Регулятивная статическая функция. Регулятивная и охранительная функции

Сущность и социальное значение права проявляется в его функциях.

Именнофункции права:

- отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей,

Позволяет дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Функция праваохватывает одновременно:

- КАК социальное назначение права ,

- ТАК И направления правового воздействия на общественные отношения

СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ П Р А В А формируется из потребностей общественного развития . В соответствии с потребностями общества создаются законы , направленные :

На закрепление определенных отношений,

На регулирование этих общественных отношений или

На охрану общественных отношений.

Причем С ОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА выступает отчетливее тогда, когда острее ощущается потребность принятия того или иного закона , который бы закрепил, защитил или урегулировал бы определенные общественные отношения.Таким образом, социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядоченности общественных отношений, придании им должной стабильности.

На практике это означает:

Реализацию правовых принципов, запретов, предписаний правовых норм в общественной жизни,

Деятельность государства, его органов, общественных объединений и граждан.

Направление воздействия права – является ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.

Таким образом, функция права - это проявление специфических свойств права, позволяет нам раскрыть свойство права, а также дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Рассмотрим основные общеправовые (собственно-юридические) функции права, к числу которых теория права относит:регулятивнуюиохранительную функции

Регулятивная функция права в системе функций права занимает главенствующее место

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения т.е.:

ФИКСИРОВАТЬ субъектный состав правовых отношений;

ОПРЕДЕЛЯТЬ круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных последствий;

ФОРМИРОВАТЬ права и обязанности участников (субъектов) правоотношений, т.е. в установлении позитивных правил поведения.

Как видно в основе РЕГУЛЯТИВНОЙ функции права л е ж а т:

Управомочивающие (дозволяющие) юридические нормы

Обязывающие (предписывающие) юридические нормы.

В РАМКАХ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ ВЫДЕЛЯЮТДВЕ ПОДФУНКЦИИ:

- регулятивную статистическую

- регулятивную динамическую

Регулятивно-статистическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах . В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования.

Право, прежде всего, юридически закрепляет , возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые :

Представляют собой основу нормального, стабильного существования общества,

Соответствуют интересам большинства или силам, стоящим у власти.

Регулятивная статическая функция находит свое выражение, например,

    В ИНСТИТУТАХ права собственности, юридическая суть которых состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства;

    В ИНСТИТУТАХ политических прав и обязанностей граждан, избирательном,авторском праве.

Регулятивно-динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформление их движения (динамики).

В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов (напр., гражданский, торговый оборот обслуживают такие институты права, как договор (сделка), поставка, кредит, мена, завещание и т.д.)

Наиболее характерными путями осуществления регулятивной динамической функции права я в л я ю т с я:

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ посредством норм права праводееспособности (право-субъектности) граждан

- ЗАКРЕПЛЕНИЕ и изменение правового статуса граждан (напр., судимость);

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;

- УСТАНОВЛЕНИЕ правового статуса юридических лиц;

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ юридических фактов, направленных на возникновение , изменение и прекращение правоотношений и т.п.

Как видно из примера, регулятивная статическая функция обеспечивает стабильность и неизменность социально правовых ценностей в обществе (напр., Конституция РФ в главе первой закрепила форму правления , государственное устройство , принципы политической системы ).С учетом сказанного РЕГУЛЯТИВНУЮ ФУНКЦИЮ ПРАВА можно определить как направление правового воздействия , которое выражающееся в:

- установлении позитивных правил поведения,

- предоставлении субъективных прав и

- возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Охранительная функция права это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия , нацеленное :

    на ОХРАНУ (защиту) общезначимых, наиболее важных социально-экономических, политических, национальных, личных отношений, и соответственно

    на ВЫТЕСНЕНИЕ и ЛИКВИДАЦИЮ отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия.

В основе охранительной функции права находятся главным образом ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ , которые устанавливают санкции и состав деяний , образующих основания для юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной, дисциплинарной).

НЕ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ОХРАНИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ так, как будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение .

Основное назначение данной функции заключается , прежде всего, в превентивной (предупредительной) охране общественных отношений, в предотвращении нарушений норм права

Сам факт установление запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка.

Специфика охранительной функции состоит в следующем:

    она ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПРАВО как особый способ воздействия на поведения людей, выражающийся во влиянии на волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;

    она СЛУЖИТ ИНФОРМАТОРОМ для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний;

    она является ПОКАЗАТЕЛЕМ политического и культурного уровня общества. Способ охраны имеет прямую зависимость от гражданской развитости общества, от его общей и правовой культуры.

Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них это НЕГАТИВНАЯ (охранительная - поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая (РЕГУЛЯТИВНАЯ) - позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права.

Характерные черты ОХРАНИТЕЛЬНОЙ функции права прослеживаются в правоохранительной деятельности государства .

Общее назначение ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ деятельности государства сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных, защитой прав граждан.

Таким образом , если ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА – это действие самого права, то ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ деятельность государства – это,

Во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права;

Во-вторых , это действие не самого права, а государства, как внешнего фактора по отношению к праву.

В каких же формах реализуются собственно-юридические функции права?

Выше отмечалось, что функции права – это правовое воздействие , которое состоит из трех форм:

- информационного регулирования,

- ориентационного регулирования и

- правового регулирования.

Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства , относящиеся к поведению людей.

Через источники права: законы, постановления, указы и т.д., люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка.

Ориентационная форма реализации функций права позволяет добиваться от граждан не только знаний норм права, но и прививать им позитивные правовые установки, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия .

Центральное место в системе правового воздействия занимает ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ , которое осуществляется при помощи особой системы правовых средств и которые образуют в совокупности механизм правового воздействия .

Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных стадий:

Первая стадия это регламентация общественных отношений, т.е. разработка и принятия юридических норм;

Вторая стадия -возникновение на основе принятых норм субъективных прав и обязанностей (возникновение правоотношений );

Третья стадия -завершающая стадия процесса правового регулирования – фактическое использование лицами своих субъективных прав, исполнение обязанностей, соблюдение запретов.

Вывод:

Именно функции отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей.

Кроме того, право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения, а значит выполняет ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ ФУНК-ЦИИ – экономическую, политическую, воспитательную. Здесь право действует с другими социальными институтами, но своими специфическими средствами.

Помимо общесоциальных функций - право имеет и ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ , которое выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений.

Это основное функциональное предназначение права мы и рассмотрели через призму уже конкретных функциях: регулятивных и охранительных.

Общий вывод:

тема достаточно сложная, так как включает такие категории как понятие права, его основ-ные признаки, соотношения права и закона, основные принципы и функции права, которые раскрываются с проблемных позиций.

1 1 Лекции по теории права написаны на основе учебников: Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т.2 Право. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007; Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / отв. ред. М.Н. Марченко. – 3-изд., перераб. и доп.. – М.: Норма, 2007. Том 1; Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. Ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Изд-во НОРМА, 2001; Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд. – М.: ЗАО «Юрилический Дом «Юстицинформ», 2002; Теория государства и права: Учебник/Под ред. В.К. Бабаева. – М.:Юрист,2004.

Особенности регулятивной функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновидности (подфункции) - регулятивную статическую и регулятивную динамическую (С.С. Алексеев).
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одно из назначений правового регулирования. Право прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства и выражают общую волю.
Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, институтам политических прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выражена в авторском, изобретательском праве и др.
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.
Наиболее характерными путями (способами) осуществления регулятивной функции права являются:
- определение посредством норм права праводееспособности граждан;
- закрепление и изменение правового статуса граждан;
- определение компетенции госорганов, полномочий должностных лиц;
- установление правового статуса юридических лиц;
- определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;
- установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
- определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия/ развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАВА - распространение влияния права на различные участки социальной действительности. Это производимый правом социальный резонанс в общественной жизни. К социальным (неюридическим) функциям можно отнести: 1)аксиологическую , или культурологическую , означающую, что право как явление мировой и национальной культуры, аккумулирует ценности демократии и свободы, духовные ценности общества; 2) информативно-познавательную , указывающую на информационно-эвристический потенциал права; 3) функцию социального контроля , свидетельствующую об управляющих возможностях права; 4) цивилизующую или воспитательную , указывающую на то, что право выступает мощным средством социализации как для отдельной личности, так и для социальных общностей людей; 5)функцию согласования интересов , отражающей тот факт, что право воспринимается как способ фиксации в законодательстве состояния уравновешенности (гармонии) социально типичных интересов. В этом смысле получившая изначальный импульс в трудах Р. Иеринга, Н. М. Коркунова, С. И. Муромцева и последствие теоретически обоснованная в трудах западноевропейских и американских юристов (Паунд, Эрлих, Жени, Салейль и др.) концепция права как инструмента (социально-юридического средства) «уравновешивания интересов» обретает научную ценность и практическую пользу в современной юридической теории и практике. Признание за правом функции согласования различных интересов означает, что право (нормы права) постольку способно оказывать воздействие на интересы, обеспечивая их упорядочение, согласование, поскольку оно способно оказывать регулирующее воздействие на деятельность и поведение людей. Право не могло бы выполнять регулятивную и охранительную функции, если бы ему имманентно, т.е. объективно, по его природе не была присуща функция согласования интересов. Такой вывод основывается на том, что как бы ни было разнообразно и разнолико право в те или иные исторические эпохи, в тех или иных регионах, странах, правовых ареалах, оно везде и всегда призвано оставаться правом - системой, обеспечивающей решение жизненных ситуаций (С. С. Алексеев). А жизненные ситуации и есть средоточие разнообразных интересов, разграничение, защита, признание которых является главным объектом и целью правового регулирования.


Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория.

В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права.

Подобное неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса (Н.В. Витрук), т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей органической частью в дальнейшем стал правовой статус. Последний представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его при этом особым качеством - праводееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность за свои поступки.

Понятия "правовой статус" и "правовое положение" личности равнозначны. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле. Они вполне взаимозаменяемы. Исходя из контекста, стилистической предпочтительности, используется то или другое выражение.

Слово "статус" в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Этимологически указанные термины совпадают, это - слова-синонимы. Тем не менее в литературе были высказаны предложения о разграничении понятий правового статуса и правового положения индивида, так как, по мнению некоторых авторов, первое выступает частью (ядром) второго.

Сердцевину, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. Разумеется, это положение зависит и от ряда других факторов.

Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует.

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феодализм, буржуазный период, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. Причинная обусловленность его сложная и многогранная.

Для современного юридического статуса личности в России характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность.

Правовой статус личности несет на себе печать того глубокого кризиса (социально-экономического, политического, духовного), который переживает сегодня Россия, подвержен всем ее катаклизмам. Изменилась материальная основа статуса (многообразие форм собственности, включая частную, имущественное расслоение, появление рынка труда, безработицы, падение жизненного уровня).

Стабильность правового статуса подорвана процессами суверенизации, межнациональными и региональными конфликтами. В ряде бывших советских республик приняты дискриминационные законы, нарушающие основные права человека; проводятся этнические чистки.

Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) вообще без четкого правового статуса. 25 млн. российских граждан внезапно, помимо своей воли, превратились в "иностранцев". Их положение резко ухудшилось. В свою очередь, огромная масса людей из ближнего зарубежья (свыше полумиллиона) оказалась на территории России.

Правовой статус индивида существенно дестабилизируется в результате тех неурядиц, которые происходят сегодня в обществе: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ, коррупция, терроризм и т.д.

На правовое состояние личности оказывают свое воздействие и нравственно-психологические факторы - потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям. Личность испытывает глубокий социальный дискомфорт и неуверенность в завтрашнем дне.

Экстремальность ситуации, противоречия, переоценка ценностей, ломка сложившихся за 75 лет устоев, изменение морально-политического климата, образа жизни - все это не могло не сказаться на общем положении отдельного индивида в обществе, на условиях его существования.

Все вышеперечисленное - это в основном негативные тенденции. Есть и позитивные.

Во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база (новая российская Конституция, Декларация прав и свобод человека, Закон о гражданстве и другие важнейшие акты). При этом нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области.

Во-вторых, закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности; патерналистские начала этих отношений уступают место свободному партнерству и сотрудничеству в соответствии с принципами гражданского общества.

В-третьих, правовой статус, как и многие другие юридические институты, очищается от идеологического и классового догматизма, апологетики, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; он стал более адекватно отражать современные реалии.

В-четвертых, осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего любую инициативу и предприимчивость бюрократического централизма к разумной автономии и самостоятельности.

В-пятых, меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость.

В-шестых, сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип "не запрещенное законом дозволено", усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности.

Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, "в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения" (В.А. Ануфриев).

Еще более вредно и недопустимо наделение должностных лиц не предусмотренными законом полномочиями, произвольное расширение функций, что нарушает их официальный статус, свидетельствует о правовом нигилизме. Кроме того, статус может быть юридически нечетким, аморфным, размытым, что ведет к неразберихе, нарушениям законности, прав личности.

Виды правового статуса. Различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус;

г) статус физических и юридических лиц;

д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;

е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;

з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы Конституцией. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных.

Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей - признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Само собой разумеется, что специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.

Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы: а) основные права и обязанности; б) законные интересы; в) правосубъектность; г) гражданство; д) юридическая ответственность; е) правовые принципы; ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус; з) правоотношения общего (статусного) типа. При этом, как уже отмечалось, права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса. Данное положение закреплено в ст. 64 Конституции России.

Следует отметить, что категория правового статуса - сравнительно новая в нашей науке. Раньше, до 60-х гг., она обычно отождествлялась с правоспособностью и не рассматривалась в качестве самостоятельной. Лишь в последующий период, с развитием юридической мысли, в 70 - 80-е гг., категория правового статуса получила достаточно широкую разработку, сформировалась как проблема и как одно из ключевых понятий правоведения, зафиксирована в законодательстве.

Правовое государство характеризуется тем, что:

1. в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

2. основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

3. в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Правовое государство - государственная власть ограничена правом.

Выделяют следующие признаки правового государства:

1. народный суверенитет;

2. верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

3. правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.

Основы для формирования правового государства:

1. политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов;

2. экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.);

3. социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав;

4. нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

Принципы правового государства:

1. верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;

2. разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;

3. реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

4. взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;

5. соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

Гражданское общество - один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.

[править]Признаки гражданского общества

§ наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

§ развитая демократия;

§ правовая защищённость граждан;

§ определённый уровень гражданской культуры;

§ наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

§ самоуправление;

§ конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

§ свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

§ легитимность.

31. ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ

Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства -это своеобразный способ ограничения политической власти. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.
В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных актов, в которых закрепляется процедура привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и устанавливаются санкции за это.
Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:
1) ответственность правительства перед представительными органами власти;
2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;
3) процедура импичмента и др.
Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.
На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.

Нельзя ставить знак равенства между понятиями "общество" и "гражданское общество": второе значительно уже первого и моложе на много лет. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Реальность существования гражданского общества (собственно, как и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества.

Гражданское общество в широком смысле и сам термин "гражданское общество" появились, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что "государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество", то есть он употреблял термины "гражданское общество" и "государство" как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., то есть до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его строгом (узком), современном понимании.

Гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его "в узде". Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной.

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно - экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство.

Фундаментальная разработка учения о гражданском обществе связывается с именем Гегеля. И, что примечательно, главным элементом гражданского общества Гегель считал человека, действующего в обществе в соответствии со своим социальным положением, своими частными интересами и потребностями. В этом подход классика немецкой философии выгодно отличается от современных представлений о гражданском обществе, в соответствии с которыми оно понимается лишь как некая сфера негосударственных отношений.

Определение социальных явлений только через отношения, исключая, игнорируя при этом субъектов этих отношений, - застарелая ошибка последователей марксистско-ленинского обществоведения. Ведь общественных отношений без людей просто не бывает. Маркс и сам замечал, что общественные отношения, "как и вообще отношения, можно только мыслить (выделено Марксом. - В.П.), если их хотят фиксировать в отличие от тех субъектов, которые находятся между собой в тех или иных отношениях" (Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 84).

Любую социальную сферу составляют три компонента:

а) социальные субъекты (люди и образуемые ими общности);
б) отношения между субъектами (общественные отношения, социальные структуры);
в) поведение людей, их деятельность.

В полной мере это относится и к гражданскому обществу. Другое дело, что человек состоит во множестве социальных отношений, и не во всех этих отношениях он выступает именно как член гражданского общества. Однако то, будет ли данный конкретный человек выступать субъектом отношений гражданского общества, ощущает ли он себя таковым и как он ведет себя в этих отношениях, зависит от его личных и социальных качеств. Поэтому формирование гражданского общества - это прежде всего задача формирования члена этого общества (в основном, за счет принципиальных изменений в экономической и политической структурах общества).

Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

1. становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

2. гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

3. гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

4. гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

5. гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

6. с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

7. взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Таким образом, понятие "гражданское общество" характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.

Функции права: понятие и классификация.

Функции права – основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

С помощью понятия функции права можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально–юридических или общесоциальных. Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т. п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), ком­муникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

1) регулятивно–статистическая функция или функция закрепления, стабилизации общественных отношений. Данная функция отражает природу права: гражданам и организациям предоставляется правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. Реализуется с помощью управомачивающих и запрещающих норм.

2) Регулятивно–динамическая функция определяет каким должно быть будущее поведение людей.осуществляется с помощью обязывающих норм (обязанность воинского долга, платить налоги, соблюдать дисциплину, охранять природу, выполнять обязанности контракта).

3) Охранительная функция осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением.

4) Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих–либо решений и поступков. Если человек действует правомерно то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Особую роль играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. (Н–р наказание по приговору суда или награждение орденом или грамотой).

5) Экономическая, право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности).

6) воспитательная, отражая определенную идеологию, оказывает воздействие на лиц;

7) политическая, право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства).

Функции права - это основные направления юриди­ческого воздействия права на общественные отношения . Функции пра­ва можно разделить на две группы : социальные функции права и собственно юридические .

1. К социальным функциям права относят политическую, эко­номическую, воспитательную, компенсационную и восстанови­тельную, информационную .

1.1. Политическая функция права выражается в регулиро­вании отношений власти по поводу устройства государства и организации государственной власти: виды и количество госу­дарственных органов, порядок их образования, осуществления полномочий, порядок взаимодействия между собой и обществом, порядок прекращения полномочий.

1.2. Экономическая функция выражена, во-первых, в нор­мативном закреплении гарантий различных форм собственнос­ти и свободы предпринимательства. Во-вторых, важной правовой формой таких экономических отношений был и остается договор. Экономическая функция права реализуется как непосред­ственно через установление правомерных моделей поведения участников экономических отношений, так и косвенно - путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики.

1.3. Воспитательная функция права выражается в способ­ности права оказывать влияние на мысли и чувства людей, в воспитании правосознания, формировании стимулов правомерного поведения у граждан.

1.4. Компенсационная и восстановительная функции пра­ва состоит в восстановлении социальной справедливости.

Например, в случаях незаконного использования товар­ного знака законодательство предусматривает одновремен­ную реализацию восстановительной и компенсационной фун­кций: запрет нарушителю использовать чужой товарный знак - восстановление исключительного права владельца (ст. 4 За­кона о товарных знаках, знаках обслуживания и наименова­ния мест происхождения товаров) и компенсацию причинен­ных убытков.

1.5. Информационная функция права заключается в том, что благодаря знакомству с правовыми актами граждане узнают о структуре органов влас­ти и управления, что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать, какие последствия наступят вследствие совершения того или иного поступка.

2. Ксобственно юридическим относят регулятивную и ох­ранительную функции .

2.1. Регулятивная функция выражается в воздействии пра­ва на общественные отношения путем их закрепления в правовых актах, а затем в реальном воздействии на раз­личные процессы, происходящие в государстве и обществе.

Способами осуществления регулятивной функции права яв­ляются:

Определение праводееспособности граждан;

Закрепление и изменение правового статуса физических и юридических лиц;

Определение компетенции органов власти, пол­номочий должностных лиц;

Определение юридических фактов, связанных с возникно­вением, изменением и прекращением правоотношений;

Установление конкретной правовой связи между субъекта­ми права (регулятивные правоотношения);

Определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к кон­кретным общественным отношениям.

2.2. Охранительная функция права - это такое направле­ние правового воздействия, которое нацелено на охрану наибо­лее важных экономических, политических, национальных, лич­ных отношений, их неприкосновенность. Эта функция производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать. Охранительная функция характеризуется тем, что право особым способом воз­действует на поведение людей, то есть влияет на их волю угро­зой санкций, установлением запретов и реализацией юридичес­кой ответственности.

Если охранительная функция права - это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства явля­ется материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это - действие специальных учреждений (МВД, про­куратуры, суда) по охране права. Охранительная функ­ция направлена на охрану общественных отношений, а право­охранительная деятельность - на охрану самого права.



Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами.

Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. С их помощью можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действия.

Функции права классифицируют по различным критериям:

1. По направленности действия:

Экономическая;

Социальная;

Политическая;

Экономическая.

2. По основным субъектам правоотношения:

Законодательная;

Исполнительная;

Судебная.

3. По социальному назначению:

Воспитательная;

Культурная;

Информационная.

Если иметь в виду собственно юридические функции права, то выделяют две функции: регулятивную и информационную.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы – поощрения, льготы, дозволения, рекомендации. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы.

Правовое регулирование – есть часть воздействия права на общественные отношения. Данная функция реализуется в основном путем закрепления соответствующих правил поведения (прав и обязанностей), а так же средств их реализации в нормативно правовых актах.

Охранительная функция выполняется с помощью правовых ограничений – обязанностей запретов, наказаний, приостановлении и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей.

Данная функция осуществляется в основном в принятии и применении запрещающих норм, которые представляют юридическую ответственность в случае нарушений правовых запретов.

Наиболее ярко эта функция выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно – процессуальное, уголовно – исполнительное, административное.

Активная роль права выражается в его функциях, т.е. направлениях правового воздействия, выражающих роль права в организации (упорядочении) общественных отношений .

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.191

Функции права можно рассматривать в нескольких плоскостях, определяемых широтой угла зрения, в частности в зависимости от того, освещаются ли они в рамках всей государственно-правовой части надстройки или только в границах самого права. В соответствии с этим в праве можно различать: социально-политические и специально-юридические функции. Надо заметить сразу, что обе группы функций – не некие особые, независимые друг от друга направления правового воздействия. Это – лишь разные аспекты единого правового опосредствования общественных отношений, связанные с широтой угла зрения, с различными сторонами содержания права. Причем в конечном итоге социально-политическое воздействие проявляется в правовой действительности именно через специально-юридические функции.

Социально-политические функции-направления правового воздействия, выражающие социально-политическое содержание права. Право в данной плоскости рассматривается широко – в единстве с государством. Поэтому и их функции, в общем, совпадают.

Специально-юридические функции – направления правового воздействия, которые рассматриваются лишь в рамках самого права, выражают юридическое значение права для опосредствуемых отношений и проявляются в специально-юридическом его содержании. В данной плоскости различаются регулятивные (статическая и динамическая) и охранительная функции .

Регулятивные функции – направления правового воздействия, нацеленные на то, чтобы обеспечить надлежащую нормальную организацию господствующих общественных отношений, их статику и динамику, их функционирование в соответствии с требованиями объективных законов общественного развития. Не случайно, поэтому регулятивные функции можно именовать функциями организации.

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.192

Охранительная функция – направление правового воздействия, нацеленное на охрану господствующих общественных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному общественному строю.

Однако указанным делением не исчерпывается классификация специально-юридических функций. То, что называлось регулятивными функциями, по сути дела, представляет собой обобщенное наименование двух функций – регулятивной статической и регулятивной динамической.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из коренных задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически утверждает, возводит в разряд «неприкосновенных» господствующие общественные отношения.



Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить существующие имущественные порядки путем предоставления отдельным лицам наиболее широких и непосредственно осуществляемых правомочий владения, пользования и распоряжения вещами. Статическая функция права отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве и т.д.).

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах административного, гражданского, трудового права, опосредствующих хозяйственные процессы в экономике, в правовых институтах, оформляющих процесс распределения производимых продуктов, и др.

Конечно, было бы неправильным противопоставлять динамическую функцию права статической и тем более, исходя из терминологии, рассматривать одну из них (статическую) как такую, которая носит юридически пассивный, а другую (динамическую) – юридически активный характер. И дело не только в том, что способствовать развитию общественных отношений можно лишь постольку, поскольку господствующие отношения закреплены, юридически утверждены в качестве незыблемых, неприкосновенных.

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.193

Суть вопроса в том, что само закрепление общественных отношений является средством, обеспечивающим их дальнейшее развитие, так как оно сопряжено с фиксированием тех или иных субъективных прав за субъектами общественных отношений и, следовательно, с предоставлением им возможностей для самостоятельного, инициативного действования. Различие между статической и динамической функциями, имеющее весьма значительные основания (об этом – дальше), ближайшим образом связано с состоянием (статическим или динамическим) регулируемых отношений, что довольно существенно отражается на технико-юридическом содержании права – юридических механизмов, функционирующих в том и другом случае.

Таким образом, в более конкретизированном виде функции права, рассматриваемые под углом зрения назначения права для регулируемых отношений, выглядят так:

а) регулятивная статическая;

б) регулятивная динамическая;

в) охранительная.

Различие между этими тремя функциями настолько существенно, что оно непосредственно влияет на технико-юридическое содержание права, его внутреннее строение, определяет важные моменты его структуры. Регулятивные (статическая и динамическая) и охранительная функции осуществляются при помощи своих юридических механизмов, своего юридического инструментария – различных по своим свойствам норм, типов правоотношений. Им соответствуют качественно разнородные пласты правовой материи, охватывающие все отрасли права.

Здесь, следовательно, в самой зависимости видов норм и типов правоотношений от соответствующих специально-юридических функций обнаруживается важная специфическая закономерность права и, более того, сама их характеристика становится основательней, приобретает новые черты. Таким образом, некоторые подразделения юридических норм (деление норм на регулятивные и охранительные, регулятивных – на обязывающие, управомочивающие и запрещающие) и совпадающие подразделения правоотношений – это не одна из возможных классификаций, а группировки норм и

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.194

правоотношений, непосредственно отражающие функции права. Если же учесть, что специально-юридические функции права находятся во внутренней закономерной связи со способами правового регулирования, с весьма важными особенностями форм реализации, да и с пониманием реализации права как таковой (1.17.7.), а отсюда и с важнейшими сущностными чертами права, его ценности, то окажется, что положения о специально-юридических функциях имеют в общей теории права основополагающий, методологический характер.

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.195

Более того, будучи связаны с положениями о способах правового регулирования (дозволениями, запретами, позитивными связываниями), указанные положения приобретают основополагающее значение для понимания глубинных пластов правовой материи, в том числе того глубинного, что относится к структуре права, – механизму правового регулирования (11.21.3.).

В системе функций права главенствующее определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц во всех этих формах проявляется его основное назначение - регулировать общественные отношения.

Особенности этой функции заключаются, прежде всего, в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.

В самом общем виде под регулятивной функцией права обычно понимают нормативное закрепление определенных общественных отношений, их организационное оформление, установление определенных правил поведения.

Несколько отличную, более узкую трактовку регулятивной функции права предлагает Т.Н. Радько, определяющий ее как направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении прав и возложении обязанностей на субъектов права. Иными словами, регулятивная функция направлена на координацию положительной деятельности субъектов права .

Регулятивная функция права выражается в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавливающих статус граждан и компетенцию государственных органов и юридических лиц. Особенности этой функции заключаются, прежде всего, в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.

Назначение регулятивной функции права состоит в определении направления ее правового воздействия, которое выражается в установлении позитивных правил поведения, в предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из коренных задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически утверждает, возводит в разряд «неприкосновенных» господствующие общественные отношения.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить существующие имущественные порядки путем предоставления отдельным лицам наиболее широких и непосредственно осуществляемых правомочий владения, пользования и распоряжения вещами. Статическая функция права отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве) .

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах административного, гражданского, трудового права, опосредствующих хозяйственные процессы в экономике, в правовых институтах, оформляющих процесс распределения производимых продуктов, и др. юридический функция право регулятивный

Например, если отношения собственности в гражданском праве являются отражением статики, то обязательственные отношения, опосредствующие переход вещей, вещных прав, установление обязательств, отражают регулятивную динамику.

Конечно, было бы неправильным противопоставлять динамическую функцию права статической и тем более, исходя из терминологии, рассматривать одну из них (статическую) как такую, которая носит юридически пассивный, а другую (динамическую) - юридически активный характер. И дело не только в том, что способствовать развитию общественных отношений можно лишь постольку, поскольку господствующие отношения закреплены, юридически утверждены в качестве незыблемых, неприкосновенных.

Суть вопроса в том, что само закрепление общественных отношений является средством, обеспечивающим их дальнейшее развитие, так как оно сопряжено с фиксированием тех или иных субъективных прав за субъектами общественных отношений и, следовательно, с предоставлением им возможностей для самостоятельного, инициативного действования. Различие между статической и динамической функциями, имеющее весьма значительные основания, ближайшим образом связано с состоянием (статическим или динамическим) регулируемых отношений, что довольно существенно отражается на технико-юридическом содержании права - юридических механизмов, функционирующих в том и другом случае.

Регулятивные правоотношения представляют собой «канал», в «русле» которого право выполняет свою регулятивную функцию. Данные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе регулятивных норм и направлены на регулирование конкретных правовых связей путем установления субъективных прав и юридических обязанностей. Следует отметить, что государство как «суверен» и гарант правопорядка заинтересовано в стимулировании и охране регулятивных отношений, поскольку их своевременное и беспрепятственное возникновение и правомерная реализация выступают одним из проявлений требований законности .

Другая собственно-юридическая функция права - охранительная.

Необходимость в охране общественных отношений существовала всегда и будет существовать до тех пор, пока будет существовать общество. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.

Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Из предложенного определения вытекает, что право охраняет общепризнанные, фундаментальные общественные отношения и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагают, что главная цель охранительной функции права - это вытеснение явлений, чуждых обществу.

Искоренение нежелательных явлений из жизни общества - это уже вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.

Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчиняются предписанию норм права, выполняют требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение .

Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них - это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая - позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений.

Специфика охранительной функции состоит в следующем.

Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны зависит от гражданской развитости общества.

Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если рассматривать ее в контексте правоохранительной деятельности государства.

В юридической литературе выделяют также неосновные собственно юридические функции: компенсационную, ограничительную и восстановительную.

Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву. Например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда .

Ограничительная функция направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст. 29, 55 Конституции Российской Федерации) .

Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.

Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах: информационной; ориентационного воздействия; правового регулирования .

Информационная форма направлена на сообщение адресатам требований государства, доведение до сведения личности и организаций о тех вариантах поведения или действий, которые одобряются или порицаются государством.

Ориентационное воздействие позволяет выработать у личности правовую установку на выполнение норм права, готовность к соблюдению правовых предписаний.

Итак, подводя итог, надо отметить, что правовое регулирование осуществляется посредством особого механизма правового регулирования и предполагает специальные средства воздействия на упорядочение общественных отношений. Важнейшим показателем данной формы является эффективность правового регулирования, воплощение правовых предписаний в правомерное поведение субъектов правового общения.