Особенности и процедура увольнения военнослужащего за несоблюдение контракта. Неисполнение обязательств по договору согласно гк рф Увольнение по несоблюдению условий контракта

Неисполнение обязательств по договору - ГК РФ предусматривает в связи с ним особые правовые последствия. О том, что в себя включает понятие обязательства, какие его виды бывают, а также к чему может привести неисполнение взятых обязательств по договору, расскажем в этой статье.

Что такое обязательство и его несоблюдение

Понятие обязательства дается в ст. 307 Гражданского кодекса РФ и рассматривается как ситуация, в которой сторона, именуемая должником, обязуется перед второй стороной (кредитором) выполнить некие действия либо, наоборот, не совершать оговоренных заранее действий. Обязанности должника корреспондирует право кредитора потребовать ее выполнения. В рассматриваемой статье не называется исчерпывающий перечень ситуаций, в которых рождаются обязательства, в связи с их разнообразием.

ГК РФ указывает на необходимость сторонам вести себя по отношению друг к другу добросовестно, оказывать необходимое содействие для исполнения обязательства, а также предоставлять необходимую информацию (п. 3 ст. 307 ГК РФ).

Сущность самого обязательства заключается:

  1. В установлении взаимосвязи лиц друг с другом.
  2. Обязании одной стороны возникшего обязательства к определенному поведению под угрозой применения мер гражданско-правовой ответственности (ст. 396 ГК РФ), иными словами, установление ответственности за его неисполнение.

Виды обязательств

Основной критерий возникновения обязательств — основание возникновения, в соответствии с которым принято делить их на 2 большие группы:

  1. Возникающие при исполнении (неисполнении) договоров, иными словами, договорные.
  2. Внедоговорные (правоохранительные).

По основаниям возникновения обязательства бывают:

  • возникшие из договоров и иных сделок;
  • появившиеся в силу совершения неправомерных действий;
  • возникшие вследствие наступления юридических фактов.

В зависимости от гражданско-правового положения сторон возникновения обязательства:

  • возникшие при их исполнении сторонами предпринимательской деятельности;
  • возникшие с участием граждан-потребителей.

По соотношению возникших прав и обязанностей:

  • простые — такие, при которых стороны связаны только 1 обязанностью, например при займе;
  • сложные, то есть такие, при которых прав и обязанностей больше, например при поставке продукции.

По определению исполнения:

  • альтернативные, то есть такие, при которых должник должен совершить 1 или несколько действий (ст. 308.1 ГК РФ);
  • факультативные, то есть такие, при которых сторона может заменить основное исполнение иным (ст. 308.2 ГК РФ).

По степени важности:

  • основные;
  • дополнительные, то есть такие, которые обеспечивают выполнение основного обязательства.

По субъектам исполнения обязательства их принято делить на следующие группы и подгруппы:

  1. С множественностью лиц:
    • долевые (ст. 321 ГК РФ);
    • солидарные (ст. 322 ГК РФ);
    • субсидиарные (ст. 399 ГК РФ).
  2. С участием третьих лиц:
    • регрессные, то есть такие, при которых происходит переложение обязанностей на иное лицо (п. 2 ст. 325 ГК РФ);
    • обязательство в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ);
    • обязанности, выполняемые третьими лицами (ст. 308 ГК РФ).
  3. При которых возникает перемена лиц:
    • цессия (ст. 382 ГК РФ);
    • суброгация (ст. 965 ГК РФ);
    • перевод долга (ст. 391 ГК РФ).

Исполнение обязательств, последствия и ответственность в случае их невыполнения

Под надлежащим исполнением обязательств следует понимать правовые действия, совершаемые сторонами. Надлежащее исполнение обязательства во всех случаях прекращает его (п. 1 ст. 408 ГК РФ). В силу положений ст. 311 ГК РФ сторона имеет право не принимать исполнение обязательства частями.

На основании ст. 309.2 ГК РФ все расходы, связанные с надлежащим исполнением обязанностей, возлагаются на сторону-должника. Указанное положение подтверждается постановлением АС ЗСО от 20.07.2016 по делу № А27-9448/2015.

Не допускается односторонний отказ от выполнения взятых на себя обязательств (решение АС Свердловской области от 20.10.2016 по делу № А60-31242/2016), за исключением случаев, которые прописаны в законе или иных актах (ст. 310 ГК РФ).

Неисполнение обязанностей, в том числе частичное, неполное исполнение, является основанием для применения к виновной стороне мер имущественной ответственности. Подробнее об этом — в постановлении пленума ВС РФ от 22.11.2016 № 54.

Существенные нарушения условий договора

Под существенным нарушением условий договора принято понимать нарушения, которые могут повлечь за собой причинение значительного ущерба иной стороне или даже способствовать лишению того, на что она имела право рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Существенный характер нарушения в этом случае состоит не в сумме причиненного ущерба, а именно в соотношении между тем, что могла ожидать сторона от исполнения обязательства и чего лишилась вследствие его неисполнения.

Другими словами, при рассмотрении судами вопроса о существенности нарушений условий контракта будут исследоваться материалы, доказывающие существенную разницу между тем, на что сторона рассчитывала при подписании договора, и тем, что фактически удалось получить (решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2016 по делу № А60-30641/2016).

ВАЖНО! Гражданско-правовую ответственность влекут не только существенные, но и любые нарушения, причинившие убытки или вред контрагенту.

Виды ответственности за невыполнение обязательств по договору

Ответственность в рамках ГК РФ носит имущественный характер. Ее главной отличительной чертой является обязание стороны, нарушившей обязательство или причинившей вред, уплатить определенные суммы.

Ответственность за невыполнение условий договора может наступить при наличии:

  1. Противоправности действий.
  2. Вины стороны.
  3. Убытков у одной из сторон договора.
  4. Установленной причинной связи между действиями виновной стороны и возникшими у другой стороны убытками.

В рамках договорной ответственности стоит отметить:

  • солидарную, когда право выбора, с кого из нескольких должников по одному долгу этот долг взыскивать, принадлежит кредитору;
  • субсидиарную, которая подразумевает право кредитора на обращение к субсидиарному должнику при невозможности взыскать долг с основного.

Ответственность (убытки)

Гл. 25 ГК РФ посвящена ответственности за неисполнение обязательств по договору .

Универсальной мерой ответственности, используемой при неисполнении условий договора , является возмещение виновной стороной понесенных убытков (ст. 393 ГК РФ).

Порядок определения убытков при этом регламентирован ст. 15 ГК РФ:

  1. Пострадавшим, управомоченным требовать возмещения убытков, является тот субъект, чье материальное право было нарушено.
  2. Убытки — это обусловленные расходы, понесенные одной из сторон договорных отношений, при помощи которых было восстановлено нарушенное право или выполнены определенные обязательства. К убыткам следует также относить неполученную выгоду, то есть такую выгоду, которую сторона могла получить при нормальном исполнении обязательств, без нарушений.
  3. В случае получения стороной, нарушившей обязательства, определенного дохода, сторона, чье право при этом было нарушено, получает право требования упущенной выгоды. При этом размер этой выгоды может быть не меньше, чем размер полученного дохода. Условиями договора или закона могут устанавливаться определенные ограничения в части взимания упущенной выгоды.

Убытки являются своего рода максимальной мерой ответственности за невыполнение условий договора по ГК РФ.

Если же существенное нарушение условий договора по ГК РФ повлекло за собой необходимость в подписании аналогичного договора, то сторона, чье право таким неисполнением было нарушено, получает право требовать с должника возмещения разницы между ценой по первоначальному контракту и заключенному впоследствии (ст. 393.1 ГК РФ, постановление пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 № 7).

Иные меры ответственности

Помимо права требования возмещения убытков, при нарушении условий договора ГК РФ предусматривает и другие меры ответственности, в частности, такие как:

  1. Неустойка (ст. 330ГК РФ) иными словами, штраф (устанавливается в деньгах) или пеня (рассчитывается в процентах). Она подлежит начислению в случае, если одной из сторон будут нарушены условия достигнутого соглашения. При этом по умолчанию убытки можно требовать только в части, не покрытой неустойкой (ст. 394 ГК РФ).

    Но договором может быть предусмотрена оплата:

    • только неустойки;
    • убытков поверх суммы неустойки;
    • либо неустойки, либо убытков.

    Предъявление стороне, нарушившей условия договора, требования об оплате неустойки не должно сопровождаться доказыванием факта причинения убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

  2. Ответственность за неисполнение денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ). Указанная статья определяет порядок уплаты и размер процента за просрочку договорных платежей. Его размер определяется ключевой ставкой Банка России за расчетные периоды.

    Если пострадавшая сторона требует взыскания указанных процентов, однако ее убытки заметно выше, допускается требовать также оплаты убытков, но только в части, не покрытой процентами по ст. 395 ГК РФ.

Помимо указанного, существуют еще некоторые особенности начисления процентов:

  • не разрешается начисление процентов на проценты;
  • не разрешается одновременное начисление неустойки в соответствии с условиями договора и процентов;
  • проценты подлежат исчислению до момента уплаты требуемых сумм.

Однако соглашением сторон может быть предусмотрен более малый срок.

Ответственность за невыполнение условий договора предусмотрена действующим ГК РФ и выражается в виде предъявления виновной стороне требований о возмещении убытков, уплате неустойки (штрафов, пени), а также исчислении процентов в случае неисполнения денежного обязательства.



Вводные положения из Постановления КС РФ..

Конституционный Суд РФ рассмотрел подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» той мере, в какой на его основании военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в случае неоднократного привлечения его к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных проступков и при наличии у него дисциплинарных взысканий, а также в случае осуждения его за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы или лишением воинского звания либо права занимать воинские должности в течение определенного срока

Конституционный Суд РФ ещё раз подтвердил ранее высказанные позиции о том, что служба в современной российской армии предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам, а равно их повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Соответственно, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прекращения военно-служебных отношений с военнослужащими, которые более не отвечают установленным требованиям.

Вместе с тем, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования. В частности, последствия невыполнения военнослужащим требований, предъявляемых к лицам, проходящим военную службу по контракту, должны определяться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность учета характера нарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, причин и условий совершения, а также личности военнослужащего и степени его вины и тем самым гарантировалась соразмерность неблагоприятных для военнослужащего правовых последствий степени тяжести допущенного им нарушения.

Правовые позиции КС РФ.

1. Совершение дисциплинарных проступков.

По мнению КС РФ, основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.

В том числе, невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться в совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения.

И вот Конституционный суд делает вывод, который в 90-х годах был само собой разумеющимся, но в 2000-х годах стал легко обходится судебной практикой путём игры слов и явной демагогии, о которой автор писал во второй части:
совершение военнослужащим дисциплинарного проступка может повлечь применение к нему установленной государством в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков меры ответственности –

«обязательным условием досрочного увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта должно являться совершение военнослужащим дисциплинарного проступка»,

И раскрывает понятие невыполнение условий контракта:

«под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы в данном случае должны подразумеваться именно существенные нарушения условий контракта , в частности:

Совершение одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,

Либо совершение военнослужащим дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий.

Примечание : Перечень грубых нарушений воинской дисциплины, указанных в пункте 2 стаьи 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» приведён в отдельном документе.

Подход, связывающий возможность досрочного увольнения с военной службы лишь с наиболее существенными отступлениями от воинской дисциплины , в целом соответствует характеру данного дисциплинарного взыскания , которое влечет для военнослужащего серьезные негативные последствия и, соответственно, требует при решении вопроса о его применении строгого соблюдения положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, касающихся:

Проведения разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка,

Обстоятельств, подлежащих установлению в ходе такого разбирательства,

Порядка и сроков применения и исполнения дисциплинарных взысканий и других элементов дисциплинарной процедуры,

Что гарантирует военнослужащему защиту от произвольного увольнения и позволяет ему воспользоваться правами , предоставляемыми в силу закона военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности.

Далее КС РФ в очередной раз подтверждает, что Конституция и закон о статусе военнослужащего не допускают привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок , что в том случае, когда невыполнение военнослужащим условий контракта выражается в совершении дисциплинарного проступка, его

Соответственно, неоднократное совершение военнослужащим дисциплинарных проступков само по себе не является основанием прекращения военно-служебных отношений в порядке реализации дисциплинарной ответственности, если эти дисциплинарные проступки уже повлекли применение к нему дисциплинарных взысканий.

Правовые позиции КС РФ.
2. В каких случаях проводится аттестация.

Вместе с тем, отмечает Конституционный Суд РФ, недобросовестное отношение военнослужащего к своим обязанностям, в том числе подтверждаемое наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, может послужить основанием для постановки вопроса о его соответствии требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, с точки зрения деловых и личных качеств.

Решение по данному вопросу должно приниматься в рамках процедуры аттестации военнослужащих , которая проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.

Аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга и обязанности по защите Отечества, выражающуюся не только в высоком профессионализме, но и в особых личностных качествах, а также в отношении к исполнению обязанностей, предусмотренных контрактом о прохождении военной службы.

Процедура аттестации предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий.

Объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечиваются помимо прочего:

Предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом,

Заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности,

Сообщить дополнительные сведения,

Лично участвовать в заседании аттестационной комиссии (в установленных случаях),

Обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд, что позволяет избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы,

При этом наличие у военнослужащего дисциплинарных взысканий само по себе не должно предопределять выводов аттестационной комиссии относительно оценки данного военнослужащего как не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе требованиям по занимаемой воинской должности, и рекомендаций о перспективах его дальнейшего служебного использования.

Правовые позиции КС РФ.
3. Увольнение военнослужащего в связи с осуждением.

Наличие обвинительного приговора суда является самостоятельным основанием для увольнения с военной службы, которое является обязательным в тех случаях, когда по приговору суда военнослужащему назначено наказание в виде лишения воинского звания, лишения свободы, лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, или лишения права занимать воинские должности в течение определенного срока.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности, т.е. в этом случае увольнение не является обязательным - оно может быть произведено по решению соответствующего командира (начальника).

Это не лишает командование права принять в отношении военнослужащего, которому по приговору суда назначено наказание, не связанное с лишением свободы (реальным или условным), лишением воинского звания, права занимать воинские должности в течение определенного срока, решение о досрочном увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В таких случаях увольнение военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», хотя и связано с его осуждением за совершение преступления, т.е. с его виновными действиями, представляет собой не меру юридической ответственности, а последствие привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, обусловленное тем обстоятельством, что командование, оценив характер совершенного преступления и личность военнослужащего, не нашло возможным - учитывая специфику его профессионально-служебной деятельности - продолжение военно-служебных отношений с ним как лицом, фактически переставшим удовлетворять предъявляемым к нему законодательством о военной службе требованиям.
Но!

Поскольку положение подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает именно возможность, а не обязательность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, привлечение военнослужащего к уголовной ответственности (за исключением специально указанных в названном Федеральном законе случаев) не может безусловно приводить к увольнению с военной службы .

Кроме того, если характер назначенного военнослужащему по приговору суда наказания, например, в виде ограничения по военной службе, установленного статьей 51 УК Российской Федерации, напрямую связан с прохождением военной службы, то его увольнение с военной службы воспрепятствует исполнению такого наказания).

Соответственно, решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в таких случаях не может быть произвольным и обусловливаться одним лишь фактом его осуждения за совершение преступления, а должно основываться на оценке соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям, обстоятельств нарушения условий контракта, выразившегося в совершении военнослужащим преступления, его характера и тяжести, последствий, отношения самого военнослужащего к совершенному им деянию, а также учитывать особенности объекта преступного посягательства.

Обоснованность решения о досрочном увольнении с военной службы в таких, равно как и в иных случаях увольнения по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», когда это связано с возникновением обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии деловых и личных качеств военнослужащего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе по занимаемой воинской должности,

польку именно в указанной процедуре возможна максимально полная и всесторонняя оценка соответствия военнослужащего установленным требованиям.

Конституционный суд обратил внимание на то, что ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни иные действующие в этой сфере нормативные правовые акты не содержат указания на срок, в течение которого с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу либо выявления иных обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении военнослужащим условий контракта и препятствующих продолжению военной службы, военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы

Указав на необходимость совершенствования законодательства, КС РФ сделал вывод:

Таким образом, допуская в системе действующего правового регулирования досрочное увольнение военнослужащего с военной службы за невыполнение условий контракта в связи с совершением преступления или иным виновным отступлением от требований законодательства о военной службе независимо от того, какой срок прошел с момента соответственно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего дисциплинарного взыскания , подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» нарушает тем самым права военнослужащих , гарантированные им статьями 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда РФ.

Важное замечание . Наверно, проще всего было бы дать ключевые цитаты из резолютивной части этого постановления, но витиеватость, запутанность формулировок, построение фраз «от противного» подвигли автора на изложение правовых позиций Конституционного Суда в собственной, упрощенной редакции. Скорее, это даже не изложение правовых позиций, а авторский комментарий. Поэтому, при использовании данной статьи, во избежание возможных ошибок, обращайтесь к первоисточнику.

1. Если военнослужащий совершил грубое нарушение воинской дисциплины, увольнение его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, соответствует Конституции РФ, в том числе и без проведения аттестации или, как указано в Постановлении, «лишь с соблюдением общих принципов юридической ответственности», однако с соблюдением «процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности »

Вывод : при совершении грубого нарушения воинской дисциплины и последовавшего за ним досрочного увольнения проведение аттестации не обязательно, однако должны строго соблюдаться требования Конституции РФ, законов РФ и Дисциплинарного Устава ВС РФ о порядке наложения дисциплинарных взысканий.

2. Если военнослужащий имеет неснятые взыскания и совершает новое (не грубое) нарушение воинской дисциплины – он представляется к увольнению в связи с невыполнением условий контракта при подтверждении аттестационной комиссии , при этом сама аттестация должна проводится в строгом соответствии с правилами, установленными законодательством РФ – только в этом случае Конституция РФ не будет нарушаться.

3. Признать подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не соответствующим Конституции Российской Федерации , ее статьям 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок , в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено.

Вывод: увольнение в связи с осуждением за преступления и назначения наказания, не связанного с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, должно производится:

На основании заключения аттестационной комиссии;
- в разумный срок.

Мнение автора.

Конечно, мы обязаны исходить из презумпции добросовестности любого командира и начальника. Вместе с тем, учитывая судебную практику, невозможно полностью исключить недостойное поведение отдельных командиров, которые иногда могут произвольно принимать решения о досрочном увольнении военнослужащих, единолично «рубая шашкой». Ситуации, когда начальник и подчинённый «не сошлись характером», когда существует личная (иногда ни на чем не основанная) неприязнь, да и просто банальная месть, увы, не исключены.

Цена вопроса слишком велика, и законодатель должен принять такие нормы, которые бы гарантировали предварительные письменные разбирательства, коллегиальность рассмотрения вопроса о досрочном увольнении с участием аттестационных комиссий, а суды должны особое внимание уделить проверки правильности порядка наложения дисциплинарных взысканий, порядка проведения всего комплекса мероприятий по аттестации, и строгого соблюдения всех формальностей при досрочном увольнении.

По мнению автора, любые нарушения установленного порядка наложения дисциплинарных взысканий, проведения процедуры аттестации и досрочного увольнения, должны стать объектом пристального внимания со стороны правоприменительных органов, и при сомнениях в соблюдении прав военнослужащего, становиться основанием для отмены приказов о досрочном увольнении.

В приложении к этой статье выкладываю документы дела 2000 года. Я давно уже списал его в архив – как за давностью, так и в связи с полной невозможностью в современных условиях применить старый опыт.

Однако комментируемое сегодня Постановление Конституционного Суда РФ позволило этому делу «заиграть новыми красками», появились лучики надежды на пересмотр судебной практики и возврат к предыдущему опыту 90-х годов. Поживём – увидим.

По этому делу заявление К. о восстановлении на военной службе было оставлено без удовлетворения, однако окружной суд нашу кассационную жалобу удовлетворил, решение отменил, а при новом рассмотрении дела К. был восстановлен на военной службе.

Особое внимание хочу обратить на кассационную жалобу – в ней можно проследить тот объём работы , который зачастую необходим для восстановлении нарушенных прав при досрочном увольнении, в том случае, когда ответчик идёт на явную фальсификацию документов, использует некоторых своих подчинённых в качестве марионеток при даче свидетельских показаний.

Ранее, в начале 2000-х годов я уже публиковал рассказ об этом деле и его можно прочитать здесь.

Для командира увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта подразумевает осуществление довольной сложной процедуры. Нельзя расторгнуть контракт без оснований, так как это будет нарушением прав офицера. Кроме того, решение об увольнении принимается в индивидуальном порядке и зависит от ряда обстоятельств.

Для того чтобы получить статус военнослужащего, гражданину РФ необходимо подписать контракт. Это документ заключается не только с офицерами, но и с рядовыми. Таким образом он заменяет стандартный трудовой договор. Но такое соглашение содержит гораздо больше различных условий и ограничений.

Военнослужащие, как и любые другие граждане, могут быть уволены. Но в данном случае на военных распространяются нормы не трудового законодательства, а военного. Главная причина расторжения контракта – это несоблюдение его условий. Другими словами, это грубое нарушение офицером норм военного права.

С момента подписания документа военнослужащий обязуется соблюдать все условия, указанные в документе. Помимо этого в его обязанности входит выполнение распоряжений командования, а отказ может быть рассмотрен как нарушение дисциплины.

Увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта применяется, если лицо совершило дисциплинарный проступок, административное или уголовное преступление и т. д. Тогда контракт с офицером расторгается согласно установленной процедуре.

Дисциплинарный проступок

Под дисциплинарным проступком подразумевается совершение военнослужащим проступка, который содержится в Дисциплинарном уставе. Увольнение по несоблюдению контракта осуществляется, если им был допущен один или несколько грубых проступков. Ситуацию усугубляет наличие взысканий, которые не были сняты с нарушителя.

Если нарушения имеют систематический характер, то это должно быть зафиксировано. Но командиру или начальнику запрещено привлекать военнослужащего дважды за одно и то же нарушение. Другими словами, если за проступок лицу уже вынесено взыскание, то уволить его совершение нельзя.

Причиной расторжения контракта также может стать отказ офицера выполнить приказ командира. Таким примером может служить отказ отправиться в командировку. Военнослужащий объяснил свое решение тем, что в документе указаны сведения о прохождении службы в конкретном месте. Конфликт решался в суде и тот признал, что офицер не имел права отказываться от выполнения своих обязанностей.

Увольняют и за другие дисциплинарные нарушения. К примеру, многие военнослужащие искренне считают, что при выезде заграницу им не нужно писать соответствующий рапорт. На самом деле это считается серьезным нарушением правил и грозит увольнением.

Административное правонарушение или преступление

Если военнослужащим было совершено уголовное преступление или правонарушение, за которое он может быть привлечен к административной ответственности, его увольняют со службы. Сроки расторжения контракта с таким лицом законом не установлены. Кроме того, не существует конкретного списка административных правонарушений, за которые можно уволить военнослужащего.

Поэтому все случаи рассматриваются индивидуально, а договор может быть как расторгнут досрочно, так и не расторгнут вовсе. Если учесть, что согласно воинскому уставу каждый военнослужащий обязан соблюдать законы страны и быть примером для всех, то большинство административных правонарушений могут привести к увольнению.

Допустим, офицер был задержан за рулем транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения. Данный факт будет приравнен к нарушению воинской дисциплины.

При этом человек будет уволен не конкретно за свой поступок, так как дважды за одно правонарушение наказывать нельзя. Увольнение со службы будет осуществлено по причине несоблюдения контракта со стороны военнослужащего. Если речь идет об уголовном преступлении, то такая мера используется только после вынесения судебного решения.

Несоблюдение контракта командованием

Нарушить условия договора может не только военнослужащий, но и его командир, ведь это двухсторонний документ. В случае с офицером или рядовым его поведение может привести лишь к нарушению дисциплины или невыполнению приказа. А вот командир при этом может нарушить права своего подчиненного. К примеру, без оснований лишить его премий или отпуска.

Для того чтобы доказать нарушение контракта командиром и восстановить свои права, необходимо для начала составить рапорт с описанием своих претензий. В документе можно указать все нарушения командира по пунктам и просьбу их устранить. Если это принесло результатов, то у него ест два способа. Первый способ – это обращение в суд или военную прокуратуру. Второй способ – расторжение контракта.

Процедура увольнения

Увольнение по несоблюдению условий контракта может использоваться в качестве взыскания или являться способом реагирования командира. В любом случае расторжение договора не может быть произвольным и основываться только на проступке лица. Обязательно должна быть проведена соответствующая оценка выполнения им всех своих обязанностей.

В связи с этим расторжение контракта с военнослужащим можно поделить на два вида:

  1. Как дисциплинарное взыскание. После того, как станет известно о неправомерных действиях лица, командованию следует провести разбирательство. Сроки не должны превышать 10 дней. После осуществления проверки уполномоченный офицер принимает решение о расторжении контракта с нарушителем.
  2. Аттестация. Данная проверка позволяет выяснить, соответствует ли офицер должности, которую занимает. Все правонарушения или преступления, совершенные лицом, подтверждают этот факт.

Аттестацию проводит специальная комиссия, которая имеет доступ к необходимым документам и свидетельским показаниям. За 2 недели до проведения данной процедуры военнослужащий получает соответствующее уведомление. В его обязанности входит выражение собственного мнения по поводу проверки.

Помимо этого, он имеет право:

  • выразить несогласие;
  • принимать участие в заседаниях комиссии;
  • обжаловать результаты проверки.

Если комиссия обнаружит факты, указывающие на несоответствие лица занимаемой должности, командиру будет направлено предложение о расторжении контракта с военнослужащим.

Справка: офицер может уволиться из части самостоятельно, подав соответствующий рапорт.

Увольнение военного предусматривает следующие решения:

  • оформление отставки;
  • отнесение нарушителя к гражданскому запасу;
  • исключение из состава для отбывания наказания за уголовное преступление.

Для отчисления военнослужащего командованию следует оформить соответствующий приказ. Если ему было предложено уволиться самостоятельно, то следует подать рапорт. Процедура осуществляется так:

  • офицер или рядовой составляет рапорт;
  • командование направляет документ аттестационной комиссии;
  • комиссия принимает решение о расторжении контракта по инициативе военного;
  • окончательное решение остается за командиром части.

Если командование откажет, то можно отстоять свое право на увольнение в военной прокуратуре с помощью жалобы.

Последствия

Нарушив дисциплину или условия контракта, следует быть готовым не только к увольнению, но и к другим последствиям. Уволенных в связи с невыполнением правил дисциплины лиц ожидают следующие последствия:

  1. Они не вправе рассчитывать на выплату выходного пособия.
  2. Не получают премию за выполнение своих профессиональных обязанностей.
  3. Не получают ежегодную материальную помощь. Исключение составляют случаи, когда военнослужащий уже получил эти выплаты, так как взыскать их не имеют права.

Он может рассчитывать лишь на получение денежного довольствия (выплачиваемого ежемесячно). Если офицер принимал участие в военной ипотеке, то после увольнения он обязан вернуть ту часть суммы, которую компенсировало государство. В дальнейшем ипотеку бывшему офицеру придется выплачивать самостоятельно. По закону у лица есть 10 лет, чтобы вернуть долг государству. Если гражданин этого не сделает, средства будут взысканы с помощью суда.

Когда дело доходит до расторжения контракта, то командирам следует помнить, что необязательно увольнять подчиненных за любое нарушение. Все случаи должны тщательно проверяться и рассматриваться индивидуально. И только если нарушение не соответствует поведению военнослужащего, позорит его, то следует принять меры.