Принципы национально-государственного устройства россии. Понятие и принципы национально-государственного устройства российской федерации

ВОПРОС: Что такое национально-государственное устройство и административно-территориальное деление?

ОТВЕТ: Национально-государственное устройство - это определенная форма общественных отношений, представленная в административно-территориальной или территориально-политической организации государства, способе существования его составных образований.

Исторически сложились две основные формы национально- государственного устройства: 1)

унитарное государство; 2)

федеративное государство. (Правда, известна и третья форма - конфедерация, создаваемая с целью достижения определенных политических, военных, экономических и иных целей и затем, чаще всего, трансформируемая либо в союзное федеративное государство, либо распадающееся на несколько унитарных государств.)

Унитарное государство - это простое государство, в котором все основные признаки: конституция, гражданство, территории, система органов власти и управления и внешние атрибуты (национальный флаг, герб, гимн и столица) - представлены только один раз.

Федеративное государство - это сложное государство, в котором все основные признаки представлены столько раз, сколько субъектов входит в союз.

ВОПРОС: На каких принципах строится Российская Федерация?

ОТВЕТ: В основе национально-государственного устройства Российской Федерации лежат следующие принципы.

Совмещение национальной или территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 республика, 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства России уникальна, так как всякая федерация как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Например, в Индии, Китае, Нигерии федерация является выражением межнациональных отношений, а в США, Мексике, Бразилии, Аргентине и т.д. она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов. Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации (статья 5 Конституции 1993 г.) означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования.

Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в статьях 72, 73, 76-78 Конституции РФ 1993 г. и позволяет субъектам федерации решать самостоятельно или совместно с федеральными органами широкий круг вопросов.

Равноправие и самоопределение народов. Равноправие народов Российской Федерации включает в себя комплекс организационных, правовых и экономических, условий, позволяющих прежде всего малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными в большой семье народов нашей федерации. В соответствии с Конституцией тот или иной народ на основе своего волеизъявления вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам России право на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития, и изучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации, является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственных образований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены.

ВОПРОС: Какими признаками характеризуется природа Российского государства как федерации?

ОТВЕТ: Россия, будучи государством федеративным, характеризуется наличием всех признаков, позволяющих говорить, что это государство сложное, имеющее такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными законами и органами государственной власти и управления) существуют отдельные территориальные единицы, имеющие составные законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеративная природа нашего государства характеризуется следующими признаками.

1. Российская Федерация имеет Конституцию. Наряду с ней субъекты, входящие в состав федерации, имеют свои конституции (в республиках), уставы и законодательство (в краях, областях, городах федерального значения и в автономных образованиях), в которых закрепляется их правовой статус как субъектов Российской Федерации. 2. Российская Федерация обладает своей территорией, на

которую распространяется ее государственный суверенитет и в рамках которой общефедеральное законодательство имеет верховенство. 3.

Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. 4.

Российская Федерация имеет систему общефедеральных органов государственной власти, акты которых являются обязательными для исполнения на всей территории страны. 5.

Российская Федерация имеет единую денежную систему, единый государственный бюджет и единую налоговую систему. 6.

Российская Федерация имеет герб, гимн, государственный флаг и столицу.

Еще по теме §4. Основы национально-государственного устройства и административно-территориального деления Российской Федерации:

  1. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
  2. 1.2. Принципы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации
  3. 4. Формы национально-государственногои административно-территориального устройства
  4. 18.5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия в КНР

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - административно-территориальная и территориально-политическая Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 , 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства России уникальна, так как всякая как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Например, в Индии, Китае, Нигерии федерация является выражением межнациональных отношений, а в США, Мексике, Бразилии, Аргентине и т.д. она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов. Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации (ст. 5 Конституции РФ 1993 г.) означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования. Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в статьях 72, 73, 76-78 Конституции РФ 1993 г и позволяет субъектам федерации решать самостоятельно или совместно с федеральными органами широкий круг вопросов. Равноправие и самоопределение народов. Равноправие народов Российской Федерации включает в себя организационных, правовых и экономических, условий, позволяющих, прежде всего, малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными среди народов РФ. В соответствии с Конституцией тот или иной на основе своего волеизъявления вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам России на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития и изучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации, является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственных образований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в других словарях:

    НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - административно территориальная и территориально политическая организация Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том,… … Юридическая энциклопедия

    Государственное устройство - (от гр politeia конституция; англ. state organization, form of government) 1) в широком смысле система государственно правовых отношений, включающих организацию гос ного строя в целом, устройство всего государства (социально экономические и… … Энциклопедия права

    Форма государственного устройства способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части административно территориальные единицы,… … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - внутренняя территориальная (или национально территориальная) организация государства, т. е. деление его на области, губернии, провинции и другие единицы. Г. у. в федеративном государстве его деление на субъекты федерации. В таких случаях понятие… … Энциклопедический словарь конституционного права

    государственное устройство - в ряде зарубежных государств и республик в составе РФ название комплексного конституционно правового института, объединяющего нормы, устанавливающие систему органов государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования… … Большой юридический словарь

    Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России … Википедия - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Проходили 20 22 октября 2012 года. Координационный совет был избран на один год, после чего будут проведены новые выборы. Регистрация кандидатов и избирателей велась на сайте cvk2012.org. Выборы в КС были организованы после многократных массовых… … Википедия

Определенная форма общественных отношений, государственность многонационального , форма организации государства, выражающая взаимосвязь территориальной организации государственной власти и национальной структуры общества, а т.ж. соотношение суверенитета государства и национальных суверенитетов нации и народностей, объединяемых в составе государства. Основные формы Н.гу -федерация я . Конфедерация, строго говоря, не является формой Н.гу, это -оформление содружества суверенных государств с целью координации действий в определенных сферах.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО" в других словарях:

    НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - определенная форма общественных отношений, государственность многонационального сообщества, форма организации государства, выражающая взаимосвязь территориальной организации государственной власти и национальной структуры общества, а тж.… … Юридическая энциклопедия

    НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - понятие, употреблявшееся Конституцией СССР 1977 и Конституцией РСФСР 1978 гг. В принципе то же самое, что и государственное устройство. Но включение в данное понятие национального нюанса как бы в большей мере подчеркивает, что данное государство… …

    НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Юридическая энциклопедия

    Административно территориальная и территориально политическая организация Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том,… …

    - (см. НАЦИОНАЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Государственное устройство - (от гр politeia конституция; англ. state organization, form of government) 1) в широком смысле система государственно правовых отношений, включающих организацию гос ного строя в целом, устройство всего государства (социально экономические и… … Энциклопедия права

    Форма государственного устройства способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части административно территориальные единицы,… … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - внутренняя территориальная (или национально территориальная) организация государства, т. е. деление его на области, губернии, провинции и другие единицы. Г. у. в федеративном государстве его деление на субъекты федерации. В таких случаях понятие… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Государственное устройство - 1) понятие, охватывающее в широком смысле вопросы, касающиеся государственного строя в целом, устройства всего государства: социально экономические и политические основы государства, основы взаимоотношений гражданина и государства,… … Теория государства и права в схемах и определениях

    государственное устройство - в ряде зарубежных государств и республик в составе РФ название комплексного конституционно правового института, объединяющего нормы, устанавливающие систему органов государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования… … Большой юридический словарь

П Л А Н

Проведения общественно-государственной подготовки,

Общественно-политического и государственно-правового информирования с личным составом сводного курса психологического факультета.

Место проведения: актовый зал института

Время проведения: 13.15 – 14.00 часов

Материально – техническое обеспечение: конспекты лекций по общественно-государственной подготовке, общественно-политическому и государственно-правовому информированию.

№ п/п Проводимое мероприятие Время проведения, мин Отметка о выполнении
Общественно-государственная подготовка – 30 минут
1. Проведение лекции – диспута на тему: «Конституционные основы федеративного устройства России».
Общественно-политическое и государственно-правовое информирование – 15 минут
2. Доведение и обсуждение информации о событиях в стране и за рубежом.
3. Доведение и обсуждение информации о событиях в Вологодской области.
4. Доведение и обсуждение информации о событиях ФСИН России и учебного заведения.

Заместитель начальника курса

майор внутренней службы Руковишников А. В.

С О Г Л А С О В А Н О:

Инспектор ООВР ОРЛС института

лейтенант внутренней службы Сафиуллина Л. И.

« ____ » ____________ 201 ___ года

Инспектор ООВР ОРЛС института

лейтенант внутренней службы

Сафиуллина Л. И.

«____»_________________201_г.

План лекции

по общественно государственной подготовке личного состава

Тема:Конституционные основы федеративного устройства России

Место проведения: актовый зал ВИПЭ ФСИН

Время проведения: 30 мин.

Понятие и принципы национально-государственного устройства Российской Федерации

Под государственным (национально-государствен­ным) устройством в юридической науке понимается внут­ренняя структура государства, правовое положение от­дельных составляющих его частей, характер взаимоот­ношений между ними, а также с центральными органа­ми власти.

Известны три основные формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территори­альных единиц, не обладающих политической самостоя­тельностью. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-тер­риториальных единиц подчиняются центральным орга­нам. Унитарное государство имеет единую территорию, единое гражданство, бюджет и т.д. Административно-территориальные единицы как составные части унитар­ного государства суверенитетом не обладают. В некото­рых Унитарных государствах имеются национальные ав­тономные образования, которые также не являются су­веренными.

Федерация представляет собой добровольное объ­единение государств, обладающих определенной само­стоятельностью, в союзное государство на основе федера­тивного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектных территорий, гражданства, конституций, государственных органов, бюджета и т.д.

Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во вза­имоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая инте­ресы субъектов федерации.

Конфедерация - это временный союз суверенных государств, образованный на основе международных до­говоров, создаваемый для обеспечения общих целей и интересов. Через такую форму государственного уст­ройства в свое время прошли Швейцария, США, Герма­ния, Канада к др. Конфедерация не имеет единых госу­дарственных органов, гражданства, конституции, терри­тории, бюджета и т.д. Весьма близким к конфедерации является в настоящее время СНГ (Союз Независимых Государств).

Национально-государственное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопре­деления в той или иной форме государственности.

Российская Федерация имеет сложную систему го­сударственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов Федерации.

Конституционные основы национально-государст­венного устройства России включают в свое содержание:

закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство феде­ральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность тер­ритории Российской Федерации; установление субъект­ного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъек­тов; равноправие и самоопределение народов; равнопра­вие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения главы 1 Конституции РФ, регули­рующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ.

Более детально конституционные основы нацио­нально-государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство".

Основными принципами федеративного националь­но-государственного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций и народно­стей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и авто­номией.

4. Национально-территориальный принцип образо­вания форм государственности в сочетании с территори­альным принципом образования субъектов Федерации.

5. Государственная целостность Российской Феде­рации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

7. Равноправие субъектов Федерации. Рассмотрим содержание этих принципов.

1. Добровольность объединения наций и народно­стей в федеративное государство. Этот принцип построе­ния Российского государства формировался историче­ски.

Добровольность объединения наций и народностей в Российской Федерации подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ 1993 года, а также Преамбулы документов, составляющих Федеративный договор, подписанных представителями субъектов Федерации. Так, в Преамбуле Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации (1992 г.) закреплено:

"Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федераций и орга­нов государственной власти суверенных республик в со­ставе Российской Федерации... стремясь к качественно­му обновлению федеративных отношений на основе доб­ровольного распределения полномочий и эффективного их осуществления... договорились о нижеследующем,.." Аналогичные положения содержатся и в других доку­ментах, составляющих Федеративный договор.

О добровольном характере объединения наций и народностей в Российскую Федерацию свидетельствует и то, что Конституция РФ 1993 года была принята путем всенародного голосования, во всех субъектах Федерации.

2. Суверенность и равноправие наций. Сущность этого принципа состоит в признании суверенного права всех наций и народностей на свободное самоопределение политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональ­ный народ Российской Федерации принимает свою Кон­ституцию, "исходя из общепризнанных принципов рав­ноправия и самоопределения народов".

В ст. 5 Конституции РФ среди принципов, лежа­щих в основе федеративного устройства, содержится также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и ав­тономией. Многонациональный характер, сложный ис­торический путь развития обусловили воплощение в национально-государственном устройстве России всех известных форм государственности.

Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное государство. После распада Союза ССР, в составе которого существовала РСФСР, являвшаяся Фе­дерацией по действовавшей тогда Конституции, в Рос­сии начались процессы суверенизации бывших автоном­ных республик, изменения форм государственности быв­ших автономных областей. Кроме того, о намерении стать самостоятельными субъектами Федерации заявили края, области, города Москва и Санкт-Петербург.

Россия обладает всеми признаками Федерации: на­личием федеративной территории и территории субъек­тов; федеративного гражданства и гражданства респу­блик, входящих в Федерацию; общефедеративной кон­ституции и конституций республик и т.д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы.

Унитаризм в национально-государственном уст­ройстве Российской Федерации проявляется в том, что суверенные республики, входящие в состав России, яв­ляются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие приз­наки государственности.

Многонациональный характер населения России исторически обусловил существование автономных на­ционально-государственных образований в форме авто­номной области и автономных округов.

Автономия - это форма национальной государст­венности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Рос­сийского государства. Содержание и пределы самоуправ­ления определяются государственной властью Федера­ции.

4. Национально-территориальный принципобра­зования форм государственности в сочетании с терри­ториальным принципом образования субъектов Феде­рации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по терри­ториальному принципу (США, ФРГ и др.) и националь­но-территориальному (СССР, СФРЮ и др.). В современ­ном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплоще­ние оба эти принципа.

Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов Федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием нацио­нального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной, как правило, территории.

По этому принципу созданы все республики в со­ставе Российской Федерации, автономная область и ав­тономные округа.

В 1918 - 1992 гг. Российская Федерация строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были го­сударства - автономные республики, национально-государственные образования - автономные области и автономные (до 1977 г. национальные) округа.

5. Государственная целостность Российской Фе­дерации. Этот принцип включен в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и за­креплен в ст.5 п.З Конституции РФ, которая устанавли­вает, что "федеративное устройство Российской Федера­ции основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти...".

Важнейшей правовой гарантией сохранения госу­дарственной целостности России является отсутствие права выхода субъектов из состава Российской Федера­ции. Кроме того, в Конституции РФ содержатся и дру­гие нормы, гарантирующие единство и целостность Рос­сии.

Согласно ст.67 п.1 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, чем обеспечивается территориальное единство и целостность России. Принцип государственной целост­ности обеспечивается и установлением русского языка в качестве государственного на всей территории Россий­ской Федерации (ст.68 Конституции РФ).

На обеспечение государственной целостности нап­равлены положения Конституции РФ о том, что на ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для сво­бодного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст.74); устанавливается единая денежная еди­ница - рубль, единая система налогов и сборов на всей территории Федерации (ст. 75); закрепляется верховен­ство федерального законодательства; устанавливается единая система исполнительных органов государствен­ной власти (ст. 77).

6. Разграничение предметов ведения и полномо­чий Федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федера­ции и органами государственной власти ее субъектов.

Конституция устанавливает порядок правового ре­гулирования по предметам ведения и полномочиям. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъек­тов Федерации.

7. Равноправие субъектов Федерации. Этот прин­цип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства Российской Федерации -суверенности и равноправия наций. Анализируя сущ­ность принципа равноправия субъектов Федерации, не­обходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм госу­дарственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Россий­ской Федерации между собой равноправны".

В Конституции России имеется ряд положений, дополнительно обеспечивающих принцип равноправия субъектов Федерации. Это равное право на создание в субъектах системы органов государственной власти (ст.11 п.2); равный конституционный статус однопоряд­ковых форм государственности и одинаковый порядок изменения статуса; право на пользование родным язы­ком; распространение статьи 72, устанавливающей предмет совместного ведения Федерации и субъектов, на все виды субъектов Российской Федерации; обладание всеми субъектами Российской Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Россий­ской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73); равное право субъектов на законодательную деятельность (ст. 76); рав­ное представительство в Совете Федерации (ст.95); право законодательной инициативы для каждого субъекта Фе­дерации (ст. 104) и др.

2. Россия - суверенное федеративное государство

Статья 1 Конституции РФ определяет, что "Рос­сийская Федерация - Россия есть демократическое феде­ративное правовое государство с республиканской фор­мой правления". Россия как суверенное федеративное государство имеет все государственно-правовые приз­наки, атрибуты государственности, элементы конститу­ционно-правового статуса.

1. Российская Федерация имеет свою территорию - пространственный предел распространения ее сувере­нитета. Согласно ст.4 Конституции РФ, Российская Фе­дерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Территория России едина и состоит из территорий ее субъектов. По ранее действовавшим российским конституциям кроме территории субъектов (автономных республик, областей и округов) имелась территория непосредственно общефедеральная. С при­знанием в 1992 г. краев, областей и городов федерально­го значения Москвы и Санкт-Петербурга самостоятель­ными и равноправными субъектами Федерации вся тер­ритория России состоит из территорий субъектов.

Определяя конституционные основы правового ре­жима территории, статья 67 Конституции РФ устана­вливает, что "территория Российской Федерации вклю­чает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ни­ми". Впервые в Конституции РФ в этой статье определе­ны основы статуса континентального шельфа. Россий­ская Федерация, подчеркивается в ст.67 п.2 Конститу­ции РФ, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключи­тельной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и норма­ми международного права.

Правовое регулирование вопросов территории осу­ществляется также Законом "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. с измене­ниями и дополнениями от 22 июля 1994 г. Согласно ст.1 Закона Государственная граница Российской Федера­ции - это линия и проходящая по этой линии верти­кальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного про­странства) Российской Федерации, то есть простран­ственный предел действия государственного суверените­та Российской Федерации. -

Недра также входят в понятие государственной территории, хотя Конституция РФ не упоминает 6 них. Закон РФ "О недрах" от 3 марта 1995 г. устанавливает, что недра в границах территории России, включая под­земное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Особый статус имеет исключительная экономиче­ская зона - морское пространство шириной до 200 миль от берега (хотя она не входит в состав территории).

Конституция устанавливает, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть измене­ны с их взаимного согласия (ст.67 п.З Конституции РФ). Порядок изменения внешних границ России опре­деляется Законом "О Государственной границе Россий­ской Федерации".

2. В Российской Федерации установлено федеральное гражданство, которое, согласно ст.6 Конституции РФ, приобретается и прекращается в соответствии с феде­ральным законом, является единым и равным независи­мо от оснований его приобретения.

Наличие федерального гражданства сочетается в Российской Федерации с гражданством республик, вхо­дящих в состав Федерации. Конституционный принцип единства гражданства означает, что утрата федерального гражданства влечет за собой утрату гражданства респу­бликанского.

3. Российская Федерация как суверенное государ­ство имеет свою Конституцию и законодательство. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. путем ре­ферендума. Она имеет высшую юридическую силу, пря­мое действие и применяется на всей территории Россий­ской Федерации. Законы и иные правовые акты, при­нимаемые в Российской Федерации, не должны проти­воречить Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 71 Конституции РФ принятие и изме­нение Конституции Российской Федерации, контроль за ее соблюдением входят в предмет ведения Российской Федерации.

Суверенный характер Российской Федерации обус­ловливает верховенство и действие на всей территории Федерации не только Конституции, но и всех иных нор­мативных федеральных актов по вопросам исключительной компетенции Российской Федерации и полномочиям совместного ведения Федерации и субъектов.

Верховенство федерального законодательства обес­печивается конституционным положением о том, что "законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить феде­ральным законам" (ст. 76 п. 5 Конституции РФ).

4. Наличие системы фе­деральных органов государственной власти. В содержа­ние основ конституционного строя входит норма, уста­навливающая, что "государственную власть в Россий­ской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Фе­дерации, суды Российской Федерации" (ст. 11 Конститу­ции РФ).

В целях обеспечения единства системы органов ис­полнительной власти федеральные органы исполнитель­ной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать со­ответствующих должностных лиц (ст. 76 п.1 Конститу­ции РФ).

5. Наличие единых Воору­женных Сил, единой системы обеспечения обороны и безопасности государства. Для осуществления обороны с применением средств вооруженной борьбы в Россий­ской Федерации созданы Вооруженные Силы и устано­влена воинская обязанность граждан Российской Феде­рации.

Вооруженные Силы комплектуются как в добро­вольном порядке, так и по призыву по экстерриториаль­ному принципу,что обусловлено их единым общефедера­тивным характером. Верховным Главнокомандующим ВС, согласно Конституции РФ, является Президент Рос­сийской Федерации. К обороне с применением средств вооруженной борьбы могут, согласно Закону об обороне, привлекаться пограничные войска, внутренние войска, войска федеральной службы безопасности, войска феде­ральной правительственной связи, железнодорожные войска и др. Перечень этих войск является исчерпы­вающим. Закон запрещает существование и создание в Российской Федерации иных воинских формирований. Отсюда вытекает невозможность создания вооруженных формирований в субъектах Федерации.

Общефедеральный характер оборонной деятель­ности и строительства Вооруженных Сил обусловливает законодательное регулирование этой сферы федераль­ным законодательством.

6. Российская Федерация имеет свою государственную федеральную собст­венность, денежную и кредитную систему, единое эко­номическое пространство.

В собственности Российской Федерации находятся земельные участки, природные ресурсы. Федеральной собственностью является имущество Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, железнодорожных и иных войск, объекты и имущество органов государ­ственной власти Российской Федерации.

В Российской Федерации существует единое рубле­вое пространство, денежной единицей в России является рубль. Согласно Конституции РФ денежная эмиссия осу­ществляется исключительно Центральным банком Рос­сийской Федерации.

7. Российская Федерация обладает международнойправосубъектностъю. Со­гласно ст. 79 Конституции РФ, "Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет огра­ничения прав и свобод человека и гражданина и не про­тиворечит основам конституционного строя Российской Федерации".

Россия заключает международные и межгосудар­ственные договоры и соглашения с иностранными госу­дарствами. Только Федерация об­ладает правом решения вопросов войны и мира. Россий­ская Федерация определяет единую внешнюю политику, координирует внешнеполитический курс республик в составе России.

8. Наличие государ­ственного языка. В соответствии со ст. 6 8 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Как отме­чается в Законе РФ "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г., статус государственного на всей терри­тории России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями имеет русский язык как основное средство межнационального общения народов Российской Федерации.

9. Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб, гимн и столицу. Описание и порядок использования символов устанавливаются федеральным кон­ституционным законом (ст. 70 Конституции РФ).

Предметы ведения Российской Федерации

Предмет ведения - это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодатель­ными актами полномочий этих органов.

Предмет ведения Российской Федерации опреде­ляется Конституцией РФ 1993 года и Федеративным договором.

1) исключительные предметы ведения и полномо­чия Российской Федерации (ст.71);

2) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов (ст.72).

Дополнительно гарантируя равноправие субъектов Федерации, статья 72 п.2 Конституции РФ устанавли­вает, что данные положения в равной мере распростра­няются на республики, края, области, города федераль­ного значения, автономную область, автономные города.

Установленный Конституцией РФ, Федеративным договором и другими федеральными законами объем полномочий Федерации может корректироваться догово­рами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами.

Конституция РФ и Федеративный договор пред­усматривают возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органам исполнитель­ной власти Российской Федерации и ее субъектов.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Под государственным (национально-государственным) устройством в юридической науке понимаются внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер отношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей.

Истории известны три основных формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В унитарном государстве существуют единая система органов власти, органы административно-территориальных единиц подчиняются центральным органам, единая территория, единое гражданство, бюджет и т.д. Административно-территориальные единицы как составные части унитарного государства суверенитетом не обладают. В некоторых унитарных государствах имеются национальные автономные образования, которые также не являются суверенными.

Федерация представляет собой добровольное объединение государств, обладающих определенной самостоятельностью, в союзное государство на основе федеративного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектов федерации: территории, гражданства, конституции, государственных органов, бюджета и т.д.

Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.

Следует отметить, что подавляющее большинство федеративных государств не является средством решения национального вопроса. Они созданы по территориальному принципу (США, ФРГ, Бразилия и т.д.). Исторической закономерностью явился распад социалистических государств, избравших федерацию как средство решения национального вопроса (СССР, СФРЮ, ЧССР).

Конфедерация - это временный союз суверенных государств, образованный на основе международных договоров для обеспечения общих целей и интересов. Через такую форму государственного устройства в свое время прошли Швейцария, США, Германия, Канада и др. Конфедерация не имеет единых государственных органов, гражданства, конституции, территории, бюджета и т.д. Весьма близким к конфедерации является сегодня Содружество Независимых Государств (СНГ).

Национально-государственное устройство России представляет закрепленное нормами Конституции и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения в той или иной форме государственности.

В настоящее время Российская Федерация - это сложная система государственного устройства, сочетающая федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе находятся: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа - всего 83 субъекта РФ.

Конституционные основы национально-государственного устройства России включают в свое содержание:

  • - закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию РФ;
  • - верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ;
  • - целостность и неприкосновенность территории РФ;
  • - установление субъектного состава России;
  • - закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов;
  • - равноправие народов;
  • - равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  • - единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения гл. 1 Конституции, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.

Более детально конституционные основы национально-государственного устройства России установлены в гл. 3 Конституции «Федеративное устройство». В нормах этой главы закрепляются:

  • - состав субъектов РФ;
  • - порядок принятия в Российскую Федерацию и образования новых субъектов;
  • - основы статуса каждого из видов субъекта;
  • - порядок изменения статуса субъекта;
  • - вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами РФ;
  • - государственный язык и право республик на установление своего государственного языка;
  • - гарантии прав коренных малочисленных народов;
  • - государственная символика РФ;
  • - предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов;
  • - основы формирования системы органов государственной власти субъектов РФ;
  • - основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов РФ;
  • - право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.

Общественные отношения в сфере национально-государственного устройства России на начальном этапе во многом регулировались Федеративным договором 1992 г. и другими актами.

Конституция 1993 г. подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Однако ст. 1 раздела второго Конституции устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора действуют положения Конституции.

Признание договоров между Российской Федерации и субъектами РФ не означает договорно-правовой природы Российской Федерации. Ее политико-правовую основу составляют федеральная Конституция и основные законы (конституции, уставы) субъектов РФ. Конституция РФ не предусматривает ограничений для заключения договоров между органами государственной власти РФ и субъектами РФ. Однако эти договоры могут быть заключены только в соответствии с Конституцией РФ, не могут ей противоречить.

Принципы национально-государственного устройства РФ представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.

Основными принципами федеративного национально-государственного устройства РФ являются:

  • - добровольность объединения наций и народностей;
  • - равноправие наций;
  • - федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией; национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов РФ;
  • - государственная целостность РФ;
  • - разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов;
  • - равноправие субъектов РФ.

Рассмотрим содержание этих принципов.