Порядок оформления дтп без гибдд — условия и необходимые действия. Процедура оформления дтп без гибдд Оформление мелкого дтп без гибдд

Приветствую всех в моём блоге. Это Кулик Илья. В последнее время водителям даётся всё больше полномочий для самостоятельной регистрации аварий на дороге. И это вынуждает автолюбителей хорошо понимать процесс фиксации дорожных происшествий.

Но в некоторых случаях регистрация ДТП в ГИБДД и других учреждениях обязательна, а несоблюдение её порядка со стороны участников может обернуться для них серьёзными последствиями.

Сегодняшняя статья поможет вам разобраться, как надо поступать в различных случаях, чтобы авария была зарегистрирована как положено. Поехали!

В число обязанностей водителей, необходимых к исполнению с в случае попадания в аварию, входит сообщение в полицию о происшествии. Причём согласно п. 2.6 ПДД это одно из самых первых действий.

А п. 7.3 Административного регламента обязывает автоинспекторов незамедлительно прибывать на место ДТП и документировать событие. Таким образом, фиксация ДТП сотрудниками Госавтоинспекции должна проходить в кратчайшие сроки и прямо на месте ДТП.

Но как известно, вызывать автоинспекторов обязательно только в том случае, если в аварии пострадали люди. Если же погибших и раненых нет, и водители-участники происшествия не считают по обоюдному согласию решают не вызывать ГИБДД, они могут:

  • Оформить ГИБДД вместе с сотрудниками полиции на ближайшем посту – в таком случае, очевидно, сроком до регистрации будет время пути до отделения полиции.
  • Заполнить Европротокол – в этом случае время ограничено только сроком подачи данных о ДТП в страховую компанию (СК).
  • Никак не фиксировать аварию – то есть ДТП нигде не регистрируется вообще.

Срок регистрации ДТП в страховой компании по полису ОСАГО

Потерпевший согласно п.3 статьи 11 ФЗ №40-ФЗ «Об ОСАГО» должен при первой возможности уведомить страховщика об аварии для регистрации . То же предписывает и п.1 ст. 961 ГК РФ. Сделать это лучше сразу после ДТП. Сообщить можно по телефону или при помощи специального сервиса на сайте СК.

Помимо регистрации события, звонок в страховую нужен ещё и для того, чтобы страховая компания могла выслать на место ДТП своего представителя, аварийного комиссара, если сочтёт необходимым.

Виновник ДТП согласно п.2 ст. 11 Закона «Об ОСАГО» также обязан сообщить как можно скорее о дорожном происшествии в свою страховую. Для этого достаточно направить страховщику заполненное Извещения о ДТП в течение 5 дней. Но сообщить сразу после аварии также не помешает.

Такой же срок – 5 дней предусмотрен и для потерпевшего для подачи документов в СК, но как я написал выше, желательно зарегистрировать ДТП в страховой компании сразу после аварии.

Страховой случай по каско

Потом необходимо оценить обстановку и далее уже действовать в зависимости от ситуации. Особо выделяются ситуации, когда в ДТП есть пострадавшие – в таком случае обязателен вызов ГИБДД, которые и будут оформлять аварию. Автомобили передвигать можно только в том случае, если движение автотранспорта иначе невозможно. Но перед этим необходимо заснять на фото и видео. Не стоит также забывать про запись контактов .

Если люди не пострадали

Если же пострадавших нет, у участников дорожной аварии появляется выбор:

  • Вызвать автоинспекторов для регистрации аварии.
  • Доехать до ближайшего поста ГАИ , чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали аварию на своём рабочем месте.
  • Самостоятельно оформить Европротокол (подробнее о нём ниже).
  • Никак не фиксировать факт ДТП (хотя как минимум простую расписку написать всё же стоит).

Примечание. Если пострадавших в аварии нет, при звонке в ГИБДД вам предложат оформить Европротокол или приехать в ближайшее подразделение. Наряд на место происшествия выедет только в том случае, если дежурный, принявший звонок, сочтёт это необходимым.

Независимо от выбора варианта действий, необходимо сфотографировать или другим образом зафиксировать место происшествия, повреждения и другие факты, относящиеся к происшествию. После этого, если повреждённые машины мешают проезду, их можно и передвинуть.

Регистрация аварий сотрудниками Госавтоинспекции

Автоинспектор выезжает на место ДТП по указанию дежурного, который получил сообщение о происшествии. Если же аварию увидел сам сотрудник, он сообщает о ней в подразделение и далее действует по указаниям, то есть или сам приступает к регистрации, или отправляется выполнять другое задание, в то время на место аварии будет выслан другой экипаж ГИБДД.

По прибытии на место аварии автоинспектор первым делом обеспечивает безопасность движения для всех участников аварии, выясняет лиц, причастных к ДТП, свидетелей, собирает максимально полную информацию об обстоятельствах и участниках происшествия.

Состояние дороги и окружающей среды, которое могло повлиять на происшествие и составляет при их обнаружении.

Если водители к моменту приезда автоинспектора ещё не освободили проезжую часть согласно п. 2.6.1 ПДД, сотрудник полиции организует фото- видеосъёмку либо проводит ей сам. Расположение объектов причастных к аварии может быть задокументировано и письменно, при участии понятых.

Как регистрируются ДТП в ГАИ

ДТП обязательно регистрируется в информационной системе ОВД, для чего инспектор или передаёт основную информацию в дежурную часть, или делает это самостоятельно при наличии необходимых технических средств. Дальнейшие действия определяются тяжестью последствий аварии.

В конце оформления документов их копии, а также прочая информация об аварии заносится в информационную систему ОВД и в государственную статистическую отчётность (если при ДТП пострадали люди). Для включения в госотчётность на ДТП заводится карточка учёта. Форма отчёта утверждена приказом Федеральной Службы Госстатистики № 402 от 21.05.14.

Когда в результате аварии причинён тяжкий вред здоровью или наступила смерть

Если в ДТП есть погибшие или подозревается тяжкий вред здоровью, то автоинспектор вызывает следственно-оперативную группу.

Сотрудник ГИБДД оформляет только рапорт, в котором указывает все известные ему сведения об участниках, пострадавших, свидетелях, обстоятельствах происшествия, и передаёт его, а также другие документы участников ДТП, руководителю следственно-оперативной группы.

Следователи же уже будут оформлять уголовное дело. Для его возбуждения выносится соответствующее постановление. На месте предполагаемого преступления производится осмотр, который фиксируется протоколом, составляемым согласно с указаниями Уголовно-процессуального кодекса.

Когда причинён лёгкий или средней тяжести вред здоровью

Если есть раненые люди, но на вред здоровью явно не тяжкий, сотрудник Автоинспекции будет самостоятельно оформлять административное правонарушение.

Примечание. Если объективные обстоятельства делают невозможным оформление документов на месте аварии, процессуальные действия могут быть выполнены в течение суток в любом подразделении полиции.

Вначале выносится определение о возбуждении административного производства и расследования.

Составляется протокол осмотра места аварии, к которому прилагается , собираются относящиеся к делу вещи. Место аварии фотографируется или записывается на видео. Автоинспектор также опрашивает участников и свидетелей, фиксирует их показания.

Если имеются сведения, относящиеся к аварии, для фиксации которых недостаточно уже упомянутых документов, оформляется ещё и рапорт, в который и заносится вся дополнительная информация.

Если в аварии повреждено только имущество

При соблюдении условия, названного в подзаголовке, в большинстве случаев автоинспектор вообще не будет выезжать на место происшествия. В зависимости от того, какое правонарушение было совершено при аварии автоинспектором при оформлении документов, неважно на месте аварии или на стационарном посту, выносится:

  • Определение об отказе в возбуждении административного дела – если административная ответственность за совершённые действия не предусмотрена.
  • Протокол или постановление об административном правонарушении (АП) – если нарушение ПДД очевидно.
  • Определение о возбуждении дела об АП и назначении расследования – если требуется разобраться, какое именно правонарушение совершено.

Если же сотрудник ГИБДД всё же приезжает, он составляет схему места происшествия, фотографирует, собирает показания участников и свидетелей, вещественные доказательства, если нужно – пишет рапорт.

Если регистрация ДТП проводится в подразделении Госавтоинспекции, то к делу приобщаются материалы, собранные самими участниками аварии, в том числе схема ДТП, фото и видеозаписи.

Как зафиксировать ДТП по Европротоколу

Оформление аварии по Европейскому протоколу необходимо только для страховой компании. В ГИБДД такие происшествия не регистрируются.

Европротокол оформляется при соблюдении следующих условий.

  • Ущерб причинён только двум столкнувшимся автомобилям (в том числе с прицепами), застрахованным по (или Зелёной карте).
  • У водителей нет разногласий в причинах и обстоятельствах случившегося, в размере ущерба и т. п., и они готовы заполнить бланк Извещения о ДТП.

Стоит отметить, что до 1 октября 2019 года максимальная выплата по Европротоколу составляет 50 тыс. р. В Москве, Санкт-Петербурге и их областях выплата будет такой же, как и при обычном оформлении документов в ГИБДД, но только при наличии фото/видео записи с места происшествия и наличия данных ГЛОНАСС.

После 1 октября 2019 года фиксация аварии на технические средства станет обязательным для всех без исключения, а вместе с этим исчезнет и ограничение в 50 тыс. р.

Европротокол подразумевает самостоятельную регистрацию ДТП водителями, которая заключается в правильном . В течение 5 дней и виновник, и потерпевший должны направить заполненную ими часть Извещения .

Регистрация ДТП на предприятии

Каждая организация согласно Постановлению Правительства РФ №647 обязана фиксировать аварии, происходящие с принадлежащими ей автомобилями, независимо от места происшествия.

Кроме непосредственной фиксации ДТП фирмы должны немедленно сообщать о ДТП с и автомашинами в ГИБДД, и раз в месяц сверять свои данные об авариях с информацией, которой располагает Автоинспекция.

Журнал регистрации ДТП на предприятии: бланк и образец заполнения для школьного автобуса

Регистрируются ДТП в форме учёта, установленной Приказом №22 Минтранса. Её бланк можно скачать по . Часто это форму называют журналом регистрации ДТП. Стоит отметить, что этот документ и журнала регистрации нарушений ПДД – совершенно разные вещи.

Состоит журнал учёта ДТП на предприятии из двух разделов:

  • Общая информация , подлежащая сверке с ОВД.
  • Сведения внутреннего характера , используемые при служебном расследовании.

Сведения, подлежащие сверке с территориальными подразделениями ОВД

В начале первого раздела обязательно указывается наименование организации-владельца автомобиля и её адрес. Остальные сведения заносятся в таблицу, которая состоит из двух 13 столбцов. Каждый из них подписан. Сюда заносится:

  • Порядковый номер происшествия в журнале.
  • Номер карточки, заведённой в ГИБДД.
  • Дата и время и место аварии (для каждого пункта отдельная графа).
  • Вид дорожно-транспортного происшествия.
  • Информация об автомобиле , попавшем в аварию – модель и госномер.
  • Ф. И. О. водителя , бывшего за рулём.
  • Обстоятельства происшествия , сведения об участниках, дорожные условия.
  • Причины ДТП.
  • Сведения о погибших и раненых в аварии.
  • Прочая информация – в примечаниях.

Данные для внутреннего пользования

Второй раздел представлен таблицей из 10 столбцов, в которых указывается:

  • Порядковый номер события в журнале.
  • Полные сведения о водителе, как работнике , в том числе стаж, состояние здоровья и т. д.
  • Информация об автомобиле – сведения о пробеге, сроке использования, последних ТО.
  • Условия работы, привёдшие к ДТП : сведения о маршруте, загруженности автомобиля, нарушениях правил перевозки и т. д.
  • Ущерб от аварии – для его фиксации отведено четыре колонки, в которых указываются данные о пострадавших людях и материальном ущербе транспортным средствам, грузу, прочим объектам.
  • Принятые меры для исключения возможности возникновения подобных аварий.
  • Дополнительная информация.

В качестве примера можете скачать и посмотреть , который ничем не отличается от формы отчёта для любого другого транспортного средства, принадлежащего какой-либо организации.

Кто ещё регистрирует дорожные аварии

Постановление Правительства №647 также предписывает вести учёт ДТП:

  • Госорганам, управляющим автодорогами, а также другим владельцам дорог.
  • Медицинским учреждениям , в которые поступают пострадавшие.

Дорожные службы

Организации, работа которых связана с автомобильными дорогами учитывают ДТП, произошедшие на подведомственных им дорогах согласно Рекомендациям, утверждённым распоряжением Росавтодора 12 мая 2015 г. №853-р.

Как и юридические лица-владельца автотранспорта, дорожные службы и владельцы автодорог должны сообщать в ГИБДД об известных им ДТП, произошедших на входящих в их ведение участках, и ежемесячно сверять данные с отделениями ОВД.

Медучреждения

Медицинские организации учитывают поступивших к ним раненых в авариях и погибших, в том числе тех лиц, которые обратились самостоятельно. Сведения о пострадавших лицах незамедлительно отправляются в полицию, причём даже в том случае, если раненый человек был отправлен в другое медучреждение. Форму учёта устанавливает Минздрав.

Пример из жизни. Девушку немного задела машина. Травмы никакой не было, к тому же она спешила на работу, поэтому, встав и отряхнувшись, она сразу же отправилась дальше по своим делам, даже не обратив внимания на водителя, который спрашивал о её самочувствии.

В скором времени после этого события эта девушка была на приёме у врача, который обратил внимание на синяк на ноге. В качестве возможной причины девушка назвала инцидент с машиной. Так как формально имело место ДТП, врач сообщил в полицию. Было возбуждено дело, водителя нашли и даже хотели привлечь к ответственности за оставление места аварии. К счастью, ему удалось оправдаться в суде.

Если пострадавший в ДТП умрёт в больнице в течение месяца после аварии, об этом также сообщается в ОВД. Медучреждения не обязаны сверять данные с органами внутренних дел в какой-то определённый срок, но по требованию последних предоставляют все учётные сведения.

Если авария произошла на дорогах необщего пользования

Дороги необщего пользования – это подвид автодороги, разница между ним и дорогами общего пользования – только в том, кто может по ним ездить. Ни ПДД, ни административный регламент ГИБДД не выделяют этот тип автодорог.

Поэтому процесс регистрации ДТП на дорогах необщего пользования не отличается от обычного, с формальной точки зрения, хотя иногда встречается противоположное мнение, в том числе среди автоинспекторов.

Но то, что ДТП на необщих дорогах тоже оформляется, подтверждается и Постановлением Правительства №647 «Об учёте ДТП». Как вы уже знаете, даже владельцы частных дорог, не говоря уже о госорганах, должны сообщать в Госавтоинспекции обо всех авариях на своих дорогах и ежемесячно сверять статистику. То есть аварии на любых дорогах фиксируются как в документах организаций, отвечающих за эти дороги, так и в ГИБДД.

Регистрация ДТП в страховой компании

Как я уже говорил, потерпевший должен уведомить СК о страховом случае при первой возможности. Порядок действий и по ОСАГО, и по каско аналогичный. Большинство страховых компаний предлагает сделать это по телефону. Проще всего найти его на страховом полисе – в штампе страховщика. Телефон СК также можно посмотреть на официальном сайте компании.

При звонке надо быть готовым назвать:

  • Номер полиса и Ф. И. О. страхователя.
  • Дату и место происшествия.
  • Обстоятельства аварии.
  • Сведения о пострадавших (если есть), повреждениях – достаточно общего описания.
  • Информацию о других участниках аварии : наименование страховщика, номер полиса, Ф. И. О. и другое.

Главное – данные страхователя и номер полиса, чтобы страховщик мог сразу завести выплатное дело. Остальное всё равно будет уточнено по документам, которые вы подадите в СК.

При звонке в страховую компанию можно также проконсультироваться по оформлению аварии, заполнения Извещения и дальнейших действиях.

После заведения выплатного дела вам по SMS (как вариант – на email), пришлют его номер.

Телефон регистрации ДТП для Росгосстрах

В качестве примера приведу телефоны СК Росгосстрах – это крупнейший страховщик России по автострахованию. Мало ли какие изменения могут быть внесены, поэтому оставлю здесь ссылку на официальный сайт компании, уотчняйте информацию на нём.

Для звонков с мобильных номеров операторов:

  • Билайн.
  • Мегафон.

Можно воспользоваться бесплатным номером 0530.

Ещё один телефон, звонок на который по России бесплатен: 8-800-200-99-77. Позвонив по нему, вы попадёте в Центр урегулирования убытков, в который и нужно сообщить данные об аварии. В Москве можно звонить по номеру 8-495-926-99-77 также бесплатному.

Если до Центра урегулирования убытков почему-либо дозвониться не можете, воспользуйтесь общими номерами Контакт-центра: 8-800-200-0-900 по России, или 8-495-926-55-55 – по Москве.

Онлайн регистрация ДТП в страховой компании

В последнее время всё большее число людей предпочитает пользоваться интернетом для получения различных услуг. Страховые компании стараются идти в ногу со временем и предлагают специальные онлайн-сервисы для сообщения о страховых случаях.

В случае с автострахованием, правда, такую возможность предлагают, по крайней мере, пока, очень немногие страховщики. Одной из таких СК является Росгосстрах. Воспользоваться услугой можно круглосуточно.

Как зарегистрировать страховой случай на сайте Росгосстраха

Чтобы уведомить СК Росгосстрах о страховом случае по ОСАГО и каско онлайн, необходимо зайти на страницу сервиса .

Сначала надо выбрать тип договора, после чего откроется список вопросов и варианты ответов к ним, по которым страховщик определит, основные особенности вашего дела.

Сайт Росгосстрах для уведомления о ДТП онлайн

В случае если указанные вами обстоятельства не позволяют получить выплату в Росгосстрах, например, появится сообщение на красном фоне и заполнять дальше форму станет невозможным.

Заполнение формы

Если всё в порядке, вам предложат выбрать регион и даты происшествия, удобный для обращения Центр урегулирования убытков (часы работы и расположение на карте можно посмотреть тут же).

Дальше при необходимости нужно отметить обстоятельства аварии (на ходу ли автомобиль, оформлялся ли Европротокол). Потом указываются номер полиса страхования потерпевшего, его паспортные данные, и номер мобильного.

В заключение необходимо поставить галочку в знак согласия с обработкой персональных данных и получением уведомлений. Для продолжения необходимо будет ввести код, который придёт вам в SMS на указанный номер телефона.

На втором шаге необходимо указать данные об участниках происшествия, а потом, ещё раз проверив указанные данные, подтвердить отправку.

  • Не тратьте время на звонок в ГИБДД и ожидание автоинспекторов , если в аварии нет пострадавших, авто после столкновения ходу и все участники ведут себя адекватно. Сразу выполняйте обязанности при ДТП и отправляйтесь на ближайший пост ГАИ или оформляйте Европротокол.
  • При попадании в ДТП сразу позвоните в страховую компанию , особенно если не совсем чётко представляете себе дальнейшие действия.
  • Не забывайте о 5-дневном сроке для обязательного уведомления страховщика о ДТП.

Подведём итоги

  • ДТП регистрируются различными службами и организациями как государственными, так и частными, с различными целями.
  • Дорожные происшествия без пострадавших могут и не регистрироваться в ГИБДД и других госорганах.
  • Каждая организация, имеющая в своём владении автомобили, должна регистрировать аварии с их участием.
  • ДТП – это страховой случай, с точки зрения страховой компании , поэтому обязательно регистрируется.
  • Аварии фиксируются дорожными службами и медучреждениями в пределах их компетенции.

Заключение

Регистрация ДТП – довольно обширное понятие и в зависимости от ситуации может выполняться совершенно по-разному. Самые строгой отчётности требуют аварии, в которых страдают люди.

Если вы хотите что-то уточнить по теме статьи или дополнить – добро пожаловать в комментарии.

А напоследок посмотрите видео-бонус: 5 ненормальных поступков, совершённых из-за компьютерных игр:

П.С.: Фото для статьи взял здесь: drive2.ru/r/alfaromeo/153692. Это Alfa Romeo Brera.

Оформление ДТП без ГИБДД по ОСАГО

В случаях, предусмотренных действующим законодательством, при соблюдении определенных условий возможно оформление ДТП без ГИБДД .

Обстоятельства, которые позволяют это сделать:

  • участниками ДТП стали не более 2 транспортных средств;
  • автогражданская ответственность участников аварии застрахована по ОСАГО;
  • вред причинен исключительно имуществу;
  • участники ДТП пришли к единому мнению относительно обстоятельств происшествия и отразили это в извещении о ДТП;
  • потерпевший согласен с тем, что выплаты по ОСАГО в данном случае составят не более 50 000 руб.;
  • в течение 15 дней стороны должны обратиться каждый в свою страховую компанию.

Итак, факт аварии очевиден. Что нужно делать в первую очередь?

  1. Включите знак аварийной сигнализации и выставьте знак аварийной остановки.
  2. Запишите контактные данные очевидцев ДТП. Далее позвоните в страховую компанию и уведомите о происшествии.
  3. Заполните извещение о ДТП (подробнее см. Как заполнить извещение о ДТП: образец заполнения, схема, скачать бланк?). Оно должно быть у каждого водителя(выдается при оформлении страховки). Только обратите внимание, чтобы извещение было нового образца (должно состоять из 23 пунктов). Проследите за тем, чтобы вторая сторона ДТП расписалась во всех положенных местах.
  4. На месте аварии ничего не платите. Это сделает страховая компания, куда вы принесете все документы и напишите соответствующее заявление.
  5. Обменяйтесь с другим участником ДТП информацией о ваших страховых компаниях и номерах полисов ОСАГО.

В течение 15 дней с момента совершения ДТП вы должны обратиться в страховую компанию со следующими документами:

Заявление;
. извещение о ДТП;
. водительские права;
. ПТС;
. свидетельство о регистрации транспортного средства.

Если результаты оценки удовлетворяют обе стороны, то обговаривается сумма выплат, потерпевший дает свои банковские реквизиты для перечисления денег и ждет.

Если стороны не договорились о сумме выплат по результатам оценки, назначается независимая экспертиза.

Не знаете свои права?

Как составить европротокол при ДТП?

Европротокол — это специальная форма извещения о ДТП, которая заполняется участниками аварии и подтверждает право потерпевшего на получение выплат по ОСАГО.

Но у термина «европротокол» есть еще и другое значение — это способ оформления последствий ДТП без участия полиции.

Европротокол начал действовать в России с 2009 года. В 2013 году были внесены изменения в части выплат. На сегодняшний день сумма, которую может получить потерпевший при оформлении ДТП без ГИБДД, составляет 50 000 руб.

Рассмотрим подводные камни европротокола.

  1. В аварии должны участвовать не более 2 транспортных средств. Здесь стоит обратить внимание на то, что речь идет не о 2 водителях, а о транспорте. То есть если в ДТП участвует легковой автомобиль с прицепом (который зарегистрирован под отдельным номером) и еще один автомобиль, то без ГИБДД уже не обойтись.
  2. Также европротокол неприменим, когда нет непосредственного контакта между автомобилями. Например, один из водителей попытался избежать столкновения и свернул прямо в столб. Тут уж без ГИБДД никак!
  3. Если речь идет о выплатах по ОСАГО, то вопросов нет, а вот если одна из сторон будет рассчитывать на деньги по КАСКО, то тут возникнут проблемы. Дело в том, что страховые компании для предоставления выплат по КАСКО в обязательном порядке требуют справку с места ДТП, которую может составить только ГИБДД.
  4. После ДТП внимательно изучите страховые полисы друг друга; если у второго водителя полис просрочен, а вы являетесь потерпевшим, то выплат вы не получите.
  5. Самый главный документ для получения выплат по европротоколу — извещение о ДТП. Главное, на что нужно обратить внимание, — вина участника ДТП должна быть написана прямо, без оговорок. Например, фраза «вину признаю частично» не поможет при обращении в страховую компанию, и выплату вы можете не получить. Извещение о ДТП не должно содержать никаких исправлений или помарок, иначе его могут не принять.
  6. Как правило, страховые компании довольно настороженно относятся к оформлению ДТП через европротокол. Связано это с участившимися случаями мошенничества среди водителей. Поэтому при рассмотрении представленных документов страховая компания может потребовать осмотра не только автомобиля потерпевшего, но и виновника ДТП. А теперь представьте ситуацию, когда виновник проживает в другом регионе и просто-напросто не может приехать к месту осмотра автомобиля, а страховщик выплату без выполнения этого условия производить отказывается…
  7. При ДТП стоит внимательно все осмотреть и убедиться, что, во-первых, автомобилю действительно нанесены незначительные повреждения, а во-вторых, вашему здоровью не причинен ущерб.

И самое важное; даже европротокол можно оспорить! Для этого необходимо обратиться в суд и указать причину, почему ваша подпись на протоколе недействительна (например, вы были в состоянии сильного волнения, или вашему здоровью причинен вред, о чем стало ясно спустя какое-то время после ДТП).

Как оформить ДТП без ГИБДД по КАСКО?

Как обойтись без участия сотрудников ГИБДД в оформлении ДТП для получения выплат по ОСАГО, мы уже определились. Но как быть, если машина застрахована по КАСКО?

В Правилах о добровольном страховании автомобиля сказано, что для получения выплаты автовладелец обязан предоставить в страховую компанию справку о ДТП, выданную ГИБДД.

Но правомерно ли такое ограничение? Ведь в данном случае получается ситуация, когда оформление ДТП без участия ГИБДД невозможно.

Необходимо внимательно прочитать договор КАСКО. В некоторых случаях страховщики перечисляют варианты, при которых возможно оформление ДТП по европротоколу. Как правило, такие повреждения незначительны. Например, к ним могут относиться: повреждение лакокрасочного покрытия, антенны, зеркал или приборов освещения.

Иногда в договоре может быть прописано условие о том, что застрахованному лицу необязательно обращаться в органы ГИБДД, если размер ущерба не превысит определенную договором сумму. Размер ущерба в таком случае должен определяться водителем «на глаз». А что если небольшая царапина на бампере автомобиля может потребовать замены всего бампера, и ремонт не уложится в оговоренную сумму?

Поэтому в случае КАСКО, дабы не рисковать выплатой, внимательно прочитайте договор или обратитесь за подробным разъяснением в страховую компанию.

В некоторых случаях возможно оформление дорожно-транспортного происшествия без того, чтобы вызвать ГИБДД. Это происходит обычно тогда, когда ущерб от аварии ограничен и последствия не слишком велики.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Правила для такой ситуации выглядят следующим образом:

  1. ДТП произошло с 2 машинами. Если 1 машина въехала в дерево, то такой способ оформления недопустим.
  2. В результате аварии никто не погиб. Ещё одним требованием является то, что ни один из участников происшествия не должен быть ранен.
  3. Повреждение произошло только у транспортных средств тех, кто участвовал в аварии. Другое имущество не должно быть повреждено.
  4. Оба участника аварии должны быть застрахованы. У каждого из них должен быть полис ОСАГО.
  5. Не должно быть разногласий по основным вопросам происшествия. Оба участника должны иметь одинаковое мнение о виновности в данной аварии, о повреждениях транспортных средств и по другим обстоятельствам происшедшего.
  6. Оба участника аварии согласны применить соответствующий порядок оформления.

В некоторых случаях эти условия могут быть выполненными, но тем не менее, оформлять таким образом аварию смысла не будет. Это связано с ограничениями, которые установлены для величины суммы возмещения. Предельная величина составляет здесь 50000 рублей.

Если же гражданская ответственность участников была оформлена ранее 2 августа 2014 года, то эта предельная сумма возмещения уменьшится вдвое и составит 25000 рублей. Но важно заметить, что такие ограничение применяются не во всех случаях. Могут иметь место исключения.

В этих случаях может быть выплачена сумма до 400000 рублей. Это может быть сделано в следующих ситуациях:

  1. Происшествие произошло на территории Москвы и области, Санкт-Петербурга и области.
  2. Гражданская ответственность обоих участников аварии была оформлена после 1 сентября 2014 года.

Участники могут качественно зафиксировать факты, связанные с аварией, для того, чтобы впоследствии предоставить их специалистам страховщика. Для этого нужно использовать технические средства, которые способны обеспечить некорректируемую регистрацию информации.

Выплата страховых вознаграждений сопровождается также и определёнными требованиями по срокам.

Обращение в страховую компанию должно произойти не позднее, чем через 5 суток после происшествия. Техника не должна ремонтироваться в течение 15 суток после аварии для того, чтобы специалисты компании-страховщика могли объективно оценить степень произведённого ущерба.

В последний промежуток не включаются праздничные или выходные дни. При нарушении данных условий может случиться так, что за ущерб придётся заплатить из собственного кармана.

Порядок действий при оформлении

Итак, если случилась авария и есть возможность произвести оформление без приглашения сотрудника ГИБДД, как правильно действовать в такой ситуации:

  1. Если произошло дорожное происшествие, то транспортные средства, которые в нём участвовали, не должны перемещаться.
  2. Включить аварийную сигнализацию.
  3. Обязательным требованием является установка специального знака для обозначения аварийной остановки транспортного средства.
  4. Запрещено перемещать предметы, которые непосредственно относятся к аварии.
  5. Необходимо проверить здоровье тех, кто попал в это дорожное происшествие.
  6. Если причинён вред здоровью, то пострадавшему нужно оказать медицинскую помощь и как можно скорее доставить в больницу. Сразу после этого нужно вернуться на место аварии.
  7. Нужно убедиться в том, что транспортные средства, которые попали в аварию не создают препятствий для дорожного движения. Если всё-таки создают, то нужно зафиксировать их положение (желательно для этого использовать также и видеосъёмку), а сами автомобили убрать с проезжей части.
  8. Далее участники аварии должны определить своё мнение по поводу происшедшего. Если имеются разногласия, то обращаться в полицию всё равно придётся.

Если же нет, то возможны несколько вариантов:

  1. Самый простой вариант в этой ситуации состоит в том, что разногласия не выявлены. О виновнике и сумме ущерба все участники имеют согласованное мнение. Виновник тут же компенсировал причинённый ущерб. Здесь оформление можно не производить, однако, нужно взять расписку о том, что произведённый ущерб компенсирован и потерпевший никаких претензий больше не имеет.
  2. Другая возможная ситуация состоит в следующем. Оформляются документы в соответствии с требованиями ОСАГО. Каждый из участников отправляет данные своей страховой фирме. Протокол не составляется, все расходятся с места происшествия. На этом оформление ДТП закончено.

Заполнение извещения о ДТП

Как мы говорили ранее, в некоторых случаях можно произвести оформление ДТП без вызова сотрудника ГИБДД и даже без обращения за страховкой ОСАГО. Однако, во многих подобных случаях получение страховой выплаты является очень желательным.

Для того, чтобы обратиться к страховой фирме, необходимо выполнить определённые требования:

  1. Нужно заполнить извещение о ДТП на специальном бланке.
  2. Этот документ нужно отправить своей страховой фирме в течение пяти календарных суток с момента аварии.

Бланки для заполнения предоставляются при заключении ОСАГО в количестве 2 экземпляров.

Заполненный бланк выглядит следующим образом (здесь показана основная, лицевая часть документа):


Составление схемы ДТП

Эта схема имеет важное значение для объективного определения обстоятельств аварии. Кто её составляет? Обычно этим человеком является инспектор ГИБДД. В некоторых случаях допустима ситуация, когда такую схему создают участники аварии и вместе с ней прибывают к инспектору для принятия окончательного решения.

Почему важно разбираться в составлении этого документа? В первом случае водителю нужно убедиться, что сотрудник ГИБДД объективно зафиксировал то, что произошло. В случае, если водители сами составили такую схему, может оказаться, что по ней невозможно установить все особенности происшествия.

Может быть и такая ситуация, когда на месте аварии один из участников признал свою вину, а по прибытию к инспектору стал это отрицать. Правильное составление схемы происшествия поможет избегнуть таких проблем. Заметим, что в правилах дорожного движения процедура составления данного документа не определена.

Тем не менее, существуют определённые правила для этого. Рассмотрим более подробно правила создания схемы ДТП:

  1. На первом этапе необходимо зафиксировать те элементы дороги, которые имеют отношение к произошедшему. Изображение проезжей части, тротуара и т. д. должны выполняться с соблюдением масштаба. Если авария произошла за пределами населённого пункта должно быть указано, на каком километре дороги это случилось.
  2. Следующим важным моментом является привязка схемы к ориентирам. Для этого может быть использована, к примеру, стена дома, отдельно стоящее дерево или опора линии электропередачи. Не нужно использовать такие ориентиры, которые со временем могут измениться или исчезнуть (например, дорожные знаки).
  3. Теперь на схему нужно точно нанести дорожную разметку и знаки.
  4. Далее нужно провести детальные замеры элементов дороги и отобразить их на схеме . Отобразить расположение тех транспортных средств, которые участвовали в инциденте. При этом, нужно точно отметить углы, расстояния и аккуратно отобразить их в соответствии с масштабом чертежа.
  5. Обстоятельства столкновения фиксируются со слов участников. Место столкновения обозначается крестиком. Если какое-то обозначение делается с чьих-либо слов, нужно отметить это.

При составлении схемы нужно отобразить всё существенное и при этом не загромоздить её ненужными подробностями.

Оформление европротокола

Расскажем, зачем это нужно. Предположим, вы попали в аварию. Но так получилось, что последствия оказались не трагическими, никто не пострадал. В некоторых случаях разрешается произвести оформление всех необходимых документов для получения страховки прямо на месте без вызова сотрудника ГИБДД.

Выгоды здесь очевидны:

  1. Не создаётся пробка на время ожидания инспектора.
  2. Вопрос решается быстро, без излишних формальностей. Требования ОСАГО при этом являются выполненными.

Должны быть выполнены следующие действия:

  1. Убедитесь, что пострадало 2 автомобиля.
  2. Проверьте, есть ли полис ОСАГО у другого участника аварии.
  3. Договоритесь, кто является виновником аварии.
  4. Нужно сделать несколько подробных фотографий места столкновения и автомобилей.
  5. При наличии свидетелей, зафиксируйте их данные и возьмите их показания.
  6. Извещение о ДТП фактически является тем европротоколом, который необходимо заполнить. Оно представляет собой 3 склеенных листа, которые самокопируются. После заполнения документа они расклеиваются и у каждого листа заполняется обратная сторона. Оба водителя заполняют один документ (3 склееных самокопирующихся листа).

Определение материального ущерба при ДТП

Даже если водитель автомобильно идеально управляет своим транспортным средством, он не гарантирован от получения ущерба. Причиной может быть ошибка другого водителя или какая-нибудь случайность, например.

Важным является умение определить величину полученного материального ущерба.

Он определяется исходя из нескольких важных факторов:

  1. Стоимость замены повреждённых узлов автомобиля.
  2. Восстановительные лакокрасочные работы.
  3. Стоимость проведения ремонтных работ.
  4. Учёт имеющегося износа.
  5. Учёт потери автомобилем товарного вида.

Возможность оформить ДТП по европротоколу удобна. Но при этом, составление соответствующих документов налагает определённую ответственность на участников происшествия.

Еще несколько лет назад все водители знали, что если они попали в дорожное происшествие, то в первую очередь, они должны вызывать сотрудников ГИБДД. Только получив документы о ДТП, пострадавшая сторона могла компенсировать свой ущерб. В настоящее время законодательство существенно изменилось, и теперь многие водители не знают, как правильно вести себя на дороге в случае любого происшествия.

Я тоже не сразу познакомилась с новой законодательной базой. Но после того, как я попала в ДТП, и по привычке пыталась вызвать ГИБДД, мне пришлось узнать, как теперь надо оформлять происшествия без пострадавших. Сотрудники автоинспекции теперь выезжают на место только в определенных случаях. И в этой статье я расскажу вам, как действовать, если вы попали в дорожное происшествие, в котором, к счастью, не оказалось пострадавших.

Совсем недавно с июня 2018 года вступили последние изменения, касающиеся порядка оформления дорожных происшествий. Теперь участники могут обойтись без вызова сотрудников автоинспекции, если их авария будет соответствовать установленным требованиям:

  • стоимость повреждений, причиненных невиновной стороне происшествия, не должна превышать 100 тысяч рублей (так как страховщик максимально может компенсировать только эту сумму без регистрации происшествия сотрудниками ГИБДД);
  • оба водителя должны быть зарегистрированы по ОСАГО, при этом полис должен быть действующим на момент столкновения;
  • при оформлении документов оба участника должны прийти к общему согласию в том, кто из них является виновником произошедшего, а также не иметь разногласий по поводу обстоятельств произошедшего;
  • в аварии не должны пострадать или погибнуть люди;
  • не должен быть причинен вред другому материальному имуществу;
  • в происшествии должно участвовать не более 2 машин.

Это основные требования для тех ситуаций, когда участники могут оформить документы без вызова автоинспектора. Именно от них будет зависеть порядок действий.

Важно знать, что есть одно исключение для жителей Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эти жители включены в специальный пробный проект, который в скором времени должен будет распространиться и на остальные регионы. При наличии у участников аппаратов со спутниковой системой ГЛОНАСС, которая позволяет им зафиксировать свое ДТП и предоставить о нем сведения через спутник, эти люди могут самостоятельно оформить документы при ущербе до 400 тысяч рублей.

Порядок действий без ГИБДД

Если ваша ситуация подходит под условия, которые предусмотрены для самостоятельного оформления происшествия, вы должны действовать в следующей последовательности:

  1. При столкновении с другим транспортным средством необходимо остановиться , заглушить двигатель, включить аварийную сигнализацию и выставить аварийный знак. При его установке надо соблюдать правила. В населенном пункте он должен быть установлен не ближе 15 м, а за его территорией не ближе 30 м.
  2. Выяснить у своих попутчиков, а также у пассажиров другой машины, нужна ли кому-нибудь медицинская помощь .
  3. Если никто не пострадал, то продолжаем действовать по данной инструкции.
  4. Зафиксируйте на фото и видео расположение автомобилей . Обязательно снимайте так, чтобы было понятно, кто в каком направлении двигался, куда пришелся удар при столкновении. Также заснимите дорожную разметку, знаки, месторасположение автомобилей на дороге. Заснимите окружающие дома, чтобы было понятно, относительно чего вы расположены на дороге.
  5. Далее автомобили необходимо убрать с дороги , чтобы не создавать помех другим водителям.
  6. После этого вы должны заполнить извещение о происшествии вместе с другим водителем. По-другому оно называется европротоколом. По своей сути это стандартный бланк извещения страховой компании. Для двух водителей потребуется один экземпляр, состоящий из 2 бланков и инструкции.
  7. При отсутствии европротокола надо составить на обычном листе схему ДТП , а также написать объяснительные от каждого водителя по поводу произошедшего. Впоследствии придется все равно заполнить извещение о ДТП, чтобы получить страховое возмещение.
  8. Если во время заполнения извещения между водителями возникли споры по поводу виновности одного из них, либо по поводу иных обстоятельств, на место происшествия придется вызвать сотрудников ГИБДД .
  9. После заполнения извещения участники происшествия могут разъехаться .

Помните, что заполнять извещение о происшествии нужно только в тех случаях, если один участник собирается обращаться за компенсацией к страховщику. В противном случае данный документ не понадобится. Если стороны смогли договориться и уладить конфликт на месте, то извещение не потребуется. Но лучше оформить письменный документ о том, что никто из водителей не имеет претензий к другому. Он может понадобиться для того, чтобы потом другой участник не смог обвинить вас в том, что вы покинули место происшествия.

Обращение в ГИБДД

Если нет пострадавших, но есть другие условия, при которых обязательно участие сотрудников ГИБДД, то вы должны действовать в следующем порядке:

  1. После выявления этих обстоятельств, вы должны принять решение , можете ли вы сами подъехать на пост ГИБДД, либо необходимо вызвать автоинспектора на место происшествия. Обычно вызывают их только тогда, когда есть спорная ситуация между участниками аварийного события.
  2. Если вы не можете договориться с другим водителем, заснимите все на видео и фото . Обязательно зафиксируйте местоположение обоих транспортных средств, дорожные условия, соседние здания и иные предметы, в относительной близости которых произошло ДТП.
  3. Освободите проезжую часть от своих транспортных средств.
  4. Дождитесь сотрудника ГИБДД и составьте с ним все документ ы. Предъявите ему видео и фотографии. Он должен составить справку о происшествии и вынести постановление о том, кто виновен в данной аварии.
  5. Далее вы должны составить на основании принятого автоинспектором решения извещение страховщику , где обязательно укажите виновника и невиновного.
  6. После этого вы должны получить копии составленных документов сотрудником ГИБДД. Они вам понадобятся для обращения в страховую компанию.

Если спорной ситуации нет, но есть другие обстоятельства для обязательной фиксации происшествия сотрудниками ГИБДД, вы должны составить извещение с другим участником аварии и приехать в ближайшее отделение дорожной автоинспекции. Перед отъездом с места события обязательно сделайте также подробные фото и видео расположения машин на дороге и относительно других зданий.

В отделении правоохранительные органы составят вам справку о происшествии и вынесут постановление. Эти документы в дальнейшем вы предоставите страховой компании.

Советы эксперта по правильному порядку действий вы можете посмотреть в этом видео.

Нюансы

Помните, что страховые компании будут компенсировать ущерб только в пределах, установленных законодательством. Поэтому, если вы не являетесь участником пилотного проекта, вы должны постараться оценить свой ущерб. Если вы не обратитесь в ГИБДД и ваш ущерб будет выше 100 тысяч рублей, то страховщик вам выплатит только эту сумму. Остальное вы должны будете требовать с виновника ДТП.

Если есть сомнения, относительно стоимости ущерба, лучше всегда обращаться в ГИБДД. Они выдадут вам необходимые документы, и вы в любом случае компенсируете причиненный вам ущерб.

Также в этом должен быть заинтересован сам виновник. Так как если страховщик компенсирует не весь материальный ущерб, причиненный им пострадавшему лицу, всю остальную сумму последний сможет взыскать с виновника. Чтобы этого избежать, лучше всегда дополнительно подстраховаться.

Также обязательно проверяйте, действительно ли второй участник имеет страховку ОСАГО. Ее легко проверить на сайте РСА. Потому что при ее отсутствии, вы обязаны фиксировать происшествие с помощью сотрудников ГИБДД, иначе страховщик откажет вам в выплате.