Закон о статусе судей рф. Требования, предъявляемые к судьям

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 октября 2011 г. N 23-П положения пункта 8 статьи 16 настоящего Закона во взаимосвязи с положениями статей 144, 145 и 448 УПК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 10, 19 (часть 1), 46 (часть 1), 118, 120 и 122, в той мере, в какой этими положениями допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 УК РФ, в случае, когда соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 мая 2015 г. N 9-П пункт 5 статьи 11 настоящего Закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение в системе действующего правового регулирования не обеспечивает согласованность организационных условий осуществления полномочий судьи, назначенного во время рассмотрения им уголовного дела на должность судьи в другой суд, с обусловленным Конституцией РФ требованием Уголовно-процессуального кодекса РФ о рассмотрении уголовного дела неизменным составом суда и тем самым порождает неопределенность в вопросе о возможности продолжения рассмотрения таким судьей уголовного дела по существу

Как стать мировым судьей: возраст, юридическое образование, стаж работы

Итак, поговорим подробнее о том, как стать мировым судьей в Московской области. Претендент на должность должен предоставить всю необходимую документацию в Судебный департамент Москвы. Приблизительно через 2 месяца кандидату на должность направляется приглашение на экзамен.

Помимо этого, претендент на должность судьи мирового судебного участка не имеет права быть депутатом органов власти или органов МСУ, а также осуществлять коммерческую деятельность. Кандидату на получение статуса мирового судьи запрещено иметь вид на жительство зарубежного государства.

Представление Председателя Московского городского суда и проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей направляются Председателем Московской городской Думы в комиссию Московской городской Думы в соответствии с направлением ее деятельности для подготовки заключения о рекомендации кандидатов на назначение на должности мировых судей.

Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Мировой судья

Существовали вполне оправданные запреты на избрание мировыми судьями: 1) состоящих под следствием и судом за преступления и проступки, подвергшихся по судебным приговорам за противозаконные действия заключению в тюрьму или иному более строгому наказанию, а также тех, кто был под судом за преступления или проступки, влекущие за собой такие наказания, и не оправданных судебными приговорами; 2) исключенных из службы по суду или из духовного ведомства за пороки, а также из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; 3) объявленных несостоятельными должниками; 4) состоящих под опекой за расточительность; 5) священно- и церковнослужителей.

Несмотря на отнесение мировых судей в России к местным судам, их финансирование — оклады судей и аппарата — производилось из сумм государственного казначейства. Из земских сборов оплачивались только наем жилья и служебного помещения — по 800 рублей сверх оклада в год. Зарплата мировых судей была достаточно высока и равнялась зарплате, получаемой членом окружного суда. Отдельные земства имели реальную возможность финансировать мировые суды щедрее. Так, в литературе, посвященной итогам судебной реформы, отмечалось, что в конце 1870-х гг. в некоторых уездах Пермской губернии годовое жалование мировых судей достигало 3 тыс. рублей. Санкт-Петербургская городская дума в 1866 г. была вынуждена повысить оклад до 4500 рублей, когда по первому вызову туда явилось очень немного лиц, изъявивших желание баллотироваться на должность мирового судьи*(83). Сами оклады дифференцировались: добавочные судьи получали по 2 тыс. рублей в год, участковые — по 2800 рублей, председатели съездов — по 4200 рублей.

Принципы пенсионного обеспечения судей

  • в российских судах всех категорий в качестве судей или арбитров;
  • в аппаратах судов РФ на иных должностях, а также в аппаратах и учреждениях Минюста;
  • адвокатом, следователем, помощником, заместителем или непосредственно прокурором, а также на иной должности, где юр.образование является необходимым.
  • 4/5 от заработной платы — для отработавших полных двадцать лет или не меньше десяти лет при наличии двадцати пяти лет иного юридического стажа.
  • для отработавших меньше двадцати лет и по достижении предельного возраста — пропорционально стажу судейства;
  • 4/5 от зарплаты +1% за каждый дополнительный год работы — для отработавших больше двадцати лет.

Мировой судья минимальный возраст

  • пребывание на судейской должности на протяжении 20-ти лет;
  • достижение 50-летнего (для женщин) и 55-летнего (для мужчин) возраста при пребывании на должности судьи, но при этом не может быть стаж меньше, чем 20 лет;
  • работа судьей в течение менее 20-ти лет, если при этом общий юридический стаж превышает 25 лет, а пенсионный возраст составляет 55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин.
  • на должностях арбитров, судей в российских структурах любой категории;
  • на должностях, где юридическое образование является основным (адвокат, прокурор, его заместитель или помощник);
  • в аппаратном составе судейских органов на других должностях, а также в структурах государственной юстиции.

Порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора

Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на вакантную должность судьи, итогов проверки достоверности представленных документов и содержащихся в них сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи.

Анализ практики

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в статье 6 предусматривает три ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист и магистр, установив разные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования: соответственно не менее чем четыре года, пять и шесть лет.

В настоящее время подготовкой юристов занимаются любые высшие учебные заведения: не только специализированные юридические, но и педагогические, экономические, технические, сельскохозяйственные и т.п. Имея государственную аккредитацию высшего учебного заведения в целом, открывая юридические факультеты, учебные заведения получают лицензию на ведение образовательной деятельности по специальности «Юриспруденция» и, не пройдя государственной аккредитации по указанной специальности, выдают своим выпускникам дипломы государственного образца, ссылаясь на то, что высшее учебное заведение в целом имеет государственную аккредитацию.

Судьей может быть гражданин РФ, достигший 25 лет

Судьей может стать гражданин РФ, достигший определенного возраста. Данное ограничение действует для всех потенциальных судей. Дело в том, что в России существует целый ряд правил и ограничений, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. Иначе у человека попросту не будет возможности стать судьей. Какие ограничения и правила распространяются на кандидатов? Что в том или ином случае должны делать судьи? Можно ли как-то получить данную должность в обход всех установленных правил отбора?

Судьей может быть гражданин, сдавший экзамен на знание текущего законодательства страны. При этом, как уже было сказано, учитываются возраст, стаж работы в юридической сфере, отсутствие судимости. Не должны рассматриваться кандидатуры, чьи близкие родственники (супруги, родители, братья, сестры, дети или бабушки-дедушки) находятся под подозрением в совершении уголовного преступления.

Статус судей в РФ

Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности — 7 лет — для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)

В соответствие со статьей 5, отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющих заболевания, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен (ссылка) на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Кандидат обязан предоставить в экзаменационную комиссию ряд документов. (ссылка) Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные законе. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, предоставив при этом ряд документов (ссылка).

30 Июл 2018 282

Федеральный закон 3132-1 указывает, что судебная власть представляется судьями. В некоторых ситуациях отдельные функции и полномочия могут быть переданы представителям народа. Важнейшим аспектом является конституционное разделение судебной, исполнительной и законодательной ветвей власти. В данном законе соответствующее предписание имеется уже в первой статье.

Закон «О статусе судей в Российской Федерации» был принят 26 июня 1992 года. Он определяет независимость данной должности и отсутствие подотчетности. Судебная власть подчиняется лишь Конституции страны и ее законодательству. Ее предписания и решения являются обязательными к исполнению.

ФЗ 3132-1 структурно не разделяется на главы. Состоит он из 27 статей и 7 приложений. Статьи закона регулируют следующие аспекты:

  • основные понятия и принципы судебной власти, определение статуса судьи и его единства;
  • требования к должности и к ее кандидатам;
  • медицинское освидетельствование и процедура отбора кандидатов;
  • порядок наделения полномочиями, аналогичная процедура регламентируется и по статусу председателя суда и его заместителя;
  • присяга и исполнение обязанностей;
  • регулирование предоставления сведений о доходах и имуществе;
  • гарантии независимости судьи и недопустимость вмешательства в его деятельность, неприкосновенность;
  • срок полномочий по статусу и несменяемость должностного лица, дисциплинарная ответственность;
  • приостановление и прекращение полномочий, отставка;
  • материальное обеспечение и меры социальной защиты, как для должностного лица, так и для членов его семьи;
  • аттестация и дополнительное профессиональное образование.

Вместе с ключевыми статьями, регулирующими аспектами являются и приложения к Закону о судебной системе и о статусе судей в РФ. Приложения регламентируют следующие вопросы:

  • порядок предоставления сведений о доходах кандидата и его имуществе, принадлежащем по праву собственности, а также информации об имущественных обязательствах;
  • аналогичные сведения о супруге кандидата и несовершеннолетних детях;
  • предоставление подобной информации судьями, их супругами и детьми;
  • порядок предоставления сведений о доходах и имуществе общероссийским средствам массовой информации;
  • регулирование размеров должностного оклада.

Приложения 1-4, регулирующие предоставление сведений о доходах и имуществе, утратили силу с 1 января 2015 года . Вместо них форма, по которой оформляется соответствующая информация, утверждается Президентом РФ.

Действующее приложение 5 Федерального закона 3132-1 о статусе судей регулирует лишь порядок предоставления сведений в средства массовой информации. Приложения 6 и 7 предписывают процентное соотношение должностных окладов между различными категориями.

Закон о статусе судей 3132-1 постоянно дорабатывается в соответствии с актуализацией правовой базы. Последние изменения в редакцию документа были внесены в декабре 2016. Так есть закон о мировых судьях, ознакомиться с которым можно

Права судей

Закон о правовом статусе судей наделяет их следующими полномочиями :

  • право на самостоятельность и независимость в принятии решений;
  • возможность требовать исполнения постановлений и судебных предписаний;
  • право на получение документов и их копий , необходимых для осуществления правосудия;
  • право на неприкосновенность , в том числе частичную после снятия с себя полномочий;
  • право на материальное обеспечение и социальную защиту членов семьи;
  • возможность получения дополнительного профессионального образования и повышения квалификации.

Скачать 3132-1 ФЗ

Скачать Федеральный закон 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» можно . Текст представлен в последней редакции, с актуальными изменениями на 2017 год. Документ будет одинаково полезен как для лиц, вступающих в судебную должность, так и для юристов, изучающих правовую основу судебной ветви власти.

Изменения в Законе о статусе судей

Последние поправки в Закон о статусе судей РФ были внесены 28 декабря 2016 . Согласно изменениям был скорректирован подпункт 5.1 пункта 3 статьи 3 ФЗ 3132-1 , регулирующий требования к занимаемой должности. Согласно поправкам слова «финансовыми инструментами; » были заменены на развернутое определение с уточнением об иностранных источниках дохода и ссылкой на соответствующий закон.

В некоторые статьи поправки вносились в более ранний период. Статья 14 ФЗ 3132-1 «О статусе судей в РФ» регулирует прекращение полномочий. Последние изменения были внесены в 2013 году и коснулись следующих моментов:

  • введен подпункт 6.1 о нарушении должностным лицом, его супругом или несовершеннолетним ребенком запрета об открытии счета или хранении ценностей в иностранном банковском учреждении;
  • добавлен подпункт 13 о совершении дисциплинарного проступка, за которое налагается взыскание в виде досрочного лишения статуса и полномочий;
  • согласно нововведениям скорректирована редакция пункта 2 .

Статья 15 Федерального закона 3132-1 о статусе судей регулирует отставку судебного должностного лица. Последние поправки были внесены в июле 2013 и изменили редакцию пунктов 6, 7 и 8 об отмене отставки, соответствующем решении и прекращением на основании повторного избрания.

Ст 16 Закона о статусе судей регулирует их неприкосновенность. Изменения в статью последний раз вносились в марте 2014. По ним были исключены слова «Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, », формулировка «федерального арбитражного » была заменена на «арбитражного ».

Согласно закону «О статусе судей в Российской Федерации» занять должность судьи может любой гражданин России, отвечающий одновременно нескольким критериям:

– возраст не менее 25 лет;
– наличие высшего юридического образования;
– стаж работы по юридической специальности более 5 лет;
– отсутствие судимости;
– отсутствие гражданства иного государства;
– полная дееспособность;
– отсутствие нарко- или алкозависимости;
– отсутствие заболеваний, препятствующих получению статуса судьи.

Желающий стать судьей суда субъекта Российской Федерации должен быть не моложе 30 лет и проработать по специальности юриста не менее 7 лет. Претендент на должность судьи Верховного Суда должен быть не моложе 35 лет и потрудиться по юридической специальности более 10 лет.

Наиболее строгие требования предъявляются к тем, кто желает получить статус судьи Конституционного Суда: помимо всех вышеперечисленных качеств, соискатель обязан обладать безукоризненной репутацией, быть не моложе 40 лет, иметь стаж работы юристом не менее 15 лет.

Вроде бы указанные качества звучат обнадеживающе – возраст, стаж, репутация… Однако лично мне кажется, что цензы стоит скорректировать в сторону ужесточения. И в первую очередь, увеличив возраст, с которого можно занять кресло судьи. Представляется, что такая часть реформы суда позволит существенно поднять уровень судопроизводства в государстве. Это является на сегодняшний день одной из первостепенных задач, поскольку реальный уровень доверия к судебной власти со стороны населения, особенно в уголовном судопроизводстве, крайне невысок.

Минимально возможный возраст для занятия столь ответственного поста, как судья, было бы неплохо поднять. Неплохо требовать от кандидата в судьи и адвокатского опыта.

Однозначно, 25 лет – не юность, но отнюдь и не зрелость! Человек приобретает необходимый для любой правоприменительной деятельности, особенно судейской профессии, опыт точно не к этому возрасту. Житейская мудрость и бытовая прозорливость могут появиться и закрепиться в сознании прожившего четверть века, но ведь вуз заканчивают, как правило, в 22–23 года. Даже, если выпускник и трудился по юридической специальности с первого курса, достаточных практических навыков для того, чтобы вершить судьбы, у него в 25 лет нет. Именно поэтому минимальный возрастной порог для претендентов в судьи всех уровней необходимо повысить еще на 5 лет.

Критике можно подвергнуть и род стажа претендента, указывающий лишь на наличие опыта в сфере юриспруденции как такового. Между тем, проработав в современном российском следствии, надзоре или самом суде на технической должности секретаря либо помощника, любой молодой специалист, волей-неволей получает перекос профессиональной деформации в сторону обвинения. Это – объективный факт и спорить с ним сложно. К сожалению…

Однако, если ввести в Закон «О статусе судей в Российской Федерации» одну небольшую ремарку, ситуация однозначно будет исправлена. Вполне обоснованно требовать от кандидата в судьи обязательного стажа не менее 2–3 лет в адвокатуре – той форме юридической деятельности, которая реально пожинает сегодня плоды упомянутого обвинительного уклона. Прочувствовав на собственном опыте весь негатив данного явления, будущий судья, скорее всего, будет более справедливым и беспристрастным.

Конечно, не только такие изменения способны полноценно реформировать судебную власть, лишив ее зависимости от власти исполнительной, но начинать нужно с подобных, малых и гарантировано эффективных мер, могущих дать результат в кратчайшие сроки.

О статусе судей в Российской Федерации

Статья 1. Судьи - носители судебной власти

1. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судьями в соответствии с настоящим Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

4. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

5. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.

6. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Статья 2. Единство статуса судей

1. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.

Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом.

2. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

Статья 3. Требования, предъявляемые к судье

1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы.

2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

3. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

4. Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.

В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с настоящим пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 настоящего Закона, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.

2. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской Федерации.

Статья 5. Отбор кандидатов на должность судьи

1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

2. Любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.

3. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.

4. Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи.

5. Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность.

6. Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.

7. Квалификационная коллегия судей представляет председателю соответствующего суда заключение на каждого из рекомендованных кандидатов. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей кандидатура вносится председателем соответствующего суда для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.

Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

5. Президент Российской Федерации в месячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщает председателю соответствующего суда.

6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

7. В случае отклонения представленной кандидатуры на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда соответствующая квалификационная коллегия судей имеет право при наличии повторного заявления кандидата, рассмотрев основания отклонения, повторно дать положительное заключение для назначения кандидата на должность судьи.

Статья 7.1. Исполнение обязанностей судьи

1. К осуществлению правосудия в качестве судьи, кроме исполнения обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть привлечен с его согласия судья, находящийся в отставке, на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий.

2. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи производится председателем вышестоящего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.

Статья 8. Присяга судьи

1. Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".

2. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации приносят присягу на собраниях судей этих судов. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.

3. Присяга приносится судьей перед Государственным флагом Российской Федерации, а в соответствующих случаях также и перед государственным флагом республики в составе Российской Федерации.

Статья 9. Гарантии независимости судьи

1. Независимость судьи обеспечивается:

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

неприкосновенностью судьи;

системой органов судейского сообщества;

предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

2. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии".

3. Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик в составе Российской Федерации и другие органы юстиции осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов. Деятельность военных судов обеспечивается в порядке, предусмотренном федеральным законом о военных судах.

4. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 10. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи

1. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

2. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Статья 11. Срок полномочий судьи

1. Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, кроме случаев, предусмотренных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

2. Мировые судьи избираются сроком на пять лет населением округа, на который распространяется их юрисдикция.

3. Судьи районных (городских) народных судов, судьи военных судов гарнизонов (армий, флотилий, соединений) впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий.

Статья 12. Несменяемость судьи

Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 13. Приостановление полномочий судьи

1. Полномочия судьи приостанавливаются решени

ем квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

3) участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

2. Судья, полномочия которого приостановлены в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи или которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

3. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.

4. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Статья 14. Прекращение полномочий судьи

1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

10) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;

11) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

2. Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

3. В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

Статья 15. Отставка судьи

1. Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 5, 10 и 12 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона.

Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

3. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

4. За судьей после ухода или удаления его в отставку сохраняется право на бесплатный проезд в общественном транспорте, а также иные права, предусмотренные для этой категории судей действующим законодательством Российской Федерации.

5. Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.

6. Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 3 настоящего Закона, сохраняет гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

7. Квалификационная коллегия судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи, установив, что он более не отвечает требованиям, предъявляемым к судьям настоящим Законом, прекращает отставку судьи. Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это решение в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 14 настоящего Закона.

8. Отставка судьи прекращается также в случае повторного избрания его на должность судьи.

9. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Неприкосновенность судьи

1. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

2. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

3. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

4. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда.

5. Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.

6. Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производства там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

7. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации.

Статья 17. Органы судейского сообщества

1. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества.

2. Органами судейского сообщества являются:

Всероссийский съезд судей, а в период между съездами совет судей Российской Федерации, избираемый Всероссийским съездом судей;

собрания судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации;

съезды (конференции) судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, групп войск и флотов, арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) избираемые ими советы судей.

3. Органы судейского сообщества:

1) обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;

2) проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

3) рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;

4) представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;

5) избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов).

4. По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок.

5. Органы судейского сообщества проводят свою работу при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

6. Порядок формирования и деятельности органов судейского сообщества определяется Всероссийским съездом судей.

Статья 18. Квалификационные коллегии судей

1. Для рассмотрения вопросов:

отбора кандидатов на должность судьи;

приостановления или прекращения полномочий судьи;

обеспечения неприкосновенности судьи;

проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса -

создаются Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, судей военных округов, а также Высшего арбитражного суда Российской Федерации и других арбитражных судов.

2. Порядок организации и деятельности, а также полномочия Высшей и иных квалификационных коллегий судей определяются положением о квалификационных коллегиях судей, утверждаемым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 19. Материальное обеспечение судей

1. Заработная плата судьи (денежное содержание судьи военного суда) состоит из должностного оклада, а для военных судей - и оклада по воинскому званию, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, которые не могут быть уменьшены. Судье производятся также иные выплаты, предусмотренные законами и другими нормативными правовыми актами. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к определяемому федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации и не могут быть менее пятидесяти процентов их оклада. Должностной оклад судьи не может быть менее восьмидесяти процентов должностного оклада председателя соответствующего суда.

Судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как в должности судьи, так и в должностях по юридической профессии в государственных организациях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также время работы адвокатом до назначения его на должность судьи.

Судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием.

Судьи, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, получают доплату в размере пяти процентов от должностного оклада, а судьи, имеющие ученую степень доктора юридических наук или ученое звание профессора, - 10 процентов от должностного оклада. Судьи, имеющие почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", получают доплату в размере 10 процентов от должностного оклада. На указанные доплаты имеют право и судьи, пребывающие в отставке, а также работники судов, имеющие классные чины. При этом размер ежемесячного пожизненного содержания с учетом указанных доплат, а также доплаты, предусмотренной абзацем вторым пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, не может превышать 85 процентов заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

2. Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней.

Судьям, работающим в районах Крайнего Севера, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются продолжительностью 51 рабочий день, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, - 45 рабочих дней.

Судье предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа его работы по юридической профессии:

от 5 до 10 лет - 5 рабочих дней;

от 10 до 15 лет - 10 рабочих дней;

свыше 15 лет - 15 рабочих дней.

Время следования судьи к месту отдыха и обратно в срок отпуска не засчитывается. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате.

Порядок определения стажа работы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.

3. Местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв.м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

С согласия судьи вместо предоставления жилого помещения ему выдается из средств федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая погашается при условии 10 лет его работы в должности судьи.

Во внеочередном порядке в течение трех месяцев должны также решаться вопросы установки домашнего телефона и предоставления мест в детских дошкольных учреждениях с оплатой за счет местного бюджета.

4. Судья, ушедший или удаленный в отставку со стажем работы в должности судьи не менее 20 лет либо ставший инвалидом в период работы и пожелавший переехать на постоянное место жительства в другую местность, обеспечивается во внеочередном порядке местной администрацией благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры или дома за счет федерального бюджета. Ему предоставляется возможность внеочередного вступления в члены жилищно-строительного кооператива, оказывается содействие в индивидуальном жилищном строительстве.

За судьей, находящимся в отставке, сохраняется право на пользование предоставленной ему дополнительной жилой площадью, указанной в пункте 3 настоящей статьи.

5. Судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи производится за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.

6. В случае прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее его годовой заработной платы.

В случае упразднения или реорганизации суда судья может быть с его согласия переведен в другой суд. За время, в течение которого оформляется перевод, за судьей сохраняется заработная плата. В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему также выплачивается компенсация в размере годовой заработной платы по последней должности.

7. Судья имеет право по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси). Судья также пользуется правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

8. Судьи и имеющие классные чины работники судов обеспечиваются бесплатным служебным обмундированием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Меры социальной защиты судьи и членов его семьи

1. Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы.

2. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, - его наследникам в размере пятнадцатилетней заработной платы судьи;

причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере трехлетней заработной платы судьи;

причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере годовой заработной платы судьи.

3. В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в виде заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

При этом пенсия по инвалидности, назначенная судье в связи с увечьем, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после увечья, в счет возмещения вреда не засчитываются. Также не засчитываются в счет возмещения вреда заработок, получаемый потерпевшим судьей после увечья, а также выплаты, полученные им по обязательному государственному страхованию.

4. В случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов.

Указанный порядок выплаты применяется и в случае гибели (смерти) пребывающего в отставке судьи, членам семьи которого, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение исходя из размера назначенного судье пожизненного содержания.

5. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судье или членам его семьи, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме.

6. Выплаты по возмещению вреда, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи, производятся за счет федерального бюджета.

7. Правила, содержащиеся в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, не применяются, если в предусмотренном законом порядке будет установлено, что причинение вреда судье и членам его семьи не связано со служебной деятельностью судьи.

Статья 21. Символы судебной власти

1. На здании суда устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

3. Судьям Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе пребывающим в отставке, удостоверения подписываются Президентом Российской Федерации и выдаются Президентом Российской Федерации или по его поручению Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судьям федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, в том числе пребывающим в отставке, удостоверения подписываются Президентом Российской Федерации и выдаются Президентом Российской Федерации или по его поручению председателями соответствующих арбитражных судов.

Судьям федеральных судов общей юрисдикции, в том числе пребывающим в отставке, удостоверения подписываются Президентом Российской Федерации и выдаются Президентом Российской Федерации или по его поручению председателями соответствующих окружных (флотских) военных судов - судьям военных судов, председателями верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов - судьям федеральных судов общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации.

Судьям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, мировым судьям, в том числе пребывающим в отставке, удостоверения подписываются и выдаются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

Москва, Дом Советов России

Защита прав и свобод человека – основополагающая миссия судебной власти. Согласно принципу разделения властей, прописанному в статье 10 Конституции РФ, судебная система является обособленной и самостоятельной, в сфере своей ответственности, ветвью государственной власти в России наравне с законодательной и исполнительной, что обеспечивает равновесие и взаимное их сдерживание. Только при соблюдении условия независимости суда могут быть обеспечены конституционные права и свободы граждан.

Общие положения

Закон РФ N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» был принят 26 июня 1992 года. Структура закона состоит из 22 статей и семи приложений. Рассмотрим подробнее:

  • Судьи как носители судебной власти, единство статуса;
  • Требования к действующим судьям и кандидатам на должность;
  • Медицинское освидетельствование претендентов;
  • Отбор кандидатов;
  • Порядок наделения полномочиями;
  • Полномочия председателей судов и их заместителей; порядок отстранения от должности;
  • Обязанности судей и их исполнение;
  • Принятие присяги;
  • Сведения о доходах, расходах, частной собственности и обязательствах имущественного характера судьи, супруга и детей (до 18 лет);
  • Гарантии независимости;
  • Недопустимость вмешательства;
  • Срок действия полномочий;
  • Несменяемость судьи;
  • Дисциплинарная ответственность;
  • Приостановление и прекращение полномочий, отставка;
  • Неприкосновенность судьи;
  • Материальное обеспечение;
  • Меры соцзащиты судей и их семей;
  • Дополнительное профессиональное образование;
  • Квалификационная аттестация;
  • Символы судебной власти;
  • Действие трудового законодательства РФ в отношении судей.

Приложения 1-4, включавшие сведения о доходах и имуществе судей, претендентов на должность и членов их семей, на настоящий момент утратили свою законную силу (с 2015 г.).

Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее

Приложения 5-7 включают следующие положения:

  • О порядке сообщения информации о доходах, расходах и имуществе судей российским СМИ;
  • О размере ежемесячных премий и окладов судей Конституционного Суда РФ в процентном соотношении к окладу его председателя (ФЗ :);
  • О величине денежных премий и оклада судей различных квалификационных классов в %-ом соотношении к окладу председателя Верховного Суда РФ.

Статья 1 закона гласит, что судебная власть в России принадлежит только судьям (судам) и в некоторых случаях — привлекаемым к осуществлению правосудия гражданам (суд присяжных). Вторя Конституции России, закон в настоящей статье закрепляет следующие положения:

  • Судебная власть является самостоятельной, действует независимо от ветвей исполнительной и законодательной власти;
  • Судьи в своей работе подчиняются только положениям Конституции и никому не подотчетны;
  • Их решения и указания имеют обязательный статус абсолютно для всех.

О судебной системе в РФ читайте подробнее

В статье 2 закона говорится, что все судьи в России обладают единым статусом. Проще говоря, все они между собой равны по статусу вне зависимости от квалификационного класса. Существуют определенные особенности правового статуса отдельных категорий таких должностных лиц: судей военных судов, Конституционного Суда РФ (содержатся в соответствующих федеральных законах).

Права судей согласно закону 3132

Права, которые предоставляются судье по статусу, можно разделить на две категории: процессуальные, реализуемые в рамках профессиональной деятельности, и права в сфере материального и социального обеспечения.

Гарантии независимости прописаны в статье 9 закона о правовом статусе судей. Независимость реализуется посредством:

  • Предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия и запретом чьего бы то ни было вмешательства под угрозой ответственности;
  • Установленного порядка приостановления и прекращения полномочий, правом на отставку;
  • Неприкосновенностью. Рассмотрена в статье 16 закона о статусе судей в РФ и включает в себя неприкосновенность:

Судьи и их семьи состоят под особой защитой. Для обеспечения безопасности жизни и здоровья этих лиц, сохранности принадлежащего им имущества, органы внутренних дел обязаны предпринимать необходимые меры. Человек, обладающий таким статусом, имеет право на получение и ношение служебного огнестрельного оружия (ч. 2 статьи 9).

Осуществление мер по созданию условий, необходимых для беспрепятственной судебной деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также вопросы укомплектования кадрового состава, организационного и ресурсного обеспечения возложены на судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы в субъектах России (ч. 3 статьи 9 закона).

Федеральный закон 171 с последними изменениями на 2018 год читайте

Ни один нормативный акт России или субъекта РФ не может снизить или «урезать» спектр предоставляемых судейскому сообществу гарантий независимости, мер правовой защиты и социального обеспечения, предусмотренные настоящим законом (ч. 4 ст. 9). Распространяются они на всех судей Российской Федерации вне зависимости от статуса, занимаемого лицом в иерархии судебной системы.

Главное в деятельности судьи – осуществление правосудия. Реализация этой функции – исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Всякое стороннее вмешательство в реализацию правосудия по закону наказуемо. Судья вправе не давать никаких комментариев по поводу рассмотренных или находящихся на рассмотрении дел (статья 10 настоящего закона).

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в закон о судебной системе и о статусе судей внесены были 5 декабря 2017 года. Коснулись они абзаца второго пункта 2 статьи 9. В данной статье прописано право на ношение и хранение служебного оружия.

Оружие выдается по заявлению и в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об оружии» «территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны» (в прежней редакции: «органами внутренних дел» ).

Рассмотрим подробнее положения отдельных статей закона, которых в последней редакции поправки не коснулись.

Статья 14 о прекращении полномочий. Возможные основания:

  • Письменное заявление об отставке (ст. 15);
  • Состояние здоровья, не позволяющее осуществлять полномочия;
  • Переход на другую работу и иные причины (указываются в заявлении);
  • Достижение предельного возраста для данной должности;
  • Выход из гражданства РФ, получение вида на жительство или гражданства другой страны;
  • Нарушение (совершенное в том числе членами семьи) запрета на открытие зарубежных счетов и хранение средств в иностранных банках;
  • Деятельность, не совместимая с должностью;
  • Переход на выборную должность (избрание президентом, депутатом, главой муниципального образования и др. — полный перечень содержится в подпункте 7.1. пункта 1 статьи 14);
  • Объявление обвинительного приговора или решения о принудительном лечении судьи;
  • Признание недееспособным, смерть;
  • Отказ от перевода при реорганизации суда;
  • Близкое родство или свойство (родственные связи супруга) с председателем суда;
  • Совершение серьезного дисциплинарного нарушения.

Если обвинительный приговор или решение квалификационной коллегии о прекращении полномочий было отменено, судья может быть восстановлен в статусе.

Статья 15 об отставке. Под отставкой подразумевается не увольнение, а почетный уход с должности. При этом за ними пожизненно закрепляются статус и гарантия личной неприкосновенности. С уходом в отставку лицо остается участником судейского сообщества. По собственному желанию можно уйти в отставку в любом возрасте (не только к пенсии).

При уходе в отставку положена выплата выходного пособия, рассчитываемого исходя из ежемесячного вознаграждения по последней должности за каждый полный отработанный год (но размером не менее чем за 6 месяцев) и компенсация на покупку проездных билетов на все виды городского, пригородного и местного общественного транспорта. Если судья прежде уходил в отставку, при расчете выходного пособия учитывается только срок, прошедший с момента возобновления деятельности.

Пенсия судье, пребывающему в отставке, выплачивается на общих основаниях. Если стаж работы на данной должности превышает 20-летний срок, по выбору выплачивается пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание величиной от 80% актуальной заработной платы для соответствующей должности, которое увеличивается на 1% за каждый год стажа свыше 20 лет. В итоге должно составлять не более 85 процентов.

Отставной судья, достигший возраста 55 лет (50 — для женщин), если его стаж работы составляет менее 20 лет, получает ежемесячное пожизненное содержание, исчисляемое пропорционально количеству полных проработанных в данной должности лет.

Если находящийся в отставке судья имеет инвалидность, полученную вследствие военной травмы, ему выплачивается пожизненное содержание и пенсия по инвалидности.

Основания для прекращения отставки:

  • Допущенные при исполнении полномочий нарушения, являющиеся основанием для дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий, даже если они были выявлены после ухода лица в отставку (согласно п. 6 статьи 12.1 настоящего закона, срок давности составляет 2 года, после чего привлечь к ответственности будет невозможно);
  • Нарушение установленных запретов и ограничений (указаны в пунктах 3,4 статьи 3);
  • Существенное нарушение, порочащее высокий статус судьи и подрывающее авторитет судебной власти;
  • Деятельность, несовместимая с данным статусом;
  • Вступивший в силу обвинительный приговор;
  • Смерть.

Решение о прекращении или приостановлении отставки по собственной инициативе лица выносится квалификационной коллегией. Может быть обжаловано (подробнее в ч. 7 ст. 15).

В случае прекращения отставки полагается пенсионное обеспечение, предусмотренное по закону.

Скачать действующую редакцию закона о статусе судей

Судебная система играет большую роль в установлении и поддержании баланса всех сфер государственной власти. Суды общей юрисдикции контролируют деятельность органов исполнительной власти, конституционные суды регулируют деятельность законодателя на предмет соответствия нормативно-правовой системы конституционным основам.