Требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должности судей. Порядок назначения на должность

Многие абитуриенты стараются поступить в престижные ВУЗы, выбирая такие же факультеты, например, юридические. Большая часть выпускников планируют занимать престижные должности, что позволит иметь высокий социальный статус и материальное положение. По этой причине после окончания учебного заведения они стараются работать в суде, органах прокуратуры, адвокатуре, нотариальной конторе, кто-то становится полицейским .

Кто может стать судьей

Судья – смысл жизни, а не работа или профессия. Выясните, не привлекался ли кто из родственников к административным или уголовным наказаниям, ведь судья – эталон честности, должен быть кристально чистым. Прежде чем назначить судьей, проводят полную проверку, даже родителей и родственников супруга.

Судья — вершитель правосудия, должен обладать совершенными знаниями.

  • Независим от власти.
  • Подчиняется Конституции или другим законодательным актам.
  • Поддерживает репутацию и авторитет судьи. Тактичный, вежливый, сдержанный и уважительно относится к участникам судебного процесса.
  • Поддерживает квалификацию.
  • Не реагирует на давление или влияние посторонних лиц, проявляет стойкость и мужество.
  • Не разглашает информацию, полученную в ходе разбирательства дела.
  • Не занимает государственные должности, кроме должности судьи.
  • Не выражает симпатии политическим партиям, не состоит в них.
  • Не проявляет предубеждения по расовому, половому, национальному или религиозному признаком.
  • Не принимает подарков или иных вознаграждений, которые связаны с рабочей деятельностью.
  • Не занимается индивидуальным предпринимательством .
  • Может заниматься научной, преподавательской, творческой деятельностью.

Квалификационная коллегия выбирает того, кто успешно окончил государственный ВУЗ . Если руководствоваться законом, судьей может стать любой гражданин РФ старше 25 лет, с юридическим стажем не менее 5 лет. Для этого следует обратиться в квалификационную коллегию судей региона проживания и написать заявление о желании сдать экзамены на квалификацию.

Кроме заявления в комиссию, подаются следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ.

Документы принимают и проверяют в отделе кадров Судебного департамента. После рассмотрения, документы передают в экзаменационную комиссию, которая находится при квалификационной коллегии.

Видео материал

Экзаменационная комиссия

Экзаменационная комиссия принимает экзамен в течение месяца, со дня подачи заявления. Комиссия состоит из 12 человек, задает вопросы, если на один из них дан неправильный ответ, экзамен провален. В ходе экзамена разрешено пользоваться нормативными документами. Самые сложные вопросы – практические. Понадобится полная концентрация внимания, нужно учитывать каждую мелочь.

После успешной сдачи квалификационного экзамена, претендент получает удостоверение о сдаче. Результаты экзамена действительны 3 года. После сдачи экзамена претендент может обратиться в коллегию судей с заявлением, чтобы его рекомендовали на имеющуюся вакантную должность. В заявлении указывается, каким судьей хочется работать, мировым или федеральным.

В обязанности мирового судьи входят гражданские споры: расторжение брака, имущественные споры, раздел имущества, трудовые споры. Некоторые уголовные дела, где применяется наказание не более 3 лет лишения свободы. Все дела вне имеющейся зоны юриспруденции мирового судьи, рассматривает федеральный судья.

Кроме заявления, подается ряд документов:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Анкету, где указаны сведения о претенденте.
  • Диплом о юридическом образовании.
  • Трудовая книжка или другой документ, подтверждающий юридический стаж.
  • Справка о состоянии здоровья, подтверждающая отсутствие ряда заболеваний, препятствующих работе.
  • Документ, подтверждающий сдачу квалификационного экзамена.
  • Характеристику с места работы. Если отработаны не по юридической специальности, указываются еще 5 лет стажа юридической практики. Характеристика выдается претенденту на должность в течение недели.
  • Сведения о доходах и имуществе. Также предоставляются сведения о доходах супругов и сведения о несовершеннолетних детях, согласно закону РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 г. № 3132 в редакции Закона РФ от 25.12.2008 г. №274-Ф3.

После коллегия судей проверяет достоверность предоставленных документов и фактов. Квалификационная коллегия оставляет за собой право обратиться в правоохранительные или иные органы на факт проверки достоверности документов. Претендентов проверяют через ФСБ, МВД, прокурорскую проверку и проверку таможенной службы.

Если органами выявлена недостоверность сведений или фактов, комиссия вправе отказать претенденту на должность. Если никаких нарушений не обнаружено, комиссия рекомендует претендента на вакантную должность. Решение коллегии возможно обжаловать через суд, если нарушен установленный законом порядок отбора претендентов.

Статус судей

Претендент на звание районного судьи должен быть не моложе 25 лет, с 30 летнего возраста можно претендовать на должность среднего звена — областного. Претенденты на должность судьи Верховного или Высшего арбитражного суда, не должны быть моложе 35 лет и иметь не менее 10 лет судебной практики. На должность судьи Конституционного суда — от 40 лет, судебная практика — не менее 15 лет. В должности можно находиться до 70 лет.

Почему существуют ограничения в возрасте? Для того, чтобы человек накопил жизненный опыт.

Неприкосновенность, гарантированная конституционными законами. Распространяется на членов семьи. Судья, который отработал 20 лет получает от государства пожизненное содержание. Претенденты на должность не должны состоять в наркологическом или психоневрологическом диспансерах.

Судья обязан руководствоваться в практике принципами неподдельной честности и исключительной справедливости. Выносить вердикты, строго следуя законодательным актам, опираясь на юридические знания, по справедливости и на основе богатого жизненного опыта. При вступлении в должность, кандидат дает клятву в выполнении обязанностей, руководствуясь только законом, беспристрастно и справедливо вершить правосудие, как велит совесть и долг.

Необходимость таких требований связывают со спецификой и особой профессиональной деятельностью, которая осуществляется только в соответствии с Кодексом чести судьи Российской Федерации.

Построить карьеру судьи реально, но нелегко. Удачи!

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

5. В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;


2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

58. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.

В целях обеспечения предоставленных судьям прав закон закрепляет одно из важнейших, принципиальных положений о независимости судей как гарантии осуществления ими правосудия (ст.120 Конституции РФ). Независимость судей – это не привилегия, а скорее их ответственность перед обществом и государством.

Согласно ст.9 ЗоСС независимость судьи обеспечивается:

Предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия, которая строго регламентирована в процессуальном законодательстве – ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ;

Запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;

Установленным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи. Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным ФЗ. Решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи вправе принять только соответствующая Квалификационная коллегия.

Правом судьи на отставку, что является его правом на почетный уход или почетное удаление с должности;

Неприкосновенностью судьи;

Системой органов судейского сообщества;

Предоставлением судье за счет государства мер правовой защиты, материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Неприкосновенность судьи – одно из важных средств обеспечения его независимости и самостоятельности, призванное оградить судью от всяких посягательств.

Неприкосновенность судьи прежде всего распространяется на его личность, а также на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Гарантией неприкосновенности судьи является также правило, запрещающее привлекать судью к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судебное решение. Уголовное дело в отношении судьи вправе возбудить только Председатель Следственного Комитета при Прокуратуре РФ при наличии на то заключения судебной коллегии судей в составе трех судей соответствующего суда и согласия соответствующей ККС. Также только при ее согласии допускаются привлечение судьи в качестве обвиняемого, его привод и заключение под стражу. Закон запрещает задержание и принудительное доставление судьи в гос.орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, подлежит рассмотрению только ВС РФ, тем самым для судьи обеспечивается дополнительная гарантия вынесения справедливого решения.

Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судей и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти.

60. Порядок назначения судей.

Судьи ВС РФ и ВАС РФ назначаются Советом Федерации Фед.Собрания по представлению Президента РФ, которое выноситься с учетом мнения соответственно Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ. Судьи КС РФ также назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Решение о назначении судей указанных судов принимается по результатам тайного голосования большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Судьи всех федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов) назначаются на должность непосредственно Президентом РФ по представлению соответственно Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ, основанному на положительном заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Для назначения председателей и заместителей председателей военных судов необходимо положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Мировых судей назначает (избирает) законодательный (представительный) орган гос.власти субъекта Федерации, либо избирает население соответствующего судебного участка.

Предварительное рассмотрение кандидатур на должности судей федеральных судов происходит в комиссии Совета по кадровой политике при Президенте РФ, которая по результатам изучения представленных материалов рекомендует Президенту РФ назначить соответствующего кандидата на должность судьи или отказать в этом.

Завершающий этап наделения кандидатов полномочиями судьи – это принесение ими присяги. Именно с момента ее принятия кандидаты становятся правомочными осуществлять полномочия судьи соответствующего суда.

Закон не ограничивает определенным сроком осуществление полномочий для большинства судей, за исключением следующих изъятий:

1) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи – 70 лет;

2) мировые судьи в первый раз назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, не более чем на 5 лет; при повторном назначении судья назначается на срок, установленный законом субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет;

3) судья федерального суда, за исключением КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ, в первый раз назначается на должность сроком на 3 года, по истечении этого срока он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) судья КС РФ назначается на должность без ограничения определенным сроком.

Судье в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи, профессиональной подготовленности соответствующая ККС присваивает квалификационный класс, не являющимся почетным либо специальным званием.

Судья, впервые избранный на должность и не имеющий квалификационного класса, подлежит квалификационной аттестации в течение 6 месяцев с момента начала исполнения своих обязанностей.

61. Приостановление полномочий судьи.

Приостановление полномочий судьи представляет собой временное его отстранение от выполнения возложенных на него профессиональных обязанностей и допускается при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение егов качестве обвиняемого по другому делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ (ст. 13 ЗоСС).

Этот перечень оснований – исчерпывающий для приостановления полномочий судьи. Судья, полномочия которого приостановлены в соответствии с пп.2 и 3 приведенного перечня или которому отказано в приостановлении полномочий, вправе обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Судья вправе обжаловать также и решение Высшей квалификационной коллегии судей в ВС РФ в тот же срок.

Несколько иные основания и порядок установлены для приостановления полномочий судьи КС РФ. Оно допускается лишь по двум основаниям: 1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело или при привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 2) по состоянию здоровья судьи в связи с его временной неспособностью выполнять свои обязанности (ч.1 ст.17 Закона о КС РФ). Решение о приостановлении полномочий судьи КС РФ принимает непосредственно КС РФ не позднее месяца со дня выявления одного из оснований к их приостановлению.

При приостановлении полномочий судья временно отстраняется от исполнения своих обязанностей, но это, как правило, не влечет прекращения выплаты заработной платы, не лишает его гарантий неприкосновенности, не снижает уровня иных видов материального и социального обеспечения (кроме случая, когда в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу).

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает Квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия после того как отпало основание для их приостановления.

62. Прекращение полномочий судьи.
Закон РФ "О статусе судей в РФ"
Статья 14. Прекращение полномочий судьи
1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи (70 ЛЕТ, ст.11) или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
5) прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
6) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи
(избрание судьи Президентом РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления);
7) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
8) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
9) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
10) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда;
В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем приговора суда либо судебного решения, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
Прекращение полномочий
+ в отношении судей Конституционного суда на основаниях:
1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и ФЗ
2) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
- судьи Конституционного суда осуществляется по решению того же суда, которое направляется Президенту и в Совет Ф., считается официальным уведомлением об открытии вакансии на должность судьи.
- общих, военных, арбитражных – по решению соответствующей квалификационной коллегии. Может быть обжаловано в Высшую квалиф. коллегию в течение 10 дней со дня получения копии решения.

63. Отставка судей.
Статья 15. Отставка судьи
1. Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по письменному заявлению об отставке; неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; достижению судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; вступлению в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; отказу судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда;

3. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

4. Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством РФ.

6. Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предъявляемые к судье, сохраняет гражданство РФ и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

7. Квалификационная коллегия судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи, установив, что он более не отвечает требованиям, предъявляемым к судьям, прекращает отставку судьи, а в случаях, предусмотренных законом (признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления;), приостанавливает отставку судьи.
Судья, отставка которого приостановлена или прекращена, вправе обжаловать это решение в порядке, предусмотренном ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ".

8. Отставка судьи прекращается также в случае повторного избрания его на должность судьи.

9. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.

64. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей.

Судейское сообщество – это профессиональная корпорация лиц, обладающих статусом судей (судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему)
- Входят все судьи, работающие и в отставке. Органы судейского сообщества являются формой:
1) представительства интересов судей перед государством и обществом,
2) регулирования отношений и утверждения равенства судебной власти с другими ветвями власти,
3) самоорганизации судей, посредством которой:
- судьи вырабатывают совместные согласованные решения по вопросам функционирования судебной власти, гарантий независимости.
- происходит передача опыта и традиций,
- осуществляется защита прав, чести и достоинства судей.
- вырабатываются правила должного поведения судей (кодекс судейской этики), что способствует утверждению авторитета судебной власти.
Судейское сообщество действует через специально создаваемые органы. На федеральном уровне – это Всероссийский съезд судей, Совет судей РФ, Высшая квалификационная коллегия судей РФ,
На уровне субъекта – конференции судей субъектов РФ, советы судей субъектов РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ. На всех уровнях - общие собрания судей судов.
Такие принципы, как коллегиальность, гласность, неукоснительное соблюдение принципов независимости судей, невмешательство в судебную деятельность распространяются на все без исключения органы судейского сообщества. В отношении советов судей и квалификационных коллегий Закон устанавливает принципы выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим.
Органы судейского сообщества являются важным институтом обеспечения независимости судей. Через свои органы судейское сообщество призвано оказывать активное влияние на процессы, тесно связанные с организацией судов и их деятельностью. Например, при непосредственном участии Совета судей были подготовлены и приняты Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" и Закон об органах судейского сообщества. Советом судей РФ разработан законопроект "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
В сентябре 1985 г. на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями был принят документ, во многом определивший процесс демократизации в сфере правосудия, - "Основные принципы независимости судебных органов". В соответствии с этим международным документом независимость судей проявляется, в частности, в том, что они обладают свободой создавать ассоциации или другие организации и вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судебной независимости.
65. Органы судейского сообщества.

Органами судейского сообщества в РФ являются:

· Всероссийский съезд судей;

· конференции судей субъектов РФ;

· Совет судей РФ;

· советы судей субъектов РФ;

· общие собрания судей судов;

· Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

· квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

· Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

· экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Органы судейского сообщества призваны выполнять следующие задачи:

· содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

· защита прав и законных интересов судей;

· участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

· обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением тех, которые относятся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Он также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений. Делегаты съезда избираются по нормам представительства, установленным федеральным законодательством. Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей РФ. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов РФ. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов. Председательствует на съезде председатель Совета судей РФ.

Конференции судей субъектов РФ представляют судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ. Конференции судей правомочны принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах РФ, за исключением тех, которые относятся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Конференции также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах РФ. Решения конференций судей принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений. Конференции судей созываются советом судей соответствующего субъекта РФ по мере необходимости, но не реже одного раза в два года. Порядок избрания делегатов на первую после вступления в силу Закона об органах судейского сообщества конференцию судей и нормы их представительства от соответствующих судов утверждаются советом судей соответствующего субъекта РФ, на последующие конференции судей – конференцией судей.

Делегаты на конференции судей избираются с учетом необходимости представительства на них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также от мировых судей, судей районных судов и судей гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ. Председательствует на конференции судей председатель совета судей соответствующего субъекта РФ.

Формирование квалификационных коллегий судей. Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ. Высшая квалификационная коллегия судей РФ формируется в количестве 29 членов коллегии. Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ избираются тайным голосованием на Всероссийском съезде судей делегатами от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях. Избранными считаются судьи, получившие на этих собраниях наибольшее количество голосов делегатов, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовали более половины делегатов съезда от соответствующих судов. Избрание судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ вместо выбывших в период между съездами производится Советом судей РФ.

Членами квалификационных коллегий судей не могут быть председатели судов и их заместители. Судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней. Член квалификационной коллегии судей не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд.

Представителями общественности, представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся адвокатами.

Полномочия Высшей квалификационной коллегии судей РФ:

· рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов и представляет соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ свои заключения;

· объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей

· приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия, а также прекращает отставку председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ;

· осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов;

· присваивает судьям первый и высший квалификационные классы;

· налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка;

· утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;

Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов РФ:

· рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;

· утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;

· объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

· организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности;

· приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов, председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ;

· осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);

· дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, а также председателей и заместителей председателей районных судов;

· налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;

Квалификационные коллегии судей РФ могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

СОВЕТ СУДЕЙ РФ - один из высших органов самоуправления судейского сообщества (см. также: Корпус судейский). Его состав избирается из числа членов сообщества Всероссийским съездом судей. В период между съездами он обеспечивает выполнение задач, возложенных на судейское сообщество.

Конституция провозгласила положение, согласно которому судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа: присяжных и арбитражных заседателей. Судьи являются единственными носителями судебной власти в Российской Федерации.

Высокое положение и равный правовой статус судей обусловливают в свою очередь и особые требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Лица без российского гражданства или имеющие двойное гражданство судьями быть не могут.

Кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, полученное в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.

Судьей может быть только лицо, достигшее возраста 25 лет. Однако это требование уточняется в зависимости от суда, в котором будет работать кандидат: судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин не моложе 30 лет.

Кандидат на должность судьи должен иметь определенный законом стаж работы по юридической специальности. По общему правилу лицо, претендующее на должность судьи, обязано проработать по юридической профессии не менее пяти лет. Вместе с тем в отношении стажа работы есть некоторые особенности, установленные федеральным законодательством. Так, гражданин, утверждаемый на должность судьи Конституционного Суда РФ, должен иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ должны иметь стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет; судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа – не менее семи лет.

Вопросы, касающиеся порядка определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, регулируются соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами.

В стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также в государственных органах, существовавших в России до принятия действующей Конституции, муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления.

Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также в качестве адвоката и нотариуса.

Для подтверждения отсутствия у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.

Кандидат на должность судьи должен обладать высокими моральными и деловыми качествами, не иметь судимостей. Кандидат на должность судьи Конституционного Суда РФ, кроме того, должен обладать признанным авторитетом в области права, т. е. иметь ученое звание, степень, научные труды и т. д.

Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Для назначения судей, в том числе судей военных судов, необходимо представление соответственно Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лишены права своей властью назначать судей федеральных судов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось с законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ. Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается около 15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается властью главы государства. Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Отсюда единые требования для отбора на должность судьи. Отбор осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий требованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена. Экзамен принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой установлен законом.
В решении вопросов назначения судей важную роль играют квалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей. Квалификационные коллегии рассматривают вопросы отбора кандидатов, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения неприкосновенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса. В этих целях созданы Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей других судов. Положение об организации и деятельности этих коллегий утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ. (В настоящее время действует Положение, утвержденное Верховным Советом РФ от 13 мая 1993 г.).

В. Яковлев, доктор юридических наук, профессор, считает: "Качественный уровень правосудия в решающей степени зависит от кадрового состава судей, их профессиональной подготовки, добросовестности и ответственности" Яковлев В. На очереди - обеспечение доступности и повышение качества правосудия // Российская юстиция. 2001. N 11.. В силу статьи 119 Конституции Российской Федерации претендовать на судейскую должность имеет право гражданин Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; при этом федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Данные положения Конституции Российской Федерации находят свою конкретизацию в комментируемой статье Закона о статусе судей.

Установив в статье 119 Конституции РФ и статье 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" единство статуса всех судей Российской Федерации, законодатель предусмотрел различие между ними только в полномочиях и компетенции, тем самым подчеркивая, что требования к претендентам на должность судьи являются неделимыми как для мирового судьи, так и для судей высших судебных органов России.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы содержат формальные требования к кандидату на должность судьи, касающиеся гражданства, возраста, образовательного ценза и стажа работы. Согласно статье 119 Конституции судьями могут быть только граждане Российской Федерации не моложе 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Посылками к выводам, установленным в нормах права, вероятно, рассматривались законодателем совокупности обстоятельств, характеризующих пределы достижения минимального жизненного опыта члена общества при получении им минимальных профессиональных навыков, с одной стороны, и потребность в замещении вакантных мест судей для обеспечения функционирования судебной власти в государстве - с другой.

Согласно принципу 10 "Квалификация, подбор и подготовка" Основных принципов независимости судебных органов (приняты на седьмом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившем в г. Милане с 26.08.1985 по 06.09.1985, и одобрены Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 13.12.1985 N 40/146) лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права. Любой метод подбора судей должен гарантировать от назначения судей по неправомерным мотивам. При подборе судей не должно быть дискриминации в отношении данного лица по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения..." Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 325 - 329..

Следует отметить, что "наше законодательство даже не раскрывает понятие "кандидат на должность судьи". Неясно, кандидат в судьи - это человек, лишь решивший стать судьей либо прошедший какой-то путь к судейскому креслу, или, наконец, это человек, чья фамилия включена в проект указа Президента РФ о назначении судей? Статус кандидата в судьи необходимо законодательно легализовать - видимо, кандидатом нужно считать человека, сдавшего в суд все необходимые документы и написавшего все нужные заявления: о допуске его к сдаче квалификационных испытаний, о согласии на проведение в отношении него и его родных проверки и т.д.

Европейская хартия о статусе судей (принята в г. Лиссабоне 10 июля 1998 г.) в пункте 3.2 предусматривает, что "статус определяет положения, в которых предшествующая деятельность кандидата или деятельность, осуществляемая его близкими, является препятствием ввиду сомнений, которые она может законно и объективно вызывать в отношении беспристрастности или независимости, при назначении в суд". Это означает, что российское законодательство должно исчерпывающе содержать ограничения для назначения судьей, продления его полномочий либо основания для досрочного прекращения судейской деятельности в случаях, когда его близкие родственники занимаются деятельностью, могущей вызвать сомнения в отношении его беспристрастности или независимости.

С учетом того что согласно пункту 2.1 кандидат на должность судьи не может быть отстранен от отбора "по причине своей половой, этнической или социальной принадлежности, или из-за своих философских, или политических взглядов, или из-за своих религиозных убеждений" во взаимосвязи с положениями вышеуказанного пункта 3.2, предшествующей деятельностью кандидата может быть таковая, которая наносила бы ущерб его репутации, нарушала бы Уголовный кодекс Российской Федерации. Причем даже при погашенной судимости следует предусмотреть в Законе иные точно названные исчерпывающим образом случаи, например "систематическое взаимодействие либо принадлежность к организованному преступному сообществу либо террористической организации".

Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей. Статья 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности действующий судья, приобретает гражданство (подданство) иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона Российской Федерации "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Е.А. Мартынов, председатель судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда, член Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, отмечает, что "такое же ограничение следовало бы установить в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий Мартынов Е.А. Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе // Вестник ВККС РФ. 2005. N 6. С. 10.. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи, устанавливаются Конституцией Российской Федерации: необходимый возраст - 25 лет и образование - высшее юридическое; стаж работы по юридической профессии - 5 лет.

В соответствии со статьей 6 Федерального Закона "О высшем и послевузовском профессиональным образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ"О высшем и послевузовском профессиональном образовании"//Собрание законодательства РФ. - 26.08.1996. - № 35. - Ст. 4135 возможны различные ступени высшего юридического образования. Квалификационные коллегии обычно полагают, что бакалавр не может быть судьей. Министерство образования и науки РФ занимает противоположную позицию. Было бы, конечно, желательно, чтобы судьями становились наиболее подготовленные выпускники вузов - "специалисты" с 5-летним или "магистры" с 6-летним образованием. В.В. Ершов абсолютно прав в том, что поскольку согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, а не правоприменителями, то данный спор корректно с позиции Конституции РФ и международного права может быть разрешен только в федеральном законе. То есть в Законе о статусе судей.

Еще одна проблема связана со стажем работы по юридической специальности. На практике возникают многочисленные спорные вопросы, можно ли отнести ту или иную работу к юридической специальности. В силу отсутствия необходимых нормативных правовых актов Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации вынуждены по существу вырабатывать правовые положения, регулирующие данные отношения. В этой связи возникает важный теоретический и практический вопрос: может ли Высшая квалификационная коллегия судей РФ вырабатывать правовые положения, ограничивающие права граждан - претендентов на должности судей? Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ ответ очевиден: права граждан могут быть ограничены только федеральным законом.

В этой связи необходимо дополнить Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" примерным перечнем юридических профессий, безусловно засчитывающихся у претендентов на должность судьи в стаж, например юрисконсульт, преподаватель правовых дисциплин в вузе и т.д. Во-вторых, в Федеральном законе необходимо выработать легальное толкование оценочного понятия "юридическая профессия", которое позволяло бы членам экзаменационных комиссий принимать аргументированные правовые решения в спорных случаях, когда претендент на должность судьи занимал иные должности, прямо не отнесенные Федеральным законом к юридической профессии.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в своих разъяснениях от 15 - 18 июля 2002 года отметила, что претендент на должность судьи должен представить в квалификационную коллегию судей в подтверждение юридического образования диплом государственного образца высшего учебного заведения, в котором аккредитована специальность "Юриспруденция" или "Правоведение".

В бланке диплома о высшем профессиональном образовании не содержится отметки об аккредитации этих специальностей. В нем содержится только отметка о том, что диплом является документом государственного образца. Е.А. Мартынов, председатель судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда, член Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации далее также замечает: "Следовало бы предусмотреть обязанность для кандидатов на должность судьи представлять не только диплом, подтверждающий наличие у них высшего юридического образования, но и заверенные копии документов, подтверждающих прохождение высшим учебным заведением, выдавшим диплом, государственной аккредитации непосредственно по специальности "Юриспруденция" Мартынов Е.А. Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе // Вестник ВККС РФ. 2005. N 6. С. 10 - 12..

Дополнительные требования в соответствии со статьей 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" касаются только возраста и стажа работы по юридической профессии. По смыслу приведенной диспозитивной нормы, федеральный законодатель наделен достаточно широким усмотрением в установлении квалификационных требований к судье: конституционный термин "дополнительные требования" означает, что ему предоставлена возможность закреплять как требования, в Конституции Российской Федерации не упоминаемые (как это сделано, например, в статье 8 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), так и иные повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией Российской Федерации требования Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года N 214-О по запросу Верховного Суда Российской Федерации; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 37-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 3..

Законодатель, исходя из конституционно-правового статуса судей (статьи 119 - 122 Конституции Российской Федерации), предопределенного тем, что они осуществляют публично-правовые задачи судебной власти, вправе предъявлять к судьям особые квалификационные требования как к представителям судебной власти, включая специальные требования к кандидатам на должности судей, порядку назначения на должность, пребывания в должности и прекращения полномочий, а потому нормы, формулирующие квалификационные требования к судьям, сами по себе не могут приводить к нарушению конституционных прав граждан.

По-мнению Конституционного Суда Российской Федерации, прерогативой федерального законодателя, который, учитывая особенности правовой природы и статуса конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, их место в судебной системе Российской Федерации, как они закреплены Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (статьи 4 и 12, часть 4 статьи 13, часть 2 статьи 17, статья 27), может в федеральном законе установить повышенные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, касающиеся в том числе возраста и стажа работы по юридической профессии, либо предоставить соответствующее правомочие законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации Определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 37-О // Вестник Конституционного Суда РФ. N 3. 2006..

Поскольку одной из основных задач вышестоящих судов является проверка законности и обоснованности принимаемых нижестоящими судами актов, для этого требуется не только хорошее знание законов, но и знание специфики, опыт рассмотрения определенных категорий дел. Особенно это касается уголовных дел, когда судья вышестоящего суда должен понять, почему нижестоящий суд принял или отверг то или иное доказательство, почему избрал именно такую меру наказания. В этой ситуации заслуживает внимание предложение о том, чтобы на должность судьи, начиная с судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, могло претендовать только лицо, которое проработало на должности судьи нижестоящего суда определенный срок, в частности, не менее трех лет. Эта мера только повысит авторитет вышестоящих судебных органов в глазах действующих судей и будет в полной мере способствовать профессиональному росту судьи, даст возможность проверить кандидата на реальной работе. Вместе с тем это правило не должно быть определяющим для высших судебных органов. Одной из задач, стоящих перед Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, является регулирование, определение развития судебной практики, дача разъяснений по ее вопросам. Для решения этих задач требуются глубочайшие познания в конкретных областях права, и поэтому следовало бы предусмотреть возможность назначения на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации лиц, обладающих высокой квалификацией в области права, что и осуществляется в Высшем Арбитражном Суде, а в последнее время и в Верховном Суде Российской Федерации. При этом для таких лиц возможно было бы предусмотреть зачет в стаж работы в должности судьи времени работы по юридической профессии, но связанной только с научной или преподавательской деятельностью.

Закон содержит только формальные требования к лицам, претендующим на должность судьи, но уровень осуществления правосудия и доверия к органам правосудия зависит не только от квалификации судьи, правильности разрешения дела, но и от морального облика судьи. Безответственное и недостойное поведение судьи подрывает доверие общественности ко всему судейскому сообществу, вызывает неуважение к судебным актам, которые выносятся от имени государства. От судьи граждане ожидают не только знания закона, но и порядочности, честности, вдумчивости, уравновешенности, объективности и неподкупности. И поэтому личностные качества претендента на должность судьи должны быть в центре внимания при отборе кандидата на должность судьи.

Но ни Конституция Российской Федерации, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи. Складывается парадоксальная ситуация: судьей может стать любое лицо, отвечающее законодательно закрепленным требованиям, и только после назначения на должность к нему могут быть предъявлены требования по соблюдению Кодекса судейской этики. Только Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации" содержит указание на личностные требования к кандидату в судьи и самостоятельную ответственность за их нарушение. В нем в статье 8 указывается, что судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин с безупречной репутацией и в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, его полномочия могут быть прекращены. К сожалению, Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" таких конкретных норм не содержит. Вместе с тем минимальные требования, установленные данной статьей, сами по себе не препятствуют назначению на должности судей лиц, имеющих продолжительный юридический стаж, признанную высокую квалификацию в области права, необходимый жизненный опыт и безупречную репутацию Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 37-О // Вестник КС РФ. 2006. N 3..

Учитывая, что статус судей в Российской Федерации един, следовало бы указанные нормы закрепить и в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Стать судьей в России не так то и просто. Для того, чтобы добиться судейской мантии, необходимо пройти через нелегкие испытания. А это и маленькая заработная плата, и зубрежка на износ в институте, несколько лет работы на низкооплачиваемых должностях. И лишь после этого, если вы достойно себя зарекомендуете, может быть, вам могут позволить занять кресло судьи. Для учащихся на юридических факультетах — это самая настоящая мечта всей их жизни. Ведь лучше быть не простым юристом в какой-то маленькой захолустной фирме, а стать вершителем судеб людей в судейской мантии. Ведь у судей полномочия как у царей. Да и социальный статус судей на порядок выше, чем у простых людей. Немаловажным плюсом являются и льготы.

Сперва необходимо выяснить, не привлекали ли кого-нибудь из родственников к административной или уголовной ответственности. При выяснении случаев привлечения — вы можете навсегда забыть о должностях, связанных с судебным креслом. Следует учесть, что данное утверждение будет в силе, даже если наказывали вашего очень дальнего родственника за самый мелкий проступок.

Ваша репутация обязана быть идеальной, перед тем как стать мировым судьей в России. Плюс хорошее образование, полученное в государственном вузе и высокие баллы в дипломе. Возраст — более двадцати пяти лет.

Стаж работы – более пяти лет на юридических должностях. Главным условием является то, что работать можно лишь в государственных организациях. Работа юристом на частной фирме перечеркнет вашу мечту стать судьей. Для начала лучше всего поработать помощником судьи в районном суде или в прокуратуре. Для этого подойдет должность секретаря, оплачиваемая чисто символически.

Что нужно для получения статуса мирового судьи?

Чтобы стать мировым судьей, необходимо соответствовать нескольким критериям.

  1. Мировым судьей могут стать лишь граждане России, у которых нет и небыло другого гражданства. Возраст должен быть не менее 25 лет на момент подачи документов. Высшее юридическое образование — обязательно.
  2. Претенденты на должность судьи обязаны иметь стаж работы не только в юридической отрасли, но и по сходной специальности также не менее пяти лет. Такими должностями могут быть любые должности на государственной службе, но для которых необходимым является высшее образование по специальности «юрист». Кроме этого, в юридический стаж специальности может входить ваша деятельность как преподавателя разных юридических дисциплин, а также работа нотариусом или адвокатом. Проще всего стать мировым судьей для тех, кто работает в аппарате судов, а также тех, кто является работником органов следствия. На должности судей чаще всего выбирают претендентов из числа уже работающих помощников судей и из начальников следственных отделов.
  3. Кандидат на должность судьи не может быть гражданином, который совершал поступок, который бы порочил его.
  4. Для избрания мировым судьёй, обязательно нужно сдавать квалификационный экзамен и после этого получить рекомендации коллегии судей.
  5. Кандидат на должность мирового судьи, а также его родственники не должны быть судимыми. Не выберут мировым судьей тех, кто когда-либо находился на учете у нарколога или психиатра. Претенденты должны быть полностью дееспособными. Лишь кандидаты, которые полностью подходят под данные критерии отбора, могут претендовать на получение статуса мирового судьи.

Обязательно учтите все требования и нюансы в вопросе как стать мировым судьей в России. Ведь основной целью возрождения института мировых судей является цель сближения правосудия с народом и всеобщая его доступность для жителей российских городов.В ТЕМУ!

Решения и постановления судов

Как стать федеральным судьей?

Судья – престижная государственная должность, которая к тому же, весьма щедро оплачивается. Но, не каждый человек может достичь таких высот и стать федеральным судьей . Что же нужно для успеха? Самое главное правило успеха – знания. И запомните, судья – это не должность, а смысл жизни.

Судья все время находится в процессе усовершенствования и получения новых знаний.

С чего начинается профессия федерального судьи?

Безусловно, чтобы стать судьей нужно иметь весьма существенный багаж знаний и естественно, высшее юридическое образование. Но, это только начало. Вам нужен еще и стаж. Как правило, стаж рассматривают весьма детально и лучше, чтобы в течение пяти предыдущих лет вы работали по профессии, причем занимали не «последнюю должность». Кроме всего прочего, вам нужно проверить «родословную», то есть, определить, не было ли судимостей у ваших родственников. Наличие такой судимости может стать отказом в принятии к рассмотрению вашей кандидатуры.

Наверное, именно безупречность репутации является самым важным фактором выбора кандидатов на должность федерального судьи. Как говорят сотрудники суда, репутация должна быть чиста, как слеза младенца. Только тогда у вас есть шанс занять столь престижную должность.

Судья вершит правосудие от имени РФ, а это значит, что знания всех отраслей права должны быть безупречными. При этом, квалификация судьи должна быть действительно высокой, она проверяется специализированным экзаменом. Если вы находитесь на этапе выбора учебного заведения, то вам нужно быть весьма внимательно, отдавая предпочтение приличным, государственным учебным заведениям, а не заштатным коммерческим ВУЗам.

Важные моменты выбора федерального судьи

Закон гласит, что судьей федерального значения могут стать:

  1. Граждане РФ;
  2. Возраст не менее 25 лет;
  3. Наличие высшего юридического образования;
  4. Стаж работы не менее 5 лет (в юридической сфере деятельности).

Сразу же стоит заметить, что после окончания высшего учебного заведения нужно сразу же устроиться на работу и отработать не менее пяти лет. При этом, желательно устроиться в судебный аппарат или же в прокуратуру. Практика показывает, что если кандидат имеет стаж работы в коммерческой организации или же адвокатской конторе, то чаще всего в должности судьи ему отказывают.

Что же касается должности секретаря судьи, то тут вопрос не решен окончательно и закон еще не определил, будет ли данный стаж учитываться, как стаж юридический. Так что, по возможности нужно занять должность помощника судьи. Но, к данной должности путь лежит все равно через работу секретаря.

Стать судьей федерального значения не так и просто. Но наличие безупречной репутации, нужного стажа и феноменальных познаний юриспруденции – путь к реализации вашей цели. Так что, стремитесь, и вы получите желаемое!В ТЕМУ!

Занятие определенных государственных должностей требует от претендентов не только юридического образования, но и стажа работы по специальности.

Юридический стаж и его длительность иногда выступают неотъемлемыми условиями для выплаты дополнительных денежных сумм тем, кто трудится в госструктурах.

Понятие юридического стажа и правовая база вопроса

К названному стажу относится исполнение обязанностей в различных госорганах.

Сюда причисляется деятельность в любых юридических организациях в должности, предполагающей для претендующего обязательность юридического образования.

К такому стажу относится исполнение рабочих функций в прочих должностях, когда они напрямую касаются поддержания прав граждан, хозяйствующих субъектов и соблюдения правопорядка. Это предполагает познания в конкретных правовых областях и опыт их применения.

В продолжительность юридического стажа для женщин входит также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Однако начисляется он лишь в случае выполнения определенной деятельности, предусмотренной законодательством РФ.

Для занятия некоторых должностей существуют особые законодательные требования, устанавливаемые федеральными законами РФ или ведомственными нормативными актами. При этом все они должны соответствовать Конституции РФ.

Как исчисляется юридический стаж?

В качестве основания для установления юридического стажа выступают отметки, зафиксированные в трудовой книжке. Для замещения различных должностей законодатель устанавливает особые нюансы.

Судебные приставы

Должность судебного пристава вправе занимать лицо:

  • обладающее соответствующим образованием;
  • наделенное необходимыми качествами;
  • физическое состояние которого позволяет замещать вакантную должность.

Судьи

Для начисления юридического стажа для назначения судей действующее законодательство предусматривает обязательность соответствия следующим требованиям:

  • возраст – не младше 25 лет;
  • стаж по специальности – от 5 лет.

Иногда для расчета стажа может понадобиться предъявление особой документации (приказов, инструкций и тому подобное), которая подтверждает информацию об исполнении лицом определенных обязанностей. Если при установлении юридического стажа возникают спорные моменты, то для разрешения проблемы создается квалификационная судейская коллегия.

Адвокаты

Для получения адвокатского статуса помимо юридического образования необходимо следующее:

  • продолжительность стажа по специальности – от двух лет либо наличие ученой степени;
  • факт прохождения стажировки в адвокатском образовании;
  • диплом должен быть получен в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию.

Работники МВД

В органах Министерства внутренних дел общая продолжительность службы предусматривает право лица на льготную пенсию. При этом в выслугу лет входит:

  • период замещения должности в органах;
  • нахождение служащего в командировках;
  • нахождение на военной службе;
  • время учебы до поступления на службу;
  • нахождение на испытательном сроке в ОВД.

Существуют и другие аспекты, являющиеся основанием для начисления юридического стажа, которые установлены рядом специальных положений федерального законодательства.

Стаж по юридической специальности для различных должностей определяется согласно квалификационным требованиям. При выполнении лицом рабочих обязанностей, предполагающих специальное образование, которое не имеет его, приобщение этого стажа к юридическому рассматривается специальной комиссией.

16.Мировые судьи.

Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации . Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ.

Компетенция мирового судьи. Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, единолично. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

    уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

    дела о выдаче судебного приказа;

    дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

    дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

    иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;

    дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

    дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

    дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

    дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП;

    дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков . Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ . Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек.

В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Порядок назначения на должность мировых судей.

Мировым судьей может быть:

1.гражданин Российской Федерации,

2.достигший возраста 25 лет,

3.имеющий высшее юридическое образование,

4.стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет,

5.не совершивший порочащих его поступков,

6.сдавший квалификационный экзамен,

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Мировой судья не вправе быть :

1.депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления,

2.принадлежать к политическим партиям и движениям,

3.осуществлять предпринимательскую деятельность,

4.совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет . По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, установленных Законом о статусе судей.

Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта РФ в случаях и порядке, которые установлены указанным Законом.

Решения и постановления судов

Что нужно сдавать на судью?

Стать судьей весьма непросто. Все дело в том, что существуют весьма жесткие требования, которые определяет законодатель нашей страны. Во-первых, кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование. Во-вторых, кандидат должен иметь безупречную репутацию и стаж юридической деятельности.

Причем, законодатель определяет, что важным аспектом считается наличие образование аттестованного учреждения, и стаж именно в государственной инстанции. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» четко определяет все аспекты по отбору кандидатов, а также указывает на то, какие именно требования предоставляет законодатель в вопросе проведения квалификационного экзамена. Чтобы получить желаемую должность, нужно пройти экзамен по юридическим предметам. То есть, фактически, нужно доказать наличие глубоких познаний в юридической сфере деятельности.

Какой экзамен нужно сдавать на судью?

В принципе, сам экзамен можно назвать комплексным, ведь он предусматривает не только проверку знаний, но еще и предусматривает необходимость проверки адекватности реагирования претендента, на определенные нестандартные ситуации юридического плана. То есть, фактически, не каждый человек имеет возможность пройти данный экзамен, ведь кроме знаний, нужна еще и практика. Так что, если вы готовы к таким испытаниям, то вам нужно будет еще раз повторить теорию и немного изучить судебную практику по тому или же иному вопросу (по той или же иной юрисдикции).

Вполне очевидно, что узнать заранее о том, какие именно будут вопросы – невозможно. А судебная коллегия весьма внимательно относится к подбору вопросов, чтобы в действительности иметь возможность правильно подойти к процессу проверки знаний претендента.

Что нужно, чтобы стать судьей?

  1. Нужно узнать о наличии вакантной должности, на которую производится набор кандидатов;
  2. Следует собрать пакет необходимых документов, а также подать заявку. Помните, что заявление, должно быть написано в стандартной, четко определенной законодателем форме, иначе оно не будет принято к рассмотрению;
  3. После принятия всех документов, претенденты уведомляются о проведении квалификационного экзамена. На экзамене предоставляется возможность ответить на четко поставленные вопросы, а также разрешить определенные юридические задачи;
  4. После сдачи, производится проверка всех работ, и в конце, выставляются определенные баллы. По результатам решения квалификационной комиссии, отбираются претенденты, которые получили наибольшее количество баллов.

То есть, фактически, должность судьи может получить только человек с безупречной репутацией, а также с весьма глубокими познаниями в юриспруденции. Именно такому человеку можно доверить вопрос принятия решений по различным юридическим делам.В ТЕМУ!