Какие подразделения составляют основу группировки сил го. Справочное пособие по организации выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных работ силами и

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Состав и порядок создания группировки

2. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ СИЛ ГО

2.1 Порядок организации взаимодействия

2.2 Порядок привлечения сил и средств го

2.3 Организация совместного действия сил

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Группировка сил ГО - это сведенные в определенную систему и расположенные соответствующим образом различные подразделения по ЧС, невоенизированные формирования ГО, предназначенные для выполнения задач по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действии или вследствие их.

В состав сил гражданской обороны входят:

Подразделения по чрезвычайным ситуациям;

Невоенизированные формирования гражданской обороны;

Силы и средства сети наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды.

Для выполнения отдельных задач гражданской обороны могут привлекаться воинские части и подразделения Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований в порядке, определяемом Президентом РФ, а также аварийно-спасательные службы в соответствии с законодательством.

Расчет потребных сил и определение состава группировки сил ГО проводится по двум вариантам возможной обстановки - в ходе войны с применением обычного, в том числе высокоточного оружия и в ходе войны с ограниченным применением ядерного оружия.

Формирования ГО одновременно являются значительной частью сил территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС, правовые и организационные основы которой, а также принципы функционирования определены Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 г.№ 69-ФЗ // Российская газета от 5 января 1995 г. N 3. С. 4.

Одной из задач гражданской обороны является обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, она тесно связана с другой задачей - обучение населения в области гражданской обороны.

Силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Мероприятия по обеспечению деятельности гражданской обороны - совокупность организационных и специальных действий, а также работ, проводимых заблаговременно и/или в очагах поражения, выполняемых органами управления, силами и средствами ГО и направленных на обеспечение подготовки к защите и защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий, а также в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Объект исследования - состав и порядок создания группировки сил гражданской обороны.

Предметом работы является рассмотрение состава группировки гражданской обороны, ее составных частей, а так же порядок их создания, объединения и взаимодействия.

Методологическую основу составляют различные нормативные акты, которыми регламентирована деятельность группировки гражданской обороны, а так же ее состав. Тема исследования отличается обилием и легкодоступностью данных, а так же актуальностью в современной геополитической обстановке.

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы рассмотреть порядок создания группировки сил гражданской обороны, их состав, основные задачи, порядок обучения, применения и взаимодействия различных структур, задействованных в группировке.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть основные положения о силах гражданской обороны в РФ;

Рассмотреть состав, принцип организации, основные задачи и полномочия сил гражданской обороны;

Дать характеристику силам и средствам включенным в группировку;

Охарактеризовать основы руководства силами группировки.

Теоретическую базу исследования составили труды Сергеева В.С., Завьялова В.Н., Журавлева В.П., а так же Федеральные законы Российской Федерации.

1. СОЗДАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ГРУППИРОВКИ СИЛ ГО

1.1 Состав и порядок создания группировки

Группировка сил представляет собой сведенные в определенную систему и развернутые (расположенные) соответствующим образом спасательные воинские формирования, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные службы и аварийно- спасательные формирования, создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования, воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемые в установленном порядке для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также для решения других задач гражданской обороны в соответствии с планами применения этих сил.

Группировки сил создаются заблаговременно, в мирное время, а полное их развертывание завершается в период перевода гражданской обороны с мирного на военное время или с началом войны. Создание группировок сил предусматривается планами гражданской обороны и защиты населения.

Состав группировок сил уточняется при угрозе нападения противника и после нанесения им ударов с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема АСДНР в очагах поражения.

Группировка сил гражданской обороны должна отвечать замыслу предстоящих действий и обеспечивать:

Возможность быстрого приведения сил в полную готовность к выполнению задач по предназначению;

Своевременное выдвижение сил к очагу поражения и выполнение АСДНР в кратчайшие сроки; сосредоточение основных усилий на наиболее важных участках (объектах) работ в целях спасения наибольшего количества людей,

Быстрого оказания медицинской помощи пораженным и эвакуации их в лечебные учреждения;

Развертывание, непрерывное проведение и завершение всего комплекса АСДНР в сжатые сроки;

Возможность осуществления маневра силами;

Наращивание усилий и своевременную требуемую замену частей (подразделений) и других сил и средств на участках (объектах) работ;

Радиационную, химическую и биологическую защиту сил;

Устойчивое управление силами и поддержание непрерывного взаимодействия между ними.

Состав группировки сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации, городов, районов определяется, исходя из наличия сил и средств, имеющихся в распоряжении соответствующих руководителей гражданской8 обороны и расчетов потребности в силах гражданской обороны с учетом предстоящего перечня и объема аварийно-спасательных и других неотложных работ и решаемых других задач в условиях ведения войны с использованием обычного (в том числе высокоточного) оружия и возможной эскалацией ее в войну с ограниченным применением ядерного оружия.

В случае, не исключающем вероятности массированного применения ядерного оружия, к решению задач гражданской обороны привлекаются все имеющиеся в регионе силы и средства с учетом общих стратегических целей государства.

В состав сил гражданской обороны субъекта, городских округов, муниципальных районов входят аварийно-спасательные службы и аварийно- спасательные формирования, силы федеральных органов исполнительной власти, включая спасательные воинские формирования, находящихся на данной территории, привлекаемые в установленном порядке для решения задач в области гражданской обороны. Гражданская оборона. // Под редакцией Алтунина А.Т. Воениздат, Москва, 1982. С. 29-30.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований.

Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

В зависимости от местных условий и при наличии материально- технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно- спасательные формирования.

Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

По подчиненности: территориальные и организаций;

По составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды;

По предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 24 часа, военное время - 6 часов.

Штатные перечни и нормы оснащения нештатных аварийно- спасательных формирований разрабатывают создающие формирования федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в соответствии с возложенными на них законодательством задачами в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований.

Штатные перечни и нормы оснащения формирований после согласования с соответствующим территориальным органом МЧС России утверждаются руководителями органов исполнительной власти (организаций), создающих формирования.

Разработанные штатные перечни и нормы оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб, агентств) после согласования с МЧС России утверждаются руководителями указанных федеральных органов.

Учет нештатных аварийно-спасательных формирований ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, на базе которых созданы формирования, а также в территориальных органах МЧС России.

Региональная группировка сил гражданской обороны включает спасательные воинские формирования, подчиненные региональному центру МЧС России, и группировки сил гражданской обороны субъектов федерального округа. Группировка сил гражданской обороны, как правило, состоит из первого, второго эшелонов и резерва. По условиям обстановки или при незначительных силах группировка сил может состоять из одного эшелона.

Первый эшелон группировки сил предназначен для развертывания и проведения АСДНР на объектах, продолжающих производственную деятельность в городе, а также в других местах, где в момент нападения противника могли находиться люди. В состав первого эшелона обычно включаются части (подразделения) гражданской обороны, аварийно- спасательные подразделения городов, отнесенных к группам гражданской обороны и объектов, продолжающих производственную деятельность. В зависимости от обстановки в первый эшелон могут включаться также силы гражданской обороны районов, расположенных вблизи городов отнесенных к группам гражданской обороны.

Второй эшелон предназначен для наращивания усилий и расширения фронта АСДНР, а также для требующейся замены частей (подразделений) и сил гражданской обороны первого эшелона. В его состав включаются спасательные воинские формирования, силы гражданской обороны, не вошедшие в состав первого эшелона, в том числе силы гражданской обороны районов (сельских), расположенных вблизи городов отнесенных к группам гражданской обороны, с последующим привлечением сил гражданской обороны отдаленных районов (сельских).

Силы гражданской обороны, входящие в состав того или иного эшелона, с учетом сложившейся в зоне работ обстановки (в том числе радиационной) распределяются, как правило, по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры. В состав смен должны включаться различные по своему предназначению силы и средства, способные проводить весь комплекс АСДНР.

Резерв предназначен для решения внезапно возникающих задач и для замены сил гражданской обороны первого и второго эшелонов.

В состав резерва включаются части (подразделения) и формирования гражданской обороны, не вошедшие в состав эшелонов, силы гражданской обороны отдаленных районов (сельских), а также силы и средства, выведенные из очагов поражения после выполнения поставленных задач.

При внезапном нападении противника основу группировки сил составляют части (подразделения) гражданской обороны, аварийно- спасательные службы и аварийно-спасательные формирования городов, а также силы гражданской обороны близлежащих районов (сельских). Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И. Гражданская оборона. // Издательство «Высшая Школа», Москва, 1986. С. 63.

Часть аварийно-спасательных формирований, как общего назначения, так и аварийно-спасательных служб, может содержаться в повышенной готовности со сроками приведения в готовность не более 6-8 часов. Определяется это решением и оформляется приказом соответствующего руководителя гражданской обороны.

Формирования повышенной готовности используются в основном для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи и выполнения других возложенных на них задач.

Все остальные формирования находятся в повседневной готовности со сроками готовности до 24 часов.

Вид и количество формирований гражданской обороны, а также их численность определяются с учетом:

Особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время;

Наличия людских ресурсов, специальной техники, имущества, запасов материально-технических средств;

Объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.

Примерные расчеты показывают, что общая численность личного состава формирований находится в пределах 6-12 процентов от численности рабочих и служащих в организации.

Готовность создаваемых группировок сил гражданской обороны к выполнению задач по предназначению достигается:

Обеспечением укомплектованности личным составом и технической оснащенностью (по основным видам техники, оборудования и приборов) сил группировок, своевременным уточнением их состава в связи с происходящими изменениями;

Правильной организацией и проведением специальной подготовки сил к предстоящим действиям в соответствии с их предназначением и особенностями прикрываемых территорий и важнейших объектов;

Выполнением планов и организационно-методических указаний (на очередной год) по проведению учений и тренировок;

Обеспечением непрерывного и твердого руководства силами группировок;

Организацией системы связи с необходимым дублированием каналов связи; поддержанием взаимодействия с органами управления сил, подчиненных соответствующим федеральным органам исполнительной власти и с военным командованием, выделяющим силы и средства для выполнения задач в области гражданской обороны.

Ответственность за создание, подготовку и поддержание в готовности АСФ несут руководители организаций, на базе которых они созданы.

Готовность формирований гражданской обороны проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях гражданской обороны.

Проверка готовности формирований гражданской обороны осуществляется:

Представителями МЧС России (по предписанию Министра или его заместителей) по согласованию с соответствующими руководителями ГО - в федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях;

Руководителями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (лично или по их поручению) - во всех организациях, находящихся в сфере их влияния;

Руководителями федеральных органов исполнительной власти (лично или по их поручению) и федеральных аварийно-спасательных служб - в подведомственных им организациях.

Создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

Основными функциями СНЛК являются:

Обнаружение радиационного, химического и биологического (бактериологического) загрязнения окружающей среды при потенциальной угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий;

Обобщение и передача данных о радиационной, химической и санитарно-эпидемиологической обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам, выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий;

Определение масштабов зон радиоактивного загрязнения, химического и микробиологического заражения по степени опасности для населения и территорий.

Федеральный и региональный уровни СНЛК включают академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения, кафедры (лаборатории) ВУЗов и другие специализированные организации и учреждения центрального подчинения, решающие задачи в масштабе страны или на территории федеральных округов Российской Федерации.

Территориальный уровень СНЛК включает учреждения и организации (в основном санитарно-эпидемиологического, радиологического, гигиенического, ветеринарного, агрохимического, фитопатологического, гидрометеорологического профиля), функционирующие на территориях субъекта Российской Федерации и решающие задачи в их интересах.

Общее организационно-методическое руководство учреждениями СНЛК и контроль за их готовностью к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и военного времени возложено на Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП), являющийся головным органом СНЛК.

На базе ведущих НИУ федерального, регионального и территориального уровней создаются головные учреждения СНЛК, которые являются наиболее подготовленными к выполнению задач СНЛК.

Перечень таких учреждений СНЛК, являющихся подразделениями постоянной готовности, определяется федеральными органами исполнительной власти и согласовывается с МЧС России.

Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны является составной частью системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций РСЧС, предназначена для мониторинга и контроля радиационной, химической и микробиологической обстановки на территории Российской Федерации в мирное и военное время, имеет три уровня (федеральный, региональный, территориальный) и обеспечивает оперативное взаимодействие всех действующих организаций, учреждений, лабораторий и подразделений министерств, ведомств по вопросам контроля, прогноза и предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационным, химическим и микробиологическим заражением населения и территорий.

На региональном и территориальном уровнях деятельность СНЛК организуется, координируется и контролируется соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной.

Учреждения СНЛК должны быть обеспечены комплектом рабочих документов, определяющих порядок сбора личного состава и перевода учреждения на работу в условиях военного времени, а также иметь набор необходимых инструкций и методик о порядке ведения радиационного, химического и микробиологического наблюдения, отборе и доставке проб и проведении исследований на зараженность (загрязненность) радиоактивными, аварийно химически опасными веществами (РВ, АХОВ) и биологическими средствами (БС), а также нормы допустимых уровней загрязнения (допустимых концентраций); карту (схему) контролируемого района для нанесения радиационной, химической и санитарно- эпидемиологической обстановки и схему маршрутов движения разведывательных групп, инструкцию о порядке передачи сигналов «радиационная опасность», «химическая тревога» и др. Николаев Н.С., Дмитриев И.М. Гражданская оборона на объектах АПК. // Агропромиздат, Москва, 1990. С. 81.

В мирное время учреждения, входящие в состав СНЛК гражданской обороны, решают задачи, возложенные на них положениями о соответствующих территориальных и функциональных подсистемах РСЧС. При этом в случае обнаружения превышения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения более 0,1 мР/ч осуществляется непрерывное радиационное наблюдение, докладывается в соответствующие органы управления и принимаются меры по выявлению причин, источника и района радиоактивного загрязнения.

При появлении признаков микробиологического заражения для выявления масштабов и последствий воздействия биологических средств на население и территории привлекаются все учреждения СНЛК биологического профиля.

Полученные данные о заражении (загрязнении) окружающей природной среды РВ, АХОВ и БС фиксируются в соответствующих учетных документах и технических средствах и передаются учреждениями СНЛК немедленно по подчиненности по имеющимся каналам связи в вышестоящий орган, осуществляющий управление гражданской обороной, и ведомственную организацию. Об обнаружении РВ, АХОВ и БС территориальные органы, осуществляющие управление гражданской обороной (главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации), информируют органы местного самоуправления, начальника военного гарнизона, докладывают об этом в региональные центры МЧС России и военному командованию по системе действующей связи гражданской обороны и общегосударственным каналам связи, в установленном порядке организуют оповещение населения.

С переводом СНЛК гражданской обороны на функционирование в условиях военного времени входящие в ее состав силы и средства задействуются в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и соответствующими инструкциями по их работе в условиях военного времени.

Оснащение современными техническими средствами группировки сил гражданской обороны.

Основными показателями эффективности проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является процент спасенных людей в зоне ЧС и вероятность ее локализации в течение суток. Для достижения высоких показателей эффективности проведения АСДНР система технического оснащения должна обеспечивать выполнение всего комплекса задач в минимальное время, так как практикой доказано, что в первые 3 часа после разрушения здания под обломками погибают до 60 % пострадавших, в течение 6 часов до 80 %, а после 4 суток число погибших приближается к 100 %.

Одним из главных факторов, влияющих на эффективность проведения АСДНР при ликвидации различных ЧС, является оснащенность аварийно- спасательных формирований МЧС России современной аварийно- спасательной техникой.

Аварийно-спасательная техника - это специальные средства механизации АСДНР, используемые аварийно-спасательными подразделениями при выполнении работ по предупреждению и ликвидации ЧС.

Аварийно-спасательная техника классифицируется на:

Аварийно-спасательные машины; аварийно-спасательный инструмент;

Робототехнические аварийно-спасательные средства;

Приборы поиска пострадавших в ЧС;

Авиационные и воздушно-десантные аварийно-спасательные средства;

Мобильные диагностические комплексы оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий и сооружений;

Дистанционные вертолетные системы взрывного дробления льда и уничтожения ледяных заторов.

При проведении АСДНР кроме аварийно-спасательной техники используются так же другая специальная техника и средства малой механизации. К ним относятся:

Средства связи, оповещения и управления;

Инженерная техника;

Средства радиационной, химической и биологической защиты;

Автомобильная техника;

Пожарная техника;

Медицинская техника;

Технические средства тылового обеспечения;

Суда и плавсредства.

1.2 Обучение сил ГО, проведение учений и тренировок

Одним из важнейших элементов обеспечения эффективности деятельности сил гражданской обороны является организация обучения населения и подготовки руководящего состава и специалистов органов управления и сил гражданской обороны.

Общий порядок и организация обучения населения в области гражданской обороны определены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841, которым утверждено соответствующее Положение, в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с этими Положениями обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является всеобщим и обязательным и осуществляется по соответствующим возрастным и социальным группам на предприятиях, в образовательных и других учреждениях (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), а также по месту жительства.

Обучение населения и подготовка руководящего состава сил ГО способам защиты от опасностей, возникающих в условиях военного времени или чрезвычайной ситуации предусматривает:

Обучение всех групп населения правилам поведения и способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и при возникновении чрезвычайной ситуации;

Подготовку руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций к управлению силами и средствами ГО в военное время и защите населения от опасностей военного времени;

Подготовку личного состава сил ГО к действиям в военное время и в условиях чрезвычайной ситуации;

Оснащение современными техническими средствами обучения учебно- методических центров и курсов по ГО. Сергеев В. С. Деятельность государственных органов Российской Федерации по организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Монография. Под ред. Семина В.П. С. 43-45.

Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

Руководители федеральных органов исполнительной власти, а также главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления;

Должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также руководители организаций;

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований;

Работающее население, не входящее в состав формирований гражданской обороны;

Учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования;

Неработающее население.

Обучение по гражданской обороне работающих граждан, не входящих в состав нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется по месту работы во всех организациях независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности без отрыва от производства по программам, рекомендуемым МЧС России. Ответственность за организацию обучения населения несут руководители организаций.

Подготовка обучающихся в области гражданской обороны осуществляется путем проведения занятий в учебное время по курсу ОБЖ и дисциплины БЖД по программам, утвержденным Министерством образования России по согласованию с МЧС России, а также участия школьников и студентов в общественных движениях.

Обучение неработающего населения осуществляется путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной всех уровней, организуют пропаганду знаний в области гражданской обороны с широким использованием различных средств массовой информации (телевидение, радиовещание, периодическая печать, издание брошюр, буклетов и т.п.).

Подготовка личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований проводится непосредственно в организациях, на базе которых они созданы. Основными формами обучения (видами занятий) этих формирований гражданской обороны по специальной подготовке являются практические и тактико-специальные занятия с использованием учебных городков, защитных и других сооружений, имеющихся на территории объекта. Основной метод -- практическая работа. На практических занятиях каждому обучаемому прививаются твердые навыки в выполнении приемов и действий в соответствии со специальностью при проведении АСДНР в очагах поражения, а также отрабатывается слаживание формирований.

Подготовка и повышение квалификации по гражданской обороне руководящего состава и специалистов федеральных органов исполнительной власти и организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нештатных аварийно- спасательных формирований гражданской обороны, работников органов, осуществляющих управление гражданской обороной, проводится в Академии гражданской защиты МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, в учебных заведениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по их планам), а также непосредственно в организациях в порядке, определяемом МЧС России.

Для приобретения необходимых навыков по ведению аварийно- спасательных и других неотложных работ в области гражданской обороны, а также проверки готовности органов управления и сил гражданской обороны с их личным составом в установленном порядке периодически проводятся командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки. Учения в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, а также в организациях проводятся по планам МЧС России или соответствующих руководителей, согласованным с заинтересованными органами управления, организациями и учреждениями.

Учения, имеющие общефедеральное значение, проводятся по решению Правительства Российской Федерации.

Оперативная подготовка является важным видом подготовки руководящего и командно-начальствующего состава гражданской обороны, слаживания органов, осуществляющих управление гражданской обороной, частей, подразделений и других формирований, отработки вопросов руководства силами и средствами, их взаимодействия и всестороннего обеспечения.

Основными принципами оперативной подготовки являются:

Соответствие целей и содержания оперативной подготовки возможной обстановке в условиях современных вооруженных конфликтов и войн, характеру выполняемых задач и уровню подготовки органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и сил гражданской обороны;

Умелое сочетание различных форм и методов обучения с последовательным переходом к более сложным и масштабным формам обучения, максимальное приближение к условиям реальной действительности, учет опыта минувших войн и проведенных учений;

Единство обучения и воспитания, научность, высокое методическое мастерство руководителей занятий, учений и тренировок, проведение основных мероприятий оперативной подготовки под руководством старших начальников и другие.

Оперативная подготовка руководящего состава гражданской обороны организуется на основании распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив МЧС России, Плана основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Комплексного плана основных мероприятий МЧС России и Организационно-методических указаний по18 подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на очередной год.

При организации и проведении мероприятий оперативной подготовки необходимо также руководствоваться методическими рекомендациями МЧС России по подготовке и проведению командно-штабных учений по отработке вопросов реагирования на чрезвычайные ситуации в республике, крае, области.

Проведение учений и тренировок по гражданской обороне.

Главные усилия в оперативной подготовке сосредотачиваются на подготовке органов управления, для которых основной формой обучения являются командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.

При планировании учений и тренировок главное внимание должно уделяться отработке вопросов приведения органов управления в различные степени готовности, перевода гражданской обороны на функционирование в условиях военного времени, правильному определению мероприятий по защите населения в очагах поражения, путей и методов их реализации.

Командно-штабные учения (КШУ) являются высшей и наиболее эффективной формой оперативной (для городского и районного звена - оперативно-тактической) подготовки руководящего состава РСЧС и гражданской обороны. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. // Учебное пособие для вузов - М.: Гриф, 2009. С. 52-53.

По масштабам КШУ могут проводиться в границах:

Российской Федерации, федерального округа;

Субъекта Российской Федерации;

Муниципального образования (города, района, поселка);

Группы городских и сельских районов;

Объекта, а также с центральными аппаратами министерств и ведомств.

Учения в зависимости от числа привлекаемых на них звеньев управления могут быть одностепенными и многостепенными.

Основными целями КШУ по вопросам гражданской обороны являются:

Проверка реальности планов гражданской обороны и защиты населения;

Проверка готовности к организованному переводу гражданской обороны на функционирование в условиях военного времени;

Совершенствование готовности руководящего состава и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям к осуществлению руководства проведением всего комплекса мероприятий по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Отработка вопросов взаимодействия и всестороннего обеспечения АСДНР и т.д.

Темы, состав привлекаемых на учения органов управления, служб и сил гражданской обороны, а также конкретные сроки и продолжительность проведения КШУ определяет руководитель учения или руководитель гражданской обороны.

КШУ проводятся на картах и местности с развертыванием систем управления, связи и оповещения.

На учения в субъекте Российской Федерации, как правило, привлекаются:

Главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или их заместители, территориальные органы МЧС России, аварийно-спасательные службы, эвакоорганы данного субъекта Российской Федерации;

Руководители органов местного самоуправления, органы, осуществляющие управление гражданской обороной всех или части городов, районов, а также категорированных объектов экономики в полном составе, часть сил гражданской обороны;

Оперативные группы органов управления остальных городов, части районов и объектов экономики со средствами связи.

По решению региональных центров МЧС России на такие учения могут привлекаться спасательные воинские формирования или только командиры и штабы этих формирований, по согласованию с военным командованием -- оперативные группы других воинских частей, привлекаемых для решений задач гражданской обороны, военных комиссариатов и гарнизонов.

В ходе КШУ на фоне созданной оперативной обстановки на ряде объектов экономики могут проводиться комплексные учения и тактико- специальные или комплексные учения (тренировки) с привлекаемыми формированиями, а в некоторых случаях - комплексные районные (городские) учения с взаимодействующими районами (городами).

Командно-штабные учения во всех звеньях проводятся, как правило, с занятием пунктов управления (ПУ), а также с использованием средств связи и вычислительной техники.

Продолжительность КШУ должна обеспечивать отработку запланированных мероприятий в полном объеме.

Руководство проведением КШУ осуществляют в зависимости от их масштаба начальники региональных центров МЧС России, главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, руководители организаций.

Подготовка и проведение командно-штабных учений осуществляются в соответствии с действующими организационно-методическими документами и пособиями по данному вопросу.

Руководитель учений (как правило, руководитель гражданской обороны соответствующего уровня) назначает необходимое количество заместителей (помощников) по наиболее важным и сложным вопросам, создает штаб руководства учением и необходимый (с учетом замысла и учебных целей учения, а также состава участников) посреднический аппарат.

Подготовка командно-штабного учения начинается не менее чем за один - три месяца до его начала и включает:

Разработку плана проведения учения, организационных указаний и других организационно-методических и оперативно-тактических документов по проведению учения;

Подготовку руководства и посреднического аппарата, подготовку обучаемых;

Подготовку района проведения учения.

Основным рабочим документом по подготовке учения является календарный план, в котором перечисляются конкретные мероприятия по всем указанным этапам подготовки учения, сроки их выполнения и ответственные лица.

Подготовка руководства и посредников имеет целью обеспечить правильное понимание ими замысла учения, требований приказов, положений, уставов, наставлений и руководств, а также изучение района предстоящего учения. Подготовка района учения заключается в оборудовании пунктов управления, организации связи и комендантской службы, в подготовке имитации, реализации необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Командно-штабное учение, как правило, начинается с оповещения и сбора в местах постоянного размещения органов управления, руководящего состава по учебному сигналу. С прибытием личного состава руководитель КШУ доводит до них обстановку и ставит задачи. КШУ на местности могут начинаться в местах постоянной дислокации или исходного района (согласно замыслу учения и созданной обстановке).

Как правило, первым этапом (учебным вопросом) учений планируется приведение органов управления и привлекаемых подразделений в боевую готовность.

Тактические задания обучаемым обычно вручаются заблаговременно, с тем, чтобы они могли изучить исходную обстановку и подготовиться к учению. В отдельных случаях задания могут вручаться с началом учения или после выхода в район учения.

После доведения задач и распоряжений до обучаемых им предоставляется необходимое время на принятие решения и осуществления необходимых подготовительных мероприятий для его реализации.

Все практические мероприятия, выполняемые в ходе КШУ, должны строго учитываться и хронометрироваться, а обобщенный опыт, особенно уточненные расчеты, использоваться в исследовательских целях и для корректирования планов гражданской обороны и защиты населения.

Розыгрыш хода учения осуществляется на основе плана его проведения в соответствии с принимаемыми решениями и отдаваемыми распоряжениями обучаемым. Наращивание данных об обстановке осуществляется таким образом, чтобы она вынуждала обучаемых реагировать на ее изменение принятием новых или уточнением ранее принятых решений.

В ходе розыгрыша учения руководитель, его заместители и посредники должны постоянно находиться там, где решаются главные вопросы учения, осуществлять контроль и оценивать действия обучаемых. Главное внимание при этом уделяется слаженности в работе всех должностных лиц, их умению быстро собирать и анализировать данные обстановки, кратко докладывать выводы из нее, грамотно и быстро разрабатывать необходимые боевые документы, четко доводить задачи до подчиненных.

После завершения учения проводятся общий и частные разборы, вырабатываются конкретные мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование деятельности органов управления, сил гражданской обороны, повышение их готовности с учетом итогов и выводов проведенного учения. Емельянов В.М. Коханов В.Н. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. // Под редакцией Тарасова В.В. - М.: Академический проект, 2003 г. С. 38-40.

Штабные тренировки имеют целью обучение (или проверку подготовленности) личного состава органов управления и боевых расчетов пунктов управления практическому выполнению функциональных обязанностей и их слаживание для управления действиями сил гражданской обороны. Как правило, они должны предшествовать проведению КШУ.

На тренировках обучаемые на фоне единой обстановки под руководством старшего начальника самостоятельно выполняют определенную работу по планированию действий сил и средств в очагах поражения или управлению силами и средствами при этих действиях. При этом они тренируются в сборе и обобщении данных обстановки и ее оценке, в производстве оперативно-тактических расчетов, получают практику в разработке планирующих и информационных документов, а также в составлении необходимых справок, ведении карт, пользовании современными средствами управления, связи и документами скрытого управления.

Тренировки могут проводиться в классе (на ПУ) или на местности.

Подготовка штабной тренировки включает в себя:

Уяснение исходных данных;

Разработку необходимых для тренировки документов;

Подготовку руководителя тренировки, помощников и обучаемых;

Подготовку места проведения тренировки и средств учебно-материального обеспечения.

Исходными данными для проведения штабной тренировки являются: тема, учебные цели, учебные вопросы, состав обучаемых, время и продолжительность тренировки, место ее проведения.

Штабные тренировки могут быть совместными, в которых участвует весь состав органов управления (всех его структурных подразделений и служб) или раздельными.

На раздельных тренировках главным образом отрабатываются вопросы практического выполнения функциональных задач.

Совместная штабная тренировка, как правило, проводится на местности с использованием средств связи. Одной из главных учебных целей совместной штабной тренировки, проводимой на местности, является совершенствование полевой выучки и повышение слаженности подразделений органа управления.

Совместные штабные тренировки, проводимые на местности, в зависимости от их замысла и учебных вопросов могут начинаться на месте постоянной дислокации органа управления или после вывода его в исходный район, причем вывод обучаемых в исходный район может начаться как с объявлением, так и без объявления сбора.

Тактическое задание для ввода обучаемых в обстановку может вручаться как накануне, так и с объявлением сбора, в ходе выдвижения или после выхода в исходный район.

Обстановка и первичное решение по ней обучаемые наносят на рабочие карты и по указанию руководителя готовят свои решения и документы по организации АСДНР.

Необходимое наращивание обстановки обычно осуществляется в виде передачи устных сообщений на места с помощью средств связи, радиограмм, письменных или графических вводных и донесений.

По мере поступления и обобщения данных руководитель заслушивает доклады основных должностных лиц по выводам из оценки обстановки и их предложения.

Деятельность руководителя и обучаемых должна осуществляться в такой же последовательности и в основном в такой же обстановке, что и в реальных условиях боя.

Итоги тренировки рассматриваются и оцениваются при ее разборе.

Комплексные учения по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций проводятся в муниципальных образованиях (органах местного самоуправления) и в организациях, в процессе их прохождения отрабатывается весь комплекс вопросов (мероприятий), предусмотренных планами гражданской обороны защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными вопросами гражданской обороны, отрабатываемыми в ходе комплексных учений, являются:

Перевод органов управления и сил гражданской обороны, а также организаций на функционирование в условиях военного времени - при различных условиях начала военных действий;

Осуществление мероприятий по защите населения от современных средств поражения;

Разработка и осуществление мер по обеспечению устойчивого функционирования экономики (организаций) и объектов жизнеобеспечения населения;

Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

Обеспечение взаимодействия с органами военного управления.

Комплексные учения могут проводиться как самостоятельное учебное мероприятие города (района, организации), так и в качестве составной части командно-штабных учений гражданской обороны более высокого уровня.

Обычно комплексные учения планируются как завершающее мероприятие определенного этапа подготовки командно-начальствующего состава, органов управления, сил гражданской обороны и других категорий обучаемых по соответствующим программам, включая практические занятия и тренировки.

При проведении городских и районных комплексных учений на них привлекаются руководство и органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакоорганы, организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, другие объекты экономики и инфраструктуры, в т.ч. учебные заведения и жилищно-эксплуатационные учреждения (по решению руководителя органа местного самоуправления), силы гражданской обороны, включенные в состав городской (районной) группировки сил и средств, а также учреждения, входящие в состав сети наблюдения и лабораторного контроля, и различные категории населения. Оптимальная продолжительность учений - до двух суток.

Как правило, руководителем учения должен быть организующий его руководитель гражданской обороны. В помощь себе он назначает заместителей, помощников, создает штаб руководства учением, формирует посреднический аппарат, контролирует ход подготовки к учению в соответствии с его замыслом и утвержденными организационно- методическими указаниями по данному учению.

В зависимости от уровня подготовленности участников, целей и задач учения, запланированного объема практических мероприятий и количества привлекаемых сил гражданской обороны продолжительность периода подготовки учения составляет от двух до трех месяцев.

В ходе комплексного учения используют формы и методы подготовки, характерные для каждой из групп обучаемых, участвующих в учениях. Для руководящего и командно-начальствующего состава - это в основном методы командно-штабного учения (тренировки), для сил гражданской обороны - тактико-специальных учения, для остального состава - практические занятия и тренировки в выполнении определенных задач, соответствующих складывающейся обстановке по замыслу учения. Гражданская оборона. // - М.: Военное издательство, 1986. С. 112-115.

1.3 Разработка и корректировка планов действий

Планирование мероприятий гражданской обороны включает: оперативное планирование, в том числе разработку планов гражданской обороны и защиты населения; разработку планов мероприятий гражданской обороны в составе специальных планов экономики; разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны.

Оперативное планирование является составной частью подготовки и ведения гражданской обороны и имеет основной целью обеспечение организованного перевода системы гражданской обороны с мирного на военное время, проведения мероприятий по защите населения, его первоочередному жизнеобеспечению и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время, поддержанию в готовности систем управления, связи и оповещения, а также по созданию группировок сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения и их всестороннего обеспечения.

В обязательном порядке разрабатываются План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, планы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, планы взаимодействия региональных центров МЧС России с военным округом, региональными организациями федеральных органов исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, расположенными на территории региона, планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.

План гражданской обороны и зашиты населения представляет собой комплекс документов, в которых на основе оценки возможной обстановки детализируется решение соответствующего руководителя гражданской обороны по реализации мероприятий, действиям органов управления и сил гражданской обороны, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших оперативных задач, порядок взаимодействия, организации всех видов обеспечения и управления мероприятиями гражданской обороны.

Планы гражданской обороны и защиты населения корректируются ежегодно по состоянию на 1 января планируемого года. При существенных изменениях обстановки или структуры государственных органов управления и органов местного самоуправления переработка планов гражданской обороны и защиты населения осуществляется по отдельным указаниям соответствующих руководителей гражданской обороны.

...

Подобные документы

    Федеральный закон о гражданской обороне и его содержание. Основные понятия и система мероприятий. Структура гражданской обороны Российской Федерации. Задачи в области гражданской обороны, принципы ее организации и ведения. Руководство гражданской обороны.

    презентация , добавлен 03.09.2014

    Понятие и организационная структура гражданской обороны, ее роль и место в общей системе национальной безопасности России. Принципы ведения и основы государственной политики в сфере гражданской обороны, степени готовности ГО и порядок их оценки.

    методичка , добавлен 25.01.2010

    Порядок создания медицинской службы гражданской обороны, её место в системе здравоохранения. Задачи службы медицины катастроф Министерства здравоохранения субъекта РФ. Организация медицинской разведки и медицинского обеспечения населения в военное время.

    реферат , добавлен 03.07.2015

    Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны. Указы Президента Российской Федерации, постановления. Структура и место обороны в общей системе национальной безопасности. Нештатные формирования и учреждения спасательных служб.

    лекция , добавлен 21.03.2014

    Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона, ее структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2012

    Гражданская оборона на объектах экономики. Обязанности граждан Российской Федерации по ГО. Основные режимы функционирования системы гражданской обороны. Гражданская оборона третьего тысячелетия. Роль экономистов в разработке гражданской обороны.

    контрольная работа , добавлен 06.03.2011

    Применение в чрезвычайных ситуациях коллективных и индивидуальных средств защиты от поражающих факторов. Классификация защитных сооружений. Убежища гражданской обороны, противорадиационные укрытия. Быстровозводимые защитные сооружения, простейшие укрытия.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Медицинское обеспечение при угрозе нападения противника, развертывание средств гражданской обороны, эвакуация лечебно-профилактических учреждений. Организация медицинского обеспечения населения на эвакуационных пунктах и в очагах массового поражения.

    лекция , добавлен 25.01.2010

    Силы гражданской обороны. Особенности управления ГО. Мероприятия по предупреждению аварий и катастроф. Классификация средств индивидуальной защиты. Организация и порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты. Средства защиты органов дыхания.

    реферат , добавлен 02.11.2011

    Основные задачи, принципы организации, структура и нормативно-правовая база гражданской обороны (ГО). Характеристика выполняемых мероприятий, соответствующих степени готовности ГО. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере ГО.

Группировка сил гражданской обороны и РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это сведенные в определенную систему и развернутые (расположенные) соответствующим образом силы и средства для выполнения задач , защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Группировка сил гражданской обороны для организованного проведения в очагах поражения планируется в мирное время. Состав и построение группировки уточняется в угрожаемый период, а также после применения средств поражения в соответствии со сложившейся обстановкой, состоянием сил и средств и объемов работ в очагах поражения. В группировку сил включаются нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны городских и сельских районов, а также воинские части войск гражданской обороны. Она может состоять из первого, второго эшелона и резерва. Состав эшелонов, количество и состав смен определяется, исходя из конкретной обстановки, сложившейся в очагах поражения, а также наличия сил и средств.

Формирования для выдвижения к очагу поражения выстраиваются в походную колонну. Порядок построения колонны устанавливается в зависимости от сложившейся обстановки на маршрутах движения и участках (объектах) работ с учетом ведения работ, как правило, на своих объектах. Один из возможных вариантов построения колонны: разведка, подразделение (отряд) обеспечения движения, колонна главных сил (первый эшелон, второй эшелон), резервы, техническое замыкание. При невозможности включения по различным причинам в состав группировки сил нештатных городских и объектовых аварийно-спасательных формирований, основу группировки сил гражданской обороны составляют формирования сельских районов и воинских частей войск гражданской обороны.

Группировка сил при реагировании на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера создается по следующим принципам. В начальный период для ликвидации чрезвычайной ситуации привлекаются силы, находящиеся в постоянной готовности: дежурные подразделения местных поисково-спасательных формирований, караулы противопожарной службы, оперативные подразделения милиции, бригады скорой медицинской помощи, формирования постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти, дислоцированные на данной территории, мобильные отряды воинских частей войск гражданской обороны (по указанию региональных центров МЧС России), дежурные подразделения воинских частей Вооруженных сил, других войск по плану взаимодействия и население.

При возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций по решению МЧС России используются воинские части и подразделения войск гражданской обороны, авиация, подразделения государственной противопожарной службы МЧС России, поисково-спасательной службы МЧС России центрального подчинения, силы Всероссийской службы медицины катастроф, а также силы и средства из соседних регионов с более длительными сроками приведения в готовность. При этом состав, техническое оснащение и оперативное построение группировки сил должны соответствовать задачам по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оперативное построение группировки сил ликвидации чрезвычайных ситуаций должно позволять провести аварийно-спасательные работы в возможно короткие сроки (1-3 суток), а их эшелонирование - обеспечивать постоянное наращивание усилий до полного завершения работ.

Первый эшелон сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, включает:

  • дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов);
  • ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;
  • дежурные караулы противопожарных подразделений;
  • подразделения медицинской скорой помощи.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 мин.

Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Во второй эшелон, как правило, входят:

  • аварийно-спасательные подразделения поисково-спасательной службы и войск гражданской обороны;
  • подразделения Государственной противопожарной службы;
  • специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.);
  • ведомственные подразделения спасателей.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 3 ч.

Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других (АСДНР) неотложных работ, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

В третий эшелон могут включаться:

  • воинские части и подразделения войск гражданской обороны с тяжелой техникой;
  • соединения и воинские части Вооруженных Сил, других силовых ведомств;
  • специализированные части строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия в зону чрезвычайной ситуации - от 3 ч до нескольких суток.

Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, завершение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой, предметами первой необходимости и т.п.).

Для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях ликвидации чрезвычайных ситуаций в группировке сил предусматривается резерв сил и средств. Реагирование на чрезвычайные ситуации и их ликвидация осуществляется силами и средствами того звена , той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия выходят за пределы субъекта Российской Федерации (региона), то к аварийно-спасательным работам привлекаются силы и средства структурных подразделений МЧС России центрального подчинения, федеральных органов исполнительной власти.

6.2 Порядок создания группировки сил гражданской обороны

Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на основе решения соответствующего руководителя ГО и указаний вышестоящего руководителя ГО заблаговременно, в мирное время, планируется создание группировки сил и средств и ее возможные действия на заранее определенных участках (объектах) работ после нападения противника.

Группировка сил и средств состоит:

в субъекте Российской Федерации – из группировки сил муниципальных образований, отнесённых к группам по гражданской обороне, и муниципальных образований, имеющих на своей территории организации, отнесенные к категориям по ГО;

в муниципальном образовании – из группировки сил ГО организаций, сил ГО муниципального образования (входящих в его состав муниципальных образований) и других сил, выделяемых по планам взаимодействия;

в организации – из состава сил ГО организации, а также сил ГО муниципального образования и других сил, выделенных по решению вышестоящего органа управления ГО.

Состав и построение группировки сил и средств уточняются при угрозе нападения противника и после нанесения ударов.

Группировка сил и средств должна отвечать замыслу организации аварийно-спасательных и других неотложных работ и обеспечивать:

возможность быстрого приведения ее в готовность к выполнению задач;

своевременное выдвижение сил к очагу поражения, развертывание аварийно-спасательных и других неотложных работ в кратчайшие сроки и непрерывное их ведение до полного завершения;

наиболее полное использование имеющихся сил и средств для спасения максимального количества пораженных в кратчайшие сроки;

наращивание усилий и своевременную замену формирований и подразделений сил ГО на участках и объектах работ;

удобство управления и поддержание взаимодействия;

защиту сил и средств от современных средств поражения противника.

В целях наращивания усилий, расширения фронта аварийно-спасательных и других неотложных работ и непрерывности их ведения, а также для замены сил и средств группировка сил и средств эшелонируется и состоит из одного или двух эшелонов и резерва. Силы эшелонов разбиваются на смены. Состав эшелонов, количество и состав смен уточняются после нападения противника исходя из конкретной обстановки, сложившейся в очагах поражения.

Для обеспечения беспрепятственного продвижения сил и средств ГО к очагам поражения и участкам (объектам) аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются отряды обеспечения движения.

Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для развертывания и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах, продолжающих производственную деятельность в военное время, а также в других местах, где в момент нападения противника могли находиться люди.

В состав первого эшелона включаются спасательные воинские формирования МЧС России, подразделения федеральной противопожарной службы, государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации, силы ГО повышенной готовности муниципальных образований, отнесенных к группам по ГО, и муниципальных образований, имеющих на своей территории организации, отнесенные к категории «особой важности» по ГО, выведенные в загородную зону до проведения мероприятий по общей эвакуации населения, а также силы ГО повышенной готовности близлежащих к ним муниципальных образований.

Второй эшелон предназначен для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для замены формирований первого эшелона.

В состав второго эшелона включаются остальные силы ГО, не вошедшие в состав первого эшелона.

Резерв сил и средств предназначается для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены сил, переноса усилий сил и средств на новые участки (объекты) работ.

В первый эшелон, как правило, может включаться около 50 %, во второй - 30 % от общей численности всей группировки сил ГО, при этом около 20 % от общей численности группировки сил ГО предусматривается на резерв, который создается:

в субъекте Российской Федерации – за счет сил ГО субъекта Российской Федерации, а также сил ГО муниципальных образований, не отнесенных к группам по ГО, наиболее удаленных от территорий, отнесенных к группам по ГО;

в муниципальном образовании – за счет сил ГО муниципального образования (входящих в его состав муниципальных образований), а также сил ГО муниципальных образований, выделяемых по планам взаимодействия.

Отряды обеспечения движения создаются, как правило, по числу маршрутов, намеченных для выдвижения сил к очагу поражения. В их состав включаются разведывательные и механизированные подразделения, средства механизации, подразделения и формирования противорадиационной и противохимической защиты, противопожарные, медицинские, охраны общественного порядка и другие, в зависимости от состояния маршрутов и характера обстановки.

В первую очередь, отряды обеспечения движения формируются из подразделений спасательных воинских формирований МЧС России, при их отсутствии основу отрядов обеспечения движения составляют сводные отряды (команды) механизации работ.

Для обеспечения ввода сил водным путем создаются морские (речные) отряды обеспечения движения. В их состав включаются гидрографические и промерные суда, водолазные боты, спасательные буксиры, плавучие краны, пожарные катера и другие средства, в зависимости от местных условий и наличия сил и средств.

Для обеспечения непрерывного ведения АСДНР до полного их завершения, наращивания усилий, расширения фронта спасательных работ, а также для замены сил и средств группировки сил ГО могут состоять из одного или двух эшелонов и резерва. Количество эшелонов в группировке определяется объемом и условиями выполнения спасательных работ, наличием сил, а также особенностями их размещения в загородной зоне и возможной готовностью по времени к выполнению задач в очагах поражения с учетом возможности нанесения противником повторных ударов. Каждый эшелон может состоять из нескольких смен.

При наличии двух эшелонов первый эшелон группировки сил предназначается для немедленного, с учетом радиационной обстановки, развертывания спасательных работ и ведения их в высоком темпе. С этой целью в первый эшелон включаются наиболее мобильные, хорошо подготовленные и оснащенные современной техникой силы, способные в короткие сроки прибыть к очагу поражения и приступить к работам (подразделения МЧС, воинские части и подразделения, выделяемые военным командованием по планам взаимодействия, территориальные формирования категорированных городов, формирования объектов, продолжающих производственную деятельность в городах, близлежащих некатегорированных городах и сельских районах). Особенно тщательно определяется состав первой смены. При ее создании учитывается, что техника (бульдозеры, экскаваторы, краны и т.д.), входящая в эту смену, при необходимости оставляется на местах работ и передается расчетам очередной смены.

Второй эшелон предназначен для наращивания усилий и расширения фронта спасательных работ по мере спада уровней радиации, а также для замены подразделений и формирований первого эшелона. В состав второго эшелона включаются силы ГО городов и сельских районов, не вошедшие в состав первого эшелона, части и подразделения МО, МВД Республики Беларусь с более поздними сроками развертывания, формирования объектов, продолжающих свою деятельность в загородной зоне.

В состав резервов включаются формирования некатегорированных городов и отдельных сельских районов, воинские части и подразделения, не вошедшие в состав эшелонов, силы ГО, выделяемые соседями по планам взаимодействия.

Эшелонирование группировки сил - в первый эшелон может включаться примерно 50% личного состава, а во второй - 30%.

Силы ГО в эшелонах разбиваются на смены, состав смен определяется конкретно складывающейся обстановкой: 1-й эшелон может состоять из 2-3-х смен; 2-й эшелон - из 1-2-х смен.

Численность смен: 1-я смена (1 эшелон) - 30%; 2-я смена - 50%; 3-я смена - 20%.

Резерв области может составлять до 20% общей численности группировки сил ГО области, а резервы города, района - до - 15 - 20% общей численности соответствующей группировки.


Группировку сил ГО города (района) составляют территориальные формирования ГО общего назначения и формирования городских (районных) служб ГО, а также формирования гражданской обороны наиболее крупных объектов.

Территориальные формирования ГО общего назначения, т.е. сводные отряды (в категорированных городах) и команды в остальных городах и сельских районах, а также отряды, команды, группы механизации работ, РХЗ, спецзащиты и разведки создаются заблаговременно решением соответствующего местных исполнительных и распорядительных органов на базе предприятий и организаций независимо от форм собственности, имеющих необходимых специалистов и технические средства для организуемого формирования.

При создании формирований (или переформировании ранее созданных) особое внимание должно быть обращено на то, чтобы такое формирование при необходимости было привлечено к проведению АСДНР при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени, а в военное время сохранило свой основной состав и технику при мобилизации.

Состав территориальных формирований служб ГО (медицинской, охраны общественного порядка, связи и оповещения и др.), а также сил специализированных организаций, в том числе республиканского подчинения, привлекаемых к проведению АСДНР, определяется штатами этих формирований и организаций военного времени.

Объектовые формирования ГО предназначаются и должны использоваться, как правило, непосредственно на своих объектах. Вместе с тем с учетом изменившегося характера возможных войн, при необходимости и отсутствии прямой угрозы поражения объекта на данном этапе военных действий, эти формирования (главным образом формирования служб крупного объекта или вышестоящего начальника) могут быть привлечены для выполнения АСДНР на других объектах или проведения работ, связанных с первоочередным обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Объектовые формирования ГО включаются в состав группировки сил города (района) выборочно при разработке плана гражданской обороны или после нанесения ударов с учетом сложившейся обстановки.

В резерве НГО города (района) для решения внезапно возникающих задач целесообразно иметь формирования типа аварийно-спасательной команды повышенной готовности или сводную команду (отряд), усиленную формированиями служб ГО.

Группировка сил ГО области создается в интересах городов, отнесенных к группам по ГО, объектов особой важности и первой категории.

Необходимый состав этой группировки определяется при разработке плана ГО области с учетом прогнозируемого (возможного) характера и объема предстоящих работ по выполнению задач гражданской обороны, условий их проведения и объявляется приказом начальника ГО.

В состав группировки включаются формирования ГО повышенной готовности указанных городов, а также силы и средства ГО непосредственно подчиненные органу управления ГСЧС и ГО и начальникам служб ГО данной области. Группировка в установленном порядке может быть усилена дислоцирующимися на территории области подразделениями (формированиями) МЧС, передаваемых в военное время в оперативное подчинение начальнику ГО, а также силами и средствами организаций республиканского подчинения, привлекаемых к проведению АСДНР в очагах поражения.

Включенные в состав группировки формирования ГО повышенной готовности городов, отнесенных к группам по ГО, как правило, предназначаются для выполнения АСДНР на объектах своего города, но при необходимости, в заранее согласованном порядке с соответствующими начальника ГО городов, могут быть привлечены к работам по выполнению задач ГО в других городах и населенных пунктах данной области.

В состав резерва начальника ГО области включаются по одному сводному отряду (команде) основных служб ГО, областная аварийно-спасательная служба (при ее наличии).

Потребность в силах и средствах ГО может значительно увеличиться при возникновении вторичных факторов поражения и других усложняющих условий, таких как непреднамеренное разрушение радиационно-опасных объектов и крупных хранилищ СДЯВ, а также железнодорожных составов с опасными веществами при ударах по крупным железнодорожным узлам. Значительно может увеличиться и потребность в силах и средствах для проведения работ по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения.

В современных войнах с применением обычных средств поражения силы и средства подразделений и формирований МЧС в зависимости от создавшейся обстановки могут использоваться при проведении АСДНР как в первом, так и во втором эшелоне общей группировки сил ГО области, а частью сил находиться в резерве начальника ГО.

Создание группировки сил для действий в условиях внезапного нападения имеет свои особенности, которые учитываются органами управления МЧС при разработке планов ГО. Эти особенности характеризуются тем, что при увеличении объема АСДНР и случае внезапного нападения противника уменьшаются возможности по созданию нужной группировки сил. В нее могут не войти частично или полностью территориальные, объектовые формирования, формирования служб ГО, которые в момент удара противника находились в категорированных городах и понесли потери.

Определяя группировку сил для проведения АСДНР при внезапном нападении, органы управления МЧС тщательно планируют ее эшелонирование. Основу первого эшелона в этих условиях могут составить силы, которые постоянно находятся в загородной зоне: специальные формирования МЧС, воинские части и подразделения выделенные военным командованием по планам взаимодействия, формирования повышенной готовности сельских районов и некатегорированных городов.

Особая роль при этом отводится формированиям сельских районов и некатегорированных городов. При внезапном нападении противника они могут стать основными силами для проведения АСДНР в городах, отнесенных к группам по ГО. Органы управления МЧС детально планируют порядок приведения этих сил ГО в готовность, определяют порядок их оповещения и сбора, маршрут выхода в исходные районы, порядок материального и других видов обеспечения, а также оборудования исходных районов.

Если при создании группировки сил на случай внезапного нападения противника предусматривается создание второго эшелона, то в его состав могут включаться формирования ГО сельских районов и некатегорированных городов, более удаленных от объектов работ, воинские части и подразделения МО с более поздними сроками развертывания, силы ГО, сохранившиеся в категорированных городах после ударов противника, формирования городом и объектов, не подвергшихся ударам.

Эшелонирование сил при внезапном нападении противника зависит прежде всего от соотношения в области населения категорированиых городов и сельских районов. В том случае, если жители некатегорированных городов, сел и поселком составляют большую часть населения, группировка сил создается из двух эшелонов и резервов. Если большинство населения проживает в категорированных городах, то она может состоять, из одного эшелона. В этом случае состав смен должен быть более мощным, а резерв - более сильным.

В состав резерва в зависимости от обстановки и возможностей могут входить специальные формирования МЧС, сводные отряды и команды, формирования служб ГО сельских районов и некатегорированных городов.

Для удобства организации работ и управления силами ГО территория очага поражения или зоны затопления исходя из особенностей местности, планировки, характера застройки, а также с учетом транспортных возможностей делится на участки, выделяемые определенным силам ГО для проведения АСДНР. Участком аварийно-спасательных и других неотложных работ в городе обычно будет микрорайон или его часть. На участке, в свою очередь, может быть несколько объектов АСДНР.

Командиры формирований сельских районов и некатегорированных городов, командиры специальных формирований МЧС заблаговременно, еще в мирное время, должны изучить и знать характер застройки участков и объектов работ, их особенности, маршруты выдвижения к ним, места нахождения убежищ и укрытий, сети коммунально-энергетического хозяйства и удобные подходы к ним. Они должны также отработать соответствующие документы (план объекта, схемы маршрутов ввода сил и др.), облегчающие организацию проведения АСДНР при внезапном нападении противника.

При организации АСДНР предусматриваются мероприятия по приведению сил ГО в готовность к выполнению возлагаемых на них задач: доукомплектование личным составом формирований, дооснащение их техникой и имуществом; назначение формированиям и специальным формированиям МЧС районов расположения (исходных районов) в загородной зоне.

Доукомплектование и дооснащение формирований организуется в местах (пунктах) сбора на объектах экономики без нарушения их производственной деятельности в сроки: для формирований повышенной готовности - до 6 - 8 часов, для остальных формирований - не более 24 часов. Часть формирований повышенной готовности категорированных городов после этого по специальному распоряжению (сигналу) начальника ГО могут быть выведены в загородную зону, где будут использованы для подготовки укрытий для формирований и населения. В таком же порядке (по сигналу) формирования повышенной готовности сельских районов могут выводиться в исходный район группировки сил ГО города (городского района), для которого они предназначены. Личный состав остальных формирований категорированных городов будет продолжать работу на своих объектах. С началом рассредоточения и эвакуации населения эти формирования будут выводиться в составе рабочих смен в районы расположения за пределами зон возможных разрушений вокруг категорированных городов.

сведённые в определённую систему и развёрнутые соответствующим образом соединения, воинские части, подразделения войск гражданской обороны, а также формирования гражданских организаций гражданской обороны и др. силы, привлекаемые в установленном порядке для проведения аварийно-спасательных и др. неотложных работ, для ликвидации последствий применения противником современных средств поражения в ходе войны.


  • - соединения, части и подразделения, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и др. неотложных аварийно-восстановительных и др. работ при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных...
  • - традиционно отмечаемый профессиональный праздник Гражданской обороны в связи с утверждением 4 октября 1932 г. постановления Совета народных комиссаров СССР о создании Местной противовоздушной обороны,...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - здания, сооружения и технические средства пунктов управления, средства централизованного оповещения населения, защитные сооружения, табельные средства индивидуальной защиты, технические и др. средства,...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - образовательные учреждения повышения квалификации, создающиеся в районах и городах в дополнение к учебно-методическим центрам по гражданской обороне в целях подготовки и повышения квалификации должностных лиц и...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - специальные заблаговременные и оперативные мероприятия, направленные на защиту населения и снижение возможных потерь и разрушений объектов экономики, подготовку их к устойчивому функционированию в военное...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - должностное лицо, осуществляющее руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований, в организациях, независимо от форм собственности...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - одна из важнейших функций государства, составная часть обеспечения его безопасности и оборонного строительства в целом...
  • - государственная военная организация, составляющая основу сил ГО РФ и предназначенная для защиты населения, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - сведённые в определённую систему и развёрнутые соответствующим образом соединения, воинские части, подразделения войск гражданской обороны, а также формирования гражданских организаций гражданской обороны...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - материально-технические, продовольственные, медицинские и иные средства, создаваемые и используемые в целях гражданской обороны...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - образовательные учреждения повышения квалификации, создающиеся в районах и городах в дополнение к учебно-методическим центрам по гражданской обороне в целях подготовки и повышения квалификации должностных...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - специальные заблаговременные и оперативные действия, направленные на защиту населения, материальных и культурных ценностей, снижение возможных потерь от опасностей, возникающих при ведении военных действий...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - должностное лицо, осуществляющее руководство гражданской обороной в федеральном органе исполнительной власти, на территории субъекта РФ, на территории муниципального образования или в организации...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - "......

    Официальная терминология

  • - территория одного - двух городских и нескольких сельских районов, на которой размещаются силы и средства гражданской обороны, предназначенные для проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных...

    Большой медицинский словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

"Группировка сил Гражданской Обороны" в книгах

Из книги ГРУ в годы великой отечественной войны. Герои невидимого фронта автора Никольский Виталий

ГЛАВА 25. Некоторые вопросы гражданской обороны Швеции

Из книги ГРУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ГЕРОИ НЕВИДИМОГО ФРОНТА автора Никольский Виталий

ГЛАВА 25. Некоторые вопросы гражданской обороны Швеции В предвидении ракетно-ядерной войны шведское правительство и военное руководство в начале семидесятых годов проверяли на практических учениях и в теоретических исследованиях эффективность двух направлений в

из статьи: ТРУДЫ И ДНИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Из книги Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) автора Дягилева Яна Станиславовна

из статьи: ТРУДЫ И ДНИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Предполагается, что в начале 1995 года должна быть официально зарегистрирована фирма «ГрОб-Records», которая начинает самостоятельно выпускать и аудиопродукцию. Планируются к выпуску: новый, более полный, вариант Третьей Столицы

Организация гражданской обороны

автора Румпф Ганс

Организация гражданской обороны Данная организация была создана после принятия в 1935 г. закона об обороне от воздушного нападения с целью обеспечить защиту городского населения. Структура организации была заранее тщательно продумана, в ее распоряжение были

Проблемы гражданской обороны

Из книги Огненный шторм. Стратегические бомбардировки Германии. 1941-1945 автора Румпф Ганс

Проблемы гражданской обороны Идея создания гражданской обороны естественным образом возникла в период между двумя мировыми войнами перед лицом нарастающей угрозы нанесения противником ударов с воздуха. Правительства всех европейских стран уделяли этому вопросу

«Объекты гражданской обороны»

Из книги Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах автора Гречко Матвей

«Объекты гражданской обороны» Конечно, бункеры строили не только для Верховного главнокомандующего. Необходимо было обеспечить безопасную работу многих учреждений. В проекте второй очереди значилась станция «Советская». Ее должны были построить под тогдашней

Организация гражданской обороны среди населения

Из книги Белоэмигранты на военной службе в Китае автора Балмасов Сергей Станиславович

Организация гражданской обороны среди населения В 1937 г., когда возникла угроза войны с СССР, японцы организовали систему самоохраны из попавших под их власть народов. В нее зачислялось все мужское население от 18 до 40 лет, нередко людей целыми неделями отрывали от работы,

3.4.2. Действия населения по сигналам гражданской обороны

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

3.4.2. Действия населения по сигналам гражданской обороны Для оповещения населения и объектов народного хозяйства об угрозе применения или о применении противником оружия массового поражения, а также об угрозе катастрофического затопления установлены единые для всей

Защитные сооружения гражданской обороны

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 20. 7. Нарушение правил гражданской обороны Нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 20.7. Нарушение правил гражданской обороны Нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой

47. История создания гражданской обороны, ее предназначение и основные задачи по защите населения

автора Алексеев Виктор Сергеевич

47. История создания гражданской обороны, ее предназначение и основные задачи по защите населения В Советском Союзе фундамент гражданской обороны – до 1961 г. она именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) – начал закладываться в первые же годы установления

48. Организация гражданской обороны на промышленном объекте

Из книги Безопасность жизнедеятельности автора Алексеев Виктор Сергеевич

48. Организация гражданской обороны на промышленном объекте Гражданская оборона на промышленном объекте(в дальнейшем – на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи от него, от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного

1.2. Состояние обороны Орловского плацдарма германской армии, группировка германских войск на плацдарме и планы германского командования по его обороне

Из книги Курская битва. Наступление. Операция «Кутузов». Операция «Полководец Румянцев». Июль-август 1943 автора Букейханов Петр Евгеньевич

1.2. Состояние обороны Орловского плацдарма германской армии, группировка германских войск на плацдарме и планы германского командования по его обороне С августа 1942 года германское командование принимало все меры, чтобы превратить Орловский плацдарм в мощный