История создания первой советской конституции. Принятие первой советской конституции россии

www.vremia-vpered.org

Конституция РСФСР 1918 года - конституция России в 1918 — 1937 гг. Была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти.

Первая советская Конституция (Конституция РСФСР) была принята в июле 1918 г. V Всероссийским съездом Советов. В ее основу был положен проект, разработанный Конституционной комиссией под руководством Я.М. Свердлова на основе принятой III съездом Советом Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Первая Конституция РСФСР, как и все последующие, имела политико-правовой программный характер. Она включала положения, которые определяли цели и задачи государства на определенный период времени. В частности, данная Конституция ставила задачу «Уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах».

Важным принципом советской демократии стал ее интернационализм: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Конституция РСФСР 1918 г. провозгласила и закрепила за гражданами ряд демократических свобод, включая свободу совести, свободу слова и печати, свободу собраний, свободу объединения во всякого рода союзы. Эти свободы, что вытекает из общего смысла Конституции, предоставлялись только трудящимся.

Ограниченность советской демократии проявилась в ст. 10 Конституции РСФСР, где говорилось следующее: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах». Иными словами, носителями власти выступают в советском государстве только трудящиеся, а не все граждане.

Лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники и некоторые другие лишались избирательных прав. Помимо этого, первая советская Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся.

Конституция РСФСР 1918 г. установила, что субъектами (членами) советской федерации являются автономные областные союзы, которые создаются следующим образом: «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы… Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику». Таким образом, подчеркивался национально-территориальный принцип советской федерации.

Важнейшим принципом федерации по Конституции РСФСР 1918 г. провозглашалась добровольность. Так, ст. 2 Конституции РСФСР подчеркивала, что это государство «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Объединяясь в Российскую Федерацию, каждая нация реализовывала таким образом свое право на самоопределение.

Начало 1920-х годов ознаменовалось появлением новой мировой державы на политической арене - СССР. Первая Конституция СССР была принята через 2 года после создания

Самый первый свод законов нового государства был подписан в январе 1924 года. Именно тогда на приняли первую Конституцию СССР, которая законодательно закрепляла диктатуру пролетариата.

Также первый основной закон отразил многонациональный уклад Советского Союза и мощную базу Советской власти. Стоит отметить, что первая Конституция СССР была принята иностранными державами без каких-либо противоречий.

Что же ускорило создание этого свода законов? Как известно, на первом съезде Советов была утверждена Декларация о а уже в январе 1923 года, ровно за год до принятия первой Конституции, было основано 6 комиссий для разработки и подготовки текста будущего свода законов. Первая конституция имеет следующую структуру:

  • первый раздел: Декларация об ;
  • второй раздел: Договор об образовании Советского Союза.

Первый раздел характеризовал принципы вхождения в Советский Союз других республик. Принципы были следующие: добровольность и равноправие.

Помимо этих принципов, в Конституции прямо заявлялось о возможности мировой революции, о разделении мира на два лагеря: капиталистический и лагерь социализма. Второй раздел Конституции СССР включал в себя 11 глав, в которых утверждались герб, флаг и столица права суверенных республик, положения об исполнительном комитете, президиуме и о других органах власти.

Первая Конституция СССР имела следующие исключительные предметы ведения:

  • внешняя политика и торговля;
  • разработка основных законов;
  • руководство/планирование государственного бюджета и экономики;
  • вопросы войны/мира.

Вторая Конституция СССР была принята через 12 лет и просуществовала до 1977 года.

Она имела свое название: «Сталинская конституция», или «Конституция победившего социализма». Что же провозглашал новый документ Советского Союза? Во-первых, он говорил о том, что в СССР победил социализм. Во-вторых, подтверждал уничтожение частной собственности и введение равного всеобщего избирательного права. Как ни странно, но Конституция 1936 года даровала людям свободу печати, собраний, слова и митингов и неприкосновенность Представителем всех общественных и государственных организаций по Конституции 1936 года являлась Всесоюзная Коммунистическая Партия Большевиков. Стоит отметить, что вплоть до 1977 года днем Конституции считалось 5 декабря - этот день отмечался, как праздник, всем народом. В 1962 году Хрущев создает комиссию для пересмотра главного закона страны.

Первая Конституция СССР была опубликована в начале 1924 года. Она являлась первым сводом законов нового государства, новой великой державы. Но ее история была совсем небольшой: всего лишь 12 лет первая Конституция СССР обладала высшей юридической силой в Советском Союзе, после чего была пересмотрена и отменена.

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции РСФСР, но ВЦИК получил возможность приступить к практической подготовке проекта Конституции только после заключения Брестского мира. На заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. была создана Конституционная комиссия - в ее состав вошли три представителя от большевиков (Я.М. Свердлов. И.В. Сталин, М.Н. Покровский), два - от левых эсеров, один - от эсеров-максималистов (с правом совещательного голоса), а также шесть представителей от наркоматов по делам национальностей, по военным делам, внутренних дел, юстиции, финансов и ВСНХ. Председателем комиссии был избран Я.М. Свердлов.

    Подготовка проекта Конституции продолжалась с 5 апреля по 5 июля 1918 г. Неоднородность состава комиссии значительно затрудняла ее работу.

    Комиссия приняла проект общих положений Конституции, который исходил из решений III съезда Советов. В проекте указывалось, что (1) Конституция РСФСР является конституцией государства диктатуры пролетариата и рассчитана на переходный от капитализма к социализму период; (2) основная задача государства в этот период состоит в беспощадном подавлении сопротивления эксплуататоров, уничтожении эксплуатации человека человеком и построении социализма; (3) власть принадлежит Советам; (4) Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом населения, могут объединяться в автономные областные союзы, входящие на началах федерации в РСФСР.

    10 июля 1918 г. Съездом была единогласно принята первая советская Конституция - Конституция РСФСР.

    Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого парода»; «Общие положения Конституции РСФСР»; «Конструкция Советской власти (организация Советской власти в центре и на местах)»; «Активное и пассивное избирательное право»; «Бюджетное право»; «О гербе и флаге РСФСР».

    Конституция (I раздел) определила классовую сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата, законодательно закрепила его политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, также были закреплены первые шаги Советского государства по созданию социалистической экономики и объявлялись национальными достояниями земли, леса, недра и воды, весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья, сельскохозяйственные предприятия и банки; подтверждала декреты о рабочем контроле и ВСНХ.

    В разделе II Конституции были закреплены права и свободы трудящихся: свобода совести, печати, собраний, митингов, союзов и др. Демократические права и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, вероисповедания, расовой и национальной принадлежности и т.д.

    Конституция предоставила рабочим и беднейшим крестьянам возможность полного, всестороннего и бесплатного образования. Конституция предусматривала право убежища иностранцем, подвергающимся преследованиям за политические и религиозные преступления. Конституция установила обязанности граждан трудиться и защищать социалистическое Отечество. Почетное право защиты завоеваний революции с оружием в руках предоставлялось только трудящимся (на нетрудовые элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей).

    Раздел III Конституции установил систему органов государственной власти, порядок их деятельности и компетенцию. Высшим органом государственной власти был Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов , а в период между съездами - ВЦИК, избираемый на съезде и ответственный перед ним.

    Ведению Всероссийского съезда Советов и ВНИК подлежали все вопросы общегосударственного значения: утверждение, изменение и дополнение Конституции; общее руководство всей внешней и внутренней политикой; установление и изменение границ РСФСР, принятие в состав РСФСР новых национальных республик и признание выхода из РСФСР; сношения с иностранными государствами; объявление войны и заключение мира; установление основ и общего плана народного хозяйства и отдельных его отраслей; установление общегосударственных налогов и повинностей; установление основ организации Вооруженных сил РСФСР; общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное законодательство; объявление общей и частной амнистии и т.д. Исключительному ведению съездов Советов подлежали установление, дополнение и изменение начал Конституции и ратификация мирных договоров. Законодательную власть в РСФСР осуществляли Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

    Правительство РСФСР - СНК - образовывалось ВЦИК и было ответственно перед ним и Всероссийским съездом Советов. СНК предоставлялось право издавать декреты, распоряжения, инструкции и принимать все меры, необходимые для управления страной. Постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение, представлялись на утверждение ВЦИК.

    Руководство отдельными отраслями управления осуществляли наркоматы, во главе которых стояли наркомы, входящие в состав СНК.

    Органами государственной власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов , а в период между съездами - избираемые на съездах Советов и ответственные перед ними областные, губернские, уездные и волостные исполнительные комитеты Советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

    Система органов советской власти в центре и на местах была основана на их политическом единстве и последовательном проведении в жизнь принципа демократического централизма.

    В разделе IV была закреплена сложившаяся советская избирательная система - самая демократическая в тех исторических условиях в мире. Все трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста, независимо от пола, вероисповедания, национальности, расы, оседлости, образования и т.п. имели право избирать и быть избранными в Советы. Не избирали и не могли быть избраны в Советы: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церкви и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены ранее царствовавшего в России дома; душевнобольные или умалишенные, состоящие под опекой, а также лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или приговором.

    Конституция закрепила неравные избирательные права рабочих и крестьян и сложившуюся практику многостепенных выборов в Советы: прямые выборы устанавливались только при избрании депутатов в городские и сельские Советы; все остальные органы власти избирались на соответствующих съездах Советов;

    Главные положения Конституции РСФСР были взяты за основу конституций Украинской, Белорусской. Азербайджанской, Грузинской, Армянской и других советских республик.

    Победа советской власти на большей части территории Россий-
    ской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки
    и принятия основополагающего юридического документа, закреп-
    ляющего в законодательстве сложившиеся общественные отноше-
    ния и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые
    определялись понятием «диктатура пролетариата» (Советы,
    партия, профсоюзы).


    В конституционном регулировании нуждалась сложившаяся
    В первые месяцы советской власти система органов власти
    и управления в центре и на местах. Конституция являлась сви-
    детельством легитимности, стабильности новой власти, обяза-
    тельным атрибутом государства, так же как флаг, герб, гимн.

    Решение о подготовке Конституции было принято на III Все-
    российском съезде Советов в январе 1918 г.

    3 июля 1918 г. Комиссия ЦК РКП(б) под председательством
    В.И. Ленина рассмотрела и одобрила большевистский проект,
    а 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов практически
    без обсуждения принял первую советскую Конституцию. 19 июля
    1918 г. она была опубликована и с этого дня вступала в силу.

    Структурно Конституция состояла из 6 разделов, 17 глав,
    90 статей.

    Разделы были следующие: 1. Декларация прав трудящегося
    и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения; 3. Конструк-
    ция советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное
    право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге РСФСР.

    Основная задача Конституции РСФСР, - говорилось в ста-
    тье 9, - заключается в установлении диктатуры пролетариата
    «в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуа-
    тации человека человеком и водворения социализма, при ко-
    тором не будет ни деления на классы, ни государственной
    власти».

    Конституция закрепляла национально-государственный прин-
    цип государственного строительства. В ней фиксировались по-
    литические права и свободы, которыми могли пользоваться
    только трудящиеся. Вместе с тем обязанность трудиться и все-
    общая воинская повинность возлагались на всех граждан. Ору-
    жие доверялось только трудящимся.

    Характерной особенностью Конституции 1918 г. являлось
    распространение всех политических прав на иностранцев, про-
    живающих на территории России и не пользующихся чужим
    трудом, а также то, что местные Советы могли предоставлять
    российское гражданство таким иностранцам. Конституция закрепила следующую структуру государственного аппарата РСФСР: Всероссийский съезд Советов являлся высшим органом государственной власти. Состоял из представителей городских и губернских съездов Советов. Созывался не реже двух раз в год. Статья 27 предусматривала возможность созыва чрезвычайных съездов.


    Всероссийский центральный исполнительный колите
    (ВЦИК)
    стал высшим законодательным, распорядительный
    и контролирующим органом. Избирался Всероссийским съездом
    и был перед ним ответственен, при ВЦИК имелся Президиум.
    ВЦИК образовывал Советское правительство, созывал Всерос-
    сийский съезд Советов.


    Ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК подлежа
    ли все вопросы общегосударственного значения:

    Общее руководство внутренней и внешней политикой
    РСФСР; установление и изменение границ; принятие в со-
    юз новых субъектов Федерации или признание их выхода;

    Объявление войны и заключение мира;

    Утверждение бюджета;

    Установление основ организации вооруженных сил, обще-
    государственных налогов и повинностей;

    Издание общегосударственного законодательства;

    Судоустройство и судопроизводство.

    К исключительному ведению Всероссийского съезда Советов
    относились: а) установление, дополнение и изменение основных
    начал Конституции; б) ратификация мирных договоров.

    Правительство РСФСР - Совет народных комиссаров
    (СНК)
    - осуществляло общее управление делами республики.
    СНК наделялся распорядительными и законодательными полномо-
    чиями. Однако все постановления СНК, имевшие крупное общепо-
    литическое значение, представлялись на утверждение ВЦИК.

    Отраслями государственного управления руководили 18 нар-
    коматов. Органами советской власти на местах стали областные,
    губернские, уездные и волостные съезды Советов, а в период
    между съездами - соответствующие исполнительные коми-
    теты (исполкомы).
    Низовое звено советской государственной
    системы составляли Советы депутатов и их исполкомы, образуе-
    мые в городах и селениях.

    К компетенции местных органов советской власти Конститу-
    ция относила:

    Проведение в жизнь решений высших органов советской
    власти;

    Заботу о развитии хозяйства и культуры;

    разрешение всех вопросов, имевших чисто местное зна-
    чение. Конституция оформила принципы советской избиратель-
    ной системы.
    Правом избирать или быть избранными в Советы


    всех степеней пользовались все граждане, не эксплуатирующие
    чужого труда, достигшие 18 лет. Вместе с тем были лишены из-
    бирательных прав отдельные категории граждан по политиче-
    ским причинам.

    В целях обеспечения руководящей роли рабочего класса и по-
    литического контроля выборы в Советы были открытыми, много-
    степенными и неравными (например, норма представительства
    на Всероссийский съезд Советов была 1 депутат от 25 тыс. го-
    родских и 1 депутат от 125 тыс. сельских избирателей).

    В целом Конституция РСФСР 1918 г. имела большое исто-
    рическое значение. Это была первая в истории Конституция Со-
    ветского государства. Она послужила образцом для разработки
    основных законов других социалистических государств, возник-
    ших на территории бывшей Российской империи. Все последую-
    щие советские конституции сохраняли преемственность идей
    и принципов Конституции РСФСР 1918 г.

    Конституция 1918 г. закрепила принцип национально-терри-
    ториальной федерации, провозгласила «добровольный и честный
    союз народов России», «свободный союз свободных наций, как
    федерацию Советских национальных республик». Федерация
    в России мыслилась как переходный период на пути к мировому
    союзу, преодолению национальных различий и к мировой рево-
    люции.

    В документах того времени неизменно присутствуют форму-
    лировки о «волеизъявлении народов», о «национально-государ-
    ственном строительстве» и т. д. Фактически же создание новых
    республик и их договоры с РСФСР осуществлялись иначе: про-
    цесс проходил на уровне партийных органов разного уровня.

    За период с лета 1918 г. по 1920 г. на территории бывшей
    Российской империи возникло более 20 национальных образо-
    ваний (республик и областей).В 1919 г. ВЦИК РСФСР издал Декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Декрет признавал
    необходимым провести объединение военного командования и
    военной организации, Советов народного хозяйства, железнодорожного управления, финансов путем соглашений между ЦИК
    и СНК республик. Гражданская война помешала выполнению
    этого проекта, однако модель союза была в целом выработана. В целом же в 1918-1922 гг. федеративное развитие шло по пути заключения двусторонних договоров между независимыми республиками и РСФСР, а вернее, между партийными органами этих республик.

    Причиной принятия создания новой российской Конституции стала Октябрьская революция 1917 года. В результате этой революции изменилась форма власти в России. Россия стала советской республикой.

    Конституция РСФСР 1918 г. -- первая Советская Конституция, первый в мировой истории Основной Закон социалистического государства. Конституция подвела итог первому периоду строительства Советского государства, закрепила завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. Конституция 1918 г. - это юридическая база текущего законодательства, на ее основе развивались Советское государство и право в последующие годы. Историческая обстановка, сложившаяся в то время, требовала создания новых конституционных законов, дополняющие и развивающие первую Советскую Конституцию. Однако, основные принципы конституции оставались в силе всю эпоху построения социализма и даже позже.

    Основной Закон 1918 г. закреплял общественные правоотношения, общественный и государственный строй, которые сложились в результате победы Октябрьской революции. Вместе с тем особенностью Советской Конституции 1918г. являлось провозглашение и определенных программных положений. Конституция не только фиксировала уже завоеванное, но и указала некоторые важнейшие задачи на будущее: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное удаление деления общества на классы (ст. 3), создание действительно свободного, полного и прочного союза трудящихся всех наций России (ст. 8) и др.

    V Всероссийский съезд Советов, создавший Конституцию, поручил Наркомату просвещения "ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование". В соответствии с этим была создана литература об Основном Законе страны. Нужно было довести до сознания каждого гражданина всю глубину идей, заложенных в Конституции.

    На основании решений Третьего Всероссийского съезда Советов 1 апреля 1918 г. на заседании ВЦИК была создана Конституционная комиссия под председательством Я.М. Свердлова. С июня 1918 г. окончательным редактированием проекта занималась комиссия во главе с В.И. Лениным.

    Первая Советская Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г. на Пятом Всероссийском съезде Советов. Конституция состояла из 6 разделов и 90 статей.

    Первый раздел Конституции включал в себя Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В Декларации определялась социальная сущность советского государства, как государства «диктатуры пролетариата». Россия провозглашалась Республикой Советов и федерацией национальных республик. Закреплялась отмена частной собственности на землю, национализация банков, всеобщая трудовая повинность.

    Во втором разделе («Общие положения Конституции РСФСР») закреплялись некоторые права и свободы трудящихся, которые рассматривались в контексте идей классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Предусматривалось лишение прав лиц, опасных для Советского государства.

    В третьем разделе определялись компетенция и порядок формирования центральных и местных органов власти. Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он мог рассматривать любые вопросы. Только съезд Советов имел право изменять Конституцию и ратифицировать международные договоры. В перерывах между съездами высшей властью в стране наделялся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который был как законодательным, так и исполнительно-распорядительным органом. Он избирался из числа делегатов съезда численностью не свыше 200 человек. Создавался Президиум ВЦИК, статус которого в Конституции четко не определялся. Общее управление делами республики осуществляло правительство - Совет народных комиссаров (СНК), которое формировалось ВЦИК и отвечало перед ним и Всероссийским съездом Советов. Правительство получило право издавать законы. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

    В четвертом разделе закреплялись нормы избирательного права. Избирательная система носила ярко выраженный классовый характер. Конституция предоставляла избирательные права только трудящимся, но исключала равное представительство рабочих и крестьян. Так, при выборах на Всероссийский съезд Советов в городах один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, а в губерниях - от 125 тысяч жителей. Рабочие в данном случае получали очевидное преимущество. Прямыми были выборы только в сельские и городские Советы, а делегаты всех последующих уровней избирались в результате многоступенчатых выборов.

    Пятый раздел Конституции был посвящен бюджетному праву, а последний, шестой, раздел устанавливал государственную символику - герб и флаг РСФСР.

    Итак, для советской системы органов власти, закрепленной в Конституции, были характерны непризнание принципа разделения властей и множественность законодательных органов. С одной стороны, система была основана на таких демократических принципах как выборность, сменяемость, подотчетность органов власти. С другой стороны, деятельность советских органов направлялась и контролировалась партийными органами, хотя в Конституции напрямую не говорилось об особой роли правящей партии.

    Характерной особенностью законотворческого процесса являлось участие в нем широких масс трудящихся и их общественных организаций. Так в подготовке Положения о рабочем контроле, Положения о ВСНХ и других аналогичных актов активно участвовали профсоюзы и иные общественные организации и даже представители предпринимателей. В основу декретов «Об уравнении в правах всех военнослужащих» от 16 декабря 1917 г. и «О выборном начале в армии» были положены проекты, выработанные Общеармейским комитетом при Ставке. Затем эти проекты были обсуждены и одобрены Общеармейским съездом. Декрет «О национализации торгового флота» согласовывался с ЦК Всероссийского союза речников и моряков торгового флота.

    В 1917 году революционными политическими партиями, добившимися свержения монархии в Российской империи, по инициативе Временного правительства было избрано Всероссийское Учредительное собрание для законодательного закрепления завоеваний революции. Первая редакция проекта Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа была написана В.И. Лениным и внесена от имени Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) на заседание Учредительного собрания 18 (5) января 1918 года. Однако Учредительное собрание, в котором относительно большинство принадлежало представителям Партии социалистов-революционеров (эсеров), отклонило проект Декларации и на следующий день Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК) Советов рабочих и крестьянских депутатов распустил Учредительное собрание.

    25 (12) января 1918 года Декларация с учетом ряда исправлений была принята третьим Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. После объединения съезда Советов рабочих и солдатских депутатов со съездом Советов крестьянских депутатов текст Декларации был вновь переутвержден 31 (18) января 1918 года третьим Всероссийским съездом Советов, который выдвинул вопрос подготовки Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов советской власти.

    В соответствии с Декларацией Россия объявлялась «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Отменялась частная собственность на землю, «все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия» объявлялись общенациональным достоянием. В собственность рабоче-крестьянского государства переходили средства производства, транспорта и банки. Была создана Социалистическая Красная армия рабочих и крестьян и введена всеобщая трудовая повинность.

    Высшим органом власти РСФСР стал Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, который созывался не реже двух раз в год ВЦИК Советов. При этом выборы Всероссийского съезда осуществлялись местными (уездными, волостными, областными) и губернскими съездами Советов на основе квот, а от участия в выборах было отстранено большое число социальных групп населения. В Конституции, в частности, было указано, что не избирают и не могут быть избранными: «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п., частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи и духовные служители церквей и религиозных культов».

    Конституция РСФСР 1918 года состоит из шести разделов и 17 глав, часть которых не имела названия:

    Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

    Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Республики;

    Конструкция советской власти:

    А. Организация центральной власти; О всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов; О всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов; О Совете Народных Комиссаров; О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

    Б. Организация советской власти на местах: О съездах Советов; О Советах депутатов; О предметах ведения органов Советской власти на местах.

    Активное и пассивное избирательное право: О производстве выборов; О проверке и отмене выборов, об отзыве депутатов.

    Обилие двусмысленностей, неясностей и противоречий в Конституции 1918 г. обусловили привлечение этого документа для обоснования принципиально различных интерпретаций ранней советской истории. Сторонники теории тоталитаризма видели в ее запутанности и сложности сознательную установку большевиков, скрываясь за фасадом аморфных, полуанархических советских институций, утвердить свою монополию на власть. Классические социально-исторические интерпретации, напротив, аргументировали в пользу импровизационного характера первой конституции. По их мнению, она отразила слабость большевистской власти, которая была вынуждена принимать в расчет революционную инициативу "снизу". Эта версия, несмотря на иную расстановку оценочных акцентов, близка позиции советских историков. Последние опирались на высказывания В. Ленина, согласно которым, Конституция 1918 г. "не выдумана какой-нибудь комиссией, не сочинена юристами, не списана с других конституций", а зафиксировала "опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире". Советские исследователи подчеркивали временный характер конституции, рассчитанной на переходный период, и превозносили реализм и политическую гибкость ее создателей-большевиков. Столь же разноречивы оценки Конституции 1918 г. в юридической литературе. Советские правоведы оценивали ее как образец революционного правотворчества. Современная конституционно-правовая литература характеризует Конституцию 1918 г. как самую несовершенную в истории российского конституционного права с точки зрения содержания и юридической "техники".

    При этом историки единодушны в том, что анализ Конституции 1918 г. немыслим без учета трудных обстоятельств ее подготовки и принятия. Решение о подготовке проекта конституции был принято III Всероссийским Съездом Советов в январе 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) должен был представить проект следующему Съезду Советов. Однако к марту 1918 г., когда собрался IV Всероссийский Съезд Советов, ничего, кроме нескольких черновых набросков, выполненных комиссариатами юстиции и внутренних дел, подготовлено не было. В связи с этим 1 апреля ВЦИК учредил комиссию по разработке проекта конституции, возглавленную председателем ВЦИК Я. Свердловым. Из большевистского руководства в нее (кроме Свердлова) вошли И. Сталин и Н. Бухарин. В состав комиссии были включены также представители комиссариатов внутренних дел, юстиции, по делам национальностей, по военным и морским делам и народного хозяйства. В комиссии, в которую, помимо большевиков, вошли левые эсеры, разгорелась борьба между сторонниками централизации и децентрализации государственной власти, поборниками унитарного и федеративного устройства Советского государства (Э. Карр). Подготовленный проект был опубликован 3 июля 1918 г. и представлен на обсуждение ЦК РКП(б). После внесения поправок он был передан на рассмотрение V Всероссийского съезда Совета, который единогласно утвердил его 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г., после официальной публикации в газете "Известия", Конституция вступила в силу.

    В научной литературе широко распространено мнение, что руководители советского государства не приняли серьезного участия в подготовке Конституции 1918 г., соответствующего ее значению "основного закона". Этот факт чаще всего объясняется презрением большевиков к праву или обремененностью большевистских лидеров более важными делами в ситуации ураганно нараставшего политического и хозяйственного кризиса. Тезис о неучастии большевистских лидеров в создании конституции явно нуждается в релятивации. Представительный состав комиссии по подготовке проекта конституции и настойчивая борьба в ней большевиков против представителей левых эсеров по вопросу о перспективах строительства Советского государства, а также включение в конституцию по настоянию В. Ленина написанной им "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" - все это свидетельствует об активной роли большевистского руководства в создании первой советской конституции.

    Конституция 1918 г. состоит из преамбулы, 6 разделов, 17 глав и 90 статей. В краткой преамбуле определяется порядок вступления конституции в силу, а также меры по ее популяризации.

    Первый раздел включает "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", которая была написана В. Лениным не позднее 3 (16) января 1918 г. Документ был предназначен для представления в Учредительное собрание, открывшееся 5 (18) января 1918 г., и служил своего рода провокацией, нацеленной на разоблачение его "контрреволюционного" характера. "Декларация" была оглашена Я. Свердловым на его первом заседании. Как и предполагало большевистское руководство, предложение обсудить "Декларацию" было отвергнуто. 12 (25) января 1918 г. ее утвердил естественный правопреемник распущенного Учредительного собрания - III Всероссийский Cъезд Советов. В качестве раздела конституции "Декларация" претерпела переработку: из нее были изъяты все положения и упоминания, касавшиеся Учредительного собрания. При этом в ней сохранились все пункты, отражавшие главные нововведения большевистского правительства начиная с октября 1917 г., которые должно было одобрить Учредительное собрание. В первой главе Россия объявляется федеративной республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов (В. Ленин вычеркнул из ее названия первоначально внесенное им определение "социалистическая"). Во второй главе в качестве мер по "установлению социалистической организации общества" декларируются социализация земли, введение рабочего контроля, трудовой повинности и вооружения трудящихся, отказ от международных финансовых договоренностей и национализация банков. В третьей главе объявляется о разрыве с международной политикой "буржуазной цивилизации". Четвертая глава признает cоветы единственным полномочным представительством трудящихся масс, подчеркивая добровольный характер федерации Советских республик России.

    Второй раздел описывает общие положения конституции. Ряд из них повторяет содержание первого раздела, отражая несовершенство структуры документа. Основной задачей рассчитанной на переходный период конституции провозглашается установление "мощной Всероссийской Советской власти". В отличие от статьи 1 статья 10 объявляет Российскую Республику "свободным социалистическим обществом всех трудящихся России". Вновь подтверждаются принадлежность всей полноты власти Cоветам и федеративный характер государства. Верховной властью в стране наделяется Всероссийский Cъезд Советов, а между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Статьи, посвященные свободе совести, печати, союзов, доступа к знаниям, описывают не столько права трудящихся, сколько экономическую и социальную политику государства. Кроме того, декларируются всеобщая трудовая и воинская повинность, а также равенство прав вне зависимости от расовой и национальной принадлежности, с существенной оговоркой, что отдельные лица и группы населения лишаются гражданских прав, если "пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции". Особо оговариваются право убежища и упрощенная процедура предоставления гражданских прав иностранцам, что отражает веру составителей конституции в близость мировой революции. В этом разделе, как и во всех остальных, большевистская партия не упоминается. Этот факт едва ли можно объяснить только желанием ленинского руководства скрыть истинную роль партии или слабостью и ненадежностью ее реального положения. Скорее всего, большевики считали партию органом не государственной, а революционной власти.

    Третий, самый обширный раздел - "Конструкция Советской власти" - состоит из двух подразделов, пяти глав и 33 статей. Подраздел А посвящен организации центральной власти. Шестая глава описывает статус Всероссийского Cъезда Советов и порядок выборов в него, неравных для городского и сельского населения. В седьмой главе очерчиваются полномочия ВЦИК, который определяется как "высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган". Восьмая глава посвящена структуре и компетенции Совета Народных Комиссаров (СНК). Декларация об его подотчетности ВЦИК нейтрализуется примечанием, согласно которому "мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены Советом Народных Комиссаров непосредственно". Отражая стремительную регионализацию Советской власти, статья 47 особо подчеркивает, что звание "народного комиссара" принадлежит только членам СНК. В десятой главе определяются предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК. Перечисление 17 предметов ведения этих органов не устанавливает, тем не менее, ясных границ их полномочий, т. к. признается, что сверх перечисленных вопросов их ведению "подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению". Подраздел Б излагает структуру и компетенцию местных советских органов власти. Десятая глава посвящена областным, губернским, уездным и волостным Съездам Советов, одиннадцатая - местным советам, двенадцатая - предметам ведения местных органов власти. Съезды и исполнительные комитеты советов объявляются носителями высшей власти на подведомственной территории. Т.о., творцы конституции не признали принципа разделения властей. Однако пирамидальная структура и порядок подчинения низших советов вышестоящим ограничивали полномочия советов решением вопросов "чисто местного (для данной территории) значения". При этом раздел не описывает ни границ федерации, ни механизмов ее конструирования и жизнедеятельности, в результате чего федеративный принцип приобретает фиктивный характер: РСФСР по Конституции 1918 г. была федерацией без субъектов федерации.

    Четвертый раздел конституции посвящен активному и пассивному избирательному праву и состоит из трех глав и 15 статей. Избирательное право в революционной России носит ярко выраженный классовый характер. Оно предоставляется трудящимся - тем, кто добывает "средства к жизни производительным и общественно полезным трудом", а также "солдатам cоветской армии и флота" и даже иностранцам, не принявшим российское гражданство. Однако значительные группы населения лишены избирательного права по классовому признаку: использующие наемный труд, живущие на нетрудовые доходы, торговцы, священнослужители и монахи, бывшие служащие и агенты полиции.

    Пятый раздел - "Бюджетное право" - характеризует финансовую политику РСФСР как средство "экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан Республики в области производства и распределения богатств". Конституция декларирует допустимость и целесообразность для решения этой задачи "вторжения в право частной собственности". В разделе декретируется централизация общегосударственного бюджета, а также обозначаются принципы и процедуры распределения его средств.

    Последний, шестой раздел конституции описывает герб и флаг РСФСР.

    По поводу жизнеспособности и действенности Конституции 1918 г. исследователи высказывают принципиально различающиеся мнения. Одни считают ее мертворожденной, приводя в качестве альтернативных аргументов два обстоятельства: 1) что большевистское руководство не собиралось придерживаться записанных в ней положений; 2) что реальность Гражданской войны деформировала зафиксированные в Конституции 1918 г. институции, принципы и механизмы. Согласно другому мнению, конституция оказалась достаточно гибкой и прагматичной, что позволило ей просуществовать с незначительными изменениями до 1936 г.

    C культурно-исторической точки зрения, Конституция 1918 г. представляется документом, отражающим нарастающую разочарованность большевиков в эффективности революционной самодеятельности масс. Советы оказались неформальными объединениями с неясно очерченными функциями. Они плохо поддавались контролю и управлению, имели тенденцию к автономизации по отношению к центру и содействовали усилению центробежных сил. Основная задача Конституции состояла в четком определении их полномочий, в систематизации, унификации и централизации их деятельности. В. Ленин не скрывал этого назначения конституции. Так, на съезде губернских советов, состоявшемся через три недели после ее принятия, он, согласно газетному отчету, заявил: "Рабоче-крестьянские массы, призванные правительством к управлению страной и долгое время находившиеся вдали от этого, не могли отказаться от желания строить государство путем собственного опыта. Лозунг "вся власть Советам" привел к тому, что на местах хотели прийти к опыту государственного строительства путем собственных ошибок. Такой переходный период был необходим и оказался благотворным. В этом стремлении к сепаратизму было много здорового, доброго, в смысле стремления к созиданию. Советская конституция выявила отношение волостной власти к уездной, уездной к губернской и этой последней к центру".

    Конституцию 1918 г. позволительно интерпретировать как документ, отражающий представления большевиков о возложенной ими на себя цивилизаторской миссии. Она была направлена на дисциплинирование масс и рутинизацию деятельности советов. В этом смысле она была "антисоветской". Последующий опыт Гражданской войны убедил большевиков и их сторонников в эффективности дисциплинирующих практик и благотворности унификации и централизации. Вслед за Конституцией СССР 1924 г., Конституция РСФСР 1925 г. предусматривала более стройную иерархию советов и поставила их под более действенный контроль центральной власти.