Срок подачи справки о валютных операциях. Когда предоставляется справка о валютных операциях? Банк имеет право запросить документы по любому платежу в рамках валютного договора

Актуальные вопросы по исполнению требований Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция № 181-И):

В соответствии с требованиями Инструкции № 181-И при совершении операции (в валюте РФ или в иностранной валюте) по контракту, сумма которого в эквиваленте более 200 тыс. руб., но менее "пороговой" суммы для постановки контракта на учет, резидент должен предоставить в уполномоченный банк документы, связанные с проводимой операцией. При этом для проведения платежа в валюте РФ предоставляется расчетный документ по операции, заполненный в соответствии с п. 2.13 Инструкции № 181-И и содержащий информацию о коде вида операции согласно Приложению 1 к Инструкции. Для проведения операции в иностранной валюте рекомендуем также дополнительно предоставить заполненную форму "Сведения о валютной операции". Данная форма размещена на сайте Банка и в системах дистанционного обслуживания.

Никаких действий по контрактам, на которые ранее были оформлены ПС, от резидентов не требуется. Все такие контракты/кредитные договоры с 01.03.2018 г. считаются поставленными на учет в уполномоченном банке. Номер ПС становится уникальным номером контракта/кредитного договора (УНК).

Инструкция № 181-И не предусматривает предоставление резидентами в Банк документов по зачислениям валюты РФ по контрактам, не требующим их постановки на учет. Исключение: в случае несогласия резидента с кодом вида операции, указанным в расчетном документе, либо в случае отсутствия кода в расчетном документе резидент вправе представить в Банк информацию о соответствующем коде вида операции с приложением документов для его обоснования.

Согласно пункта 2) части 1.1 Статьи 19 Федерального закона 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять в уполномоченный банк информацию не только о сроках возврата аванса в соответствии с условиями контракта в случае неисполнения обязательств, но и о сроках исполнения основных обязательств нерезидента по контракту в счет ранее уплаченного аванса. В Пункте 1.1. Приложения 3 к Инструкции № 181-И указан порядок определения (расчета) каждого из этих сроков.

Согласно пункту 8.7 Инструкции 181-И при изменении сведений, содержащихся в принятой банком УК справке о подтверждающих документах (СПД) , в т.ч. сведений об ожидаемом сроке, резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, должен представить в банк УК новую СПД, содержащую скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения.

Для перевода в Банк на обслуживание контракта (кредитного договора), ранее поставленного на учет в другом уполномоченном банке, резиденту необходимо предоставить информацию об уникальном номере контракта/кредитного договора (УНК), а также контракт (кредитный договор) либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для заполнения I раздела Ведомости банковского контроля по контракту/кредитному договору.

Для направления "новым" банком запроса в Банк России требуется наличие информации о дате и основании снятия с учета контракта/кредитного договора в "прежнем" банке.

В случае изменения сведений о резиденте, поставившем на учет контракт (кредитный договор), резидент должен представить в Банк заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля, оформленное в соответствии с требованиями п. 7.2 Инструкции № 181-И, с указанием тех реквизитов, которые требуют изменения в ведомости банковского контроля.
Рекомендованная Банком форма заявления размещена на сайте Банка и реализована в системах дистанционного обслуживания.
Заявление представляется резидентом не позднее тридцати рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, либо в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

Банк разработал и предлагает к использованию следующие документы для целей валютного контроля, в рамках исполнения требований Инструкции № 181-И: - Заявление о постановке контракта на учет; - Заявление о постановке кредитного договора на учет; - Заявление о внесении изменений в раздел I Ведомости банковского контроля; - Заявление о снятии контракта (кредитного договора) с учета; - Сведения о валютной операции. Формы документов, а также порядок их заполнения размещены на сайте www.. В разделах «Малый бизнес» и «Крупный бизнес» данная информация также присутствует.
Для клиентов экс-ВТБ24 - на сайте www.vtb24.ru -> Бизнесу -> Расчетное обслуживание -> ВЭД и валютный контроль -> Валютный контроль.
На тех же ресурсах размещены форма справки о подтверждающих документах (установленная Приложением 6 к Инструкции № 181-И) и порядок ее заполнения.
Также обновленные формы документов для целей валютного контроля реализованы в системах дистанционного обслуживания (они могут отличаться от форм, размещенных на сайте).

Согласно главе 4 Инструкции № 181-И контракт (кредитный договор), заключенный между резидентом и нерезидентом, ставится на учет в следующих случаях: Экспортный (Импортный) контракт, предусматривающий вывоз (ввоз) из РФ (в РФ) товаров, выполнение резидентом (нерезидентом) работ, оказание резидентом (нерезидентом) услуг, передачу резидентом (нерезидентом) информации и результатов интеллектуальной деятельности, оказание резидентом (нерезидентом) услуг, связанных с продажей ГСМ и материально-технических запасов для обеспечения эксплуатации транспортных средств, передачу резидентом (нерезидентом) движимого или недвижимого имущества в аренду, финансовую аренду - если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте по курсу Банка России на дату заключения контракта, либо на дату заключения последних изменений (дополнений), предусматривающих изменение суммы контракта, по Экспортному контракту - 6 млн. российских рублей или по Импортному контракту - 3 млн. российских рублей.

Кредитный договор (договор займа) - если сумма предоставляемых (получаемых) резидентом заемных средств равна или превышает в эквиваленте 3 млн. российских рублей по курсу Банка России на дату заключения кредитного договора, либо на дату заключения последних изменений (дополнений), предусматривающих изменения суммы кредитного договора.

Резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), должен осуществить его постановку на учет в следующие сроки (п. 5.7 Инструкции № 181-И):
1) При списании денежных средств (далее - ДС) в пользу нерезидента - не позднее даты представления распоряжения о списании средств.
2) При зачислении ДС от нерезидента - не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления средств на счет резидента.
3) При совершении расчетов с нерезидентом через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте - не позднее 30 рабочих дней после окончания месяца, в котором была осуществлена указанная операция.
4) При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза в РФ (вывоза из РФ) товаров и при наличии требования о таможенном декларировании товаров - не позднее даты подачи ДТ, документа, используемого в качестве ДТ, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара).
5) При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза в РФ (вывоза из РФ) товаров и при отсутствии требования о таможенном декларировании - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы (далее - ПД).
6) При исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены ПД.
7) При исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в пунктах 1 - 6 - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены ПД. 8) В случае если контрактом (кредитным договором) не определена сумма обязательств:
не позднее срока для представления резидентом документов, связанных с проведением операций, не позднее даты подачи документов для таможенного оформления товара или срока для представления справки о ПД в случае иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) при проведении той операции, таможенном оформлении той партии товара, ином исполнении обязательств, в результате которого сумма расчетов по контракту (кредитному договору), стоимость товара по контракту, сумма обязательств по контракту (кредитному договору) будет равна или превысит пороговое значение для постановки контракта (кредитного договора) на учет.

С 01.03.2018 г. номер ранее оформленного по контракту (кредитному договору) паспорта сделки (ПС) становится уникальным номером контракта/кредитного договора (УНК).

Справка о подтверждающих документах (далее СПД) продолжает использоваться в условиях действия Инструкции № 181-И и является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов (п. 1.3 гл. 1). Случаи, порядок и сроки предоставления СПД регламентируются гл. 8 Инструкции № 181-И. Форма и порядок заполнения СПД установлены Приложением 6 к Инструкции № 181-И.

Обращаем внимание, что статьей 15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение сроков предоставления СПД.

С 01.03.2018 отменено требование о представлении резидентами в уполномоченный банк справки о валютных операциях.

В соответствии с Инструкцией № 181-И резидент обязан или вправе предоставить документы, связанные с проводимой операцией.

При наличии требования о предоставлении информации об операции (УНК, код вида операции, ожидаемый срок) данная информация может быть предоставлена как в произвольном формате, так и по форме "Сведения о валютной операции", рекомендованной Банком (для оперативности контроля на стороне Банка).

№14 Достаточно ли для исполнения платежа в иностранной валюте направить в Банк только заявление на перевод с указанием основания платежа и реквизитов договора с нерезидентом, сумма которого меньше или равна эквивалента 200000 рублей?

Нет, такого заявления на перевод недостаточно.

Согласно пункту 2.7 Инструкции № 181-И при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте резидент в рассматриваемой ситуации должен предоставить в уполномоченный банк информацию о коде вида операции, соответствующем наименованию операции из Приложения 1 к Инструкции № 181-И.

Резидент может использовать для предоставления в Банк ВТБ (ПАО) форму "Сведения о валютной операции" или предоставить информацию в произвольной форме на бумажном носителе или по системе ДБО. В любом случае сведения о валютной операции или иное сообщение клиента должно содержать указание на то, что сумма договора с нерезидентом не превышает в эквиваленте 200000 рублей, в связи с чем документы, связанные с проводимой операцией, не предоставляются.

№15 Можно ли считать наличие во внешнеторговом договоре срока его действия достаточным для выполнения требований Федерального закона № 173-ФЗ о включении в договор информации о сроках исполнения обязательств сторонами (вступают в действие с 14.05.2018), или сроки исполнения должны быть установлены отдельно?

По нашему мнению, наличия срока действия договора недостаточно.

Согласно части 1.1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах, заключенных между резидентами и нерезидентами в целях осуществления внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам. Срок действия договора может включать также, например, гарантийный период, срок для предъявления возможных претензий после исполнения обязательств или иные дополнительные сроки, не относящиеся к контролю за сроком репатриации средств по внешнеторговым контрактам.

Уважаемые клиенты,

На официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации 20.09.2018 опубликовано Указание Банка России от 05.07.2018 № 4855-У О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

В соответствии с п.2 Указания оно вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования, то есть с 20.11.2018.

С полным текстом Указания можно ознакомиться на официальном сайте Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru) и в информационно-правовой системе «Консультант».

Документы валютного контроля для банка

Ввиду требований частей 2 и 3 статьи 22 закона «О валютном…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ контроль над перемещением валюты в РФ осуществляется органами власти (Правительством, ЦБ, ФНС и ФТС). При этом банки являются валютными агентами и обязаны выполнять контрольные мероприятия в отношении своих клиентов, осуществляющих валютные операции.

Часть 7 статьи 23 ФЗ № 173 обязывает их отчитываться перед ЦБ РФ и другими компетентными органами об операциях с валютой, которые совершаются организациями и гражданами с использованием открытых у них счетов. При этом банки в силу требований части 1 статьи 23 ФЗ № 173 наделены правом получения от своих клиентов информации, касающейся легальности выполняемых ими валютных операций и обслуживания принадлежащих им банковских счетов.

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в части 9 статьи 1 ФЗ № 173. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

Документы для контроля

Полный список бумаг, при помощи которых можно доказать законность выполнения валютной проводки, приведен в части 4 статьи 23 ФЗ № 173. В частности, к таковым относятся:

  • документы, устанавливающие право на имущество, факт регистрации организации, ее правовой статус (резидент, нерезидент), постановку на налоговый учет;
  • бумаги, оформляемые банками и компетентными органами, указывающие на возможность компании открыть счет, провести по нему конкретную операцию, а также подтверждающие ее осуществление;
  • договоры, соглашения, акты приема-передачи, накладные, коносаменты и прочие документы, указывающие на наличие сделок и исполнение обязательств по ним;
  • паспорт сделки;
  • таможенные декларации, указывающие на перемещение валюты и товаров через границу.

Основными формами учета, которые требуются для легального проведения валютных транзакций, согласно положениям пункта 1.5 инструкции ЦБ РФ «О порядке…» от 04.06.2012 № 138-И (далее — Инструкция), выступают:

Скачать форму справки
  • справка о валютных операциях (далее — СВО);
  • справка о подтверждающих документах для валютного контроля (далее — СПД).

Следует помнить, что для проведения контроля в отношении одной операции, согласно статье 23 ФЗ № 173, банку требуются лишь документы, имеющие к ней непосредственное отношение. Если при этом к конкретной операции относится лишь часть текста документа, организация может представить лишь выписку, подтверждающую конкретную транзакцию. Обозначенная норма также обязывает организацию предоставлять только документы, действительные на дату их направления (оригиналы остаются у предъявителя, в дело подшиваются лишь копии, заверенные банковской организацией или государственным органом). При этом не стоит забывать о необходимости нотариально подтвержденного перевода бумаг, выполненных на иностранном языке, и их легализации посредством простановки апостиля.

Паспорт сделки

Паспорт сделки, исходя из предписаний пункта 6.1 Инструкции, является основным документом компании, который требуется банку для контроля за движением валюты. Приложением № 4 к Инструкции предусмотрены 2 формы бланка паспорта (для контракта и кредитного договора).

Направляется документ банку, в котором у компании имеется валютный счет, задействованный для расчетов по сделке (при этом для каждого контракта делается отдельный паспорт). Помимо паспорта организация, ввиду пункта 6.6 Инструкции, должна представить банку заключенный договор и иные бумаги, которые обозначены в паспорте или требуются для подтверждения обозначенных в нем сведений.

При направлении проекта соглашения вместе с паспортом требования пункта 6.12 Инструкции обязывают компанию направить уже подписанный контракт в течение 15 дней с момента его заключения. Банку, в свою очередь, отводится 3 дня на проверку представленных документов. В случае их соответствия предъявляемым требованиям он должен составить для данной сделки паспорт в электронном варианте, а также присвоить ему учетный номер. При этом готовым документ признается с момента его подписания банковским работником и присвоения ему номера.

Не знаете свои права?

Конкретного срока для предоставления паспорта сделки законодательством не устанавливается, однако следует знать, что он должен быть направлен в банк, согласно пункту 6.5 Инструкции, одновременно с СВО или СПД (в зависимости от того, какая из указанных справок оформляется раньше).

Справка о валютных операциях - образец заполнения на 2018 год

Согласно пункту 2.1 Инструкции, организация обязана оформить и представить своему валютному агенту (банку, оформлявшему паспорт сделки) СВО и документы, в ней указанные (подтверждающие законность операции), при списании валюты со своего счета либо зачислении средств на него. При этом данный пункт предоставляет и возможность не представлять подтверждающие документы, если сумма операции не превышает 1 000 долларов.

Практикам следует помнить также о ситуациях, определенных пунктом 2.4 Инструкции, когда предоставление не требуется, например:

  • при произведении операций между организацией и ее уполномоченным банком (купле-продаже валюты, переводе валюты со счета на депозит и т. д.);
  • при произведении валютных операций между резидентами, счета которых находятся в одном и том же уполномоченном банке;
  • при обозначении в соглашении между организацией и банком обязанности последнего оформлять СВО самостоятельно.

СВО оформляется по унифицированной форме (приложение № 1 к Инструкции). При этом помимо собственно бланка справки в указанном приложении содержится подробная инструкция по ее заполнению. Образец заполненной СВО вы можете скачать на нашем сайте .

Справка о подтверждающих документах

Необходимость оформления СПД, а также прилагаемых к ней документов, подтверждающих исполнение по сделке, предусмотрена пунктом 9.1 Инструкции. Справка эта выполняется на унифицированном бланке, который можно найти в приложении № 5 к Инструкции (там же можно ознакомиться с порядком заполнения).

Следует помнить, что СПД оформляется только в том случае, если ранее на сделку был оформлен паспорт. Соответственно, подается справка, согласно пункту 9.1 Инструкции, именно в то отделение банка, которое оформляло (или будет оформлять) паспорт.

Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1-9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции. Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. При этом от организации требуется лишь своевременная подача подтверждающих документов.

Валютный контроль и сроки предоставления документов

Сроки представления учетных форм (СВО и СПД) и прилагаемых к ним документов также определяется Инструкцией. Так, СВО с прилагаемыми к ней документами направляется в банк, согласно пункту 2.3, одновременно с распоряжением о списании валюты со счета. Если речь идет о зачислении валюты на счет организации, справка направляется в банк в течение 15 дней с момента зачисления.

Порядок исчисления сроков представления СПД и документов, к ней прилагаемых, обозначен в пункте 9.2.1. Согласно его положениям, данную справку необходимо направить в банк в течение 15 дней после окончания месяца, в котором таможенными органами на декларации (заявлении на условный выпуск) была проставлена соответствующая отметка о дате ввоза (вывоза) или условного выпуска. В том случае, если исполнение контракта подтверждают иные документы, предельный срок направления СПД, согласно пункту 9.2.2, ограничивается 15 днями после окончания месяца, когда подтверждающие документы были оформлены.

При этом следует помнить, что при наличии нескольких таможенных отметок или подтверждающих документов, имеющих разные даты, в расчет принимается последняя из них.

Подводя итог, отметим, что документами валютного контроля по факту являются не только собственно бумаги, подтверждающие легальность проведения валютных операций, но и документы (учетные формы), которые необходимы для сопровождения и учета всех проводимых валютных операций. Под последними понимаются паспорт сделки, справки о валютных операциях и подтверждающих исполнение сделки документах.

Скачать форму справки

Инструкция 138 и справка о валютных операциях

При проведении валютных операций, перечисленных в законе «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173) и подлежащих обязательному валютному контролю, резидент должен представить в уполномоченный банк (далее — УБ) отчетные документы, к которым ранее относилась справка о валютных операциях (далее — СВО). Данная обязанность существовала до 01.03.2018 и была установлена гл. 2 инструкции Банка России «О порядке представления…» от 04.06.2012 № 138-И (далее — инструкция № 138-И).

При этом действие инструкции № 138-И распространялось на следующих лиц — резидентов РФ:

  • юридических лиц и их филиалы;
  • физических лиц — индивидуальных предпринимателей;
  • лиц, осуществляющих частную практику.

К основаниям подачи СВО относятся:

  • перечисление нерезидентом — контрагентом по сделке на транзитный валютный счет резидента иностранной валюты;
  • исполнение резидентом своих обязательств по договору путем списания иностранной валюты с его расчетного счета и зачисления на счет нерезидента;
  • расчет по сделке осуществляется в рублях, при этом оформляется паспорт сделки (далее — ПС).

ВАЖНО! Оплата по договору в рублях без паспорта сделки не требует предоставления в УБ справки, необходимо направить только обосновывающие платеж документы.

Порядок оформления ПС как документа валютного контроля также регулировался отмененной инструкцией № 138-И. Так, ПС представлялся:

  • при экспортных и импортных операциях;
  • заключении договоров на сумму, равную или превышающую 50 000 долларов США;
  • осуществлении расчетов с зарубежными партнерами и в др. случаях.

Заполнение справки о валютных операциях, где скачать образец бланка 2017 года

Инструкция № 138-И подробным образом регламентировала, оформление справки о валютных операциях и каков порядок ее заполнения. К ней также прилагалась форма справки, которая могла быть заполнена резидентом как письменно, так и в электронном виде. Сама справка направлялась в УБ в 1 экземпляре.

Заголовочная часть СВО охватывала следующую информацию:

  • Название уполномоченного банка, где у резидента открыт валютный счет.
  • Наименование резидента.
  • Дату заполнения справки.
  • Номер счета резидента.
  • Код страны иностранного банка (если операции проходят через банк-нерезидент).
  • Признак корректировки (заполняется только в случае представления корректирующей СВО).

Основная часть включала в себя следующие графы:

  • Сведения о документе — основании проведения операции (уведомлении, распоряжении и т. д.).
  • Дату осуществления операции.
  • Признак платежа.
  • Код вида валютной операции.
  • Сумму операции.
  • Реквизиты паспорта сделки или договора.
  • Срок возврата аванса.
  • Ожидаемый срок.

Дополнительная часть состояла из:

  • примечания, в котором могли быть указаны дополнительные сведения по осуществляемым валютным операциям.
  • Сведений УБ (даты получения СВО банком, даты возврата СВО (с обоснованием причин) уполномоченным банком (с указанием причин возврата), даты принятия справки).

Как заполнялись графы «Дата операции», «Признак платежа» и «Ожидаемый срок» в справке о валютных операциях

Некоторая часть граф основной части СВО не вызывала трудностей при заполнении. Разберем более подробно только те, которые нуждаются в пояснении.

Графа 4 «Признак платежа» свидетельствовала о виде валютной операции. В ней необходимо было проставить одну из нижеследующих цифр:

  • 1 — если деньги поступают на счет российской стороны сделки;
  • 2 — если деньги переводит сам резидент;
  • 7 — при получении денег на счет российской стороны, которая является финансовым агентом (фактором), если по сделке оформляется ПС;
  • 8 — если деньги поступают, или 9, если списываются на/со счета третьего лица — резидента или резидента, который не оформляет ПС, при заполнении СВО российским контрагентом, оформившим ПС;
  • 0 — если платеж перечисляется в рамках исполнения обязательств по аккредитиву в пользу бенефициара — иностранного контрагента.

Графа 12 «Ожидаемый срок» предполагала указание предельного срока (последней даты) исполнения обязательств иностранным контрагентом по сделке, которая требует оформления ПС, и заполняется только в случае получения российской стороной товаров / принятии ею работ, оказанных услуг / получении сведений и результатов интеллектуальной деятельности в счет произведенного резидентом авансового платежа.

Предельный срок рассчитывался следующим образом:

  • Если в договоре указана дата исполнения обязательств, к ней прибавлялись сроки, требуемые согласно обычаям делового оборота для перемещения товаров в Российскую Федерации и (или) оформления документов, свидетельствующих об исполнении иностранным контрагентом обязательств.
  • Если в договоре не указан срок исполнения, он рассчитывался российским контрагентом самостоятельно с учетом вышеуказанных сроков ввоза товаров и (или) оформления подтверждающих документов.

Сроки предоставления справки

В зависимости от вида осуществляемой операции инструкцией № 138-И было предусмотрено несколько сроков представления СВО. Так:

  • Если резидент получает денежные средства на свой транзитный валютный или расчетный счет или перечисляет их с расчетного счета посредством банковской карты, справка передается в УБ в течение 15 рабочих дней после зачисления или перечисления денег.
  • При проведении операции через счет иного лица-резидента в УБ — в пределах 15 р. д. после оформления справки о валютной операции по счету данного лица.
  • При осуществлении обязательств по импортному аккредитиву, в котором получателем выступает иностранный контрагент, — в течение 15 р. д. после завершения месяца, в котором был осуществлен платеж по аккредитиву.
  • При получении резидентом денег на свой счет, открытый в ином УБ, согласно условиям сделки по уступке требования нерезиденту справка представляется в УБ не позже 15 р. д. после того, как была получена справка иным УБ.
  • При осуществлении резидентом операции по своему счету или счету третьего лица, открытому в иностранном банке, если оформляется паспорт сделки, — в пределах 30 р. д. после проведения операции.
  • При переводе резидентом денег иностранному контрагенту со своего расчетного счета справка представляется наряду с распоряжением о списании средств.

ВАЖНО! Несоблюдение сроков подачи справки может повлечь административную ответственность резидента, которая предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа с максимальной границей в 150 000 руб. (в зависимости от характера нарушения и статуса нарушителя).

Таким образом, при осуществлении определенного вида валютных операций российскому контрагенту по сделке до 01.03.2018 г. было необходимо представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях. Данная справка составляась по установленной законодателем форме и передавалась в регламентированные им сроки, за нарушение которых резиденту грозила административная ответственность. В 2018 — 2019 году справка о валютных операциях более не используется.

Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.

В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.

В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2018 году.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

2. Валютный контроль для юридических лиц

3. Органы российского валютного контроля

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

5. Изменения в закон о валютном контроле

6. Документы в банк для валютного контроля

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

Итак, идем по порядку.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:

  1. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» . Данный закон претерпел изменения 14.05.2018 г.
  2. Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г. , принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2018 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
  3. Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ . В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.

Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2018 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.

2. Валютный контроль для юридических лиц

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

3. Органы российского валютного контроля

Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.

В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.

Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…

Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.

Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:

  1. Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
  2. Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  3. Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;

Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2018 г. внесено важное изменение:

  • В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту . Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
  • В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса , если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.

Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).

Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.

В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.

Например, организация получила акт выполненных работ за март 2018 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2018 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2018 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2018 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).

При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.

5. Изменения в закон о валютном контроле

Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.

Справка о валютных операциях с 01.03.2018 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.

Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2018 г.

Таблица: Изменения в закон о валютном контроле

Инструкция №138-И

до 28.02.2018 года

Инструкция №181-И

с 01.03.2018 года

Влияние суммы контракта на валютный контроль для юридических лиц
Паспорт сделки (если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США на дату ее заключения) На учет ставится контакт, которому присваивается уникальный номер (подробнее об этом читайте ниже)
Процесс передачи контракта банку
Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. В некоторых случаях контракт может быть предоставлен позднее
Справка о валютных операциях
При совершении сделки на сумму свыше 1000 долл. надо было: отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость; представить справку о валютных операциях; При совершении сделки от 200 тыс. рублей и выше передает в банк: документы, которые объясняют совершившуюся сделку. Справка о валютных операциях отменена.
Справка о подтверждающих документах
Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции. СПД обретает вид единой формы учета и отчетности по валютным операциям
Порядок перевода контракта в иной банк
Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации Банк сам занимается ВВК
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию
Неправильная документация или ее отсутствие.

Подозрение на легализацию преступных доходов.

Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.

Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

6. Документы в банк для валютного контроля

Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет , после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:

  • по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
  • по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;

Также с 01.03.2018 года, если в рамках одного контракта поступают денежные средства не более 200 000,00 руб. в эквиваленте – в банк ничего предоставлять не нужно, кроме кода валютной операции.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:

  • по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
  • по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте

то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.

Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
при списании иностранной валюты или валюты РФ; до осуществления валютной операции (перевод денежных средств);
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; не позднее даты подачи таможенной декларации;
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара;
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги;
Внесение изменений в поставленный на учет контракт;
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;

После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.

Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.

При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде . Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

Если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке, то также необходимо составить справку о подтверждающих документах . Справка о подтверждающих документах – это вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Справку не оформляют резиденты, заключившие контракт на сумму, не превышающую по экспорту 6 000 000,00 руб., по импорту 3 000 000 руб. Также предоставление справок о подтверждающих документах не нужно при периодических фиксированных платежах.

Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы . Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.

Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет .

Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.

Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.

  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:
  • резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
  • денежные средства пришли, но с опозданием
  • денежные средства пришли неполностью

предусмотрен штраф в размере:

  • для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
  • для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
  • постановки контракта на учет;
  • сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
  • внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);

предусмотрен штраф в размере:

  • нарушение не более, чем на 10 дней: должностное лицо на 500-1000 р., юридическое 5 000-15 000 р.;
  • нарушение на 10-30 дней: должностное лицо на 2 000-3 000 р., юридическое 20 000-30 000 р.;
  • нарушение более чем на 30 дней: должностное лицо на 4 000-5 000 р., юридическое 40 000-50 000 р.

В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:

— либерализовать действующие требования валютного контроля;

— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;

— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;

— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;

А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?

Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы

Клиенты - нерезиденты РФ осуществляют переводы в иностранной валюте без ограничений.

Требования к резидентам РФ

Валютному контролю подлежат переводы резидентов РФ в иностранной валюте, а также переводы в рублях РФ с участием нерезидентов РФ.

В соответствии с валютным законодательством:

  • переводы резидента РФ при осуществлении платежа в пользу нерезидента РФ как в рублях, так и в иностранной валюте осуществляются без ограничений;
  • переводы в иностранной валюте между резидентами РФ запрещены, за исключением операций, перечисленных в статье 9, части 6 ст. 12, части 3 ст. 14 Федерального Закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , в том числе между близкими родственниками ().
  • переводы резидента РФ из Российской Федерации в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, не могут превышать эквивалент 5000 долларов США по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента РФ в один операционный день.

При оформлении расчетного документа отсутствие в поле «назначение платежа» информации, позволяющей определить экономический смысл валютной операции, и/или документов и информации, а также ссылки на эти документы в расчетном документе является основанием для отказа в осуществлении валютной операции. При осуществлении перевода за третье лицо в поле «Назначение платежа», кроме иной информации, должно быть указано ФИО лица, за которое осуществляется перевод.

Требование о предоставлении обосновывающих документов распространяется на осуществление валютных операций, связанных с переводами:

  • в пользу юридических лиц - нерезидентов РФ на сумму, равную или превышающую в рублевом эквиваленте 600 000 рублей на дату платежа;

    При расчетах с нерезидентами РФ - юридическими лицами на сумму, равную или превышающую в рублевом эквиваленте 600 000 рублей на дату платежа, необходимо предоставление документов-оснований для перевода. Такими документами могут быть:
    договоры (контракты);
    инвойсы (счета, счета-фактуры и т. д);
    переписка с плательщиком по e-mail или на бумажных носителях;
    иные документы, предусмотренные в статье 23 Федерального закона № 173-ФЗ, на основании которых осуществляется валютная операция.

  • в пользу физических лиц - нерезидентов РФ на сумму, превышающую эквивалент 5000 долларов США по курсу Банка России на дату платежа;

    При расчетах с нерезидентами РФ - физическими лицами на сумму, превышающую в эквиваленте 5000 долларов США на дату платежа, необходимо предоставить информацию о подтверждении валютно-учетного статуса получателя (нерезидент РФ) средств и содержании операции. Информация может быть предоставлена в любой форме, в том числе указана в поле «назначение платежа» представленного расчетного документа (например «Материальная помощь нерезиденту РФ»).

  • в пользу физических лиц - резидентов РФ, являющихся супругами или близкими родственниками клиента, на счета этих лиц, открытые в банках, расположенных на территории РФ, - независимо от суммы перевода;
    Список необходимых документов смотрите в следующем пункте.

  • в пользу физических лиц - резидентов РФ, являющихся супругами или близкими родственниками клиента, на счета этих лиц, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, если сумма перевода превышает эквивалент 5000 долларов США по курсу Банка России на дату платежа;

    При расчетах между супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии - родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными могут быть предоставлены следующие документы, подтверждающие родство:
    выданные органами записи актов гражданского состояния свидетельства (о браке, о рождении и др.);
    решения суда;
    документы, удостоверяющие личность, в которых есть записи о детях, супругах;
    иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
    Указание Банка России от 20.07.2007 г. № 1868-У «О предоставлении физическими лицами - резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций»