Какая правовая система в россии. Система права российской федерации

Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права:

1)конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п. Основным источником конституционного права Российской Федерации является Конституция РФ;

2) административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающие­ся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления). Важнейший источник административного права - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

3) гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Для гражданского права характерен метод юридического равенства сторон, наделяющий участников гражданских правоотно­шений равными правами по отношению к друг другу. Отношения в сфере гражданского права регулируются Гражданским кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством;

4) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. В основе семейного права Российской Федерации лежит Семейный кодекс РФ;

5) трудовое право - совокупность правовых норм, опреде­ляющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п. правового регулирования. Основным нормативно-правовым актом трудового права является Трудовой кодекс РФ;

6) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений. Финансово-правовые отношения регулируются при помощи метода властных предписаний. Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, Законе о государственном бюджете, Налоговом кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах;

7) уголовное право - совокупность юридических норм установленных высшими органами государственной власти, опре­деляющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. Источником уголовного права является Уголов­ный кодекс РФ.

Современный период развития российской системы права характеризуется тем, что наряду с перечисленными выше тради­ционными отраслями права наблюдается активный процесс формирования и развития новых отраслей, таких как экологическое право, торговое право, право социального обеспечения, банковское право, предпринимательское право и др.



Все указанные выше отрасли относятся к отраслям материального права, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуального права, содержащим правила применения государственными органами и должностными лица­ми норм материального права, являются:

1)гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмот­рением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата. Гражданско-процессуальное право регулирует общественные отношения. Это означает, что инициатива возникновения гражданских дел при­надлежит заинтересованным лицам, а не суду, но в течение процесса эти лица могут совершать только такие действия, которые разрешены нормами процессуального права. Отношения в сфере граждан­ского судопроизводства регулируются Гражданско-процессуаль­ным и Арбитражным кодексами;

2)уголовно-процессуальное право - совокупность юри­дических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел. Основным источником права данной отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Источниками международного права служат международные договоры, соглашения, конвенции, заключаемые между государствами, а также уставы международных организаций.

Словарь

Дифференциация - (фр. differentiation, лат. differentia -разность, различие), разделение целого на различные части.

Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Подсистема - совокупность группы элементов в системе.

Соучастие - умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

Система - комплекс взаимодействующих элементов.

1. Перечислите основные отрасли, составляющие систему российского права.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В чем отличие материального права от процессуального?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 1.5. ПРАВООТНОШЕНИЕ

Студент должен знать:

· понятие правоотношения;

· структурные элементы правоотношения;

· понятие юридического факта;

· виды юридических фактов;

· понятие правоспособности;

· понятие дееспособности;

· виды дееспособности граждан.

В течение своей жизни люди вступают друг с другом в разнообразные общественные отношения. Многие из этих отношений регулируются нормами права и потому называются правовыми отношениями, или правоотношениями.

Понятие и признаки правоотношения

Правоотношение - это возникающее на основе норм права и урегулированное ими общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных юридических прав и юридических обязанностей, гарантированных государством.

Правоотношение характеризуется рядом следующих признаков:

1) правоотношение есть общественное отношение, т. е. такое отношение, которое возникает в обществе между людьми. Не может быть правового отношения между человеком и животным, человеком и вещью. Правоотношение может возникнуть только по поводу этих объектов;

2) правоотношение - это общественное отношение, которое возникает на основе норм права и регулируется ими. Правовая норма устанавливает условия и юридическое содержание правоотношения. Без норм права нети правоотношений;

3) правоотношение представляет собой связь субъектов права взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у них в соответствии с требованиями норм права;

4) правоотношение имеет сознательно-волевой характер. С одной стороны, оно возникает на основе норм права, в которых закрепляется воля государства. С другой стороны, значительная часть правовых отношений возникает, изменяется и прекращается по воле самих субъектов права;

5) правоотношение представляет собой средство конкрети­зации правовых норм применительно к определенным лицам -участникам правоотношения;

6) правоотношение гарантируется государством и в необхо­димых случаях охраняется его принудительной силой;

Основания возникновения правоотношений

Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от определенных жизненных обстоятельств. Такие обстоятельства принято называть юридическими фактами.

Юридический факт - это конкретное жизненное обстоя­тельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юридическими такие факты называют потому, что они влекут за собой конкретные правовые последствия (например, смерть гражданина влечет за собой возникновение гражданских правоотношений, связанных с открытием наследства).

Все юридические факты подразделяются на события и действия.

События - это такие фактические жизненные обстоятельства, наступление которых в качестве юридических фактов не зависит от воли субъектов правоотношений (например, достижение какого-либо возраста, стихийное бедствие и т. п.). События бывают:

1) по длительности: моментальные (происшествия) и длящиеся (процессы);

2) по повторяемости: разовые и периодические;

3) по характеру последствий: обратимые и необратимые.

Действия - это такие жизненные обстоятельства, которые признаются юридическими фактами и являются результатом сознательно-волевого поведения субъектов правоотношений (например, заключение договора).

В свою очередь действия разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерными называют действия, которые соответствуют предписаниям норм права, а неправомерными -действия, которые нарушают требования правовых норм.

Среди правомерных действий различают юридические акты и юридические поступки. Юридические акты - это правомерные волевые действия, совершаемые субъектом права для достиже­ния конкретных юридических последствий (например, заключение сделки, издание государственным органом нормативно-правово­го акта и т. п.). Юридические поступки - это правомерные дей­ствия, с которыми нормы права связывают наступление юридичес­ких последствий независимо от того, имел или не имел в качестве цели эти последствия субъект права (например, создание литератур­ного произведение влечет за собой наступление юридических последствий, предусмотренных авторским правом, независимо от желания автора).


Часто для возникновения какого-либо правоотношения тре­буется наличие не одного юридического факта, а нескольких, т. е. фактического состава. Фактическим (юридическим) сост­вом называется совокупность нескольких юридических фактов, порождающих конкретные правовые последствия. Например, по российскому законодательству, право собственности у наслед­ника, наследующего по завещанию, может возникнуть только при наличии трех юридических фактов:

а) наличия завещания;

б) открытия наследства, т. е. смерти наследодателя;

в) принятия наследства самим наследником (он может от не-
го и отказаться)

В число элементов фактических составов часто входит особый юридический факт - сроки. Важность сроков обусловлена тем, что многие общественные явления и процессы имеют вре­менную протяженность. Особенность срока как юридического факта состоит в том, что он порождает юридические последствия только как элемент фактического состава, то есть в совокупности с другими юридическими фактами. Сам по себе срок не влечет правовых последствий. Он может характеризоваться начальным и конечным моментом и измеряться во времени (год, месяц, день и т. д.) либо выступать в виде определенного события (например, достижение совершеннолетия).

Кроме реальных юридических фактов выделяют и такие жизненные ситуации, которые имеют вероятностный характер, т. е. могут наступить с той или иной степенью вероятности. К ним отно­сятся презумпции и фикции.

Юридические презумпции (лат. praesumptio - предположение, основанное на вероятности) представляют собой предполо­жения о наличии обстоятельств, имеющих силу юридических фак­тов. Необходимость использования презумпций в юридической прак­тике вызвана трудностью либо невозможностью доказать наличие обстоятельств, от которых зависит существование правоотношений. В основе же презумпций лежит многовековой опыт общественных отношений, многократно проверенное практикой знание о том, что презюмируемое положение - наиболее типичный, вероятный при данных условиях факт.

Самой древней юридической презумпцией является презумпция знания права и закона - «ignorantia legis neminem excusat» -«незнание закона никого не извиняет» (в современном праве -«незнание закона не освобождает от ответственности»). Без такого юридического предположения было бы невозможно применить никакую правовую норму. Самой же важной презумпцией является презумпция невиновности в уголовном процессе, согласно которой обвиняемый в совершении преступления не считается виновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу при­говором суда.

К таким же явлениям правовой действительности, которые, не являясь юридическим фактом, тем. не менее могут порождать юридические последствия, относятся и правовые фикции. В точном переводе с латыни fictio означает «выдумка, вымысел». Видный германский правовед Рудольф фон Иеринг образно называл право­вые фикции «юридической ложью, освященной необходимостью». Правовая фикция - это несуществующее положение, которое, тем не менее, признается правом, существующим и имеющим юри­дическое значение. Фикции относятся к особым средствам, которые используются для обеспечения формальной определенности пра­ва, упрощают правовые отношения и способствуют принятию ре­шений в соответствии с принципами справедливости. Примером юридической фикции в российском законодательстве может служить принятое в наследственном праве предположение о том, что зачатый ребенок является родившимся ребенком. Данная фикция необходи­ма для того, чтобы защитить права неродившегося ребенка при разделе наследства.

Таким образом, основанием возникновения правоотношений являются: во-первых, нормы права и, во-вторых, юридические факты.

Всякое правоотношение имеет свою структуру. Оно состоит из трех элементов: субъекта правоотношения, объекта правоотношения и содержания правоотношения

Введение

Вопрос о системе права - это вопрос о том, как право организовано изнутри, из каких элементов и подсистем оно состоит.

Системой права называется внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты.

Система права характеризуется следующими чертами:

1) единством, согласованностью и непротиворечивостью составляющих его норм. Все нормы права, из которых складывается его система, тесно связаны между собой и представляют части единого целого, взаимодействующие друг с другом;

2)Объективность означает, что система права не сконструирована юристами произвольно, а обусловлена закономерностями общественной жизни и теми реально существующими отношениями, которые она регулирует;

3)Иерархичностью построения составляющих ее правовых норм. В системе права есть нормы высшей юридической силы и подчиненные им нормы, обладающие меньшей юридической силой. Иерархия норм системы права строится в соответствии с иерархией государственных органов - субъектов правотворчества.

В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй - правовые институты, третий (высший) - отрасли права. Первичным, исходным элементом системы права являются правовые нормы. Они объединяются в правовые институты и в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистем единой системы права.

Отраслью права называется совокуп-отрасль права ность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

Подразделение права на отрасли обусловлено тем, что общественные отношения весьма разнообразны, и соответственно юридические нормы, входящие в систему права, как бы «специализируются» в регулировании какого-либо вида общественных отношений. По этой причине они относительно обособляются друг от друга.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права, а под методом правового регулирования - способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет конкретной отрасли права. В методе правового регулирования отражается степень самостоятельности субъектов права при возникновении у них прав и обязанностей (равенство сторон или же отношения власти - подчинения).

Институт права

Институтом права называется обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. В отличие от отрасли права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Например, в конституционном праве важнейшим институтом является институт прав и свобод человека и гражданина, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха и др., в гражданском праве выделяется институт собственности, в уголовном праве - институт соучастия и др.

Систему права следует отличать и от системы законодательства. Под системой понимается совокупность источников права (законов и подзаконных актов) в их взаимосвязи. Система права и система законодательства хотя и тесно связаны между собой, но все-таки это две разные системы. Как уже указывалось выше, система права характеризует внутреннее строение права, его структуру и элементы, система законодательства - виды и строение носителей правовой информации, внешние формы выражения права. Структура системы права обуславливается объективно существующими в обществе отношениями, структура системы законодательства является результатом специальной деятельности правотворческих органов. Элементами системы права являются правовые нормы, правовые институты и отрасли права, элементами системы законодательства -нормативно-правовые и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи и т. п.), а также отрасли законодательства. Некоторые из отраслей законодательства совпадают с отраслями права (например, земельное, семейное, уголовное), другие включают в себя нормы нескольких отраслей права (например, хозяйственное законодательство сочетает в себе нормы административного, гражданского и некоторых иных отраслей права).

Современная система российского права

Система включает в себя в качестве подсистем российского права следующие отрасли права:

1) Конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п. В конституционном праве доминирует императивный метод правового регулирования, который в качестве основного юридического средства использует властное предписание субъекту права делать то, что установлено правовыми нормами, не допуская каких-либо отступлений. Основным источником конституционного права российской федерации является конституция РФ;

2) Административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления). В административном праве преобладает метод прямого распорядительства (или властного предписания), при котором отношения между субъектами права строятся на подчинении одного участника правоотношения другому. Важнейший источник административного права - кодекс российской федерации об административных правонарушениях;

3) Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Для гражданского права характерен метод юридического равенства сторон, наделяющий участников гражданских правоотношений равными правами по отношению к друг другу. Отношения в сфере гражданского права регулируются гражданским кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством;

4) Семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. Семейно-правовой метод является императивно-дозволительным; дозволительность проявляется в том, что в семейном праве преобладают управомочивающие нормы, наделяющие участников правоотношений определенными правами, однако содержание этих прав определяется императивно (т. е. однозначно). В основе семейного права российской федерации лежит семейный кодекс РФ;

5) Трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п. Особенностью трудового права является сочетание договорного, рекомендательного и императивного методов правового регулирования. Основным нормативно-правовым актом трудового права является трудовой кодекс РФ;

6)Финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений. Финансово-правовые отношения регулируются при помощи метода властных предписаний. Нормы финансового права содержатся в конституции рф, законе о государственном бюджете, налоговом кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах;

7) Уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, опре­деляющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. В уголовном праве используется императивный метод правового регулирования. Источником уголовного права является уголовный кодекс РФ.

8) Налоговое право - отрасль российского права, регулирующая властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Современный период развития российской системы права характеризуется тем, что наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права наблюдается активный процесс формирования и развития новых отраслей, таких как экологическое право, торговое право, право социального обеспечения, банковское право, предпринимательское право и др.

Все указанные выше отрасли относятся к отраслям материального права, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуального права, содержащим правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:

1) Гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата. Гражданско-процессуальное право регулирует общественные отношения методом диспозитивно-разрешительным. Это означает, что инициатива возникновения гражданских дел принадлежит заинтересованным лицам, а не суду, но в течение процесса эти лица могут совершать только такие действия, которые разрешены нормами процессуального права. Отношения в сфере гражданского судопроизводства регулируются гражданско-процессуальным и арбитражным кодексами;

2) Уголовно-процессуальное право - совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел. Основным источником права данной отрасли является уголовно-процессуальный кодекс рф.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Источниками международного права служат международные договоры, соглашения, конвенции, заключаемые между государствами, а также уставы международных организаций.

Правовой нигилизм

Правовой нигилизм - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.

В своём выступлении на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом» Д.А. Медведев указывает: «Я неоднократно высказывался об истоках правового нигилизма в нашей стране, который продолжает оставаться характерной чертой нашего общества. Мы должны исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек, которым наши граждане следуют в своей повседневной деятельности»

Заключение

Реформирование системы права России, обеспечение развития в ней позитивных тенденций и процессов на сегодняшний день вышло на качественно новый уровень повышения эффективности всех составляющих ее компонентов. Существенное обновление ключевых нормативно-правовых актов, всех уровней, все еще происходящее на данном этапе развития российской правовой системы, должно строиться на принципе учета как можно большего количества разнообразных мнений, достижения согласованности интересов различных социальных групп, должна быть обеспечена максимальная гибкость принимаемых норм к тем жизненным ситуациям, которые они призваны регулировать. их использования. Таким образом, анализ системы налогообложения представляется... . Объектом исследования служит система налогообложения РФ . Цель курсовой работы... принятыми в соответствии с НК РФ . Действие регионального законодательства, в...

  • Система казначейства РФ структура, задачи и функции

    Реферат >> Финансы

    По финансам и кредиту На тему: «Система казначейства РФ : структура, задачи и функции» Выполнил... и количестве лиц, имеющих на это право . Совместно с уполномоченными банками, территориальные органы...

  • Система права . Отрасли права

    Доклад >> Право, юриспруденция

    Вариант 1 Система права . Отрасли права . Методы правового... регулирования - императивный. Источники конституционного права в РФ : - Конституция России, - федеральные... - императивный. Основные источники финансового права в РФ : Федеральный закон о бюджете (...

  • Система права (9)

    Реферат >> Государство и право

    Теория государства и права» и др. 1. Понятие и элементы системы права Система права – объективное, обусловленное системой общественных отношений, ... Основной источник трудового права – Трудовой кодекс РФ , 7. В праве социального обеспечения регламентируется...

  • Библиографическое описание:

    Нестерова И.А. Система права в РФ [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

    В современной правовой науке сложилось различное применение понятия или самого термина "система" к характеристике наиболее общих категорий позитивного права. Изучение понятия и методов функционирования системы права в РФ необходимо для адекватного понимания насущных проблем в современном праве.

    Понятие системы права в РФ

    Является спорным понятием в рамках теории государства и права. Будучи широко используемым в научных трудах, это понятие имеет ряд довольно таки спорных определений. В настоящее время, по-прежнему, ведутся споры о сущности и структуре данного понятия./p>

    - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи на национальном уровне. В эту совокупность также входят международно-правовые аспекты, правовая культура и правоприменительная практика в РФ.

    Таким образом, право системно. Оно представляет собой не хаотичную совокупность правовых норм, а целостное единство, т.е систему права. Это единство обеспечивается согласованными взаимодействиями норм права и образуемыми ими общностями: правовыми институтами и отраслями права.

    Складывается объективно и не является результатом произвольного усмотрения государства, а выступает отражением реально складывающихся общественных отношений. Во всей совокупности общественных отношений, регулируемых правом, можно выделить группы однородных отношений, которые возникают в определенной области общественной жизни и имеют между собой внутреннее (содержательное) сходство. Например, вступление в брак однородно с усыновлением ребенка и взысканием алиментов, поскольку все эти действия осуществляются в сфере семейных отношений, а выборы президента гражданами страны по своей сути не отличаются от выборов в другие органы государственной власти, так как направлены на реализацию гражданами политической власти. Группа однородных общественных отношений регулируется нормами права, которые объединяются в отрасль права.

    В настоящее время очень актуальны проблемы теории и практики в отношении действующей в РФ системы права. Это связано, в первую очередь, с тем, что структура и основные отрасли права РФ находятся в процессе динамичного развития. Необходимо изучение объективных оснований и принципов развития системы права, особенно с учетом российских реалий.

    Структура системы права в РФ

    К структурным элементам системы права в РФ относится понятие "отрасль права".

    Отрасль права представляет собой группу правовых норм, регулирующих определенный род общественных отношений.

    Каждая отрасль права состоит из правовых институтов.

    Правовой институт - это группа правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений. Правовые институты регулируют относительно самостоятельные однородные общественные отношения и поэтому обладают определенной автономией. Например, в конституционном праве имеются институты основных прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства и другие, в уголовном – институты соучастия в преступлении, уголовной ответственности несовершеннолетних и т.п.

    Предмет и метод правового регулирования

    В юридической практике нередко возникает вопрос: "Какой отраслью права регулируется интересующее отношение?" Для того чтобы на него ответить, следует знать критерии, по которым различаются отрасли права. Такими критериями являются предмет и метод правового регулирования.

    Под предметом правового регулирования понимается совокупность однородных общественных отношений, подлежащих правовому регулированию.

    Предмет правового регулирования является основным (объективным) критерием разграничения права на отрасли. Именно он обусловливает необходимость выделения той или иной отрасли права.

    Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и средств воздействия права на общественные отношения.

    Метод правового регулирования относится к дополнительному (субъективному) критерию. Он зависит от предмета правового регулирования и воли законодателя. К основным методам правового регулирования относятся императивный и диспозитивный, а к вспомогательным – поощрительный и рекомендательный.

    • Императивный метод - это метод властных предписаний, основанный на обязываниях и запретах. Он используется в уголовном, административном и некоторых других отраслях права.
    • Диспозитивный метод - это метод равенства и автономии воли субъектов права. Он дает участникам правоотношений возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Диспозитивный метод используется в основном в гражданском праве.
    • Метод поощрения свойственен трудовому праву, где для выполнения трудовых обязанностей и повышения квалификации используется стимулирование работников.
    • Метод рекомендаций нередко применяется в аграрном праве для управления сельскохозяйственными организациями.

    Указанные методы при всем своем разнообразии и относительной самостоятельности тесно связаны между собой и используются в сочетании друг с другом, образуя систему права в РФ .

    Выделяют несколько видов отраслей, составляющих основу системы права Российской Федерации: базовые, профилирующие, специальные и комплексные. Профилирующие, базовые отрасли охватывают основные правовые режимы. Базовая отрасль всей системы права РФ - конституционное право. К профилирующим материальным отраслям относится гражданское, административное и уголовное право и соответствующие им три процессуальные отрасли. Именно здесь, в этой группе сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.

    Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества - это трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, торговое, право, право прокурорского надзора, морское право.

    Конституционное право - это первая и ведущая отрасль, определяемая совокупностью юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее ведения входят, например, такие вопросы как формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности; политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-территориальное деление, избирательная система, правовое положение граждан, их права, свободы, обязанности, общественный строй. Это и является предметом Конституционного права. Методом же выступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие. Матузов Н.И., Малько А.В. Указ соч. С.406-407. Главным нормативным актом данной отрасли является Конституция (Основной Закон) государства, выступающая основополагающей базой для всего текущего правотворчества. Связь между конституционным правом и другими отраслями нельзя сводить только к его ведущему положению в правовой системе России. В свою очередь, нормы других отраслей конкретизируют правила поведения, установленные нормами конституционного права.

    Гражданское право как отрасль права - это система правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нормального развития экономических отношений в обществе.

    Предмет гражданского права включает в себя имущественные отношения (в основном, это рыночные отношения, предполагающие товарно-денежный обмен), личные неимущественные отношения, и личные неимущественные отношения, например, защита чести, достоинства и деловой репутации), связанные с имущественными (например, возникшие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства, и последующего получение вознаграждения за авторство)

    Важной особенностью гражданского права является субъектный состав: гражданское правоотношение возникает между равноправными и независимыми друг от друга субъектами. Если перед нами имущественные отношения, основанные на власти и подчинении, то они не относятся к предмету гражданского права и регулируются другими отраслями права (административным, финансовым и др.).

    Основной нормативный акт - Гражданский кодекс РФ. Некоторые подотрасли тоже кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железных дорог). Главный метод регулирования - диспозитивный. В условиях становления рыночных отношений роль гражданского права возрастает.

    Семейное право - это совокупность правовых норм, регулирующих личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами в силу заключения брака, состояния в браке или его прекращения, а также в связи с рождением детей и их воспитанием, родством, усыновлением, опекой и попечительством над несовершеннолетними. Из данного определения вытекает, что семейное право регулирует отношения между гражданами, являющимися членами одной семьи либо состоящими в близких родственных отношениях, либо между другими лицами, проживающими в одной семье. Основной нормативный акт - Семейный кодекс РФ. Ведущие методы - равенство сторон и диспозитивный.

    Трудовое право регулирует трудовые отношения всех лиц, работающих по трудовому договору (контракту), включая тех, которые связаны отношениями членства и собственности. Предметом трудового права являются индивидуальные и коллективные общественные отношения, возникающие при применении труда рабочих и служащих в процессе производственной деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также некоторые другие, связанные с ними отношения. Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации и профсоюзы. Важнейший источник трудового права - Конституция РФ и конституции субъектов федерации. Ведущим общефедеральным трудовым законом является Трудовой кодекс РФ. Метод регулирования - поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.

    Уголовное право представляет собой самостоятельную отрасль права, т. е. совокупность уголовно-правовых норм как общеобязательных правил поведения, установленных государством, адресованных неопределенному кругу лиц, рассчитанных на неоднократное применение и обеспечиваемых в случае необходимости принудительной силой государства.

    Вопрос о предмете уголовно-правового регулирования является дискуссионным. Ряд российских авторов высказали мнение о том, что уголовное право не имеет собственного предмета правового регулирования (А.А. Пионтковский, В.Г. Смирнов), а лишь охраняет те отношения (семейные, трудовые, гражданско-правовые и прочие), которые регулируются другими отраслями права. Другие авторы (Н.С. Таганцев, Н.Д. Дурманов, А.В. Наумов) полагают, что уголовное право регулирует такие общественные отношения, которые не составляют предмет регулирования ни одной из других отраслей права. Общая теория права и государства./ Под ред. В. Лазарева - М., 1994. С.36. В подтверждение этой точки зрения обычно приводят пример с регламентацией уголовной ответственности за посягательства на личность, государственные интересы и т. п. Запрет таких действий, как шпионаж, захват заложника, бандитизм, изнасилование является сугубо уголовно-правовым и не содержится в других отраслях права.

    Мы разделяем вторую точку зрения и определяем предмет уголовного права как общественные отношения, во-первых, направленные на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, во-вторых, связанные с освобождением от уголовной ответственности и наказания и, в-третьих, связанные с профилактической и стимулирующей функцией уголовного закона. Метод уголовно-правового регулирования - императивно-запретительный. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс РФ.

    Уголовно-исполнительное право устанавливает порядок исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных в Уголовном кодексе РФ, порядок освобождения от наказания и в этой части непосредственно взаимодействует с уголовным правом. Так, например, в уголовном праве установлено такое наказание, как конфискация имущества, однако перечень предметов, не подлежащих безвозмездному изъятию в собственность государства, следует искать в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Уголовно-исполнительное право использует свои специфические методы регулирования такие как воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс.

    Уголовно-процессуальное право представляет собой совокупность норм, определяющих порядок и формы деятельности органа дознания, следователя, прокурора и суда при расследовании преступлений, разбирательстве уголовных дел в судах и обжаловании решений судов. Соотношение уголовного и уголовно-процессуального права проявляется, в первую очередь, в том, что уголовное право определяет те правовые категории, которые составляют предмет доказывания в уголовном процессе. Если уголовное право определяет содержание правоотношений, то уголовный процесс - форму.Общая теория права и государства./ Под ред. В. Лазарева. - М., 1994. С. 218-232. Основной нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс. Ведущие методы регулирования - императивный и метод равенства сторон.

    Гражданское процессуальное право - отрасль, регулирующая деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методе регулирования. В состав гражданского процессуального права входят также нормы, регламентирующие работу нотариальных и арбитражных органов. Главный нормативный акт - Гражданско-процессуальный кодекс.

    Административное право - отрасль права, регулирующая сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц. Для осуществления своих оперативных функций, все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и другое.

    Источниками административного права являются: Конституция РФ, и другие законы; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; кодексы (например, Кодекс об административных правонарушениях, Таможенный кодекс, Воздушный кодекс); уставы (Дисциплинарный устав, Устав внутреннего водного транспорта и другие); приказы, постановления и инструкции нормативного содержания, издаваемые министерствами, ведомствами и другое. Основной метод регулирования построен на принципе власти и подчинения.

    Как видим административно-правовое отношения имеет следующие существенные моменты: а) одним из обязательных участников является орган государственного управления или его должностное лицо; б) этот орган наделен правом предписывать, в пределах своей компетенции, определенное поведение другим участникам административно-правового отношения; в)для возникновения административно-правового отношения не требуется обязательного согласия обеих сторон, а оно может происходить по воле одного лица. Споры, возникающие из административно-правовых отношений, разрешаются в основном путем обращения к вышестоящему государственному органу управления, то есть в административном, а не судебном порядке.

    Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

    Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Методы регулирования включают контроль, ревизию, властные предписания. Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, а также развитием системы коммерческих банков.

    Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества. Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, горное и водное. Основной нормативный акт - Земельный кодекс РФ, методы регулирования - дозволения, разрешения, запреты.

    Основное назначение экологического права (как комплексной отрасли права) - обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Принимая во внимание объективное состояние природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологического права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобретает все большее значение.Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2000.

    Основной нормативный акт - Закон РФ "Об охране окружающей природной среды".

    Сельскохозяйственное право регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами (госорганами, предприятиями, учреждениями, членами самих этих хозяйств); порядок использования и оплаты труда, распределения доходов; отражает особенности сельскохозяйственного производства. Основные нормативные акты - Примерный устав сельскохозяйственной артели и уставы конкретных колхозов, законодательство о собственности, аренде и другое. Основной метод регулирования - диспозитивный (закрепление, охрана, рекомендации, содействие, помощь).

    Выделяют также комплексные отрасли: хозяйственное право, военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, соединяющие в себе разнородные нормы и институты, регулирующие сложные "конгломеративные" отношения. Кроме того, в настоящее время формируются новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного научно-технического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и другие.

    4.1. Система и отрасли российского права.

    4.2. Правоот-ношение.

    Правовые нормы не могут создаваться только по субъективному усмотрению законодателей. Содержание правовых актов и необходимость их принятия обусловлены реально существующей системой общественных отношений. Являясь частью этой системы, правовое сознание отражает и воспроизводит на юридическом уровне ее структуру и специфику. Поэтому право также представляет собой определенную систему.

    Система права - структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли)

    Отрасль права - относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений. Одним из критериев деления системы права на отрасли права является отличие общественных отношений друг от друга по содержанию, конкретным целям и задачам. В свою очередь отрасли права различаются по предмету правового регулирования.

    Предмет правового регулирования - качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. Например, нормы права, предметом регулирования которых являются отношения между работником и работодателем, составляют одну отрасль права; правовые нормы, предметом регулирования которых являются общественные отношения в сфере имущественных отношений, составляют другую отрасль права; и т.д.

    Система права Российской Федерации четко структурирована и имеет свою иерархию.

    Ведущей отраслью права является конституционное право. Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного права состоит в том, что основным его источником является Конституция государства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие. Именно поэтому конституционное право представляет собой ядро системы права.

    1. Административное право, которое регулирует отношения в сфере государственного управления как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

    2. Гражданское право, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.


    3. Уголовное право, которое регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний.

    Каждая из этих отраслей права имеет еще два уровня (второй и третий), на которых располагаются вполне самостоятельные, но все же производные от основных отрасли права.

    Гражданское право - самое большое по охвату регулирования общественных отношений - содержит определяющие начала для следующих отраслей права:

    1. Трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя.

    2. Хозяйственное право. Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право существенно дополняет и конкретизирует гражданское право.

    3. Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недвижимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регулируется нормами гражданского права.

    4. Земельное право. Регулирует отношения, связанные с использованием и охраной земли.

    5. Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи

    6. Таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможенную границу государства.

    Определяющая роль гражданского права по отношению к указанным отраслям права состоит в том, что в случае пробелов в законодательстве какой-либо из этих отраслей применяются нормы гражданского права.

    Близкими к административному праву можно считать финансовое право, банковское право, налоговое право и др. В основном объектами этих отраслей права являются деньги. Но в отличие от гражданского права, в котором государство не вмешивается в действия лиц по перераспределению имущества, в перечисленных отраслях права применяются административные методы регулирования. Например, согласно нормам финансового права, государство определяет размер бюджета и распределяет его.

    Второй уровень уголовного права представлен уголовно-исполнительным правом, нормы которого регулируют отношения, связанные с осуществлением правосудия по уголовным делам, определяют порядок отбывания осужденными уголовного наказания.

    Третий уровень указанных основных отраслей права представлен следующими отраслями процессуального права:

    1) гражданское и арбитражное процессуальное право;

    2) административно-процессуальное право;

    3) уголовно-процессуальное право. Отрасли процессуального права регулируют порядок судопроизводства по гражданским, административным и уголовным делам.

    Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право . К частному праву относят отрасли права, которые призваны обеспечивать интересы отдельных граждан или организаций: гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права. К публичному праву обычно относят конституционное право. Подобное разделение отраслей права носит условный характер.

    Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

    Представленный вариант системы права не единственный. В других вариантах дается иное представление о связях между отраслями права.

    Но это не отражается на содержании отраслей права, которые выделяются по трем основным признакам:

    а) по предмету - что регулируется;

    б) по методу - как регулируется;

    в) по наличию специальных нормативных актов - чем регулируется. По самым скромным подсчетам в системе российского права более двадцати отраслей права.

    Понятие «система законодательства» близко к понятию «система права» . Иногда эти понятия отождествляют. В то же время система права и система законодательства не совпадают по содержанию Система права более широкое понятие, чем система законодательства Например, если уголовное законодательство - это совокупность всех нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, входящие в компетенцию уголовного права, то собственно уголовное право, как отрасль системы права, охватывает как уголовное законодательство, так и уголовно-правовые отношения Кроме того, уголовное право - это еще и отрасль научного знания, т.е. теоретическая и учебная дисциплина.

    Если система права состоит из отраслей права, то система законодательства представляет собой упорядоченную совокупность источников отраслей права.

    Источники отраслей права - официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, призванные регулировать общественные отношения в отдельной отрасли права. В целях упорядочивания и совершенствования правовых норм государство проводит их систематизацию, что и позволяет говорить о системе законодательства.

    Формы систематизации законодательства:

    Кодификация - деятельность правотворческих органов государства по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего законодательства в конкретной области общественных отношений с целью создания нового единого и логически непротиворечивого сводного нормативного акта.

    Обычно выделяют три вида кодифицированных актов:

    1) основы законодательства;

    3) уставы (положения).

    Наиболее распространенный вид - кодексы (например. Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т.п.). Кодифицированные акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Их принятие представляет собой шаг вперед в развитии законодательства;

    Инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой объединение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуцирования, т.е. без их переработки.

    Инкорпорация бывает:

    а) хронологической, когда нормативные акты в сборниках расположены в зависимости от времени их принятия (например, «Собрание актов Президента и Правительства»);

    б) систематической, когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т.е. по отраслям права.

    Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства в целях создания справочников, сборников для отдельных категорий специалистов, работающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

    Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства - консолидацию . Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так как ничего нового в регулирование общественных отношений не вносит, но по сути консолидация близка к кодификации, так как консолидированный акт является сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодательства используется там, где нет необходимости или возможности кодификации.

    Каждая отрасль права имеет свою систему законодательства, т.е. систему источников права. Система законодательства также подразделяется на отрасли законодательства .

    Обычно выделяют три отрасли законодательства:

    1. Отраслевое законодательство. Содержит нормы только одной отрасли права. Например, трудовое законодательство содержит нормы только трудового права.

    2. Внутриотраслевое законодательство. Содержит нормы лишь определенной части отрасли права. Например, в составе гражданского права можно выделить авторское законодательство, законодательство о предпринимательстве и другие, которые являются внутриотраслевым законодательством, так как регулируют отдельные области гражданско-правовых отношений.

    3. Комплексное законодательство (встречается редко). Содержит нормы, относящиеся к ряду отраслей, но входящие в отдельную самостоятельную отрасль права. Например, военное законодательство содержит частично нормы административного права и нормы ряда других отраслей права.

    Таким образом, отрасль законодательства по форме может совпадать с отраслью права, но по содержанию отрасль законодательства уже, чем отрасль права.