Субъектами хозяйственного права являются физические лица. Хозяйственные правоотношения

Понятие субъекта хозяйственного права важно обосновать не только для теоретического понимания самостоятельности области хозяйственного права, но и для практического восприятия предмета ГК Украины.

На сегодняшний день наблюдается острый кризис концепции разделения субъектов имущественных отношений на юридические и физические лица. Многие участники хозяйственных отношений, несомненно, выходят за рамки указанных понятий: промышленно-финансовые группы, обособленные подразделения предприятий, инвестиционные фонды и др. Кроме того, хозяйственная практика знает не только филиалы и представительства (как это предусмотрено в ГК), но, например, отделение, цеха, отделы и т.п. Данные субъекты де факто участвуют в экономических отношениях. Зажима здесь экономического разнообразия в жесткие рамки традиционных цивилистических конструкций (юридическое или физическое лицо, филиал или представительство) означало бы регресс и препятствия в развитии бизнеса.

Вот почему ГК Украины сохранил достигнутую в начале 2003 года разнообразие организационно-правовых форм субъектов хозяйствования. В том числе ХК не ограничил организационные формы юридических лиц рамками обществ и учреждений, как это предлагалось сделать в первоначальном проекте ГК Украины 1996 года. Под давлением хозяйственно-правовой необходимости в процессе доработки проекта ГК Украины в ч.1 ст.83 (сначала - ст.65) было внесено дополнение о том, что юридические лица могут создаваться "в других формах, установленных законом".

Законодательство Украины, в том числе Конституция Украины (например, в, 13) используют несколько понятий, которые могут относиться к категории субъекта хозяйственного права: "субъект хозяйствования", "субъект хозяйственной деятельности", "участник хозяйственных отношений". Очевидно, что первые два понятия - синонимы. А вот соотношение понятий "субъект хозяйствования" и "участник хозяйственных отношений" следует различать.

В соответствии со ст.2 ГК Украины участниками отношений в сфере хозяйствования признаются не только субъекты хозяйствования, но и потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют по ним организационно хозяйственные полномочия на основе отношений собственности. На основании указанной нормы, исходя из специфики участия в хозяйственной деятельности и хозяйственной компетенции стоит выделить 4 группы участников хозяйственных отношений.

Первую группу составляют субъекты хозяйствования, понятие которых раскрыто в ч.1 ст.55 ГК Украины.

Субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Пример соотношения понятие "участник хозяйственных отношений" и "субъект хозяйствования" можно увидеть в смысле ч.2 ст.23 ГК: отношения органов местного самоуправления с субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах. В этом случае органы местного самоуправления, вступая в договорные отношения с субъектами хозяйствования, например, при передаче коммунального имущества в аренду, становятся участниками хозяйственных отношений.

В ч.2 ст.55 ХК Украины субъектами хозяйствования признаются:

  • · хозяйственные организации - юридические лица, созданные отвечает видно ГК, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с ГК, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;
  • · граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели.

Вторую группу участников отношений в сфере хозяйствования составляют потребители (ст. 20, ст.39 ГК).

В ст.1 Закона Украины "О защите прав потребителей" в редакции от 01.12.2005 г. Приводится понятие потребителя - физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника.

Как будет показано ниже, участие граждан-потребителей в хозяйственных отношениях ограничивается их попыткой на соблюдение субъектами хозяйствования правил осуществления хозяйственной деятельности.

В третью группу участников хозяйственных отношений включаются органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией. Названные органы не являются субъектами хозяйствования по ГК Украины, однако от этого их роль в сфере хозяйствования не уменьшается. Конституция и законы Украины относят к органам государственной власти Кабинет Министров Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, органы власти Автономной Республики Крым, другие государственные органы, местные органы власти. Но не всякий орган и не в полном объеме полномочий реализует хозяйственную компетенцию.

субъект хозяйственное право предприниматель

В общем виде компетенция - это положен законно на уполномоченный орган управления объем публичных дел.

В хозяйственном праве компетенция охватывает права и обязанности органов по управлению и осуществления хозяйственной деятельности, то есть все их права и обязанности, принадлежащие к области хозяйственного права.

Следует учитывать, что компетенция органа управления определяется путем указания на его управленческие функции. В частности, к участникам хозяйственных отношений можно отнести только те органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые осуществляют следующие функции:

  • а) вступают в производственно-торговые и другие имущественные отношения с субъектами хозяйствования в порядке ст. ст.8, 13, 23 ГК Украины и ст 167-176 ГК Украины, Закона Украины "О государственном заказе для удовлетворения приоритетных государственных нужд" от 22.12.95 г. И т. Не случайно, в соответствии со ст.1 Закона "О защите экономической конкуренции" от 11.01.2001р. органы государственной власти и органы местного самоуправления в части их деятельности по производству, реализации, приобретения товаров или другой хозяйственной деятельности приравниваются по статусу к субъектам хозяйствования;
  • б) осуществляют контроль и надзор за хозяйственной деятельностью (ст. 19 ГК Украины), в том числе при защите экономической конкуренции (ст.18 ГК Украины);
  • в) осуществляют управление объектами государственной и коммунальной собственности, общественными предприятиями, учреждениями и организациями (ст 22, 24 ГК Украины);
  • г) легализуют хозяйственную деятельность (ст. ст.58,59 ГК Украины);
  • д) осуществляют государственную поддержку субъектов хозяйствования (ст 47, 48 ГК Украины);
  • е) пользуются другими, предусмотренными в законе, правами и обязанностями в сфере хозяйствования.

При определении состава хозяйственной компетенции государственных органов и органов местного самоуправления важно учитывать, что полномочия таких органов ограничены принципом "разрешено только то, что определено законом". Данный вывод следует из содержания ч. З ст.8 ГК Украины: "Непосредственное участие государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности может осуществляться только на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией и законами Украины".

К четвертой группе относятся граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

Полномочия таких участников отношений в сфере хозяйствования основаны на общих положениях права собственности, закрепленных в ст. ст.319-320 ГК Украины, согласно которым собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Он (владелец) может использовать имущество для осуществления предпринимательской и иной деятельности, кроме случаев, установленных законом.

Данные положения для сферы хозяйствования уточняются в ст.135 ГК Украины, согласно которой владелец имущества имеет право единолично или совместно с другими собственниками на основе принадлежащего ему (им) имущества учреждать хозяйственные организации или осуществлять хозяйственную деятельность в других организационно-правовых формах хозяйствования, не запрещенных законом, по своему усмотрению определяя цель и предмет хозяйственной деятельности, структуру образованного им предприятия, состав и компетенцию его органов управления, порядок использования имущества, другие вопросы управления деятельностью субъекта хозяйствования, а также принимать решение о прекращении хозяйственной деятельности основанных им субъектов хозяйствования в соответствии с законодательством.

Владелец имеет право осуществлять организационно-учредительные полномочия также на основе принадлежащих ему корпоративных прав (прав учредителя / участника хозяйственного общества).

Таким образом, права собственника в отношении создания (учреждения) субъекта хозяйствования - юридического лица находятся в тесной взаимосвязи с правами по управлению таким предприятием, составляя основу организационно-хозяйственных отношений. При этом собственник (учредитель) может осуществлять свои управленческие функции непосредственно, например, в частном, дочернему или государственном предприятии, в фермерском хозяйстве, или опосредованно - через органы управления хозяйственных обществ и других корпоративных (коллективных) субъектов хозяйствования.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что регулируемые хозяйственным правом отношения существуют не только между субъектами хозяйствования, но и с участием других лиц. При этом хозяйственное право активно влияет на поведение последних с целью обеспечения единого хозяйственного порядка, а не просто пассивно вспоминает о них. В частности, в ст.75 ГК Украины приводится перечень соглашений государственного коммерческого предприятия, на осуществление которых необходимо согласие органа, наделенного хозяйственной компетенцией. В ст.20 ГК приводятся способы защиты прав и законных интересов потребителей в сфере хозяйствования. В ст.69 ГК Украины предложено, что владелец (которым может быть и гражданин) обязан обеспечить для всех работников предприятия надлежащие и безопасные условия труда и т.д.

Возникающие таким образом в рамках хозяйственно-правового регулирования прав и обязанности лиц, не являющихся субъектами хозяйствования, делает их субъектами права.

Кроме того, следует учитывать существование вышеуказанных "нетипичных" субъектов хозяйствования. В буквальном смысле слова их нельзя отнести ни к субъектам хозяйствования, ни к участникам хозяйственных отношений, так как закон каждый раз отождествляет участников хозяйственных отношений с физическим или юридическим лицом. Но такие субъекты, как промышленно-финансовые группы, обособленные подразделения предприятий, простое товарищество, инвестиционные фонды, фонды финансирования строительства и фонды операций с недвижимостью, - не имеют статуса юридического лица. Данные субъекты могут иметь собственный баланс, банковские счета (обособленные подразделения - даже идентификационные коды и печати), самостоятельную налоговую отчетность, но и их статус подлежит специальному нормативно-правовому регулированию.

Как подтверждение таких выводов можно привести положения ст. С Закона "О внешнеэкономической деятельности", которые относят к субъектам внешнеэкономической деятельности:

  • 1. представительства и филиалы иностранных юридических лиц, осу ют на территории Украины хозяйственную деятельность;
  • 2. объединение граждан и / или юридических лиц, которые не являются юридическими лицами по закону Украины, но имеющих постоянное местонахождение на территории Украины и которым законами Украины не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность.

Таким образом, будучи поименованными в законе и наделенными определенными правами и обязанностями, идентификационными данными, заняв место в системе особых форм налогообложения и учета - данные субъекты определенным образом субъективируются, становясь Не столько законодательной, сколько правовой фигурой - суб " объектами хозяйственного права.

На основании изложенного можно сделать вывод, что субъектами хозяйственного права являются предприятия, учреждения, организации, их объединения, органы, граждане (участники хозяйственных отношений), а также другие организационно-правовые формы хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность, потребляют ии результаты или реализуют управленческую компетенцию или организационно-учредительные полномочия, наделенные правами и обязанностями в сфере хозяйствования.

Юридическим признаком субъекта хозяйственного права является его хозяйственная правосубъектность, то есть совокупность общих юридических возможностей с непосредственной или косвенного участия в хозяйственной деятельности путем приобретения соответствующих прав и обязанностей.

Полнота правосубъектности в различных субъектов хозяйственного права не однородна. Для субъектов хозяйствования, например, она реализуется в большинстве институтов хозяйственного права. Однако уже у органов государственной власти и местного самоуправления она ограничена направлениям ведения публичных дел в сфере хозяйствования.

Не случайно в хозяйственно-правовой литературе отмечается, что для осуществления различных хозяйственных функций и видов деятельности субъектам хозяйственного права нужен неодинаков объем правомочий - разная совокупность юридических прав и обязанностей 1.

В хозяйственно-правовой литературе среди субъектов хозяйственного права традиционно не называются потребители и граждане - учредители. Здесь проявляется своего рода "слабое звено" хозяйственно-правовой теории: если гражданин, не являющийся предпринимателем, признать субъектом хозяйственного права, то, на первый взгляд, теряется своеобразие субъектного состава хозяйственных правоотношений по сравнению с другими отраслевыми правоотношениями, в т. ч. гражданскими. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что подобные сомнения безосновательны. Сфера хозяйствования лишена твердых границ, она существует во взаимодействии с другими общественными отношениями. Поэтому хозяйственное право, с целью построить целостную хозяйственную систему страны, а не только урегулировать поведение субъектов хозяйствования, вынуждено влиять на поведение лиц, чьи интересы так или иначе пересекаются со сферой хозяйствования. Вот почему органы управления в сфере реализации хозяйственной компетенции рассматриваются субъектами хозяйственного права, хотя традиционно такие органы являются субъектами административного права. То же самое можно сказать о потребителях, граждан-основателей и других нехозяйствующих субъектов. В тех случаях, когда они наделяются хозяйственными правами или обязанностями, они становятся субъектами права.

Но не все такие субъекты имеют полную хозяйственную правосубъектность. В рамках хозяйственного права граждане-потребители, например, наделяются только правами по защите от неправомерного поведения субъектов хозяйствования (ст.20 ГК Украины). Такая защита должна общехозяйственный характер, основывается на праве потребителей требовать от субъектов хозяйствования соблюдения правил осуществления хозяйственной деятельности (соблюдение правил бытового обслуживания населения, правил оформления расчетных операций, правил рекламы и т.п.). А вот непосредственные имущественные (в т. ч. договорные) обязательства между субъектами хозяйствования и гражданами-потребителями не является хозяйственными согласно ч. З ст.175 ГК Украины. Поэтому в таких отношениях потребители являются субъекты не хозяйственного, а, прежде всего, гражданского права.

Нетипичными коллективными субъектами хозяйствования могут быть названы обособленные подразделения (структурные единицы) хозяйственных организаций, действующих на территории Украины, в частности филиалы и представительства, особенно иностранных юридических лиц. Юридическая форма закрепления их статуса находит проявление в том, что структурные подразделения субъектов хозяйствования включаются в государственный реестр предприятий и организаций Украины с самостоятельным кодом, действуют они на основании положений, утвержденных хозяйственной организацией, а их руководители - на основании доверенности хозяйственной организации. Такие подразделения могут иметь самостоятельные банковские счета, печать, собственный баланс, самостоятельную налоговую отчетность, хозяйственные споры по искам таких структурных подразделений рассматриваются по месту их нахождения.

Общие положения по филиалов и представительств приводятся в ст.95 ГК Украины. Филиал - обособленное подразделение хозяйственной организации, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Представительство - это также обособленное подразделение хозяйственной организации, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица. В отличие от филиалов, представительства не выполняют фактических действий, а их компетенция ограничена выполнением юридических действий от имени юридического лица. Таким образом, филиалы отличаются от представительств функциями, которые возлагают на них юридическим лицом.

Классификация субъектов хозяйствования может быть проведена по нескольким критериям.

На основании глав 4 "Хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство)" и 5 "Некоммерческая хозяйственная деятельность" (в том числе положения статей 42 и 52) ГК Украины, можно сделать вывод, что по критерию наличия цели получения прибыли можно субъектов хозяйствования разделить на два вида: коммерческий субъект хозяйствования (предприниматель) и некоммерческий субъект хозяйствования.

Субъекты хозяйствования делятся также на коллективные и индивидуальные. Коллективные образования - это организации и их структурные подразделения, а индивидуальные это граждане - предприниматели (или, как их часто называют, частные предприниматели).

Следует отметить, что ГК Украины применяет понятие гражданина, а не физического лица, в отличие от ГК Украины. Данное обстоятельство некоторыми авторами отмечается как преимущество ГК Украины, так как указывает на связь лица с государством и не уравнивает права граждан Украины с правами иностранцев и лиц без гражданства даже там, где они разные (например, в отношении прав на землепользование, на налогообложение, на свободное местонахождение и т.п.) по законодательству Украины. Позиция ГК в этом вопросе соответствует традициям отечественного и зарубежного права. В частности, правило ст.129 ГК Украины говорит, что иностранцы и лица без гражданства при осуществлении хозяйственной деятельности в Украине пользуются такими же правами и имеют такие же обязанности, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено законом". Это соответствует терминологии Конституции Украины (ст.26) и вполне может быть рассмотрено как достаточное, чтобы не заменять в хозяйственном законодательстве понятие "гражданин" на понятие "физическое лицо". В то же время, существует и противоположная точка зрения, исходящая из того, что в праве на занятие предпринимательством реторсии отношении иностранцев, лиц без гражданства и беженцев, которые легально находятся на территории Украины, в ст.42 Конституции Украины, не предусмотрено. Поэтому нет оснований сужать понятие физического лица к понятию гражданина. Несмотря на теоретическую дискуссионность данному вопросу, нельзя не заметить практическую удобство применения понятия "гражданин - предприниматель" вместо понятия "физическое лицо - предприниматель", использованные в этом курсе.

Субъектами права хозяйственного ведения являются: унитарные федеральные государственные предприятия, государственные предприятия субъектов РФ и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113, 114 ГК).

Правовое положение этих юридических лиц подробно охарактеризовано в теме «Юридические лица».

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, обладающая специальной правоспособностью..

Объектом права хозяйственного ведения является имущественный комплекс. Понятие имущественного комплекса закреплено в ст. 132 ГК. В состав предприятия как имущественного комплекса входит движимое и недвижимое имущество, право требования, долги, а также право на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие исключительные права.

Собственник в отношении имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения предприятия имеет ряд прав:

1. Принимает решение о создании унитарного предприятия;

2. Определяет цели, предмет и виды деятельности унитарного предприятия;

3. Утверждает устав предприятия;

4. Принимает решение о реорганизации и ликвидации;

5. Формирует уставный фонд;

6. Назначает на должность руководителя, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;

7. Дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и на совершение иных сделок, например, крупных в случаях, установленных законом, иными правовыми актами и уставом;

8. Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества и др. (ст. 295 ГК, ст. ст. 18, 20, 22, 23, 26 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Можно утверждать, что правомочия владения и пользования имуществом государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия (далее - ГУПы и МУПы) осуществляют самостоятельно. Что касается правомочия распоряжения, то государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом самостоятельно за исключением случаев, предусмотренных законом, иными правовыми актами.

Так, ГУПы и МУПы не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением:

Поручительств;

Получений банковских гарантий;

Уступкой требований;

Переводом долга;

Заключать договоры простого товарищества;

Распоряжаться акциями, принадлежащими унитарному предприятию и др. (ст. 295 ГК, ст. 6, 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Недвижимым имуществом ГУПы и МУПы могут распоряжаться только с согласия собственника. ГУПы и МУПы имеют право продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной (складочный) капитал обществ или товариществ или иным способом распоряжаться таким имуществом с согласия собственника имущества.

Вместе с тем, государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

1) сдавать такой земельный участок в субаренду;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив (п. 5 ст. 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»роизводственный кооператив ()ве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в).

При распоряжении имуществом государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия следует учитывать очень важное правило о том, что движимым и недвижимым имуществом государственное и муниципальное предприятие распоряжается только в пределах его специальной правоспособности. Сделки, совершенные ГУПами и МУПами с нарушением этого требования, являются ничтожными (п. 3 ст. 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным законом и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия (п. 3 ст. 299 ГК).

4. Право оперативного управления: понятие, субъекты, объекты, содержание и осуществление права оперативного управления

Право оперативного управления, как и право хозяйственного ведения можно рассматривать как правовой институт и как конкретное субъективное гражданское право юридического лица, закрепленное в ст. 296 ГК.

Своим рождением это право обязано академику А. В. Венедиктову, который еще в 1948 г., характеризуя статус государственного предприятия, отмечал, что оно наделяется правомочиями по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом, которое госорган (предприятие) осуществляет «в порядке непосредственного оперативного управления» в интересах государства.

Первоначально это понятие («оперативное управление») не называлось правом, и в него вкладывался несколько иной смысл, но А. В. Венедиктов справедливо считается родоначальником этой конструкции (О.С.Иоффе).

Право оперативного управления было закреплено в ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и ГК РСФСР 1964 г.

В дальнейшем, как указывалось выше, право оперативного управления осталось для бюджетных и иных учреждений (ст. 5 Закона «О собственности в РСФСР», ст. 47, 48 Основ гражданского законодательства 1991 г. В ГК 1995 г. субъектами права оперативного управления названы учреждения и казенные предприятия.

Объектом права оперативного управления является имущество указанных юридических лиц. Это имущество закрепляется за учреждением или казенным предприятием решением собственника. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (ст.299 ГК).

Субъектами права оперативного управления являются, во-первых учреждения – некоммерческие организации, созданные собственником (публичным или частным) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций, и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК).

В настоящее время в гражданском праве появился новый вид учреждения – «автономное» с особым правовым статусом (Федеральный закон от 03.11.2006г. (ред.от 24.07.2007г.) № 174-ФЗ « Об автономных учреждениях»).

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная публичным собственником для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры и т.д.

В отличие от других учреждений автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения (ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Другим субъектом права оперативного управления является унитарное предприятие: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия – коммерческие организации. Создание казенных предприятий обусловлено необходимостью использования имущества, приватизация которого запрещена, осуществления деятельности по производству работ, выполнению работ, оказанию услуг для решения социальных задач, разработки и производства продукции, обеспечивающей безопасность РФ и др.

Права владения, пользования и распоряжения имуществом субъекты права оперативного управления осуществляют в пределах:

Установленных законом (общий предел);

В соответствии с целями деятельности;

Заданиями собственника;

Назначением имущества.

Особо регламентировано право распоряжения имуществом казенного предприятия (ст. 297 ГК).

Казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) с согласия собственника.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. Вместе с тем казенное предприятие самостоятельно, как правило, реализуют производимую им продукцию.

Что касается учреждений, то для них правомочие распоряжения резко ограничено. Частные и бюджетные учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником (п. 1 ст. 298 ГК). Вместе с тем, нормативные правовые акты, регулирующие статус некоторых учреждений (музеев, театров) устанавливают правила о распоряжении имуществом учреждения, например, о сдаче его в аренду.

Эту коллизию можно объяснить правилом п. 3 ст. 120 ГК: «Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами».

Далее остановимся на анализе еще одного права – самостоятельного распоряжения. В п. 2 ст. 298 ГК установлено право самостоятельного распоряжения доходами, полученными от разрешенной собственником деятельности, приносящей доходы (по сути предпринимательской) и приобретенным за счет таких доходов имуществом.

Это единственное упоминание о праве самостоятельного распоряжения. Далее не регламентируется ни его содержание, ни пределы осуществления. В связи с этим в литературе ведется оживленная дискуссия о правовой природе данного права. По этому вопросу высказано значительное количество точек зрения.

Одни авторы считают это право правом хозяйственного ведения (Е.А.Суханов), другие – правом собственности (Г.В.Мищенко, А.Г.Бабаев), третьи – правом оперативного управления (из такого понимания исходит, в первую очередь, правоприменительная практика), четвертые – самостоятельным вещным правом (Ю.К. Тостой, В.А.Плетнев, А.В. Коновалов, С.Я. Сорокина).

Четкое решение вопроса о правовой природе самостоятельного распоряжения имеет ярко выраженное практическое значение в связи с участием учреждений в гражданском обороте и ответственностью учреждений по своим обязательствам. Каким же имуществом отвечают по своим обязательствам учреждения?

Согласно п. 2 ст. 120 ГК учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.

Согласно п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса все доходы бюджетного учреждения, включая и его доходы от предпринимательской и иных видов деятельности, должны отражаться в его единой смете доходов и расходов. Средства от предпринимательской деятельности подлежат зачислению на его единый лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства (п. 4 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ).

Эти обстоятельства дают основания для обращения взыскания по долгам учреждения на доходы, полученные от разрешенной предпринимательской деятельности и имущество, приобретенное на эти доходы, что ограничивает ответственность учреждений своими денежными (бюджетными) средствами и субсидиарную ответственность публичных образований (учредителей) по долгам учреждений.

По такому пути шла арбитражная практика с аргументацией, дословно воспроизводимой по разным делам данной категории. Из судебных актов по данным делам прослеживается такая цепочка. Сначала на погашение задолженности по обязательствам учреждения направляются денежные (бюджетные) средства учреждения, затем – денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности, потом – имущество, приобретенное от такой деятельности.

В случае недостаточности денежных средств и другого имущества, полученного от коммерческой деятельности, требование может быть предъявлено к субсидиарному должнику (См., например, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.050 2001 г. № 714/1).

Подобные постановления практически исключали субсидиарную ответственность собственников учреждений и парализовали действия ст. 120 и 399 ГК, что вряд ли обоснованно, исходя из разного правового режима имущества, полученного от собственника и приобретенного за счет предпринимательской деятельности.

Кроме того, субсидиарные должники – публичные образования при таком решении вопроса могли вообще не заботиться о надлежащем финансировании учреждения (Е.А.Суханов, С.Я.Сорокина).

В настоящее время с учетом Постановления Пленума ВАС от 22 июня 2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 19.07.2007 г.)» по долгам учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество (кроме денежных средств), как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (п. 3).

Разрешая вопрос о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, судам необходимо иметь в виду, что эта ответственность является особым видом субсидиарной ответственности, на которой общие нормы о субсидиарной ответственности (ст. 399 ГК), распространяются с учетом особенностей, установленных ст. 120 ГК (п. 4 указанного Постановления).

Вместе с тем, как уже было отмечено, автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (абзац 2 п. 1 ст. 298 ГК).

контрольная работа

2. Виды субъектов хозяйственного права

Субъекты хозяйственного права многообразны. Их классификация может осуществляться по различным признакам.

Прежде всего, можно различать субъекты хозяйственного права в зависимости от формы собственности, на базе которой они действуют. С этой точки зрения различаются субъекты хозяйственного права, действующие на основе частной собственности, государственной собственности и муниципальной собственности.

Наиболее важное значение в условиях рыночной экономики имеют субъекты, действующие на основе частной собственности. К ним относятся индивидуальные предприниматели, корпоративные предприятия - хозяйственные товарищества и общества, некоторые другие хозяйствующие субъекты.

На базе государственной собственности действуют унитарные государственные предприятия, государственные территориальные образования, органы государственного регулирования экономики.

Субъектами, действующими на базе муниципальной собственности, выступают муниципальные предприятия, муниципальные образования и органы, осуществляющие муниципальное регулирование хозяйственной деятельности (органы местного самоуправления).

Классификация субъектов хозяйственного права может также проводиться в зависимости от наличия или отсутствия у них прав юридического лица. Права юридического лица имеют важное значение для субъектов, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность. Они называются обычно хозяйствующими субъектами и, как правило, имеют права юридического лица. В связи с этим понятие хозяйствующего субъекта нередко отождествляется с понятием юридического лица.

Однако такое отождествление не может быть признано правильным. Хотя большинство хозяйствующих субъектов (например, предприятия и другие коммерческие организации) действительно обладают правами юридического лица, есть и такие субъекты, которые осуществляют хозяйственную деятельность, но юридическими лицами не являются. Примером могут служить не только индивидуальные предприниматели (нередко называемые субъектами, действующими без образования юридического лица), но и некоторые коллективные субъекты, например, крестьянские (фермерские) хозяйства. Не обладают правами юридического лица также подразделения предприятия, в том числе обособленные подразделения - филиалы и представительства.

Юридическое лицо - это субъект отношений, регулируемых гражданским законодательством, к числу которых относятся, например, отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением предпринимательских договоров. Но предприятие выступает не только в таких отношениях (отношениях по горизонтали), но и в отношениях, связанных с государственным и иным регулированием их деятельности (в отношениях по вертикали). И в тех и в других отношениях предприятие выступает как единый субъект права. Даже в тех отношениях, для участия в которых необходимо иметь права юридического лица, предприятие действует как таковое, как организация, обладающая правами юридического лица наряду с другими правами. Имеющиеся у предприятия права юридического лица являются составным элементом хозяйственной правоспособности (хозяйственной компетенции). В правосубъектности хозяйствующего субъекта органически сочетаются частноправовые и публично-правовые элементы.

Классификация субъектов хозяйственного права может быть проведена и по выполняемым ими функциям. С этих позиций могут быть выделены следующие виды субъектов предпринимательского права.

Прежде всего, это субъекты хозяйственной деятельности. Они непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность, являются хозяйствующими субъектами. К этой группе субъектов предпринимательского права относятся индивидуальные предприниматели, предприятия, производственные кооперативы, другие коммерческие организации. Для этой группы субъектов ведение хозяйственной деятельности является основной задачей. Данные субъекты играют наиболее важную роль в сфере предпринимательства. Они занимают главное место среди субъектов хозяйственного права.

Существуют и такие субъекты хозяйственного права, основная задача которых состоит в социальной, культурной, научной и иной нехозяйственной деятельности. Они являются некоммерческими организациями и действуют в качестве субъектов предпринимательского права в случаях, когда для выполнения их основных задач оказывается необходимым вступление в хозяйственные правоотношения, заключение предпринимательских договоров и совершение других подобных действий.

Включение некоммерческих организаций в сферу хозяйственного права объясняется тем, что данная отрасль права охватывает, как отмечено выше, не только предпринимательскую деятельность, но и хозяйственную деятельность в более широком смысле. В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность является основным видом хозяйственной деятельности. Поэтому именно на нее ориентировано хозяйственное право. Некоммерческая хозяйственная деятельность охватывается предпринимательским правом как тяготеющая к деятельности предпринимательской.

Некоммерческие организации не имеют цели получения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В случае получения прибыли некоммерческая организация использует ее для обеспечения своей основной деятельности, причем полученная прибыль не может распределяться между участниками данной организации.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» предусматриваются организационно-правовые формы, в которых могут создаваться эти организации. Такими организационно-правовыми формами являются общественные организации, религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также некоторые другие организационно-правовые формы.

Всякая некоммерческая организация является юридическим лицом, имеет имущество на праве собственности или оперативного управления, самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация создается на основе устава или учредительного договора и имеет специальную правоспособность. Она может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Другую группу субъектов хозяйственного права составляют субъекты, осуществляющие регулирование (организацию) хозяйственной деятельности.

Субъектами, осуществляющими регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, являются, прежде всего, государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления. Они регулируют хозяйственную деятельность на соответствующей территории, организуют предпринимательскую деятельность созданных ими государственных и муниципальных предприятий. ФАС регулирует деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке.

В то же время в данную группу входят субъекты, осуществляющие не только государственное, но и внутрисистемное регулирование хозяйственной деятельности. Речь идет о центрах хозяйственных систем, об органах, возглавляющих производственно-хозяйственные комплексы.

Подразделяя субъекты хозяйственного права на осуществляющие хозяйственную деятельность и регулирующие ее, необходимо отметить, что это деление не является абсолютным. В некоторых случаях функции ведения и регулирования хозяйственной деятельности могут сочетаться и осуществляться одним субъектом. Субъект, ведущий в основном хозяйственную деятельность, может выступать в качестве органа регулирования такой деятельности. Так, в холдингах головная организация является хозяйствующим субъектом (предприятием), но в отношениях с дочерними предприятиями она выступает в качестве субъекта, регулирующего (организующего) их деятельность.

Возможна и противоположная ситуация, когда субъект, действующий в основном в качестве органа регулирования хозяйственной деятельности, сам осуществляет такую деятельность. Например, государственные и муниципальные образования (субъекты РФ, городские и сельские поселения) являются субъектами, регулирующими хозяйственную и иную деятельность на своей территории. Но, будучи собственниками имущества, они могут выступать как субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Особое место занимают внутрихозяйственные субъекты - подразделения предприятий (хозяйствующих субъектов). Они могут участвовать во внутрихозяйственных отношениях, складывающихся в пределах предприятия между данными подразделениями, а также между ними и предприятием в целом. Таким образом, внутри предприятия складываются отношения как по горизонтали (между подразделениями), так и по вертикали (между подразделениями и предприятием в целом).

Подразделения предприятия могут быть двух видов: внутренние и обособленные. Внутренние подразделения могут участвовать только во взаимоотношениях с другими подразделениями или с предприятием в целом. Их деятельность замкнута рамками предприятия. Такими подразделениями являются цеха, производства, хозяйства и другие подобные подразделения. Они действуют только внутри предприятия, их организационное и имущественное обособление внутри предприятия носит относительный характер и достигается путем утверждения структуры предприятия и средствами бухгалтерского учета. Оно проявляется главным образом на крупных промышленных предприятиях при определении функций, прав и обязанностей внутренних подразделений.

Обособленные подразделения (филиалы, представительства) участвуют не только во внутрихозяйственных отношениях, но и в отношениях с другими организациями, действуя при этом от имени предприятия. Их правовое положение определяется в общих чертах в законодательстве и конкретизируется в локальных нормативных актах.

Особенности современного международного права

Субъекты международного права - самостоятельные образования, способные непосредственно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и осуществлении его норм...

Понятие и виды субъектов налогового правоотношения

В соответствии со ст.9 НК РФ к участникам налоговых правоотношений относятся: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица...

Понятие и виды субъектов трудового права

Виды субъектов трудового права определяются применительно к составу общественных отношений, являющихся предметом трудового права. При этом один и тот же субъект, например работодатель или работник, может быть субъектом не одного...

Понятие и классификация субъектов предпринимательского права

Субъектами предпринимательского права могут быть как граждане, которые регистрируются как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица...

Реорганизация и ликвидация предприятий

Реорганизация субъектов хозяйственного права Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, то есть с переходом ее прав и обязанностей к другим лицам...

Система административного права

Субъекты административного права - это физические и юридические лица, государственные органы, действующие в сферах общественных отношений, урегулированных государственным воздействием посредством административно-правовых норм...

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. В силу ст...

Субъекты административного права

Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений...

Субъекты административного права: понятие, виды

Вопрос 1 Как Вы считаете, что понимается под «имуществом» в предпринимательской деятельности? Ответ. Имущество в предпринимательской деятельности - совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих...

Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты хозяйст­венного (предпринимательского) права.

Понятие и правовое положение индивидуального предпринимателя. Правосубъектность индивидуального предпринимателя. Практическое значение право­вого института признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим. Институт эмансипации и его практическое значение. Основания прекращения деятель­ности предпринимателя. Объявление лица несостоятельным (банкротом).

Коллективный предприниматель. Юридические лица как субъекты хозяйственного права. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридического ли­ца. Порядок создания юридического лица. Понятие, виды и содержание учредительных документов.

Правовой статус органов юридических лиц и обособленных структурных под­разделений (филиалов и представительств).

Виды и организационно-правовые формы деятельности юридических лиц. Хо­зяйственные общества и хозяйственные товарищества.

Понятие и правовой статус полного товарищества. Права и обязанности полных то­варищей.

Особенности правового статуса товарищества на вере, права и обязанности вкладчи­ка.

Понятие и правовой статус общества с ограниченной ответственностью. Уставной капитал ООО. Права и обязанности участников ООО. Правовой статус общества с до­полнительной ответственностью (ОДО).

Понятие и виды акционерного общества (АО). АО из одного лица. Особенности создания и прекращения деятельности открытого акционерного общества. Права и обя­занности акционеров.

Понятие и правовой статус дочерних и зависимых обществ.

Понятие и особенности правового статуса производственных кооперативов.

Понятие и особенности правового статуса государственных и муниципальных уни­тарных предприятий.

Правовые основания прекращения деятельности юридического лица. Понятие, осно­вания и виды реорганизации. Понятие правопреемства. Ликвидация юридического лица: понятие, основания и порядок удовлетворения требований кредиторов при лик­видации юридического лица.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица: понятие, основание, порядок и правовые последствия признания лица несостоятельным. Ответственность за фиктив­ное банкротство.

Приватизация как основание возникновения и прекращения юридического лица.

Правовое регулирование деятельности субъектов, имеющих особое правовое поло­жение: банки, биржи, фонды, ФПГ и др.

Правовое положение коммерческих банков. Особенности создания и прекращения коммерческих банков. Лицензирование банковской деятельности. Структурные под­разделения коммерческих банков и их правовое положение.

Фондовые биржи: понятие и правовое положение. Права и обязанности членов фон­довой биржи.

Понятие и правовой статус товарной биржи. Права и обязанности участников товар­ной биржи. Взаимоотношения участников товарной биржи между собой и с биржей.

Правовое регулирование деятельности иностранного инвестора. Субъекты ино­странных инвестиций. Формы осуществления иностранных инвестиций. Особенности создания и прекращения деятельности организаций с иностранными инвестициями. Га­рантии, предоставляемые иностранным инвесторам по российскому законодательству. Понятие и виды свободных экономических зон. Правовой режим СЭЗ. Правовое регулирование операций с иностранной валютой.

Порядок участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных обра­зований в отношениях, регулируемых хозяйственным правом. Участие государства во внешнеторговом обороте. Ответственность по обязательствам РФ, субъекта РФ, муни­ципального образования.

Понятие малого предпринимательства и его организационно-правовые формы.

Студент должен уметь:

· отличать организационно–правовые формы юридических лиц;

· выявлять признаки банкротства юридических лиц;

· отграничивать стадии ликвидации юридических лиц и обозначить их последовательность.

· о процедурах банкротства;

· о формах деятельности банков и бирж;

· об участниках УПГ.

Тема 4. Правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов.

Понятие, необходимость и формы государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Монополия: понятие и сущность. Понятие конкуренции и недобросовестной конку­ренции. Виды недобросовестной конкуренции. Особенности правового статуса субъек­та, занимающего доминирующее положение на рынке. Формы монополистической дея­тельности. Юридическое понятие естественной монополии.

Регулирование хозяйственной деятельности различных субъектов с помощью нало­гового законодательства. Другие формы регулирования предпринимательской деятель­ности: аудит, таможенное регулирование, валютный контроль, государственные заказы и др.

Студент должен уметь:

· применять признаки монополистической деятельности к хозяйственной практике предприятия.

Студент должен иметь представление:

· о формах регулирования предпринимательской деятельности.

Тема 5. Объекты хозяйственных правоотношений.

Понятие и виды объектов гражданского права. Юридическая классификация вещей. Значение деления вещей на оборотные и внеоборотные, движимые и недвижимые, де­лимые и неделимые, главные и принадлежность.

Предприятие как объект права. Состав имущественного комплекса и комплексное отчуждение.

Промышленная собственность (интеллектуальная собственность): понятие, особен­ности правового регулирования. Исключительный характер и особенности реализации права на фирменное наименование, права на товарный знак.

Деньги и валютные ценности как особые объекты права. Виды ценных бумаг. Тре­бования по оформлению, передаче и защите ценной бумаги.

Основные и оборотные средства, капитальные вложения, финансы, нематериальные активы.

Нематериальные блага: понятие, виды и способы их защиты.

Студент должен уметь:

· отличать предприятия как юридическое лицо и как имущественный комплекс;

· приводить примеры объектов хозяйственных правоотношений.

Студент должен иметь представление:

· об особенностях правового регулирования нематериальных благ, денег, ценных бумаг.

Тема 6. Права хозяйствующего субъекта на имущество.

Понятие права собственности. Содержание права собственности. Объекты права собственности. Субъекты права собственности. Основания приобретения и прекраще­ния права собственности.

Право общей собственности: понятие, основания возникновения, виды. Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности. По­нятие совместной собственности.

Вещные права лиц, не являющихся собственниками: понятие и виды.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Особенности вещных прав на землю.

Студент должен уметь:

· характеризовать содержание права собственности;

· выявлять на практике основания приобретения и прекращения права собственности.

Студент должен иметь представление:

· об особенностях вещных прав на землю.

Тема 7. Общие положения об обязательствах.

Понятие обязательства. Отличие обязательств от других гражданских правовых от­ношений.

Соотношение обязательства, сделки и договора.

Понятие сделки и ее разновидности (односторонние, двусторонние и многосторон­ние, условные, реальные и консенсуальные, каузальные и абстрактные). Форма сделки и последствия ее несоблюдения. Недействительность сделки. Основания и последствия признания сделки недействительной. Понятие односторонней и двусторонней реститу­ции. Невозможность реституции.

Основные виды обязательств: договорные и внедоговорные обязательства. Обяза­тельства, возникающие вследствие причинения вреда. Условия возникновения ответст­венности за причинение вреда. Ответственность за вред, причиненный действиями го­сударственных органов, органов местного самоуправления, органами дознания и т.п. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности.

Понятие и условия возникновения обязательства, возникающего вследствие необос­нованного (неосновательного) обогащения.

Множественность лиц в обязательстве. Долевые, солидарные обязательства. Обяза­тельства с участием третьих лиц. Перемена лиц в обязательстве (замена кредитора и должника). Соглашения об уступке требования и переводе долга. Права и обязанности, которые не могут переходить к другим лицам.

Исполнение обязательств. Понятие надлежащего исполнения. Способы исполнения обязательства. Возложение исполнения обязательств на третьи лица. Просрочка ис­полнения обязательства и ее правовые последствия.

Виды и юридическое значение сроков (сроки защиты прав, сроки исполнения пра­вовых обязанностей, пресекательные сроки, давностные сроки). Последствия истече­ния сроков.

Способы обеспечения исполнения обязательства. Неустойка и ее виды. Задаток. За­лог и его виды. Особенности залога недвижимости. Удержание. Поручительство. Банковская гарантия.

Основания прекращения обязательств.

Студент должен уметь:

· находить на практике различные виды сделок;

· определять условия недействительности сделки;

· отличать стороны и субъектов обязательств.

Студент должен иметь представление:

· о правилах применения сроков и их юридическом значении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие и виды субъектов хозяйственного права

1. Понятие субъектов хозяйственного права

Субъекты хозяйственного права -- это участники хозяйственных отношений, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность или управляют такой деятельностью, созданные в установленному законом порядке, имеют необходимое для осуществление такой деятельности имущество и владеют хозяйственной правосубъектностью.

Признаками субъектов хозяйственного права являются:

1 -- непосредственное осуществление хозяйственной деятельности (производство продукции, выполнение работ и предоставления услуг) или руководство хозяйственной деятельностью, которая приемлема собственникам имущества предприятий, хозяйственным объединением, промышленно-финансовым группам и хозяйственным министерствам и ведомствам;

2 -- создание в установленном законом порядке;

3 -- наличие имущества, необходимого для осуществления избранной субъектом или возложенной на него хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью (такое имущество может закрепляться за субъектами хозяйственного права на разных правовых титулах: праве собственности, праве полного хозяйственного ведения, праве оперативного управления, праве пользования и т.п.);

4 -- наличие хозяйственной правосубъектности, то есть признанной и закрепленной государством за определенным субъектом хозяйствования возможности быть субъектом прав; объем хозяйственной правосубъектности участников хозяйственных правоотношений фиксируется в законе и в их учредительных документах.

В зависимости от характера осуществляемой деятельности выделяют:

-- субъекты хозяйственного права, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность;

-- субъекты хозяйственного права, которые осуществляют руководство хозяйственной деятельностью, в т.ч. организацию такой деятельности.

В зависимости от форм собственности, на базе которой они функционируют, различают государственную, коммунальную, коллективную, частную и смешанную формы собственности которые являются субъектами хозяйственного права.

К государственным принадлежат государственные и казенные предприятия, государственные хозяйственные объединения, хозяйственные министерства и ведомства.

К коммунальным принадлежат коммунальные предприятия, органы местного самоуправления и их исполнительные органы.

К коллективным -- хозяйственные общества, производственные кооперативы, добровольные хозяйственные объединения, унитарные предприятия, созданные кооперативами, хозяйственными обществами, общественными и религиозными организациями,

К частным -- индивидуальные предприниматели, частные предприятия.

Смешанные -- это арендные, общие предприятия, а также промышленно-финансовые группы, в состав которых могут входить хозяйственные организации разных форм собственности.

Индивидуальные предприниматели как субъекты хозяйственного права

Одним из субъектов хозяйственного права являются индивидуальные предприниматели. Индивидуальные предприниматели -- это физические лица, не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности, которые непосредственно осуществляют такую деятельность.

Закон устанавливает ограничение для определенных категорий лиц относительно возможности осуществления ими предпринимательской деятельности.

Так, не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью такие категории граждан: военнослужащие, государственные служащие, народные депутаты Украины и прочие лица, уполномоченные осуществлять функции государства;

Регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в общем порядке для всех субъектов предпринимательской деятельности, то есть соответственно требованиям Хозяйственного Кодекса Украины.

Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять любую предпринимательскую деятельность, относительно которой законом не установлен запрет для данной категории субъектов.

2. Предприятие как основное звено экономики

Правовое положение предприятий определяется Хозяйственным и Гражданским Кодексами Украины, согласно которым этим субъектам хозяйствования присущие такие черты:

* принадлежность к основному звену экономики;

* непосредственное осуществление производственной, научно-исследовательской и коммерческой деятельности;

* возможность функционирования на любой форме собственности: государственной, коммунальной, коллективной, частной;

* обязательный учредительный документ -- устав;

* функционирование на базе отделенного имущества, которое находит выражения в наличия самостоятельного баланса и счета в банка; это имущество может быть закреплено за предприятием на правах собственности.

* наличие хозяйственной правосубъектности, в том числе статуса юридического лица с одновременным запретом иметь в своем составе других юридических лиц;

* порядок управления предприятием зависит от типа предприятия: управление предприятием унитарного типа - осуществляется единоличным руководителем, который назначается собственником имущества предприятия; корпоративного типа -- с помощью созданных участниками органов (собрание участников, исполнительный и контрольный органы);

* степень самостоятельности предприятия (объем его прав и обязанностей);

1- зависит от правового режима имущества предприятия: предприятия-собственники имущества имеют максимальный объем прав и минимум обязанностей;

2- относительно предприятий не собственников -- стратегические вопросы создания и деятельности таких предприятий решаются собственниками их имущества

Государственное предприятие (ГП) -- это предприятие унитарного типа, которое действует на базе отделенной части государственной собственности без деления ее на частицы, создается в распорядительном порядке компетентным органом и входит в сферу управления указанного органа.

основные черты:

2) предприятие несобственник, что предопределяет необходимость выполнения указаний собственника и согласование с ним основных вопросов деятельности;

3) функционирование на базе государственного имущества, которое закрепляется за ГП на праве полного хозяйственного ведения;

4) функции собственника имущества относительно государственного предприятия выполняет отраслевое министерство, к сфере деятельности которого належит предприятие, или государственное хозяйственное объединение, в состав которого включено предприятие;

5) управление ГП осуществляется единоличным руководителем, который назначается на должность путем заключения с ним контракта органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Сравнительно с другими предприятиями несобственниками государственное предприятие имеет дополнительные ограничения в таких своих полномочиях:

1) учредительских;

2) относительно распоряжения закрепленным за ним на праве полного хозяйственного ведения имуществом;

3) относительно распоряжения прибылью;

4) относительно заключения договоров.

Казенное предприятие -- это такое унитарное предприятие, которое действует на базе отделенной части государственной собственности, которая не подлежит приватизации, без деления ее на части, создается путем преобразования из государственного предприятия по решению Кабинета Министров Украины и входит в сферу управления органа, уполномоченного управлять соответствующим государственным имуществом.

Основные черты казенного предприятия:

1) хозяйственная организация унитарного типа;

2) функционирует на базе государственного имущества, которое не подлежит приватизации;

3) создается по решению Кабинета Министров Украины путем реорганизации в форме преобразования государственных предприятий.

4) функции собственника имущества относительно казенного предприятия выполняет отраслевое министерство: утверждает устав казенного предприятия, назначает его руководителя, осуществляет контроль за соблюдением положений устава и эффективностью использование закрепленного за казенным предприятием государственного имущества; осуществляет планирование и финансовый контроль за хозяйственной деятельностью казенного предприятия и т.д.;

5) действует на основании устава, который разрабатывается на основе за утвержденного Кабинетом Министров Украины Типичного устава казенного предприятия, и может включать, кроме общих положений, положение об обязательной отчетности казенного предприятия за установленной Кабинетом Министров формой и ответственность руководителя предприятия за результаты его хозяйственной деятельности;

6) принадлежит к предприятиям несобственникам: функционирует на базе государственного имущества, которое закрепляется за казенным предприятием на праве оперативного управления, которое предусматривает необходимость целевого использование имущества с значительным ограничением полномочий относительно его распоряжения, а также субсидиарную ответственность государства за обязательствами казенного предприятия.

Арендное предприятие -- это предприятие в форме хозяйственного общества, созданного членами трудового коллектива государственного, коммунального или иного предприятия с целью аренды и эксплуатации целостного имущественного комплекса последнего для осуществления хозяйственной коммерческой деятельности.

Характерные особенности арендного предприятия:

2) действует на основании Хозяйственного кодекса, "О хозяйственных обществах", "Об аренде государственного и коммунального имущества", учредительных документов, договора аренды;

3) имеет форму хозяйственного общества;

4) участниками такого общества являются члены трудового коллектива предприятия, имущество которого передается в аренду;

5) создание членами трудового коллектива хозяйственного общества с целью аренды имущественного комплекса государственного или коммунального предприятия, на котором они работают, обусловленное участием в нем более чем 50 процентов членов трудового коллектива;

6) участники хозяйственного общества -- арендного предприятия должны брать обязательное трудовое участие в производственно-хозяйственной деятельности такого предприятия;

7) действует на базе арендованного целостного имущественного комплекса государственного, коммунального или иного предприятия;

8) функционирует на базе смешанной собственности: государственной или коммунальной и коллективной.

Кроме общих оснований прекращения деятельности, которые присущи любой хозяйственной организации, арендное предприятие имеет еще дополнительную -- разрыв или прекращение договора аренды без следующей пролонгации.

субъект хозяйственный право кооператив

3. Понятие хозяйственного общества

Хозяйственные общества -- это хозяйственные организации, которые создаются физическими и/или юридическими лицами на договорных началах путем объединения имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

Правовое положение хозяйственных обществ регулируется Законом Украины от 19 сентября 1991 г. "О хозяйственных обществах".

Характерные особенности:

* хозяйственные организации корпоративного типа;

* возможность применения этой организационно-правовой формы для предприятий, других хозяйственных организаций низового звена экономики, которые имеют целью получения прибыли, неприбыльных хозяйственных организаций, хозяйственных объединений;

* наличие статуса юридического лица;

* основной правовой титул имущества общества -- право собственности;

* делимость имущества общества на доли, размер которых определяется учредительными документами общества;

* обязательное наличие у общества двух фондов -- уставного и резервного:;

* основатели имеют право выбора вида общества из числа тех, что предусмотренные законом: - АО, ООО, ОДО, ПО, Коман. О.

В зависимости от того, какие элементы (имущественные или личные) доминируют в хозяйственном обществе, законодательством предусмотрены применения разных принципов правового регулирования:

Акционерное общество (АО) -- это такое хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на определеное количество частей равной нарицательной стоимости, выраженных в акциях, и которое несет ответственность за своими обязательствами всем собственным имуществом; акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в границах стоимости надлежащих им акций.

Характерные особенности:

2) деление уставного капитала на частицы равной нарицательной стоимости, которые именуются акциями;

3) ответственность АО за своими обязательствами лишь имуществом, которое належит нему на правах собственности;

4) отсутствие у акционеров субсидиарной имущественной ответственности по обязательствам общества, если они (акционеры) полностью выплатили свои части;

5) основатели -- физические и/или юридические лица; и т.д.

Акционерные общества функционируют в двух видах: открытое акционерное общество (ОАО) и закрытое акционерное общество (ЗАО). Ст. 81 ХКУ

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) -- это такое хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на части размеры которых определены учредительными документами, и которое несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом; участники, которые полностью уплатили свои взносы, несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в границах стоимости своих взносов.

Основные черты:

1) минимальный размер уставного фонда -- сумма, эквивалентная 100 минимальным заработным платам по ставке на момент создания общества;

2) деление уставного фонда на части, размер которых определяется учредительными документами и может быть любым (равным или разным);

3) ответственность общества по собственными обязательствами всем своим имуществом;

4) отсутствие у участников общества субсидиарной имущественной ответственности за долги общества, если они полностью уплатили свои частицы; и т.д.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) -- это такое хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на части размеры которых определены учредительными документами, и которое несет ответственность по своими обязательствами всем своим имуществом, а в случае его недостаточности -- также имуществом участников раз мер котрого определен учредительными документами и является кратным размеру к вкладу любого из них.

Основные черты:

1) разновидность хозяйственного общества;

2) минимальный размер уставного фонда -- сумма, эквивалентная 100 минимальным заработным платам по ставке, которая действует на момент создания общества;

3) деление уставного фонда на части, размер которых определяется учредительными документами и может быть любым (равным или неравным);

4) наличие системы органов управление: собрание участников -- вышестоящий орган, дирекция (коллегиальный) или директор (единоличный) -- исполнительный орган, ревизионная комиссия -- контрольный орган;

5) субсидиарная ограниченная имущественная ответственность участников по обязательствам общества, предельный размер которой устанавливается или законом (относительно доверительных обществ) или учредительными документами ОДО в одинаковом для всех участников кратном размере к их вкладах; и т. д.

Полное общество -- это хозяйственное общество, которое действует на базе "совместного" имущества, разделенного на части размер которых определен учредительным договором, несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Все участники которые от лица общества совместно осуществляют предпринимательскую деятельность несут дополнительную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

Основные черты".

1) разновидность хозяйственного общества;

2) учредительный документ -- учредительный договор

3) отсутствие законодательных требований к размеру и порядку формирования имущества, которое регулируется учредительным договором;

4) отсутствие органов управления обществом, поскольку управление делами общества осуществляется самыми участниками в порядке, определенном учредительным договором общества; и т.д.

Коммандитное общество -- это хозяйственное общество, которое действует на базе "совместного" имущества, разделенного на части в размерах, определенных учредительным договором, несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом и имеет одного или больше участников, которые от лица общества осуществляют предпринимательскую деятельность и несут по его обязательствам ответственность всем своим имуществом (полных участников), а также других участников, присутствующих в деятельности общества лишь своими вкладами (вкладчиков).

Основные черты:

1) разновидность хозяйственного общества;

3) обязательность одного учредительного документу -- учредительного договора;

4) отсутствие законодательных требований к размеру имущества и порядка его формирование (эти вопросы регулируются учредительным договором);

5) ограничение совокупной части вкладчиков 50 % имущества общества;и т.д.

4. Правовое положение производственных кооперативов

Производственный кооператив (ПК) -- это хозяйственная организация корпоративного типа, которая создается на добровольных основах гражданами для общего осуществления хозяйственной (прежде всего производственной) деятельности с целью получения дохода и действует на основании устава, на основах членства, обязательного трудового участия в его деятельности, самоуправление и самофинансирование.

Нормативной основой деятельности производственного кооператива являются законы: общий (Закон СССР от 26 мая 1988 г. "О кооперации в СССР") и специальный (Закон Украины от 17 июля 1997 г. "О сельскохозяйственной кооперации").

Основные черты производственного кооператива:

1) хозяйственная организация корпоративного типа;

2) цель деятельности -- получение дохода и обеспечение занятости население;

3) создание на добровольных основах;

4) непосредственное осуществление хозяйственной деятельности (производство продукции/товаров, выполнение работ, предоставление услуг);

Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) -- это производственный кооператив, созданный физическими лицами -- сельскохозяйственными товаропроизводителями для общего производства продукции сельского, рыбного и лесного хозяйства, с обязательным трудовым участием в его деятельности.

Особенности сельскохозяйственного производственного кооператива.

1) специфический предмет деятельности -- производство продукции сельского, рыбного и лесного хозяйства;

2) минимальное количество основателей (членов) -- три лица;

3) основные участники (члены) СПК -- физические лица, которые достигли 16 лет и являються сельскохозяйственными производителями;

4) обязательность трудового участия членов СПК в процессе производства;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Отличительные черты подотраслей финансового права: бюджетного, налогового, банковского, фондового права. Хозяйственные и акционерные общества, холдинги, концерны и ассоциации, как субъекты хозяйственного права. Понятие, признаки и права юридических лиц.

    лекция , добавлен 03.02.2011

    Понятие, предмет и метод правового регулирования хозяйственного права. Система, основные принципы и источники (формы) хозяйственного права. Общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.

    реферат , добавлен 06.12.2010

    Предмет, метод и система хозяйственного права, отграничение от смежных отраслей. Дуалистическая концепция. Состав и структура хозяйственного законодательства. Отношения по государственному регулированию экономики. Диспозитивные и императивные нормы.

    реферат , добавлен 02.08.2008

    Понятие и система хозяйственного процессуального права. Хозяйственный процесс как совокупность процессуальных действий и возникающих в ходе правоотношений. Принципы хозяйственного процессуального права. Принцип гласности разбирательства дел в судах.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Изучение понятия, сущности, задач хозяйственного права. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды. Методы правового регулирования хозяйственных отношений. Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров. Правовое положение частных предприятий.

    шпаргалка , добавлен 05.09.2010

    В работе рассматриваются следующие вопросы: Почему отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер? Из норм, каких отраслей права формируется отрасль хозяйственного права? Дается характеристика особенностей метода хозяйственного права.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2008

    Осуществление хозяйственного судопроизводства. Способы законодательного закрепления принципов хозяйственного процессуального права. Материально-правовой аспект принципа законности. Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в суде.

    реферат , добавлен 16.01.2009

    Значение гражданско-правового института вещных прав в гражданском обороте. Изучение норм права, регулирующих правоотношения, связанные с объектами вещного права. Субъекты вещных правоотношений. Право хозяйственного ведения и оперативного управления.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2014

    Понятие и наука хозяйственного права. Классификация, принципы и методы правового регулирования хозяйственных отношений, источники хозяйственного законодательства. Формы государственного воздействия на субъекты хозяйствования в Республике Беларусь.

    курс лекций , добавлен 14.12.2011

    Понятие и предмет хозяйственного права. Методы хозяйственного права: императивный (вертикальные отношения); диспозитивный (горизонтальные отношения). Признаки предпринимательской деятельности. Создание коммерческих организаций. Хозяйственный договор.