Действие нормативных правовых актов в пространстве.

Действие законов и иных нормативных правовых актов означает обязательность их исполнения не только в течение определенного времени, но и на определенной территории .

Действие нормативного правового акта в пространстве – это определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению . В этой связи нормативные правовые акты и содержащиеся в них нормы права различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию государства или же на определенную ее часть, или предназначены для действия за пределами страны .

Следовательно, пространственное действие нормативных правовых актов в первую очередь связано с понятием территории государства .

В понятие «территория государства» включается: суша с недрами; внутренние воды, двенадцатимильные пребрежные морские воды в пределах границ государства; воздушный «столб» в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам); территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом; военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море; воздушные суда в воздухе.

По действию в пространстве нормативные правовые акты могут быть:

а) общегосударственными (действующими на всей территории государства);

б) региональными (действующими на территории субъекта);

в) местными (действующими на территории муниципального образования);

г) локальными (действующими в пределах учреждения – ИТУ, воинской части и т.д.).

К тому же, действие нормативных правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа. Экстерриториальность – юридический статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из под действия законодательства данной страны и подпадающих под действие законодательства другого государства.

Экстерриториальное действие нормативных праовых актов относительно российских граждан за пределами России предопределяется следующими моментами. Во-первых, граждане нашего государства, находящиеся за границей, всегда сохраняют с ним правовую связь. В соответствии с международным правом созданы и действуют конституционные и специальные нормы, обеспечивающие права и законные интересы своих граждан не только на территории России, но и вне пределов государства . Так, российские граждане, находящиеся за границей, согласно Закону о гражданстве РФ и другим законам, имеют право принимать участие в выборах в представительные (законодательные) органы РФ, в выборах Президента РФ и др.

Во-вторых, властные предписания нормативных правовых актов обязательны для граждан и на территории своего государства, и за ее пределами. Поэтому граждане РФ, находящиеся за границей, обязаны подчиняться не только законодательству страны пребывания, но и законодательству своей страны .



Институт экстерриториальности существует и в виде дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с действующими законодательными положениями. Экстерриториальностью пользуются также военные и воздушные суда в пределах иностранной территории, если они оказались там законным путем (ст. 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Применение нормативных правовых актов одной страны на территории другой может осуществляться в соответствии с международными соглашениями. Как видно, в такой ситуации определенные государства сами допускают эту возможность.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц .

Имеется в виду применимость таких актов к определенным категориям субъектов права (лицам, органам, организациям). Иными словами, выяснение действия нормативных правовых актов по кругу лиц означает определение субъектов–адресатов нормативно выраженного предписания.

По общему правилу законодательство РФ распространяется на всех субъектов права, находящихся на ее территории. Это:

– граждане государства;

– лица с двойным гражданством;

– лица без гражданства;

– граждане иностранных государств;

– все организации, функционирующие на территории государства.

Существуют, вместе с тем, некоторые особенности, связанные с распространением действия нормативных правовых актов в отношении граждан РФ.

1. В каждом государстве установлены правовые нормы, которые распространяются только на граждан государства и не действуют в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Уместно отметить, что согласно Конституции РФ, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31); долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита Отечества (ст. 58) и др.

2. Нормативные правовые акты нередко распространяют свое действие не на всех граждан, а на их определенную часть , выделяемую на основании какого-либо общего социального признака (должностные лица, студенты, военнослужащие, врачи, учителя, пенсионеры и т.д.). Так, норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (злоупотребление должностными полномочиями) действует в отношении должностных лиц, нормы Закона РФ «О милиции» действуют в отношении только сотрудников и органов милиции.

3. Нормативные правовые акты РФ применяются с учетом определенной специфики в отношении лиц с двойным гражданством . Если гражданин Российской Федерации является одновременно и гражданином другого государства, т.е. имеет двойное гражданство , он пользуется не только покровительством России, но и покровительством «своего» нового государства. Вместе с тем, согласно ч.2 ст. 62 Конституции РФ «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

4. Нормативные правовые акты РФ, распространяющие свое действие в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, соответствуют международным правовым документам. Законодательство России, как и законодательство иных стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей в значительном объеме к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности «наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Следовательно, эта категория лиц не может участвовать в некоторых видах правоотношений.

В России, например, по Закону о правовом положении иностранных граждан, последние не пользуются рядом прав и свобод, которые, по существу, неотделимы от гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы, участвовать в референдуме, не могут быть назначены на определенные государственные должности, например, прокурора, судьи, нотариуса и занимать их. На них не возлагаются определенные конституционные обязанности, скажем, такие как обязанность нести военную службу, которая является долгом и обязанностью лишь гражданина Российской Федерации. Наконец, в отношении трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории России и др. установлен и осуществляется ряд специальных правил.

5. В соответствии с международными соглашениями, особое положение в России, как и в других странах, занимает определенная категория лиц, обладающая правом экстерриториальности, т.е. дипломатическим иммунитетом . Это – главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств (послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды, военные атташе и их помощники, секретари и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане. Дипломатический иммунитет относительно названных лиц состоит в том, что они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопрос об ответственности таких субъектов за совершенные правонарушения решается дипломатическим путем.

Вместе с тем, указанные лица обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела.

6. Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативный правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

7. Различны пределы действия нормативных правовых актов и в отношении организаций – субъектов права. Компетенция, подведомственность, субординация и другие особенности каждого государственного органа, его место в механизме государства должны соответствовать установленным пределам действия нормативных правовых актов .

Нормативные правовые акты обращены и к различным общественным объединениям, предусматриваю правовые основы их деятельности (ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ «О политических партиях» и др.).

Определение юридических пределов действия нормативных правовых актов имеет и теоретическое, и практическое значение. Профессионалу–юристу необходимо на базе теоретических знаний правильно определять хронологические, территориальные пределы действия принятого нормативного правового акта и круг субъектов, к которым он адресован.

Контрольные вопросы к лекции.
Темы докладов, рефератов, сообщений. Литература

Контрольные вопросы

2. Сформулируйте определение понятия «форма (источник) права».

3. Назовите формы (источники) права, выделяемые юридической наукой.

4. Каковы особенности правового обычая?

5. Почему правовой прецедент – источник англосаксонского права не получил широкого распространения в России?

6. Каковы особенности нормативного договора как источника права?

7. Что представляет собой нормативный правовой акт. Раскройте понятие, назовите признаки, отличающие его от других форм (источников) права.

8. Раскройте определение закона, назовите его признаки.

9. Как классифицируются законы?

10. Дайте классификацию подзаконных актов.

11. Каков порядок вступления в силу во времени законов и других нормативных правовых актов?

12. Раскройте особенности действия нормативных правовых актов в пространстве.

13. Как действуют нормативные правовые акты по кругу лиц?

Нормативные акты имеют временные, пространственные и по кругу лиц пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». К тому же, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

I. Вступление в силу нормативных правовых актов

Действие закона, равно как и любого иного нормативного правового акта, начинается с момента вступления его в силу.

В государственно-правовой теории и практике признано, что в современной России нормативные правовые акты вступают в силу в связи со следующими факторами:

а) с момента, указанного в самом акте или акте, его сопровождающем, путем указания на конкретную (календарную) дату (например, Уголовный кодекс РФ вступил в юридическую силу с 1 января 1997 г.);

б) в связи с иными обстоятельствами, указанными в акте («с момента подписания», «с момента опубликования», «с момента принятия», например, Конституция РФ) и т.д.;

в) по истечении определенного срока после их официального опубликования.

Существенно следующее: ситуацию «истечение определенного срока» регулирует специальный Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (от 25 мая 1994 года). Обратим внимание на содержательные положения этого закона.

1. Соответственно ст. 2 данного акта датой принятия Федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Датой принятия иных (текущих) федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции.

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуют не позднее 10 дней после их принятия.

3. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете», «Собрании Законодательства Российской Федерации» или в «Парламентской газете».

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы и т.д. вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

Действие нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ регулируются специальным Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно­правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Обратим внимание на следующие положения.

1. Нормативные правовые акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

2. Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования. Иные акты правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, служб и т.д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу через 10 дней после их опубликования.

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных правовых актах.

Прекращение действия нормативных правовых актов

Законы, также как и иные нормативные правовые акты, прекращают свое действие с момента утраты ими юридической силы.

Согласно сложившейся практике, это происходит в результате следующих обстоятельств.

1. В результате истечения срока действия закона или иного нормативного правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такие акты издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории на определенный срок.

2. В результате прямой отмены действующего нормативного акта, другим актом, изданным компетентным государственным органом. Например, Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской об административных правонарушениях» (принят 20 декабря 2001 г. - СЗ РФ, 2002. № 1. Ст. 2) признал утратившими силу сразу 137 законов и других актов, связанных с вопросами административной ответственности.

3. В результате замены действующего нормативного правового акта другим актом, фактически устанавливающим в данной области новые принципы и нормы регулирования. Так, в связи с принятием Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 г.) одновременно прекратила действие Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г.

4. Прекращение действия нормативного правового акта может наступить в связи с исчезновением обстоятельств, для регулирования которых он был принят. Известно, что с распадом СССР утратили силу все акты, устанавливающие систему, полномочия союзных государственных органов.

Рассмотрение действия нормативного правового акта во времени предполагает рассмотрение еще двух понятий «обратная сила нормативного правового акта» и «переживание нормативного правового акта».

Обратная сила закона. С действием закона во времени связаны вопросы их обратной силы.

Существует общее правило, что все нормативные правовые акты действуют после принятия только на будущее. Они не распространяют свое действие на отношения, существовавшие до их вступления в силу (то есть не имеют обратной силы, ретроспективного действия). Однако из этого правила есть исключения. В некоторых случаях закону может быть придана обратная сила, то есть его нормы станут распространяться на отношения, существующие до принятия такого акта.

Обратная сила - это распространение юридической силы вступившего в действие нормативного правового акта на обстоятельства, имевшие место до его принятия.

Существенно то, что обратная сила нормативного правового акта используется в определенных исключительных случаях. Во- первых, тогда, когда законодатель по необходимости придает обратную силу нормативным правовым актам или отдельным их предписаниям, предусматривая такую возможность в самих нормативных правовых актах. Во-вторых, обратная сила придается автоматически уголовным законам, которые устраняют, отменяют наказуемость или смягчают наказание за конкретное деяние по сравнению с предшествующим законом. В ст. 54 Конституции РФ по этому поводу сказано: «Закон, устанавливающий или

отягчающий ответственность обратной силы не имеет... Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Итак, обретение законом обратной силы, т.е. исключение из общего правила имеет место:

1. Если указание на это содержится в самом акте.

2. Если данный акт устраняет или смягчает уголовную или административную ответственность.

Следует подчеркнуть, что в уголовном, административном праве, предусматривающих штрафные санкции, обратная сила закона не может приводить к установлению или усилению наказания за деяния, совершенные до принятия соответствующего закона. Придание обратной силы закону используется в основном в гражданском праве.

Существует также такое понятие, как «переживание закона», т.е. закон, утративший юридическую силу по специальному указанию нового закона признается действующим применительно к отношениям, возникшим или существовавшим во время его действия. На практике это означает, например, что суд во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона.

Действие нормативных правовых актов в пространстве.

Право действует не только во времени, но и в пространстве. Очевидно, законодатель, разрабатывая новые нормативные правовые акты, учитывает их пространственные возможности, пределы. Лица, организации, реализующие (применяющие) предписания правовых актов также принимают во внимание их пространственные параметры. С этим связано определение территориальной юрисдикции (в процессуальном праве) и др.

Действие нормативного правового акта в пространстве - это определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению.

В пространстве нормативные правовые акты в зависимости от своего вида могут быть:

а) общегосударственными, распространяются на всю территорию страны;

б) региональными (действующими на территории субъектов РФ);

в) местными, действующими на территории муниципального образования;

г) локальными, действующими в пределах предприятий, организаций (ИТУ, воинской части и т.д.);

д) распространяющимися на территорию, указанную в самом нормативном правовом акте (например, районы Крайнего Севера);

е) предназначенные для действия за пределами государства.

Под территорией Российской Федерации понимается: часть

суши, которая определена государственной границей: внутренние воды; двенадцатимильные прибрежные территориальные морские воды (12 морских миль примерно 22 км); воздушное пространство над территорией государства, доступное обычным летательным аппаратам (самолетам); воздушные суда Российской Федерации, гражданские суда, находящиеся вне пределов территориальных вод под флагом Российской Федерации; военные корабли в любом месте; территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

Объектами, приравненными к государственной территории, признаются трубопроводы, подводные кабели, недра в пределах государственной границы, континентальный шельф, космические объекты.

Действие нормативных правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа. Этот принцип означает: во-первых, в пределах границ государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории (например, территории посольств) и лица (например, дипломатические представители), на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Во-вторых, нормы, содержащиеся в Федеральных законах могут применяться за пределами Российской Федерации в отношении российских граждан. В-третьих, при рассмотрении определенных категорий юридических дел допускается применение иностранного законодательства (например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок), по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Итак, по пространственному (территориальному) критерию все нормативные правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть и акты, действие которых распространяется за пределами страны.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.

Данный аспект действия нормативных правовых актов предполагает выяснение вопроса о том, кому адресуются, предназначаются предписания, содержащиеся в этих актах, т.е. определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.

Существенно то, что порядок действия нормативных правовых актов по кругу лиц определяется правовым статусом соответствующих субъектов. В соответствии с этим критерием действие нормативных правовых актов по лицам определяется так:

1) нормативные правовые акты, действующие в отношении всех граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, находящихся на территории государства (Конституция РФ);

2) акты, действующие только в отношении российских граждан (Закон о выборах Президента РФ);

3) нормативные правовые акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства);

4) акты, действующие в отношении субъектов, обладающих специальным (профессиональным) правовым статусом (адвокаты, военнослужащие, сотрудники ОВД, врачи и т.д.);

Кроме ограничения действия нормативно-правового акта во времени существуют общепризнанные границы его действия в пространстве, на определенной территории. В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории.

По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны.

Однако акты, изданные в порядке текущего законодательства, могут действовать и на строго определенной, ограниченной части территории. Об этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте.

Действие нормативно-правового акта в пространстве может быть территориальным и экстерриториальным.

Территориальное действие нормативно-правового акта очерчено территорией государства (Украина) или отдельного региона (Крым) и определяется государственным суверенитетом.

Нормативно-правовые акты Украины распространяются на территорию всей страны, нормативно-правовые акты Автономной Республики Крым - на собственную территорию в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины и Конституцией Автономной Республики Крым от 21.10 1998 г. "

Под территорией государства понимается его:

*сухопутное пространство - земная территория;

*водное пространство - внутренние воды внутри государственных границ и территориальные воды в пределах 12 морских миль;

*воздушное пространство над государственными границами - на высоте до 35 километров;

*военные и торговые суда в открытом море;

*воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Украины;

*космические объекты под флагом и гербом государства;

*трубопроводы;

*подводные кабели и нефтяные морские вышки;

*территории дипломатических представительств и консульств за рубежом.

Экстерриториальное действие нормативно-правового акта регулируется международными договорами и предусматривает распространение законодательства данного государства за пределами его территории.

Оно известно как право экстерриториальности государств - порядок, в соответствии с которым учреждения или физические

Нормативно-правовые акты Автономной Республики Крым по вопросам её ведения должны соответствовать Конституции Украины, законам Украины (ст.28 Конституции Автономной Республики Крым).

Лица, находящиеся на территории другого государства, рассматриваются как пребывающие на собственной национальной территории и подчинены законам и юрисдикции собственного государства. Правом экстерриториальности пользуются военные суда и самолеты, которые с разрешения государства пребывания находятся на ее территории, но рассматриваются как часть территории государства флага или опознавательных знаков.

Право экстерриториальности всегда использовалось для обоснования дипломатических привилегий и иммунитетов - особенных прав и привилегий, которыми наделяются дипломаты и члены их семей". Имеется немало случаев, когда политические и государственные деятели, которые преследовались по закону своей страны, прятались в посольствах и миссиях других государств, пользуясь их правом экстерриториальности (в частности правом неприкосновенности помещения). Ныне экстерриториальность такой функции не выполняет, поскольку это может привести к расширенному толкованию дипломатических привилегий и иммунитетов.

Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И наоборот, на территории данного государства могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового и некоторых иных отраслей права.

В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую значимость, приобретает применение норм международного права к внутригосударственным отношениям.

Аналогичные нормы содержатся и в конституциях ряда других государств.

Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы.

Что считается "моментом вступления" нормативное правового акта в силу? Как определяется и с чем ассоциируется этот момент? В государственно-правовой теории и практике разных стран нет единого ответа на эти вопросы.

В одних случаях вступление нормативно-правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверждения. Таковыми являются, например, нормативные акты (указы, постановления, приказы и др.), принимаемые в тех или иных странах в чрезвычайных или других экстремальных ситуациях. Таковыми были в СССР и союзных республиках - субъектах Федерации - постановления Правительства.

В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования).

В Италии, например, законы и регламенты каждой из палат Парламента вступают в силу на 15-й день после их опубликования, если в них не предусмотрено иное. Что же касается большинства других нормативных актов, то они вступают в силу с момента их опубликования.

В Российской Федерации, порядок вступления нормативно-правовых актов в силу регулируется Федеральным законом о порядке опубликования и вступления в силу законов РФ (принят ГД РФ 25 мая 1994г)

В третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых актов либо определяется самими актами, или же указывается е других, специально изданных актах для введения их в действие.

Для сложных и важных нормативно-правовых актов срок вступления в силу должен быть более длительным. чем для всех других нормативно-правовых актов. Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных, подготовительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше времени и усилий, чем это необходимо в отношении менее важных и сложных нормативно-правовых актов.

Немалое значение имеют не только сроки, но и способы "вступления в силу", или "введения в действие", нормативно-правовых актов. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно на всей территории (страны, субъекта федерации, округа и т.п.), на которую они рассчитаны. Но не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения их в действие. В России, Франции, Германии и ряде других стран раньше это была весьма распространенная практика, обусловленная невозможностью (технически, организационно, ввиду отсутствия современных средств связи) обнародования одновременно на всей территории страны принимаемого нормативно-правового акта.

Во Франции, например, длительное время действовал специальный декрет (от 5 ноября 1870 г), в соответствии с которым каждый вновь изданный закон вступал в силу не одновременно на всей территории страны, а постепенно, по округам. Причем в каждом округе он начинал действовать лишь через день после поступления по почте в его главный город очередного номера журнала Journal Officiel, в котором излагалось содержание данного акта.

Однако несмотря на то, что во многих странах в силу объективных причин широко была распространена практика постепенного введения в действие закона, преимущество все же признавалось за вступлением в силу закона одновременно на всей территории государства. Отмечалось лишь одно "неудобство", а именно: при установлении ""слишком краткого срока" возникало опасение, что закон или иной нормативный акт вступит в силу раньше, чем с ним будет ознакомлено население. В то же время при слишком длительном сроке введения в действие закона могут появиться негативные последствия такого положения.

Вывод, к которому приходили правоведы того времени относительно преимуществ и недостатков вступления в силу законов одновременно и постепенно, сводился к тому, что "сравнительная ценность той и другой системы обусловливается величиною государства и культурой страны""". В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Система введения в действие закона одновременно на всей территории получила повсеместное и неоспоримое признание.

Начальным и конечным моментами действия закона во времени являются вступление в действие закона и прекращение действия закона. Следует отличать момент (день) вступления закона в действие от момента (дня) обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу в день его принятия, т.е. подписания закона.

Законы начинают действовать:

1. С момента принятия (например Конституция Украины);

3. Со времени, которое обозначено в самом законе;

4. Со времени, которое указано в постановлении о порядке введения закона в действие. В Украине, как правило, начало действия закона определяется в специальном постановлении Верховной Рады о порядке его введения в действие: со дня опубликования либо с момента наступления оговоренного в постановлении определенного условия (принятия иного закона и др.). Например, вместе с опубликованием Закона Украины "О государственной тайне" от 10.03.1994 г. было опубликовано Постановление Верховной Рады Украины "О порядке введения в действие Закона Украины "О государственной тайне", где сказано, что он вступает в действие со дня опубликования;

5. Законы, в которых не указано время приобретения действенности, и не было постановления о порядке введения их в действие, вступают в силу по всей территории Украины одновременно по истечении 10-дневного срока со дня официального опубликования. Законы должны быть опубликованы не позднее 15-дневного срока после их подписания и принятия к исполнению Президентом Украины;

6. Законы (решения), принятые в результате референдума, вводятся в действие с момента их опубликования, если в них самих не определен другой срок. Датой принятия закона (решения) является день проведения референдума.

При всех условиях закон вступает в действие не ранее даты опубликования.

Согласно Конституции Украины 1996 г. законы, определяющие права и обязанности граждан, которые не доведены до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными (ст.57).

Вступление закона в действие происходит в соответствии с тремя принципами:

* немедленное действие, когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случаи только "вперед"; все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает;

* обратное действие (обратная сила) закона, когда закон распространяется на все случаи и "вперед" и "назад", т.е. на случаи, которые происходили раньше, в прошлом, до введения закона в действие.

Общим является правило: закон обратной силы не имеет. Это правило придает определенность и стабильность общественным отношениям. Граждане в своих поступках ориентируются на действующие законы. Они могут рассчитывать на будущие законы в конкретных поступках сегодняшнего дня. Потому новые законы не должны распространяться на старые жизненные ситуации: это вызвало бы хаос в обществе.

Исключения из этого правила редки и допускаются:

при наличии указания в законе о предоставлении ему (либо отдельным статьям) обратной силы;

в общем правиле о непременном придании обратной силы уголовному закону, отменяющему или смягчающему уголовную ответственность.

Это правило имеет гуманистическую направленность. Оно зафиксировано в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 г. Должно быть воспроизведено в уголовных кодексах стран, подписавших этот международный документ. В ст.15 этого пакта, в частности, говорится: "... не может назначаться более тяжелое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника".

В соответствии с Международным пактом 1966 г. ст.58 Конституции Украины 1996 г. закреплено: "Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения".

Переживание закона:

* когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового акта (закона) должен продолжать действовать по отдельным вопросам. Например, после распада СССР Верховной Радой Украины 12.09.1991 г. принято постановление о порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР, если соответствующие вопросы не урегулированы законодательством Украины, при условии, что эти общесоюзные акты не противоречат Конституции и законам Украины.

Нормативно-правовой акт действует вечно, если иное не предусмотрено законом. Согласно сложившейся практике, утрата им юридической силы происходит в результате следующих обстоятельств.

Во-первых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты указанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период.

Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом. В законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже специальное разъяснение, каким образом и в силу каких причин совершается отмена законодательных актов. Так, в Декрете "Общие положения о законе" Италии, действующем еще с 1942 года, особо поясняется, что "законы отменяются последующими законами, прямо указывающими на такую отмену, либо вследствие несоответствия старых норм новым, либо вследствие того, что новый закон по-иному регулирует отношения, составляющие предмет прежнего закона"".

В-третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила прежнего акта утрачивается в момент введения в действие нового акта.

Порядок действия нормативно-правового акта по кругу лиц подлежит общему правилу: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он рассчитан. Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

По общему правилу, нормативно-правовые акты издаются с целью распространения их предписаний на граждан данного государства. Наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, равно как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, государство должно не только принимать меры к тому, чтобы гарантировать соблюдение данных конституционных требований н положений в отношении граждан внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства.

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
    • Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
    • Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Любой нормативный правовой акт имеет пределы своего действия. При этом важно уяснить начальный и конечный моменты действия акта, вступление его в силу с даты принятия или опубликования, или в порядке, определенном самим нормативным правовым актом, другими актами, специально регулирующими порядок введения их в действие.

Действие во времени предполагает необходимость учета времени вступления акта в законную силу и утрату законной силы. Обычно акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом или начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Опубликование этих актов производится в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации». Федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Публикация нормативных правовых актов в названных изданиях является официальной. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях.

Акты Президента РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня их подписания. Это считается официальным опубликованием их текстов. Акты Президента РФ, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после первого их опубликования в официальных изданиях. Иные акты Президента РФ вступают в силу со дня их подписания.

Названные сроки вступления нормативных правовых актов в силу не применяются в случаях, когда при их принятии установлен другой срок введения их в действие. Президент издает указы и распоряжения. Президентские указы, носящие нормативный характер, могут восполнять пробелы в нормативно-правовом регулировании общественных отношений. Президент РФ вправе вносить в Государственную Думу РФ акты в плане реализации своей законодательной инициативы. Но Президент не может принимать акты законодательного характера, т.е. заменять своим указом закон. Акты Правительства РФ (постановления и распоряжения) вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановления, а акты по текущим или другим оперативным вопросам деятельности издаются в форме распоряжения.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, официальное опубликование. Эти акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование этих актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу.

Необходимо учитывать правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на отношения, существовавшие до момента принятия нового закона (новой редакции). Придание закону обратной силы возможно лишь в случаях, которые обозначены в самом законе, или если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные правовые акты во времени утрачивают свою силу по истечении срока действия, в связи с изданием нового акта, заменяющего старый закон, на основании прямого указания конкретного органа. Таким образом, нормативные правовые акты имеют «определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу нормативные правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы».

Действие в пространстве определяется территорией распространения властных полномочий органов, издающих акт. Территориальные пределы действия нормативных правовых актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию. В соответствии с территорией действия свое пространство имеют федеральные нормативные акты, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты. Федеральные законы имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ. Законы и иные нормативные акты субъектов действуют лишь на их территории. При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

Отдельные федеральные нормативные правовые акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации (например, акты о труде для работников Крайнего Севера, для работников пустынных или высокогорных районов и др.). Нормативные акты РФ распространяются также на территории посольств, представительств, военных, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом. Отдельные нормативные акты могут распространяться на российских граждан, работающих за рубежом. Действие нормативных правовых актов по территории регулируется также международно-правовыми актами и договорами.

Международными договорами также регулируется экстерриториальное действие правовых актов РФ (распространение законодательства страны за ее пределами). Принцип территориального применения нормативных правовых актов означает, что акты федеральных органов действуют на всей территории, акты субъектов Федерации - на территории данного субъекта, акты органов местного самоуправления - на территории, управляемой этими органами.

Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориального действия того или иного акта. Однако есть исключения из общего правила, когда действие нормативных правовых актов по кругу лиц не совпадает с действием по территории (например, в отношении иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом, или в отношении определенного круга лиц, очерченного законом, - военнослужащих, прокуроров, полиции и др.). В последнем случае речь идет о специальных нормативных актах.

В трудовом законодательстве применяется также принцип действия нормативных правовых актов о труде по категориям работников (специальные нормы - в отношении труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов, лиц, занятых в отдельных сферах деятельности, работников бюджетной сферы, работающих на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.). В данном случае для различных категорий лиц, исполняющих трудовые или служебные функции, специальными нормами устанавливается особый порядок приема на работу и увольнения, особенности регулирования времени труда и отдыха, льготы и преимущества по оплате труда и др. Это, в свою очередь, предполагает наделение определенных категорий работников определенными льготами, правами и преимуществами. В то же время могут вводиться ограничительные меры в отношении, например, госслужащих - на совмещение должностей, на занятие предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью и др.

Нормативный правовой акт (НПА) - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве показывает территорию, на которую распространяется действие нормативного акта.
По общему правилу, нормативно-правовой акт действует на всей территории, на которую распространяется власть государственного органа, издавшего этот акт. Так, акты федеральных органов власти (федеральные законы, указы президента, постановления правительства и др.) действуют на всей территории Российской Федерации, акты органов власти субъектов федерации (например, законы Думы Приморского края) действуют на территории данного субъект федерации, акты органов местного самоуправления действуют только на территории данного административнотерриториального образования и т.д.
Исключениями из общего правила являются
· акты, изданные специально для определенной территории (например, для районов Крайнего Севера);
· распространение действия акта за пределы территории государства (на территории посольств и консульств данного государства за рубежом, на территории военноморских и воздушных судов и т.д.). это так называемый принцип экстерриториальности.
Для определения пространственного действия актов, распространяющихся на территорию государства, необходимо знать, что представляет собой с юридической точки зрения территория государства. Территория любого государства очерчена государственной границей, под которой понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.
Следовательно, территория государства включает:
- часть суши с внутренним водным пространством в пределах границ государства;
- внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль; воздушный столб над территорией государства (на высоте до 35 км);
- воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом и гербом государства;
- космические объекты, находящиеся под флагом и гербом государства;
- т.н. квазитерритория (территория посольств и консульств, пользующихся особым правовым режимом)

Пространственное (территориальное) действие нормативных актов основывается на таких принципах как территориальный принцип и экстерриториальный принцип.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного акта данного субъекта правотворчества в пределах государственных или административных границ данного государства. Иными словами, нормативный акт действует либо на всей территории государства, либо на определённой её части.

Понятие «территория государства» определяется нормами международного и внутригосударственного права. Так, территория украинских дипломатических представительств за рубежом относится к территории Украинского государства. Согласно Закону Украины «О государственной границе Украины» под территорией Украины понимается не только её, в пределах государственной границы, сухопутное, водное пространство, воздушное пространство над ними, недра, но и военные, невоенные корабли, находящиеся под флагом Украины, например, в открытом море, а также воздушные суда, находящиеся вне пределов государства под его опознавательными знаками. Согласно территориальному принципу действия нормативных актов, в унитарном государстве есть нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию страны, на территорию административно-территориальных единиц или территориальных автономий. В федеративном государстве, акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом, а акты субъектов федерации действуют в пределах их территориальных границ. В унитарном, федеративном государстве акты органов местного самоуправления действуют в пределах соответствующих административных границ.

Экстерриториальный принцип предполагает действие нормативного акта данного субъекта правотворчества за пределами территории его юрисдикции. Например, допускается использование иностранного законодательства по некоторым наследственным делам, при судебном рассмотрении споров, вытекающих из определённых внешнеторговых контрактов (арбитражная оговорка которых предусматривает именно такой порядок судебного разбирательства).

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ - действие нормативных правовых актов в пространстве, связанное с установлением территориального ограничения, пространственного предела действия акта. Он предполагает, что нормативный правовой акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих властных структур, обладающих правотворческими полномочиями. По общему правилу действие нормативных правовых актов распространяется в пределах государственной территории. Территориальный принцип действия нормативных актов имеет особенности в зависимости от характера государственно-территориального устройства. Федеративное устройство государства предполагает действие принципа приоритета федерального законодательства. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Законы и нормативные акты субъектов Федерации, принятые в пределах их полномочия не могут противоречить федеральным законам.

Для уголовного законодательства пространственный принцип действия закона имеет свои особенности. Имеется в виду то обстоятельство, что преступление считается совершенным на территории РФ как в том случае, когда преступные действия начаты и окончены на ее территории, включая наступление предусмотренного уголовным законом преступного результата, так и в случае, когда преступное действие совершено на территории РФ, а преступный результат наступил за ее пределами.

57. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА ПО КРУГУ ЛИЦ - применимость нормативного правового акта к определенному кругу субъектов права, т.е. определение тех физических лиц и организаций, которые подпадают под действие закона. Общее правило здесь следующее: нормативный правовой акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

В то же время права могут распространяться не только на лиц, пребывающих на территории РФ, но и в отношении проживающих в иностранных государствах. Это касается как российских граждан, так и соотечественников.

Вместе с тем существует определенные особенности действия нормативных правовых актов по кругу лиц.

Во-первых, действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на ее граждан за пределами государственной территории РФ. Так, гражданин РФ, совершивший преступление на территории другого государства и привлеченный в этой стране к уголовной ответственности после отбывания наказания не освобождается от наказания по российскому законодательству.

Во-вторых, действие нормативных актов по кругу лиц определяется принадлежностью к российскому гражданству. Некоторые политические права и свободы распространяются на иностранных граждан. Равно эти лица не обременены некоторыми конституционными обязанностями. Особую группу представляют лица без гражданства и беженцы, пребывающие на территории РФ.

В-третьих, под действие закона полностью или частично не подпадают лица, обладающие различными правовыми иммунитетами.

Ограничение действия закона по кругу лиц обусловлено спецификой закона, т.е. особенностями его действия по предмету (а также и в пространстве). Так, Семейный кодекс РФ регулирует отношения между супругами, между родителями и их детьми. Закон о милиции главным образом касается персонала (сотрудников) милиции. Законодательство о правовом положении иностранных граждан, о беженцах, о вынужденных переселенцах и т.д. ограничивает свое действии в отношении строго определенного круга лиц.

58. Система права - это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

§ выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;

§ предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;

§ показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права - это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права - первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род - широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.