Семейное право россии. Орган опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства или ООП – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории.

Права и обязанности, функции таких органов регламентируются , а также Гражданским и Семейным Кодексами.

Не исключено, что органы опеки и попечительства присутствуют не во всех населенных пунктах, округах и поселениях, потому органы местного самоуправления могут брать на себя полномочия органов опеки и попечительства над малолетними детьми и лиц с ограниченными возможностями, что предусмотрено российским законодательством. Эта практика действует, как видно на примерах городов федеральной значимости Москвы и Санкт-Петербурга.

Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит в себе полный перечень прав и обязанностей, задач и полномочий органов опеки на территории РФ.

ООП взаимодействуют с множеством государственных структур. Медицинские, социальные, образовательные, жилищные организации на постоянной основе сотрудничают с ними. Это могут быть ВУЗы, интернаты, санатории, дома престарелых, психиатрические лечебницы, жилищные инспекции. Они частично выполняют задачи ООП.

ООП регулируют процесс попечительства в рамках времени, качества, эффективности и безопасности граждан, которые временно или постоянно пользуются помощью из-за ограниченности способностей.

Могут функционировать, как отдел или быть частью какого-либо государственного департамента. Это никак не отражается на полномочиях и задачах , которые есть у ООП.

В состав штата входят специалисты, инспекторы, консультанты специальной подготовки, а также узких направлений.

Требования к качеству подготовки, квалификации и навыкам сотрудников, а также методическая литература для работы и управления прописываются и устанавливаются Правительством РФ.

Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес , телефон и время работы.

Задачи органов опеки и попечительства

В статье 7 Федерального закона о попечительстве говорится о задачах, которые преследуют государственные органы опеки:

  1. Защищать права, интересы людей, которые нуждаются в помощи государства.
  2. Следить за исполнением обязанностей лиц или организаций, в руки которых вверена жизнь гражданина с ограниченными возможностями.
  3. Контролировать целостность и сохранность имущественных ценностей несовершеннолетних детей или лиц с ограниченными возможностями, которые находятся под опекой и надзором социальных, медицинских, образовательных заведений.

Также органы попечительства несут и другие задачи, которые предписаны законами РФ:

Полномочия органов

В статье 8 Федерального закона упомянуты все полномочия ООП:

  • поиск и регистрация недееспособных граждан;
  • ходатайство об определении недееспособности гражданина или же восстановлении его полноценных способностей;
  • установление государственной опеки, попечительства над гражданином;
  • контроль деятельности лиц, которые оказывают опеку и попечительство, и условиями жизни недееспособных, отстранение опекунов от обязанностей в связи с окончанием недееспособности или же некачественного выполнения опекунских задач;
  • возможность руководить сделками с имуществом граждан под опекой;
  • поиск и учет потенциальных опекунов и попечителей;
  • защита прав, интересов недееспособных лиц;
  • предоставлять информацию опекунам о возможности передачи гражданина в семью.

Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ. К примеру:

  • разрешение на ;
  • запрос характеристики на родителя ;
  • разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей;
  • решать текущие вопросы с недвижимостью;
  • соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов;
  • ведение контроль своевременной отчетности опекунов;
  • активная профилактика ;
  • выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.

ООП имеют право издавать акты, на основе которых осуществляется опека, ее остановка, продление или прекращение. Документ такого значения разрешено оспаривать в суде. К примеру, если опекун не согласен с отменой опекунских прав на ребенка, то он может обжаловать решение ООП в суде.

Обязанности при переезде подопечного

Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания. Деятельность органов в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.

Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.

Заключение

В качестве основной функции органов выступает защита лиц с ограниченными возможностями. Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни. ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.

Также ООП:

  1. Являются государственной структурой.
  2. Обладают полномочиями исполнительной власти.
  3. Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.

Большинство из нас сталкивается с органами опеки лишь, а какая-то назойливая незнакомая тетенька чего-то там требует для нашего ребенка. Мы ведь лучше знаем, что ребенку надо, правда? Но зачем-то же эти тетеньки из отдела опеки нужны!

Reconomica пообщалась со специластом отдела опеки, чтобы узнать, чем занимается эта государственая организация на самом деле. Вы узнаете, что делают специлисты опеки, с какими ситуациями им приходится сталкиваться по работе, а также, сколько они за это получают.

Коротко обо мне: Мне 31 год, стаж в профессии – 2 года, отдел опеки попечительства администрации города-миллионника, должность – ведущий специалист отдела.
К сожалению, не могу назвать подлинные данные о себе и месте работы – и это является первой особенностью государственной службы.

С 2017 года обязательным условием для прохождения государственной службы (а работа в отделе опеки и попечительства является именно таким видом трудоустройства) является сообщение работодателю сведений о своей активности в сети Интернете. В отдел кадров необходимо подать данные о своих аккаунтах во всех социальных сетях и других порталах, сайтах знакомств, сообщить факты регистрации в мессенджерах , где указаны хоть какие-то персональные данные о вас.

Таким образом, рассказать честные сведения об этой профессии, я могу лишь, не указав полную информацию о себе. Приложить фотографии рабочего места я, к сожалению, не могу, по указанным выше причинам. Неразглашение любой информации, связанной с нашей работой, является элементом контроля службы безопасности администрации города.

Что такое “опека и попечительство”? О профессии своими словами

Специалист отдела опеки и попечительства - это представитель незащищенных категорий граждан: детей, инвалидов, недееспособных граждан, лиц пожилого возраста, главная задача которого - контролировать соблюдение их гражданских прав.

Навыки, умения, образование, необходимые в профессии

Педагогическое образование является обязательным требованием в этой профессии. Юридическое – желательным. Хотя именно знание правовой базы, законодательства (практически во всех сферах: земельное законодательство, трудовое, семейное право и уголовный кодекс, не говоря о конкретных законах в сфере опеки и попечительства) является основой этой профессии. Кроме того, необходимо уверено разбираться в судебной системе, знать процедуры подачи исковых заявлений, апелляций, кассаций, обжалований, отзывов и т.д. Понимать структуру судебного процесса, как в уголовных, так и в гражданских делах.

Знания психологии и педагогики необходимы для работы с результатами экспертиз, заключений, выдаваемых узкими специалистами нашим клиентам. По той же причине необходимо иметь базовый набор знаний о психиатрии, для работы с психически больными людьми, уметь различать симптоматику и степень выраженности заболевания, чтобы грамотно привлекать к дальнейшей работе социального работника, либо врача-психиатра.

Бумажная работа – весомая часть функционала специалиста отдела опеки. Уверенное владение Microsoft Office , 1С в разы сокращает время, отведенное на составление документов и отчетов.

Способы трудоустройства

Единственный вариант поиска данной работы – участие в конкурсах на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. Данные об этих конкурсах размещаются на сайтах администраций городов.

Попасть на такую вакансию с нуля практически невозможно. Приходить напрямую в отдел кадров администрации города нет никакого смысла, тем более - присылать свое резюме. Подавляющее большинство сотрудников администрации устроены туда «по знакомству», это ни для кого не секрет. Небольшой процент людей получили работу в администрации, будучи переведены из поднадзорных организаций (у нас это комплексные центры, центры социальной помощи).

Работодатель принимает на работу людей по рекомендации уже работающих сотрудников, чаще всего на временно свободные ставки (специалистов, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком). И если сотрудник проявляет себя хорошо, его переводят на постоянную ставку.

Никого трудового обучения нет. Тебе объясняют направление твоего функционала: опекаемые дети, недееспособные, выявление, усыновление и т.д. И дальше ты сам с нуля строишь свою работу в этом направлении. В лучшем случае, пользуясь подсказками коллег. Понятия «молодой специалист» в данной профессии нет. Чаще всего принимают сразу на ставку ведущего специалиста со средним размером оплаты труда по отделу.

Чем занимается специалист органов опеки

Собственно опекой занимается лишь треть всего отдела. В наши полномочия входит весь цикл защиты прав и интересов уязвимых категорий граждан. Оформление опеки над детьми-сиротами, помещение их в государственные учреждения, выявление неблагополучных семей и работа с ними, защита прав душевнобольных и поверка деятельности психиатрических учреждений, контроль за действиями опекунов, участие в сделках с имуществом, решение семейных споров.

У части специалистов работа с документами является основной. Они проверяют пакеты предъявляемых документов и выносят заключения, ведут базы данных, выдают справки. У большинства же разъездной характер труда: ездим по судам, участвуем в процессах в качестве законных представителей, посещаем адреса, где, по поступившей информации, проживают семьи в трудных жизненных ситуациях. Отделы полиции, прокуратура, РОВД , ЗАГС, МФЦ , ЕРКЦ , пенсионные фонды – ездим везде, передавая и забирая запросы, необходимые для защиты прав наших клиентов, участвуем с следственных мероприятиях и судебных процессах.

Посещать приходится самые неприглядные и мрачные места города: психиатрические клиники, следственные изоляторы, места преступлений. Присутствовать на допросах и судебных заседаниях. Вести контроль содержания клиентов в психоневрологических интернатах.

Все те истории, которые мелькают на центральных каналах с заоблачными рейтингами – наша повседневная работа: убийство матерью своих детей, хищения средств в детских домах, злоупотребления врачей-психиатров, постоянные судебные тяжбы по разделению детей, споры супругов, прочий сор из избы. Устраиваясь в органы опеки, нужно быть готовым ежедневно видеть жизнь с самой неприглядной ее стороны.

За последние месяцы мои коллеги убегали от разъяренного алкоголика, который поливал их кипятком из чайника, я лично пыталась успокоить старика в ожидании бригады скорой помощи, пока тот колотил всех прохожих палкой по голове, высунувшись из окна. А сегодня ко мне на прием пришла девочка с просьбой определить ее в интернат, потому что отчим все утро кричал на нее. Параллельно с этим в кабинете другой специалист пытался найти временный компромисс между потенциальными опекунами ребенка, отец которого убил его мать, после чего покончил с собой. И эта лишь маленькая толика проблем, не самых серьезных, с которым сталкиваешься ежедневно.

Оплата труда в отделе опеки и условия работы на госслужбе

Я устроилась на эту работу с зарплатой 17 т. р., сейчас она составляет 23 тысячи. Заплата складывается из оклада, 6 т.р., ежемесячной премии в 60-100%, размер которой назначает начальник управления, районного коэффициента. Кроме того, бывают квартальные премии в размере 5 т.р. Полный соц.пакет, отпуск 30 календарных дней.

В общем, социальные гарантии есть, .

Плюсы и минусы профессии

Основным плюсом профессии является ее условная престижность, все-таки, отдел опеки и попечительства - структурный элемент администрации города. Возможность более-менее свободно располагать рабочим временем. По ходу служебных передвижений, можно параллельно успевать делать мелкие личные дела (это неофициально, конечно). Социальные гарантии, белая зарплата – тоже плюс.

Минусы профессии – большая степень ответственности, высокая цена ошибки, постоянные стрессы, потенциальный риск для здоровья. В нашем отделе опеки и попечительства проезд по служебным поручениям не оплачивается, иногда в день на разъезды уходит по 300 руб. Таким образом, тех 23 тысяч я никогда не видела, в реальности у нас низкая оплата труда.

Карьерный рост

Карьерная лестница предполагает следующие ступени: ведущий специалист отдела, главный специалист, начальник отдела, заместитель начальника управления. При количестве сотрудников отдела 40 человек, единственное возможное повышение – стать главным специалистом. Это возможно при достижении стажа работы более 5 лет, при условии добросовестного исполнения своих обязанностей.

Напутствие соискателям

Социальная работа, на мой взгляд, является таким же призванием, как медицина или педагогика. Она требует много душевных сил, терпимости и терпения, и конечно, человеколюбия. А с учетом более чем скромной оплаты труда, специалист отдела опеки и попечительства является больше гражданской позицией, чем профессией. Если вы чувствуете в себе силы пройти через все трудности этого дела, то, занимаясь им, однажды испытаете настоящую радость от осознания пользы, которую приносите людям.

Решаются в соответствующем учреждении. В сферу деятельности учреждений входит не только организация передачи детей на воспитание, но и забота об интересах несовершеннолетних детях или частично (полностью) недееспособных.

Что такое органы опеки и попечительства. их задачи, полномочия и обязанности, подробно прописано сразу в нескольких нормативно-правовых актах. В частности, можно отметить такую правовую базу:

  • Семейный кодекс РФ – ст.77 и ст.121;
  • ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве».

В п.1 ст. 121 СК РФ указаны следующие обязанности службы надзора:

  • выявление детей, оставшихся без внимания родителей;
  • учет детей с последующим составлением банка данных РФ, находящихся без участия родителей;
  • гарантии защиты интересов малолетних граждан до момента их передачи в специальное учреждение или под надзор другого лица;
  • контролировать процесс передачи и дальнейшего содержания детей, переданных на воспитание.
По закону другие организации не имеют права осуществлять передачу детей, оставшихся без внимания родителей, людям для осуществления надзорных функций. Более того, подобные действия классифицируются как превышение должностных полномочий и нарушение действующего законодательства.

В каких случаях представитель службы обязан изъять ребенка из семьи

Согласно ст. 77 СК РФ, а также при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью представитель учреждения обязан немедленно отобрать несовершеннолетнего у родителей (родителя), а также у других лиц, которые осуществляют надзор над несовершеннолетним.

Основанием для изъятия малолетнего гражданина из семьи можно считать специально составленный акт. Во время изъятия несовершеннолетнего представитель организации обязан выполнить следующие действия:

  • уведомить прокурора о совершенном изъятии;
  • обеспечить временное устройство несовершеннолетнего;
  • в семидневный срок после составления акта обратиться в судебную инстанцию с иском о лишении (или ограничении) родителей в их правах по отношению к ребенку.

Осуществление деятельности органами опеки

Деятельность данного учреждения регулирует отдельный нормативно-правовой акт – ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве». В статье 5 указаны принципы, в соответствии с которыми служба работает, а также функции органов:

  • принятие и отказ гражданином от обязанностей по надзору за несовершеннолетними в свободном порядке;
  • контроль за деятельность по опеке и попечительству;
  • предоставление гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Помимо принципов, в этом же законе изложены основные задачи службы опеки:

  1. Защита прав и законных интересов граждан, испытывающих потребность в установлении над ними надзора.
  2. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, где содержатся недееспособные лица.
  3. Контроль за сохранностью имущества или управлением собственностью лиц, находящихся под попечительским надзором.
Помимо перечисленных, на службу могут быть возложены и другие задачи согласно положениям Федеральных законов и других нормативных актов субъектов РФ.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо указанных задач и функций, важно выделить полномочия надзорного органа, в рамках которых действуют представители учреждения:

  1. Составлять обращение в суд о признании граждан или их подопечных недееспособными.
  2. Освобождать и устранять опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей.
  3. Предоставлять разрешение на проведение сделок с собственностью подопечных лиц или заключать договоры доверительного управления данной собственностью.
  4. Представлять интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан в судебных инстанциях или в других учреждениях.
  5. Осуществление проверки условий проживания жизни подопечных, а также граждан, претендующих на получение опеки над детьми.
  6. Подбор и регистрация, а также подготовка граждан, желающих стать опекунами, и детей, которые остались без участия родителей.
  7. Выдача разрешительных документов на раздельное проживание несовершеннолетних подопечных и их попечителей.
  8. Информирование граждан, претендующих на получение прав опекуна, о принятых решениях, а также о других действиях, связанных с выполнением соответствующих обязанностей.
  9. Оказание юридической помощи опекунам и их подопечным.
Полномочия органа могут быть расширены в рамках федеральных законодательных актов и других нормативных документов.

Некоторые нюансы работы органов опеки и попечительства

Органы опеки представляют собой исполнительную ветвь власти, поэтому в процессе работы они вынуждены взаимодействовать с другими органами власти. К примеру, они могут подавать исковые заявления в суд о лишении граждан их прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если они не исполняют своих обязанностей.

Также могут направлять заявление о признании гражданина РФ недееспособным или частично ограниченным в дееспособности.

Кроме этого, представители службы уполномочены вести все операции, связанные с управлением имуществом граждан, находящихся под надзором третьих лиц.

Следует отметить, что власть органов попечительства не безгранична и строго регламентируется правовыми нормами, прописанными в Гражданском кодексе РФ, а также указанными в других законодательных актах. Кроме того, все акты, составленные и изданные организацией, могут быть оспорены в судебном порядке, если участник процедуры не согласен с их содержанием.

В случае с опекой речь идет о детях до 14 лет, а в случае с попечительством - о подростках с 14-и летнего возраста до совершеннолетия. В сферу деятельности этих органов входит также забота об интересах совершеннолетних , но полностью недееспособных (или ограниченно (частично) дееспособных) лиц.

Функции органов опеки и попечительства

Являясь подразделением муниципалитета района, на органы опеки возложен ряд функций:

  • учет имеющихся детей-сирот, а также таких детей, которые остались полностью без родительской опеки, их обнаружение;
  • создание базы данных, в которой числятся будущие опекуны, попечители и/или приемные родители;
  • обустройство детей-сирот в специальные заведения (детдома, интернаты и прочее) и в приемные семьи;
  • защита прав несовершеннолетних;
  • урегулирование конфликтных ситуаций между родителями ребенка;
  • контроль за и имуществом своих подопечных и некоторые другие.

Функции органов опеки и попечительства направлены , прежде всего, на заботу о сохранении жизни, здоровья лиц, подпавших под их юрисдикцию, столь же важной является защита законных прав и гражданских свобод, а также этих лиц, защиту их от возможных злоумышленников. Сфера влияния органов попечительства ограничена мерами, регламентированными для выполнения их функций, кроме того, такие органы территориально прикреплены к определенному субъекту РФ.

Исходя из выполняемых функций, у органов опеки и попечительства есть все необходимые полномочия, чей круг достаточно широк для решения практически всех проблем затрагиваемого спектра.

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

9443 юристов ждут Вас

Полномочия органов опеки и попечительства

Будучи ветвью исполнительной власти, органы опеки взаимодействуют в своей работе и с другими органами власти . Например, они могут подавать о признании гражданина России недееспособным (или же частично дееспособным).

Если обстоятельства, ограничивающие дееспособность указанного лица потеряли актуальность, именно органы попечительства подают заявление в суд о необходимости признания какого-либо лица полностью или частично дееспособным. Также органы опеки заключают договора на право доверительного управления собственностью и имуществом подопечных, выдают разрешение на совершение с имуществом сделок.

Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства - защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью..

Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей , проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные. То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.

Широта полномочий органов опеки и попечительства обусловлена тем, что именно они устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетним или недееспособным лицом. При этом органы опеки имеют право лишать любых лиц, даже родных родителей, прав опеки, если жизни подопечного и его здоровью угрожает опасность. И именно они определяют возможность лиц стать усыновителями.

В обязанности органов опеки и попечительства входит также передача информации о подопечном при изменении им места жительства в соответствующие инстанции данного территориального субъекта России.

Широта власти органов опеки строго регламентирована соответствующими правовыми нормами Гражданского Кодекса, в рамках которого данные институты власти и осуществляют свою деятельность. Изданные органами опеки акты могут быть оспорены в суде.

  • Основные начала (принципы) семейного права
  • Система и источники семейного права
    • Источники семейного права
  • Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права
    • Применение к семейным отношениям норм международного права
  • Осуществление и защита семейных прав
    • Защита семейных прав
    • Способы защиты семейных прав
  • Сроки исковой давности в семейном праве
  • Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Недействительность брака
    • Понятие брака по семейному праву
    • Условия заключения брака. Препятствия к заключению брака
      • Препятствия к заключению брака
    • Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
    • Порядок заключения брака
    • Недействительность брака
      • Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным
      • Обстоятельства, устраняющие недействительность брака
      • Правовые последствия признания брака недействительным
  • Прекращение брака
    • Понятие и основания прекращения брака
    • Расторжение брака в органах загса
      • Расторжение брака в органах загса по заявлению одного из супругов
    • Расторжение брака в судебном порядке
      • Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака
      • Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
      • Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака
    • Момент прекращения брака при его расторжении
      • Правовые последствия расторжения брака
    • Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим
  • Права и обязанности супругов
    • Личные неимущественные правоотношения между супругами
    • Имущественные отношения между супругами
    • Законный режим имущества супругов
      • Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов
      • Собственность каждого из супругов (раздельная собственность)
      • Раздел общего имущества супругов
    • Договорный режим имущества супругов
      • Изменение и расторжение брачного договора
      • Признание брачного договора недействительным
    • Ответственность супругов по обязательствам
  • Права и обязанности родителей и детей
    • Установление происхождения детей
    • Права несовершеннолетних детей
      • Личные неимущественные права несовершеннолетних детей
        • Право ребенка выражать свое мнение
        • Право ребенка на имя, отчество и фамилию
      • Имущественные права несовершеннолетних детей
    • Права и обязанности родителей
      • Осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями
      • Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
      • Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
      • Право родителей на защиту родительских прав
      • Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
    • Споры, связанные с воспитанием детей
      • Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей
      • Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей
    • Лишение родительских прав и их восстановление
      • Восстановление в родительских правах
    • Ограничение родительских прав и его отмена
      • Отмена ограничения родительских прав
      • Немедленное (досудебное) отобрание ребенка у родителей
  • Алиментные обязательства членов семьи
    • Общая характеристика алиментных обязательств
    • Алиментные обязательства родителей и детей
      • Размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых в судебном порядке
      • Обязанности родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей
      • Участие родителей в дополнительных расходах на детей
      • Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей
      • Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей
    • Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
      • Алиментные обязанности бывших супругов
      • Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроком
    • Алиментные обязательства других членов семьи
      • Обязанность воспитанников по содержанию своих фактических воспитателей
      • Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков
      • Обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер
    • Соглашения об уплате алиментов
      • Форма соглашения об уплате алиментов
      • Порядок заключения, исполнения, изменения, расторжения и признания недействительным соглашения об уплате алиментов
      • Содержание алиментного соглашения
      • Индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов
    • Порядок уплаты и взыскания алиментов
      • Сроки обращения за алиментами
      • Взыскание алиментов до разрешения спора судом
      • Обязанность администрации организации по удержанию алиментов
      • Обращение взыскания на имущество лица, обязанного уплачивать алименты
      • Определение задолженности по алиментам
      • Основания освобождения от уплаты задолженности по алиментам
      • Недопустимость зачета и обратного взыскания алиментов
      • Индексация алиментов
      • Уплата алиментов в случае выезда лица, обязанного уплачивать алименты, в иностранное государство на постоянное жительство
      • Ответственность за несвоевременную уплату алиментов
    • Изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от их уплаты
    • Прекращение алиментных обязательств
  • Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
    • Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
      • Органы опеки и попечительства
      • Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей
      • Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей
    • Усыновление (удочерение) детей и его отмена
      • Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей
      • Лица, имеющие право быть усыновителями
      • Условия усыновления
      • Порядок усыновления
      • Вопросы, разрешаемые судом при усыновлении ребенка
      • Правовые последствия усыновления ребенка
      • Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления
    • Опека и попечительство над детьми
      • Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
      • Права детей, находящихся под опекой (попечительством)
      • Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
      • Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка
    • Приемная семья
  • Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства
    • Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права
    • Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
      • Недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации или за ее пределами
      • Расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами
    • Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента
    • Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента
    • Правовое регулирование - усыновления (удочерения) при наличии иностранного элемента
    • Установление содержания и ограничение применения норм иностранного семейного права
      • Ограничение применения норм иностранного семейного права
  • Органы опеки и попечительства

    Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

    Однако согласно ст. 132 Конституции РФ и ст. 6 (п. 1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.

    В соответствии с Законом РФ от б июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» органы местного самоуправления всех уровней (поселковая (сельская), районная и городская администрации) обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан. Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в СК, в ГК, а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов РФ), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.

    В СК не называются структурные подразделения органов опеки и попечительства и стоящие перед ними задачи, как это ранее было сделано в ст. 120 КоБС. Указанные вопросы решаются в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Однако фактически, как и прежде, функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей закреплены в них за муниципальными отделами образования, входящими в структуру органов местного самоуправления (местной администрацией).

    Ряд функций по опеке и попечительству реализуется путем принятия местной администрацией решений (постановлений, распоряжений) в порядке, предусмотренном законодательством. Деятельностью местной администрации руководит глава местной администрации, конкретное наименование должности которого устанавливается исходя из местных традиций и закрепляется в положении (уставе) о местном самоуправлении (ст. 30 Закона о местном самоуправлении в Российской Федерации).

    Например, в Москве организация и осуществление опеки и попечительства отнесены к предмету ведения муниципальных образований. При этом необходимое взаимодействие с муниципальным образованием осуществляется управой района г. Москвы, как территориальным органом исполнительной власти города, подведомственным Правительству Москвы. В реализации государственной политики по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по созданию им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания принимает также участие Департамент образования г. Москвы.

    В ряде субъектов РФ приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство образования РФ. В субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ. Так, в Москве методическое руководство работой органов опеки и попечительства по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи возложено на Департамент образования.

    СК устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (т.е. речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

    Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее, они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны.

    Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст. 122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. Понятно, что в этих целях они должны располагать полной и достоверной информацией, которая, в свою очередь, может быть в самых разных учреждениях и организациях.

    Главным образом, такие сведения имеются в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и т.п.) по месту обучения несовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения по месту лечения (смерти) их родителей, в жилищных органах (КЭУ, ЖЭК, ЖКО, ДЭЗ и др.) по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи с заключением под стражу родителей, а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или их рождения.

    Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка, органа опеки и попечительства. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев.

    Территориальными органами миграционной службы проводится опрос таких детей с заполнением опросного листа, после чего дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются органам опеки и попечительства.

    Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, примерное положение о которых в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896.

    Как установлено п. 1 ст. 122 СК, должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

    О фактах утраты детьми родительского попечения может стать известно любому гражданину и не обязательно в связи с исполнением служебных обязанностей (например, соседи или знакомые умерших родителей, родственники и т.д.). Однако не каждый гражданин по тем или иным причинам (в силу возраста, занятости по работе, стесненного материального положения и т.д.) имеет возможность самостоятельно принять неотложные меры по оказанию таким детям необходимой помощи. Тем не менее, п. 1 ст. 122 СК обязывает всех граждан сообщать в органы опеки и попечительства известные им сведения о детях, лишившихся родительского попечения.

    Таким образом, обязанность сообщать в орган опеки и попечительства о факте утраты детьми родительского попечения возлагается законом на всех без исключения лиц, располагающих соответствующими сведениями (независимо от должностного положения, рода деятельности и источника информации).

    Возможна ситуация, когда сами родители в связи с отсутствием возможности воспитывать своих несовершеннолетних детей (из-за отъезда на работу в иностранное государство, длительной болезни и т.д.) могут обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об устройстве детей.

    Следует отметить, что обязанность должностных лиц учреждений и граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, предусматривалась и ранее действовавшим законодательством (ст. 122 КоБС в ред. Федерального закона от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ). Однако, как и прежде, данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении должностных лиц учреждений и граждан РФ за ее неисполнение.

    Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, с целью, в частности, проверки достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребование и изучение соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т.п.). Наряду с этим органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения.

    При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

    Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК порядок формирования и использования этого банка данных установлен Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».