Виды юридических фактов в административном праве. Юридические факты, которые порождают административно-правовые отношения

Административно-правовые отношения – это предусмотренные нормами административного права общественные отношения, возникающие в связи и по поводу государственного управления (вариант – осуществления исполнительной власти), в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами.

Характерные черты государственно-управленческих отношений:

1. Это управленческие отношения, следовательно, имеют особый характер воздействия субъекта на объект (властный характер отношений).

2. Это отношения общественные, социальные, складывающиеся между людьми их группами (коллективами, объединениями и т.д.).

3. Это отношения волевые, поскольку люди обладают волей и сознанием, само управление есть подчинение воль многих или воли одного единой управляющей воле.

4. По сути своей это отношения организационные (упорядочивающие, регулирующие).

5. Это отношения, в которых реализуется общественный (социальный) интерес.

Виды административно-правовых отношений:

По времени действия – постоянные и эпизодические .

По конкретному содержанию – имущественного и неимущественного характера.

По способу защиты - в судебном и во внесудебном (административном ) порядке.

В зависимости от норм, на основе которых возникают – материальные, основанные на нормах материального права и процессуальные , возникающие в связи с практической реализацией материальных норм

в зависимости от положения сторон отношения – вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные отношения – это отношения, непосредственно выражающие воздействие субъекта управления на объект, это и есть собственно властные отношения, в которых субъект властен – объект подвластен (властеотношения).

Горизонтальные отношения – это отношения равенства (юридического равноправия сторон относительно друг друга).

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Юридические факты могут возникать как в результате действий лиц и органов, так и в результате тех или иных событий.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юридические факты называются волевыми юридическими фактами . Например, подача жалобы гражданином в орган исполнительной власти порождает правоотношения, связанные с ее рассмотрением должностными лицами.

По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные проступки и административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События - это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты). Например, согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны иметь паспорт. Следовательно, достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов - право и обязанность выдать гражданину паспорт.

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Административное право». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

7. Юридические факты в административном праве

Основания возникновения, изменения и прекращения – факты объективного характера, с появлением которых административно-правовое отношение возникает, изменяется или прекращается. Поскольку эти факты предусмотрены законодательством в качестве именно оснований возникновения (изменения, прекращения) административно-правовых отношений, они называются юридическими фактами. Юридические факты играют важную роль в правовой системе, так как связывают нормы права с реальными общественными отношениями.

Признаки юридического факта:

1) конкретное жизненное обстоятельство, выраженное вовне;

2) обстоятельство, предусмотренное нормой права;

3) информация об определенном состоянии общественных отношений;

4) наличие данных обстоятельств, вызывающее определенные последствия.

В сфере административно-правового регулирования юридические факты делятся, как и в других отраслях права, на действия и события.

Действия – юридические факты, которые являются волевыми по их происхождению и в процессе осуществления. Например, назначение лица на должность, поощрение, отправка корреспонденции с соответствующим оформлением и т. д.

Действия по их характеру можно условно разделить на две группы:

1) правомерные;

2) неправомерные.

Правомерные действия – действия, всегда соответствующие закону, требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов могут выступать правомерные действия граждан и других возможных участников (органов, объединений и т. п.) административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административно-правового отношения между ним и исполнительным органом – должностным лицом, которому жалоба адресуется.

В литературе также отмечается следующая особенность юридических фактов в административном праве: основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер, относящиеся к конкретному адресу и делу.

К числу неправомерных действий относятся такие, которые не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные и административные правоотношения, характерные для сферы исполнительной власти. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных действий относят также бездействие органов, должностных лиц (например, непринятие органами внутренних дел предусмотренных законодательством мер по обеспечению общественного порядка).

События – юридические факты, которые не зависят от воли людей в период своего существования и нередко не являются волевыми и по источнику их происхождения (например, стихийное бедствие).

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право. Шпаргалка (Д. С. Белоусов, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -

Юридическими фактами являются конкретные социальные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий, возникновение, изменение или прекращение правоотношений

Юридические факты в административном праве - те явления реальной жизни, которые приводят административно-правовую норму в движение, вызывают ее реализацию в правовых отношениях, превращают субъекты административного права в субъекты конкретных административно-правовых отношений.

Являясь одним из основных элементов механизма административно-правового регулирования, юридические факты выполняют свою главную функцию - обеспечивают возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений. Они создают переход от общей модели поведения субъектов, установленной административно- -правовой нормой, к конкретному поведению конкретных субъектов, воплощаемому в административно-правовом отношении. В этом состоит их основная задача.

Юридические факты в административном праве выполняют и дополнительные функции. Прежде всего они выступают гарантией законности, позволяющей не допустить произвола обязанных лиц при осуществлении конкретных административно-правовых отношений. Так, статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено единственное основание для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования (выступающее в качестве юридического факта) - противоречие его норм Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов РФ.

Одной из функций юридических фактов в административном праве является информационная функция, обеспечивающая предварительное воздействие административно-правовых норм на общественные отношения. При осуществлении правовой деятельности необходимо ориентироваться не только на правовые последствия определенных действий, но и учитывать юридические факты, которые эти последствия обуславливают.

Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов административно-правовых отношений, и они своими действиями способствуют их возникновению. Например, налогоплательщики обращаются в представительный орган местного самоуправления с просьбой вынести решение (юридический факт) о предоставлении льгот по уплате местного налога. Появление других юридических фактов негативно отражается на интересах субъектов, и этих фактов стараются избежать (основания для применения мер ответственности в порядке ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отзыв депутата, выражение недоверия должностному лицу местного самоуправления и т.д.).

Таким образом, юридические факты выступают активным, действенным элементом механизма административно-правового регулирования административно-правовых отношений. Их закрепление в законодательстве используется как одно из средств воздействия на поведение субъектов административно-правовых отношений.

В юридической науке существует достаточное количество классификаций юридических фактов. Их дифференцируют по волевому признаку (события, действия), по способу связи с явлениями действительности (позитивные, негативные), по функциям юридических фактов в фактическом составе (правопорождающие, правопрепятствующие), по юридическим последствиям (правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие), по виду правоотношений (материальные, процессуальные), по признаку документальной закрепленности (оформленные, неоформленные, латентные, расчетные) и др. Наиболее распространенной и значимой для административно-правовых отношений является классификация юридических фактов по волевому критерию, в зависимости от характера течения воли людей - на действия и события.

Основным определяющим видом юридических фактов в административном праве является действие - результат сознательной, целенаправленной деятельности людей и иных субъектов права в области отношений, составляющих предмет правового регулирования. Действия можно классифицировать по различным основаниям: по субъекту (действия граждан, организаций, общественно-территориальных образований), по юридической направленности (юридические акты, юридические поступки, результаты действий), по способу совершения (лично, через представителя), по способу выражения и закрепления (документом, молчанием, жестом) и др.

В зависимости от соответствия действий требованиям административно-правовых норм они подразделяются на правомерные и неправомерные (противоправные). Значение такого подразделения заключается в том, что оно охватывает две противоположные сферы правовых явлений: с одной стороны, сделки, административные акты, поступки, связанные с регулирующими правоотношениями, с другой - проступки, преступления, вызывающие возникновение охранительных правоотношений.

Правомерные действия - основная разновидность юридических фактов, являющихся основанием возникновения и динамики административно-правовых отношений. В свою очередь, правомерные действия по своему значению и направленности подразделяются на юридические поступки и юридические (индивидуальные) акты.

К числу юридических поступков, являющихся основаниями возникновения административно-правовых отношений, относятся обращения граждан в органы и к должностным лицам.

Основными юридическими фактами, влекущими возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, являются юридические (индивидуальные) акты - правомерные действия, с которыми нормы права связывают юридические последствия в силу волевой направленности данного действия на эти последствия <*>. Юридические акты в административном праве представляют собой акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, направленные на возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений, иначе - это поведение указанных субъектов, оформляемое в виде принимаемых ими решений.

Государственные органы, должностные лица наделены властными полномочиями. Они в установленном порядке принимают и выдают специальные акты индивидуального регулирования - разрешения, свидетельства, ордера, постановления и т. д. Эти юридические акты также влекут возникновение, изменение либо прекращение административно-правовых отношений.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения отдельных административно-правовых отношений могут быть неправомерные действия, которые не соответствуют правовым предписаниям, ущемляют субъективные права и не согласуются с возложенными на лицо юридическими обязанностями. Примером такого действия может быть издание органом исполнительной власти нормативного акта, противоречащего Конституции РФ, федеральному законодательству.

В административном праве к числу юридических фактов, вызывающих движение административно-правовых отношений, относятся события - обстоятельства как юридические факты, не зависящие от воли людей. Вместе с тем полное отрицание волевого происхождения применимо не ко всем событиям. Многие события изначально могут зависеть от воли человека (например, рождение, смерть человека, пожар и т.д.). Поэтому различие между событиями и действиями состоит не столько в источнике их происхождения, сколько в характере процесса: события в своем процессе не носят волевого характера независимо от причин их возникновения, тогда как действия являются волевыми как по своему происхождению, так и по своему процессу. Для другой части юридических событий характерным является их объективный характер, то, что человек не может предотвратить или ликвидировать. Несмотря на то что развитие таких событий не зависит от воли людей, уже само указание на них в нормах права (в том числе муниципального) придает им юридическую значимость, связывает с ними меру возможного и должного поведения субъектов права.

Среди юридических фактов события занимают не столь значительное место. Среди явлений реальной жизни, с которыми нормы административного права связывают возникновение и динамику административно-правовых отношений, в первую очередь можно выделить рождение или смерть физического лица, достижение им определенного возраста, истечение определенного срока, стихийные бедствия. Юридические события, связанные с жизнедеятельностью человека, имеют значение для реализации предоставленных ему прав.

Административное право - одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм , регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти , или, в более широком понимании, - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

  • является публичным правом , призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
  • нормы административного права обеспечивают интересы общества , государства граждан и т. д.;
  • составляет основу правового регулирования

Управление - действия распорядительного характера, направленные на функционирование сложно организованных систем, призванные обеспечить их сохранность, поддержать режим деятельности.

Выделяют объект, субъект и содержание управления.

Объект управления - различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

Субъекты управления - это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления :

  1. единоличные;
  2. коллегиальные (группы людей).

г) специальный субъект управления - органы власти или иное уполномоченное лицо.

Виды управления:

  • государственное;
  • коллективное - регулирование на уровне коллектива;
  • семейное.
  • является публичным правом , призванным обеспечить публичный интерес;
  • нормы административного права обеспечивают интересы общества , государства , коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
  • составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

Предмет административного права - общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

В предмет административного права входят 3 области правоотношений , а именно:

1) управленческие правоотношения - представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти ;

2) организационные правоотношения - вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов , распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления ;

3) контрольные правоотношения - как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Выделяют следующие методы административного права :

1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства - в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

5) метод дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Воздействие административного права на общественные отношения:

  • регулирует отношения во всех сферах общественных отношений - в экономике , административно-политической, социально-культурной и т. д.;
  • определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;
  • устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);
  • за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

Функции и принципы административного права

Виды функций:

  • регулятивная - выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации деятельности субъектов;
  • охранительная - обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов субъектов;
  • правоисполнительная - основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти ;
  • правотворческая - заключается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм;
  • организационная - исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления ;
  • координационная - выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

Принципы - основополагающие начала любого вида деятельности.

  • принцип приоритета личности , ее прав, свобод и интересов - в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина , обеспечивается их защита;
  • принцип разделения властей - исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ ;
  • принцип федерализма - основан на федеративном устройстве РФ , в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
  • принцип законности - предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать положениям Конституции РФ;
  • принцип гласности - предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;
  • принцип ответственности - означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.

Источники административного права

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации - содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

Формы источников административного права:

  • правила - чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;
  • положения - делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);
  • инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);
  • уставы - в данной форме группируется значительное количество норм;
  • кодексы - группируют нормы института административной ответственности .

Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.

Цель систематизации - упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом , в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов разрабатывается комплексный закон в определенной сфере.

Соотношение административного права с другими отраслями права

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты .

Особенная часть содержит нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (экономической, социально-культурной, административно-политической).

Институты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной власти .

Виды институтов административного права:

  • принципы государственного управления;
  • административно-правовой статус граждан (физических лиц);
  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
  • государственная и муниципальная служба ;
  • административно-правовой статус негосударственных (общественных объединений);
  • административно-правовой статус предприятий , учреждений;
  • формы государственного управления;
  • методы государственного управления;
  • обеспечение законности в государственном управлении;
  • административно-правовые основы управления в сфере экономики ;
  • административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;
  • административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Структура административно-правовой нормы:

  • гипотеза - указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права ;
  • диспозиция - основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
  • санкция - всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений .

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету:

а) материальные - нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений ;
б) процессуальные - нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

а) обязывающие - предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;
б) управомочивающие - нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
в) запрещающие - нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные - нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;
д) поощрительные - нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовых отношений;

3) по юридической силе:

а) законодательные;
б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

  • являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;
  • носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление ;
  • являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;
  • в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

  • материальные, основанные на нормах материального права ;
  • процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

  • горизонтальные - возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
  • вертикальные - возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
  • субординационные - основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
  • координационные - властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
  • административных правоотношений ;
  • гарантия соблюдения принципа законности .

Классификация юридических фактов:

1) по характеру наступивших последствий:

  • правообразующие - юридические факты, определяющие возникновение правовых отношений (возбуждение административного производства и т. д.);
  • правоизменяющие - юридические факты, определяющие изменения правовых отношений, например перевод на другую должность;
  • правопрекращающие - юридические факты, определяющие прекращение правовых отношений, например увольнение со службы;
  • события - обстоятельства, не зависящие от воли и сознания человека и возникающие сами по себе, например стихийные бедствия;
  • действия - обстоятельства, зависящие от волеизъявления человека. Действия делятся на правомерные (основанные на требованиях закона) и противоправные (совершение административного правонарушения);

3) по наличию фактов, необходимых для возникновения, изменения и прекращения правоотношений:

  • простые юридические факты (поступление на службу);
  • сложные юридические факты (юридические составы правонарушений) - для возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений необходимо наличие нескольких условий.

Необходимо отметить, что в ряде случаев юридические факты, с которыми связано возникновение (изменение или прекращение) административного правоотношения также порождает возникновение иного правоотношения, урегулированного иными отраслями права (так, поступление на государственную службу является юридическим фактом для возникновения не только административных, но и трудовых отношений).

Так, например, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии следующих условий:

  • если для этого имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных данной статьей;
  • достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов , а также из других государственных органов , органов местного самоуправления , от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц , а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ).