 30 с лишним тысяч человек. Еще 12,5 тысяч погибли за годы диктатуры под пытками, умерли в тюрьмах, были застрелены на улице.

· В области экономики Пиночет выбрал наиболее жесткий и радикальный путь перехода к свободной рыночной экономике. В апреле 1975 г. в Чили была введена в действие разработанная «чикагскими мальчиками» политика «шоковой терапии». Она предусматривала приватизацию государственных предприятий, отмену контроля над ценами, замораживание зарплат, сокращение капитальных вложений в госсектор.

· Экономический рост в Чили начался только в 1984 г. и составил 3,8% (пиночетовская статистика называла 6%). В 1985-м случился новый спад, в 1986-м – подъем до 5,7%, в 1987-м – 6%, в 1988-м – свыше 7%, в 1989-м – 10% (официальные данные; на самом деле подъем в 1989-м был лишь 7,3%). Но этот рост был вызван исключительными сверхприбылями, которые предоставлял военный режим зарубежному (североамериканскому) капиталу. 30-процентная безработица давала возможность зарубежному работодателю получать квалифицированную и очень дешевую рабочую силу.

· На плебисците 5 октября 1988, как показали подсчеты, около 55 процентов избирателей отдали свои голоса против диктатора.

Политические (государственно-правовые) режимы

Наиболее динамическим компонентом формы государства является политический (государственно-правовой) режим.

Он определяется как совокупность приемов, способов и средств осуществления власти в государстве .

Понятие "политический режим" включает в себя следующие важные параметры (признаки):

· степень участия народа в формировании политической власти , а также сами способы такого формирования;

· соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства ;

· гарантированность прав и свобод личности;

· степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

· место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

· соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

· какие методы доминируют при осуществлении политической власти: убеждения, принуждения ;

· роль в обществе "силовых" структур государства : армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.;

· Наличие политического плюрализма (многопартийности).

В связи с этими фактами различают демократические и недемократические режимы.

Демократические режимы характеризуются следующими показателями:

В экономической сфере:

· плюрализм форм собственности

· отсутствие или компенсация безработицы

· развитая рыночная конкурентная экономика

· материальная обеспеченность нетрудоспособных

В политической сфере:

· Разделение властей

· Политический плюрализм, многопартийность

· Реальная обеспеченность прав и свобод личности

· Равенство граждан перед законом

· Участие населения в реше­нии государственных вопросов посредством прямой или опосредованной демократии

· Развитое гражданское общество

· Легальная оппозиция

В социальной сфере:

· сглаживание социального неравенства, недопущение концентрации различных дефицитных благ: дохода, богатства, престижа, власти, образования и т.д. у одной социальной группы или класса

· наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, который отличается:

– высоким уровнем образования,

– чувством собственного достоинства,

– политической активностью

В духовной сфере :

· массовая грамотность населения

· свобода совести, творчества, отсутствие цензуры

· запрещенность пропаганды насилия, жестокости, расизма и т.п.

Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной .

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом через следующие институты прямого народовластия:

· выборы на основе всеобщего избирательного права,

· референдумы,

· сходы и собрания граждан,

· петиции граждан,

· митинги и демонстрации,

· всенародные обсуждения.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки прямой демократии :

· отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью,

· сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий,

· низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

Представительная демократия осуществляется через представителям народа - депутатами, другими выборными органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей для принятия эффективных решений,

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты:

· отрыв представителей власти от своих избирателей;

· возможно развитие бюрократии и коррупции;

· принятие решений в интересах номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д

Демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают