Правила установки шлагбаума на улице. Шлагбаум на придомовой территории

Шлагбаумы уже давно стали привычным атрибутом городской инфраструктуры.

Когда встает вопрос ограничения въезда во двор жилого дома посторонних автомобилей – шлагбаум приносит весомую пользу, ведь он позволяет обеспечить гарантированный участок для парковки. Особенно это актуально в больших городах, где для того чтобы поставить автомобиль в собственном дворе, приходится изрядно покрутиться.

Законна ли установка?

Что касается законности установки шлагбаума, представители пожарных органов однозначно запрещают данную манипуляцию. В Правилах пожарной безопасности есть пункт о том, что проезд к зданию должен быть постоянно свободным. Это подразумевает либо наличие работника, управляющего шлагбаумом, либо необходимо отказаться от установки. Конечно же, вахтеру придется платить заработную плату, а это обойдется в приличную сумму всем жильцам. Также стоит учитывать, что в случае чрезвычайного происшествия пожарная машина без труда преодолеет преграду, сломав шлагбаум. А вот получить компенсацию, если все требования по установке ограничивающего устройства не соблюдены, не представляется возможным.

Есть выбор – незаконная или легальная установка. Если шлагбаум будет находиться на придомовом участке без согласования – это приведет к штрафным санкциям и недешевому демонтажу. Установка в соответствии с законодательными предписаниями сложна и трудоемка, но позволяет избежать многих проблем в дальнейшем.

Какие требования предъявляют к подобным заграждениям?

Если жители дома приняли решение установить ограничивающий шлагбаум, и придомовая территория не сформирована, им следует выполнить следующие требования:

  • Провести собрание собственников с целью принятия решения о формировании придомового участка и проведении его кадастрового учета.
  • Далее следует обращение в соответствующие органы для того чтобы сформировать участок и осуществить его кадастровый учет.

Помимо согласования, есть требования к самой ограничивающей системе:

  • Так, абсолютно каждый житель дома должен быть в состоянии самостоятельно открыть шлагбаум.
  • Также должен быть обеспечен свободный проход всех жильцов дома, в т.ч. проезд с коляской.
  • При собрании жильцов следует выбрать одного ответственного человека, который бы осуществлял контроль за работой устройства и имел ключ, чтобы в случае неисправности можно было отключить шлагбаум и устранить препятствие для въезда во двор.

Шлагбаум не считается объектом капитального строительства, следовательно, разрешение на строительство не нужно.

Важно учесть один момент, так как на сегодняшний день не существует подробного регламентированного описания для установки шлагбаума, есть риск, что городские власти могут выдвинуть дополнительные требования. Поскольку монтаж заграждения во дворе дома относится к дорогим мероприятиям (на сегодняшний день установка самых бюджетных устройств имеет стоимость от 40 тысяч рублей), важно предусмотреть все нюансы и соблюсти все необходимые требования, чтобы в последующем не тратиться на его демонтаж или перенос. Если шлагбаум установлен незаконно, для его устранения нужно обратиться в районную администрацию с жалобой на незаконное устройство. Обращение в органы ГИБДД и МЧС также принесет эффект.

Стоит помнить о том, что ограничители не должны создавать препятствие для выхода на общегородские улицы, а также перегораживать проезды общего пользования. После установки обязательно производится проверка уполномоченными органами, и если будут выявлены нарушения, вносится предписание о демонтаже. Помимо этого, ответственные лица могут понести административное наказание в виде штрафных санкций. В случае, если после предписания шлагбаум не устранили, органы городской власти имеют право обратиться в суд с требованием демонтажа.

Штраф за незаконную установку заграждения варьируется в пределах 1-2 тысяч рублей для физического лица и 10-20 тысяч рублей для юридического.

После выписки штрафа ограничитель въезда на территории должен быть демонтирован.

Какие документы нужны и с кем нужно согласовать работы по монтажу шлагбаума?

Для законного монтажа такой конструкции необходимо неукоснительное соблюдение следующих требований:

  • Более половины жильцов дома должны дать письменное согласие на установку.
  • Установить площадь участка вокруг дома, обратившись в БТИ. Участок, на котором находится жилое здание, считается объектом долевой собственности каждого жителя (ст. 36 ЖК РФ). На этом основании территорию возле дома следует оформить в собственность путем собрания собственников жилья, для чего составляется заявление на формирование придомового участка.
  • После установления прав на придомовую территорию в районной администрации согласовывается право на установку средств управления дорожным движением.
  • Данное право согласовывается также с МЧС, ГИБДД и ЖКХ.
  • Обеспечение круглосуточного беспрепятственного доступа для спецтранспорта. Организовать круглосуточное дежурство охранников или консьержей, есть возможность далеко не в каждом доме, поэтому мы реализовали техническое решение по удаленной диспетчеризации наших шлагбаумов в круглосуточном режиме;
  • Подготовка Технического проекта на установку шлагбаума. Установка и монтаж шлагбаума в условиях мегаполиса имеет свою специфику и требует соответствующей квалификации от сотрудников подрядной организации. Мы гарантируем полное соответствие предлагаемого нами оборудования, а также работ по его установке и монтажу как требованиям заказчиков, так и строительным нормам (ТСН) города Москвы.
  • При успешном прохождении всех вышеприведенных этапов можно смело устанавливать во дворе шлагбаум, поскольку процедура будет проведена в соответствии со всеми законодательными требованиями.

Что касается установки в Москве, городские власти приняли решение об упрощенном порядке согласования.

Чтобы получить разрешение в г. Москва, необходимо:

  • Собрать все необходимые документы в соответствии с приложением к Постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года № 428-ПП.
  • Все документы передаются в районный отдел Совета депутатов.
  • Решение принимается на заседаниях, которые осуществляются, как правило, ежемесячно.
  • Разрешение либо отказ можно получить не позже месяца со дня подачи документов.
  • Решение выдается там же, где осуществлялась подача документов.

Права хозяев жилья в многоквартирном доме сегодня включают в себя и право пользоваться парковкой во дворе для своего автомобиля.

Дворы многоэтажек в больших и малых городах сегодня стали по сути запретной территорией для чужих машин. Все больше и больше дворов закрываются шлагбаумами, чтобы там не парковались посторонние машины.

Естественно, по этому поводу возникают многочисленные споры и конфликты. Ведь проблема парковки сегодня - одна из самых острых для автомобилистов.

Поэтому представляются весьма важными для владельцев машин разъяснения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, которые она дала, разбирая спор о праве на парковку при многоквартирном доме.

Наша история, точнее, конфликт, произошла в Санкт-Петербурге. Там в суд пришел гражданин с претензией к ТСЖ дома, в котором он владеет квартирой. В иске жилец написал, что он свою квартиру сдает. Вместе с ключами от квартиры он отдал арендаторам жилья и пульт от шлагбаума на въезде во двор.

Но ТСЖ этот пульт отключило, так как пользоваться им можно лишь собственникам помещений. Об этом праве поднимать шлагбаум сказано в одном из протоколов общего собрания собственников жилья. Жильцы проголосовали за то, чтобы въезжать чужим машинам можно было лишь по заявке собственника и исключительно через диспетчера.

Местные суды истцу отказали и не стали обязывать ТСЖ включать пульт для арендаторов. Тогда гражданин дошел до Верховного суда. Там спор изучили и решение коллег отменили. Высший суд разъяснил свою позицию так.

Дворы многоэтажек в городах сегодня стали запретной территорией для чужих машин

Райсуд, отказывая жильцу в праве его арендаторам пользоваться его же пультом для проезда своих машин, сказал, что никто не отменял и не признавал недействующим протокол ТСЖ, в котором сказано, кто может поднимать шлагбаум на въезде во двор.

Верховный суд РФ напомнил Гражданский кодекс, в котором говорится про общее имущество собственников квартир. В это общее имущество кроме всего прочего входит также и земельный участок во дворе, который используется под парковку. По закону собственники квартир имеют право требовать устранения нарушения своих прав, даже если эти нарушения не связаны с лишением их владения.

Поэтому, сказал Верховный суд, тот протокол ТСЖ, где решено не пускать арендаторов квартир на стоянку, нарушает права собственников квартир. Потому как препятствует их доступу на общедомовую территорию и лишает возможности ставить транспорт во дворе в любое удобное для них время.

Решение ТСЖ не пускать арендаторов квартир на стоянку нарушает права собственников квартир

Верховный суд РФ подчеркнул - действующим законом не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придворовую территорию на основании решения общего собрания. Блокировка пульта от шлагбаума Верховным судом РФ рассматривается как санкция за нарушение решения общего собрания о порядке пользования участком внутри дома.

Высший суд подчеркнул - тот факт, что порядок пользования стоянкой был утвержден общим собранием и этот протокол никто не признал недействительным, еще не основание для его безусловного применения.

Дело в том, что в Гражданском процессуальном кодексе (статья 11) сказано следующее: если один нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, имеющему большую силу, то применяется последний. То есть тот акт, который сильнее.

Это правило касается не только самих нормативных правовых актов, но и так называемых локальных правовых актов, к которым и относится утвержденный собранием собственников порядок пользования земельным участком во дворе многоэтажного дома.

Проще говоря, протокол ТСЖ считается локальным актом и в спорных случаях надо применять более сильный правовой акт.

В итоге Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила принятые по этому делу решения местных питерских судов и с учетом своих разъяснений велела пересмотреть спор ТСЖ и собственника.

Верховный суд: Установка шлагбаума на въезде во двор не должна нарушать права собственников. Фото: Сергей Михеев

А как у них?

В Германии собственники квартир в многоквартирных домах принимают решение об установке шлагбаума на общем собрании. Каждый собственник затем получает ключ или пульт для открывания шлагбаума, ведущего во двор. Ключ должен быть передан также в местную пожарную команду, которая в Германии осуществляет и первую медицинскую помощь. Для шлагбаумов перед въездом на частные улицы, принадлежащие только владельцам расположенных на ней земельных участков, действуют те же правила. Особого разрешения для установки шлагбаума на частных улицах, парковках или перед въездом во дворы не требуется.

В Японии придомовые шлагбаумы практически не встречаются. Сложно представить, что японцу придет в голову оставить личный автомобиль в неположенном месте, тем более на территории жилого комплекса. Даже на улице бросить машину - не лучшая идея. Через некоторое время на лобовом стекле появится уведомление о необходимости оплатить штраф. Несложные математические подсчеты подскажут, что дешевле было воспользоваться платной стоянкой.

В Испании большинство дворов "спрятаны" внутри зданий, и попасть туда постороннему человеку непросто: необходимо пройти мимо консьержа. Именно пройти, ведь дворы в Испании не предназначены для машин. Свои автомобили жильцы оставляют на подземной парковке, от ворот которой у них есть специальный пульт. Можно припарковаться и на улице, но за это придется заплатить.

Шлагбаум - это заграждение на дороге для проезда на частную территорию машин. Обычно устанавливается перед железнодорожными переездами, на въезде в некоторые государственные учреждения, частную собственность, складские комплексы, частные коммерческие предприятия с собственной территорией, а также во дворах многоэтажных домов.

Установленный шлагбаума во дворе многоэтажного жилого дома

Для чего необходим шлагбаум?

Первоначально шлагбаумы использовались скорее как защитные сооружения для предотвращения прохода врага через определенную улицу. Выглядели они как рогатки с пиками на концах. Петр I постановил, чтобы эти рогатки назывались «шлагбаумами» и были установлены в конце каждой улицы столицы с целью обеспечения правопорядка в городе

Сейчас шлагбаум необходим для тех же целей: предотвращения проезда «чужого» автотранспорта на частную или государственную территорию. Когда речь идет о шлагбауме перед железнодорожным переездом, то там цель та же, но смысл в ином - регулировать проезд транспорта ради сохранения жизни участников движения.

В случае с придомовой территорией шлагбаум необходим для защиты двора от проезда туда посторонних, желающих припарковать свой автомобиль. Эта проблема очень остро стоит перед владельцами жилья в многоэтажках, так как территория рядом со зданием там обычно совсем небольшая и парковочных мест иногда не хватает даже жильцам, если у некоторых собственников по 2 и больше машин.

Правовая база для установки шлагбаума

Нельзя просто по своему желанию устанавливать шлагбаум для того, чтобы закрыть проезд в свой двор. Согласно с 23 статьей Правил пожарной безопасности пожарные бригады должны иметь беспрепятственный подъезд к любым домам, то есть нельзя загораживать проезд к сооружению чем бы то ни было. В то же время пункт 1.5 Правил дорожного движения запрещено самовольная установка шлагбаумов.

Куда необходимо обращаться, чтобы получить разрешение и поставить шлагбаум на дороге к придомовой или частной территории? Для этого необходимо будет получить разрешение сразу в нескольких инстанциях, поэтому очень тщательно готовьте документы или доверьте это профессионалам.

Порядок получения разрешения на установку шлагбаума

  1. Первое место куда вам необходимо будет обратиться - районная администрация. Там нужно будет предоставить все документы касаемо принятия решения об установке заграждения для проезда на территорию двора.
  2. Установить собственность на придомовую территорию в БТИ, а после поделить придомовой участок на паевых правах между собственниками многоэтажки.
  3. Согласование полученного разрешения в Службе пожарного надзора.
  4. Согласование в ГИБДД.
  5. Разрешение от ЖКХ.

В некоторых городах приняты упрощенные процедуры для получения разрешения на установку шлагбаума. Для уточнения процедуры обратитесь в районный отдел Совета депутатов или Исполком вашего рода.

После получения разрешения и полного согласования на установку шлагбаума, можно выполнить это самостоятельно, собственными силами, или обратиться к специализирующимся на этом фирмам.

Особенности установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Что делать и куда обращаться, если вы живете в многоэтажке? Владелец одной из квартир не имеет права закрыть проезд на всю придомовую территорию. Куда обращаться, если вы захотели это сделать? Конечно же, сначала к вашим соседям!

  1. Прежде всего необходимо провести собрание собственников квартир в вашем доме. Если будет достигнуто согласие на то чтобы поставить заграждение, тогда это необходимо оформить как протокол. Даже если на собрании не получилось набрать 51% и более голосов, все равно зафиксируйте это «нет». Оно понадобится вам для повторного рассмотрения вопроса. Вы сможете переговорить с теми, кто против установки и совместного пользования шлагбаума во дворе и переубедить их до следующего голосования.
  2. Следующим этапом будет подготовить бумаги для подачи во всех гос.органы о получении разрешения на установку ограждающего устройства. Сюда относятся: протокол решения собственников многоквартирного дома, проект технической установки шлагбаума и план-схема вашего двора с ним. Все это должно отвечать требованиям противопожарной безопасности и содержать схему подключения электричества, если устройство будет работать от него.
  3. Дальше уполномоченный представитель, которого выбрали на собрании или наняли после него, обращается во все учреждения для получения разрешения на установку шлагбаума во дворе. Куда именно и в каком порядке перечислено в этой статье выше.

В случае если на территории двора многоквартирного дома находятся городские технические службы, необходимо получить их разрешение на закрытие свободного проезда. Это следует сделать до обращения в государственные службы за получением разрешения и приложить согласие от тех служб к другим бумагам.

Если шлагбаум будет закрывать проезд на территорию сразу нескольких зданий, тогда для согласования необходимо будет согласие или протокол собрания жильцов с согласием всех заинтересованных владельцев. При их отсутствии вы не получите разрешения. Если же такая ошибка произойдет, разрешение будет подписано и вы поставите шлагбаум, но поступит жалоба от жильцов соседнего здания или работников гос.учреждения, тогда может быть принято решения о сносе заградительного сооружения. Ни о какой компенсации владельцам в этом случае речь не идет. Лучше учесть всех заинтересованных лиц и предложить совместное пользование шлагбаумом на этапе обсуждения возможности возведения заградительного сооружения.

Администрация города для благоустройства территорий может изменять расположение ограждающих устройств и сооружений. Это права города и в случае, если ваш шлагбаум окажется помехой для подобных работ, его демонтируют за счет городского бюджета. При этом также компенсируют затраты собственников на приобретение и установку шлагбаума. Это производится согласно предоставленным чекам. Жаловаться на подобные действия бессмысленно. Однако, вы можете подать прошение с альтернативным планом благоустройства. Возможно, будут внесены изменения и шлагбаум не будет снесен.

Последствия незаконной установки шлагбаума

Нередки случаи установки шлагбаума, когда на руках нет разрешающих документов. Если будет написана жалоба и установлено, что заградительное сооружение было воздвигнуто самовольно, тогда согласно с законом будет наложен штраф и выдвинуто требования о сносе шлагбаума с дороги.

Городские службы могут узнать о самовольно воздвигнутом шлагбауме и без жалоб. В том случае, если это будет замечено и проверено кем-то из чиновников или работников службы, с которыми необходимо согласования разрешения. Подобные проверки улиц и дворов регулярно проводятся Гос.инспекцией по недвижимости. Независимо от того как узнают о неправомерном закрытие проезда, размер штрафа остается неизменным:

  • до 2000 рублей для частных лиц;
  • от 7000 до 10000 рублей для должностных лиц;
  • 120 - 150 тысяч рублей для юридических лиц.

Незаконная установка шлагбаума - это глупая мера, которая будет стоить гораздо больше, чем выплата штрафа, так как снос заградительного устройства будет производиться за счет его владельца или владельцев.

В случае если на территории с загороженным шлагбаумом проездом, произойдет пожар, а доступ для спасательной службы не будет открыт своевременно, пожарная бригада вправе снести шлагбаум. Жаловаться бессмысленно - никакая компенсация за причиненный ущерб не предусмотрена. Если же окажется, что проезд к придомовой территории был закрыт незаконно, тогда ждите дополнительно штраф. Нормы пожарной безопасности предусматривают беспрепятственный доступ к любым зданиям и домам. Для обеспечения этого после установки шлагбаума можно сделать следующее:

  • подключить шлагбаум к круглосуточному пункту охраны или консьерж-сервису;
  • поставить будку для вахтера куда будет подсоединено управление шлагбаумом. Вахта должна нестись круглосуточно;
  • заключить договор с компанией по удаленному обслуживанию заградительных устройств. Возможно, их предоставляет служба, которая устанавливала ваш шлагбаум;
  • предоставление электронных брелков для служб экстренного реагирования.

Никто не регламентирует какой способ для круглосуточного обслуживания шлагбаума вы выберете, но учитывая большие затраты на его покупку и установку, не следует рисковать отсутствием контроля за его исправной работой.

Многие жители Краснодара сталкивались с проблемой невозможности проезда, а в иных случаях и прохода по территории жилых комплексов или отдельных многоквартирных домов. И дело даже не в том, что, как правило, все пространство заставлено автомобилями жильцов дома (что, в принципе, тоже ненормально, но и неизбежно), а в том, что проезд попросту перегорожен: в лучшем случае шлагбаумом, в худшем — бетонными блоками или чем-то еще.

Шлагбаум — норма для частной собственности или предприятий с особым пропускным контролем. Но как регулируется его установка на придомовой территории в описанных случаях?

С точки зрения жильцов многоквартирных домов, которые по вечерам наматывают круги, чтобы припарковать свой автомобиль у своего же дома, установка шлагбаума — выход из положения, позволяющий избавиться от «посторонних» автомобилей. Да и вообще, психология человека заставляет действовать его таким образом, чтобы оградить от посторонних свою зону комфорта, коей в данном случае является автомобиль, двор, детская площадка.

Реакция других жителей условного микрорайона, как правило, противоположна. Шлагбаум установлен — свобода ограничена. В Конституции, например, прямо говорится о свободе передвижения, многие даже знают номер соответствующей статьи (статья 27 Конституции РФ). И действительно, дело тут не в точке зрения, а в законе.

Кто, где и на каких условиях может установить шлагбаум

С 2004 года в России действует Федеральный закон № 189 и Жилищный кодекс, полномочия которого определены Федеральным документом. Статья 36 второго объясняет практически все хитросплетения с установкой и демонтажом таких препятствий. Устанавливать какие-либо объекты может только собственник на своей территории. И именно Жилищным кодексом определяется процесс передачи придомовой территории в собственность жильцов жилых комплексов и отдельных многоквартирных домов.

Жильцы дома имеют право:
— коллективным решением обозначить границы придомовой территории;
— проголосовать;
— направить в административные органы документ с решением, принятым большинством голосов (51% и более);
— дождаться решения кадастровых органов администрации.

Если решение положительное, то за жителями («дольщиками») закрепляются и подтверждаются кадастровые границы участка согласно статье 26 Федерального закона № 122. Вот теперь они имеют полное право проголосовать за установку шлагбаума.

О чем нужно знать перед началом работ

Если не менее двух третей от общего числа жильцов согласно пунктам 1-3.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ проголосовало за, можно приступить к монтажу искусственного препятствия согласно, опять же, исключительно техническим требованиям к установке. На данном этапе желательно привлечь специалиста в области благоустройства территорий, потому что требований, которые нужно при этом соблюдать, довольно много.

«В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение об установке ограждений земельного участка, установке шлагбаума необходимо принимать на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем необходимо отметить, что установка ограждения или шлагбаума не должна противоречить действующим градостроительным и противопожарным нормам и правилам. Также элементы ограждения не могут размещаться на межквартальных проездах.
Преграждение проезда во двор возможно при организации круглосуточного дежурства охранника у шлагбаума или иного оповещения для обеспечения свободного доступа пожарных машин и спецтранспорта медицинских служб скорой помощи.
Порядок оплаты за эксплуатацию средств ограждения определяется на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома », — прокомментировали порталу Юга.ру в администрации города Краснодара.

Чтобы установить искусственное препятствие в виде шлагбаума или иного заграждения, нужно:
— составить техническую документацию объекта;
— утвердить смету на установку объекта, зафиксировав в протоколе собрания жильцов;
— направить протокол собрания жильцов с указанием технической документации и подробной схемы участка на одобрение в администрацию города, орган ЖКХ, МЧС и ГИБДД.

После одобрения всех без исключения вышеупомянутых структур можно приступать к монтажу.

Установили. Теперь можно документально подтвердить законность перекрытия территории. К сожалению или к счастью для остальных жителей микрорайона, этот шлагбаум будет стоять, а посягательства на него будут преследоваться по закону.

МЧС вправе отказать в установке шлагбаума по статье 23 правил пожарной безопасности, которая гласит: «Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям… должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенным от снега и льда». Как правило, именно эта статья является аргументом в отказе установки препятствия, а также базой для жалоб граждан на сооружения в виде шлагбаумов.

Недовольные наличием шлагбаума граждане имеют право потребовать у «огородившихся» документы на право его установки, а именно:
— выписку из кадастровых документов о конкретном участке земли;
— протокол собрания жильцов о принятии решения установить шлагбаум;
технические документы на объект;
разрешительные документы на установку от администрации города, ЖКХ, МЧС и ГИБДД.
Если даже одного из этих документов нет в наличии, желающие имеют право обратиться в соответствующие органы с требованием устранить искусственное препятствие.

Даже если объект установлен законно, зачастую в процессе его эксплуатации происходят изменения, преобразования, всевозможные «мутации». Чтобы предотвратить в общем справедливые возможные претензии, нужно знать и исполнять следующее:

  • объект не должен препятствовать проникновению на огороженную территорию инвалидов-колясочников, велосипедистов, детских колясок;
  • объект должен в любое время суток обеспечить беспрепятственное проникновение специальной техники пожарной, медицинской, газовой и жилищно-коммунальной служб;
  • объект должен быть оснащен необходимыми элементами защиты пешеходов и имущества, то есть не наносить вреда при срабатывании.

Граждане, принявшие решение отгородиться от мира, должны понимать, что, например, при наличии препятствия проезду противопожарной техники, транспорта полиции или медицинских служб сотрудники вправе устранить препятствие любыми подручными средствами без уведомления собственника, то есть снести шлагбаум (как правило, за несколько секунд срезается «болгаркой»). Возмещать ущерб при этом никто не обязан. Мало того, если при сносе шлагбаум повредит имущество служб или повлияет на действия служб на месте прибытия, они, будьте уверены, воспользуются возможностью подать судебный иск с требованием возмещения ущерба. А бампер пожарного КамАЗа — не самая дешевая вещь в мире запасных частей. Что уж говорить о машинах скорой помощи или полиции.

Сегодня никого не удивляет наличие шлагбаума при въезде на придомовую территорию многоэтажки. Он является преградой на пути посторонних авто, обеспечивая жильцам место для парковки машин.

Как установить шлагбаум во дворе жилого дома по правилам в России: порядок действий и список документов. Что делать, если жилец многоквартирного дома против установки шлагбаума во дворе?

Закон об установке шлагбаума во дворе многоквартирного дома в России

Проблема свободных парковочных мест в крупных городах ощущается особо остро. Кроме того, за парковку автомобиля необходимо заплатить.

Владельцы машин решают данный вопрос по-своему – оставляют транспортное средство в ближайших дворах. Неудивительно, что жители, лишенные возможности ставить личные авто в собственных дворах, устанавливают шлагбаумы, ограничивающие въезд «чужакам». И делают это на вполне законных основаниях, если не пытаются самоуправствовать, а выбирают правильный путь.

Федеральным законом №189 (статья 16), действующим с 2004 года, и Жилищным кодексом РФ (статья 36) предусматривается передача придомовой территории в собственность жильцам многоквартирного дома – вариант долевого владения.

Что это означает при наличии коллективного решения жильцов:

  1. Использование всех объектов, находящихся на данном участке.
  2. Проведение работ по благоустройству участка.
  3. Осуществление защиты территории, включая установку шлагбаума, и так далее.

Таким образом, правильное оформление собственности дает право владельцу (в лице жилищного кооператива) благоустраивать и защищать территорию, прилегающую к многоэтажке. Главное - не вступать в противоречия с законом. Правильней привлечь опытного юриста для уточнения всех законодательных нюансов, дабы не пришлось убирать уже установленную преграду.

К слову, с 2013 года в столице действует Постановление Московского правительства, регламентирующее установку каких-либо искусственных преград на придомовых участках. В этом специальном документе прописаны все аспекты данного вопроса, начиная с дат, сроков принятия решения, нюансов согласования, и заканчивая порядком монтажных работ, возможными причинами отказа и прочими тонкостями.

Правила и порядок установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Законный путь установки оградительного устройства для въезда во двор подразумевает следующий порядок действий, состоящий из следующих основных пунктов:

1. Юридическое оформление долевого владения придомовым участком:

  1. Собираются жильцы многоэтажки.
  2. Собранием принимается решение (большинством голосом): сформировать участок земли, на котором расположено многоквартирное строение, и зарегистрировать его в кадастре.
  3. В госорганы направляется соответствующая бумага, где отражено решение собрания.

Иными словами, на основании письменного согласия жильцов устанавливается площадь указанной территории, ее границы закрепляются в кадастре за владельцем, представленным долевыми собственниками (согласно статье 26, ФЗ№122).

2. Проводится собрание долевых собственников, которое также принимает ряд решений:

  1. Установить шлагбаум.
  2. Ввести его в эксплуатацию.

Указанные выше решения оформляются протоколом и принимаются большинством голосом. Теоретически достаточно 51%, на практике 70% жильцов должны проголосовать «за». В этом случае проще улаживать возможные конфликты с противниками установки шлагбаума.

3. Далее утверждается смета на монтаж оборудования определенной модели с соответствующими техническими характеристиками

Эти данные также фиксируются в протоколе.

В муниципалитет подается заявление на монтаж ограждающего устройства. К документу прилагается протокол с технической документацией (проектом ограды) и разрешения от специальных организаций (ГИБДД и пожарников).

При получении положительного решения можно приступать к монтажным работам.

По каким же правилам устанавливается шлагбаум на территории дворов?

Их не так много, но нарушение любого может стать поводом для демонтажа заграждения:

  1. Шлагбаум не должен является препятствием для прохода человека. Важно учитывать все категории пешеходов, к которой причисляются родители с малышами, сидящими в колясках, велосипедисты, инвалиды-колясочники и прочие.
  2. К обязательному условию относится обеспечение беспрепятственного въезда на территорию дома транспорта пожарной, медицинской, газовой и прочих организаций из категории срочные службы.
  3. Важна легкость материала, из которого сделана стрела – ключевой элемент шлагбаума. Это действительно играет значимую роль на случай механического открытия преграды при возникновении такой надобности.
  4. Оснащение устройства элементами, обеспечивающими безопасность эксплуатации. Например, такими, которые способны блокировать оборудование, если под стрелой находится человек либо иной объект.
  5. Бетонируется основание для монтажа стойки и держателя стрелы. Это обеспечивает устойчивость конструкции, а, следовательно, ее надежность при эксплуатации.

Напоминаем: местом расположения искусственного ограждения может быть только участок, принадлежащий многоэтажке.

Документы, необходимые для установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Законным основанием на установку искусственного ограждения на придомовом участке служит пакет бумаг, состоящий из:

  1. Документа, подтверждающего долевую собственность владельцев квартир на территорию, прилегающую к дому.
  2. Справки (выписки из кадастра), отражающей полную информацию о данном участке земли.
  3. Протокола собрания, на котором принималось решение о монтаже шлагбаума.
  4. Техдокументации на оборудование.
  5. Разрешений, выданных: районной администрацией, ЖКХ, пожарным надзором и ГИБДД.

Шлагбаумы не входят в число капитальных объектов, поэтому разрешительные документы на его строительство не требуются.

Однако есть другие нюансы. Необходимы доказательства того факта, что территория многоэтажки не является частью сквозной дороги .

Если придомовой участок просто прилегает к дому и не затрудняет сквозной проезд, сложностей с оформлением не будет – нет нарушений правил ДД, в частности статьи 15.

Согласование установки шлагбаума с пожарной охраной во дворе многоквартирного дома

Получение разрешения на монтаж шлагбаума от пожарной службы – дело сложное, но важное. Заниматься этим вопросом лучше до начала монтажных работ , чтобы в будущем ничего не переделывать и не вступать в конфликт с данной организацией.

Единственное требование представителей пожарной структуры к любым ограждающим конструкциям – обеспечение беспрепятственного въезда пожарных машин на территорию двора . Если ограда не соответствует этому условию, она признается незаконной. В качестве аргументов отказа – правила ППБ.

Вот почему необходимо доказать постоянную готовность шлагбаума к открыванию для пропуска машин МЧС.

Как это сделать?

Предлагается два проверенных варианта:

  1. Нанять нескольких охранников, в обязанности которых будет входить пропуск транспорта, относящегося к срочным службам. Метод отличается надежностью, хотя и не является самым бюджетным. Не всем жильцам по карману содержание таких работников.
  2. Установить систему видеонаблюдения с выводом сигнала на круглосуточно работающую диспетчерскую. Здесь все будет гораздо проще – проезд откроется в любой час. Для этого диспетчеру нужно лишь нажать на кнопку.