Из истории становления науки финансового права. История становления и развития науки финансового права в россии

Финансовое право – это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права:

– главный источник финансового права – Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований;

– приняты и действуют кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ и Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 19 июля 2000 г. № 117-ФЗ (единый кодекс регламентирующий финансовые отношения отсутствует);

– нормы финансового права содержатся в нормативных правовых актах главы государства (указах Президента РФ);

– также источниками финансового права являются правовые акты органов исполнительной власти различных уровней власти (постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины);

большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов – Министерства финансов РФ, Центрального банка России и др. (приказы, инструкции и т. п.);

– акты таких органов исполнительной власти, как министерств, служб и др.;

локальные акты, принимаемые администрацией или иными органами предприятий.

Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права – части: Общая и Особенная. Выделение их и определения содержания каждой из них относится к важным достижениям правовой науки. В Общей части содержатся общие, основополагающие положения распространяющиеся на всю отрасль финансового права (например, принципы финансовой деятельности должны соблюдаться при реализации валютного, бюджетного, налогового и др. законодательства), а в Особенной части акцент делается на специфические черты отдельных групп отношений, т. е. налоговое право, бюджетное право и др.

1. Дореволюционный период.

Две особенности данного периода:

Не было единства в наименовании дисциплины («теории финансов», «финансы», «финансовое право», «основы финансовой науки» и т.п.);

Финансовое право, преподававшееся до Революции, фактически представляло собой комплексную дисциплину, включавшую элементы политэкономии, науки о финансах, экономической политики.

Финансовая наука в данный период не выделилась на степень самостоятельной отрасли знаний и трактовалась как часть науки о народном хозяйстве или политической экономии.

2. Советский (послереволюционный) период.

1918 год – упразднение юридический факультетов.

Читается курс «наука о финансах» на факультетах общественных наук.

Ввиду отсутствия юридических факультетов в начальный период наука финансового права сильно отстает от развития соответствующей отрасли права.

М.Д.Загряцков Учебник по административно-финансовому праву (Москва).

Формируется советское финансовое право.

В 40-е годы началась теоретическая разработка вопроса о финансовом праве как самостоятельной отрасли права:

3. Постсоветский (современный) период.

Начинают использоваться новые (хорошо забытые старые) подходы, в том числе естественно-правовой. Отказ от этатистского типа политического сознания.

{ 2. Финансы как сфера общественных отношений: понятие и содержание как правовой категории }

Финансы - это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Функции финансов: 1) Распределительная : распределение нац.дохода в целях обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми фин.ресурсами в форме ден.фондов нецелевого назначения; 2) Контрольная : контроль за распределением и расходованием фондов ден.средств; 3) Регулирующая (стимулирующая): воздействие гос-ва на эк.отношения через финансы; 4) Стабилизационная : обеспечение всех предприятий и населения стабильными условиями для эк. и соц.взаимоотношений. Публичные и частные финансы : Финансы: 1) Публичные : государственные и муниципальные; 2) Частные . Гос. финансы: федеральные, региональные, гос.предприятий; Муниципальные: мун.районов, мун.поселений, мун.предприятий; Частные: физических лиц и юридических лиц. Различия публичных и частных финансов: 1. Цель публичных финансов: удовлетворение гос.(муниц.) потребностей для обеспечения «общего интереса». Цель частных финансов: получение прибыли и удовлетворение собственных потребностей. 2. Способ обеспечения доходов публ.финансов: могут быть использованы инструменты принуждения; Способ обеспечения доходов частн.финансов: могут быть дополнены только экономическими методами. 3. Приоритетность доходов и расходов : в публичных финансах расходы определяют доходы; в частных финансах доходы определяют расходы.

{ 3. Финансовая система РФ, ее состав, структура и роль в обеспечении финансовой деятельности }

В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

* бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

* внебюджетные целевые фонды;

* финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

* имущественное и личное страхование;

* кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

{ 4. Понятие, структура и особенности правовой характеристики финансово-правовых норм (ФПН) }

Финансово-правовая норма - это установленное государством правило поведения сторон в отношениях по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях реализации задач, стоящих перед государством и муниципальными образованиями. Структура финансово-правовой нормы: Гипотеза определяет условия, при которых возникают финансовые правоотношения, и указывает субъектов - участников этих правоотношений. Например: чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно, как минимум, должно получать от своей деятельности доход. Диспозиция содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых правоотношений, т.е.определяет их права и обязанности. Особенность диспозиции финансово-правовой нормы состоит в том, что обычно она содержит обязанности соответствующих субъектов и чрезвычайно редко - их права. Санкция указывает на меры финансового воздействия, установленные за нарушение предписаний государства в области финансовых отношений. Например: пени, штрафы, принудительные взыскания не внесенных в срок платежей. Классификация: По выполняемым функциям финансово-правовые нормы подразделяются на : 1) регулятивные - те, которые направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления субъектам соответствующих прав и возложения на них обязанностей. 2) охранительные - те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения. По характеру воздействия на участников отношений : 1) обязывающие - регулируют активное поведение субъектов и в категорической форме предписывают совершать определенные действия.2) запрещающие - регулируют пассивное поведение субъектов и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность;3) уполномочивающие - предусматривают возможность субъекта действовать в рамках требований нормы по своему усмотрению. По содержанию финансово-правовые нормы подразделяются на : 1) материальные - закрепляют материальное (обычно денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений. 2) процессуальные - устанавливают порядок применения и действия материальных норм. По территориальному признаку подразделяются на финансово-правовые нормы : 1) действующие на всей территории РФ;2) действующие на территории соответствующих субъектов РФ;3) действующие на территории соответствующих муниципальных образований. По времени действия финансово-правовые нормы подразделяются на : 1) общие - устанавливаются на неопределенный срок и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением;2) временные - устанавливаются на определенный срок. По выполняемым в процессе правового регулирования операциям финансово-правовые нормы подразделяются на : 1) общезакрепительные - в обобщенной форме фиксируют определенные признаки регулируемых отношений;2) дефинитивные - закрепляют существенные признаки соответствующих финансово-правовых категорий, понятий и терминов; 3) нормы-принципы - устанавливают основные начала финансового законодательства; 4) комплексные - определяют порядок применения и соподчиненность нормативно-правовых актов, которые должны действовать в конкретном случае (при наличии альтернатив);5) оперативные - определяют порядок вступления в силу новых финансово-правовых норм, отмены действующих норм, продления срока действия норм.

{ 5. Содержание, правовое назначение и особенности применения материальных и процессуальных ФПН }

Материальные регулируют содержание финансовых правоотношений, устанавливая права, обязанности и ответственность их участников. Процессуальные устанавливают правовые формы финансовой деятельности и порядок (процедуры) ее осуществления. Это из учебника Финансовое право России: альбом схем.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов) .

В финансовом праве нет строгого подразделения на материальную и процессуальную отрасли: большинство финансово-правовых институтов в единстве концентрируют материальные и процессуальные нормы. Однако процессуальные нормы четко обособлены в бюджетном праве; в налоговом праве также можно без труда выделить нормы процедурного характера. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют содержание финансово-правовых отношений, т. е. состав финансовой системы, юридические факты, правовой статус субъектов финансового права, принципы финансового права, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством (муниципальным образованием) , источники формирования кредитных ресурсов банков, объекты налогообложения, ставки налогов и т. д. Материальные нормы имеют денежное содержание. В качестве примера можно привести ежегодно принимаемые законы (решения) о бюджетах, большинство норм которых являются материальными. Процессуальные финансово-правовые нормы закрепляют правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований - финансовые процедуры, порядок применения и действия финансово-правовых норм, сроки, финансовую юрисдикцию, участие финансово-кредитных органов и т. д. Таковы, например, нормы, содержащиеся в части третьей БК РФ, регулирующие бюджетный процесс.

{ 6. Классификация ФПН в зависимости от функций, выполняемых финансовым правом }

В правовой доктрине России финансовое право было выделено в самостоятельную отрасль российского права недавно (начало 1990-х гг.), хотя как учебная дисциплина оно преподавалось в высших учебных заведениях еще до революции 1917 г. (отметим, что в то время экономика России могла характеризоваться как рыночная). В дальнейшем в период администрированной экономики официальная правовая доктрина Советского Союза не признавала наличия финансового права как отрасли, хотя ученые-юристы делали попытки указать на яркую специфику отношений, связанных с экономикой страны1. Однако до тех пор пока в России не начали возрождаться рыночные отношения, эти попытки оставались на уровне научных изысканий.

Так, известно, что до 90-х гг. прошлого столетия (в период существования социалистического строя) финансовое право не обособлялось в самостоятельную отрасль.

Однако уже в тот период велась дискуссия относительно необходимости обособления и поиска места финансового права как самостоятельной отрасли в системе советского права. Например, профессор Р. О. Халфина еще в начале 1960-х гг. пришла к выводу, что финансовое право является самостоятельной отраслью права, хотя она и ряд других ученых (М. А. Пискотин, С. Д. Цыпкин) полагали, что финансовое право выделилось из государственного и административного права. Однако после выхода монографии Е. А. Ровинского "Основные вопросы теории советского финансового права"5 вопрос о самостоятельности финансового права больше не стоял в юридической литературе. Профессор А. И. Худяков, рассматривая категории "финансовая деятельность" и "управление финансами", доказал, что критерием разграничения финансового и административного права служит характер общественных отношений, т.е. предмет правового регулирования. А поскольку в ходе финансовой деятельности государства с точки зрения экономических критериев могут возникнуть только финансовые отношения (как экономическая категория), их должны опосредовать лишь финансово-правовые отношения (как правовая категория).

Таким образом, даже беглый исторический обзор позволяет сделать вывод о том, что необходимость в наличии организованной в стройную систему совокупности норм, регулирующих (финансово-экономические отношения, связана прежде всего с наличием этих отношений в стране, а также с необходимостью их регулирования не административными, а рыночными способами7.

Отмстим попутно, что семи административное регулирование финансово-экономических отношений возможно в отдельно взятой стране (как это было в СССР), то это неприемлемо на международном уровне.

Таким образом, выведение финансового права в самостоятельную отрасль российского права в начале 90-х гг. XX в. было продиктовано необходимостью, поскольку объективно отражало специфику динамики экономических процессов этого периода времени в направлении построения рыночных экономических отношений. Одновременно, учитывая в целом консервативный подход юридической науки к доктринальным нововведениям, сам факт окончательного признания финансового права самостоятельной отраслью российского права можно расценивать как инновационный теоретический прорыв в юридической науке.

Итак, финансовое право (а именно - совокупность его норм) в масштабах отдельно взятой страны, условно говоря, представляет собой специфический инструмент, который используется публичным субъектом (например, государством, которое наделено суверенной властью) с целью упорядочивания в нужном для него направлении объективных экономических процессов. Очевидно, что объективность экономических процессов (отсутствие их зависимости от воли публичного субъекта) порождает их стихийность и непредсказуемость, следствием чего и являются цикличные экономические кризисы, которые в идеале должны предотвращаться или нивелироваться с помощью мер, к которым, в частности, относится принятие властным субъектом норм финансового права.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Наука финансового права в России как самостоятельная юридическая наука появилась в конце XIX в.

Появлению этой науки в России, как, впрочем, и в других странах, предшествовало возникновение и развитие других наук: камералистики, финансовой науки(германия 16 век). Наука финансового права постепенно выделилась из этих наук.

Камера листика получила распространение и в России. Она преподавалась на юридических факультетах вузов России вплоть до 1863 г.

В России в начале XIX в. яркими представителями финансовой науки являлись: М.М. Сперанский, . (написал в 1810 году работу под названием «План финансов») Н.И.Тургенев(предлагал предоставить бюджету силу закона, законодательно регулировать пошлины, ввести новые налоги), М.Ф. Орлов(написал в 1832 г. работу под названием «О государственном кредите». Эти ученые, исследуя финансы России, в той или иной мере, затрагивали и вопросы финансово-правового регулирования.

Со второй половины XIX в. в России финансовое право начинает активно выделяться из финансовой науки. Это происходит по двум направлениям. Во-первых, ученые, исследующие финансы, рассматривают финансово-правовые вопросы в качестве самостоятельных разделов, частей в своих работах. Во-вторых, появляются специальные исследования по финансовому праву, а также оно включается в качестве самостоятельной дисциплины в систему преподавания юридических вузов России.

В связи с произошедшими изменениями наука финансового права очень активно развивалась в России до Октябрьского переворота 1917 г.

После Октябрьской революции и вплоть до 1939 г. наука финансового права в России развивалась очень слабо. Это было обусловлено в конечном итоге принижением роли финансов в условиях социализма.

Возрождение финансового права началось в 1939 г., когда оно снова было включено в программы юридических факультетов.

Основное внимание в 60-80-х гг. уделялось исследованию бюджетного права, а также правовому регулированию государственных доходов. В значительной мере этому способствовало принятие Закона СССР «О бюджетных правах СССР и союзных республик» от 30 октября 1959 г.

В начале 80-х гг. существенным вкладом в нау ку финансового права явилась монография Л.К. Вороновой «Правовые основы расходов государственного бюджета в СССР» (1981). Эта работа сохраняет свою актуальность и сегодня, ибо является единственным в науке финансового права фундаментальным исследованием по правовому регулированию государственных расходов.

С 90-х гг. начинается новый этап в истории российской науки финансового права. В связи с ориентацией экономики на рыночный путь развития наука финансового права начинает активно исследовать проблемы налогообложения, банковской деятельности.

В 1995 г. впервые в советской и российской науке финансового права была написана и издана работа К.С. Бельского «Финансовое право», посвященная истории развития этой науки.

Заметными явлениями с егодня в финансово-правовой науке являются практически актуальные работы С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, В.В. Брызгалина.

В настоящее время интерес к науке финансового права растет. Свидетельством этого является все увеличивающееся число кандидатских диссертаций по проблемам налогообложения, теории финансового права, банковской деятельности, а также монографические работы молодых ученых.

Наука финансового права в России как самостоятельная юридическая наука появилась в конце XIX в.

Появлению этой науки в России, как, впрочем, и в других странах, предшествовало возникновение и развитие других наук: камералистики, финансовой науки. Наука финансового права постепенно выделилась из этих наук.

В XVIII в. под влиянием потребностей эффективного ведения дворцового хозяйства в Германии появилась наука камералистика, корни которой уходят в XVI век. Эта наука исследовала целый ряд взаимосвязанных проблем; государственное управление, государственные финансы, экономику, аграрное дело, горное дело, торговлю и т.д. Ее наиболее яркими представителями являлись ученые - Зонненфельс, Шредер, Юсти, Берг и др. Эти ученые исследовали государственные финансы под углом зрения проблем государственного управления или, что одно и то же, так называемого полицейского права.

Камералистика получила распространение и в России. Она преподавалась на юридических факультетах вузов России вплоть до 1863 г.

Из камералистики в XIX в. в различных странах выделилась в качестве самостоятельной наука о финансах. Вместе с тем в XVIII в. серьезное влияние на самостоятельное значение науки о финансах оказал английский политэконом А. Смит. В 1776 г. он издал книгу "Исследование о природе и причинах богатства народов". Это сочинение состояло из пяти книг, последняя из которых была посвящена финансам - расходам и доходам государства, Некоторое внимание в работе уделялось и правовой регламентации финансов. Наибольшее влияние учение А. Смита имело в Англии и во Франции, т.е. тех странах, где промышленное развитие в конце XVIII - начале XIX вв. шло наиболее интенсивно. Собственно, в этих странах наука о финансах начала формироваться относительно самостоятельно под влиянием различных экономических теорий.

Во всех странах в XIX в. наука о финансах включала в качестве составной части финансово-правовые вопросы. Однако в те годы они не носили характера системного исследования. Известны работы немецких государствоведов Л. Штейна, Г. Еллинека, посвященные проблемам финансовой науки, в которых заметное место отводилось финансовому праву. В конце XIX в. Г. Еллинек даже написал работу "Бюджетное пpaвo". Проблемам бюджета и бюджетного права уделял внимание в учебнике по финансовой науке видный французский ученый конца XIX - начала XX в. Г. Жез.

В России в начале XIX в. яркими представителями финансовой науки являлись М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов. Эти ученые, исследуя финансы России, в той или иной мере, затрагивали и вопросы финансово-правового регулирования.

М.М. Сперанский написал в 1810 году по заказу Александра I работу (записку) под названием "План финансов". Будучи государственным деятелем, М.М. Сперанский предлагал конкретный план преобразования финансовой системы России и, в частности, уделял внимание развитию финансового законодательства. Он предлагал предоставить бюджету силу закона, законодательно регулировать пошлины, ввести новые налоги.

Н.И. Тургеневу принадлежит работа "Опыт теории налогов", написанная в 1818 г. Она представляет собой учение о налогах, содержащее информацию о происхождении налогов, классификации источников и способов налогообложения и т.д. Однако учитывая, что налоги всегда устанавливались не иначе как в правовой форме, многие выводы автора в какой-то мере вносят вклад в правовую науку.

М.Ф. Орлов написал в 1832 г. работу под названием "О государственном кредите". М.Ф. Орлов связывал вопросы государственного кредита в России с разрешением проблемы уменьшения налогов. Как и Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов не уделял специального внимания правовым вопросам государственного кредита. Однако его работа представляет интерес для финансово-правовой науки, так как определяет пределы государственного кредита, а значит, пределы финансово-правового регулирования в сфере государственного кредита.

Со второй половины XIX в. в России финансовое право начинает активно выделяться из финансовой науки. Это происходит по двум направлениям. Во-первых, ученые, исследующие финансы, рассматривают финансово-правовые вопросы в качестве самостоятельных разделов, частей в своих работах. Во-вторых, появляются специальные исследования по финансовому праву, а также оно включается в качестве самостоятельной дисциплины в систему преподавания юридических вузов России.

Так, известный российский ученый И.И. Янжул писал работы по финансам, где серьезное внимание уделял финансовому законодательству. Среди них: "Опыт исследования английских косвенных налогов" (1874), учебник "Основные начала финансовой науки" (1899). Выдающимся русским ученым в области финансов и права являлся И.Х. Озеров, который долгое время исследовал вопросы финансовой науки во взаимосвязи с вопросами финансового права. Такова, в частности, его работа "Основы финансовой науки", изданная в Москве в 1905 г.

Вместе с тем в конце XIX в. в России появляются и самостоятельные исследования по финансовому праву. Так, в 1865 г. в Москве была издана работа Ф.Б. Мильгаузена "Финансовое право"; в 1882-1883 гг. Профессор Петербургского университета В.А. Лебедев издал учебник "Финансовое право"; в 1883 г. был опубликован "Очерк науки финансового Права" И.Т. Тарасова, а в 1888 г. учебник Д.М. Львова "Курс финансового права"; в 1899 г. в Одессе выходит в свет учебник финансового права С.И. Илловайского. Издание таких работ было связано с включением финансового права в учебные планы вузов. В частности, в 80-е гг. прошлого столетия создаются кафедры финансового права в Московском, Казанском и Новороссийском университетах.

В связи с произошедшими изменениями наука финансового права очень активно развивалась в России до Октябрьского переворота 1917 г.

После Октябрьской революции и вплоть до 1939 г. наука финансового права в России развивалась очень слабо. Это было обусловлено в конечном итоге принижением роли финансов в условиях социализма.

Возрождение финансового права началось в 1939 г., когда оно снова было включено в программы юридических факультетов.

В 40-х - начале 50-х гг. появляются учебники по финансовому праву, начинают исследоваться теоретические проблемы финансового права с учетом достижений в области общей теории государства и права.

Основоположниками науки финансового права после 40-х гг. являлись М.А. Гурвич, P.O. Халфина, Е.А. Ровинский. М.А. Гурвич в 1952 г. написал учебное пособие "Советское финансовое право", P.O. Халфина исследовала предмет и систему финансового права. Несколько позже Е.А. Ровинский разработал основы теории финансового права в книге "Основные вопросы теории советского финансового права", изданной в Москве в 1960 г. Эта работа сохраняет свою ценность для науки финансового права и по сей день. В ней исследуется финансовая деятельность государства, предмет финансового права, особенности финансово-правовых норм и отношений, финансовый контроль, предмет и система науки финансового права.

Большой вклад в науку финансового права внесли такие ученые, как М.М. Пискотин, С.Д. Цыпкин, В.В, Бесчеревных, Н.И. Химичева, Л.К. Воронова.

Основное внимание в 60-80-х гг. уделялось исследованию бюджетного права, а также правовому регулированию государственных доходов. В значительной мере этому способствовало принятие Закона СССР "О бюджетных правах СССР и союзных республик" от 30 октября 1959 г.

Фундаментальной работой по бюджетному праву является монография М.И. Пискотина "Советское бюджетное право", изданная в 1971 г. В ней исследовалось понятие бюджета, бюджетного устройства и бюджетного процесса. Работа М.И. Пискотина являлась базой для дальнейших научных разработок в области бюджетного права. В 1966 г. появилась книга Н.И. Химичевой "Правовые основы бюджетного процесса в СССР", а в 1976 г. - монография В.В. Бесчеревных "Компетенция Союза ССР в области бюджета". Кроме того, в 1979 г. Н.И. Химичева опубликовала монографию "Субъекты советского бюджетного права". В эти же годы по вопросам бюджетного права писала О.Н. Горбунова. В 1972 г. и в 1978 г. Е.А. Ровинский совместно с О.Н. Горбуновой выпустили учебные пособия по бюджетному праву.

В эти же годы правовым регулированием государственных доходов активно занимался С.Д. Цыпкин. В 1955 г. издана его работа "Правовое регулирование налоговых отношений в СССР", а в 1973 г. - "Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы".

В начале 80-х гг. существенным вкладом в науку финансового права явилась монография Л.К. Вороновой "Правовые основы расходов государственного бюджета в СССР" (1981). Эта работа сохраняет свою актуальность и сегодня, ибо является единственным в науке финансового права фундаментальным исследованием по правовому регулированию государственных расходов. Одновременно в это же время были изданы одень интересные работы С.Д. Цыпкина "Финансово-правовые институты и их роль в совершенствовании финансовой деятельности государства" (1983), а также М.И. Пискотина "Социализм и государственное управление" (1984), посвященные государственному управлению в сфере финансов, а также правовой основе финансовой деятельности государства.

Общетеоретическим вопросам финансового права, финансовому контролю, капитальным вложениям, расходам бюджетных учреждений уделяли внимание Л.В. Бричко, О.Н. Горбунова, Л.А. Давыдова, Т.С. Ермакова, Л.М. Коган, В.В. Кузнеченкова, Н.А. Куфакова и др.

Заметным явлением в истории науки финансового права стал учебник "Советское финансовое право", выпущенный в 1987 г. под редакцией Н.И. Химичевой и Л.К. Вороновой. В нем впервые в науке финансового права содержался раздел, описывающий правовой режим финансов государственных предприятий (объединений) и отраслей народного хозяйства. Раздел был написан Н.И. Химичевой. Таким образом, в науке финансового права было положено начало реальному исследованию правового регулирования децентрализованных государственных финансов.

Во взаимосвязи с этим в условиях перестройки экономики (конец 80-х гг.) в науке финансового права появились очень интересные работы С.В. Запольского, посвященные финансово-правовым проблемам самофинансирования предприятий.

С 90-х гг. начинается новый этап в истории российской науки финансового права. В связи с ориентацией экономики на рыночный путь развития наука финансового права начинает активно исследовать проблемы налогообложения, банковской деятельности. Существенный вклад в науку финансового права в этот период внесен работами А.Н. Козырина, Г.А. Тосуняна.

В 1995 г. впервые в советской и российской науке финансового права была написана и издана работа К.С. Бельского "Финансовое право", посвященная истории развития этой науки.

Заметными явлениями сегодня в финансово-правовой науке являются практически актуальные работы С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, В.В. Брызгалина.

В настоящее время интерес к науке финансового права растет. Свидетельством этого является все увеличивающееся число кандидатских диссертаций по проблемам налогообложения, теории финансового права, банковской деятельности, а также монографические работы молодых ученых.

Наука финансового права в России как самостоятельная юридическая наука появилась в конце XIX в.

Появлению этой науки в России, как, впрочем, и в других «шах, предшествовало возникновение и развитие других наук; камералистики, финансовой науки. Наука финансового права по­степенно выделилась из этих наук.

В XVIII в. под влиянием потребностей эффективного ведения дворцового хозяйства в Германии появилась наука камералисти­ка, корни которой уходят в XVI в. Эта наука исследовала целый ряд взаимосвязанных проблем: государственное управление, го­сударственные финансы, экономику, аграрное дело, горное дело, торговлю и т.д. Ее наиболее яркими представителями являлись ученые - И. Зонненфельд, Шредер, Юсти, Г. Берг и др. Эти уче­ные исследовали государственные финансы под углом зрения проблем государственного управления или, что одно и то же, так называемого полицейского права.

Камералистика получила распространение и в России. Она преподавалась на юридических факультетах России вплоть до 1863г.

Из камералистики в XIX в. в различных странах выдели­лась в качестве самостоятельной наука о финансах. Вместе с тем в XVIII в. серьезное влияние на самостоятельное значение науки о финансах оказал шотландский экономист и философ А. Смит. В 1776 г. он издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Это сочинение состояло из пяти книг, последняя из которых была посвящена финансам - расходам и доходам государства. Некоторое внимание в работе уделялось и правовой регламентации финансов. Наибольшее влияние учение А. Смита имело в Англии и во Франции, т.е. тех странах, где промышленное развитие в конце XVIII - на­чале XIX в. шло наиболее интенсивно. Собственно, в этих стра­нах наука о финансах начала формироваться относительно самостоятельно под влиянием различных экономических тео­рий.

Во всех странах в XIX в. наука о финансах включала в качест­ве составной части финансово-правовые вопросы. Однако в те годы они не носили характера системного исследования. Извест­ны работы немецких государствоведов Л. Штейна, Г. Еллинека, посвященные проблемам финансовой науки, в которых заметное место отводилось финансовому праву. В конце XIX в. Г. Еллинек даже написал работу «Бюджетное право». Проблемам бюджета и бюджетного права уделял внимание в учебнике по финансовой науке видный французский ученый конца XIX - начала XX в. Г.Жез.

В России в начале XIX в. яркими представителями финансовой науки являлись М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов. Эти ученые, исследуя финансы России, в той или иной мере затрагивали и вопросы финансово-правового регулирования.

М.М. Сперанский в 1810 г. по заказу Александра I написал работу (записку) под названием «План финансов». Будучи государственным деятелем, М.М. Сперанский предлагал конкретный План преобразования финансовой системы России и, в частности, уделял внимание развитию финансового законодательства. Он Предлагал предоставить бюджету силу закона, законодательно регулировать пошлины, ввести новые налоги.

Н.И. Тургеневу принадлежит работа «Опыт теории налогов», I Написанная в 1818 г. Она представляет собой учение о налогах, содержащее информацию о происхождении налогов, классификации источников и способов налогообложения и т.д. Однако учитывая, что налоги всегда устанавливались не иначе как в правовой форме, многие выводы автора в какой-то мере вносят вклад в правовую науку.

М.Ф. Орлов написал в 1832 г. работу под названием «О государственном кредите». Он связывал вопросы государственного Кредита в России с разрешением проблемы уменьшения налогов, как и Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов не уделял специального внимания правовым вопросам государственного кредита. Однако его работа представляет интерес для финансово-правовой науки, так как определяет пределы государственного кредита, а значит, пределы финансово-правового регулирования в сфере государственного кредита.

Со второй половины XIX в. в России финансово-правовая наука начинает активно выделяться из финансовой науки. Это Происходит по двум направлениям. Во-первых, ученые, иссле­дующие финансы, рассматривают финансово-правовые вопросы в Качестве самостоятельных разделов, частей в своих работах. Во-вторых, появляются специальные исследования по финансовому праву, оно включается в качестве самостоятельной дисциплины в систему преподавания юридических вузов России. Фактически в

эти годы благодаря разработкам финансово-правовой науки ста­новится возможным говорить о финансовом праве как о самостоя­тельной отрасли права и его отделении, таким образом, от госу­дарственного и административного права. Хотя надо учесть, что в те годы научное обоснование самостоятельности отрасли права не производилось через критерий предмета и метода правового регу­лирования. Категории предмета и метода правового регулирова­ния - достижение советской правовой науки.

Так, известный российский ученый И.И. Янжул писал работы до финансам, где серьезное внимание уделял финансовому зако­нодательству. Среди них: «Опыт исследования английских кос­венных налогов» (1874), учебник «Основные начала финансовой науки» (1899). Выдающимся русским ученым в области финансов И права являлся И.Х. Озеров, который долгое время исследовал вопросы финансовой науки во взаимосвязи с вопросами финансо­вого права. Такова, в частности, его работа «Основы финансовой науки», изданная в Москве в 1905 г.

Вместе с тем в конце XIX в. в России появляются и самостоя­тельные исследования по финансовому праву. Так, в 1865 г. в Москве была издана работа Ф.Б. Мильгаузена «Финансовое право»; в 1882-1883 гг. профессор Петербургского университета В.А. Лебедев издал учебник «Финансовое право»; в 1883 г. был опубликован «Очерк науки финансового права» И.Т. Тарасова, а в 1888 г. - учебник Д.М. Львова «Курс финансового права»; в 1899 г. в Одессе выходит в свет учебник финансового права С.И. Илловайского. Издание таких работ было связано с включе­нием финансового права в учебные планы вузов. В частности, в 80-е гг. прошлого столетия создаются кафедры финансового права в Московском, Казанском и Новороссийском университе­тах". В связи с произошедшими изменениями наука финансового права активно развивалась в России до Октябрьского переворота 1917г.

После октября 1917 г. и вплоть до 1939 г. наука финансового права в России развивалась очень слабо. Это было обусловлено в конечном итоге принижением роли финансов в условиях социа­лизма.

Возрождение финансового права как науки и как одноимен­ной отрасли в системе российского права началось в 1939 г., когда оно снова было включено в программы юридических факультетов. В 40-х - начале 50-х гг. появляются учебники по финансово­му праву, начинают исследоваться теоретические проблемы фи­нансового права с учетом достижений в области общей теории го­сударства и права.

Основоположниками науки финансового права после 40-х гг. являлись М.А. Гурвич, Р.О. Халфина, Е.А. Ровинский. М.А. Гурвич в 1952 г. написал учебное пособие «Советское финансовое Право», Р.О. Халфина исследовала предмет и систему финансово­го права. Несколько позже Е.А. Ровинский разработал основы Теории финансового права в книге «Основные вопросы теории со­ветского финансового права», изданной в Москве в 1960 г. Эта ра­бота сохраняет свою ценность для науки финансового права и по сей день. В ней исследуется финансовая деятельность государст­ва, предмет финансового права, особенности финансово-правовых Норм и отношений, финансовый контроль, предмет и система Науки финансового права. В период возрождения финансово-пра­вовой науки в советское время важнейшим ее достижением яви­лось обоснование финансово-правовой отрасли с позиций катего­рии предмет и метод правового регулирования.

Большой вклад в науку финансового права внесли такие ученые, как М.И. Пискотин, С.Д. Цыпкин, В.В. Бесчеревных, Н.И. Химичева, Л.К. Воронова.

Основное внимание в 60-80-х гг. уделялось исследованию > бюджетного права, а также правовому регулированию государст­венных доходов. В значительной мере этому способствовало принятие Закона СССР «О бюджетных правах СССР и союзных рес­публик» от 30 октября 1959 г.

Фундаментальной работой по бюджетному праву является мо­нография М.И. Пискотина «Советское бюджетное право», изданое в 1971 г. В ней исследовалось понятие бюджета, бюджетного устройства и бюджетного процесса. Работа М.И. Пискотина явилась базой для дальнейших научных разработок в области бюд­жетного права. В 1966 г. появилась книга Н.И. Химичёвой «Пра­вовые основы бюджетного процесса в СССР», а в 1976 г. - моно­графия В.В. Бесчеревных «Компетенция Союза ССР в области бюджета». Кроме того, в 1979 г. Н.И. Химичева опубликовала мо­нографию «Субъекты советского бюджетного права». В эти же роды по вопросам бюджетного права писала О.Н. Горбунова".

В 1972 и в 1978 г. Е.А. Ровннский совместно с О.Н. Горбуновой выпустили учебные пособия по бюджетному праву.

В эти же годы правовым регулированием государственных до­ходов активно занимался С.Д. Цыпкин. В 1955 г. издана его рабо­та «Правовое регулирование налоговых отношений в СССР», а в 1973 г. - «Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы».

В начале 80-х гг. существенным вкладом в науку финансового права явилась монография Л.К. Вороновой «Правовые основы расходов государственного бюджета в СССР» (1981). Эта работа сохраняет свою актуальность и сегодня, поскольку является единственным в науке финансового права фундаментальным ис­следованием по правовому регулированию государственных рас­ходов. Одновременно в это же время были изданы интересные ра­боты С.Д. Цыпкина «Финансово-правовые институты и их роль в совершенствовании финансовой деятельности государства» (1983), М.И. Пискотина «Социализм и государственное управле­ние» (1984), посвященные государственному управлению в сфере финансов, а также правовой основе финансовой деятельности го­сударства.

Общетеоретическим вопросам финансового права, финансово­му контролю, капитальным вложениям, расходам бюджетных учреждений уделяли внимание Л.В. Бричко, О.Н. Горбунова, Л.А. Давыдова, Т.С. Ермакова, Л.М. Коган, В.Е. Кузнеченкова, Н.А. Куфакова и др.

Заметным явлением в истории науки финансового права стал учебник «Советское финансовое право», выпущенный в 1987 г. под редакцией Н.И. Химичевой и Л.К. Вороновой. В нем впервые в науке финансового права содержался раздел (автор - Н.И. Химичева) о правовом режиме финансов государственных предприятий (объединений) и отраслей народного хозяйства. Таким образом, в науке финансового права, было, положено начало реальному исследованию правового регулирования децентрализованных государственных финансов.

Во взаимосвязи с этим в условиях перестройки экономики конец 80-х гг.) в науке финансового права появились очень интересные работы С.В. Запольского, посвященные финансово-правовым проблемам самофинансирования предприятий.

С 90-х гг. начинается новый этап в истории российской науки Е финансового права. В связи с ориентацией экономики на рыночный путь развития наука финансового права начинает активно " Исследовать проблемы налогообложения, банковской деятельности. Существенный вклад в науку финансового права в этот период внесли работами А.Н. Козырина, Г.А. Тосуняна.

В 1995 г. впервые в советской и российской науке финансового | Права была написана и издана работа К.С. Бельского «финансовое право», посвященная истории развития этой науки. В 1998 г. . втой же теме посвящена работа А.А. Ялбулганова «Очерки исто­рии финансового права дореволюционной России».

Ценным вкладом в финансово-правовую науку являются | Такие практически актуальные работы, как учебник Н.И. Химичевой «Налоговое право» (М., 1997), учебное пособие «Налоги и

Налоговое право», изданное в 1997 г. под редакцией А.В. Брызга-| Лина, учебное пособие «Налоговое право», изданное под редакцией С.Г. Пепеляева в 2000 г.

В конце XX в. внимание ученых в области финансового Права начали привлекать проблемы государственного финансо­вого контроля. Появились работы С.О. Шохина «Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Фе-1дерации» (М., 1999), а также Е.Ю. Грачевой «Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля»

Поиск оптимальной модели российского федерализма на рубе­же XXI в. объективно породил потребность в построении право­вой концепции бюджетного федерализма. Попытка создания такой концепции была сделана в работе Ю.А. Крохиной «Бюд­жетное право и российский федерализм» (М., 2001).

Кроме того, развитие экономических отношений со странами Европейского Союза актуализировало сравнительно-правовые ис­следования. Благодаря этому появилась работа Г.П. Толстопятенко «Европейское налоговое право».

В настоящее время интерес к науке финансового права растет. Свидетельством этого является все увеличивающееся число кан­дидатских диссертаций по проблемам налогообложения, теории финансового права, банковской деятельности, а также моногра­фические работы молодых ученых.