О сборе персональных данных. Закон о защите и использовании персональных данных

Персональные данные каждого гражданина РФ находятся под защитой российского законодательства. Как не допустить распространения информации о персональных данных, какая существует ответственность за нарушения требований закона – об этом мы расскажем в нашей статье.

Персональные данные (далее - ПДн) - это любая информация о физическом лице, в частности, ФИО, место и дата рождения, место проживания и регистрации, социальное, имущественное и семейное положение, профессия, образование, доходы, и другое (п. 1 ст.3 ФЗ «О персональных данных»).

Правовая система, на основе которой выполняются требования законодательства РФ относительно хранения, обработки и передачи персональных данных граждан. Оператором персональных данных может выступать государственный или муниципальный орган, а также, юридическое или физическое лицо, имеющие правомочия на определение цели и содержание, а также выполнение ряда организационных и технических мероприятий, касающихся защиты персональных данных от блокирования, уничтожения, копирования и иных неправомерных действий (ФЗ №152 от 27 июля 2006 г. "О персональных данных").

В декабре 2014 года Государственной думой в третьем чтении был принят законопроект о хранении персональных данных граждан, обработанных в интернете, на серверах в России. По словам члена комитета по информполитике Романа Чуйченко, главной целью законопроекта является усиление информационной безопасности страны и ее граждан. Такая мера был принята в связи с усложнением международной ситуации. Данный законопроект вступил в силу 1 сентября 2015 года.

Вступление в силу нового положения о защите персональных данных предполагает обеспечение операторами персональных данных:

  • своевременного обнаружения несанкционированного доступа к ПДн;
  • недопущение воздействия на технические средства, осуществляющие автоматизированную обработку ПДн;
  • возможности оперативного реагирования на факт несанкционированного доступа и незамедлительного восстановления ПДн в случаях их уничтожения или изменения;
  • постоянного контроля за уровнем защищенности персональных данных.

Категории персональных данных

В российском законодательстве определены различные категории персональных данных, в число которых входят:

1. Общедоступные ПДн - данные, не обладающие условиями конфиденциальности, либо с согласия субъекта РФ являются доступными неограниченному кругу лиц (справочники, адресные книги и т.д.). Могут быть исключены из источников по требованию суда или самого субъекта.

2. Специальные категории ПДн - данные, касающиеся национальной и расовой принадлежности, состояния здоровья, убеждений в области философии и религии, политических взглядов. Обработка данной категории персональных данных допускается только при письменном согласии на то субъекта ( не допускается), в случаях общедоступности данных и невозможности получения согласия субъекта в связи с состоянием его здоровья, а также в случаях обработки ПДН в целях оперативно-розыскной деятельности или в соответствии с требованием уголовно-исполнительного законодательства РФ

4. Биометрические персональные данные - информация о физиологических особенностях человека, позволяющих установить его личность.Биометрические ПДн обрабатываются в соответствии со статьей 11 ФЗ Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и при наличии письменного согласия субъекта ПДн (за исключением случаев обеспечения правосудия, выполнения оперативно-розыскной деятельности, связанных с государственной службой, уголовно-исполнительным законодательством). К биометрическим персональным данным относятся фото- и видеоизображения субъектов.

Персональные данные работника

В гражданском законодательстве РФ существует понятие о персональных данных работника, которое предполагает общие сведения о физическом лице, необходимые работодателю в связи с возникновением трудовых правоотношений. Также, как и , защита персональных данных работника регулируется статьями действующего ГК РФ, и может рассматриваться несколькими аспектами:

  1. Гарантии - совокупность норм и правил, которыми регулируются отношения, касающиеся персональных данных работника.
  2. Комплекс организационно-правовых мероприятий, направленных на реализацию законодательных актов в целях выражения политики работодателя.
  3. Обеспечение субъективного права работника на защиту личных персональных данных.
Право на защиту своих персональных данных имеет каждый работник (п. 9 ст. 86 ТК РФ).

В соответствии со ст. 89 Трудового кодекса РФ свое право на охрану и защиту ПДн каждый работник может реализовать посредством следующих действий:

  • свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, в том числе получение копии любой записи, в которой содержатся ПДн работника;
  • определение личного представителя для защиты своих персональных данных;
  • получение полной информации о ПДн и их обработке;
  • выставление требований об исключении или исправлении персональных данных, содержащих неверную информацию либо, если они были обработаны с нарушением требований законодательства;
  • обжалование в суде неправомерных действий работодателя, а также его бездействии при обработке и защите ПДн.

Состав персональных данных работника

На основании п. 2 ст. 86 ТК РФ объем и содержание персональных данных работника определяются работодателем в соответствии с Конституцией РФ, Трудового кодекса и иными федеральными законами. Как правило, деятельность любой организации предполагает использование работодателем в документообороте два основных вида документов:

  1. Документы, которые предоставляются работником при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ). К данной категории относятся документы, содержащие фотоизображение работника, ФИО, сведения о месте и дате рождения, гражданстве, семейном положении, месте регистрации, образовании, специальности (паспорт, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, военный билет и т.д.).
  2. Документы, которые формируются работодателем самостоятельно (первичная учетная документация по учету труда и его оплаты). Данная категория включает в себя приказы или распоряжения о приеме работника, расторжении трудового договора, поощрении работника, личная карточка, документы по оплате труда.

Защита персональных данных, ответственность за нарушение законодательства

Также, как и , персональные данные каждого российского гражданина защищены действующей законодательной базой РФ, которая предусматривает несколько видов ответственности за нарушение требований законов в сфере защиты персональных данных, в частности существует гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность.

Отметим, что некоторые санкции за нарушение отдельных составов правонарушений распространяются как на физических и должностных лиц, так и на юридических.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны относится к числу неотчуждаемых нематериальных прав, находящихся под защитой действующих законов.

Гражданско-правовая ответственность имеет прямую связь с категорией морального вреда, то есть, если гражданину был причинен моральный вред, выраженный в действиях, нарушающих его личные неимущественные права, он вправе выставить правонарушителю требования о выплате денежной компенсации в судебном порядке. Размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств. Компенсация осуществляется в денежной форме.

В соответствии с п. 7 ст. 243 ТК РФ материальная ответственность работника за разглашение информации, которая напрямую связана с персональными данными других лиц, возлагается на правонарушителя в полном размере причиненного ущерба.

На работника, распространившего персональные данные другого работника, может возлагаться дисциплинарная ответственность в виде увольнения. На основании ст.1 92 ТК РФ работодатель обладает правом привлечь работника, нарушившего закон, к ответственности. При этом, в зависимости от степени и тяжести совершенного правонарушения, увольнение может быть заменено иным дисциплинарным наказанием, например, в виде выговора или замечания.

Отметим, что права и обязанности работника, имеющие прямое отношение к ПДн других работников, определяются условиями трудового договора и составом локальных нормативно-правовых актов, устанавливающих трудовые функции работника и перечень его должностных обязанностей.

Административная ответственность за нарушение порядка сбора, хранения и распространения персональных данных влечет за собой предупреждение или штраф в размере: от 1000 до 3000 рублей - для физических лиц; от 5000 до 10000 рублей - должностных лиц, от 20 тысяч до 50 тысяч рублей - для юридических лиц (ст. 13.11 КоАП РФ). Административная ответственность за распространение информации, охраняемой законом, при исполнении служебных и профессиональных обязанностей, влечет за собой штраф в размере: от 500 до 1000 рублей - для физических лиц, от 4 до 5 тысяч рублей - для должностных лиц (ст. 13.14 КоАП РФ).

Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, в частности персональных данных, регулируется ст. 137 УК РФ и предусматривает наказание в виде:

  • штрафа в размере 200 тысяч рублей, заработной платы или иного дохода правонарушителя в течение 18 месяцев;обязательных работ на срок от 120 до 180 часов;
  • исполнительных работ на срок до 12 месяцев;
  • ареста на срок до 4-х месяцев.

Нарушение неприкосновенности частной жизни, в частности персональных данных, лицом при использовании своего служебного положения предусматривает наказание в виде:

  • штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей, заработной платы или иного дохода правонарушителя в течение 1-2 лет;
  • лишения права занимать определенные должности на срок от 2 до 5 лет;
  • ареста на срок от 4 до 6 месяцев.

Александр

Здравствуйте! Посмотрел свою кредитную историю, которая собирается на данных бюро кредитных историй. Вижу, что по мне делали запросы в БКИ без моего согласия два банка. У одного из них и моих персональных данных быть не должно. Законны ли запросы в БКИ этих двух банков? Что делать?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! В соответствии с законом о кредитных историях банки могут делать запросы о кредитных историях граждан только при условии наличия на это их согласия. Это прямо прописано в ст. 6 указанного закона. Поэтому без получения Вашего согласия такие запросы являются незаконными.

Дмитрий

Здравствуйте. некое ООО "благоустройство" рассылает платежки с указанием моих ФИО адрес,кол-во прописанных и зарегистрированных людей при этом ни договора на обслуживание ни договора на обработку персональных данных я не подписывал. не нарушают ли они закон

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Дмитрий! Распространение персональных данных людей таким образом, чтобы они стали доступными для неограниченного числа лиц является нарушением законодательства. В зависимости от обстоятельств дела это может быть квалифицировано как административное правонарушение или уголовное преступление.

Анна

Добрый день! Подскажите пожалуйста, представитель управляющей компании создал общую группу в вацапе, куда были добавлены все жители нашего дома. Соответственно данная группа содержит информацию по номерам телефонам всех жильцов. Имеет ли право управляющая компания создавать такие группы и открывать данные по номерам телефонов жителей, а также их ФИО без их согласия? По договору с управляющей компании, она имеет право передавать информацию по персональным данным третьим лицам только в целях выполнения своих обязанностей по договору

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анна! Право на создание групп в социальных сетях и мессенджерах имеют все граждане в соответствии с условиями пользования таких мессенджеров и социальных сетей. Скорее всего, в данную группу были приглашены жильцы дома, которые могут всегда отказаться от участия в такой группе. Кроме того, не доказано, что создание группы не направлено на достижение целей по выполнению обязательств управляющей компании перед жильцами. Поэтому в данной ситуации очень спорно наличие нарушения законодательства о персональных данных.

Дмитрий

Здравствуйте, ранее привлекался к уголовной ответственности, может ли работодатель запросить данные из полиции?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Дмитрий! Запросить, конечно, может, но ему могут ответить отказом, так как у него нет права на получение данной конфиденциальной информации. Но у работодателя всегда есть возможность получить информацию о Вас через неофициальные каналы. Поэтому при желании он всегда сможет получить нужную информацию о кандидате на работу.

Евгений

Здравствуйте, работаю водителем общественного транспорта, руководство обязывает по громкой связи в салон при входе пассажиров объявлять свою Ф.И.О, является ли это нарушением закона о защите персональных данных? Могу ли я отказаться делать это?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Евгений! Если Вы согласитесь это делать, то никакого нарушения не будет, так как соответствующую информацию Вы сообщили добровольно. Но Вы можете отказаться от этого, если в трудовом договоре или других обязательных для Вас документах (например, должностная инструкция) нет такой обязанности. Насколько нам известно, на федеральном уровне такой обязанности у водителей нет.

Игорь

Добрый день, у нас в WhatsApp есть закрытая группа людей связанных определённой профессией. Для идентификации и понимания с кем мы общаемся мы попросили всех участников написать имена и фамилии, а также предоставить свою фотографию. Является ли это правомерным? Пояснение Группа создана для общения и помощи друг другу в работе. Так же в группе есть определённые правила, например о том что запрещено передавать переписку и данные пользователей третьим лицам.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Игорь! Если граждане самостоятельно будут выкладывать свои данные (которые могут быть и недостоверными), то никакого нарушения персональных данных тут не будет.

Алексей

Здравствуйте! Недавно в приложении тинькофф-банк на айфоне нашёл возможность пригласить друзей оформить карту. Функционал приложения предполагал просто нажатие кнопки "пригласить" напротив контактов телефонной книги, после чего номера телефонов, как я понимаю, отправлялись в банк и операторы банка звонили по этом номерам и предлагали оформить карты. Перед отправкой приглашений мне нигде не предлагалось ставить никаких галочек о передаче моих перс. данных, однако операторы банка обзваниваемым людям говорили не только что их телефон банку дал Алексей, но и называли мою фамилию. Сразу хочу оговорить, что моя фамилия очень редкая, в моём регионе (нижегородской области) я единственный носитель этой фамилии, да и в России тоже мало у кого такая фамилия. На следующий день я начал получать претензии от своих знакомых что Я (разумеется, они поняли, что это я) дал их номера банку. Я обратился в банк с претензией о нарушении закона 152-фз, однако юристы банка мне сказали, что фамилия не является персональными данными, позволяющими идентифицировать человека как физ.лицо, что они (банк) ничего не нарушают, а мои знакомые после общения с операторами банка определили меня лишь на основании "личных предположений" - вот их цитата: "Это личные предположения Ваших знакомых, как они поняли, что это именно Вы предоставили номер, неизвестно.", вот ещё их первый ответ: "Согласно ФЗ №152 под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Фамилии и имени недостаточно, чтобы отнести данные к конкретному лицу. Таким образом, нарушения законодательства нет, как Вам ранее сообщали сотрудники." Скажите, пожалуйста, есть ли в данном случае нарушение закона 152-фз и есть ли смысл мне идти в суд и привлекать людей, которые после общения с операторами банка определили мою личность, как свидетелей по данному делу.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Алексей! Возможно, что Вы уже дали согласие на обработку своих персональных данных, установив приложение Тинькофф-банка. Посмотрите внимательно условия лицензионного соглашения к данному приложению. Думаю, Вы будете неприятно удивлены. Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что формального нарушения закона о персональных данных в Вашей ситуации нет.

Александр

Мне позвонил некий сотрудник консалтинговой фирмы, представился и сказал, что когда-то он работал в некотором банке и при моем обращении на горячую линию этого банка помогал мне в некоторых операциях. На тот момент он являлся сотрудником банка и, соответственно, имел доступ к моим персональным данным. Скажите, его звонок как представителя фирмы, где мои данные (ФИО, телефон) появились незаконно, не подтверждает факт несанкционированной передачи моих персональных данных, т.е. нарушение Закона о персональных данных.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! В данном случае, скорее, речь идет о неправомерном действии конкретного сотрудника, который мог воспользоваться имеющимся у него доступом к базе персональных данных клиента банка. В любом случае он не имел права копировать базу данных клиентов банка и использовать ее для работы в коммерческой организации.

Анна

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, согласие на обработку ПД подписывается один раз при получении какой-либо услуги в больнице, или при каждом обращении?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анна! Для точного соблюдения закона требуется, чтобы при каждом предоставлении персональных данных пациент давал согласие на их обработку. Но в то же время закон о персональных данных позволяет сделать вывод о том, что если человек уже неоднократно обращался к определенному оператору обработки персональных данных и уже предоставлял соответствующие персональные данные, то при отсутствии новых персональных данных получать согласие не требуется. Но для перестраховки больницы могут каждый раз требовать подписывать согласие на обработку персональных данных.

михаил

Высылаю алименты почтойимеется исполнительный лист, не указывая свое место работы,ежемесячноимеется задолженность, без просрочек, есть ли основание для вскрытия моей личной базы данных, бывшей женой, если я не являюсь злостным не плательщиком?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Михаил! Сторона исполнительного производства вправе знакомиться с материалами такого производства, в том числе содержащимися там персональными данными должника. Но при этом взыскатель по исполнительному производству не вправе разглашать такую информацию третьим лицам.

Елена

Здравствуйте! В сети в интернет в различных группах в открытом доступе гражданин,с которым у меня судебные разбирательства, выкладывает фотоматериалы из дела, в том числе с моими персональными данными ФИО, адрес, год рождения. Можно ли данного гражданина как-то привлечь к ответственности например за разглашение моих персональных данных? Спасибо

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! В действиях гражданина имеется факт нарушения Ваших персональных данных. Вы можете обратиться в прокуратуру или полицию для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или привлечения гражданина к административной ответственности.

Иван Иванович

Является ли передача данных с видеокамер, администрацией рынка частному лицу, нарушением закона о персональных данных относительно меня.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Иван Иванович! Смотря для каких целей была передана запись. Если для раскрытия правонарушения или преступления, то такие действия не являются противоправными. Кроме того, само по себе видеоизображение территории, на которой находятся определенные лица, не содержит в себе никаких персональных данных и не позволяет идентифицировать человека по его фамилии, имени, адресу и т.д.

Александр

Здравствуйте! Некая организация, считающая, что я должен ей денег, хотя никаких договоров мы не заключали, прислало мне претензию открытым письмом, на листе бумаги, который попал не в мой почтовый ящик, по вменяемому долгу с указанием ФИО, адреса и суммы долга с пенями. Есть ли в этом факт нарушения моих прав на защиту персональных данных?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! Нарушения законодательства о персональных данных нет, так как это письмо адресовалось именно Вам и отсутствуют доказательства умышленного распространения персональных данных. Кроме того, не известно, по какой именно причине письмо попало в чужой почтовый ящик. Может быть, это ошибка разносчика.

Александр

Здравствуйте, Сергей! А разве должностное лицо не запечатывая письмо с персональными данными не создаёт умышленно условия для их разглашения?

Сергей (старший юрист)

Нет. Письмо адресовалось Вам, а не размещалось для публичного обозрения. Конечно, Вы можете попытаться доказать обратное, но на это потребуется много времени и денег.

Олег Богородский

На одном из сайтов по биржевой торговле требуют пройти верификацию счёта с предоставлением фотокопии паспорта первой страницы и с пропиской, а также документ подтверждающий прописку. Правомерно ли это.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Олег! Ничего противозаконного в установлении личности пользователя нет. Более того, законодательство о противодействии отмыванию преступных доходов обязывает отдельные организации принимать меры по верификации своих клиентов.

Евгения

Добрый день! Работаю в снт бухгалтером. В ходе прокурорской проверки председатель затребовал от меня и кассира объяснительные записки, в которых мы указали свои фио и должности. В результате делопроизводитель выложил в общий чат снт наши объяснительные без нашего согласия и уведомления. Существует ли в этом случае нарушение персональных данных и чести и достоинства со стороны делопроизводителя?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Евгения! Формально имеется нарушение законодательства о персональных данных, но вот говорить о нарушении чести и достоинства этим фактом нельзя. Для этого должны быть более веские основания.

Андрей

Добрый день Елена. Коллега занимался соисканием новой должности. Фирма после изучения его резюме предложила пройти собеседование. В течение этого взаимодействия с работниками кадровой службы фирмы, как потом выяснилось они записывали все телефонные переговоры безведома коллеги. Результатом работы с кадровиками стали некоторые предварительные договоренности об условиях работы в новой должности. Когда пришло время уходить со старого места работы, коллеге действующее руководство предложило повышение в должности и более выгодные условия, и он принял решение остаться на старом месте работы. Свое решение сотрудник сообщил и фирме, спустя некоторое время на старое место работы пришло письмо от фирмы с приложением телефонных разговоров коллеги и письмом поясняющим обстоятельства этих переговоров. Вопрос: Возможно ли привлечь фирму должностных лиц за совершенные ими действия, если возможно, какая ответственность предусмотрена законом. С уважением, Андрей

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Андрей! В действиях данной организации и ее должностных лиц имеются признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 138 УК РФ, то есть нарушение тайны телефонных переговоров. Надо писать заявление в следственный комитет РФ о возбуждении уголовного дела.

Юля

Скажите пожалуйста. Мой бывший муж в стадии алкогольного опьянения протаранил своим внедорожником мою машину. Сын в это время все снимал на телефон. Вызвали полицию. Полиция попросила скинуть на флешку снятое видео. На следующий день в Контактах появилась фейковая страница, и выложено это видео. городок у нас маленький, опозорились, у 12 летней дочери нервный срыв. Больше видео кроме ментов не кому не показывалось и не скидывалось, налицо дело рук ментов. Скажите правомерны ли их действия, если нет, то куда обращаться?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Юля! Действия однозначно являются противозаконными. Вам необходимо обратиться к начальнику местного РОВД для организации проведения служебной проверки по факту распространения материалов, составляющих тайну предварительного следствия. Также можно обратиться в прокуратуру с жалобой на действия сотрудников полиции.

Александр

При ознакомлении с материалами проверки по моему заявлению сотрудники полиции отказываются предоставить мне для ознакомления объяснение человека, в отношении которого мной написано заявление, ссылаясь на закон о персональных данных. Законно ли поступают в данной ситуации сотрудники полиции. Если нет, предусмотрена ли за это какая-то ответственность? Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! Действия сотрудников полиции являются незаконными, так как Вы имеете право в соответствии с УПК РФ знакомиться со всеми материалами проверки, касающимися Вас лично. Как минимум, подобные действия полицейских нарушают УПК РФ, что может быть основанием для их привлечения к дисциплинарной ответственности.

Наталья

Здравствуйте! На работе сложилась неприятная ситуация!!! Мой непосредственный начальник дал мне указание выписать из личных карточек форма Т-2 конкретных работников сведения о ФИО, дате рождении, месте проживания и номере телефона - для отчёта. Выписка была произведена в присутствии кадрового работника. Директор в настоящее время проводит служебную проверку и пытается наложить дисциплинарное взыскание за работу с "личными делами". Пояснения моего начальника и мои в расчёт не берутся - нужна "кровь". При трудоустройстве все сотрудники подписывают Согласие на обработку персональных данных. Грозит ли мне дисциплинарное взыскание, если информация была изъята по устному распоряжению моего непосредственного руководителя, для формирования отчёта. Разглашение информации каким бы то ни было третьим лицам, в моих ЛИЧНЫХ интересах! не было. Хотелось бы получить ответ со ссылкой на нормативные акты, для предоставления комиссии по служебной проверке. Спасибо!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Наталья! Формально Вы и Ваш непосредственный руководитель нарушили законодательство, так как к персональным данным работников доступ может иметь только специально уполномоченное лицо. Это предусмотрено ст. 88 Трудового кодекса РФ. Поэтому для выстраивания Вашей позиции защиты надо изучить все локальные документы относительно персональных данных и Вашу должностную инструкцию и трудовой договор.

Оксана

Здравствуйте. На работе оставила на столе свои резюме. Сотрудница без моего ведома взяла один экземпляр и передала руководителю.Спустя месяц мне руководитель сказала, что "Случайно" нашла резюме в интернете, хотя это полная ложь, данное резюме у меня существует только в виде файла. Могу ли я привлечь к ответственности сотрудника?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Оксана! Оснований для привлечения сотрудницы к ответственности нет, так как она целенаправленно не собирала сведения о Вашей частной жизни, не доводила до сведения широкого круга лиц полученные о Вас сведения. Кроме того, возможность распространения Ваших персональных данных появилась вследствие Вашей неосторожности. Да и в суде Вы не сможете доказать, что именно эта сотрудница взяла и передала руководству Ваше резюме, если, конечно, они сами не признаются в этом.

Светоана

Моя мама обратилилась в районое отделение пенсионного фонда за получением надбавки к пенсии. Там ей сказали что неоходимы оригиналы свидетельств о рождении на детей. При этом сказано что "если не получиться то документы выбросят".куда обратится для привлечения к ответственности работника в случае утраты имдокументов, может при подаче документов необходимо написать список предоставляемых документов иначе потом не докажешь что они были?Какая предусматривается ответственность за утрату дркументов?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Светлана! По меньшей мере факт утраты документов будет образовывать дисциплинарный проступок, за который виновное лицо должно понести ответственность от своего начальства вплоть до увольнения. В самых неблагоприятных случаях можно попытаться привлечь чиновника к уголовной ответственности за халатность, но это маловероятно, так как будет необходимо доказать наличие факта причинения значительного ущерба охраняемым законом правам и интересам граждан.

Ирина

Здравствуйте! Работаю в ЧОО. На одном из КПП установлена камера видеонаблюдения,на этом же КПП было нарушение пропускного режима. Я засветилась на видео. Работодатель собрал всех охранников и показал это видео! Правомерны ли его действия? Документ о персональных данных я подписывала,но года 2 назад! Моё согласие на обзор этого видео никто не спрашивал... Что я могу предъявить работодателю?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Ирина! В действиях работодателя никакого нарушения нет, так как этим видео никакие Ваши персональные данные не разглашаются. Кроме того, на видео, скорее всего, не специально запечатлены именно Вы, а КПП, являющееся центром фокуса. Поэтому шансы что-то отсудить у работодателя практически равны нулю.

талияНа

сотрудница забежала ко мне в кабинет, назвала меня старой каргой, змеей, пожелала уходить на пенсию и пить с мужем чай. Заведующая не дает мне домашний адрес этой сотрудницы, чтобы я указала его в исковом заявлении об оскорблении личности, ссылаясь на защиту персональных данных. Как мне быть?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте! Действия начальницы являются правомерными, так как без согласия человека нельзя разглашать его персональные данные. Для получения домашнего адреса Вы можете сначала написать заявление в полицию, которая при получении объяснения с этой женщины узнает ее домашний адрес. Вы потом можете ознакомиться с материалами проверки.

Дмитрий

Здравствуйте. я Работаю в системе образования. Недавно органы власти областного уровня спустили сверху указание собрать сведения о родителях части воспитанников Ф.И.О и паспортные данные для того чтобы компенсировать расходы на питание в учреждении. Дело-то хорошее, но вот насколько законно с нашей стороны собирать такие данные?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Дмитрий! Сбор подобных данных не будет содержать признаков какого-либо правонарушения, если родители добровольно согласятся предоставить такую информацию. Если Вы им объясните для каких целей необходимы сведения, то, думаю, все родители правильно поймут Вас.

Ольга

Здравствуйте! Я главбух на предприятии. Сотрудница взяла кредит, указала телефон сменщицы кроме своего. Кредит не оплачен. При очередном звонке о задолженности сменщица указала мой личный сотовый телефон. Из вредности. Теперь кредит справляют с меня. Постоянно звонки и смс. На мои объяснения не реагируют. К кредиту отношения не имею совершенно. Как это прекратить? Что мне сказать или написать банку? И возможно привлечь к ответственности физлицо за разглашение моего телефона. Спасибо!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Ольга! Вы можете сказать при следующем звонке о том, что обратитесь в уполномоченные органы с заявлением о привлечении банк к административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных. Также можно написать в банк заявление о прекращении обработки Ваших персональных данных. С сотрудницы, которая оставила Ваш номер телефона, Вы можете потребовать компенсации морального вреда в судебном порядке.

Законодательство РФ содержит нормативные акты, гарантирующие защиту личных данных граждан. Основным источником права соответствующего типа является Федеральный закон № 152-ФЗ. В нем содержатся положения, в достаточной мере детально регламентирующие осуществление оборота персональных данных россиян. Какие из них можно назвать ключевыми? В чем заключается смысл ФЗ № 152?

Сфера действия нормативного акта

Закон "О персональных данных" № 152-ФЗ распространяется на правоотношения, которые связаны с обработкой информации главным образом личного характера. К ней можно отнести Ф.И.О., адрес, телефон, паспортные данные человека. Персональные данные, которые защищает рассматриваемый закон, могут обрабатываться как юридическими, так и физическими лицами. ПД могут быть и биометрическими, то есть представлять собой отпечатки пальцев гражданина или снимок сетчатки его глаз.

В чем смысл регулирования оборота ПД?

Основная идея ФЗ № 152 "О персональных данных" в том, что гражданин, являющийся владельцем ПД, сам может определять то, кому он разрешает пользоваться соответствующими данными и каким образом. То есть, если соответствующего разрешения не получено, другое лицо не вправе каким-либо образом обрабатывать ПД, принадлежащие другому субъекту. Закон устанавливает ряд исключений из этого правила. Далее в статье мы рассмотрим данный аспект и иные особенности применения положений закона № 152-ФЗ подробнее.

Чаще всего оборот ПД осуществляют компании-работодатели, органы власти на различных уровнях, сервисные службы. Поэтому они должны наиболее внимательно изучать закон "О персональных данных" и обеспечивать соответствие своей работы его положениям. Рассмотрим то, на какие нормы, что содержатся в указанном нормативном акте, следует обращать внимание в первую очередь.

Основные нормы ФЗ № 152

Изучая закон "О персональных данных" (152-ФЗ), следует в первую очередь разобраться в терминологии, которая в нем отражена. Так, ключевыми понятиями, которые содержит соответствующий источник права, можно считать:

  • собственно «персональные данные» - определяемые как любая информация, касающаяся физического лица;
  • «оператор персональных данных» - организация или физлицо, осуществляющие обработку ПД;
  • «информационная система» - ресурс, на котором размещаются ПД.

Можно отметить, что в законе приведена в достаточной мере широкая трактовка понятия ПД - нет каких-либо четких критериев их определения. Это, как считают многие юристы, значительно способствует повышению уровня защищенности личной информации граждан, поскольку, в силу положений закона, практически все ее виды могут быть классифицированы как персональные данные.

Операции с ПД

Законодательство о ПД регламентирует операции, которые могут быть, в принципе, осуществлены с соответствующими данными:

  • распространение;
  • предоставление;
  • блокирование;
  • обезличивание;
  • трансграничная передача;
  • уничтожение.

Закон "О персональных данных" требует от операторов ПД осуществления указанных действий при условии соблюдения:

Конфиденциальности ПД (если иное не установлено законом);

Целостности ПД.

То есть персональные данные должны быть защищены, во-первых, от несанкционированного просмотра, а во-вторых - от уничтожения или неправомерной корректировки. Изучим то, каким образом должна осуществляться собственно защита ПД в соответствии с нормами закона № 152-ФЗ.

Защита персональных данных по закону № 152-ФЗ

Выполнение главного обязательства, которое предусмотрено законом, оператор ПД должен осуществлять с помощью:

  • внедрения передовых технологических решений, позволяющих защитить данные от несанкционированного прочтения и изменения;
  • применения правовых методов защиты информации.

Решая указанные задачи, оператор ПД, как это предписывает закон "О защите персональных данных", должен:

  • классифицировать информацию, обработку которой он осуществляет, по уровням защищенности;
  • установить требования к качеству носителей персональных данных;
  • определить особые критерии защищенности биометрических данных.

Прежде чем начать обработку ПД, их оператор должен получить соответствующую информацию в распоряжение. Как он может сделать это законным способом?

Как владельцу ПД разрешить их использование?

Основной и во многих случаях единственный способ, с помощью которого владелец ПД может передать в распоряжение оператора свои персональные данные - в письменном виде дать согласие на их обработку. Как правило, оно представляет собой заявление, в котором человек перечисляет ПД, которые готов дать на обработку, указывает способы обработки ПД, которые он одобряет.

Закон "О персональных данных" в некоторых случаях не требует оформления соответствующего согласия - например, если речь идет об оформлении сотрудника на работу. Однако на практике многие компании, нанимающие работников, все же просят их предоставить согласие на обработку ПД. Это во многом связано с тем, что формально не все типы операций с кадровыми документами попадают под исключения, которые содержит закон "О защите персональных данных". Полезно будет рассмотреть их перечень отдельно.

В каких случаях ПД могут быть обработаны без согласия владельца?

Федеральный Закон 152 «О персональных данных» устанавливает, что оператору ПД не нужно запрашивать согласие у их владельца на обработку соответствующей информации, если она осуществляется:

  • в силу положений какого-либо федерального закона;
  • для исполнения договора, заключаемого между оператором ПД и их владельцем;
  • в целях сбора статистических данных или при проведении научного исследования - но при условии, что ПД будут обезличены;
  • в экстренной ситуации, когда это необходимо для оказания помощи владельцу ПД;
  • в целях отправки почты;
  • для осуществления расчетов между провайдерами и их клиентами, являющимися владельцами ПД;
  • в рамках журналистской деятельности;
  • в соответствии с законами, регулирующими деятельность государственных и муниципальных служащих.

Исполнение требований ФЗ № 152 операторами ПД может контролироваться компетентными государственными органами. Изучим данный аспект подробнее.

Контроль над исполнением положений ФЗ № 152

Закон "О персональных данных" (152-ФЗ) устанавливает, что контроль над исполнением его положений должен осуществлять компетентный орган власти. Он функционирует на федеральном уровне, и потому, ему подчинены различные региональные ведомства. Данный орган власти имеет право:

  • получать у физлиц и организаций сведения, необходимые в целях реализации установленных для него полномочий;
  • проверять сведения, включаемые в уведомления об обработке ПД;
  • обращаться к другим государственным структурам за содействием в решении поставленных задач;
  • предписывать оператору ПД корректировать, блокировать или же уничтожать данные, которые признаны недостоверными или получены в обработку незаконным путем;
  • обращаться в судебные органы с исками в пользу защиты владельцев ПД, а также представлять их интересы в процессе слушаний;
  • взаимодействовать с органами, выдающими лицензии для операторов ПД, на предмет аннулирования соответствующих разрешительных документов в тех случаях, если лицо, осуществляющее обработку ПД, нарушает требования закона;
  • взаимодействовать с прокуратурой и силовыми структурами по вопросам защиты персональных данных граждан;
  • предлагать правительству РФ меры по совершенствованию законодательства в области ПД;
  • привлекать в административном порядке к ответственности тех лиц, что нарушают нормы ФЗ № 152.

Резюме

Таким образом, закон "О персональных данных" 152-ФЗ устанавливает детальный перечень правовых норм, защищающих оборот конфиденциальной информации о гражданах. Он определяет сущность ПД, статус их владельцев и операторов. Главная задача, которую решает федеральный закон "О персональных данных" - защита личной информации граждан от использования в интересах третьих лиц.

Положения соответствующего ФЗ предполагают, что человек сам должен давать согласие на обработку своих ПД, а оператор соответствующих данных получает право запрашивать ПД только в определенных законом случаях. Кроме того, рассматриваемый закон требует от лиц, использующих персональные данные граждан, обеспечения должного уровня их защиты.

Касательно первого критерия есть исключения - их тоже содержит закон. ФЗ «О персональных данных» - в достаточной мере прогрессивный нормативно-правовой акт, позволяющий вывести правовые механизмы защиты интересов граждан на новый уровень. Санкции за его нарушения могут быть предусмотрены весьма серьезные, поэтому операторам ПД: работодателям, сервисным службам и любым другим фирмам, работающим с личными данными гражданина - следует внимательно изучать положения соответствующего закона.

Эксперт Илья Шагаев рассказывает об изменениях в законе о персональных данных: что изменится, какие будут последствия и как к этому подготовиться.

Илья Шагаев, генеральный директор CRM-агентства « ДМ Базис ». Персональными данными занимается с 2006 года, входил в Консультативный совет при Роскомнадзоре, в рабочие группы различных ассоциаций по 152-ФЗ.

Приверженец подхода «закон о персональных данных - это не о безопасности баз данных, а о правильной работе с данными частного лица - потенциального клиента, покупателя, работника».

В законодательстве произошли большие изменения, но про них практически не говорят. Так что давно пора привлечь к этому внимание широкой общественности.

Законодательство нас часто пугает и порой кажется тайной даже для людей, знакомых с языком договоров, приложений и прочей формальной документации. Поэтому статья написана простым языком, в первую очередь - для представителей бизнес-аудитории, которые используют персональные данные (далее - ПДн) для рекламы и маркетинговых акций.

Как правило, юристы не любят законодательство о персональных данных - мутное, непонятное, примеры не проработаны. При появлении вопросов о ПДн им проще запретить, чем искать пути решения проблемы. Поэтому российскому бизнесу необходимо уметь ориентироваться в этих вопросах, хотя бы для правильной постановки задач юристам и правильного контроля.

Управление репутаций бренда

ORM – один из самых быстро растущих сегментов digital-рынка. Стань экспертом в области управления репутацией вместе с новым курсом Skillbox и Sidorin.Lab (агентством №1 по профильному рейтингу Рувард).

3 месяца онлайн-обучения, работа с наставником, дипломная работа, трудоустройство для лучших в группе. Следующий поток обучения стартует уже 15 марта . Cossa рекомендует!

В поисковиках мне удалось найти только три статьи на тему изменений в Законе N 152-ФЗ с 1 июля; во всех трёх грубейшие ошибки в трактовке законодательства и изменений. Правда же в том, что некоторые ужесточения не особо страшны, а вот на другие советуем обязательно обратить внимание.

Государство предприняло самый значимый шаг в законодательстве о ПДн со времени появления самого закона 152-ФЗ. С 1 июля 2017 года вступит в силу закон 13-ФЗ от 07.02.2017, вносящий поправки в КоАП. Ужесточается ответственность за нарушения, которые могут допустить операторы (читаем - бизнес) в работе с ПДн.

Если коротко, то штрафы выросли почти на порядок (до 75 тысяч рублей). Причём за нарушения, которые допустить очень легко и которые видны на каждом шагу. Проверяющим и надзорным органам в том числе.

А привлечь к ответственности стало существенно проще. Если раньше это можно было сделать через прокуратуру (которой этими вашими ПДн заниматься некогда), то сейчас возбудить дело об административном правонарушении может непосредственно регулятор - Роскомнадзор. Который, можете быть уверены, заниматься этим хочет и давно уже ждал изменений в КоАП.

Главное

    «Кошмарить бизнес» за нарушения 152-ФЗ стало гораздо выгоднее. Штраф был до 10 000 рублей, стал до 75 000 рублей.

    Привлекать к ответственности стало проще. Раньше была прокуратура, которой было не до того, чтобы этим заниматься, а стал Роскомнадзор - регулятор, в зоне ответственности которого и находится 152-ФЗ.

    Бизнес, однако, расслаблен, и угрозы не заметил.

Давайте разберёмся, будут ли «кошмарить», за что конкретно и зачем это нужно. Где кошмар, а где нет?

Как было раньше и почему не волнуются сейчас

Небольшое сравнение законодательства и поведения операторов (бизнеса, компаний, юрлиц) «раньше и сейчас».

152-ФЗ «О персональных данных» появился в 2006 году. Всё прошло тихо, и люди всполошились не сразу. Довольно долгое время (год–два) к закону не было подзаконной нормативной базы на тему его применения.

Тем не менее, году в 2008–2009 благодаря появлению нормативки (от Роскомнадзора, ФСТЭК и ФСБ) и более активной работе СМИ некоторый мандраж наступил. Не знающих о законе почти не осталось, а отношение к нему было очень разным.

С операторами-клиентами в то время много общались мои сотрудники в рамках наших CRM-проектов (мы ведём крупные проекты, и клиенты были озадачены), я сам выступал и писал на эту тему, как раз в те годы я входил в Консультативный совет при РКН.

По степени реакции на происходящее в законодательстве выделим четыре категории компаний

2. «Знаем, но не обращаем внимания и считаем это всё полной ерундой. Ещё один неработающий закон: как применять - непонятно, и чем грозит - непонятно».

3. «Знаем, смотрим в ту сторону. Как применять - непонятно, чем грозит - непонятно... Немножко что-то сделаем, типа подготовились».

4. «Знаем и подготовимся по полной программе, насколько это можно в непонятном законодательстве».

Последняя категория позволила хорошо заработать интеграторам и компаниям, специализирующимся на информационной безопасности. Стоимость услуги по подготовке документации «на соответствие 152-ФЗ» могла превышать 2 млн рублей, хотя сама услуга была достаточно типовая.

К 2012 году рынок понял, что «реальной опасности» законы о ПДн не представляют - штрафы мизерные, вчинить их довольно сложно, требования умозрительные, проверки редкие и так далее. Операторы из категорий 3 и 4 плавно перетекли в категорию 2; а категория 4 при этом почувствовала себя обманутой - сначала услуги по подготовке подешевели до 600–500 тысяч, потом до 300 тысяч, а после появились сайты, предлагающие типовой пакет документов за 20–30 тысяч рублей.

Что мы имеем сейчас? Пассивность и нежелание бизнеса обращать внимание на изменения. Несмотря на то, что с изменениями «поймать штраф» до 30 тысяч рублей теперь легко может каждый второй интернет-магазин, а в более запущенных случаях и до 75 тысяч рублей, а в инфопространстве тишина и покой! К моему большому удивлению, ничего не обсуждается, подготовка не ведётся - это отчётливо видно по тем же интернет-сайтам, где штрафы можно просто поставить на поток.

Очевидно, что первая волна 2009–2012 годов, всколыхнувшая операторское сообщество, качнула маятник в другую сторону - от волнений тогда до равнодушия сейчас. Прошедшее время показало, что «выиграли» те, кто не готовился - категория 2. Они и время, и деньги сэкономили, и ничего им за это не было. Не обращать внимания, переждать, а потом оно само уляжется - тактика сработала.

И сейчас уже опытный бизнес, как будто бы поднаторевший на ниве ПДн, не воспринимает серьёзно нынешние изменения, поскольку «всё уже знаем, не пугайте, ничего за это не будет».

Но когда изменения в КоАП уже внесены, риски стали значительно выше.

Изменения в 152-ФЗ. Как стало сейчас, и почему риски операторов увеличились

Как я уже упомянул в начале статьи, буду говорить о примерах, актуальных для наиболее многочисленной группы операторов - тех, кто использует персональные данные частных лиц в целях продвижения товаров, работ и услуг. Это - бизнес, использующий CRM-проекты, программы лояльности, интернет-магазины, финансовые сервисы, такси, мобильные приложения и так далее.

Несмотря на десятилетнюю историю законодательства в сфере ПДн, читают закон и нормативные акты к нему очень плохо и воспринимать их не хотят. Поэтому изменения заслуживают более глубокого анализа, сравнения с самим законом и нормативкой в целом.

Терминологию упрощу, а штрафы приведены в отношении юридических лиц. Хотя в изменениях в КоАП ещё есть штрафы в отношении граждан, должностных лиц.

Теперь протоколы об административных правонарушениях будет составлять Роскомнадзор. Это ключевой регулятор в сфере ПДн, и он давно ждал изменений в КоАП. Потому что возбуждать дела через прокуратуру и в итоге выставлять штраф в 5–10 тысяч рублей очень муторно. А ускорить процесс, проведя всё самостоятельно, и выставить в десять раз больше - гораздо интереснее.

Интерес ведомства значим ещё и потому, что РКН желал увеличения штрафов, определяемых КоАП, до 500 тысяч рублей. Хорошо, что этого не случилось (пока), иначе риски бизнеса взлетели бы до небес. Но и увеличение от 5–10 тысяч рублей до 50–75 тысяч рублей, согласитесь, тоже неплохо.

Итак, КоАП с 1 июля 2017 года, статья 13.11. Семь пунктов, нас касаются первые шесть. Седьмой - про операторов, являющихся государственным или муниципальным органом, и это не про нашу тему.

Шесть пунктов

1. Обработка ПДн в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, или обработка ПДн, несовместимых с целями обработки. Штраф от 30 до 50 тысяч рублей

В зоне риска:

    Операторы, не указавшие цели обработки или указавшие их неграмотно. Встречается сплошь и рядом.

    Операторы, собирающие данные, связь которых с целью обработки очень натянута или вообще необъяснима. Самый частый пример - сбор в анкетах программ лояльности паспортных данных. Это частое требование юристов, плохо читавших закон, и которое теперь может привести к штрафам.

    Сюда же может быть отнесена принудительная регистрация в личном кабинете интернет-магазина при покупке. Если цель - продажа товара (доставка по указанному адресу), то запрашиваемая для регистрации информация (и сама регистрация) - избыточна и несовместима с целями.

2. Обработка ПДн без письменного согласия в случаях, когда оно должно быть по закону. Штраф от 15 до 75 тысяч рублей

Может показаться странным, но тут риск невелик. Дело в том, что перечень случаев, когда нужно письменное согласие (в терминах 152-ФЗ), ограничен, и продвижение товаров и услуг к нему не относится. А то, что многие называют сбором письменных согласий (в виде анкет), - это неверное понимание и трактовка законодательства. Недавно мне попалась на глаза одна из немногих разъяснительных статей по изменениям с 1 июля - и даже в экспертной статье неверно объясняются принципы письменного согласия. И вообще прелестно выглядит в другой статье рекомендация «получать письменное согласие у каждого подписчика на сайте».

3. Невыполнение оператором обязанности по обеспечению доступа к политике обработки ПДн. Штраф от 15 до 30 тысяч рублей

Вот здесь как раз группа риска огромна.

Любой сбор данных, относящихся к категориям ПДн в формах на сайтах, должен сопровождаться указаниями на политику обработки этих данных. То есть, программа минимум - на любом сайте необходимо реализовать такой документ. И совсем хорошо, когда из формы сбора данных дана ссылка на него. Отсутствие этого документа - повод для штрафа.

Вот примеры того, как обычно бывает:

Ни ссылок из анкет, ни самой политики обработки персональных данных в открытом доступе на сайтах этих интернет-магазинах нет. Кстати, за примерами далеко ходить не надо - это первые два магазина, где я пытался совершить нужную мне покупку. Это обычная ситуация, но получить с магазина от 30 до 50 тысяч рублей штрафа с 1 июля будет просто.

А вот так должно быть:

Годится, если на сайте просто где-то в футере есть ссылка на политику обработки данных или политику конфиденциальности. Пользовательское соглашение, в котором прописаны пункты о соответствии 152-ФЗ, тоже подходит.

4. Невыполнение оператором обязанности по предоставлению частному лицу информации об обработке его ПДн. Штраф от 20 до 40 тысяч рублей

Зона риска:

    С одной стороны, сам порядок запроса субъектом информации об обработке его ПДн довольно сложен (он прописан в 152-ФЗ). И редкий субъект его выполнит

    С другой, обязанность о предоставлении информации об обработке ПДн возникает при получении данных через третье лицо. Например, в партнёрских программах, различных кросс-промо, сменах подрядчиков в маркетинговых кампаниях и так далее.

В самом 152-ФЗ прописано, когда и как необходимо уведомлять субъекта.

5. Невыполнение в установленные сроки требования (частного лица, его представителя, уполномоченного органа) о блокировании-уничтожении-изменении ПДн. Штраф от 25 до 45 тысяч рублей

Зона риска:

    Как упомянул выше, порядок запроса со стороны субъекта довольно сложен, поэтому таких запросов ещё очень мало. В этом смысле пункт оператору особо не угрожает

    Будут ли при трактовке этого пункта сюда относить, например, отказ от email-рассылки или SMS, это вопрос...

Это заслуживает отдельного изучения. Формально никакого «упрощённого» порядка отзыва субъектом своего согласия на обработку данных законодательство не предусматривает. Но не рекомендовал бы пренебрегать остановкой коммуникаций с покупателем, если он попросил не беспокоить его. Кстати, в этом случае можно поиметь ещё и претензии ФАС в соответствии с законом «О рекламе».

6. Невыполнение обязанностей по хранению материальных носителей ПДн. Штраф от 25 до 50 тысяч рублей

Зона риска:

    Если вы храните свои бумажные архивы (анкеты, договоры с частными лицами, заявки-запросы) очень долго, убедитесь, что это хранение обеспечивает конфиденциальность. Простой склад по соседству вряд ли подходит, должно быть что-то более безопасное. Либо проработайте с юристами механику перевода архива в электронный вид.

На всякий случай подчеркну, что выше упрощены трактовки и термины и даны самые быстрые и очевидные рекомендации. Этого достаточно, чтобы в целом понять состав изменений и их трактовать.

Если углубляться, то интересных выводов будет ещё много. Как минимум три-четыре пункта из приведённых заслуживают отдельного рассмотрения.

Может, так нам и надо?

Напоследок выскажу такую крамольную мысль. Может, она и странно прозвучит из уст представителя операторов, но скажу. Тем более, она впрямую следует из хронологии событий и моих тезисов «почему сообщество расслаблено».

Давайте честно признаемся - бизнес относится к персональным данным частных лиц довольно халатно. Большие компании стараются выстроить правильную политику работы с ними, но даже крупный бизнес ещё далеко не весь обратил внимание на качественные принципы работы с ПДн. А уж средний и малый - тем более. Многие даже не понимают, что данные покупателей - это ценность, и что нужно уважать права частного лица при работе с его данными. И что сам закон не про информационную безопасность, а про соблюдение прав.

По-прежнему имеют место сливы баз данных «налево», неправомерное использование данных (то самое «не соответствующее целям»). Покупателей раздражает чрезмерная коммуникативная активность бизнеса, тем более когда от неё не удаётся отказаться с первого раза.

Всё это - неверные принципы и неверные бизнес-процессы работы с данными. Непонимание и неверные коммуникационные стратегии как основа, и огульное использование данных как следствие.

Как знать, может быть, огромной массе операторского сообщества и нужна увесистая дубина в виде повышенного внимания надзорного органа и применения штрафов?

Грамотный маркетинговый подход к CRM и лояльности - это то, что называется permission-marketing (разрешительный маркетинг). Правильно выстроенные CRM-процессы и процессы обработки данных могут и должны дружить с законодательными требованиями (в случаях, когда эти требования ясны, конечно).

И необходимо обратить внимание ещё на один важный момент. При увеличении штрафов и ускорении возможного наказания можно найти позитивный момент в изменениях - конкретизацию состава нарушений. В предыдущей редакции была очень общая формулировка «Нарушение установленного законом порядка...» и она могла трактоваться весьма широко. Сейчас же семь (шесть, касающихся бизнеса) пунктов достаточно конкретизированы и понятны. Это, на мой взгляд, хороший шаг государства навстречу прозрачности законодательства в этой сфере.

Помните известное «не умеешь - научим, не хочешь - заставим».

Об операторах персональных данных написано довольно много статей.
Операторы очень расстроены, что им приходится тратить средства на защиту персональной информации, что им всем тяжело живется и вообще все очень плохо.
С другой стороны есть сами владельцы персональных данных, и я предлагаю рассмотреть тему именно с этой стороны. Что же дает владельцу персональных данных ФЗ № 152 и каким способом он может защитить свои законные интересы?
В данном случае разговор пойдет о коммерческих организациях, вопрос относительно государственных органов – тема отдельной статьи.

Вот пример последствий для оператора персональных данных по обращению владельца:

Случай из жизни: меня в очередной раз расстроил мой интернет-провайдер своим качеством обслуживания, и я решил посмотреть насколько законно он обрабатывает мои персональные данные. Написав и распечатав письмо с запросом информации из статьи 14, я сходил к ним и отдал под роспись секретарю вместе с претензией на качество обслуживания. На следующий день руководитель технической поддержки (до этого мне так и не удалось с ним поговорить, не переключали) с радостью сообщил, что они все починили, дал мне свои контакты с просьбой звонить если что то будет не так ему лично. Интернет с тех пор работает отлично.

Еще один пример нарушения со стороны оператора персональных данных: после покупки машины в автосалоне по почте пришло письмо от производителя из Германии, в котором говорилось, что я приобрел машину такой-то марки с просьбой оценить качество обслуживания их дилера. При заключении договора в тексте договора не было нигде описано, что я разрешаю обрабатывать свои данные, тем более передавать их кому-либо.
Оператор не уничтожил мои персональные данные после достижения целей обработки (договор исполнен), осуществил трансграничную передачу этих данных и продолжает обрабатывать их в своих информационных системах, без какого-либо основания (приходят СМС с информацией об акциях).

Если статья будет интересна читателям, на последнем примере нарушения выложу формы обращения и пошаговую инструкцию по организации запросов к операторам персональных данных, запросов в Роскомнадзор, расскажу, куда можно обратиться помимо Роскомнадзора, и на какие статьи законодательства ссылаться.