Как правильно заполнять уведомление о заключении трудового договора. Порядок уплаты налога на прибыль

Одним из самых популярных, среди предприятий малого бизнеса, льготных режимов налогообложения является УСН. Он позволяет вести бухгалтерский учет в упрощенном виде и отчитываться по незначительному количеству налогов, размер которых ниже чем на . Как перейти на УСН строго определено в законе – для этого в установленном порядке подается заявление на УСН по форме 26.2-1

Законодательство устанавливает определенные сроки, в которые может осуществиться переход на УСН, как при организации нового хозяйствующего субъекта, так и при переходе с одного режима налогообложения на другой.

Переход может быть осуществлен следующим образом:

  • При организации бизнеса с нуля можно предоставить заявление на УСН при или ООО вместе с подачей соответствующих документов.
  • Если такое заявление не было предоставлено при регистрации бизнеса, то НК РФ этим хозяйственным субъектам разрешает в месячный срок (30 дней) направить данный документ в ИФНС по месту своего нахождения. При этом соответствие критериям не проверяется, так как организации еще не осуществляли свою деятельность.
  • Для перехода с уже существующего режима на нормы налогового законодательства устанавливают срок подачи заявления на УСН не позднее 31 декабря предшествующего года, в котором хозяйствующий субъект начнет его применять. При этом варианте заявление на упрощенку должно содержать такие показатели, как выручка и остаточная стоимость основных фондов на 1 октября года, предшествующему началу льготного режима. Эти значения сравнивают с нормативами, и если они меньше, то компания вправе применять льготный режим.
  • Перейти на УСН также могут бывшие , для этого они должны направить уведомление об этом в начале месяца, в котором было прекращение использования вмененки.

Добровольно изменить упрощенный режим на иной можно только по окончании года. Если в ходе работы будут превышены установленные показатели, то с месяца их превышения необходимо выполнить переход с УСН на ОСНО.

Заявление о переходе на УСН подается в электронном виде или лично представителем фирмы. Для его оформления используется утвержденная приказом ФНС форма 26.2-1.

Ее можно заполнить в специализированных программах, интернет-сервисах, или вручную, используя чернила черного цвета, прописные заглавные буквы. Сам бланк при этом можно приобрести в типографии, получить в налоговой инспекции или распечатать с интернета.

Образец заполнения заявление о переходе на УСН

В верхней части заявления прописывается ИНН фирмы или индивидуального предпринимателя. Место для него содержит 12 клеток. Если документ подается от фирмы, номер которой состоит из 10 знаков, то лишние две клеточки подчеркиваются знаком «-». Поле КПП указывают только организации, а физические лица должны в каждой клеточке поставить знак прочерка.

Затем записывается код налоговой инспекции из 4 цифр, в которую отправляется заявление.

В поле «Признак налогоплательщика» указывается, в какой момент заполняется документ:

  • При подаче вместе с бумагами на государственную регистрацию организации или предпринимателя ставится «1».
  • Отметка «2» указывается, если заявление подается на физическое или юридическое лицо, которое вновь регистрируется после ранее совершенного закрытия или ликвидации. Кроме этого, этот же пункт необходимо выбрать тем, кто совершает переход с режима ЕНВД на упрощенную систему.
  • Если происходит смена с любой другой налоговой системы, кроме ЕНВД, то ставится символ «3».

После этого в заявление вписывается полное название юридического лица, согласно официальным документам, или же полные Ф.И.О. предпринимателя в соответствии с паспортом или заменяющим его удостоверением личности. Наименование фирмы заполняется в одну строчку, личные данные - каждое слово с новой строчки. Все пустые клетки нужно прочеркнуть знаком «-».

Затем указывается с какого момента осуществляется переход на упрощенную систему:

  • Отметка «1» ставится фирмами, которые переходят с 1 января с другого налогового режима.
  • Код «2» указывается, что смена производится с даты регистрации организации или ИП - его используют те, кто регистрируется первый раз или вновь после закрытия.
  • Цифру «3» ставят тогда, когда налогоплательщик перестал осуществлять деятельность, облагаемую ЕНВД, и в связи с этим переходит на упрощенную систему. Здесь же указывается с какого месяца это происходит.

В следующей строке выбирается объект налогообложения:

  • Код «1» проставляется для расчета налога «по доходам».
  • Цифра «2» – по доходам, уменьшенным на величину расходов. Затем необходимо вписать год, в котором производится подача документа.

Следующие два поля заполняются только в том случае, если налогоплательщик производит переход на УСН с другого режима, т. е., если ранее в поле «Признак налогоплательщика» был указан код «3». Здесь необходимо вписать какой доход получен за 9 месяцев того года, в котором оформляется заявление, а также остаточную стоимость ОС.

Если документ подается представителем фирмы или предпринимателя через доверенное лицо, то ниже нужно указать количество прикладываемых бумаг, подтверждающих эти полномочия.

В самом низу заявление разделено на 2 части - заполнять нужно только левую. Здесь указывается кто подает документ в налоговую инспекцию:

  • «1» если лично налогоплательщик.
  • «2» – его представитель. Ниже вписываются полные личные данные руководителя, предпринимателя или его представителя, а также указывается контактный телефон. Данные заверяются личной подписью, и при наличии - печатью. В этом блоке все оставшиеся пустыми клеточки отмечаются знаком «-».

Все организации и ИП – плательщики торгового сбора для постановки на учёт в ИФНС должны подать уведомление по форме ТС-1. Данная форма также подаётся при изменении адреса или физической характеристики объекта торговли или в случае прекращения его деятельности (при том, что у плательщика есть ещё объекты), а также если в предыдущем варианте уведомления налоговики обнаружили ошибку.

Куда подавать территориальный орган ФНС:

  • для стационарного объекта – по месту нахождения объекта;
  • для нестационарного объекта организации – по месту нахождения юридического лица;
  • для нестационарного объекта ИП – по месту жительства предпринимателя.

Сколько уведомлений необходимо – если у одного плательщика имеется несколько облагаемых сбором объектов, то подавать следует только одну форму, в которой следует перечислить все имеющиеся объекты. Территориальную налоговую в этом случае нужно выбрать ту, к которой относится верхний в списке перечисления объект.

В какие сроки предоставить уведомление – 5 рабочих дней с момента события (появления, изменения или исчезновения объекта). Корректировочные сведения об исправлении ошибки в предыдущем варианте уведомления тоже надо направить в пятидневный срок с момента запроса налоговиков, иначе информацию о нарушении контролёры для дальнейшей проверки отправят в Департамент экономической политики и развития г. Москвы.

Каким способом направить – ФНС принимает заполненную форму уведомления:

Штрафы за несвоевременную подачу уведомления

1) Административный штраф – на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц - от 300 до 500 рублей по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ и Письму ФНС России от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@;

2) Налоговый штраф за непредставление в инспекцию предусмотренных законом сведений – 200 руб. за каждый документ по п. 1 ст. 126 НК РФ;

3) Налоговый штраф за торговлю без постановки на учёт – 10% от нелегальных доходов, но не менее 40 000 руб по п. 2 ст. 116 НК РФ и п. 7.1 Письма ФНС России от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@ «О торговом сборе».

Заполняем документ: пример на 2018 год

Подробная инструкция заполнения формы «Уведомления о постановке на учёт в качестве плательщика торгового сбора, внесении изменений в показатели или прекращении объекта обложения сбором" № ТС-1 содержится в Приложении №5 Приказа ФНС № ММВ-7-14/249@

Нажимайте на каждое интересующее поле инструкции, чтобы появилась подробная информация.

Общие требования

Форма ТС-1 заполняется в единственном экземпляре с обязательным заполнением всех разделов и полей, предусмотренных шаблоном. В каждом поле нужно указать только один показатель. Исключением из этого правила является дата, для которой предусмотрено три поля, по одному для каждых двух цифр числа, месяца и года.

Шаблон предусматривает обязательную нумерацию всех представленных страниц. Нумеровать листы надо сквозным образом, начиная с титульного. В предусмотренном для этого поле «Стр.» - три знакоместа. Чтобы заполнить их все, надо номер страницы представить трёхзначным элементом, например 002 или 020.

При предоставлении формы в бумажном варианте:

  • Листы сшивать или скреплять не нужно, чтобы не повреждать целостность бумаги;
  • Сведения в ней не должны содержать исправлений, в том числе с помощью канцелярских корректирующих веществ;

Заполняемая от руки:

  • Записи нужно проводить синей или чёрной пастой;
  • Заполнять все без исключения шаблонные поля слева направо заглавными печатными буквами;
  • В случае отсутствия данных или неполного наполнения знакомест, ставить посередине свободных квадратиков прочерк;

Заполняемая на компьютере:

  • Использовать предусмотренное программное обеспечение;
  • Заполнять все без исключения шаблонные поля шрифтом Courier New высотой 16-18 единиц;
  • В случае отсутствия данных допускается отсутствие прочерков;
  • Распечатку проводить только с одной стороны листа и не нарушать расположение и размер полей на листе.

Титульный лист

Поля «ИНН» и «КПП» предусмотрены как верхний колонтитул для всех страниц формы и заполняются следующим образом:

  • Юридическими лицами – в соответствии со свидетельством постановки на учёт по месту нахождения (для иностранных организаций – регистрации обособленного подразделения в России), указывая в последних двух квадратиках поля ИНН прочерки;
  • Индивидуальными предпринимателями – в соответствии со свидетельством постановки на учёт по месту жительства, заполняя только поле ИНН, а в поле КПП ставятся прочерки.

Поле «Представляется в налоговый орган (код)» заполняется четырёхзначным числом кода соответствующего территориального налогового органа. Если у плательщика возникают сомнения по поводу верности кода, можно обратиться к сервису на официальном сайте ФНС, позволяющему узнать код налоговой по её адресу.

Поле вида формы подразумевает указание причины для предоставления уведомления и заполняется одной цифрой, в зависимости от произошедшего:

  • 1 - возник новый объект для обложения;
  • 2 - Изменились показатели уже зарегистрированного объекта или проводится корректировка первоначально поданных сведений о зарегистрированном объекте;
  • 3 - Объект прекратил облагаться сбором – при том, что у плательщика есть ещё объекты. Если прекращают деятельности все объекты плательщика, подаётся другая форма (ТС-2).

Уведомления с кодом 2 или 3 должны содержать только сведения, касающиеся изменяющихся или прекращающихся объектов. Если снимаются с учёта все объекты, то подается не ТС-1 с кодом 3, а форма ТС-2.

В поле «Организация/индивидуальный предприниматель» указывается полное наименование юридического лица, которое отражено в регистрационных документах организации, или полные ФИО предпринимателя, как в его паспорте.

Поля «ОГРН» или «ОГРНИП» заполняются соответствующим регистрационным кодом, взятым из учредительных сведений. ОГРН – для организаций, ОГРНИП – для индивидуальных предпринимателей. Поле, оставшееся без заполнения, прочёркивается при ручном заполнении или остаётся пустым при распечатке на компьютере.

Поля количества страниц подразумевают указание общего числа страниц в готовой к сдаче форме и количества листов документов, прилагаемых к уведомлению с содержанием сведений, подтверждающих правомерность полномочий представителя плательщика.

Поле кода указания лица заполняется в зависимости от того, кто обеспечивает достоверность представленных в налоговую сведений:

  • 1 - индивидуальный предприниматель;
  • 2 - представитель ИП;
  • 3 - руководитель организации;
  • 4 - представитель организации.

Поле «ФИО руководителя либо представителя» и «ИНН» подразумевает построчное внесения фамилии, имени и отчества главы юридического лица либо его представителя, а также его ИНН при наличии. Заполняется только в случае, если предыдущий пункт содержит числовое значение «3» или «4».

Поля «Номер контактного телефона» и «E-mail» должны содержать контактные сведения без прочерков и пробелов, по которым можно связаться с представляющим сведения лицом. Налоговой необходимы эти сведения для оперативной связи с плательщиком, в том числе с теми, кто прислал данные с помощью ЭДО (в электронном виде).

В полях, предусмотренных для подписи и даты , подающее информацию лицо должно расписаться и указать дату подачи сведений в налоговую.

Поле «Наименование документа, подтверждающего полномочия представителя» заполняется, если информация подаётся представителем юридического лица и содержит сведения о доверенности или ином документе, согласно которому он имеет право представлять организацию.

Самым нижним блоком на Листе 001 представлен раздел «Заполняется работником налогового органа» и в нём ничего плательщику самостоятельно прописывать не требуется.

Страница 2 - Информация об объекте обложения торговым сбором

Когда плательщик заполняет форму уведомления по списку своих объектов, то он должен оформить несколько листов – по одному для каждого объекта – и отразить в них следующие данные:

РАЗДЕЛ 1. Информация в отношении вида предпринимательской деятельности

Поле 1.1 «Дата возникновения или изменения объекта обложения» заполняется датой в формате ДД.ММ.ГГГГ. Если облагаемая сбором торговля для лица является основной, то при первичной подаче сведений в налоговую в этом поле будет указываться дата начала его предпринимательской деятельности. При варианте сопутствующей торговли или подаче информации об изменении объекта поле будет заполняться датой, на которую объект начал использоваться или изменил свои характеристики.

Поле 1.2 «Код вида торговой деятельности» содержит числовой двузначный код, характеризующий вид торговли, облагаемый сбором (см. таблицу ниже).

РАЗДЕЛ 2. Информация об объекте осуществления торговли

Поле 2.1 «Код по ОКТМО» должно содержать код муниципального образования, на территории которого находится объект, о котором подаются сведения. Код можно найти в специальном справочнике или узнать на официальном сайте ФНС после ввода адреса проведения торговли. Поле предусматривает 11 квадратиков для заполнения. В случае, если код содержит 8 знаков, нужно вписать цифры кода с первого по восьмой квадратик, а с девятого по одиннадцатый – поставить прочерки.

Поле 2.2 «Код объекта осуществления торговли» содержит числовой двузначный код, характеризующий вид объекта, облагаемого сбором (см. таблицу ниже).

Поле 2.3 «Наименование объекта осуществления торговли» заполняется названием объекта, если таковое имеется (например, у магазинов). Если объект не имеет наименования (например, палатка или торговый автомат), то надо оставить поле без заполнения.

Поле 2.4 «Адрес объекта осуществления торговли» должен содержать полный адрес объекта деятельности, заполненный по соответствующим строкам (индекс, улица, дом и пр.). Если объект нестационарный и не предполагает наличие точного адреса, можно ограничить детализацию его места функционирования населённым пунктом. Числовое обозначение региона указывается в соответствии со справочником «Субъекты Российской Федерации». Для г. Москвы предусмотрен код 77.

Поле 2.5 «Основание для пользования объектом осуществления торговли» заполняется цифровым кодом, означающим вид права пользования. Для собственников объекта – 1, для арендаторов – 2, а в остальных случаях – 3.

Поле 2.6 «Номер разрешения на размещение нестационарного объекта торговли» заполняется номером соответствующего документа. Если торговля проводится в стационарном объекте или разрешение отсутствует по другой причине, то поле подлежит заполнению нулями.

Поле 2.7 «Кадастровый номер здания» заполняется только по тем объектам, код которых в поле 1.2 отмечен значениями «01» или «03», и которые не имеют кадастрового номера конкретного помещения торговли.

Поле 2.8 «Кадастровый номер помещения» заполняется при наличии кадастрового номера помещения и при значении «01» или «03» в поле 1.2.

Поле 2.9 «Кадастровый номер земельного участка» заполняется при значении «05» в поле 1.2 и должно содержать номер участка, на котором плательщиком организован розничный рынок.

Поле 2.10 «Площадь объекта осуществления торговли» содержит число, обозначающее количество квадратных метров площади торгового зала и рынка при их наличии. Это значение будет использоваться ниже для расчёта ставки суммы сбора.

РАЗДЕЛ 3. Расчет суммы сбора

Следующие 6 полей страницы посвящены определению суммы торгового сбора . Рассчитанная один раз при постановке на учёт объекта, сумма подлежит уплате ежеквартально вплоть до прекращения деятельности объекта и снятия его с учёта. В случае изменений характеристик объекта подаётся корректирующая форма ТС-1 с расчётом в текущих полях новой суммы, подлежащей уплате в бюджет.

Важно! Этот раздел подлежит заполнению и тем категориям лиц, которые фактически не уплачивают торговый сбор, относясь к категории льготников. В этом случае значения строк рассчитанной суммы и строки льготы будут равны и к уплате будет представлено нулевое значение.

Поле 3.1 «Ставка сбора на объект осуществления торговли» заполняется для тех объектов, для которых расчётной единицей является наличие самого объекта (торговый автомат, палатка и пр.) и должно содержать соответствующее значение ставки за квартал в рублях, установленное Законом г. Москвы № 62 «О торговом сборе» (или, в будущем, в иных законах, принятых в соответствующих городах).

Поле 3.2 «Ставка сбора, установленная в кв. м» заполняется для тех объектов, для которых расчётной единицей является метраж объекта (магазин, рынок и пр.) и должно содержать соответствующее значение ставки за квартал в рублях, установленное Законом г. Москвы № 62 «О торговом сборе» (или, в будущем, в иных законах, принятых в соответствующих городах). Учитывая, что Москва установила дифференцированный вид ставок, предполагается, что плательщик самостоятельно рассчитает и укажет в этом поле среднюю ставку для своего конкретного объекта.

Пример расчёта средней ставки. Юридическое лицо ведёт торговую деятельность в помещении площадью 70 кв.м. в Зеленоградском районе, который относится к столичной территории за пределами МКАД. Законом г. Москвы для этой зоны определена дифференцированная ставка: по 420 руб. за первые 50 кв.м. и по 50 руб. за каждый последующий квадратный метр площади. Средняя ставка за 1 кв. метр для этого объекта = (420 руб. * 50 кв.м.) + (50 руб. * (70 кв.м. – 50 кв.м.)) / 70 кв.м. = 314,29 руб.

Поле 3.3 «Исчисленная сумма сбора за квартал» содержит сумму квартального сбора в рублях, рассчитанного как произведение средней ставки на показатель физической характеристики. Для объекта из предыдущего примера сумма сбора = 314,29 руб. * 70 кв.м. = 22 000 руб.

Поле 3.4 «Сумма льготы, предоставляемая на объект осуществления торговли» заполняется, если деятельность, осуществляемая с помощью этого торгового объекта перечислена в ст. 3 Закона г. Москвы и попадает в категорию льготной. Сумма льготы не может превышать сумму исчисленного сбора, указанную в поле 3.3. Если предположить, что объект из рассматриваемого выше примера является салоном красоты, то сумма льготы будет равна исчисленной сумме сбора за квартал и составит тоже 22 000 руб.

Поле 3.5 «Код налоговой льготы» заполняется, если имеется значение в предыдущем поле, и содержит двенадцатизначный код, который отправляет к соответствующим статье, пункту и подпункту закона, содержащим основание для применение льготы. Из предложенных 12 квадратиков для каждого значения выделено по 4. Для салона красоты из предыдущего примера льгота предусмотрена подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Закона г. Москвы «О торговом сборе». Значит, в коде эти номера будут отражены последовательно как 0003 (статья), 0003 (пункт), 0001 (подпункт) и поле 3.5 после заполнения будет выглядеть как:

0 0 0 3 0 0 0 3 0 0 0 1
Номер статьи Номер пункта Номер подпункта

Поле 3.6 «Сумма сбора за квартал» должно содержать сумму в рублях, подлежащую фактической уплате в бюджет за квартал. В форме ТС-1 возле этого поля прописана формула, исходя из которой значение высчитывается как разница между полями 3.3 и 3.4, т.е. между суммой, исчисленной по средней ставке, и величиной льготы. Общая сумма сбора к уплате указывается в полных рублях, причём копейки:

  • менее 50 – отбрасываются;
  • 50 и более – округляются в большую сторону до полного рубля.

Образец заполнения уведомления по форме ТС-1

- Титульный лист -

- Информация об объекте обложения торговым сбором (стр.2) -


Если вы решили уплачивать налог через ответственное подразделение, то вам необходимо:

  1. До начала налогового периода уведомить о принятом решении налоговые инспекции, в которых на налоговом учете состоят ответственное обособленное подразделение и обособленные подразделения, через которые уплата налога на прибыль производиться не будет (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).
  2. Исчислять и уплачивать авансовые платежи (налог) в бюджет субъекта РФ, в котором находятся подразделения, в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ.
  3. Представлять налоговые декларации по налогу на прибыль по месту нахождения самой организации и месту нахождения ответственного подразделения, через которое будет производиться уплата авансовых платежей (налога).

Порядок уведомления налоговых органов, порядок исчисления и уплаты авансовых платежей (налога), а также порядок представления декларации зависит от того, в разных или в одном субъекте РФ вместе с обособленными подразделениями находится ваша организация (головной офис).

Если головная организация и обособленные подразделения находятся в одном субъекте РФ, то вы вправе принять решение об уплате налога на прибыль за эти обособленные подразделения через головной офис. О таком решении необходимо уведомить налоговые органы (см. дополнительно Письма Минфина России от 09.07.2012 N 03-03-06/1/333, от 12.03.2009 N 03-03-06/1/130, УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 N 16-15/136064, от 18.04.2008 N 20-12/037682.2).

В то же время уплачивать налог за головную организацию через ответственное подразделение нельзя. Та часть налога, которая приходится на головной офис, уплачивается в бюджет субъекта РФ отдельно (Письмо Минфина России от 12.03.2009 N 03-03-06/1/130).

Обратите внимание!

Если вы решили платить авансовые платежи (налог) в бюджет субъекта РФ через ответственное обособленное подразделение, то этот порядок вам следует закрепить в учетной политике на соответствующий налоговый период.

Рассмотрим каждое из указанных выше действий подробнее.

22.4.1.1. УВЕДОМЛЯЕМ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ) ЧЕРЕЗ ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Порядок уведомления налоговых органов о решении уплачивать налог через одно из обособленных подразделений (головной офис) ст. 288 НК РФ не установлен.

Вместе с тем, как это сделать, разъяснено в Письме ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986. Письмо носит рекомендательный характер. Однако налоговики на местах, скорее всего, будут руководствоваться им в своей практической работе (см., например, Письмо УФНС России по г. Москве от 17.02.2010 N 16-15/016328). Поэтому рассмотрим порядок, изложенный в названном Письме ФНС России.

В частности, для уведомления налоговых органов вам необходимо:

  1. Направить в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения уведомление. Поскольку его форма не установлена, уведомлять можно в произвольном порядке. На наш взгляд, в этом случае можно воспользоваться формой, рекомендованной в Письме ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986.

В уведомлении необходимо указать:

– полное наименование организации в соответствии с учредительными документами;

– ИНН/КПП по месту нахождения организации;

– полное наименование обособленных подразделений;

– адреса мест нахождения обособленных подразделений;

– КПП, присвоенные налогоплательщику налоговыми органами по месту нахождения обособленных подразделений;

– наименование и код субъекта РФ, на территории которого находятся обособленные подразделения.

Также нужно отметить причину, по которой уведомление представляется в налоговый орган.

Кроме того, в этом уведомлении надо указать сумму ежемесячных авансовых платежей в бюджет субъекта РФ, которую должно перечислить ответственное подразделение в I квартале. Эта сумма определяется как величина ежемесячных авансовых платежей всех обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ, включая ответственное подразделение, подлежащая уплате ими в IV квартале налогового периода, предшествующего налоговому периоду, с которого ваша организация переходит на уплату налога через ответственное подразделение.

Уведомление подписывается руководителем организации либо представителем, полномочия которого подтверждены в установленном порядке (п. 3 ст. 29 НК РФ).

  1. Копию уведомления необходимо представить в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете головной офис.

Если головной офис и обособленные подразделения расположены в одном субъекте РФ и принято решение уплачивать налог на прибыль через головной офис, то уведомление представляется только по месту нахождения головного офиса.

  1. Уведомить налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений о том, что через указанные подразделения налог уплачиваться не будет. В свою очередь указанные налоговые органы должны закрыть соответствующие карточки “РСБ” и передать их в налоговый орган по месту нахождения ответственного подразделения (Письмо ФНС России от 28.12.2005 N ММ-6-02/2005).

Указанные уведомления необходимо направить в налоговые органы до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, с начала которого налог будет уплачиваться через ответственное подразделение (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).

Напомним, что ранее данный срок законодательно закреплен не был. Поэтому Минфин России разъяснял, что уведомить налоговые органы нужно до начала налогового периода (Письма от 02.12.2005 N 03-03-04/2/127, от 21.04.2006 N 03-03-02/88). Однако при возникновении споров судебные инстанции указывали, что налогоплательщик каким-либо сроком не ограничен, поскольку Налоговый кодекс РФ подобных требований не содержит (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.01.2007 N Ф04-9099/2006(30278-А70-15)).

Отметим, что вы вправе изменить ответственное обособленное подразделение, через которое уплачиваете налог. Но сделать это можно лишь с начала нового налогового периода, за исключением случаев ликвидации такого подразделения. Этот вывод следует из Письма Минфина России от 04.02.2008 N 03-03-05/7, где чиновники рассматривали срок направления уведомлений при выборе организацией ответственного подразделения.

Если вы уже применяете порядок уплаты налога через ответственное подразделение и ранее уведомляли об этом налоговые органы, повторно сообщать об этом вы не обязаны (Письма Минфина России от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22, от 04.02.2008 N 03-03-05/7).

Кроме того, вы обязаны уведомлять налоговые органы обо всех изменениях, которые влияют на порядок уплаты налога по обособленным подразделениям (п. 2 ст. 288 НК РФ, ст. 7 Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ (далее – Закон N 158-ФЗ)).

Например, это касается случаев, когда вы ликвидировали одно из обособленных подразделений или создали таковое на территории данного региона. В случае создания подразделения вам нужно сообщить в налоговый орган о том, через какое обособленное подразделение вы будете уплачивать налог по новому подразделению. Сделать это нужно в 10-дневный срок после окончания отчетного периода, в котором вы создали обособленное подразделение. Аналогичные действия вам нужно совершить, если вы ликвидировали ответственное подразделение (абз. 2, 7 п. 2 ст. 288 НК РФ, ст. 7 Закона N 158-ФЗ).

Отметим, что, по мнению Минфина России, в таких случаях уплачивать налог в региональный бюджет через выбранное ответственное подразделение можно уже по итогам отчетного (налогового) периода, в котором оно было создано (Письмо от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22).

ПРИМЕР

уведомления налоговых органов об уплате налога в бюджет субъекта РФ через ответственное подразделение

Ситуация

С 2014 г. организация “Альфа” решила платить налог на прибыль в бюджет Московской области через обособленное подразделение “Омега” в г. Королеве.

Сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в I квартале 2014 г. в бюджет Московской области, составила 123 000 руб., в том числе по подразделению “Бета” – 93 000 руб., по подразделению “Омега” – 30 000 руб.

Решение

Уведомление N 1 организация “Альфа” заполнит в одном экземпляре и представит его:

– в МРИ ФНС России N 2 по Московской области (оригинал);

– в ИФНС России N 28 по г. Москве (копию).

См. образец заполнения уведомления N 1.

В свою очередь, уведомление N 2 организация заполнит по обособленному подразделению “Бета”, через которое налог в бюджет Московской области уплачиваться не будет. Данное уведомление организация “Альфа” представит в МРИ ФНС России N 16 по Московской области.

См. образец заполнения уведомления N 2.

Приложение 1 к разделу 22.4.1.1

Образец заполнения уведомления N 1

N п/п Наименование обособленного подразделения Место нахождения подразделения КПП Сумма ежемесячных авансовых платежей

на — квартал 20– г.

или по ненаступившим срокам уплаты

28 01 2014 28 02 2014 28 03 2014
1 2 3 4 5 6 7
1. “Омега” <***> Московская обл., г. Королев, ул. Пионерская, д. 1 5 0 1 8 0 3 0 0 1 10 000 10 000 10 000
2. “Бета” Московская обл., г. Фрязино, ул. Мира, д. 9 5 0 5 0 0 2 0 0 1 31 000 31 000 31 000
3.
Итого x x 41 000 41 000 41 000

Руководитель организации:

——————————–

В Перечне первым указывается ответственное обособленное подразделение, через которое будет производиться уплата налога на прибыль организаций, за исключением нижеследующего.

При принятии решения об уплате налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации самой организацией:

<*> указывается налоговый орган по месту нахождения организации;

<**> указывается наименование организации;

<***> в Перечне первым указывается организация.

Приложение 2 к разделу 22.4.1.1

Образец заполнения уведомления N 2

——————————–

<*> Если в налоговом органе на учете стоит организация по месту нахождения ее нескольких обособленных подразделений, то указываются все подразделения.

<**> При принятии решения об уплате налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией указывается ее наименование.

22.4.1.2. ИСЧИСЛЯЕМ АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ (НАЛОГ) ЧЕРЕЗ ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Сумму авансовых платежей (налога), которую необходимо уплачивать в бюджет субъекта РФ, вы должны определять исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта РФ (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ). Прибыль, исчисленная в целом по организации, распределяется между головным офисом и группой обособленных подразделений, расположенных на территории одного субъекта РФ. При этом доля прибыли группы подразделений определяется исходя из суммарных показателей по этим обособленным подразделениям.

Если же головной офис и все обособленные подразделения вашей организации расположены на территории одного субъекта РФ и вы приняли решение уплачивать налог за все подразделения через головной офис, то сумма авансовых платежей (налога) в бюджет этого субъекта РФ определяется исходя из прибыли в целом по организации. То есть в данном случае распределение прибыли между головным офисом и обособленными подразделениями не производится.

ПРИМЕР

расчета авансовых платежей (налога) в бюджет субъекта РФ через ответственное подразделение

Ситуация

Организация “Альфа”, зарегистрированная в г. Москве, состоит на налоговом учете в ИФНС России N 28 по г. Москве и имеет ИНН 7728916548, КПП 772801001. ООО “Альфа” имеет два обособленных подразделения в Московской области:

– “Бета” в г. Фрязино, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России N 16 по Московской области и имеет КПП 505002001;

– “Омега” в г. Королеве, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России N 2 по Московской области и имеет КПП 501803001.

Сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале предыдущего налогового периода и, соответственно, в течение I квартала текущего года, составила:

– в федеральный бюджет – 69 000 руб.;

– в бюджет г. Москвы – 36 000 руб.;

– в бюджет Московской области – 93 000 руб.;

– в бюджет Калужской области – 30 000 руб.

Предположим, что по итогам I квартала налоговая база по налогу на прибыль в целом по организации составила 1 500 000 руб.

В качестве показателя для расчета доли прибыли обособленных подразделений в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения ООО “Альфа” использует расходы на оплату труда.

Расходы на оплату труда и остаточная стоимость основных средств по данным налогового учета представлены в таблице.

N п/п Подразделения Показатели, руб.
Расходы на оплату труда с 01.01 по 01.04 Остаточная стоимость амортизируемого имущества (основных средств) по состоянию на:
01.01 01.02 01.03 01.04
1 Обособленные подразделения, находящиеся в Московской области:
“Омега” 220 000 180 000 200 000 190 000 180 000
“Бета” 250 000 300 000 340 000 330 000 320 000
Итого по подразделениям в Московской области 470 000 480 000 540 000 520 000 500 000
2 Обособленное подразделение, находящееся в Калужской области:
“Гамма” 90 000 220 000 230 000 220 000 210 000
3 Головной офис в г. Москве 150 000 200 000 220 000 210 000 200 000
4 Итого в целом по организации 710 000 900 000 990 000 950 000 910 000

Рассчитаем авансовые платежи, которые организация “Альфа” должна будет уплатить в бюджет каждого из субъектов РФ по итогам I квартала.

Решение

Для расчета сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет каждого из субъектов РФ, в которых расположены обособленные подразделения и головной офис, организация, используя приведенные в разд. 22.2 “Общий порядок уплаты налога при наличии обособленных подразделений” формулы, рассчитает соответствующие показатели:

– в целом по организации;

– в целом по обособленным подразделениям, находящимся в Московской области;

– по обособленному подразделению в Калужской области;

– по головному офису.

Эти показатели и последовательность их расчета представлены в таблице.

N п/п Показатели Головной офис Обособленные подразделения В целом по организации
Калужская область (“Гамма”)
1 Расходы на оплату труда, руб. 150 000 470 000 90 000 710 000
1.1 Удельный вес расходов на оплату труда за I квартал, % 21,1

(150 000 / 710 000 x 100%)

66,2

(470 000 / 710 000 x 100%)

12,7

(90 000 / 710 000 x 100%)

100
2 Средняя остаточная стоимость ОС за I квартал, руб. 207 500

((200 000 + 220 000 + 210 000 + 200 000) / (3 + 1))

510 000

((480 000 + 540 000 + 520 000 + 500 000) / (3 + 1))

220 000

((220 000 + 230 000 + 220 000 + 210 000) / (3 + 1))

937 500

((900 000 + 990 000 + 950 000 + 910 000) / (3 + 1))

2.1 Удельный вес средней остаточной стоимости ОС за I квартал, % 22,1

(207 500 / 937 500 x 100%)

54,4

(510 000 / 937 500 x 100%)

23,5

(220 000 / 937 500 x 100%)

100
3 Доля налоговой базы (прибыли), % 21,6

((21,1% + 22,1%) / 2)

60,3

((66,2% + 54,4%) / 2)

18,1

((12,7% + 23,5%) / 2)

100
4 Прибыль для расчета авансовых платежей, руб. 324 000

(1 500 000 x 21,6% / 100%)

904 500

(1 500 000 x 60,3% / 100%)

271 500

(1 500 000 x 18,1% / 100%)

1 500 000

Итак, налоговая база (прибыль), исчисленная за I квартал в целом по организации, распределена между головным офисом, обособленным подразделением в Калужской области и группой обособленных подразделений, находящихся в Московской области.

  1. Начислит суммы авансовых платежей, которые подлежат зачислению в бюджет каждого из субъектов РФ по итогам I квартала, а также в федеральный бюджет.
  2. Рассчитает сумму, которую необходимо доплатить (уменьшить) в бюджет каждого субъекта РФ и федеральный бюджет по итогам I квартала, с учетом уплаченных ежемесячных авансовых платежей.
  3. Исчислит сумму ежемесячных авансовых платежей на II квартал.

Последовательность расчета этих сумм представлена в следующей таблице.

N п/п Показатели Головной офис Обособленные подразделения В целом по организации
Московская область (“Омега” + “Бета”) Калужская область (“Гамма”)
1 Налоговая база, руб. 324 000 904 500 271 500 1 500 000
2 Ставка налога в бюджет субъекта РФ, % 18 18 18
3 Сумма авансового платежа за I квартал в бюджет субъекта РФ, руб. 58 320

(324 000 x 18% / 100%)

162 810

(904 500 x 18% / 100%)

48 870

(271 500 x 18% / 100%)

270 000

(58 320 + 162 810 + 48 870)

4 Начислено ежемесячных авансовых платежей на I квартал в бюджет субъекта РФ, руб. 36 000 93 000 30 000 159 000
5 Сумма авансового платежа:
5.1 к доплате в бюджет субъекта РФ, руб. 22 320

(58 320 – 36 000)

69 810

(162 810 – 93 000)

18 870

(48 870 – 30 000)

111 000

(22 320 + 69 810 + 18 870)

5.2 к уменьшению в бюджет субъекта РФ
6 Сумма ежемесячных авансовых платежей на II квартал в бюджет субъекта РФ, руб., в том числе по сроку: 58 320 162 810 48 870 270 000
6.1 28 апреля 19 440 54 270 16 290 90 000
6.2 28 мая 19 440 54 270 16 290 90 000
6.3 29 июня 19 440 54 270 16 290 90 000

Исчисленные суммы авансовых платежей (к доплате за I квартал и ежемесячные на II квартал) организация “Альфа” перечислит в соответствующий бюджет.

При этом сумма авансовых платежей в бюджет Московской области будет перечислена в налоговую инспекцию г. Королева, т.е. по месту нахождения ответственного подразделения (в платежном поручении будет указан КПП обособленного подразделения “Омега” и ОКТМО г. Королева).

22.4.1.3. ПРЕДСТАВЛЯЕМ НАЛОГОВУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ

Декларацию по налогу на прибыль вам необходимо представлять в налоговые инспекции по месту учета организации (головного офиса) и по месту учета ответственного подразделения, через которое вы уплачиваете авансовые платежи (налог) в бюджет субъекта РФ.

Обратите внимание!

Иной порядок действует для крупнейших налогоплательщиков. Они все декларации, в том числе и по обособленным подразделениям, подают в межрайонную (межрегиональную) налоговую инспекцию, в которой состоят на учете в качестве крупнейших налогоплательщиков (абз. 7 п. 3 ст. 80, абз. 3 п. 1 ст. 289 НК РФ).

При этом в декларации, представляемой в налоговую инспекцию по месту учета ответственного подразделения, вы должны отразить консолидированные данные по всем обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта РФ (Письмо Минфина России от 12.10.2005 N 03-03-04/2/78).

То есть при уплате налога в бюджет субъекта РФ через ответственное подразделение порядок представления декларации, равно как и порядок ее заполнения, аналогичен общему порядку, изложенному в разд. 22.3 “Налоговая декларация”.

Исключением является лишь то, что Приложение N 5 к листу 02 декларации в данном случае вы заполняете в целом по всем обособленным подразделениям, находящимся в одном субъекте РФ, и представляете в составе декларации в налоговые инспекции по месту учета ответственного подразделения и по месту учета головного офиса.

В налоговые инспекции по месту учета обособленных подразделений, через которые налог в бюджет субъекта РФ уплачиваться не будет, декларация не представляется (Письмо Минфина России от 02.12.2005 N 03-03-04/2/127).

Стоит отметить, что и после перехода на уплату налога и авансовых платежей по месту нахождения каждого обособленного подразделения уточненные декларации за предыдущие периоды подаются по месту нахождения ответственного обособленного подразделения организации (см., например, Письмо ФНС России от 30.05.2007 N ММ-20-02/420@).

Если же головной офис и все обособленные подразделения вашей организации расположены в одном субъекте РФ, вы можете принять решение уплачивать налог за все подразделения через головной офис. Тогда декларация представляется только в налоговую инспекцию по месту учета головного офиса (Письмо Минфина России от 25.11.2011 N 03-03-06/1/781). При этом Приложение N 5 к листу 02 заполняется с кодом 4 по организации и обособленным подразделениям, находящимся с ней в одном субъекте РФ (п. 1.4, п. 10.11 Порядка заполнения декларации, утвержденного Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@).

Обратите внимание!

Подраздел 1.2 разд. 1 не включается в состав налоговой декларации за налоговый период (п. 1.1 Порядка заполнения декларации, утвержденного Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@).

Если же вместе с обособленными подразделениями в одном субъекте РФ вы имеете обособленное подразделение в ином субъекте РФ, то Приложения N 5 заполняются по этому подразделению и в целом по организации и представляются в составе декларации в налоговые инспекции по месту учета этого подразделения и по месту учета головного офиса.

ПРИМЕР

представления декларации при уплате налога через ответственное подразделение

Ситуация

Организация “Альфа” зарегистрирована в г. Москве, состоит на налоговом учете в ИФНС России N 28 по г. Москве и имеет ИНН 7728916548, КПП 772801001. Организация “Альфа” имеет два обособленных подразделения в Московской области:

– “Бета” в г. Фрязино, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России N 16 по Московской области и имеет КПП 505002001;

– “Омега” в г. Королеве, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России N 2 по Московской области и имеет КПП 501803001.

Кроме того, организация “Альфа” имеет обособленное подразделение в Калужской области – “Гамма”.

С начала года организация “Альфа” приняла решение платить налог на прибыль в бюджет Московской области через обособленное подразделение “Омега” в г. Королеве и уведомила о принятом решении налоговые инспекции (см. пример в разд. 22.4.1.1).

Рассмотрим, как представит налоговую декларацию по налогу на прибыль организация “Альфа” по итогам I квартала.

Решение

Декларацию по налогу на прибыль организация “Альфа” заполнит в общем порядке, аналогичном изложенному в разд. 22.3 “Налоговая декларация”.

При этом Приложение N 5 к листу 02 организация заполнит отдельно:

– по организации без входящих в нее обособленных подразделений;

– по обособленному подразделению “Гамма” (Калужская область);

– по группе обособленных подразделений “Омега” и “Бета” (Московская область).

В ИФНС России N 28 по г. Москве (по месту учета организации) ООО “Альфа” представит за I квартал декларацию, включающую в себя соответствующие листы и приложения к ним, являющиеся общими для всех налогоплательщиков, а также Приложение N 5.

В налоговую инспекцию по месту учета обособленного подразделения “Гамма” (Калужская область) организация “Альфа” представит декларацию, включающую в себя:

титульный лист;

– подраздел 1.1 разд. 1;

– Приложение N 5 к листу 02 по “Гамме”.

В МРИ ФНС России N 2 по Московской области (г. Королев) организация “Альфа” представит:

– титульный лист;

– подраздел 1.1 разд. 1;

– подраздел 1.2 разд. 1 (поскольку ООО “Альфа” уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение квартала);

– Приложение N 5 к листу 02 по группе обособленных подразделений “Омега” и “Бета” (Московская область).

22.5. ЕСЛИ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НАХОДЯТСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ

При наличии обособленного подразделения за пределами РФ организация может уплачивать налог с доходов этого обособленного подразделения в бюджет иностранного государства.

В связи с этим расчет доли прибыли такого обособленного подразделения, предусмотренный п. 2 ст. 288 НК РФ, при исчислении налога на прибыль в России не производится. Сумма налога в части, приходящейся на это обособленное подразделение, зачисляется в бюджет РФ по месту нахождения головной организации (Письма Минфина России от 03.10.2011 N 03-03-06/1/617, от 24.11.2004 N 03-03-01-04/4/23 (п. 2)).

Таким образом, доходы и расходы обособленного подразделения вам необходимо включать в налоговую базу по налогу на прибыль в России (п. п. 1, 2 ст. 311 НК РФ, Письма УФНС России по г. Москве от 07.02.2007 N 20-12/012409, от 17.11.2006 N 20-12/101928). При таком варианте может получиться, что доходы облагаются налогом дважды (первый раз – за рубежом, а второй раз – уже в России). Чтобы этого не случилось, государства заключают международные соглашения об избежании двойного налогообложения.

Примечание

Перечень международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения, действующих на 1 января 2013 г., приведен в Информационном письме Минфина России.

С перечнем действующих международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения вы также можете ознакомиться в разделе “Действующие двусторонние международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения” Справочной информации.

Кроме того, ст. 311 НК РФ предусматривает положения, позволяющие устранить двойное налогообложение таких доходов. В частности, согласно п. 3 ст. 311 НК РФ сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в России, вы вправе уменьшить на сумму налога, уплаченную в соответствии с законодательством иностранного государства. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащую уплате этой организацией в России (абз. 1 п. 3 ст. 311 НК РФ). Зачет производится при обязательном подтверждении уплаты налогов за пределами РФ (абз. 2 п. 3 ст. 311 НК РФ).

Следует иметь в виду, что не всякая уплаченная за рубежом сумма налога может быть зачтена. Здесь важно, чтобы полученные обособленным подразделением доходы облагались налогом и в РФ, и в другом государстве.

Так, если в соответствии с международным соглашением доходы обособленного подразделения освобождаются от налогообложения в иностранном государстве, но тем не менее налог был удержан, зачесть уплаченную сумму в РФ вы не сможете. В этом случае нужно обратиться в уполномоченные финансовые (налоговые) органы иностранного государства для возврата налога из его бюджета (см., например, Письма Минфина России от 06.08.2013 N 03-03-06/1/31571, УФНС России по г. Москве от 05.03.2010 N 16-15/023294@, от 05.03.2010 N 16-15/023299@).

Итак, чтобы зачесть сумму налога, уплаченную в бюджет иностранного государства, вам необходимо:

  1. Доходы, полученные обособленным подразделением за пределами РФ, и соответствующие им расходы учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
  2. Собрать документы, подтверждающие уплату (удержание) налога за пределами РФ, и заверить их в соответствии с требованиями абз. 2 п. 3 ст. 311 НК РФ.
  3. Заполнить специальную декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ.
  4. Определить предельную сумму налога, которую можно зачесть.
  5. Заполнить декларацию по налогу на прибыль, в которой необходимо распределить предельную сумму зачета по бюджетам и представить ее вместе со специальной декларацией и подтверждающими документами в налоговую инспекцию.

Рассмотрим каждое из перечисленных действий подробнее.

22.5.1. “ЗАРУБЕЖНЫЕ” ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

При определении налоговой базы по налогу на прибыль в РФ вы обязаны учесть доходы, полученные вашим обособленным подразделением, находящимся за пределами РФ (п. 1 ст. 311 НК РФ). Каких-либо особых правил учета доходов, полученных обособленным подразделением, находящимся за пределами РФ, гл. 25 НК РФ не содержит. Поэтому при определении налоговой базы указанные доходы учитываются аналогично доходам, полученным в РФ.

Следует иметь в виду, что если доходы, полученные за пределами РФ, относятся к доходам, в отношении которых при исчислении налога на прибыль в РФ налоговая база определяется отдельно или применяется ставка налога, отличная от общей, то по таким доходам вы также должны определить налоговую базу отдельно.

Например, к таким доходам относятся дивиденды, полученные от иностранной организации (п. 2 ст. 275 НК РФ).

В свою очередь, расходы, связанные с получением доходов через обособленное подразделение за границей, вы также должны учитывать при определении налоговой базы по правилам и в размерах, установленных гл. 25 НК РФ (п. п. 1, 2 ст. 311 НК РФ).

Например, командировочные и представительские расходы при исчислении налога на прибыль учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией, но только в пределах установленных НК РФ ограничений (пп. 12, 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ).

Следует учитывать, что расходы, поименованные в ст. 270 НК РФ и понесенные обособленным подразделением за границей, вы не вправе учесть при налогообложении прибыли в РФ. Однако суммы налогов (сборов), которые вы уплатили в соответствии с законодательством иностранного государства, все же можно учесть в расходах. На это указывают контролирующие органы (Письма Минфина России от 11.12.2013 N 03-08-05/54294, от 04.10.2013 N 03-03-06/2/41278, от 12.08.2013 N 03-03-10/32521, ФНС России от 03.09.2013 N ЕД-4-3/15969@, от 01.09.2011 N ЕД-20-3/1087).

Чиновники отмечают, что в ст. 270 НК РФ содержится закрытый перечень расходов, которые не могут быть учтены при исчислении налоговой базы (Письма Минфина России от 07.04.2014 N 03-03-06/1/15337, от 04.10.2013 N 03-03-06/2/41278, от 12.08.2013 N 03-03-10/32521, ФНС России от 03.09.2013 N ЕД-4-3/15969@). Суммы налогов (сборов), уплаченных на территории иностранного государства, в нем не указаны. Следовательно, такие расходы можно принять на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Вместе с тем нельзя учесть в расходах иностранные налоги, по которым Налоговый кодекс РФ прямо предусматривает порядок устранения двойного налогообложения путем зачета (Письма Минфина России от 04.10.2013 N 03-03-06/2/41278, от 12.08.2013 N 03-03-10/32521, ФНС России от 03.09.2013 N ЕД-4-3/15969@, от 01.09.2011 N ЕД-20-3/1087).

Отметим, что ранее Минфин России и УФНС России по г. Москве придерживались иного мнения по этому вопросу. Они считали возможным учитывать в расходах лишь те налоги (сборы), которые были начислены на основании российского законодательства (Письма Минфина России от 05.04.2012 N 03-03-06/1/182, от 08.04.2011 N 03-03-06/1/226, от 28.02.2011 N 03-03-06/1/112, от 12.11.2010 N 03-03-06/1/708, от 11.06.2010 N 03-03-06/1/407, от 28.04.2010 N 03-03-06/1/297, от 19.03.2010 N 03-03-06/1/154, от 16.12.2009 N 03-03-06/1/813, от 27.10.2009 N 03-03-06/1/697, от 06.10.2009 N 03-03-06/1/644, УФНС России по г. Москве от 21.12.2010 N 16-15/133887@, от 20.10.2010 N 16-15/110065@, от 28.06.2010 N 16-15/067462@, от 17.03.2010 N 16-12/027370@, от 09.06.2009 N 16-15/058826).

Стоит отметить, что суды и ранее допускали включение иностранных налогов в прочие расходы на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2009 N А56-4991/2009, ФАС Московского округа от 29.05.2012 N А40-112211/11-90-466, от 22.07.2009 N КА-А40/6679-09).

Правоприменительную практику по вопросу о том, учитываются ли в расходах суммы налогов, сборов, пошлин, уплаченные на территории иностранного государства в соответствии с его законодательством, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Кроме того, следует помнить, что доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения вы должны пересчитывать в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату их признания (п. 3 ст. 248, п. 5 ст. 252 НК РФ).

22.5.2. ПОДТВЕРЖДАЕМ УПЛАТУ НАЛОГА ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ

Если налог за границей был уплачен самостоятельно, то подтверждение о его уплате должно быть заверено налоговым органом иностранного государства, в котором организация состоит (состояла) на учете (абз. 2 п. 3 ст. 311 НК РФ). В таком случае вам необходимо обратиться в иностранный налоговый орган по месту учета с запросом о предоставлении такого подтверждения.

В Письме от 17.12.2009 N 03-08-05 Минфин России привел перечень возможных документов, которые могут запросить налоговые органы в целях зачета уплаченного за рубежом налога. К таким документам чиновники относят:

– копии договора, на основании которого российской организации выплачивался доход, а также акты сдачи-приемки работ (услуг);

– копии платежных документов, подтверждающих уплату налога вне территории РФ;

документальное подтверждение от налогового органа иностранного государства о фактическом поступлении налога, удержанного с доходов российской организации, в бюджет соответствующего иностранного государства.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает требований к форме документа, который подтверждает факт удержания налога налоговым агентом. Таким образом, можно представить любой документ, из которого следует, что соответствующая сумма налога удержана на территории иностранного государства (Письма Минфина России от 21.09.2011 N 03-08-05, ФНС России от 30.04.2013 N ЕД-4-3/8071).

Например, таким документом может быть письмо от организации – иностранного налогового агента, подписанное уполномоченным должностным лицом и заверенное печатью, с приложением платежного поручения налогового агента банку о перечислении соответствующей суммы в качестве налога, удержанного у источника (с отметкой “Исполнено”) (см. Письма Минфина России от 07.10.2009 N 03-08-05, от 26.01.2005 N 03-08-05).

Отметим, что законодательство иностранного государства может не предусматривать проставления печати на документах, подтверждающих удержание налога (такой порядок, в частности, действует в США). В этих случаях, по мнению Минфина России, достаточно, чтобы эти документы были подписаны уполномоченным лицом (Письмо от 16.06.2010 N 03-08-05).

Указанные выше документы, как правило, составляются на иностранном языке. Скорее всего, налоговые органы потребуют от вас перевода этих документов на русский язык (см., например, Письма Минфина России от 21.09.2011 N 03-08-05, ФНС России от 30.04.2013 N ЕД-4-3/8071). При этом Минфин России настаивает на нотариальном заверении такого перевода (Письмо от 17.12.2009 N 03-08-05). Однако следует иметь в виду, что гл. 25 НК РФ не устанавливает для налогоплательщика подобной обязанности.

Более того, НК РФ прямо указывает, что при возврате ранее удержанного налога с доходов иностранных организаций заверять нотариально документы, на основании которых возвращается налог, не надо (абз. 10 п. 2 ст. 312 НК РФ). В этой связи, по нашему мнению, не надо нотариально заверять переводы и в рассматриваемом случае.

Если компания, имеющая несколько обособленных подразделений, решила платить налог на прибыль через один из филиалов, то в инспекции по месту учета всех подразделений надо направить уведомления о переходе на централизованный порядок исчисления налога. О том, как его подготовить, читайте в этой статье.

Сразу отметим, что, если организация уже выбрала подразделение в прошлом году и планирует оставить все по-прежнему, ни о чем сообщать в инспекцию еще раз не потребуется.

Уведомления об уплате налога на прибыль через обособленное подразделение

Уведомление № 1 направляют в инспекцию по месту учета ответственного обособленного подразделения. В нем нужно перечислить подразделения, расположенные в пределах того же субъекта РФ, которые не будут уплачивать налог. Первым в таблицу вписывается ответственное подразделение.

В уведомлении обязательно указывают наименование этих обособленных подразделений, их местонахождение и КПП. Чиновники рекомендуют отражать сумму ежемесячных авансов на I квартал, приходящуюся на обособленные подразделения. Кроме того, в уведомлении нужно указать причину, по которой документ представляется в инспекцию. В данном случае знаком «V» следует отметить пункт 1. Копию уведомления № 1, направленного в инспекцию по местонахождению ответственного подразделения, налоговики рекомендуют отправить и в налоговую, в которой зарегистрирована головная организация.

Отметим, что ответственным подразделением может быть и головной офис компании. В этом случае уведомление № 1 направляют только в инспекцию по месту учета самой организации.

В те налоговые инспекции, в которых зарегистрированы обособленные подразделения, через которые налог уплачиваться не будет, направляют уведомления № 2.

В письме, направленном в эти инспекции, указывают наименование, местонахождение и КПП ответственного по этому региону обособленного подразделения.

Порядок уплаты налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений организации, определен, статьей 288 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, согласно п. 2 ст. 288 Кодекса уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации, в целом по налогоплательщику.

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.

С 1 января 2009 года уточнен порядок представления уведомлений об уплате налога на прибыль через одно обособленное подразделение. Если организация, имеющая несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ и перешедшая на централизованный порядок уплаты налога по ним, создает в течение текущего налогового периода новые или ликвидирует существующие обособленные подразделения, то в течение 10 дней после окончания отчетного периода она должна уведомить налоговые органы о выборе того подразделения, через которое налог будет уплачиваться в бюджет субъекта РФ (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

Письмом ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986 "Об уведомлениях по уплате налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации", разъяснен порядок представления уведомлений о подразделениях, через которые налог на прибыль уплачивается в бюджет субъекта РФ.

В приложениях к письму ФНС РФ содержатся формы уведомлений, а также схема направления уведомлений при изменении порядка уплаты налога в бюджеты субъектов РФ либо изменении количества структурных подразделений налогоплательщика на территории субъекта РФ.

В целях идентификации налогоплательщика и его обособленных подразделений уведомления должны содержать полное наименование организации в соответствии с учредительными документами, ИНН/КПП по месту нахождения организации, полное наименование обособленных подразделений (при наличии), адреса мест нахождения обособленных подразделений, КПП, присвоенные налогоплательщику налоговыми органами по месту нахождения обособленных подразделений, наименование и код субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся обособленные подразделения. Также должна быть указана причина, по которой уведомление представляется в налоговый орган.

В форме Уведомления N 1 предусмотрено указание суммы ежемесячных авансовых платежей на I квартал налогового периода, с которого налогоплательщик переходит на уплату налога, на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответственного обособленного подразделения или производит замену ответственного обособленного подразделения, а также суммы ежемесячных авансовых платежей по ненаступившим срокам уплаты при выборе нового ответственного обособленного подразделения в случае закрытия (ликвидации) ответственного обособленного подразделения в течение текущего налогового периода.

При возврате налогоплательщика на уплату налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения составляется Уведомление N 1. Если на территории субъекта Российской Федерации находятся несколько обособленных подразделений, уплата налога по которым администрируется одним налоговым органом, то в данный налоговый орган направляется одно Уведомление N 1, в котором вместо полного наименования ответственного обособленного подразделения указываются слова "Смотри Перечень обособленных подразделений", а обособленные подразделения перечисляются в Перечне обособленных подразделений.

Если налогоплательщик принял решение, об уплате налога в бюджет субъекта РФ по месту своего нахождения за все обособленные подразделения, расположенные на территории этого же субъекта, то Уведомления N 1 и N 2 (формы прилагаются) необходимо направлять в налоговый орган по месту нахождения организации.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Вместе с тем если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то с 1 января 2006 г. налогоплательщик вправе принять решение об уплате им налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации за все свои обособленные подразделения в соответствии с порядком, установленным абз. 2 п. 2 ст. 288 Кодекса.

Указанные в п. 2 ст. 288 Кодекса удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Таким образом, в случае если на территории одного субъекта Российской Федерации находится головная организация и ее обособленные подразделения и налогоплательщик осуществляет уплату по налогу на прибыль через ответственное обособленное подразделение, то часть налога, приходящаяся на головную организацию, уплачивается в бюджет субъекта Российской Федерации отдельно от обособленных подразделений.

По вопросам заполнения Приложения N 5 к листу 02 налоговой декларации следует обращаться в налоговые органы по месту учета.

Отдел работы с налогоплательщиками
ИФНС Россиипо Советскому району г. Воронежа
телефон справочной службы 60-99-66