Кто руководит исполнительной властью в российской федерации. Исполнительная власть в российской федерации

Инструкция

Ключевой функцией исполнительной власти является управление государственными делами с опорой на законы. В демократических обществах исполнительная власть по сути - административная власть. К ее признакам относят организационный и универсальный характер. Исполнительная власть имеет предметный характер, т.к. она опирается на конкретные территории и ресурсы. Другой ее признак заключается в том, что она может использовать меры принуждения.

Отличием исполнительной власти от других ветвей является то, что она обладает иерархической структурой. Она имеет вторичный характер по отношению к законодательной власти, которая определяет ключевые направления ее деятельности и полномочия органов. Издаваемые исполнительной властью акты носят подзаконный характер.

Целями исполнительной власти являются обеспечение безопасности общества и государства, создание условий для полной реализации гражданами их прав и свобод, налаживание эффективного социального или экономического развития. Исполнительная власть осуществляет целеполагание и определяет текущую политику.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ в лице его председателя, а также заместителей-министров. Правительство обеспечивает реализацию внешней и внутренней политики, регулирует социально-экономическую сферу, обеспечивает единство исполнительной власти и пр. Полномочия российского правительства весьма широкие и охватывают все важнейшие аспекты государства – международную, социальную, бюджетно-финансовую политику, а также отвечает за государственную безопасность. Оно принимает непосредственное участие в законотворческой деятельности, формирует госаппарат и управляет его деятельностью. Все функции правительства прописаны в Конституции РФ.

В структуру исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и агентства. Министерства - это федеральные органы исполнительной власти, которые отвечают за выработку государственной политики в определенной сфере. Например, в области экономики, транспорта, культуры, труда и пр.

В систему федеральных органов исполнительной власти также входят федеральные службы. Их ключевыми задачами являются контроль и надзор в определенной сфере, а также оказание услуг в определенной отрасли. Федеральные службы могут находиться в подчинении у министерств, либо напрямую контролироваться правительством или президентом. В их числе ФНС (налоговая), ФССП (судебных приставов), ФМС (миграционная), ФТС (таможенная) и пр.

Федеральные агентства осуществляют в установленной сфере функции по оказанию государственных услуг, а также управляют госимуществом. В их числе Ростуризм, Роснедра, Росавиация, Росимущество, Роскосмос и пр.

Служба по занятости и труду является органом исполнительной власти, который осуществляет надзор и контроль в сфере занятости и труда альтернативной гражданской службы. Такие службы есть в каждом городе , они оказывают населению услуги различной трудовой миграции, защиты от безработицы, урегулированию коллективных споров по труду.

Вам понадобится

  • - справочник города;
  • - стационарный или мобильный телефон;
  • - компьютер с интернетом.

Инструкция

Службы занятости в городах осуществляют деятельность непосредственно через территориальные органы – центры занятости населения, которые предлагают вакансии безработным лицам региона. Основными функциями таких центров являются: оказание услуг по содействию занятости населения, надзор за соблюдением законодательства и других нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Бюро занятости информируют о вакансиях и положении на трудовом рынке, ведет учет вакансий, организовывает проведение мероприятий по активной политике с помощью специальных программ.

Возьмите телефонный справочник своего города и отыщите там занятости , согласно алфавитному указателю. Наберите соответствующие номера телефонов и разузнайте точный адрес (обычно, он указан в телефонном справочнике) и как лучше проехать или пройти к месту назначения.

Исполнительная власть в РФ. Структура Правительства РФ, порядок назначения, полномочия

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ .

Правительство РФ состоит из:

Председателя Правительства РФ

Заместителей Председателя Правительства РФ

Федеральных министров

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Структура Правительства

    Председатель правительства

    Первый заместитель Председателя правительства

    Заместитель Председателя правительства

    Министр финансов Российской Федерации - Заместитель Председателя правительства

    Руководитель Аппарата правительства - Заместитель Председателя правительства

Федеральные министры:

    министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации

    министр сельского хозяйства Российской Федерации

    министр иностранных дел Российской Федерации

    министр транспорта Российской Федерации

    министр экономического развития и торговли Российской Федерации

    министр внутренних дел Российской Федерации

    первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации - министр Российской Федерации

    министр информационных технологий и связи Российской Федерации

    министр обороны Российской Федерации

    министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

    министр природных ресурсов Российской Федерации

    министр юстиции Российской Федерации

    министр образования и науки Российской Федерации

    министр промышленности и энергетики Российской Федерации

    министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Координационные и совещательные органы Правительства:

    Правительственная комиссия по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем (2005) году и на среднесрочную перспективу

    Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам

    Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию

    Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации

    Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации

    Правительственная комиссия по вопросам экономической интеграции

    Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития

    Правительственная комиссия по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации

    Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности

    Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации

    Правительственная комиссия по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание

    Правительственная комиссия по проведению административной реформы

Иные органы при Правительстве:

    Академия народного хозяйства

    Институт законодательства и сравнительного-правоведения

    Информационно-телеграфное агентство России (ФГУП)

    полномочные представители правительства при различных органах

    Экспертный совет при Правительстве России

    Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Полномочия Правительства РФ :

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.

Разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет

Обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

Обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

Управляет федеральной собственностью

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан

Организует охрану собственности и общественного порядка

В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами

Издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

Имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)

В случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Порядок назначения

Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации определён в ст. 111 Конституции РФ и ст.7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Вопрос о процедуре назначения главы российского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность – одна из ключевых и ведущих в государстве.

В части 1 статьи 111 Конституции РФ содержится исходная норма: Председатель Правительства назначается Президентом – это одно из важнейших конституционных полномочий Президента РФ. В этой же части указанной статьи называется полномочие Государственной Думы – «с согласия Государственной Думы», которое корреспондирует со статьёй 103 часть 1, предусматривающей, что Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Далее следует предусмотренная Конституцией процедура выдвижения кандидатуры на пост Председателя Правительства. Выделим важнейшие моменты. Во-первых, право выдвигать кандидатуру на эту должность, имеет только Президент России. Во-вторых, внесение кандидатуры в Государственную Думу должно происходить в определённые сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. В части 3 статьи 111 установлен определённый срок для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства – в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре4.

В Регламенте Государственной Думы (глава 17) подробно определён порядок дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Президент России либо его полномочный представитель в Федеральном собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. Кандидат докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определённого Государственной Думой, но не свыше 30 минут кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против неё. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 111 часть 4 предусматривает, что после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства. Это объясняется тем, что государство не может в течение длительного времени обходиться без Правительства и его главы.

В юридической литературе статья 112 часть1 Конституции иногда рассматривается как право Президента определять структуру федеральных органов исполнительной власти. Это, однако, не бесспорно ввиду неурегулированности в законодательстве (в том числе и в самой Конституции) данного вопроса, который призван быть регламентирован в законе о системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядке их организации и деятельности. В настоящее время вопрос, например, о федеральных органах исполнительной власти регулируется рядом указов Президента.

Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ).

Правительство в основном несет ответственность за свои действия перед Президентом РФ. Его члены, председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы, как и депутаты не могут быть членами Правительства.

В соответствии с Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ, члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на их вопросы.

Совсем по-другому Правительство взаимодействует с Президентом РФ, который согласно действующей Конституции не входит ни в одну из трех властей. Однако в этой же Конституции закреплен ряд конституционных полномочий Президента в сфере исполнительной власти, согласно которым Президент по существу входит в эту власть. Так, например. Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы и единолично смещает Председателя Правительства, а также назначает и смещает всех членов Правительства, напрямую минуя Правительство руководит некоторыми министерствами. Такими как министерство обороны, министерство иностранных дел.

Кроме того. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ.

Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что главой исполнительной власти по существу является не Председатель Правительства или Правительство в целом, а Президент РФ.

Такое соотношение между властью Президента РФ и Правительством РФ не означает, что Правительство никакой самостоятельности не имеет. Так оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, т.е. занимается правотворчеством, при этом не спрашивая согласия Президента РФ. Самостоятельно взаимодействует с Федеральным Собранием и судебной властью.

В Конституции РФ Правительству РФ уделена специальная глава 6. Другие полномочия Правительства нашли свое закрепление в федеральных законах и указах Президента РФ.

В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к компетенции. Правительства РФ, но в заключении его говорится, что оно осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Следовательно, конституционный перечень не является исчерпывающим.


Правительство РФ в пределах своих полномочий: организуют реализацию внутренней и внешней политики РФ, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует право законодательной инициативы.

Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ законом.

Правительство осуществляет регулирования экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики. Кроме того, осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.

В ст. 114 Конституции РФ определена роль Правительства в организации бюджетного процесса, то есть в регламентированной законом деятельности органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета. В обязанности Правительства входят разработка и представления Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения; Правительство представляет в Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Без заключения Правительства не могут быть внесены в Государственную Думу законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

В области государственных финансов к важнейшим проблемам, решаемым Правительством, относятся сокращение дефицита федерального бюджета, предотвращение неконтролируемого роста расходов бюджета.

В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, реализации правового механизма рыночной экономики. Оно разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. В условиях рыночной экономики Правительство, естественно, прямо не управляет предприятиями свободно - предпринимательского сектора, но осуществляет широкие меры по финансовой стабилизации страны, государственным ценным бумагам, валютным отношениям, таможенному делу, инвестированию. В тоже время в сфере полномочий Правительства остаются государственные предприятия, государственный заказ и другое.

Кроме указанных областей, Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в социальных областях, таких как культура, наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология.

Правительством осуществляются: контроль за реализацией государственных программ поддержки культуры, науки и образования, и меры по социальной защищенности граждан, охране окружающей среды, по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий.

Важная обязанность Правительства состоит в обеспечении гарантий законодательно установленных размеров оплаты труда и уровня социального обеспечения. Оно обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, разрабатывает направления государственной социальной политики и принимает меры по обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд. Другими не менее важными направлениями деятельности Правительства являются оборона, безопасности и внешняя политика.

Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализация внешней политики Российской Федерации. Руководители министерств и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но вместе с тем значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ. Так, Правительство РФ занимается вопросами оснащения вооружением и военной техникой, обеспечения материальными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной.

Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года закрепляет полномочия Правительства в области обороны.

Значительны также полномочия Правительства РФ в области безопасности. Они определены в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года. Правительство обеспечивает руководство органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти. Так оно координирует деятельность ФСБ с органами исполнительной власти.

При решении внешнеполитических задач Правительство проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции, принимает меры к выполнению международных договоров Российской Федерации.

Согласно ст. 114 Конституции РФ в сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство решает вопросы, связанные с финансированием правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной власти, проводит анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.

Соблюдение основных прав и свобод граждан находится под контролем исполнительной власти.

Перечень полномочий Правительства, предусмотренный ст. 114 Конституции РФ, не является исчерпывающим Конституцией, федеральным законом, указами Президента Правительства наделено и другими полномочиями. Так, например, право законодательной инициативы, полномочия определенные Таможенным кодексом РФ и другие.

Одним из важных вопросов деятельности Правительства является нормотворчество.

В ст. 115 Конституции РФ говорится, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, Правительства РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Этим определяется подзаконных характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законом и нормативным указам Президента РФ.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая означает, что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на рассмотрение в Государственную Думу.

Правовые акты Правительства являются важным звеном правовой системы России, и их основные формы устанавливаются в Конституции. Конституция определяет. Что формами правовых актов Правительства России являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации должны оформляться решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Решение по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Постановление принимается на заседаниях Правительства при наличии кворума и путем голосования. Постановление Правительства подписывается Председателем Правительства или его Первым заместителем.

Кроме того, в качестве постоянного органа Правительства в его аппарате действует Президиум Правительства, который призван решать текущие и оперативные вопросы.

Заседание его проводятся по мере необходимости, а принятые решения оформляются в форме постановлений и распоряжений Правительства, однако они не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнения. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, т.е. на всей ее территории и всеми субъектами и органами местного самоуправления. Обязательность распространяется на всех граждан и должностных лиц, на все общественные объединения, государственные и частные предприятия. Таким образом, конституционный статус актов Правительства ставит эти акты по их обязательности в один ряд с законами и указами Президента РФ. Хотя по юридической силе они стоят ниже, чем последние, так как принимаются на основании и во исполнении выше стоящих актов.

Интересен вопрос о том, могут ли акты Правительства РФ отменять или приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Статья 77 Конституции РФ определила, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти. Кроме того, из установленного Конституцией РФ обязательного характера актов Правительства РФ ясно вытекает вывод о том, что в случае расхождения этих актов с актами исполнительной власти субъектов РФ приоритет отдается постановлению или распоряжению Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило выглядит совершенно естественным, так как Президент РФ, во-первых, является гарантом Конституции РФ, а во-вторых, по существу возглавляет исполнительную власть.

В соответствии с ч.2 ст. 110 Конституции РФ в состав Правительства входят: Председатель, заместители Председателя и федеральные министры. Кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства.

Таким образом, практически количество членов Правительства определено Президентом РФ. Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются, и первые заместители - общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению.

Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. В соответствии с ними Правительство РФ устанавливает функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения о действующих органах в целях обеспечения или реализации государственной политики в установленных сферах ведения.

Как правило, общая структура федеральных органов исполнительной власти разрабатывается и принимается при формировании Правительства РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно.

Введение

В любом государстве власть носит государственный характер. Государственная власть – это часть социальной власти и средство социального управления. Все демократические страны в качестве конституционной основы, конституционного принципа осуществления государственной власти используют принцип разделения властей.

Принцип разделения властей известен мировому сообществу с давних времен. Еще древние греки использовали данный принцип для укрепления государственного строя, гарантии его от изменений, потрясений и различных катаклизмов.

Суть принципа разделения властей состоит в том, что государственная власть исходит от народа, едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. Вся власть в государстве принадлежит народу, а он делегирует ее органами государственной власти, составляющими государственный аппарат.

Чтобы исключить возможность сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться ею, единая государственная власть функционально делиться на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную, т.е. по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий, обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой, и в то же время они тесно взаимодействуют между собой, образуя государственный механизм.

Остановимся подробней на одной из них – исполнительной власти.


Правительство: порядок формирования и структура

Коллегиальным органом исполнительной власти является правительство. Это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство государственным управлением (орган, коллегиально принимающий решения). В состав правительства входят руководители министерств и руководители центральных ведомств. Правительство, как и другие органы власти, осуществляет исполнительную государственную власть в стране. Исполнительная власть есть власть по выполнению законов, по реализации их в жизнь любыми законными мерами, включая принуждение. Одновременно исполнительная власть осуществляет необходимые организационные меры, распорядительную деятельность, издает индивидуальные и нормативные правовые акты. В современных условиях исполнительная власть является чаще исполнительно-распорядительной, выступает как организующая деятельность государства, что все вместе составляет управленческую деятельность государства.

От других государственных органов правительство отличается своим предметом и сферой деятельности. Исполнительная власть (правительство) занимается организацией исполнения законов, обеспечивает управление государственным аппаратом и обеспечивает экономику страны. Оно имеет свою территориальную систему подчиненных ему органов исполнительной власти. Исполнительная власть обладает наиболее разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих в центре и на местах.

Органы исполнительной власти подчинены строгой иерархии, основанной на подчинении. Они вправе непосредственно обязывать подчиненные органы, указывая им, как следует действовать, как решать тот или иной вопрос.

Исполнительная власть – объективная необходимость, без нее не может функционировать государство. Исполнительная власть по Конституции принадлежит только правительству. Правительство подчиняется закону.

Формирование правительства зависит от формы правления. Во многих странах новое правительство всегда назначается после выборов парламента и (или) президента.

В соответствии с п. «а, д» ст.83 Конституции Российской Федерации установлены полномочия Президента Российской Федерации по отношению к деятельности исполнительной власти РФ – Правительства РФ. Президент РФ назначает Председателя

Правительства РФ. До акта назначения он должен получить согласие Государственной Думы.

После назначения на должность Председатель Правительства не позднее недельного срока представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предлагает Президенту РФ кандидатуры других членов Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются и освобождаются от должности по предложению Председателя Правительства РФ соответствующими указами Президента РФ. Заместителей федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти назначает на должности и освобождает от должностей Правительство РФ.

Правительство РФ является общефедеральным исполнительным и распорядительным органом государственной власти Российской Федерации. В его состав входят: Председатель, его заместители и федеральные министры. Правительство – не выборный орган.


Конституционный статус Правительства РФ

Президентско-парламентская форма правления, установленная в России Конституцией РФ, предопределила положение Правительства РФ в системе органов государственной власти. Правительство РФ – федеральный орган исполнительной власти общей компетенции. Положение Правительства среди других органов российского государства определяется его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ, федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», федеральными законами, нормативными указами Президента РФ и другими нормативными актами. В части 1 статьи 114 Конституции РФ перечислены общие полномочия Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ можно разделить на несколько групп:

· в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики;

· в социальной сфере, в сфере науки, культуры и образования;

· в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

· в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан;

· в сфере обеспечения обороны и государственной безопасности;

· в сфере внешней политики и международных отношений.

К полномочиям Правительства РФ в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики относятся: разработка государственной и инвестиционной политики; управление федеральной собственностью; общее руководство таможенным делом; разработка и представление в Государственную Думу федерального бюджета, который принимается Государственной Думой в виде федерального закона; обеспечение исполнения федерального бюджета; разработка и реализация налоговой политики и др.

К полномочиям Правительства РФ в социальной сфере, в сфере науки, культуры и образования, в частности, относятся: принятие мер по реализации трудовых прав граждан; разработка и реализация программ сокращения и ликвидации безработицы и др.

К полномочиям Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан относятся: разработка и реализация мер по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществление мер по обеспечению деятельности органов судебной власти и др.

Полномочия федерального Правительства охватывают все сферы жизни и деятельности общества.

Правительство РФ руководит работой федеральных министров и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы. Оно вносит в Государственную Думу различные финансовые законопроекты, законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, которые могут быть внесены в Государственную Думу лишь при наличии заключения Правительства РФ.

Правительство полномочно издавать постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность политическую, гражданскую и уголовную.

Политическая ответственность состоит в том, что они обязаны уйти в отставку при выражении вотума недоверия, резолюции порицания и т.п. При солидарной ответственности уходит в отставку весь кабинет, при индивидуальной – только тот министр, которому выражено недоверие.

Гражданская ответственность означает возмещение ущерба, причиненного гражданам и юридическим лицам в результате деятельности правительства или министров, если при этом были нарушены законы. Возмещение осуществляется по решению суда в результате обращения потерпевшего в суд с гражданским иском. Уголовная ответственность правительства, его членов наступает за нарушение законов при исполнении служебных обязанностей.

Все это говорит о том, что деятельность Правительства самостоятельна и за свои правонарушения, ненадлежащее исполнение требований законодательства также самостоятельно несет и ответственность.


Глава Правительства РФ

Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации конкретизируются в ст. 24 федерально-конституционного закона «О Правительстве РФ» от 17.12.1997г. Среди них, в частности, названы:

· представление Правительства внутри страны и за пределами территории Российской Федерации;

· ведение заседания Правительства РФ;

· подписывание актов Правительства РФ;

· представление Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, возложении на них дисциплинарных взысканий и их поощрении;

· распределение обязанностей между заместителями Председателя Правительства РФ;

· назначение исполняющего обязанности Председателя Правительства на время его отсутствия;

· утверждение регламента работы Правительства РФ;

· систематически информирование Президента РФ о работе Правительства РФ;

Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России - организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ).

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.

Взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ. Наиболее тесным образом Правительство РФ сотрудничает с Президентом РФ. Анализ полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать его фактически главой исполнительной власти:1) Председателя Правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ);

2) Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, которые утверждаются указом Президента (ч.1 ст. 112 Конституции РФ);

3) Президент в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей (ст. 32 Закона о Правительстве);

4) по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (п. «д» ст. 83, ч. 2 ст. 112 Конституции РФ); 5) Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства (п. «6» ст. 83 Конституции РФ);

6) Президент принимает решение об отставке Правительства (ст. 117 Конституции РФ);

7) Президент может отменить постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);

8) в случаях, предусмотренных ст. 92 Конституции РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ.

Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания Российской Федерации проявляются в следующем:

1) Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ);

2) Правительство пользуется правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ);

3) по ряду законопроектов - о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, - требуется заключение Правительства (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ);

4) Правительство представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ);

5) Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству. Председатель Правительства вправе по собственной инициативе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству (ст. 117 Конституции РФ);

6) члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий. Члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном Регламентами палат. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации вправе обращаться к Правительству с депутатским запросом (ст. 36, 38, 39 Закона о Правительстве).

Взаимодействие Федерального Собрания и Правительства РФ обеспечивается с помощью полномочного представительства Правительства РФ в Федеральном Собрании