Принципы права социального обеспечения. Межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые принципы

Введение

Стержнем всей системы права, в том числе и права социального обеспечения, являются правовые принципы, в которых выражаются наиболее существенные признаки права.

Проблема принципов права -- одна из тех, которые широко дискутируются как в общетеоретической, так и в отраслевой литературе. Концептуальные подходы к данной проблеме в общей теории права имеют важное значение и на отраслевом уровне.

Один из главных вопросов, приковывающий внимание ученых-правоведов, это вопрос о понятии принципов права, их назначении в жизни гражданского общества и государства. По мнению Р. Давида, общие принципы отражают «подчинение права велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент». Другие считают, что в принципах права как бы синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации. «Принципы -- как бы «сухой осадок» богатейшей правовой материи, ее скелет, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей».

В своей работе я более подробно рассмотрю понятие принципов права социального обеспечения, выясню каково их значение и содержание, а также как классифицируются признаки права социального обеспечения.

Понятие и значение принципов права социального обеспечения

Право социального обеспечения, как и все другие отрасли права, построено на единых принципах, которые существуют и «верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории». При этом принципы права социального обеспечения выводятся или формируются не из головы, а из условий материальной жизни народа данного государства, из его экономической сущности.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права имеет не только предмет и метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения граждан республики, но и свои отраслевые принципы. Это обусловлено тем, что принципы права социального обеспечения выражают не только сущность норм этой отрасли права, но и определяют положение субъектов права на конкретные виды социального обеспечения, их права и обязанности.

В юридической литературе наметились два подхода к пониманию и сущности принципов конкретной отрасли права. В теории права под правовыми принципами одними авторами понимались основные начала или руководящие идеи, которые выражают сущность, главные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права данного государства, либо ее отдельных отраслей или институтов.

Другие авторы считают, что принципы права - это не только идеи, но и сами нормы и отношения. Закрепленные в правовой норме и входящие в содержание нормы, они получают свою жизненную силу непосредственно из общественных отношений, а это означает, что принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Другая группа ученых считает, что определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве привело бы эту категорию в область правосознания.

Принципы права социального обеспечения - это основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие содержание норм данной отрасли права.

Они выступают и как принципы правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения и как принципы организации и осуществления защиты пенсионных и других прав граждан в соответствии с видами социального обеспечения, на которые они имеют право. Поэтому принципы правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения - это основополагающие положения, отражающие суть действующего законодательства о социальном обеспечении.

Они замыкаются на экономические законы организации труда и распределения совокупного общественного продукта в нашем государстве, служат основой для дальнейшего развития пенсионного и другого законодательства в сфере социального обеспечения и отражают суть правовых норм, регулирующих все отношения в сфере социального обеспечения. При этом следует учитывать, что правовые идеи и руководящее начало, пронизывающее содержание правовых норм, регулирующих пенсионные и другие общественные отношения, могут значительно опережать действующее законодательство о социальном обеспечении и возникают зачастую задолго до их реального воплощения в нормах законодательства о социальном обеспечении.

Поэтому правовые принципы права социального обеспечения - это принципы «права своего времени». В связи с этим возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве о социальном обеспечении, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Это отличие состоит в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы, какими являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Поэтому с помощью принципов нельзя всесторонне урегулировать конкретные правоотношения между субъектами, у которых возникло право на конкретный вид социального обеспечения. Правовые принципы права социального обеспечения более долговечны, определяют сущность и содержание не только действующих норм о социальном обеспечении, но и будущих правовых норм, которые будут приняты законодателем в будущем.

Поэтому под принципами права социального обеспечения мы понимаем закрепленные в действующем законодательстве о социальном обеспечении основополагающие начала или руководящие идеи, выражающие сущность норм права анализируемой отрасли права и главные направления социальной политики нашего государства в сфере правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения граждан, которые «ещё» «временно», «уже» нетрудоспособные или те, которые достигнут пенсионного возраста или станут нетрудоспособными в будущем.

Поэтому в принципах права социального обеспечения заложены такие основные идеи, руководящие начала, которые отражают экономические законы развития общества и специфику правового регулирования общественных отношений, возникающих при обеспечении граждан пенсиями, пособиями, услугами и др. Основные идеи, лежащие в основе законодательства о социальном обеспечении, проходят через систему социального обеспечения.

Они вырабатываются путем анализа объективных закономерностей и обобщения практики применения всего законодательства, регулирующего отношения по социальному обеспечению граждан. Следовательно, принципы права социального обеспечения в - это не придуманные основные идеи и руководствующие начала, сконструированные умозрительно. Они вытекают из сущности производства и сущности характера нашего государства.

Основные принципы права социального обеспечения получают официальное закрепление в нормативно-правовых актах о социальном обеспечении, что вносит устойчивость и стабильность в правовое регулирование отношений по социальному обеспечению и гарантирует их строгое соблюдение. Более того, закрепление этих принципов в нормативно-правовых актах о социальном обеспечении способствует правильной реализации правовых норм при осуществлении социального обеспечения, помогает совершенствовать и улучшать законодательство о социальном обеспечении.

Таким образом, основные принципы права социального обеспечения преломляются во всем механизме правового регулирования общественных отношений в области социального обеспечения. Они являются конструкцией, вокруг которой формируются правовые нормы о социальном обеспечении и их совокупности, регулирующие близкие по содержанию однородные отношения.

Следовательно, принципы социального обеспечения содержат в себе основные идеи, реализованные в законодательстве о социальном обеспечении в виде общих положений, и выступают в этом случае как нормы-принципы или сокрыты в содержании многих норм, регулирующих общественные отношения по конкретным видам социального обеспечения. В том и другом случаях содержащиеся в принципах права социального обеспечения основные идеи приобретают значение в качестве общих установлений регуляторного характера. Регулятивный характер принципов социального обеспечения в отличие от правовых норм, регулирующих отношения по социальному обеспечению, выступает не столь определенно. Эти принципы устанавливают общее правило проведения на основе, заложенной в основной идее, поскольку не содержат в себе основных элементов правовой нормы. В них нет ни гипотезы, ни диспозиции, ни санкции.

Поэтому принципы не призваны урегулировать конкретное правовое отношение по поводу данного вида социального обеспечения между гражданином и органом, осуществляющим социальное обеспечение. Их задача состоит в том, чтобы дать общее направление правового регулирования общественных отношений в области социального обеспечения, способствовать пониманию сущности правовых норм, регулирующих эти отношения, предопределить не только сущность, но и содержание как действующих, так и будущих нормативно-правовых норм социального обеспечения граждан.

Право социального обеспечения является одной из сложных отраслей белорусского права, поэтому в нем преломляются как общие принципы системы права, так и межотраслевые и отраслевые принципы этой отрасли права. В принципах права социального обеспечения, следовательно, следует различать основные идеи, руководящие начала, характеризующие содержание и внутреннее единство правового регулирования всех общественных отношений, а также межотраслевые идеи для регулирования тех общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования не только права социального обеспечения, но и трудового права как отрасли права. Поэтому между общими, межотраслевыми принципами правовой системы и принципами права социального обеспечения существует неразрывная связь, взаимообусловленность, вытекающая из единства экономической, политической и идеологической основы нашего государства.

Принципы права социального обеспечения представляют собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) всеобщность и доступность социального обеспечения;

2) многообразие форм и видов социального обеспечения;

3) осуществление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств;

4) единство и дифференциация социального обеспечения;

5) осуществление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на определенном этапе развития общества;

6) участие граждан в реализации права на социальное обеспечение;

7) охрана права граждан на социальное обеспечение.

По своей сущности право на социальное обеспечение является всеобщим, так как распространяется на всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 39, 19 Конституции РФ).

Законодательство не устанавливает ограничений для каких-либо категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. Социальное обеспечение предоставляется гражданам во всех случаях наступления нетрудоспособности (болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца, беременность и роды и т.д.).

Система социального обеспечения характеризуется не только огромными масштабами, но и универсальностью. В ней представлены все формы и виды социального обеспечения, предусмотрен-

ные Международной организацией труда (МОТ) в конвенциях и рекомендациях по социальному обеспечению.

Социальное обеспечение осуществляется за счет социальных фондов.

Все виды пенсий и пособий выдаются гражданам, как правило, бесплатно, безвозмездно, безэквивалентно, то есть взамен их гражданин не должен производить со своей стороны никаких ответных действий с целью их получения. Однако, социальное обеспечение граждан осуществляется различно, в зависимости от стажа, от условий труда, от причины утраты трудоспособности, от наличия иждивенцев и т.д.

Государство проявляет постоянную заботу о повышении уровня социального обеспечения. Так, с учетом инфляции осуществляется пересмотр пенсий, вводятся надбавки к ним. То же самое можно сказать и о пособиях на детей, размер которых привязан к минимальному размеру заработной платы, изменяющемуся с учетом инфляции.

Важную роль в области социального обеспечения играют органы государственной власти и управления. Органы государственного управления привлекают к своей деятельности граждан, которые работают в этих органах на общественных началах.

Большая роль в деле социального обеспечения принадлежит профессиональным органам. Они совместно с администрацией предприятий, учреждений, организаций представляют работников к назначению пенсий и подготавливают необходимые для этого документы. Представители профсоюзных органов входят в состав комиссий по назначению пенсий, медико-социальных экспертных комиссий.

Существует целая система гарантий, посредством которых возможно осуществление и восстановление нарушенных прав граждан в области социального обеспечения. Гарантии по своему содержанию носят различный характер: политический, идеологический, экономический и правовой. Важную роль в охране права граждан на социальное обеспечение принадлежит правовым гарантиям. Они выражаются в установлении государственного и общественного контроля за правильной реализацией прав граждан в области социального обеспечения, а также возможности судебной защиты нарушенных прав.

Еще по теме 20.2. Принципы права социального обеспечения:

  1. 20.1. Понятие и предмет права социального обеспечения. Виды социального обеспечения
  2. § 2. Понятие, виды и принципы социального обеспечения в Российской Федерации

Рассмотрение данной темы требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа, обусловленности правовых принципов политической и экономической системой государства.

Общепризнанным считается понятие принципа права как основной идеи, исходного направляющего начала, определяющего сущность и содержание права, его внутреннее строение, дальнейшее развитие и функционирование.

По сфере действия принципы принято классифицировать:

На общеправовые, свойственные всем отраслям права ;

Межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

Отраслевые, определяющие специфику конкретной отрасли;

Внутриотраслевые, относящиеся к отдельным институтам отрасли.

К общеправовым относятся, в частности, следующие:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина — обязанность государства;

Признание и гарантированность прав и свобод каждому человеку от рождения, их неотчуждаемость;

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов.

К общим принципам права обычно относят также принципы социальной справедливости, гуманизма, законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов, единства юридических прав и обязанностей, демократизма.

Эти общие принципы права являются руководящими, основополагающими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, как и в иных сферах общественной жизни.

Межотраслевые правовые принципы охватывают две и более отрасли права. К ним относятся:

Право на защиту от безработицы;

Право на охрану здоровья;

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

Право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту;

Право на защиту от бедности.

Следующий уровень — отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Они отражают сущность и пронизывают содержание конкретной отрасли права.

Специфику принципов права социального обеспечения обусловливает распределительный характер общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Средства, аккумулируемые на цели социального обеспечения, ограничены и имеют строго целевой характер.

В науке права социального обеспечения к отраслевым относятся принципы:

Всеобщности социального обеспечения;

Осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета;


Гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными;

Многообразия оснований видов и социального обеспечения;

Гарантированности уровня социального обеспечения для достойной жизни;

Дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Принцип всеобщности социального обеспечения предполагает, что Конституция устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.

На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.

Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих двусторонних и многосторонних договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.

Принцип осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета означает, что получение работающими лицами (их семьями) обеспечения за счет средств обязательного социального страхования при наступлении социальных страховых рисков не лишает их права на социальное обеспечение в тех случаях, когда оно предоставляется за счет средств бюджета без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

Принцип гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными, выражает идею об обеспечении при наступлении всех общепризнанных социальных рисков: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, необходимость в медицинской помощи.

Многообразие оснований и видов социального обеспечения как принцип права социального обеспечения обусловлен тем, что действующее российское законодательство закрепляет в качестве оснований для социального обеспечения широкий перечень социальных рисков:

Достижение установленного законом возраста (старость);

Инвалидность;

Потеря кормильца;

Рождение; смерть;

Потребность в медицинской помощи и лечении, лекарственной, протезно-ортопеди-
ческой помощи, транспортном средстве либо средстве передвижения;

Бедность;

Воспитание детей;

Материнство и др.

С многообразием оснований социального обеспечения напрямую связано и многообразие его видов. При этом социальное обеспечение предоставляется физическим лицам как в денежной, так и в натуральной форме.

К денежной форме обеспечения относятся пенсии (по старости, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет), доплаты к пенсиям, социальные пособия (по временной нетрудоспособности, безработице и др.), компенсационные выплаты (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными и др.).

Натуральной формой обеспечения охватываются разнообразные виды социальных услуг (медицинская помощь, лекарственная помощь, социальное обслуживание на дому и др.), а также различные льготы по системе социального обеспечения (по проезду и др.).

По разнообразию видов обеспечения система социального обеспечения в России в целом сопоставима с системами социального обеспечения развитых стран. Но необходимо отметить, что некоторые виды обеспечения носят временный характер, что связано со сломом прежней и становлением современной системы социального обеспечения и значительным снижением уровня жизни населения.

Гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни. В настоящее время данный принцип полностью не реализован, поскольку большинство выплат по системе социального обеспечения данную задачу не выполняют. Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни.

Такая обязанность вытекает как из Пакта об экономических, социальных и культурных правах, так и из ст. 7 Конституции, согласно которой Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главной целью экономического развития социального государства является повышение благосостояния населения, поэтому экономическая и социальная стороны его деятельности не должны противопоставляться.

Производство должно создавать необходимые источники для вложений в социальную сферу, развитие которой, в свою очередь, будет стимулировать хозяйственную деятельность. А показателем достижения баланса между ними станет повышение всех видов пенсий и пособий до уровня прожиточного минимума
и автоматическая индексация их в соответствии с ростом цен.

Что касается обеспечения сверх прожиточного минимума, то рыночная экономика предполагает индивидуальную ответственность человека за собственное материальное благополучие, личное участие в создании финансовой базы социального страхования. При этом степень такого участия будет прямо влиять на содержание правового регулирования и определять объем правомочий лиц, подлежащих государственному социальному страхованию. Эта идея заложена в пенсионную систему в виде страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Механизм соизмерения трудовых пенсий и всех видов краткосрочных страховых пособий (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) с прежней заработной платой (трудовым доходом) является вполне приемлемым, поскольку именно она формирует уровень жизни человека и при нормально функционирующей экономике позволяет удовлетворять не только физиологические, но и социальные и духовные потребности человека.

Помимо прежней заработной платы на уровень жизни лиц, пострадавших от социального риска, существенное влияние оказывают индивидуальные потребности, связанные с состоянием здоровья, наличием детей и другими факторами. Указанные обстоятельства должны находить отражение в правовом регулировании.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлой трудовой деятельности, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования.

Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т. е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения указанных лиц и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако она не должна быть чрезмерной и тормозить развитие системы социального обеспечения в целом.

Основания дифференциации различаются в зависимости от вида обеспечения. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии (обеспечение застрахованных по обязательному социальному страхованию), других — критерии материального положения (государственная социальная помощь).

К внутриотраслевым принципам права социального обеспечения (т. е. принципам отдельных институтов) относятся, в частности, такие принципы пенсионного обеспечения, как дифференциация пенсионного возраста по признаку пола, установление размеров государственных пенсий в твердой финансированной сумме (за исключением пенсии за выслугу лет), зависимость размера трудовых пенсий от пенсионного капитала.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под правовым принципом?

2. Как можно классифицировать правовые принципы по сфере действия?

3. Какие общеправовые принципы проявляются в правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению?

4. Какие межотраслевые принципы имеют значение для регулирования общественных отношений по социальному обеспечению?

5. Назовите отраслевые принципы права социального обеспечения.

6. Раскройте содержание принципа всеобщности социального обеспечения.

7. Раскройте содержание принципа осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

8. Раскройте содержание принципа гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными.

9. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как многообразие оснований и видов социального обеспечения.

10. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни.

11. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • 1. общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • 2. межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • 3. отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • 4. внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • · признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • · не отчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • · признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • · равенство всех перед законом и судом;
  • · равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • · право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • · гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой -- указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Например, Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

ь всеобщность;

ь финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

ь дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

ь универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э. Г. Тучкова выделяет следующие принципы:

ь осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

ь дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

ь обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

ь гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

ь многообразие видов социального обеспечения;

ь участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

План лекции:

Целью изучения данной темы является рассмотрение основополагающие начала, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Исходя из этого, основными задачами являются:

Раскрыть понятие принципов социального обеспечения.

Определить общие принципы социального обеспечения.

Рассмотреть содержания принципов права социального обеспечения

Раскрыть сущность отраслевых принципов права социального обеспечения

Изучать принципы международного права в области социального обеспечения

1. Понятие принципов права социального обеспечения

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой - указывают основные тенденции ее развития.

Ученные, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

Связь обеспечения, как правило, с трудом;

Обеспечение не только граждан, но и их семей;

Свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

Приоритет в обеспечении некоторых категории граждан;

Зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

Всеобщность;

Финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

Дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

Универсальность и комплектность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.

Нам представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложение Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:

Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

Обязанность государство гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

Многообразие видов социального обеспечения;

Участие общественных объединений, представляющие интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и зашиты их прав.

На наш взгляд, перечисленные выше принципы следует дополнить принципом всеобщности социального обеспечения.

Всеобщность социального обеспечения. Конституция КР, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая, см. Законодательство, устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношение к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В целом право на социального обеспечения по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они представляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой государственного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика КР, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков. По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей и работников.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер - это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целевого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. В преамбуле Закона КР «О государственном пенсионном социальном страховании», см. Законодательство , закреплено, что основными критериями дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты.

С определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости, по инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготное условие получение пенсионного обеспечения и в более высоком размере, определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии - пенсии за выслугу лет, продолжительность трудовой деятельности влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обеспечения должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В настоящее время данный принцип не реализуется, поскольку не одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает (например, минимальная пенсия оп старости, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из Конституции КР, Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Принятый Государственный закон «О прожиточном минимуме в КР», см. Законодательство, которым установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в КР и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан.

Прожиточный минимум определяется в Законе как стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержание его жизнедеятельности.

Согласно Закону прожиточный минимум в целом по Кыргызстану предназначен для обоснования устанавливаемых на государственном уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. При этом предусматривается поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсии до величины прожиточного минимума. К сожалению, данный Закон принят при отсутствии средств для его реализации.

Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяет направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня, и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.

Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всего его жизни. Это - достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно или постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность ироды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудится, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается не неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакционных осложнений и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по независящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции КР.

Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается. Гиперссылка 6

В соответствии с Законом от 26 мая 2009 года №170 "О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах" см. Законодательство , предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного соответствующим субъекте КР, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений оп вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединение ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих», «О социальной защите инвалидов».

Для усиления общественной инициативы в сфере социального обеспечения появляется законодательная база. Так, например, см. Законодательство, Закона КР «О социальной защите инвалидов» предусматривает, что государственные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов КР привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Контрольные вопросы

1. Что такое принципы права?

2. По каким признакам можно классифицировать принципы права?

З. Какие принципы права социального обеспечения вы можете назвать?

4. Как можно раскрыть содержание принципа всеобщности права на социальное обеспечение?

5. Что означает дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение?

6. Как Вы понимаете гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска?

7. Что означает ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни?