Сроки обжалования действий государственных органов. Виды государственных органов

Все юридические лица, в процессе ведения своих дел, то и дело сталкиваются с решением государственных органов. Решения должностных лиц по участию в конкурсах, аукционах, внесению изменений в учредительные документы, земельным вопросам и другим рабочим моментам, не всегда удовлетворяют интересам юридического лица, а то и вовсе ущемляют его права. Что делать в этой ситуации? Единственно возможный ответ - незамедлительно обжаловать принятое решение, добиться пересмотра его результатов.

Понятие обжалования решений госорганов

Согласно действующему законодательству и ст. 46 Конституции РФ, каждый гражданин России может обжаловать любое решение государственных органов. Предметом обжалования могут выступать действия или бездействия госорганов или их представителей, которые повлекли за собой следующие последствия.
. Нарушение законных прав и свобод юридического лица.
. Искусственно созданные препятствия для реализации прав юридического лица.
. Юридическое лицо незаконно привлечено к административной ответственности.
. На юридическое лицо незаконно возложена какая-либо обязанность.
После обжалования решения госорганов, с которым вы не согласны, будет вынесено новое решение. В данном случае возможны два варианта развития событий.
. Вариант первый - ваша жалоба будет признана обоснованной и в силу вступит решение об удовлетворении всех ваших требований в рамках действующего законодательства.
. Второй вариант - вышестоящий орган, должностное лицо или суд не установит факта нарушения ваших прав, и ваша жалоба останется без удовлетворения.
Чтобы избежать второго варианта развития событий, необходимо правильно обжаловать решения госорганов.

Как правильно обжаловать решения госорганов: способы

Согласно действующему законодательству РФ существует несколько способов подачи жалоб на действия, бездействие или решение государственных органов - обращение в вышестоящий государственный орган или к вышестоящему должностному лицу и подача жалоб в судебном порядке.
. Обращение в вышестоящий государственный орган или к вышестоящему должностному лицу называют внутриведомственным обжалованием. В данном случае необходимо понимать, что все государственные органы имеют строгую иерархию управления и у каждого начальника (чиновника) есть свое руководство. Направленная ему жалоба, будет рассмотрена вышестоящей инстанцией и по ней будет принято новое решение. Как правило, эта процедура отнимает не более 1 месяца, по истечении которого вы получаете официальный ответ на жалобу. Большим плюсом такого обращения является рассмотрение обращения профильным, компетентным органом, который имеет непосредственное отношение к сути проблемы. И новое, принятое решение по жалобе в обязательном порядке подлежит исполнению его подчиненными. Единственный минус такого способа подачи жалоб - отсутствие должной мотивации к пересмотру дела, поскольку мало кому из начальников нравится и хочется отменять принятые их же подчиненными решения.
. Подача жалобы в судебном порядке - наиболее эффективный способ обжалования решений государственных органов, должностных лиц и органов местного самоуправления. В данном случае, обращение осуществляется непосредственно в суд. Вынесенное судом решение является обязательным для исполнения всеми заинтересованными сторонами. Плюс такого способа обращения - непредвзятость при рассмотрении вашей проблемы. Минус - рассмотрение вопроса может отнять много времени.
. Существует и третий способ обжаловать действие, бездействие или решение государственных органов - вневедомственное обжалование. Это вариант, при котором жалоба направляется депутату, Уполномоченному по правам человека или в органы прокуратуры. Данный вариант рассмотрения считается самым малоэффективным.
У депутата, как правило, нет времени заниматься вашим вопросом. К тому же он не обладает реальной возможностью провести проверку принятого ранее решения и вынести по нему новое решение. В лучшем случае он просто передаст вашу жалобу на рассмотрение в профильное ведомство (см. обращение в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу).
Обращение к Уполномоченному по правам человека по сути дела может ничем не закончится. Омбудсмен не является частью вертикали власти, никому не подчиняется и все его решения носят просто рекомендательный характер. Конечно, такое обращение выглядит эффектно, но на практике решения омбудсмена никто не обязан выполнять.
Обжалование решения госорганов с помощью прокуратуры, чем-то напоминает игру в «русскую рулетку». С одной стороны - прокурор наделен необходимыми полномочиями, вправе требовать отмену незаконно принятого решения и применения дисциплинарных мер по отношению к нарушителям законности. А с другой стороны - прокурор представляет сторону обвинения и его позиция всегда на стороне государства, а не на стороне истца.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать очевидный вывод - для эффективного решения проблемы, для обжалования решений госорганов следует обращаться в вышестоящий государственный орган, к вышестоящему должностному лицу или подать свою жалобу в судебном порядке. Для этого необходимо соблюсти порядок и сроки подачи обжалований.

Каков порядок и срок обжалования решений госорганов?

Воспользоваться своим законным правом и обжаловать решение госорганов можно согласно установленному законодательством РФ регламенту.
. Обращение в вышестоящий государственный орган или к вышестоящему должностному лицу - срок подачи различен, в зависимости от государственного органа, куда подается жалоба. Отсчет времени следует вести с момента, когда вам стало известно о принятом госорганами решении. Как правило, это дата вручения постановления госорганов. Например, вы столкнулись с неудовлетворительной работой или бездействием службы судебных приставов. В этом случае, согласно статье 122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). В содержании обращения должна излагаться вся относящаяся к вашему делу информация - полные сведения о заявителе, изложение сути проблемы, указание на нарушение ваших прав, требование устранить нарушение и т.д. По результатам рассмотрения вашего обращения, вы получите официальный ответ (решение) в письменной форме.
. Обжалование решения госорганов в судебном порядке - срок подачи жалобы 3 месяца. Отсчет времени, как и в предыдущем случае, следует вести с момента получения постановления. Например, вы получили решение ИФНС и не согласны с ним. В этом случае вам необходимо собрать доказательства своей правоты и составить документ правового характера, в котором подробно изложить все обстоятельства дела. Документ должен быть составлен по форме, установленной согласно действующему законодательству. В противном случае, суд может не принять ваше обращение и отказать в обращении.

Важно запомнить! Успех любого обжалования напрямую зависит от точной формулировки главного требования жалобы, его правового обоснования и соблюдения сроков обращения. Справиться с этой задачей может только опытный юрист - адвокат. Руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) и действующего законодательства РФ, адвокат подготовит грамотно составленное обращение в любую вышестоящую инстанцию или в суд.

Помощь адвоката при обжаловании решений госорганов

Обжалование решений государственных органов - достаточно сложный и щепетильный процесс. Он подразумевает прохождение следующих важных этапов.
. Получение результата рассмотрения дела госорганами.
. Соблюдение процедуры подачи обращения (жалобы, искового заявления).
. Сбор необходимых документов и доказательств для обоснования обращения и обжалования принятого решения.
. Выработка стратегии обращения в вышестоящие инстанции или в суд.
. Подача жалобы.
Зачастую, обращение для обжалования принятых решений, напоминает изощренный спор между госорганом и юридическим лицом. Победу в этом споре одержит та сторона, доводы которой безукоризненны в правовом плане. При этом нельзя недооценивать административный ресурс начальников, чиновников и должностных лиц, для которых отмена принятого решения равносильна полному поражению. И в данном случае, очень важно правильно подготовить не только правовое обоснование своего обращения, но и выработать идеальную стратегию поведения, которая не будет раздражать вашего оппонента (госорганы или их представителей). В противном случае, вместо, или вместе, с отменой принятого решения можно подвергнуться организованной травле со стороны всех госорганов. Избежать столь неприятного поворота обращения просто - для этого необходимо привлечение адвоката для решения проблемы обжалования.

Обжалование решений госорганов: адвокат в Москве

Вы являетесь юридическим лицом и вам необходимо в кротчайшие сроки обжаловать решение госорганов? Адвокат Александр Дядищев окажет вам квалифицированную помощь и предоставит полный спектр услуг.
. Адвокат организует необходимую экспертизу для обоснования законности принятого решения.
. Александр Дядищев составит и подаст вашу жалобу в вышестоящие органы, вышестоящему должностному лицу или в суд.
. Опытный юрист подготовит правовое обоснование неправомерности действий служебных приставов, ИФНС, УФАС и других государственных органов.
. С помощью Александра Дядищева вы добьетесь справедливого решения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
При этом Александр Дядищев доступно объяснит вам всю процедуру обжалования, проанализирует возможные риски и выберет правильную тактику ведения дел, направленную на соблюдение ваших прав и отстаивание законных интересов. Просто звоните по телефону, указанному на сайте, и записывайтесь на предварительную консультацию к адвокату в Москве. Действуйте безотлагательно и в рамках закона!

Отношения человека и государства сегодня очень распространены. А с постепенным ужесточением порядка совершения тех или иных действий человеку все чаще будет необходимо общаться с государственными органами и отдельными чиновниками.

В России отношения человека и государства всегда были сложными. И хотя для либерализации бюрократических процедур в последние годы сделано немало, все равно ряд должностных лиц воспринимают подведомственную сферу как свою кормовую базу. А потому получение того или иного документа (разрешения, лицензии, справки, выписки) может сопровождаться совершенно необоснованными отказами и чисто формальными придирками, цель которых не соблюдение закона, а набивание кармана отдельных чиновников.

Попадая в такие ситуации, гражданин всегда имеет выбор-либо умасливать конкретное должностное лицо, либо искать возможность оспорить незаконные действия или бездействие чиновника или целого государственного органа.

На сегодня все больше граждан предпочитают второй способ. Однако для того, чтобы добиться справедливости, необходимо знать, как материальные нормы права в конкретной отрасли, так и процессуальные. Поскольку обычный человек редко владеет такими знаниями и опытом, то на помощь всегда готовы прийти наши специалисты и оказать всю необходимую правовую помощь.

Чем мы можем помочь

Оспаривание решения государственных органов или отдельных чиновников — дело весьма не простое даже для опытного юриста. Ведь, помимо знаний законодательства, необходимо знать особенности чиновничьей среды, порядка принятия управленческих решений, процедур выдачи различных документов. Наши специалисты много лет работают с этой сферой, а потому им хорошо знакомы все тонкости работы государственных органов.

Наше бюро готово предложить вам следующие услуги:

  • Исчерпывающую юридическую консультацию по тому вопросу, с которым пришлось обращаться в государственные органы.
  • Проверку правильности действий гражданина и обоснованности отказа в выдаче необходимого документа (получения разрешения и так далее). В ряде случаев складываются ситуации, когда документы оформлены с грубыми ошибками, а потому хотя человек и имеет субъективное право, то отказ в совершении того или иного действия вполне обоснован.
  • Помощь в уяснении ситуации и выбора наиболее эффективного способа оспаривания решения, действия или бездействия чиновников, при этом окончательный выбор способов разрешения ситуации всегда остается за нашим клиентом. Наши специалисты лишь покажут плюсы и минусы каждого и порекомендуют наиболее перспективный вариант.
  • Подготовку документов (обращений, жалоб, заявлений) в вышестоящие инстанции, а также при необходимости в суд или Арбитражный суд. Некоторые граждане готовят такие документы самостоятельно, а потому в таких случаях решение их вопросов значительно затягивается, и они попадают в ситуацию, когда на их обращения приходят десятки бесполезных отписок.
  • Юридическое сопровождение всего процесса оспаривания, оказание всей необходимой оперативной помощи, которая может потребоваться клиенту в ходе процесса.
  • Ведение административного дела в суде первой инстанции, грамотное представление позиции клиента, помощь в сборе доказательств, поиске свидетелей.
  • Ведение дела в судах апелляционной (кассационной) инстанции, в порядке надзора и в случае возникновения новых обстоятельств.
  • Оказание всей необходимой правовой и фактической помощи на стадиях исполнения судебного решения.

Способы оспаривания решений государственных органов

Юридическая практика выработала несколько механизмов для того, чтобы оспорить решение того или иного чиновника. В большинстве случаев используются административные приемы обжалования незаконных решений. Однако в ряде случаев административные методы работают неэффективно, а потому единственным способом решить проблему является обращение в судебные органы.

Наиболее распространенный и самый оперативный метод оспорить решение государственного служащего - это подача жалобы на его действия (бездействие) в вышестоящий орган или вышестоящему чиновнику. Российская система управления трехуровневая. Она включает в себя местный, региональный и федеральный уровни. Как показывает практика нашего бюро, большинство неправомерных действий местных чиновников пресекаются уже на региональном уровне. Если и он не помогает, то в дело вмешиваются федеральные органы.

Однако далеко не всегда гражданам легко добиться необходимого решения и от вышестоящего чиновника. Объясняется это чрезвычайно просто - элементарным неумением написать обыкновенную жалобу или заявление. Многие наши специалисты начинали свою работу в государственных органах, и их опыт показывает, что очень сложно помочь человеку, когда его обращение написано на 15-20 листах бумаги формата А4 мелким почерком, притом из всего прочитанного непонятно, а что же вообще гражданин хочет от должностного лица.

Далеко не все граждане могут аргументировать причину своего несогласия с решением чиновника. А часто жалуются не потому, что решение незаконно, а потому, что оно по каким-то причинам не устраивает конкретного гражданина.

Наши же специалисты готовят обращения и заявления только после тщательного изучения ситуации и делают это настолько квалифицированно и аргументировано, что даже самый матерый отписчик и бюрократ вынужден принимать меры, так как в противном случае меры могут быть приняты в отношении него. А потому административные методы оспаривания незаконных решений являются наиболее эффективными в умелых руках.

Есть и еще один внесудебный способ оспаривания незаконного решения или действия. Хотя о нем в последнее время забывают, тем не менее в ряде случаев он вполне может быть эффективен. Речь о прокурорском реагировании и надзоре. Несмотря на реформу Прокуратуры, большинство надзорных функций за ней сохранилось, а потому у прокурора достаточно способов повлиять на отмену незаконного решения, действия или бездействия отдельных чиновников. Кроме того, многие граждане не знают о том, что прокурор вправе обращаться в любые государственные органы, в том числе и судебные, в целях защиты закона и нарушенных прав любого гражданина.

Особенно данная мера эффективна, если нарушения носят массовый характер или от них пострадало много людей. В этом случае прокурор просто обязан принимать все необходимые меры. Наши же специалисты помогут представить для прокурора ситуацию настолько убедительно и грамотно, чтобы дать ему максимальные правовые возможности для решения проблемы нашего клиента.

Оспаривание решений государственных органов в суде

Большинство наших сограждан считают суд самым эффективным органом для решения всех спорных ситуаций. В некоторых случаях это действительно так. Однако при обращении в суд необходимо учитывать целый ряд требований, без соблюдения которых исковое заявление будет либо не принято (оставлено без рассмотрения), либо решение суда вряд ли устроит истца.

Прежде всего, все споры, вытекающие из отношений с государственными органами, будь-то жалоба на незаконные действия работника ГИБДД или отказ компетентного органа выдать разрешение на строительство или специальную лицензию, оспариваются в судах общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.

Но гражданам следует помнить, что далеко не все спорные ситуации между человеком и государством решаются в административном порядке в рамках гражданского судопроизводства. А многолетняя практика выработала ряд критериев, которые позволяют отличать административные споры от всех прочих, в том числе и тех, в которых человек вынужден оспаривать, например, нормативные акты или решения отдельных должностных лиц.

К ним относятся ситуации, когда решением, действием или бездействием чиновника или государственного органа нарушены или нарушаются права гражданина.

Первая группа административных споров возникает в том случае, если в связи с действиями или бездействием должностных лиц создаются препятствия человеку осуществлять свои права и реализовывать законные интересы. В эту группу потенциальных споров включают всевозможные отказы в выдаче документов (паспортов, свидетельств, справок, выписок, разрешений, лицензий), без которых человек не может реализовать свои даже порой элементарные права. Также сюда можно отнести отказ в совершении необходимых гражданину процедур и действий (регистрации по месту жительства, объекта недвижимости, гражданского состояния и так далее).

Другая группа затрагивает все вопросы, когда гражданина или организацию необоснованно привлекают к ответственности (административной, финансовой), а также когда на них возлагаются дополнительные обязанности совершить определенные действия или наоборот отказаться от совершения тех, которые им разрешены законом, установление неправомерных запретов, ограничений.

Все описанные нами категории споров в значительной степени сходны по порядку разрешения с обычными гражданскими делами и рассматриваются они точно в таком же порядке. А для защиты своей позиции от заявителя требуется предоставление доказательств, свидетельских показаний, документов, которые подтверждают законность и правомерность требований гражданина.

Ответчиком по таким делам будет выступать должное лицо или орган, который отказывается совершить определенные действия или иными своими действиями (бездействием) нарушает права заявителя.

Стоит отметить, что для таких споров установлен довольно короткий срок исковой давности, который составляет 3 месяца. Кроме того, по некоторым делам сроки могут быть еще жестче. Например, если речь идет о нарушении избирательных прав граждан или спорах о правомерности привлечения гражданина к административной ответственности.

Пределы оспаривания решений государственных органов

Этому вопросу уделяется очень мало внимания. А потому очень часто обращения граждан приходят просто не по адресу. Кроме того, для решения специфических вопросов имеются соответствующие узкие механизмы.

Самая частая проблема в этой связи - это попытка граждан оспорить незаконные, по их мнению, нормативные акты государственных органов. Причем круг этих документов настолько широк (от конституционных законов до самых простых приказов, регламентов или инструкций), что разобраться гражданину самому без квалифицированной помощи, где и как следует оспаривать конкретный документ, невозможно. Так, например, специфическая ситуация возникает в случае, если нормы федерального закона нарушают права человека и гражданина, которые предусмотрены Конституцией. В этом случае имеется только один орган, который уполномочен рассматривать такие вопросы, - Конституционный суд РФ, а если речь идет о соответствии нормативных актов законодательных собраний регионов (в том числе уставов и конституций субъектов федерации) Конституции РФ, то это также подведомственность Конституционного суда.

Если нарушаются права и законные интересы юридических лиц, то, как правило, такие споры рассматриваются в Арбитражном суде по правилам арбитражного судопроизводства.

Очень часто граждане пытаются оспаривать действия или бездействие отдельных должностных лиц, например, следователя или дознавателя, работников, производящих оперативно-розыскные мероприятия. Следует отметить, что следователь и сотрудники, работающие в рамках уголовного процесса, это не чиновники в общепринятом смысле этого слова, так как их компетенция осуществляется сугубо в рамках проведения расследования и регулируется уголовно-процессуальным кодексом. А потому все споры по их деятельности рассматриваются судом по правилам уголовного процесса.

Отдельный вопрос - это обжалование действий судей. Причем если гражданин не согласен с решением суда, то его необходимо обжаловать в вышестоящую судебную инстанцию. Но если же речь идет о деятельности конкретного судьи, закон предусматривает право гражданина обратиться в квалификационную коллегию судей - единственный орган, который уполномочен рассматривать подобные споры. Причем решение квалификационной коллегии будет являться окончательным, так как обжаловать его в вышестоящей инстанции может только лицо, в отношении которого принято решение, то есть конкретный судья.

Как показывает наша практика, неподготовленному человеку очень сложно разобраться в хитросплетениях закона, а потому во избежание волокиты и отписок лучше всего обратиться за помощью к профессионалам.

Деятельность политических институтов и органов админист­ративного управления воплощается в принятии и реализации со­ответствующих государственных решений: политических и адми­нистративных. Анализ решений - неотъемлемый аспект теории государственного управления. По типу решений, способу их раз­работки, уровню участия различных субъектов, в том числе мас­совых, можно судить о существенных признаках общественно-политической системы.

Решения принимаются на всех уровнях системы управления. Несмотря на различия типов и уровней решений, им присущи некоторые общие черты.

Государственное решение - это выбор и обо­ снование определенного проекта действий государственных ор­ ганов, направленных на достижение общественных целей.

Различают:

    политические реше­ния - концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп либо всего общества – например, государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции, законодатель­ные акты конституционного характера, указы Президента по общим вопросам деятельности государства и др.

    административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функцио­нирование отдельных видов текущей практической деятельности отдельных организаций – например, постановления Прави­тельства, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств.

В соответствии с принципом приоритетности политики в государственном управ­лении политические решения имеют доминирующее значение по отношению к административно-управленческим.

Х арактеристики государственного решения :

    диапазон решения, что характеризует политическое про­странство, в рамках которого оно действует, и объем задач, охватываемый данным решением; политические решения, как правило, многоцелевые;

    информационная обеспеченность решения, т.е. информа­ционная база его принятия, в том числе научная;

    технология и стиль принятия решения - совокупность методов и приемов подготовки и принятия решения, способов получения и восприятия информации, необходимой для решения, порядок и характер обсуждения альтернативных вариантов проектов и определения приоритетных из них; подходы при фор­мулировании целей и при выборе средств для их осуществления;

    типы принятия решений - демократический или авторитарный;

    практическая значимость решения.

Государственные решения группируются по многим принципам:

    по уровню субъектов в системе государственной власти и управления - решения центральных и местных органов;

    по характеру целей и задач - решения поли­тические или административные, руководящие и исполнительс­кие, стратегические или оперативно-тактические, общегосудар­ственные или относящиеся к отдельным областям государствен­ной жизни;

    по сферам жизнедеятельности общества - решения хозяйственно-экономические, социальные, по проблемам государ­ственного строительства и управления, культурного строитель­ства и пр.;

    по масштабам охвата объекта управления - решения общесистемные, общеполитические, макроэкономические, микро­социальные (относящиеся к отдельным группам производствен­но-экономических и социальных коллективов);

    по управленчес­ким функциям - вопросам планирования, организации, контро­ля и др.

Решения на региональном уровне формулируются в виде зако­нов, принимаемых представительными органами власти, постановлений глав администраций областей и др. Они могут быть как политико-правовыми, так и административными актами. Различие между политическими и административными решениями относительно, поскольку, как говорилось, государственное управление по природе своей явле­ние политическое. Политика же - определяющий уровень (в смыс­ле значимости) управления. Это признается и отдельными зару­бежными авторами. Например, французский политолог М. Понятовский разделяет руководство общественными делами на три уровня: политика - означает, что делать и почему; исполнение - как делать и при помощи чего; администрирование - подсоб­ное средство.


Начинается с проблемы, нужна четкая формулировка.

· Попытка определить, какие альтернативы решений могут быть. Они изучаются, выясняют, какая в большей степени соответствует имеющимся ресурсам, поставленным целям, может быть реализована органами.

· После того, как оно принято – оно публикуется или публично высказывается

· Начало реализации

· После начала реализации начинается период, связанный с анализом текущего решения

Факторы процесса принятия решений:

  1. Лицо, принимающее решение (ЛПР)
  2. Зависимые от ЛПР переменные
  3. Независимые от ЛПР переменные
  4. Ограничения на параметры зависимых и независимых переменных – область допустимых решений
  5. Альтернативы
  6. Критерии для оценки альтернатив
  7. Возможности осуществления принятого решения

По существу 4 этапа:

· Разработка концепции

· Экспертиза концепции

· Рассмотрение конкретным органом гослвасти

· Принятие соответствующим законодательным органом власти до соотв. Экспертизы

Что нужно для успеха госполитики:

· Стратегическое целеполагание – четкое соотношение стратегических и долгосрочных целей с тактическими задачами

· Системность и упорядоченность действия – действия разных органов должны соотноситься

· Наличие детально разработанных и узаконенных механизмов и процедур. Они должны быть основания на имеющихся административных процедурах.

Это всё единые требования, чтобы госполитика была не только лозунгом, но и реалией.

Формирование проблем государственных решений

Общественные проблемы – политические проблемы – государственные проблемы

1) Политическая повестка – проблема должна быть структурирована в соответствующих планах государственных органов, так же она должна быть озвучена президентом перед Фед. Собранием.

2) Она должна войти в соответствующие планы политической деятельности. Должны войти проекты.

3) Проблема должна войти в органы исполнительные и законодательные

4) С обсуждения Госдумы выходит на государственный уровень, когда принимаются соответствующие нормативно-правовые документы.

Формулирование проблемы

· Ранжирование приоритетов – приоритеты должны быть предоставлены

· Выбор уровня анализа – может быть на уровне государства, а может быть и семейный. Уровень анализа отличается по уровне цели, которую ставят

· Выявление причины проблемы. Могут быть многозначные. Когда причина одна и когда их больше 10 – обе ситуации плохи.

Типология целей:

· Субстанциональные цели – содержательные, связаны с ценностями.

· Инструментальные цели – способы достижения задач. Целью может быть повышение бюджетной обеспечсенности региона – способ развития региона и достижения других задач.

  • Политические и административные.

Политические решения – решения, опирающиеся на властные полномочия принимающего их лица (ЛПР) и предусматривающие распределение (перераспределение) общественных ресурсов в интересах определенных социальных групп.

Административные решения решения, направленные на реализацию функций гос. органов в соответствии с существующими нормами и правилами.

Следует различать политические и административные решения.

Политические -- концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп, либо данного сообщества. Даже если политические решения принимаются на региональном уровне или в рамках какого-то местного сообщества, они затрагивают интересы государственного союза людей, функционирование государственной власти.

Административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функционирование отдельных видов производственно-хозяйственной, социальной и культурной жизни людей и текущей практической деятельности отдельных организаций.

Политические решения , в отличие от административных, всегда прямо или косвенно адресованы определенным общественным группам людей, служат средством регулирования отношений между ними, являются способом выражения и реализации социальных интересов и целей. Они -- результат деятельности субъектов политической власти и политического руководства. В соответствии с принципом приоритетности политики в государственном управлении политические решения имеют доминирующее значение по отношению к административно-управленческим.

Примерами политических решений служат: государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции и военно-стратегические концепции, законодательные акты конституционного характера, принятые Федеральным Собранием РФ, Указы Президента России по общим вопросам деятельности государства и др.

В числе .

Решения на региональном уровне формулируются в виде законов, принимаемых представительными органами власти, конституций республик, уставов областей, краев, постановлений глав администраций субъектов Федерации и др. Они могут быть как политико-правовыми, так и административными актами.

Административные решения федеральных правительственных органов и субъектов Федерации могут нести в себе политический аспект в той мере, в какой они выступают средством реализации общефедеральной политики или Основного Закона государства. И вообще подчеркнутое нами различие между политическими и административными решениями относительно, поскольку, как говорилось, государственное управление по природе своей явление политическое. Политика же -- определяющий уровень (в смысле значимости) управления. Это признается и отдельными зарубежными авторами. Например, французский политолог М. Понятовский разделяет руководство общественными делами на три уровня: политика -- означает, что делать и почему; исполнение -- как делать и при помощи чего; администрирование -- подсобное средство.

Политические решения – решения, опирающиеся на властные полномочия принимающего их лица (ЛПР) и предусматривающие распределение (перераспределение) общественных ресурсов в интересах определенных социальных групп.

Административные решения – решения, направленные на реализацию функций гос. органов в соответствии с существующими нормами и правилами.

Следует различать политические и административные решения. Первые - концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп, либо данного сообщества. Даже если политические решения принимаются на региональном уровне или в рамках какого-то местного сообщества, они затрагивают интересы государственного союза людей, функционирование государственной власти. Административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функционирование отдельных видов производственно-хозяйственной, социальной и культурной жизни людей и текущей практической деятельности отдельных организаций. Административные решения - функция органов исполнительной власти и управления.

Политические решения, в отличие от административных, всегда прямо или косвенно адресованы определенным общественным группам людей, служат средством регулирования отношений между ними, являются способом выражения и реализации социальных интересов и целей. Они - результат деятельности субъектов политической власти и политического руководства. В соответствии с принципом приоритетности политики в государственном управлении политические решения имеют доминирующее значение по отношению к административно-управленческим.

Примерами политических решени й служат: государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции и военно-стратегические концепции, законодательные акты конституционного характера, принятые Федеральным Собранием РФ, Указы Президента России по общим вопросам деятельности государства и др.

В числе административно-управленческих решений следует назвать постановления Правительства России, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств .


35. Что по Ч. Линдблому является слабыми сторонами рационального (корневого) метода принятия решений? Каковы преимущества инкрементального (отраслевого) подхода?

Слабые стороны:

· управленец пренебрегает многими социальными ценностями, которые находятся вне его интересов на данный момент. Он даже не пытается ранжировать те несколько ценностей, которые считает актуальными. Если его заставить, то он сразу бы признал, что игнорировал многие относящиеся к данной проблеме ценности и возможные важные последствия выбранной стратегии.

· Сравнивая ограниченное количество альтернатив, большинство которых уже известны по предыдущим дискуссиям, он не нашел бы достаточно точную теоретическую концепцию, позволяющую ему осуществить их сравнение в плане соответствующих последствий. Вместо этого он будет опираться на опыт прошлых лет, когда выбранная стратегия претворялась в жизнь маленькими шажками, для того, чтобы можно было предсказать, к каким последствиям подобные шаги могут привести в будущем. Более того, он приходит к выводу, что альтернативные стратегии объединяют цели или ценности по-разному.

· Его можно применять только для решения относительно простых задач и даже в этом случае только в модифицированном виде.

· Он предполагает наличие интеллектуальных возможностей и источников информации, которыми человек просто не обладает.

· Этот подход является еще более абсурдным по отношению к выработке стратегии в тех случаях когда время и деньги, которые можно выделить на решение стратегической проблемы, как это обычно бывает, ограничены

· Сама по себе идея, что цели должны быть заранее, до рассмотрения альтернативных стратегий, разъяснены, весьма привлекательна Но граждане, политики и управленцы не согласны друг с другом в отношении многих ценностей или целей. Даже если перед администраторомставится достаточно четкая цель, остается много возможностей для разногласий в отношении частных целей.

· Даже в том случае, когда чиновник решает руководствоваться своими собственными ценностями как критерием принятия решений, он часто не знает, как их ранжировать в том случае, когда они, как это обычно бывает, противоречат друг другу.

· Попытки ранжировать ценности в общем, абстрактном плане для того, чтобы они не менялись от решения к решению, заканчиваются тем, что из виду выпускаются относительно важные приоритеты.

Рационально-исчерпывающий метод (корневой метод) Метод последовательных ограниченных сравнений (отраслевой метод)
Разъяснение ценностей или целей обычно предвосхищает эмпирический анализ альтернативных стратегий. Отбор ценностных приоритетов и эмпирический анализ необходимых действий не отделяются друг от друга, а наоборот тесно переплетаются.
Формулирование стратегии происходит путем анализа целей и средств: сначала определяют цели, а затем находят средства их достижения. Так как цели и средства не отделены, их анализ зачастую неуместен и ограничен.
Организационная стратегия считается “хорошей”, если она является самым подходящим средством достижения поставленных целей. Организационная стратегия считается “хорошей”, если аналитики соглашаются с ней в целом (а не с тем, что данная стратегия – наиболее удобное средство достижения установленных целей).
Исчерпывающий анализ (рассматривается каждый имеющий значение фактор). Анализ сильно ограничен: · игнорируются важные возможные результаты · не учитываются альтернативные потенциальные стратегии · не учитываются ценности, на которых может быть оказано влияние
Опора на теорию Последовательность сравнений сильно сокращает или даже исключает возможность опоры на теорию.

методом последовательных ограниченных сравнений.

Основные теоретические подходы:

· Нормативный – Г.Саймон – корневой подход. Основное отличие заключается в слещующем:

o Сам процесс – центральное действие в системе управления

o С Т,З, нормативного продхода процесс принятие решений заключается в:

§ Формулировнии цели

§ Сопоставление с ресурсами

§ Определить наиблее приемлемые альтернативы.

· Поведенческий – Ч.Линдблюм - Реально политики никогда не анализуют альтернативы, реально они принимаются по-другому. Отталкиваясь от существующих. Инерементальный. Отталкиваясь от существующих приращений и постепенно шаг за шагом. Это завивист от особенностей интересов политиков. Реальные политические и госрешения ориентируются на инетерсы.


36. Принятие государственных решений в РФ. Приведите примеры альтернатив конкретного государственного решения. Какие критерии можно использовать для их сравнительной оценки?

ЕГЭ, Альтернативы – всего 3: Когда экзамен принимает школа, когда какой-то промежуточный орган или когда сам университет.

Критерии оценки альтернатив


37. Как можно воздействовать на политическую проходимость решения? Приведите примеры использования стратегий, повышающих политическую проходимость.

Редкая моя статья начинается с упоминания основного закона нашей страны — Конституции. А вот та, которую вы сейчас читаете — исключение, пользуйтесь уникальной возможностью…

Итак, каждому гражданину России предоставлено конституционное право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Соответствующая норма прописана в статье 46 Конституции РФ.

Если физическое или юридическое лицо считает, что его права нарушены, оно может обратиться в суд или в вышестоящий орган с заявлением о признании незаконными действий или бездействия должностного лица или органа государственной власти.

Задача заявителя в этом случае доказать, что обжалуемое им действие (бездействие) одновременно является противоречащим закону и нарушающим его законные права. Данное положение закреплено в статье 13 Гражданского Кодекса РФ.

То есть, действия государственных органов должны причинять вред непосредственно заявителю. Если же заявителей несколько, то они могут подать коллективное заявление, назначив своего представителя, который будет говорить от имени всего коллектива. Его полномочия следует оформлять в установленном законом порядке, перечислив предоставленные полномочия в доверенности.

Подавать заявления не только в защиту собственных интересов, а в защиту прав неограниченного круга лиц (населения) уполномочены только специальные органы. Например, прокуратура имеет право вносить представления об отмене решений органов государственной власти и местного самоуправления если посчитает, что они противоречат закону и нарушают права граждан.

Если же заявление подано лицом, которое не имеет права выступать в защиту чужих интересов, то такое заявление может быть возвращено судом без рассмотрения по существу.

Будет полезно знать, что решения органов государственной власти могут являться нормативными и ненормативными. Их основное отличие в том, чьи интересы они затрагивают. Нормативные акты распространяют свое действие на неограниченный круг лиц. А ненормативные акты устанавливают права и обязанности в отношении определенного физического или юридического лица. Так, например, решение о введении нового налога является нормативным актом, поскольку порождает обязанности и права для неопределенного количества лиц, проживающих на одной территории. А постановление о выдаче разрешения на строительство, выданное ООО «Лютик» является ненормативным актом, поскольку создает права и обязанности для этого конкретного предприятия.

Суд может принять решение о приостановлении действия оспариваемого правового акта органа государственной власти или местного самоуправления на период рассмотрения соответствующего спора. Поэтому одновременно с подачей заявления имеет смысл заявить ходатайство о приостановлении действия обжалуемого нормативного или ненормативного акта.

Конечно, обжаловать имеет смысл только те решения и действия органов государственной власти, которые на момент подачи заявления являются действующими и продолжают нарушать права заявителя. Правовые акты, действие которых прекращено, уже не способны нарушать охраняемые законом права и интересы физических и юридических лиц.

Направляя заявление в суд следует приложить к нему копию оспариваемого акта или его части, квитанцию об уплате государственной пошлины, доверенность представителя (если заявление подписано или подается представителем). Размер госпошлины по данной категории споров является щадящим и составляет на основании п.п.7 п.1 ст.333.19 НК РФ всего сто рублей.

Заявление об обжаловании действий государственных органов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав (на основании положений ст.256 ГПК РФ). Если же этот срок пропущен по уважительной причине, то заинтересованное лицо может ходатайствовать в суде о восстановлении пропущенного срока.

Суд имеет право рассматривать дела об оспаривании действий государственных органов и правовых актов ниже уровня федерального закона по основаниям их противоречия иному, кроме Конституции РФ нормативному правовому акту. Например: обжалование постановления городской или областной информации по мотиву их противоречия положениям федерального закона.

Заявление об обжаловании действий государственных органов может содержать только требование о признании таких действий незаконными или правового акта недействующим. Требования о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов рассматриваются отдельно, в порядке искового производства.

Досудебный порядок рассмотрения при обжаловании действий государственных органов не предусмотрен. Поэтому заявитель может обращаться непосредственно в суд, если посчитает, что для этого имеются основания. Предварительного направления претензии в вышестоящий орган не требуется.

Следует отметить, что при обжаловании действий государственных органов заключение мирового соглашения не допускается.

Суд также может принять решение об обязательной явке в суд должностного лица, чьи действия оспариваются заявителем. За неявку по вызову суда такое должностное лицо может быть подвергнуто приводу и на него наложен штраф в размере 10 МРОТ.

Лично автору известен один случай, когда руководитель территориального управления городской администрации по вопросам архитектуры был подвергнут приводу в судебное заседание с помощью судебных приставов, которые надели на него наручники прямо в рабочем кабинете. Посетители, находящиеся в приемной, были удивлены…

Если к моменту рассмотрения спора по существу государственный орган, чьи действия обжалуются, был реорганизован или ликвидирован, то к участию в процессе привлекается его правопреемник.

Решение суда об удовлетворении заявления об обжаловании действий государственных органов может заключаться в:

  • признании оспариваемых действий незаконными
  • обязании ответчика совершить определенные действия или воздержаться от их совершения
  • отмене решения о привлечении к ответственности и т.д.

Суд указывает в резолютивной части решения какими именно действиями должны быть восстановлены нарушенные права заявителя.