Кто отвечает за содержание дорог. Дороги во дворах многоквартирных домов: кто должен ремонтировать? Согласно действующего в России

https://www.сайт/2017-03-20/eksperty_rasskazali_pochemu_uvelichenie_shtrafov_dlya_chinovnikov_za_plohoe_soderzhanie_dorog_vryad_

«Мэры будут больше тратить денег на юристов, чем на дороги»

Штрафы для чиновников за плохое содержание дорог увеличат, но это вряд ли принесет пользу

В России вступают в действие поправки в Административный кодекс, которые заметно ужесточат ответственность чиновников за плохие дороги. Гаишникам теперь станет проще выписать штраф конкретному должностному лицу, призванному следить за состоянием дорожного покрытия. При этом сами штрафы вырастут даже не в разы — если раньше речь шла о сумме в 2-3 тысячи рублей, то теперь оштрафованному чиновнику придется заплатить от 20 до 30 тысяч. Новых порядков в местных администрациях ждут с плохо скрываемым скепсисом, и это разделяют эксперты: закручивание гаек вряд ли улучшит состояние и безопасность дорог, зато может создать новые проблемы.

Принятый в начале марта пакет поправок в целый ряд статей КоАП РФ заработал в минувшие выходные. Законодатель рассчитывает, что эти изменения расширят возможности ГИБДД воздействовать на дорожные службы и на собственников дорог общего пользования. В городах и районах таковыми выступают местные администрации, где определены ответственные за то, чтобы местные дороги соответствовали нормативным требованиям, а значит, были безопасными.

Раньше ГИБДД было сложно наказать тех, кто плохо справляется с грузом ответственности. Максимум, что могли сделать гаишники, — выписать предписание по поводу «ненормативной» выбоины в дорожном покрытии или, скажем, открытого люка. При этом распространена была практика, когда муниципалы вовсе не реагировали на эти предписания или отделывались обещанием все исправить. Ускорить реакцию могло обращение органа ГИБДД в местную прокуратуру. Но пока шла межведомственная переписка, истекали сроки действия предписания, так что работу приходилось начинать сначала.

Теперь отмахнуться от «писем счастья» из ГИБДД местным чиновникам станет сложнее.

Во-первых, вступающие в силу поправки позволят сотрудникам ГИБДД прямо на месте не только выдать предписание, но и подвергнуть штрафу должностное лицо, ответственное за состояние дороги. Причем если раньше речь шла о наказании в 2-3 тыс. рублей, то теперь придется платить штраф в размере от 20 до 30 тысяч. Юридическое лицо — то есть местная администрация — заплатит до 300 тыс. рублей. Если же окажется, что яма или какой-то другой дефект в дорожном полотне привели к серьезным последствиям (понятно, что речь идет о ДТП), то платить придется еще больше: размер штрафа для ответственного чиновника возрастет до 50-100 тыс. рублей, а для администрации, на чьем балансе оказался аварийный участок улично-дорожной сети, — до 400-500 тыс. рублей.

В Росавтодоре отреагировали на мнение, что на дороги нет денег из-за Крымского моста

Во-вторых, невыполнение предписания от ГИБДД тоже сильно «подорожает» в цене. Если раньше чиновник мог отделаться штрафом в 300-500 рублей, то теперь за это придется заплатить от 30 до 50 тысяч! При повторном таком нарушении в течение года должностному лицу грозит дисквалификация на срок до трех лет. Так что понятно, почему закон, вводящий в действие все эти драконовские наказания, сейчас под лупой изучают в местных администрациях.

Особенно тревожатся в малых городах и сельских поселениях, у которых меньше всего финансовых возможностей содержать дороги в нормативном состоянии. Впрочем, и в городах побольше поправки по тем же — финансовым — причинам не вызывают воодушевления.

Муниципальные бюджеты в настоящее время настолько малы, что органы местного самоуправления вынуждены экономить буквально на всем, констатирует исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области Олег Иванов. В этой ситуации, по его словам, зачастую и речи быть не может о капитальном ремонте муниципальных дорог, максимум — о ямочном ремонте, да и то на самых критических участках дорожной сети.

«В 2016 году администрация получила 70 предписаний ГИБДД по приведению дорог в нормативное состояние, причем некоторые предписания состояли из более 10 пунктов, с обозначением конкретных работ», — рассказал сайт вице-мэр одного из городов Свердловской области с населением чуть более 60 тыс. жителей. По словам чиновника, штрафов на администрацию выписали на 300 тысяч, еще два штрафа — на общую сумму 4 тыс. рублей — выписали ему самому как должностному лицу.

При этом, говорит собеседник, объем средств, запланированных в бюджете городского округа на 2017 год по «дорожной» статье, в 13 раз меньше нормативной потребности.

Финансирование не покрывает даже нормативов содержания дорог, не говоря об их ремонте. При этом никто не отменял необходимость развивать дорожную сеть: даже в условиях кризиса строительство жилья и других объектов в городе продолжается, увеличивая обязательства муниципальных властей.

Как в этих условиях сложится новая административная практика, вице-мэр не берется даже предположить. «Я посмотрел — размеры штрафов больше, чем моя зарплата. Мне это разорение зачем? Еще и дисквалификация. Если я пойму, что мне останется только уволиться, я это сделаю без колебаний», — сказал чиновник, заметив, что исход кадров из местного самоуправления может оказаться массовым, в чем вряд ли заинтересовано государство.

«Я бы еще понял, если бы речь шла о санкциях в отношении подрядных организаций, которые недобросовестно следят за качеством дорог. Но какой смысл ужесточать ответственность для местных бюджетов, в которых и так нет денег на дороги?» — недоумевает Юрий Гурман, руководитель Ассоциации городских и сельских поселений Челябинской области. По его словам, сельские поселения в этой части хотя бы защищены федеральным законом, который передал вопрос ремонта и содержания дорожной сети в ведение муниципальных районов, в чей состав они входят. Если региональный законодатель не пошел на дополнительное регулирование этого вопроса, а между районом и поселениями в его составе не было заключено особых соглашений, то сельские главы избавлены от дамоклова меча предписаний и штрафных санкций за их невыполнение. С городскими поселениями все сложнее — вопрос с дорогами остается их головной болью, притом что и размер проблемного хозяйства в городах куда значительнее.

Есть еще один нюанс, обращает внимание Юрий Гурман. В 2015 году принята норма (Пункт 4. Статья 24.5. КоАП РФ), которая освобождает от ответственности местные администрации и должностных лиц, если выяснится, что они требовали денег на реализацию своих полномочий, но бюджетные средства не выделялись. «По сути, вооружившись этой бумагой, можно отбиваться от любых проверяющих и надзорных органов, не только от автодорожной инспекции, — рассказал сайт председатель депутатского собрания одного из сельских поселений на юге Урала. — Мы, например, так успешно отразили атаку Госпожнадзора, который указал нам на отсутствие пожарного водоема на территории поселения. Мы предъявили в суде бумагу о том, что просили денег на это в районе, а нам за отсутствием средств отказали. В итоге суд освободил нас от ответственности».

Похоже, что дело идет к тому, что грамотные и опытные главы просто начнут тратить больше денег на хороших юристов, чем на плохие дороги, мрачно шутит глава районного центра Касли в Челябинской области Юрий Скулыбердин. В противном случае размеров штрафов не выдержат не только сами чиновники (которых, кстати, с хорошей квалификацией, на невысокие зарплаты днем с огнем не заманишь), но и местные бюджеты.

По мнению главы поселения, важно учитывать и то, что новые положения Административного кодекса могут заметно возвысить роль полицейского начальства на местах.

Иными словами, если руководителю городского или районного отдела ГИБДД (или кому-то, кто имеет на него влияние) вдруг захочется свести счеты с местной администрацией, его возможности теперь трудно переоценить.

Тем более на подходе и другие поправки, ужесточающие требования к соблюдению различных ГОСТов при эксплуатации улично-дорожной сети в населенных пунктах и за их пределами. А о том, что гипотетический конфликт на самом деле не такая уж и редкость, свидетельствует пример того же Екатеринбурга, где дают о себе знать давние разногласия между мэрией и руководством областного управления ГИБДД.

«На мой взгляд, новые размеры штрафов не чрезмерны, однако не думаю, что увеличение штрафов вообще способно стимулировать ответственных лиц содержать дороги в надлежащем состоянии», — считает Олег Иванов из Совета муниципальных образований Московской области. Плохое состояние дорожного покрытия он называет комплексной проблемой, первопричина которой все-таки не безответственность чиновников, а особенности российского законодательства. Пока победу в конкурсах на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд будет обеспечивать минимальная предложенная цена, трудно требовать от чиновников обеспечивать привлечение на дорожные объекты подрядчиков с высоким качеством выполнения.

Жители Челябинска просят поставить светофор на опасном перекрестке

Сергей Воронин, адвокат АНО Экспертный центр «Консультант», согласен с тем, что от увеличения штрафов, от которых грамотные и опытные чиновники по-прежнему смогут уходить, вряд ли будет толк. Куда эффективнее было бы развивать институт дисквалификации и запрета на работу для тех, кого поймали на плохом качестве дорожных работ.

А Юрий Гурман, который в своем регионе продолжает борьбу за восстановление прямых выборов муниципальных руководителей, а на федеральном уровне бьется за расширение финансовых основ местного самоуправления, убежден, что можно было бы и вовсе обойтись без штрафов. «В нормальной системе у местных властей есть возможность за счет средств местного бюджета решать вопросы обустройства того места, где проживают и избранный жителями глава, и избранные жителями депутаты, и то население, которое избирало эту местную власть..

По данным «Российской газеты» , которая на днях опубликовала вступающие в силу поправки, только в январе 2017 года в России зарегистрировано более 6 тыс. ДТП, причиной которых стало несоблюдение требований к безопасному состоянию дорог. Причем речь идет только о тех авариях, в которых пострадали люди. В ГИБДД констатируют, что это на 8% больше, чем в прошлом году. Точно так же, на 8,8%, возросло число ДТП с гибелью людей (643 человека). Когда снег со льдом сходят с дорог вместе с асфальтом, принятие очень жестких мер в отношении тех, кто отвечает за состояние дорог, как нельзя кстати, убеждено издание. Но приведет ли пакет поправок к ожидаемому эффекту, большой вопрос.

Новости России

Россия

В России возбудили уголовное дело об умышленном загрязнении нефти в нефтепроводе «Дружба»

Россия

В Красноярске крупный пожар на территории завода по производству ракет «Сармат» и «Синева»

Во время церемонии схождения огня

Россия

Откуда берется благодатный огонь? Мнения верующих и скептиков

Россия

Мария Воронцова, которую называют дочерью Путина, вошла в состав совета по генетике

Россия

Глава Минприроды предложил выпустить косаток из «китовой тюрьмы» в Приморье к июлю

Россия

В ЕСПЧ подана жалоба из-за задержания на Кубани феминисток и угроз со стороны казаков

Россия

Навальный ответил Силуанову и Цаликову, критиковавшим расследование ФБК об их недвижимости

Россия

В Архангельске протестующие против московского мусора записали обращение к Путину

Представьте себе такую ситуацию: Во дворе дома на дороге образовалась яма. Проехать на машине к подъезду стало достаточно проблематично. Кто и как должен осуществлять ремонт? Попробуем разобраться.

Чтобы определить, кто должен ремонтировать внутридомовые дороги, следует прежде всего найти их хозяина.

Поясним, что если разбитая дорога является частью придомовой территории, то она (дорога) оформлена в общедолевую собственность и является общим имуществом, за содержание и ремонт которого отвечает управляющая организация (ПП РФ №491). Границы придомовой территории можно определить по данным кадастрового учета или техническому паспорту многоквартирного дома, который расположен на земельном участке (придомовой территории).

В случае, если речь идет о городских улицах (т.е. если внутридворовая дорога не выделена в общее имущество), то можно сказать, что за содержание и ремонт этих дорог ответственность несет муниципалитет согласно ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения» (статья 12 п.2.).

Таким образом, если участок дороги, требующий ремонта, находится в общедолевой собственности жильцов многоквартирного дома, то вопросы, связанные с ремонтом аварийного участка и соответствующего финансирования, решаются на общем собрании собственников многоквартирного дома.

В ситуации с муниципальной дорогой все вопросы, связанные с финансированием и ремонтом аварийных объектов, решаются через органы местного самоуправления. Жители дома с разрушенной внутридомовой дорогой вправе обратиться с требованием привести объект в надлежащее состояние (Конституция РФ статья 33). Для этого нужно составить коллективное заявление и отправить его с уведомлением в администрацию района. Второй экземпляр заявления остается у отправителя. В течение 30 календарных дней на ваше заявление должен поступить ответ. Отказ органов самоуправления в восстановлении внутридомовой дороги можно обжаловать в суде, ссылаясь на незаконность отказа в ремонте, и потребовать привести дорожное полотно в надлежащее состояние из средств городского бюджета.

Справка

Напомним, что по российским требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, размеры ям не должны быть больше следующих параметров: 15 см по длине, 5 см в глубину и 60 см в ширину. Ямы, размеры которых превышают один из параметров, должны быть обозначены и огорожены в соответствии с ГОСТ 50597–93.

Гражданам, обнаружившим на городских дорогах или у себя во дворах несоответствия, связанные с общими требованиями состояния автомобильных дорог и улиц, можно обратиться с жалобой в ГИБДД или прокуратуру через сайт http://rosyama.ru .

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Требования к содержанию дорог и безопасности дорожного движения

К полномочиям органов местного самоуправления относятся (п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ):

– дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест);

муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения.

Дорожная деятельность в отношении дорог местного значения осуществляется за счет местных бюджетов. Она включает в себя в том числе текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог (ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Органы местного самоуправления обязаны поддерживать состояние дорог местного значения в соответствии с техническим требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,

Органы местного самоуправления в пределах совей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (БДД). Полномочия местных властей в этой области – расходные обязательства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют мероприятия организации дорожного движения, чтобы повысить его безопасность и пропускную способность дорог (Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Органы государственной власти проводят государственный надзор и контроль за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения БДД (ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ).

Когда суды признают муниципалитет виновным

Плохое качество дорожного полотна часто становится причиной серьезных аварий. Если других виновников дорожно-транспортного происшествия нет, суд обяжет органы местного самоуправления компенсировать вред жизни и здоровью граждан, а также имуществу пострадавших физических и юридических лиц.

Если муниципалитет не выполняет требования к состоянию дорог местного значения, судьи обяжет устранить недостатки. Пример – в апелляционном определении Волгоградского областного суда от 22.09.2016 г. по делу № 33-12823/2016 .

Иногда местные власти ссылаются на то, что владелец автомобиля знал об особенностях участка дороги и был недостаточно осторожным. Судьи не принимают такие аргументы.

Участки дороги, на которых проводятся ремонтные работы, должны быть огорожены и оснащены дорожными знаками. Их отсутствие создает аварийную обстановку на дороге. В случае ДТП суд признает орган местного самоуправления виновным в аварии и потребует компенсировать ущерб.

Какие доводы срабатывают в суде

Крайне редко органам местного самоуправления удается избежать ответственности за ненадлежащее содержание дорог. Это происходит, если муниципалитет может подтвердить свою невиновность документально. Изучите схему ДТП. Она может содержать веские аргументы в вашу пользу.

Дерево упало на автомобиль. Кто несет ответственность?

Ответственность за содержание дороги местного значения и благоустройство прилегающих к ней территорий несет местная администрация. Это касается и состояния зеленых насаждений. Если дерево упало на автомобиль, когда он двигался по дороге местного значения, именно местные власти будут отвечать за последствия.

Если дерево упало на автомобиль, припаркованный во дворе, ответственность возлагается на управляющую компанию или ТСЖ в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом.

Если дерево упало на территории, которая находится в ведении органа местного самоуправления, его вину или невиновность суд установит по документам. Они должны подтверждать все обстоятельства дела. Полицейский обязан осмотреть дерево и отразить в протоколе состояние ствола, корней и т.д. Из протокола должно быть понятно, упало ли дерево само или его спилили либо срубили, повредили каким-либо иным способом.

Истец должен пригласить представителей администрации или организации, ответственной за содержание зеленых насаждений, чтобы зафиксировать в акте неудовлетворительное состояние дерева. Если он этого не сделал и других доказательств ненадлежащего состояния дерева нет, судьи откажут в иске.

Дендрологическая экспертиза в отношении упавших деревьев сегодня не проводится. Хотя именно она может установить, было ли дерево аварийным и подлежащим спилу.

Ремонт автомобиля, который пострадал от падения дерева на частном земельном участке, оплатит собственник участка. Также не возмещайте ущерб, если автомобиль стоял на месте, где парковка транспортных средств запрещена (в лесу, лесопарковой зоне, на тротуаре и т.п.). Собственник будет оплачивать ремонт сам.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О полиции» на полицию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:
к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Порядок осуществления государственного контроля и надзора определен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденным приказом МВД России от 30.03.2015 № 380.
Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
организация и проведение плановых и внеплановых проверок;
систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований безопасности при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих
в автоматическом режиме;
выезд на место дорожно-транспортного происшествия;
применение мер административного воздействия в соответствии
с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам исполнения государственной функции могут приниматься следующие решения:
о введении временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
о возбуждении дела об административном правонарушении;
о выдаче требования о прекращении противоправных действий;
о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог;
о внесении руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений;
о внесении в соответствии с Федеральным законом «О полиции» руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности;
о вручении (направлении) акта проверки руководителю юридического лица, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации или индивидуальному предпринимателю (уполномоченному представителю предпринимателя);
о направлении информации в органы прокуратуры - о систематических нарушениях объектами надзора обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря
1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт
и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827, а к состоянию улиц и дорог населенных пунктов – ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Основные требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог следующие.
Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Формирование снежных валов не допускается:
на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
ближе 5 м от пешеходного перехода;
ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
на тротуарах.
Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.
Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.
На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более 4,0 см.
Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений установлена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. В случае, если указанные действия повлекли причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частями 27, 28 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; повторное в течение года совершение такого административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Установка светофорных объектов осуществляется на основании проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных вышеуказанными органами, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Пешеходные переходы устраиваются на основании проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. Вне населенных пунктов пешеходные переходы устраивают в местах размещения пунктов питания и торговли, медицинских и зрелищных учреждений и других объектов обслуживания движения напротив тротуаров и пешеходных дорожек, ведущих к этим учреждениям.
Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», разметкой 1.14.1 «зебра», стационарным наружным освещением.

Качество сельских дорог во многих регионах оставляет желать лучшего. Проблема возникает и из-за несоблюдения технологии строительства дорожного покрытия, и из-за того, что ответственные за дороги лица просто игнорируют свои обязанности.

Несмотря на то, что за недоработки в содержании дорожной полосы полагается штраф в размере 300 000 рублей (по статье 12.34 КоАП РФ), решение вопроса не сдвигается с места. Плохая дорога в деревню – это не только ухудшение безопасности поездок по ней, это и снижение привлекательности жизни в сельской местности.

Необходимо, чтобы из деревни легко можно было добраться в город для решения любых своих дел, а по ямам часто не наездишься. Но, чтобы добиться штрафа безответственным хозяевам, нужно знать, кто отвечает за дороги в деревню.

Кто должен ремонтировать

Согласно ФЗ под номером 131 от 06.10.2003 года, определяющем вопросы организации местного самоуправления государства, все вопросы, связанные с дорогами местного назначения относятся к компетенции именно таких органов.

Местная администрация должна следить за состоянием трасс в селе, проводить ремонт сельских дорог, обеспечивая этим безопасность дорожного движения. Трасса с ухабами, ямами, с отсутствием дорожных знаков – это прямая угроза и водителям, пассажирам, и пешеходам. Администрация, управляющая жизнью деревни, должна знать все свои ответственные полномочия, в том числе и в дорожной сфере.

ВНИМАНИЕ! В ФЗ 131 полномочиям местной администрации в дорожной сфере посвящены статьи 1 и 6.

Также нужно учитывать и другие законодательные акты, которые определяют обязанности и права по отношению к дорожному хозяйству, эксплуатации автодорог.

Администрация

Необходимо следить за состоянием и безопасностью дорог, трасс в сельском поселении, между селами и деревнями, проводить соответствующие мероприятия для того, чтобы автодороги местного значения отвечали стандартным требованиям.

Местная администрация занимается самыми разнообразными вопросами по управлению определенной территорией и населенными пунктами. Она должна также следить за качеством автомобильных дорог, осуществлять этапы строительства новых трасс.

Дороги должны быть максимально пригодными для эксплуатации разными видами автомобильного транспорта. Органы местного управления проводят дорожные ремонтные работы, обязательно убирают снежные завалы, при необходимости чистят насаждения вдоль трассы.

Куда жаловаться

Как добиться ремонта некачественного дорожного покрытия в деревне? Современные технологии строительства и ремонта дорожного покрытия позволяют восстанавливать дороги быстро, без дискомфорта для населения.

Строительные материалы для таких работ также доступны в любом регионе. Поэтому местная администрация не имеет никаких оправданий в вопросе плохого сообщения в сельской местности.

Как заставить администрацию сделать дорогу в селе и обеспечить комфорт и безопасность поездок в пределах населенного пункта и за ним?

Населению села нужно направить в администрацию заявление о ремонте, указав на обязанность местного управления решать такие проблемы. Если нет никакой реакции на заявление от органов местного самоуправления, нужно подавать жалобу в прокуратуру и иск в суд.

Прокуратура и суд обязательно отреагируют на заявку, если в ней напомнить об опасности некачественного дорожного покрытия. Оно представляет угрозу для всех участников дорожного движения, а также для пешеходов, которые перемещают по обочине.

ВНИМАНИЕ! Невыполнение органами местно управления своих обязанностей по отношению к сельским дорогам рождает угрозу жизни тех, кто проживает в селе.

Отсутствие хорошего дорожного покрытия приводит к тому, что в деревню не может быстро приехать скорая помощь, служба спасения, пожарные, полиция . В итоге опасные ситуации, возникающие в населенном пункте, только усугубляются и могут закончиться человеческими жертвами.

Что делать

Несмотря на то, что по закону деревня должна быть под неусыпным вниманием органов местного управления, ее жители также не должны быть равнодушными. При пассивности администрации нужно самим действовать, писать заявление, обращаться в прокуратуру.

В администрации нужно заказать генеральный план участка, на котором находится плохая дорога. По плану можно определить владельцев территории. Также получится определить прохождение автомобильной дороги, ее ширину.

Нужно выяснить и тип дороги с учетом стандартной классификации. Потом составляется план работ по ремонту на том или ином дорожном участке.

Местная администрация должна прореагировать на обращение представителей населения. Если получена заявка на ремонт дороги, нужно искать пути решения проблемы.

Населению села может помочь прокуратура (при бездействии органов управления). Прокуратура проводит проверку, выставляет предписания владельцу дорожного участка для немедленного начала ремонта.

Важной поддержкой заявления жителей деревни станет и акт от сотрудника ГИБДД, который вызывается на участок для составления документа.

Требования к качеству

Разработано несколько ГОСТов, определяющих требования к состоянию автомобильных дорог. По ГОСТу 52766-2007 выставляются требования общего значения, в ГОСТе 52398-2005 указывается классификация автодорог, список требований к ним.

Выпущены специальные СНиПы с правилами проведения ремонт дорожного покрытия. Ремонтные работы на сельской дороге проводятся, согласно ГОСТу 50597-93 в течение 10 дней, трассы скоростные должны ремонтироваться за 5 дней.

Если ответственные лица не соблюдают требования к безопасности дорог, не проводят своевременно ремонт, не выполняют обязательств по содержанию, им полагаются административные штрафы. Местная администрация не имеет права на бездействие в устранении проблемных участков на дороге, из-за которых создается угроза безопасности перемещения по трассе.

Заявление

Благодаря современным технологиям не обязательно посещать те или иные инстанции, чтобы подать заявление, получить справку. Это касается и подачи заявки на ремонт сельской дороги. Можно сделать это через специальные ресурсы, экономя ценное время.

Основания

По ГОСТу 50597-93 количество и уровень повреждений на автодороге ограничен. Ямы и выбоины не должны быть больше 60 см в ширину и 15 см в длину, 5 см в глубину. Если ямы больше по параметру, это уже опасно для участников движения.

Законодательством определена ответственность за строительство, ремонт, содержание сельских дорог. Если жители деревни не довольны качеством дороги в своем населенном пункте, они должны действовать в соответствии с законом и призвать к ответственности местные органы самоуправления. В своих действиях следует опираться на положения ФЗ под номером 131 и под номером 257.

ВАЖНО! Федеральный Закон 131 от 06.10.2003 (статья 14, пункт 1, подпункт 5) указывает на то, что за все вопросы, связанные с ремонтом сельской дороги, поддержанием ее безопасности, отвечают ОМС.

По ФЗ 257 от 08.11.2007 местная администрация должна выполнять такие виды дорожной деятельности, как контроль над сохранностью дорог местного назначения.

Для того, чтобы сделать свое заявление более весомым для прокуратуры, нужно сделать упор на опасность плохих дорог для участников дорожного движения. А также на то, что плохая трасса к деревне становится причиной задержки прибытия скорой помощи и пожарной.