Классификация маломерных судов в рф. Новое понятие маломерного судна

Исходя из конструкционных особенностей, маломерные суда распределяются по категориям следующим образом:

D- категория- маломерные суда, сконструированные для плавания в закрытых водоемах и которые можно использовать только на реках, в прибрежных водах и озерах при силе ветра до 4 баллов и высоте волны до 0,3-0,5 метров.

Список необходимого оборудования для маломерных судов

Требования к оборудованию маломерных судов зависят от категории судна и приведены в нижеследующей таблице:

Название оборудования

A B C D
Спасательный круг** или спасательный линь + + + +
Спасательный плот** + +
Спасательный жилет 150 N** + +
Спасательный жилет 100 N** + +
Ремень безопасности для каждого члена экипажа (P) + + +
3 красных фальшвеера** + + +
3 красных ракеты** + +
2 огнетушителя**и 1 противопожарное покрывало** + +
1 огнетушитель** и 1 противопожарное покрывало ** +
1 противопожарное покрывало * +
Помпа + +
Помпа или черпак + +
Компас + + + +
Бортовые огни в соответствии с предписаниями и инструкций по безопасности и предотвращению столкновений судов (COLREG) + + + +
GPS или навигационная карта с навигационным оборудованием + + +
2 якоря с якорными концами + +
1 якорь с якорным концом + +
Буксировочный тросс + + + +
Багор + + +
Водостойкий фонарь + + + +
Аптечка для оказания первой медецинской помощи + + +
Свисток или другой звуковой сигнал + + + +
Радиолокатор + +
Эхалот + + +
Аварийное рулевое устройство + +
Аварийный набор (пластырь, затычки) + +
Линь 15–25 m + + +
Бинокль + + +
Контейнер для сбора мусора и отходов + + + +
Дрейфeующий якорь + +

Пояснения:

Как выбрать лодку?

Вы должны учитывать некоторые моменты: если вам необходим тендер для вашей яхты или моторной лодки, убедитесь, что вы точно знаете максимальные размеры тендера, подходящего для вашей яхты, а также степень максимальной загрузки тендера.

Размер лодки напрямую зависит от максимальной мощности двигателя и от максимальной загрузки лодки пассажирами.

Если вы собираетесь использовать свою лодку для буксировки лыжника, то она должна быть оборудована двигателем мощностью, по крайней мере, 25л.с.

В большинстве случаев максимальное количество перевозимых пассажиров указано в технической спецификации лодки, но число реальных мест для сидения в лодке отличается. Сначала решите, какое количество людей вы собираетесь перевозить на вашей лодке, а затем удостоверьтесь каково реальное количество мест, находящихся в лодке. Посмотрите на сравнительную таблицу ниже и найдите модель, которая является самой близкой к вашим потребностям.

Существует несколько десятков типов малых судов, предназначенных как для выполнения
народнохозяйственных задач, так и для отдыха и занятий водно-моторным, воднолыжным,
парусным и гребным спортом широких кругов населения. Чтобы научиться грамотно оценивать
те или иные качества этих судов, необходима четкая их классификация по основным
эксплуатационным и конструктивным признакам.

Одним из главных эксплуатационных
признаков судов является назначение. В зависимости от этого они подразделяются на суда,
предназначенные для народного хозяйства (они, в свою очередь, делятся на разъездные, спасательные
, лоцманские, гидрографические, лесосплавные и т. п.), спортивные (гоночные) суда,
прогулочные, туристские, для любительской рыбной ловли или охоты, хозяйственные - для нужд
сельских жителей.

Коротко рассмотрим специфические требования, предъявляемые к каждой
перечисленной группе малых судов.

Отличительным признаком спортивного или гоночного
судна является возможность отнести его к тому или иному классу, установленному спортивной
классификацией. В нашей стране, например, пользуются популярностью спортивные моторные лодки
классов SB-350 и SC-500. (Цифры в обозначениях этих классов соответствуют предельному рабочему
объему цилиндров подвесного мотора, измеряемому в кубических сантиметрах, который можно
устанавливать на этих лодках.) Кроме того, существуют правила постройки, которые регламентируют
ряд конструктивных размеров корпуса мотолодок, запрещают использование несущих аэродинамических
поверхностей и т.п. Эти ограничения направлены как на обеспечение безопасности участников
соревнований, так и на то, чтобы каждый из них имел по возможности равные шансы на успех,
не получал бы преимущества за счет таких технических данных, как значительный избыток мощности
и экстремальность конструкции.

Основным качеством спортивного (гоночного) судна является
высокая скорость, которую оно развивает при определенных условиях на акватории гонок.
Мореходность таких судов обычно ограничена, не говоря уже о комфортабельности. Исключение
составляют лишь крейсерско-гоночные яхты, которые используются для длительных соревнований
в открытом море; они обладают соответствующими мореходными качествами и обитаемостью.

Прогулочные суда используются для кратковременных плаваний, продолжительность которых обычно не
превышает двух дней. Пассажировместимость таких лодок - от двух до шести человек; для их
размещения судно должно иметь достаточно удобный и просторный кокпит. От непогоды экипаж
защищает съемный складной или жесткий тент (в зарубежной терминологии - хардтоп) либо небольшая
рубка-убежище, оборудованная в носовой части судна. На моторных прогулочных судах предусматривается
лишь минимальный запас горючего, рассчитанный на 100-120 км пути.

Гребные прогулочные лодки
нередко используются и для туризма, причем из-за необходимости размещения палатки, походного
снаряжения и запасов число людей на борту ограничивается.

Туристские суда предназначены для
совершения более или менее продолжительных плаваний и должны обладать, помимо требуемой обитаемости,
мореходными качествами, соответствующими метеорологическим условиям на акватории маршрута плавания.
К этой категории судов могут быть отнесены как разборные байдарки и каноэ, служащие лишь средством
передвижения по воде, так и мореходные крейсерские яхты, обитаемость которых предусматривает
автономное и комфортабельное пребывание на борту экипажа в течение многих дней, а иногда и месяцев.

К лодкам для любительской рыбной ловли может быть отнесен довольно широкий ряд судов, начиная с
одноместных надувных и разборных лодок и кончая быстроходными мотолодками, на которых жители
больших городов выезжают на рыбалку за 50-100 км от городской черты. В последнем случае важно,
чтобы лодка обладала достаточно высокой скоростью и необходимыми мореходными качествами - тогда
путь к облюбованному месту рыбалки не занимает много времени и гарантируется возвращение домой при
ухудшении погоды.

Важным свойством малых судов, предназначенных для охоты, является высокая проходимость в условиях
мелководья и тростниковых зарослей, возможность их легкой маскировки. В ряде случаев предпочтение
отдается транспортабельности, позволяющей пользоваться определенными видами транспорта - от
рейсового автобуса до легкового автомобиля - для доставки лодки на какое-либо изолированное озеро.
И для рыболовных, и для охотничьих лодок важна возможность бесшумного передвижения - будь то
весла, подвесной электромотор и т.п.

Наконец, немало малых судов используется населением, особенно в сельской местности, для
хозяйственных разъездов, перевозки сена, различных сельхозпродуктов, дров, а также мелкого скота.
Для таких лодок первостепенное значение имеют достаточная грузоподъемность и вместимость, высокая
остойчивость, надежность и экономичность двигателя. На них не требуется комфортабельных сидений,
ветрового стекла и даже тента. Одним из оптимальных вариантов являются моторизованные лодки
местных типов, хорошо приспособленные к конкретным условиям акватории.

В отдельный тип судов можно выделить плавучие дачи - комфортабельные плавучие сооружения,
приспособленные для длительного отдыха на них в режиме стоянки у берега и небольших переходов при
благоприятных условиях на акватории. Иногда плавдачи бывают несамоходными и буксируются к месту
стоянки другим судном. Как правило, суда этого типа имеют помещения высотой в полный рост
человека, оборудуются открытой площадкой - солярием, и обладают малой осадкой.

В зависимости от способа движения и типа двигательной установки малые суда делят на моторные
суда - мотолодки, снабженные подвесными моторами, и катера - суда со стационарными двигателями;
гребные суда; парусные; суда с комбинированными способами движения - парусно - моторные, парусно
- гребные и гребно - моторные. Несамоходные - буксируемые суда используют в основном в качестве
плавучих дач, причалов, для перевозки больших партий грузов и т. п.

По типу движителя, т.е. устройства, непосредственно преобразующего вращающий момент двигателя в
силу - упор, двигающую судно вперед, различают моторные суда с гребным винтом (винтовые), с
воздушным винтом, с водометным движителем и реже - с гребными колесами.

Заметим, что парус и весла также являются движителями, преобразующими первый - энергию ветра,
а вторые - мускульную силу человека в упор.

По характеру движения малые суда бывают водоизмещающими, т.е. плавающими с относительно небольшой
скоростью, когда судно удерживается близ поверхности воды благодаря статической силе поддержания;
глиссирующими, поддерживаемыми при движении гидродинамическими силами, действующими на днище;
судами на подводных крыльях (СПК), гидродинамические силы на которых приподнимают судно над
водой; судами на воздушной подушке (СВП) и с аэродинамической разгрузкой (экранопланами).
Различают еще суда переходного режима, у которых действуют оба рода сил поддержания - статические
и гидродинамические.

По району плавания малые суда, поднадзорные навигационно-техническим инспекциям по маломерному
флоту, классифицируют в зависимости от минимальной высоты надводного борта, допустимой высоты
волны на акватории и удаления от берега (табл. 1). В исключительных случаях отдельные суда могут
выпускаться в плавание на волнении до 5 баллов и в район, отличный от заданного таблицей.

Таблица 1



























Класс судна

Минимальный надводный борт

Состояние моря, балл

Высота волны, м

Удаление от берега, м

Первый

250

до 1

0,50

1000

Второй

350

до 2

0,75

3000

Третий

600

до 3

1,25

6000

Суда, поднадзорные Речному Регистру, в зависимости от района плавания подразделяются на четыре
класса: М, О, Р и Л. Суда класса М рассчитаны для плавания в условиях, приближенных к морским
- при волне высотой до 3 ми длиной 40 м. Это устья больших рек - Северной Двины, Оби, Енисея;
морские заливы; озера типа Ладожского и Онежского. Судам этого класса разрешается выход в
плавание при силе ветра не выше 6 баллов по шкале Бофорта.

Суда класса O допускаются к плаванию в озерных условиях при высоте волны до 2 м и длине до 20 м,
например, в восточной части Финского залива, Рыбинском и Цимлянском водохранилищах, Днепро -
Бугском лимане, Куршском заливе и т. п.

Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1,2 ми длиной 12,5 м в условиях крупных
рек типа Волги, Дона, озер средних размеров (Чудское, Ильмень, Иваньковское водохранилище). Выход
в плавание в озера допускается при силе ветра не более 6 баллов по шкале Бофорта.

Суда класса Л допускаются к плаванию на малых реках и озерах только при незначительном волнении.

Суда, допускаемые к плаванию в море, подразделяются в зависимости от района плавания на суда
неограниченного (океанского) плавания, морские, суда прибрежного морского плавания, рейдовые и
портовые.

Район плавания каждого судна в зависимости от организации, осуществляющей контроль за его
техническим состоянием и безопасностью эксплуатации, устанавливается Регистром РФ, Речным Регистром,
навигационно - техническими инспекциями по маломерному флоту или технической комиссией федерации
парусного спорта РФ.

По конструкции малые суда могут быть открытого (беспалубного) типа, частично запалубленными и
палубными.

При наличии каюты различают суда с рубками убежищами, имеющими минимальные размерения каюты;
суда с палубными надстройками, простирающимися от борта до борта (чаще всего - с носовой
надстройкой -баком) и суда с рубками (когда поперечные стенки не доводятся до бортов судна).
Крупные яхты, не имеющие рубок и надстроек, называют гладкопалубными.

В зависимости от основного материала корпуса малые суда могут быть металлическими (стальными или
из легкого алюминиевого сплава), деревянными (фанерными, шпоновыми), пластмассовыми (включая
стеклопластик, полиэтилен и другие термопластичные материалы), армоцементными и изготовленными из
прорезиненной ткани. Если корпус построен из различных материалов (например, с деревянной
обшивкой по стальному набору), то говорят, что судно имеет композитную конструкцию.

По конструкции корпуса малые суда бывают надувными, жесткими неразборными и разборными. В свою
очередь среди судов разборной конструкции различают суда секционные, складные, с мягкой обшивкой
и комбинированного типа (например, с жестким днищем и бортами из ткани; с разборным каркасом и
надувными бортами и т.п.).

Малые суда могут иметь самые разнообразные обводы, благодаря которым они наилучшим образом
приспосабливаются к условиям эксплуатации. По форме мидель-шпангоута различают круглоскулые и
остроскулые суда. В первом случае переход днища в борта выполняется по плавной кривой, во втором
- имеется угол, ясно выраженная острая кромка - скула. В ряде случаев корпуса судов могут иметь
комбинированные обводы, например, в носовой оконечности для достижения высоких мореходных качеств
применяют круглоскулые обводы, а в кормовой для повышения остойчивости или снижения ходового
дифферента - обводы с острой скулой.

По форме носовой оконечности различают суда с острым форштевнем, с носовым транцем, с санными
образованиями.

По форме кормы различают суда с транцем, с вельботной (острой) кормой, с крейсерской кормой, с
кормовым подзором и с тоннельными обводами кормы.

Остроскулые глиссирующие корпуса отличаются широким разнообразием различных типов обводов это
плоско - и изогнуто - килеватые обводы, моногедрон, с бортовыми спонсонами, тримараны, морские
сани и т.п. Отдельную группу составляют двухкорпусные суда-катамараны. Иногда глиссирующие
моторные суда этого типа называют тоннельными.

Самоходные - это суда приводимые в движение механическими установками.

Несамоходные - всевозможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда (пантоны, дебаркадеры и т. д.).

2. По назначению

Транспортные суда - катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее чем 12 человек*. Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.

Судовые шлюпки подразделяются па спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строятся в соответствии со специальными международными или национальными правилами, служат для спасения команды и пассажиров при аварии с судами, а рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.

Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и двигатели гоночных судов конструируются с расчетом достижения максимальной, часто кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по специальной спортивной классификации.

Суда индивидуального пользования (любительские), служащие для культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов. От всего числа маломерных судов, судов индивидуального пользования насчитывается более 90%- Они служат главным образом для активного отдыха трудящихся на воде (дальних и ближних туристических путешествий, прогулок, связанных с посещением новых мест, рыбной ловли, охоты и т. п.) и для других транспортных и хозяйственных нужд населения.

Маломерные суда индивидуального пользования могут принадлежать как организациям, так и отдельным гражданам. Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных марок и систем с разнообразным режимом эксплуатации, самые разнообразные габариты, обводы и прочность корпусов.

Основными судами этой группы являются катера и мотолодки с подвесными моторами для прогулок (прогулочные суда), рыбной ловли, охоты, отдыха, туристских походов и т.д.

3. По району плавания

Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в открытом море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет сегодня, завтра, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д.

Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание на реке в межень отличается от плавания в половодье; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с изменениями района, где происходит движение судна, может вызвать изменение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении.

Сильное волнение поверхности воды может резко уменьшить динамические или статические навигационные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденное осложнение.

Суда могут подразделяться на морские, озерные, речные. У судов, выходящих в открытые водные пространства, должна быть хорошая мореходность, а у судов, плавающих на малых реках, - минимальная осадка.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, техническое состояние которых контролируется Регистром СССР и Речным Регистром РСФСР, в зависимости от конструктивных данных судов, их прочности, оборудования, снабжения, мореходных качеств и технического состояния разделяются на классы, не зависящие от главных линейных размерений судна.

Внутренние судоходные пути - реки, озера, водохранилища - разделяются Речным Регистром в зависимости от районов, где могут плавать поднадзорные Речному Регистру суда, на четыре разряда: М, О, Р, Л. Соответственно подразделяются по этим же классам(М, О, Р, Л) суда, поднадзорные Речному Регистру.

Суда класса М рассчитаны для плавания на больших глубинах, при наличии волн высотой 3м и длиной 40м. Условия - приближенные к морским. Это суда с повышенной прочностью корпуса и хорошими навигационными качествами, т. е. с увеличенной плавучестью, остойчивостью и т. д.

К разряду М относятся: устье реки Северной Двины и выход в Белое море до Архангельского плавучего маяка; Обская губа от Нового порта до о. Шокольского и Тазовская губа; Енисейский залив от Усть-Порта до о. Диксон и Гыданская губа, восточная часть Финского залива - от Кронштадта до Выборга; Печорский залив от Нарьян-Мара до островов Гуляевской кошки; Амурский лиман ниже г. Николаевска-на-Амуре, а также озера Ладожское, Онежское, Байкал, Иссык-Куль и Аральское море.

Судам класса М, плавающим в бассейнах: Татарский пролив от Амурского лимана вдоль берега материка до Де-Кастри и от Амурского лимана вдоль западного побережья Сахалина до Александровска; Енисейский залив от Уст-Порта до о. Диксон и Гыданская губа; Обская губа от Нового порта до о. Шокольского и Тазовская губа, восточная часть Финского залива от Кронштадта до Выборга, разрешается выход в плавание при силе ветра не выше шести баллов по шкале Бофорта.

Суда класса О рассчитаны для плавания при наличии волн высотой до 2 м и длиной 20м. Условия плавания - озерные. К разряду «О» относятся следующие районы: озера Балхаш, Севан, Выг-Озеро; Рыбинское, Цимлянское, Каховское и Новосибирское водохранилища; Курский залив, Гранц-Рыбачье, Нида, Финский залив от Ленинградского порта до Кронштадта, Астраханский 12-футовый рейд, Обская губа от Ямсальского бара до Нового порта; низовья рек: Лены - ниже устья реки Алдан до бухты Тикси, реки Амура - от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, Енисея - от Игарки до Усть-Порта, Южного Буга - ниже г. Николаева, Днепробугский лиман до Очакова, Волга от Камского устья до Куйбышевской ГЭС (Куйбышевское водохранилище) и от Саратова до Волгограда (Волгоградское водохранилище), Кама - от Березников до Камской ГЭС (Камское водохранилище) и от Чистополя до устья Камы.

Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1, 2м и длиной 12, 5м. Условия плавания речные, как правило, магистральные реки и большие притоки. К разрядуР относятся озера Чудское, Белое, Ильмень, Зайсан, Кубенское, Иваньковское водохранилище (Московское море); Волга - от Калинина до Коприна, от Рыбинска до Горького (в том числе Горьковское водохранилище), от Горького до Камского устья, от Ставрополя до Саратова, от Волгограда до Астрахани - морской канал; Кама - от Перми до Чистополя, Обь - от Камня до Ямсальского бара; Енисей - от Красноярска до Игарки; Иртыш - ниже Омска; Лена - от Витима до устья реки Алдан; Днепр - ниже Днепропетровска (за исключением Каховского водохранилища); Северная Двина - от реки Пинеги до Бара; реки Нева, Свирь, Колыма, Ясна, Индигирка, Ангара, Алдан, Селенга, Печора- от Усть-Пильмы до Нарьян-Мара, Амур - от Благовещенска до Хабаровска, Дон - от Ростова до морского канала, Южный Буг - от Николаева до с. Терноватое, Куршский залив- от Клайпеды до Ниды, Веселовское водохранилище, канал имени Москвы и его водохранилище, Волго-Донской канал-от Красноармейска до Пятиизбянских рейдов, Вислинский залив (Калининград - Балтийск - устье реки Эльбинская Висла).

Суда класса Р допускаются к плаванию по озерам Ильмень, Чудскому и озеру имени Ленина при силе ветра не выше шести баллов по шкале Бофорта.

Суда класса Л могут плавать только при незначительном ветровом волнении на поверхности воды. Они имеют малую осадку для того, чтобы плавать на небольших глубинах. К разрядуЛ относятся верхние плесы больших рек, таких как Лена выше Витима, Енисей выше Красноярска, Волга выше Калинина, Днепр выше Днепропетровска, Печора выше Усть-Цильмы, Амур выше Благовещенска, Северная Двина выше устья реки Пинеги, Кама выше Березников, Обь выше Камня, Иртыш выше Омска, реки Шилки, Зея, Аму-Дарья, Волхов, Западная Двина, Ока, Москва-река, Неман -Калининградский канал, река Данге до Клайпеды, Маныч от устья до Веселовского водохранилища и все остальные реки, не названные выше.

Класс судна

Минимальный надводный борт, мм

Условия плавания на волнении

Удаление от берега, м

по балльности волнения

высота волны

до 1 балла

до 2 баллов

до 3 баллов

Примечания:

    Минимальный наводный борт определяется на стоянке меньшим из 3 замеров от миделя в корму, включая наименьший замер на некоторых судах у транца, или же он измеряется от действующей ватерлинии до первого открытого отверстия и негерметичного выреза в корпусе.

    Для гребных лодок высота надводного борта у форштевня должна составлять не менее 10% длины лодки.

    В исключительных случаях отдельным судам могут устанавливаться условия плавания на волнении до 5 баллов и район плавания, отличные от заданных таблицей. При этом могут быть заданы условия в том числе: с сопровождающим судном, следование определенной трассой, в определенное время суток и т. д.

Морские суда по району плавания подразделяются на суда: а) с океанским (неограниченным морским) районом плавания; б) с морским районом плавания; в) районом прибрежно-морского плавания;г) районом рейдового плавания;д) плавающие в районе портовых вод. Некоторым малым промысловым судам и мотоботам удаление от берега разрешается только на 10 миль. Они могут выходить в море при ветре до четырех баллов.

Каждому маломерному судну, не поднадзорному Регистру СССР и Речному Регистру, плавающему на внутренних судоходных водоемах и в прибрежной зоне морей присваивается соответствующий класс: первый, второй, третий.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

1. Настоящие Правила определяют порядок классификации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее соответственно - маломерные суда, классификация), и освидетельствования маломерных судов (далее - освидетельствование).

2. Классификация и освидетельствование проводятся территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в составе территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и организациями, находящимися в ведении указанного Министерства (далее - органы классификации).

3. Классификация и освидетельствование проводятся в соответствии с настоящими Правилами и техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов", а также с техническими требованиями, предусмотренными в отношении маломерных судов правилами, издаваемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - технические требования).

4. При классификации органом классификации проводится освидетельствование и присвоение маломерному судну категории сложности района плавания в соответствии с настоящими Правилами.

5. Классификация проводится органом классификации по заявлению собственника маломерного судна (его доверенного лица) в следующих случаях:

а) осуществление государственной регистрации маломерного судна, ранее не классифицированного органом классификации;

б) наличие изменений в конструкции корпуса или двигателя маломерного судна, влекущих изменение ранее присвоенной категории сложности района плавания.

6. Для проведения классификации собственник маломерного судна (его доверенное лицо) представляет в орган классификации заявление о проведении классификации, содержащее следующую информацию:

а) фамилия, имя, отчество и паспортные данные собственника маломерного судна, являющегося физическим лицом, или наименование и адрес собственника маломерного судна, являющегося юридическим лицом;

б) предыдущее название маломерного судна (при наличии) и (или) номер, присвоенный при его государственной регистрации, а также фамилия, имя, отчество предыдущего собственника маломерного судна, являющегося физическим лицом, или наименование предыдущего собственника маломерного судна, являющегося юридическим лицом, и его адрес (для ранее зарегистрированных маломерных судов);

в) сведения о маломерном судне (наименование, номер, присвоенный при государственной регистрации), категория сложности района плавания (при наличии), проект маломерного судна (при наличии), наименование строителя, место и год постройки, заводской номер (при наличии), материал корпуса, тип двигателя маломерного судна и его характеристики (при наличии);

г) характеристики маломерного судна (длина наибольшая, ширина наибольшая, осадка килем максимальная, водоизмещение, максимально допустимое количество людей на борту, максимальная площадь парусов и др.).

7. К заявлению о проведении классификации прилагаются следующие документы:

а) конструкторская и (или) построечная документация (на русском языке) (при наличии), конструкторская документация по изменениям, внесенным в конструкцию корпуса или двигателя маломерного судна (при наличии), а также расчеты прочности, остойчивости и непотопляемости (при наличии);

б) ранее выданные акты освидетельствований (при наличии);

в) документы, удостоверяющие личность собственника маломерного судна (его доверенного лица), являющегося физическим лицом, или документы, удостоверяющие государственную регистрацию юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) доверенность, подтверждающая в установленном порядке полномочия представителя собственника маломерного судна (для доверенного лица);

д) судовой билет (при наличии);

е) классификационное свидетельство или сертификат соответствия (при наличии).

8. По результатам классификации орган классификации подтверждает, что предъявленное к осмотру судно является маломерным судном, и относит его к одной из следующих категорий сложности района плавания:

б) категория сложности I - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 25 метров в секунду, высотой волны до 8,5 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 200 морских миль;

в) категория сложности II - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 20 метров в секунду, высотой волны до 7 метров 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 100 морских миль;

г) категория сложности III - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 15 метров в секунду, высотой волны до 3,5 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 50 морских миль;

I разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 3 метров 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 20 морских миль;

II разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 2 метров 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 12 морских миль;

III разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 1,2 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 6 морских миль;

IV разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 0,6 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 2,7 морской мили;

V разряд - плавание в морских районах или внутренних водных бассейнах с вероятной силой ветра до 4 метров в секунду, высотой волны до 0,25 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 0,27 морской мили.

9. Сроки и последовательность административных процедур при предоставлении государственной услуги по классификации и освидетельствованию устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.

10. Классификация проводится органом классификации вне зависимости от технического состояния маломерного судна и его укомплектованности оборудованием и снабжением.

В целях проведения классификации собственник маломерного судна (его доверенное лицо) обеспечивает его подъем из воды и (или) спуск на воду в согласованные с органом классификации сроки.

В случае если классификация проводится в отношении маломерных судов, ранее зарегистрированных в государственном судовом реестре или реестре маломерных судов, имеющих свидетельство о классификации маломерного судна или сертификат соответствия, а также в отношении беспалубных судов, орган классификации осуществляет только визуальную идентификацию маломерного судна на предмет его соответствия заявленным данным. Категория сложности района плавания этих судов устанавливается на основании представленных данных. Классификация этих судов проводится на берегу или на плаву по выбору заявителя.

11. Для проведения классификации орган классификации осуществляет следующие действия:

а) рассматривает представленную документацию;

б) проводит освидетельствование (на берегу и на плаву), в процессе которого определяется соответствие конструкции корпуса и характеристик маломерного судна заявленной категории сложности района плавания и техническим требованиям, а также идентифицирует материалы корпуса маломерного судна и его элементов;

в) осуществляет проверку соответствия комплектности оборудования и снабжения маломерного судна техническим требованиям.

12. В случае если по результатам классификации установлено, что предъявленное для классификации судно не является маломерным судном либо не подлежит государственной регистрации, орган классификации уведомляет об этом собственника маломерного судна (его доверенное лицо) в письменном виде с указанием несоответствий.

13. По результатам проведения классификации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, органом классификации составляется свидетельство о классификации маломерного судна (в 2 экземплярах), которое выдается собственнику маломерного судна (его доверенному лицу). Второй экземпляр указанного свидетельства хранится органом классификации.

Сведения о проведенной классификации хранятся в информационной системе органа классификации, которая обеспечивает возможность их получения во всех органах классификации, а также в органах, осуществляющих государственную регистрацию маломерных судов в реестре маломерных судов без участия собственника маломерного судна (его доверенного лица).

Свидетельство о классификации маломерного судна содержит сведения о маломерном судне и его собственнике, категории сложности района плавания, присвоенной судну, а также о годности судна к плаванию. В этом свидетельстве указывается дата его составления и ставится подпись уполномоченного должностного лица, выдавшего свидетельство, которая заверяется печатью.

14. В случае внесения изменений в конструкцию корпуса или двигателя маломерного судна, изменяющих характеристики судна, указанные в свидетельстве о классификации маломерного судна, а также при повреждениях конструкции корпуса или двигателя маломерного судна, без устранения которых не будет обеспечиваться безопасность плавания судна, собственник маломерного судна (его доверенное лицо) обязан обратиться в орган классификации для проведения классификации в целях подтверждения или изменения категории сложности района плавания.

15. В случае если собственник маломерного судна (его доверенное лицо) представляет для проведения классификации маломерное судно, находящееся в исправном состоянии, полностью укомплектованное оборудованием и снабжением в соответствии с техническими требованиями, одновременно с классификацией проводится освидетельствование в установленном порядке с выводами о годности маломерного судна к плаванию.

16. В процессе эксплуатации маломерное судно подлежит очередным освидетельствованиям, а также внеочередным освидетельствованиям в случаях, установленных пунктом 26 настоящих Правил.

Очередное освидетельствование включает комплекс мероприятий, проводимый для установления возможности безопасного плавания маломерного судна в соответствии с категорией сложности района плавания.

17. При очередном освидетельствовании в период эксплуатации осуществляется:

а) проверка соответствия характеристик маломерного судна данным свидетельства о классификации маломерного судна;

б) выполнение методом выборочного контроля проверки соответствия конструкций корпуса маломерного судна, его механизмов, оборудования и снабжения техническим требованиям.

18. Для прохождения очередного освидетельствования собственник маломерного судна (его доверенное лицо) представляет в орган классификации заявление о проведении очередного освидетельствования, в котором указывает название маломерного судна (при наличии), его номер (присвоенный по результатам государственной регистрации) и предполагаемую дату освидетельствования. К заявлению прилагается копия судового билета.

Дата указанного освидетельствования изменяется по согласованию сторон в зависимости от гидрометеорологических условий.

19. Собственник маломерного судна (его доверенное лицо) обязан подготовить его к очередному освидетельствованию. К моменту очередного освидетельствования маломерное судно должно быть в исправном техническом состоянии и укомплектовано аварийно-спасательным и иным снабжением, предусмотренным техническими требованиями.

Для проведения очередного освидетельствования собственник маломерного судна (его доверенное лицо) обеспечивает подъем судна из воды и (или) его спуск на воду в согласованные с органом классификации сроки.

20. Очередное освидетельствование проводится в целях проверки соответствия маломерного судна присвоенной категории сложности района плавания и включает проверку соответствия характеристик маломерного судна данным, внесенным в свидетельство о классификации маломерного судна, соответствия корпуса, механизмов, устройств, оборудования и снабжения маломерного судна требованиям, установленным техническими требованиями.

При освидетельствовании также проводятся замеры регламентированных параметров и испытания непроницаемости отсеков корпуса.

21. Маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации (для маломерных судов, не прошедших очередное освидетельствование во время классификации) или до истечения 5-летнего срока со дня предыдущего очередного освидетельствования. В случае временного отказа собственника маломерного судна от его эксплуатации маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации.

22. Очередное освидетельствование проводится на берегу и на плаву.

23. По результатам очередного освидетельствования орган классификации составляет акт освидетельствования (в 2 экземплярах), в котором подтверждается ранее присвоенная категория сложности района плавания или указывается категория сложности района плавания, и вносит в судовой билет сведения, подтверждающие его годность к плаванию. Один экземпляр указанного акта выдается заявителю, а второй хранится органом классификации.

Сведения о проведенном освидетельствовании хранятся в информационной системе органа классификации, которая обеспечивает возможность их получения во всех органах классификации, а также в органах, осуществляющих государственный надзор за пользованием маломерными судами во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации без участия собственника маломерного судна (его доверенного лица).

С 25 мая вступает в силу, и начинает действовать новый федеральный закон № 36- ФЗ , который вносит серьезные изменения в порядок эксплуатации маломерных судов , и четко определяет, критерии, по которым лодка к таковым относится, и каким лодкам больше не нужна государственная регистрация.

Маломерным (определение маломерного судна используется впервые в «новом» российском законодательстве) по новому закону является любое судно длиной не более 20 м с количеством людей на борту не более 12 . Кроме этого, увеличивается до 1000 рублей госпошлина за регистрацию маломерного судна, но при этом пошлина за проведение технического освидетельствования, взиматься не будет, так как само освидетельствование для маломерных судов, теперь не нужно.

До этого такое понятие было только в приказе Минтранса от 14 октября 2002 года, но в нем упоминались отдельные критерии для типов судов. Для самоходной лодки - двигатель, который должен был быть не больше 75 л. с. (или любой подвесной мотор). Для гребного судна признаком маломерности считалась грузоподъемность: для байдарки - минимум 150 кг, для гребной лодки - 100 кг, для надувной - 225 кг. Под такое определение попадали многие суда, которые массово используются рыбаками и туристами, например, байдарки «Свирь-К» и «Ильмень» или резиновая лодка «Уфимка-22».

По закону маломерные суда должны были регистрироваться в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), но на деле, регистрировать нужно было суда грузоподъемностью от 220 кг и с подвесным мотором около 10 л. с. Из-за этого происходили конфликты ГИМС с туристами. При этом по закону (ст. 11.8 и 11.9 КоАП) за не прошедшую техосмотр байдарку без бортовых номеров грузоподъемностью больше 150 кг предусмотрен небольшой, но неприятный штраф - от 500 до 1 тыс. рублей.

С вступлением нового закона в силу, проверки ГИМС, туристам больше не грозят. Новый закон будет иметь преимущество перед приказом 2002 года.

Теперь, не нужна регистрация плавсредств массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт (10 л.с.) и парусным судам (яхтам) длиной до 9 м без каюты . При этом процедура регистрации коммерческих маломерных судов, будет происходить по новому порядку, а некоммерческих — остается в ведении ГИМС МЧС.

Закон не имеет обратной силы , и все ранее выданные документы будут действовать до следующей перерегистрации судна.

Вопросы и ответы по маломерным судам и их регистрации:

Какие лодки и моторы больше не подлежат государственной регистрации?

С момента вступления в силу закона № 36-ФЗ госрегистрацию не должны проходить лодки массой до 200 кг включительно и моторы мощностью до 8 кВт включительно. То есть даже такие лодки, как, например, «Крым», «Южанка» или «Обь», регистрации теперь не подлежат.

Правда, тут есть одно но: каким образом определяется масса судна? В разъяснениях к закону В.В. Серегина сказано, что «масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356- 79 “Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний”». Посмотрим, что на этот счет говорит этот самый ГОСТ: «Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием». То есть масса определяется не по паспорту лодки, а взвешиванием судна, причем полностью укомплектованного.

Вопрос: если лодка укомплектована подвесным мотором мощностью до 8 кВт и ее масса в такой комплектации превышает 200 кг, она подлежит регистрации или нет?

Все специалисты ГИМС, которым мы задавали этот вопрос, были единодушны: масса лодки оценивается вместе с мотором. То есть, к примеру, если вы идете на лодке «Крым», который сам по себе весит 190 кг, под 10-сильным Suzuki весом 20 кг, то такое плавсредство должно быть зарегистрированным.

Нужно ли проходить техническое освидетельствование плавсредств, которые не подлежат регистрации?

Об этом в разъяснениях ГИМС сказано однозначно: нет, не нужно. Следует только иметь в виду, что если у вас на лодке массой менее 200 кг стоит двигатель мощнее 8 кВт, то такое плавсредство придется ре­гистрировать в установленном порядке и, соответственно, проходить техосмотр.

Кроме того, по новому порядку от освидетельствования освобождается и одна категория зарегистрированных маломерных судов. Это «гребные суда, принадлежащие физическим лицам и используе­мые во внутренних водах». Другими словами, если у вас есть, к примеру, деревянная гребная лодка весом больше 200 кг, то ее придется зарегистрировать, но возить на ежегодный техосмотр ее не надо.

Как быть владельцам ранее зарегистрированных плавсредств, которые, согласно новому порядку, регистрации не требуют?

Во-первых, принудительному снятию с учета такие плавсредства не подлежат. То есть вы можете спокойно пользоваться своей лодкой и забыть о необходимости техосмотра. Но при этом о двух вещах забывать не стоит. Первая – транспортный налог. Пока лодка числится в судовой книге, как зарегистрированное плавсредство, вы будете получать извещения из налоговой инспекции о необходимости уплатить налог. Второе, о чем не стоит забывать, это риск различных неприятностей в том случае, если лодку у вас украдут, а потом совершат с ее помощью какое-нибудь злодеяние. Придется долго доказывать, что вы тут ни при чем.

Чтобы снять лодку с учета, владельцу необходимо с соответствующим заявлением обратиться в ГИМС по месту регистрации плавсредства.

Если плавсредство, подлежащее госрегистрации, уже было зарегистрировано, нужно ли его снова перерегистрировать в соответствие с новым законом?

Нет, не нужно. До 27 мая суда регистрировались по прежнему порядку в судовых книгах. С 28 мая началась регистрация маломерных судов в соответствии с новым законом в реестре маломерных судов. При этом присвоение бортовых номеров, следующих за последним номером, зарегистрированным в судовой книге, продолжается в реестре. То есть прежняя регистрация сохраняется, как и бортовые номера.

Нужно ли на подлежащем госрегистрации маломерном плавсредстве иметь должным образом оформленную судовую роль?

Действительно, новый закон требует, чтобы в числе документов на борту зарегистрированного маломерного судна имелась судовая роль. Однако в разъяснениях ГИМС на этот счет имеется специальный параграф: «При осуществлении надзорной деятельности за маломерными судами судовую роль в составе судовых документов не требовать до особого указания».

Таким образом, «до особого указания» об оформлении судовой роли можно не беспокоиться.

Нужно ли проходить аттестацию на право управления маломерным судном с двигателем меньше 10 сил?

До вступления в силу закона № 36-ФЗ можно было управлять моторной лодкой, не имея водительских прав только в том случае, если мощность мотора не превышала 5 л.с. В разъяснениях ГИМС к новому закону на этот счет говорится следующее:

В соответствии с требованиями Закона статьи 11.8 и 11.13 КоАП в отношении судов, не подлежащих государственной регистрации, не применяются до их дальнейшего уточнения.

Указанные статьи КоАП как раз и регламентируют наличие удостоверения на право управления судном и санкции за его отсутствие. То есть если у вас мотор мощностью до 8 кВт включительно и лодка массой до 200 кг, то водительские права не требуются.

Не менее определенно ответил на вопрос о водительских правах и замначальника Управления ГИМС МЧС России Н.А. Крючек в своем письме от 23.05.2012: с вступлением в силу федерального закона № 36-ФЗ «оснований для предъявления к владельцам маломерных судов массой (не грузоподъемностью) менее 200 килограмм с установленным мотором мощностью менее 8 киловатт требований об их регистрации и наличии удостоверения на право управления маломерным судном не будет».

Как изменятся размеры госпошлины за регистрацию маломерного судна и за прохождение его технического освидетельствования?

Госпошлина за регистрацию маломерного плавсредства будет составлять 1000 рублей. А вот что касается технического освидетельствования, то в разъяснениях ГИМС говорится следующее: «С момента вступления Закона в силу при проведении освидетельствования маломерного судна оплата государственной пошлины за выдачу свидетельства о годности судна к плаванию не осуществляется, выдача талона технического освидетельствования прекращается».