Реорганизация фмс и передача ее функций мвд. Указ президента об объединении фскн и фмс: какие последствия будут у исторического слияния

Спустя 13 лет МВД вернуло себе антинаркотическое и паспортно-визовое подразделения: в структуру ведомства влились ФСКН и ФМС. Сами службы в результате слияния получают дополнительные полномочия, о которых давно просили

Президент России Владимир Путин во вторник, 5 апреля, объявил о подчинении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральной миграционной службы (ФМС) Министерству внутренних дел России (МВД). Оба ликвидируемых ведомства после присоединения к МВД реализуют свои давние планы - увеличение полномочий.

ФСКН

Вопрос о слиянии ФСКН и МВД обсуждался больше года. Как сообщал РБК источник, близкий к администрации президента, против ликвидации ФСКН был глава ведомства Виктор Иванов. На должность руководителя ФСКН Иванов был назначен в мае 2008 года, до этого он долгое время работал в администрации президента Владимира Путина, в частности с 2004 по 2008 год занимал должность помощника президента по кадровым вопросам.

Последние несколько лет ФСКН старалась расширить круг своих интересов, в частности ведомство хотело монополизировать сферу реабилитации и социализации наркозависимых. ФСКН даже разработала государственную программу, которая предполагает объединение под эгидой ФСКН около 500 существующих в России реабилитационных центров. Они, как планировалось, должны были иметь возможность получать гранты от государства для помощи наркозависимым. Первоначально на эти цели ФСКН запрашивала у государства более 150 млрд руб. Впоследствии предполагаемые расходы на программу сократились до 1,5 млрд.

Полномочия оказывать финансовую и организационную поддержку реабилитационных НКО ведомство получило в августе 2014 года указом Путина. Но реализовать программу у Иванова так и не получилось, поскольку Минфин отказывался выделять под нее деньги. Не удалось ФСКН и утвердить профильный закон о службе, который был разработан еще в 2013 году. Этот закон существенно расширял полномочия службы: ведомство хотело проводить медосвидетельствование, выносить предписания компаниям и индивидуальным предпринимателям, чтобы те «принимали меры по недопущению незаконного оборота наркотиков», и даже через суд приостанавливать работы компаний, если те не исполнили предписание службы.

Но за свою основную работу - по противодействию обороту наркотиков - ФСКН подвергалась критике со стороны экспертов, которые сравнивали показатели службы с показателями МВД. Полицейские занимаются раскрытием нетяжких преступлений, связанных с наркотиками, или преступлений средней тяжести. Эксперты Санкт-Петербургского ​​​института проблем правоприменения в докладе, посвященном эффективности работы двух ведомств, констатировали, что МВД опережает ФСКН в количестве раскрытых преступлений, а ФСКН опережает МВД в объемах изъятых наркотиков.

Весной 2015 года Иванов, комментируя слухи о возможной реорганизации своего ведомства, говорил, что у МВД выше показатели по задержаниям рядовых наркопотребителей, но в поле зрения ФСКН - крупные поставщики и дистрибьюторы наркотиков. «90% всех оптовых партий наркотиков изымает именно ФСКН», - подчеркивал Иванов.

Что будет с более чем 30 тыс. сотрудников ФСКН, которые числятся в штате ведомства, пока неясно. Об увольнениях в ФСКН Путин на встрече с представителями ведомств не сообщал, он лишь заявил, что «вся эта структура будет работать самодостаточно, самостоятельно, но в рамках Министерства внутренних дел». В самой ФСКН в середине января объявили о том, что проводят оптимизацию структуры и штата.

Какое структурное подразделение будет создано в МВД в связи с присоединением к ФСКН, пока не объявлялось. До создания ФСКН борьбой с наркотиками в МВД занималось Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН). После расформирования были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Как писал «Коммерсантъ», после ликвидации ФСКН предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Кроме того, по данным газеты, ​обсуждается и возможность воссоздания ГУБНОН.

ФМС стала самостоятельным подразделением в 2004 году, когда ведомство вышло из состава МВД. В последние годы в ФМС жаловались, что служба не входит в число правоохранительных органов и не обладает функциями, необходимыми для работы с мигрантами, объясняет собеседник РБК в ФМС. На прошлой неделе о недостатке полномочий на круглом столе в Общественной палате говорила замначальника отдела мониторинга департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Надежда Воронина.

Весной 2014 года ФМС разработала законопроект «Об иммиграционном контроле», существенно расширяющий полномочия ведомства и превращающий его в полноценную силовую структуру. Если бы этот закон был одобрен Госдумой и подписан президентом, сотрудники службы могли бы проводить проверки юридических лиц, аннулировать лицензии и изымать разрешения у работодателей. Кроме того, сотрудники ведомства были бы вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по факту организации незаконной миграции, проверять документы у граждан и применять оружие.

В компетенцию ФМС до ее ликвидации входили вопросы предоставления гражданства, выдача виз на въезд в Россию, оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации, депортация и запрет на въезд для нарушителей миграционного законодательства. Руководство ведомства состоит из представителей силовых органов. Трое из восьми замов руководителя ФМС Константина Ромодановского - выходцы из органов госбезопасности, как и он сам, еще трое - выходцы из МВД.

В ФМС после сокращения штатной численности летом 2015 года работало 36 тыс. человек. Уже известно, что ФМС сократит еще 30%: об этом говорится в указе Путина о слиянии структур. Сам факт возвращения ФМС в состав МВД не означает, что «самостоятельное состояние было признано неудачным», рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам. «Просто в результате межведомственной проработки пришли к мнению, что на данном этапе более целесообразна такая структура», - пояснил Песков.

Судьбу нынешнего главы ФМС Ромодановского будет решать Путин, сказала во вторник РБК замруководителя ФМС Екатерина Егорова.

Президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с РБК заметил, что решение о слиянии ведомств напрашивалось давно, поскольку в последнее время часть функций миграционной службы получило Министерство внутренних дел. По его словам, есть два варианта подчинения ФМС МВД. Первый вариант предполагает, что ФМС остается службой, но в рамках МВД, а руководитель миграционного ведомства становится заместителем министра внутренних дел.

«Второй вариант заключается в том, что ФМС превратится, по сути, в паспортно-визовый центр при МВД, которым она и была раньше. Функции контроля за мигрантами и регулирования миграции тогда нужно будет кому-то отдать, поскольку этим МВД не занималось», - добавляет Поставнин. По его словам, функции выдачи трудовых патентов мигрантам можно отдать либо регионам, как это происходит в Москве, либо Минтруду.

После присоединения к МВД ФМС в какой-то степени реализовала свое желание расширить полномочия, уточняет Поставнин. Но эти полномочия - дознание, допрос, оперативная работа - сотрудникам службы, скорее всего, не понадобятся, уверен Поставнин. Непосредственной работой с мигрантами, по его мнению, будут заниматься полицейские - участковые, постовые и т.д., поскольку ФМС сконцентрируют на паспортно-визовой работе.

Вячеслав Козлов

Присоединение ФМС к МВД, а также упразднение ФСКН обсуждалось давно. 5 апреля стало днем Х для всех трех ведомств. К чему приведет слияние двух ведомств в составе Министерства внутренних дел?

Последние новости: ФСКН и ФМС, упразднение

Слияние с Министерством внутренних дел, как ожидается, расширит полномочия антинаркотического ведомства. Именно этого руководство ФСКН в лице добивалось долгие годы. Иванов, однако, был против передачи ФСКН в МВД, но упорно добивался, чтобы его ведомству разрешили заниматься реабилитацией наркозависимых в одностороннем порядке, т.е. объединить под своим началом реабилитационные центры страны. Реализовать программу так и не получилось, Министерство финансов отказалось спонсировать программу.

Помимо этого ФСКН добивалась принятия закона о службе, который бы разрешил ведомству выдавать бизнесу предписания о проведении мер по «недопущению незаконного оборота наркотиков». Законопроект так и остался только проектом.

Что же ожидает ведомство после присоединения к МВД? Во первых, как передает РБК , уже объявлено, что сотрудники ФСКН получат полномочия, которых не имели ранее. Однако, что это за полномочия, пока не сообщается.

Неизвестно также, ожидает ли ФСКН волна сокращений, и в какое подразделение МВД перейдут наркополицейские. По данным «КоммерсантЪ», скорее всего они будут числиться в подразделении угрозыска.

ФМС и ФСКН передадут в МВД: новые новости

ФМС, вышедшая из состава МВД в 2004 году, также долго боролась за свои права. Так, ведомство добивалось возможности проводить проверки среди юридических лиц, изымать разрешения на работу у руководителей компаний, нарушающих законодательство и даже применять оружие. Эти полномочия ведомству предоставлены не были.

Сейчас ведомство – на пороге очередной волны сокращений. Ожидается, что штат сократится примерно на 30%. При этом судьба руководителя ведомства пока не решена.

Между тем, то, что ФСКН и ФМС ликвидировали – это логично, считает Вячеслав Поставнин, президент фонда «Миграция XXI век». Что касается ФМС. То у него два пути развития: либо он превратится в своеобразный визовый центр при МВД, либо останется отдельным подразделением, существующим в структуре Министерства внутренних дел.

Хорошая антикризисная мера

Слияние ФМС и ФСКН в состав МВД, считают эксперты – хорошая антикризисная мера. Главным последствием такого решения станет оптимизация бюджета. Сэкономить получится порядка 30 млрд рублей, пишет МК .

Кроме того, теперь у представителей МВД и сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков больше не будет поводов перекладывать ответственность друг на друга

«Общаясь с сотрудниками территориальных подразделений полиции по борьбе с наркотиками, я вижу то, что они не заинтересованы в системной разработке наркоторговцев. Они говорят: на это есть ФСКН. При этом в ФСКН считают, что им не пристало заниматься «розницей». Однозначно, такая ситуация требует изменения и подразделения по борьбе с наркотиками нужно усиливать. В полиции для этого есть все необходимое - оперативные службы, спецназ, информационные базы. С ФМС - тоже самое. У нас и сейчас нелегальных мигрантов гоняет полиция, а в ФМС говорят, что нет на это сотрудников. В моем понимании слияние этих структур разумно», - отмечает Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ.

Того же мнения придерживается Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюза сотрудников полиции. По его мнению, МВД начнет работать более оперативно после присоединения к ведомству ФСКН и ФМС.

Реформа правоохранительных органов с высокой долей вероятности в ближайшие несколько месяцев негативно скажется на миграционной ситуации в регионах УрФО. Уральские силовики ожидают после присоединения к МВД наркоконтроля и ФМС сокращения штатной численности миграционной службы на 30%. При этом объем работы переведенных сотрудников останется прежним. Официально в ведомствах обстановку не комментируют из-за отсутствия детального понимания механизмов грядущей реорганизации. В итоге, опасаются эксперты, ситуация может привести не только к снижению контроля за миграционными процессами, но и сказаться на гражданах России, обращающихся в ФМС за госуслугами от регистрации по новому месту жительства до получения загранпаспорта.

Перераспределение правоохранительных полномочий в пользу МВД, структуры которого пополнятся за счет ликвидируемых ФМС и ФСКН, несет в себе риски осложнения миграционной ситуации в регионах УрФО. Как стало известно из указа главы государства, гарантию трудоустройства получают только представители наркоконтроля – их ведомство переводится в МВД полным составом с сохранением всех выслуг и прочих льгот. В миграционной службе перспективы гораздо пессимистичнее – уже известно о сокращении штатной численности на 30% без изменения общего объема работ.


«ФМС – это не только учет гастарбайтеров да облавы на нелегалов. Паспортное обслуживание населения, регистрация по месту жительства – это тоже функции этого ведомства. Кто потеряет работу – неизвестно до сих пор. Если при прошлогодних сокращениях у силовиков заявлялось, что в первую очередь урежут вакантные ставки и часть руководящих постов, то сейчас такого нет даже на декларативном уровне. То есть высока вероятность того, что под сокращение попадут и инспекторы «на земле». Что это будет означать для граждан? Риск того, что вырастут очереди, а сроки предоставления госуслуг – увеличатся. Любые изменения сопровождаются организационными вопросами, решение которых отнимает время и ресурсы», – пояснил источник редакции, знакомый с деталями реформы в ведомствах.

С его мнением согласны и федеральные эксперты. Так, глава Общественного совета при ФМС России Владимир Волох считает, что МВД не сможет эффективно переключиться на миграционную проблематику, в том числе и из-за заявленных сокращений в ликвидируемой организации.

«Полагаю, что не так много будет приглашено на работу в органы МВД России, и это серьезная проблема, потому что все базы данных, которые есть, система управления этими процессами – это наработки многих длительных лет. Сразу переключиться, тем более ведомству, которое не специализируется на широком круге вопросов, а только на одном – предотвращении незаконной миграции, не получится. А по остальным направлениям будут проблемные зоны, причем серьезные», – заявил Волох.

По словам собеседников издания, на территории УрФО в силу экономической и географической специфики практически все субъекты требуют особого надзора в сфере миграционной политики. Ослабление, указывают эксперты, чревато потерей или снижением контроля по ключевым направлениям.


«Если брать УрФО – то тут есть несколько субъектов, которым требуется повышенное внимание. Во-первых, конечно, это автономные округа из-за высокого числа мигрантов-гастарбайтеров. Малейшее ослабление контроля грозит непредсказуемыми последствиями, а ведь и так периодически идут сообщения о выявлении и задержании вербовщиков той же ИГИЛ (экстремистская организация, запрещенная в РФ. – Прим. ред.). Кроме того, значительная часть наркотиков перевозится мигрантами из Средней Азии», – пояснил риски сотрудник силовых структур.

При этом собеседники редакции отмечают, что остальные регионы, входящие в УрФО, также обладают специфическими характеристиками, требующими особого контроля со стороны миграционных служб вне зависимости от того, кому принадлежат соответствующие полномочия.

«Субъекты, которые находятся, скажем так, на юге федерального округа, крайне важны в структуре внутренней безопасности по другой причине. Есть Челябинская, Курганская и Тюменская области на казахской границе. Есть Екатеринбург, сам по себе притягивающий гастарбайтеров, и при этом здесь же крупный международный авиаузел – то есть потоки идут достаточно мощные, и нет поводов рассчитывать на то, что они вдруг тоже сократятся на эти 30%», – заявил в анонимной беседе представитель одного из региональных подразделений ФМС.

При этом региональные управления из-за отсутствия приказов и инструкций, детализирующих анонсированные изменения, отказываются от комментариев, в том числе – и относительно количества ныне действующих сотрудников, треть из которых оказались претендентами на увольнение.

«Людей понять можно. Убирать будут 30%, а сделать это за счет незанятых должностей и руководящих постов не получится даже при желании. С учетом российских традиций, когда сокращения касаются начальства в последнюю очередь, очевидно, что без работы остаться может любой. Логично, что в ближайшее время ни от кого вы не услышите ни одного высказывания, которое могло бы негативно сказаться при принятии решения о карьерных перспективах этого конкретного сотрудника», – пояснил ситуацию собеседник редакции.


Отметим, что внутри ведомства подобные пессимистичные настроения разделяют далеко не все работники. Некоторые представители напоминают о том, что при выводе миграционной службы из ведения МВД структура уже сталкивалась с серьезными кадровыми проблемами, которые, вероятно, получится ликвидировать при обратном присоединении.

«На самом деле все далеко не так драматично. Да, будут сокращения. Но с другой стороны, а давно ли те же самые миграционщики жаловались, что с независимостью от полиции они потеряли в зарплате? Всего три года назад, когда с них активно снимали погоны, переводя на гражданскую службу, тоже все жаловались, мол, нет погон – нет и надбавок за звание, за выслугу и т.д. Пришли к тому, что зарплаты по некоторым должностям и до 10 тысяч рублей не дотягивали. Теперь вернутся в строй. Конечно, офицерами полиции они не станут, но возвращение им специальных званий внутренней службы очень вероятно. Так что сотрудников в целом станет меньше, зато, если они снова начнут получать отмененные доплаты, появится возможность более тщательно отбирать претендентов, а в сумме это позволит сохранить нынешнюю производительность труда», – считает один из высокопоставленных полицейских.

Завершиться все организационно-штатные мероприятия, связанные с реформой правоохранительных органов, должны до 1 июня.

« » будет внимательно следить за развитием событий.