Срок обжалования бездействия государственного органа. Оспаривание действий государственных органов

Редкая моя статья начинается с упоминания основного закона нашей страны — Конституции. А вот та, которую вы сейчас читаете — исключение, пользуйтесь уникальной возможностью…

Итак, каждому гражданину России предоставлено конституционное право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Соответствующая норма прописана в статье 46 Конституции РФ.

Если физическое или юридическое лицо считает, что его права нарушены, оно может обратиться в суд или в вышестоящий орган с заявлением о признании незаконными действий или бездействия должностного лица или органа государственной власти.

Задача заявителя в этом случае доказать, что обжалуемое им действие (бездействие) одновременно является противоречащим закону и нарушающим его законные права. Данное положение закреплено в статье 13 Гражданского Кодекса РФ.

То есть, действия государственных органов должны причинять вред непосредственно заявителю. Если же заявителей несколько, то они могут подать коллективное заявление, назначив своего представителя, который будет говорить от имени всего коллектива. Его полномочия следует оформлять в установленном законом порядке, перечислив предоставленные полномочия в доверенности.

Подавать заявления не только в защиту собственных интересов, а в защиту прав неограниченного круга лиц (населения) уполномочены только специальные органы. Например, прокуратура имеет право вносить представления об отмене решений органов государственной власти и местного самоуправления если посчитает, что они противоречат закону и нарушают права граждан.

Если же заявление подано лицом, которое не имеет права выступать в защиту чужих интересов, то такое заявление может быть возвращено судом без рассмотрения по существу.

Будет полезно знать, что решения органов государственной власти могут являться нормативными и ненормативными. Их основное отличие в том, чьи интересы они затрагивают. Нормативные акты распространяют свое действие на неограниченный круг лиц. А ненормативные акты устанавливают права и обязанности в отношении определенного физического или юридического лица. Так, например, решение о введении нового налога является нормативным актом, поскольку порождает обязанности и права для неопределенного количества лиц, проживающих на одной территории. А постановление о выдаче разрешения на строительство, выданное ООО «Лютик» является ненормативным актом, поскольку создает права и обязанности для этого конкретного предприятия.

Суд может принять решение о приостановлении действия оспариваемого правового акта органа государственной власти или местного самоуправления на период рассмотрения соответствующего спора. Поэтому одновременно с подачей заявления имеет смысл заявить ходатайство о приостановлении действия обжалуемого нормативного или ненормативного акта.

Конечно, обжаловать имеет смысл только те решения и действия органов государственной власти, которые на момент подачи заявления являются действующими и продолжают нарушать права заявителя. Правовые акты, действие которых прекращено, уже не способны нарушать охраняемые законом права и интересы физических и юридических лиц.

Направляя заявление в суд следует приложить к нему копию оспариваемого акта или его части, квитанцию об уплате государственной пошлины, доверенность представителя (если заявление подписано или подается представителем). Размер госпошлины по данной категории споров является щадящим и составляет на основании п.п.7 п.1 ст.333.19 НК РФ всего сто рублей.

Заявление об обжаловании действий государственных органов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав (на основании положений ст.256 ГПК РФ). Если же этот срок пропущен по уважительной причине, то заинтересованное лицо может ходатайствовать в суде о восстановлении пропущенного срока.

Суд имеет право рассматривать дела об оспаривании действий государственных органов и правовых актов ниже уровня федерального закона по основаниям их противоречия иному, кроме Конституции РФ нормативному правовому акту. Например: обжалование постановления городской или областной информации по мотиву их противоречия положениям федерального закона.

Заявление об обжаловании действий государственных органов может содержать только требование о признании таких действий незаконными или правового акта недействующим. Требования о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов рассматриваются отдельно, в порядке искового производства.

Досудебный порядок рассмотрения при обжаловании действий государственных органов не предусмотрен. Поэтому заявитель может обращаться непосредственно в суд, если посчитает, что для этого имеются основания. Предварительного направления претензии в вышестоящий орган не требуется.

Следует отметить, что при обжаловании действий государственных органов заключение мирового соглашения не допускается.

Суд также может принять решение об обязательной явке в суд должностного лица, чьи действия оспариваются заявителем. За неявку по вызову суда такое должностное лицо может быть подвергнуто приводу и на него наложен штраф в размере 10 МРОТ.

Лично автору известен один случай, когда руководитель территориального управления городской администрации по вопросам архитектуры был подвергнут приводу в судебное заседание с помощью судебных приставов, которые надели на него наручники прямо в рабочем кабинете. Посетители, находящиеся в приемной, были удивлены…

Если к моменту рассмотрения спора по существу государственный орган, чьи действия обжалуются, был реорганизован или ликвидирован, то к участию в процессе привлекается его правопреемник.

Решение суда об удовлетворении заявления об обжаловании действий государственных органов может заключаться в:

  • признании оспариваемых действий незаконными
  • обязании ответчика совершить определенные действия или воздержаться от их совершения
  • отмене решения о привлечении к ответственности и т.д.

Суд указывает в резолютивной части решения какими именно действиями должны быть восстановлены нарушенные права заявителя.

Согласно нормам Конституции РФ любые действия (бездействие) или решения должностных лиц, общественных объединений, органов местного самоуправления и государственной власти могут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства. Но для быстрого и эффективного решения любого правового конфликта необходимо владеть профессиональными знаниями и опытом судебной практики. Юридическая фирма «ЮрПрофБюро», специалисты которой являются самыми квалифицированными и опытными адвокатами Москвы, оказывают гражданам и организациям самую профессиональную помощь и всестороннюю поддержку своим клиентам. При оспаривании действий государственных органов в число наших услуг входит:

  • оценка риска и выработка правовой позиции;
  • составление заявлений, ходатайств, ответов, запросов, возражений и жалоб;
  • представление интересов клиента, оспаривание постановлений;
  • юридическая помощь при оспаривании в арбитражном суде или в судебном порядке предписаний, решений, постановлений государственных органов и так далее.

Права граждан и организаций

Организация, гражданин имеют право на то, чтобы оспорить в суде действие (бездействие), решение органа государственного самоуправления, органа государственной власти, муниципального или государственного служащего, должностного лица, в том случае, если считают, что нарушены их права и свободы (ч.1 ст.254 ГПК РФ). Юридические лица также могут обратиться в суд для обжалования действий или решений органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и государственных органов власти. Любые юридические факторы, которые возникли в результате деятельности органов власти, затрагивающие права и свободы заявителя и не оформленные в виде правовых актов, могут быть оспорены.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ для того чтобы оспорить действие (бездействие) или решение государственных органов можно обратиться в суд или непосредственно в вышестоящий орган государственной власти в порядке подчиненности, к должностному лицу, органу местного самоуправления, государственному или муниципальному служащему.

Круг лиц, чьи действия или акты могут рассматриваться и оспариваться в судебном решении, по сравнению с ГПК РФСР 1964 г. расширен: в соответствии с абз.3 ст. 245 ГПК судом могут оспариваться и рассматриваться действия муниципальных и государственных служащих, которые не обладают статусом должностного лица.

Категории действий (бездействий) госорганов подлежащих обжалованию

В порядке гражданского судопроизводства могут быть обжалованы некоторые категории действий (бездействий), решений органов государственной власти, государственных или муниципальных служащих и органов местного самоуправления. К таким действиям и решениям относятся единоличные и коллегиальные решения и действия, в результате которых:

  • Гражданин незаконно привлечен к ответственности, например, орган военного управления или командир войсковой части создал на военнослужащего приказ о наложении дисциплинарного взыскания
  • Возложена незаконно на гражданина какая-либо обязанность
  • Нарушены права и свободы
  • Нарушены законные интересы и права гражданина, например его не зарегистрировали по месту жительства — отказали
  • К осуществлению гражданином его прав и свобод созданы препятствия, например, отказ в выдаче заграничного паспорта

Кроме этого, в суде могут быть обжалованы другие действия и решения:

  • Отказ гражданину в выезде за границу
  • Решения общественных объединений и организаций, акционерных обществ и жилищно-строительных кооперативов
  • Решения органов местного самоуправления и государственных органов об ограничениях на вывоз за пределы административно-территориальной единицы товаров
  • Об установлении дополнительных сборов и пошлин

Дела о защите избирательных прав и об оспаривании нормативно-правовых актов составляют исключения (гл. 24 и гл. 26). Приказ об увольнении с места работы также разрешается и рассматривается в ином порядке (гл. 12 ГПК). Жалобы на действия органа, совершающего нотариальное действие или нотариуса (гл. 37), действия следователя, прокурора, органа дознания во время проведения дознания или следствия (ст.19 УК) в суде рассматриваются также в ином порядке.

Порядок обжалования

Заявление в суд подает сам истец, сделать это можно по своему месту нахождения или месту жительства, можно обратиться в суд по месту нахождения власти, действие и решение которого будет оспариваться. Существует исключение, по которому решения компетентных органов отказывают истцу в выезде за пределы РФ в связи с тем. Что он имеет доступ к государственной тайне. Обжаловать такой отказ можно в верховном суде края, республики, суде автономного округа и области там, где было принято решение об оставлении без удовлетворения просьбы о выезде. Например, гражданину выставили решение об отказе на выезд в г. Москве, то оспорить данное решение можно Московском городском суде.

Обратиться в суд с жалобой на действия командира войсковой части или органа военного управления военнослужащие также имеют право. Заявление можно подать в военный суд, туда, где располагаться соответствующая войсковое подразделение.

В случае, когда возникший спор не может рассматриваться в ином судебном порядке или не входит в компетенцию арбитражного суда, организации вправе обратиться в суд с жалобами на решение или действие государственных органов. Каждая организация представляет собой объединенную группу лиц, с ассоциированными правами которые могут быть нарушены в результате неправомерных действий органов власти, суд имеет право действие спорного решения приостановить до полного вступления судебного постановления в законную силу (ст. 254 ч.4 ГПК).

Статьи 197-201 АПК регулируют оспаривание решения и действия должностных лиц и государственных органов власти. Такой механизм защиты, на первый взгляд понятен и прост, но существует некоторый ряд моментов, на которые важно обратить внимание иначе можно получить неудачный результат рассмотрения дела.

  1. Заявитель - лицо, чьи права были нарушены и тот, кто обращается в суд для того чтобы права были защищены. Вынесенное в отношении заявителя решение или действие должно быть изложено в какой-либо форме. Это может быть резолюция или решение на документе, по этой пометке можно понять позицию, которую занимает орган или должностное лицо по вопросу, интересующего заявителя, также это может быть письмо. Бывает так, когда у заявителя не принимают документ и не ставят входящий номер. Таким образом, заявитель не может получить документ, подтверждающий о нарушении его прав. В таком случае необходимый документ высылают по почте с описью вложений и с уведомлением, если законодательство допускает подачу по почте. Или можно записаться лично на прием к нужному руководителю, в случае если документы нужно подать лично. Когда все вышеперечисленные способы неприменимы (самое неприятное стечение обстоятельств), нужно обратиться на действия должностного лица с письменной жалобой в вышестоящий орган. В жалобе должна быть изложена вся хронология событий, таким непростым образом удастся зафиксировать нарушение прав.
  2. Также сложным моментом является то, что необходимо доказать, что именно конкретный человек является заявителем и имеет право на обращение в суд. Говоря другими словами, необходимо знать точно, что именно заявитель вправе требовать от должностного лица или государственного органа власти совершения различных дел, которые предусмотрены законодательством. Например, человек, достигший 14 лет, имеет право на получение паспорта. Раньше положенного срока данный документ гражданин получить не может, и требовать его выдачи бесполезно. Или, только застройщик может требовать выдать ему разрешение на строительство, так как он, а не инвестор, является лицом, которое обеспечить строительство.

Обратиться в суд с заявлением гражданин имеет право в течение 3 месяцев (ч.1 ст. 256 ГПК РФ) с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В суде потребуется доказать, что данное действие или решение ранее известно ему не было. В случае пропуска трехмесячного срока обращения в суд в принятии заявления отказа не будет. В судебном заседании или предварительном судебном заседании будут выясняться причины, по которым срок обращения истек. Также эти причины могут стать основанием для отказа в удовлетворении и рассмотрении заявления. Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней, в рассмотрении принимают участие гражданин (заявитель) и лица, органы, совершивших действие и принявшие решения. Для рассмотрения дела неявка указанных лиц, заранее извещенных, не является для рассмотрения дела препятствием.

Также гражданским процессуальным кодексом РФ установлены специальные сроки разрешения и рассмотрения дел об оспаривании действия, решения, составляют такие сроки 5 дней.

Оспаривание действий (бездействий) и решений государственных органов и должностных лиц являются способом защиты прав (нарушенных), применять такой способ следует тогда, когда обязанность должностного лица или органа власти предусмотрена действующим законодательством, и можно поступать так, а не иначе.

В судебном порядке подлежит рассмотрению и обжалованию действия всех лиц, которые временно или постоянно занимают в органах самоуправления, в государственных органах, в учреждениях, на предприятиях, организациях, общественных организациях, кооперативных, объединения должности (ст.257 ГПК РФ).

После того, как суд признает решение обоснованным, принимается решение о том, что лицо или соответствующий орган обязан в полном объеме устранить допущенное нарушение прав и свобод. Также данные лица (органы) должны устранить все препятствия, которые мешают гражданину осуществлять свои права. Для того чтобы эффективно и своевременно восстановить нарушенные права заявителя в соответствии со ст.212 ГПК РФ решение об удовлетворении всех его требований может быть обращено к немедленному исполнению.

Когда суд установит, что обжалуемые действия были совершены законно, что органы государственной власти действовали также по закону и то, что права заявителя не были нарушены, судом выносится отказ в удовлетворении заявления.

После того, как решение вступило в законную силу, соответствующему лицу или органу направляется копия решения, не позднее 3 дней.

Подобные операции, которые оспаривают противоправные действия или поведения различных государственных инстанций, нехороших чиновников, желательно проводить при помощи грамотного и квалифицированного юриста, он поможет эффективно и быстро решить сложившуюся ситуацию и решить возникшие проблемы.

Подаче административного искового заявления об оспаривании решения органа власти, как правило, предшествует обращение в этот орган, получение официального отказа или не получение ответа в установленный срок.

К органам власти, действия которых можно оспорить в порядке административного судопроизводства можно отнести органы власти РФ, областные, краевые и республиканские органы власти, а также органы местной (муниципальной) власти. Объединяющих их признаком является то, что их решения и официальные документы являются обязательными для граждан и юридических лиц на определенной территории.

Для обжалования решений органа власти необходимо составить заявление в суд по представленному образцу.

Пример административного искового заявления об оспаривании решения органа власти

В Трусовский районный суд г. Астрахани

Административный истец: Сильненко Вячеслав Викторович,

адрес: г. Астрахань, ул. Васильевая, д. 78

Административный ответчик: УФМС России по Астраханской области

адрес: г. Астрахань, ул. Вилова, д. 99

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании решения органа власти

Я, Сильненко Вячеслав Викторович, гражданин Республики Казахстан, с сентября 2005 г. проживаю в России по виду на жительство. Здесь у меня имеется жена – гражданка Российской Федерации Сильненко Анна Павловна, дочь – Сильненко Василина Вячеславовна, 2010 г.р.

25 апреля 2015 г. обратился в УФМС России по Астраханской области для продления вида на жительство. Срок действия вида истекал 25 сентября 2015 г. При приеме сотрудником документов, мне было в письменной форме разъяснено, что в отношении меня УФМС России по Астраханской области 17 апреля 2015 г. вынесено решение о неразрешении въезда в Россию и что я обязан выехать. Кроме того, в связи с решением о неразрешении въезда мне аннулирован вид на жительство, о чем я также письменно уведомлен 25 апреля 2015 г.

Из копии решения о неразрешении въезда следует, что оно вынесено в соответствии с п. 11 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, т.е. за неоднократное совершение правонарушений: 13 января 2015 г. (за неподачу уведомления по факту проживания в России в 2014 г.) и 10 апреля по ст. 18.10 КоАП РФ (за работу у юридического лица без разрешения на работу). Однако УФМС России по Астраханской области не принято во внимание, что 19 апреля 2015 г. мною направлена жалоба на действия должностного лица. И по факту вынесенное 10 апреля постановление не вступило в законную силу. Следовательно, учитываться при принятии решения о неразрешении въезда оно не может. Поскольку вынесенное УФМС России по Астраханской области решение о неразрешении въезда в РФ является незаконным, нарушает мои законные права на свободу выбора места жительства и свободу передвижения, вынуждая покинуть Российскую Федерацию, где у меня имеются устойчивые семейные связи, решение органа власти является незаконным.

  1. Признать незаконным и отменить решение УФМС России по Астраханской области о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 17 апреля 2015 г.
  2. Обязать УФМС России по Астраханской области продлить срок выданного мне ранее вида на жительство в РФ.

Приложение:

  1. Копия административного искового заявления
  2. Квитанция об уплате
  3. Копия решения о неразрешении въезда
  4. Копия решения об аннулировании вида на жительство
  5. Копия решения суда об отмене постановления УФМС по Астраханской области от 10.04.2015 г.

Сильненко В.В., 05.05.2015 г.

Подача административного иска об оспаривании решения органа власти

Заявление подается в районный суд по месту жительства административного истца или по месту нахождения органа власти. Заявление об оспаривании решения может подать любой гражданин или организация, считающие, что этим решением нарушены их права или ограничены гарантированные свободы и интересы.

При подготовке административного искового заявления рекомендуем ознакомиться с другими образцами по аналогичным ситуациям:

  • заявление об оспаривании нормативного акта

Следует учитывать, что срок обращения в суд с административным иском об оспаривании решения ограничен 3 месяцами со дня принятия этого решения или дня, когда заявитель узнал о принятом решении. При пропуске срока по уважительной причине одновременно подается заявление о восстановлении срока по административному делу .

  1. административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
  2. административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Рассмотрение административного иска об оспаривании решения

Заявление принимается судом в течение 3 дней со дня подачи. После этого в течение 2 месяцев административный иск должен быть рассмотрен по существу с вынесением судебного постановления.

О рассмотрении дела суд извещает заявителя и орган власти, действия которого обжалуются. Суд может привлечь к участию в деле и других лиц, если решение суда может повлиять на их права и обязанности.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не является основанием для его отложения. Однако суд может признать явку представителя органа власти обязательной.

Административный истец должен представить оспариваемое решение и обосновать нарушение своих прав. Орган власти должен представить суду доказательства законности принятого решения и соблюдение установленной процедуры при его принятии.

После принятия судебного решения в окончательной форме у недовольной стороны будет 1 месяц для подачи апелляционной жалобы по административному делу.

После вступления решения в законную силу оно становится обязательным для исполнения. При необходимости заявитель имеет право просить выдать исполнительный лист для принудительного исполнения.

Не нужно опасаться обращаться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа власти, поскольку именно такой порядок считается наиболее цивилизованным способом разрешения возникших проблем.

Все юридические лица, в процессе ведения своих дел, то и дело сталкиваются с решением государственных органов. Решения должностных лиц по участию в конкурсах, аукционах, внесению изменений в учредительные документы, земельным вопросам и другим рабочим моментам, не всегда удовлетворяют интересам юридического лица, а то и вовсе ущемляют его права. Что делать в этой ситуации? Единственно возможный ответ - незамедлительно обжаловать принятое решение, добиться пересмотра его результатов.

Понятие обжалования решений госорганов

Согласно действующему законодательству и ст. 46 Конституции РФ, каждый гражданин России может обжаловать любое решение государственных органов. Предметом обжалования могут выступать действия или бездействия госорганов или их представителей, которые повлекли за собой следующие последствия.
. Нарушение законных прав и свобод юридического лица.
. Искусственно созданные препятствия для реализации прав юридического лица.
. Юридическое лицо незаконно привлечено к административной ответственности.
. На юридическое лицо незаконно возложена какая-либо обязанность.
После обжалования решения госорганов, с которым вы не согласны, будет вынесено новое решение. В данном случае возможны два варианта развития событий.
. Вариант первый - ваша жалоба будет признана обоснованной и в силу вступит решение об удовлетворении всех ваших требований в рамках действующего законодательства.
. Второй вариант - вышестоящий орган, должностное лицо или суд не установит факта нарушения ваших прав, и ваша жалоба останется без удовлетворения.
Чтобы избежать второго варианта развития событий, необходимо правильно обжаловать решения госорганов.

Как правильно обжаловать решения госорганов: способы

Согласно действующему законодательству РФ существует несколько способов подачи жалоб на действия, бездействие или решение государственных органов - обращение в вышестоящий государственный орган или к вышестоящему должностному лицу и подача жалоб в судебном порядке.
. Обращение в вышестоящий государственный орган или к вышестоящему должностному лицу называют внутриведомственным обжалованием. В данном случае необходимо понимать, что все государственные органы имеют строгую иерархию управления и у каждого начальника (чиновника) есть свое руководство. Направленная ему жалоба, будет рассмотрена вышестоящей инстанцией и по ней будет принято новое решение. Как правило, эта процедура отнимает не более 1 месяца, по истечении которого вы получаете официальный ответ на жалобу. Большим плюсом такого обращения является рассмотрение обращения профильным, компетентным органом, который имеет непосредственное отношение к сути проблемы. И новое, принятое решение по жалобе в обязательном порядке подлежит исполнению его подчиненными. Единственный минус такого способа подачи жалоб - отсутствие должной мотивации к пересмотру дела, поскольку мало кому из начальников нравится и хочется отменять принятые их же подчиненными решения.
. Подача жалобы в судебном порядке - наиболее эффективный способ обжалования решений государственных органов, должностных лиц и органов местного самоуправления. В данном случае, обращение осуществляется непосредственно в суд. Вынесенное судом решение является обязательным для исполнения всеми заинтересованными сторонами. Плюс такого способа обращения - непредвзятость при рассмотрении вашей проблемы. Минус - рассмотрение вопроса может отнять много времени.
. Существует и третий способ обжаловать действие, бездействие или решение государственных органов - вневедомственное обжалование. Это вариант, при котором жалоба направляется депутату, Уполномоченному по правам человека или в органы прокуратуры. Данный вариант рассмотрения считается самым малоэффективным.
У депутата, как правило, нет времени заниматься вашим вопросом. К тому же он не обладает реальной возможностью провести проверку принятого ранее решения и вынести по нему новое решение. В лучшем случае он просто передаст вашу жалобу на рассмотрение в профильное ведомство (см. обращение в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу).
Обращение к Уполномоченному по правам человека по сути дела может ничем не закончится. Омбудсмен не является частью вертикали власти, никому не подчиняется и все его решения носят просто рекомендательный характер. Конечно, такое обращение выглядит эффектно, но на практике решения омбудсмена никто не обязан выполнять.
Обжалование решения госорганов с помощью прокуратуры, чем-то напоминает игру в «русскую рулетку». С одной стороны - прокурор наделен необходимыми полномочиями, вправе требовать отмену незаконно принятого решения и применения дисциплинарных мер по отношению к нарушителям законности. А с другой стороны - прокурор представляет сторону обвинения и его позиция всегда на стороне государства, а не на стороне истца.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать очевидный вывод - для эффективного решения проблемы, для обжалования решений госорганов следует обращаться в вышестоящий государственный орган, к вышестоящему должностному лицу или подать свою жалобу в судебном порядке. Для этого необходимо соблюсти порядок и сроки подачи обжалований.

Каков порядок и срок обжалования решений госорганов?

Воспользоваться своим законным правом и обжаловать решение госорганов можно согласно установленному законодательством РФ регламенту.
. Обращение в вышестоящий государственный орган или к вышестоящему должностному лицу - срок подачи различен, в зависимости от государственного органа, куда подается жалоба. Отсчет времени следует вести с момента, когда вам стало известно о принятом госорганами решении. Как правило, это дата вручения постановления госорганов. Например, вы столкнулись с неудовлетворительной работой или бездействием службы судебных приставов. В этом случае, согласно статье 122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). В содержании обращения должна излагаться вся относящаяся к вашему делу информация - полные сведения о заявителе, изложение сути проблемы, указание на нарушение ваших прав, требование устранить нарушение и т.д. По результатам рассмотрения вашего обращения, вы получите официальный ответ (решение) в письменной форме.
. Обжалование решения госорганов в судебном порядке - срок подачи жалобы 3 месяца. Отсчет времени, как и в предыдущем случае, следует вести с момента получения постановления. Например, вы получили решение ИФНС и не согласны с ним. В этом случае вам необходимо собрать доказательства своей правоты и составить документ правового характера, в котором подробно изложить все обстоятельства дела. Документ должен быть составлен по форме, установленной согласно действующему законодательству. В противном случае, суд может не принять ваше обращение и отказать в обращении.

Важно запомнить! Успех любого обжалования напрямую зависит от точной формулировки главного требования жалобы, его правового обоснования и соблюдения сроков обращения. Справиться с этой задачей может только опытный юрист - адвокат. Руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) и действующего законодательства РФ, адвокат подготовит грамотно составленное обращение в любую вышестоящую инстанцию или в суд.

Помощь адвоката при обжаловании решений госорганов

Обжалование решений государственных органов - достаточно сложный и щепетильный процесс. Он подразумевает прохождение следующих важных этапов.
. Получение результата рассмотрения дела госорганами.
. Соблюдение процедуры подачи обращения (жалобы, искового заявления).
. Сбор необходимых документов и доказательств для обоснования обращения и обжалования принятого решения.
. Выработка стратегии обращения в вышестоящие инстанции или в суд.
. Подача жалобы.
Зачастую, обращение для обжалования принятых решений, напоминает изощренный спор между госорганом и юридическим лицом. Победу в этом споре одержит та сторона, доводы которой безукоризненны в правовом плане. При этом нельзя недооценивать административный ресурс начальников, чиновников и должностных лиц, для которых отмена принятого решения равносильна полному поражению. И в данном случае, очень важно правильно подготовить не только правовое обоснование своего обращения, но и выработать идеальную стратегию поведения, которая не будет раздражать вашего оппонента (госорганы или их представителей). В противном случае, вместо, или вместе, с отменой принятого решения можно подвергнуться организованной травле со стороны всех госорганов. Избежать столь неприятного поворота обращения просто - для этого необходимо привлечение адвоката для решения проблемы обжалования.

Обжалование решений госорганов: адвокат в Москве

Вы являетесь юридическим лицом и вам необходимо в кротчайшие сроки обжаловать решение госорганов? Адвокат Александр Дядищев окажет вам квалифицированную помощь и предоставит полный спектр услуг.
. Адвокат организует необходимую экспертизу для обоснования законности принятого решения.
. Александр Дядищев составит и подаст вашу жалобу в вышестоящие органы, вышестоящему должностному лицу или в суд.
. Опытный юрист подготовит правовое обоснование неправомерности действий служебных приставов, ИФНС, УФАС и других государственных органов.
. С помощью Александра Дядищева вы добьетесь справедливого решения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
При этом Александр Дядищев доступно объяснит вам всю процедуру обжалования, проанализирует возможные риски и выберет правильную тактику ведения дел, направленную на соблюдение ваших прав и отстаивание законных интересов. Просто звоните по телефону, указанному на сайте, и записывайтесь на предварительную консультацию к адвокату в Москве. Действуйте безотлагательно и в рамках закона!

Государственный орган это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

Признаки:

    Государственный орган – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата ; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами;

    Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру) . Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;

    Государственный орган состоит из государственных служащих ;ФЗ

«О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.

    Государственный орган имеет определенную компетенцию , то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;

    Государственные органы тесно взаимодействуют между собой . Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

    Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права , а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

    Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.

    Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).

Виды государственных органов

I . По способу возникновения:

    Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);

    Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);

II . По объему властных полномочий или по предмету ведения :

    Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);

    Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.

Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.

III . По широте компетенции:

    Государственные органыобщей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);

    Государственные органыспециальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

IV . По способу принятия решений или осуществления компетенции:

    Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);

    Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

V . По правовым формам деятельности:

1. Правотворческие (Парламент);

2. Правоприменительные (Суд);

3. Правоохранительные (Прокуратура);

VI . По принципу разделения властей:

    Законодательные (Федеральное Собрание РФ);

    Исполнительные (Правительство РФ);

    Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

3. Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата .

Принципы организации государственного аппарата – это исходные, основополагающие начала, идеи, на основе которых функционирует государственный аппарат.

    Принцип демократизма (народовластия) – это принцип, в соответствии с которым граждане государства прямо или через своих представителей принимают участие в организации и деятельности государственного аппарата.

Народовластие - принцип организации и деятельности современного государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем суверенитета и единственным источником власти.

В соответствии с этим принципом единственным источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная власть, вся полнота суверенитета, его воля – решающая по всем государственным делам. Государственная власть рассматривается как производная от власти народа, а государственные органы и отдельные их представители действуют по поручению народа.

Государственная власть с точки зрения этого принципа только тогда является легитимной (законной), когда она сформирована по воле народа и реализует его интересы. Поэтому любые действия, направленные против точно выраженной государственной воли народа, расцениваются как захват или присвоение власти и преследуются по закону, в том числе уголовному.

Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции РФ: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.

По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. В рамках этой формы народ страны или какая-либо его часть (население региона, города, района, поселка, села) самостоятельно выступает в качестве источника суверенной власти, принимает на себя бремя решения государственных дел. Вопрос, разрешенный через непосредственные формы демократии, не нуждаются в подтверждении или признании его государственными органами или органами местного самоуправления.

Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей (депутатов), избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

Путем выборов население страны вручает власть соответствующим государственным органам, тем самым подтверждая ее производность от воли народа и, следовательно, легитимность (законность).

Помимо формирования соответствующих государственных органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем определения их политики через различные общественные организации и прежде всего политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае невыполнения воли народа.

Референдум - как высшее непосредственное выражение власти народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное голосование, которое проводится по процедуре близкой к выборам.

На референдум обычно выносятся конкретные вопросы внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые принимаются или отклоняются в целом. Принятое на референдуме решение не требует утверждения каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его принятия населением.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (принцип гуманизма) означает, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст. 2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.

3. Разделение властей – это принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 Конституции РФ “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа государственных органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического верховенства. Разделение властей предполагает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность контролировать и ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

Разделения властей - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государственной власти между тремя самостоятельными ветвями органов: законодательными, исполнительными и судебными.

Принцип разделения властей в качестве ведущего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных монархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в советский период, когда вся полнота власти формально закреплялась за органами народного представительства.

Как показала историческая практика, последовательная реализация принципа разделения властей препятствует сосредоточению государственных полномочий в руках какой-либо одной государственной структуры, и, поэтому, является необходим организационным дополнением принципа народовластия. Как своеобразная форма “разделения труда” внутри государственного аппарата, реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность его работы.

В современном понимании принцип разделения властей включает в себя

во-первых , разделение всех органов государства на группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной;

во-вторых , формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения; каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей;

в-третьих , возможность органов каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).

Система сдержек и противовесов реализуется, в частности, путем

закрепления за главой государства, возглавляющего исполнительную власть, возможности распускать в определенных случаях парламент и налагать “вето” на его законы;

закрепления за парламентом права на выражение недоверия правительству и требование его отставки, а также права путем “импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;

закрепления за судебной властью права объявить недействительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он противоречит конституции страны или другим актам более высокой юридической силы.

4. Принцип верховенства права означает, что организация и деятельность государственного аппарата строится на основе и во исполнение права. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Подзаконные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.

5. Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

6. Принцип профессионализма означает необходимость использования в деятельности государственных органов наиболее квалифицированных, образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.

7 . Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой – в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

8. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения соответствующих начал в процессе формирования и деятельности государственных органов.

9. Принцип иерархичности заключается в том, что государственные органы занимают в государственном аппарате разные уровни, одни государственные органы подчинены другим.

10. Принцип выборности и назначаемости .