Общественный прогресс. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности

Одним из центральных в социальной философии является вопрос об общественном прогрессе . Он тесно связан с такими основными вопросами истории, жизни общества, как причины и движущие силы общественного развития, перспективы человечества, судьбы различных социально-экономических систем, государств, классов, партий. Приступая к рассмотрению этого вопроса, необходимо уяснить прежде всего понятие «прогресс», отличив его от понятий «движение» и «развитие».

Как известно, понятие «движение» означает в философии всякое изменение, включая обратимые и хаотические, т.е. не имеющие определенной направленности. Развитие - это процесс необратимых изменений, идущий по спирали. Направлением таких изменений выступает восходящая или нисходящая линия. Прогресс – это поступательное движение по восходящей линии спирали, от простого к сложному. Само слово «прогресс» латинского происхождения, оно означает движение вперед, успех. Противоположным по содержанию форме является понятие регресса, означающее движение по нисходящей линии от высшего к низшему, упадок, деградацию.

Если сопоставить два понятия «развитие» и «прогресс», то первое окажется гораздо более широким. Как писал Гегель, - развитие есть борьба противоположностей. Этими противоположностями являются в данном случае прогресс и регресс. Общественное бытие – это материальная сторона общества: производство, распределение и те отношения, в которые вступают люди в процессе производства помимо их воли и желания.

Идея исторического прогресса появилась во второй половине XVIII в. в связи с объективными процессами становления и развития капитализма. Творцами его первоначальных концепций были А.Р.Ж. Тюрго и Ж.А. Кондорсэ, предложившие его рационалистическую теорию. Впоследствии глубокую трактовку прогресса дал Г. Гегель. Он пытался показать историю как единый закономерный процесс развития от низшего к высшему, в котором каждая историческая эпоха выступает как обязательная ступень в восходящем движении человечества. Его концепция была идеалистической, трактовавшей всемирную историю как прогресс в сознании свободы, движение от одной духовной формации к другой.

К. Маркс и его последователи, исходя из материалистического понимания истории, связали общественный прогресс с развитием материального производства, с движением общества от одной общественно-экономической формации к другой. В соответствии с этой позицией общественный прогресс определяется как такое изменение и развитие социально-экономических структур общества, при котором создаются условия для успешного развития производительных сил и на их основе для все более полного развития человека, для повышения благосостояния народа.

Исходя из такого понимания прогресса, решается вопрос и об его критериях. Это прежде всего уровень развития производительных сил, производительность общественного труда. А поскольку основной предпосылкой, условием проявления этого критерия выступают производственные отношения, то они также становятся важным показателем прогресса. И то, и другое, в свою очередь, получает итоговое выражение в степени, мере развития человека как личности.

Однако при оценке прогрессивности или регрессивности того или иного общественного строя далеко не достаточно трактовать его с узкой, технократической точки зрения. Здесь нужно учитывать целый ряд обстоятельств. Во-первых , уровень развития производительных сил может быть сколь угодно высоким, но при этом возможна ситуация, когда продукта едва - едва хватает на покрытие расходов по его производству. То есть избыток продуктов над издержками их производства – это действительная основа всякого производства – может быть нищенским, скудным при самой высокой материально - технической базе. Во-вторых , избыток может быть и достаточно большим. Но из него нужно уметь образовать и накопить общественный, производственный и резервный фонд, а не растранжирить его, не "пропить - прогулять", не разбазарить без всякой общественной пользы, не превратить в чудовищное оружие самоуничтожения.

Отсюда следует, что при оценке степени прогрессивности того или иного общественного строя далеко не достаточно ссылаться только на развитие производительных сил. Необходимо учитывать социальные последствия их развития: во имя чего они развиваются, как это отражается на жизни человека – важнейшего элемента производительных сил. Вот почему «развитие производительных сил человечества» должно означать прежде всего «развитие богатства человеческой природы как самоцель» (К. Маркс). Прогрессивна та общественно-экономическая формация, которая больше отвечает целям гуманизма, способствует возвышению подлинно человеческого в человеке. Истинный критерий достижений, успеха любого общества - не столько производство товаров, сколько нравственный облик и образ жизни людей, их духовный мир. Прогрессивна та общественно - экономическая формация, которая способствует возвышению человека.

Наряду с концепциями, признающими общественный прогресс есть немало противоположных, связанных с его отрицанием. Среди «нигилистов» – Ф. Ницше, О. Шпенглер, К. Поппер, Ф.Фукуяма и др. Они исходят из того, что количество зла в мире не уменьшается, жизнь людей в итоге не улучшается, в обществе происходят только «изменения», существуют лишь вечные круговороты и т. д. Утверждение и развитие идеи прогресса идет поэтому в постоянной борьбе с «нигилистическими» и другими взглядами, связано с отстаиванием такого диалектического понимания истории, которое предполагает ее противоречивость, отсутствие прямой, исключающей зигзаги и регрессивные, попятные движения, линии восхождения к лучшему и совершенному, учет новых социально-экономических реалий.

Ключевые понятия:

Общественный прогресс, регресс, критерии прогресса, концепции прогресса, глобальные проблемы современности

Сущность и критерии общественного прогресса

Прогресс есть форма развития, характеризующая направление развития. Однако не всякое развитие есть прогресс. Прогресс – это развитие, при котором совершается переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Обратный процесс называется регрессом. Общественный прогресс – это такая форма развития общества и отдельных его сторон, при котором осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному его состоянию.

Высшим критерием общественного прогресса являются производительные силы, т. к., во-первых, они объективны, во-вторых, составляют содержание способа производства, в-третьих, они динамичны, их темпы и уровень легко сравнимы.

Ряд ученых в качестве критерия общественного прогресса рассматривают развитие личности. Общий критерий следует использовать вместе с частными критериями развития отдельных сторон и сфер жизни общества. Такими критериями являются:

1) в науке – степень познания законов объективного мира и практического овладения ими;

2) в технике – рентабельность применения и эффективность использования;

3) в области здравоохранения – средняя продолжительность жизни, успехи в борьбе с заболеваниями.

Современные концепции прогресса

Три концепции общественного прогресса:

1) пессимистическая;

2) оптимистическая;

3) концепция общественного круговорота.

В античности пессимистическая линия была представлена в произведениях древнегреческого поэта Гесиода (8-7 в. до н. э.), который считал, что общество развивалось по восходящей линии до так называемого «золотого века», когда люди были хотя и бедны, но равны. После него развитие приобрело характер регресса: «Счастье принадлежит прошлому и безнадёжно утеряно». В своей поэме «Труды и дни» Гесиод выделяет 5 стадий развития человечества:

    золотой век,

    серебряный век,

    бронзовый век,

  • железный.

На этапе железного века люди проводят дни в трудах, заботах, печали, всюду царит зло.

Оптимистическая линия в античной философии связана с именами Демокрита, Эпикура, Тита Лукреция Кара. Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей» выделяет следующие основные вехи в развитии общества: применение огня, открытие металла, образование семьи, возникновение искусства. В обществе наблюдаются постепенные, но необходимые движения вперёд.

В период феодализма господствующая религиозная идеология отвергала возможность осуществления человеческих желаний в земной жизни, была проникнута сожалением о безвозвратно утерянном рае, надеждами на будущею миссию-спасителя. Данный пессимизм связан был с эсхатологическим учением о конце мира.

Идеологи зарождающейся буржуазии пропагандировали возможность прогрессивного развития общества. Наиболее ярко эти идеи выражены в работе французского мыслителя Ж. А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Кондорсе считал, что способность человека к совершенствованию безгранична. Немецкий философ И. Гердер видел реализацию общественного прогресса в утверждении более разумных форм человеческого общежития. Однако некоторые философы этого периода более осторожно относились к идее прямолинейного прогресса, например, Ж. Ж. Руссо отмечал, что научно-технический прогресс не только не всегда сопровождается прогрессом социальным и нравственным, но может служить импульсом негативных общественных изменений. Причину этого он усматривал в частной собственности. «Демон собственности заражает все, до чего касается». Он выдвинул лозунг: «Назад к природе».

И. Кант видел внутреннее основание этапов истории в движении к нравственной автономии личности. Его ученик Фихте говорил, что человеческий род на пути к цели своей земной жизни проходит 5 этапов, различающихся уровнем самосознания индивидов, фиксированного в степени развития человеческого разума:

4) наука разума,

5) искусство разума.

Последние три эпохи, в отличие от первых двух, когда разум еще слеп, характеризовались как эпохи зрячего господства разума.

Основы научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Он полагал, что историю делают люди и что в ней, вместе с тем, осуществляется некая объективная логика. В «Философии истории» он рассматривал развитие общества, как диалектическое соотношение прогресса и регресса, которые представляют собой единство и борьбу противоположений. Главным направлением он считал прогресс. Общественная жизнь, по Гегелю, есть один из моментов саморазвития абсолютной идеи, которая в форме человеческого разума осуществляет движение к свободе: «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». Каждый народ в своем развитии проходит стадии детства, возмужания и старости, после чего уступает место другому народу – носителю более высокого принципа. Гегель выделил три исторические ступени – три типа общества:

1) восточный мир,

2) античный мир,

3) христианско-германский мир.

Последний он провозгласил вершиной прогресса, т. к. в нём человек, якобы, обладает свободой. «Всё разумное – действительно, всё действительное – разумно». Разные страны в разной мере воплощают сущностные характеристики того или иного типа общества. Феодализм получил классическое воплощение во Франции, а капитализм в Англии.

Сен-Симон различал исторические эпохи по характеру философский воззрений:

1) теологическая;

2) метафизическая;

3) позитивная.

Концепции общественного круговорота опираются на учение итальянского философа Д. Вико, утверждавшего, что каждый народ, развиваясь, проходит три эпохи:

1) божественную;

2) героическую;

3) человеческую.

Эти эпохи аналогичны периодам жизни человека: детству, юности, зрелости, после чего прогресс развития увядает и уступает место новому круговороту. Представителями концепции общественного круговорота были О.Шпенглер, П.Сорокин, А.Тойнби.

Шпенглер в своей книге «Закат Европы» рассматривает движение общества как эволюцию локальных культур, каждая из которых, подобна полевому цветку, зарождается, развивается, достигает расцвета, а затем погибает.

Сорокин сравнивал историю с мелодией, которую оркестр исполняет постоянно, но каждый раз в новой аранжировке. А.Тойнби, английский историк и социолог, в 12-ти томном сочинении «Исследование истории» приходит к выводу, что история общества есть история замкнутых цивилизаций, которые возникали, развивались и исчезали, не оказывая друг на друга существенного влияния, т. е. он рассматривал судьбы цивилизации как абсолютно неповторимые в своей индивидуальности.

Глобальные проблемы современности и пути их решения

Этот термин стал употребляться в литературе в конце 60-х гг. 20 века и, в буквальном смысле, он означает пространственно-планетарное измерение данных проблем, в отличие от регионального и локального измерения.

И.Т. Фролов дал следующее определение глобальных проблем:

«Глобальные проблемы – это проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества, выступают как объективный фактор, обуславливающий развитие, как всего мира, так и отдельных регионов и стран, создают угрозу для будущего человечества, если не будут решены, требуют для своего решения международного сотрудничества, усилий всего человечества». В соответствии с этими критериями к числу глобальных проблем относятся следующие проблемы:

1) проблема войны и мира, предотвращения ядерной войны;

2) экологическая проблема;

3) энергетическая;

4) сырьевая;

5) продовольственная;

6) демографическая;

7) проблема мирного освоения космоса и мирового океана;

8) преодоление экономического отставания;

9) проблема человеческого здоровья;

10) проблема НТР.

Все проблемы тесно взаимосвязаны друг с другом, например, продовольственная тесно связана с проблемой мира и разоружения, т.к. если уменьшить гонку вооружений, можно увеличить ассигнования в сельское хозяйство. В центре всех проблем стоит – человек, его жизнь и здоровье. Глобальные проблемы не могут разрешиться сами по себе, а требуют для своего решения сознательного отношения и планово - организованного решения на основе научных теорий. Для этого необходимо:

1) широкое международное сотрудничество на принципах мирного сосуществования;

2) пути решения глобальных проблем должна указать наука (обществознание и естествознание);

3) необходимо новое глобальное, холистическое мышление и новая методология;

4) соединение научных знаний с практическими действиями;

5) планетарная этика;

6) простой, т.е. здоровый образ жизни.

Проблема прогресса также является одной из дискуссионных в социальной философии и социологии. Здесь выделяются две основные позиции. Одна исходит из того, что прогресс трактуется как восходящая линия общественного развития, являясь неотъемлемой чертой последнего. Сторонники такого подхода утверждают, что можно говорить о неизбежности прогрессивного развития как общества в целом, так и отдельных его сфер, а отсюда прогресс имеет всеобщий характер. Таким образом, проблема прогресса, считают они, может и должна обсуждаться в социальной философии как науке.

Авторы другой позиции полагают, что тема прогресса относится к так называемой валюативной философии, где теряется сам статус научности этой темы, поскольку вступают в силу оценки общественного развития, а не исследования его причинно-следственных зависимостей. С этой точки зрения проблема прогресса выносится за пределы науки.

Социальный прогресс означает восхождение к более сложным формам общественной жизни, т. е. ее совершенствование, в процессе которого происходит переход от низших форм к высшим. Если рассматривать общественное развитие в целом, то оно идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений (улучшение условий жизни и труда, обретение людьми большей свободы и прав, усложнение решаемых задач и средств для этого и т. д., бурное развитие образования, науки, техники, тенденции ко все большей демократизации в политической жизни и пр.). Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современному может быть охарактеризована как прогрессивное развитие.

Но трансформируя это утверждение на язык конкретной социологии, очень трудно однозначно определить направленность изменений в реальных социальных организмах или сферах общественной жизни. Более того, развитие некоторых феноменов общественной жизни носит принципиально нелинейный характер, т. е. одно явление не отрицает другого в процессе развития, а сосуществует с ним, вступая в диалог, образуя полифонию, комплементарность. Таковы, например, сферы искусства, валюативной философии, религии.

Вместе с тем по отношению к целому ряду социальных явлений понятие прогресса вполне применимо (техника, технология и др.). Одновременно социолог имеет дело и с такими феноменами, развитие которых достаточно противоречиво, где прогрессивность сосуществует с регрессивностью (нисходящим развитием), деградацией, гибелью (тупиковые линии развития, гибель некоторых культур и цивилизаций), а продвижение вперед в одних направлениях нередко сочетается с движениями в других, противоположных.

Оценка прогрессивности и регрессивности должна строиться на объективных показателях, высвечивающих общую тенденцию развития данного явления или процесса, хотя сделать это порой бывает очень трудно.

Еще один аспект проблемы, который активно обсуждается в литературе, – критерии прогресса. Среди них называют критерии, имеющие отношение к развитию техники, технологии, экономики, росту материального благосостояния. Выделим группу критериев, которые имеют гуманистическую направленность, т. е. обращенность непосредственно к человеку: степень удовлетворенности жизнью, уровень свободы, реализация прав личности. Как правило, для выявления тенденций развития общества применяется целая система показателей, которые охватывают все сферы общественной жизни, учитывают не один, а целый ряд критериев.

Наряду с понятием социальных изменений используют понятие «социальная стабильность» (некоторые авторы видят прогрессивность развития общества на определенном этапе именно в достижении стабильности). Однако стабильность не означает неизменности. Социальная стабильность – это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества. «Стабильное общество – это общество развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, с отлаженным процессом и механизмом социальных изменений, сохраняющими его стабильность, исключающими такую политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию устоев общества» .

Среди факторов социальной стабильности выделяются (речь идет, прежде всего, о современном обществе): механизмы социального контроля, наличие среднего класса, низкий уровень люмпенизации общества, стабильное состояние политической системы, многопартийность, демократический консенсус относительно основополагающих ценностей и т. д.

Идея прогресса начала утверждаться в науке с XVII-XVIIIстолетий (Бэкон, Вольтер), впоследствии она стала общепризнанной.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального производства и благосостояния людей, осуществляется и развивается человеческая личность.

Социологическое понятие прогресса неизбежно включает проблему взаимоотношения личности и общества. И здесь нельзя не согласиться с определением социального прогресса, данным русским социологом П. Л. Лавровым: «Прогресс, как смысл истории, осуществляется в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях, точно так же как в расширении и уяснении сознательных процессов и мотивов действия в личностях, поскольку это не препятствует росту и скреплению солидарности между возможно большим числом личностей» 1 .

Прогресс как понятие можно применять к системе в целом и к отдельным ее элементам. Для примера возьмем сферу материального производства. Совершенствование средств и организации труда ведет к росту его эффективности, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания. Мы бесконечно далеко ушли от примитивной культуры наших предков восьмитысячелетней давности. Они даже представить себе не могли, что поля можно обрабатывать машинами, что хлеб можно выпекать, не прикасаясь к нему руками, что можно получать энергию от мощных электростанций и в считанные часы преодолевать расстояния во многие тысячи километров. Современная цивилизация, индустриальная и техногенная, создавшая огромные промышленные комплексы, превратившая развитие техники и научных знаний в ведущую детерминанту общественного развития, - это следствие прогресса.

Произошли изменения и в характере трудовых отношений. Рабство Древнего мира сменилось феодальным устройством, основанным на отношениях вассальных, а оно в свою очередь уступило место системе наемного труда.

Научно-технический прогресс (машинизация и автоматизация) определяет другие стороны прогресса: урбанизацию, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни. Все эти стороны прогресса теснейшим образом взаимосвязаны.

Однако отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Ряд ученых считают, что надежды на безграничный прогресс, составляющий ядро «новой религии», призванной заменить Град Божий Земным Градом, не оправдались. Все большее число людей начинают сознавать, что:

  • - неограниченное удовлетворение желаний не является путем к счастью и даже к получению максимального удовольствия;
  • - экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными увеличивается;
  • - независимыми хозяевами своей жизни мы не стали, а стали винтиками бюрократической машины;
  • - технический прогресс создал опасность окружающей среде и угрозу ядерной войны;
  • - человек, превратившись в сверхчеловека, наделенный сверхчеловеческой силой, пока не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума.

Причину столь неутешительных последствий прогресса Э. Фромм 1 и ряд других авторов видят в самой индустриальной системе, в том, что ее психологическими посылками являются себялюбие, эгоизм, алчность, которые порождены данной системой и отнюдь не ведут к гармонии и миру. Людей все больше привлекает все механическое, безжизненное, все сильнее охватывает жажда разрушения. Оказывается забытым человек, который отторгнут от общества, потерян в современном индустриальном мире. Кризис личности - одна из самых сложных проблем, порожденных современной цивилизацией, современным индустриальным миром.

Конечно, прогресс не представляет собой прямолинейной дороги развития общества. Социальные изменения гораздо более сложны и противоречивы. Типы и темпы их различны: возможны застойные явления, попятное движение, топтание на месте, движение по кругу. Несколько веков совершенствования сменяются периодами упадка, и человечеству вновь приходится бороться за те принципы, которые, казалось, были уже прочно завоеваны.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно используются два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Как прогрессивное, соответственно, характеризуется то общество, в котором достаточно высоки (по сравнению с другими обществами) оба эти показателя, первый из которых порой называют «базисным», а второй - «надстроечным». Однако в современной ситуации все очевиднее становится недостаточность использования этих двух критериев при определении уровня прогрессивности социальных изменений.

Первый критерий социального прогресса - уровень производительности труда - в наибольшей степени сохранил свою роль критерия, отражающего состояние экономической сферы жизнедеятельности общества. Хотя уже сегодня необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в этой сфере. На основе компьютерной техники в экономической жизни реализуется то, что А. Тоффлер назвал «альтернативным будущим»: переход от стандартизованного массового обслуживания населения к учету потребностей каждой индивидуальности, создание «малых сетей» производства, отработка «мягких технологий», переход в экономике от централизации к децентралиии и автономии, от концентрации к диффузии, от иерархии к независимости, от унификации к многообразию, от Скопления масс людей на производстве и скученности городов к надомному труду и децентрализованным общинам. Персональная информатизационная система предоставляет Новые возможности личности выступить в роли самостоятельного производителя, особенно при производстве новой Основной ценности - информации, наиболее рентабельного товара- «ноу-хау».

Наряду с интеллектуальным трудом все большее значение приобретает труд в сфере социального обеспечения и обслуживания. Если индустриальное общество определялось качеством товаров, выражающим уровень жизни, то постиндустриальное определяется качеством жизни, измеряемым обслуживанием и услугами - здравоохранением, образованием, развлечениями и искусством (Д. Белл). С изменением соотношения физического и умственного труда, пропорций сфер труда усложняется проблема подсчета средней производительности труда как критерия, используемого при определении прогрессивности общества. Однако в целом Роль этого критерия сохраняется.

Второй критерий - уровень свободы личности - долгое время считался комплексно отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе. Однако феномен «бегства от свободы» (Э. Фромм), столь ярко представленный в современных социологических исследованиях, заставил усомниться в универсальности свободы личности как цели социально-политического развития общества. Человек нуждается не только в свободе, но и в ответственности за других. И отнюдь не всякая социально-политическая организация общественной жизни предоставляет личности возможности полноценно удовлетворять и первую и вторую потребность. Осознание данного факта могло произойти, очевидно, не раньше современного периода, когда Развитие демократии во многих странах мира достигает стадии, на которой становятся явственно ощутимы ее «пределы роста». Сегодня необходимостью стало преодоление представлений о свободе личности как единственной цели социально-политического развития. В связи с этим второй критерий прогресса может определяться как Уровень развития социально-политических средств обеспечения потребности членов общества в свободе и ответственности.

Однако мало того, что формулировка второго критерия представляется некомплексной. Нетрудно заметить, что в самом наборе критериев социального прогресса пока имеется существенный пробел.

Традиционно комплексный анализ жизни общества, социальных изменений осуществляется через исследование состояния трех основных сфер - экономической, социально-политической и духовной. Последняя (очевидно, не по значению) пока никак не отражена в критериях прогрессивности общественного развития. По-видимому, это можно объяснить тем, что, с одной стороны, духовной сфере очень часто в социологии отводилась роль необязательного украшения, орнамента, оформляющего «реальные» экономические и политические процессы; с другой - даже увидев и поняв, сколь велико значение духовной сферы в жизни общества, чрезвычайно затруднительно выделить определенный, операбельный критерий, характеризующий уровень духовной жизни общества, позволяющий сопоставить прогрессивность духовной жизни разных обществ. И все же попытки такого рода предпринимаются. На наших глазах ценностный подход все глубже проникает в ткань социологических исследований. Эта тенденция отражает суть того явления, которое называется в современной социологии веберовским ренессансом. Анализ ценностей, нравственных мотивов экономической и социально-политической активности людей становится неотъемлемой частью характеристики всего процесса развития общества в целом. «Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их активности трудней всего прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и гибель, и спасение цивилизации, - писал А Д Сахаров. - Я убежден, что «сверхзадачей»... прогресса является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной ^ смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое». 1

Таким образом, в социологии выявляется третий критерий, позволяющий определять уровень прогрессивности того или иного общества - уровень нравственности в обществе. По-видимому, именно третьему критерию прогресса предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, сводящим воедино все многообразие подходов к проблеме прогресса, отражающим тенденцию гармонизации социальных изменений. В третьем критерии прогрессивности социальных изменений отражены также два критерия, которые выделил А. Энштейн для характеристики научного познания: критерий изящества (соответствие научного познания внутреннему совершенству) и критерий красоты (соответствие научного познания внешнему оправданию, сочетающемуся с внутренним совершенством). Социальные изменения прогрессивны при условии, что они отвечают «критерию изящества», т. е. внутренне совершенны, оптимально (по времени, по затрате социальной энергии) решают определенную социальную задачу, и «критерию красоты», т. е. эти изменения не только позволяют решить определенную социальную проблему, но и получить позитивную суммарную «отдачу» в общественном организме от предпринятого изменения.

Последняя проблема является особенно острой применительно к социальным изменениям в России. Особенности социальных изменений в нашей стране отражают своеобразие национальной культуры, в которой как ни в какой другой развита идея безмерности, страстное стремление к реализации идеала, что нередко служит препятствием в достижении прагматических, обыденных целей, реализации преобразований, способных обеспечить постепенный прогресс общества.

Теория общественного прогресса - составная часть общей социологии. В то же время ее значение относительно самостоятельно. Она пытается выяснить, какую направленность имеют процессы в обществе, тенденцию его развития, а также раскрывает на этой основе общую логику всего исторического процесса.

Понятия "прогресс", "развитие" и "регресс"

Прежде чем рассматривать проблемы общественного прогресса, выясним содержание следующих понятий: "прогресс", "развитие", "регресс". Развитие - самая широкая категория, которая обозначает процесс происходящих в определенных направлениях качественных изменений. Такими направлениями может быть как нисходящая, так и восходящая линия. Следовательно, понятие прогресса - это только одна из сторон развития, восходящая линия от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс же, напротив, - упадок, стагнация, деградация. Это движение от высшего к низшему, то есть по нисходящей линии.

Мнение Б. Шоу

Как своих сторонников, так и противников имеет теория общественного прогресса. Б. Шоу, английский писатель, заметил в связи с этим, что благородным делом является поиск логики исторического процесса, однако не благодарным. По его мнению, мудрый человек стремится, прежде всего, приспособиться к этому миру, а глупый - приспособить его к себе. Поэтому, как считает прогресс зависит во многом от глупцов.

Изучение проблемы общественного прогресса в античности

В истории философской мысли эта проблема была предметом постоянного интереса. В античности, например, Сенека и Гесиод утверждали, что в истории нет прогресса как такового. Напротив, она движется в направлении от Золотого века, то есть наблюдается регресс. Проблема общественного прогресса в это же время была рассмотрена Аристотелем и Платоном. Они склонялись в данном вопросе к идеям круговорота в общественной жизни.

Христианская трактовка

Интересна также христианская трактовка, которую имеет проблема общественного прогресса. В ней он рассматривается как движение вперед, вверх, но как бы поверх бытия, истории. Так полагал, к примеру, Аврелий Августин.

Прогресс от земной основы в этом случае отрывается, а понимание его связывается главным образом с личностью: личная ответственность человека перед Богом, воздаяние, соприкосновение с божественным.

Дальнейшее рассмотрение данного вопроса в истории

Эпоха Ренессанса данную проблему поставила как проблему свободы индивида и способов ее достижения. В Новое время было сформулировано иное видение социального прогресса, которое выражает известное высказывание: "Знание - сила". Однако тогда же, как и в период французского Просвещения, появляется проблема противоречивости движения вперед. В частности, Руссо указывает на противоречие между нравственным прогрессом и прогрессом знаний.

Если рассматривать немецкую классическую философию, можно заметить, что развитие в ней трактуется как движение вперед, а история человечества представляет собой процесс развития Мирового духа, Такой позиции придерживался Гегель.

Мнение по этому вопросу Ж. А. Кондорсэ

Ж. Антуан Кондорсэ, французский мыслитель, является одним из наиболее ярких теоретиков 2-й половины 19 века. В чем заключается проблема общественного прогресса с его точки зрения? Давайте разберемся. Кондорсэ был убежден, что движение вперед зависит от успехов разума, которые проявляются в распространении образования и росте науки. В самой "природе" человека, по мнению этого мыслителя, заложена способность самосовершенствования, и это обуславливает общественный прогресс, который будет протекать бесконечно. Хотя он ограничивает эту "бесконечность" рамками частной собственности, считая, что именно с ее установления начинается движение общества вперед, которое возможно лишь в условиях этой естественной основы.

Что нового принесла в изучении этого вопроса 2-я половина 19 века?

Мы видим, что подавляющее большинство названных выше исследователей, которые изучали проблемы общественного прогресса, полагали, что коренной причиной движения вперед является разум, "неограниченные его возможности". Однако во 2-й половине 19 века в понимании данного вопроса произошло смещение акцентов, вплоть до замены понятия "прогресс" "социальными изменениями" или "круговоротом" истории. Такие исследователи, как П. Сорокин и О. Шпенглер ("Закат Европы") доказывали, что движение общества происходит по нисходящей линии, и в конце концов неминуемо погибнет цивилизация.

Проблема общественного прогресса и его критериев интересовала также представителей (например, Карла Маркса, портрет которого представлен выше). Они были убеждены, что движение вперед - закон и оно приводит неизбежно к торжеству социализма в будущем. Они видели прогресса в успехах просвещения, человеческом разуме, в нравственном совершенствовании людей. Марксистская идеология формируется в середине 19 века. Основа ее - исторический, диалектико-материалистический подход к обществу, его настоящему, прошлому и будущему. История представляется в этом случае как деятельность человека, который преследует свои цели.

Не будем продолжать перечисление авторов, изучавших проблемы общественного прогресса, и их концепций. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ни одну из них нельзя считать абсолютной истиной, хотя какая-то доля ее есть в каждой из них. Вероятно, исследователи еще долго будут возвращаться к такому вопросу, как проблема общественного прогресса. Философия накопила уже множество концепций, однако все они являются несколько односторонними.

Глобальные проблемы современности

Противоречия общественного процесса аккумулируются на современном этапе в глобальных проблемах человечества. К ним относятся следующие:

Вызванные экологическим кризисом;

Проблема утверждения мира и предотвращения войны;

Демографические (депопуляционистские и популяционистские);

Проблемы духовности (культуры, здравоохранения, образования) и бездуховности (потери внутренних ориентиров - ;

Преодоления человеческой разобщенности, которая вызвана различным политическим, экономическим и духовным развитием народов и стран.

Все эти современные проблемы общественного прогресса затрагивают интересы человечества в целом и его будущее, поэтому и были названы глобальными. Нерешенность этих и других вопросов создает угрозу для дальнейшего существования общества в целом. Кроме того, для своего решения они требуют объединения усилий не только отдельных стран и регионов, но и всего человечества.

Каждого из нас касается проблема общественного прогресса. Обществознание, вообще, - это очень полезная наука, ведь все мы живем в социуме. Поэтому понимать основные законы его функционирования должен каждый. В школе зачастую поверхностно рассматривается проблема общественного прогресса, кратко рассказывается о глобальных проблемах. Возможно, этим темам стоит уделить больше внимания, и тогда будущие поколения направят свои силы на их решение.